Конфликтная динамика детско-взрослых отношений в младшем школьном возрасте
Диссертация
В рамках культурно-исторического подхода ключевой характеристикой развития является со-бытие взрослости и детства в своей динамике. Описывая это со-бытие как образовательную встречу, важно обращать внимание не только на то, как изменяется ребёнок при посредничестве взрослого, преобразуя учебно-предметный материал, но и какие отношения формируются между взрослым и ребёнком в процессе учебного… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Отношения ученика и учителя в младшем школьном возрасте
- 1. 1. Психологический смысл категории «отношение» в психологии развития
- 1. 2. Детско-взрослые отношения в процессе учебного взаимодействия в младшем школьном возрасте
- 1. 3. Влияние отношений с учителем на развитие учебной самостоятельности младшего школьника
- 1. 4. Компоненты детско-взрослых отношений в учебном взаимодействии
- Глава 2. Конфликтная динамика отношений в системе взаимодействия «ученик-учитель»
- 2. 1. Место и функции учебных конфликтов в младшем школьном возрасте
- 2. 2. Содержание противоречия в отношениях ученика и учителя в процессе становления учебной деятельности
- 2. 3. Продуктивные способы построения и разрешения конфликтов учебных отношений в развивающем образовании
- 2. 4. Теоретическая модель нормативной динамики детсковзрослых отношений в младшем школьном возрасте
- Глава 3. Исследование конфликтной динамики отношений в учебном взаимодействии ученика и учителя
- 3. 1. Исследование эмоциональной значимости учителя в системе отношений младшего школьника
- 3. 2. Исследование динамики ролевого конфликта отношений ученика и учителя в разных образовательных технологиях
- 3. 3. Исследование содержания и динамики образа учителя в сознании ученика как фактора репрезентации отношений
- 3. 4. Анализ ожиданий младшего школьника по отношению к учителю
- 3. 5. Описание феноменов непродуктивного разрешения конфликтов учебных отношений ученика и учителя
Список литературы
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — JI., 1968.-458с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980.- 407с.
- Аникина М.А. Проявление характера образовательного конфликтного взаимодействия в тематических рисунках детей младшего школьного возраста: Дис. канд. психол. наук. Красноярск, 2000.
- Анцупов А.Я., Шипилов А. В. Введение в конфликтологию: Учеб. для вузов. -М.: ЮНИТИ, 1999.-512с.
- Асмолов А.Г. Вперед к Д.Б. Эльконину: неклассическая психология будущего // Вопросы психологии. 2004. — № 1.- С. 4−7
- Бабич Н.И. Психологические особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1989.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.
- Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991.
- Бердяев Н.А. Я и мир объектов // Философия свободного духа. — М., 1994.
- Библер В.Г. Диалог культур и школа XXI века // Школа диалога культур (Идеи. Опыт. Проблемы). Кемерово, 1993.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982.
- Бодалёв А.А. Личность и общение. М., 1983.- 326 с.
- Бодалев А.А. Психология общения. М. — Воронеж, 2002.- 254с.
- Бодалёв А.А. Феномен понимания другого и определяющие его факторы // Мир психологии. — 2001. № 3. — С.68−73
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. М. — Воронеж, 1995.- 348с.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., Педагогика, 1990. 294с.
- Бубер М. Проблемы человека. Перспективы // Лабиринты одиночества / Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е/Покровского. — М., 1989.
- Бубер М. Я и Ты. М., 1993.
- Бугрименко Е.А. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. — М., 1989.
- Бугрименко Е.А. Знак и позиция в экспериментально-генетическом методе // Вопросы психологии. — 2004. № 1.- С.45−48
- Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А.Учимся читать и писать. — М.: Знание, 1994.
- Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование // Тематическое приложение к «Журналу практического психолога». — М., 1998. — 120 с.
- Вачков И. Типология отношений между учителем и учащимися // Школьный психолог. — 2001. — № 36.
- Виноградова М., Матюнина М. Особенности взаимодействия учителя с младшими школьниками в практике современного урока. http://www.psi.lib.ru./detsad/sbor/osvz.htm
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой. -М., 1967.
- Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. — М., 1996.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4. — М.: Педагогика, 1983.
- Ганзен В.А., Юрченко В. И. Системное описание в психологии. (http.//bookz.ru.)
- Гегель. Наука логики.-М.: Мысль, 1970.
- Гензбитель М. На стороне ученика. СПб, 1998.- 230с.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. — М., 1987.
- Голик А.Н. Педагогическая психиатрия: Учеб. пособие. — М.: УРАО, 2003 .-202с.
- Горшкова В.В. Межсубъективные отношения в педагогическом процессе. СПб, 1992.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.: Педагогика, 1986.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНОТР, 1996.37. Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьниккак субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. — № 3−4,
- Дусавицкий А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения // Вопросы психологии. 1983. — № 1. -С.46−51
- Ершов П. М. Искусство толкования. — Ростов н/Д: Феникс, 1997.
- Жинот X. Учитель и ребенок. Ростов н/Д: Феникс, 1997.
- Заиченко Н.У. Конфликтные характеристики межличностных отношений и конфликты между детьми и взрослыми // Мир психологии. 2001. — № 3.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды в 2 т. Т. 1 — М.: Педагогика, 1986.
- Зинченко В.П. Живое знание: психологическая педагогика. Самара, 1998.
- Зинченко В.П. Культурно-историческая психология: Опыт амплификации // Вопросы психологии. 1994. — № 4.
- Зинченко В.П. Миры сознания и структуры сознания // Вопросы психологии. 1991. — № 2.
- Ильенков Э.В. Что же такое личность. — М., 1979.
- Каган И.А. Общение и школьная дезадаптация // Психологическая газета. 1997. -№ 10 (25).
- Клипинина Н. Некоторые направления изучения проблемы межличностного восприятия в психологической теории и практике // Мир психологии. — 2001. № 3.
- Князев В.Н. Психологические особенности понимания личности значимого другого как субъекта общения: Автореф. дис. канд. психол. наук.-М., 1981.
- Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. — М.: Владос, 1999.
- Коузер JI.A. Основы конфликтологии: Учеб. пособие: Пер. с англ. А. А. Крашевского, М. В. Сорокина. -М.: Светлячок, 1999.
- Крайг Г. Психология развития. СПб: Питер, 2000.
- Кроник А.А., Кроник Е. А. Психология человеческих отношений. М.: Прогресс, 1993.
- Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Рига, 1996.
- Куницына В.Н. Трудности межличностного общения: Автореф. дис. д-ра психол. наук. СПб, 1991.
- Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. — М.: Просвещение, 1989.
- Лазурский А.Ф. Психология характера. Л., 1925.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
- Леонтьев А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии. — М., 1969.
- Леонтьев А.Н. Теоретические проблемы психологического развития ребенка. М., 1981.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. Воронеж, 1997.-382с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
- Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд, — Т. 3.
- Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб: Евразия, 1999.
- Мерлин B.C. Психологические конфликты // Приложение к книге «Очерки интегрального исследования индивидуальности». — М.: Педагогика, 1986.
- Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
- Морозова Г. В. Динамика отношения младшего школьника к учителю: Дисс. канд. психол. наук. — М., 1992.
- Мюнстерберг Г. Психология и учитель. — М., 1997.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. JL, 1960.
- Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и отражения как проблеме общей и социальной психологии // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми. JL, 1970.
- Нежнов П.Г. Проблемы развивающего обучения в школе JI.C. Выготского // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. — 1994. -№ 4.
- Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ. -Сер. 14: Психология.- 1998.-№ 1.-С. 21−28.
- Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. -СПб: Речь, 2000.
- Обозов В.В. Межличностные отношения. — Л., 1979.
- Оклендер В. Окно в мир ребёнка. М.: Класс, 1997.
- Организация учебной деятельности: проблемы и перспективы // Доклады Всерос. научн. конф. / Под. ред. академика РАО В. В. Давыдова. Набережные челны, 1997.
- Педагогика и психология развития: Опыт прикладных исследований и разработок // Научные труды учителей и сотрудников Гимназии «Универс» / Под. ред. д-ра психол. наук Б. И. Хасана. Красноярск, 2000.
- Педагогика развития: возрастная динамика и ступени образования. Ч. 1,2/ Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 1997.
- Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. Ч. 1,2/ Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2003.
- Педагогика развития: проблема образовательных результатов (эффектов). Ч. 1,2/ Краснояр. гос. ун-т. — Красноярск, 1998.
- Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. — М., 1982.
- Петровский А.В. Проблемы развития личности с позиции социальной психологии // Психология. 1984. — № 4.
- Петровский А.В. Трехфакторная модель значимого другого // Вопросы психологии. — 1998. — № 1.
- Петровский В.А. Личность в психологии. — Ростов н/Д, 1996.
- Петровский В. А. Виноградова A.M. Учимся общаться с ребёнком. — М.: Просвещение, 1993.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969.
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
- Психология развивающейся личности / Под. ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1987.
- Рогачёва С.Н. Влияние самопонимания на динамику развития самостоятельности младшего школьника в процессе социализации // Мир психологии. 1999. — № 3.
- Роджерс К., Джером Ф. Свобода учиться. — М.: Когито, 2003.
- Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. М.: Педагогика, 1988.
- Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и её жизненный путь. — М., 1958
- Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1973.
- Рубцов В.В. и др. Система психологической поддержки образования / В. В. Рубцов, JI.K. Селявина, С. Б. Малых // Психологическая наука и образование. 1999. — № 2.
- Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.-М., Просвещение, 1991.
- Рябов А.Е. Какими видят самих себя и своих учеников учителя? // Психологическая газета. 2001. — Август.
- Сергоманов П.А. Содержание и динамика конфликтов учения-обучения в младшем школьном возрасте: Автореф. канд. психол. наук. — Красноярск, 1997.
- Слободчиков В.И. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1990. — № 3.
- Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 37−51.
- Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека. // Вопросы психологии. — 1986. — № 6.
- Слободчиков В.И., Исаев А. И. Психология человека. М.: Центр-Пресс, 1995.
- Слободчиков В.И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизации общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. — № 5. — С. 4152.
- Смирнов С.Д. Психологический образ: проблема активности человеческого отражения. -М.: МГУ, 1985.
- Смирнова Е.О. Влияние формы общения со взрослыми на эффективность обучения дошкольников // Вопросы психологии. — 1980. -№ 5.
- Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М., 1984.
- Станиславский К.С. Работа актёра над собой. М., 1987.
- Степанов С. Становление человека (http://psv. 1 september.ru/2Q02/42/4.htrrO.
- Сушков И.Н. Психология взаимоотношений. М., 1999.
- Тёмина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? Введение в конфликтологию образования. М.: Воронеж, 2002.
- Ш. Тиканова И. Г. Приём вербализации в нравственном воспитании детей 3−4 лет // Вестник МГУ. Секция 14: Психология. — 2001.
- Уланов В. Банальный конфликт, или Как научиться слышать учителя // Директор школы. 1999. — № 3.
- ИЗ. Ульянова О. С. Психологические условия развития субьект-субьектных отношений в школе: Дисс. канд. психол. наук. Самара, 2000.
- Федоренко Е.Ю. Педагогические механизмы отчуждения ребёнка от учебного процесса: Дисс. канд. психол. наук. Красноярск, 2000.
- Философский словарь. -М.: Политиздат, 1991.
- Франк C.JI. Реальность и человек. — М., 1956.
- Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. Т. 2. — М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.-141с.
- Фрумин И.Д. Тайны школы / Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 1999.
- Фрумин И.Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии. 1997. — № 1.
- Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. СПб: Питер, 2003.
- Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. -Красноярск: Фонд ментального здоровья, 1996.
- Хасан Б.И., Бреслав Г. М. Пол и образование / Краснояр. гос. ун-т. -Красноярск, 1996.
- Хасан Б.И., Сергоманов П. А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. Красноярск, 2001.
- Хасан Б.И., Сергоманов П. А. Ситуация обучения как продуктивный конфликт // Вопросы психологии. 2000. — № 2.
- Хорошилова Е.А. К исследованию отражения значимых других 7/ Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. — Краснодар, 1979.
- Цуканова Е.В. Влияние межличностных отношений на процесс общения в условиях совместной деятельности // Проблемы общения в психологии / Отв. ред. Б. Ф. Ломов. М., 1981.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.
- Цукерман Г. А. Две фазы младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. — 2000. — № 2.
- Цукерман Г. А. Обучение, творчество и понимание как синонимы // Вопросы психологии. 2000. — № 4.
- Цукерман Г. А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной работы // Вопросы психологии. 1999. — № 6.
- Цукерман Г. А. От умения сотрудничать к умению учить себя // Психологическая наука и образование. — 1996. № 2.
- Цукерман Г. А. Развитие учебного сообщества // Вопросы психологии. -2004.-№ 1.
- Цукерман Г. А. У истоков учебной общности: микроанализ одного урока в первом классе // Вопросы психологии. 2003. — № 4.
- Цукерман Г. А. Школьные трудности благополучных детей. — М.: Знание, 1994.
- Цукерман Г. А., Елизарова Н. В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии. 1990. — № 6.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
- Шарден де Пьер Т. Феномен человека. М., 1987. — С. 145.
- Щедровицкий Г. П. Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993.
- Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993.
- Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М.: Интерпракс, 1994.
- Эльконин Б.Д. Действие как единица развития // Вопросы психологии. -2004.-№ 1.
- Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. 1992. — № 3−4.
- Эльконин Б.Д. Психология развития. М.: Изд. центр «Академия», 2001.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1989.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М., 1995.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. -М., 1960.
- Эриксон Э. Детство и общество. СПб, 1996.
- Caspi A. Personality in the life course // Journal of personality and Social psychology. 1987.
- Heymans P. Developmental tasks: A cultural Analysis of Human Development / Developmental tasks: Towards a cultural Analysis of Human Development. Dortreht, Boston, London, 1994.
- Lein G.R., Kendall P. S., Garber J. Depression in children: Parent, teacher end child perspectives // J. abnorm. child. Psyxol. — 1980. V. 8. — № 2. -P. 221−235.
- Marsia J. The status of statuses: Research review / In: In Marsia, Watterman, et al Ego identity- A handbook for psychological reseaech. N.Y.: Springer-Verlag, 1993.
- Mercer N. The guided construction of knowledge. — Clevedon, UK: Multilingual Matters, 1995.
- Rogoff B. Apprenticeship in thinking: Cognitive development in social context. -N.Y.: Oxford Univ. Press, 1990.
- Sroufe F. & Cooper R. Child Development. Its Nature and Course. N.Y.: Altred A. Knopt, 1988.
- Sullivan H.S. The interpersonal theory of psychiatry. New York: Norton, 1953.
- Бланк регистрации диагностических данных по методике «Цветовой тест отношений"1. Фамилия, Имя1. В озраст1. Класс/группа1. Дата1 этап (цветоассоциативный выбор)
- Значимые лица Реакция № Значимые лица Реакция №понятия) ребенка цвета (понятия) ребенка цвета1. 7.