Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общие вопросы специальной психологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современная специальная психология представлена несколькими отраслями, формировавшимися в разное время. В состав специальной психологии входят: психология лиц с нарушением зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата (ОДА), интеллекта, эмоционально-волевой и поведенческой сфер, а также психология детей с задержкой психического развития (ЗПР) и психология лиц со сложными (коморбидными… Читать ещё >

Общие вопросы специальной психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данного раздела студент должен:

знать

  • • предметно-целевое содержание современной специальной психологии, ее основные и общие категории;
  • • ключевые этапы становления специальной психологии как самостоятельной отрасли науки;
  • • основные причины отклонений в развитии;
  • • базовые характеристики параметров и принципы классификации разных форм дизонтогенеза;
  • • основные тенденции развития специального образования в России (дифференцированного и инклюзивного);

уметь

  • • планировать и реализовывать эмпирические исследования лиц с отклонениями в развитии;
  • • дифференцировать первичные и вторичные нарушения при разных формах дизонтогенеза;
  • • оценивать эффективность реабилитированности разных групп инвалидов;
  • • раскрывать и сопоставлять содержание фундаментальных категорий специальной психологии в контексте анализа разных форм нарушения в развитии;
  • • анализировать методологические принципы специального образования применительно к нуждам психологической практики;
  • • дифференцировать опосредующие факторы патогенного влияния;

владеть

  • • основными понятиями специальной психологии;
  • • навыками анализа исторического генеза научного знания в контексте истории психологии;
  • • навыком использования качественной квалификации нарушений в развитии в зависимости от структуры дефекта в психолого-педагогической диагностике;
  • • ключевыми понятиями организации и содержания специального и инклюзивного образования.

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Предмет и задачи специальной психологии

Специальная психология может быть охарактеризована как одна из старейших прикладных отраслей психологической науки. Термин «прикладная психология» следует понимать буквально, как систему использования психологических знаний в решении конкретных проблем практической деятельности человека. Так, применение психологии в здравоохранении, просвещении, промышленном производстве стало основой для возникновения таких ее прикладных отраслей, как медицинская, педагогическая, трудовая психология.

Прикладной характер специальной психологии, как и ее название, раскрывается через ее исторические связи со специальной (коррекционной) педагогикой. Отсюда и второе равноценное название — коррекционная психология. Именно возникновение и развитие системы специального (коррекционного) образования стало одним из определяющих, хотя далеко и не единственным фактором в возникновении специальной психологии. При этом не следует слишком упрощенно понимать причину возникновения этой науки и видеть ее лишь в самом факте появления практики обучения детей с отклонениями в развитии. Потребовалась достаточно длительная эволюция самой этой практики, прежде чем возникло осознание необходимости в глубоких и всесторонних знаниях особенностей психического развития разных групп детей с отклонениями как важного фактора эффективной учебно-воспитательного работы с ними. Но и этого оказалось недостаточно, поскольку сама психология должна была достичь того уровня зрелости, при котором смогла бы ответить на запросы и потребности практики. Пути исторического развития специальной психологии определяются переплетением двух эволюционных рядов, постоянно взаимодействующих друг с другом — это эволюция системы специального коррекционного образования и эволюция самого психологического знания.

Современная специальная психология представлена несколькими отраслями, формировавшимися в разное время. В состав специальной психологии входят: психология лиц с нарушением зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата (ОДА), интеллекта, эмоционально-волевой и поведенческой сфер, а также психология детей с задержкой психического развития (ЗПР) и психология лиц со сложными (коморбидными) недостатками в развитии.

С методологической точки зрения вопрос предмета для любой науки является кардинальным, прежде всего потому, что точная его рефлексия задает границы содержания научной дисциплины и определяет характер взаимоотношений с другими науками. Вместе с тем процесс научного познания, как правило, оказывает влияние на изменение представлений о предмете изучения, то расширяя, то сужая его границы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой