Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальная ситуация развития как условие формирования образа мира современного подростка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализованное в данной диссертационной работе исследование было направлено на изучение образа мира современного подростка, по замечаниям современных ученых (Д.И. Фельдштейн, А. М. Прихожан, Л. Ф. Обухова, К. Н. Поливанова, O.A. Карабанова), изученного явно недостаточно и описанного лишь в своих отрывочных фрагментарных характеристиках. Образ мира был изучен нами через экспликацию семантического… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения образа мира современного подростка
    • 1. 1. Образ мира: понятие, структура, функции
    • 1. 2. Представления о семье и субъективная картина жизненного пути как составляющие образа мира современного подростка
    • 1. 3. Отрочество как возрастная стадия формирования образа мира
      • 1. 3. 1. Онтогенетические этапы развития образа мира
      • 1. 3. 2. Современность как культурно-историческая ситуация формирования образа мира. Психологический портрет современного подростка
      • 1. 3. 3. Специфичность социальной ситуации развития в отрочестве (на примере социальной ситуации развития слепого подростка) как условия формирования образа мира

Социальная ситуация развития как условие формирования образа мира современного подростка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертационная работа посвящена изучению связи особенностей образа мира современного подростка и характеристик социальной ситуации развития как условия его формирования. Деятельностное социальное происхождение образа мира как интегральной системы значений, в которой мир репрезентируется в сознании субъекта, определяет важное место представления о семье (которое является онтогенетически первым образом мира) в картине мира, а также ключевую роль образа другого человека и образа Я в ней, особенности формирования которых определяются спецификой социальной ситуации развития.

Актуальность исследования.

На сегодняшний день мы много знаем об отрочестве как одной из возрастных стадий развития личности. Намеченные в классической психологии проблемы парадоксальности и амбивалентности характера подростка (Ст. Холл), особенностей осознания им собственной индивидуальности (Э. Шпрангер), специфичности «потребности в дополнении» и потребности в общении с другом (Ш. Бюлер), черт «серьезной игры» как особого образа действий, осуществляемого подростками (Э. Штерн), системного строения психических функций в подростничестве и его основных интересов (JI.C. Выготский), роли социокультурной детерминанты развития личности в отрочестве (Э. Эриксон), статусов идентичности (J. Marcia), развития формально-логического мышления (Ж. Пиаже) находят разнообразные пути своего решения в многочисленных работах и эмпирических исследованиях современных ученых (Фельдштейн Д.И., 2010, 2011; Поливанова К. Н., 1998, 2011; Прихожан A.M., 1998, 2000, 2005; Шнейдер Л. Б., 2011; Баева И. А., 2011; Обухова Л. Ф., 2011; Бурменская Г. В., 2011; Карабанова O.A., 2005; Кон И. С., 2009 и др.). При этом качественные изменения, которые происходят как в психической жизни современного поколения подростков, так и в культурно-исторической ситуации их развития, не позволяют останавливаться на достигнутых результатах и побуждают искать не только исчерпывающие ответы на уже поставленные предшественниками вопросы, но и формулировать новые исследовательские цели. Одной из таких целей является изучение целостного образа мира подростка, который остается мало исследованным, в отличие от отдельных характеристик этого возраста: феноменологии подросткового кризиса, особенностей личности подростка и задач развития его познавательной и эмоционально-волевой сфер, черт подросткового эгоцентризма. Зная общепсихологическую картину отрочества, мы с трудом можем описать и процесс, и результат качественного преобразования целостного образа мира субъекта, приходящиеся на этот возраст, при том, что их глубокое понимание обещает расширение не только фрагментарных, на сегодняшний день, представлений о развитии образа мира в онтогенезе, но и дает возможность предположить основополагающие жизненной программы, которая строится в подростковом возрасте и будет реализована на последующих за ним этапах жизненного пути, а также «получить ключ к психологии подростка», который, по словам Л. С. Выготского, лежит в анализе сложной внутренней системы его переживаний, или, говоря иными словами, — в образе мира.

Цель исследования — изучить особенности образа мира современного подростка в их связи с характеристиками социальной ситуации развития.

Объект исследования — образ мира современного подростка.

Предмет исследования — особенности образа мира современного подростка, формирующиеся в различных контекстах социальной ситуации развития (в различных по своим структурно-функциональным характеристикам семьяхв условиях обучения и воспитания в интернатной среде в связи с ограниченными возможностями здоровьяв условиях преобразования социальной ситуации развития в течение отрочества), а также тендерные особенности образа мира в отрочестве.

Гипотезы исследования.

Общая гипотеза I. Психологические характеристики социальной ситуации развития подростка (структурно-функциональные характеристики семьи, в которой он воспитываетсявключенность подростка в интернатную среду воспитания и обучения в связи с ограниченными возможностями здоровьяпреобразование социальной ситуации развития в течение отрочества) определяют различные условия для формирования особенностей образа мира.

Общая гипотеза II. Образ мира современного подростка имеет целостную структуру, которая может быть выражена посредством системы категорий, имеющей универсальные (воспроизводимые при проведении разнообразных сравнений контрастных подгрупп категории семантического пространства образа мира), групповые (отличающие одну контрастную группу респондентов от другой особенности содержания категорий семантического пространства) и индивидуальные (уникальные, неповторимые особенности содержания категорий семантического пространства образа мира) особенности.

Частные гипотезы исследования:

1. Интенсивность контактов со сверстниками, дефицит общения с родителями, ограниченность возможностей получить профессиональное образование и освоить желаемый вид трудовой деятельности, социальная изолированность, объективная зависимость подростка от ухаживающих за ним взрослых как характеристики социальной ситуации развития слепого подростка являются условием формирования его образа мира и отражаются в содержании компонентов картины мира.

2. Низкий уровень протекции со стороны матери и отца, отсутствие эмоциональной близости и доверия членов семьи друг другу, непоследовательность родителей в реализации воспитательных принципов как характеристики одного из аспектов социальной ситуации развития подростка — актуальных внутрисемейных отношений — задают условия формирования образа мира в отрочестве и обнаруживают связь с содержанием его компонентов.

3. Изменения социальной ситуации развития в течение отрочества, которые вызывает формирование нормативных образований подросткового возраста — чувства взрослости, рефлексивного и теоретического мышления, профессиональной направленности интересов, устойчивого интереса к себе и знанию собственных особенностей, нового образа тела, эмансипации внутреннего мира от взрослых, идентичности, — являются условием для развития образа мира в подростковом возрасте и формирования возрастных особенностей содержания его компонентов.

4. Различия в социализации мальчиков и девочек и системе осуществляемых ими деятельностей являются условием формирования тендерной вариативности образа мира в отрочестве.

В соответствии с выдвинутой целью диссертационной работы, сформулированы следующие теоретические задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ понятия «Образ мира». Осуществить обзор научных источников, освещающих вопросы структуры, функций и механизмов формирования образа мира.

2. Представить психологическую характеристику отрочества как возрастной стадии формирования образа мира.

3. Выделить и описать основные черты современной социокультурной ситуации развития подростка по материалам теоретических и эмпирических исследований.

4. Проанализировать особенности специфичной социальной ситуации развития в отрочестве (на материале анализа социальной ситуации развития слепого подростка по результатам существующих теоретических и эмпирических исследований).

Эмпирические задачи исследования:

1. Разработать и апробировать диагностический инструментарий для изучения особенностей образа мира современных подростков и его основных составляющих: представления о семье, образа Я, образа значимого Другого, субъективной картины жизненного пути, субъективно-эмоциональной оценки мира.

2. Выявить и охарактеризовать особенности образа мира в отрочестве, сформированные в условиях глубоко специфичной социальной ситуации развития (на материале сопоставления результатов слепых и нормально видящих подростков), через реконструкцию и сравнение семантических пространств образа мира, а также качественный сравнительный анализ содержания основных составляющих образа мира.

3. Проанализировать и описать особенности образа мира подростков, воспитывающихся в различных по своим структурно-функциональным характеристикам семьях, для этого: a) выявить особенности переживания подростками взаимоотношений с родителями и функционирования целостной семейной системына основании полученных данных выделить контрастные по своим структурно-функциональным характеристикам семьи с применением обоснованных математически достоверных критериевb) сравнить семантические пространства образа мира подростков из полярных по своим структурно-функциональным характеристикам семей, сопоставить содержание основных составляющих образа мира подростков контрастных подгрупп.

4. Охарактеризовать особенности развития образа мира в течение отрочества в их связи с нормативными изменениями социальной ситуации развития (на материале сопоставления результатов старших и младших подростков) через описание семантических пространств образа мира, а также качественный сравнительный анализ содержания основных составляющих образа мира.

5. Охарактеризовать гендерно-специфичные особенности образа мира современного подростка (на материале сопоставления результатов девочек и мальчиков подросткового возраста) через сравнение семантических пространств восприятия мира, а также качественный сравнительный анализ содержания основных составляющих образа мира.

Теоретико-методологические основы исследования составляют: теория культурно-исторического развития психики и учение о психологическом возрасте Л. С. Выготскогодеятельностный подход и концепция «образа мира» А. Н. Леонтьевапериодизация психического развития ребенка на основе деятельностной теории онтогенеза (А.Н. Леонтьев, A.B. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Л.И. Божович) — принцип системности и детерминизма (С.Л. Рубинштейн) — модель «семантического пространства» Ч. Осгудапринципы единства сознания и деятельности (Е.Ю. Артемьева, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, A.B. Петровский и др.).

Основными методами исследования являются: теоретико-методологический и сравнительный анализ научных концепций и литературных источниковметод экспертной оценки и контент-анализаметод опроса, в ходе которого собраны документальные материалы в соответствии с задачами исследования с привлечением трех групп диагностических методик:

1. Методика, направленная на реконструкцию образа мира подростка в виде системы категорий семантического пространства:

Методика свободной сортировки 107-ми понятий, наиболее часто употребляемых подростками для описания и осмысления действительности — построена на основе психосемантического метода сортировки Г. Гарднера и модифицирована в соответствии с задачами исследования.

2. Методики, направленные на изучение содержания основных составляющих образа мира современного подростка:

• модицифированный тест «Незаконченные предложения» — направлен на изучение представлений подростков о жизненной перспективе и семье, а также особенностей мироощущения;

• авторская методика «Краткий тест субъективно-эмоциональной оценки мира» — направлена на изучение такого компонента образа мира как его целостная эмоциональная оценка;

• методика «Линия жизни» A.A. Кроника — направлена на реконструкцию и исследование субъективной картины жизненного пути современных подростков как составляющей образа мира.

3. Методики, диагностическая направленность которых состоит в изучении переживания подростком такого аспекта актуальной социальной ситуации развития, как отношения с родителями и функциональность целостной семейной системы, в которой он воспитывается:

• опросник «Взаимодействие подросток-родитель» И. М. Марковскойнаправлен на изучение оценки подростком десяти параметров отношений с матерью и отцом;

• тест «Анализ семейной адаптации и сплоченности FACESIII», в апробации E.H. Спиревой и А. Г. Лидерса — направлен на изучение оценки подростком сплоченности и гибкости как интегративных параметров семейной системы.

Эмпирическая база исследования. Всего в исследовании принял участие 491 подросток, проживающий в г. Королеве Московской области, из которых: 390 подростков являются учащимися 6−11 классов МБОУ СОШ № 1, № 10, № 22- 50 подростков являются воспитанниками МБОУ СКОШИ для слепых и слабовидящих детей- 51 подросток учится в МОУ «Открытая общеобразовательная школа» для девиантных подростков.

Научная новизна исследования.

1. Впервые в ходе реализации возрастно-психологического подхода исследована связь характеристик социальной ситуации развития и особенностей образа мира в отрочестве.

2. Выявлены универсальные и групповые особенности образа мира современного подростка.

3. Охарактеризовано содержание таких компонентов образа мира в отрочестве, как представления о семье, субъективная картина жизненного пути, образ Я, образ значимого Другого. Изучена их возрастная и тендерная вариативность.

4. Разработано и апробировано новое диагностическое средство экспликации семантического пространства образа мира и изучения его особенностей — методика свободной сортировки понятий.

5. Эмпирически выявлены различные типы функциональности семейной системы, полярные из которых могут быть описаны как гармоничные и дисгармоничные.

6. Показана специфичность образа мира слепого подростка, охарактеризовано содержание его основных компонентов.

Теоретическая значимость исследования.

В работе получили содержательную характеристику психологический портрет и субъективная реальность современных подростков, сведения о которых в существующей литературе фрагментарны и разрозненны. Реализованное исследование направлено на преодоление разрыва между знанием объективных особенностей современной социальной ситуации развития подростков, полно и содержательно охарактеризованных современными исследователями, и пониманием субъективного переживания подростком кардинально изменившихся, по сравнению с теми, что были у его сверстника 60-х, 80-х и 90-х годов 20-го века, культурно-исторических условий собственного развития.

В исследовании реализован возрастно-психологический подход к изучению образа мира подростка, его универсальных и групповых характеристик, их взаимосвязи с особенностями социальной ситуации развития, заданными необходимостью обучаться в специализированном интернате, характеристиками функциональности семейной системы, в которой воспитывается подросток, а также изменениями в социальной ситуации развития подростка, происходящими по мере его взросления.

В диссертационной работе продолжена теоретическая и эмпирическая разработка понятия «образ мира», результатом которой стало понимание закономерностей формирования образа мира в отрочестве, а также содержательное истолкование важных составляющих образа мира подростка — представления о семье, субъективной картины жизненного пути, субъективно-эмоциональной оценки мира.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут найти практическое применение в области психологического сопровождения подростка в системе образованияорганизации психолого-педагогической коррекции и поддержки слепого подростка, воспитывающегося в условиях специального коррекционного интерната. Аналитический обзор специфики актуальных социо-культурных условий развития ребенка и подростка может быть освещен в преподавании возрастной психологии и в спецкурсах по психологии подростка. Разработанные диагностические методики могут быть использованы для изучения индивидуальных особенностей образа мира подростка и специфики представлений о семье в отрочестве, а также в рамках психологических практикумов «Психологическое обследование семьи» и «Психологическое обследование подростка».

Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием методологических основанийстрогостью применения системы разработанных методических средств и понятий, опорой на статистически значимые критерии поиска различийразработкой и использованием экспертных процедуробоснованным выбором методов аналитической и статистической обработки данныхформированием репрезентативной и представительной выборки участников исследования, выровненной по тендерному и возрастному составу.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Реализация возрастно-психологического подхода позволяет описать социальную ситуацию развития подростка как условие формирования образа мира в отрочестве.

2. В образе мира современного подростка как интегральной структуре могут быть выделены универсальные (устойчивые, эмпирически выявляемые у большинства подростков), групповые (характеризующие представителей определенных групп) и индивидуальные (уникальные, неповторимые, характеризующие субъективный опыт отдельного подростка) особенности.

3. Универсальной особенностью образа мира современных подростков как интегральной системы значений является совокупность двух смысловых конструктов: Позитивное — Негативное, а также Личное — Социальное (категоризация явлений действительности на относящиеся к сфере переживаний, внутреннего опыта и на характеризующие наличествующие социальные связи и отношения, виды практической деятельности).

4. Включенность подростка в интернатную среду воспитания в связи с ограниченными возможностями здоровья создает условия для формирования таких особенностей образа мира, как: осмысление внутрисемейных отношений как характеризующихся высокой степенью эмоциональной близости членовнедифференцированность образа Я, скудость и абстрактность представлений о себе как субъекте учебной и общественно-полезной деятельностипереживание отношений с одноклассниками как строящихся по типу близких родственных связейвыделение роли значимого Другого в осмыслении субъективной картины жизненного пути, пассивность жизненной позицииготовность реализовать заведомо недостижимые цели.

5. Воспитание подростка в дисгармоничной по своим структурно-функциональным характеристикам семье создает условия для формирования таких особенностей образа мира, как: нивелировка значимости и ценности семьи как явления жизни, подчеркивание негативной роли семьи для человеканегативная оценка себяпереживание отчужденности и одиночества в отношениях со значимыми Другими (как сверстниками, так и взрослыми) — пессимистичность жизненных планов и отрицательная субъективно-эмоциональная оценка мираисключение из субъективной картины жизненного пути перспектив, связанных с созданием и развитием семейных отношений.

6. В течение отрочества в образе мира подростка происходят следующие изменения: представления о мире и его компоненты приобретают содержательность, детализированность и реалистичностьдифференцируется образ Яизменяются предпочитаемые средства конструирования социальной идентичности подросткаобогащается субъективная жизненная перспектива за счет включения в нее, наряду с личными, социальных планов.

7. Гендерно-специфичными особенностями образа мира в отрочестве являются: более дифференцированные и содержательные представления о семье у девочек, включающие в себя отражение различных аспектов внутрисемейных отношенийпредпочтение мальчиками такого средства конструирования образа Я, как осмысление себя как субъекта достижения желаемого социального статусаотражение девочками жизненной перспективы как строящейся в соответствии с этапами семейной жизни.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались на Международных научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова, 2010, 2011, 2012) — на Юбилейной конференции «125 лет Московскому психологическому обществу» (Москва, 2010) — I Международной научной конференции «Психология и жизнь: традиции культурно-исторической психологии и современная психология детства» (Минск, 2010) — Всероссийской научно-практической конференции «На пороге взросления» (Москва, МГППУ, 2011) — II Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы возрастной психологии» (Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011) — на I Международной научно-практической конференции «Психология в XXI веке» (Таганрог, 2011) — Международной научной конференции «Психология и жизнь: психологические проблемы современной семьи» (Минск, 2011) — IV Всероссийской конференции «Психология индивидуальности» (Москва, НИУ ВШЭ, 2012). По материалам исследования опубликованы 19 научных работ. Результаты исследования используются при проведении учебного курса «Возрастная психология» для студентов дневного и вечернего отделений факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова.

Внедрение результатов исследования.

Результаты исследования легли в основу разработки и проведения психологической мастерской для психологов образования г. Королев Московской области «Новые методы психологической диагностики и коррекции в работе со старшеклассниками» (6-е октября 2010 года, 18 участников) — стали материалом для обсуждения и анализа на расширенном заседании Городского родительского клуба на базе Центра психолого-педагогической поддержки, реабилитации и коррекции МБОУ ДО «УМОЦ» г. Королева Московской области (29-е апреля 2011 года, 22 участника) — были представлены на педагогических советах и родительских собраниях в МБОУ СОШ № 1, МБОУ СОШ № 10 г. и МБОУ «Специальная коррекционная школа-интернат для слепых и слабовидящих детей № 1» г. Королевав настоящее время используются в практике тренинговой и коррекционной работы со старшеклассниками и родителями, воспитывающими подростков, на базе Центра психолого-педагогической поддержки реабилитации и коррекции г. Королев, а также используются при проведении учебного курса «Возрастная психология» для студентов дневного и вечернего отделений факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введениядвух главзаключениясписка литературы, включающего 293 наименования, в том числе 27 на английском языкеи 6 приложений. Основной текст диссертации составляет 199 страниц и сопровождается 52 таблицами и 13 рисунками.

Выводы.

По результатам проведенного нами диссертационного исследования могут быть сделаны следующие выводы:

1. Необходимость изучения особенностей образа мира подростка в их связи с характеристиками социальной ситуации развития, продиктованная деятельностной, социальной природой образа мира, может быть реализована как экспликация семантического пространства образа мира, а также как исследование содержания его основных компонентов: образа Я, представления о семье, субъективной картины жизненного пути и образа значимого Другого.

2. Полученные результаты подтверждают общую гипотезу I о том, что психологические характеристики социальной ситуации развития определяют условия формирования образа мира.

3. В изучении особенностей образа мира подростка выявлены универсальные и групповые особенности, что дало основание подтвердить общую гипотезу исследования II. Универсальной особенностью образа мира современного подростка может быть названа система двух смысловых конструктов: Позитивное — Негативное и Личное (Внутреннее) — Социальное (Внешнее).

4. Характеристики социальной ситуации развития слепого подростка являются условием для формирования следующих особенностей образа мира: недифференцированность образа Я, скудость и абстрактность представлений о себе как субъекте учебной и общественно-полезной деятельностипереживание отношений с одноклассниками как строящихся по типу близких родственных связейподчеркивание роли значимого Другого и воли обстоятельств в реализации жизненного пути, пассивность жизненной позициинереалистичность планов на будущеестремление сохранить эмоционально тесные отношения с родителями в молодости и зрелости и отсутствие нормативной для отрочества потребности эмансипироваться от родителей и обрести автономию во внутрисемейных отношениях.

5. Важную роль в формировании образа мира подростка играют характеристики внутрисемейных отношений: уровень протекции со стороны обоих родителей, степень контроля за действиями подростка, последовательность родителей в реализации стиля воспитания, эмоциональная близость, сплоченность членов семьи, легкость/сложность изменения установленных правил взаимодействия, определяющие групповые особенности образа мира в отрочестве. Позитивное мироощущение, признание высокой ценности и значимости семьи для себя и ее положительной роли в человеческой жизни, готовность создать свою семью в будущем, способность поддерживать доверительные отношения со сверстниками и иметь дифференцированное и позитивное представление о себе формируются в отрочестве в условиях гармоничного семейного воспитания. Негативное мироощущение, нивелирование ценности семьи и подчеркивание ее разрушительного влияния на человеческую жизнь, отсутствие перспективы создать собственную семью в жизненных планах, стремление прекратить отношения с родителями и покинуть родительскую семью, готовность поддерживать отчужденные и равнодушные отношения со сверстниками, отрицательная оценка себя как личности формируются в отрочестве в условиях дисгармоничных внутрисемейных отношений.

6. В течение отрочества образ мира подростка развивается, а именно: приобретает большую содержательность и реалистичностьдифференцируются и обогащаются представления о себесмещается центр интересов подростка с осуществления учебной деятельности на самопознаниерасширяется субъективная жизненная перспектива за счет включения в нее наряду с личными социальных планов и перспектив.

7. Своеобразие процесса социализации мальчиков и девочек, лежащее в основе формирования специфичных черт социальной ситуации развития тех и других, создает условия для формирования тендерной вариативности образа мира в отрочестве, а именно: особую значимость и ценность семьи в восприятии девочек (построение образа себя как субъекта внутрисемейных отношений, собственной жизненной перспективы как реализующейся в преимущественно «семейных» событиях) — и осмысление мальчиками семьи как круга родственников, одной из социальных групп, в которую оказывается включенным подросток. Направленность жизненных планов мальчиков более разнообразна и во многом связана с намерением добиться высокого социального статуса. Гендерно специфичной особенностью образа мира в отрочестве также следует считать большую детализированность и содержательность образа мира и его компонентов у девочек.

8. Диагностическая направленность Методики свободной сортировки понятий позволяет эксплицировать и описать универсальные, групповые и индивидуальные особенности образа мира подростка как категории в системе двухполюсных шкал-конструктов семантического пространства.

Заключение

.

Реализованное в данной диссертационной работе исследование было направлено на изучение образа мира современного подростка, по замечаниям современных ученых (Д.И. Фельдштейн, А. М. Прихожан, Л. Ф. Обухова, К. Н. Поливанова, O.A. Карабанова), изученного явно недостаточно и описанного лишь в своих отрывочных фрагментарных характеристиках. Образ мира был изучен нами через экспликацию семантического пространства, а также через изучение содержания своих основных компонентов: представления о семье, образа значимого Другого, субъективной картины жизненного пути, образа Я. Мы предполагали, что субъективная реальность современных подростков будет выраженно отличаться от таковой их сверстников 60-х, 70-х и 90-х годов, а условием формирования этих отличий является в корне изменившаяся социальная ситуация развития, характеристики которой — поверхностные приятельские контакты со сверстниками, нередко — отчужденные отношения с собственными родителями, выделение роли материальных ценностей в жизни, неоднозначность нравственных ориентиров, обесценивание труда — нашли свое отражение в образе мира современного подростка. Чтобы понять, какие именно особенности образа мира формируются в актуальной социальной ситуации развития, мы прибегли к методу сравнения контрастных групп, и в результате его использования нашли подтверждение общим гипотезам, выдвинутым в работе. Мы обнаружили универсальные и групповые особенности образа мира, а также обозначили связь характеристик социальной ситуации развития подростка и особенностей его картины мира.

Испытывая потребность дать четкий ответ на вопрос о том, как современный подросток осмысляет происходящее в его жизни, мы можем пояснить, что, воспринимая различные явления действительности, он, в независимости от особенностей социальной ситуации развития, оценивает их с точки зрения полезности, привлекательности для себя как положительные или отрицательные, а также дифференцирует их на те, что имеют отношение к его внутреннему опыту, переживаниям и впечатлениям и те, что описывают его социальные связи, осуществляемые виды деятельности.

Групповые особенности картины мира проявили себя как в содержании шкал семантического пространства, так и в содержании отдельных компонентов образа мира, что позволило нам утверждать, что образ мира меняется в течение отрочествапредставление о реальности мальчиков и девочек различновыраженной спецификой отличается образ мира слепого подросткаи в различных по своим структурно-функциональным характеристикам семьях воспитываются подростки с различным видением реальности. Полученные нами результаты хорошо согласуются с данными других, как теоретических, так и эмпирических исследований и интересно дополняют их,.

198 представляя взгляд на целостный образ мира современного подростка. Изучить его во всей полноте вряд ли является возможным: он сложен, изменчив, и требует особой организации исследования. Но реализованное нами изучение открывает перспективы выявления индивидуальных особенностей картины мира, определения их детерминированности системой осуществляемых подростком деятельностей, поиска «других» образов мира в отрочестве, — достичь которых возможно с применением описанных нами диагностических инструментов. Выявив в рамках данной работы связь социальной ситуации развития и образа мира, мы представляем интересным изучение культурных особенностей картины мира, а также детализированное исследование ее ориентирующих функций, продукты разворачивания которых лежат далеко за пределами настоящего.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.Н. Социально-психологические проявления кризиса инвалидности и условия его преодоления: автореф. дис. канд. психол. наук / Адеева Татьяна Николаевна. -Кострома, 2004. — 18 с.
  2. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд За экономическую грамотность, 1990. 296 с.
  3. А. Понять природу человека. СПб.: «Академический проект», 1997. — 256 с.
  4. Ю.А. Символы мироустройства в сознании детей: дис. канд. психол. наук./ Аксенова Юлия Александровна. М., 1997. — 189 с.
  5. . Г. О проблемах современного человекознания. М.:Наука, 1977. — 446 с.
  6. .Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980.
  7. .Г. Человек как предмет познания. Л.: изд-во Ленинградского ун-та, 1968. -339 с.
  8. А., Урбина С. Психологическое тестирование. Изд.7. СПб: Питер, 2007. — 688 с.
  9. Г. М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. Издание второе, перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2000 -288 с.
  10. Т.В. Психология современной семьи. СПб.: Речь, 2005. — 436 с.
  11. А.И. Микросоциология семьи. М.: ИНФРА-М, 2005. — 360 с.
  12. М. Психология счастья. СПб.: Питер, 2003 — 271 с.
  13. Т. П. Интеграция детей-инвалидов в социум посредством социально-педагогической реабилитации : автореф. дис. канд. педагогических наук. / Аргунова Тамара Прокопьевна. Якутск, 2009. — 21 с.
  14. Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. М.: Прометей, 1994.-352 с.
  15. Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Под. ред. И. Б. Ханиной. М.: Наука- Смысл, 1999. — 350 с.
  16. Ф. Человек перед лицом смерти. М: Прогресс — Прогресс-Академия, 1992. -526 с.
  17. P.A. Субъективная картина жизненного пути у представителей религиозной секты Иеговы // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных наук». № 1, 2005. С. 126−137.
  18. И.А. Проблемы социализации подростка в постсоветском периоде развития России (психологический анализ молодежной субкультуры). // На пороге взросления.
  19. Сборник научных статей / Ред. Л. Ф. Обухова, И. А. Корепанова, М.: МГППУ, 2011 — С. 36−48.
  20. С. А., Белинская Е. П. Развитие представлений о понятии социальная идентичность // Идентичность Хрестоматия / Сост. Шнейдер Л. Б. М.: Изд-во МПСИ, 2003. 272 с.
  21. А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000 320 с.
  22. М.М. Онтогенез сознания на ранних этапах жизни: фундаментальные характеристики, типология и развитие довербальных значений // Вестник Томского государственного университета, 2011. -№ 352. -С.169−172
  23. Т. А., Александрова Н. А. Анализ результатов изучения слепых детей со сложным нарушением развития за тридцать лет // Дефектология. 2006. — № 2. — С. 3−13.
  24. Т.В. Тендерная психология: учебное пособие. СПб.: Питер, 2006. — 431 с.
  25. Берг-Кросс Л. Терапия супружеских пар. М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. 528 с.
  26. Ш. Тендерная психология. Законы мужского и женского поведения СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2007 — 318 с.
  27. Э. Игры, в которые играют люди (психология человеческих взаимоотношений), Люди, которые играют в игры (психология человеческой судьбы). -СПб. М.: «Университетская книга» ACT, 1998. — 399 с.
  28. O.A. Особенности образа мира у одаренных подростков // Психологическая наука и образование. 2006. № 4. — С.66 — 75.
  29. . Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Издательство «Просвещение», 1968. — 464 с.
  30. Ю.В. Психология отцовства. Москва — Обнинск: «ИГ-СОЦИН», 2007. -220 с.
  31. Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. — 480 с.
  32. Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2004 — 232 с.
  33. A.B., Татарова Г. Г. Метод неоконченных предложений в изучении образа «культурный человек» // Социология 4M: методология, методы, математические модели. 1997. -№ 9. -С. 5−31.
  34. Г. В. Мировосприятие детей с различными типами привязанности к матери. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. — № 2. — С.21 -36
  35. , И.А. Возрастные особенности семантики образа мира // Вестник университета (Государственный университет управления). Социология, психология, педагогика и управление персоналом. — 2011. — № 14 — С. 16 — 18.
  36. , И.А. Субъективная картина жизненного пути современных подростков. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, — 2011. № 4. — С. 148−161.
  37. Н.П. Методологические основания качественных исследований в психологии: дисс. канд. психол. наук / Бусыгина Наталья Петровна. М.: 2011, — 235 с.
  38. Ш. Что такое пубертатный период. // Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю. И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — С.9 — 20.
  39. К. Психология слепых. М.: Учпедгиз, 1934 231 с.
  40. А.Я. Семейные мифы в практике системной семейной психотерапии. // Журнал практического психолога 2001, — № 1−2.- С. 65−76.
  41. А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. -СПб.:Речь, 2001. 74 с.
  42. С.Н., Носкова A.B., Седова H.H. Семья и дети в жизненных установках россиян. // Социологические исследования, 2006. № 10. — С. 61−73.
  43. К.Н., Кабардов М. К., Нуркова В. В. Индивидуально-типологические особенности автобиографической памяти. // Психологические исследования (научный электронный журнал) № 2(16) — 2011.
  44. Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд во Моск. ун та, 1984. 200 с.
  45. А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М.: Языки славянской культуры, 2000. — 288 с.
  46. Ч., Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста. -СПб: Прайм Еврознак. 2007. — 672 с.
  47. Т. А. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. 176 с.
  48. , И.П. Психология социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения. СПб.: Изд-во Рос.гос.пед.ун-та.- 2009. 271с.51. ВЦИОМ, выпуск № 1973, 2012
  49. ВЦИОМ, пресс-выпуск № 1986 от 28.03.2012 http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=l 12 642
  50. Выготский Л. С Педология подростка.// Собр.соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т.4. С. 5−242.
  51. Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Выготский Л. С. -Собр. соч. Т.4. -М.: Педагогика, 1984. — С. 243−385.
  52. Л.С. К вопросу о деменции при болезни Пика // Хрестоматия по патопсихологии. -М.: 1981, С.114−149.
  53. Л.С. Младенческий возраст // Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 4. М., 1984. — С. 269−317.
  54. Л.С. Мышление и речь // Собр.соч.: В 6 т. Т.2. М.: Педагогика, 1982. -С.5 361.
  55. Л.С. Педология подростка // Психология подростка: Хрестоматия / Сост. Фролов Ю. И., М., Российское педагогическое агентство, 1997. С. 232−285.
  56. Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений. М., Педагогика, 1984. С. 244−268.
  57. Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1991. № 4. — С. 5−19.
  58. Л.С. Слепой ребенок // Собр. соч. в 6-ти тт. Т. 5., М., 1983. С. 257 -321.
  59. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1994. № 3. — С. 43−52.
  60. Л.Я., Алешина Ю. Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Вестник МГУ. Серия XIV. Психология, 1985. № 4.
  61. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987 — 176с.
  62. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время наших читателей // Знание -сила. 1985,-№ 2.
  63. Л.А. Профессиональное самоопределение на пороге взрослости: показатели, факторы, кризисы. // На пороге взросления. Сборник научных статей / Ред. Л. Ф. Обухова, И. А. Корепанова, М.: МГППУ, 2011 — С. 62 — 77.
  64. Я.В. Соотношение образа мира и национального самосознания субъекта: дисс.канд. психол. наук. / Голубова Яна Викторовна. Сочи, 2004. — 144 с.
  65. P.C. Влияние углубленного изучения английского языка на когнитивные и эмоциональные компоненты картины мира: автореф. дисс. канд. психол. наук. / Горская Регина Сергеевна. Санкт-Петербург, 2005. — 20 с.
  66. A.A. Всемирная энциклопедия: Философия. М.: ACT, Минск: Харвест, Современный литератор, 2001. — 1312 с.
  67. Н.Ю. Взаимосвязь образа мира и характерологических особенностей личности: дисс. канд. психол. наук. / Губанова Надежда Юрьевна. Сочи, 2004. — 188 с.
  68. Е.В. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических последствий. Л.: Медицина, 1978. 296 с.
  69. В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение. 1973. — С. 66 — 98.
  70. И.А. Семья инвалида в социальной структуре общества: автореф. дис. канд. социол. наук. / Дворянчикова Ирина Алексеевна. Саратов, 2004. — 19 с.
  71. В. 3. Коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке в школах для детей с нарушением зрения: метод, рек. М.: ООО «ИПТК «Логос ВОС», 2008. — 150с.
  72. У. Научные основы психологии СПб.: С.-Петербургская электропечатня, 1902. — 370 с.
  73. Е.Л. Межличностное общение: семантика и механизмы. Тюмень, ТОГИРРО, 1998. — 202 с.
  74. Т.В. Подросток. М.: Знание, 1976. 96 с.
  75. Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии, 1972, — № 2, — С. 25−38.
  76. Т.В. О некоторых психологических особенностях подростка // Вопросы психологии личности школьника. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — С. 120 — 170.
  77. М. Многомерное шкалирование: Методы наглядного представления данных. М.: Финансы и статистика, 1988 г. — 254 с.
  78. В.Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки два разных мира. — СПб.: Тускарора, 2001 — 184 с.
  79. В. П. Профессиональная ориентация учащихся с нарушениями зрения : Медицина, психология, педагогика: пос. для учителя / В. П. Ермаков — под ред. В. И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2002. — 172 с.
  80. В.П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 240 с.
  81. А.М. Воспитательная работа в школе-интернате для слепых детей. Книга для воспитателя (Из опыта работы) М.: Просвещение, 1984. — 126 с.
  82. Ю.А. Некоторые представления о жизни современных подростков. // На пороге взросления. Сборник научных статей / Ред. Л. Ф. Обухова, И. А. Корепанова, М.: МГППУ, 2011 — С. 172−176.
  83. И. Н. Опыт и проблемы обучения детей с глубоким нарушением зрения в массовых школах // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. — № 5. -С. 4−13.
  84. А.И. Неврозы у детей и подростков. Л.: Медицина, 1988. — 246 с.
  85. М.И. Пути компенсации слепоты в познавательной и трудовой деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 418 с.
  86. Е.А. Психологические факторы преодоления жизненных трудностей инвалидами по зрению: автореф. дис. канд. психол. наук. / Иванова Екатерина Александровна. М., 2010. — 22 с.
  87. А.Г. Влияние образа мира личности на ее политические предпочтения: дисс. канд. психол. наук. / Ивашкин Алексей Георгиевич. Сочи, 2003. — 146 с.
  88. Е.Ю. Психолингвистические механизмы выражения эмоций в картине мира личности: дисс. канд. психол. наук. / Кабановская Елена Юрьевна. Чита, 2004. — 197 с.
  89. Д.Д. Социально-культурная интеграция лиц с ограниченными возможностями в условиях интернет-сообществ: автореф. дис. канд. педагог, наук. / Калимуллин Диловар Диловарович. Казань, 2009. — 20 с.
  90. Н.Ф. Основы психотерапии: Семиотика в психотерапии. М.: Рефл-бук, 1997. — 272 с.
  91. Е.Р., Леонтьев Д. А. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте. // Вопросы психологии, 2006. № 3. — С.49 — 55.
  92. Е.А. Особенности самосознания подростков при различном восприятии семейной ситуации : дис. канд. психол. наук. / Капцова Елена Анатольевна. М., 2002 -230 с.
  93. Карабанова О А. Психологические особенности родительско-детских отношений в подростковом возрасте //Семейное консультирование и семейная психотерапия / Под ред. Э. Г. Эйдемиллера, А. З. Шапиро. СПб., 2001. — 386 с.
  94. O.A. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования М.: Гардарики, 2005а. — 320 с.
  95. И.Н., Петренко В. Ф. Путешествие через всю Россию (А. Лидерсу 60 лет!) // Методология и история психологии, 2009. — № 2. — С. 192−199.
  96. Дж. Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л.АПетровской. М.: Изд-воМГУ, 1984.-С. 127−137.
  97. П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев: ПАН Лтд, 1994.-284 с.
  98. С.А., Косолапов М. С., Толстова Ю. Н. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации. М.: Наука, 1978. — 112 с.
  99. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях М.: Изд-во МГУ, 1995 — 224 с.
  100. С.Г. Возможности применения методики неоконченных предложений для изучения социальной идентификации // Социальная идентификация личности. М.:ИС РАН, 1993. С. 69 — 83.
  101. С.Г. Опыт использования методики неоконченных предложений в социологическом исследовании // Социология: 4M, 1995. № 5−6. — С.49−64.
  102. C.B. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
  103. Н.Б., Коврижкин Е. В. Подростки на перекрестке миров: СМИ или поиски выхода из лабиринта. // На пороге взросления. Сборник научных статей / Ред. Л. Ф. Обухова, И. А. Корепанова, М.: МГППУ, 2011 — С. 185 — 198.
  104. Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии, 1981. № 2. — С. 47−57
  105. Кон И. С. Дружба. М.: Политиздат, 1980. — 255 с.
  106. Кон И. С. Мальчик отец мужчины. — М.: Время, 2009. — 704 с.
  107. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  108. H.A. Субъективная репрезентация жизненного пространства личности: дисс. канд. психол. наук. / Кондратова Наталия Александровна. М., 2009.- 203 с.
  109. И. А. Особенности образа Я младших подростков с задержкой психического развития: дис. канд. психол. наук. / Конева Ирина Алексеевна. Н. Новгород, 2002. — 217 с.
  110. A.B. Формирование имиджа семьи под влиянием средств массовой информации:социологический аспект: дисс. канд.социол.наук. / Короткова Анна Васильевна. М., 2007 — 217 с.
  111. Л. Холл Дж. Психология юности. СПб.: Питер, 2000. 547 с.
  112. М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Когито-Центр, Издательство «Институт психологии РАН», 1997. — 432 с.
  113. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. — 992 с.
  114. Н.С. Влияние образа мира субъекта на предпочтение информации в средствах массовой коммуникации: дисс. канд. психол. наук. / Крамаренко Наталья Станиславовна. Сочи, 2004. — 159 с.
  115. О.В. Исследование идентификации пожилых людей с помощью методики М. Куна «Кто Я?» // Психология зрелости и старения. 1997. — № 1. — С.68 — 84.
  116. О.В., Марцинковская Т. Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте // Психология зрелости и старения. 1998. — № 3. — С.34 — 59.
  117. A.A. Психология слепых и её значение для общей психологии и педагогики, — Саратов, 1926. -144 с.
  118. A.A., Ахмеров P.A. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути, — М.: Смысл, 2003. 284 с.
  119. О.Г. Взаимосвязь образа семьи и развития самосознания у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов: дис. канд. психол. наук. / Кулиш Оксана Геннадьевна. М., 2005. -213 с.
  120. И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценум, 1984. — 334 с.
  121. А.Ю. Феномен «отложенной жизни», формирующийся у жителей территорий с экстремальными природно-климатическими условиями // Личность в экстремальных условиях. Часть II, — 2005. С. 125 — 132.
  122. М.И. Семантическая структура сравнения // Текст: семантика и структура. М, Наука, 1983. — С. 173 — 179.
  123. A.A. Творческий путь Алексея Николаевича Леонтьева // А. Н. Леонтьев и современная психология. М.: Изд — во Моск. ун-та, 1983. — С. 6−39.
  124. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл- Академия, 2004. 346 с.
  125. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т.т. М.: Педагогика, 1983.
  126. А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. — 584 с.
  127. АН. Психология образа // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1979. № 2. — С. З — 13.
  128. Д.А. Очерк психологии личности. -М.: Смысл, 1997. 64 с.
  129. А.Г. Психологическое обследование семьи М.: Академия, 2006. — 432 с.
  130. А.Г., Минеева O.A. Лексика для описания семьи в психосемантическом исследовании // Семейная психология и семейная терапия, 2003. № 4. — С. 3 -19.
  131. О.И. Общие и специфические особенности развития личности подростков с нарушением зрения: дис. канд. психол. наук. / Липкова Ольга Ивановна. М., 2001 — 201 с.
  132. М.И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии. -М.: Наука, 1979. С. 168 — 294.
  133. А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А. Г. Литвак — Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. -СПб.: Изд-во Pill У, 1998. 271 с.
  134. А.Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1989. 214 с.
  135. А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.: Эксмо-пресс, 1999.-416 с.
  136. Г. В., Рыбакова Н. А. Исследование представлений подростков о семейной жизни // Психология и педагогика новая интеграция. Материалы 24-й научной конференции СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 1998. — С. 41−44.
  137. С.Н. Формирование образа мира у учащихся среднего школьного возраста в процессе нравственного воспитания: компетенгностный подход: дис. канд. психол. / Лопарева Светлана Николаевна. Пятигорск, 2011 — 226 с.
  138. Т.П. Социально-психологическая адаптация выпускников школ для слепых и слабовидящих детей: дис. канд. психол. наук. / Малкова Татьяна Петровна. -СПб., 2009- 176 с.
  139. М.К., Пятигорский А. М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. — 216 с.
  140. И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми. // Семейная психология и семейная терапия, 1999. № 2. — С.94−108.
  141. Д.В. Реконструкция динамики образа мира человека средствами психоисторического анализа: автореф. дис. канд. психол. наук. / Матис Денис Владимирович. — Барнаул, 2004. — 22 с.
  142. Е.Б. Представления о семье в разных группах старшеклассников и студентов: дис. канд. психол. наук. / Маценова Ева Борисовна. М., 2001 — 241 с.
  143. O.A. Возрастные и тендерные особенности содержания имплицитных теорий семьи: дис. канд. психол. наук. / Минеева Ольга Алекснадровна. М., 2011. — 172 с.
  144. O.A. Лексика для описания семьи и отношений в ней // Психологические проблемы современной российской семьи. Материалы конференции, часть 1, Москва. -2003.-С. 150−161.
  145. O.A., Лидере А. Г. Многомерное шкалирование психосемантических данных как прием исследования имплицитных теорий (на примере имплицитных теорий семьи) // Психологическая диагностика, 2007. № 6. — С. 26−49.
  146. O.A., Лидере А. Г. Фамилистика. Обзор научных представлений о семье. // ЧФ: Социальный психолог, 2001. № 1 (21). — С.19−59.
  147. O.A., Лидере А. Г., Познанская А. П. Имплицитные теории семьи в семейной психологии // Вестник университета. Государственный университет управления, Москва, 2010. № 25. -С. 68−71.
  148. , O.A. Семейные паттерны в зеркале внутренней метафоры // Московский психотерапевтический журнал, 2002. № 3. — С. 142−153.
  149. С., Фишман Ч. Техники семейной терапии М.: Независимая фирма «Класс», 1998. — 304 с.
  150. Т.И. Исследования семьи в клинике и коррекция семейных отношений // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике / Ред. М. М. Кабанов и др. -Л., 1983.
  151. Н.Г. Интересы и мечты слепых школьников младших и средних классов.-Специальная школа, 1964, вып, 1−2.
  152. Н.Г. Воспитание разносторонних интересов у слабовидящего ребенка в семье. // Воспитание слабовидящего ребенка в семье/ Сбор. статей под ред. Ермакова В. П., Щегловой A.A. М.: Всероссийское общество слепых, 1986.
  153. H.A. Альтернативные модели социализации детей-инвалидов в современном обществе: социально-философский анализ: автореф. дис. канд. философ, наук. / Москвичева Наталья Александровна. Ростов н/Д., 2007. — 24 с.
  154. Н.Л. Образ семьи и его динамика от юности до геронтогенеза // Ананьевские чтения 2003, Материалы научно- пракгич. конф. 28−30 окт. 2003 г. СПб.: СПбГУ, 2003. -215 с.
  155. У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981. 230 с.
  156. Нартова-Бочавер С.К., Бочавер К. А., Бочавер С. Ю. Жизненное пространство семьи: объединение и разделение. М.: Генезис, 2011. — 320 с.
  157. Е.В. Подход к исследованию хронотопических характеристик жизненного мира человека. // Сибирская психология сегодня. Сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.
  158. Ю.А. Особенности автобиографической памяти у больных с эндогенными аффективными расстройствами: дипломная работа / Фак. психологии МГУ им. М.В.Ломоносова- науч.рук. В. В. Николаева. М., 2004.
  159. С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. М.: Педагогика, 1978. -160 с.
  160. ВВ., Митина О. В., Янченко Е. В. Автобиографическая память: «сгущения» в субъективной картине прошлого // Психологический журнал. 2005. № 2. — С.22−32.
  161. В.В. Искусство памяти: личная версия. Беседа с главным редактором «Знание сила» О. Балла // Знание -сила, 2004. — № 10.
  162. В.В. Культурно-исторический подход к автобиографической памяти: автореф. дис. докт.психол.наук. / Нуркова Вероника Валерьевна. М., 2009. — 50 с.
  163. A.C. Мировоззрение подростков провинций России. // На пороге взросления. Сборник научных статей / Ред. Л. Ф. Обухова, И. А. Корепанова, М.: МГППУ, 2011 — С. 147- 162.
  164. Л.Ф. Возрастная психология. Курс лекций. Факульет психологии, МГУ имени М. В. Ломоносова, 2003 г.
  165. Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 442 с.
  166. Л.Ф., Попова М. В. Варианты жизненной позиции современных подростков. // На пороге взросления. Сборник научных статей / Ред. Л. Ф. Обухова, И. А. Корепанова, М.: МГППУ, 2011 — С. 162 — 172.
  167. Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т. Ф. Семейные кризисы: феноменология, диагностика, психологическая помощь. Москва-Обнинск.: «ИГ -СОЦИН», 2005 — 356 с.
  168. ОлпортГ. Становление личности: Избранные труды. М.: Смысл, 2002. — 462 с.
  169. В.Б. Становление метода неоконченных предложений. Социология: 4M., 1997. -№ 9. — С. 82−97.
  170. E.H. Смыслоутрата как переживание отчуждения: структура и диагностика: дис. канд. психол. наук. / Осин Евгений Николаевич. М., 2007 — 217 с.
  171. М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 4-е изд. СПб.: Питер, 2008 — 304 с.
  172. В.И. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии, 2000. № 1. -С. 135- 142.
  173. А.И. Модальностная структура эмоциональности и когнитивный стиль. // Вопросы психологии, 1982. № 1. — С. 118−126.
  174. Н.В. Образ семьи у детей-дошкольников из семей «группы риска» // Семейная психология и семейная терапия 2002. — № 2.
  175. В.Ф. Психосемантика сознания. М.: из-во Моск. Ун-та, 1988. 230 с.
  176. Л.А., Спиваковская A.C. Воспитание как общение-диалог // Вопросы психологии, 1983. № 2. — с. 85 — 89.
  177. В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. — 1984. — № 4. — С. 13−21.
  178. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
  179. Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. М.: РАОИКП, 1999 — 123 с.
  180. А.И., Идобаева O.A., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности. Теория и практика СПб.: Питер, 2004. — 202 с.
  181. О., Лидере А. Г. Сплоченность и гибкость как интегративные параметры семейной системы // Семейная психология и семейная терапия, 2006. № 3. — С. ЗО — 45.
  182. К.Н. Изменение детства: проверка гипотезы // На пороге взросления. Сборник научных статей / Ред. Л. Ф. Обухова, И. А. Корепанова, М.: МГППУ, 2011 — С. 48 — 60.
  183. К.Н. К проблеме ведущей деятельности в подростничестве // Психологическая наука и образование, 1998. № 3−4. — С. 13−17.
  184. К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста. // Вопросы психологии, 1996. № 1. — С.20−34.
  185. Д.Ю. Тендерная вариативность образа мира личности: Дис. канд. психол. наук. / Правник Дмитрий Юрьевич. Хабаровск, 2007 — 248 с.
  186. А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование, 1998. № 2. — С. 11 — 17.
  187. А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / Акад. пед. и соц. наук, Моск. пед.-соц. ин-т. М.- Воронеж, 2000. -304 с.
  188. А.М. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2005 — 400 с.
  189. А.М., Толстых H.H. Дети без семьи. М.: Знание, 1990. — 160 с.
  190. А.М., Толстых H.H. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990. -80 с.
  191. А.М., Толстых H.H. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет// На пороге взросления. Сборник научных статей / Ред. Л. Ф. Обухова, И. А. Корепанова, М.: МГППУ, 2011 — С. 14−22.
  192. Н.С. Личность в эпоху продажности. Учебно-методическое пособие. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 224 с.
  193. И.А. Потаенное знание современной русской семьи. М.: Индрик, 2001 -376 с.
  194. М.О., Григорьева С. И. Влияние детско-родительских отношений на мотивацию обучения у младших школьников. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки», 2007 № 4. — С.105 — 109.
  195. X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности /Пер. с нем. М.: Мир, 1994. — 320 с.
  196. Г. Г. Опыт применения метода «незаконченных предложений» в психиатрической практике // Исследования личности в клинике и в экстремальных условиях. Л., 1969. — С. 266−275.
  197. О.С., Семенихина М. В. Представленность системы родительской семьи в субъективном пространстве личности: постановка проблемы. // Научные публикации кафедры педагогической психологии РГГУ, http://www.pedpsy.ru/Default.aspx?id=6.1
  198. Е.А. Русскоязычные SMS-тексты в социолингвистическом аспекте: автореф. дис. канд. филол. наук. / Савельев Евгений Александрович, — Нижний Новгород, Санкт-Петербург, 2006. 18 с.
  199. Салю ков М. А. Влияние образа мира личности на ее отношение к рекламной информации в экономической сфере: автореф. дис. канд. психол. наук. / Салюков Максим Александрович. Сочи, 2005. — 23 с.
  200. Е.Е. Микросоциум семьи и семейный нарратив как психологическая основа культурного социогенеза. // Индивидуальные и стилевые особенности личности / Отв. ред. Т. Ю. Синченко, В. Г. Ромек. Ростов-на-Дону: ЮРГИ, 2002. — С. 177−190.
  201. Е.Е. Психология развития человека М.: Аспект Пресс, 2005. — 460 с.
  202. В. Психотерапия семьи. СПб.: Речь, 2000. 283 с.
  203. В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи. // Социологическиеисследования, 2007. № 4 — С. 37 — 43.
  204. В.П. Жизненные сценарии северян и их влияние на принятие решений //
  205. Колыма, 1997. № 4. — С.20 — 23.
  206. В.П. Категории «образ мира» и «образ жизни» // Ученые записки кафедры психологии СМУ. Вып. 3. Магадан: Кордис, 2003. — С. 110 -125.
  207. В.П. Методы психосемантики: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект — Пресс, 2004. — 207 с.
  208. В.П. Невроз отложенной жизни (НОЖ) и северный невроз // Ученые записки кафедры психологии СМУ. Магадан. Кордис, 2001. — С.113−118.
  209. В.П. О возможностях метода семантических универсалий Е.Ю. Артемьевой // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, 2000. № 2. — С.74−79.
  210. В.П. Пять определений понятия и схема функционирования образа мира // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 2006. № 1 — С. 11 — 19.
  211. В.П. Структура и функции образа мира в практической деятельности : дис.. д-ра психол. наук: 19.00.03 Москва, 2005 356 с.
  212. Сколько Вам лет? Линии жизни глазами психолога (под ред. А.А.Кроника).- М.: Школа-Пресс, 1993, — 112 с.
  213. В.И., Исаев Е. И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная пресса, 2000. — 416 с.
  214. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. -М.: Изд во МГУ, 1985. — 231 с.
  215. B.C., Абросимова З. Б., Адамчук Д. В., Баранова Е. В. под. ред. В. С. Собкина. Подросток: нормы, риски, девиации М.: Центр социологии образования РАО, 2005. — 359 с. — (Труды по социологии образования- том 10. Выпуск 17).
  216. B.C., Кузнецова Н. И. Российский подросток 90-х: движение в зону риска, аналитический доклад. М.: ЮНЕСКО, 1998 — 120 с.
  217. A.B. Развитие нетрадиционных форм обучения слабовидящих детей в условиях специальной школы. // Дефектология, 1996. № 4. — С. 3−8.
  218. Н.П. Влияние образа мира субъекта на структуру и содержательные характеристики самопознания: дисс. канд. психол. наук. / Соуксу Наталья Полихроновна.- Сочи, 2006. -146 с.
  219. Л.И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушениями зрения М.: Полиграф-Сервис, 1999. — 130 с.
  220. H.B. Ценностно-смысловая организация картины мира личности выходцев из семей с алкогольной зависимостью: автореф. дис. канд. психол. наук. / Солнцева Наталья Владимировна. СПб., 2006. — 22 с. 224.
  221. A.C. Психотерапия: игра, детство, семья. М.: Апрель-Пресс, 2000. -416 с.
  222. E.H. Лидере А. Г. Психогенность стиля семейного воспитания как показатель неудовлетворенности браком // Семейная психология и семейная терапия, 2001. № 4.-С 71 -74.
  223. E.H., Лидере А. Г. Удовлетворенность браком в зависимости от структурно-функциональных характеристик семьи. // Журнал практического психолога. -2001.-№ 5−6.-С. 23−26.
  224. А.П. К вопросу о психологической классификации значений // Вестник МГУ. Серия 14. — Психология, 1983. — № 1. — С. 22 — 30.
  225. А.П. Понятие «образ мира» и некоторые проблемы онтогенеза сознания // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1987. № 3. — С. 26 — 37.
  226. А.П. Психологическая структура значений и ее развитие в онтогенезе. -дисс. канд. психол. наук. / Стеценко Анна Павловна.- М., 1984. 195 с.
  227. В .В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. — 284 с.
  228. Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 528 с.
  229. Ю.Н. Основы многомерного шкалирования. М.: Изд. дом «Университет», 2006-С. 160.
  230. И.В. Влияние билингвизма на формирование образа мира коренных народов Сахалина : На материале нивхов: дисс. канд. психол. наук. / Трутнева Ирина Валерьевна. Хабаровск, 2004. — 148 с.
  231. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе М.: Педагогика, 1989.-208 с.
  232. Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования, 2011. — № 1 (26). — С.44−45.
  233. Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2010. -16 с.
  234. В.А. История советской тифлопедагогики, школы слепых и слабовидящих. Ленинград, 1980.
  235. А.В. Роль личностного эгоцентризма в структуре подростковой девиантности: автореф. дис. канд. психол. наук. / Фокина Александра Вадимовна М., 2008. — 22 с.
  236. Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб.: Прайм- Еврознак, 2004. — 608 с.
  237. Э. Бегство от свободы. Москва: ACT, 2011. — 160 с.
  238. М. Время картины мира // в кн. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления (пер. с нем.- комм. В.В. Бибихина- серия «Мыслители XX в.). М.: Республика, 1993. — стр. 41−63.
  239. Г. Зиглер Э. Теории личности. СПб.: Питер, 2001 — 608 с.
  240. А.В. Введение в семейную психотерапию. М., 1998. 152 с.
  241. А.В. Системная семейная терапия. М.: Независимая фирма Класс, 2001 -117с.
  242. И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) М.: Гардарики — 2005. — 349 с.
  243. Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб.: ООО «Каскад», 2005. — 436 с.
  244. Л.Б. Профессиональное самоопределение подростков в «координатах» отношения к времени жизни и труду. // На пороге взросления. Сборник научных статей / Ред. Л. Ф. Обухова, И. А. Корепанова, М.: МГППУ, 2011 — С. 22−36.
  245. Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512 с.
  246. Э. Эротика и сексуальность в юношеском возрасте. // Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю. И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — С. ЗЗ — 64.
  247. Э. «Серьезная игра» в юношеском возрасте. // Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю. И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — С.20 -33.
  248. А.Н. Образ семьи в картине мира детей, оставшихся без попечения родителей: дисс. канд.психол.наук. / Шубина Анна Сергеевна. Волгоград, 2009 — 303 с.
  249. А.А. Нравственное воспитание слабовидящих детей дошкольного возраста в семье // Воспитание слабовидящего ребенка в семье/ Сбор. статей под ред. Ермакова В. П., Щегловой А. А. М.: Всероссийское общество слепых, 1986.
  250. Э.Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб, Речь, 2006. — 352 с.
  251. Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. СПб.: Питер, 2008 — 672 с.
  252. Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). -М.: Учпедгиз, 1960. 328 с.
  253. Д.Б. Избранные психологические труды. / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко М.: Педагогика, 1989, — 555 с.
  254. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии, 1971. № 4. — С. 6−20.
  255. Д.Б., Драгунова Т. В., Боцманова М. Э., Захарова А. В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М.: Просвещение, 1967, — 360с.
  256. Э. Идентичность: юность и кризис. -М.: Прогресс, 1996. 286 с.
  257. Э.Г. Детство и общество. М.: Прогресс, 2001. — 344 с.
  258. ЮнгК.Г. Человек и его символы. СПб.: 1996. — 454 с.
  259. А.А. Ценностно-смысловые установки как фактор социальной интеграции инвалидов по зрению: дис. канд. психол. наук. / Яковлева Анна Андреевна, СПб., 2009- 176 с.
  260. Ackerman N. The strength of Family Therapy: Selected Papers/Eds. D. Bloch, R. Simon Ackerman Institute of Family Therapy. N.Y.: Brunner/ Mazel, publishers, 1982.
  261. Alexander J., Parsons В. V. Functional family therapy. Monterey, Calif: Brooks/Cole, 1982.
  262. , J., & Feldman, C. F. (1996). Group narrative as a cultural context of autobiography // In D. C. Rubin (Ed.), Remembering our past: Studies in autobiographical memory (pp. 291−317). New York: Cambridge University Press.
  263. Burt C.D.B., Kemp S., Conway M.A. Themes, events, and episodes in autobiographical memory//Memory and Cognition. 2003. Vol. 31(2). P. 317−326.
  264. Cappeliez P., O’Rourke N. Personality traits and existential concerns as predictors of the functions of reminiscence in older adults // Journal of Gerontology Series B: Psychological Sciences and Social Sciences. 2002. Vol. 57(2). P. 16−23
  265. Dannon W. Social Cognition and Child Development/ Jossey-Bass, Publ., Washington, 1978.
  266. Ellis A. Reason and Emotion is Psychotherapy. New York, NY: Citadel Press, 1994.
  267. Ferreira A.J. Family myths. Psychiatric Research Reports (№ 20), 1966, p.86−87.
  268. Freeman D.S. Techniques of Family therapy/ New York: Aronson, 1981.
  269. Haley J. Problem solving therapy. San Francisco: Jossey-Bass, 1976.
  270. Harrington R. Depressive Disorder in Childhood and Adolescence. John Wiley & Sons, 1995.
  271. Johnson C. Gender, legitimate authority and leader-subordinate conversations // American sociological review. 1994. Vol. 59. № 1. P. 122−135.
  272. Karabanova O A., Podolskij A.I., Zacharova E.I. The peculiarities of child-parent experience in adolescence // The IX-th European Conference on Developmental Psychology. 1−5 September 1999, Greece.
  273. La France M., Henley N. H., Hall J. A., Halberstadt A. G. Nonverbal behavior: are women’s superior skills caused by their oppression? // Gender: Social relations in theory and practice. L., 1994. P. 101−133.
  274. Lerner, M. J. The belief in a just world: A fundamental delusion New York: Plenum Press, 1980.
  275. Levinson D. The seasons of man’s life. N.Y. Knopf. -1978
  276. Marcia J. Development and validation of ego -identity status// Journal of personality and social psychology. 1966. № 3. P.551−558.
  277. Marcia, J. E. Identity six years after: A follow-up study // Journal of Youth and Adolescence. 1976. — № 5, p. 145−160.
  278. McElhaney K., Allen J., Stephenson J., & Hare, A. Attachment and autonomy during adolescence. In R. Lerner & L. Steinberg (Eds.), «Handbook of adolescent psychology» (3rd ed., Vol. 1, pp. 358−403). New York: Wiley, 2009.
  279. Nichols M. Family Therapy: Concepts and Methods. N.Y., London: Gardner Press Inc., 1984.
  280. Olson D. Circumplex Model of Marital and Family Systems. Assessing Family Functioning//Walsh, Froma. Normal Family Processes. N.Y./London: Guilford Press, 1993.
  281. Olson D.H., Portner J., Laveer Y. FACES III // Family Social Science University of Minnesota/ 1985.
  282. Rodriguez Tomae, H. (1972). Le Moi et l’autre dans la conscience de l’adolescent. Neufchtel: Delachauux Niestle.
  283. Rubin D. The distribution of autobiographical memory across the lifespan // Memory and Cognition. 1997. Vol. 25(6). P. 859−866.
  284. Rubin D.C., Wetzler S.E., Nebes R.D. Autobiographical memory across the adult lifespan // Autobiographical memory/Ed. by D.C. Rubin. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1998. P. 202−221.
  285. Semantic Differential Technique, 1969. Ed. By Snider J.G. & Osgood CE. Chicago: Aldine publ. Co.
  286. Siegal M. Are sons and daughters treated more differently by fathers than by mothers? //Developmental Review. 1987. № 7. Pp. 183−209.
Заполнить форму текущей работой