Психологическая поддержка личности на начальном этапе профессионализации: На этапе вхождения в вузовское пространство
Диссертация
Обобщение полученных по всем диагностическим процедурам данных, дополненное качественным анализом итоговых сочинений первокурсников, позволило составить представление о приобретенном личностью опыте в трех пространствах ее бытия. В организмическом пространстве — опыт проживания в ситуации «здесь и теперь», повышающий включенность в ситуацию и эффективность ее разрешения: осознание своего… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Формирование идентичности в профессиональном развитии личности
- 1. 1. Анализ проблемы формирования личностной идентичности в отечественной и зарубежной психологии
- 1. 2. Субъектная позиция в профессионализации как фактор формирования личностной идентичности
- 1. 3. Персонализация среды как условие формирования идентичности личности
- ГЛАВА 2. Психологическая поддержка личности в процессе ее профессионального развития
- 2. 1. Основные подходы к исследованию проблемы психологической поддержки в процессе развития личности в отечественной и зарубежной психологии
- 2. 2. Психологическая поддержка субъектности и персонализации среды как условий поддержания идентичности личности в процессе выстраивания отношений с вузовским пространством
- ГЛАВА 3. Организация и методы исследования
- 3. 1. Основные задачи и этапы экспериментального исследования
- 3. 2. Методы и методики исследования
- ГЛАВА 4. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы по психологической поддержке личности на начальном этапе профессионализации
- 4. 1. Структура и содержание системы мероприятий психологической поддержки первокурсников на начальном этапе овладения вузовским пространством
- 4. 2. Анализ результатов экспериментальной работы
- 4. 2. 1. Изучение динамики развития характеристик самосознания субъекта
- 4. 2. 2. Изучение динамики развития субъектности первокурсников во взаимодействии с новым социальным пространством
Список литературы
- Абульханова К. А. Мировоззренческий смысл и научное знание категории субъек-та//Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М., 1997. С. 56 -74.
- Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности в социальной психоло-гии//Психология личности и образ жизни/Отв. ред. доктор филос. наук Е. В. Шорохова. -М.: Наука, 1987. С. 220.
- Абульханова-Славская К.А., Брушлинский A.B. Философско психологическая концепция C.JI. Рубинштейна: К 100-летаю со дня рождения. М., 1989.
- Агаджанян H.A. Проблема адаптации и здоровья студента//Вестник высшей школы. -1982. -№ 5. -С 39−41.
- Айнпггейн В. П Высшее образование в России.-1998.-№ 3.- С.75−82.
- Акчурин И.А. Топология и идентификация личностиУ/Вопросы философии. 1994. № 5. С. 143−149.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М. 380 с.
- Ананьев Б.Г. Онтогенез и жизненный путь человека//Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980. Т1.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JL, 1969.
- Азлецкая E.H. Личностные и средовые факторы формирования субъектности личности.: Дисс. насоиск. уч. степени канд. психол. наук. Краснодар, 2001.
- Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 1997. -С. 162−175.
- Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии. Вопр. психологии. 1996. № 1.
- Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности/Человек в системе наук. -М. 1989. -С. 426−433.
- Асеев В.Г. Теоретические проблемы адаптации//Адаптация учащихся и молодежи к труду и учебной деятельности. Иркутск, 1986. -С. 3−17.
- Асмолов А.Г. Со = действие ребенку развитие личности//Забота — поддержка — консультирование/Серия «Новые ценности образования» Под ред. Н.Б. Крыловой/Выпуск № 6. -М.: Инноватор, 1996. — С. 39−44.
- Асмолов А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития)//Вопросы психологии. 1992. № 1. С. 7.
- Бюдженталь Д.Ж. Искусство психотерапевта. СПб., 2001 220с.
- Баз JLJI., Баженова О. В. Исследование восприятия психологической поддержки беременным женщинам/УПсихол. журн. 1994. Т. 15. № 1. С. 137−146.
- Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности//Вопросы психологии .-1989. № 1. — С. 92−100.
- Бассин Ф.В. .Рожнов В. Е., Рожнова М. А. К современному пониманию психической травмы и общих принципов ее психотерапии//Руководство по психотерапии. М., 1974. С. 3953.
- Бассин Ф.В. К развитию проблемы значения и смысла//Вопросы психологии. 1973. № 6. С .22.
- Бассин Ф.В., Рожнов В. Е., Рожнова М. А. Психологическая теория личности и психотера-пия//Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975. С.216−234.
- Бедерханова В.П. Педагогическая поддержка процесса индивидуализации человека в об-разовании//Психологические проблемы самореализации личности. Сборник научных трудов. Выпуск 3. Краснодар, 1998. С.46−57.
- Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога: Монография. Краснодар, 2001. -220 с.
- Бекмаханова Е.К. Проблема психологической адаптации студентов. Алма-Ата, 1983. — 24 с.
- Беляев А.П. Что мешает студенту учиться?//Высшее образование в России.- 1998.-№ 3.-С.64−67.
- Березин В.Г. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Ленинград, 1988.-270 с.
- Берн Э. Транзакционный анализ и психотерапия. Пер. с англ. СПб., изд-во «Братство», 1992.-224 с.
- Берне Р. развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 420 с.
- Бим Бад Б. М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации/ЯТедагогика. 1996. № 1. С. 3−8.
- Блажис Р.Р. Анализ состояния психического дискомфорта у студентов. Дисс. канд. пси-хол. наук. Ленинград, 1987. -182с.
- Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества// Вопросы психологии. 1999. № 2. С.35−41.
- Бодалев A.A. Психология о личности. М., 1988.
- Бодалев A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. Jl., 1970.
- Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: ИП РАН, 1995. -136 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. Москва-Воронеж, 1995.
- Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. Учебн. пособ. М. — 2000.- 368 с.
- Брушлинский A.B. Проблема субъекта в психической науке (статья вто-рая)//Психологический журнал. Т. 13. № 6. 1992. С. 4.
- Брушлинский A.B. Психология субъекта: Некоторые итоги и перспективы//Известия Российской академии образования. М., 1999. С. 30 41.
- Васшпок Ф.Е. Структура образа (К 90-летию со дня рождения А.Н.Леонтьева)//Вопросы психологии. 1993. N5. С. 5−19.
- Васшпок Ф.Е. Психология переживания. М, 1984.
- Велихов Е.П., Зинченко В. П., Лекторский В. А. Сознание: опыт междисциплинарного под-хода//Вопросы психологии. 1988. № 11. С.3−31.
- Власенко В.И. Психологическая защита в оценке психического здоровья на этапах профессиональной адаптации военного врача. Автореф. дисс.канд. мед. наук. -Томск, 1997. -22 с.
- Воложин А.И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация универсальный биологический механизм приспособления. — М., 1987. — 176с.
- Вопросы адаптации студентов младших курсов в вузах: Материалы республиканского научно методического семинара. — Кишинев, 1984. — 85с.
- Воробьева Л.И., Снегирева Т. В. Психологический опыт личности: к обоснованию подхо-да//Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 10.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Психология. М.: Изд. -во ЭКСМО Пресс, 2000. С. 568, 576, 596, 598,624,718.
- Выготский Л.С. Собран, соч. в 6 т. Т. 4. М., 1983.
- Высшее образование в России.-1998.-№ 2.- С. 17−21.
- Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века//Забота- поддержка консультирование/Серия «Новые ценности образования» Под ред. Н.Б. Крыловой/Выпуск № 6. — М.: ИННОВАТОР, 1996. — С. 11 — 38.
- Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения/УВопросы психологии. 1994. N3.C.44.
- Григорьева Т.Г., Лииская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та- - М.: Совершенство, 1997. -171 с.
- Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные про-блемы//Психологические проблемы самореализации личности/Под ред. A.A. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб., 1997.
- Гройсман A.A. Психотерапевтические методы в системе профилактики невротических расстройств у студентов. Дис. докт. мед. наук. -Л., 1988.
- Гуткина Н.И. Личностная рефлексия как один из механизмов самосозна-ния//Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987. С 165.
- Детский психолог. Вып 45. -Ростов-на-Дону. 1993. — 95 с.
- Джидарьян И.А. Категория активности и ее место в системе психологического зна-ния//Категории материалистической диалектики в психологии. М., 1988. С. 56 88.
- Дмитриев К.Ф., Ериф М. И., Эткинд А. М. Кризисы в развитии индивидуальности и стратегия психологической помощи//Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 3, Л., М., 1985. С. 287 292.
- Добронравов Н.П. К проблеме адаптации первокурсников к условиям учения и труда в ву-зе//Вопросы психологии личности и деятельности студентов/Отв. ред. ВТ. Асеев. Иркутск, 1976. -С. 72−79.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие М. — 1997. — 256 с.
- Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987 181с.
- Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях 3. Фрейда и К. Роджер-са//Вопросы психологии. 1990. — № 4. С. 14−23.
- Зеер Э.Ф., Симанюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности//Психо-логический журнал. Том 18. № 6.1997. С. 35−44.
- Знаков В.В. Понимание субъектом мира как проблема психологии человеческого бы-тия//Психологический журнал. Т. 20. № 4. 2000. С. 86 -104.
- Котова И.Б., Шиянов E.H. Образование как общечеловеческая ценность//Вестник Ставропольского университета. Вып. 1. Ставрополь, 1996. -С. 113−117.
- Каган В., Чебышев Н. Основы развития современной высшей школы. М.: Наука. 1996. -214 с.
- Карандашев В.И. Психологические основы развития студента как субъекта учения. Дис. док. психол. наук., СПб, 1994. 420 с. Карвасарский Б. Д. Неврозы. М.: Медицина, 1980. -447 с.
- Карвасарский Б.Д. Неврозы. М.:Медицина, 1985, 447с.
- Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985. 304 с
- Кимберг А.Н. Личность и идентичность: походы к исследованию и пониманию//Психол. проблемы самореализации личности: Сб. научн. тр./Под ред. Кукосяна О. Г. Краснодар. 2000.-С. 126−135.
- Ковалева Т.В. Студент и преподаватель глазами друг друга//Высшее образование в России. 1996. № 3.
- Комплиментарная функция лидера//Современная зарубежная социальная психология. Тексты/Под ред. Г. М. Андреевой, И. Н. Богословской, Л. А Петровской, М.: МГУ, 1984., С. 162−168.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.- 1984.
- Кон И. С. Открытие «Я» М.: Политиздат, 1978.-110 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.225 с.
- Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988.
- Кон И. С. Социология личности М., 1967. С. 247.
- Котова И.Б. Идея личности в российской психологии. Автореферат.док. психол. наук. -М., 1994. 42 с.
- Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 1994. -294с.
- Котова И.Б., Шиянов E.H. Педагогическое взаимодействие. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педуниверситета, 1997.С. 112.
- Котова И.Б., Шиянов E.H. Философские основания современной педагогики. Ростов-на-Дону, 1994. С 65.
- Кривое Ю.И. Проблема социализации подрастающих поколений в зарубежной педагогике: Автореф. канд. пед. наук. М., 1992.
- Краснов С.И. Позиция как деятельностиое воплощение личностно-профессионального самоопределения (самосознания)//Проблемы проектирования профессиональной педагогической позиции. М., 1997. С.35
- Креч Д., Кратчфипд Р., Ливсон Н. Фрустрация, конфликт, защита/Пер. с англ. A.B. Алек-сандровой//Вопросы психологии.-1991.- № 6. -С.61−73.
- Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. М.: Генезис, 1997. — 288 с.
- Кряж И.В. Психосемантические исследования обыденных экологических представле-ний//Вопросы психологии. № 1.1998. С.65−75.
- Кулагин Б.В. Основы психодиагностики. Л., 1984.С.З.
- Кулютин Ю.С., Тарасов С. М. Образовательная среда и развитие личности//Новые знания. -2001. -№ 1, — С. 6−7.
- Кэлвин С. Холл, Г. Линдсей. Теории личности. М., 1997.С.258.
- Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний//Вопросы психологии. -1967.- № 6. С. 120 -130.
- Лейнг Р. У. Разделенное Я. Киев, 1995. С16.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1979 г.
- Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов. Психол. журнал. 1997. Т. 18. № 6.
- Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей//Психологический журнал. -1992.-Т. 13.-№ 2.-С. 107−117
- Леонтьев Д.А. Значение и личностный смысл: две стороны одной медали. Психол. журнал. 1996. Т.П. № 3
- Леонтьев Д.А. Личностный смысл и трансформация психического образа. Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология. 1988. № 2.
- Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности. Вестн. Моск. Ун-та. 1997. № 1.
- Леонтьев Д.А. Психология с человеческим лицом/Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М., 1997.
- Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу//Вопросы психологии. 1987. N З.С.150.
- Леонтьев Д.А. Субъективная семантика и смыслообразование. Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология. 1990. № 3.
- Леонтьев Д.А., Пилипко М. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования/ТВопросы психологии. 1995.-№ 1.-С. 97−110.
- Ляудис В.Я. Новая парадигма педагогической психологии и практика инновационного об-разования//Вестник МГУ. Сер.14 Психология. 1998. № 2. С.88−95.
- Ледер С. Этические вопросы психотерапии/Транскультурные исследования в психотерапии.-Л., 1989-С.27−35.
- Леонтьев Д.Б. Структурная организация смысловой сферы личности (На правах рукописи). Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.психол. наук. Специальность 19.00.01. М., 1988. С. 4.
- Лисовский В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. -184с.
- Личность и предметно-пространственная среда. Под ред. Рябикиной З. И. Хрестоматия.-Краснодар, 2000. 232 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
- Мадорская С.М. Проблема социальной адаптации студентов к учебному процессу. Дис. канд. философских наук. Минск., 1986. -239 с.
- Майерс Д. Социальная психология. М., 1997.
- Малышева М.М. Способы кодирования и анализа качественных данных//Возможности использования качественной методологии в гендерных исследованиях. Материалы семинаров. М., 1997. С. 75.
- Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999. С. 224 259.
- Маслоу А. Психология Бытия. М., 1999. С. 141.
- Маслоу А. СамоактуализацияУ/Психология личности. Тексты. -М.: Изд-во Моск. университета, 1982
- Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях//Вопросы психологии. 1999. № 4. С. 32.
- Муздыбаев К.П. Психология ответственности. -Л. 1983.-240 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. -М.: Издательский центр «Академия», 1998. 456 с.
- Мухина B.C. Проблемы генезиса личности. М., 1985. -423с.
- Мухина B.C., Хвостов К. А. Психодиагностика развивающейся личности. Архангельск, 1996. — 185 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. Под ред. A.A. Бодалева. -М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1995. 356 с.
- Налчаджян A.A. Социально-психологическая адаптация личности. -Ереван, 1988. 263 с.
- Ожигова Л.Н. Тендерная интерпретация самоактуализации личности в профессии (на материале педагогической профессии). Дисс. на соискание уч. степени канд. психол. наук, Краснодар, 2000. 197 с.
- Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учите-ля//Вопросы психологии. 1988 г. № 1.С. 16 26.
- Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации школьников//Журнал практического психолога. 1998. № 1. С. 54 64.
- Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности//Вопросы психологии. -1996.-№ 1.-С. 5−19.
- Перепелицына М.Ю. Динамика личностных изменений в процессе социально-ориентированного обучения студентов в вузе. Автореферат дисс. канд. психол. наук, Ростов-на-Дону, 1997. 19 с.
- Петровская JI.A. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи//Введение в практическую социальную психологию/Под ред. Ю. М. Жукова, J1.A. Петровской, О. В. Соловьевой. М., 1997.
- Петровская JI.A. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М. -1982. — 168 с.
- Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. С. 254
- Петровский A.B. Проблема развития личности с позиции социальной психоло-гии//Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 15 29.
- Петровский A.B., Петровский В. А. Индивид и его потребность «быть личностью «//Вопросы философии. 1982. № 3.
- Петровский A.B., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998.
- Петровский В.А. К психологии активности личностиУ/Вопросы психологии. -1974. -№ 3. -С. 26−38.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 1996.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Просвещение, 1992. С. 28.
- Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности. Дис. доктора психол. наук (в форме научного доклада) М., 1993., С. 76.
- Петровский В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов-на-Дону: РИО АО «Цветная печать», С. 88.
- Петрунева Р., Дулина Н., Токарев В. О главной цели образования//Высшее образование в России.-1998.-№ 3.-С.40−54.
- Пойзнер Б. Готовность к самоопределению//Высшее образование в России.- 1998.-№ 2.-С.80−83.
- Практическая психодиагностика. Методики, тесты. Под ред. Райгородского Д. Я. Самара.. -1998.-672 с.
- Прокопьева Е.В. Профессиональная Я-концепция психологов (начальные этапы профессионального становления)//Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Ростов-на-Дону, 2000.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Москва -Воронеж, 1996.
- Психологическая поддержка в вузе: «Круглый стол"//Психологический журнал. 1994. N5.C. 102−116.
- Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М., 1997. 336 с.
- Резник Т.Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности//Социс. -1995,-№ 12.-С. 100−110.
- Робин Ж. M Фигуры гештальта// Московский психотерапевтический журнал. -1994. -№ 3.-С. 25−53.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ/Общ. ред. и пре-дисл. Исениной Е. И. М., 1994. —. С. 237−246.
- Розин М.В. Психология судьбы: программирование или творчество?//Вопросы психологии. 1992. № 1. С. 100. «.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. 415 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993.
- Рябикина З.И. Еще раз к проблеме предмета психологии// Адукацыя I выхаванне. 1996, № 2. С. 51−61.
- Рябикина З.И. Личностный подход в интерпретации среды//Личность и ее быте. Социально психологические аспекты бытия личности в местном сообществе. Краснодар, 2002 г. -С. 5−12.
- Рябикина З.И. Личность и «пространства» ее бытия//Психологические проблемы самореализации личности. Сборник научных трудов. Выпуск 3. Краснодар. 1998.
- Рябикина З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. Краснодар, 1995. С. 22.
- Рябикина З.И. Переосмысление истории отечественной психологии советского периода в связи с проблемой предмета науки//Исторический путь психологии: прошлое, настоящее, будущее. М., 1992. С.32−34.
- Рябикина З.И. Проблема личности и «личностности» в современном мире//Человек. Сообщество. Управление. Научно информационный журнал. № 1. — Краснодар, 1999 г. — С. 51−62.
- Рябикина З.И. Психология свободного времени личности//Психология и ее приложения. Ежегодник Российского психологического общества. Том 9, выпуск 2. М., 2002 г. С. -324 — 344.
- Рябикина З.И. Смысл жизни, жизненный сценарий и выбор профессии в условиях новой социальной реальности//Психологические проблемы самореализации личности. Сборник научных трудов. Выпуск. 2. Краснодар, 1997.С.117
- Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизмы ее сохранения//Вопросы психологии. 1975.- № 3. -С. 62- 72.
- Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., 1998.
- Серегина И.И. Профессиональная карьера//Социологические исследования. 1999. № 4. С. -78.
- Скрипкина Т.П. Доверие как социально-психологическое явление. Автореф. докт. дисс. Ростов-на-Дону, 1998. 46 с.
- Славина JI.C. Задачи индивидуального подхода при перевоспитании. Вопросы психологии. 1975. — № 3. — С. 156 -161.
- Слободчиков В.И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития/Вопросы психологии. -1996, № 5, — С. 38 — 50.
- Собчик JI.H. Методы психологической диагностики//Серия «Методы психологической диагностики». Выпуск 3. М., 1990.
- Солодникова И.В. Принципы понимающей социологии в анализе социализации лично-сти//Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М., 1992. С.74−75.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
- Толковый словарь русского языка./Под ред. С. И. Ожегова. М, 1992.
- Третьякова Е.И. Клинико-психологические аспекты профессионально-личностного развития студентов. Дис. канд. мед. наук-М., 1995. 193с.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1961.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.
- Формирование личности и переходный период: от подросткового к юношескому/Под ред. Дубровиной. М., 1987.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. -368с.
- Франкл В. Доктор и душа. СПб., 1997.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
- Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. М., 1923. -250с.
- Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я7/3. Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992. С. 256 — 324.
- Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе/СПб. статей: Пер. с нем. М.
- Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика Пресс, 1993,140с.
- Фрейд 3. Психология сексуальности. Вильнюс, 1992.
- Фромм Э. Иметь или быть. М., 1986.
- Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2001. — 608 с.
- Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта//Московский психотерапевтический журнал. 1992. № 2. С. 5−40.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Изд. Наука, 1977.
- Шалаев И.К., Бердяев A.A. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства // Педагог, БГПУ, 1998. № 4.
- Шевандрин Н.И. Введение в психодиагностику личности. В 2-х вып. Вып. Ростов-на-Дону, 1996.
- Шевандрин Н.И. Введение в психодиагностику личности. В 2-х вып. Вып. Ростов-на-Дону, 1996.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998, — 512 с.
- Шибутани Т. Социальная психология/Пер. с англ. В. Б. Ольшанского. Ростов-на-Дону., 1998.
- Шиянов E.H., Котова Б. И. Идеи гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности, — Ростов-на-Дону, 1995.
- Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М., 1983.
- Шорохова Е.В. Методологические проблемы соотношения психологии и медици-ны//Психология и медицина. М., 1978. 320с.
- Шюц А. Структура повседневного мышления//Социологические исследования. 1995. № 2. С. 129−137.
- Щепкина Е.С. Что мешает студенту учиться//Высшее образование в России.-1997.-№ 4.-С.68−70.
- Щукин М.Р. Проблемы индивидуального стиля в современной психологии//Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь, 1982.- С. 3 -17.
- Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно- исторической теории Л.С. Выготского). М.: Изд. Тривола, 1994.
- Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996 592с.
- Эриксон Э. Идентификация: юношеский кризис. М., 1968.
- Юматова И.И. Динамика профессионального самоопределения студентов (на примере педагогического вуза) Дис. канд. психол. наук- Ростов на — Дону, 2000. — 189с.
- Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного//Вопросы философии. -1988. № 1.-С. 133−150.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.
- Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М. — 2001. — 596 с.
- Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников//Вопросы психологии. 1994. № 2. С.64−76.
- Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности. Дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук, Кемерово, 1995.
- Ярошевский М.Г. Экзистенциальная психология и проблема личности//Вопросы психологии. 1973. № 6. С. 29.
- Ясвин В.А. Психологическое моделирование образовательных сред//Психологический журнал. 2000. — Т.21. -№ 4. — С. 79−88.
- Ясько Б.А. Профессионализация личности в контексте жизненного пути//Основные направления развития региональной системы социально-психологической поддержки населения. Материалы ХП Региональной научно-практической конференции. Краснодар, 1999. С. 286.
- Adier A. Individual Psychology//Theories of Personality/Lindzei G., Hall C. N.Y. Wiley, 1957. P. 114−156.
- Cobb S. Social support as a moderation of life stress//Psychosomatic Medicine. 1976. V. 38. N 5. P. 300−314.
- Crave Т. K., Jonson E. L. Support for mothers of infants bom at risk//Therary in pediatrics. 1991. V. 11. N3.P. 89−98.
- Cronic K., Greenberg M., Robinson N., Ragozin A. Material stress and social support: effects on the mother-infant relationship from birth eighteen months//Amer. J. Orthopsychiatry. 1984. V. 52. N 2. P. 224−235.
- Cutrona С. E., Suhr J. A. Controllability of stressful svents and satisfaction with spouse support behaviours//Communication Res. 1992. V. 12. N 2. P. 154−174.
- Experimental Evidence//Child Development. 1991. V. 62. N 3. P. 572−582.
- Fiedmann M. L., Andrews M. Family support and child adjestment singl-parent families//Issues in Comprihenciye Pediatric Nursing. 1990. V. 13. № 4. P. 289−304.
- Fred W. Vondracek, Richard M. Lerner, John E. Schulenburg. Career Development: Life-Span Developmental Approach. Lawrence Erlbaum Associates, Publishers. Hillsdale, New Jersy, London. 1986. p. 131−138.
- Jacobson S. W., Frye K. F. Effects of material social support on attachment:
- Joetting A. Pattems of support among in laws in United States: a review of research//J. Family Issues. 1990. V. 11. № 1. P. 67−90.
- Morinada Y. S. Sakata K., Koshi R. Marital satisfaction and division of family related tasks among Japanese married couples//Psichol. Reports. 1992. V.70.N1.P. 163−168.
- Shutz W. The Ego, FIRO theory and the leader as completer. I.m.: Samovar L. Et al. (eds.) Leadership and interpersonal in behavior. N.X., 1961.
- Veiel H., Bauman U. (Eds.). The meaning and measurement of social support: The series in clinical and community psychology. N. Y.: Hemisphere. Publishing Corp., 1992.
- Тест опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев) модифицированный вариант)
- Тест — опросник построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения.
- В диссертационном исследовании мы использовали следующие 3 шкалы данного опросника:
- Шкала 1 самоуважение- Шкала 2 — аутосимпатия-
- Шкала 3 ожидание положительного отношения от других. Текст опросника.
- Думаю, что большинство моих знакомых относиться ко мне с симпатией.
- Мои слова не так уж часто расходятся с делом.
- Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой.
- Когда я пытаюсь себя оценить, прежде всего вижу свои недостатки.
- Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других.
- Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.
- В мой жизни есть, или, по крайней мере, были люди, с которыми я был чрезвычайно близок.
- Собственное уважение мне еще надо заслужить.
- Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел.
- Я вполне доверяю своим, внезапно возникшим желаниям.
- Я сам хотел во многом себя переделать.
- Я искренне хочу, чтобы у меня был все хорошо в жизни.
- Если я и отношусь к кому-либо с укоризной, то прежде всего к себе.
- Чаше всего я одобряю свои планы и поступки.
- Собственные слабости вызывают у меня что-то наподобие презрения.
- У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.
- Часто я не без издевки подшучиваю над собой.
- Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни, это подчиниться собственной судьбе.
- Посторонний человек, на первый взгляд, найдет во мне много отталкивающего.
- К сожалению, если я и сказал что-то, это не значит, что именно так я буду поступать.
- Свое отношение к самому себе можно назвать дружеским.
- Быть снисходительным к своим слабостям — вполне естественно.
- У меня не получается быть для любимого человека быть интересным длительноевремя.
- В глубине души я бы хотел, что бы со мной произошло что-то катастрофическое.
- Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых.
- Иногда мне кажется, что если бы какой-то мудрый человек смог бы увидеть меня насквозь, он тут же понял, какое я ничтожество.
- Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.
- В глубине души я ни как не могу поверить, что я действительно взрослый человек.
- Без посторонней помощи я мало что могу сделать.
- Иногда я сам себя плохо понимаю.
- Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.
- Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.
- В мой личности есть, наверно, что-то такое, что способно вызывать у других острую неприязнь.
- Большинство моих знакомых не принимает меня так уж в серьез.
- Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.
- Я вполне могу сказать, что уважаю себя сам.
- Вряд ли меня можно любить по настоящему.
- Моим мечтам и планам не хватает реалистичности.
- То, что во мне происходит, как правило, мне понятно.
- Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.
- Вряд ли найдется много людей, которые обвиняю меня в отсутствии совести.
- Когда со мной случаются неприятности, я как правило, говорю: «И поделом тебе».
- Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.