Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические средства формирования адаптивного поведения личности в ситуациях ее трудоустройства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работе также подчеркивается актуальность проблемы психологического сопровождения клиента службы занятости. Разработанная модель психологического сопровождения безработного с учетом степени его мотивации к трудоустройству вообще и к самостоятельному поиску работы, в частности, предполагает четкую дифференциацию безработных по их социально-психологическим группам, исходя из уровня выраженности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРИ ТРУДОУСТРОЙСТВЕ
    • 1. 1. Изучение адаптивного поведения личности в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 2. Факторы адаптивности поведения личности
    • 1. 3. Характеристики и формы адаптивного поведения личности в ситуациях ее трудоустройства
  • ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ АДАПТИВНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
    • 2. 1. Система психологических средств повышения адаптивности поведения при трудоустройстве личности
    • 2. 2. Формы реализации психологических средств повышения адаптивности поведения личности при трудоустройстве
    • 2. 3. Программа Клуба ищущих работу как интегрированная форма реализации психологических средств
    • 2. 4. Модель психологического сопровождения безработных с учетом степени их мотивации к трудоустройству
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НА ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРИ. ТРУДОУСТРОЙСТВЕ
    • 3. 1. Организация и методы экспериментального исследования
    • 3. 2. Анализ результатов исследования влияния психологических средств на формирование адаптивного поведения личности в ситуации ее трудоустройства
  • ВЫВОДЫ

Психологические средства формирования адаптивного поведения личности в ситуациях ее трудоустройства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблеме изучения поведения человека в кризисных ситуациях посвящается большое количество работ, как в нашей стране, так и за рубежом. Особенность этих работ заключается в том, что они выполнялись в относительно стабильных экономических условиях, либо в условиях сложившихся рыночных отношений.

В настоящее время — в период общественно-исторических потрясений, ломки прежнего уклада жизни, переоценки ценностей, — число сложных ситуаций значительно возросло. Интенсивность изменений, происходящих в современном обществе, неустойчивость и, часто, непредсказуемость социальных процессов предъявляют повышенные требования к личности, которой, с одной стороны, необходимо соответствовать социальным требованиям, продуктивно взаимодействуя с окружающей средой, с другой — сохранять внутреннюю стабильность, индивидуальность и возможность самореализации.

С переходом страны к новым формам экономической жизни и появлением нового для нашего общества социально-экономического явления — безработицы — со всей остротой встала проблема ее влияния на психическое состояние человека и необходимость поиска адекватных мер коррекции ее негативных последствий, помощи в социально-психологической адаптации, разработки и внедрения новых форм и средств психологической поддержки людей, оказавшихся в сложной ситуации.

Изучение поведения человека в сложных ситуациях является одной из тех общезначимых областей научных изысканий, которые поставляют огромное количество теоретических и практических проблем.

Несмотря на то, что последствия безработицы пока изучены недостаточно, в отечественной и зарубежной литературе отмечаются ее негативные проявления, связанные с ростом числа психосоматических заболеваний, депрессий, напряженности, конфликтных ситуаций (Куприянова З.К., 1994; Ломов Б. Ф., 1984). Рост уровня безработицы на один процент увеличивает число совершаемых убийств на 650, самоубийств — на 820, количество пациентов психиатрических клиник — на 4000 человек, заключенных — на 3000 человек (Шаховская JI.C., 1995).

Известно, что потеря работы в большинстве случаев влияет, прежде всего, на психологическое состояние людей. В последнее время все большее число исследователей оценивает безработицу как ситуацию, сопровождающуюся значительным риском развития психологического дистресса, что означает неудовлетворенность жизнью, неуверенность в собственных силах, снижение уровня социальной мотивации и активности, исчезновение базовых жизненных целей, изменение мотивации достижения цели, самооценки и уровня социальной и психологической адаптивности. Как следствие этого, повышается уровень психоэмоциональной напряженности, ухудшаются показатели нервно-психического здоровья, происходит дезинтеграция поисковой активности, направленной на изменение ситуации.

Научно-теоретическая база, посвященная вопросу изучения психологических эффектов безработицы, поведения личности при ее трудоустройстве, наиболее развита в зарубежной психологии. Вместе с тем, в последние годы внимание отечественных психологов также все чаще обращается к проблеме изучения индивидуальных способов и стилей поведения, которые использует человек не только в сложных жизненных ситуациях, но и в повседневных, типичных условиях (Л.И. Анцыферова, К.А. Абульханова-Славская, А. А. Кроник, Е. К. Завьялова, Б. Д. Парыгин и др.). Вместе с тем, психологические средства, с помощью которых повышается адаптивность поведения личности, описаны, на наш взгляд, все еще недостаточно полно.

Оказание эффективной психологической помощи людям, находящимся в трудной ситуации, осложняется тем, что отсутствует целостный, достаточно проработанный методологический подход к определению поведения личности, факторов его адаптивности, а также форм и методов психологической поддержки безработных.

Поэтому особое значение н актуальность приобретают исследования, направленные на изучение изменений личности (в том числе ее поведения) в условиях переходной экономики, характерной для современной России.

Продолжая линию, заложенную в работах отечественных ученых, мы предприняли дальнейший анализ и систематизацию подходов к изучению поведения личности, факторов его адаптивности, а также психологических средств повышения адаптивности поведения при трудоустройстве личности. Наиболее важным для нас является изучение того, каким образом человеку удается справиться с трудностями при трудоустройстве, к каким поведенческим актам прибегает он, чтобы предотвратить порождаемые ими эмоциональные нарушения, под воздействием каких психологических средств поведение человека при трудоустройстве может стать более эффективным.

Выявление психологических средств, оказывающих влияние на повышение адаптивности поведения личности, позволит разрабатывать более адекватные и эффективные формы психологической поддержки и помощи не только тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации, но также тем, кто находится в обычной, привычной обстановке.

Эмпирическая часть работы сконцентрирована на проблеме исследования поведения в процессе поиска работы, а также использования тех психологических средств, которые влияют на успешность трудоустройства.

Объектом исследования является адаптивное поведение личности в ситуациях ее трудоустройства.

Предметом исследования явились психологические средства формирования адаптивного поведения личности при трудоустройстве.

Целью данной работы является выявление системы психологических средств, оказывающих влияние на формирование адаптивного поведения безработного в ситуации поиска работы.

Основной гипотезой нашего исследования является предположение о том, что на формирование адаптивного поведения личности в ситуации поиска работы оказывает влияние система психологических средств, включающая социально-значимые, мотивационные, когнитивные, коммуникативные, а также эмоционально-чувственные психологические средства.

В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи:

1. Выявить психологические особенности адаптивного поведения личности в процессе поиска работы.

2. Выявить систему психологических средств, влияющих на формирование адаптивного поведения личности в ситуациях ее трудоустройства.

3. Описать интегрированную форму реализации психологических средств формирования адаптивного поведения личности при трудоустройстве — программу Клуба ищущих работу.

4. Разработать модель психологического сопровождения трудоустройства безработного с учетом степени его мотивации к трудовой деятельности.

5. Провести эмпирическое исследование влияния психологических средств на формирование адаптивного поведения личности при трудоустройстве.

Методологической основой данного исследования является системно-личностный подход к изучению психических явлений, приверженцами которого являются Б. Г. Ананьев, C.JI. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Анциферова, В. Ф. Сафин, Е. А. Климов, И. И. Чеснокова и другие.

С позиций данного подхода личность рассматривается как совокупность внутренних свойств человека, через которые преломляются внешние воздействия. Личность выступает как системное качество человека, основными характеристиками которого являются активность, целостность и субъективность.

Другими методологическими посылками для данной работы послужили гуманистические взгляды на природу личности и ее развитие, рассматриваемые К. Роджерсом, А. Маслоу, Дж.Келли.

Теоретическая значимость исследования заключается в анализе основных направлений в изучении поведения личности, который позволил охарактеризовать поведение как социально и личностно обусловленный процесс. В ходе рассмотрения проблемы выделены факторы адаптивного поведения личности, проведена классификация форм и типов поведения личности при трудоустройстве. Описана и теоретически обоснована модель психологического сопровождения безработного в процессе поиска им нового рабочего места, а также интегрированная форма реализации психологических средств, влияющих на формирование адаптивного поведения личности при трудоустройстве — программа Клуба ищущих работу.

Научная новизна. На основе анализа работ отечественных и зарубежных авторов конкретизирован подход к изучению поведения личности: выделены факторы адаптивного поведения при трудоустройстве, установлена взаимосвязь между системой психологических средств и адаптивностью поведения личности на рынке труда.

Разработанная модель психологического сопровождения безработного включает те формы реализации психологических средств, которые обеспечивают ему наиболее эффективную и адресную психологическую поддержку.

Практическая значимость. В ходе исследования изучены типы стратегий поведения личности в ситуации поиска работы (конструктивные, неконструктивные), психологические средства, оказывающие наибольшее влияние на формирование адаптивного поведения безработного: социально-значимые, мо-тивационные, когнитивные, коммуникативные, эмоционально-чувственные. Подробно описаны формы реализации данных психологических средств.

Результаты данного диссертационного исследования внедрены в практику работы регионального учебного консультационно-методического центра профориентации и содействия трудоустройству выпускников «Карьера», центра профориентации и психологической поддержки населения города Новокузнецка, Новокузнецкого института повышения квалификации.

В целом результаты исследования позволяют решить целый ряд научно-практических и прикладных задач:

— при работе с безработными с целью снижения негативных проявлений безработицы;

— при подготовке и повышении квалификации специалистов, работающих непосредственно с безработными;

— при работе с выпускниками профессиональных учебных заведений, старшеклассниками, инвалидами, работающими гражданами, желающими сменить место работы.

Модель психологического сопровождения клиента службы занятости с учетом его мотивации к трудоустройству дает возможность сформировать психологические рекомендации по оптимизации индивидуального стиля поведения в ситуации поиска работы. Результаты проведенного исследования могут использоваться в практических и семинарских занятиях, а также могут стать основанием для последующей исследовательской работы: выявление влияния различных психологических средств на успешность в предпринимательской деятельности, при выборе профессии, при формировании индивидуального стиля эффективной профессиональной деятельности.

На основе данных диссертационного исследования разработаны практические рекомендации построения программы тренинга с целью повышения адаптивности поведения личности в ситуациях ее трудоустройства.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась согласованностью основных теоретических принципов и положений с данными экспериментального исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, методами статистической обработки полученных результатов.

Апробация работы. Материалы исследования докладывались на заседании кафедры общей психологии НГПУ (2002), на межрегиональных научно-практических конференциях (Кемерово, 1998; Новосибирск, 1999; Новокузнецк, 1999, 2002). Также апробация осуществлялась в следующих формах: консультирование и психокоррекционная работа с безработными, состоящими на учете в центре занятости населения г. Новокузнецкаконсультирование преподавателей, профконсультантов и практаческих психологов, ведущих занятия по программе социально-психологической адаптации на рынке труда. По теме диссертации опубликовано 11 работ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Основными психологическими проблемами безработного при поисках им нового рабочего места являются следующие: низкая самооценка, недостаточная активность при поисках нового рабочего места, слабая мотивация на достижение цели, негативное эмоциональное состояние в связи с ограничением возможности удовлетворения собственных потребностей, отсутствие навыков самостоятельного поиска работы, самопрезентации.

2. Под воздействием активных форм обучения с использованием различных психологических средств у безработных формируется конструктивный подход к решению проблем трудоустройства, происходит изменение «неуспешной» стратегии поведения на «успешную», что приводит к конкретному результату трудоустройства.

3. Наиболее существенное влияние на адаптивность поведения безработного в ситуации поиска работы оказывают следующие психологические средства: социально-значимые, мотивационные, когнитивные, коммуникативные и эмоционально-чувственные.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Новокузнецкого городского центра занятости населения. В эксперименте принимали участие 358 респондентов. Средний возраст испытуемых — 37 лет.

Объем и структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 196 наименований, 43 из которых на иностранном языке, и 10 приложений. В тексте диссертации имеются 12 таблиц и 10 рисунков. Общий объем работы 176 страниц.

140 ВЫВОДЫ.

1. Психологические особенности поведения личности в процессе поиска работы выражаются в используемых ею стилях поведения: конструктивных и неконструктивных.

Формами неконструктивного поведения при трудоустройстве являются следующие: избегающее поведение как уход от проблем, связанных с трудоустройствомхаотические действия как поведение без осмысления вариантов и последствий принимаемых решенийповедение личности в условиях ограниченной информированностииждивенчество как делегирование ответственности за свою судьбу ближним, использование их ресурсов.

Конструктивные формы поведения: целенаправленное использование ресурсов своей межличностной сетидейственная конкретизация образа самого себя, своих планов и оценок происходящегодостраивание контекста текущей жизненной ситуации («Я вижу то, чего пока нет, или то, с чем я пока не имею дела»).

2. Адаптивность поведения индивида определяется многими факторами, наиболее значимыми из которых являются следующие: фактор социальной значимости, мотивационпый, когнитивный, коммуникативный, эмоционально-чувственный факторы. Следовательно, доминирующими психологическими средствами, оказывающими влияние на адаптивность поведения человека в ситуации поиска работы, являются:

— социально-значимые: приобретение социальных навыков (коммуникативных, самопрезентации) — признание и оценка других людейнаблюдение за опытом других людейприобретение определенного социального статуса;

— мотивационные: побуждения (к деятельности, к общению) — потребности, побуждающие человека действовать с определенной цельюмотивирующие условия, в которых возрастает энергия активизированных мотивовсреда, в которой активизируются собственные мотивы человекавлияние других людей, их оценканаличие перспективы и конкретной цели;

— когнитивные: самопознание как осознание себя, своих профессионально-важных качеств и возможностейприобретение новых знанийустановкиубежденияпредставления и интересы;

— коммуникативные: вербальные (речь) и невербальные (жесты, мимика, пантомимика, пространство и время организации коммуникативного процесса);

— эмоционально-чувственные: экзогенные (эмоциогенные ситуации и объекты, события внешнего мира) и эндогенные (личностные особенности человека).

3. Существует множество различных форм реализации указанных психологических средств повышения адаптивности поведения личности. В данной работе выделены те, посредством которых такая реализация является наиболее эффективной:

— мотивационный тренинг, притчи, истории успеха (как формы реализации мотивационных психологических средств);

— психологическое консультирование, психодиагностика (как формы реализации когнитивных психологических средств);

— релаксационный тренинг, психологическое тестирование, аутотренинг (как формы реализации эмоционально-чувственных психологических средств);

— коммуникативный тренинг, видеотренинг, деловая игра (как средства реализации коммуникативных психологических средств).

Интегрированной формой реализации психологических средств повышения адаптивности поведения безработного, включающей практически все перечисленные выше формы реализации психологических средств, является программа Клуба ищущих работу. Целью данной программы является оказание психологической поддержки безработным, активизация самостоятельного поиска работы, обучение эффективным умениям и навыкам, необходимым безработному для более успешной адаптации на рынке труда.

4. Разработана модель психологического сопровождения безработного с учетом степени его мотивации к трудоустройству вообще и к самостоятельному поиску работы, в частности. Данная модель предполагает четкую дифференциацию безработных по их социально-психологическим группам, исходя из уровня выраженное&tradeмотивации к трудовой деятельности и потенциала к трудоустройству (опыта работы, возраста, наличия востребованной профессии и специальности и др.). Для каждой из этих групп разрабатаны конкретные мероприятия, позволяющие осуществить наиболее эффективную и адресную психологическую поддержку в процессе поиска безработным нового рабочего места.

5. По данным сравнительного анализа выявлена результативность влияния психологических средств на повышение адаптивности поведения человека при его трудоустройстве. Отмечено, что под влиянием программных психологических средств у участников экспериментальной группы повысилась эмоциональная устойчивость, уверенность в своих силах и возможностях. Одновременно наблюдается формирование у них таких качеств, как реалистичность, прагматизм.

По данным нашего исследования, под воздействием психологических средств увеличилось количество человек, предпочитающих стратегию сотрудничества и компромисса при разрешении конфликтной ситуации. И, наоборот, уменьшилось количество тех, кто выбирает стратегию соперничества. То есть заметно повышение способности безработных к партнерским отношениям, ориентации на эффективное взаимодействие с окружающими.

Под воздействием комплекса указанных психологических средств у человека повышаются:

— эмоциональная устойчивость, уверенность в собственных силах и возможностяхоткрытость в самовыражении чувств и эмоций, самооценка таких показателей, как психофизическое состояние, социальная направленность и предприимчивость, способность к партнерским отношениямвозрастают:

— уровень смелости и активности в контактах с другими людьми, ориентация на эффективное взаимодействие с окружающимиснижаются:

— уровень психофизической напряженности (напряжения, беспокойства, тревожности), настороженность к другим людям.

В отношении безработных экспериментальной группы можно отметить, что в сложных ситуациях они чаще, чем испытуемые контрольной группы, проявляют активные способы реагирования и разрешения проблем. Соответственно, уменьшается их пассивность и ориентация только на себя, на собственные проблемы.

Под воздействием программных психологических средств существенно сокращается время, необходимое для трудоустройства.

Кроме того, большинство безработных экспериментальной группы, то есть те, кто был подвержен влиянию психологических средств, овладев навыками эффективного поведения на рынке труда, находят работу самостоятельно, используя различные источники информации о возможностях трудоустройства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Представленная работа посвящена одной из наиболее важных проблем современной психологии — проблеме изучения поведения личности в сложных ситуациях. В данном исследовании — это ситуация трудоустройства. С признанием активной преобразовательной функции личности и социальной среды, все более актуальной становится проблема развития личности, повышения адаптивности ее поведения на основе конструктивного взаимодействия с окружающей средой.

В работе предпринят теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященный изучению поведения личности, в ходе которого выделены три направления:

1) психодинамическое, в соответствии с которым наиболее значимые аспекты поведения человека находятся вне сферы его сознания;

2) концепции бихевиоризма, как рассмотрение поведения индивида в значительной степени обусловленным жизненными событиями и окружающей средой;

3) гуманистическое направление, в соответствии с которым поведение людей не зависит целиком от контроля внешних сил, а также не является абсолютно свободным от влияния окружающей среды.

Адаптивные ресурсы личности рассматриваются сквозь призму таких сталей поведения, которые обеспечивают построение системы оптимального взаимодействия со средой. Выбор стилей поведения осуществляется одновременно как социализация и индивидуализация. Данный системный подход к изучению поведения личности представлен как наиболее целостное и перспективное направление.

• В работе описываются конструктивные и неконструктивные стили поведения личности в сложных ситуациях.

— Конструктивное поведение предполагает веру в собственные силы и возможность преодоления сложной ситуации, принятие на себя ответственности, знание своих возможностей и активный поиск выхода из кризиса.

— Неконструктивное поведение определяется как невозможность сделать выбор, непринятие внешнего мира как реальности, неуверенность в себе, страх перед будущим и стремление найти кого-либо, на кого можно переложить решение собственных проблем.

Адаптивность поведения личности определяется многими факторами, оказывающими причинное влияние, некоторое воздействие на адаптивность поведения личности: фактором социальной значимости, мотивационным, коммуникативным, когнитивным, эмоционально-чувственным.

Особое место в данной работе отводится описанию психологических средств формирования адаптивного поведения личности в ситуации ее трудоустройства. Психологическое средство определяется как способ психологического воздействия на личность с определенной целью.

В работе описаны наиболее значимые психологические средства, влияющие на формирование адаптивного поведения личности: социально-значимые, мотивационные, когнитивные, коммуникативные, эмоционально-чувственные.

Подчеркивается, что реализация воздействия психологических средств осуществляется с целью повышения мотивации безработного к трудоустройству, его самооценки, активности при поисках нового рабочего места, коррекции представлений о самом себе, формирования умений саморегуляции, а также эффективных практических умений и навыков, необходимых при трудоустройстве.

Теоретический анализ подходов к изучению поведения личности в отечественной и зарубежной литературе, а также пилотажное исследование ведущих личностных черт безработного позволили выделить основные характеристики безработных, затрудняющие их адаптацию в ситуации профессиональной невостребованности. К ним, в первую очередь, относятся интровертированность, осторожность, неуступчивость, раздражительность, соперничество при разрешении сложных вопросов, повышенная тревожность и низкая самооценка.

По результатам факторного анализа были выделены три ведущие личностные черты безработного: эмоциональная, коммуникативная, социальная.

Это явилось основой для осуществления экспериментального исследования влияния психологических средств на адаптивность поведения безработного при его трудоустройстве.

Исследование проводилось в стандартных условиях службы занятости, что позволило приблизить ситуацию тестирования к естественной, снизив вероятность разного рода симуляций (социальная желательность, аггравация и др.).

Влиянию психологических средств подверглись безработные экспериментальной группы, которые участвовали в программе Клуба ищущих работу. Безработные контрольной группы в программе Клуба не участвовали.

Полученные в результате данные свидетельствуют, что под влиянием психологических средств (после участия в клубной программе) поведение безработных на рынке труда становится более эффективным: они располагают более широким спектром вариантов занятости, более уверенны в своих силах, менее тревожны, владеют навыками грамотного самостоятельного поиска работы (навыками эффективной самопрезентации, телефонного разговора с работодателем, составления резюме и др.). В связи с этим, на поиск подходящей работы они тратят меньше времени, чем те безработные, которые влиянию психологических средств не подвергались.

В отношении безработных контрольной группы можно отметить также следующее: они более раздражительны, менее уступчивы, прямолинейны, в меньшей степени склонны к сотрудничеству, а также менее склонны брать ответственность за сложившееся положение на себя. При этом они чаще проявляют враждебность против кого-либо в окружении, позволяя себе упреки, обвинения, саркастические замечания.

Данное исследование показывает, что как для безработных экспериментальной, так и для безработных контрольной группы наиболее значимыми жизненными ценностями являются интересная работа, активная деятельная жизнь, материальный достаток. Однако средства, с помощью которых безработные намерены добиваться поставленных целей, различны. Так, для безработных экспериментальной группы основными средствами оказались компетентность, образованность, инициативность. Для безработных контрольной группы основное средство — твердая воля, искренность, умение настоять на своем. При этом инициативность, активность проявляются гораздо слабее.

Итак, анализ практики использования различных психологических средств и механизмов оптимизации трудоустройства, внедрения активных форм обучения по программе Клуба ищущих работу, гибкость содержания и проведения занятий показал хорошие результаты в преодолении психологических проблем в решении вопросов трудоустройства участниками программы: снизилась тревожность, конфликтностьпозиция испытуемых с активно-оборонительной изменилась на активную, появилась тенденция к самореализациистрессовое состояние снизилосьпо-новому произошло осмысление себя и окружающего мира, понимание и осознавание проблемы в целомсущественно изменились ценностные ориентации, возросла мотивация к трудоустройству.

Можно также отметить, что усилия, вложенные в попытку повлиять на поведение безработного с помощью различных психологических средств, вызвали и изменение его убеждений и установок. Причем эти убеждения и установки приняли более позитивную окраску. Об этом также свидетельствуют данные экспериментального исследования.

В работе также подчеркивается актуальность проблемы психологического сопровождения клиента службы занятости. Разработанная модель психологического сопровождения безработного с учетом степени его мотивации к трудоустройству вообще и к самостоятельному поиску работы, в частности, предполагает четкую дифференциацию безработных по их социально-психологическим группам, исходя из уровня выраженности мотивации к трудовой деятельности и потенциала к трудоустройству (опыта работы, возраста, наличия востребованной профессии и специальности и др.). Для каждой из этих групп разрабатываются конкретные мероприятия, что позволяет осуществить наиболее эффективную и адресную психологическую поддержку в процессе поиска нового рабочего места.

Таким образом, основная гипотеза нашего исследования о том, что на адаптивность поведения личности в ситуации ее трудоустройства оказывает влияние система психологических средств, наиболее значимыми из которых являются социально-значимые, мотивационные, коммуникативные, когнитивные, эмоционально-чувственные, подтверждена.

Поставленные нами в ходе исследования задачи были решены.

Это позволяет рекомендовать данный путь активизации мыслительной и практической деятельности ищущих работу людей, как эффективное направление в сфере занятости.

Результаты, полученные в исследовании, могут служить основой для определения того типа необходимой психологической помощи, которая будет способствовать адекватному и эффективному выходу из кризисной ситуации — ситуации безработицы.

На основе полученных нами данных возможна корректировка программ тренингов, адекватных различным типам безработных, выработке у них необходимых жизненных навыков, с помощью которых преодоление ситуации профессиональной невостребованности будет происходить с наименьшими потерями. Это приведет к сокращению сроков безработицы, минимизации ее «психологических последствий», повышению эффективности деятельности службы занятости.

Созданию адекватных программ психологической помощи для различных категорий безработных мы планируем посвятить дальнейшую работу.

Исследования, направленные на создание в центре занятости населения эффективной психологической службы и разработку программ помощи для разных типов безработных, является перспективным направлением дальнейшего развития в области общей психологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С., Степанович В. А. Деловые игры: теория и организация. -Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 192с.
  2. Айви Алан Е., Айви Мэри Б., Линк Саймэн-Даунинг. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. — 487с.
  3. .Г. Избранные психологические труды. М.: Наука, 1980. — Т.1. -С.124−135.
  4. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380с.
  5. .Г. Человек как предмет познания. Л.: «Лениздат», 1968. -339с.
  6. А. Психологическое тестирование. В 2-х томах. Т.1. М.: Педагогика, 1982.-С. 193.
  7. П.К. Значение ретикулярной формации для различных форм высшей нервной деятельности // Физиологический журнал СССР. 1957. — № 11. -С. 1072−1085.
  8. Л.И. Личность в трудных жизненных ситуациях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита. // Психологический журнал 1994. — Т. 15. № 1. -С.3−18.
  9. Л.И. Человек в системе наук. М.: Изд-во МГУ, 1989. -С.426−433.
  10. А.Г. Личность как предмет психологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 1984. -103с.
  11. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367с.
  12. Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал .- 1984. № 3. — С. 152−162.
  13. Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). М.: «Смысл», 1993. — 163с.
  14. О.JI. Социальное самочувствие: методологические и методические проблемы исследования: Автореф. дисс. .канд. филос.наук. М., 1989. — 20с.
  15. И.Ф., Булычкина К. К., Молоканова И. А. Кризис труда и его последствия // Изменение мотивации труда в новых условиях. М., 1992.- С. 14.
  16. М.А., Соломин И. М. Профконсультирование и психологическое тестирование // Профессиональный потенциал. 1999. — № 1. — С.33−35.
  17. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Общ. Ред. М. С. Мацковского. СПб.: Лениздат, 1992. -400 с.
  18. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: «Наука», 1986. — 365 с.
  19. А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
  20. А.А. Основы социально-психологической теории /Ред.А. А. Бодалев, А. Н. Сухов. М., 1995. — С.45−61.
  21. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. — 464 с.
  22. Большой толковый психологический словарь.- Т.2.- М.: изд-во «Вече-АСТ», 2000.-631с.
  23. Г. М. Эмоциональные процессы. Рига: «Проект», 1984. — 231 с.
  24. А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психологический журнал .- 1996. Т. 17, № 6. -С.30−37.
  25. Брушлинский Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1991. -Т.12,-№ 6. -С.3−11.
  26. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 414 с.
  27. В.К. Перспективы развития психологии эмоций // Тенденции развития психологической науки. М., 1990. — С.21.
  28. Ю.Е. Влияние эмоциональных состояний на различные виды интеллектуальной деятельности // Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1972. — С.88−99.
  29. В.Д. Временная занятость в условиях перехода к рынку: Дисс. .канд. экон. наук: -М., 1995. 173 с.
  30. Э. Регуляторные функции автономной нервной системы. М., 1948. -197 с.
  31. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М.: Наука, 1976.-496 с.
  32. . Что такое психология. -М., Изд-во «Мир»., 1992. Т. 1. С. 24.
  33. А.Н., Попова И. П. Способы адаптации безработных в трудной жизненной ситуации //Социологические исследования. -2000. № 5. — С.41−43.
  34. М.А. Психологические факторы профессиональной адаптации. / Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб., 1991. — С.43−60.
  35. М.В. Изучение мотивационной структуры личности безработных // Ананьевские чтения. 1998: Тезисы научно-практической конференции. — СПб., 1998.- 111 с.
  36. .И. В мире эмоций. Киев.: Политиздат, 1987. — 321с.
  37. .И. Эмоция как ценность. М.: «Наука», 1978. — 271с.
  38. И.Д. Управление социальными процессами на рынке труда: региональные проблемы безработицы. СПб.: Изд-во ЛГУ, 1999. — С. 16.
  39. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.-С.89.
  40. А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированно-сти личности в новых условиях деятельности и общения: Дисс. .канд. психол. наук. М., 1989.-249с.
  41. Е.К. Социально-психологическая адаптация женщин в современных условиях (профессиональный аспект): Автореф. дисс.. доктора психол. наук. СПб., 1998. — 37с.
  42. .В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1982. -328с.
  43. М. Как научиться оптимизму. М.: «Вече», 1997. — 349с.
  44. Ф. Застенчивость. М.: Педагогика, 1991. — С. 160.
  45. Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб: Издательство «Питер», 2000. — 448с.
  46. В.А. Формирование побуждения к действию//Вопросы психологии. 1985. — № 3
  47. К. Эмоции человека. М.: Изд-во «Мир», 1980. — С. 139−162.
  48. Э. Что же такое личность? // С чего начинается личность. 2-е изд. -М., 1983. -С.321−358.
  49. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Издательство «Питер», 2000. -С.270−274.
  50. Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: «Питер», 2001. — 752с.
  51. В.П. Современные аспекты адаптации. Н-сибирск: «НПК», 1980.- 191с.
  52. И.А. Цивилизация и адаптация. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 240с.
  53. И. Соч. в 6-ти томах. Т.4, Ч. 1. М.: «Политиздат», 1964. — 653с.
  54. Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен // Психологический журнал. 1988. -№ 5. — С. 120−128.
  55. Квинн Вирджиния Н. Прикладная психология. СПб.: «Питер», 2000. -С.89.
  56. У. Физиология эмоций. Л., 1927. — 446с.
  57. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. — 512с.
  58. Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. М.: Новая школа, 1993. — 319с.
  59. Кон И.С. В поисках «Я». М.: Политиздат, 1984. — 354с.
  60. Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке / Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. — С.3−19.
  61. Е.А., Ошс В.К. Психологическое консультирование безработных с экстернальными и интернальными локусами контроля // Профессиональный потенциал. 2001. — № 1. — С.24−27.
  62. Р. Основы психологического консультирования: Пер. с лит. М.: Академический проект, 1999. — С. 49−54.
  63. Краткий психологический словарь. / Сост. Л. А. Карпенко, под общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — С.308.
  64. Краткий психологический словарь. /Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: «Наука», 1998. — 324с.
  65. А.А. В главных ролях: Вы, мы, ты, он, я. Психология значимых отношений. М., 1989, — 315с.
  66. И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности: Дисс. .канд. психол. наук. М., 1980. — 159с.
  67. П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов: «Вестник», 1991. -74с.
  68. З.Н. Как меняется отношение к труду //Человек и труд. 1994. -№ 2. -С.23.
  69. В.В. Притчи человечества. Мн.: ИП «Лотаць», 1998. — 432с.
  70. К., Фельдман Д. Как справиться с потерей работы. М.: Нива России, 1995.-324с.
  71. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: «Наука», 1975. -С.206−230.
  72. Д.А. Очерк психологии личности. М.: Изд-во МГУ, 1993. -С.40−42.
  73. В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Новосибирск: ГП «Новосибирский полиграфкомбинат», 2002. — С.69.
  74. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. -С.310−331.
  75. B.C. О взаимосвязях готовности человека к собственным усилиям и ожидаемой им помощью // Психологический журнал. 1991. Т. 12. — № 6. -C.18−2I.
  76. B.C., Ибрагимов И. С. Мотивы граждан, обращающихся в органы по трудоустройству населения // Под общ.ред. Е. Г. Антосенкова. М.: Госком. СССР по тр. и соц. вопросам, 1990. -С.73−84.
  77. С.И. Психология тренинга. СПб.: «Питер», 1997. — 238с.
  78. В.М., Синов В. В., Тучков А. И. Управление человеческими ресурсами в инновационной сфере. СПб.: Изд-во ЛГУ, 1997. — 67с.
  79. К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. 2-е изд. — Т. З, С. 37.
  80. В.И. Психологические реакции человека в экстремальных условиях // Экологическая физиология человека: адаптация человека к экстремальным условиям среды-М., 1979.-С.525−540.
  81. X. Цели, процессы и методы видеотренинга руководителей //Человек, общение и живая среда. Таллин, 1986. — С.7−27.
  82. К. Психология ответственности. Л., «Наука», 1983. — 279с.
  83. А.М. Трактат Первой кантовской конференции. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998. -С.39−43.
  84. В.Н. Психология отношений. Москва-Воронеж, 1995. — С.342−353.
  85. В.И. Адаптивность и ее развитие у студентов в процессе совмещенной производственно-учебной деятельности: Автореф. дис. .канд. психол. наук.-Л.- 1988.-25с.
  86. А.А. Социально-психологическая адаптация личности. Ереван, 1988. — 262с.
  87. Р.С. Психология в 3-х кн. Книга 1. Общие основы психологии. М.: «Владос», 2000. — С.76−92.
  88. С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Рус.яз., 1990.-921с.
  89. А.К., Чуйкова Т. С. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы // Вопросы психологии. 1999. — № 1. — С.92−104.
  90. Н.С. Социально-психологическая адаптация молодежи к рыночной экономике: Дисс. .канд. психол. наук. -М., 1997. 137с.
  91. Н.А. Динамика социально-психологической адаптации: Авто-реф. дисс. .канд. психол. наук. М., 1995. — 20с.
  92. .Д. Практикум по социально-психологическому тренингу. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. 352с.
  93. Н.М. Закономерности динамики психических явлений. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1984. -113с.
  94. О.Н., Рыженков П. Е. Я ищу работу. Новосибирск: РИПЭЛ, 1995.-64с.
  95. Л.А. Компетентность в общении. М.: «Наука», 1989. — С.9.
  96. Л.А. Теоретические и методические вопросы социально-психологического тренинга. М.: «Наука», 1982. — С.9,208.
  97. А.В. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1995. — С.420.
  98. Психологический словарь. / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. -440с.
  99. Психология. Учебник. / Под ред. А. А. Крылова. М., 1998. — 584с.
  100. Равич-Щербо И. В. Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов. //Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. -С. 119.
  101. А.А. К проблеме социальной адаптации личности//Вестник СПбГУ, Сер.6, 1995. Вып. 3. — № 20. — С.74−79.
  102. А.А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля //Психологический журнал. 1998. — Т.19. — С.3−12.
  103. А. Большой толковый словарь: Пер. Е. Ю. Чеботарева. Т.2. М.: «Вече», 2000.-С. 121.
  104. Я. Экспериментальная психология эмоций. — М.: Наука, 1979. -С.74.
  105. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. /Под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М., 1997. -336с.
  106. СЛ. Основы общей психологии. 2-е изд. -М., 1946. 704с.
  107. СЛ. Основы общей психологии. СПб.: «Питер», 2000. — С.23.
  108. СЛ. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. -354с.
  109. Ш. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993. — 368с.
  110. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. /Под ред. В.АДцова. М., 1979. — 311с.
  111. И.М. Избранные произведения. М., 1958. — 413с.
  112. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: «Социально-психологический центр», 1996. — 352с.
  113. Е.В. Мотивационный тренинг. СПб.:Изд-во «Речь», 2000. — 241с.
  114. Г. Г. Изменения социальной мобильности и экономического поведения женщин // Социологические исследования. -2000. № 5. — С. 19.
  115. П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. М.: Наука, 1975. — 347с.
  116. П.В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987. — 215с.
  117. П.В. Адаптивные функции эмоций//Физиология человека. 1996. -№ 2. — С.5−9.
  118. А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. -М.Технологическая школа бизнеса, 1996. С. 144.
  119. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998. -800с.
  120. Словарь «Психология». М., 1990. — 669с.
  121. А.Г. Как стимулировать персонал // Эко. 1997. -№ 3. — С.31.
  122. JI.H. Психодиагностика в профориентации // Профессиональный потенциал. 2001. -№ 4 (16). — С.2.
  123. Сознание личности в кризисном обществе / Под ред. К.А.Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. -М.: Инс-т психологии РАН, 1995.-193с.
  124. М.В. Современные российские безработные. Проблемы адаптации. -Ростов, 1997.-176с.
  125. Г. Основания психологии. СПб., 1899.
  126. А.С. Игра это серьезно. — М.: «Мир», 1988. — 219с.
  127. В.В. Самосознание личности. М., 1983, — 284с.
  128. О.В. Социально-психологические проблемы и феномены кризисной организации. -М.: Изд-во МГУ, 1996. 249с.
  129. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: Изд-во МГУ, 1969. -429с.
  130. Уилсон Роберт А. Квантовая психология. Киев: «Янус», «София», 1998. -С.218−222.
  131. Ф., Мотульски А. Генетика человека: В 3-х т. -Т.З Эволюция человека. Генетика поведения. Практические аспекты. -М.: «Наука», 1990. -С.27.
  132. В. Человек в поисках смысла. М.: «Прогресс», 1990. — 368с.
  133. С. Избранные педагогические сочинения. М., 1990. — 306с.
  134. П. Эмоции//Экспериментальная психология. Вып.У. — М.: Прогресс, 1975.-С.111−195.
  135. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.:Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. — 464с.
  136. X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. Т.1. — М.: Мир, 1986. -450с.
  137. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. — С.69−79.
  138. К.У. Процессы адаптации и реадаптации в структуре профессионализации личности: Автореф. дисс. .канд. психол.наук. -Ярославль, 1996. 30с.
  139. Чудновский В. Э Концепция личности в трудах Л. И. Божович. // Психологический журнал. 2000. -Т.21. — № 3. — С. 117−123.
  140. Р.Х. Основной биологический закон и педагогика. Казань, 1999.-С. 15−20.
  141. Н.И. Деформация трудового поведения работника // Социологические исследования. 2000. — № 7. — С. 19.
  142. Л.С. Мотивация труда в переходной экономике. Волгоград, 1995. — 184с.
  143. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — С. 196.
  144. Т.Д. Исследование личностного способа существования человека в современном мире /Психология личности в условиях социальных изменений, под ред. К.А.Абульхановой-Славской, М. И. Воловиковой. М.: ИПАН, 1993. -С.21−35.
  145. Ф. Письма об эстетическом воспитании человека. Собр.соч. в семи томах. — Т.6. — М.: Художественная лит-ра, 1957. — 421с.
  146. Г. Х. Теория отражения и условный рефлекс. М., 1974. — С.220.
  147. П.Н. Динамика социально-психологического состояния российского общества/Л 1сихол. журнал. 1993. -Т.14. -№ 3. -С.141−151.
  148. Ю.В. Массовая безработица на Западе и ее социальные последствия. М.: Изд-во МГУ, 1987. — С.50.
  149. В.А. Круглый стол «Психологического журнала»: ценности в кризисном социуме//Психол. журнал — 1991. — Т. 12. № 6. С. 154−167.
  150. В.А. Становление личности // Социологические исследования. -1985. -№ 3. -С.27.
  151. В.А. Обучение как процесс управления. JI.: Изд-во ЛГУ, 1988. -С.68−69.
  152. Adelderfer С. Existence, Relatedness, and Growth: Human needs in Organizational Settings. The Free Press, 1972. P. 54−67.
  153. A. (1956). The individual psychology of Alfred Adler: A sistematic presentation of selections from his writings. H. L. K. R. R. Ansbacher (Eds) New York: Basic Books.
  154. G. W. (1961). Pattern and growth in personality. New York: Holt, Rinehart and Winston.
  155. G. W. (1937). Personality: A psychological interpretation. New York: Holt, Rinehart and Winston.
  156. Arnold M.B., Gasson J.A. Feelings and emotions as dinamics factors in personality integration // Arnold M.B., Gasson J.A. (eds.) The Human person. N.Y., 1954.
  157. Atkinson J.W., Litwin G.H. Achivement motive and test anxiety conceived as motive to approach success and motive to avoid failure//Journal of Abnormal and social Psychology. 1960. — 60p.
  158. Bandura A. Social-learning theory. Engelwood Cliffs, NJ: Prentice- Hall, 1977. -P.141.
  159. Bandura A. Self-effecacy mechanism in human agency. American Psychologist, 1982.-P.122−147.
  160. Blass J. Social psychology and personality: Toward a convergence. Journal of Personality and Social Psychology, 47, 1984. P. 1013−1027.
  161. Ellis A. Reason and emotion in psychotherapy, New York, Lyle Stewart, 1962
  162. Eysenck. Structural change in social processes//American Journal of Sociology. 1953.-№ 82.3-P. 513−547.
  163. Freud S. The neuropsychoses of defense// S.E. 1894. — № 3. P.43−61.
  164. French E.G., Thomas F.N. The relation of the coin: the psychology of money usage// Personality and individual Differences. 1984. -V.5.
  165. George R.L., Cristiani T.S. Counseling: Theory and Practice. 3rd Ed Englewood Cliffs. N.J. Prentice Hall, 1990.
  166. К. J. (1985). Toward transformation in social knowledge. New York: Springer-Verlag.
  167. Ivancevich J. Matteson M.T., Fridman S.M., Phillips J.S. Worksite Stress Management Intervention //Amer. Psychol. 1990. № 2.
  168. Kantor J.E., Carretta T.R. Aircrew selection systems. Aviation, Space, and Environmental Medicine, 1988.
  169. Kelly J. Rethinking Industrial Relations: Mobilization, Collectivism and Long Waves. L.-NY. 1998.
  170. Kenrick D.T. Stringfield D.O. Structural change in social processes // merican Journal of Sociology. 1976. -№ 82. — 13−547.
  171. Kleinke C.L. Self-perception. San.Franciscio. 1978. -P.69.
  172. Kobasa S.C., Maddi S.R., Kahn S. Hardiness and Health: A Prospective Study // J. Pers. and Soc Psychol. 1982. V. 42. № 1.
  173. Kubas Henryk. Change and stability of locus of control in early adolescence. // Pol. Psycol. Bull. 1988. № 2. — P. 139−141.
  174. Lasarus R.S. Anita De Longis. Psychological Stress and Coping in Aging. //Amer. Psychol. 1983. -V. 38. № 3.
  175. Lasarus R.S., Folkman S. Cognitive theories of stress and the issue of circular-ity//Dinamic of stress. Physiological, psychological and social perspectives. Eds M.H. Appley, R. Trumbull. N.-Y.: Plenum. 1986.
  176. Lasarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. N.-Y., 1984.
  177. Lasarus R.S. Forword. //Eckenrode J. (Ed.) The social context of coping. N.-Y.: Plenum. 1991. P. lx.
  178. Leeper R.W. A motivational theory of emotion to replace «emotion as disorganised response» // Psychol. Rev. 1948. V.55. — № 5.
  179. Levin, K. Group decisions and social change. In T.M. Newcomb & E.L.Hartley (Eds.), Readings in social psychology. New York: Herry Holt, 1947.
  180. Maslow A.N. Motivation and personality (3 rd ed.). New York: Harper and Row. 1987.
  181. Maslow A.N. Motivation and Personality. N.-Y., 1954. — P. 139.
  182. W. (1973). Beyond deia vuin search for cross-situational consistency. Psychological Review, 89, 730−755.
  183. Murphy G. Psychological views of personality and contributions to its study. In E. Norbeck, D. Price-Williams, A.W. McCord (Eds). The study of personality: An inter-disciplinary appraisal. New York: Holt Rinehart and Winston, 1968. — PP. 1504.
  184. Rogers C.R. On becoming a person: A therapist, s view of psychotherapy. Boston: Houghton Mifflin, 1961.
  185. Rogers C.R. Freedom to learn: A view of what education might become. Columbus, OH: Merrill. 1969.
  186. Rosenberg M. Society and the adolescent selfimage. N.Y., 1965.
  187. Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement. Psychological Monographs, 80 (entire No. 609), 1966.
  188. Rotter J.B. Some problems and misconceptions related to the construct of internal versus external control of reinforcement. Jurnal of Consulting and Clinical Psychology, 43, 56−57, 1975. P. 96.
  189. Rotter J.B. Wetherell, M. Discourse and Social Psychology: Beyond Attitudes and Behaviour. London: Sage, 1987.
  190. J. P. (1957). Existentialism and Sport Journal of Humanistic Psychology, 17, 35−40.
  191. B. F. (1989). The origins of cognitive thought American Psychologist, 44, 13−18.
  192. Thomae H. Psychologische Biographic als Synthese idiographiseher und nomothetischer Forschung. Jbidem, 1987. P. 108−116.
  193. Wroom V.H., Deci E.L. An overview of work motivation. In: Reading in industrial and organizational psychology. N.Y., 1972.
  194. Young P. Th. Motivation and emotion. A survey of the determinants of human and animal activity. N. Y.- London, 1961.
Заполнить форму текущей работой