Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Коммуникативные функции психики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следовательно, психологическая трансформация коммуникативных функций психики связана с преобразованием человеком органов телесной организации в орудия контактно-знаковой деятельности. Знаковая функция контактных действий в том и состоит, что человек посредством их выражает свои намерения взаимодействовать с теми или иными объектами внешнего мира. Если контактно-знаковая деятельность направлена… Читать ещё >

Коммуникативные функции психики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Коммуникативные функции психики направлены на образование связей человека с объектами взаимодействия. Для выполнения этих функций человек обладает естественными органами телесной организации, посредством которых он осуществляет контакт с миром вещей и людей. К ним относятся органы чувств, рука, речь и выразительные движения (мимика, пантомимика, предметные действия). В контактных действиях органы чувств и рука становятся средствами коммуникации при взаимодействии с объектами. Например, зрение превращается в направленный взгляд, движения руки — в жесты, выражающие отношение человека к объектам коммуникации, что является уже психологической деятельностью субъекта.

Следовательно, психологическая трансформация коммуникативных функций психики связана с преобразованием человеком органов телесной организации в орудия контактно-знаковой деятельности. Знаковая функция контактных действий в том и состоит, что человек посредством их выражает свои намерения взаимодействовать с теми или иными объектами внешнего мира. Если контактно-знаковая деятельность направлена на предметы, то человек, по сути дела, выражает свои актуальные вещественные потребности. Если же данная деятельность направлена на других людей, то за такой коммуникацией следует усматривать потребность в партнерах. Во втором случае коммуникативные функции подвергаются уже социально-психологической трансформации, условием которой является партнерское взаимодействие.

Социально-психологическая трансформация коммуникативных функций предполагает непосредственное общение партнеров. Это возможно, если между ними возникает взаимосвязь, феномены которой производны от контактно-знакового взаимодействия, т. е. наличия обратной связи между субъектами совместной жизнедеятельности.

Обратная связь в данном случае трактуется как ответная реакция одного партнера на контактно-знаковое действие другого. Эта реакция может быть представлена в форме вербального и невербального поведения, а также опосредована каким-либо предметным действием в совместной предметнопрактической деятельности партнеров.

Обратная связь является непременным условием общения и эффективной совместной деятельности людей. Если обратная связь разрушена, то партнеры начинают переживать психологический дискомфорт, вследствие которого появляется неадекватное поведение, разрушающее совместную деятельность, а цели (индивидуальные и общие) становятся труднодостижимыми. Например, если в телефонном разговоре человек плохо слышит, то невольно начинает кричать, хотя абонент слышит его хорошо. Человек кричит, потому что ему кажется, что и его не слышат, а мы хотим, чтобы нас всегда слышали, когда мы к кому-либо обращаемся.

Данная социально-психологическая закономерность человеческого поведения особенно заметно проявляется в детских садах и школах, где стоит несмолкаемый гвалт детских выкриков из-за того, что никто никого не слушает, но все хотят быть услышанными. Для педагогики это становится предметом воспитания культуры человеческого общения. Потеря обратной связи учителя с классом приводит первого в состояние агрессивного раздражения. Первым сигналом нарушения обратной связи с учащимися является непроизвольное повышение голоса учителя. Если это не помогает, то следуют угрозы классу в целом. Если и это не действует, то агрессия выливается на самого беззащитного или нелюбимого ученика, который определяется учителем как глупый и непослушный. В самом этом слове заключено обвинение в том, что ученик не слушает.

В качестве рекомендации можно посоветовать в таких случаях резко понизить громкость своего голоса до чуть слышимого. Тогда абонент начнет кричать, а ученики невольно напрягать свой слух. Однако нельзя затягивать этот момент, а то учителя перестанут слушать уже потому, что плохо слышат. Искусство поддерживать обратную связь — это искусство общения.

Итак, феномены взаимосвязи являются результатом социально-психологической трансформации коммуникативных функций психологической деятельности человека.

Дальнейшая трансформация коммуникативных функций связана с расширением социального пространства взаимодействия людей в сообществах.

Для поддержания взаимосвязи между людьми на больших расстояниях человечество в своей социально-исторической деятельности создает и развивает дополнительные (технические) средства коммуникации, к которым относятся транспортные средства и средства массовой информации, а также средства индивидуальной технической связи. Всю техническую оснастку средств связи можно рассматривать как своеобразное инструментальное развитие антропологических возможностей психического потенциала человека. В результате на естественные средства связи наращиваются искусственные (инструментальные) средства коммуникации. Это приводит к социальной трансформации психологической деятельности людей, которая проявляется в феноменах массовой психологии.

Технические средства коммуникации служат поддерживанию контактов в совместной жизнедеятельности людей, удаленных друг от друга на необозримые расстояния. Однако они не только поддерживают взаимосвязь между людьми, но и скрепляют их деловой взаимозависимостью. Все это приводит к объединению людей в своеобразные социальные общности (производственные и профессиональные). Тем самым технические средства коммуникации соединяют людей, удаленных друг от друга большими расстояниями, в единый социальный организм на основе совместной деятельности и чувства социальной близости.

Источником этих чувств человека является психологическая самоидентификация его личности с различными общностями людей. Основанием групповой самоидентификации может быть родство по происхождению, которое выливается в семейные, родоплеменные, этнические, расовые, сословные чувства. В то же время основанием групповой самоидентификации может быть индивидуально-психологическая значимость социальных общностей, членом которых хотел бы стать человек. Но это всего лишь мотивы групповой солидарности, которые еще следует реализовать посредством коммуникативной деятельности субъекта.

Итак, социальная трансформация коммуникативных функций предполагает возникновение чувства общности людей по происхождению и видам социальной деятельности. Средства коммуникации в данном случае служат скреплению соответствующих общностей в социальном и территориальном пространстве, обеспечивая объединение разрозненных людей в целостный социальный организм, который способствует самореализации личности в ее индивидуально-общественной жизнедеятельности.

Личностная трансформация коммуникативных функций представляет собой ассимиляцию контактно-знаковых актов социального поведения в своеобразные психологические качества человека, из которых складывается потенциал его коммуникативных способностей. К числу таких качеств в первую очередь следует отнести общительность.

Общительный — это человек, легко входящий в контакты с людьми, умеющий поддерживать обратную связь с партнерами, разговорчивый, но и активно слушающий, позволяющий собеседнику психологически выразить себя. За общительным человеком, как правило, закрепляется роль хорошего собеседника. В числе его коммуникативных способностей отмечают умение устанавливать межличностные контакты, слушать других, вести беседу, увлечь людей, быть понятным и привлекательным.

Проявление коммуникативного потенциала личности зависит от настроения партнеров и социальной ситуации взаимодействия, поэтому один и тот же человек может казаться и общительным, и замкнутым. С настроением, партнерами и ситуацией связана мотивация общения. Нежелание общаться проявляется, например, в том, что «у меня плохое настроение — не хочу никого видеть», «этот человек мне не интересен», «слишком много людей — боязно», «не люблю оставаться один на один» и т. п. У одних людей лучше получается массовое общение, у других — интимное в узком кругу. Здесь возникает вопрос о приятии партнеров. Что этому способствует и что этому мешает?

Коммуникативному приятию партнеров способствует зажигательность и артистичность в эмоционально-выразительном поведении, тактичность, дипломатичность, простота, умение говорить, воспитанность, внимательность, искренность, убежденность, ясность суждений в речевом и нравственном поведении.

Коммуникативное неприятие создает напряженность и мрачность в эмоционально-выразительном поведении, болтливость, пустословие, неумение говорить и слушать, косноязычие, невоспитанность, высокомерие, бестактность в речевом и нравственном поведении.

Все эти качества были обнаружены в наших исследованиях. Они не просто описывают коммуникативный потенциал личности, но и раскрывают психологическую структуру феномена обаяния общительного человека. Обаяние — это таинственный дар достигать психологического расположения окружающих людей, быть притягательным, очаровательным, вызывающим безотчетное положительное отношение. Оно исходит от личности как поток теплых солнечных лучей. Обаяние — в искрящихся глазах, сияющей улыбке, мягких и приветливых жестах, юморе, а также в оправданных ожиданиях партнера. Оно несет в себе заряд положительных человеческих отношений и способствует объединению людей вокруг проблем их совместной деятельности.

Общительность и обаяние являются стержневыми характеристиками личности как субъекта коммуникативной деятельности, которая в современном обществе превращается в специальную профессию, возникшую из потребностей взаимосвязи социальных организаций друг с другом и с обществом в целом. Потребность в эффективной коммуникации между людьми обусловлена задачами рыночного производства, ориентированного на потребительский спрос, который зависит от глубинных изменений в жизни населения и общества. Осознание взаимозависимых отношений отдельных социальных структур от общественных процессов породили новую профессию — менеджер по связи с общественностью (public relations).

Итак, коммуникативные функции психической деятельности по мере усложнения жизнедеятельности людей в сообществах трансформируются в феноменах взаимодействия в виде психологических, социально-психологических и социальных явлений коммуникативного свойства. В результате взаимодействия с другими людьми человек приобретает специфические коммуникативные качества, обеспечивающие ему социально-психологический и профессиональный успех в социальных организациях и в обществе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой