Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нравственная сфера школьника

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 14 лет ситуация еще более усложняется за счет включения рефлексии, которая является психическим новообразованием возраста. Подросток начинает сомневаться во всем: в системе нравственных знаний, в своих личностных качествах. При этом у него появляется желание вести себя по-взрослому. Если ему удается сохранить в поведении верность своему отношению к происходящему, его самооценка повышается… Читать ещё >

Нравственная сфера школьника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К движущим силам развития нравственной сферы личности относят: биологическое взросление, социальное научение и опыт разрешения сложных нравственных проблем. Важным фактором формирования нравственного сознания подростка также является достаточный уровень развития формального мышления. Высших уровней нравственного развития невозможно достичь, если отсутствует способность к гипотетико-дедуктивному мышлению, являющаяся, согласно Ж. Пиаже, высшей стадией развития интеллекта. Ее наличие является обязательным, но не единственным условием достижения высших уровней нравственного развития. Поэтому чем старше становится человек, тем меньше его нравственная сфера зависит от возраста, и все большее влияние начинает оказывать жизненный опыт.

Основным критерием нравственного развития является интернализация внешних требований, т. е. перевод внешнего контроля во внутренние нормы. Этот процесс считается осуществленным, если человек, раз за разом, ведет себя этично в ситуации, когда ему не грозит наказание за отступление от моральных норм1.

Исследователи сообщают о связи социального научения моральным нормам с той заботой, которую ребенок испытал в раннем детстве. Отсутствие прочных теплых эмоциональных связей ребенка с родителем в детстве может привести к тому, что интернализация нравственных ценностей вообще не произойдет, в то время как их наличие способствует развитию нравственности.

На формирование личной системы моральных ценностей оказывает влияние множество различных средовых факторов: учителя, друзья, школа, Интернет, телевидение и т. д. Интегральный вектор их воздействия невозможно учесть или предсказать. Установлено, что влияние многих из них может осуществляться через самооценку. Самооценка влияет на принятие или отторжение нравственных норм, на формирование нравственного поведения и нравственных установок. Известно, что высокая (адекватная) самооценка становится барьером для совершения неблаговидных поступков. Однако слишком высокий ее уровень часто указывает на плохую адаптацию в социуме (особенно в подростковый период), способствует проявлению таких качеств как высокомерие, самовлюбленность, лживость, зависть, неспособность признавать свои ошибки. Заниженная самооценка также может свидетельствовать о личностном неблагополучии и толкать на подростка на асоциальные действия и различные неблаговидные поступки.

Рассматривая динамику развития нравственной сферы личности у подростков, Р. В. Овчарова[1][2] отмечает следующую возрастную специфику. Приведем ее описание с некоторыми сокращениями.

К 13 годам нравственные ценности и нравственные отношения становятся системообразующими компонентами нравственной сферы личности. Однако они могут вступать в противоречие и конфликтовать друг с другом и с самооценкой. Следовательно, интернализация ценностей еще слаба, подросток как бы зондирует существующую систему ценностей, преломляя их через собственные мотивы, потребности и отношения. На основании этого подросток корректирует свою самооценку. Эту ситуацию автор описывает как «ум с сердцем не в ладу».

В 14 лет ситуация еще более усложняется за счет включения рефлексии, которая является психическим новообразованием возраста. Подросток начинает сомневаться во всем: в системе нравственных знаний, в своих личностных качествах. При этом у него появляется желание вести себя по-взрослому. Если ему удается сохранить в поведении верность своему отношению к происходящему, его самооценка повышается.

В 15 лет важную роль в когнитивном компоненте нравственной сферы наряду с нравственными ценностями начинает играть «нравственное самосознание».

Автор отмечает также, что на протяжении всего подросткового возраста «характерен разрыв между нравственным сознанием, самосознанием и поведением». И зачастую подросток во внешнем проявлении ведет себя кардинально противоположно своему внутреннему состоянию.

Огромное влияние па формирование нравственной сферы личности как подростка, так и взрослого человека оказывает опыт разрешения более сложных нравственных дилемм, учитывающий реалии той социальной системы, в которой происходило развитие. Например, при обследовании лиц, отказавшихся от службы во Вьетнаме, Колберг обнаружил существенный прогресс в развитии их моральных суждений. В экспериментах других психологов было установлено, что развитие моральных суждений может быть ускорено обучением и тренировкой. Согласно концепции Л. Колберга для подросткового уровня ведущим оказывается конвенциональный уровень развития морального сознания, включающий стадии:

  • 1) ориентация на поддержание хороших отношений и одобрения близких людей: родителей, друзей, знакомых (мораль «пай-мальчика»);
  • 2) ориентация на авторитет, па общество, на закон. Ориентация па власть, принятые правила, защиту социального порядка[3].
  • [1] Нравственнось, агрессия. Справедливость. Сокращенное изложение…
  • [2] Овчарова Р. В. Нравственное развитие личности: от детства к отрочеству. URL: http://cvberleninka.ru/article/n/nravstvennoe-razvitie-lichnosti-ot-detstva-k-otrochestvu (дата обращения: 08.07.2015).
  • [3] Анцыферова Л. И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Л. Колберга и его школы) // Психологический журнал. 1999.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой