Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности этнических стереотипов студентов Бурятии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность проблемы. Изменение социальной структуры общества способствует видоизменению форм межэтнического общения. В процессе межличностного общения проявляются индивидуально-психологические особенности представителей той или иной этнической общности, происходит обмен информацией, актуализируется национальное сознание, меняются интересы, появляются взаимные симпатии и антипатии. Большинство… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ
    • 1. 1. Понятие стереотипа в психологической литературе
    • 1. 2. Особенности этнических стереотипов
    • 1. 3. Роль и значение этнических стереотипов в деятельности и поведении людей
  • Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЕОБРАЗИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ СТУДЕНТОВ БУРЯТИИ
    • 2. 1. Программа изучения этнических стереотипов студентов Бурятии
    • 2. 2. Результаты исследования особенностей проявления этнических стереотипов студентов Бурятии

Особенности этнических стереотипов студентов Бурятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Изменение социальной структуры общества способствует видоизменению форм межэтнического общения. В процессе межличностного общения проявляются индивидуально-психологические особенности представителей той или иной этнической общности, происходит обмен информацией, актуализируется национальное сознание, меняются интересы, появляются взаимные симпатии и антипатии. Большинство исследователей исходят из того, что люди, принадлежащие к одной нации или одной этнической общности, наряду с общечеловеческими качествами обладают особенностями, типичными для всех представителей только данной нации или этнической общности и нетипичными для представителей другой. Сам факт существования различий в психологии общностей получил широкое признание: различия могут быть ярко выражены или могут иметь лишь очерченные контуры, но они есть. Обособленность каждой общности, тем не менее, предлагает наличие контактов между ними, в результате которых этносы получают определенную информацию друг о друге. На основании опыта, полученного во время контактов, формируются этнические стереотип, которые представляют собой осознание характерных с точки зрения своей этнической группы признаков собственной и другой группы.

После распада СССР на территории СНГ наблюдается чрезвычайная сложность проявления межнациональных отношений не только между суверенными государствами, но и между этническими общностями внутри России. Неразрешенность социально-экономических проблем, неустойчивость политической ситуации являются благоприятной средой для возникновения конфликтов как на индивидуальном, так и групповом уровнях. В свою очередь многонациональный состав населения России, сепаратистские настроения, усилившиеся в силу ряда экономических причин возникших у населения многих автономий России, образование своеобразных экономических ниш в экономике и ряде других сфер общественной жизни во многом способствует тому, что нарастающая конфликтность приобретает национальную окраску. Это вызывает обострение отношений между представителями отдельных национальностей, делает национальную принадлежность одним из существенных критериев восприятия людьми друг друга, в котором большую роль начинают играть этнические стереотипы.

Этнические стереотипы — обобщенные, устойчивые, эмоционально насыщенные, сложившиеся в исторической практике межэтнических отношений, образы этнических групп, регулирующие восприятие ее представителей и планирование взаимодействия с ними.

Знание социально-психологических особенностей формирования и механизмов функционирования этнических стереотипов представляет ценность для практического решения вопросов регулирования межэтнических отношений и для прогноза их развития как внутри многонационального государства, так и между представителями разных этнических общностей в малых группах.

Проблема содержания и особенностей проявления этнических стереотипов очень слабо изучена в отечественной литературе. До настоящего времени пока нет исследований, специально посвященных роли национальных стереотипов в развитии межнационального конфликта, взаимодействию их компонентов в условиях постоянно меняющейся социально-политической ситуации в стране. Кроме того, совсем не исследованы возможности использования позитивных национальных стереотипов как для урегулирования межнациональных отношений, так и для профилактики, предотвращения и разрешения межнациональных конфликтов на любом уровне. Отсутствуют и исследования, позволяющие прогнозировать эффективность совместной деятельности представителей разной этнической принадлежности.

Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность определили выбор темы исследования.

Объектом исследования являлись студенты, обучающиеся в ВУЗах Бурятии.

Предметом — особенности этнических стереотипов студентов русской и бурятской национальностей.

Цель исследования состояла в том, чтобы выявить особенности этностереотипов студентов русской и бурятской национальностей и показать их роль, значение, специфику проявления во взаимодействии, взаимоотношениях и общении между ними.

Гипотеза исследования состояла в разработке и подтверждении следующих основных предположений о том, что:

— авто-, гетеро-, мужские и женские этнические стереотипы студентов русской и бурятской национальности различаются между собой, отражают специфику национальной психологии двух народов, обуславливают своеобразие социального восприятия, поведения и деятельности их представителей;

— правильные изучение, оценка и интерпретация этнических стереотипов студентов Бурятии позволяют разрабатывать практические рекомендации для совершенствования их совместной деятельности и на этой основе оптимизировать и улучшать процесс общения и взаимоотношений представителей русской и бурятской национальностей.

В соответствии с целью и гипотезой исследования в диссертации решались следующие задачи:

1. Рассмотреть современные представления об этнических стереотипах, обобщить теоретические подходы к их изучению, выявить их структурные компоненты, особенности функционирования и проявления.

2. Выявить и обосновать: особенности проявления авто-, гетеро-, мужских и женских этнических стереотипов студентов русской и бурятской национальностейзоны совпадений-несовпадений автои гетеростереотипов русских и бурятсоциальные дистанции в интраи интерэтническом взаимодействии студентов Бурятии.

3. Разработать и апробировать программу экспериментального исследования этнических стереотипов представителей русской и бурятской национальностей.

4. Экспериментально определить влияние этнических стереотипов на особенности межличностного взаимодействия, взаимоотношений и общения студентов русской и бурятской национальностей.

5. Разработать практические рекомендации по учету этнических стереотипов студентов русской и бурятской национальностей в их совместной деятельности.

Методологической основой исследования явились научные идеи о: социально-исторической природе национальной психологии и этнических стереотиповфакторах, их детерминирующихучете специфики проявления национального самосознанияединстве национального, социального и индивидуального в психологии человека и групп людей.

Теоретической основой исследования стали: концепции российских ученых, в которых раскрываются научные основы психологии личности и межличностного взаимодействия людей (К.А. Абульханова-Славская, А. А. Бодалев, А А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Н. Н. Обозов и др.) — теоретические работы, раскрывающие социально-психологическую сущность национальной психологии (Г.М.Андреева, К. В. Бромлей, Л. Ф. Дашдамиров,.

A.А.Деркач, Л. М. Дробижева, Б. А. Душков, И. С. Кон, С. И. Королев,.

B.Г.Крысько, Б. Ф. Поршнев, В. П. Трусов и др.), основные принципы и методы построения этнопсихологического исследования (В.С.Агеев, Л. М. Дробижева, А. Д. Карнышев, В. Г. Крысько, Г. У. Кцоева,.

A.П.Оконешникова, Т. Г. Стефаненко, В. А. Шлягина и др.). Важным подспорьем явились и научные труды, посвященные исследованию этнических и этнопсихологических особенностей бурят (В.Г. Бальжиев, К. Д. Басаева, Н. Б. Дондобон, А. Д. Карнышев, Д. Д. Нимаев,.

C.С. Танхасаева, С. Ц. Чимитова и др.).

Методической основой исследования являлась совокупность методов и методик исследования, включающих в себя использование: метода изучения этнических стереотипов Д. Катца и К. Брейлиметода парных сравненийшкалы социальной дистанции Э. Богардусаопросника Д. Пибодидиагностического теста отношений, разработанного Г. У. Кцоевойэтнопсихологического опросникаэлементов методики множественной идентификации, разработанной.

B.Ф.Петренко. Кроме того, использовались: 1) специальные методики для разработки, подготовки и организации начальных и пилотажных этапов исследования- 2) методики сбора и обобщения этнопсихологических данных: специальные беседы и анкетные опросы- 3) методы математической и статической обработки, интерпретации данных.

Исследование проводилось с 1994 по 1999 годы в Бурятском Государственном Университете, Восточно-Сибирском технологическом институте, Бурятском сельскохозяйственном институте. Всего в исследование были вовлечены около 1000 студентов, репрезентативные выборки по изучению этнических стереотипов при этом были осуществлены на группе в 200 студентов русской и бурятской национальностей, которые в свою очередь делились на две подгруппы — мужчины и женщины (100 студентов русской национальности: 50 женщин и 50 мужчин- 100 студентов бурятской национальности: 50 женщин и 50 мужчин).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:

— уточнены и представлены современные подходы понимания этнических стереотипов и специфики их проявления в современных условиях;

— выявлены и описаны особенности авто-, гетеро-, мужских и женских этнических стереотипов русских и бурятских студентов, на основе которых можно судить и о представителях этих этнических общностей в целом;

— выявлены и описаны зоны совпадений-несовпадений автои гетеростереотипов русских и бурят;

— изучены социальные дистанции в интраи интерэтническом взаимодействии студентов Бурятииустановлена зависимость социальной дистанции в межэтническом общении от степени выраженности этностереотипа, что социальная дистанция тем боллыне, чем негативней выражен этностереотип;

— разработана и апробирована программа изучения этнических стереотипов студентов Бурятии.

— разработаны практические рекомендации по учету этнических стереотипов студентов русской и бурятской национальностей в их совместной деятельности.

Надежность и обоснованность результатов обеспечивались: исходными методологическими позициями авторапроверкой общих теоретических положений посредством соотнесения их с полученными результатамиприменением апробированных методов исследованияиспользованием совокупности надежных методик этнопсихологического исследования, адекватных его цели и задачамрепрезентативностью выборкипроведением дополнительных исследований и сравнением их с моделируемыми ситуациямисопоставлением с выводами других исследований.

Практическая значимость исследования состоит в том, что подобран (адаптирован и апробирован) комплекс методик для изучения реально функционирующих этнических стереотипов русских и бурят, разработаны практические рекомендации по учету особенностей проявления этнических стереотипов в совместной деятельности студентов русской и бурятской национальностей. Поскольку были выявлены зоны несовпадений этнических стереотипов русских и бурятских студентов, то на их основе могут возникать межэтнические трения и даже конфликты. Последние можно предупреждать или снимать, если студентов обеих национальностей знакомить с причинами их появления, а преподавателей, ведущих обучение и воспитание студентов, обучать методике их преодоления.

Положения, выносимые на защиту. Этнические стереотипыэто обобщенно-устойчивые, эмоционально-насыщенные, сложившиеся в исторической практике межэтнических отношений образы этнических групп, регулирующие восприятие и поведение людей разных национальностей.

Этнический стереотип: является разновидностью социального стереотипаотражает мнения нации о себе (автостереотипы) и о другой этнической общности (гетеростереотипы) — обязательно имеет определенную знаковую направленность и поляризацию (негативные национальные стереотипы, положительные национальные стереотипы) — связан с реальной действительностью, что зависит от знаний, уровня и состояния межнациональных отношений, от формы существующего соседстваимеет в качестве устойчивого ядра комплекс основанных на историческом опыте представлений об образе народа, в отношении которого высказываются сужденияпредельно устойчив, но тем не менее изменяем под влиянием опыта личного взаимодействия, воздействия средств массовой коммуникации, аффектов и эмоцийструктурно состоит из автостереотипа и гетеростереотипа, каждый из которых имеет когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты.

Главными содержательными характеристиками автостереотипов русских студентов, согласно результатам проведенного исследования, являются следующие психологические черты: критичность, доверчивость, миролюбие, боевитость, веселость, легкомысленность, тактичность, откровенность, гибкость, переменчивость, спокойность, активность, скромность, щедрость, самоуверенность, принципиальность, практичность, готовность прощать других людей, избирательность, осторожность, смелость, мягкотелость, взаимное сотрудничество, независимость, раскрепощенность, организованность, восторженность, трудолюбие, развитый ум, оптимистичность, высокий интеллект, коммуникабельность, уважительность к людям.

Главными содержательными характеристиками гетеростереотипов бурятских студентов в отношении русских, как показало проведенное исследование выступают следующие психологические качества: критичность, доверчивость, миролюбие, боевитость, веселость, легкомысленность, бестактность, откровенность, гибкость, переменчивость, возбуждаемость, активность, претенциозность, щедрость, самоуверенность, принципиальность, практичность, придирчивость, избирательность, бесшабашность, смелость, твердость, жесткость, сотрудничество, независимость, раскрепощенность, организованность, восторженность, трудолюбие, развитый ум, оптимистичность, высокий интеллект, коммуникабельность, уважительность к людям.

Главными содержательными характеристиками автостереотипов студентов-бурят, выявленными в процессе проведенного исследования, являются следующие черты: критичность, недоверчивость, миролюбие, боевитость, веселость, серьезность, практичность, откровенность, гибкость, упорность, спокойность, инертность, скромность, щедрость, самоуверенность, уверенность, практичность, избирательность, осторожность, смелость, твердость, жесткость, сотрудничество, независимость, заторможенность, организованность, восторженность, ленивость, развитый ум, оптимистичность, высокий интеллект, коммуникабельность, уважительность к людям.

Главными содержательными характеристиками гетеростереотипов русских студентов в отношении бурят, как показало проведенное исследование, выступают: критичность, недоверчивость, агрессивность, боевитость, веселость, серьезность, бестактность, лицемерность, гибкость, упорность, возбужденность, активность, скромность, самоуверенность, принципиальность, практичность, придирчивость, избирательность, осторожность, смелость, твердость, жесткость, сотрудничество, независимость, раскрепощенность, организованность, восторженность, трудолюбие, развитый ум, оптимистичность, высокий интеллект, коммуникабельность, уважительность к людям.

Автои гетеростереотипы русских и бурят в основном сходны, но по некоторым позициям есть и несовпадения. Зоны явных несовпадений авто — и гетеростереотипов на русских просматриваются по трем позициям: «возбужденный — спокойный», «скромный — претенциозный» и «мягкотелый — твердый». Зоны несовпадений автои гетеростереотипов на бурят просматриваются по шести позициям: «миролюбивый — агрессивный», «тактичныйбестактный», «возбужденный — спокойный», «щедрый — скупой», «ленивый — трудолюбивый», «прощающий — придирчивый» .

Мужские автостереотипы русских и гетеростереотипы студентов-бурят в отношении русских имеют четкую и, в основном, положительную окраску (неопределенность отсутствует). Женские автостереотипы русских и гетеростереотипы буряток в отношении русских имеют выраженную критичную оценку.

Мужские автостереотипы бурят и гетеростереотипы русских в отношении бурят более совпадают друг с другом, чем женские. При этом, мужской автостереотип менее четок и более критичен, чем женский автостереотип (т.е. имеют, в основном, нейтрально-критичную окраску). Женские автостереотипы буряток и гетеростереотипы русских в отношении бурят, как правило, слабо совпадают друг с другом. При этом, женский автостереотип буряток имеет четкую и в основном положительную окраску.

Анализ зон несовпадений авто — и гетеростереотипов позволяют прогнозировать направления деятельности социальных психологов в интересах профилактики межэтнических конфликтов между представителями русской и бурятской национальностей, оптимизации межэтнических отношений между ними.

Специфика проявления этностереотипов студентов Бурятии в процессе интраи интерэтнического взаимодействия между ними обусловлена также разделением представителей бурятской национальности на различные территориальные группы. Основаниями для деления бурят на различные группы являются: языковые различия, различия в исторически сложившихся видах деятельности, разное религиозное вероисповедание. Не только сами буряты четко выделяют три этногруппы, но и русские, проживающие в Бурятии, тоже демонстрируют различное отношение к представителям этих групп .

Программа изучения этнических стереотипов, как показало исследование, должна включать: описание предмета и объекта кросскультурного изучения, их теоретических и практических оснований, критериев анализа конкретных этнопсихологических феноменов, входящих в их содержание, описание процедур их исследования и специфических методик их осуществления.

Внедрение и апробация результатов исследования. Основные теоретические выводы и положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научных конференциях Бурятского государственного университета, на заседаниях кафедры психологии, методологических семинарах Бурятского государственного университета, на заседании кафедры психологии личности и педагогики Института молодежи. Результаты исследования используются при проведении занятий по социальной психологии и этнопсихологии в БГУ.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Она включает 180 страниц машинописного текста, содержит 14 таблиц, 2 диаграммы и 12 гистограмм.

ВЫВОДЫ:

1.Программа этнопсихологического исследования, ориентированная на изучение этнических стереотипов преследует цель понять специфику их проявления в учебной деятельности и в воспитательной работе со студенческой молодежью. Для начинающего исследователя дается возможность.

2.Выявленные этнические стереотипы восприятия русских и бурятских студентов носят стабильный характер, непротиворечивы. Выявляя структуру действующих этностереотипов в межэтническом и внутриэтническом взаимодействии, можно отметить высокую согласованность в ответах респондентов, что является свидетельством того, что динамика развития этностереотипов среди студентов, проживающих в республике, достаточно позитивна. Это дает основание говорить об отсутствии стадии неприязни и возможности возникновения межэтнического конфликта среди студентов представителей разных этнических групп нашей республики.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Проведенное экспериментальное исследование позволило сформулировать следующие рекомендации:

1. В интересах оптимизации межнационального общения и профилактики межэтнических конфликтов необходимо учитывать структуру действующих этностереотипов русских и бурят и зоны несовпадения автогетеростереотипов.

2. В интраи интерэтническом взаимодействии, взаимоотношениях и общении студентов Бурятии необходимо использовать выявленные в диссертации результаты изучения реально присутствующих социальных дистанций, отражающих специфику функционирования действительных межнациональных отношений.

3. При формировании структуры межличностного общения студенческой молодежи необходимо проводить ознакомительную и просветительскую работу в ее среде с целью передачи знаний и представлений об основах национальной истории, культуры, обычаях и традициях, бытовых особенностях их проявлений среди представителей различных этнических общностей.

4. В силу того, что этностереотипы изменяются в процессе деятельности, для стирания негативных гетеростереотипов студентов следует привлекать их к активному межличностному взаимодействию как в учебной, так и во вне учебной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Психология межгрупповых отношений. — М., 1983.
  2. B.C. Межгрупповое взаимодействие (социально-психологические проблемы). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
  3. B.C. Механизмы социального восприятия // Психологический журнал. 1989. — Т. 10. — № 2. — С.6.
  4. B.C. Психологические исследования социальных стереотипов // Вопросы психологии. 1986. — № 1, — С. 95.
  5. Л.А. К проблеме психологического анализа национальных стереотипов // Этнопсихологические проблемы развития личности. Баку, 1985 .
  6. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебный заведений. М.: Наука, 1994.
  7. Г. М., Богомолова Н. П., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. Теоретические направления. -М.: Изд-во МГУ, 1978.
  8. С.Н. Проблемы этноцентризма, этнического своеобразия культур и межэтнических отношений в современной зарубежной этнографии и социологии. // Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. М., 1979. -С.11−40.
  9. В.Л. Правда о неправде. Минск, 1985.
  10. К.Д., Нимаев Д. Д. Современные этнические процессы у бурят // Этнокультурные процессы у народов Сибири и Севера. -М.: Наука, 1985.
  11. Ф.В. Проблема «бессознательного». М., 1968.
  12. Н.В. Социально-психологическое изучение национальных особенностей // Социальная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.
  13. Н.П., Петровская JI.A. Социально-психологический тренинг как формы обучения общению // Общение и деятельность. Прага, 1981.
  14. JI.A. Личность и общение: Избр.труды. М.: Педагогика, 1983.
  15. А.А., Куницына В. Н., Панферов В. Н. О социальных эталонах и стереотипах и их роли в оценке личности // Учен.зап.Ленингр.ун-та, НИИ комплекс.социал.исслед. Л., 1971.
  16. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М., 1972.
  17. Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.
  18. Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
  19. Ю.В., Подольный Р. Г. Человечество этнонароды. -М., 1980.
  20. П.И. Национальный характер: миф и реальность. -Киев, 1984.
  21. Групповая психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского, С.Ледера. М., 1990.
  22. А.Ф. К методологии исследования национально-психологических проблем // Советская этнография. 1983. — № 2.
  23. X., Фрейда Н. Национальный характер и национальные стереотипы // Современная зарубежная этнопсихология. М., 1979.
  24. И.В. О психологии национальных конфликтов // Коммунист. 1990. — № 1.
  25. JI.M. Социально-культурные особенности личности и национальные установки // Советская этнография. 1971. — № 3.
  26. JI.M. Влияние этноконтактной среды на межнациональные отношения // Социальная психология и общественная практика. (Сб. ст.) /АН СССР, Ин-т психологии- Отв.ред. Е. В. Шорохова, В. П. Левкович. — М.: Наука, 1986.
  27. JI.M. Национальное самосознание // Советская этнография. 1989. — № 5.
  28. JI.M., Сусоколов А. И. Межэтнические отношения и этнокультурные процессы // Советская этнография. 1981. — № 3.
  29. .А. Актуальные проблемы этнической психологии // Психологический журнал. 1981. — № 5.
  30. Н.А. Туманный альбион. Англия и англичане глазами русских. 1825−1853 гг.- М., 1982. С. 21.
  31. А. Д. Некоторые аспекты межнационального взаимодействия в Бурятии. Улан-Удэ. — 1996.
  32. А.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1997.
  33. Коллектив, личность, общение: словарь социально-психологических понятий. JL: Лениздат., 1987. — С.35.
  34. Кон И. С. Психология предрассудка (о социально-психологических корнях этнических предубеждений) // Новый мир. 1966. — № 9.
  35. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. М., — 1971.
  36. С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М., 1979,
  37. С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. -М&bdquo- 1979. С. 15.
  38. Краткий словарь по социологии / Под общей ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. М., 1988. — С.218.
  39. М.В. Аннотированный указатель методов социально-психологической диагностики. М.: МГУ, 1998.
  40. В.Г., Саракуев Э. А. Введение в этнопсихологию. Учебно-методическое пособие для студентов. М., 1996.
  41. О.Г. Профессиональные особенности первого впечатления // Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения. Краснодар, 1979.
  42. В.Н., Сушков И. Р., Ципцюк В. Г. Социально-психологический аспект межнациональных отношений // Психологический журнал. 1991. — Т. 12. — № 1.
  43. В.Н. Социальные стереотипы условие и продукт социализации // Учен.зап.Ленинг.ун-та, НИИ комплекс.социал.исслед. — Л., 1971.
  44. Г. У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов // Психологический журнал. 1986. — № 2.
  45. Д.Т. Социальные диспозиции индивида и их групповая функциональность // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979.
  46. Н.М. Социальная психология этнических миграций. -М., 1993.
  47. Н.М. Новые возможности одной известной концепции // Психологический журнал. 1989. — Т. 10. — № 2.
  48. В.П., Панкова Н. Т. Социально-психологический подход к структуре этнического сознания // Психологический журнал. 1983. — Т.4 — № 4.
  49. В.П., Андрущак И. Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен // Психологический журнал. 1995. -Т.16. — № 2.
  50. В.П. Социально-психологические аспекты этнического сознания // Советская этнография. 1983. — № 4.
  51. А.А. Личность как историко-этническая категория // Советская этнография. -1981.-№ 3.
  52. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  53. В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки: Науч.попул. М.: Высш. школа, 1990.
  54. В.Т. Ценностные ориентации будущих специалистов // Социология молодежи: Учебник / Под ред.проф. В. Т. Лисовского. Спб.: Изд-во С-Петерб.университет, 1996.
  55. В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.
  56. Молодежь России тенденции, перспективы / Под ред. И. М. Ильинского, А. В. Шаронова. — М., 1993.
  57. П.Н. Социология лицом к лицу с проблемами молодежи. София, 1983. — С.29.
  58. В.Н. Проблемы отношений человека и ее место в психологии. М., 1957.
  59. Т.М. Религия в этнической истории бурят // Этническая история и культурно-бытовые традиции в Бурятии. -Улан-Удэ, 1984.
  60. Ш. А. Установка и деятельность. Тбилиси: Изд-во Мецниероба, 1987.
  61. Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси: Изд-во Мецниероба, 1974. — С. 170.
  62. Ш. А. Классификация форм активности в свете теории установки // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987.
  63. Национальная психология: анализ проблем и противоречий. -Киев, 1990.
  64. Н.Н. Межличностные отношения. JL, 1979.
  65. А.Г. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга. Якутск, 1988.
  66. Основы социально-психологической теории. Учебное пособие для социологов, психологов, преподавателей и студентов: Н. Н. Богомолова, А. А. Бодалев, Р. М. Гительмахер и др. / Под общ.ред. А. А. Бодалева и А. Н. Сухова. М.: Междунар.пед.академия, 1995.
  67. .Д. Основы социально-психологической теории. -М., 1971. -С.126.
  68. В.Ф. Семантический анализ профессиональных стереотипов // Вопр.психологии. 1986. — № 3.
  69. JT.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.
  70. JI.A. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1983.
  71. Т.Ф. Расовые отношения в США: социологическая перспектива // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.
  72. Д., Шмелев А. Г., Андреева М. К., Граменицкий А.Е, Психосемантический анализ стереотипов русского характера: кросскультурный аспект // Вопросы психологии. 1993. — № 3.
  73. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М., 1979. С. 141.
  74. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993. — С.363.
  75. .Ф. Контрсуггестия и история // История и психология. М., 1971.
  76. .Ф. Социальная психология и история. М., 1979.
  77. Пословицы русского народа. Сб. В. И. Даля. М., 1957.
  78. Психология: словарь. М., 1990. — С. 384.
  79. А.С. Установка и деятельность // Вопросы психологии. 1972. — № 1.
  80. Н.А. Роль стереотипов в познании человека человеком // Вопр.психологии. 1986. — № 4.
  81. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: Теория и практика: Пер. с англ. / общ.ред. и вст.ст. Л. А. Петровской. М., 1990.
  82. Н.А. Изучение оценочных эталонов и социальных стереотипов с помощью семантических измерений // Вопр.психологии. 1981. — № 1.
  83. Р.Ш. Этнические стереотипы и особенности их проявления в процессе воинской деятельности военнослужащих срочной службы. Дис.канд.псих.наук, 1997.
  84. В.И. Индивидуально-психологические особенности и взаимоотношения студентов. Минск, 1976.
  85. Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалевой, В. В. Столина. М.: Педагогика, 1989.
  86. З.В. Молодежная культура: за и против. Л., 1990.
  87. И. Социология. Пер. с англ. М., 1994. — С.652.
  88. Современная западная социология: словарь. М.: Политиздат, 1990. — С. 332, 362.
  89. Г. У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания // Познание и общение. М., 1988.
  90. Социология молодежи: Учебник / Под ред.проф.В. Т. Лисовского. Спб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996.
  91. Стереотипы в общественном сознании: (социально-философские аспекты) научно-аналитический обзор/ АН СССР ИНИОН. -М., 1988. С. 4.
  92. Т.Г. Социальные стереотипы в социальном контексте // Общение и оптимизация совместной деятельности. -М., 1987.
  93. Су Ван. Проблема связи установки и отношения человека // Психология. Л.: Ленингр.гос.ун-т, 1959.
  94. А.А. Непосредственное межэтническое общение и установки на межличностные контакты // Советская этнография. -1973. -№ 5.
  95. Г., Малпасс Р., Дэвидсон Э. Психология и культура // История зарубежной психологии (30−60-е годы XX в.). Тексты. -М., 1986.
  96. В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л., 1980.
  97. В.П., Стрикленд Л. Х. Социальная психология в Канаде // Психологический журнал. 1983. — № 5.
  98. В.П., Филиппов А. С. Этнические стереотипы. М., 1984.
  99. Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.
  100. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд. М., 1991. — С.421.
  101. О.А. Агрессия лжи. -М., 1987, С.86−87.
  102. М., Альберг Т. Характеристика социально-психологического тренинга поведения // Психологический журнал.- 1984. № 4.
  103. М.Э. К вопросу о структуре межличностного общения мигрантов в иноэтнической среде // Советская этнография. 1980.- № 4.
  104. Д.А. Информация, противоречия и смена социальных установок. Тбилиси, 1980.
  105. Т. Социальная психология. М., 1969.
  106. П.Н. Исследование стереотипа в американской социальной психологии // Вопросы философии. 1971. — № 5.
  107. П.Н. Современная социальная психология США. -М., 1985. С. 116.
  108. П.Н. Социальная установка, как предмет социально-психологического исследования // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.
  109. П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. Проблемы методологии и теории. М., 1985.
  110. JI. Элементарные понятия социологии. М., 1969.
  111. Этническая психология (этнические процессы и образ жизни людей). Собр.науч.трудов. М., 1984.
  112. Этнические стереотипы поведения / Под ред. А. К. Байбурина. -JL: Наука, Ленингр. отд-е, 1985.
  113. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. С-П., 1991.
  114. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1975.
  115. В.А. К вопросу о разработке социальной типологии личности / Личность в системе коллективных отношений. М., 1980.
  116. В.А. К вопросу о теории стереотипизации в социологии. -М., 1978. С. 53.
  117. В.Ф. Этнические аспекты общения латиноамериканских студентов // Этническая психология (этнические процессы и образ жизни людей). М., 1984.
  118. Adorno T.W. and others. The authoritarian Personslity/ N-Y/ London, 1950.
  119. AHport G.M. Attitudes. In: C.M.Murchison (ed). The Handbook of social Psychology, Wochester, Clars Univ. Press, 1935.
  120. Bogardus E.S. Stereotupes as Socialtipes/ -Socialogocal and Reseach, 1950. № 34.
  121. Campbell D.T. Stereotupes and the perception of droup differencess // Amep, Psycholodist. 1967.
  122. Doise W. Croups and individuals explanation in sociol psychology.
  123. Cambridge, 1978. // Цит. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие (социально-психологические проблемы). М., 1990. — С.136.
  124. Doob L.N. The behavior of attitydes, Psychol. Rev., 1947.
  125. Dyjker N., Frejda C. National character and national stereotypes. -Amsterdam, 1960.
  126. Fler M.R.de, Westie F.R. Verbal attitudes and overacts. Amer. Sociological Rev., 1958.
  127. Heider F. The Psychology of Interpersonal Behavior, N-Y., Willey, 1953.
  128. Krech D., Yrutchtield R., and Ballachey E. Individual in Society. -N-Y., 1969.
  129. Kats D., Braly K.W. Racial stereotypes of 100 college students 11 J. abnormal social Psychology, 1933.
  130. Lippeman W. Public opinion. N-Y., 1922.
  131. La Piare R.T. Attitudes versus Actions. Social Forces. 1934, № 13.
  132. O’Hara R. Media for Millionns/ p.293.
  133. Peabody D. National characterstiecs. Cambridge (MA): Cambridge university press, 1985.
  134. W.J. Folkways L., 1958.
  135. Tagyiri R. Person perception. In: Lindzey J. Aronson E.(end). The Nandbook of social psychology. V.3. — N-Y., 1969.
  136. Tajfel N. Intergroup behavior. In: Tajfel N., Fraser C.(eds.) Introducing social psychology. — N-Y.: Penguin Books, 1978, p. 401 466.
  137. Tajfel N. Social categoriazation, Social identity and Social/ Comparison /Differentiation between Social groups. London? 1978, p.146−156.
  138. The measurment of social attitydes. // J. Abnorm, soc. psychology, 1931. v.26.
  139. Therstono L. The measurment of social attitudes. // J.Abnorm. Soc. Psychology, 1931,
  140. Thomas W. and Znaniecki F. The Polich Peasants in Europe and America. Vol. 1. Boston, 1918.
Заполнить форму текущей работой