Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профессиональная деформация личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под факторами и причиной профессиональной деформации будем понимать совокупность тех условий и ближайших оснований, которые, могут объяснить сущность данного психического явления: переноса, распространения, «подавления» и «подчинения» профессиональных способов, средств, образа мыслей, восприятия, мышления, вербальных и невербальных средств на внедеятельностную, жизненную сферу. Поскольку… Читать ещё >

Профессиональная деформация личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Это процесс и результат такого влияния профессиональной деятельности (объекта труда) на личность специалиста, когда включается, формируется и реализуется механизм переноса, а точнее распространения, «подавляющей власти» сформировавшегося стиля профессиональной деятельности, восприятия, мышления, речи на всю другую, внедеятельностную сферу поведения, межличностного общения и быта человека.

Данное психическое явление возникает неизбежно, поскольку личность и субъект деятельности выступают взаимосвязанными сторонами единого субъективного пространства индивидуальности в системе «субъект-объекгных» отношений.

Наряду с этим, профессиональную деформацию личности можно и, видимо, необходимо рассматривать как особый род психологической защиты, когда «дефектное» поведение со временем становится «шаблонным поведением» личности.

Классические примеры профессиональной деформации личности можно найти в произведениях знаменитых отечественных и зарубежных писателей, которые на эту проблему обратили внимание и описали данное явление с художественной точки зрения задолго до того, как ею заинтересовались и начали исследовать профессиональные психологи. Особый интерес представляет точно подмеченное описание характерных проявлений профессиональной деформации личности в ниже приведенных примерах:

Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824) и в ней «замечательная» фигура полковника Скалозуба Сергея Сергеевича.

— Не знаю-с, виноват;

Мы с нею вместе не служили…

— Я вас обрадую, всеобщая молва.

Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;

Там будут лишь учить по-нашему: раз. два;

А книги сохранят так: для больших оказий…

Другой яркий пример из повести И. В. Гоголя «Шинель» (1841).

Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, — нет. он служил с любовью. Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, — так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его…

Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякий день на улице…

Но Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки… Приходя домой, он садился тот же час за стол, хлебал наскоро свои щи и ел кусок говядины с луком, вовсе не замечая их вкуса… Заметивши, что желудок начинал пучиться, вставал из-за стола, вынимал баночку с чернилами и переписывал бумаги, принесенные на дом. Если же таких не случалось, он снимал нарочно, для собственного удовольствия, копию для себя, особенно если бумага была замечательна не по красоте слога, но по адресу к какому-нибудь новому или важному лицу.

Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению. Никто не мог сказать, чтобы когда-нибудь видел его на каком-нибудь вечере. Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне. что-то бог пошлет переписывать завтра?

Или, например, герой рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре» (1889), девизом которого и смыслом жизни было «как бы чего ни вышло!» как в профессиональной, так и в любой другой сфере деятельности и общения.

Не менее интересное описание профессиональной деформации личности приводится в поучительной сказке для взрослых и детей талантливого французского писателя, военного летчика Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький Принц» (1943). Во время своего путешествия, на одной из планет Маленький принц встретил серьезного человека, который считал звезды.

Деловой человек поднял голову.

  • — Уже пятьдесят четыре года я живу на этой планете, и за все время мне мешали только три раза. В первый раз. двадцать два года тому назад, ко мне откуда-то залетел майский жук. Он поднял ужасный шум, и я тогда сделал четыре ошибки в сложении. Во второй раз, одиннадцать лет тому назад, у меня был приступ ревматизма. От сидячего образа жизни. Мне разгуливать некогда. Я человек серьезный. Третий раз… вот он! Итак, стало быть, пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать одна звезда. Я человек серьезный, я люблю точность.
  • — Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?
  • — Ничего не делаю. Я ими владею… Распоряжаюсь ими. Считаю и пересчитываю. Это очень трудно. Но я человек серьезный… Пишу на бумажке, сколько у меня звезд. Потом кладу эту бумажку в ящик и запираю его на ключ.

И это все? Спросил удивленно Маленький принц.

— Этого довольно, — с гордостью ответил деловой серьезный человек.

Анализируя эти примеры и результаты проведенных исследований, можно выделить следующие объективные и субъективные факторы и причины, обуславливающие профессиональную деформацию личности.

Под факторами понимается основная производящая, движущая сила, совокупность условий, определяющих протекание того или иного процесса и явления. Под причиной (лат. — causa) понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечет за собой другое явление, называемое следствием. Сущностью причинности является производство причины следствия. Поэтому причинность есть внутренняя связь между тем, что уже есть, и тем, что им порождается, что еще только становится.

Под факторами и причиной профессиональной деформации будем понимать совокупность тех условий и ближайших оснований, которые, могут объяснить сущность данного психического явления: переноса, распространения, «подавления» и «подчинения» профессиональных способов, средств, образа мыслей, восприятия, мышления, вербальных и невербальных средств на внедеятельностную, жизненную сферу. Поскольку выявление причин во многом обуславливает приемы и способы купирования их негативного влияния и коррекции текущего состояния профессионала. Поиск причин любого явления во многом зависит от методологического основания избранного научного подхода, той или иной теории, концептуальной схемы, с помощью которых исследователь объясняет явления в своей области.

Так, например, А. Л. Свенцицкий, подчеркивая важность и актуальность изучения профессиональной деформации, определяет ее через понятие «роль»: «Особенности трудовой деятельности и сложившегося индивидуального стиля работника, влияя на свойства его личности, могут иногда приводить к так называемой „профессиональной деформации“. Речь идет о тех случаях, когда профессиональные стереотипы действий, отношений становятся настолько характерными для человека, что он никак не может и в других социальных ролях выйти за рамки сложившегося стереотипа, перестроить свое поведение сообразно изменившимся условиям» [12, с. 40].

Данное положение очень точно соответствует литературным примерам, приведенным нами выше.

В то же время отмечается, что теория ролей (в том числе профессиональных) является очень полезной для профессий типа «человек-человек», но другие сферы труда (например, «человектехника») не поддаются ее анализу из-за того, что бессмысленно говорить о профессиональной роли, например, фрезеровщика, слесаря, столяра по отношению к объекту его труда (Безносов С.П., 2004).

Замечание справедливое, но не совсем правомерное, ибо не берется в учет психологический фактор — действие механизма переноса: «роль» в данном случае приписывается объекту труда. Он в искаженном сознании профессионала представляется «одушевленным» объектом. Тогда техника, механизм, компьютер начинает «понимать», «чувствовать» специалиста. Он с ней разговаривает, общается и чувствует как собеседника. И тогда «ролевая теория личности» многое объясняет, а именно особенности стиля деятельности профессионала, особенности его восприятия и мышления по отношению к неживому объекту деятельности, которые тем самым непосредственным образом могут оказывать свое влияние на (де)формирование личности профессионала. С учетом вышеизложенного к объективным факторам и причинам профессиональной деформации личности относятся:

  • — достигнутый уровень общественного способа производства, характер распределения и потребления материальных благ, результатов труда;
  • — общественное разделение труда и возрастающая его дифференциация и специализация;
  • — принципиальная ограниченность ресурсов отдельно взятого специалиста как человека.

Первые два фактора имеют социально-экономическую природу и характер проявления. Тем не менее, именно в нашей стране они оказывают мощное влияние на те или иные проявления профессиональной деформации личности. За примерами далеко ходить не приходится. Когда в результате развития и нестабильной социально-экономической ситуации в стране изменился рейтинг профессий, их значимость, ценность и отношение к ним. Когда наряду с государственными сферами существуют рыночные сферы экономики, в которых положение профессионала существенно различается по характеристикам деятельности, в том числе и психологическим, мотивам, целям, отношению и т. д. Или когда профессионалу месяцами не выплачивается зарплата, отсутствуют социальные гарантии и перспективы и т. д. — все это может явиться фактором, провоцирующим профессиональную деформацию личности.

Кроме того, в настоящее время в мире насчитываются тысячи профессий и ремесел, которые сложились исторически или возникли под влиянием и как результат научно-технического прогресса. И быть профессионалом даже в нескольких из них представляется весьма сложным делом или даже невозможным.

К тому же, человекознание уже избавилось от иллюзии безграничности возможностей человека. Стало ясно, что все внутренние ресурсы человека — анатомические, физиологические, психологические — принципиально ограничены, отнюдь не беспредельны. Именно поэтому отдельный субъект не способен быть настоящим специалистом одновременно в двух и более профессиях. У него просто не хватит ни мнемонических, ни котитивных, ни физических возможностей, чтобы в совершенстве овладеть всем тем комплексом знаний, умений и навыков, который требует любая современная специализация.

Именно поэтому любой деятель, желающий стать профессионалом, вынужден жить по принципу: «Знать все о немногом и немного — обо всем». Иначе он обречен остаться дилетантом и верхоглядом. Человек вынужден тренировать одну свою способность в ущерб всем остальным. Другого пути в сфере профессионализации и специализации просто нет!" [6, с. 41].

Для того, чтобы стать настоящим профессионалом в определенной области человек вынужден посвятить годы и десятилетия своей жизни усвоению, поддержанию и развитию специализированных качеств. Он вынужден усвоить особый, искусственный язык специальных понятий и терминов. Он обязан следить постоянно за всей новейшей информацией, которая появляется в специфической сфере его деятельности. Объем же этой информации и скорость ее обновления постоянно возрастают, а физические ресурсы отдельного специалиста остаются постоянными, например, объем кратковременной памяти, величина поля зрения и другие психофизиологические функции[1].

Все это требует еще большего сужения профессиональных интересов, установок для достижения требуемой глубины познания и усвоения современных специализированных технологий деятельности. Глубина профессиональных знаний и умений отдельного работника всегда прямо пропорциональна узости этих способностей. Глубина профессионализма и его одновременная ограниченность всегда взаимосвязаны.

Принципиальная ограниченность возможностей профессионала и обусловливает вынужденность узкоспециального подхода к своему труду. Специалист вынужден рассматривать объект не со всех возможных и нужных позиций, а только в одном, но глубоком аспекте [6, с. 42].

Среди субъективных факторов и причин профессиональной деформации личности выделяют:

  • — влияние предмета профессиональной деятельности на личность профессионала;
  • — средство, способ и способности как факторы деформации;
  • — усвоенную технологию как фактор деформирования личности;
  • — особенность и предрасположенность личностных характеристик специалиста и его индивидуальности к факторам деформации.
  • [1] См., напр.: Ломов Б. Ф. Человек и техника. 1966; Крылов А. А. Человек вавтоматизированных системах управления. 1972 и др.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой