Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Личностные особенности подростков, предпочитающих военные компьютерные игры

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Детство это сложный процесс развития ребенка, имеющий свои внутренние рубежи, возрастные периоды. Каждый возраст представляет качественно новый этап психического развития и характеризуется множеством особенностей, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка. Все знают о половых предпочтениях в игре: девочки играют «в дочки матери», а мальчики — «войну». Можно проследить… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретический обзор личностных особенностей подростков, играющих в компьютерные игры
    • 1. 1. Характеристика подросткового возраста в отечественных и зарубежных
  • литературах
    • 1. 2. Центральные новообразование и развитие личности в подростковом возрасте
    • 1. 3. Психологические аспекты компьютерных игр
  • Вывод
  • Глава 2. Эмпирическое исследование подростков играющих в военные компьютерные игры
    • 2. 1. Краткая характеристика программы исследования
    • 2. 2. Описание методик
    • 2. 3. Анализ и интерпретация данных
    • 2. 4. Сравнительный анализ выявления преобладающего типа отношений к окружающим у подростков, играющих в компьютерные игры по методике Лири
    • 2. 5. Сравнительный анализ индивидуальных особенностей подростков играющих в военные компьютерные игры по методике ОТКЛЭ
    • 2. 6. Итоги корреляционно факторного анализа
  • Выводы
  • Рекомендации
  • Заключение
  • Использованная
  • литература

Личностные особенности подростков, предпочитающих военные компьютерные игры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Детство это сложный процесс развития ребенка, имеющий свои внутренние рубежи, возрастные периоды. Каждый возраст представляет качественно новый этап психического развития и характеризуется множеством особенностей, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка.

Психологические особенности возраста определяется комплексом обстоятельств, прежде всего общественными условиями и образом жизни растущего человека, воспитанием и характером его практической деятельности. Психологические особенности взаимосвязаны с половыми, типологическими и индивидуальными характеристиками возраста.

Возрастные психологические особенности по-разному выражены у различных подростков. Одна или несколько черт личности могут быть развиты более других, то или иное свойство может оказаться доминирующим.

Характерным условием формирования личности в подростковом возрасте является та деятельность, которой заполняется время, свободное от основной, ведущей в данном возрасте учебной деятельности. В настоящее время почти у каждого ребенка, подростка основным проведением досуга является игры на компьютере.

Игра имеет огромное значение для нормального развития детей, являясь их ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и сохраняясь до подросткового возраста.

Все знают о половых предпочтениях в игре: девочки играют «в дочки матери», а мальчики — «войну». Можно проследить связь и между характером детей и избираемыми играми, т. е. выбор игры в значительной степени определяется индивидуально-психологическими особенностями ребенка.

Исходя из вышесказанного, актуальность выбранной темы заключается в том, что в современном мире высокое развитие компьютерных технологий непосредственно повлияло на характер и поведение подрастающего поколения, так и на формирование личности.

Цель исследования: Выявление личностных особенностей подростков, предпочитающих играть в военные компьютерные игры.

Объект исследования: 30 подростков, не играющих в компьютерные игры и 30 подростков, играющих в военные компьютерные игры.

Предмет исследования: Личностные особенности подростков.

Исходя из поставленной цели сформулированы следующие задачи:

1) провести теоретический анализ литературы по данной теме;

2) подбор методик по данной теме;

3) проведение исследования среди подростков часто посещающих компьютерные клубы;

4) обработка выявленных результатов, анализ и интерпретация;

5) сопоставление выявленных результатов с выдвинутой гипотезой и сделать соответствующие выводы;

Для разрешения этих задач, поставлены следующие гипотезы:

1) Предпочтение военных компьютерных игр отражает индивидуально психологические особенности подростков, такие как: преобладание авторитарного, независимого, агрессивного типа отношения к окружающим.

2) Существуют различия личностных особенностей между контрольной и экспериментальной группами: в экспериментальной группе более ярко выражены такие свойства личности как организованность и коллективизм.

Методологической основой исследования являются общие и специальные работы по психологии, социологии и педагогике об изучении личностных особенностей подростков играющих в военные компьютерные игры (Рейнвальд Н.И., Выготский Л. С., Божович Л. И., Мухина В. С., Эльконин Д. Б., Эриксон Э., Холл С., Шпрангер Э., Ште6рн Э., Кле М., Пиаже Ж., Шмелев А. Г, Бурмистров И. В., Фомичева Ю. В., Войкунский А. Е., Гриффит В., Шапкин С.А.).

Новизна и практическая значимость работы. На основе проведенного психологического исследования определены личностные особенности подростков, играющих в военные компьютерные игры. Практическая значимость исследования состоит в использовании данных рекомендаций, в дальнейшем успешном развитии компьютерного спорта, а также для родителей, обеспокоенных своим «ребенком-геймером». Данная работа может быть использована психологами и педагогами в практической деятельности.

Базой экспериментально-практической работы являлась школа № 7 г. Якутска — для контрольной группы и компьютерный клуб «Курсор» — для экспериментальной группы.

Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложении. Первая глава — анализ теоретико-методологических работ по данной проблеме, вторая глава — экспериментальнопрактическое исследование.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г. Избранные психологические труды: в 2-х томах — М, 1980. 432 с.
  2. Г. Г. О психологии подростков М, 1982. 432 с.
  3. О.Н., Бабанин Л. Н., Войкунский А. Е. Психологические исследования мотивации пользователей интернета // Росс. конф. По экологической психологии. Тезисы. М., 2000. 433 с.
  4. А.Г. Психология личности. М., 1990. 243 с.
  5. А.Г. Трудные подростки. М., 2000. 198 с.
  6. Бабаева Ю. Д, Ковалев В. В., Тихомиров О. К. Диалог с ЭВМ: психологические аспекты // Вопросы психологии, 1983, № 2. С. 27 32.
  7. Ю.Д., Войкунский А. Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал, 1998, № 1. С. 32 34.
  8. Е.Д. Психология особенного развития личности подростка. 1969. 342 с.
  9. Е.Л. Потребители игровой компьютерной культуры // Социологическое исследование, 2000, № 9. С. 43 45.
  10. Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995. 326 с.
  11. М.Д. «Undergraund кибер-пространства» // Рынок ценных бумаг, 1997, № 18. С. 43 48.
  12. К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991. 298 с.
  13. В мире подростка / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1982. 189 с.
  14. И.А., Осипова Е. М., Петрова Н. Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии, 2002, № 3. С. 32 38.
  15. С. А. История конверсии компьютерной игры. М., ИП РАН. 1997. 243 с.
  16. А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернет // Психологический журнал, 1999, № 1. С. 20 26.
  17. Л.С. Лекция по психологии игры // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 29 32.
  18. Ф. На стороне ребенка. Спб., 1997. 196 с.
  19. А.А. Психологические особенности суперпрограммистов // Психологический журнал, 1997, № 1. С. 32 38.
  20. А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет // Психологический журнал, 2000, № 2. С. 18 24.
  21. В.П. Живое знание. Самара, 1998. 98 с.
  22. Т.Н. Игра… Взгляд с двух сторон // Журнал «Компьютерра», 2002, № 1. С. 13 18.
  23. А.П. О подростках. М., 1970. 234 с.
  24. .В. Личность: актуальные проблемы системного подхода // Вопросы психологии, 1997, № 6. С. 19 22.
  25. И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002.-
  26. Е.Е. Игра с ЭВМ как вид творческой деятельности. Дисс. канд. психол. наук. М., 1988. 194 с.
  27. Е.С. Игровая деятельность младших школьников и подростков. Дисс. канд. психол. наук. М., 1988. 324 с.
  28. В.С. Возрастная психология. М, 1999. 456 с.
  29. Новоселова С. Л, Петку Г. П. Компьютерный мир дошкольника. М, 1997. 123 с.
  30. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. 237 с.
  31. Общая психодиагностика / под ред. Бодалева А. А. и Столина В. В. М., 1988. — 304 с.
  32. Организация работы ребенка на компьютере. http://www.samovarov.library.com
  33. Основы психодиагностики под ред. А. Г. Шмелева. М. Ростов-на- Дону, 1995. 238 с.
  34. В.В. Понятие личности и субъект деятельности. Хрестоматия. М., 1998. 453 с.
  35. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.2000. 234 с.
  36. Х. Подростковый возраст: проблемы становления личности. М., 1994. 346 с.
  37. Н.И. Личность и характер: Учеб. пособие. М.: Изд-во РУДН, 1992. 88 с.
  38. В.В. Ученик за компьютером: что можно, что нельзя // Основы социально-генетической психологии М. Воронеж, 1996. 164 с.
  39. Е.О., Радева Р. Е. Психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультуры. Труды по социологии образования. Том V. Выпуск VII. / Под ред. В. С. Собкина. — М.: Центр социологии образования РАО, 2000. — 462 с.
  40. Л.Н. Диагностика межличностных отношений: модифицированный вариант интерперсональной методики Т. Лири. М., 1990. 48 с.
  41. О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб. Пособие. — М.: ТК. Велби, Издательство Проспект, 204. 288 с.
  42. Ю.В., Шмелев А. Г. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник. МГУ. 1991, № 1. С. 32 39.
  43. Н.В. Особенности образа «Я» жителя интернета // Психологический журнал, 2002, № 1. С. 18 24.
  44. С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал, 1999, № 1, 86−102.
  45. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развития личности М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 1998 512 с.
  46. А.Г. Компьютерные игры. Обучение и психологическая разгрузка. М., 1988. 356 с.
  47. А.Г. Психодиагностика и новые информационные технологии // Компьютеры и познание. М.: Наука, 1990. 276 с.
  48. К.М. Когнитивно-психологический подход к компьютерному обучению школьным предметам // Вопросы психологии, 1999, № 5. С. 28 35.
  49. Д.Б. Из научных дневников…// Избранные
  50. психологические труды. М., 1996. 237 с.
  51. Д.Б. Психология игры. М., 1978. 321 с.
  52. Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.- 243 с.
Заполнить форму текущей работой