Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Косвенное внушение. 
Психология педагогического общения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внушение через противопоставление. Внушаемый противопоставляется другому человеку, с которым он соревнуется в том или ином деле. В формуле воздействия говорится нечто противоположное тому, чего в действительности добивается учитель. Например, Виктору, неуверенному подростку, надо внушить смелость и уверенность для спуска на лыжах с горы. Здесь формула внушения может выглядеть примерно так: «Эта… Читать ещё >

Косвенное внушение. Психология педагогического общения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Косвенное внушение осуществляется опосредствованно, через предметы, в виде раскрытия факта (описание какоголибо случая), совершенного другими, в виде намека, примера и т. п.

Бывает целесообразно с помощью примера большой внушающей силы или рассказа повлиять на ученика путем косвенного внушения.

При косвенном внушении цель внушения закрыта от внушаемого. В педагогической практике чаще встречаются ситуации, в которых целесообразнее воздействовать на ученика не разъяснением или категорическим требованием, а применяя косвенное внушение, которое считается более эффективным, чем прямое.

Косвенное внушение в форме намека осуществляется в целях воздействия на эмоции и установку школьника путем шутки, иронии, совета, аналогии.

2.26

Ситуация. Таня (6-й класс) — девочка с ленцой, всегда стремится увильнуть от уборки класса и другой общественно полезной работы, которую выполняют подруги. Идет сбор макулатуры. Таня «устроилась» учетчицей. Она записывает, кто сколько принес макулатуры, сама в сборе бумаги участия не принимает.

Как учитель должен намекнуть с иронией, рассчитанной на внушающее воздействие, чтобы Таня испытала стыд?

Решение. Учитель спросил: «Тебя эта работа не утомит?». Вопрос, разумеется, не рассчитан на то, чтобы Таня подумала, утомит или не утомит ее работа.

2.27

Ситуация. Миша (6-й класс) на перемене нарисовал на доске мелом женский карикатурный портрет и подписал под ним фамилию учительницы. Сначала она хотела наказать его, но быстро сумела подавить в себе вспышку гнева, вспомнив, что раньше подобные меры никаких результатов не давали.

Как учительница могла отреагировать, применяя метод внушающего косвенного намека?

Решение. Учительница внимательно посмотрела на рисунок. Ученики насторожились и притихли. Она спокойно и неторопливо села за стол. Ничем не выдавая своего волнения и стараясь придать искренность своим словам, сказала: «Неплохо нарисовано! Оказывается, в нашем классе есть настоящие художники. Кто же это у нас так хорошо рисует?!» .

Миша, ожидавший упреков и выговора, от такого неожиданного оборота дела совсем растерялся. Испытывая чувство стыда, он в то же время был польщен похвалой. Несколько помолчав, учительница продолжала: «Только вот что, Миша! Чем рисовать карикатуры на свою учительницу, помоги нам для подшефного класса нарисовать картину. Я думаю, ты это сможешь сделать лучше, чем ктолибо другой» .

2.28

Ситуация. В руках у Толи очень интересная книга. Он ушел с головой в чтение, ничего вокруг не замечает. Если сейчас мать скажет: «Толя, сходи в магазин, принеси хлеб» , — неизбежен конфликт. Очень трудно оторваться от книги и выполнить прямое требование матери.

Как с помощью внушающего косвенного намека мама может разрешить данную ситуацию?

Решение. Мама с тревогой в голосе очень мягко говорит: «Вот сейчас отец придет с работы, а хлеба нет». Толя неохотно отрывается от книги и сам принимает решение: придется сходить за хлебом.

Разновидностями косвенного внушения являются: внушение через запрет, внушение через противопоставление и внушение доверием.

Суть внушения через запрет состоит в том, что воспитаннику запрещается совершить какое-либо действие без указания причины запрета. В результате совершается действие, противоположное запрещаемому. Эффективность внушения через запрет зависит от степени негативизма внушаемого.

Например, в одном из романов Веры Кетлинской есть такой эпизод: некий мальчик очень не любил читать, мама его задалась целью сделать так, чтобы он полюбил чтение. Как же действовала мама? Начала она с того, что стала запирать книги в шкаф, а ключ прятать. Сын естественно поинтересовался, почему мама запирает от него книги — ведь он же их не читает.

Мама откровенно заявила сыну, что она ему ни на волос нс верит, что в этом возрасте она сама говорила своей матери, что ничего не читает, а на самом деле читала ночи напролет при свете эмалированной кастрюли. Тут мама непринужденно принялась рассказывать, как ей приходилось прятаться от своих родителей, к каким уловкам прибегать, чтобы они ничего не узнали, какие потрясающе интересные были книги, которые она читала, и т. д.

Естественно, сын заинтересовался всей этой романтикой.

В последующие дни мама придирчиво следила за сыном, чтобы он, не дай бог, не вздумал «заболеть чтением», и время от времени строго напоминала ему, что читать вредно, что от этого «портятся глаза» и что гораздо полезней позаниматься спортом.

Одним словом, все кончилось тем, что в одну прекрасную лунную ночь сын взломал книжный шкаф при помощи обыкновенного гвоздя, выкрал томик Даниэля Дефо и принялся читать. Через некоторое время он сделался прямотаки книгоманом.

Внушение через противопоставление. Внушаемый противопоставляется другому человеку, с которым он соревнуется в том или ином деле. В формуле воздействия говорится нечто противоположное тому, чего в действительности добивается учитель. Например, Виктору, неуверенному подростку, надо внушить смелость и уверенность для спуска на лыжах с горы. Здесь формула внушения может выглядеть примерно так: «Эта гора не очень высокая… Но у тебя вряд ли хватит смелости, чтобы спуститься… Вот Игорь (с ним наш испытуемый соревнуется) наверняка не побоялся и спустился бы…» .

Важно, чтобы внушаемый верил, что значимый человек, с которым соревнуется, действительно может сделать то, о чем говорит учитель.

Внушение доверием. Формула внушения выглядит примерно так: «Я, твой руководитель, и весь наш коллектив доверяем тебе это важное дело. Ты можешь его выполнить, и мы уверены, что выполнишь его успешно…». Реакция внушаемого: «Мне доверяют. Я должен напрячь все силы, чтобы оправдать доверие…» .

Внушение доверием успешно использовалось в практике А. С. Макаренко. С. А. Калабалин вспоминал, как А. С. Макаренко доверил ему, воришке, получить продукты для колонии и даже снабдил револьвером: «Это доверие просто перевернуло все у меня внутри. Даже мысли не возникло, чтобы похитить деньги и продукты и сбежать. Я думал только о том, как лучше и быстрее выполнить поручение…» .

Внушение доверием возможно при условии высокого авторитета внушающего педагога, а также при наличии чувства чести и долга перед теми людьми, которые оказывают доверие.

Внушающее косвенное одобрение, похвала, как правило, рассчитаны на эмоциональное восприятие, и имеют большую внушающую силу.

Сущность такого косвенного внушения заключается в том, что педагог опосредованно одобряет школьника: «Посмотрите, ребята, как чисто и красиво выполнил свою работу Толя», «Нс знаю, как вам, а мне очень понравился рисунок Тани». Подобные реплики, по существу, рассчитаны на одобрение ученика. Произнося их с яркой эмоциональной окраской, учитель оказывает сильное внушающее воздействие — ученик внутренне утверждается в своих силах и возможностях.

Внушающее косвенное осуждение — форма косвенного внушения — обычно немногословна. Важно, чтобы была наиболее полно затронута эмоциональная сфера школьника.

Педагогическая литература, посвященная нравственному воспитанию, дает немало примеров лаконичного, но действенного влияния слова, рассчитанного не на «лобовую атаку». Приведем один из таких примеров.

2.29

Ситуация. Миша (7-й класс) во время перемены с криком мчался по коридору, налетел на учительницу и чуть не сбил ее с ног. Все это происходило на глазах директора школы, который видел, как нарушитель дисциплины, вместо того чтобы извиниться перед учительницей, хотел просто убежать.

Как поступил директор?

Решение. Директор остановил Мишу и приказал: «Спустись вниз и подожди меня около дверей моего кабинета» .

Возвращаться в кабинет директор умышленно не спешил. Когда он пришел, ему стало ясно, что укорять провинившегося или вести с ним нравоучительную беседу не следует. Весь вид мальчика, слезы на глазах говорили о том, что он искренне раскаивается в случившемся. Директор спросил: «Теперь ты знаешь, что надо делать?». «Да» , — ответил Миша. «Иди». Краткость словесного воздействия и его результативность очевидны.

Иногда рассматриваемая форма внушения проводится учителем в виде размышления вслух, в котором он дает оценку самому себе и школьникам: «Неужели я самый плохой учитель и поэтому наш класс и по дежурству, и по спорту, и по художественной самодеятельности на самом последнем месте?» .

Разумеется, такой разговор должен быть очень тонко рассчитан. Совершенно недопустима рисовка учителя. Если педагог не авторитетен и ребята его не уважают, то ничего, кроме жалости к себе, он подобными рассуждениями не вызовет.

Педагогическое «плацебо» . Термин «плацебо» заимствован из медицинской практики. В психиатрии плацебоэффект заключается в том, что врач прописывает больному индифферентное средство, но при этом говорит о пользе рекомендуемого лекарства. Психический настрой больного на благоприятное воздействие приписанного лекарства дает положительный результат.

В педагогической практике также встречаются ситуации, когда оправдано применить нечто, напоминающее плацебоэффект.

Например, пятилетний мальчик упал, разбил коленку и горько плачет. Мать спешит на помощь: «Вовочка, дай я подую на коленку, и все пройдет». Ребенок доверчиво подставляет ножку, мать слегка дует и спрашивает: «Ну, теперь не болит?». «Нет, не болит» .

Опытные учителя начальных классов также иногда пользуются подобным приемом.

2.30

Ситуация. Коля, ученик 1 -го класса во время перемены вымазал лицо чернилами. Он очень доволен своей проделкой. Весь класс смотрит в его сторону — он герой. Входит учительница. Что делать? Самое простое: приказать выйти из класса и умыться.

Как в этой ситуации воспользоваться методом косвенного внушения?

Решение. Учительница, войдя в класс «не замечает» Колю и начинает урок с чтения сказки. Постепенно класс затихает, внимание завоевано. Внезапно учительница прерывает чтение и, обращаясь к мальчику, у которого на руке чернильное пятнышко, говорит: «Я забыла вас предупредить, что чернила, попадая на руки человека, разъедают кожу и оставляют ранки. Надо быть очень осторожным в обращении с чернилами. Если вы случайно испачкаете пальцы чернилами, обязательно постарайтесь их во время перемены отмыть. Я знаю случай, когда мальчик вымазал всю руку чернилами, сразу нс помыл ее, она покрылась язвочками и очень болела. Пришлось ему в больницу лечь» .

Свой рассказ учительница ведет серьезно и эмоционально, обращается ко всему классу, в сторону Коли не смотрит. Но он уже сник. Из глаз по грязному лицу побежали слезы. Он тянет руку: «Татьяна Васильевна, можно выйти из класса?» И тут только учительница «замечает» Колю. «Ну, как же ты так? — укоризненно говорит она. — Конечно, иди, умойся» .

Прибегая к «педагогическому плацебо», мы совершаем некоторый обман, но это, как говорят, «святая ложь». В отдельных случаях рассматриваемая форма косвенного внушения оправдана, используется в работе с дошкольниками и младшими школьниками.

Все формы косвенного внушения являются тонкими, тактичными средствами воздействия. Их применение характеризует степень мастерства учителя.

Разве Коля, вымазав лицо чернилами, не понимал, что так нельзя делать? Много ли в подобных коллизиях может дать разъяснительная работа, убеждающее слово учителя, адресованное к сознанию учащихся? Обычно разъяснение принимает форму нудной нотации, поэтому педагогически целесообразно или категорически потребовать от ученика «привести себя в порядок», или сделать косвенное внушение.

Несомненно, в условиях авторитетности педагога, податливости учащихся внушению (младший школьный возраст) предпочтительнее сделать нс прямое, а косвенное внушение.

Косвенное внушение предпочтительнее прямого внушающего наставления, поскольку никогда не встречает внутреннего сопротивления школьника. Косвенное внушение по форме своею выражения является скрытым, поэтому школьник не замечает, что воздействие противоречит его внутренней установке.

Ценность данного метода заключается также в том, что он эффективно стимулирует всю психическую активность личности. Намек, ирония, косвенное осуждение и другие подобные формы не требуют от школьника поведения на исполнительском уровне.

Воздействие на мотивационную сферу ставит школьника в позицию самооценки собственных поступков. Ученик сам должен принять решение и определить линию поведения. Обычно косвенное внушение школьник воспринимает как отсроченную меру воздействия. Так как содержание косвенного внушения всегда опирается на положительный опыт ученика, у него, как правило, находятся силы и средства для поступков, адекватных сделанному внушению.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой