Социальная ситуация развития как условие формирования образа мира современного подростка
Диссертация
Реализованное в данной диссертационной работе исследование было направлено на изучение образа мира современного подростка, по замечаниям современных ученых (Д.И. Фельдштейн, А. М. Прихожан, Л. Ф. Обухова, К. Н. Поливанова, O.A. Карабанова), изученного явно недостаточно и описанного лишь в своих отрывочных фрагментарных характеристиках. Образ мира был изучен нами через экспликацию семантического… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения образа мира современного подростка
- 1. 1. Образ мира: понятие, структура, функции
- 1. 2. Представления о семье и субъективная картина жизненного пути как составляющие образа мира современного подростка
- 1. 3. Отрочество как возрастная стадия формирования образа мира
- 1. 3. 1. Онтогенетические этапы развития образа мира
- 1. 3. 2. Современность как культурно-историческая ситуация формирования образа мира. Психологический портрет современного подростка
- 1. 3. 3. Специфичность социальной ситуации развития в отрочестве (на примере социальной ситуации развития слепого подростка) как условия формирования образа мира
Список литературы
- Адеева Т.Н. Социально-психологические проявления кризиса инвалидности и условия его преодоления: автореф. дис. канд. психол. наук / Адеева Татьяна Николаевна. -Кострома, 2004. — 18 с.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд За экономическую грамотность, 1990. 296 с.
- Адлер А. Понять природу человека. СПб.: «Академический проект», 1997. — 256 с.
- Аксенова Ю.А. Символы мироустройства в сознании детей: дис. канд. психол. наук./ Аксенова Юлия Александровна. М., 1997. — 189 с.
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.:Наука, 1977. — 446 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: изд-во Ленинградского ун-та, 1968. -339 с.
- Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. Изд.7. СПб: Питер, 2007. — 688 с.
- Андреева Г. М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. Издание второе, перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2000 -288 с.
- Андреева Т.В. Психология современной семьи. СПб.: Речь, 2005. — 436 с.
- Антонов А.И. Микросоциология семьи. М.: ИНФРА-М, 2005. — 360 с.
- Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Питер, 2003 — 271 с.
- Аргунова Т. П. Интеграция детей-инвалидов в социум посредством социально-педагогической реабилитации : автореф. дис. канд. педагогических наук. / Аргунова Тамара Прокопьевна. Якутск, 2009. — 21 с.
- Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. М.: Прометей, 1994.-352 с.
- Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Под. ред. И. Б. Ханиной. М.: Наука- Смысл, 1999. — 350 с.
- Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М: Прогресс — Прогресс-Академия, 1992. -526 с.
- Ахмеров P.A. Субъективная картина жизненного пути у представителей религиозной секты Иеговы // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных наук». № 1, 2005. С. 126−137.
- Баева И.А. Проблемы социализации подростка в постсоветском периоде развития России (психологический анализ молодежной субкультуры). // На пороге взросления.
- Сборник научных статей / Ред. Л. Ф. Обухова, И. А. Корепанова, М.: МГППУ, 2011 — С. 36−48.
- Баклушинский С. А., Белинская Е. П. Развитие представлений о понятии социальная идентичность // Идентичность Хрестоматия / Сост. Шнейдер Л. Б. М.: Изд-во МПСИ, 2003. 272 с.
- Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000 320 с.
- Баранова М.М. Онтогенез сознания на ранних этапах жизни: фундаментальные характеристики, типология и развитие довербальных значений // Вестник Томского государственного университета, 2011. -№ 352. -С.169−172
- Басилова Т. А., Александрова Н. А. Анализ результатов изучения слепых детей со сложным нарушением развития за тридцать лет // Дефектология. 2006. — № 2. — С. 3−13.
- Бендас Т.В. Тендерная психология: учебное пособие. СПб.: Питер, 2006. — 431 с.
- Берг-Кросс Л. Терапия супружеских пар. М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. 528 с.
- Берн Ш. Тендерная психология. Законы мужского и женского поведения СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2007 — 318 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди (психология человеческих взаимоотношений), Люди, которые играют в игры (психология человеческой судьбы). -СПб. М.: «Университетская книга» ACT, 1998. — 399 с.
- Богпомочева O.A. Особенности образа мира у одаренных подростков // Психологическая наука и образование. 2006. № 4. — С.66 — 75.
- Божович ЛИ. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Издательство «Просвещение», 1968. — 464 с.
- Борисенко Ю.В. Психология отцовства. Москва — Обнинск: «ИГ-СОЦИН», 2007. -220 с.
- Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. — 480 с.
- Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2004 — 232 с.
- Бурлов A.B., Татарова Г. Г. Метод неоконченных предложений в изучении образа «культурный человек» // Социология 4M: методология, методы, математические модели. 1997. -№ 9. -С. 5−31.
- Бурменская Г. В. Мировосприятие детей с различными типами привязанности к матери. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. — № 2. — С.21 -36
- Буровихина, И.А. Возрастные особенности семантики образа мира // Вестник университета (Государственный университет управления). Социология, психология, педагогика и управление персоналом. — 2011. — № 14 — С. 16 — 18.
- Буровихина, И.А. Субъективная картина жизненного пути современных подростков. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, — 2011. № 4. — С. 148−161.
- Бусыгина Н.П. Методологические основания качественных исследований в психологии: дисс. канд. психол. наук / Бусыгина Наталья Петровна. М.: 2011, — 235 с.
- Бюлер Ш. Что такое пубертатный период. // Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю. И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — С.9 — 20.
- Бюрклен К. Психология слепых. М.: Учпедгиз, 1934 231 с.
- Варга А.Я. Семейные мифы в практике системной семейной психотерапии. // Журнал практического психолога 2001, — № 1−2.- С. 65−76.
- Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. -СПб.:Речь, 2001. 74 с.
- Варламова С.Н., Носкова A.B., Седова H.H. Семья и дети в жизненных установках россиян. // Социологические исследования, 2006. № 10. — С. 61−73.
- Василевская К.Н., Кабардов М. К., Нуркова В. В. Индивидуально-типологические особенности автобиографической памяти. // Психологические исследования (научный электронный журнал) № 2(16) — 2011.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд во Моск. ун та, 1984. 200 с.
- Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М.: Языки славянской культуры, 2000. — 288 с.
- Венар Ч., Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста. -СПб: Прайм Еврознак. 2007. — 672 с.
- Власова Т. А. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. 176 с.
- Волкова, И.П. Психология социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения. СПб.: Изд-во Рос.гос.пед.ун-та.- 2009. 271с.51. ВЦИОМ, выпуск № 1973, 2012
- ВЦИОМ, пресс-выпуск № 1986 от 28.03.2012 http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=l 12 642
- Выготский Л. С Педология подростка.// Собр.соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т.4. С. 5−242.
- Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Выготский Л. С. -Собр. соч. Т.4. -М.: Педагогика, 1984. — С. 243−385.
- Выготский Л.С. К вопросу о деменции при болезни Пика // Хрестоматия по патопсихологии. -М.: 1981, С.114−149.
- Выготский Л.С. Младенческий возраст // Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 4. М., 1984. — С. 269−317.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр.соч.: В 6 т. Т.2. М.: Педагогика, 1982. -С.5 361.
- Выготский Л.С. Педология подростка // Психология подростка: Хрестоматия / Сост. Фролов Ю. И., М., Российское педагогическое агентство, 1997. С. 232−285.
- Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений. М., Педагогика, 1984. С. 244−268.
- Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1991. № 4. — С. 5−19.
- Выготский Л.С. Слепой ребенок // Собр. соч. в 6-ти тт. Т. 5., М., 1983. С. 257 -321.
- Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1994. № 3. — С. 43−52.
- Гозман Л.Я., Алешина Ю. Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Вестник МГУ. Серия XIV. Психология, 1985. № 4.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987 — 176с.
- Головаха Е.И., Кроник А. А. Психологическое время наших читателей // Знание -сила. 1985,-№ 2.
- Головей Л.А. Профессиональное самоопределение на пороге взрослости: показатели, факторы, кризисы. // На пороге взросления. Сборник научных статей / Ред. Л. Ф. Обухова, И. А. Корепанова, М.: МГППУ, 2011 — С. 62 — 77.
- Голубова Я.В. Соотношение образа мира и национального самосознания субъекта: дисс.канд. психол. наук. / Голубова Яна Викторовна. Сочи, 2004. — 144 с.
- Горская P.C. Влияние углубленного изучения английского языка на когнитивные и эмоциональные компоненты картины мира: автореф. дисс. канд. психол. наук. / Горская Регина Сергеевна. Санкт-Петербург, 2005. — 20 с.
- Грицанов A.A. Всемирная энциклопедия: Философия. М.: ACT, Минск: Харвест, Современный литератор, 2001. — 1312 с.
- Губанова Н.Ю. Взаимосвязь образа мира и характерологических особенностей личности: дисс. канд. психол. наук. / Губанова Надежда Юрьевна. Сочи, 2004. — 188 с.
- Гублер Е.В. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических последствий. Л.: Медицина, 1978. 296 с.
- Давыдов В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение. 1973. — С. 66 — 98.
- Дворянчикова И.А. Семья инвалида в социальной структуре общества: автореф. дис. канд. социол. наук. / Дворянчикова Ирина Алексеевна. Саратов, 2004. — 19 с.
- Денискина В. 3. Коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке в школах для детей с нарушением зрения: метод, рек. М.: ООО «ИПТК «Логос ВОС», 2008. — 150с.
- Джемс У. Научные основы психологии СПб.: С.-Петербургская электропечатня, 1902. — 370 с.
- Доценко Е.Л. Межличностное общение: семантика и механизмы. Тюмень, ТОГИРРО, 1998. — 202 с.
- Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1976. 96 с.
- Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии, 1972, — № 2, — С. 25−38.
- Драгунова Т.В. О некоторых психологических особенностях подростка // Вопросы психологии личности школьника. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — С. 120 — 170.
- Дэйвисон М. Многомерное шкалирование: Методы наглядного представления данных. М.: Финансы и статистика, 1988 г. — 254 с.
- Еремеева В.Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки два разных мира. — СПб.: Тускарора, 2001 — 184 с.
- Ермаков В. П. Профессиональная ориентация учащихся с нарушениями зрения : Медицина, психология, педагогика: пос. для учителя / В. П. Ермаков — под ред. В. И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2002. — 172 с.
- Ермаков В.П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 240 с.
- Жихарев А.М. Воспитательная работа в школе-интернате для слепых детей. Книга для воспитателя (Из опыта работы) М.: Просвещение, 1984. — 126 с.
- Зайцев Ю.А. Некоторые представления о жизни современных подростков. // На пороге взросления. Сборник научных статей / Ред. Л. Ф. Обухова, И. А. Корепанова, М.: МГППУ, 2011 — С. 172−176.
- Зарубина И. Н. Опыт и проблемы обучения детей с глубоким нарушением зрения в массовых школах // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. — № 5. -С. 4−13.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Л.: Медицина, 1988. — 246 с.
- Земцова М.И. Пути компенсации слепоты в познавательной и трудовой деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 418 с.
- Иванова Е.А. Психологические факторы преодоления жизненных трудностей инвалидами по зрению: автореф. дис. канд. психол. наук. / Иванова Екатерина Александровна. М., 2010. — 22 с.
- Ивашкин А.Г. Влияние образа мира личности на ее политические предпочтения: дисс. канд. психол. наук. / Ивашкин Алексей Георгиевич. Сочи, 2003. — 146 с.
- Кабановская Е.Ю. Психолингвистические механизмы выражения эмоций в картине мира личности: дисс. канд. психол. наук. / Кабановская Елена Юрьевна. Чита, 2004. — 197 с.
- Калимуллин Д.Д. Социально-культурная интеграция лиц с ограниченными возможностями в условиях интернет-сообществ: автореф. дис. канд. педагог, наук. / Калимуллин Диловар Диловарович. Казань, 2009. — 20 с.
- Калина Н.Ф. Основы психотерапии: Семиотика в психотерапии. М.: Рефл-бук, 1997. — 272 с.
- Калитеевская Е.Р., Леонтьев Д. А. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте. // Вопросы психологии, 2006. № 3. — С.49 — 55.
- Капцова Е.А. Особенности самосознания подростков при различном восприятии семейной ситуации : дис. канд. психол. наук. / Капцова Елена Анатольевна. М., 2002 -230 с.
- Карабанова О А. Психологические особенности родительско-детских отношений в подростковом возрасте //Семейное консультирование и семейная психотерапия / Под ред. Э. Г. Эйдемиллера, А. З. Шапиро. СПб., 2001. — 386 с.
- Карабанова O.A. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования М.: Гардарики, 2005а. — 320 с.
- Карицкий И.Н., Петренко В. Ф. Путешествие через всю Россию (А. Лидерсу 60 лет!) // Методология и история психологии, 2009. — № 2. — С. 192−199.
- Келли Дж. Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л.АПетровской. М.: Изд-воМГУ, 1984.-С. 127−137.
- Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев: ПАН Лтд, 1994.-284 с.
- Клигер С.А., Косолапов М. С., Толстова Ю. Н. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации. М.: Наука, 1978. — 112 с.
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях М.: Изд-во МГУ, 1995 — 224 с.
- Климова С.Г. Возможности применения методики неоконченных предложений для изучения социальной идентификации // Социальная идентификация личности. М.:ИС РАН, 1993. С. 69 — 83.
- Климова С.Г. Опыт использования методики неоконченных предложений в социологическом исследовании // Социология: 4M, 1995. № 5−6. — С.49−64.
- Ковалев C.B. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
- Ковалева Н.Б., Коврижкин Е. В. Подростки на перекрестке миров: СМИ или поиски выхода из лабиринта. // На пороге взросления. Сборник научных статей / Ред. Л. Ф. Обухова, И. А. Корепанова, М.: МГППУ, 2011 — С. 185 — 198.
- Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии, 1981. № 2. — С. 47−57
- Кон И. С. Дружба. М.: Политиздат, 1980. — 255 с.
- Кон И. С. Мальчик отец мужчины. — М.: Время, 2009. — 704 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
- Кондратова H.A. Субъективная репрезентация жизненного пространства личности: дисс. канд. психол. наук. / Кондратова Наталия Александровна. М., 2009.- 203 с.
- Конева И. А. Особенности образа Я младших подростков с задержкой психического развития: дис. канд. психол. наук. / Конева Ирина Алексеевна. Н. Новгород, 2002. — 217 с.
- Короткова A.B. Формирование имиджа семьи под влиянием средств массовой информации:социологический аспект: дисс. канд.социол.наук. / Короткова Анна Васильевна. М., 2007 — 217 с.
- Коул Л. Холл Дж. Психология юности. СПб.: Питер, 2000. 547 с.
- Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Когито-Центр, Издательство «Институт психологии РАН», 1997. — 432 с.
- Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. — 992 с.
- Крамаренко Н.С. Влияние образа мира субъекта на предпочтение информации в средствах массовой коммуникации: дисс. канд. психол. наук. / Крамаренко Наталья Станиславовна. Сочи, 2004. — 159 с.
- Краснова О.В. Исследование идентификации пожилых людей с помощью методики М. Куна «Кто Я?» // Психология зрелости и старения. 1997. — № 1. — С.68 — 84.
- Краснова О.В., Марцинковская Т. Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте // Психология зрелости и старения. 1998. — № 3. — С.34 — 59.
- Крогиус A.A. Психология слепых и её значение для общей психологии и педагогики, — Саратов, 1926. -144 с.
- Кроник A.A., Ахмеров P.A. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути, — М.: Смысл, 2003. 284 с.
- Кулиш О.Г. Взаимосвязь образа семьи и развития самосознания у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов: дис. канд. психол. наук. / Кулиш Оксана Геннадьевна. М., 2005. -213 с.
- Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценум, 1984. — 334 с.
- Лапшов А.Ю. Феномен «отложенной жизни», формирующийся у жителей территорий с экстремальными природно-климатическими условиями // Личность в экстремальных условиях. Часть II, — 2005. С. 125 — 132.
- Лекомцева М.И. Семантическая структура сравнения // Текст: семантика и структура. М, Наука, 1983. — С. 173 — 179.
- Леонтьев A.A. Творческий путь Алексея Николаевича Леонтьева // А. Н. Леонтьев и современная психология. М.: Изд — во Моск. ун-та, 1983. — С. 6−39.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл- Академия, 2004. 346 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т.т. М.: Педагогика, 1983.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. — 584 с.
- Леонтьев АН. Психология образа // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1979. № 2. — С. З — 13.
- Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. -М.: Смысл, 1997. 64 с.
- Лидере А.Г. Психологическое обследование семьи М.: Академия, 2006. — 432 с.
- Лидере А.Г., Минеева O.A. Лексика для описания семьи в психосемантическом исследовании // Семейная психология и семейная терапия, 2003. № 4. — С. 3 -19.
- Липкова О.И. Общие и специфические особенности развития личности подростков с нарушением зрения: дис. канд. психол. наук. / Липкова Ольга Ивановна. М., 2001 — 201 с.
- Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии. -М.: Наука, 1979. С. 168 — 294.
- Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А. Г. Литвак — Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. -СПб.: Изд-во Pill У, 1998. 271 с.
- Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1989. 214 с.
- Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.: Эксмо-пресс, 1999.-416 с.
- Лозовая Г. В., Рыбакова Н. А. Исследование представлений подростков о семейной жизни // Психология и педагогика новая интеграция. Материалы 24-й научной конференции СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 1998. — С. 41−44.
- Лопарева С.Н. Формирование образа мира у учащихся среднего школьного возраста в процессе нравственного воспитания: компетенгностный подход: дис. канд. психол. / Лопарева Светлана Николаевна. Пятигорск, 2011 — 226 с.
- Малкова Т.П. Социально-психологическая адаптация выпускников школ для слепых и слабовидящих детей: дис. канд. психол. наук. / Малкова Татьяна Петровна. -СПб., 2009- 176 с.
- Мамардашвили М.К., Пятигорский А. М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. — 216 с.
- Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми. // Семейная психология и семейная терапия, 1999. № 2. — С.94−108.
- Матис Д.В. Реконструкция динамики образа мира человека средствами психоисторического анализа: автореф. дис. канд. психол. наук. / Матис Денис Владимирович. — Барнаул, 2004. — 22 с.
- Маценова Е.Б. Представления о семье в разных группах старшеклассников и студентов: дис. канд. психол. наук. / Маценова Ева Борисовна. М., 2001 — 241 с.
- Минеева O.A. Возрастные и тендерные особенности содержания имплицитных теорий семьи: дис. канд. психол. наук. / Минеева Ольга Алекснадровна. М., 2011. — 172 с.
- Минеева O.A. Лексика для описания семьи и отношений в ней // Психологические проблемы современной российской семьи. Материалы конференции, часть 1, Москва. -2003.-С. 150−161.
- Минеева O.A., Лидере А. Г. Многомерное шкалирование психосемантических данных как прием исследования имплицитных теорий (на примере имплицитных теорий семьи) // Психологическая диагностика, 2007. № 6. — С. 26−49.
- Минеева O.A., Лидере А. Г. Фамилистика. Обзор научных представлений о семье. // ЧФ: Социальный психолог, 2001. № 1 (21). — С.19−59.
- Минеева O.A., Лидере А. Г., Познанская А. П. Имплицитные теории семьи в семейной психологии // Вестник университета. Государственный университет управления, Москва, 2010. № 25. -С. 68−71.
- Минеева, O.A. Семейные паттерны в зеркале внутренней метафоры // Московский психотерапевтический журнал, 2002. № 3. — С. 142−153.
- Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии М.: Независимая фирма «Класс», 1998. — 304 с.
- Мишина Т.И. Исследования семьи в клинике и коррекция семейных отношений // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике / Ред. М. М. Кабанов и др. -Л., 1983.
- Морозова Н.Г. Интересы и мечты слепых школьников младших и средних классов.-Специальная школа, 1964, вып, 1−2.
- Морозова Н.Г. Воспитание разносторонних интересов у слабовидящего ребенка в семье. // Воспитание слабовидящего ребенка в семье/ Сбор. статей под ред. Ермакова В. П., Щегловой A.A. М.: Всероссийское общество слепых, 1986.
- Москвичева H.A. Альтернативные модели социализации детей-инвалидов в современном обществе: социально-философский анализ: автореф. дис. канд. философ, наук. / Москвичева Наталья Александровна. Ростов н/Д., 2007. — 24 с.
- Москвичева Н.Л. Образ семьи и его динамика от юности до геронтогенеза // Ананьевские чтения 2003, Материалы научно- пракгич. конф. 28−30 окт. 2003 г. СПб.: СПбГУ, 2003. -215 с.
- Найссер У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981. 230 с.
- Нартова-Бочавер С.К., Бочавер К. А., Бочавер С. Ю. Жизненное пространство семьи: объединение и разделение. М.: Генезис, 2011. — 320 с.
- Некрасова Е.В. Подход к исследованию хронотопических характеристик жизненного мира человека. // Сибирская психология сегодня. Сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.
- Немова Ю.А. Особенности автобиографической памяти у больных с эндогенными аффективными расстройствами: дипломная работа / Фак. психологии МГУ им. М.В.Ломоносова- науч.рук. В. В. Николаева. М., 2004.
- Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. М.: Педагогика, 1978. -160 с.
- Нуркова ВВ., Митина О. В., Янченко Е. В. Автобиографическая память: «сгущения» в субъективной картине прошлого // Психологический журнал. 2005. № 2. — С.22−32.
- Нуркова В.В. Искусство памяти: личная версия. Беседа с главным редактором «Знание сила» О. Балла // Знание -сила, 2004. — № 10.
- Нуркова В.В. Культурно-исторический подход к автобиографической памяти: автореф. дис. докт.психол.наук. / Нуркова Вероника Валерьевна. М., 2009. — 50 с.
- Обухов A.C. Мировоззрение подростков провинций России. // На пороге взросления. Сборник научных статей / Ред. Л. Ф. Обухова, И. А. Корепанова, М.: МГППУ, 2011 — С. 147- 162.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Курс лекций. Факульет психологии, МГУ имени М. В. Ломоносова, 2003 г.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 442 с.
- Обухова Л.Ф., Попова М. В. Варианты жизненной позиции современных подростков. // На пороге взросления. Сборник научных статей / Ред. Л. Ф. Обухова, И. А. Корепанова, М.: МГППУ, 2011 — С. 162 — 172.
- Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т. Ф. Семейные кризисы: феноменология, диагностика, психологическая помощь. Москва-Обнинск.: «ИГ -СОЦИН», 2005 — 356 с.
- ОлпортГ. Становление личности: Избранные труды. М.: Смысл, 2002. — 462 с.
- Ольшанский В.Б. Становление метода неоконченных предложений. Социология: 4M., 1997. -№ 9. — С. 82−97.
- Осин E.H. Смыслоутрата как переживание отчуждения: структура и диагностика: дис. канд. психол. наук. / Осин Евгений Николаевич. М., 2007 — 217 с.
- Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 4-е изд. СПб.: Питер, 2008 — 304 с.
- Павленко В.И. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии, 2000. № 1. -С. 135- 142.
- Палей А.И. Модальностная структура эмоциональности и когнитивный стиль. // Вопросы психологии, 1982. № 1. — С. 118−126.
- Панкова Н.В. Образ семьи у детей-дошкольников из семей «группы риска» // Семейная психология и семейная терапия 2002. — № 2.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: из-во Моск. Ун-та, 1988. 230 с.
- Петровская Л.А., Спиваковская A.C. Воспитание как общение-диалог // Вопросы психологии, 1983. № 2. — с. 85 — 89.
- Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. — 1984. — № 4. — С. 13−21.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
- Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. М.: РАОИКП, 1999 — 123 с.
- Подольский А.И., Идобаева O.A., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности. Теория и практика СПб.: Питер, 2004. — 202 с.
- Поздеева О., Лидере А. Г. Сплоченность и гибкость как интегративные параметры семейной системы // Семейная психология и семейная терапия, 2006. № 3. — С. ЗО — 45.
- Поливанова К.Н. Изменение детства: проверка гипотезы // На пороге взросления. Сборник научных статей / Ред. Л. Ф. Обухова, И. А. Корепанова, М.: МГППУ, 2011 — С. 48 — 60.
- Поливанова К.Н. К проблеме ведущей деятельности в подростничестве // Психологическая наука и образование, 1998. № 3−4. — С. 13−17.
- Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста. // Вопросы психологии, 1996. № 1. — С.20−34.
- Правник Д.Ю. Тендерная вариативность образа мира личности: Дис. канд. психол. наук. / Правник Дмитрий Юрьевич. Хабаровск, 2007 — 248 с.
- Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование, 1998. № 2. — С. 11 — 17.
- Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / Акад. пед. и соц. наук, Моск. пед.-соц. ин-т. М.- Воронеж, 2000. -304 с.
- Прихожан А.М. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2005 — 400 с.
- Прихожан А.М., Толстых H.H. Дети без семьи. М.: Знание, 1990. — 160 с.
- Прихожан А.М., Толстых H.H. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990. -80 с.
- Прихожан А.М., Толстых H.H. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет// На пороге взросления. Сборник научных статей / Ред. Л. Ф. Обухова, И. А. Корепанова, М.: МГППУ, 2011 — С. 14−22.
- Пряжников Н.С. Личность в эпоху продажности. Учебно-методическое пособие. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 224 с.
- Разумова И.А. Потаенное знание современной русской семьи. М.: Индрик, 2001 -376 с.
- Резванцева М.О., Григорьева С. И. Влияние детско-родительских отношений на мотивацию обучения у младших школьников. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки», 2007 № 4. — С.105 — 109.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности /Пер. с нем. М.: Мир, 1994. — 320 с.
- Румянцев Г. Г. Опыт применения метода «незаконченных предложений» в психиатрической практике // Исследования личности в клинике и в экстремальных условиях. Л., 1969. — С. 266−275.
- Рыбочкина О.С., Семенихина М. В. Представленность системы родительской семьи в субъективном пространстве личности: постановка проблемы. // Научные публикации кафедры педагогической психологии РГГУ, http://www.pedpsy.ru/Default.aspx?id=6.1
- Савельев Е.А. Русскоязычные SMS-тексты в социолингвистическом аспекте: автореф. дис. канд. филол. наук. / Савельев Евгений Александрович, — Нижний Новгород, Санкт-Петербург, 2006. 18 с.
- Салю ков М. А. Влияние образа мира личности на ее отношение к рекламной информации в экономической сфере: автореф. дис. канд. психол. наук. / Салюков Максим Александрович. Сочи, 2005. — 23 с.
- Сапогова Е.Е. Микросоциум семьи и семейный нарратив как психологическая основа культурного социогенеза. // Индивидуальные и стилевые особенности личности / Отв. ред. Т. Ю. Синченко, В. Г. Ромек. Ростов-на-Дону: ЮРГИ, 2002. — С. 177−190.
- Сапогова Е.Е. Психология развития человека М.: Аспект Пресс, 2005. — 460 с.
- Сатир В. Психотерапия семьи. СПб.: Речь, 2000. 283 с.
- Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи. // Социологическиеисследования, 2007. № 4 — С. 37 — 43.
- Серкин В.П. Жизненные сценарии северян и их влияние на принятие решений //
- Колыма, 1997. № 4. — С.20 — 23.
- Серкин В.П. Категории «образ мира» и «образ жизни» // Ученые записки кафедры психологии СМУ. Вып. 3. Магадан: Кордис, 2003. — С. 110 -125.
- Серкин В.П. Методы психосемантики: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект — Пресс, 2004. — 207 с.
- Серкин В.П. Невроз отложенной жизни (НОЖ) и северный невроз // Ученые записки кафедры психологии СМУ. Магадан. Кордис, 2001. — С.113−118.
- Серкин В.П. О возможностях метода семантических универсалий Е.Ю. Артемьевой // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, 2000. № 2. — С.74−79.
- Серкин В.П. Пять определений понятия и схема функционирования образа мира // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 2006. № 1 — С. 11 — 19.
- Серкин В.П. Структура и функции образа мира в практической деятельности : дис.. д-ра психол. наук: 19.00.03 Москва, 2005 356 с.
- Сколько Вам лет? Линии жизни глазами психолога (под ред. А.А.Кроника).- М.: Школа-Пресс, 1993, — 112 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная пресса, 2000. — 416 с.
- Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. -М.: Изд во МГУ, 1985. — 231 с.
- Собкин B.C., Абросимова З. Б., Адамчук Д. В., Баранова Е. В. под. ред. В. С. Собкина. Подросток: нормы, риски, девиации М.: Центр социологии образования РАО, 2005. — 359 с. — (Труды по социологии образования- том 10. Выпуск 17).
- Собкин B.C., Кузнецова Н. И. Российский подросток 90-х: движение в зону риска, аналитический доклад. М.: ЮНЕСКО, 1998 — 120 с.
- Соколова A.B. Развитие нетрадиционных форм обучения слабовидящих детей в условиях специальной школы. // Дефектология, 1996. № 4. — С. 3−8.
- Сокусу Н.П. Влияние образа мира субъекта на структуру и содержательные характеристики самопознания: дисс. канд. психол. наук. / Соуксу Наталья Полихроновна.- Сочи, 2006. -146 с.
- Солнцева Л.И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушениями зрения М.: Полиграф-Сервис, 1999. — 130 с.
- Солнцева H.B. Ценностно-смысловая организация картины мира личности выходцев из семей с алкогольной зависимостью: автореф. дис. канд. психол. наук. / Солнцева Наталья Владимировна. СПб., 2006. — 22 с. 224.
- Спиваковская A.C. Психотерапия: игра, детство, семья. М.: Апрель-Пресс, 2000. -416 с.
- Спирева E.H. Лидере А. Г. Психогенность стиля семейного воспитания как показатель неудовлетворенности браком // Семейная психология и семейная терапия, 2001. № 4.-С 71 -74.
- Спирева E.H., Лидере А. Г. Удовлетворенность браком в зависимости от структурно-функциональных характеристик семьи. // Журнал практического психолога. -2001.-№ 5−6.-С. 23−26.
- Стеценко А.П. К вопросу о психологической классификации значений // Вестник МГУ. Серия 14. — Психология, 1983. — № 1. — С. 22 — 30.
- Стеценко А.П. Понятие «образ мира» и некоторые проблемы онтогенеза сознания // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1987. № 3. — С. 26 — 37.
- Стеценко А.П. Психологическая структура значений и ее развитие в онтогенезе. -дисс. канд. психол. наук. / Стеценко Анна Павловна.- М., 1984. 195 с.
- Столин В .В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. — 284 с.
- Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 528 с.
- Толстова Ю.Н. Основы многомерного шкалирования. М.: Изд. дом «Университет», 2006-С. 160.
- Трутнева И.В. Влияние билингвизма на формирование образа мира коренных народов Сахалина : На материале нивхов: дисс. канд. психол. наук. / Трутнева Ирина Валерьевна. Хабаровск, 2004. — 148 с.
- Фельдшейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе М.: Педагогика, 1989.-208 с.
- Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования, 2011. — № 1 (26). — С.44−45.
- Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2010. -16 с.
- Феоктистова В.А. История советской тифлопедагогики, школы слепых и слабовидящих. Ленинград, 1980.
- Фокина А.В. Роль личностного эгоцентризма в структуре подростковой девиантности: автореф. дис. канд. психол. наук. / Фокина Александра Вадимовна М., 2008. — 22 с.
- Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб.: Прайм- Еврознак, 2004. — 608 с.
- Фромм Э. Бегство от свободы. Москва: ACT, 2011. — 160 с.
- Хайдеггер М. Время картины мира // в кн. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления (пер. с нем.- комм. В.В. Бибихина- серия «Мыслители XX в.). М.: Республика, 1993. — стр. 41−63.
- Хьелл Г. Зиглер Э. Теории личности. СПб.: Питер, 2001 — 608 с.
- Черников А.В. Введение в семейную психотерапию. М., 1998. 152 с.
- Черников А.В. Системная семейная терапия. М.: Независимая фирма Класс, 2001 -117с.
- Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) М.: Гардарики — 2005. — 349 с.
- Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб.: ООО «Каскад», 2005. — 436 с.
- Шнейдер Л.Б. Профессиональное самоопределение подростков в «координатах» отношения к времени жизни и труду. // На пороге взросления. Сборник научных статей / Ред. Л. Ф. Обухова, И. А. Корепанова, М.: МГППУ, 2011 — С. 22−36.
- Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512 с.
- Шпрангер Э. Эротика и сексуальность в юношеском возрасте. // Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю. И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — С. ЗЗ — 64.
- Штерн Э. «Серьезная игра» в юношеском возрасте. // Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю. И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — С.20 -33.
- Шубина А.Н. Образ семьи в картине мира детей, оставшихся без попечения родителей: дисс. канд.психол.наук. / Шубина Анна Сергеевна. Волгоград, 2009 — 303 с.
- Щеглова А.А. Нравственное воспитание слабовидящих детей дошкольного возраста в семье // Воспитание слабовидящего ребенка в семье/ Сбор. статей под ред. Ермакова В. П., Щегловой А. А. М.: Всероссийское общество слепых, 1986.
- Эйдемиллер Э.Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб, Речь, 2006. — 352 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. СПб.: Питер, 2008 — 672 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). -М.: Учпедгиз, 1960. 328 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко М.: Педагогика, 1989, — 555 с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии, 1971. № 4. — С. 6−20.
- Эльконин Д.Б., Драгунова Т. В., Боцманова М. Э., Захарова А. В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М.: Просвещение, 1967, — 360с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. -М.: Прогресс, 1996. 286 с.
- Эриксон Э.Г. Детство и общество. М.: Прогресс, 2001. — 344 с.
- ЮнгК.Г. Человек и его символы. СПб.: 1996. — 454 с.
- Яковлева А.А. Ценностно-смысловые установки как фактор социальной интеграции инвалидов по зрению: дис. канд. психол. наук. / Яковлева Анна Андреевна, СПб., 2009- 176 с.
- Ackerman N. The strength of Family Therapy: Selected Papers/Eds. D. Bloch, R. Simon Ackerman Institute of Family Therapy. N.Y.: Brunner/ Mazel, publishers, 1982.
- Alexander J., Parsons В. V. Functional family therapy. Monterey, Calif: Brooks/Cole, 1982.
- Bruner, J., & Feldman, C. F. (1996). Group narrative as a cultural context of autobiography // In D. C. Rubin (Ed.), Remembering our past: Studies in autobiographical memory (pp. 291−317). New York: Cambridge University Press.
- Burt C.D.B., Kemp S., Conway M.A. Themes, events, and episodes in autobiographical memory//Memory and Cognition. 2003. Vol. 31(2). P. 317−326.
- Cappeliez P., O’Rourke N. Personality traits and existential concerns as predictors of the functions of reminiscence in older adults // Journal of Gerontology Series B: Psychological Sciences and Social Sciences. 2002. Vol. 57(2). P. 16−23
- Dannon W. Social Cognition and Child Development/ Jossey-Bass, Publ., Washington, 1978.
- Ellis A. Reason and Emotion is Psychotherapy. New York, NY: Citadel Press, 1994.
- Ferreira A.J. Family myths. Psychiatric Research Reports (№ 20), 1966, p.86−87.
- Freeman D.S. Techniques of Family therapy/ New York: Aronson, 1981.
- Haley J. Problem solving therapy. San Francisco: Jossey-Bass, 1976.
- Harrington R. Depressive Disorder in Childhood and Adolescence. John Wiley & Sons, 1995.
- Johnson C. Gender, legitimate authority and leader-subordinate conversations // American sociological review. 1994. Vol. 59. № 1. P. 122−135.
- Karabanova O A., Podolskij A.I., Zacharova E.I. The peculiarities of child-parent experience in adolescence // The IX-th European Conference on Developmental Psychology. 1−5 September 1999, Greece.
- La France M., Henley N. H., Hall J. A., Halberstadt A. G. Nonverbal behavior: are women’s superior skills caused by their oppression? // Gender: Social relations in theory and practice. L., 1994. P. 101−133.
- Lerner, M. J. The belief in a just world: A fundamental delusion New York: Plenum Press, 1980.
- Levinson D. The seasons of man’s life. N.Y. Knopf. -1978
- Marcia J. Development and validation of ego -identity status// Journal of personality and social psychology. 1966. № 3. P.551−558.
- Marcia, J. E. Identity six years after: A follow-up study // Journal of Youth and Adolescence. 1976. — № 5, p. 145−160.
- McElhaney K., Allen J., Stephenson J., & Hare, A. Attachment and autonomy during adolescence. In R. Lerner & L. Steinberg (Eds.), «Handbook of adolescent psychology» (3rd ed., Vol. 1, pp. 358−403). New York: Wiley, 2009.
- Nichols M. Family Therapy: Concepts and Methods. N.Y., London: Gardner Press Inc., 1984.
- Olson D. Circumplex Model of Marital and Family Systems. Assessing Family Functioning//Walsh, Froma. Normal Family Processes. N.Y./London: Guilford Press, 1993.
- Olson D.H., Portner J., Laveer Y. FACES III // Family Social Science University of Minnesota/ 1985.
- Rodriguez Tomae, H. (1972). Le Moi et l’autre dans la conscience de l’adolescent. Neufchtel: Delachauux Niestle.
- Rubin D. The distribution of autobiographical memory across the lifespan // Memory and Cognition. 1997. Vol. 25(6). P. 859−866.
- Rubin D.C., Wetzler S.E., Nebes R.D. Autobiographical memory across the adult lifespan // Autobiographical memory/Ed. by D.C. Rubin. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1998. P. 202−221.
- Semantic Differential Technique, 1969. Ed. By Snider J.G. & Osgood CE. Chicago: Aldine publ. Co.
- Siegal M. Are sons and daughters treated more differently by fathers than by mothers? //Developmental Review. 1987. № 7. Pp. 183−209.