Личностные и средовые детерминанты формирования субъектности личности
Диссертация
Эмпирические методы: опросник социально-психологической адаптированное&trade- (шкала С ПА) (К. Роджерс и Р. Даймонд, модифицированный вариант А. К. Осницкого, 1998), методика «Уровень соотношения значимости и доступности ценностей в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова, 1996), опросник «Ответственность» (В.П. Прядеин, 1998), тест-опросник уровня субъективного контроля (УСК) (В.В. Бажин, Е… Читать ещё >
Содержание
- 1. АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА СОЦИАЛЬНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
- 1. 1. Человек как субъект жизни
- 1. 2. Основные подходы к пониманию социально-психологической адаптации
- 1. 2. 1. Социально-психологическая адаптация как одна из составляющих процесса социализации
- 1. 2. 2. Формирование социально-психологической адаптации. Проблемы дезадаптации
- 2. 1. Влияние индивидуально-личностных особенностей на формирование субъектности личности
- 2. 1. 1. Феномен ответственности как предпосылка сформированное&trade- субъектности личности
- 2. 1. 2. Уровень субъективного контроля личности как предпосылка сформированности субъектности личности
- 2. 1. 3. Соотношение значимости и доступности ценностей как предпосылка сформированности субъектности
- 2. 1. 4. Роль общения в формировании субъектности личности
- 2. 1. 5. Эмоциональная компетентность как предпосылка сформированности субъектности личности
- 2. 2. Роль среды в формировании субъектности личности
- 2. 2. 1. Психология среды
- 2. 2. 2. Влияние образовательной среды на развитие субъектности
- 3. 1. Характеристика выборки
- 3. 2. Обоснование программы исследования
- 3. 3. Организация исследования, методы исследования
- 5. 1. Программа обучения как фактор, определяющий формирование субъектности личности
- 5. 2. Учебная успешность как фактор, определяющий формирование субъектности личности
- 5. 3. Местонахождение образовательного учреждения как фактор, определяющий формирование субъектности личности
- 5. 4. Семья как фактор, определяющий формирование субъектности личности
- 5. 5. Тендерные различия как фактор, определяющий формирование субъектности личности
Список литературы
- Абрамова Ю. Г. Особенности представлений учащихся о пространстве школьной среды: Автореф. канд. дис. — М., 1995. — 21 с.
- Абульханова Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. — М., 1989. — С. 110−134.
- Абульханова Славская К. А. Типология активности личности // Психологический журнал — 1985. — Т.6. — № 5. — С. 3−18.
- Абульханова Славская К. А. Личностная регуляция времени // Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь / Ред. Б. Ф. Ломов, К.А. Абульханова-Славская. — М., 1990. -С.114−129.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. 1977. — С. 187 249. %
- Ананьев Б.Г. Социальные ситуации развития личности и ее статус / Избранные психологические труды. М.: 1980. Т. 1. — С. 124−135.
- Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении / Пер. с англ. М.: Апель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 752 с. (Серия «Кафедра психологии»). — С. 689 700.
- Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 1997. — С. 162 -175.
- Ю.Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности. / Человек в системе наук. М.: 1989. — С. 426−433.
- Асмолов А.Г. Движущие силы и условия развития личности. / Психология личности. М.: 1990. — С. 152−172.
- Бодалев А. А. Основы социально-психологической теории / Ред. А. А. Бодалев, А. Н. Сухов. М.: 1995.- С. 45−61.
- Бодалев А.А. Психологическое общение. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Н.П.О, «Модек», 1996.- 256 с.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995.
- Братусь Б.С. Аномалия личности. М., 1988.
- Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке (статья первая) //Психол. журн. 1991. — Т. 12. — № 6. — С.3−10.
- Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Наука, 1994.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
- Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.
- Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста (теоретический, клинический и судебно-психиатрический аспекты). Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. -310 с.
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988.
- Дельдаго X. Мозг и сознание. М., 1971. — 233 с.
- Дементий Л.И. Типология ответственности и личные условия ее реализации: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1990.
- Дерябо С.Д., Ясвин В. Д. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995.
- Джемс У. Психология. М: Педагогика, 1999.
- До донов Б. И. Эмоция как ценность. М., 1978. — С. 12−18.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально психологическое обучение.-Издат Лен. ГоС. Ун., 1985.-162 с.
- Жуков Ю.М., Петровская Л. А., Соловьёва О. В. Введение в практическую и социальную психологию. М.: Смысл, 1996.- 373 с.
- ЗЗ.Захаржевский В. Б. Физиологические аспекты невротической и психосоматической патологии: механизмы специфичности психовегетативного эффекта.- Л.: Наука, 1990 С. 150
- Знаков В.В. Понимание субъектом правды о моральном поступке другого человека: нормативная этика и психология нравственного сознания // Психол. журн. 1993. — Т.14.- С.32−43.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: МГУ, 1991.
- Ильин В.В., Разумов А. Е. Догматизм теории дефицит ответственности. Философия и некоторые уроки прошлого // Коммунист. — 1988. -№ 12. -С.60−72.
- Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991.
- Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М., 1983.
- Ковалев Г. Д. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. — № 1.
- Коваленко М.И. Пассионарность как психологический феномен: Сб. науч. тр./ Психологические проблемы самореализации личности / Изд. СПб Ун-та, 1999.
- Кон И.С. В поисках «Я». М.: Политиздат.- 1984. — С.15−33.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М. -1984.
- Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 225 с.
- Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988.
- Конопкин О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: 1989, С.158−171.
- Кораблина Е.П. // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 4 / Под ред. Е. Ф. Рыбалко. JI.A. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. — 2000. — С. 147−154.
- Корнилова Т.В., Смирнов С. Д., Григоренко E.JI. Факторы социального и психологического неблагополучия подростков // Вопросы психологии. -№ 1. 2001. — С. 107−122.
- Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. М.: Генезис, 1997. -288 с.
- Крылова Н., Леонтьева О. Образование ориентированное на свободу и самоопределение ребенка. // Директор школы. 2001. — № 2. — С.65−76.
- Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г. К. Субъект деятельности в онтогенезе // Вопросы психологии. 2001. — № 4. — С. 14−30.
- Кузнецова B.C., Морозова B.C. Формирование социальной ответственности у студентов педагогического вуза // Сов. педагогика. -1983. № 5. — С.93−96.
- Кузнецова Н.В. Выявление и воспитание мотива ответственного отношения школьников к учению // Теория и методика воспитания ответственного отношения школьников к учению. Омск, 1983. — С.55−66.
- Кулагина И. Ю Возрастная психология. М., 1998.
- Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. М., 1997.
- Лебедева В.П. Педагогика. № 5. — 1996. -С.24−26.
- Леонтьев А. Н. Философия психологии. М.: 1994, 278 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. — 1975. — С. 206 230.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
- Лишин О.В. Психологические условия становления личности подростка и юноши в обстановке социального кризиса // Мир психологии и психология в мире. 1994. — № 0. — С.47−57.
- Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь / Принцип развития в психологии. М., 1988. — С.156−172.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: 1984.
- Маврина С.А. Формирование активной социальной позиции школьников в процессе воспитания ответственного отношения к учению // Система форм и методов воспитания ответственного отношения школьников к учению. Омск, 1990. — С.83−90.
- Марьенко И.С. Ответственность школьника: пути воспитания // Сов. педагогика. 1987. — № 5. — С. 15−18.
- Мелибурда Е.Л. Ты мы: Психологические возможности улучшения общения. — М.: Прогресс. — 1986.- 265с.
- Минкина Н.А. Ответственность и перестройка // Филос. науки. 1989. -№ 2.- С.3−10.
- Миракян Д. И. Психология пространственного восприятия. Ереван, 1990.
- Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М.:Сентябрь, 1997. — 96 с.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., Институт практической психологии, 1997.
- Муздыбаев К. Психология ответственности. JL, 1983.
- Мухлынина О.В., Табатчикова Л. П., Прядеин В. П. Соотношение уровня ответственности по данным самооценки школьников и родителей // Новые технологии в работе школьного практического психолога. Теория и реальность. Екатеринбург, 1997. — С.52−55.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва-Воронеж, 1995.
- Основы социально-психологической теории. Под редакцией Бодалева А. А., Сухова А.Н.-М.: Маждународная педагогическая академия, 1995.-412с.
- Панов В.И. Состояние и проблемы экологической психологии // Психологическая наука и образование. 1998. — № 1. — С.35−41.
- Патек Я., Савицкий И. Свобода и ответственность: к вопросу о философии образования // Филос. науки. 1988. — № 4. — С.98−100.
- Педагогическая психология. М.: 1996. С. 198−204.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: Изд-во МГУ, 1989.-216с.
- Петровский А.В. Социальная психология. М: Просвещение, 1987.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Просвещение, 1992.
- Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности: Автореф. докт. дис. М. 1994.
- Прядеин В.П. Половозрастные особенности ответственности личности. -Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 1998. 291 с.
- Психологические проблемы самореализации личности: Сб. научных трудов / Под. ред. О. Г. Кукосяна Краснодар, 2000 г., 188 с.
- Психологический словарь Под ред. В. П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 440 с.
- Психология аномальных детей и подростков патопсихология М.: Изд-во «Институт практической психологии», — Воронеж: НПО «МОДЭК" — 128 с.
- Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция JI.B. Куликова. СПб.: Питер, 2001. — 480с. — Серия «Христоматия по психологии»).
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М., 1946.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. М.: Педагогика, 1989. — 328 с. — (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
- Рубинштейн C.JI. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция JI.B. Куликова. СПб.: Питер, 2001. — 480 С. — (Серия «Христаматия по психологии»), С. 23.
- Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. М.: ИНФА-М- Новосибирск: ИГАЭиУ, 1997.-224с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.:Прогресс, 1990.- 220с.
- Рудковский Э.И. Свобода и ответственность личности. Минск, 1979.
- Рукавишников А. А, Соколова М. В. Опросник приспособленности Белла. Руководство/под ред. Чиркова В. И., 2-ое издание. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1993.
- Рябикина З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. Краснодар: Кубанский государственный университет, 1995.
- Селеванлов В.И., Гаврилина С. А. Взаимосвязь воли и самоконтроля вучебной деятельности студентов // Психолог, журнал. Т. 12 — № 5. — С.44−50.
- Скорбилина Н.И. Ответственность как стержневое качество личности старшеклассника: сущность, функции, структура // Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. М., 1987. — С.48−51.
- Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа // Человек. 1994. -+ № 5.-С. 21−38.
- Снетков В.М. // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 4 / Под ред. Е. Ф. Рыбалко. Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. С. 121−133.
- Совчин М.В. Уровни развития у старшеклассников ответственного отношения к труду // Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. М., 1987. — С. 11−114.
- Сомова Е.Г. Личностный аспект трудности общения в юношескомвозрасте: Автореф. диС. канд. псих. наук. Краснодар, 1999. — 21с.
- Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев и др.- Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М.: Издательский центр «Академия», 2001, 600с.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: Изд. «Феникс», 1995.- 736с.
- Теслер Лоуренс Дж. Компьютерные сети в 90-х годах // В мире науки. -1991.-№ 11.
- Толмакова М.А. Методология исследования соотношения семейных и внесемейных ценностных ориентации: Автореф. канд. дис. М., 1999.
- Тульчинский Г. Л. Разум, воля, успех: Офилософии поступка. Л., 1990.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии.
- М.: Международная педагогическая академия, 1995. 368с.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 192с.
- Филипов А.В., Липинский В. К., Князев В. Н. Производственная социология, психология и педагогика. М., 1989.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
- Хрестоматия по социальной психологии. Учебное пособие для студентов под редакцией Кутасовой Т.- М.: Международная педагогическая академия, 1994.- 222с.
- Чередов И.М. Оптимальное сочетание форм учебной работы на уроке -условие формирования ответственного отношения учеников к учению // Теория и методика воспитания ответственного отношения школьников к учению.-Омск, 1983.- С.109−121.
- Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. 2001. — № 1. — С.3−18.
- Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. Мн.: «Современное слово», 1998. — С. 186
- Якиманская И.С. Требование к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопр. психол. 1994. — № 2. — С.64−76.
- Якобсон П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности // Психологический журнал. 1981. — № 4. — С. 142−147.
- Ярошевский М.Г. История психологии. 3-е, перераб. изд.- М.: Мысль, 1985.- 575 с.
- Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. 1999. — № 6. — С.54−58.
- Ясвин В.А. Психологическое моделирование образовательных сред // Психологический журнал. 2000. — Т. 21. — № 4. — С. 79−88.