Детско-родительские отношения в семьях с детьми, имеющими недоразвитие интеллекта
Диссертация
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты, полученные в процессе эмпирического исследования, докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры специальной (коррекционной) педагогики дефектологического факультета Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, кафедры общей и социальной психологии Ярославского государственного… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
- 1. 1. Проблема детско-родительских отношений в психологии
- 1. 2. Психолого-педагогическая характеристика детей с недоразвитием интеллекта
- 1. 3. Анализ особенностей детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими недоразвитие интеллектуальной сферы
- 1. 4. Современное состояние проблемы оказания психологической помощи семьям с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
- 1. 5. Арттерапия как метод коррекционно-развивающего воздействия в специальной педагогике и специальной психологии
- ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
- 2. 1. Методология и методики исследования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с недоразвитием интеллекта
- 2. 2. Особенности детско-родительских отношений в семьях с детьми, развивающимися по типу ретардации
- 2. 3. Программа коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с интеллектуальным недоразвитием
- 2. 4. Результаты апробации программы коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с интеллектуальным недоразвитием
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития: Тезисы международного семинара. СПб.: Образование, 1995. — 192 с.
- Архиреева Т.В. Методика измерения родительских установок и реакций. // Вопросы психологии. 2002. — № 5. — С. 14−15.
- Багдасарьян И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка. / Автореферат на соискание ученой степени канд. психол. наук: Нижний Новгород, 2000.
- Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи. Ярославль: Академия развития, 2003. — 223 с.
- Бардиан A.M. Воспитание детей в семье. М.: Педагогика, 1972. — 160с.
- Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением. // Дошкольное воспитание детей с ограниченными возможностями. 2002. — № 4. — С. 12−14.
- Белкина В.Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. Ярославль: Академия развития- Академия Ко., 1998. — 256 с.
- Бертынь Г. П. Рекомендации врача родителям детей с нарушениями развития. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002.- № 1. — С.25−29.
- Беседин А.Н., Липатов И. И., Тимченко А. В., Шапарь В. Б. Книга практического психолога, ч. 2. Харьков: Неофит, Фортуна-пресс, 1996. — 254 с.
- Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия 2002, — 224 с.
- Болезнь Дауна. Клинические и цитогенетические исследования. / Под ред. Е. Ф. Давиденковой. Л.: Медицина, 1966. — 202 с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. — 200 с.
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 1988.-207 с.
- Быкова М.В. Новый подход к проблеме детско-родительских отношений. http://users.luckynet.co.il/~sokolov/
- Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения. / Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников. -М.: Просвещение, 1985. 180 с.
- Вейс Т. Как помочь ребенку? Опыт лечебной педагогики в Кемпхилл -общинах. М.: Московский Центр вальдорфской педагогики, 1992. — 168с.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1972.-230 с.
- Волковская Т.Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционпого дошкольного учреждения. // Дефектология. 1999. — № 4. — С.66−72.
- Воспитателю о работе с семьей. / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Просвещение, 1989. — 19 с.
- Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, пути их решения. Материалы научно-практической конференции. — Ярославль, 1998. 246 с.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов. / Под ред. В. В. Воронковой. М.: Школа-пресс, 1994. -410 с.
- Выготский JI. С. Собр. соч.: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1983. — 36 с.
- Гагин Т.В., Козакевич С. С. Модель НЛП в работе психолога. М.: Изд-во Института Психологии, 2002. — 287 с.
- Гарбузов В.И. Практическая психотерапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство здоровье. СПб.: АО «Сфера», 1994.- 16 с.
- Головчиц JI.A. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для вузов. М.: Владос, 2001.-303 с.
- Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. -Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та- М.: Совершенство, 1997. 116 с.
- Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. Теория и практика. М.: Независимая фирма «Класс», 1997. — 288 с.
- Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. // Дошкольное воспитание. 2000.- № 1. — С.41−48.
- Дети с временными задержками развития. / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. — М.: Педагогика, 1971. 208 с.
- Детский сад и семья. / Под ред. Марковой Т. А. М.: Просвещение, 1986. -207 с.
- Диагностика и коррекция: Учебно-методическое пособие / Р. И. Лалаева, Л. В. Бенедиктова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 218 с.
- Доронова Т. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Дошкольное воспитание. 2004. — № 1. — С.22−23.
- Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. -М.: Просвещение, 1969. — 169 с.
- Ермакович В.Д. Организация работы с родителями в специализированном учреждении. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2003. -№ 1. — С.28−39.
- Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2002. — 176 с.
- Если в семье ребенок с ограниченными возможностями здоровья: Книга для родителей. / Сост.: Винокурова С. И., Моисеева Л. Г. Самара: Изд-во «Профи», 2001.-80 с.
- Ефремова Н.А. Психологическое содержание Я-концепции родителя. / Автореферат на соискание ученой степени канд. психол. наук: Омск, 2004.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е. М. Если Ваш ребёнок отстаёт в развитии. -М.: Медицина, 1993. 112 с.
- Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни: Беседа психолога: Кн. для учителей и родителей.- М.: Просвещение, 1990. 256с.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986.- 127 с.
- Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1990. — 85 с.
- Замский Х.С. История олигофренопедагогики: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. М.: Просвещение, 1974. — 39 с.
- Заслуженюк B.C., Семиченко В. А. Родители и дети: взаимопонимание или отчуждение?: Кн. для родителей. М.: Просвещение: АО «Учеб лит.», 1996. -190 с.
- Зейгарник Б.В. Основы патопсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1973. — 152 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000.-310 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисевич JT.A. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. СПб.: Речь, 2000. — 86 с.
- Игошев К.Е., Миньковский Г. М. Семья, дети, школа. М.: Юрид. лит., 1989.-448 с.
- Калюжин Г. А., Дерюгина М. П. От колыбели до школы. Петрозаводск: Карелия, 1993.- 414 с.
- Катаева А.А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. Учебник. М.: Владос, 2005. — 207 с.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. 2-е издание. — М.: Просвещение, 1994. — 223 с.
- Киреева JI.A., Мамайчук И. И. Психолого-педагогическая помощь семье. -JI.: Знание, 1986. -30 с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. — 80 с.
- Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. -Ярославль: Академия развития, 2001. 159 с.
- Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1987. -159 с.
- Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988. -208 с.
- Коробейников И.А., Лубовский В. И. Психологический эксперимент в дифференциальной диагностике нарушений развития у детей. // Дефектология.- 1981.-№ 6-С. 16−18.'
- Коробейников И. А. Слуцкий В.М. О некоторых особенностях формирования интеллекта в условиях психической депривации. // Дефектология. 1990. — № 3 — С. 20−22.
- Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: Пер Сэ, 2002.- 176 с.
- Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. М.: Генезис, 1997. -288 с.
- Кряжева Н.А. Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия для детей. -Ярославль: Академия Развития, Академия и Ко, 2000. — 176 с.
- Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М.: Мирт, 1996. — 160с.
- Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2000. — 230 с.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Изд-во МГУ, 1985.- 167 с.
- Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003. -256 с.
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М.: Педагогика, 1978. — 224 с.
- Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. -М.: Фолиум, 1993. 64 с.
- Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок (психопатологические и психологические аспекты проблемы): Автореф. дис. канд. мед. наук.: М., 1976.
- Маллер А.Р. Педагог и семья ребенка инвалида. // Дефектология. — 1995. — № 5. — С.15−19.
- Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. / Книга для родителей. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 78 с.
- Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. 167 с.
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб: Речь, 2001. — 201 с.
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. / И. И. Мамайчук. СПб.: Речь, 2003. — 400 с.
- Мамайчук И.И. Семейные отношения: психологический анализ и пути коррекции. // Дошкольное воспитание. 2003. — № 5 — С.37−42.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь, 2000. — 150 с.
- Мастюкова Е.М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2004. — 407 с.
- Маринчева Г. С. Наследственно обусловленные формы умственной отсталости (клинико-генетический аспект): Дис. на соискание ученой степени д-ра мед. наук.: М., 1990.
- Матасов Ю.Т. Развитие мышления умственно отсталых школьников Дис. на соискание ученой степени д-ра психол. наук.: СПб., 1997.
- Матейчек 3. Родители и дети: Книга для учителя: Пер. с чешского. М.: Просвещение, 1992. — 320 с.
- Медведева И.Я., Шишова T.JI. Разноцветные белые вороны. М.: Ред. журн. «Семья и школа», 1996. -272 с.
- Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы конференции «Чтения Ушинского» дефектологического факультета. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, -2003.- 140 с.
- Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. М.: Владос, Кн. З, 1997. — 640 с.
- Обучение во вспомогательной школе (лекции по олигофренопедагогике). Для студентов-заочников дефектолог. факультетов пед. институтов. М.: Просвещение, 1973.- 133 с.
- Орлов А.Б. Эволюция межличностных отношений в семье: основные подходы, ориентации и тенденции. http://ise.iip.net/almanah/3/st0l.htm
- Островская Л.Ф. Педагогические знания родителям. — М.: Просвещение, 1983.- 176 с.
- Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.- Под ред. Л. В. Кузнецовой. М.: Академия, 2003. — 480 с.
- Основные направления и содержание обучения детей и подростков с особыми потребностями в лечебно-педагогическом центре г. Пскова: Программно-методичексие пособие. / Под. Ред. С. В. Андреевой Псков: ПОИПКРО, 2000. — 140 с.
- Отбор детей во вспомогательную школу: пособие для учителя. / Сост. Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. М.: Просвещение, 1983. -176 с.
- Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной: психоаналитический подход. СПб.: Европейский ин-т психоанализа, Б.С.К., 1997.- 195 с.
- Певзнер М. С. Дети олигофрены. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 486 с.'
- Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. Н. В. Клюевой. М.: Владос — Пресс, 2003. — 400 с.
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие М.: Гном и Д, 2001. — 192 с.
- Поварёнков Ю.П. Профессиональное становление личности. Дис. на соискание учёной степени д-ра психол. наук: Ярославль, 1999.
- Половинкина О.Б. Психолого-педагогическая работа дефектолога с родителями в отделении по выхаживанию и реабилитации маловесных детей. // Дефектология. 2003.- № 2. — С. 35−39.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / Редактор-составитель Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 1998.-200 с.
- Практическая психология для педагогов и родителей. / Под ред. М. К. Тутушкиной. СПб.: Дидактика Плюс, 2000. — 352 с.
- Практикум по арт-терапии. / Под ред. А. И. Копытина. СПб.: Питер, 2000.-448 с.
- Практикум по специальной психологии. В. М. Сорокин, B.JI. Кокоренко. Учебно-методическое пособие. / Под научи, ред. JI.M. Шипициной. СПб.: Речь, 2003.- 190 с.
- Проблемы диагностики, коррекции, валеологии в специальном (коррекционном) образовании. Сборник статей. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1997.- 152 с.
- Психологические тесты. / Под ред. А. А. Карелина. М.: Владос. — Т.2.-2000.-248 с.
- Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. высш. учеб. заведений. / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская и др. / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. М.: Академия, 2003 .-318 с.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Под ред. И. В. Дубровиной М.: Академия, 1998.- 159 с.
- Психотерапия в дефектологии: Кн. для учителя. / Б. И. Айзенберг, JI.3. Арутюнян, Н. А. Барышникова и др.: Сост. Н. П. Вайзман. М.: Просвещение, 1992.- 128 с.
- Pay Ф.Ф., Слезина Н. Ф. Воспитание аномального ребенка в семье. // Основы обучения и воспитания аномальных детей. / Под ред. A.M. Дьячкова. -М.: Просвещение, 1965. 159 с.
- Романова Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. — 256 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Владос, 1996.-529 с.
- Рэйс Ф., Смит Б. 500 лучших советов тренеру. СПб.: Питер, 2001. — 127 с.
- Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М.: Медицина, 1970. -215 с.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1986. — 192 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Коррекционные группы: теория и практика. Пер. с.англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Л. П. Петровской. М.: Прогресс, 1993.-386 с.
- Савина Е.А., Чарова О. Б. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии. // Вопросы психологии. 2002.-№ 6.-С. 15−23.
- Сахакиан У.С. Техники консультирования и психотерапии. М.: Апрель Пресс, 2000.-617 с.
- Седова Н.Г. Семейное воспитание в коррекционной школе VIII вида. // Школа. 2002.- № 2. — С.78−80.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Семаго М.М. Психологические и когнитивные детерминанты семьи в процессе медико-генетического консультирования. // Дефектология. 1991. -№ 2. — С.52−57.
- Семаго Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2003. — 208 с.
- Семья в психологической консультации. / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
- Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Под ред. Н. М Назаровой. М.: Академия, 2001. — 395 с.
- Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.- Под ред. В. И. Лубовского. М.: Академия, 2003. — 464 с.
- Спок Б. Ребенок и уход за ним. Л.: Политехника, 1991. — 496 с.
- Спиваковская А.С. Как быть родителями. М.: Педагогика, 1986. — 154 с.
- Смирнова А.Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье: Пособие для родителей. М.: Просвещение, 1967. — 64 с.
- Сорокин В.М. Характер длительных эмоциональных переживаний родителей, воспитывающих детей-инвалидов. // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита. Помощь, возвращение в жизнь. Материалы Рос. науч.-практ. конф. М., 1998. — С. 172−173.
- Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М.: Владос, 2001. — 136 с.
- Столин В.В. Тест-опросник родительско-детских отношений (РДО). http://psyserver.narod.ru/metodiki03.htm
- Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. -М.: Медгиз, т. I, 1955, 458 с.
- Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. // Дефектология. 1999. — № 3. — С.30−36.
- Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. М.: Академия, 2000. — 146 с.
- Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000. — 254 с.
- Трудовое обучение во вспомогательной школе. Из опыта работы. Сост. Е. А. Ковалёва. М.: Просвещение, 1988. — 91 с.
- Фридман JI.M. Психология воспитания: Кн. для всех, кто любит детей. -М.: Сфера, 2000.-208 с.
- Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003,-224 с.
- Худик В.А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте. К.: Здоровье, 1993. — 144 с.
- Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. / О.В. Хухлаева- Междунар. акад. пед. образования. М.: Академия, 2001.-203 с.
- Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. М.: Просвещение, 1993. — 112 с.
- Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 320 с.
- Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. М.: Апрель-Пресс- Эксмо-Пресс, 2000. — 501 с.
- Шефер Ч., Кэри Л. Игровая семейная психотерапия. СПб.: Питер, 2000. -384 с.
- Шипцина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Дидактика Плюс, 2002. -496 с.
- Эриксон Э. Г. Детство и общество. СПб.: Ленато, 1996, — 592с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В. Психология психотерапия семьи. -СПб.: Питер, 1999. 656 с.
- Юнг К. Г. Конфликты детской души. М.: Канон, 1995. — 336 с.
- Adleer A. What Life Should Mean to You. London, 1932.
- Ajzen I., Fishbein M. Understanding attitudes and predicting social behavior. Engelwood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1980.
- Blacker J. Sequential stages of parental adjustment to the birth of a child with handicaps: Fact or artifact? // Mental Retardation. 1984. V. 22. № 2. P. 55−68.
- Bruner J. Child’s talk. Learning to use language. N.Y.: Norton, 1983.
- Bruner J. Vygotsky' s zone of proximal development: The hidden agenda // Rodoff В., Wertch J.V. (eds.). Children’s learning in the «zone of proximal development». San Francisco, CA: Jossey Bass, 1984. P. 93−97.
- Buium N., Rynders J., Turnure J. Early maternal linguistic environment of normal and Down syndrome language learning children // Am. J. Mental Deficiency. 1974. № 79. P. 52−58.
- Campbell S. Cognitive styles and behavior problems of clinic boys // Journal of abnormal Child Psychology. 1974.№ 2 .P. 307−312.
- Cardoso-Martins C., Mervis C. Maternal speech to prelinguistic children with Down Syndrome // Am. J. Mental Deficiency. 1984. № 89. P. 451−458.
- Featherstone H. A difference in the family: Life with a disabled child. N.Y.: Basic Books, 1980.
- Ilagamen M.B. Family adaptation to the diagnosis of mental retardation in a child and strategies of intervention // Syzmansky L.S., Tanguay P.E. (eds.).Emotional disorders of mentally retarded persons Baltimore: Univ. Park Press, 1980. P. 147 171.
- Hodapp R. Parenting children with Down syndrome and other types of mental retardation // Bronstein M. (ed.). Handbook of parenting. V. I. Children and parenting. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Ass., 1995. P. 233−234.
- Holden G.W. Parental attitudes towards childrearing // Bronstein M. (ed.). Handbook of parenting. V. 3. Children and parenting. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Ass., 1995. P. 359−392.
- Holroyd J., Mac Arthur D. Mental retardation and stress on parents: A contrast between Down syndrome and childhood autism // Am. J. Mental Deficiency. 1976. № 80. P. 431−436.
- Marfo K. Maternal directiveness with children in interaction with mentally handicapped children: An analytical commentary // J. Child Psychol, and Psychiatry. 1990. № 31. P. 531−549.
- Marshall N., Hegrenes J., Goldstein S. Verbal interactions: Mothers and their retarded children versus mothers and their nonretarded children // Am. J. Mental Deficiency. 1973. № 77. P. 415−419.
- McConachie H. Parents and young mentally handicapped children: A review of research issues. L.: Croom Helm, 1986.
- Piaget J. The psychology of intelligens. London, 1967.
- Rogers C. Client-centered therapy. Boston. Houghton Miffin, 1951.
- Rodrigo M.J., Triana B. Parental beliefs about child development and parental inferences about actions during child-rearing episodes // Eur. J. Psychol, of Educ. 1996. V. XI. № 1. P. 55−78.
- Siget I.E. A conceptual analysis of beliefs // Siegel I. (ed.) Parental belief systems: The psychological consequences for children. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Ass., 1985. P. 345−371.
- Spok Bengamin. Commen soiqner et eduquer son enfant. L’ditions du pont royal. Imprime en Belgigue.-1962.
- Scorgie K., Sobsey D. Transformational outcomes associated with parenting chidren who have disabilities // Mental Retardation. 2000. V 38. № 3. P. 195−206.