Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологическая поддержка личности на начальном этапе профессионализации: На этапе вхождения в вузовское пространство

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обобщение полученных по всем диагностическим процедурам данных, дополненное качественным анализом итоговых сочинений первокурсников, позволило составить представление о приобретенном личностью опыте в трех пространствах ее бытия. В организмическом пространстве — опыт проживания в ситуации «здесь и теперь», повышающий включенность в ситуацию и эффективность ее разрешения: осознание своего… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Формирование идентичности в профессиональном развитии личности
    • 1. 1. Анализ проблемы формирования личностной идентичности в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 2. Субъектная позиция в профессионализации как фактор формирования личностной идентичности
    • 1. 3. Персонализация среды как условие формирования идентичности личности
  • ГЛАВА 2. Психологическая поддержка личности в процессе ее профессионального развития
    • 2. 1. Основные подходы к исследованию проблемы психологической поддержки в процессе развития личности в отечественной и зарубежной психологии
    • 2. 2. Психологическая поддержка субъектности и персонализации среды как условий поддержания идентичности личности в процессе выстраивания отношений с вузовским пространством
  • ГЛАВА 3. Организация и методы исследования
    • 3. 1. Основные задачи и этапы экспериментального исследования
    • 3. 2. Методы и методики исследования
  • ГЛАВА 4. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы по психологической поддержке личности на начальном этапе профессионализации
    • 4. 1. Структура и содержание системы мероприятий психологической поддержки первокурсников на начальном этапе овладения вузовским пространством
    • 4. 2. Анализ результатов экспериментальной работы
      • 4. 2. 1. Изучение динамики развития характеристик самосознания субъекта
      • 4. 2. 2. Изучение динамики развития субъектности первокурсников во взаимодействии с новым социальным пространством

Психологическая поддержка личности на начальном этапе профессионализации: На этапе вхождения в вузовское пространство (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Система общественных отношений в России в последние десятилетия является нестабильной, что выражается, в частности, в ломке прежних стереотипов и норм, в резком изменении ценностных приоритетов, в невозможности однозначного выбора при решении насущных проблем. Личности приходится выстраивать свой жизненный путь в постоянно меняющихся условиях, часто при противоречивых и жестких требованиях со стороны осваиваемых жизненных пространств. В этой ситуации особенно актуальной для личности является способность, оставаясь автором собственной жизни, сохранять и поддерживать свою идентичность в жизненных коллизиях. Данную возможность обеспечивает субъектная позиция личности, позволяющая ей организовывать и разрешать конкретные ситуации в соответствии с внутренними стремлениями.

Как известно, для формирования субъектности личности необходимо время и условия. В настоящее время все большее распространение в рамках оказания психологической помощи получают так называемые «активные образовательные технологии»: тренинги, деловые игры. Но, несмотря на их безусловную пользу, прежде всего в силу того, что личность всегда выносит из подобного рода мероприятий некоторый опыт, на практике в таком тренинге, как правило, занимаются решением общих, «глобальных» проблем, зачастую не резонирующих с актуальным состоянием личности. Часто при этом личности предлагаются конкретные модели поведения, которые не могут быть ею восприняты как свои, т. е. аутентичные ее природе.

В деловых играх задается определенная существующая проблемная ситуация и в нее помещается личность. В этой модели она ее решает. Но, как правило, при этом акцент игры направлен на способы решения проблемных ситуаций, а не на пошаговую рефлексию участниками происходящего с ними. В итоге, личность «усваивает» готовые приемы выхода из проблемной ситуации, но не личностный опыт процесса их получения. Выходя в «жизнь», в условия, отличные от ситуации тренинга, полученный результат не всегда может быть использован, а создание нового способа затруднительно.

Таким образом, «методики готовых решений» не дают возможности личности эффективно действовать в быстро меняющихся условиях, и значит, они малопродуктивны в поддержке развития субъектности личности.

Проблема формирования субъектности получает свое развитие в рамках образования. Наметилась тенденция разработки вопросов психологической поддержки, целью которой является содействие развитию личности по пути самоактуализации (А.Г. Асмолов, В. П. Бедерханова, О. С. Газман, И. Б. Котова, В. А. Петровский и др.). Данный подход, ориентированный на самореализацию и самоопределение личности, находит свое воплощение, как правило, в школьном образовании (А.Н. Тубельский, И. Д. Фрумин, Е. А. Ямбург и др.).

Вместе с тем, проблема психологической поддержки развития личности в период ее профессионального становления в вузе на сегодняшний день не достаточно изучена. Тем более остается в тени рассмотрение фрагмента, связанного с процессом вхождения в вузовскую среду.

Своеобразие начального этапа профессионализации в вузе состоит в том, что он связан с «вхождением» студента в новую социальную действительность, существенно отличающуюся от предыдущей — школы. Именно на первом курсе, с первых дней обучения, личности приходится выдерживать сокрушительный натиск новой информации и требований, связанных не столько собственно с обучением профессии, сколько со сменой системы и форм обучения (зачетная система оценивания, лекционное преподавание и т. д.), со сменой учебного коллектива, режима и образа жизни. Данная ситуация очень часто сопровождается потерей психологического комфорта личности и приводит к нарушению чувства идентичности, что негативно сказывается на ее личностном и профессиональном развитии в этот период.

Анализ исследований позволяет констатировать, что до сих пор не существует глубокого теоретического обоснования предлагаемых инструментальных программ психологической поддержки личности в переломный для нее момент, не обозначены механизмы, обеспечивающие эффективность такого рода поддержки первокурснику.

Таким образом, актуальность, теоретическая и практическая значимость данного исследования определяется, прежде всего, практическим запросом нашего времени, а также необходимостью научного переосмысления имеющихся теоретических подходов к проблеме психологической поддержки личности в начальный период овладения новым бытийным пространством.

В этой связи, на основе теоретического анализа и данных эмпирического исследования, была разработана программа психологической поддержки первокурсников, направленная на поддержание их развития в процессе выстраивания отношений с вузовской средой. Разработанная программа психологической поддержки рассчитана на 30 часов (программа реализуется в течение пяти дней по шесть часов каждый день) и представляет собой интенсив, способствующий «уплотнению», оптимизации и коррекции процессов, происходящих с личностью в ситуации выстраивания отношений с новой бытийной реальностью. Данная программа предполагает групповую форму работы со студентами в первые пять дней пребывания в вузе.

Объест исследования — личность в ситуации профессионализации в вузе.

Предмет исследования — изменения личности в ситуации специально организованного взаимодействия (психологической поддержки) в период вхождения в вузовское пространство.

Цель исследования — выявить и концептуализировать проблемы, переживаемые первокурсниками на начальном этапе профессионализации в вузе. Сформировать систему мероприятий психологической поддержки и доказать ее состоятельность.

Реализация поставленной цели предполагала решение следующих задач:

Теоретические задачи.

1. Осуществить теоретический анализ проблемы формирования идентичности личности в процессе ее профессионального развития.

2. Произвести анализ понятий «субъектность» и «персонализация», а также определить их роль в процессе формирования личностной идентичности.

3. Определить сущность процесса «вхождения» первокурсников в вузовское пространство.

4. Проанализировать проблему психологической поддержки личности в процессе ее развития.

5. Определить содержание и особенности организации психологической поддержки студентов на начальном этапе овладения ими вузовским пространством.

Эмпирические задачи:

6. Подобрать комплекс психодиагностических процедур, позволяющий определить специфику проблем первокурсников на начальном этапе овладения вузовским пространством и соответствующие им направления психологической поддержки.

7. На основе анализа теоретических и эмпирических данных создать систему мероприятий психологической поддержки личности на начальном этапе овладения вузовским пространством.

8. В процессе апробации мероприятий психологической поддержки первокурсников на начальном этапе овладения вузовским пространством измерить происходящие с ними изменения, проанализировать и проинтерпретировать их в контексте сформированной в исследовании теоретической модели.

9. Доказать эффективность разработанной системы мероприятий психологической поддержки.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс овладения первокурсниками вузовским пространством будет более эффективным при актуализации и поддержке системой специально организованных мероприятий субъектной позиции первокурсников и оптимизации процесса персонализации в осваиваемом пространстве, что способствует развитию и поддержанию личностной идентичности.

Методологической основой исследования явились принципы системности, развития, детерминизма, единства сознания и деятельности, обучения и развития (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, A.A. Бодалев, JI.C. Выготский, И. С. Кон, C.JI. Рубинштейн и др.). Теоретическим основанием предпринятого исследования выступили теория профессионального развития, рассматривающая профессиональное становление как частный случай более общей модели личностного развития (К.А. Абульханова — Славская, М. Р. Гинзбург, З.И. Рябикина), опирающаяся на принципы гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон) — отечественные и зарубежные теории личностной идентичности (Э. Эриксон, К. Роджерс, Л. И. Воробьева, З. И. Рябикина, Т.В. Снегирева) — субъектный подход (М.М. Бахтин, Б. С. Братусь, A.B. Брушлинский, Ф. Е. Василюк, Д. А. Леонтьев, В.И. Слободчиков), а также отечественные и зарубежные концепции персонализации среды (Altman, Lawton, Montessory, Vail, Gill, Г. М. Андреева, Э. В. Ильенков, И. С. Кон, Г. М. Андреева, A.B. Петровский и В. А. Петровский, З. И. Рябикина, М. Хейд-метс).

Методы исследования. В соответствии с целью и задачами работы применялись как теоретические, так и эмпирические методы исследования. Основной теоретический метод исследования — системный анализ и интерпретация психологических работ по изучаемой проблеме. Среди эмпирических методов использовались стандартизированные и адаптированные к задачам исследования: наблюдениебеседаформирующий экспериментметоды опроса, в том числе тест — опросник самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантелеева (модифицированный вариант) [57], модифицированный вариант социометриианализ продуктов деятельности, психодиагностические методики: психометрический метод Дюке (модифицированный вариант) и методика личностного дифференциала (модифицированный вариант).

Комплекс статистических массивов данных обрабатывался на ЭВМ методом подсчета критериев значимости различий средних (с помощью критерия знаков) — определено процентное соотношение некоторых показателейпроведен графический анализосуществлена концептуализация качественных данных, которая проводилась при помощи контент-анализа, аналитического сравнения, триангуляции [61−190−204−205].

Надежность и достоверность полученных данных подтверждается соотнесением результатов различных методик и методов, использованием методов описательной статистикисогласованием результатов количественного и качественного анализаподтверждением эмпирической частью теоретических положений работы.

Этапы исследования. Исследование проходило в три этапа, с 1997 по 2001 г. На первом, подготовительном, этапе (1997;1998 г.) был осуществлен теоретический анализ проблемы освоения личностью нового бытийного пространства, определены цели и задачи исследованияобозначены объект и предмет исследованиявыдвинуты основные гипотезы исследованияизу-. чена научная литература по проблемам социально — психологической адаптации, развития личности в юношеском возрасте, профессионализации и самоопределения студентов.

На втором, опытно-экспериментальном, этапе (1998;2000 г.) осуществлялось констатирующее исследование, посвященное диагностике проблем первокурсников в начальный период их обучения в вузебыла разработана система мероприятий психологической поддержки студентов, многократно апробирована (в 1998, 1999, 2000 г. г.) программа «Психологическая поддержка первокурсников" — обобщены результаты экспериментальной работы.

На третьем, обобщающем, этапе (2000;2001 г.) проводилась обработка и интерпретация полученных данных, были подведены итоги исследования.

Базой для проведенного исследования выступил Кубанский госуниверситет. В исследовании приняли участие 320 первокурсников различных факультетов университета, а в формирующем эксперименте -158 студентов первого курса факультета управления КубГУ.

Обоснованность и достоверность научных положений и выводов обеспечивалась организацией исследования, соответствующей его целям и задачам, использованием комплекса взаимодополняющих количественных (статистических методов) и качественных (контент-анализ, аналитическое сравнение, триангуляция) процедур.

Надежность полученных данных обеспечивалась применением статистических методов обработки (оценка значимости различий, графический анализ) и качественного анализа. Сходные данные, полученные другими исследователями, применяющими перечисленные методы, подтверждают надежность результатов данной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— рассмотрена в контексте феномена овладения средой (через реализацию субъектной позиции и персонализацию среды) проблема, которая традиционно представлялась как проблема адаптации личности к новой среде;

— обозначен круг переживаемых личностью проблем в начальный период овладения первокурсниками новым бытийным пространством (пространством вуза);

— показана необходимость и доказана эффективность оказания психологической поддержки личности, осуществляемой по пути актуализации и укрепления субъектной позиции и оптимизации условий персонализации личности в новой среде, что обеспечивает развитие личностной идентичности;

— выявлено, что развитие личностной идентичности первокурсников обеспечивается специальной организацией среды, направленной на преодоление их аффективно — мотивационной, поведенческой, информационной неготовностью быть субъектом.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов в организации психологической поддержки личности на начальном этапе овладения новыми бытийными пространствами. Полученные данные могут использоваться при подготовке курсов по возрастной, социальной и педагогической психологиипри разработке спецкурсов по проблематике «личность-среда», в консультационной деятельностив проведении семинаров и тренингов по проблемам освоения личностью новых бытийных пространств.

Личное участие автора в получении научных результатов заключается в оформлении теоретического основания, обеспечивающего интерпретацию проблем, переживаемых личностью на этапе вхождения в новое бытийное пространство. Осуществлено построение и апробирование системы мероприятий психологической поддержки первокурсников на начальном этапе овладения вузовским пространством. Автором проведены модификация методов исследования, сбор, анализ, интерпретация результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Процесс овладения первокурсниками вузовским пространством является частным случаем процесса овладения личностью новыми бытийными пространствами и протекает по пути (закономерностям) становления субъектной позиции и персонализации среды.

2.Специально организованная среда на начальном этапе овладения первокурсниками пространством вуза может обеспечить формирование субъектной позиции личности и оптимизацию процесса персонализации новой среды, что обусловливает усиление личностной идентичности первокурсников.

3. Эффективность психологической поддержки студентов в период овладения вузовским пространством обусловлена повышением степени вовлеченности личности в процесс овладения вузовской средой, выступающей составной частью профессиональной среды.

4. Психологическая поддержка, построенная на основе оптимизации процесса удовлетворения трех базовых потребностей личности в новом пространстве (в сохранении целостности, в экспансии, в подтверждении сложившейся структуры личностных смыслов конгруэнтной организацией внешних пространств ее бытия), обеспечивает нарастание субъектности, оптимизацию процесса персонализации, тем самым, способствуя развитию и поддержанию личностной идентичности.

5. Проблемы вхождения первокурсников в вузовское пространство обусловлены слабо сформированной субъектной позицией личности (аффективно — мотивационной, поведенческой и информационной неготовности быть субъектом).

6. Рост субъектной позиции и оптимизация персонализации сопряжены с ростом самоосознания, самопринятия, открытости, активизацией «позитивных» проявлений субъектности, направленных на внесение «вкладов» в совместную групповую деятельность, выработку конструктивных способов взаимодействия с новым социальным пространством.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы докладывались и обсуждались на методологических семинарах на кафедре психологии КубГУ и на кафедре психологии личности и общей психологии КубГУ в течение 1999;2002 г. г.- на 12-й региональной научно-практической конференции «Основные направления развития региональной системы социально-психологической поддержки населения» (Краснодар, 1999) — на Южнороссийской конференции КубГУ при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) «Содержание социогуманитарного образования в меняющемся мире: междисциплинарный подход» (Краснодар, 2000) — на межрегиональной научно-практической конференции «Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста» (Воронеж, 2001) — на научно-практической конференции «Ананьевские чтения 2001. Образование и психология» (СанктПетербург, 2001). Программа «Психологическая поддержка первокурсников», разработанная автором, прошла апробацию в учебном процессе факультета управления КубГУ, были получены данные об ее эффективности.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения. Материал, изложенный на 153 страницах, включает в себя 9 рисунков, 3 таблицы, список литературы, содержащий 223 источника, приложения.

Данные выводы демонстрируют феномен, который в теоретической части работы обозначен как феномен персонализации предметного пространства. В процессе работы первокурсникам удалось обрести свои места, связанные со значимыми для личности событиями. Данный процесс показывает, что у студентов начал формироваться образ совместного пространства, наделенного общим для всех участников смыслом. У каждой рабочей группы появляются, так называемые, наши аудитории (аудитории, в которых прожит групповой опыт).

Наталия (психолог) пишет:

Закончился четвертый день наших занятий, хотя, нет, это нельзя назвать занятиями, это лишь приятные и полезные встречи не просто со знакомыми, а уже и в некотором смысле слова близкими тебе людьми. Да, мы все очень разные, но нас многое объединяет. Это и желание общаться, и стремление быть понятым, и теплый душевный настрой, и готовность к взаимоподдержке. Но все это пришло не сразу. Спасибо (теперь уже могу сказать действительно) моей (выделено автором) группе".

Светлана (политолог):

Мне очень понравилась дружественная обстановка в нашей группе. некоторые из наших дел были сложными, но тем интереснее.".

Данные факты подтверждают, что психологическая поддержка способствовала создашло общей смысловой наполненности нового пространства и рождению в нем своих мест (нашей группы, нашего факультета, нашей аудитории и т. д.).

Таким образом, анализ сочинений позволил подтвердить полученные ранее данные и показал, что в процессе работы удалось актуализировать субъектность первокурсников и обеспечить условия, позволяющие личности, активно осваивать новое пространство. Результаты еще раз продемонстрировали, что субъектность первокурсников была направлена на самоосознание, самореализацию, на совместное выстраивание группового пространства и выстраивание отношений с пространством вуза, то есть на решение выявленных ранее актуальных проблем первокурсников. Анализ сочинений подтвердил, что всем студентам удалось включиться в процесс овладения вузовским пространством и добиться результатов, проявившихся в удовлетворении потребностей в экспансии и подтверждении внешним (в результате персонализации в новом пространстве). Персонализация, как показывают данные, осуществлялась «позитивными» способами, в процессе субъектного взаимодействия с новым пространством. Данные сочинений еще раз подтвердили, что первокурсникам удавалось поддерживать личностную идентичность в процессе взаимодействия с новым пространством.

Результаты психологической поддержки обнаруживаются в приобретенном личностью опыте в трех пространствах ее бытия: организмическом, в пространстве поведения и в пространстве среды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Предпринятое нами теоретическое и эмпирическое исследование первокурсников в ситуации специально организованного взаимодействия (психологической поддержки) в период вхождения в вузовское пространство дает возможность утверждать, что психологическая поддержка, основанная на актуализации и поддержке субъектной позиции первокурсников и оптимизации процесса персонализации в осваиваемом пространстве способствует запуску процесса выстраивания отношений первокурсников с этим пространством по типу овладения им, то есть по типу активного взаимодействия личности с новым пространством, сопровождающегося активным воздействием на среду, с целью ее переструктурирования в соответствии с личностными смыслами по направлению организации пространства, аутентичного природе личности.

В работе показана необходимость рассмотрения проблем первокурсников на этапе вхождения в вузовское пространство в контексте проблем развития личности. Опираясь на предложенный подход, было выявлено, что проблемы первокурсников обусловлены тремя группами причин:

1) аффективно — мотивационной неготовностью быть субъектом (высокий уровень тревоги и неуверенности перед началом новой «студенческой жизни» — страх перед необходимостью входить в новый коллектив, боязнь одиночества, боязнь «взрослой» жизнинереалистичное переживание нового состояния (страх, шок, эйфория) и т. д.);

2) поведенческой неготовностью быть субъектом (опасения быть не принятым в свою студенческую группунеконструктивное общение (соперничество, агрессия) — недостаточная развитость способностей самопрезентации (неумение себя преподнести, отсутствие навыков публичного выступления, неадекватная самооценка) и т. д.);

3) отсутствием в «образе мира» первокурсников необходимой информации, обеспечивающей реализацию субъектной позиции в овладении вузовским пространством (иллюзорные представления о «студенческой жизни» — пассивная позиция в обучении (ожидание «готового» материала) — слабое осознание личностных и профессиональных мотивов поступления и обученияповышенная ориентация на преподавателя как на основной источник информации и т. д.).

В этой связи в исследовании доказана эффективность оказания психологической поддержки личности, осуществляемой по пути актуализации и укрепления субъектной позиции и оптимизации условий персонализации личности в новой среде, и показано, что данные направления поддержки обеспечивают развитие личностной идентичности.

Предпринятое эмпирическое исследование подтвердило, что развитие личностной идентичности первокурсников в этот период обеспечивается специальной организацией среды, направленной на преодоление их аффективно — мотивационной, поведенческой и информационной неготовности быть субъектом.

Психологическая поддержка проявлений субъектности, а также процесса персонализации личности в осваиваемом пространстве группы способствует интенсификации групповых процессов. Сопоставление полученных результатов диагностики в результате поддержки субъектной позиции и персонализации с предложенной В. Шутцем моделью развития группы позволило подтвердить этот факт и показать, что групповая динамика в условиях психологической поддержки возрастает, а процесс взаимодействия личности с новым пространством строится по пути овладения им.

Сформулируем основные выводы нашего исследования:

Обобщение полученных по всем диагностическим процедурам данных, дополненное качественным анализом итоговых сочинений первокурсников, позволило составить представление о приобретенном личностью опыте в трех пространствах ее бытия. В организмическом пространстве — опыт проживания в ситуации «здесь и теперь», повышающий включенность в ситуацию и эффективность ее разрешения: осознание своего состояния, чувств, желаний и стремлений, своей позиции, отношения к происходящему в ситуациях взаимодействия с новой средой, обретение в ней личностных смысловв пространстве поведения — выстраивание поведения, аутентичного внутреннему состоянию личности, получение опыта взаимодействия, основанного на принятии, доверии, открытостиопыт самопрезентации и самовыражения в проявлениях субъектностиопыт удержания персональных границ продуктивными (не агрессивными) формами поведенияв пространстве среды — создание своего «образа» университетского пространства: обретение своих мест в новом пространстве (наш университет, наш факультет, наша аудитория) — расширение представлений о специфике обучения в вузе.

В предпринятом исследовании в основном удалось подтвердить выдвинутую гипотезу и показать, что эффективность процесса овладения первокурсниками вузовским пространством обеспечивается системной психологической поддержкой, способствующей актуализации и укреплению субъектной позиции его участников и оптимизации процесса персонализации личности в осваиваемом пространстве, выступающими определяющими факторами поддержания и развития личностной идентичности в этот период. Полученные эмпирические данные свидетельствуют об этом.

Процесс овладения первокурсниками вузовским пространством является частным случаем процесса овладения личностью новыми бытийными пространствами и протекает по пути выстраивания с ним аутентичных отношений, через актуализацию субъектной позиции и процесс персонализации среды. Этап вхождения личности в новое бытийное пространство является этапом «запуска» механизма выстраивания отношений личности с этим пространством, который ею организуется в одном из двух направлений:

— как процесс приспособления личности к новым условиям и требованиям, предъявляемым ей со стороны новой объективной реальности (адаптация) или.

— как процесс активного взаимодействия личности с новым пространством, сопровождающийся переструктурированием среды в соответствии с личностными смыслами по направлению организации пространства, аутентичного природе личности (овладение).

Психологическая поддержка, направленная на развитие субъектности личности и ее персонализации в новом пространстве, способствует поддержанию и развитию личностной идентичности и обеспечивает выстраивание отношений с осваиваемым пространством по пути овладения им.

Психологическая поддержка проявлений субъектности, а также процесса персонализации личности в осваиваемом пространстве группы способствует интенсификации групповых процессов (56,2% первокурсников прошли стадию включения в группу, и перешли на более высокий уровень персонализации). Под действием поддержки у личности снижается уровень тревожности (у 67%), повышается степень открытости (у 61,2%), устанавливаются эмоциональные связи (у 80%), что позволяет ей сразу приступать к формированию индивидуальной траектории взаимодействия с новым социальным пространством.

Сопоставление полученных результатов диагностики в результате поддержки субъектной позиции и персонализации с предложенной В. Шутцем моделью развития группы показало, что групповая динамика в условиях психологической поддержки возрастает, а процесс взаимодействия личности с новым пространством строится по пути овладения им.

Исследование проблем первокурсников на начальном этапе овладения вузовским пространством в контексте процесса развития личности позволило определить, что возникновение проблем первокурсников в этот период обусловлено слабо сформированной субъектной позицией, проявляющейся в затруднении удовлетворения трех базовых потребностей личности (в сохранении целостности, в подтверждении внутреннего мира внешним, в экспансии) и выявить следующие группы проблем данного этапа развития личности:

— аффективно — мотивационную неготовность быть субъектом (59,7%);

— поведенческую неготовность быть субъектом (86,2%);

— отсутствие в «образе мира» первокурсников необходимой информации, обеспечивающей реализацию субъектной позиции в овладении вузовским пространством (77,9%).

Рост" субъектности первокурсников в условиях поддержки происходит в результате роста самоосознания, самопринятия (повышение показателей по тесту — опроснику В. В. Столина, С.Р. Пантелеева), самореализациив процессе персонализации в новом пространстве через «позитивные» проявления субъектности, такие как внесение «вкладов» в строительство групповых норм, общегрупповых ценностей, выработку конструктивных способы взаимодействия с новом социальным пространством и т. д.

Развитие субъектности первокурсников в условиях оказания психологической поддержки связано с большой степенью эмоциональной вовлеченности (у более 80%) в процесс поддержки, что позволяет личности повышать степень самокритичности, ответственности, реалистичности взглядов, автономности (повышение показателей по тесту — опроснику В. В. Столина, С.Р. Пантелеева) и, в результате, извлекать позитивный личностный опыт.

Психологическая поддержка субъектности, осуществляемая в групповом пространстве и направленная на решение актуальных проблем первокурсников, способствует формированию феномена со — бытийности в пространстве группы. 9.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. А. Мировоззренческий смысл и научное знание категории субъек-та//Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М., 1997. С. 56 -74.
  2. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности в социальной психоло-гии//Психология личности и образ жизни/Отв. ред. доктор филос. наук Е. В. Шорохова. -М.: Наука, 1987. С. 220.
  3. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский A.B. Философско психологическая концепция C.JI. Рубинштейна: К 100-летаю со дня рождения. М., 1989.
  4. H.A. Проблема адаптации и здоровья студента//Вестник высшей школы. -1982. -№ 5. -С 39−41.
  5. В. П Высшее образование в России.-1998.-№ 3.- С.75−82.
  6. И.А. Топология и идентификация личностиУ/Вопросы философии. 1994. № 5. С. 143−149.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания. М. 380 с.
  8. .Г. Онтогенез и жизненный путь человека//Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980. Т1.
  9. .Г. Человек как предмет познания. JL, 1969.
  10. E.H. Личностные и средовые факторы формирования субъектности личности.: Дисс. насоиск. уч. степени канд. психол. наук. Краснодар, 2001.
  11. Г. М. Психология социального познания. М., 1997. -С. 162−175.
  12. Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии. Вопр. психологии. 1996. № 1.
  13. Л.И. Психология формирования и развития личности/Человек в системе наук. -М. 1989. -С. 426−433.
  14. В.Г. Теоретические проблемы адаптации//Адаптация учащихся и молодежи к труду и учебной деятельности. Иркутск, 1986. -С. 3−17.
  15. А.Г. Со = действие ребенку развитие личности//Забота — поддержка — консультирование/Серия «Новые ценности образования» Под ред. Н.Б. Крыловой/Выпуск № 6. -М.: Инноватор, 1996. — С. 39−44.
  16. А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития)//Вопросы психологии. 1992. № 1. С. 7.
  17. Д.Ж. Искусство психотерапевта. СПб., 2001 220с.
  18. Баз JLJI., Баженова О. В. Исследование восприятия психологической поддержки беременным женщинам/УПсихол. журн. 1994. Т. 15. № 1. С. 137−146.
  19. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности//Вопросы психологии .-1989. № 1. — С. 92−100.
  20. Бассин Ф.В. .Рожнов В. Е., Рожнова М. А. К современному пониманию психической травмы и общих принципов ее психотерапии//Руководство по психотерапии. М., 1974. С. 3953.
  21. Ф.В. К развитию проблемы значения и смысла//Вопросы психологии. 1973. № 6. С .22.
  22. Ф.В., Рожнов В. Е., Рожнова М. А. Психологическая теория личности и психотера-пия//Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975. С.216−234.
  23. В.П. Педагогическая поддержка процесса индивидуализации человека в об-разовании//Психологические проблемы самореализации личности. Сборник научных трудов. Выпуск 3. Краснодар, 1998. С.46−57.
  24. В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога: Монография. Краснодар, 2001. -220 с.
  25. Е.К. Проблема психологической адаптации студентов. Алма-Ата, 1983. — 24 с.
  26. А.П. Что мешает студенту учиться?//Высшее образование в России.- 1998.-№ 3.-С.64−67.
  27. В.Г. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Ленинград, 1988.-270 с.
  28. Э. Транзакционный анализ и психотерапия. Пер. с англ. СПб., изд-во «Братство», 1992.-224 с.
  29. Р. развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 420 с.
  30. Бим Бад Б. М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации/ЯТедагогика. 1996. № 1. С. 3−8.
  31. Р.Р. Анализ состояния психического дискомфорта у студентов. Дисс. канд. пси-хол. наук. Ленинград, 1987. -182с.
  32. Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества// Вопросы психологии. 1999. № 2. С.35−41.
  33. A.A. Психология о личности. М., 1988.
  34. A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. Jl., 1970.
  35. В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: ИП РАН, 1995. -136 с.
  36. Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. Москва-Воронеж, 1995.
  37. А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. Учебн. пособ. М. — 2000.- 368 с.
  38. A.B. Проблема субъекта в психической науке (статья вто-рая)//Психологический журнал. Т. 13. № 6. 1992. С. 4.
  39. A.B. Психология субъекта: Некоторые итоги и перспективы//Известия Российской академии образования. М., 1999. С. 30 41.
  40. Ф.Е. Структура образа (К 90-летию со дня рождения А.Н.Леонтьева)//Вопросы психологии. 1993. N5. С. 5−19.
  41. Ф.Е. Психология переживания. М, 1984.
  42. Е.П., Зинченко В. П., Лекторский В. А. Сознание: опыт междисциплинарного под-хода//Вопросы психологии. 1988. № 11. С.3−31.
  43. В.И. Психологическая защита в оценке психического здоровья на этапах профессиональной адаптации военного врача. Автореф. дисс.канд. мед. наук. -Томск, 1997. -22 с.
  44. А.И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация универсальный биологический механизм приспособления. — М., 1987. — 176с.
  45. Вопросы адаптации студентов младших курсов в вузах: Материалы республиканского научно методического семинара. — Кишинев, 1984. — 85с.
  46. Л.И., Снегирева Т. В. Психологический опыт личности: к обоснованию подхо-да//Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 10.
  47. Л.С. История развития высших психических функций. Психология. М.: Изд. -во ЭКСМО Пресс, 2000. С. 568, 576, 596, 598,624,718.
  48. Л.С. Собран, соч. в 6 т. Т. 4. М., 1983.
  49. Высшее образование в России.-1998.-№ 2.- С. 17−21.
  50. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века//Забота- поддержка консультирование/Серия «Новые ценности образования» Под ред. Н.Б. Крыловой/Выпуск № 6. — М.: ИННОВАТОР, 1996. — С. 11 — 38.
  51. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения/УВопросы психологии. 1994. N3.C.44.
  52. Т.Г., Лииская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та- - М.: Совершенство, 1997. -171 с.
  53. Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные про-блемы//Психологические проблемы самореализации личности/Под ред. A.A. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб., 1997.
  54. A.A. Психотерапевтические методы в системе профилактики невротических расстройств у студентов. Дис. докт. мед. наук. -Л., 1988.
  55. Н.И. Личностная рефлексия как один из механизмов самосозна-ния//Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987. С 165.
  56. Детский психолог. Вып 45. -Ростов-на-Дону. 1993. — 95 с.
  57. И.А. Категория активности и ее место в системе психологического зна-ния//Категории материалистической диалектики в психологии. М., 1988. С. 56 88.
  58. К.Ф., Ериф М. И., Эткинд А. М. Кризисы в развитии индивидуальности и стратегия психологической помощи//Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 3, Л., М., 1985. С. 287 292.
  59. Н.П. К проблеме адаптации первокурсников к условиям учения и труда в ву-зе//Вопросы психологии личности и деятельности студентов/Отв. ред. ВТ. Асеев. Иркутск, 1976. -С. 72−79.
  60. В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие М. — 1997. — 256 с.
  61. И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987 181с.
  62. В.И. Понятие психологической защиты в концепциях 3. Фрейда и К. Роджер-са//Вопросы психологии. 1990. — № 4. С. 14−23.
  63. Э.Ф., Симанюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности//Психо-логический журнал. Том 18. № 6.1997. С. 35−44.
  64. В.В. Понимание субъектом мира как проблема психологии человеческого бы-тия//Психологический журнал. Т. 20. № 4. 2000. С. 86 -104.
  65. И.Б., Шиянов E.H. Образование как общечеловеческая ценность//Вестник Ставропольского университета. Вып. 1. Ставрополь, 1996. -С. 113−117.
  66. В., Чебышев Н. Основы развития современной высшей школы. М.: Наука. 1996. -214 с.
  67. В.И. Психологические основы развития студента как субъекта учения. Дис. док. психол. наук., СПб, 1994. 420 с. Карвасарский Б. Д. Неврозы. М.: Медицина, 1980. -447 с.
  68. .Д. Неврозы. М.:Медицина, 1985, 447с.
  69. .Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985. 304 с
  70. А.Н. Личность и идентичность: походы к исследованию и пониманию//Психол. проблемы самореализации личности: Сб. научн. тр./Под ред. Кукосяна О. Г. Краснодар. 2000.-С. 126−135.
  71. Т.В. Студент и преподаватель глазами друг друга//Высшее образование в России. 1996. № 3.
  72. Комплиментарная функция лидера//Современная зарубежная социальная психология. Тексты/Под ред. Г. М. Андреевой, И. Н. Богословской, Л. А Петровской, М.: МГУ, 1984., С. 162−168.
  73. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.- 1984.
  74. Кон И. С. Открытие «Я» М.: Политиздат, 1978.-110 с.
  75. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.225 с.
  76. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988.
  77. Кон И. С. Социология личности М., 1967. С. 247.
  78. И.Б. Идея личности в российской психологии. Автореферат.док. психол. наук. -М., 1994. 42 с.
  79. И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 1994. -294с.
  80. И.Б., Шиянов E.H. Педагогическое взаимодействие. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педуниверситета, 1997.С. 112.
  81. И.Б., Шиянов E.H. Философские основания современной педагогики. Ростов-на-Дону, 1994. С 65.
  82. Ю.И. Проблема социализации подрастающих поколений в зарубежной педагогике: Автореф. канд. пед. наук. М., 1992.
  83. С.И. Позиция как деятельностиое воплощение личностно-профессионального самоопределения (самосознания)//Проблемы проектирования профессиональной педагогической позиции. М., 1997. С.35
  84. Д., Кратчфипд Р., Ливсон Н. Фрустрация, конфликт, защита/Пер. с англ. A.B. Алек-сандровой//Вопросы психологии.-1991.- № 6. -С.61−73.
  85. С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. М.: Генезис, 1997. — 288 с.
  86. И.В. Психосемантические исследования обыденных экологических представле-ний//Вопросы психологии. № 1.1998. С.65−75.
  87. .В. Основы психодиагностики. Л., 1984.С.З.
  88. Ю.С., Тарасов С. М. Образовательная среда и развитие личности//Новые знания. -2001. -№ 1, — С. 6−7.
  89. Кэлвин С. Холл, Г. Линдсей. Теории личности. М., 1997.С.258.
  90. Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний//Вопросы психологии. -1967.- № 6. С. 120 -130.
  91. Р. У. Разделенное Я. Киев, 1995. С16.
  92. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1979 г.
  93. Д.А. Динамика смысловых процессов. Психол. журнал. 1997. Т. 18. № 6.
  94. Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей//Психологический журнал. -1992.-Т. 13.-№ 2.-С. 107−117
  95. Д.А. Значение и личностный смысл: две стороны одной медали. Психол. журнал. 1996. Т.П. № 3
  96. Д.А. Личностный смысл и трансформация психического образа. Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология. 1988. № 2.
  97. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности. Вестн. Моск. Ун-та. 1997. № 1.
  98. Д.А. Психология с человеческим лицом/Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М., 1997.
  99. Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу//Вопросы психологии. 1987. N З.С.150.
  100. Д.А. Субъективная семантика и смыслообразование. Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология. 1990. № 3.
  101. Д.А., Пилипко М. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования/ТВопросы психологии. 1995.-№ 1.-С. 97−110.
  102. В.Я. Новая парадигма педагогической психологии и практика инновационного об-разования//Вестник МГУ. Сер.14 Психология. 1998. № 2. С.88−95.
  103. С. Этические вопросы психотерапии/Транскультурные исследования в психотерапии.-Л., 1989-С.27−35.
  104. Д.Б. Структурная организация смысловой сферы личности (На правах рукописи). Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.психол. наук. Специальность 19.00.01. М., 1988. С. 4.
  105. В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. -184с.
  106. Личность и предметно-пространственная среда. Под ред. Рябикиной З. И. Хрестоматия.-Краснодар, 2000. 232 с.
  107. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  108. С.М. Проблема социальной адаптации студентов к учебному процессу. Дис. канд. философских наук. Минск., 1986. -239 с.
  109. Д. Социальная психология. М., 1997.
  110. М.М. Способы кодирования и анализа качественных данных//Возможности использования качественной методологии в гендерных исследованиях. Материалы семинаров. М., 1997. С. 75.
  111. А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.
  112. А. Мотивация и личность. СПб., 1999. С. 224 259.
  113. А. Психология Бытия. М., 1999. С. 141.
  114. А. СамоактуализацияУ/Психология личности. Тексты. -М.: Изд-во Моск. университета, 1982
  115. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях//Вопросы психологии. 1999. № 4. С. 32.
  116. К.П. Психология ответственности. -Л. 1983.-240 с.
  117. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. -М.: Издательский центр «Академия», 1998. 456 с.
  118. B.C. Проблемы генезиса личности. М., 1985. -423с.
  119. B.C., Хвостов К. А. Психодиагностика развивающейся личности. Архангельск, 1996. — 185 с.
  120. В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. Под ред. A.A. Бодалева. -М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1995. 356 с.
  121. A.A. Социально-психологическая адаптация личности. -Ереван, 1988. 263 с.
  122. Л.Н. Тендерная интерпретация самоактуализации личности в профессии (на материале педагогической профессии). Дисс. на соискание уч. степени канд. психол. наук, Краснодар, 2000. 197 с.
  123. А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учите-ля//Вопросы психологии. 1988 г. № 1.С. 16 26.
  124. А.К. Определение характеристик социальной адаптации школьников//Журнал практического психолога. 1998. № 1. С. 54 64.
  125. А.К. Проблемы исследования субъектной активности//Вопросы психологии. -1996.-№ 1.-С. 5−19.
  126. М.Ю. Динамика личностных изменений в процессе социально-ориентированного обучения студентов в вузе. Автореферат дисс. канд. психол. наук, Ростов-на-Дону, 1997. 19 с.
  127. JI.A. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи//Введение в практическую социальную психологию/Под ред. Ю. М. Жукова, J1.A. Петровской, О. В. Соловьевой. М., 1997.
  128. JI.A. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М. -1982. — 168 с.
  129. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. С. 254
  130. A.B. Проблема развития личности с позиции социальной психоло-гии//Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 15 29.
  131. A.B., Петровский В. А. Индивид и его потребность «быть личностью «//Вопросы философии. 1982. № 3.
  132. A.B., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998.
  133. В.А. К психологии активности личностиУ/Вопросы психологии. -1974. -№ 3. -С. 26−38.
  134. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 1996.
  135. В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Просвещение, 1992. С. 28.
  136. В.А. Феномен субъектности в психологии личности. Дис. доктора психол. наук (в форме научного доклада) М., 1993., С. 76.
  137. В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов-на-Дону: РИО АО «Цветная печать», С. 88.
  138. Р., Дулина Н., Токарев В. О главной цели образования//Высшее образование в России.-1998.-№ 3.-С.40−54.
  139. . Готовность к самоопределению//Высшее образование в России.- 1998.-№ 2.-С.80−83.
  140. Практическая психодиагностика. Методики, тесты. Под ред. Райгородского Д. Я. Самара.. -1998.-672 с.
  141. Е.В. Профессиональная Я-концепция психологов (начальные этапы профессионального становления)//Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Ростов-на-Дону, 2000.
  142. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Москва -Воронеж, 1996.
  143. Психологическая поддержка в вузе: «Круглый стол"//Психологический журнал. 1994. N5.C. 102−116.
  144. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М., 1997. 336 с.
  145. Т.Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности//Социс. -1995,-№ 12.-С. 100−110.
  146. Робин Ж. M Фигуры гештальта// Московский психотерапевтический журнал. -1994. -№ 3.-С. 25−53.
  147. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ/Общ. ред. и пре-дисл. Исениной Е. И. М., 1994. —. С. 237−246.
  148. М.В. Психология судьбы: программирование или творчество?//Вопросы психологии. 1992. № 1. С. 100. «.
  149. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. 415 с.
  150. К. Групповая психотерапия. М., 1993.
  151. З.И. Еще раз к проблеме предмета психологии// Адукацыя I выхаванне. 1996, № 2. С. 51−61.
  152. З.И. Личностный подход в интерпретации среды//Личность и ее быте. Социально психологические аспекты бытия личности в местном сообществе. Краснодар, 2002 г. -С. 5−12.
  153. З.И. Личность и «пространства» ее бытия//Психологические проблемы самореализации личности. Сборник научных трудов. Выпуск 3. Краснодар. 1998.
  154. З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. Краснодар, 1995. С. 22.
  155. З.И. Переосмысление истории отечественной психологии советского периода в связи с проблемой предмета науки//Исторический путь психологии: прошлое, настоящее, будущее. М., 1992. С.32−34.
  156. З.И. Проблема личности и «личностности» в современном мире//Человек. Сообщество. Управление. Научно информационный журнал. № 1. — Краснодар, 1999 г. — С. 51−62.
  157. З.И. Психология свободного времени личности//Психология и ее приложения. Ежегодник Российского психологического общества. Том 9, выпуск 2. М., 2002 г. С. -324 — 344.
  158. З.И. Смысл жизни, жизненный сценарий и выбор профессии в условиях новой социальной реальности//Психологические проблемы самореализации личности. Сборник научных трудов. Выпуск. 2. Краснодар, 1997.С.117
  159. В.Ф. Устойчивость самооценки и механизмы ее сохранения//Вопросы психологии. 1975.- № 3. -С. 62- 72.
  160. В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., 1998.
  161. И.И. Профессиональная карьера//Социологические исследования. 1999. № 4. С. -78.
  162. Т.П. Доверие как социально-психологическое явление. Автореф. докт. дисс. Ростов-на-Дону, 1998. 46 с.
  163. JI.C. Задачи индивидуального подхода при перевоспитании. Вопросы психологии. 1975. — № 3. — С. 156 -161.
  164. В.И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития/Вопросы психологии. -1996, № 5, — С. 38 — 50.
  165. JI.H. Методы психологической диагностики//Серия «Методы психологической диагностики». Выпуск 3. М., 1990.
  166. И.В. Принципы понимающей социологии в анализе социализации лично-сти//Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М., 1992. С.74−75.
  167. А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
  168. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  169. Толковый словарь русского языка./Под ред. С. И. Ожегова. М, 1992.
  170. Е.И. Клинико-психологические аспекты профессионально-личностного развития студентов. Дис. канд. мед. наук-М., 1995. 193с.
  171. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1961.
  172. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.
  173. Формирование личности и переходный период: от подросткового к юношескому/Под ред. Дубровиной. М., 1987.
  174. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. -368с.
  175. В. Доктор и душа. СПб., 1997.
  176. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
  177. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. М., 1923. -250с.
  178. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я7/3. Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992. С. 256 — 324.
  179. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе/СПб. статей: Пер. с нем. М.
  180. А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика Пресс, 1993,140с.
  181. Фрейд 3. Психология сексуальности. Вильнюс, 1992.
  182. Э. Иметь или быть. М., 1986.
  183. Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2001. — 608 с.
  184. В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта//Московский психотерапевтический журнал. 1992. № 2. С. 5−40.
  185. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Изд. Наука, 1977.
  186. И.К., Бердяев A.A. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства // Педагог, БГПУ, 1998. № 4.
  187. Н.И. Введение в психодиагностику личности. В 2-х вып. Вып. Ростов-на-Дону, 1996.
  188. Н.И. Введение в психодиагностику личности. В 2-х вып. Вып. Ростов-на-Дону, 1996.
  189. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998, — 512 с.
  190. Т. Социальная психология/Пер. с англ. В. Б. Ольшанского. Ростов-на-Дону., 1998.
  191. E.H., Котова Б. И. Идеи гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности, — Ростов-на-Дону, 1995.
  192. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М., 1983.
  193. Е.В. Методологические проблемы соотношения психологии и медици-ны//Психология и медицина. М., 1978. 320с.
  194. Шюц А. Структура повседневного мышления//Социологические исследования. 1995. № 2. С. 129−137.
  195. Е.С. Что мешает студенту учиться//Высшее образование в России.-1997.-№ 4.-С.68−70.
  196. М.Р. Проблемы индивидуального стиля в современной психологии//Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь, 1982.- С. 3 -17.
  197. .Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно- исторической теории Л.С. Выготского). М.: Изд. Тривола, 1994.
  198. Э. Детство и общество. СПб., 1996 592с.
  199. Э. Идентификация: юношеский кризис. М., 1968.
  200. И.И. Динамика профессионального самоопределения студентов (на примере педагогического вуза) Дис. канд. психол. наук- Ростов на — Дону, 2000. — 189с.
  201. Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного//Вопросы философии. -1988. № 1.-С. 133−150.
  202. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.
  203. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М. — 2001. — 596 с.
  204. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников//Вопросы психологии. 1994. № 2. С.64−76.
  205. М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности. Дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук, Кемерово, 1995.
  206. М.Г. Экзистенциальная психология и проблема личности//Вопросы психологии. 1973. № 6. С. 29.
  207. В.А. Психологическое моделирование образовательных сред//Психологический журнал. 2000. — Т.21. -№ 4. — С. 79−88.
  208. .А. Профессионализация личности в контексте жизненного пути//Основные направления развития региональной системы социально-психологической поддержки населения. Материалы ХП Региональной научно-практической конференции. Краснодар, 1999. С. 286.
  209. Adier A. Individual Psychology//Theories of Personality/Lindzei G., Hall C. N.Y. Wiley, 1957. P. 114−156.
  210. Cobb S. Social support as a moderation of life stress//Psychosomatic Medicine. 1976. V. 38. N 5. P. 300−314.
  211. Crave Т. K., Jonson E. L. Support for mothers of infants bom at risk//Therary in pediatrics. 1991. V. 11. N3.P. 89−98.
  212. Cronic K., Greenberg M., Robinson N., Ragozin A. Material stress and social support: effects on the mother-infant relationship from birth eighteen months//Amer. J. Orthopsychiatry. 1984. V. 52. N 2. P. 224−235.
  213. Cutrona С. E., Suhr J. A. Controllability of stressful svents and satisfaction with spouse support behaviours//Communication Res. 1992. V. 12. N 2. P. 154−174.
  214. Experimental Evidence//Child Development. 1991. V. 62. N 3. P. 572−582.
  215. Fiedmann M. L., Andrews M. Family support and child adjestment singl-parent families//Issues in Comprihenciye Pediatric Nursing. 1990. V. 13. № 4. P. 289−304.
  216. Fred W. Vondracek, Richard M. Lerner, John E. Schulenburg. Career Development: Life-Span Developmental Approach. Lawrence Erlbaum Associates, Publishers. Hillsdale, New Jersy, London. 1986. p. 131−138.
  217. Jacobson S. W., Frye K. F. Effects of material social support on attachment:
  218. Joetting A. Pattems of support among in laws in United States: a review of research//J. Family Issues. 1990. V. 11. № 1. P. 67−90.
  219. Morinada Y. S. Sakata K., Koshi R. Marital satisfaction and division of family related tasks among Japanese married couples//Psichol. Reports. 1992. V.70.N1.P. 163−168.
  220. Shutz W. The Ego, FIRO theory and the leader as completer. I.m.: Samovar L. Et al. (eds.) Leadership and interpersonal in behavior. N.X., 1961.
  221. H., Bauman U. (Eds.). The meaning and measurement of social support: The series in clinical and community psychology. N. Y.: Hemisphere. Publishing Corp., 1992.
  222. Тест опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев) модифицированный вариант)
  223. Тест — опросник построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения.
  224. В диссертационном исследовании мы использовали следующие 3 шкалы данного опросника:
  225. Шкала 1 самоуважение- Шкала 2 — аутосимпатия-
  226. Шкала 3 ожидание положительного отношения от других. Текст опросника.
  227. Думаю, что большинство моих знакомых относиться ко мне с симпатией.
  228. Мои слова не так уж часто расходятся с делом.
  229. Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой.
  230. Когда я пытаюсь себя оценить, прежде всего вижу свои недостатки.
  231. Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других.
  232. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.
  233. В мой жизни есть, или, по крайней мере, были люди, с которыми я был чрезвычайно близок.
  234. Собственное уважение мне еще надо заслужить.
  235. Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел.
  236. Я вполне доверяю своим, внезапно возникшим желаниям.
  237. Я сам хотел во многом себя переделать.
  238. Я искренне хочу, чтобы у меня был все хорошо в жизни.
  239. Если я и отношусь к кому-либо с укоризной, то прежде всего к себе.
  240. Чаше всего я одобряю свои планы и поступки.
  241. Собственные слабости вызывают у меня что-то наподобие презрения.
  242. У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.
  243. Часто я не без издевки подшучиваю над собой.
  244. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни, это подчиниться собственной судьбе.
  245. Посторонний человек, на первый взгляд, найдет во мне много отталкивающего.
  246. К сожалению, если я и сказал что-то, это не значит, что именно так я буду поступать.
  247. Свое отношение к самому себе можно назвать дружеским.
  248. Быть снисходительным к своим слабостям — вполне естественно.
  249. У меня не получается быть для любимого человека быть интересным длительноевремя.
  250. В глубине души я бы хотел, что бы со мной произошло что-то катастрофическое.
  251. Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых.
  252. Иногда мне кажется, что если бы какой-то мудрый человек смог бы увидеть меня насквозь, он тут же понял, какое я ничтожество.
  253. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.
  254. В глубине души я ни как не могу поверить, что я действительно взрослый человек.
  255. Без посторонней помощи я мало что могу сделать.
  256. Иногда я сам себя плохо понимаю.
  257. Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.
  258. Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.
  259. В мой личности есть, наверно, что-то такое, что способно вызывать у других острую неприязнь.
  260. Большинство моих знакомых не принимает меня так уж в серьез.
  261. Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.
  262. Я вполне могу сказать, что уважаю себя сам.
  263. Вряд ли меня можно любить по настоящему.
  264. Моим мечтам и планам не хватает реалистичности.
  265. То, что во мне происходит, как правило, мне понятно.
  266. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.
  267. Вряд ли найдется много людей, которые обвиняю меня в отсутствии совести.
  268. Когда со мной случаются неприятности, я как правило, говорю: «И поделом тебе».
  269. Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.
Заполнить форму текущей работой