Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Детско-родительские отношения в семьях с детьми, имеющими недоразвитие интеллекта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты, полученные в процессе эмпирического исследования, докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры специальной (коррекционной) педагогики дефектологического факультета Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, кафедры общей и социальной психологии Ярославского государственного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
    • 1. 1. Проблема детско-родительских отношений в психологии
    • 1. 2. Психолого-педагогическая характеристика детей с недоразвитием интеллекта
    • 1. 3. Анализ особенностей детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими недоразвитие интеллектуальной сферы
    • 1. 4. Современное состояние проблемы оказания психологической помощи семьям с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
    • 1. 5. Арттерапия как метод коррекционно-развивающего воздействия в специальной педагогике и специальной психологии
  • ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
    • 2. 1. Методология и методики исследования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с недоразвитием интеллекта
    • 2. 2. Особенности детско-родительских отношений в семьях с детьми, развивающимися по типу ретардации
    • 2. 3. Программа коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с интеллектуальным недоразвитием
    • 2. 4. Результаты апробации программы коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с интеллектуальным недоразвитием
  • ВЫВОДЫ

Детско-родительские отношения в семьях с детьми, имеющими недоразвитие интеллекта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Современное общество развивается по пути гуманизации различных сфер деятельности, одной из которых является образование. Особое внимание специалистов в области педагогики, психологии и медицины привлекают проблемы обучения, воспитания и психолого-медикопедагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. В Конвенции о правах ребенка отмечается, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. [93]. По данным научного Центра здоровья детей РАМН, сегодня 85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья, из них не менее 30% нуждаются в комплексной реабилитации. В дошкольном возрасте количество детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, достигает 25%. Среди школьников такие дети составляют 20−30%, а свыше 60% относятся к группе риска [138].

Реально существующая тенденция ухудшения здоровья детей и подростков социально обусловлена и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, экономический потенциал общества, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье и в образовательном учреждении. Проблема физического и психического здоровья стала особенно актуальной в настоящее время, когда в педагогической деятельности осуществляется переход от массового унифицированного образования к образованию дифференцированному, ориентированному на максимальный учёт возможностей конкретного ребенка вне зависимости от исходного уровня его развития. [5,6,61]. Особую значимость в этом контексте приобретает проблема оказания комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, т.к. семья является первичным звеном абилитации и социализации «особого» ребенка. Но, к сожалению, в нашей стране до настоящего времени нет единой концепции многопрофильной 2 социальной и психолого-педагогической поддержки таких семей. Служба психологической помощи в специальном образовании находится на стадии становления. В Проекте Концепции специальной психологической помощи в системе образования, принятой в ноябре 1998 г., указывается, что одной из целей психологической службы в образовании является обеспечение психологической поддержки родителей и лиц, их заменяющихпсихологическое консультирование семей, направленное на формирование адекватного воспитательного подхода к ребенку с проблемами в обучении, улучшение эмоционального контакта с ним, соотнесение возможностей ребенка с требованиями учебного процесса [88].

Таким образом, изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих «особых» детей, а также разработка программ психолого-педагогической коррекции неадекватных отношений является одной из важнейших задач психологической службы специального образования. Однако исследования особенностей этих отношений в семьях с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии, немногочисленны. Еще JT.C. Выготский подчеркивал значимость адекватного семейного воспитания детей с ограниченными возможностями как залога социальной адаптации их в будущем [23]. Влияние микросоциальной среды на формирование компенсаторных механизмов при различных видах нарушений развития подчеркивают в своих работах Т. Г. Богданова, В. В. Ткачёва, JI.M. Шипицина и др.

Необходимость психолого-педагогической коррекции детскородительских отношений (далее ДРО) в современных семьях продиктована результатами социально-психологических исследований: для 80% матерей и.

60% отцов характерна эмоционально-негативная оценка себя как родителятолько 19% родителей испытывают явное эмоциональное принятие ребенка, и в то же время 28,6% опрошенных родителей испытывают явное эмоциональное отвержение ребенка [126]. Данная тенденция характерна в еще большей мере для семей с детьми, имеющими нарушения в психическом развитии. По данным.

Е. М. Мастюковой и А. Г. Московкиной, более половины семей отрицательно влияют на развитие, например, умственно отсталого ребенка, и лишь около 3.

40% семей оказывают положительное воздействие. [77]. Приведённые статистические данные указывают на необходимость организации комплексной психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих «особых» детей, в частности, детей с интеллектуальным недоразвитием.

Актуальность изучения особенностей детско-родительских отношений в группе семей, воспитывающих детей с проблемами интеллектуального развития, обусловлена тем, что дети с данным типом дизонтогенезанаиболее распространённая категория воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений. В педагогической практике специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII и VIII видов назрела острая необходимость организации психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с недоразвитием интеллекта, как важнейшего компонента всей коррекционно-воспитательной системы образования детей с особыми образовательными потребностями [17,34,88,120]. Однако многочисленные психологические программы коррекции ДРО не предполагают участия в них детей с дефектами развития (В.Ю. Большаков, В. И. Гарбузов, Т. Г. Григорьева, Т. Д. Доронова, О. В. Хухлаева и др.). А эмпирические исследования специфики детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими проблемы интеллектуального развития, в отечественной специальной психологии и педагогике в основном носят описательный характер. Это затрудняет организацию научно обоснованной психолого-педагогической коррекционно-развивающей помощи семьям, воспитывающим детей с проблемами интеллектуального развития. Существующие программы коррекции детско-родительских отношений в таких семьях немногочисленны (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Г. А. Мишина, JI.A. Нисевич, В.В. Ткачёва), что подтверждает актуальность данного исследования. Изучение специфики детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими недоразвитие интеллектуальной сферы, является актуальным и значимым как в теоретическом плане, в силу неразработанности данной темы, так и с практической точки зрения.

Теоретическая и практическая неразработанность темы позволяет сформулировать цель и задачи исследования в междисциплинарной области педагогической психологии, специальной психологии и коррекционной педагогики.

Цель исследования: Определить направления и разработать средства психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими недоразвитие интеллекта, на основе выявления специфики и типологии этих отношений.

Исходя из цели исследования, были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать имеющиеся в психологической практике подходы к феномену детско-родительских отношений, определить методологическую базу диссертационного исследования.

2. Выявить специфику и типологию детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с интеллектуальным недоразвитием.

3. На основе эмпирического анализа детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими недоразвитие интеллекта, определить основные направления их коррекции.

4. Разработать и апробировать программу коррекции неадекватных детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с интеллектуальным недоразвитием.

Объект исследования — детско-родительские отношения в семьях с детьми, имеющими интеллектуальное недоразвитие.

Предмет — психологические особенности, направления и способы коррекции детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими недоразвитие интеллекта.

Гипотезы исследования:

1. Недоразвитие интеллекта у детей определяет особенности формирования детско-родительских отношений.

2. Степень недоразвития интеллекта детей влияет на характер родительских установок и отношения к ним.

3. Эффективность психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с недоразвитием интеллекта, зависит от учета специфики взаимоотношений в этих семьях.

Научная новизна:

1. Показано противоречие в теоретических подходах к проблеме детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими различную степень выраженности интеллектуального недоразвития.

2. Разработана адекватная процедура эмпирического исследования, позволяющая выявить как родительские установки и отношения к детям, так и восприятие внутрисемейных отношений детьми с недоразвитием интеллекта.

3. Выявлена специфика и типология детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими недоразвитие интеллекта.

4. Определены основные направления психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с интеллектуальным недоразвитием.

Методологические основы исследования составляют: современные теоретические научные позиции общей и специальной психологии об объективных законах развития психики, о структуре дефекта, об общих и специфических закономерностях психического развития нормально развивающегося ребенка и ребенка с ограниченными возможностями (JI.C. Выготский, В.И. Лубовский) — основополагающие положения специальной психологии о характере психического недоразвития детей с дизонтогениями по типу ретардации (Т.А.Власова, В. И. Лубовский, К. С. Лебединская, Ю. Т. Матасов, М. С. Певзнер, С. Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф) — основные положения о структуре и функциях детско-родительских отношений (Р.В. Овчарова, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) — исследования эффективности применения методов аттерапии в специальном образовании (Л.Н. Комиссарова, А. И. Конытин, И. Я. Медведева, Е. А. Медведева, Т.Л. Шишова) — современные представления об особенностях детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями в развитии (Л.В. Кузнецова, И.И.

Мамайчук, Ю. П. Поварёнков, Е. А. Савина, В. М. Сорокин, В. В. Ткачёва, Л.М. 6.

Шипицина, О.Б. Чарова). Существенную роль в исследовании также сыграли отечественные научные работы в области психолого-педагогической коррекции внутрисемейных отношений в семьях «особых» детей (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, JI.A. Нисевич, В.В. Ткачёва).

Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов, который представлен следующими группами: изучение и анализ теоретических и прикладных трудов в области общей, возрастной, педагогической и специальной психологииэмпирические методыэксперимент, анкетирование, наблюдение за детьми, беседы с ними и их родителями, сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатовразработка и апробация программы детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с интеллектуальным недоразвитием.

Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в разработку проблемы детско-родительских отношений в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках специальной и педагогической психологии. На основе полученных данных в ходе исследования расширяются представления о специфике и типологии взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с недоразвитием интеллекта. Уточняются принципы психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с интеллектуальным недоразвитием. Систематизируются научные данные о направлениях и средствах психолого-педагогической коррекции неадекватных детско-родительских отношений. Полученные в ходе исследования результаты дополняют представления о характере воздействия арттерапевтических методов, используемых в коррекции детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими недоразвитие интеллекта. Исследование вносит вклад в развитие научно-методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения семей с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Исследование имеет практическую значимость, которая определяется следующим:

1. Комплекс методик и разработанная процедура изучения детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими проблемы интеллектуального развития, могут быть использованы в практике психологов коррекционных (специальных) дошкольных и школьных образовательных учреждений.

2. Результаты исследования могут быть использованы для педагогического и психологического просвещения учителей, воспитателей и родителей детей с интеллектуальными нарушениями.

3. Теоретически и эмпирически обоснованная комплексная программа коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с интеллектуальным недоразвитием, средствами арттерапии может быть востребована в работе педагогов-психологов и учителей-дефектологов в специальных образовательных учреждения VII и VIII видов, в реабилитационных центрах и т. д.

4. Материалы диссертационного исследования могут стать основой для разработки элективного курса «Детско-родительские отношения в семьях с детьми, имеющими недоразвитие интеллекта», используемых при подготовке специалистов на дефектологических факультетах педагогических вузов, при переподготовке педагогических кадров и при повышении квалификации педагогов специального образования.

Достоверность исследования обеспечивалась применением комплекса взаимодополняющих методов психологического изучения основной проблемы, адекватных целям, задачам и логике работыкачественным и количественным анализом эмпирического материала, корректным и адекватным применением математической статистики, соотнесением количественных и качественных данных, репрезентативной выборкой испытуемых.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с недоразвитием интеллекта (умственно отсталых, с задержкой психического 8 развития), отличаются качественным своеобразием, которое заключается в следующем: в высоком уровне авторитарности родителей, воспитывающих детей с умственной отсталостью и детей с задержкой психического развитияв склонности родителей этих групп инфантилизировать своих детейв эмоциональном отвержении родителями детей с умственной отсталостьюв восприятии детьми с интеллектуальным недоразвитием своего положения в семье как отчуждённогов повышенном уровне тревожности детей с недоразвитием интеллекта при взаимодействии с родителями.

2. Основными направлениями коррекции неадекватных детско-родительских отношений в семьях с детьми с недоразвитием интеллекта являются: обучение родителей приёмам безоценочного, принимающего, демократического взаимодействия с детьмиповышение уровня доверия родителей к детям, развитие позитивной самооценки у родителей и детейформирование позитивного, сплочённого образа семьи у детейснижение уровня тревожности у детей во внутрисемейных отношениях.

3. Эффективным средством коррекции детско-родительских отношений является метод формирования модели оптимальных отношений, определяющий содержание, логику и структуру психолого-педагогического воздействия на неадекватные отношения в семьях с детьми, имеющими недоразвитие интеллекта.

Организация и этапы исследования. Экспериментальной базой служили специальные (коррекционные) общеобразовательные школы VIII вида № 45, № 38- специальные (коррекционные) общеобразовательные школы-интернаты VIII вида № 65, № 1- ДОУ № 235, № 140 комбинированного видацентр диагностики и коррекции «Развитие" — средние общеобразовательные школы № 44, № 28 г. Ярославля. В эмпирическом исследовании приняли участие 118 семей. Первую группу составили 34 семьи, дети в которых имеют поставленный на ПМПК г. Ярославля диагноз F 70 (лёгкая умственная отсталость). Вторую группу составили 38 семей, дети в которых имеют диагноз F 83 (смешанные специфические расстройства психологического развития.

ЗПР), поставленный на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) г. 9.

Ярославля. Третью группу составили 46 семей, воспитывающих нормально развивающихся детей.

Диссертационное исследование осуществлялось в четыре этапа:

Первый этап (2002;2003 гг.) — теоретический анализ проблемы и определение методологических основ исследования.

Второй этап (2003;2004 гг.) — проведение эмпирического исследования детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с проблемами интеллектуального развития, на основе анализа, систематизации литературы и отбора диагностических методов.

Третий этап (2004;2005 гг.) — разработка и апробация программы коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с интеллектуальным недоразвитием, «Город счастливого детства».

На заключительном четвёртом этапе (2005;2006 гг.) осуществлялись анализ, систематизация и обобщение полученных результатов исследования, подготовка публикаций, оформление диссертации.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты, полученные в процессе эмпирического исследования, докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры специальной (коррекционной) педагогики дефектологического факультета Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, кафедры общей и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, на городских научно-практических конференциях (2003, 2004, 2005 гг.), на заседаниях педагогических советов ДОУ комбинированного вида, специальных (коррекционпых) школ, школ-интернатов VIII вида г. Ярославля. Разработанная программа коррекции детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими недоразвитие интеллекта, апробировалась в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида № 65 г. Ярославля. Результаты исследования использовались в лекциях для студентов дефектологического факультета Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и двух приложений, изложенных на 216 страницах. Основной текст содержит 9 таблиц, 13 рисунков. Библиографический список включает 166 источников, из них 22 — па английском и французском языках.

выводы.

Результаты проведённого исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Проанализировано современное состояние проблемы детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими недоразвитие интеллекта, показавшее недостаточную ее теоретическую и эмпирическую разработанность. Наименее изученными, несмотря на очевидную актуальность, являются вопросы исследования характера влияния интеллектуального дефекта и степени его выраженности у детей на родительское отношение к ребенку.

2. Определены методологические подходы к проблеме детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими недоразвитие интеллекта, и актуальность всестороннего изучения этих отношений.

3. Выявлена специфика детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с интеллектуальным недоразвитием, которая проявляется:

— в высоком уровне авторитарности родителей в воспитании детей с умственной отсталостью и детей с задержкой психического развития;

— в склонности родителей этих групп инфантилизировать своих детей;

— в эмоциональном отвержении родителями детей с умственной отсталостью;

— в восприятии детьми с проблемами интеллектуального развития своего положение в семье как отчуждённого;

— в повышенном уровне тревожности детей с недоразвитием интеллекта при взаимодействии с родителями.

4. Выявлены типы детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с недоразвитием интеллекта:

— «авторитарно гиперсоциализирующий» тип отношения;

— «отвергающий и инфантилизирующий» тип отношения;

— «симбиотический» тип взаимоотношений с ребенком;

Определены направления коррекции неадекватных детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими недоразвитие интеллекта: обучение родителей приёмам безоценочного, принимающего, демократического взаимодействия с детьмиповышение уровня доверия родителей к детям, развитие позитивной самооценки у родителей и детейформирование позитивного, сплочённого образа семьи у детейснижение уровня тревожности у детей во внутрисемейных отношениях.

5. Обосновано положение о том, что, что эффективным средством коррекции детско-родительских отношений является арттерапевтический метод формирования модели оптимальных отношений, определяющий содержание, логику и структуру психолого-педагогического воздействия на неадекватные отношения в семьях с детьми, имеющими недоразвитие интеллекта.

6. Доказана эффективность разработанной и апробированной программы коррекции неадекватных детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с интеллектуальным недоразвитием — «Город счастливого детства».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ современного состояния проблемы детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с недоразвитием интеллекта, показал ее недостаточною эмпирическую разработанность. Наименее изученными являются вопросы оказания комплексной психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с проблемами интеллектуального развития, в системе специального (коррекционного) образования детей с недоразвитием интеллекта (учреждения VII и VIII видов). При этом особо значимым условием успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья являются адекватные микросоциальные условия, прежде всего детско-родительские отношения в семьях и характер родительских установок. Детско-родительские отношения определяются как система отношений между взрослым и ребенком, состоящими в непосредственном родстве, они появляются в процессе взаимодействия родителя и ребенка имеют свою динамику и специфическое содержание. Эти отношения зависят от трех факторов: родитель, ребенок, культурно-исторический контекст отношений. Выделяется три компонента родительского отношения к ребенку: эмоциональный компонент, когнитивный компонент, поведенческий компонент. Специфика родительского отношения заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, — глубинная связь (личностное отношение), а с другой — объективное, оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения (предметное отношение). Термин «родительские установки» является чрезвычайно широким и включает целый ряд разнообразных понятий, таких как личностные ценности, восприятие родителем ребенка, представления и ожидания, связанные с развитием ребенка. Родительские установки включают оценку того, что ребенок может или пе может делать, знание о процессах его когнитивного и социального развития, о роли родителей в жизни детей, целях обучения ребенка, о предпочитаемых способах его дисциплинирования. Они оказывают большое влияние на родителей и детей, являясь источником воспитательных стратегий. Они могут обеспечивать родителей средствами для защиты их собственной самооценки, создавая некие стандарты и эталоны, в соответствии с которыми оценивается выполнение родительской роли и устанавливаются ограничения для различных аспектов родительской ответственности. В родительских установках принято выделять три компонента: оценочный, когнитивный и поведенческий.

Проведённое нами эмпирическое исследование подтвердило гипотезы о влиянии интеллектуального недоразвития у детей на формирование родительских установок и отношения к ним, о том, что степень нарушения родительского отношения зависит от степени недоразвития интеллекта у ребенка. Также выявлено, что дети с проблемами интеллектуального развития воспринимают своё положение в семье как отчуждённое.

Созданная и апробированная в ходе диссертационного исследования программа коррекции детско-родительских отношений «Город счастливого детства» является результативным средством воздействия на взаимоотношения детей и родителей в семьях, воспитывающих ребенка с интеллектуальным недоразвитием. Это подтверждает гипотезу о том, что эффективность исихолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с недоразвитием интеллекта, зависит от учета специфики взаимоотношений в этих семьях.

Таким образом, учёт выявленной в ходе эмпирического исследования специфики детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с недоразвитием интеллекта, тщательный отбор путей психолого-иедагогической коррекции и развития этих отношений позволят определить направления сотрудничества педагогических коллективов специальных (коррекциопных) образовательных учреждениях VII и VIII видов с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья. Перспективным направлением работы может являться внедрение разработанной программы коррекции в деятельность психологической службы специальных образовательных учреждений VII и VIII видов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития: Тезисы международного семинара. СПб.: Образование, 1995. — 192 с.
  2. Т.В. Методика измерения родительских установок и реакций. // Вопросы психологии. 2002. — № 5. — С. 14−15.
  3. И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка. / Автореферат на соискание ученой степени канд. психол. наук: Нижний Новгород, 2000.
  4. Л.В. Взаимодействие школы и семьи. Ярославль: Академия развития, 2003. — 223 с.
  5. A.M. Воспитание детей в семье. М.: Педагогика, 1972. — 160с.
  6. Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением. // Дошкольное воспитание детей с ограниченными возможностями. 2002. — № 4. — С. 12−14.
  7. В.Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. Ярославль: Академия развития- Академия Ко., 1998. — 256 с.
  8. Г. П. Рекомендации врача родителям детей с нарушениями развития. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002.- № 1. — С.25−29.
  9. А.Н., Липатов И. И., Тимченко А. В., Шапарь В. Б. Книга практического психолога, ч. 2. Харьков: Неофит, Фортуна-пресс, 1996. — 254 с.
  10. Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия 2002, — 224 с.
  11. Болезнь Дауна. Клинические и цитогенетические исследования. / Под ред. Е. Ф. Давиденковой. Л.: Медицина, 1966. — 202 с.
  12. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. — 200 с.
  13. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 1988.-207 с.
  14. М.В. Новый подход к проблеме детско-родительских отношений. http://users.luckynet.co.il/~sokolov/
  15. А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения. / Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников. -М.: Просвещение, 1985. 180 с.
  16. Т. Как помочь ребенку? Опыт лечебной педагогики в Кемпхилл -общинах. М.: Московский Центр вальдорфской педагогики, 1992. — 168с.
  17. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1972.-230 с.
  18. Т.Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционпого дошкольного учреждения. // Дефектология. 1999. — № 4. — С.66−72.
  19. Воспитателю о работе с семьей. / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Просвещение, 1989. — 19 с.
  20. Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, пути их решения. Материалы научно-практической конференции. — Ярославль, 1998. 246 с.
  21. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов. / Под ред. В. В. Воронковой. М.: Школа-пресс, 1994. -410 с.
  22. JI. С. Собр. соч.: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1983. — 36 с.
  23. Т.В., Козакевич С. С. Модель НЛП в работе психолога. М.: Изд-во Института Психологии, 2002. — 287 с.
  24. В.И. Практическая психотерапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство здоровье. СПб.: АО «Сфера», 1994.- 16 с.
  25. JI.A. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для вузов. М.: Владос, 2001.-303 с.
  26. Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. -Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та- М.: Совершенство, 1997. 116 с.
  27. М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. Теория и практика. М.: Независимая фирма «Класс», 1997. — 288 с.
  28. Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. // Дошкольное воспитание. 2000.- № 1. — С.41−48.
  29. Дети с временными задержками развития. / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. — М.: Педагогика, 1971. 208 с.
  30. Детский сад и семья. / Под ред. Марковой Т. А. М.: Просвещение, 1986. -207 с.
  31. Диагностика и коррекция: Учебно-методическое пособие / Р. И. Лалаева, Л. В. Бенедиктова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 218 с.
  32. Т. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Дошкольное воспитание. 2004. — № 1. — С.22−23.
  33. Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. -М.: Просвещение, 1969. — 169 с.
  34. В.Д. Организация работы с родителями в специализированном учреждении. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2003. -№ 1. — С.28−39.
  35. М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2002. — 176 с.
  36. Если в семье ребенок с ограниченными возможностями здоровья: Книга для родителей. / Сост.: Винокурова С. И., Моисеева Л. Г. Самара: Изд-во «Профи», 2001.-80 с.
  37. Н.А. Психологическое содержание Я-концепции родителя. / Автореферат на соискание ученой степени канд. психол. наук: Омск, 2004.
  38. Н.С., Мастюкова Е. М. Если Ваш ребёнок отстаёт в развитии. -М.: Медицина, 1993. 112 с.
  39. Н.В. Психологические уроки обыденной жизни: Беседа психолога: Кн. для учителей и родителей.- М.: Просвещение, 1990. 256с.
  40. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986.- 127 с.
  41. С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1990. — 85 с.
  42. Х.С. История олигофренопедагогики: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. М.: Просвещение, 1974. — 39 с.
  43. B.C., Семиченко В. А. Родители и дети: взаимопонимание или отчуждение?: Кн. для родителей. М.: Просвещение: АО «Учеб лит.», 1996. -190 с.
  44. .В. Основы патопсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1973. — 152 с.
  45. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000.-310 с.
  46. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисевич JT.A. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. СПб.: Речь, 2000. — 86 с.
  47. К.Е., Миньковский Г. М. Семья, дети, школа. М.: Юрид. лит., 1989.-448 с.
  48. Г. А., Дерюгина М. П. От колыбели до школы. Петрозаводск: Карелия, 1993.- 414 с.
  49. А.А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. Учебник. М.: Владос, 2005. — 207 с.
  50. В.П. Педагогическая коррекция: Недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. 2-е издание. — М.: Просвещение, 1994. — 223 с.
  51. JI.A., Мамайчук И. И. Психолого-педагогическая помощь семье. -JI.: Знание, 1986. -30 с.
  52. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. — 80 с.
  53. Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. -Ярославль: Академия развития, 2001. 159 с.
  54. С.В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1987. -159 с.
  55. С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988. -208 с.
  56. И.А., Лубовский В. И. Психологический эксперимент в дифференциальной диагностике нарушений развития у детей. // Дефектология.- 1981.-№ 6-С. 16−18.'
  57. И. А. Слуцкий В.М. О некоторых особенностях формирования интеллекта в условиях психической депривации. // Дефектология. 1990. — № 3 — С. 20−22.
  58. И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: Пер Сэ, 2002.- 176 с.
  59. С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. М.: Генезис, 1997. -288 с.
  60. Н.А. Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия для детей. -Ярославль: Академия Развития, Академия и Ко, 2000. — 176 с.
  61. Р. Как на самом деле любить детей. М.: Мирт, 1996. — 160с.
  62. И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2000. — 230 с.
  63. В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Изд-во МГУ, 1985.- 167 с.
  64. Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003. -256 с.
  65. В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М.: Педагогика, 1978. — 224 с.
  66. Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. -М.: Фолиум, 1993. 64 с.
  67. Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок (психопатологические и психологические аспекты проблемы): Автореф. дис. канд. мед. наук.: М., 1976.
  68. А.Р. Педагог и семья ребенка инвалида. // Дефектология. — 1995. — № 5. — С.15−19.
  69. А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. / Книга для родителей. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 78 с.
  70. И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. 167 с.
  71. И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб: Речь, 2001. — 201 с.
  72. И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. / И. И. Мамайчук. СПб.: Речь, 2003. — 400 с.
  73. И.И. Семейные отношения: психологический анализ и пути коррекции. // Дошкольное воспитание. 2003. — № 5 — С.37−42.
  74. И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь, 2000. — 150 с.
  75. Е.М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2004. — 407 с.
  76. Г. С. Наследственно обусловленные формы умственной отсталости (клинико-генетический аспект): Дис. на соискание ученой степени д-ра мед. наук.: М., 1990.
  77. Ю.Т. Развитие мышления умственно отсталых школьников Дис. на соискание ученой степени д-ра психол. наук.: СПб., 1997.
  78. Матейчек 3. Родители и дети: Книга для учителя: Пер. с чешского. М.: Просвещение, 1992. — 320 с.
  79. И.Я., Шишова T.JI. Разноцветные белые вороны. М.: Ред. журн. «Семья и школа», 1996. -272 с.
  80. Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы конференции «Чтения Ушинского» дефектологического факультета. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, -2003.- 140 с.
  81. Р.С. Психология. В 3-х кн. М.: Владос, Кн. З, 1997. — 640 с.
  82. Обучение во вспомогательной школе (лекции по олигофренопедагогике). Для студентов-заочников дефектолог. факультетов пед. институтов. М.: Просвещение, 1973.- 133 с.
  83. А.Б. Эволюция межличностных отношений в семье: основные подходы, ориентации и тенденции. http://ise.iip.net/almanah/3/st0l.htm
  84. Л.Ф. Педагогические знания родителям. — М.: Просвещение, 1983.- 176 с.
  85. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.- Под ред. Л. В. Кузнецовой. М.: Академия, 2003. — 480 с.
  86. Основные направления и содержание обучения детей и подростков с особыми потребностями в лечебно-педагогическом центре г. Пскова: Программно-методичексие пособие. / Под. Ред. С. В. Андреевой Псков: ПОИПКРО, 2000. — 140 с.
  87. Отбор детей во вспомогательную школу: пособие для учителя. / Сост. Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. М.: Просвещение, 1983. -176 с.
  88. Д. Бессознательное использование своего тела женщиной: психоаналитический подход. СПб.: Европейский ин-т психоанализа, Б.С.К., 1997.- 195 с.
  89. М. С. Дети олигофрены. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 486 с.'
  90. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. Н. В. Клюевой. М.: Владос — Пресс, 2003. — 400 с.
  91. В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие М.: Гном и Д, 2001. — 192 с.
  92. Ю.П. Профессиональное становление личности. Дис. на соискание учёной степени д-ра психол. наук: Ярославль, 1999.
  93. О.Б. Психолого-педагогическая работа дефектолога с родителями в отделении по выхаживанию и реабилитации маловесных детей. // Дефектология. 2003.- № 2. — С. 35−39.
  94. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / Редактор-составитель Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 1998.-200 с.
  95. Практическая психология для педагогов и родителей. / Под ред. М. К. Тутушкиной. СПб.: Дидактика Плюс, 2000. — 352 с.
  96. Практикум по арт-терапии. / Под ред. А. И. Копытина. СПб.: Питер, 2000.-448 с.
  97. Практикум по специальной психологии. В. М. Сорокин, B.JI. Кокоренко. Учебно-методическое пособие. / Под научи, ред. JI.M. Шипициной. СПб.: Речь, 2003.- 190 с.
  98. Проблемы диагностики, коррекции, валеологии в специальном (коррекционном) образовании. Сборник статей. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1997.- 152 с.
  99. Психологические тесты. / Под ред. А. А. Карелина. М.: Владос. — Т.2.-2000.-248 с.
  100. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. высш. учеб. заведений. / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская и др. / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. М.: Академия, 2003 .-318 с.
  101. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Под ред. И. В. Дубровиной М.: Академия, 1998.- 159 с.
  102. Психотерапия в дефектологии: Кн. для учителя. / Б. И. Айзенберг, JI.3. Арутюнян, Н. А. Барышникова и др.: Сост. Н. П. Вайзман. М.: Просвещение, 1992.- 128 с.
  103. Pay Ф.Ф., Слезина Н. Ф. Воспитание аномального ребенка в семье. // Основы обучения и воспитания аномальных детей. / Под ред. A.M. Дьячкова. -М.: Просвещение, 1965. 159 с.
  104. Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. — 256 с.
  105. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Владос, 1996.-529 с.
  106. Ф., Смит Б. 500 лучших советов тренеру. СПб.: Питер, 2001. — 127 с.
  107. С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М.: Медицина, 1970. -215 с.
  108. С.Я. Психология умственно отсталого школьника. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1986. — 192 с.
  109. К. Групповая психотерапия. Коррекционные группы: теория и практика. Пер. с.англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Л. П. Петровской. М.: Прогресс, 1993.-386 с.
  110. Е.А., Чарова О. Б. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии. // Вопросы психологии. 2002.-№ 6.-С. 15−23.
  111. У.С. Техники консультирования и психотерапии. М.: Апрель Пресс, 2000.-617 с.
  112. Н.Г. Семейное воспитание в коррекционной школе VIII вида. // Школа. 2002.- № 2. — С.78−80.
  113. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  114. М.М. Психологические и когнитивные детерминанты семьи в процессе медико-генетического консультирования. // Дефектология. 1991. -№ 2. — С.52−57.
  115. Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2003. — 208 с.
  116. Семья в психологической консультации. / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  117. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Под ред. Н. М Назаровой. М.: Академия, 2001. — 395 с.
  118. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.- Под ред. В. И. Лубовского. М.: Академия, 2003. — 464 с.
  119. . Ребенок и уход за ним. Л.: Политехника, 1991. — 496 с.
  120. А.С. Как быть родителями. М.: Педагогика, 1986. — 154 с.
  121. А.Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье: Пособие для родителей. М.: Просвещение, 1967. — 64 с.
  122. В.М. Характер длительных эмоциональных переживаний родителей, воспитывающих детей-инвалидов. // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита. Помощь, возвращение в жизнь. Материалы Рос. науч.-практ. конф. М., 1998. — С. 172−173.
  123. Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М.: Владос, 2001. — 136 с.
  124. В.В. Тест-опросник родительско-детских отношений (РДО). http://psyserver.narod.ru/metodiki03.htm
  125. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. -М.: Медгиз, т. I, 1955, 458 с.
  126. В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. // Дефектология. 1999. — № 3. — С.30−36.
  127. В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. М.: Академия, 2000. — 146 с.
  128. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000. — 254 с.
  129. Трудовое обучение во вспомогательной школе. Из опыта работы. Сост. Е. А. Ковалёва. М.: Просвещение, 1988. — 91 с.
  130. JI.M. Психология воспитания: Кн. для всех, кто любит детей. -М.: Сфера, 2000.-208 с.
  131. Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003,-224 с.
  132. В.А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте. К.: Здоровье, 1993. — 144 с.
  133. О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. / О.В. Хухлаева- Междунар. акад. пед. образования. М.: Академия, 2001.-203 с.
  134. Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. М.: Просвещение, 1993. — 112 с.
  135. И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 320 с.
  136. Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. М.: Апрель-Пресс- Эксмо-Пресс, 2000. — 501 с.
  137. Ч., Кэри Л. Игровая семейная психотерапия. СПб.: Питер, 2000. -384 с.
  138. Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Дидактика Плюс, 2002. -496 с.
  139. Э. Г. Детство и общество. СПб.: Ленато, 1996, — 592с.
  140. Э.Г., Юстицкис В. В. Психология психотерапия семьи. -СПб.: Питер, 1999. 656 с.
  141. Юнг К. Г. Конфликты детской души. М.: Канон, 1995. — 336 с.
  142. Adleer A. What Life Should Mean to You. London, 1932.
  143. Ajzen I., Fishbein M. Understanding attitudes and predicting social behavior. Engelwood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1980.
  144. Blacker J. Sequential stages of parental adjustment to the birth of a child with handicaps: Fact or artifact? // Mental Retardation. 1984. V. 22. № 2. P. 55−68.
  145. Bruner J. Child’s talk. Learning to use language. N.Y.: Norton, 1983.
  146. Bruner J. Vygotsky' s zone of proximal development: The hidden agenda // Rodoff В., Wertch J.V. (eds.). Children’s learning in the «zone of proximal development». San Francisco, CA: Jossey Bass, 1984. P. 93−97.
  147. Buium N., Rynders J., Turnure J. Early maternal linguistic environment of normal and Down syndrome language learning children // Am. J. Mental Deficiency. 1974. № 79. P. 52−58.
  148. Campbell S. Cognitive styles and behavior problems of clinic boys // Journal of abnormal Child Psychology. 1974.№ 2 .P. 307−312.
  149. Cardoso-Martins C., Mervis C. Maternal speech to prelinguistic children with Down Syndrome // Am. J. Mental Deficiency. 1984. № 89. P. 451−458.
  150. Featherstone H. A difference in the family: Life with a disabled child. N.Y.: Basic Books, 1980.
  151. Ilagamen M.B. Family adaptation to the diagnosis of mental retardation in a child and strategies of intervention // Syzmansky L.S., Tanguay P.E. (eds.).Emotional disorders of mentally retarded persons Baltimore: Univ. Park Press, 1980. P. 147 171.
  152. Hodapp R. Parenting children with Down syndrome and other types of mental retardation // Bronstein M. (ed.). Handbook of parenting. V. I. Children and parenting. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Ass., 1995. P. 233−234.
  153. Holden G.W. Parental attitudes towards childrearing // Bronstein M. (ed.). Handbook of parenting. V. 3. Children and parenting. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Ass., 1995. P. 359−392.
  154. Holroyd J., Mac Arthur D. Mental retardation and stress on parents: A contrast between Down syndrome and childhood autism // Am. J. Mental Deficiency. 1976. № 80. P. 431−436.
  155. Marfo K. Maternal directiveness with children in interaction with mentally handicapped children: An analytical commentary // J. Child Psychol, and Psychiatry. 1990. № 31. P. 531−549.
  156. Marshall N., Hegrenes J., Goldstein S. Verbal interactions: Mothers and their retarded children versus mothers and their nonretarded children // Am. J. Mental Deficiency. 1973. № 77. P. 415−419.
  157. McConachie H. Parents and young mentally handicapped children: A review of research issues. L.: Croom Helm, 1986.
  158. Piaget J. The psychology of intelligens. London, 1967.
  159. Rogers C. Client-centered therapy. Boston. Houghton Miffin, 1951.
  160. Rodrigo M.J., Triana B. Parental beliefs about child development and parental inferences about actions during child-rearing episodes // Eur. J. Psychol, of Educ. 1996. V. XI. № 1. P. 55−78.
  161. Siget I.E. A conceptual analysis of beliefs // Siegel I. (ed.) Parental belief systems: The psychological consequences for children. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Ass., 1985. P. 345−371.
  162. Spok Bengamin. Commen soiqner et eduquer son enfant. L’ditions du pont royal. Imprime en Belgigue.-1962.
  163. Scorgie K., Sobsey D. Transformational outcomes associated with parenting chidren who have disabilities // Mental Retardation. 2000. V 38. № 3. P. 195−206.
Заполнить форму текущей работой