Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Взаимосвязь интеллекта и личностных качеств

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С точки зрения этих подходов зарубежными исследователями предложен ряд ярких, хотя и спорных пока еще, даже отчасти повторяющих друг друга трактовок этих видов интеллекта. Схожесть этих различных концепций интеллекта объясняется их практическим значением, поскольку в основе понятий социального, эмоционального и практического интеллекта лежат описательные и методические знания, способность… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. ИНТЕЛЛЕКТ, ВЕДУЩИЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ УСПЕХУ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
    • 1. 1. Социальный интеллект
    • 1. 2. Эмоциональный интеллект
    • 1. 3. Практический интеллект
    • 1. 4. Выводы
  • 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК У РУКОВОДИТЕЛЯ
    • 2. 1. Изучение критериев и факторов эффективности руководства
    • 2. 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта с эффективностью деятельности руководителя
    • 2. 3. Выводы
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Взаимосвязь интеллекта и личностных качеств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопрос о том, что же все-таки отличает людей, более успешных при решении профессиональных и других проблем, от тех, кто менее удачлив, волновал исследователей и обывателей с давних пор. Неустанные поиски ответа на этот вопрос не перестают порождать все новые теоретические конструкции, построенные на основе строгих научных методов.

Так, в последних психологических теориях уже не так односторонне оценивается потенциал личности, как это в концепциях «интеллектуальной одаренности» или «творческой одаренности», которые были популярны на протяжении всего XX в.

Результаты ряда исследований показали, что многие дети и взрослые, не продемонстрировавшие высоких показателей по тестам интеллекта, креативности или учебной успешности, но показавшие хорошие результаты по параметрам социального, эмоционального развития и практическим способностям решать проблемы в непредвиденных ситуациях, оказываются весьма успешными в жизни и творчестве.

Причем их преимущества в достижении жизненного успеха часто бывают настолько велики, что способны обеспечить им не только социальное положение, но и привести в ранг талантливых, выдающихся и даже гениальных.

В связи с этим в последние годы возрос интерес исследователей к неакадемическим формам интеллекта: социальный интеллект, эмоциональный интеллект и практический интеллект, которые, по мнению ученых, обеспечивают максимальную реализацию личности и успех в жизни и профессиональной деятельности, дает более точную картину потенциала личности.

С точки зрения этих подходов зарубежными исследователями предложен ряд ярких, хотя и спорных пока еще, даже отчасти повторяющих друг друга трактовок этих видов интеллекта. Схожесть этих различных концепций интеллекта объясняется их практическим значением, поскольку в основе понятий социального, эмоционального и практического интеллекта лежат описательные и методические знания, способность восстановления знаний и способность решать проблемы [14, с. 78]. Иначе говоря, можно предположить, что первый признак одаренного человека относится к реальному взаимодействию его с миром, т. е. умение эффективно применять когнитивные и метакогнитивные знания в реальной жизни и деятельности.

Многие согласятся с тем, что этот аспект выступает сегодня важным компонентом современного общества, так как залогом успешного функционирования человека в изменяющихся современных обстоятельствах является выработка поведенческих сценариев, отвечающих новой социальной действительности и ожидаемых действий в реальном мире.

Несмотря на то что указанные стороны интеллекта имеют тенденцию к дифференцированному их исследованию, несложно понять из названий, что все они — частные, пересекающиеся свойства одного и того же сложного системного конструкта — интеллекта. Однако чтобы внести ясность и задать контекст для восприятия выдвинутого нами положения о рассмотрении их как важных, вместе с тем как единого фактора в развитии профессиональной одаренности личности, обратимся к соответствующим работам с целью выявления, прежде всего, внутренних связей между этими видами интеллекта.

Как показал анализ литературы, исследователи в рамках указанных подходов (социального, эмоционального и практического интеллекта) сталкиваются с рядом проблем, которые требуют их рассмотрения для выяснения сущности каждого из них и взаимоотношения между ними.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.Д. и др. Эмоции и проблемы классификации видов мышления // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1999. № 2. С. 91−96.
  2. Х. Эмоциональный интеллект. М.: Лик Пресс, 1998. 160 c.
  3. Х., Дакс У. Эмоциональный интеллект. М.: Лик Пресс, 1998. 324 с.
  4. Н.Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005. 336 c.
  5. Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века // Вопр. психол. 1968. № 2. С.157−159.
  6. Д. Эмоциональное лидерство: искусство управлять людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина Бизнес Букс, 2010. 302 c.
  7. И.А. Влияние уровня эмоционального интеллекта руководителей организаций на выполнение управленческих функций: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2009. 24 c.
  8. А.Л. Влияние коммуникативных качеств личности руководителя на эффективность руководства коллективом // Психология личности и образ жизни / под ред. Е. В. Шороховой и др. М: Наука, 2007. 219 с.
  9. А.Л., Хащенко В. А., Хащенко Н. Н. Влияние фактора пола на формирование стиля руководства производственным коллективом // Социально-психологические резервы повышения эффективности деятельности трудового коллектива / отв. ред. А. Л. Журавлев. М.: Изд-во «ИП РАН», 1999. 151 с.
  10. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2010. 512 с.
  11. Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2010. 366 с.
  12. В.Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2010. 345 с.
  13. Д., Робертсон И. Т., Тинлайн Г. Отбор и найм персонала: технологии тестирования и оценки. М.: Вершина, 2005. 336 с.
  14. А.Н. Деятельность и сознание // Вопросы философии, 1972. — № 12. — С. 137−140.
  15. Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. N 4. С. 3−22.
  16. Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «ИП РАН», 2009. С. 29−39.
  17. К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. СПб.: Речь, 2008.126 с.
  18. Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М: КСП+, 2003. 256 с.
  19. Практический интеллект / Р. Стернберг, Дж. Форсайт, Дж. Хадланд, Дж.А. Хорвард, Р. К. Вагнер, В. М. Вильяме, С. А. Снук, Е. Л. Григоренко. СПб.: Питер, 2002. 467 с.
  20. М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Наука, 2002. 275 с.
  21. С чего начинается лидер. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 232 с.
  22. Словарь практического психолога / под ред. В.Шапаря. М.:АСТ, 2005. 734 с.
  23. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования /Под ред Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. 235 с.
  24. С.Г. Эмоциональное и рациональное в социальной структуре человека // Соц.-гуманитарные знания. 2002. № 2. С. 109−125.
  25. Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопр. психол. 1997. № 4. С. 20−27.
Заполнить форму текущей работой