Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Личностные и средовые детерминанты формирования субъектности личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эмпирические методы: опросник социально-психологической адаптированное&trade- (шкала С ПА) (К. Роджерс и Р. Даймонд, модифицированный вариант А. К. Осницкого, 1998), методика «Уровень соотношения значимости и доступности ценностей в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова, 1996), опросник «Ответственность» (В.П. Прядеин, 1998), тест-опросник уровня субъективного контроля (УСК) (В.В. Бажин, Е… Читать ещё >

Содержание

  • 1. АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА СОЦИАЛЬНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
    • 1. 1. Человек как субъект жизни
    • 1. 2. Основные подходы к пониманию социально-психологической адаптации
      • 1. 2. 1. Социально-психологическая адаптация как одна из составляющих процесса социализации
      • 1. 2. 2. Формирование социально-психологической адаптации. Проблемы дезадаптации
  • 2. ИНТРОЛИЧНОСТНЫЕ И СРЕДОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ
    • 2. 1. Влияние индивидуально-личностных особенностей на формирование субъектности личности
      • 2. 1. 1. Феномен ответственности как предпосылка сформированное&trade- субъектности личности
      • 2. 1. 2. Уровень субъективного контроля личности как предпосылка сформированности субъектности личности
      • 2. 1. 3. Соотношение значимости и доступности ценностей как предпосылка сформированности субъектности
      • 2. 1. 4. Роль общения в формировании субъектности личности
      • 2. 1. 5. Эмоциональная компетентность как предпосылка сформированности субъектности личности
    • 2. 2. Роль среды в формировании субъектности личности
      • 2. 2. 1. Психология среды
      • 2. 2. 2. Влияние образовательной среды на развитие субъектности
  • 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРКИ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Характеристика выборки
    • 3. 2. Обоснование программы исследования
    • 3. 3. Организация исследования, методы исследования
  • 4. ВЛИЯНИЕ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ
  • 5. СРЕДОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ
    • 5. 1. Программа обучения как фактор, определяющий формирование субъектности личности
    • 5. 2. Учебная успешность как фактор, определяющий формирование субъектности личности
    • 5. 3. Местонахождение образовательного учреждения как фактор, определяющий формирование субъектности личности
    • 5. 4. Семья как фактор, определяющий формирование субъектности личности
    • 5. 5. Тендерные различия как фактор, определяющий формирование субъектности личности

Личностные и средовые детерминанты формирования субъектности личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Жизнь в современном обществе с его стремительными социально-экономическими изменениями, нестабильностью, размытостью ценностных ориентиров, становится все более трудной, стрессогенной. Одной из особенностей переходной эпохи в России является широкомасштабная ломка привычных форм взаимодействия человека с социальной средой. Отсюда и вытекающие повышенные требования социальной среды к гибкости человеческого мышления и поведения, к самостоятельности, к готовности рассчитывать только на самого себя, к способности как конкурировать с другими, так и сотрудничать, к открытости по отношению к новым формам самореализации и способности пересматривать прежние ее формы. Современное положение дел в обществе ставит человека перед необходимостью определять свои жизненные смыслы, включаться в совместную деятельность, находить лучшие способы разрешения проблемных и конфликтных ситуаций [2, 17, 59, 65, 82, 97 и др.].

Таким образом, современная ситуация ярко высвечивает необходимость проявления человеком личностной субъектной позиции, которая подразумевает активную творческую деятельность в противоположность пассивности и реактивности объекта, сознательность, целеполагание и осознавание самого себя, свободу, возможность выбора и в силу этого в известной мере непредсказуемость, уникальность, неповторимость [41, С. 15−33].

В то же время наблюдаемые нами неблагоприятные явления социальной жизни и нарушения индивидуального развития личности — преступность, алкоголизм, наркомания, неврозы, иждивенчество — признаки затрудненного вхождения в социум, несформированности личностной субъектной позиции [43, 68, 89 и др.].

C.JI. Рубинштейн, рассматривая человека как субъекта жизни, выделял два способа его существования. Первый — жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек, жизнь «как природный процесс». Второй способ существования С. Л. Рубинштейн связывал с появлением рефлексии, способностью человека «прервать непрерывный процесс жизни» и выйти мысленно за ее пределы. Этот способ существования, по мнению ученого, может вести либо к моральной неустойчивости, либо к построению человеческой жизни на новой, созидательной основе [98, С. 351.].

Значимость субъектной позиции личности и явные сложности ее становления на современном этапе побуждают к анализу предпосылок ее формирования. Традиционно рассматриваются две группы факторов: личностные особенности человека и влияния окружающей среды.

Предпосылки принятия субъектной позиции формируются еще в период детства, однако особенно значимым, в этом плане является юношеский возраст [6,10, 42, 107 и др].

Важнейшей задачей раннего юношеского возраста является формирование у человека готовности к включению в существующую систему социальных связей и отношений, принятию важных решений, к жизненному самоопределению. Эта задача в принципе является нелегкой, а в современном обществе с его нестабильностью она становятся все более трудной. Поэтому, можно предположить, что противоречия развития личности, свойственные этому периоду жизни, и среды значительно усилились.

Мерой успешности преодоления трудностей является социально-психологическая адаптированность. В связи с этим специально оговоримся, что термин «адаптация» нами употребляется как гибко организованная в новых условиях поисковая активность личности. Еще Д. Дьюи, формулируя тезис «активность индивида направлена на решение проблемной ситуации в границах адаптации к среде», подчеркивая адаптивность отношений личности со средой, обращал внимание на уникальность этих отношений по форме и содержанию, обусловленных единичностью опыта каждого человека.

Культурно-историческая теория развития (J1.C. Выготский [20]), концепция единства внешнего и внутреннего в развитии психологических явлений (Л.И.

Анцыферова [10], С.JI. Рубинштейн [97]), личностно-деятельностный подход (А.Н. Леонтьев [57, 58]) дают возможность выделить наиболее существенные признаки, характеризующие субъектные составляющие адаптации:

1. Адаптированность является, прежде всего, следствием развития (саморазвития) и реализацией потенциальных возможностей личности (самореализацией), а не следствием внешних воздействий.

2. Для формирования адаптационных механизмов необходимы определенные условия (например, первичные группы).

3. Активность личности в процессе адаптации проявляется, прежде всего, в стремлении к выбору смысла жизни, своей среды, ближайшего окружения.

4. Выбор сопряжен с ответственностью человека за принимаемые решения.

Исходя из вышесказанного, сформулирована гипотеза, что социальнопсихологическая адаптация является интегральной характеристикой сформированности субъектности личности, а уровень социально-психологической адаптированности можно рассматривать как индикатор самочувствия человека в тех условиях, в которых он находится, отношения человека к миру. Считаем, что социально-психологическая адаптация в современном обществе достигается, прежде всего, благодаря сформированности таких качеств личности как ответственное поведение, внутренний локус контроля, коммуникативно-организаторские навыки, эмоциональная компетентность, отсутствию значительных противоречий в мотивационно-смысловой сфере.

Проблемы развития личности старшеклассников были предметом исследования многих ученых. Образовательная поддержка самоопределения и социальной адаптации школьников — А. Н. Леонтьев, В. В. Кузнецов, Э. Р. Саитбаева и др.- познавательный интерес подростка как условие эффективной социальной адаптаци — Н. М. Борытко, М. А. Данилов, М. Н. Скаткин, ДБ. Эльконин и др.- стратегия социальной адаптации и жизненный стиль личности — О. И. Зотова, И. К. Кряжева, А. В. Соколова и др.- механизмы адаптации.

М.Н. Достанова, Е. Б. Кнорре, С. В. Кривцова, Е. В. Сазонова, и др.- определение характеристик социальной адаптации — А. К. Осницкийсамовоспитание подростков и юношей — А. И. Кочетов и др.- особенности личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса — О. В. Лишин, Д. И. Фельдштейнкогнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям — А. Н. Дрожевец и др.- воспитание ответственности — А. Г. Ковалев, С. А. Маврин, М. А. Осипенко, А. Г. Пашков, В. П. Прядеин, Н. И. Скорбилина и др. Однако, анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема внутренних и внешних факторов успешности включения личности в жизненную среду в меняющемся мире тем не менее остается актуальной в современной психологической науке.

Таким образом, актуальность нашего исследования определяется:

1. Важностью теоретического обоснования подхода к позитивному решению проблем формирования субъектности личности как предпосылки преодоления трудностей социально-психологической адаптации.

2. Необходимостью изучения регуляторов успешного вхождения в социум на данном (нестабильном) этапе развития общества.

3. Значением исследования социально-психологической адаптированности для самоопределения личности в меняющемся мире.

Объект исследования: развитие субъектности личности в юношеском возрасте.

Предмет исследования: личностные и средовые предпосылки субъектной личностной позиции в юношеском возрасте.

Цель исследования: выявление взаимосвязи особенностей личностных и средовых детерминант жизни выпускников школ и уровня социально-психологической адаптации как интегральной характеристики сформированности субъектности личности.

Гипотезами исследования явились следующие предположения:

1. Уровень сформированное&tradeсоциально-психологической адаптации можно рассматривать как интегральную характеристику сформированности субъектности личности.

2. Личностными предпосылками субъектности является сформированность ответственного поведения, интернального локуса контроля, развитых коммуникативно-организаторских навыков, эмоциональной компетентности, отсутствие существенных мотивационно-смысловых конфликтов.

3. Развитию психологических предпосылок субъектности личности способствуют как расширение возможностей для самореализации старшеклассников (благоприятная образовательная, семейная, социальная средавыбор школы, программы обучения) так и усложнение условий их взросления (неблагополучная семья, противоречивость влияния социального окружения).

Для проверки выдвинутых гипотез и достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Определить специфику социально-психологической адаптированности личности в современных условиях (на примере выпускников школ).

2. Установить личностные особенности, наиболее существенно влияющие на социально-психологическую адаптацию.

3. Выделить наиболее значимые в современных социальных условиях средовые факторы, влияющие на социальную адаптацию в юношеском возрасте.

Методологической основой исследования являются принципы развития (Л.С. Выготский), единства внешнего и внутреннего в развитии психологических явлений (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Анциферова), деятельностный подход (А.Н. Леонтьев). Теоретическими основами исследования стали идеи А. В. Брушлинского, И. С. Кона, В. И. Слободчикова касающиеся психологии субъектной активности.

Методы исследования: — метод теоретического анализа;

— эмпирические методы: опросник социально-психологической адаптированное&trade- (шкала С ПА) (К. Роджерс и Р. Даймонд, модифицированный вариант А. К. Осницкого, 1998), методика «Уровень соотношения значимости и доступности ценностей в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова, 1996), опросник «Ответственность» (В.П. Прядеин, 1998), тест-опросник уровня субъективного контроля (УСК) (В.В. Бажин, Е. А. Голыкина, A.M. Эткинд), методика выявления и оценки коммуникативных и организаторских склонностей старшеклассников (КОС-1) (В.В. Синявский, В.А. Федорошин), самооценка личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер — Ю. Л. Ханин).

— методы статистической обработки данных: анализ средних значений, t-критерий Стьюдента для определения достоверности регистрируемых различий, корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Пирсона.

База исследования: учащиеся одиннадцатых классов средних образовательных учреждений г. Краснодара № 3, 17, 24, 56, 72, 77, 84, 89, 90, 93 и курсанты кадетского корпуса в возрасте 16−17 лет. Всего выборка составила 492 человека, из них: 258 девушек и 234 юношей. Исследование проводилось в три основных этапа.

Первый этап (1997;1999 гг.) включал анализ научной литературы по теме исследования, определение проблемы.

Второй этап (1999;2000 гг.) заключался в формулировке теоретических положений, требующих экспериментального подтверждения, в выборе методических средств для исследования.

Третий этап (2000;2001 гг.) состоял в проведении экспериментальной работы, количественном и качественном анализе полученных результатов. На защиту выносятся следующие положения:

1. Уровень социально-психологической адаптации может рассматриваться как индикатор сформированное&tradeсубъектности личности.

2. Наиболее значимыми личностными факторами социально-психологической адаптации старшеклассников являются ответственность, уровень субъективного контроля, уровень тревожности, наличие мотивационно-смыслового конфликта. Среди средовых факторов наиболее важны такие как: местонахождение образовательного учреждения, программа обучения, количество поколений живущих вместе в одной семье.

3. Внешние условия развития личности как благоприятные, так и неблагоприятные оказывают неоднозначное влияние на социально-психологическую адаптацию, направляя ее как по адаптивному, так и дезадаптивному пути.

К новым научным результатам, по нашему мнению, можно отнести следующее: социально-психологическая адаптация рассмотрена как интегральная характеристика сформированности субъектности личностиопределены особенности и психологические предпосылки социально-психологической адаптации современных старшеклассниковпрослежена связь успешности формирования субъектности с условиями их социализации в меняющемся мире.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Проведенное исследование расширяет представления о психологических факторах социально-психологической адаптированности в современной жизненной среде.

Представленный личностно-ориентированный подход к рассмотрению социально психологической адаптации позволяет проводить комплексную диагностику, ориентированную на выявление индивидуальных психологических причин возникающей дезадаптации.

Полученные данные могут быть использованы для создания образовательных программ, способствующих развитию субъектной позиции личности.

Предлагаемый в работе подход может быть использован для создания программ самоанализа и саморазвития подростков и юношей.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивались исходными методологическими и теоретическими позициями, адекватностью методов исследования его задачам, цели и логике, корректным использованием математических методов обработки и анализа данных, представительностью выборки.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результату исследований докладывались на заседании кафедры прикладной психологии КубГУ, на XI, XII и XIII региональных научно-практических конференциях «Основные направления развития региональной системы социально-психологической поддержки населения» (г. Краснодар, 1998, 1999,.

2000), на всероссийском научно-практический семинаре «Перспективы и проблемы развития службы практической психологии в системе образования России» (г. Ростов-на-Дону, 2000), на международной межвузовской конференции «Психология XXI века» (г. Санкт — Петербург,.

2001), на научно-практической конференции «Проблемы самореализации мужчины и женщины в современном российском обществе» (г. Краснодар, 2001). На основе исследования разработаны учебные курсы: «Работа психолога психолого-медико-социального центра», включенный в программу социально-педагогического института Кубанского государственного университета, «Психология развития», включенный в программу повышения квалификации учителей в Краснодарском центре развития образования и спецкурс «Формирование субъектности личности в современной жизненной среде», включенный в программу непрерывного образования психологов школ Краснодарского края в «Городском центре диагностики, коррекции и психологической помощи детям и подросткам «Детство». Разработана и реализована программа психологической поддержки одаренных детей с целью формирования у них гибких адаптивных механизмов взаимодействия с внешним миром (г. Анапа — г. Краснодар 1998;1999 гг.).

Результаты исследования соотношения значимости и доступности ценностей чГерминальные ценности Сравниваемые N. группы: N Активность Здоровье Интересная работа Переживание прекрасного Любовь Материальное благополучие Наличие друзей Уверенность Познание Независимость Семейная жизнь Творчество Суммарный показатель R юноши 2,0 2.3 2,4 2,2 2,3 2,1 1,9 1.9 2,4 2,4 3.0 2.2 27,7 девушки 2,2 2,2 2,8 2,2 2,0 2,9 2,3 2.3 2,4 2,9 2,6 2.3 29,4.

Значения t-критерия Стьюдента (п=492) 0,83 0.44 1,25 0,00 1,01 2,09 1,58 1,59 0,00 1,62 1,12 0,38 0,88 девушек наличествует внутренний конфликт по поводузначимости и доступности материального благополучия. Девушки, отмечая значимость отсутствия материальных затруднений, в меньшей степени знают способ достижения обеспеченной жизни.

К статистически значимым результатам относятся данные о том, что в проявлении ответственности у девушек более высокий уровень эмоциональности астенической (ЭА), чем у юношей (22,42 и 20,65). Таким образом, в ходе реализации и при неуспехе в ответственном деле девушки испытывают отрицательные эмоции, проявляя эмоциональную незрелость. Однако показатели эгоцентрической составляющей мотивации (МЭ), осведомленности (КОСВ), экстернальности (РЭ) и трудностей (TP) в реализации ответственности у них ниже (см. рис.20). Следовательно, можно сделать вывод о том, что для девушек реализация ответственности в меньшей степени связана с получением вознаграждения или избежания личных осложнений, они меньше перекладывают ответственность на других, отличие от юношей.

МЭ.

КОСВ.

ЭА.

РЭ.

TP.

I юноши девушки.

Рис. 20. Средние значения результатов по методике «Ответственность» девушек и юношей достигшие значимых различий на уровне р<0,05.

— а— Юноши.

— Девушки.

Рис. 21. Профили уровня субъективного контроля юношей и девушек.

Тип контроля в области неудач, семейных и в производственных отношениях, как у юношей, так и у девушек экстернальный (стены меньше нормы — 5,5) (рис. 21, таблица 53). Таким образом, старшеклассники склонны приписывать ответственность за события связанные с личным неуспехом, семьей, профессиональной деятельностью внешним факторам (другим людям, случаю, судьбе, и т. п.). Причем девушки склонны к этому в большей степени, чем юноши. Однако проявление незрелости именно в этих сферах выпускницами школ семнадцатилетними членами общества может привести.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Предпринятое нами теоретическое и эмпирическое исследование особенностей социально-психологической адаптации, как интегральной характеристики сформированности субъектности личности, дает возможность сформулировать ряд методологически значимых выводов, касающихся самой проблемы, а также исследовательской и коррекционно-развивающей стратегий.

В работе показана необходимость исходить как из личностных особенностей старшеклассников, как субъектов социально-психологической адаптации, так и из особенностей жизненной среды. Это создает возможность для более целостного понимания личности и тех проблем, которые возникают в процессе социально-психологической адаптации.

В исследовании отражены особенности формирования социально-психологической адаптации старшеклассников в зависимости от места нахождения образовательного учреждения (центр — периферия), образовательной программы (специализированная — общеобразовательная), уровня успешности обучения (успевающие на «5», на «4», на «3»), состава семьи (семья благополучная — неблагополучная, полная — неполная, семья в два — в три поколения, малодетная — многодетная) и тендерных различий. Проанализированы общие и особенные тенденции.

В работе показано, что изучение отдельно взятых психологических характеристик субъектов социально-психологической адаптации оказывается недостаточным для строгого научного представления уровня социально-психологической адаптации старшеклассников живущих в меняющемся мире, поскольку такая исследовательская стратегия не позволяет реализовать индивидуальный подход.

Исходя из этого, в исследовании автором представлен подход, согласно которому возникновение дезадаптации в значительной степени обусловлено особенностями личностного развития, проявляющимися во взаимодействии с жизненной средой.

Отметим основные выводы, которые сделаны на основании поведенного нами исследования:

1. Социально-психологическая адаптация старшеклассников в современном обществе достигается через формирование таких образований личности как ответственное поведение, внутренний локус контроля, развитые коммуникативно-организаторские навыки, эмоциональная компетентность и отсутствие значительных противоречий в мотивационно-смысловой сфере.

2. Условиями, наиболее влияющими на социально-психологическую адаптацию личности, являются: тендерные различия, программы обучения (общеобразовательная, специализированная), местонахождение общеобразовательного учреждения (центральная часть города, периферия), состав семьи воспитания (семья в два поколения — семья в три поколения и более).

3. Развитию психологических предпосылок субъектности личности способствуют как усложнение условий их взросления (неблагополучная или неполная семья, противоречивость влияния социального окружения), так и расширение возможностей для самореализации старшеклассников (благоприятная образовательная, семейная, социальная средавыбор места и программы обучения).

4. Формирование субъектности современных молодых людей имеет свою специфику, связанную с условиями социализации.

4.1. Особенность формирования субъектности выпускников специализированных классов состоит в том, что оно осуществляется за счет высокого уровня самопринятия, отсутствия мотивационно-смыслового конфликта, развитых коммуникативных навыков, а общеобразовательных — эмоционального комфорта, низкого уровня проявления эскапизма, развитых организаторских навыков, проявления независимости.

4.2. Отличительная черта формирования субъектности старшеклассников отлично успевающих состоит в том, что оно осуществляется, прежде всего, за счет активности, способности брать ответственность на себястаршеклассников хорошо и удовлетворительно успевающих — за счет более высокого уровня принятия других и эмоциональной стеничности.

4.3. Различия формирования субъектности старшеклассников, обучающихся в образовательных учреждениях, расположенных в центре города, состоит в том, что оно осуществляется за счет высокого уровня самопринятия, проявления ответственного поведения, реализации накопленного опыта при решении жизненных задач, а на периферииэмоционального комфорта, отсутствия мотивационно-смыслового конфликта.

4.4. Особенность формирования субъектности старшеклассников из семьи в два поколения состоит в том, что оно осуществляется за счет высокого уровня эмоционального комфорта, интернального типа контроля в области достижений, развитых коммуникативных навыков, а старшеклассников из семьи в три и более поколений — отсутствия мотивационно-смыслового конфликта, проявления самостоятельности в ответственном деле.

4.5. Субъектность юношей базируется на более высоком уровне интернальности, самопринятия и более низком уровне тревожности по сравнению с девушками. В основе субъектности девушек лежит стремление к лидерству, более высокий уровень принятия других по сравнению с юношами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю. Г. Особенности представлений учащихся о пространстве школьной среды: Автореф. канд. дис. — М., 1995. — 21 с.
  2. Абульханова Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. — М., 1989. — С. 110−134.
  3. Абульханова Славская К. А. Типология активности личности // Психологический журнал — 1985. — Т.6. — № 5. — С. 3−18.
  4. Абульханова Славская К. А. Личностная регуляция времени // Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь / Ред. Б. Ф. Ломов, К.А. Абульханова-Славская. — М., 1990. -С.114−129.
  5. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания. 1977. — С. 187 249. %
  7. .Г. Социальные ситуации развития личности и ее статус / Избранные психологические труды. М.: 1980. Т. 1. — С. 124−135.
  8. А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении / Пер. с англ. М.: Апель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 752 с. (Серия «Кафедра психологии»). — С. 689 700.
  9. Г. М. Психология социального познания. М., 1997. — С. 162 -175.
  10. Ю.Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности. / Человек в системе наук. М.: 1989. — С. 426−433.
  11. А.Г. Движущие силы и условия развития личности. / Психология личности. М.: 1990. — С. 152−172.
  12. А. А. Основы социально-психологической теории / Ред. А. А. Бодалев, А. Н. Сухов. М.: 1995.- С. 45−61.
  13. А.А. Психологическое общение. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Н.П.О, «Модек», 1996.- 256 с.
  14. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995.
  15. .С. Аномалия личности. М., 1988.
  16. А.В. Проблема субъекта в психологической науке (статья первая) //Психол. журн. 1991. — Т. 12. — № 6. — С.3−10.
  17. А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Наука, 1994.
  18. Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
  19. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.
  20. В.Я. Психопатология подросткового возраста (теоретический, клинический и судебно-психиатрический аспекты). Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. -310 с.
  21. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988.
  22. X. Мозг и сознание. М., 1971. — 233 с.
  23. Л.И. Типология ответственности и личные условия ее реализации: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1990.
  24. С.Д., Ясвин В. Д. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995.
  25. У. Психология. М: Педагогика, 1999.
  26. До донов Б. И. Эмоция как ценность. М., 1978. — С. 12−18.
  27. Ю.Н. Активное социально психологическое обучение.-Издат Лен. ГоС. Ун., 1985.-162 с.
  28. Ю.М., Петровская Л. А., Соловьёва О. В. Введение в практическую и социальную психологию. М.: Смысл, 1996.- 373 с.
  29. ЗЗ.Захаржевский В. Б. Физиологические аспекты невротической и психосоматической патологии: механизмы специфичности психовегетативного эффекта.- Л.: Наука, 1990 С. 150
  30. В.В. Понимание субъектом правды о моральном поступке другого человека: нормативная этика и психология нравственного сознания // Психол. журн. 1993. — Т.14.- С.32−43.
  31. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: МГУ, 1991.
  32. В.В., Разумов А. Е. Догматизм теории дефицит ответственности. Философия и некоторые уроки прошлого // Коммунист. — 1988. -№ 12. -С.60−72.
  33. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991.
  34. А.Г. Личность воспитывает себя. М., 1983.
  35. Г. Д. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. — № 1.
  36. М.И. Пассионарность как психологический феномен: Сб. науч. тр./ Психологические проблемы самореализации личности / Изд. СПб Ун-та, 1999.
  37. Кон И.С. В поисках «Я». М.: Политиздат.- 1984. — С.15−33.
  38. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М. -1984.
  39. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 225 с.
  40. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988.
  41. О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: 1989, С.158−171.
  42. Е.П. // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 4 / Под ред. Е. Ф. Рыбалко. JI.A. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. — 2000. — С. 147−154.
  43. Т.В., Смирнов С. Д., Григоренко E.JI. Факторы социального и психологического неблагополучия подростков // Вопросы психологии. -№ 1. 2001. — С. 107−122.
  44. С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. М.: Генезис, 1997. -288 с.
  45. Н., Леонтьева О. Образование ориентированное на свободу и самоопределение ребенка. // Директор школы. 2001. — № 2. — С.65−76.
  46. В.Т., Уразалиева Г. К. Субъект деятельности в онтогенезе // Вопросы психологии. 2001. — № 4. — С. 14−30.
  47. B.C., Морозова B.C. Формирование социальной ответственности у студентов педагогического вуза // Сов. педагогика. -1983. № 5. — С.93−96.
  48. Н.В. Выявление и воспитание мотива ответственного отношения школьников к учению // Теория и методика воспитания ответственного отношения школьников к учению. Омск, 1983. — С.55−66.
  49. Кулагина И. Ю Возрастная психология. М., 1998.
  50. А.Ф. Избранные труды по психологии. М., 1997.
  51. В.П. Педагогика. № 5. — 1996. -С.24−26.
  52. А. Н. Философия психологии. М.: 1994, 278 с.
  53. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. — 1975. — С. 206 230.
  54. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
  55. О.В. Психологические условия становления личности подростка и юноши в обстановке социального кризиса // Мир психологии и психология в мире. 1994. — № 0. — С.47−57.
  56. Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь / Принцип развития в психологии. М., 1988. — С.156−172.
  57. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: 1984.
  58. С.А. Формирование активной социальной позиции школьников в процессе воспитания ответственного отношения к учению // Система форм и методов воспитания ответственного отношения школьников к учению. Омск, 1990. — С.83−90.
  59. И.С. Ответственность школьника: пути воспитания // Сов. педагогика. 1987. — № 5. — С. 15−18.
  60. Е.Л. Ты мы: Психологические возможности улучшения общения. — М.: Прогресс. — 1986.- 265с.
  61. Н.А. Ответственность и перестройка // Филос. науки. 1989. -№ 2.- С.3−10.
  62. Д. И. Психология пространственного восприятия. Ереван, 1990.
  63. А.В. Социализация и воспитание. М.:Сентябрь, 1997. — 96 с.
  64. А.В. Введение в социальную педагогику. М., Институт практической психологии, 1997.
  65. К. Психология ответственности. JL, 1983.
  66. О.В., Табатчикова Л. П., Прядеин В. П. Соотношение уровня ответственности по данным самооценки школьников и родителей // Новые технологии в работе школьного практического психолога. Теория и реальность. Екатеринбург, 1997. — С.52−55.
  67. В.Н. Психология отношений. Москва-Воронеж, 1995.
  68. Основы социально-психологической теории. Под редакцией Бодалева А. А., Сухова А.Н.-М.: Маждународная педагогическая академия, 1995.-412с.
  69. В.И. Состояние и проблемы экологической психологии // Психологическая наука и образование. 1998. — № 1. — С.35−41.
  70. Я., Савицкий И. Свобода и ответственность: к вопросу о философии образования // Филос. науки. 1988. — № 4. — С.98−100.
  71. Педагогическая психология. М.: 1996. С. 198−204.
  72. Л.А. Компетентность в общении. М.: Изд-во МГУ, 1989.-216с.
  73. А.В. Социальная психология. М: Просвещение, 1987.
  74. В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Просвещение, 1992.
  75. В.А. Феномен субъектности в психологии личности: Автореф. докт. дис. М. 1994.
  76. В.П. Половозрастные особенности ответственности личности. -Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 1998. 291 с.
  77. Психологические проблемы самореализации личности: Сб. научных трудов / Под. ред. О. Г. Кукосяна Краснодар, 2000 г., 188 с.
  78. Психологический словарь Под ред. В. П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 440 с.
  79. Психология аномальных детей и подростков патопсихология М.: Изд-во «Институт практической психологии», — Воронеж: НПО «МОДЭК" — 128 с.
  80. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция JI.B. Куликова. СПб.: Питер, 2001. — 480с. — Серия «Христоматия по психологии»).
  81. C.JI. Основы общей психологии. М., 1946.
  82. C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. М.: Педагогика, 1989. — 328 с. — (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
  83. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
  84. C.JI. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция JI.B. Куликова. СПб.: Питер, 2001. — 480 С. — (Серия «Христаматия по психологии»), С. 23.
  85. Е.В. Социальная психология: Курс лекций. М.: ИНФА-М- Новосибирск: ИГАЭиУ, 1997.-224с.
  86. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.:Прогресс, 1990.- 220с.
  87. Э.И. Свобода и ответственность личности. Минск, 1979.
  88. Рукавишников А. А, Соколова М. В. Опросник приспособленности Белла. Руководство/под ред. Чиркова В. И., 2-ое издание. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1993.
  89. З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. Краснодар: Кубанский государственный университет, 1995.
  90. В.И., Гаврилина С. А. Взаимосвязь воли и самоконтроля вучебной деятельности студентов // Психолог, журнал. Т. 12 — № 5. — С.44−50.
  91. Н.И. Ответственность как стержневое качество личности старшеклассника: сущность, функции, структура // Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. М., 1987. — С.48−51.
  92. В.И. Реальность субъективного духа // Человек. 1994. -+ № 5.-С. 21−38.
  93. В.М. // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 4 / Под ред. Е. Ф. Рыбалко. Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. С. 121−133.
  94. М.В. Уровни развития у старшеклассников ответственного отношения к труду // Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. М., 1987. — С. 11−114.
  95. Е.Г. Личностный аспект трудности общения в юношескомвозрасте: Автореф. диС. канд. псих. наук. Краснодар, 1999. — 21с.
  96. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев и др.- Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М.: Издательский центр «Академия», 2001, 600с.
  97. А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
  98. Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: Изд. «Феникс», 1995.- 736с.
  99. Теслер Лоуренс Дж. Компьютерные сети в 90-х годах // В мире науки. -1991.-№ 11.
  100. М.А. Методология исследования соотношения семейных и внесемейных ценностных ориентации: Автореф. канд. дис. М., 1999.
  101. Г. Л. Разум, воля, успех: Офилософии поступка. Л., 1990.
  102. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии.
  103. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 368с.
  104. Д.И. Психология становления личности. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 192с.
  105. А.В., Липинский В. К., Князев В. Н. Производственная социология, психология и педагогика. М., 1989.
  106. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
  107. Хрестоматия по социальной психологии. Учебное пособие для студентов под редакцией Кутасовой Т.- М.: Международная педагогическая академия, 1994.- 222с.
  108. И.М. Оптимальное сочетание форм учебной работы на уроке -условие формирования ответственного отношения учеников к учению // Теория и методика воспитания ответственного отношения школьников к учению.-Омск, 1983.- С.109−121.
  109. Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. 2001. — № 1. — С.3−18.
  110. В.В. Современный словарь по психологии. Мн.: «Современное слово», 1998. — С. 186
  111. И.С. Требование к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопр. психол. 1994. — № 2. — С.64−76.
  112. П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности // Психологический журнал. 1981. — № 4. — С. 142−147.
  113. М.Г. История психологии. 3-е, перераб. изд.- М.: Мысль, 1985.- 575 с.
  114. Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. 1999. — № 6. — С.54−58.
  115. В.А. Психологическое моделирование образовательных сред // Психологический журнал. 2000. — Т. 21. — № 4. — С. 79−88.
Заполнить форму текущей работой