Актуальность темы
Среди многочисленных социально-психологических феноменов есть такие, которые при всей своей важности оказались несколько в стороне от теоретических и прикладных психологических исследований. Они, как будто, постоянно на слуху, вроде бы понятны на уровне здравого смысла. Их часто используют специалисты при объяснении других явлений и феноменов.
Среди них оказался феномен доверия, выполняющий важную роль связи индивидов между собой, и, тем самым, лежащий в основе социального бытия человека.
Происходившее в недавнее время и продолжающееся на наших глазах ра-зобобществление жизни людей, растущая автономия личности выдвигает на первый план решение ряда новых теоретических и прикладных задач. Сегодня все чаще наблюдается социальное отчуждение индивидов друг от друга, одиночество, отсутствие взаимопонимания. На этой основе формируется ожесточение людей, рост агрессивности, неприятия друг друга, насилие по отношению к личности человека, безразличие к его судьбе. Происходит все большая степень утраты доверия к другим людям, а вместе с ними уходят такие нравственные идеалы как взаимопомощь, поддержка, добрососедство.
Напротив, доверие, связывая людей между собой, создает условия для сотрудничества, уважения, дружбы и любви. Оно всегда предполагает наличие другого, которому можно доверять и доверяться. Доверие — «. это всегда „Я“ и еще что-то или кто-то, объединенное со мной, испытывающим доверие, в одну систему, помещенное в одно пространство. Нет доверия — нет системы, она распадается. Связь утрачивается.,» — отмечает в работе, посвященной теоретическому анализу феномена доверия, Т. П. Скрипкина [120, с. З].
О том, что доверие — важнейшая часть человеческих отношений, значение которой невозможно переоценить в социально-психологическом плане, отмечает в своем исследовании П. Н. Шихирев. В частности он пишет о том, что начало изучения доверие в общественных науках пришлось на 90-е годы и тогда «.постепенно стало выясняться, что казавшийся простым и самоочевидным объект, подобный дневному свету, содержит целый спектр сложных оттенков. Доверие приобрело статус „социального капитала“, т. е. средства, обеспечивающего существование и развитие общества» [151, с. 374].
Таким образом, доверие выполняет весьма важные функции в социальной жизни людей. Вместе с тем, оно недостаточно изучено в социально-психологическом плане, чем и определяется актуальность исследования.
Обзор многочисленных работ, в которых упоминается доверие, позволяет констатировать, что ему чаще всего отводится второстепенная роль фонового условия. За исключением незначительного числа работ, в которых доверие выступает в качестве предмета специального исследования (Б.Ф. Поршнев, 1971; B.C. Сафонов, 1981; Т. П. Скрипкина, 1984, 1998; П. Н. Шихирев, 1999), оно рассматривается как условие существования явлений, связывающих человека с миром (Т. Говир, 1992; Э. Эриксон, 1967, 1968 и др.), человека с другими людьми (К.А. Абульханова-Славская, 1981; Л. Я. Гозман, 1987; С. Джурард, 1959; М. Дойч, 1968; А. И. Донцов, 1984; И. С. Кон, 1973, 1984; А. А. Кроник, Е. А. Кроник, 1989; Л. А. Петровская, 1982; Б. Ф. Поршнев, 1987; К. Роджерс, 1986; Т. Ямагиши, 1988, 1989 и др.), человека с самим собой (А. Бандура, 1977; Л. П. Гримак, 1990; И. С. Кон, 1967; Ф. Перлз, 1995; К. Роджерс, 1994; А.А. Сто-лин, 1983; Э. Шостром, 1992 и др.).
Как показывает проведенный нами анализ теоретических источников, подлинная сущность доверия, за редким исключением, оказалась раскрытой лишь фрагментарно, остались не исследованными формы и особенности его проявления в различных условиях взаимодействия индивидовнедостаточно представлены механизмы его формирования, а также влияния на другие социально-психологические явления. Доверие во взаимоотношениях рассматривается как «внестатусный» феномен, хотя индивиды, включенные в многочисленные социальные группы, связаны между собой системой формальных и неформальных отношений, в большинстве случаев находятся в неравных социальных позициях.
В связи с этим, как нам кажется, рассмотрение доверия в системе статусных отношений в группе приобретает особую значимость как в теоретическом, так и в практическом плане.
Недоверие между руководителем и подчиненным приводит к снижению показателей их совместной деятельности, ухудшению социально-психологического климата в группах и коллективах, свертыванию и разрушению в них межличностных отношений. Нарушение взаимопонимания в звене «лидер — ведомый член группы» на основе одностороннего, либо обоюдного недоверия, порождает механизмы распада социальной группы, перехода ее с высоких ступеней развития к более примитивному уровню организации.
Это заставляет выделить изучение доверия в статусных отношениях в группах в отдельную проблему, выявить его сущность, специфику проявления, а так же рассмотреть механизмы его формирования и развития.
Как показал анализ имеющейся литературы, доверие в статусных межличностных отношениях является относительно-самостоятельным социально-психологическим явлением [1, 57, 96, 116, 117, 119, 120, 121]. Оказывая активное влияние на различные социально-психологические процессы и явления, оно, прежде всего, связано с взаимодействием индивидов в различных социальных группах. Посредством доверия обеспечивается связь между индивидами, что в свою очередь, обеспечивает согласованность и продуктивность их социальной деятельности.
Целью исследования явилось изучение особенностей проявления доверия в статусных межличностных отношениях.
Объект исследования — социальные группы с различным уровнем формализации межличностных отношений.
Предмет исследования — доверие в системе статусных отношений в социальных группах с разным уровнем формализации отношений.
Гипотезы исследования:
1. В статусных межличностных отношениях доверие к руководителю связано с выраженностью его социальной позиции, заключающейся в том, что он является носителем «формально-статусной полезности» и «формально-статусной безопасности», которая выражается в его социально ориентированном доминировании над подчиненными.
2. Одним из наиболее значимых условий, определяющих особенности проявления доверия между субъектами в статусных межличностных отношениях, выступает специфика ситуации их взаимодействия.
3. Мера проявления доверия к индивиду в системе статусных межличностных отношений детерминирована интраи интериндивидными особенностями взаимодействующих субъектов,.
4. В системе доверительных отношений статусных индивидов существует сложная взаимосвязь между доверием к себе и доверием к партнеру. Высоко и низко доверяющие себе индивиды склонны в большей мере проявлять доверие к статусным партнерам.
5. Мера проявления доверия группы к личности в неформальных статусных отношениях связана с ее социометрическим статусом и референтностью.
Задачи исследования.
Теоретические:
1. Проанализировать степень изученности доверия как самостоятельного социально-психологического явления.
2. На основе анализа теоретических источников выявить особенности возникновения доверия в статусных межличностных отношениях, основные формы его проявления.
Эмпирические:
1. Исследовать основные факторы и условия возникновения доверия между партнерами по статусным межличностным отношениям.
2. Изучить интраи интерперсональные особенности субъектов взаимодействия в системе доверительных статусных межличностных отношений и взаимосвязь между ними.
3. Выявить взаимосвязь между доверием к себе и доверием к партнеру в статусных межличностных отношениях.
4. Рассмотреть зависимость между мерой проявления доверия к члену группы и некоторыми проявлениями неформальных статусных межличностных отношений.
Методы и конкретные методики исследования. Основным теоретическим методом явился анализ литературных источников по социальной психологии, психологии управления, их интерпретация, направленная на осмысление изучаемого феномена, выявление его сущности, содержания и функций в статусных межличностных отношениях,.
В качестве основных эмпирических методов использовались методы эксперимента, опроса, наблюдения, экспертных оценок. В банк применяемых методик входили: метод интерперсональной диагностики Т. Лири в адаптации JI.H. Собчик, социометрическая методика, референтометрия, разработанная Е В. Щедриной, адаптированный опросник Т. П. Скрипкиной, направленный на рефлексивный анализ доверия к себе в различных сферах жизнедеятельности. Так же использовались методика «Незаконченных предложений» и авторская процедура, сконструированная и адаптированная применительно к задачам исследования, — экспериментальный опросник доверия к партнеру по отношениям.
Статистическая обработка эмпирических данных осуществлялась с помощью методов параметрической и непараметрической статистики, корреляционного и факторного анализов с применением статистического пакета Statistic for Windows 95.
Теоретико-методологическую основу работы составили концепции отношений личности (А.Ф. Лазурский, ВН. Мясищев), деятельности ого опосредования межличностных отношений (А.В. Петровский), идеи о взаимопроникновении человека в мир и мира в человека (А Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), концептуальный подход, рассматривающий доверие как социально-психологическое явление в неразрывности и взаимной обусловленности двух его форм: доверия к миру и доверия к себе (Т.П. Скрипкина), идеи о многомерности межличностного восприятия в групповом процессе и об особенностях межличностной аттракции в выраженных статусных межличностных отношениях (А.А. Бодалев, Л.Я. Гозман), теоретический подход системного рассмотрения процесса взаимодействия руководителя (лидера) и подчиненных (ведомых членов группы) (Р.Л. Кричевский, А. В. Маржиня, М.М. Рыжак).
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась посредством методологической обоснованности общего замысла исследования, продуманности и спланированности эмпирической части работы, использования большого объема выборки на различных этапах эмпирического исследования (188 чел. на первом этапе, 338 чел. — на втором, 156 — на третьем и 68 — на четвертом), максимального соблюдения методических требований при проведении эмпирических исследований с целью исключения возмущающих моментов и инструментальных ошибок, применения апробированного стандартизированного психологического инструментария, использования профессиональных средств статистического анализа первичных эмпирических данных.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Мера проявления доверия в формальных статусных отношениях детерминируется особенностями ситуации взаимодействия индивидов и их интраи интериндивидными характеристиками.
2. Основными условиями установления доверия к доминантному субъекту в системе статусных межличностных отношениях являются:
— «статусная безопасность», связанная с соответствием поведенческих проявлений доминантного партнера занимаемой им формально-ролевой позиции в статусных межличностных отношениях;
— отношение к субдоминантному партнеру как субъективной ценности;
— актуальная полезность доминантного субъекта для субдоминантного в статусном взаимодействии.
3. На меру проявления доверия к партнеру по статусным межличностным отношениям влияет ряд факторов:
— оценка испытуемым психологической близости к партнеру;
— степени зависимости — автономности себя и партнера в системе рассматриваемых отношений.
4. Доверие связано с социометрическим и референтометрическим статусами личности в неформальных статусных межличностных отношениях, и, как следствие, с завоеванием лидерской позиции в социальной группе.
Научная новизна и теоретическая значимость:
1. Проведен теоретический анализ места доверия в системе статусных межличностных отношений, его влияния на ряд других социально-психологических явлений.
2. Впервые осуществлен эмпирический анализ системы доверительных отношений в группах с высоко формализованными статусными межличностными отношениями.
3. Выявлено, что в высоко формализованных статусных межличностных отношениях мера проявления доверия зависит от особенностей ситуации взаимодействия индивидов, а также их интраи интериндивидных особенностей, соответствия паттернов их поведения ролевым предписаниям.
4. Установлено, что соотношение меры доверия к себе и меры доверия к партнеру по статусным отношениям является условием формирования качественно различных паттернов статусного взаимодействия.
5. Показано, что применительно к статусным межличностным отношениям доверие выполняет роль механизма связи формальной и неформальной структур группы.
6. Выявлено, что доверие имеет сложную взаимосвязь с некоторыми показателями формальных и неформальных статусных межличностных отношений.
7. Полученные в диссертационной работе результаты исследования феномена доверия позволяют полнее осознать механизмы формирования и развития межличностных отношений в организованных социальных группах, сущность межличностных отношений, основанных на различных статусных позициях их участников.
Практическая значимость. Проведенные в диссертационной работе теоретические и эмпирические исследования феномена доверия позволяют полнее осознать механизмы формирования и развития межличностных отношений в организованных социальных группах, сущность статусных межличностных отношений. Это, в свою очередь, дает возможность расширить поле взаимодействия индивидов путем создания отношений, основывающихся на доверии их участников по отношению друг к другу.
Подход к феномену доверия, основанный на понимании его как соотношения различной меры проявления доверия к себе и к партнеру, позволяет создавать и реализовывать гармоничные гибкие программы коррекции нарушенных взаимоотношений между доминантным и субдоминантным индивидами в статусных межличностных отношениях. Кроме этого, предложенный подход дает ключ для решения проблем, связанных с организационным застоем трудовых коллективов, снижением показателей эффективности их деятельности.
Реализация представленного в диссертационном исследовании подхода может стать основанием для эффективной подготовки менеджеров, руководителей разного уровня, обучения их методам построения статусных отношений, основанных на доверии между руководителем и подчиненным.
Применительно к воинским подразделениям осуществление данного подхода позволит осуществлять подготовку командиров-лидеров, высокое должностное положение которых основывается на их доминировании среди подчиненных на высокой степени проявления авторитета и уважения. Последнее положение особенно важно в условиях перехода армии и силовых министерств на контрактный тип комплектования, который характеризуется необходимостью доминирования командира в подчиненном подразделении в основном за счет неформальных компонентов его должностного и личностного авторитета.
Апробация работы. Теоретические и эмпирические результаты были представлены и обсуждались на II Всероссийской конференции Российского Психологического Общества «Методы психологии» (Ростов-на-Дону, 1997), на Южно-Российской научно-практической конференции «Культура — мощный фактор развития» (Ростов-на-Дону, 1997), на межрегиональной научно-практической конференции руководящего и преподавательского состава вузов «Направления и пути совершенствования образовательного процесса на основе современных педагогических технологий» (Ростов-на-Дону, 1999), на заседаниях кафедр социальной и педагогической психологии Ростовского государственного педагогического университета в 1998 — 2000 годах, психологии развития факультета психологии Ростовского государственного университета в 2001 году, психологии и педагогики Ростовского военного института ракетных войск в 1998 — 2001 годах. Выводы и практические рекомендации работы были использованы на сборах психологов Северо-Кавказского военного округа в 1998 году, в работе 625-го Центра психологической помощи и реабилитации СевероКавказского военного округа, психологических служб Ростовского военного института ракетных войск и Ростовской таможни.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, десяти приложений. В текст диссертации включены 11 таблиц и 6 рисунков. Объем основного текста диссертации составляет 137 страниц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное исследование доверия в статусных межличностных отношениях позволило уточнить его сущность, содержание и особенности проявления в статусных межличностных отношениях.
В соответствии с поставленными задачами в теоретической части исследования были проанализированы степень изученности доверия как самостоятельного социально-психологического явления, на основе анализа литературных источников выявлены особенности возникновения доверия в статусных межличностных отношениях, основные формы его проявления.
Проведенное эмпирическое исследование позволило:
— выявить основные факторы и условия возникновения доверия между партнерами по статусным межличностным отношениям;
— определить интраи интерперсональные особенности партнеров в статусных межличностных отношениях, влияющие на возникновение и проявление к ним различной меры доверия;
— изучить динамику доверия себе и доверия другому в статусных межличностных отношениях;
— рассмотреть зависимость между доверием к члену группы и некоторыми проявления неформальных статусных межличностных отношений.
Полученные в эмпирическом исследовании результаты позволяют утверждать, что гипотезы, выдвинутые в начале исследования, полностью подтвердились и сделать следующие выводы:
1. Рассмотрение эмпирических коррелятов доверия в статусных межличностных отношениях дало основание утверждать, что в доверие к руководителю связано с выраженностью его социальной позиции, заключающейся в том, что он является носителем «формально-статусной полезности» и «формально* статусной безопасности», и которая выражается в его социально ориентированном доминировании над подчиненными.
2. В ходе исследования выраженности интерперсональных характеристик, присущих субъектам доверительных межличностных отношений, было установлено, что одним из наиболее значимых условий, определяющих особенности проявления доверия между субъектами в статусных межличностных отношениях, выступает специфика ситуации их взаимодействия.
3. Дальнейший анализ эмпирических данных исследования привел к выводу о том, что мера проявления доверия к индивиду в системе статусных межличностных отношений детерминирована его интраи интериндивидными особенностями, соответствием паттернов поведения ролевым предписаниям.
4. Изучение особенностей проявления доверия, в зависимости от выраженности меры доверия к себе и меры доверия к партнерам по статусным отношениям, позволяет утверждать, что данные формы доверия в статусных отношениях имеют сложную взаимосвязь. Высоко и низко доверяющие себе индивиды склонны в большей мере проявлять доверие к статусным партнерам.
5. Анализ результатов проведенного факторного анализа данных эмпирического исследования показал, что на меру проявления доверия к партнеру по статусным межличностным отношениям влияет ряд факторов:
— оценка испытуемым психологической близости к партнеру;
— степень зависимости — автономности себя и партнера в системе рассматриваемых отношений;
— адекватность проявления меры доверия особенностям ситуации совместной деятельности партнеров по статусным отношениям.
6. Доверие в системе неформальных статусных межличностных отношений связано с социометрическим и референтометрическим статусом личности и, как следствие, с завоеванием лидерской позиции в социальной группе.
На основании полученных экспериментальных результатов и выводов можно сформулировать ряд рекомендаций для практической деятельности.
1. В программах обучения руководителей воинских подразделений, командиров необходимо углубить изучение проблем, связанных с обучением их практике оценки социально-психологических особенностей подчиненных с целью выработки у них навыков выбора адекватных методов управленческого воздействия в различных условиях воинской деятельности.
2. При подготовке и переподготовке командиров оценивать их меру доверия к себе и меру доверия к подчиненным. На основе психокоррекционных программ формировать у них оптимальное соотношение меры доверия к себе и доверия к подчиненным.
3. Военным психологам частей, при проведении работы по коррекции системы статусных межличностных отношений в воинских подразделениях, учитывать соответствие стиля управления командира сложившейся системе доверительных отношений. В случае нарушения оптимального соотношения меры доверия командира к себе и меры доверия к подчиненным проводить комплекс психокоррекционных мероприятий, направленных на формирование стиля руководства, основанного на социально ориентированном доминировании командира над подчиненными.
4. При плановом изучении системы межличностных взаимоотношений в воинских подразделениях отдельно изучать уровень развития доверия между входящими в него военнослужащими. Особое внимание обращать на военнослужащих, имеющих заниженный уровень проявления доверия к себе, низкий социометрический статус. Рекомендовать командирам в большей мере авансировать им доверие, оказывать психологическую помощь и поддержку для формирования у них адекватного уровня доверия к себе.
Разумеется, проведенное исследование позволило рассмотреть лишь отдельные аспекты доверия в статусных межличностных отношениях, многие проблемы требуют более углубленного исследования.
Необходимо дальнейшее изучение проблемы доверия в неформальных статусных отношениях. В данной работе лишь фрагментарно рассмотрены динамические аспекты формирования и развития доверия в статусных межличностных отношениях, их дальнейший анализ позволит глубже изучить механизмы формирования доверия между субъектами статусных отношений. В эмпирическом исследовании были выявлены только общие аспекты влияния различных условий взаимодействия индивидов на динамику становления и развития отношений доверия между ними. Необходимо более глубоко рассмотреть ситуативные детерминанты, оказывающие существенное влияние на меру проявления доверия в статусных межличностных отношениях. Следует провести дальнейшую работу по созданию специализированного психологического инструментария для оценки у субъектов выраженности меры доверия к себе и меры доверия к партнерам по статусным межличностным отношениям, а так же психокоррекционных программ и процедур для оказания эффективной помощи в случае нарушения системы доверительных отношения между членами малых социальных групп.