Компоненты вербального и невербального мышления в структуре формирующегося технического интеллекта
Диссертация
Достаточно большое’количество исследований (Б.Ф.Ломова, В. П. Зинченко, В. Н. Пушкина, И. С. Якиманской, Т.В.Кудрявцева) показали принципиально важную роль развития пространственно-образных компонентов мышления при формировании технического интеллекта. Поэтому в большинстве работ, посвященных изучению технического интеллекта, делается акцент на изучение именно этих функций. Однако ряд авторов… Читать ещё >
Содержание
- 1. АНАЛИЗ КОНЦЕПЩЙ И МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА a I.I. Гипотезы и подходы к изучению общею и техническо-^ го интеллекта в отечественной и зарубежной психологической науке
- 1. 2. Анализ методологических подходов к изучению технического интеллекта. Разработка основных принципов исследования
- 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО АППАРАТА ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА
- 2. 1. Характеристика объекта исследования и выборки испытуемых
- 2. 2. Основные методы исследования
- 2. 3. Стратегия анализа полученных данных
- 3. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ НОРМИРУЮЩЕГОСЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА
- 3. 1. Результаты структурною анализа формирующегося технического интеллекта
- 3. 2. Результаты сравнительного анализа «имажинативной» (ИМ) и «неимажинативной» (НИ) групп
- 3. 3. Результаты сравнительною анализа «конкретной»
- К) и «образно-символической» (М) групп
- 3. 4. Характеристика формирующегося технического интеллекта
Список литературы
- Амтхауэр Р. Тест структуры интеллекта. Обнимок: Принтер, 1993.
- Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания.
- Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., с. 68.
- Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М., 79.
- Анастази А. Психологические тестирования.6.
- Балакшина Ж.А. Типы изменчивости интеллекта и личности в период их становления (на примере подростков). Автореф. дисс. на соиск.учен.степени канд.психол.наук. СПб, 95.
- Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 76.
- Брунер Дни Психология познания. М., 77.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 89.
- Вадуро Е.Г. Исследование высшей нервной деятельности антропоидов. М., 48.
- Веккер Л.М. Психические процессы. ЛГУ, 76.
- Восприятие. Механизмы и модели. М., 74.
- Виденеев И.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М., 89.
- Выготский Л.С., Брушинский А. В. Культурно-историческая теория мышления. М., 68.
- Выготский Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М., 93.
- Выготский Л.С., Мышление и речь. М., 34.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 60.
- Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л., 88.
- Гуревич К.М. Професиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 70.
- Давлетшин М.Г. К вопросу о техническом мышлении./ Материалы Всесоюзного симпозиума по проблемам мышления и общения / Алма-Ата, 73. (с.38−39).
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей.М., 95.
- Ермак Е.С. Опыт исследования графической деятельности в связи с изучением интеллектуальных особенностей студентов технического вуза./ Вестник Балтийской академии.- Вып. й 21, СПб., 98. (с.23−25)А
- Завалишина Д.Н. Практическое мышление: функционирование и развитие. М, 90.
- Зинченко В.П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительного образа. М., 69.
- Келлер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. М., 30.
- Кенуй М.Г. Быстрые статистические вычисления.М., 79.
- Клике Ф. Проблемы психофизики восприятия пространства. М., 65.
- Клике Ф. Пробуждающееся мышление. М., 83.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казанский университет, 69.
- Когнитивные стили./Под ред. В. Кэулга, Таллин, 86.
- Коул М., Скрибнер 0., Культура и мышление. М., 77.
- Ксенчук Е.В. Роль образных компонентов мышления в процессах решения задач (физика). Автореф.дисс. на соиск.учен. степени канд. психол.наук. Л., 84.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М., 68.
- Кудрявцева Т.В., Концева Ю. А. К вопросу об изучении структурных компонентов технического мышления./ Вопросы психологии. № 4, 1976. С.55−64.
- Ладагина-Кэтс Н. Н. Предпосылки человеческого мышления. М., 65.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст.М., 71.
- Леонтьев А.Н. Опыт экспериментального исследования мышления. М., 54.
- Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 74.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 59.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М., 91.
- Ломов Б.Ф. Человек и техника. М., 66.
- Лурия А.Р. Курс общей психологии. Эволюционное введение в психологию. М., 70.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 73.
- Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики.М., 75.
- Лычагина Л.И. Динамика интеллектуальной деятельности детей с ЗПР и УО в стадии дебильности. Автореф.дисс.на соиск. ученой степени канд.психол.наук. Л., 87.
- Марищук В.П. Психологические основы формирования профессионально-значимых качеств. М., 82.
- Маха Сплембазухайр. Соотношение интеллектуального по-тенпдала и мотивационно-волевой сферы подростков. Автореф.дис. на соиск. учен, степени канд. психол. наук СПб., 95.
- Межотраслевые методические рекомендации по психологическому профотбору./ Мин-во приборостроения средств автоматизации систем уцравления СССР /. М., 79.
- Методические основы профессионального отбора. ЛатННТЙ, Рига, 68.
- Моляко В.А., Григорьев Э. П. Психологические аспекты художественного конструирования. Киев, 75.
- Моляко В.А. Психология конструирования технических систем. Киев, 76.
- Мюнстенберг Г. Прикладная психология. Лейпциг, 12,
- Навицкас В.Л. Особенности центрации мышления у взрослых. Автореф. дисс. на соиск, учен, степени канд. психол.наук. Л, 88.
- Нгуен Куанг Уан. Исследование соотношения восприятия и мышления в процессе решения пространственно-комбинаторных задач. Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. психолог, наук. М., 77.
- Нейгейбауэр 0. Лекции по истории античных математических наук. Л, 37.
- Нейгейбауэр 0, Точные науки в древности. М., 68.
- Одерышев B.C. Матстатистика./МАШ., СПб., 96.
- Осорина М.В. Экспериментальное исследование образных структур на разных уровнях мыслительной действительности. Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. психол. наук.Л., 76.
- Павлов И.П. Полное собрание сочинений. М.-Л, 53.
- Пиаже Ж.П. Избранные поихологические труды. М., 69.
- Практическая психология./ Учебник. Ред.М. К. Тутушкиной. СПб., «Дидактика плюс», 98.
- Практическая психология для менеджеров. / Учебное пособие. Ред. М. К. Тутушкиной, М, «Филин», 97.
- Практическая психология для преподавателей. / Учебное пособие. Ред. М. К. Тутушкиной, М., «Филин», 97.
- Проблемы индивидуальных различий. М., 65.
- Психодиагностические методы в комплексном лонгитюди-нальном исследовании студентов. Л, 76.
- Психологические особенности обучающихся в техническом вузе. / Материалы пленума в Новосибирске. Ред.М. Д. Дворяшиной. Новосибирск, 73,
- Психология формирования и развития личности.М., 81.
- Психофизиологические основы профотбора и профориентации. М., 76,
- Раушенбах Б. В, Пространственные построения в живописи: очерк основных методов. М, 80,
- Раушенбах Б.В. Системы перспектив в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы. М., 86,
- Рубинштейн С. Л, 0 мышлении и путях его исследования. М.-Л., 58.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 73,
- Русалов В, М, Предметный и коммуникативный аспекты темперамента,/ Психологический журнал $ 1,1989, с.10−21.
- Русалов В.М. Теоретические проблемы построений специальной теории индивидуальности человека./ Психологический журнал № 4, 1986, с.23−25,76, Семантика, логика, интуиция в мыслительной деятельности. М., 79.
- Селиванов В, В, Взаимосвязь когнитивного стиля и процессуальных характеристик мышления. Автореф. дисс. на соиск. ученой степени канд. психол. наук, М., 88.
- Селиванова A.M. Психологические особенности решения конструкторских задач. Автореф. дисс. на соиск. ученой степени канд. психол. наук. I., 74.
- Степанова Е.И. Возрастные особенности умственной деятельности взрослых. Л., 73.
- Степанова Е.И. Развитие психофизиологических функций взрослых людей. М., 77.
- Степанова Е.И. Структура интеллекта взрослых.М., 79.82″ Стробахина Т. Н. О соотношении структурных, операциональных и энергетических характеристик мыслительных процессов. Автореф, дисс. на соиск. ученой степени канд. психол. наук.1. Л., 80.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.М,, 65,
- Теплов Б.М. Ум полководца. М., 90.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М., 69.
- Тутушкина М.К., Андреева Г.А, Развитие творческого мышления./Вестник высшей школы В 10, 1987, с.34−39.
- Тутушкина М.К., Ермак Е. С. Интеллект в структуре индивидуальности человека./ В кн. Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы. Тезисы научной конференции института психологии. 28−30 января 1997 г. М., 97. С, 164--165,
- Тутушкина М. К, Кораблина Е. П, Психологические аспекты интенсификации подготовки специалистов в техническом вузе.
- Социальные и психологические проблемы ЩПС. Человек и Общество. Вып. ХХ1У, I., 1989. С.54−65.
- Фридрих И. История письма. М., 83.
- Хрестоматия по общей психологии. Шсхология мышления. / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, В. В. Титухова. МГУ, 81.
- Чугунова Э.С., Михеева С. М. Профессиональные требования к инженерам НИИ и КБ. / Обмен опытом в радиопромышленности. Вып. S 2, М., 1973 г. С.7−8.
- Чугунова Э.С. Психология инженерного творчества. 1., 90.
- Шадаков БД. Психологический анализ деятельности. Ярославль, 79.
- Эльконин Б.Д. Роль знакового опосредования в процессе решения задач. Автореф, дисс. на соиск. ученой степени доктора психол. наук. М., 82.
- Якиманская И.О. Развитие пространственного мышления школьника, М., 80.1. S P И Ж 0 IE НЕЕ
- Профессиограмма, составленная ЛАТ ЙНТИ, 1969 г. специальности токарь по металлу: перечень измеряемых свойств/
- Скорость сенсомоторной реакции2. Моторная реакция3,. Концентрация внимания4. Переключение внимания
- Точность управления движением6. Острота зрения .
- Ра счет пространственных отношений
- Техническая сообразительность9. Аудиограмма
- Определени е цвета стружки11. Определение силы прижима
- Подвижность, сила нервной системы /ВЗ€, КЧСМ, РДВ/.2. Острота зрения3. Острота слуха4. Динамометрия5. Кинематометрия6. Ритмометрия
- Тактильная чувствительность
- Вестибулярной чувствительность
- Оперативная и долговременная память10. Методика Равена11. Методика Амтхауэра
- Бдительность /специальное устройство/
- Восприятие мелькающего изображения /тахистоскоп/
- Эмоциональная чувствительность
- Сердечно-сосудистая система16. Дыхание.1. ПЕИЖЖЕНИВ Ш 3
- Описание средневекового храма, предложенное в качестве стащульного материала для графического задания
- Описание ландшафта с дворцовой усадьбой, предложенное в качестве стимульного материала для графического задания.
- НАШЕ НАСЛЕДИЕ Jf 27, 1993. «Последняя подмосковная» авт. Дм. Швидков ский, с. 21−32. Суханово, дворец Волконских.