Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Факторный анализ, примененный к данным по тесту «Подростки о родителях», позволил определить негативный, враждебный образ отца и матери с точки зрения современного младшего подростка группы «девианты» Враждебная позиция родителей по отношению к младшему подростку усиливает проявление таких его личностных особенностей, как негативная психическая напряженность, готовность к риску и различного рода… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема девиантного поведения подростка в научно-психологической литературе
    • 1. 1. Обзор основных концептуальных подходов к пониманию девиантного поведения
    • 1. 2. Факторы, определяющие отклонения в поведении личности
    • 1. 3. Специфические причины девиантного поведения подростков
  • Выводы главы
  • Глава 2. Характеристика испытуемых и методы исследования личностных особенностей подростков 11−12 лет
    • 2. 1. Общая характеристика испытуемых — младших подростков с нормативным и девиантным поведением — и их семей
    • 2. 2. Методика эмпирического исследования личностных особенностей младших подростков
  • Выводы главы
  • Глава 3. Сравнительное исследование личностных особенностей младших подростков с нормативным и девиантным поведением
    • 3. 1. Экспериментальное исследование личностных особенностей младшего подростка с нормативным и девиантным поведением
      • 3. 1. 1. Результаты пилотажного исследования личностных особенностей младших подростков методом «Пиктограммы»
      • 3. 1. 2. Интерпретация полученных результатов по тесту Айзенка
      • 3. 1. 3. Анализ и обсуждение результатов по тесту Кеттелла
    • 3. 2. Сравнительный анализ личностных особенностей младших подростков с нормативным и девиантным поведением
    • 3. 3. Специфика взаимосвязи отношений к родителям и личностных особенностей младшего подростка с девиантным поведением
      • 3. 3. 1. Характер отношений к родителям младших подростков с нормативным и девиантным поведением
      • 3. 3. 2. Зависимость между характером отношений к родителям и личностными особенностями младшего подростка с девиантным

Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выводы главы 3.154.

Заключение

и выводы.158.

Библиография.163.

Приложение.187.

Современная ситуация в социуме характеризуется радикальными изменениями прежнего уклада общественной жизни, сменой отношений, размытостью идеалов и образцов для подражания, неопределенностью жизненных перспектив. В связи с этим в обществе возникает напряженность, отмечается рост девиантного поведения, особенно среди несовершеннолетних. Исследователи отмечают, что отклоняющееся поведение в той или иной форме присуще пятидесяти процентам учащихся начальной школы, наблюдается резкий рост бродяжничества, алкоголизации, наркомании, преступности среди подростков.

Анализ конкретного случая девиантного поведения подростка, определение мотива совершения им проступка невозможен без учета характерологических и личностных свойств, сопряженных с типом ситуации развития. Исследования психологов позволяют констатировать, что детерминирующими отклоняющееся поведение являются личностные факторы, а ситуативные играют роль модулятора, определяя вариативность проявления личностных особенностей.

Чтобы не допустить возникновения девиаций, необходимо раннее распознавание личностных изменений, ведущих к отклонениям в поведении. Попытки практического решения данной проблемы побудили нас заняться поиском личностных особенностей, ответственных за отклонения в поведении. В психологии укоренилась традиция осуществления психологического анализа сложившихся личностных особенностей в зависимости от условий развития личности. Запросы общества, науки, воспитательных систем свидетельствуют о необходимости продолжения работы по изучению личностных особенностей современных младших подростков в связи с характером их отношений к ближайшему окружению.

Для продуктивного влияния на подростка с девиантным поведением и оказания ему психологической помощи в современных условиях актуально определить, какие же личностные особенности играют решающую роль в возникновении девиаций среди подростков. Поэтому особую значимость в настоящее время приобретает знание личностных особенностей, свойственных младшему подростку с девиантным поведением.

Проблема исследования состоит в изучении и анализе личностных особенностей современных младших подростков с девиантным поведением.

Цель настоящей работы в выявлении личностных особенностей современных младших подростков с девиантным поведением.

Объект исследования: младшие подростки 11−12 лет.

Предмет исследования: личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением.

Гипотеза исследования. Существуют некоторые личностные особенности младшего подростка, которые в условиях конфронтационных отношений с ближайшим окружением усиливаются и в значительной степени определяют возникновение девиантного поведения.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать состояние проблемы девиантного поведения подростка в научно-психологической литературе.

2. Выделить специфические личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением.

3. Провести сравнительное исследование личностных особенностей младшего подростка с нормативным и девиантным поведением.

4. Выявить характер отношений к отцу и матери младшего подростка с нормативным и девиантным поведением.

Теоретико-методологическая основа исследования базируется: на общей идее возрастной психологии относительно факторов, определяющих развитие (предпосылки, условия, внутренняя позиция индивида) — общенаучных принципах познания, позволяющих рассматривать личность как социально обусловленное качество, многоуровневое, многогранное образование, индивидуальность.

В работе были использованы следующие методы исследования:

1. Проективная методика «Пиктограммы», выявляющая наиболее общие черты личности, изучающая субъективные представления испытуемых об окружающей действительности;

2. Тест Г. Айзенка (EPI), направленный на изучение экстраверсии-интроверсии, нейротизма;

3. Факторный личностный опросник Р. Кетгелла (12-факторный детский вариант CPQ), рассматривающий комплексы коррелирующих между собой черт;

4. Опросник «Подростки о родителях» (тест ADOR), изучающий воспитательную практику родителей и отношение подростка к ним, а также образ, который создал подросток об отце и матери в результате сложившихся отношений.

Для отбора подростков в группу «девианты» использовалась разработанная диссертантом «Карта наблюдений за проявлениями девиантного поведения подростков», включающая признаки и показатели отклонений в поведении.

Эмпирическая база исследования. Эксперимент проводился в г. Астрахань с 1998 по 2000 г. В нем приняло участие 120 подростков. Группа «девианты» состояла из подростков 11−12 лет обоего пола классов педагогической реабилитации Открытых сменных общеобразовательных школ № 1,3,5,7,8 г. Астрахани (60 подростков: 51 мальчик и 9 девочек). Группа «норма» — из учащихся того же возраста гимназии № 3 г. Астрахани (60 подростков: 51 мальчик, 9 девочек).

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивалась применением единых апробированных методик, адекватностью групп по возрасту и составу, нахождением учащихся в условиях школы, корректным применением методов статистической обработки данных.

Анализ экспериментальных данных проводился диссертантом в статистическом пакете SPSS (версия 8) и МАКС (версия 3.0). Для обработки данных применялись методы математической статистики: частотный, корреляционный, модульный, факторный, дискриминантный анализ. Достоверность различий средних значений и моды в исследуемых группах проверялась при помощи t-критерия Стьюдента.

Научная новизна. В проведенном исследовании выявлена специфика взаимосвязи отношений к родителям и личностных особенностей младших подростков с девиантным поведением в новых нестабильных, неопределенных условиях развития современного общества.

Теоретическая значимость работы. 1. Проведенное исследование уточняет научные представления о развитии личности подростка в условиях нестабильности общества, обогащая их положениями о личностных особенностях современного младшего подростка с нормативным и девиантным поведением, сопряженных с позициями в отношениях с родителями. 2. На новом этапе становления психологической практики в России обоснованы диагностические критерии возможных отклонений в поведении младшего подростка. 3. В современных условиях выявлены особенности возникновения девиационных тенденций младших подростков, а также механизм формирования отклоняющегося поведения в начале подросткового кризиса.

Практическая значимость. 1. Данные, полученные в проведенном исследовании на репрезентативной выборке, могут являться ориентирами при выборе способов и средств воздействия, методов и форм коррекционной работы с подросткомопределить стратегии и тактику поведения родителей и преподавателей во взаимодействии с подростком. 2. Выделенный комплекс личностных особенностей служит одним из прогностических показателей в системе показателей и признаков возможных нарушений в поведении и деформации личности подростка. 3. На основе результатов исследования разработана программа психокоррекции личности младшего подростка и его отношений с родителями, которая служит профилактике различных форм девиантного поведения среди несовершеннолетних. Основные положения, выносимые на защиту:

1. Личностные особенности младших подростков с девиантным и нормативным поведением сходны в основных своих характеристиках — в уровне напряженности, повышении экстравертированности, эмоциональной возбудимости, связанных с началом подросткового кризиса, — но отличаются своеобразием личностных черт.

2. В то время как младшему подростку с нормативным поведением свойственны социальная лабильность, операциональная напряженность, эмпатия, общительность, ориентация на социальные нормы и ценности, интеллектуальность, а также позитивный образ родителей, свидетельствующий о положительно окрашенных взаимоотношениях подростка в семье, подросток с девиантным поведением имеет свои особенности: негативная психическая напряженностьакцентуированная готовность к риску, психическая ригидностьвыраженная ориентация на нормы девиантной подростковой группынепредсказуемость поведениявысокая агрессивность.

3. Выделенные личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением создают особую напряженность, которая поддерживает составляющие условного «личностного комплекса».

4. Проявление и закрепление специфических личностных особенностей младшего подростка с девиантным поведением зависит от позиций конфронтации в отношениях с родителями и частотности повторения отклоняющихся форм поведения.

5. Выделенные в исследовании личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением могут считаться диагностическими критериями возможных отклонений в поведении, знание которых будет способствовать раннему выявлению отклонений и своевременной организации процесса психокоррекции.

Апробация и внедрение результатов исследования. Полученные в ходе работы данные обсуждались на заседаниях кафедры педагогической психологии Ml И У, на семинарах аспирантов АГПУ (1999 — 2000 г.) — докладывались на III научно-практической конференции «Содержание школьного образования: цели, задачи и пути их реализации» (Астрахань, 1999) — региональной научно-практической конференции Астраханского технического университета (2000), научно-практической конференции АГПУ (2000).

Материалы исследования использовались в лекционных занятиях для педагогов и психологов учреждений образования г. Астрахани на базе Центра человековедческой компетентности педагогов профессора В. М. Шепеля в 1998 — 2000 г., для учителей гимназии № 3 и ОСОШ № 1, 3, 5, 7, 8 г. Астрахани в. 1999 — 2001 г. На материале исследования строится диагностико-консультативная деятельность психологов школ Ленинского территориального отдела образования Управления образования администрации г. Астрахани. Разработанная коррекционная программа, опирающаяся на данные о психологических особенностях личности подростка с девиантным поведением, используется в практической работе психологами Центра педагогической реабилитации г. Астрахани. Результаты исследования нашли свое отражение в семи опубликованных работах автора.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и выводов, списка использованной литературы и приложений. Общий объем диссертации — 213 машинописных страниц. Библиография состоит из 305 наименований, среди которых 14 — на иностранном языке. Текст диссертации иллюстрирован таблицами и графиками.

Результаты исследования позволили выделить симптомокомплекс, задающий личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением: сниженная критичность, неразвитое логическое, конкретное мышление (фактор В) — повышенная эмоциональная возбудимость (фактор D) — сниженные чувствительность (I) и фрустрированность (Q4) — высокий самоконтроль поведения, эмоций и чувств (Q3). С одной стороны, повышенный самоконтроль помогает подростку с девиантным поведением скрыть свою ранимость и напряженностьс другой — состояние напряженной готовности к реакциям любого рода может способствовать завышению показателей по шкале самоконтроля в группе «девианты».

Сравнение по t-критерию Стьюдента средних значений по шкалам тестов Айзенка и Кеттелла показало, что в исследуемых группах на значимом уровне они не имеют различий. Процедура сравнения модулей средних значений при помощи экспертно-диагностической системы МАКС (версия 3.0) подтвердила: в исследуемых группах по тесту Айзенка значения средних идентичны на 71,87%- по тесту Кеттелла — на 81,73%. Следовательно, личностные особенности младших подростков обеих групп по исследуемым параметрам схожи. Это позволило предположить, что наиболее сильные различия в личностных особенностях будут определяться на уровне ненаблюдаемых факторов.

Процедура факторизации способствовала выявлению личностных особенностей подростков с девиантным поведением. Выделено 5 факторов, определивших специфические особенности его личности: один монополярный (психическая ригидность) и четыре биполярных (негативная психическая напряженность, готовность к риску, ориентация на нормы подростковой группы, непредсказуемость поведения). Биполярность личностных факторов подростка группы «девианты» свидетельствует о расщепленности его «Я», диссоциации, стереотипизации поведенческих качеств. Для него характерен резкий переход от одного качества к прямо противоположному при недоступности всего спектра реакций в зависимости от требований ситуации. Это — один из механизмов повышения мотивационного напряжения вследствие сознательных или подсознательных внутренних противоречий, свидетельствующий об отсутствии поведенческой гибкости и, как следствие, меньшей адаптивности. В ответ на разнообразные экстремальные воздействия стрессоров, среди которых дисгармоничные детско-родительские отношения и хроническая школьная неуспешность, возникает негативная психическая напряженность, редукция которой осуществляется с помощью протестных реакций.

Выделенные в исследовании личностные особенности подростка с нормативным поведением являются компонентами гибкой, пластичной, открытой личности. Личностные особенности подростка с девиантным поведением являются компонентами другой структуры — напряженной, ригидной, что увеличивает риск возникновения отклоняющегося поведения подростка.

Изучение отношений подростков к отцу и матери, к воспитательной практике родителей (тест ADOR) позволило констатировать в группе «девианты» повышение средних показателей по всем шкалам теста: позитивности, директивности, враждебности, автономности, непоследовательности в осуществлении воспитательных принципов. Наделяя родителей позитивностью, подросток с девиантным поведением стремится изобразить желаемоеприписывая родителям враждебность, он сам испытывает к ним враждебные чувства, что и нашло свое отражение в рисунках-пиктограммах. Т.о., имеют место две тенденции: как объективный факторпсихологическое принятие/отвержение подростка со стороны родителей, так и субъективный — принятие/отвержение подростком отца и матери.

Данные по тесту «Подростки о родителях», подвергнутые факторному анализу, позволили выявить личностные позиции подростков по отношению к отцу и матери: мальчикам и девочкам с девиантным поведением свойственно враждебное восприятие отца и матери. Антиреферентность родителей свидетельствует о противостоянии в отношениях подростков с родителями, «отрицаловке» направленных на них педагогических воздействий. Конфронтация вызывается как родительской несостоятельностью, педагогической некомпетентностью, так и личностными особенностями самого подростка, негативный эмоциональный настрой которого ведет к разобщенности членов семьи. Высокая агрессивность подростка с девиантным поведением проявляется в желании нанести психологический вред другому, отсюда — демонстрация негативного отношения к отцу и матери. Возможно, что агрессия напряженной личности выполняет превентивную функцию.

Поскольку корреляционный анализ показал положительную зависимость между напряженностью подростка с девиантным поведением и враждебностью со стороны отца и матери, можно констатировать, что негативная психическая напряженность девиантного подростка сформировалась в результате безразличия, низкой включенности родителей в процесс воспитания, а также имевших место проявлений враждебности с их стороны. Ожидание враждебного к себе отношения формирует личностные предпочтения, проявляющиеся в различных формах отклоняющегося поведения подростка.

Выявлено, что гибкое поведение матери и отца подростка с нормативным поведением ставит его в такое положение, когда он должен самостоятельно выбирать формы поведения, будучи либо одобрен, либо наказан, и нести ответственность за свой выбор. Гибкость как причина и следствие большей адаптивности является одним из компонентов личности подростка, поведение которого менее зависит от влияния ситуаций. Подростку с нормативным поведением в целом свойственен позитивный образ отца и матери. Можно утверждать, что контроль со стороны отца обеспечивает нормативность поведения младшего подростка.

Дискрпминантный анализ показал, что вероятность попадания в группу «девианты» мальчиков 11−12 лет составляет 85%, девочек — 60%. Следовательно, мальчики в силу своих возрастных и личностных особенностей более склонны к проявлению девиаций, чем девочки. Приобщенность к культурным стандартам и высокий самоконтроль с вероятностью до 91,7% определяют нормативность поведения младшего подростка. Директивность, враждебность, непоследовательность матери и непоследовательность отца определяют отнесение подростка к группе «девианты» с вероятностью до 75%, а к группе «норма» — до 66,7%. Возможно, что позиции, сложившиеся в отношениях с матерью, в большей степени обусловливают характер поведения подростка в начале возрастного кризиса.

Заключение

и выводы.

Подводя итоги исследования, необходимо подчеркнуть, что как зарубежные, так отечественные ученые рассматривают девиантное поведение как отклонение от сложившихся в конкретном обществе в конкретное время социально — психологических нормативов. В объяснении причин девиантного поведения существует большое количество противоречивых подходов. В концепциях социализации и развития личности, развиваемых в отечественной науке (Б.Г. Ананьев, В. В. Столин, B.C. Мухина, И. С. Кон, А. В. Петровский, Д. И. Фельдштейн и др.), содержатся представления о комплексном влиянии социальных, биологических и психологических факторов на становление личности в разные возрастные периоды. Детерминирующими возникновение девиантного поведения признаны социально-личностные факторы, среди которых огромное значение имеют условия развития личности, особенно в детском возрасте. Анализ литературы по проблеме исследования показал также сложность типологизации девиантного поведения в связи с отсутствием единства точек зрения на причины его возникновения, неоднозначностью его критериев, неопределенностью понятий «норма» и «патология». Ученые отмечают, что проблема девиантного поведения интернациональна, а у подростковой делинквентности — «транскультуральная перспектива».

Понимая личность как целостное системное образование, учитывая критику психологов о «дроблении» личности на составные части при изучении ее свойств и качеств, в данной работе впервые выявлялась специфика взаимосвязи отношений к родителям и личностных особенностей младшего подростка с нормативным и девиантным поведением.

В ходе исследования были получены следующие результаты.

Личностные особенности подростков с девиантным поведением характеризуются эмоциональной неустойчивостью, выраженной чувствительностью и впечатлительностью, склонностью к раздражительности, что позволяет отнести его к чувствительно-беспокойному, агрессивновозбудимому типу. Подростка с нормативным поведением следует назвать активно-оптимистичной личностью.

Задающим личностные особенности подростка с девиантным поведением можно считать выделенный симптомокомплекс: сниженная критичность, неразвитое логическое, конкретное мышление (фактор В) — повышенная эмоциональная возбудимость (D) — сниженные чувствительность (I) и фрустрированность (Q3) — высокий самоконтроль поведения, эмоций и чувств.

Q4).

Процедура сравнения модулей средних значений показала, что первичные факторы, выделенные в ходе исследования, в совокупности не могут достоверно предсказать возможность отнесения подростка к группе риска девиантного поведения. Для успешной диагностики необходимо проводить дополнительный анализ с помощью многомерных статистических методов (факторный, дискриминантный анализ, многомерное шкалирование) с высокой успешностью (до 95%) отнесения подростка к нормативной или девиантной группе.

С помощью факторного анализа у подростков исследуемых групп было выделено разное количество монои биполярных факторов: 6 глубинных ненаблюдаемых факторов у подростков с нормативным поведением (1 бии 5 монополярных) и 5 факторов у подростков с девиантным поведением (4 бии 1 монополярный). Следовательно, личностные особенности младших подростков группы «норма» и «девианты» количественно и качественно различается.

Подростку с нормативным поведением свойственны социальная лабильность, операциональная напряженность, эмпатия, общительность, ориентация на социальные нормы и ценности, интеллектуальность, являющиеся компонентами гибкой, открытой личности. Подростку с девиантным поведением присущи негативная психическая напряженность, готовность к риску, психическая ригидность, ориентация на нормы подростковой группы, непредсказуемость поведения, являющиеся компонентами другой структуры — напряженной, жесткой, закрытой.

Факторный анализ, примененный к данным по тесту «Подростки о родителях», позволил определить негативный, враждебный образ отца и матери с точки зрения современного младшего подростка группы «девианты» Враждебная позиция родителей по отношению к младшему подростку усиливает проявление таких его личностных особенностей, как негативная психическая напряженность, готовность к риску и различного рода реакциям, ригидность, следование нормам референтной группы, непредсказуемость поведения. Нарушение меры воздействий ведет к отчуждению девиантного подростка и его враждебному отношению не только к родителям, но и к окружающим, что может обусловливать возникновение девиантного поведения. В свою очередь выявленные личностные особенности, предрасполагая к девиациям, влияют на негативный образ отца и матери подростка. Наблюдающаяся конфронтация в отношениях с родителями на фоне хронической школьной неуспешности подростков способствует проявлению личностных особенностей, предрасполагающих к девиантному поведению.

Данные проведенного исследования легли в основу психотренинга для подростков, включающего в себя следующие циклы занятий: 1) тренировка оптимизма- 2) тренировка эмпатии- 3) тренировка действенного выхода из кризисной ситуации- 4) тренинг волевой саморегуляции- 5) развитие просоциальной направленности личности через формирование положительного отношения к окружающему. Для родителей разработан курс лекционно-практических занятий с элементами «Тренинга родительской эффективности».

Результаты проведенного эмпирического исследования позволили подтвердить его гипотезу и сформулировать следующие выводы:

1. Личностные особенности младших подростков с девиантным и нормативным поведением сходны в основных своих характеристиках — в уровне напряженности, повышении экстравертированности, эмоциональной возбудимости, связанных с началом подросткового кризиса, — но отличаются своеобразием личностных черт.

2. В то время как младшему подростку с нормативным поведением свойственны социальная лабильность, операциональная напряженность, эмпатия, общительность, ориентация на социальные нормы и ценности, интеллектуальность, а также позитивный образ родителей, свидетельствующий о положительно окрашенных взаимоотношениях подростка в семье, подросток с девиантным поведением имеет свои особенности: негативная психическая напряженностьакцентуированная готовность к риску , — психическая ригидностьвыраженная ориентация на нормы девиантной подростковой группынепредсказуемость поведениявысокая агрессивность.

3. Выделенные личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением создают особую напряженность, которая поддерживает составляющие условного «личностного комплекса».

4. Проявление и закрепление специфических личностных особенностей младшего подростка с девиантным поведением зависит от позиций конфронтации в отношениях с родителями и частотности повторения отклоняющихся форм поведения.

5. Выделенные в исследовании личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением могут считаться диагностическими критериями возможных отклонений в поведении, знание которых будет способствовать раннему выявлению отклонений и своевременной организации процесса психокоррекции.

Дальнейшие исследования рассматриваемой проблемы могут быть продолжены в направлении изучения типологий личности внутри группы подростков с девиантным поведением, тендерных аспектов подростковой делинквентности, в изучении ситуаций, в которых подросток ведет себя нестандартно, специфики отношений подростка к родителям, в изучении влияния личностных особенностей подростков с девиантным поведением на отношение к ним их родителей. Результаты исследования могут лечь в основу действенных способов профилактики и коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Н., Хаймовская Н. А. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и доме ребенка) // Психологический журнал. — 1999. — Т. 20. — № 1. — С. 39 — 48.
  2. Азбука любви. Книга для родителей. М.: Изд-во РОУ. 1996. — 96 с.
  3. Г., Вильсон Г. Как измерить личность. М.: Когито-Центр, 2000. — 284 с.
  4. Э.М. Личностные особенности младших школьников в норме и при пограничных нервно психических расстройствах: Автореферат дисс. .канд. псих. наук.-Л., 1985.-С. 21.
  5. Ю.А. Глазами психиатра. М.: Советская Россия, 1985. 256с.
  6. Ю.А. Пограничные психические расстройства. М.: Зевс -Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 13 — 141.
  7. Ю.А. Системный анализ механизмов психической дезадаптации, сопровождающейся пограничными психическими расстройствами // В кн.: Пограничные психические состояния. М. Ростов-на-Дону, 1997.-С. 35−42.
  8. Е.В. и др. Наш проблемный подросток: Учебное пособие. СПб.: Союз, 1999.- 144 с.
  9. Дж. Ландшафт детской души. СПб. — Минск, 1997. — 255 с.
  10. Г. М. Социальная психология. М.1980. — 416 с.
  11. Л.А. Психологические особенности детско-родительских отношений в этносе, проживающем в диаспоре и на исконной территории: Автореф.. .канд.псих.наук. М., 2000. — 23 с.
  12. В.Ф. Экономическая стратификация: аттитюды и стереотипы сознания // Социс. 1995. — № 1.-С. 104- 115.
  13. Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) //
  14. Психологический журнал. 1999. — Т. 20. — № 3. — С. 5 — 17.
  15. Л.И. Эпигенетическая концепция личности Эрика Эриксона // В кн.: Принципы развития в психологии. М.1978. — 316с.
  16. Т.А. Исследование восприятия подростами внутрисемейной ситуации // Познание. Общество. Развитие. М.: РАН. Институт психологии, 1997.-С. 200−206.
  17. С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М.: Изд-во Магистр. 1999. — 95 с.
  18. Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М.: Просвещение, 1991. — 224 с.
  19. В.П. Отрицательные переживания у детей // Журнал практического психолога. 1996. — № 1. — С. 6 — 23.
  20. А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. — 512 с.
  21. К. Теория семейных систем М. Боуена // Вопросы психологии. 1991. — № 6. — С. 155 — 164.
  22. И.В. Психолого-антропологическая характеристика и диагностика психотипологических конституциональных основ личности подростка. Автореф.. канд. псих. наук. -М., 1999. 18 с.
  23. С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993. — 198 с.
  24. А.С. Внимание ребенок! Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. — Сверловск, 1981. — С. 3 — 43.
  25. В.В. Принцип многомерности как фактор развития теории интегральной индивидуальности // Психологический журнал. 1999. — Т. 20. -№ 6.-С. 97- 103.
  26. Ф.Б., Мирошников М. П., Соколова Е. Д. Методика многостороннего исследования личности. -М.: Фолиум, 1994. С. 94 — 106.
  27. Т.Н. Исследование внутреннего мира человека методом анализахарактеристик мысли и образа. Психологический журнал. — 1999. — Т. 20. — № 5.-С. 27−37.
  28. Е. Диагностика эмоциональных отношений в семье // Психолог в детском саду. 1998. — № 2. — С. 12 — 33.
  29. Т.А. Вековые натуры в семье, школе и обществе. М.: Альфа, 1996. — 329 с.
  30. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука. 1978. -С. 3.
  31. Божович Л. И Возрастные закономерности формирования личности ребенка. Автореф. доктора пед. наук (по психологии). М., 1966. -40 с.
  32. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. — № 2. — С. 47 — 56.
  33. В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника // Автореф.. доктора пед.наук. -М., 1991.-32с.
  34. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 302 с.
  35. Ф.Л. Самый популярный личностный опросник // Психологическая газета. 2000. — № 5/55. — С. 14 — 15.
  36. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психодиагностике. -СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.
  37. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. Для учителей и родителей. М.: Просвещ., 1988. — 207 с.
  38. К. Жить с агрессивными детьми. М.: Педагогика, 1991. — 144 с.
  39. Н. Реабилитационная педагогика. М., 1996. — С. 140 — 141.
  40. А .Я. Структура и типы родительского отношения: Дисс.. .канд. псих, наук. М., 1987.-206 с.
  41. Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. М.: Академия. -1999.- С.357- 380.
  42. Л.И., Горьковая И. А., Ромицина Е.Е. Психологическая методика
  43. Подростки о родителях" и ее практическое применение. Методическое пособие. М. — СПб.: Фолиум, 1995. — 53 с.
  44. JI.B. Психолого-педагогические условия формирования автономного поведения на этапе раннего онтогенеза: Автореф. .канд.псих.нук. Томск, 1999. — 24 с.
  45. Д. Разговор с родителями. М., 1995. — С. 35 — 69.
  46. В мире подростка / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Медицина, 1980. — 295 с.
  47. JI.C. Развитие высших психических функций. М., 1960. -370 с.
  48. JI.C. История развития высших психических функций. Собр.соч. в 6 т.-М., 1983. Т.З. — С.5−328.
  49. Л.С. Педология подростка // В кн.: Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю. И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство -С.232 — 286.
  50. Л.М. Мотивационно-регуляционная функция психической напряженности: Автореф. .канд.псих.наук. -М., 1999. 19 с.
  51. Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социс. 1991.- № 4. — С. 72 — 78.
  52. И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. Т. 15. — 1994. — № 2. — С. 57−65.
  53. И.А. Экспериментально-психологическое исследование отношения подростков к воспитательной практике родителей // Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. СПб., 1994. — С. 217 — 222.
  54. Т.Г. Роль детско-родительских отношений в психическом развитии подростков, оперированных по поводу врожденного порока сердца: Дисс. .канд.псих.наук. -М., 1995. 205 с.
  55. Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика: Автореф. .канд. псих.наук. М., 1994. — 16
  56. JI.A. Дети, не оправдывающие ожиданий. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991. — 64 с.
  57. И.Н. Виктимизация как фактор изменения правосознания // Социс. -1999.-№ 1.-С. 142- 143.
  58. Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования.- 1996. -№ 3.-С 27−35.
  59. И.М. Развитие морально-волевых качеств как условие перевоспитания подростков в специальном профтехучилище: Дисс. канд. пед. наук. М., 1981. — 234 с.
  60. А. А. Чураков А.Н. Модульный анализ и моделирование социума. М.: ИС РАН, 2000. С. 10 — 25.
  61. И.А. Незаконный оборот наркотиков // Социс. 1999. — № 5. — с. 74 — 79.
  62. Девиантное поведение в России: проблемы и перспективы исследования. Материалы сессии Академии социальных наук. М., 1994. С. 6 — 7.
  63. У. Психология.- М.: Педагогика, 1991. 368 с.
  64. Ф. На стороне подростка. СПб.: Петербург — XXI век, 1997. — 276 с.
  65. Т.В. О некоторых психологических особенностях подростка // В сб.: Вопросы психологии личности школьника. М., 1961. — С. 120 — 170.
  66. Т.В. Психические особенности подростка // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1973.-С. 98−141.
  67. А.О. Школьные трудности нестандартных детей. М.: «Школа -Пресс», 1999.-С. 16−31.
  68. В.Н. Психология семьи. М., 1996. — 158 с.
  69. Т.Ц. Особенности этнического самосознания подростков бурят в современных условиях: Автореф. .канд.псих.наук. — М., 1999. С. 20.
  70. М.Н., Куличенко Т. В., Коростылева И. С. Психологические факторыустойчивости к реакции капитуляции у подростков // Вопросы психологии. -1991.-№ 6.-С. 50−57.
  71. Т.И. Особенности характера и познавательных способностей подростков воспитанников детских домов: Автореф.дис.канд.псих.наук. -СПтб., 2000. — 20 с.
  72. Т.И. Типологический подход к оценке личностных особенностей подростков с девиантным поведением // Социальная дезадаптация. Нарушения поведения у детей и подростков: Материалы Российской научной конференции. -М., 1996. С. 147 — 148.
  73. Н.Н., Федоренко Е. Ю. Возрастная специфика изучения и профилактики зависимости в школьных условиях // Журнал практического психолога. 1999. — № 2. — С. 46 — 57.
  74. Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб.: «Союз», 1998. — С. 326−395.
  75. Н.И. Две методики для обследования подростков // Журнал практического психолога. 1996. — № 1. — С. 34 — 47.
  76. В.Н. Единство индивидных и личностных в психическом развитии подростков: Автореф. .канд.псих.наук. -М., 1999. 25 с.
  77. П.М. Потребности человека. М., 1990. — 365 с.
  78. В.В., Поткин А. С., Шпилева Е. В. Организация работы с девиантной молодежью в Голландии // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1996. — № 2. — С. 53 — 61.
  79. Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М.:1. Просвещение, 1988. 171 с.
  80. С.А. Подростковая делинквентность: транскультуральная перспектива // Социс. 1995. — № 2. — С. 125 — 132.
  81. Е.В., Крейдун П. И., Ячина А. С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. -1990.-№ 4.-С. 83−90.
  82. Зак А. В. Различия в мышлении детей. М., 1992. — С. 13−23.
  83. А.И. К изучению роли аномалий семейного воспитания в патогенезе неврозов детского возраста // Неврозы и пограничные состояния. JL, 1973.
  84. .В. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Изд-во МГУ, 1980. 156 с.
  85. JI.M. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. М.: Высшая школа, 1982. — 191 с.
  86. Индивидуальный подход в работе с трудными детьми: Методические рекомендации. / Сост. Б. В. Кайгородов. Астрахань: Изд-во АГПИ, 1993. — 19 с.
  87. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях / Отв. ред. В. Г. Андреенков, Ю. Н. Толстова. М., 1987. — 255 с.
  88. Н.М., Северный А. А. Депрессия у детей и подростков. М.: «Школа-Пресс», 1999. — 79 с.
  89. С.А., Петровский В. А. Кинематограф: детский и подростковый зритель. Социс. — 1995. -№ 3. — С. 83 — 88.
  90. Л.Б. Лекции по общей психологии: Учебное пособие. Минск: Харвест- М.: «Изд-во ACT», 2000. — С. 486 — 541.
  91. В.Г., Кондратьева Л. Л. Психология. М.: Высшая школа, 1989. — 3821. С.
  92. В.П. Педагогическая коррекция. М.: Проев., 1994. — 220 с.
  93. Ф.И. Социально педагогическая поддержка семей и детей группы риска // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1998. -№ 1.-С. 22−31.
  94. Кле М. Психология подростка // В кн.: Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю. И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.- С.103−140.
  95. Ю.А. Психология девиантного (отклоняющегося) поведения П Вопросы психологии. 1998. — № 5. — С. 141 — 145.
  96. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение. 1965. — 288 с.
  97. С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М., 1991. -189 с.
  98. С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
  99. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1978. — 232с.
  100. КонИ.С. Открытие «Я».-М., 1978.-212 с.
  101. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. — С. 238 — 254 .
  102. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука. — 1988. — 270 с.
  103. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. — 285с.
  104. М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М. — Воронеж, 1987.-336 с.
  105. М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. 1997. — № 3. — С. 69 — 78.
  106. М.Ю., Крушельницкая О. Б. Психолого педагогическая работа со школьниками — девиантами в Москве // Журнал «Психологическая наука и образование.- 1999.- № 3 — 4. — С. 46 — 65.
  107. Л.В. Особенности самоопределения подростков учащихсяспециальных школ закрытого типа: Дисс.. канд. псих. наук. М., 1999. — 194 с.
  108. А.П. Диагностика регулятивной функции самосознания // Психологический журнал. 1995. — Т. 16, № 1. — С. 107 — 114.
  109. Г. В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. — 256 с.
  110. Я. Как любить детей. Минск: Народна света, 1980. — 289с.
  111. .Б. Системно-стилевая концепция личности и воля П Прикладная психология. 1998. — № 2. — С. 40 — 50.
  112. Т.В. Влияние индивидуальных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста на процесс их социализации. Автореф. .канд. псих. наук. — М., 2000. — 18 с.
  113. А.И. Работа с трудными детьми: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
  114. А.П. О подростках. М., 1970. — С. 6.
  115. И.П. Особенности личности и самосознания у алкоголизирующихся подростков и юношей: Автореф. .канд.псих.наук. -М., 1992. 16 с.
  116. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. — 303 с.
  117. Л.М. Психология мышления. М., 1996. — 344 с.
  118. И.В., Ахутина Т. В. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе: пособие для администрации школ, педагогов и школьных психологов. М., 1997. 118 с.
  119. В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье: Автореф.. канд.псих.наук. Нижний Новгород, 1999.-21 с.
  120. Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.1980. — 172 с.
  121. Н.В. Некоторые аспекты креативности подростков // Журнал практического психолога. 1998. -№ 2. — С. 38−41.
  122. С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков: Практическое пособие. М. — СПб.: «Фолиум», 1996. — 47 с.
  123. Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С. 48 — 60.
  124. Е.В. Психологический анализ корыстной деформации личности несовершеннолетнего правонарушителя. Дисс. .канд.псих.наук. — М., 1995. — 175 с.
  125. Р. Как на самом деле любить детей. М. Максимов. Не только любовь. М.: Знание, 1992. — 188 с.
  126. И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.-334 с.
  127. Е. Психология изменений и изменчивый мир подростка в групповой работе // Журнал практического психолога. 1998. — № 2. — С. 42 -51.
  128. К.С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков. М.: Педагогика, 1988. — 165 с.
  129. В. Нестандартный ребенок. СПб.: Питер, 1993. — 252 с.
  130. К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Речь, 2000. — 365 с.
  131. К. Акцентуированные личности. Киев: Головное издательство издательского объединения «Вища школа», 1981. — 390 с.
  132. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304 с.
  133. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л: Медицина, 1983. — 256 с.
  134. Личность и деятельность. Тезисы докладов V Всесоюзного Обществапсихологов СССР. М., 27 июня — 2 июля 1977. — 72 с.
  135. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов / Ред.-сост. B.C. Мухина. М.: Проев., 1991.- 223 с.
  136. Ч. Гениальность и помешательство: Параллель между великими людьми и помешанными. М., 1990. — 252 с.
  137. Ч. Преступление. М.: Спартак, 1994. — 187 с.
  138. А.А. Система отношений основа нравственного отношения личности // Вопросы психологии. — 1983. — № 2. — С. 74 — 83.
  139. Д. Агрессия: Причинение вреда другим // В кн.: Социальная психология. СПб.: Питер, 1997. — С. 483 — 526.
  140. А.С. О «взрыве» // Пед. соч.: В 8 т. М., 1986. — Т. 3. — С. 457 -459.
  141. А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1990. — 414 с.
  142. О.Ф. Подростки: Агрессивность и психосоматика // Журнал практического психолога. 1999. — № 7−8. — С. 37 — 40.
  143. В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. М.: Мед. Пресс, 1988.
  144. В.М. Диагностика и коррекция характерологических свойств личности: учебное пособие. Самара: АО Корпорация «Федоров», 1997. — 120 с.
  145. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991. — 144 с.
  146. Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. СПб., 1999. 128 с.
  147. А.В. Особенности формирования аддиктивного поведения у старшеклассников // Журнал практического психолога. 1999. — № 12. — С. 109- 121.
  148. Н.В., Овчинникова М. Н. Использование опросника Р. Кеттелла для психодиагностики личностных свойств дезадаптированных подростков. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. М. -1995.-№ 2.-С. 10−24.
  149. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2000.- 456 с.
  150. B.C. Феноменология развития и бытия личности. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1999. 640 с.
  151. В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева. М. — Воронеж, 1995. — 356 с.
  152. Л.П. О профилактике девиантного поведения в подростковом возрасте // Психологическая газета. 1999. — № 10/49. — С. 11.
  153. Насилие, агрессия, жестокость: Криминально-психологическое исследование. Сборник научных трудов. -М., 1989. 152 с.
  154. О.А. Психологические особенности самосознания гиперактивных младших подростков: Автореф.. канд.псих.наук. М., 1999. — 21 с.
  155. Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика. М.: «Просвещение», 1991. 126 с.
  156. Наш проблемный подросток: Учебное пособие. СПб.: Союз, 1998. — 144 с.
  157. С.В. Взаимосвязь семейных отношений с компонентами структуры интеллекта детей младшего школьного возраста. Автореф.. канд. псих. наук. М., 1999. — 18 с.
  158. Общение и формирование личности / Под ред.С. В. Кондратьевой. Гродно, 1984. — с. 3 — 11.
  159. С.А. Психологические особенности личности тревожного подростка: Автореф. .канд.псих.наук. -М., 1999. 21 с.
  160. А.К. Определение характеристик социальной адаптации школьников // Журнал практического психолога. 1996. — № 3. — С. 48 — 53.
  161. А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Биология в школе. 1998. — № 2. — С. 61 — 68.
  162. Основы прикладной социологии. Учебник для ВУЗов. Том 2 // Под. ред. Ф. Э. Шереги, М. Г. Горшкова. М., 1995. — 192 с.
  163. Отклоняющееся поведение личности // В кн.: Социальная психология личности в вопросах и ответах. Учебное пособие / Под ред. В. А. Лабунской. -М.: Гардарики, 1999. С. 308 — 320.
  164. А.Э. Оценка индивидуально-возрастных особенностей развития волевых качеств. Дисс.. канд.псих.наук. М., 1995. — С. 48 — 52.
  165. Ф. Некоторые проблемы девиантного (отклоняющегося) поведения // Психологический журнал. 1987. — Т. 8. — № 4. — С. 92 — 102.
  166. Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции.- М.: Институт практической психологии, 1998, — 160 с.
  167. Н.В. Психология одиночества у законопослушных и криминальных подростков: Автореф.. .канд.псих.наук. — М., 1999. 25 с.
  168. В.Н. Особености перехода учащихся из начального звена в среднее с учетом характеристик психической ригидности в структуре их личности: Автореф. .канд.псих.наук. Томск, 1999.-23 с.
  169. В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталого школьника. -М.: Изд-во РОУ, 1996. С. 3 — 55.
  170. JI.E., Попова И. П. Маргинальность: теоретический ракурс // Социс. 1999. -№ 12.-С. 132- 133.
  171. В.Ф. Криминальная психология: Книга первая: Психология подростковой преступности. М., 1998. — 304 с.
  172. В.Ф. Криминальная психология: Книга вторая: Подросток в условиях социальной изоляции. М., 1998. — 319 с.
  173. Д.П. Исследование социально-психологических стереотиповпротивоправного поведения молодежи. Кострома, 1999. — 27 с.
  174. К.К. Структура и развитие личности / Отв. ред. А. Д. Глоточкин. -М.: Наука, 1986.-255 с.
  175. В.Д. Социальная норма и отклонения // Социс. 1995. — JVe 11. — С. 131 — 134.
  176. Подросток на перекрестке эпох. Проблемы и перспективы социально -психологической адаптации подростов / Под ред С. В. Кривцовой. М.: «Генезис», 1997. 288 с.
  177. М.Л. Терапия поведением. Самара: Бахрах, 1997. — 240 с.
  178. К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. 1994. — № 1. — С. 61 — 69.
  179. К.Н. Возраст: норма развития и метод // Журнал практического психолога. 1999. — № 2. — С. 80 — 85.
  180. Н.В., Труве Э. И. Особенности общения как фактор дезадаптации младших школьников и подростков при переходе из начальной в среднюю школу // Журнал практического психолога. 1996. — № 4. — С. 3 — 7.
  181. Популярная психология для родителей / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1998. — 256 с.
  182. Л. Психология аномальных детей патопсихология. — М. — Воронеж, 1996.-127 с.
  183. Практикум по общей психологии / Под ред. А. И. Щербакова. М.: Проев., 1990.-С. 20−39.
  184. A.M., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и жизни. М.: «Знание», 1990. — 80 с.
  185. Н.И. Психологическая помощь детям с девиантным поведением: Методические рекомендации / Под науч. ред. д-ра псих, наук Б. В. Кайгородова, академика В. А. Пятина. Астрахань: Изд-во АГПУ, 2000. — 20 с.
  186. Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегосяповедения школьников. Сборник научных трудов Академии пед. наук. М., 1990. — С. 18−72.
  187. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Полтиздат, 1990. — 494 с.
  188. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1988. — 440 с.
  189. Рабочая книга практического психолога. Технология эффективной профессиональной деятельности. М.: Изд. Дом «Красная площадь», 1996. — С. 132- 155.
  190. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. 8-е международное издание. — СПб.: «Питер», 2000. — 616 с.
  191. .Ф. Предупреждение и преодоление отклонений в поведении школьников. Волгоград: ВГПИ, 1986. — 103 с.
  192. М. Помощь трудным детям. М., 1984. — 420 с.
  193. В.А. Влияние стиля руководства учителя на нормативное поведение младших школьников: Дисс. на соискание .канд. псих. наук. М., 1987.-314 с.
  194. В.А. Психологические условия формирования дисциплинированного поведения школьников. Учебное пособие. М.: МГПИ им. Ленина, 1989. — 64 с.
  195. А. А. Коломинский Я.Л. Личность и деформации ее «ядра» при делинквентном поведении // В кн.: Социальная педагогическая психология. -СПб.: Питер, 1999. С. 39 — 47.
  196. А.А. Психология изучения личности. Учебное пособие. СПб. — Изд-во Михайлова В. А. — 1999. — С. 21 — 38.
  197. А.А. Характерологические особенности подростков делинквентов // Вопросы психологии. — 1991. — № 4. — С. 139 — 144.
  198. X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становленияличности. М.: Мир, 1994: 319 с.
  199. В.А. Психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения детей и подростков в процессе двигательной активности: Автореф.. канд.пед.наук. М., 1996. — 23 с.
  200. М.В. Представления о родителях и семейных конфликтах в неформальной подростковой субкультуре // Вопросы психологии. 1990. — № 4. -С. 91 -99.
  201. С.И. Психодиагностическое интервью как метод диагностики психической нормы // Журнал практического психолога. 1999. — № 1. — С. 155 — 167.
  202. С.И. Психологические аспекты проблемы психической нормы // Журнал практического психолога. 1997. — № 2. — С. 19 — 28.
  203. Т.И. Деятельность психолога по диагностике и формированию психологических качеств личности. — Дисс. .канд.псих.наук. — Тверь, 1996.-187 с.
  204. А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М.: Педагогика, 1988. — 118 с.
  205. JI.C. Девиация как проблема безопасности // Социс. 1999. — № 5. — С. 70 — 74.
  206. СЛ. Основы общей психологии. М., 1989.- Т.2. — 312 с.
  207. А.А., Соколова М. В. Факторный личностный опросник Р.Кеттелла — 95. Руководство по использованию. СПб.: Иматон, 1995. — 89 с.
  208. Н.А. Дезадаптивное поведение детей. Диагностика, коррекция, психорофилактика. М., 2000. — 96 с.
  209. Е.А. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям // Вопросы психологии. 1997. — №.3. — С. 22 — 31.
  210. Самоубийства в России. Мониторинг // Социс. 1999. — № 5. — С. 82 — 83.
  211. Г. В. Динамика жизненных целей девочек-делинквентов в условияхспецучилища: Дисс.канд.псих.наук. -М., 1993. 187 с.
  212. Ф.С. Психологическая типология криминальной агрессии // Психологический журнал. Т.20. — № 6. — 1999. — С. 24 — 35.
  213. Г. Стресс без дистресса. Рига: Виеда. — 1992. — 107 с.
  214. Н. В поисках социально-психологичесских нормативов // Школьный психолог. 2000. — № 12. — С. 8 — 9.
  215. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост.: Гребенников И. В., Ковинько Л. В. М.: Политиздат, 1990. — 319 с.
  216. Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М. Воронеж, 1996.-95 с.
  217. Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения / Под ред. В. А. Балцевич и др. Минск: Университетское издательство, 1989. — 142 с.
  218. Е. Математические методы в практической психологии // Журнал практического психолога. 1999. — № 3. — С. 49 — 77.
  219. В.М., Кожина A.M., Романова И. В., Гайчук Л. М. Девиация поведения как проявление состояний дезадаптации подростков, лишенных родительсого попечительства // Материалы междунар. конференции психиатров. М., 16 -18 февраля, 1998. — С. 101.
  220. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1997. — 798 с.
  221. Л.С. Аффективные дети. М., 1966. — С. 25 — 68.
  222. В.И. Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1992. — 158 с.
  223. Н. Социология. М., 1994. — 687 с.
  224. Е.Э., Курлов В. Ф., Матюшкина М. Д. Социальная норма и возможности ее измерения // Социс. 1999. — № 1. — С. 97 — 101.
  225. B.C., Кузнецова Н. И. Российский подросток 90-х: движение в зону риска. Аналитический доклад. М., 1998. С. 25 — 46.
  226. Собчик J1.H. Методы психологической диагностики. Выпуск 1. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Методическое руководство. — М., 1990. 74 с.
  227. Современные проблемы наркологии: Материалы Российской научно-практической конференции 21−22 октября 1999 года. Астрахань: АГМА, 1999.-217 с.
  228. Современный словарь иностранных слов. М.: Рус.яз., 1993. — 740 с.
  229. В.Г. Психология индивидуального подхода к трудным учащимся. -М.: МОЛИ, 1991.- 117 с.
  230. В.В. Самосознание личности. М., 1983. — 286 с.
  231. Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982. -231 с.
  232. В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971. -336 с.
  233. Л.П. Как уберечь ребенка от тюрьмы и панели. — М.: Изд-во «Знание», 1997. 254 с.
  234. Г. Н. Формирование отношений доверия между трудновоспитуемыми подростками и их сверстниками в классном коллективе: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1987. 210 с.
  235. Типология личности преступника и индивидуальное предупреждение преступлений. -М., 1979. 156 с.
  236. В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987. — 352
  237. Л.Т. Особенности восприятия семьи ребенком (старший дошкольный возраст) // Вестник Приднестровского университета. 1996. — № 1. — С. 58 — 60.
  238. Л.Т. Семейные взаимоотношения и их роль в формировании личности ребенка // Вестник Приднестровского университета. 1996. — № 2. — С. 81 — 84.
  239. Трудный подросток: причины и следствия / Под ред. В. А. Татенко. Киев: Рад. шк., 1985.- 175 с.
  240. М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопросы психологии. 1987. — № 1. — С. 27 — 33.
  241. О. Н. Дети с проблемами психического развития. М.: НПЦ «Коррекция», 1995.-208 с.
  242. Т.К. Пограничные нервно психические расстройства. — М.: Медицина, 1987. — С. 23.
  243. Учителям и родителям о психологии подростка. М.: «Высшая школа», 1990. -205 с.
  244. Т.К. Систематика пограничных нервно-психических расстройств // Неврозы и пограничные состояния. Л., 1972. — С. 10 — 11.
  245. Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии. 1998. — № 1. — С. 3 — 19.
  246. Д.И. Зона отчуждения. Подросток противостоит тому, что осваивает // Учительская газета. 1998. — № 23 (9 июня).
  247. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избранные психологические труды. М.: Междунар. пед. академия, 1995. -368с.
  248. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. — 206 с.
  249. Г. Детская агрессивность // Начальная школа. 1998. — № 11 — 12.1. С. 32−37.
  250. Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С. 338 — 361.
  251. Л.Б. Поиск пределов допустимого как одна из особенностей поведения «трудных» подростков // Социальная психология личности. М., 1979.-С. 114−137.
  252. Л.Б. Принципы диагностики отклонений в поведении и развитии личности // Социальная антропология на пороге XXI века. Тезисы и материалы конференции. 20−21 ноября 1997 г. М. — 1998. — С. 304 — 307.
  253. Л.Б. Психологические аспекты установления контактов между людьми: Методика контактного взаимодействия. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 80 с.
  254. Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 99 с.
  255. Л.Б. Психологические способы изучения личности обвиняемого: Учебное пособие. М., 1983. — 80 с.
  256. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. М.: Просвещение, 1990.-480 с.
  257. Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. — 429с.
  258. И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.- 176 с.
  259. Г. Современный факторный анализ: Пер. с англ. М.: «Статистика», 1972.-487 с.
  260. .И., Тюменева Е. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного возраста // Вопросы психологии. 1997. — № 3. — С. 32 — 39.
  261. .Г. Метод пиктограмм в диагностике психических заболеваний. Киев: Здоровье, 1988. — 102 с.
  262. К.С., Линдсей Г. Теории личности. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. — 592 с.
  263. К. Невротическая личность нашего времени- Самоанализ: Пер. с англ./ Под общ. ред. Г. В. Бурменской. М.: Издат. группа «Прогресс -Универс», 1993.-480 с.
  264. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска». Учебное пособие. М.: Институт практической психологии, 1996. — 220 с.
  265. В.Г. Влияние внутриколлективных отношений на формирование волевых качеств школьников-подростков: Автореф. .канд. пед. наук. М., 1967.-24 с.
  266. Л., Зиглер Д. Теории личности. С-Пб.: Питер Пресс, 1997. — 608с.
  267. Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. М.: Проев., 1993. — 110 с.
  268. А.Б. Зависимость положения ученика в системе личных взаимоотношений в классе от некоторых особенностей его личности и поведения: Автореф.. канд. пед. наук. М., 1967. — 19 с.
  269. М.В. Некоторые технологии преодоления социальной стереотипизации у подростков с отклоняющимся поведением // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998. — № 1. -С. 32 — 40.
  270. Г. А. Десяти двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. — 1998. -№ 3.-С. 17−31.
  271. B.C., Чудновская Т. В., Сергеева Т. Б. Психолог и школа / Под ред. проф. К. В. Орехова. Ставрополь, 1992. 121 с.
  272. Ю.В. Юридическая психология. М.: Изд-во РОУ, 1995. — 651. С.
  273. М.В. Девиантное поведение личности несовершеннолетних женского пола и пути его коррекции: Дисс.канд. псих. наук. -М., 1995. 173 с.
  274. Т.И., Нефедова К. А. Воспитание сознательной дисциплины школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1985. — 101 с.
  275. В.Н. Генезис личностных новообразований в переходный период от младшего школьного возраста к подростковому: Автореф.. канд.псих. наук. -М., 1999.- 21 с.
  276. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Владос, 1998.-512 с.
  277. Ф., Филимонов С. Экстраверсия интроверсия // Психологическая газета. — 1995. — № 2 — 3. — С.11.
  278. Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. -491с.
  279. Л.М., Исаев Д. Н. Экспресс диагностика выявления «групп-риска» наркоманий у подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2000. — № 2. — С. 15 — 27.
  280. А.Г. Основы психодиагностики: Учебное пособие для студентов педвузов. М. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 544 с.
  281. Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512 с.
  282. И.И. Жизненные стратегии подростков // Социс. — 1999. № 5. -С. 52 — 62.
  283. Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: ЗАО «Изд-во «Питер», 1999. — 656 с.
  284. Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков // В кн.: Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Ю. И. Фролов.
  285. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. С. 286 — 313.
  286. Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подрост-ковом возрасте / В кн.: Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Ю. И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — С.315 — 326.
  287. Э. Детство и общество / Под ред. А. Г. Лидерса и В. Г. Колесникова. -Обнинск, 1993.-55 с.
  288. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. — 316 с.
  289. С.Л. Влияние педагогически организованной деятельности на поведение подростков и старшеклассников: Дисс.. канд. псих. наук. М., 1995.-184 с.
  290. W.A. (ed.) Development during middle childhood: The years from six to twelve. Washington, DC: Natl. Acad. Press, 1984. — P. 240 — 273.
  291. Ericson E.H. Identity: Youth and crises .- N.Y., 1968.-336 p.
  292. Gosse M.M. Arbeit mit aggressiven Jugendlichen am Beispiel der «Offenen Jugendarbeit» im Ostteil Berlins // Развитие психологическкой службы образования: Тезисы докладов научно-практической конференции. — Волгоград, 24 26 октября 1995. — С. 106 — 107.
  293. Grossman G., Gern A. Rehabilitation pedagogik der Verhaltensgeschedichte Kinder. Berlin: Verlag Gesundheit GmbH, 1990. — 190 s.
  294. Hindeland M.J. Causes of delinquency: A partial replication and extension. Social Problems. -N.Y., 1973.-P. 471 -478.
  295. M. (ed.). Toward adolescence: The middle school years. Chicago: Chicago Univ. Press, 1980. P. 32 — 226.
  296. Klages H. Volksparteien und Wertewandel // Die Politisce Meinung.- 1990. № 246. — P. 47.
  297. Merton R. K. Social structure and anomie. American Sociological Review. N.Y., 1938.-№ 3.-P. 672−682.
  298. R. К. The role-set: Problems in sociological theory // British Journal of Sociology, 1957. № 8. — P. 106 — 120.
  299. Piaget J. Intellectual evolution from adolescence to adulthood // Human Devel. -1972.-V 15.-P. 1 -12.
  300. Sacher N., Kaiser S. The social environment behavior and stress a case study in guinea pigs // Acta physiol. scand. Suppe. — 1997. — P. 161.
  301. Schuessler K., Cressey D. R. Personality characteristics of criminals // American Journal of Sociology. 1950. — № 55. — P. 476 — 484.
  302. Siegler R., Liebert D.F., Liebert R.M. Inhelder and Piaget’s pendulum problem: Teaching preadolescents to act as scientists // Devel. Psychol. 1973. — V. 9. — P. 97 — 101.
  303. Strelau J. Rola temperamenti w rozwoju psychicznym. Warszawa, 1978. — 231' ф ^
  304. Показатели по факторам теста Кеттелла в группе «норма»
Заполнить форму текущей работой