Комплексное исследование личности подростка в условиях социально-психологического кризиса
Диссертация
Психическое здоровье не имеет пока классического определения. Вместе с тем, накопленные исследования и анализ многочисленных определений позволяют считать, что психическое здоровье — это динамический процесс психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоничная взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ПРОБЛЕМА КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
- 1. 1. Классификация кризисов
- 1. 2. Целостный подход к личности
- 1. 3. Концепции самоактуализации личности
- Глава 2. ПОДРОСТКОВЫЙ КРИЗИС КАК ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
- 2. 1. Периодизация и теории развития высших психических функций ребёнка
- 2. 2. История исследования природы чувств и эмоций человека
- 2. 3. Природа страха и формы его проявления у детей и подростков
- 2. 4. Психофизические основы возникновения страха и тревоги
- 2. 5. Страхи при неврозах у детей и подростков
- Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА
- 3. 1. Описание методического инструмента и выборки обследуемых
- 3. 2. Анализ и интерпретация результатов
- 3. 3. Исследование влияния проективной методики
- Возрастные страхи" на состояние психики подростков
- 3. 3. 1. Описание методики
- 3. 3. 2. Анализ и интерпретация результатов
Список литературы
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов ВУЗов. —М.: Изд. центр. Академия, 1997.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. Перевод с немецкого. — М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. — 296с.
- Альбом «Прогрессивные матрицы Дж. Равена» (Т-16/68). — Братислава. Издатель: народное предприятие «Психодиагностика».
- Аминов Н., Молоканов М. К вопросу о психотерапевтическом применении Свободного Дыхания // Свободное Дыхание, еще один шаг / Сб. под ред.
- B. Козлова. —Ярославль, 1992. С. 75.5. 5. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. -М., 1984. С. 143−155.
- Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.1. — М.: Педагогика, 1982.
- Анохин П.К. Системная организация физиологических функций. — М., 1969.
- Антипин П.О., Кокнаева Н. В. Экзистенциальная психология и психотерапия. Методическое пособие. -—Новосибирск, 1996. С. 2.
- Анциферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психологический журнал. Т. 20. № 1. 1999. С. 6 -19.
- Арушанян Э.Б. Мозг и психическое здоровье. — Ставрополье, 1986.
- И. Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие. — Иркутск, 1989.1. C.32−50.
- Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. — М.: REFL- book, 1994. — 314с.
- Бакеев В.А. О тревожно-внушаемом типе личности // Новые исследования в психологии. — М., 1974. № 1. С. 19.
- Бедный М.С. Медико-демографическое изучение народонаселения. — М.: Статистика, 1979.
- Белицкая Е.Я. Социальные и биологические закономерности в здоровье населения. —Л.: Знание, 1977.
- Беляев И.И. Психическое здоровье населения в условиях научно-технического прогресса // Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни. — М.: Медицина, 1975. С. 265−285.
- Березин Ф.Б. Некоторые закономерности психической и психофизиологической адаптации человека // Тез. докл. II Всесоюз. конф. по адаптации человека к различным географич., климатич. и производственным условиям. — Новосибирск, 1977. Т. 4. С. 119−121.
- Березин Ф.Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности. —М., 1976.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — СПБ, 1992. —400 с.
- Бехтерев В.М. Избранные произведения. — Л., 1954.
- Бихевиоральная терапия. Учебно-методическое пособие. — Новосибирск, 1996.
- Блатнер Г. А. Психодрама, ролевая игра, методы действия. — Пермь, 1993. — 105 с.
- Блей Е.А. Психогении в раннем детском возрасте // Журн. невропатол. и психиатр., 1940. Вып. 12. С. 56−61.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. — М.: Педагогика, 1979. № 2. С. 47.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.
- Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. М., 1985.
- Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. — М., 1977.
- Булахова Л.А. К особенностям невроза навязчивости на органическом фоне у подростков // Неврозы у детей и подростков: Тезисы докладов. — М., 1986. С. 28−29.
- Буянов М.И. О динамике пограничных психоневрологических расстройств // Неврозы у детей и подростков: Тезисы докладов. — М., 1986. С. 30−34.
- Вайлман Н.П. Об эпидемиологии невротических нарушений у школьников // Неврозы у детей и подростков: Тезисы докладов. — М., 1986. С. 34−36.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М.: Изд-во МГУ, 1976. С. 41−78.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо. — М., 1984. С. 47−62, 220−231.
- Воронина Е.Н. Двойственная природа суицидального кризиса // Социальная психология: Практика, Теория. Эксперимент. Практика. Т. 1 / Под ред. В. В. Козлова. Ярославль: МАПН, 2000. С. 106.
- Воронина Е.Н., Рушас В. И. Место суицидального кризиса в системе личностных кризисов // Социальная психология: Практика, Теория. Эксперимент. Практика. Т. 1. / Под ред. В. В. Козлова. Ярославль: МАПН, 2000. С. 110.
- Выготский JI.C. Развитие высших психических функции. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология. М., 1991. С. 100−102, 207 214,245−249,374−410.
- Выготский JI.C. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч. в 6-ти тт. — М.: Педагогика, 1982. Т. 2. С. 416−436.
- Галажинский Э.В. Самореализация личности как предмет психологического познания // Социальная психология: Практика, Теория. Эксперимент. Практика. Т. 1. / Под ред. В. В. Козлова. Ярославль: МАПН, 2000. С. 128.
- Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика // Избр. труды. — М&bdquo- 1964. С. 116−252.
- Гарбузов В.И. К вопросу об особенностях невроза навязчивых состояний у детей и подростков // Психические заболевания. — JL, 1970. С. 190−194.
- Гарбузов В.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение.1. М.: Медицина, 1977.
- Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства: Пер. с англ. — М., 1966.
- Гильяшева И.Н. Интеллект и личность при неврозах // Исследование личности в клинике и экстремальных условиях. — Л., 1969. С. 151−165.
- Гиляровский В.А. Узловые моменты в проблеме неврозов // Сов. невро-патол., психиатр, и психогиг., 1934. Вып. 2−3. С. 74−86.
- Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. —М.: Мир, 1992.
- Гозман Л.Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест.1. М&bdquo- 1995. —44 с.
- Гращенков Н.И., Березин Ф. Б., Соловьева А. Д. Гипоталамус и его роль в патогенезе неврозов // Материалы конф. Неврозы и соматические расстройства. — Л., 1966. С. 56−61.
- Грибоедов А.С. Детская психопатология и лечебная педагогика. — Л., 1926.
- Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. — М.: Центр «Соцветие», 1992. — 336с.
- Гроф С. Области человеческого бессознательного. Опыт исследований с помощью ЛСД. — М.: ИНИОН, 1992. — 312 с.
- Гроф С. Путешествие в поисках себя. Измерение сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира. — М., 1994.
- Губачев Ю.М., Иовлев Б. В., Карвасарский БД. и др. Эмоциональный стресс и условия нормы и патологии человека. — Л., 1976.
- Гуг-Гельмут Г. Новые пути к познанию детского возраста: Пер. с нем. — Л., 1926.
- Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников.— М., 1988. С. 12−24.
- Давиденков С.Н. Неврозы. — Л.: Медгиз, 1963.
- Данилова Н.Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. — М., 1985.
- Данилова Н.Н. Психофизическая диагностика функциональных состояний. Учебное пособие. — М.: Изд-во МГУ, 1992. — 192 с.
- Денисова Н. Наркомания как форма личностного кризиса // Социальная психология: Практика, Теория. Эксперимент. Практика. Т. 2. / Под ред. В. В. Козлова. -Ярославль: МАПН, 2000. С. 195.
- Добровольский Ю.А. Здоровье населения мира в XX веке. — М.: Медицина, 1968.
- Добровольский Ю.А. Характер патологии населения в XX веке и ее тенденции // Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни. — М.: Медицина, 1975. С. 333−350.
- Додонов Б.И. Эмоции как ценность. — М., 1978. С. 23−78.
- Дубинин Н.П., Шевченко Ю. Г. Некоторые вопросы биосоциальной природы человека. — М., 1976.
- Дубровина И.В., Андреева А. Д., Данилова Е. Е., Толстых Е. Н., Юфеева Т. И. Психологический мониторинг. Вып. 1. Мироощущение подростков и старшеклассников. — М., 1996.
- Дьякова Н.Н. Нервно-возбудимые дети и их воспитание. — М., 1929.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т. 1. — М., 1986. С. 16−247.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М.: Просвещение, 1993.
- Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. — М.: Педагогика, 1986.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. — М.: Медицина, 1988.
- Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. — М., 1976. С. 416.
- Зачепицкий Р.А., Яковлева Е. К. Роль неправильного воспитания в происхождении неврозов. — М., 1960.
- Иванов В., Иванова Л. Теоретические аспекты учения о психической болезни и психическом здоровье // Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни. — М.: Медицина, 1975. С. 255−264.
- Изард К. Эмоции человека: Пер. с англ. — М., 1980.
- Исаев Д.Н., Каган В. Е. Аутистические синдромы у подростков // Патологические нарушения поведения у подростков. — Л., 1973. С. 60−68.
- Использование матриц Дж. Равена в экспериментальных и диагностических целях. Сост. Л. И. Переслени и др. — Абакан: Аб. ГПЦ, 1990.
- Исследование развития познавательной деятельности. — М., 1971. С. 2599, 272−306.
- История зарубежной психологии. 30−60-ые годы XX века. Тексты. — М., 1986. С. 232−292.
- Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. 1984. Вып. 4. С. 89−95.
- Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. — Новосибирск, 1980.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М., 1981.С. 140−144.
- Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие. -Минск, 1987. С. 74−87.
- Карвасарский Б.Д. Неврозы. — М., 1980.
- Кириченко К.И. Возрастные аспекты формирования психогенных заболеваний у детей раннего возраста // Неврозы у детей и подростков. Тезисы докладов. — М&bdquo- 1986. С. 86−88.
- Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. — М., 1987. С. 119−160.
- Ковалев В.В. Возрастные закономерности клиники пограничных состояний у детей и подростков // Неврозы и нарушения характера у детей и подростков. Труды ЦОЛИУВ. Т. 176. —М., 1973. С. 6−18.
- Ковалев В.В. Психогенно обусловленные формы патологии поведения у детей и подростков // Вопросы изучения детей с отклонениями в развитии. — М., 1968.С. 119−132.
- Ковалев И.В. Психиатрия детского возраста. — М., 1979.
- Козлов В.В. Дао трансформации. — М.: МАПН, 1998. — 101 с.
- Козлов В.В. Истоки осознания. М., 1997. — 360 с.
- Козлов В.В. Методологические аспекты трансформационной работы / Ребенок и пространство / Сб. под ред. В. В. Козлова — М., 1996. — 197 с.
- Козлов В.В. Социальная работа с кризисной личностью. Метод, пособие. -Ярославль, 1999. —238 с.
- Козлов В.В., Бубеев Ю. А. Измененные состояния сознания: психология и физиология. М., 1997. — 198 с.
- Козлов В.В., Лукин-Григорьев В.В. Кризис как фундаментальная категория жизни // Социальная психология: Практика, Теория. Эксперимент. Практика. Т. 2. / Под ред. В. В. Козлова. Ярославль: МАПН, 2000. С. 94.
- Козлов В.П. Психогигиенические аспекты воспитания детей и подростков // Психогигиена и психопрофилактика. — Л., 1983. С. 13−17.
- Козловская Г. В., Кремнева Л. Ф. Роль фактора среды и индивидуальной реактивности в возникновении и клинике пограничных нервно-психических расстройств детского возраста // Психогигиена детей и подростков. — М., 1985. С. 6691.
- Козловская Г. В., Лебедев С. В. Роль возрастного фактора в динамике син-дромологической структуры пограничных психических заболеваний у детей // Журн. невропатол. и психиатр., 1981. Вып. 10. С. 1527−1531.
- Козловская Н.А., Козлов В. В. Психологические особенности личности в процессе пенсионного кризиса // Социальная психология XXI век. Т. 1. — Ярославль: МАПН, 1999. С. 319.
- Кон И. С. Социология личности. — М., 1967.
- Кон И. С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. —235 с.
- Котляр Б.И. Пластичность нервной системы. —М., 1986.
- Кузнецов Ю.А. Психогигиена семьи, особенности формирования и профилактики неврозов // II МОЛГМИ. — М., 1973.
- Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс: Пер. с англ. — М., 1970. С. 178−208.
- Лакосина Н.Д. Динамика невротического развития // Клиническая динамика неврозов и психопатий. — Л., 1967. С. 101−127.
- Лакосина Н.Д. Клинические варианты невротического развития. — М., 1970.
- Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага, 1984.
- Лебедев С.В., Козловская Г. В. О совершенствовании организационных форм профилактики неврозов у детей // Всесоюзная конференция по организации психиатрической и неврологической помощи детям. — М., 1980. С. 24−26.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. — М., 1985.
- Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. 1969. № 1. С. 131−138.
- Левитов Н.Д. Фрустрация — один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1967. № 6. С. 118−129.
- Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. — М., 1984, С. 12−15,43−47.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971, С. 45−86, 129−220.
- ИЗ. Леонард Дж., Лаут Ф. Ребефинг, или как познать и использовать всю полноту жизни. — СПб., 1993. — 192 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. —М.: Политиздат, 1975.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 1. — М., 1983. С. 281−302.
- Леонтьев А. Н'. Проблемы развития психики. —М., 1981. С.538−557.
- Лилли Дж. Мотивированное поведение при раздражении подкорковых структур: Старт — и стопреакции // Механизмы целого мозга: Пер. с англ. — М., 1963. С. 232−256.
- Лисицын Ю.П. Здоровье населения и современные теории медицины. Изд. 2-е перераб. и дополи. — М.: Медицина, 1982.
- Личко А.Е. Подростковая психиатрия. — Л., 1985.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.,
- Лобикова Н.А. 0 затяжных неврозах астенического типа у детей и подростков // Журн. невропатол. и психиатр., 1971. Вып. 10. С. 1524−1528.
- Лукин-Григорьев В.В., Козлов В. В. Духовные кризисы и пограничная психопатология // Психотехнологии в социальной работе / Сб. под ред. В. В. Козлова. Ярославль: МАПН, 1999. С. 94.
- Марищук В.Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А., Серова Л. К. Методики психодиагностики в спорте. — М.: Просвещение, 1975.
- Маркова А.К. Психология обучения подростка. — М., 1975. С. 16−26.
- Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Пузырей А. А. — М., 1982. С. 108−117.
- Матасова Т.Н. Инвалидность как «новообразование» кризисного периода // Социальная психология XXI век. Т. 2. — Ярославль: МАПН, 1999. С. 68.
- Матасова Т.Н. Специфика инвалидности как кризисного периода развития личности // Социальная психология: Практика, Теория. Эксперимент. Практика. Т. 2. / Под ред. В. В. Козлова. Ярославль: МАПН, 2000. С. 246.
- Мелешенкова И.П. Возможности профессиональной самореализации выпускников школы // Психотехнологии в социальной работе. Выл. 6. / Под ред.
- B.В. Козлова. Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2001. С. 124 — 128.
- Мелешенкова И.П. Здоровье общества в твоих руках! // Психотехнологии в социальной работе / Сб. под ред. В. В. Козлова. — Ярославль: МАПН, 1999.1. C. 142- 145.
- Мелешенкова И.П. Философия и психология одной мантры // Проблемы психологии и эргономики. Ярославль-Тверь, 1999. № 1. С. 74.
- Мелешенкова И.П., Козлов В. В. Структура и феноменология детских страхов // Социальная психология — XXI век. Т. 2. — Ярославль: МАПН, 1999. С. 81.
- Мелешенкова И.П., Козлов В. В. Характерологические особенности подросткового кризис // Психотерапия в социальной работе. Вып. 5. / Под. ред. В. В. Козлова. — Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2000. С. 169−176.
- Мильто Е.Ю. Проблема классификации личностных кризисов // Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. Практика. Т. 2. / Под ред.
- B.В. Козлова. Ярославль: МАПН, 2000. С. 128.
- Мирошников М.П. Одна из концепций психического стресса по данным зарубежных исследований // Проблемы психологии спорта. — М., 1971. Вып. 1.1. C.137−165.
- Михайлов А.Н., Березин Ф. Б. Соотношение ситуационных факторов и особенностей личности в возникновении и течении соматических нарушений // Ак-туальн. вопросы изучения механизм, гомеостаза: Тез. республ. конф. — Каунас, 1983.С. 194−195.
- Мишина Т.М. Семейные конфликты и семейная психотерапия // Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. —Л., 1976. С. 94−95.
- Моргун В.Ф., Ткачева Н. Д. Проблема периодизации развития личности. — М., 1981. С. 33−67.
- Мягер В.К., Мишина Т. М. Семейная психотерапия при неврозах. Метод, рекомендации.—Л., 1976.
- Мясищев В.Н., Карвасарский Б. Д. Некоторые теоретические и практические выводы из изучения 1000 больных отделения неврозов // Журн. невропатол. и психиатр., 1967. Вып. 6. С. 897−900.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л.: Медицина, 1960.
- Неврозы и нарушения характера у детей и подростков. Научные труды Центрального института усовершенствования врачей. — М., 1973.
- Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2-х кн. — М.: Просвещение, 1994.— Кн. 2. С. 15−48, 114−120.
- Немчин Т.А. Клинические особенности страха при неврозах // Вопросы психиатрии и невропатологии. —Л., 1965. С. 209−217.
- Никифоров А.С. Эмоции в нашей жизни. — М., 1974. С. 9−39, 98−150.
- Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М., 1998. —464 с.
- Обозов Н.Н. Межличностные отношения. — Л., 1979.
- Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. — М., 1981.
- Общая психология. Курс лекций. Сост. Рогов Е. А. — М.: Владос, 1986.
- Осипова Е.А. К вопросу о значении возрастного фактора в построении психических отклонений с дошкольном возрасте // Сов. невропатол., психиатр, и психогиг., 1932. Вып, в. 8, С.377−385.
- Особенности обучения и психического развития школьников в 13−17 лет. —М., 1988, С. 34−36.
- Отчет психологического исследования процесса адаптации учащихся пятых классов к обучению в средней школе. — Челябинск, 1997.
- Павлов И.П. Полное собрание сочинений. — М. — Л., 1951. Т. 3. Кн. ½.
- Панин Л.Е. Биохимические механизмы стресса. — Новосибирск, 1983.
- Пельцман Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу // Психологический журнал, 1992. № 1. С. 27−32.
- Перлз Ф.С. Гештальт-терапия дословно // Гештальт-96 / Ред. Хло-мов Д.Н., Немеринский О. В., Кедрова Н. Б. — М., 1997. С. 9−11.
- Перлз Ф.С. Внутри и вне помойного ведра. — СПб., 1995. — 232 с.
- Петраков Б.Д., Рыжиков Г. В. Закономерности распространения психических болезней в современном мире (научный обзор). Обзорная информация. Серия «Социальная гигиена и организация здравоохранения». — М.: ВНИИМИ, 1976, С. 49.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. — М., 1969. С. 210−221.
- Пивоварова Г. И. Затяжные реактивные состояния у детей и подростков. — М., 1982.
- Пивоварова Г. Н., Симеон Т. П. Неврозы детского и подросткового возраста // Неврозы. — Петрозаводск, 1956. С. 58−64.
- Платонов К.К. Значение структурного понимания личности для психотерапии и психоневрологии // Вопросы психотерапии в общей медицине и психоневрологии. — Харьков, 1968. С. 43−44.
- Проективные методы в психологической диагностике. Метод, рекомендации.— Магнитогорск, 1996.
- Психическое здоровье народов мира в 20 веке. — М.: ВНИИМИ, 1984.
- Психогигиена детей и подростков Под ред. Т. Н. Сердюков с кой, Г. Гель-ница. — М.: Медицина, 1985.
- Психологические средства выявления особенностей личностного развития подростков и юношества: Сб. научных трудов / Редкол.: Д. И. Фельдштейн и др.
- М.: Изд. АПН СССР, 1990. С. 104, 115.
- Психосоматические расстройства. — Женева: ВОЗ, СТД, № 275, 1965.
- Развитие личности ребенка. — М., 1987. С. 99−150.
- Рацюте-Бутинавичене С. Психическое здоровье школьников и некоторые семейно-бытовые факторы // Условия формирования и пути предупреждения неврозов и аномалий личности / Ин-т гигиены детей и подростков МЗ СССР. — М., 1972. С. 87−93.
- Робин Ж.-М. Фигуры гештальта // Московский психотерапевтический журнал. 1994. Вып. 3. С. 25−52.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.1. М.:Владос, 1996.
- Роджерс К.Р. Взгляд, на психотерапию: становление человека: Пер. с англ. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.
- Роджерс К.Р. Клиентоцентрированная терапия: Пер. с англ. — М.: «Рефл- бук», К: «Ваклер», 1997. — 320 с.
- Рожнов В.Е., Драпкин Б. З. Особенности психотерапии детей и подростков / Руководство по психотерапии. — М., 1974. С. 259−272.
- Рубинштейн С.Т. Основы общей психологии. В 2-х тт. — М., 1989. Т. 1. С. 400−442.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1993. — 386 с.
- Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие, — Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.
- Свядощ A.M. Неврозы. — М.: Медицина, 1982.
- Селье Г. Концепция стресса, как мы ее представляем в 1976 году // Новое о гормонах и механизме их действия: Пер. с англ. — М., 1977. С. 27−51.
- Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. — Л., 1978. С. 93−96.
- Семичев С.Б. Предболезненные психические расстройства. — Л., 1987.
- Сергеева Н. Психологические характеристики личностных кризисов // Социальная психология XXI век. Т. 2. — Ярославль: МАПН, 1999. С. 283.
- Серенко А.Ф., Ермаков В. В., Лаврова И. Г. и др. Социальная гигиена и организация здравоохранения. — М.: Медицина, 1977.
- Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. — М, 1985.
- Симонов П.В. Эмоциональный мозг. — М.: Наука, 1981. С. 10−55, 140 190.
- Симеон Т.П. Неврозы у детей, их предупреждение и лечение. — М., 1958.
- Сканави Е.Е. Реактивные состояния у детей и подростков. — М., 1962.
- Словарь практического психолога. — СПб., 1995.
- Случайко И.С., Церковный Г. Ф. Статистическая информация в управлении учреждениями здравоохранения. — М.: Медицина, 1983.
- Смирнов А.А. Избранные психологические труды. В 2-х тт. — М., 1987. Т. 1. С. 163−185.
- Справочник детского психиатра и невропатолога / Под ред. Л. Л. Була-ховой. — Киев: Здоровье, 1985.
- Степанов А.Д. Норма, болезнь и вопросы здравоохранения. — Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1975.
- Столин В.К. Самосознание личности. — М., 1983.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. —Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
- Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. —М., 1982.
- Ступикова Н.Ю. Интегративные психотехнологии как метод работы с кризисной личностью // Социальная психология: Практика, Теория. Эксперимент. Практика. Т. 2. / Под ред. В. В. Козлова. Ярославль: МАПН, 2000. С. 130.
- Судаков К.В. Общая физиология функциональных систем организма // Основы физиологии функциональных систем. — М., 1983. С. 6−30.
- Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. — М., 1981.
- Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 1. —М&bdquo- 1955- Т. 2,—М., 1959.
- Сухарева Г. Е., Юсевич Л. С. Психогенные патологические реакции (неврозы) // Многотомное руководство по педиатрии. Т. 8. — М., 1965. С. 332−352.
- Тимофеева Е. К классификации кризисных состояний личности // Творчество воли / Под ред. В. В. Козлова. М.: МАПН, 1997. С. 73.
- Трифонов О.Ф. К динамике неврозов, начавшихся в детском возрасте // Клиническая динамика неврозов и психопатий. — Л., 1967. С. 87−100.
- Ушаков Г. К. Профилактика нервно-психических расстройств у детей. — М., 1966.
- Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. — М.: Медицина, 1978.
- Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. Методика персонального и социального роста. Т. 1, 2. — М.: «Три Л», 1996. — 420 с.
- Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе: Пер. с нем. — М., 1923.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. — М.: Наука, 1991. — 456с.
- Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. Вып. 1−2.: Пер. с нем. -М., 1922.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 1989.
- Фромм Э. Психоанализ и этика. — М.: Республика, 1993. — 415с.
- Ханин Ю. Л. Исследование тревоги в спорте // Вопросы психологии. 1978. № 6. С. 94−106.
- Харчев А.Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. — М., 1978.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. — М., 1993, —486с.
- Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. — СПб.: «Лань», 1997. — 240с.
- Христозов X., Ачкова М., Шойлекова М., Стамболова С. Роль факторов предрасположения к неврозам в детском возрасте // 4-й Симпозиум детских психиатров соц. стран. — М., 1976. С. 90−94.
- Царегородцев Г. И., Бемев И. И., Добровольский Ю. А. и др. Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни. — М.: Медицина, 1975.
- Чернышев А.С. Влияние развивающейся социальной среды на способность личности к выбору стратегий самореализации // Социальная психология -XXI век. Т. 2. -Ярославль: МАПН, 1999. С. 419.
- Чернышев А.С., Белянский Ю. В., Лунев Ю. А., Сарычев и др. Программа подготовки молодежных лидеров и социально- психологической помощи подросткам и юношам. Курск, 1994.
- Чикин С.Я. Здоровье человека и социальная среда. — М.: Знание, 1971.
- Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. — Минск, 1992. — 128 с.
- Щепин О.П., Царегородцев Г. И., Ерохин В. Г. Медицина и общество. — М.: Медицина, 1983.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной педагогической психологии. — М.: Просвещение, 1981. С. 26.
- Энциклопедия тестов. Тайны вашего характера / Сост. Касьянов С. А. -М.: Вече, 1997.-464 с.
- Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов: Пер. с англ. — М. — Киев: Совершенство- Port-Royal, 1997. — 348 с.
- Юнг К. Г. Конфликты детской души. Собрание соч.: Пер. с нем. — М.: Канон, 1997, — 336 с.
- Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. — М.: Издательская группа Прогресс, Универс, 1996. — 336 с.
- Юнг К. Г. Психология бессознательного. Собрание соч.: Пер. с нем. — М.: Канон, 1996.— 320 с.
- Яковлева Е. К., Зачепицкий Р. А. К вопросу о неврозах у подростков // Вопросы детской психоневрологии. —JL, 1961. С. 319−326.
- Appley М.Н., Trumbull R. On Ihe concept of psychological stress // Psychological stress, —New York, 1967, p. 1−13.
- Averill J.R., Optan E.M., Lazarus R.S. Cress-cultural studies of psychophysiological response during stress and emotion // Symp. Society, stress and disease. — Oxford, 1971, p. 110.
- Brown J.S. The motivation of behavior. — New York, 1961.
- Chan K.B. Individual differences in reactions to stress and their personality and situational determinants: Some implications for community mental health // Soc. Sci. Med. 1977, № 11, p. 89−103.
- Cofer Ch.N., Appley M.H. Motiwacja: Teoria i badania. — Warzawa, 1972.
- Dugas M., Gueriot C, Abbosh J. Symptomes neurotiques et neuroses chez Г enfant. — Progr. med., 1972, t. 100, № 9, p. 327−336.
- Gellhorn E. Principles of autonomic-somatic integrations. — Minneapolis, 1967.
- Hess W.R. The functional organisation of the diencephalon. — New York, 1957.
- Horney К. Neurosis and Human Growth. —N. Y., 1950.
- Kanner L. Child Psychiatry, 3d ed. — Oxford, 1957.
- Kepinski A. Lek. — Warzawa, 1977.
- James B. In defense of anxiety // Austral.N.Z.J.Psychiat. 1969, vol.3, p. 241 247.
- Male P. Les neuroses infantiles. — Rev. Neuropsychiat. infant., 1966, v. 14, № 9, p. 645−649.
- Marks Y.M., Gelder M.G. Different Ahes of Onset in Varieties of Phobia. — Am. J. Psychiat, 1966, v. 123, № 2, p. 218−221.
- Mason J.W. Emotion as reflected in patterns of endocrine integration // Emotions: Their parameters and measurements. — New York, 1975, p. 143−181.
- Masserman J.H. Principles of dynamic psychiatry. — Philadelphia, London, 1961.
- Poldinger W. Aspects of anxiety // Anxiety and tension-new therapeutic aspects. — Basel, 1970, p. 7−21.
- Richter H.E. Eltern, Kind und Nevrose. — Stuttgart, 1983.
- Spielberger Ch., Sarason J. Stress and anxiety. — Washington, D. C., 1975,1. Vol. 1.
- Spitz R.A. Vom Saugling zum Kleinkind. — Stuttgart, 1967.
- Tache I., Selye H. On stress and coping mechanismus // Stres and anxiety. -Washington, D. C., 1978, Vol. 5.
- ТЕСТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДИССЕРТАЦИИ
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Для студентов ВУЗов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997:
- Опросник для изучения темперамента (Ян Стреляу) с. 434.
- Опросник Г. Айзенка по определению темперамента с. 440.
- Тест «Исследование тревожности» (Ч.Д.Спилбергер) с. 485.
- Проективный тест «Несуществующее животное» с. 512.
- Энциклопедия тестов. Сост. С. А. Касьянов. М.: Вече, 1997:
- Тест «Шкала тревоги» Дж. Тейлора с. 194.
- Опросник PEN (Ганса и Сабиллы Айзенк) с. 196.
- Тест Г. Айзенка для проверки коэффициента интеллектуальности с. 259.
- Тест «Карта интересов» с. 400.
- Тест «Интеллектуальная лабильность» с. 408.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. М.: Медицина, 1988, с. 49.1. Тест «ВОЗРАСТНЫЕ СТРАХИ».
- АНКЕТА «МОТИВАЦИЯ К УЧЕБЕ"1. ФИО Класс
- Внимательно прочитайте все приведенные ниже высказывания и укажите цифрами (1, 2, 3) три из них наиболее важные для Вас.
- Напротив каждого высказывания укажите, как Вы к нему относитесь. Для этого обведите кружком самое подходящее число:
- ТЕСТ «ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ ДЖ. РАВЕНА»
- Далее приводятся весовые коэффициенты различных заданий и перевод суммарного набранного балла в станайны.
- Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 И 12 13 14 15прав, ответа 5 2 3 2 3 4 6 2 6 3 5 2 8 4
- Очки за ответ 1 3 1 5 3 5 2 3 5 4 6 6 4 7 3
- Номер задания 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30прав, ответа 1 6 2 4 7 6 4 2 6 6 2 5 4 6 5
- Очки за ответ 6 6 5 5 7 7 8 6 7 4 7 8 7 8 6
- Набранные по правильным ответам баллы суммируются, сумма переводится в станайны с помощью следующей таблицы:
- Сумма очков за 44 и 45−58 59−72 73−86 87- 101- 115- 129- Болееправильные отве- менее 100 114 128 142 143ты
- Оценка в станай- 1 2 3 4 5 6 7 8 9нах
- По сумме баллов за правильные ответы определяются также уровни развития интеллекта с помощью следующей таблицы:
- Сумма баллов 58 и менее 59−114 115−142 143 и более
- Уровень развития интеллекта Низкий Средний Высокий Очень высокий
- ТЕСТ «РЕАКТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ» (СОКРАЩЕННЫЙ ВАРИАНТ ТЕСТА Ч. Д СПИЛБЕРГЕРА)
- Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже высказываний и зачеркните соответствующую цифру справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете.
- Нет, это не Пожалуй, Верно Совершеннотак так верно
- Я чувствую себя свобод- 1 2 3 4но 2. Я нервничаю 1 2 3 4
- Я не чувствую скованно-. 1 2 3 4сти, напряжения 4. Я доволен 1 2 3 41. Ключ:
- РТ = El Е2 + 15, где Е1 — сумма ответов № 2,5, Е2 — сумма ответов № 1,3,4.