Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением
Диссертация
Факторный анализ, примененный к данным по тесту «Подростки о родителях», позволил определить негативный, враждебный образ отца и матери с точки зрения современного младшего подростка группы «девианты» Враждебная позиция родителей по отношению к младшему подростку усиливает проявление таких его личностных особенностей, как негативная психическая напряженность, готовность к риску и различного рода… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблема девиантного поведения подростка в научно-психологической литературе
- 1. 1. Обзор основных концептуальных подходов к пониманию девиантного поведения
- 1. 2. Факторы, определяющие отклонения в поведении личности
- 1. 3. Специфические причины девиантного поведения подростков
- Выводы главы
- Глава 2. Характеристика испытуемых и методы исследования личностных особенностей подростков 11−12 лет
- 2. 1. Общая характеристика испытуемых — младших подростков с нормативным и девиантным поведением — и их семей
- 2. 2. Методика эмпирического исследования личностных особенностей младших подростков
- Выводы главы
- Глава 3. Сравнительное исследование личностных особенностей младших подростков с нормативным и девиантным поведением
- 3. 1. Экспериментальное исследование личностных особенностей младшего подростка с нормативным и девиантным поведением
- 3. 1. 1. Результаты пилотажного исследования личностных особенностей младших подростков методом «Пиктограммы»
- 3. 1. 2. Интерпретация полученных результатов по тесту Айзенка
- 3. 1. 3. Анализ и обсуждение результатов по тесту Кеттелла
- 3. 2. Сравнительный анализ личностных особенностей младших подростков с нормативным и девиантным поведением
- 3. 3. Специфика взаимосвязи отношений к родителям и личностных особенностей младшего подростка с девиантным поведением
- 3. 3. 1. Характер отношений к родителям младших подростков с нормативным и девиантным поведением
- 3. 3. 2. Зависимость между характером отношений к родителям и личностными особенностями младшего подростка с девиантным
- 3. 1. Экспериментальное исследование личностных особенностей младшего подростка с нормативным и девиантным поведением
Список литературы
- Авдеева Н.Н., Хаймовская Н. А. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и доме ребенка) // Психологический журнал. — 1999. — Т. 20. — № 1. — С. 39 — 48.
- Азбука любви. Книга для родителей. М.: Изд-во РОУ. 1996. — 96 с.
- Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность. М.: Когито-Центр, 2000. — 284 с.
- Александровская Э.М. Личностные особенности младших школьников в норме и при пограничных нервно психических расстройствах: Автореферат дисс. .канд. псих. наук.-Л., 1985.-С. 21.
- Александровский Ю.А. Глазами психиатра. М.: Советская Россия, 1985. 256с.
- Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М.: Зевс -Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 13 — 141.
- Александровский Ю.А. Системный анализ механизмов психической дезадаптации, сопровождающейся пограничными психическими расстройствами // В кн.: Пограничные психические состояния. М. Ростов-на-Дону, 1997.-С. 35−42.
- Алексеева Е.В. и др. Наш проблемный подросток: Учебное пособие. СПб.: Союз, 1999.- 144 с.
- Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб. — Минск, 1997. — 255 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.1980. — 416 с.
- Андреева Л.А. Психологические особенности детско-родительских отношений в этносе, проживающем в диаспоре и на исконной территории: Автореф.. .канд.псих.наук. М., 2000. — 23 с.
- Анурин В.Ф. Экономическая стратификация: аттитюды и стереотипы сознания // Социс. 1995. — № 1.-С. 104- 115.
- Анцыферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) //
- Психологический журнал. 1999. — Т. 20. — № 3. — С. 5 — 17.
- Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция личности Эрика Эриксона // В кн.: Принципы развития в психологии. М.1978. — 316с.
- Араканцева Т.А. Исследование восприятия подростами внутрисемейной ситуации // Познание. Общество. Развитие. М.: РАН. Институт психологии, 1997.-С. 200−206.
- Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М.: Изд-во Магистр. 1999. — 95 с.
- Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М.: Просвещение, 1991. — 224 с.
- Балакирев В.П. Отрицательные переживания у детей // Журнал практического психолога. 1996. — № 1. — С. 6 — 23.
- Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. — 512 с.
- Бейкер К. Теория семейных систем М. Боуена // Вопросы психологии. 1991. — № 6. — С. 155 — 164.
- Белашева И.В. Психолого-антропологическая характеристика и диагностика психотипологических конституциональных основ личности подростка. Автореф.. канд. псих. наук. -М., 1999. 18 с.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993. — 198 с.
- Белкин А.С. Внимание ребенок! Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. — Сверловск, 1981. — С. 3 — 43.
- Белоус В.В. Принцип многомерности как фактор развития теории интегральной индивидуальности // Психологический журнал. 1999. — Т. 20. -№ 6.-С. 97- 103.
- Березин Ф.Б., Мирошников М. П., Соколова Е. Д. Методика многостороннего исследования личности. -М.: Фолиум, 1994. С. 94 — 106.
- Березина Т.Н. Исследование внутреннего мира человека методом анализахарактеристик мысли и образа. Психологический журнал. — 1999. — Т. 20. — № 5.-С. 27−37.
- Бине Е. Диагностика эмоциональных отношений в семье // Психолог в детском саду. 1998. — № 2. — С. 12 — 33.
- Блюмина Т.А. Вековые натуры в семье, школе и обществе. М.: Альфа, 1996. — 329 с.
- Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука. 1978. -С. 3.
- Божович Л. И Возрастные закономерности формирования личности ребенка. Автореф. доктора пед. наук (по психологии). М., 1966. -40 с.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. — № 2. — С. 47 — 56.
- Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника // Автореф.. доктора пед.наук. -М., 1991.-32с.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 302 с.
- Бурлачук Ф.Л. Самый популярный личностный опросник // Психологическая газета. 2000. — № 5/55. — С. 14 — 15.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психодиагностике. -СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. Для учителей и родителей. М.: Просвещ., 1988. — 207 с.
- Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.: Педагогика, 1991. — 144 с.
- Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. М., 1996. — С. 140 — 141.
- Варга А .Я. Структура и типы родительского отношения: Дисс.. .канд. псих, наук. М., 1987.-206 с.
- Василькова Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. М.: Академия. -1999.- С.357- 380.
- Вассерман Л.И., Горьковая И. А., Ромицина Е.Е. Психологическая методика
- Подростки о родителях" и ее практическое применение. Методическое пособие. М. — СПб.: Фолиум, 1995. — 53 с.
- Вершинина JI.B. Психолого-педагогические условия формирования автономного поведения на этапе раннего онтогенеза: Автореф. .канд.псих.нук. Томск, 1999. — 24 с.
- Винникот Д. Разговор с родителями. М., 1995. — С. 35 — 69.
- В мире подростка / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Медицина, 1980. — 295 с.
- Выготский JI.C. Развитие высших психических функций. М., 1960. -370 с.
- Выготский JI.C. История развития высших психических функций. Собр.соч. в 6 т.-М., 1983. Т.З. — С.5−328.
- Выготский Л.С. Педология подростка // В кн.: Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю. И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство -С.232 — 286.
- Ганыиина Л.М. Мотивационно-регуляционная функция психической напряженности: Автореф. .канд.псих.наук. -М., 1999. 19 с.
- Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социс. 1991.- № 4. — С. 72 — 78.
- Горьковая И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. Т. 15. — 1994. — № 2. — С. 57−65.
- Горьковая И.А. Экспериментально-психологическое исследование отношения подростков к воспитательной практике родителей // Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. СПб., 1994. — С. 217 — 222.
- Горячева Т.Г. Роль детско-родительских отношений в психическом развитии подростков, оперированных по поводу врожденного порока сердца: Дисс. .канд.псих.наук. -М., 1995. 205 с.
- Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика: Автореф. .канд. псих.наук. М., 1994. — 16
- Грищенко JI.A. Дети, не оправдывающие ожиданий. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991. — 64 с.
- Гурвич И.Н. Виктимизация как фактор изменения правосознания // Социс. -1999.-№ 1.-С. 142- 143.
- Гурко Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования.- 1996. -№ 3.-С 27−35.
- Гусейнов И.М. Развитие морально-волевых качеств как условие перевоспитания подростков в специальном профтехучилище: Дисс. канд. пед. наук. М., 1981. — 234 с.
- Давыдов А. А. Чураков А.Н. Модульный анализ и моделирование социума. М.: ИС РАН, 2000. С. 10 — 25.
- Двойменный И.А. Незаконный оборот наркотиков // Социс. 1999. — № 5. — с. 74 — 79.
- Девиантное поведение в России: проблемы и перспективы исследования. Материалы сессии Академии социальных наук. М., 1994. С. 6 — 7.
- Джемс У. Психология.- М.: Педагогика, 1991. 368 с.
- Дольто Ф. На стороне подростка. СПб.: Петербург — XXI век, 1997. — 276 с.
- Драгунова Т.В. О некоторых психологических особенностях подростка // В сб.: Вопросы психологии личности школьника. М., 1961. — С. 120 — 170.
- Драгунова Т.В. Психические особенности подростка // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1973.-С. 98−141.
- Дробинская А.О. Школьные трудности нестандартных детей. М.: «Школа -Пресс», 1999.-С. 16−31.
- Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996. — 158 с.
- Дугарова Т.Ц. Особенности этнического самосознания подростков бурят в современных условиях: Автореф. .канд.псих.наук. — М., 1999. С. 20.
- Дымшиц М.Н., Куличенко Т. В., Коростылева И. С. Психологические факторыустойчивости к реакции капитуляции у подростков // Вопросы психологии. -1991.-№ 6.-С. 50−57.
- Дьяконова Т.И. Особенности характера и познавательных способностей подростков воспитанников детских домов: Автореф.дис.канд.псих.наук. -СПтб., 2000. — 20 с.
- Дьяконова Т.И. Типологический подход к оценке личностных особенностей подростков с девиантным поведением // Социальная дезадаптация. Нарушения поведения у детей и подростков: Материалы Российской научной конференции. -М., 1996. С. 147 — 148.
- Дюндик Н.Н., Федоренко Е. Ю. Возрастная специфика изучения и профилактики зависимости в школьных условиях // Журнал практического психолога. 1999. — № 2. — С. 46 — 57.
- Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб.: «Союз», 1998. — С. 326−395.
- Евсикова Н.И. Две методики для обследования подростков // Журнал практического психолога. 1996. — № 1. — С. 34 — 47.
- Егорова В.Н. Единство индивидных и личностных в психическом развитии подростков: Автореф. .канд.псих.наук. -М., 1999. 25 с.
- Ершов П.М. Потребности человека. М., 1990. — 365 с.
- Железнов В.В., Поткин А. С., Шпилева Е. В. Организация работы с девиантной молодежью в Голландии // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1996. — № 2. — С. 53 — 61.
- Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М.:1. Просвещение, 1988. 171 с.
- Завражин С.А. Подростковая делинквентность: транскультуральная перспектива // Социс. 1995. — № 2. — С. 125 — 132.
- Заика Е.В., Крейдун П. И., Ячина А. С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. -1990.-№ 4.-С. 83−90.
- Зак А. В. Различия в мышлении детей. М., 1992. — С. 13−23.
- Захаров А.И. К изучению роли аномалий семейного воспитания в патогенезе неврозов детского возраста // Неврозы и пограничные состояния. JL, 1973.
- Зейгарник Б.В. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Изд-во МГУ, 1980. 156 с.
- Зюбин JI.M. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. М.: Высшая школа, 1982. — 191 с.
- Индивидуальный подход в работе с трудными детьми: Методические рекомендации. / Сост. Б. В. Кайгородов. Астрахань: Изд-во АГПИ, 1993. — 19 с.
- Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях / Отв. ред. В. Г. Андреенков, Ю. Н. Толстова. М., 1987. — 255 с.
- Иовчук Н.М., Северный А. А. Депрессия у детей и подростков. М.: «Школа-Пресс», 1999. — 79 с.
- Иосифян С.А., Петровский В. А. Кинематограф: детский и подростковый зритель. Социс. — 1995. -№ 3. — С. 83 — 88.
- Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии: Учебное пособие. Минск: Харвест- М.: «Изд-во ACT», 2000. — С. 486 — 541.
- Казаков В.Г., Кондратьева Л. Л. Психология. М.: Высшая школа, 1989. — 3821. С.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М.: Проев., 1994. — 220 с.
- Кевля Ф.И. Социально педагогическая поддержка семей и детей группы риска // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1998. -№ 1.-С. 22−31.
- Кле М. Психология подростка // В кн.: Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю. И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.- С.103−140.
- Клейберг Ю.А. Психология девиантного (отклоняющегося) поведения П Вопросы психологии. 1998. — № 5. — С. 141 — 145.
- Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение. 1965. — 288 с.
- Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М., 1991. -189 с.
- Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1978. — 232с.
- КонИ.С. Открытие «Я».-М., 1978.-212 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. — С. 238 — 254 .
- Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука. — 1988. — 270 с.
- Кон И. С. Социология личности. М., 1967. — 285с.
- Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М. — Воронеж, 1987.-336 с.
- Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. 1997. — № 3. — С. 69 — 78.
- Кондратьев М.Ю., Крушельницкая О. Б. Психолого педагогическая работа со школьниками — девиантами в Москве // Журнал «Психологическая наука и образование.- 1999.- № 3 — 4. — С. 46 — 65.
- Корнева Л.В. Особенности самоопределения подростков учащихсяспециальных школ закрытого типа: Дисс.. канд. псих. наук. М., 1999. — 194 с.
- Корнилов А.П. Диагностика регулятивной функции самосознания // Психологический журнал. 1995. — Т. 16, № 1. — С. 107 — 114.
- Корнилова Г. В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. — 256 с.
- Корчак Я. Как любить детей. Минск: Народна света, 1980. — 289с.
- Коссов Б.Б. Системно-стилевая концепция личности и воля П Прикладная психология. 1998. — № 2. — С. 40 — 50.
- Костяк Т.В. Влияние индивидуальных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста на процесс их социализации. Автореф. .канд. псих. наук. — М., 2000. — 18 с.
- Кочетов А.И. Работа с трудными детьми: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
- Краковский А.П. О подростках. М., 1970. — С. 6.
- Крохин И.П. Особенности личности и самосознания у алкоголизирующихся подростков и юношей: Автореф. .канд.псих.наук. -М., 1992. 16 с.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. — 303 с.
- Крыжановская Л.М. Психология мышления. М., 1996. — 344 с.
- Кузнецова И.В., Ахутина Т. В. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе: пособие для администрации школ, педагогов и школьных психологов. М., 1997. 118 с.
- Кузьмина В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье: Автореф.. канд.псих.наук. Нижний Новгород, 1999.-21 с.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.1980. — 172 с.
- Кузьмина Н.В. Некоторые аспекты креативности подростков // Журнал практического психолога. 1998. -№ 2. — С. 38−41.
- Кулаков С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков: Практическое пособие. М. — СПб.: «Фолиум», 1996. — 47 с.
- Курек Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С. 48 — 60.
- Кучинская Е.В. Психологический анализ корыстной деформации личности несовершеннолетнего правонарушителя. Дисс. .канд.псих.наук. — М., 1995. — 175 с.
- Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М. Максимов. Не только любовь. М.: Знание, 1992. — 188 с.
- Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.-334 с.
- Лебедева Е. Психология изменений и изменчивый мир подростка в групповой работе // Журнал практического психолога. 1998. — № 2. — С. 42 -51.
- Лебединская К.С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков. М.: Педагогика, 1988. — 165 с.
- Леви В. Нестандартный ребенок. СПб.: Питер, 1993. — 252 с.
- Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Речь, 2000. — 365 с.
- Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: Головное издательство издательского объединения «Вища школа», 1981. — 390 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304 с.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л: Медицина, 1983. — 256 с.
- Личность и деятельность. Тезисы докладов V Всесоюзного Обществапсихологов СССР. М., 27 июня — 2 июля 1977. — 72 с.
- Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов / Ред.-сост. B.C. Мухина. М.: Проев., 1991.- 223 с.
- Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство: Параллель между великими людьми и помешанными. М., 1990. — 252 с.
- Ломброзо Ч. Преступление. М.: Спартак, 1994. — 187 с.
- Люблинская А.А. Система отношений основа нравственного отношения личности // Вопросы психологии. — 1983. — № 2. — С. 74 — 83.
- Майерс Д. Агрессия: Причинение вреда другим // В кн.: Социальная психология. СПб.: Питер, 1997. — С. 483 — 526.
- Макаренко А.С. О «взрыве» // Пед. соч.: В 8 т. М., 1986. — Т. 3. — С. 457 -459.
- Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1990. — 414 с.
- Макарова О.Ф. Подростки: Агрессивность и психосоматика // Журнал практического психолога. 1999. — № 7−8. — С. 37 — 40.
- Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. М.: Мед. Пресс, 1988.
- Минияров В.М. Диагностика и коррекция характерологических свойств личности: учебное пособие. Самара: АО Корпорация «Федоров», 1997. — 120 с.
- Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991. — 144 с.
- Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. СПб., 1999. 128 с.
- Моложавенко А.В. Особенности формирования аддиктивного поведения у старшеклассников // Журнал практического психолога. 1999. — № 12. — С. 109- 121.
- Морозова Н.В., Овчинникова М. Н. Использование опросника Р. Кеттелла для психодиагностики личностных свойств дезадаптированных подростков. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. М. -1995.-№ 2.-С. 10−24.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2000.- 456 с.
- Мухина B.C. Феноменология развития и бытия личности. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1999. 640 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева. М. — Воронеж, 1995. — 356 с.
- Наймушина Л.П. О профилактике девиантного поведения в подростковом возрасте // Психологическая газета. 1999. — № 10/49. — С. 11.
- Насилие, агрессия, жестокость: Криминально-психологическое исследование. Сборник научных трудов. -М., 1989. 152 с.
- Насырова О.А. Психологические особенности самосознания гиперактивных младших подростков: Автореф.. канд.псих.наук. М., 1999. — 21 с.
- Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика. М.: «Просвещение», 1991. 126 с.
- Наш проблемный подросток: Учебное пособие. СПб.: Союз, 1998. — 144 с.
- Небыкова С.В. Взаимосвязь семейных отношений с компонентами структуры интеллекта детей младшего школьного возраста. Автореф.. канд. псих. наук. М., 1999. — 18 с.
- Общение и формирование личности / Под ред.С. В. Кондратьевой. Гродно, 1984. — с. 3 — 11.
- Озерова С.А. Психологические особенности личности тревожного подростка: Автореф. .канд.псих.наук. -М., 1999. 21 с.
- Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации школьников // Журнал практического психолога. 1996. — № 3. — С. 48 — 53.
- Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Биология в школе. 1998. — № 2. — С. 61 — 68.
- Основы прикладной социологии. Учебник для ВУЗов. Том 2 // Под. ред. Ф. Э. Шереги, М. Г. Горшкова. М., 1995. — 192 с.
- Отклоняющееся поведение личности // В кн.: Социальная психология личности в вопросах и ответах. Учебное пособие / Под ред. В. А. Лабунской. -М.: Гардарики, 1999. С. 308 — 320.
- Пасниченко А.Э. Оценка индивидуально-возрастных особенностей развития волевых качеств. Дисс.. канд.псих.наук. М., 1995. — С. 48 — 52.
- Патаки Ф. Некоторые проблемы девиантного (отклоняющегося) поведения // Психологический журнал. 1987. — Т. 8. — № 4. — С. 92 — 102.
- Пашукова Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции.- М.: Институт практической психологии, 1998, — 160 с.
- Перешеина Н.В. Психология одиночества у законопослушных и криминальных подростков: Автореф.. .канд.псих.наук. — М., 1999. 25 с.
- Петрова В.Н. Особености перехода учащихся из начального звена в среднее с учетом характеристик психической ригидности в структуре их личности: Автореф. .канд.псих.наук. Томск, 1999.-23 с.
- Петрова В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталого школьника. -М.: Изд-во РОУ, 1996. С. 3 — 55.
- Петрова JI.E., Попова И. П. Маргинальность: теоретический ракурс // Социс. 1999. -№ 12.-С. 132- 133.
- Пирожков В.Ф. Криминальная психология: Книга первая: Психология подростковой преступности. М., 1998. — 304 с.
- Пирожков В.Ф. Криминальная психология: Книга вторая: Подросток в условиях социальной изоляции. М., 1998. — 319 с.
- Пискарев Д.П. Исследование социально-психологических стереотиповпротивоправного поведения молодежи. Кострома, 1999. — 27 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности / Отв. ред. А. Д. Глоточкин. -М.: Наука, 1986.-255 с.
- Плахов В.Д. Социальная норма и отклонения // Социс. 1995. — JVe 11. — С. 131 — 134.
- Подросток на перекрестке эпох. Проблемы и перспективы социально -психологической адаптации подростов / Под ред С. В. Кривцовой. М.: «Генезис», 1997. 288 с.
- Покрасс М.Л. Терапия поведением. Самара: Бахрах, 1997. — 240 с.
- Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. 1994. — № 1. — С. 61 — 69.
- Поливанова К.Н. Возраст: норма развития и метод // Журнал практического психолога. 1999. — № 2. — С. 80 — 85.
- Помазков Н.В., Труве Э. И. Особенности общения как фактор дезадаптации младших школьников и подростков при переходе из начальной в среднюю школу // Журнал практического психолога. 1996. — № 4. — С. 3 — 7.
- Популярная психология для родителей / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1998. — 256 с.
- Пожар Л. Психология аномальных детей патопсихология. — М. — Воронеж, 1996.-127 с.
- Практикум по общей психологии / Под ред. А. И. Щербакова. М.: Проев., 1990.-С. 20−39.
- Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и жизни. М.: «Знание», 1990. — 80 с.
- Протасова Н.И. Психологическая помощь детям с девиантным поведением: Методические рекомендации / Под науч. ред. д-ра псих, наук Б. В. Кайгородова, академика В. А. Пятина. Астрахань: Изд-во АГПУ, 2000. — 20 с.
- Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегосяповедения школьников. Сборник научных трудов Академии пед. наук. М., 1990. — С. 18−72.
- Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Полтиздат, 1990. — 494 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1988. — 440 с.
- Рабочая книга практического психолога. Технология эффективной профессиональной деятельности. М.: Изд. Дом «Красная площадь», 1996. — С. 132- 155.
- Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. 8-е международное издание. — СПб.: «Питер», 2000. — 616 с.
- Райский Б.Ф. Предупреждение и преодоление отклонений в поведении школьников. Волгоград: ВГПИ, 1986. — 103 с.
- Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1984. — 420 с.
- Рахматшаева В.А. Влияние стиля руководства учителя на нормативное поведение младших школьников: Дисс. на соискание .канд. псих. наук. М., 1987.-314 с.
- Рахматшаева В.А. Психологические условия формирования дисциплинированного поведения школьников. Учебное пособие. М.: МГПИ им. Ленина, 1989. — 64 с.
- Реан А. А. Коломинский Я.Л. Личность и деформации ее «ядра» при делинквентном поведении // В кн.: Социальная педагогическая психология. -СПб.: Питер, 1999. С. 39 — 47.
- Реан А.А. Психология изучения личности. Учебное пособие. СПб. — Изд-во Михайлова В. А. — 1999. — С. 21 — 38.
- Реан А.А. Характерологические особенности подростков делинквентов // Вопросы психологии. — 1991. — № 4. — С. 139 — 144.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становленияличности. М.: Мир, 1994: 319 с.
- Родионов В.А. Психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения детей и подростков в процессе двигательной активности: Автореф.. канд.пед.наук. М., 1996. — 23 с.
- Розин М.В. Представления о родителях и семейных конфликтах в неформальной подростковой субкультуре // Вопросы психологии. 1990. — № 4. -С. 91 -99.
- Розум С.И. Психодиагностическое интервью как метод диагностики психической нормы // Журнал практического психолога. 1999. — № 1. — С. 155 — 167.
- Розум С.И. Психологические аспекты проблемы психической нормы // Журнал практического психолога. 1997. — № 2. — С. 19 — 28.
- Ромасловский Т.И. Деятельность психолога по диагностике и формированию психологических качеств личности. — Дисс. .канд.псих.наук. — Тверь, 1996.-187 с.
- Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М.: Педагогика, 1988. — 118 с.
- Рубан JI.C. Девиация как проблема безопасности // Социс. 1999. — № 5. — С. 70 — 74.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М., 1989.- Т.2. — 312 с.
- Рукавишников А.А., Соколова М. В. Факторный личностный опросник Р.Кеттелла — 95. Руководство по использованию. СПб.: Иматон, 1995. — 89 с.
- Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей. Диагностика, коррекция, психорофилактика. М., 2000. — 96 с.
- Савченко Е.А. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям // Вопросы психологии. 1997. — №.3. — С. 22 — 31.
- Самоубийства в России. Мониторинг // Социс. 1999. — № 5. — С. 82 — 83.
- Сафина Г. В. Динамика жизненных целей девочек-делинквентов в условияхспецучилища: Дисс.канд.псих.наук. -М., 1993. 187 с.
- Сафуанов Ф.С. Психологическая типология криминальной агрессии // Психологический журнал. Т.20. — № 6. — 1999. — С. 24 — 35.
- Селье Г. Стресс без дистресса. Рига: Виеда. — 1992. — 107 с.
- Семаго Н. В поисках социально-психологичесских нормативов // Школьный психолог. 2000. — № 12. — С. 8 — 9.
- Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост.: Гребенников И. В., Ковинько Л. В. М.: Политиздат, 1990. — 319 с.
- Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М. Воронеж, 1996.-95 с.
- Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения / Под ред. В. А. Балцевич и др. Минск: Университетское издательство, 1989. — 142 с.
- Сидоренко Е. Математические методы в практической психологии // Журнал практического психолога. 1999. — № 3. — С. 49 — 77.
- Синайко В.М., Кожина A.M., Романова И. В., Гайчук Л. М. Девиация поведения как проявление состояний дезадаптации подростков, лишенных родительсого попечительства // Материалы междунар. конференции психиатров. М., 16 -18 февраля, 1998. — С. 101.
- Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1997. — 798 с.
- Славина Л.С. Аффективные дети. М., 1966. — С. 25 — 68.
- Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1992. — 158 с.
- Смелзер Н. Социология. М., 1994. — 687 с.
- Смирнова Е.Э., Курлов В. Ф., Матюшкина М. Д. Социальная норма и возможности ее измерения // Социс. 1999. — № 1. — С. 97 — 101.
- Собкин B.C., Кузнецова Н. И. Российский подросток 90-х: движение в зону риска. Аналитический доклад. М., 1998. С. 25 — 46.
- Собчик J1.H. Методы психологической диагностики. Выпуск 1. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Методическое руководство. — М., 1990. 74 с.
- Современные проблемы наркологии: Материалы Российской научно-практической конференции 21−22 октября 1999 года. Астрахань: АГМА, 1999.-217 с.
- Современный словарь иностранных слов. М.: Рус.яз., 1993. — 740 с.
- Степанов В.Г. Психология индивидуального подхода к трудным учащимся. -М.: МОЛИ, 1991.- 117 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. — 286 с.
- Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982. -231 с.
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971. -336 с.
- Тархова Л.П. Как уберечь ребенка от тюрьмы и панели. — М.: Изд-во «Знание», 1997. 254 с.
- Тигунцева Г. Н. Формирование отношений доверия между трудновоспитуемыми подростками и их сверстниками в классном коллективе: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1987. 210 с.
- Типология личности преступника и индивидуальное предупреждение преступлений. -М., 1979. 156 с.
- Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987. — 352
- Ткач Л.Т. Особенности восприятия семьи ребенком (старший дошкольный возраст) // Вестник Приднестровского университета. 1996. — № 1. — С. 58 — 60.
- Ткач Л.Т. Семейные взаимоотношения и их роль в формировании личности ребенка // Вестник Приднестровского университета. 1996. — № 2. — С. 81 — 84.
- Трудный подросток: причины и следствия / Под ред. В. А. Татенко. Киев: Рад. шк., 1985.- 175 с.
- Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопросы психологии. 1987. — № 1. — С. 27 — 33.
- Усанова О. Н. Дети с проблемами психического развития. М.: НПЦ «Коррекция», 1995.-208 с.
- Ушаков Т.К. Пограничные нервно психические расстройства. — М.: Медицина, 1987. — С. 23.
- Учителям и родителям о психологии подростка. М.: «Высшая школа», 1990. -205 с.
- Ушаков Т.К. Систематика пограничных нервно-психических расстройств // Неврозы и пограничные состояния. Л., 1972. — С. 10 — 11.
- Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии. 1998. — № 1. — С. 3 — 19.
- Фельдштейн Д.И. Зона отчуждения. Подросток противостоит тому, что осваивает // Учительская газета. 1998. — № 23 (9 июня).
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избранные психологические труды. М.: Междунар. пед. академия, 1995. -368с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. — 206 с.
- Фигдор Г. Детская агрессивность // Начальная школа. 1998. — № 11 — 12.1. С. 32−37.
- Филонов Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С. 338 — 361.
- Филонов Л.Б. Поиск пределов допустимого как одна из особенностей поведения «трудных» подростков // Социальная психология личности. М., 1979.-С. 114−137.
- Филонов Л.Б. Принципы диагностики отклонений в поведении и развитии личности // Социальная антропология на пороге XXI века. Тезисы и материалы конференции. 20−21 ноября 1997 г. М. — 1998. — С. 304 — 307.
- Филонов Л.Б. Психологические аспекты установления контактов между людьми: Методика контактного взаимодействия. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 80 с.
- Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 99 с.
- Филонов Л.Б. Психологические способы изучения личности обвиняемого: Учебное пособие. М., 1983. — 80 с.
- Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. М.: Просвещение, 1990.-480 с.
- Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. — 429с.
- Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.- 176 с.
- Харман Г. Современный факторный анализ: Пер. с англ. М.: «Статистика», 1972.-487 с.
- Хасан Б.И., Тюменева Е. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного возраста // Вопросы психологии. 1997. — № 3. — С. 32 — 39.
- Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в диагностике психических заболеваний. Киев: Здоровье, 1988. — 102 с.
- Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. — 592 с.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени- Самоанализ: Пер. с англ./ Под общ. ред. Г. В. Бурменской. М.: Издат. группа «Прогресс -Универс», 1993.-480 с.
- Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска». Учебное пособие. М.: Институт практической психологии, 1996. — 220 с.
- Хроменок В.Г. Влияние внутриколлективных отношений на формирование волевых качеств школьников-подростков: Автореф. .канд. пед. наук. М., 1967.-24 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С-Пб.: Питер Пресс, 1997. — 608с.
- Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. М.: Проев., 1993. — 110 с.
- Цепципер А.Б. Зависимость положения ученика в системе личных взаимоотношений в классе от некоторых особенностей его личности и поведения: Автореф.. канд. пед. наук. М., 1967. — 19 с.
- Цилуйко М.В. Некоторые технологии преодоления социальной стереотипизации у подростков с отклоняющимся поведением // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998. — № 1. -С. 32 — 40.
- Цукерман Г. А. Десяти двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. — 1998. -№ 3.-С. 17−31.
- Чудновский B.C., Чудновская Т. В., Сергеева Т. Б. Психолог и школа / Под ред. проф. К. В. Орехова. Ставрополь, 1992. 121 с.
- Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М.: Изд-во РОУ, 1995. — 651. С.
- Шайкова М.В. Девиантное поведение личности несовершеннолетних женского пола и пути его коррекции: Дисс.канд. псих. наук. -М., 1995. 173 с.
- Шамова Т.И., Нефедова К. А. Воспитание сознательной дисциплины школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1985. — 101 с.
- Шашок В.Н. Генезис личностных новообразований в переходный период от младшего школьного возраста к подростковому: Автореф.. канд.псих. наук. -М., 1999.- 21 с.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Владос, 1998.-512 с.
- Шехтер Ф., Филимонов С. Экстраверсия интроверсия // Психологическая газета. — 1995. — № 2 — 3. — С.11.
- Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. -491с.
- Шипицына Л.М., Исаев Д. Н. Экспресс диагностика выявления «групп-риска» наркоманий у подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2000. — № 2. — С. 15 — 27.
- Шмелев А.Г. Основы психодиагностики: Учебное пособие для студентов педвузов. М. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 544 с.
- Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512 с.
- Шурыгина И.И. Жизненные стратегии подростков // Социс. — 1999. № 5. -С. 52 — 62.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: ЗАО «Изд-во «Питер», 1999. — 656 с.
- Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков // В кн.: Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Ю. И. Фролов.
- М.: Российское педагогическое агентство, 1997. С. 286 — 313.
- Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подрост-ковом возрасте / В кн.: Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Ю. И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — С.315 — 326.
- Эриксон Э. Детство и общество / Под ред. А. Г. Лидерса и В. Г. Колесникова. -Обнинск, 1993.-55 с.
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. — 316 с.
- Ящук С.Л. Влияние педагогически организованной деятельности на поведение подростков и старшеклассников: Дисс.. канд. псих. наук. М., 1995.-184 с.
- Collins W.A. (ed.) Development during middle childhood: The years from six to twelve. Washington, DC: Natl. Acad. Press, 1984. — P. 240 — 273.
- Ericson E.H. Identity: Youth and crises .- N.Y., 1968.-336 p.
- Gosse M.M. Arbeit mit aggressiven Jugendlichen am Beispiel der «Offenen Jugendarbeit» im Ostteil Berlins // Развитие психологическкой службы образования: Тезисы докладов научно-практической конференции. — Волгоград, 24 26 октября 1995. — С. 106 — 107.
- Grossman G., Gern A. Rehabilitation pedagogik der Verhaltensgeschedichte Kinder. Berlin: Verlag Gesundheit GmbH, 1990. — 190 s.
- Hindeland M.J. Causes of delinquency: A partial replication and extension. Social Problems. -N.Y., 1973.-P. 471 -478.
- Johnson M. (ed.). Toward adolescence: The middle school years. Chicago: Chicago Univ. Press, 1980. P. 32 — 226.
- Klages H. Volksparteien und Wertewandel // Die Politisce Meinung.- 1990. № 246. — P. 47.
- Merton R. K. Social structure and anomie. American Sociological Review. N.Y., 1938.-№ 3.-P. 672−682.
- Merton R. К. The role-set: Problems in sociological theory // British Journal of Sociology, 1957. № 8. — P. 106 — 120.
- Piaget J. Intellectual evolution from adolescence to adulthood // Human Devel. -1972.-V 15.-P. 1 -12.
- Sacher N., Kaiser S. The social environment behavior and stress a case study in guinea pigs // Acta physiol. scand. Suppe. — 1997. — P. 161.
- Schuessler K., Cressey D. R. Personality characteristics of criminals // American Journal of Sociology. 1950. — № 55. — P. 476 — 484.
- Siegler R., Liebert D.F., Liebert R.M. Inhelder and Piaget’s pendulum problem: Teaching preadolescents to act as scientists // Devel. Psychol. 1973. — V. 9. — P. 97 — 101.
- Strelau J. Rola temperamenti w rozwoju psychicznym. Warszawa, 1978. — 231' ф ^
- Показатели по факторам теста Кеттелла в группе «норма»