Старшие и младшие славянофилы
Появление славянофильства тождественно зарождению самобытной русской философии, хотя некоторые особые идеи прослеживаются в русской мысли, начиная с X—XI вв. До славянофилов практически вся русская мысль была подражательной, направленной на усвоение западных достижений. А. С. Хомяков и И. В. Киреевский выдвинули положение о принципиальной «несхожести» России и Запада, о самобытности русского… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава I. История славянофильства
- Глава II. Философия и мировоззрение славянофилов
- Заключение
- Список литературы
В настоящее время актуально как переосмысление русской истории (следует отметить, что историософская рефлексия вообще характерна для русской философской мысли), так и вообще обращение к различным историческим, культурологическим и философским концепциям по причине культурного кризиса и других проблем современности. Вопросы, поднимавшиеся мыслителями XIX и начала XX столетий, остаются значимыми и в наше время: каков исторический путь России, насколько он связан со славянским этносом и восточной моделью христианства, принятой при князе Владимире, насколько путь России является уникальным на фоне мировой истории, представляет ли собой Россия (славянство) уникальное образование или же часть европейской цивилизации. Эти и другие вопросы могут найти разрешение или хотя бы прояснение в трудах славянофилов и западников, философов и культурологов позапрошлого и прошлого столетий.
Философия и мировоззрение славянофилов продолжают оставаться привлекательными для многих русских людей. Задачей данной работы является дать характеристику славянофильству как философскому направлению и проследить историю его развития в XIX столетии. В первой главе излагаются общие положения славянофильской теории и история развития славянофильства на основании статьи П. Милюкова «Славянофилы», размещенной в словаре Брокгауза и Ефрона. Во второй главе рассматриваются концепции основных представителей рассматриваемого направления. Основные
выводы по истории славянофильства сделаны в
Заключении.
Для написания данной работы использованы труды и пособия по русской философии, статьи исследователей по русской философии (см.
Список литературы).
Список литературы
- Гидиринский В. И. Введение в русскую философию: Типологический аспект. М., 2003.
- Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа / Сост. П. В. Алексеева; Подгот. текста и примеч. Р. К. Медведевой; Вступ. ст. В. Н. Жукова и М. А. Маслина. М., 1997.
- Леонтьев К. Н. Владимир Соловьев против Данилевского // Леонтьев К.. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872 1891) / Общ. ред., сост. и коммент. Г. Б. Кремнева; вступ. ст. и коммент. В. И. Косика. М., 1996.
- Милюков П. Славянофильство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. http://www.bibliotekar.ru/bes/218.htm
- Сапронов П. А. Русская философия. Опыт типологической характеристики. СПб., 2000.
- Элбакян Е. С. Славянофильство и западничество // Религиоведение. Энциклопедический словарь. М., 2006.