Стиль педагогического общения и его проявления в процессе самореализации педагогов ДОУ
Диссертация
В процессе профессионального становления педагогов СПО оказывает влияние на параметры мотивационно-смыслового, эмоционально-ценностного и когнитивного компонентов самореализации: коммуникативные, эмоциональные особенности педагогов, характер отношения человека к самому себе, к другим людям и к своей жизни, уровень удовлетворенности своей самореализацией и мотивы профессионального развития… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И ЕГО
- ПРОЯВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГОВ
- 1. 1. Стиль педагогического общения как предмет психологического исследования
- 1. 1. 1. Понятие педагогического общения
- 1. 1. 2. Исследования стиля педагогического общения
- 1. 2. Проблема самореализации личности в психологии
- 1. 2. 1. Понятие самоактуализации в работах зарубежных психологов
- 1. 2. 2. Представления о самореализации личности в работах отечественных психологов
- 1. 3. Самореализация личности в профессиональной сфере и стиль педагогического общения
- 1. 4. Постановка проблемы и задач исследования
- 1. 1. Стиль педагогического общения как предмет психологического исследования
- ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Организация исследования
- 2. 2. Методы исследования
- ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
- 3. 1. Изучение особенностей в проявлении стилевых характеристик воспитателей
- 3. 2. Изучение различий в проявлении индивидуальных особенностей педагогов с разным стилем педагогического общения
- 3. 3. Изучение взаимосвязей поведенческого компонента с мотивационносмысловым, когнитивным и эмоционально-ценностным компонентами самореализации педагогов
- 3. 4. Изучение взаимовлияния стиля педагогического общения и индивидуальных особенностей педагогов
- 3. 4. 1. Эффекты стиля педагогического общения на индивидуальные особенности педагогов 92 3.4.2. Влияние индивидуальных особенностей на проявления стиля педагогического общения
- 3. 5. Изучение особенностей самореализации воспитателей на разных этапах профессионального становления
- 3. 6. Обсуждение результатов 154 ОБЩИЕ
- ВЫВОДЫ
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- ПРИЛОЖЕНИЕ
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности //Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анцы-феровой. М.: Наука, 1981. С. 19−45.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. С. 294.
- Абульханова-Славская К. А. Типология личности и гуманистический подход // Гуманистическая проблема психологической теории / РАН Ин-т психологии. М.: Наука, 1995. С. 41−45.
- Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. М.: Изд-во Ин-та практической психологии- Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. С. 80.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труда / Под ред. А. А. Бодалева. М.- Воронеж, 1996. С. 384.
- Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. С. 272.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. С. 288.
- Андреев А.А. Влияние стиля педагогического общения на познавательную активность учащихся: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1984. С. 20.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2004. С. 365.
- Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системе // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анцыферо-вой. М.: Наука, 1981. С. 3−19.
- Анцыферова Jl.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3−18.
- Артемьева Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анцыферо-вой. М.: Наука, 1981. С. 67−87.
- Архипова Е.А. Взамоотношения воспитателя и детей как фактор, влияющий на самооценку дошкольников // Психология общения. Минск, 1984. Вып. 4. С.3−11.
- Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы психологического анализа. М., 1990. С. 367.
- Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МО-ДЭК», 2000. С. 272.
- Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М.: Институт психологии РАН, 1994. С. 210.
- Ахмеров Р.А. Жизненные программы личности // Наука и практика. Диалоги нового века: Материалы международной научно-практической конференции. Ч. I. Набережные Челны: Изд-во Камского государственного политехнического института, 2003. С. 3−4.
- Баграмянц М.Л. Психологические проблемы обучения педагогическому общению в практике зарубежной высшей школы: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1991. С. 23.
- Бажин Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Метод исследования УСК // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 3. С. 152−162.
- Батищев Г. С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. М.: Наука, 1969. С. 73−144.
- Батищев Г. С. Нравственный смысл и содержание всесторонне-целостного развития человека // Нравственный прогресс и личность / Отв. Ред. В. Жя-майтис и др. Вильнюс, 1976.
- Башлакова JI.H. Исследование факторов влияющих на организацию общения воспитателя с детьми // Пути совершенствования педагогического процесса в старших группах детского сада. Минск: НИИП МП БССР, 1985. С. 5−16.
- Белкина В.Н. Особенности профессиональной деятельности педагога дошкольного образования в рамках гуманистической парадигмы // Ярославский Педагогический Вестник. 2001. № 3−4.
- Бернс Р. Развитие Я концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. С. 422.
- Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. М.: Флинта, 1998. С. 48.
- Бодалев А.А. Воздействие стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт // Бодалев А. А. «Психология общения». М., 1996.
- Бодалев А.А. О качествах личности, нужных для успешного общения // Бодалев А. А. «Психология общения». М., 1996.
- Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998.31 .Бодалев А. А. О смысле жизни человека, его акме и взаимосвязи между ними // Мир психологии. 2001. № 2. С. 54−58.
- Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1981. С. 159−177.
- Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1980. С. 3−13.
- Братусь Б.С. Аномалии развития личности: Дис.. д-ра психол. наук. М., 1988. С. 480.
- Братченко C.JI. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение: Автореф. дис.. канд. психол. наук. JL, 1987. С. 21.
- Братченко СЛ. Верим ли мы в ребенка // Журнал практического психологи. 1998. № 1.
- Братченко СЛ., Миронова М. Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, JI.A. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997.
- Брушлинский А.В. Гуманистичность психологической науки // Психологический журнал. 2000. С. 14−23.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. С. 152.
- Бузин В.Н. Краткий отборочный тест. М.: Смысл, 1998. С. 15.
- Быргазов И.Ю. Психологические особенности профессионально-педагогической направленности учителей, не имеющих базового педагогического образования: Дис.. канд. психол. наук. М., 1999. С. 192.
- Варгамян М.В. Психологические условия преодоления учителем трудностей в становлении профессионализма: Дис.. канд. психол. наук. М., 2000. С. 160.
- Варламова Е.П., Степанов С. Ю. Психология творческой уникальности. М.: Ин-т психологии РАН, 2002. С. 256.
- Вахромов Е.Е. Самоактуализация и жизненный путь человека // Журнал Прикладная психология и психоанализ. 2001. № 4.
- Ведин И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл. Рига: Знание, 1987.
- Волков Б.С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. Практическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2003. С. 240.
- Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 Т. М.: Педагогика, 1983. Т. З: Проблемы развития психики. С. 368.
- Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь, 2000. С. 179.
- Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. С. 219.
- Глуханюк Н.С. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации: Дис.. д-ра психол. наук. Екатеринбург, 2001. С. 313.
- Гозман Л.Я., Кроз М. В. Измерение уровня самоактуализации личности // Алешина Ю. А., Гозман Л. Я., Дубовская Е. С. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 12−21.
- Гозман Л.Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест. М.: РПА, 1995. С. 43.
- Городилова Е.Н. Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью: Дис.. канд. психол. наук. Пермь, 2002. С. 244.
- Горянина В.А. Психокоррекция стиля взаимодействия: Дис.. д-ра психол. наук. М., 1996. С. 471.
- Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 6. С. 73−83.
- Гутковская E.JI. Особенности педагогического взаимодействия при переходе ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту: Дис.. канд. психол. наук. Минск, 1993. С. 193.
- Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 1992. № 1−2. С. 22−33.
- Дерманова И.Б., Коростылева JI.A. Некоторые аспекты феномена самореализации // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: ЦИБКО, 1997. С. 20−37.
- Додонов Б.И. Эмоциональная направленность и корреспондирующие свойства личности // Вопросы психологии. 1974. № 6.
- Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: Методологические и теоретические проблемы. М.: Смысл, 1993. С. 456.
- Дорфман Л.Я. Стили активности методологические и теоретические предпосылки интегрального подхода // Стиль человека: психологический анализ /Под ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998. С. 34−51.
- Дьяченко Е.В. особенности самосознания педагога в процессе профессионализации: Дис.. канд. психол. наук. Екатеринбург, 2002. С. 190.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 Т. Т. I. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. С. 320.
- Захарова Г. И. Развитие компетентности педагога ДОУ средством психолого-педагогического тренинга: Дис.. канд. психол. наук. Челябинск, 1998. С. 168.
- Ильин Е.П. Стиль деятельности: Новые подходы и аспекты // Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 85−90.
- Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев, 1998.
- Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / Под ред. Б.А. Вят-кин. М., 1999.
- Исмагилова А.Г. Индивидуальный стиль педагогического общения воспитателя детского сада: Дис.. канд. психол. наук. Пермь, 1988.
- Исмагилова А.Г. Развитие индивидуального стиля педагогического общения в процессе профессионального становления воспитателя // Вестник ПГПУ. Сер. 1. Психология. № 1−2/2000. С. 47−51.
- Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 65−72.
- Исмагилова А.Г. Функции стиля педагогического общения воспитателя ДОУ // Образование и наука, 2001. № 6 (12). С. 101−107.
- Исмагилова А.Г. Психология стиля педагогического общения: Полисистемное исследование: Монография. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2003. С. 272.
- Каган М.С., Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 25−34.
- Кан-Калик В.А., Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопросы психологии. 1985. № 4. С. 9−16.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. С. 190.
- Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. М., Воронеж: МОДЭК, 1996. С. 400.
- Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии. 1987. № 3. С. 41−49.
- Ковалев Г. А. Общение и его воспитательное значение // Мир психологи. 1996. № 3 (8). С. 17−30.
- Коган JI.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. С. 252.
- Кожевникова Э.П. Проблема возникновения педагогической индифферентности: Методическое руководство для студентов и учителей / Науч. ред. Э. Ф. Зеер. Тобольск: Изд-во Тобол, гос. пед. ун-та, 1999. С. 75.
- Коломинский Я. Л. Некоторые социально-психологические проблемы изучения психологического взаимодействия // Общение и развитие психики. Сб. науч. тр. / Под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Ковалева. М.: Изд-во АПН СССР, 1986. С. 85−98.
- Коломинский Я.Л., Панько Е. А. Что такое педагогическое общение // Дошкольное воспитание. 1985. № 5. С. 39−43.
- Колушова JI.В. Акмеологические факторы продуктивности и профессионализма воспитателя детского сада: Дис.. канд. психол. наук. Шуя, 2001. С. 221.
- Комисаренко Т.И. Влияние общения детей со взрослыми на формирование типов взаимоотношений со сверстниками // Новые исследования в психологии. 1977. № 1 (16). С. 45−48.
- Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал. 1987. № 4. С. 126−136.
- Коровина Т.Ю. Мотивация инновационной деятельности педагогов новых типов учебных заведений: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Казань, 1999. С. 16.
- Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2000. С. 292.
- Коростылева Л.А. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5 / Под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001. С. 3−24.
- Коростылева Л.А., Никифорова А. Н. Особенности самореализации личности на разных этапах жизненного пути // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5 / Под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001. С. 24−42.
- Коротаев А.Н., Тамбовцева Т. С. Качественная психологическая характеристика индивидуальных стилей педагогического общения учителей // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь: Перм. пед. ин-т, 1992. С. 79−88.
- Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. 1997. № 10. С. 114−121. 1998. № 5. С. 86−93.
- Кудрявцев Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. № 2.
- Кузнецова Е.Г. Стиль деятельности и его динамика в связи с профессиональным развитием (на материале исследования инспекторов подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних): Дис.. канд. психол. наук. Пермь, 2000.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. JL: Изд-во ЛГУ, 1967. С. 183.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования // Основы вузовской педагогики. Л., 1972. С. 250−285.
- Кузьмина Н.В. Способности. Одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985. С. 32.
- Латынов З.В. Стили речевого коммуникативного поведения // Психологический журнал. 1995. № 6. С. 90−100.
- Лейкина Е.В. Развитие личности воспитателя ДОУ в процессе профессиональной деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ставрополь, 2001. С. 24.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., Нальчик: ИЦ «Эль-Фа», 1996. С. 96.
- Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997. С. 365.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М., 1981. С. 584.
- Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопросы психологии. 1987. № 3. С. 150−157.
- Леонтьев Д.А. Деятельность и потребность // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы / Под ред. В. В. Давыдова, Д. А. Леонтьева. М., 1990.
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации- (СЖО). М.: Смысл, 1992. С. 16.
- Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 156 176.
- Леонтьев Д.А. Индивидуальный стиль и индивидуальные стили взгляд из 1990-х // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998. С. 93−108.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. С. 487.
- Лечиева М.И. Мотивационно-смысловые аспекты успешности в педагогическом общении: Дис.. канд. психол. наук. М., 1999. С. 177.
- Либин А.В. Стиль это человек? // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998 а. С. 3−12.
- Либин А.В. Единая концепция стиля человека: метафора или реальность // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998 б. С. 109−120.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.- Воронеж, 1997. С. 384.
- Лисовская Е.Б. Самоактуализирующаяся личность // Научно-техническая революция и социальная психология: Материалы международной конференции. М., 1981.
- Лихачева Н.Л. Способность воспитателя формировать социально-психологический климат детской группы как показатель профпригодности: Дис.. канд. психол. наук. Казань, 2000. С. 185.
- Логинова Н. Шарлота Бюлер представитель гуманистической психологии // Вопросы психологии. 1980. № 1.
- Логутенко Л.М. Проблемы взаимосвязи педагогического мастерства и профессиональной активности учителя // Социально-психологические проблемы развития профессиональной и общественной активности учителей / Под ред. С .Г. Вершловского М., 1988. С. 19−26.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. С. 444.
- Лукина Е.А. Модель профессиональной самореализации личности // Материалы секции Психология Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». М.: СНПО ф-та психологии МГУ, 2002. С. 131−132.
- Максимова Т.В. Смысл жизни и индивидуальный стиль педагогической деятельности // Мир психологии. 2001. № 2. С. 114−118.
- Марамкулова Р.К. Потребность в самоактуализации как основа творческого роста будущего учителя начальных классов. М., 1995.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. С. 308.
- Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997. С. 430.
- Маслоу А. Психология бытия. М.: «Рефл.-Бук" — К: «Ваклер», 1997. С. 304.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 2001. С. 478.
- Массен П., Конгер Дж. и др. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты. МГУ, 1982.
- Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психология. 1997. № 4. С. 28−39.
- Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МО-ДЭК», 2002. С. 400.
- Мерлин B.C. Об интегральном исследовании индивидуальности // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь: Перм. пед. ин-т, 1977. С. 7−22.
- Мерлин B.C. Индивидуальный стиль общения // Психологический журнал. 1982. № 4. С. 26−36.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. С. 256.
- Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 4.
- Муздыбаев К. Психология ответственности. М., 1983.
- Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Ин-т практической психологии- Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. С. 365.
- Недосека О.Н. Особенности профессионального сознания воспитателя ДОУ: Дис.. канд. психол. наук. СПб., 2000. С. 207.
- Николаева А.Б. Личность воспитателя как фактор становления личности дошкольника // Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. С. 157−167.
- Ожигова Л.Н. Тендерная интерпретация самоактуализации личности в профессии (на материале педагогической профессии): Дис.. канд. психол. наук. Краснодар, 2000. С. 196.
- Орел В.Е. Профессиональное развитие личности // Хрестоматия по общей и прикладной психологии. Учебное пособие / Под ред. Проф. А. В. Карпова. Российское психологическое общество. Ярославское региональное отделение. Москва Ярославль, 2001. С. 158−378.
- Орлов А.Б. Гуманизм с лицом культурно-антропологического прототипа: российский вариант // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 87−90.
- Осипова Л.В., Тутушкина М. К. Уровни и диапазоны самоактуализации женщин // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5 / Под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001. С. 182−192.
- Пазенкова Г. Е. Профессионализм педагога в реализации личностно-ориентированного подхода: Дис.. канд. психол. наук. Ульяновск, 2001. С. 167.
- Панов В.И. От развивающего обучения к развивающему образованию // Известия Российской Академии Образования. 2000. № 2. С. 60−69.
- Панов В.И. Введение в экологическую психологию: Учебное пособие. Ч. I. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. С. 144.
- Панько Е.А. Психология труда воспитателя. Минск: НИО МО Беларуси, 1993. С. 180.
- Парыгин Б.Д. Научно-технический прогресс и проблема самореализации личности // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е. В. Шороховой. М&bdquo- 1987.
- Першина О.В., Колобкова А. И. К вопросу о методологии исследования самоактуализации личности. Материалы секции Психология Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». М.: СНПО ф-та психологии МГУ, 2002. С. 113 114.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. С. 255.
- Петровский А.В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью П Вопросы философии. 1982. № 3. С. 44−53.
- Петровский В.А., Виноградова A.M. и др. Воспитателю о личностном общении. М.: Новая школа, 1994. С. 77.
- Пиняева С.Е., Андреев И. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 3−10.
- Пископпель А.А. Природа человека в концепции А. Маслоу // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 75−86.
- Поваренков Ю.П. Психологическая концепция непрерывного педагогического образования // Ярославский Педагогический Вестник. 1997. № 2.
- Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002. С. 160.
- Полубабкина Н.И. Самореализация личности. Дис.. д-ра философ, наук. М., 1995. С. 350.
- Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента / Под ред. Г. Никифорова и др. СПб.: Питер, 2001. С. 240.
- Проблемы общей акмеологии / Под ред. А. А. Реана. СПб.: Изд-во СПб. унта, 2000. С. 156.
- Психологические концепции развития человека: Теория самоактуализации: Учебное пособие / Вахромов Е. Е. М.: МПА, 2001. С. 159.
- Психология воспитания / Под ред. В. А. Петровского. М., 1995. С. 152.
- Психология среднего возраста, старения, смерти / Под ред. А. А. Реана. СПб.: «Прайм Еврознак», 2003. С. 384.
- Рахматшаева В.А. Психология взаимоотношений. М.: Просвещение, 1996. С. 272.
- Реан А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2000. С. 416.
- Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: Педагогика, 1986. С. 232.
- Роджерс К. Становление личности: Взгляд на психотерапию. М.: ЭКСМО -Пресс, 2001. С. 416.
- Рожок Т.С. Становление профессионального мастерства и индивидуальный стиль деятельности учителя начальных классов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2000. С. 24.
- Рубинштейн C. J1. Человек и мир. М.: Наука, 1997. С. 191.
- Руденко И.JI. Стиль общения и его детерминанты: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1988.
- Рукавишников А.А., Соколова М. В. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла. Методическое руководство. СПб.: Иматон, 1998. С. 96.
- Рыжов В.В. Построение модели педагогического общения // Психология учителя. М., 1989. С. 79.
- Рябикина З.И., Сонова Е. Г. Личность и ее самоактуализация в общении с другими // Мир психологии. 2001. № 3. С. 83−88.
- Рябова Л.В. Проблема самореализации человека: Учебное пособие. Ростов, на-Дону: ДГТУ, 1993. С. 85.
- Рябченко С.А. Психологические детерминанты авторитарного и диалогического стилей педагогического общения: Дис.. канд. психол. наук. СПб., 1994. С. 157.
- Самбикина О.С. Индивидуальный стиль учебной деятельности (на материале лонгитюдного исследования школьников разного пола): Автореф. дис.. канд. психол. наук. Пермь, 1998. С. 17.
- Семушина Л.Г. Определение профессиональных умений // Дошкольное воспитание. 1980. № 11. С. 61−65.
- Сибирякова Е.И. Индивидуальный стиль усвоения математических знаний: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Пермь, 1996. С. 17.
- Скрипкина Т.П. Психология доверия (теоретико-эмпирический анализ). Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1997. С. 250.
- Скрипкина Т.П. Доверие аксиологическая составляющая личностно-развивающего педагогического общения. / Международная конференция «Психология общения: социокультурный анализ» 30 октября — 1 ноября.
- Материалы конференции. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского госуниверситета, 2003. С. 294−295.
- Слободчиков В.И., Исаев Психология человека: введение в психологию субъективности: Учебное пособие. М.: Школа-Пресс, 1995. С. 384.
- Собкин B.C., Марич Е. М. Воспитатель детского сада: жизненные ценности и профессиональные ориентации (по материалам социологического исследования): Тр. по социологии образования. М.: Центр социологии образования РАО, 2000. Т. V. Вып. VIII. С. 165.
- Стеркина Р. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание. 1996. № 6. С. 2−14.
- Стеркина Р. Педагог дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2002. № 4. С. 100- 104.
- Субботский Е.В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения // Вопросы психологии. 1981 № 2. С. 68−78.
- Сухомлинский В.А. Отдаю сердце детям. Рождение гражданина. Кишинев: Лумина, 1979. С. 624.
- Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности в условиях взаимодействия субъектов //Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 3. С. 96−103.
- Толочек В.А., Онищенко О. В., Карпенко О. Г. Акмеология и смыслы жизни человека в период кризиса общества // Мир психологии. 2001. № 2. С. 140 149.
- Третьякова Е.И. Самоактуализация как системный механизм динамики смыслового поля личности и предпосылки самоактуализации // Мир психологии. 2001. № 2. С. 79−82.
- Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. 1997. № 2. С. 88−93.
- Фонарев А.Р. Профессиональная деятельность как смысл жизни и акме профессионала // Мир психологии. 2001. № 2. С. 104−109.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. С. 367.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.
- Хрестоматия по гуманистической психотерапии / сост. М. Пануш. М., 1995.
- Холл Кэлвин С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997. С. 258.
- Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997. С. 608.
- Чернявская Г. К. Личность: проблемы самореализации // Социально-политический журнал. 1996. № 4. С. 134−143.
- Чудновский В.Э. Проблема субъективности в психологии воспитания // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 15−25.
- Чудновский В.Э. О некоторых прикладных аспектах проблемы смысла жизни // Мир психологии. 2001. № 2. С. 81−89.
- Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. 2003. № 3. С. 3−14.
- Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. М.: Знание, 1985. С. 80.
- Шведчикова Ю.С. Взаимосвязь профессиональных способностей и стиля деятельности учителя предметника в связи со свойствами индивидуальности: Дис.. канд. психол. наук. Пермь, 2002. С. 207.
- Шеин С.А. Диалог как основа педагогического общения // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 44−52.
- Шкуратова И.П. Личностные детерминанты стиля педагогического общения // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. Карачаевск. 1995. С. 71−72.
- Шкуратова И.П. Исследование стиля в психологии: оппозиция или консолидация // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998. С. 13−33.
- Шогорева Е.Ю. Стратегии педагогического общения и их зависимость от личностных особенностей учителя: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Иркутск, 2003. С. 18.
- Щукин М.Р. Структура индивидуального стиля деятельности и условия его формирования: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. Новосибирск, 1994.
- Щукин М.Р. Проблема развития стиля деятельности в свете новых фактов // Вестник Пермского государственного педагогического университета. Серия 1. Психология. № 1−2 /2000. С. 21−34.
- Шурова Н.В. Профессионально значимые качества личности воспитателя детского сада: Дис.. канд. психол. наук. М., 1996. С. 196.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические руда. М., Педагогика, 1989. С. 560.
- Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. М., 1973.
- Ясвин В.А. Психологическое моделирование образовательных сред // Психологический журнал. 2000. № 4. С. 79−88.
- Angyal A. Foundations for science of personality. New York, 1941.
- Buhler Ch. Basic Theoretical Concepts of Humanistic Psychology //. American Psychologist. 1971. Vol. 26. N 4. P. 1 12.
- Bandura A. Self-efficacy: Toward to unifying theory of behavioral change // Psychological Review. 1977. V. 2.
- Bandura A. Social foundation of thought and action: A social cognitive theory. N.Y., 1986.
- Bandura A. Perceived self-efficacy in cognitive development and functioning // Educational Psychologist, 1993. V. 28. P. 117−148.
- Betz N., Lent R., Hackett G. Application of self-efficacy theory to understanding careers choice behavior // J. of Applied Psychol. 1986. V. 41.
- Greenhaus J.H. Career management. N.Y., 1987.
- Frankl V.E. Psychotherapy and existentialism. N.Y.: Simon and Schuster, 1967. X + P. 246.
- Fromm E. The Sane Society. New York, 1955.
- Lewin К. Resolving Social Conflicts: Selected Papers on Group Dynamics. London: Souvenier Press, 1977. P. 230.
- Maslow A.H. Motivation and personality. 2-nd ed. N.Y.: Harper and Row, 1970. XXX + P. 369.
- Mischel W. Introduction of personality. New York, 1984.
- Mitchel A.M., Jones G.B., Krumboltz J.D. Social learning theory and career decision-making. Cranston, 1979.
- Rogers C.R. The actualizing tendency in relation to «motives» and to consciousness. In Nebraska Symposium on Motivation, ed. MR Jones, 11: 1−24. Lincoln Univ. Nebr. Press, 1963.
- Rogers C.R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in the client-centered framework // Psychology: A Study of a Science. / Ed. By S. Koch. Vol, 3. New York, 1973. P. 200.
- Rogers C.R., Freiberg H.J. Freedom to learn (3-rd edition). N.Y.- Oxford- Singapore- Sydney, 1994.