Образы животных как динамический компонент экологических представлений
Диссертация
Практическая значимость. Материалы и результаты исследования представляются актуальными для разработки психолого-педагогических основ экологического воспитания и могут быть использованы при разработке экологических программ, направленных на изменение представлений о мире природы у развивающейся личности и формировании субъектного типа взаимодействия с природной средой. Модифицированный частный… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ 12 ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Социогенез экологических представлений
- 1. 2. Культурно-историческая природа представлений
- 1. 3. Экологические представления, отраженные в фольклоре 37 13.1. Миф, сказка, пословица и поговорка как предмет анализа 37 в психологическом исследовании
- 1. 3. 2. Типы взаимодействий с природной среды в пословицах и 44 поговорках
- 2. 1. Отношение человека к природной среде
- 2. 2. Образ окружающей среды
- 2. 3. Реконструкция образов животных, встречающихся в 76™ пословицах и поговорках
- 3. 1. Специализированная семантическая методика «Образ 113 животного»
- 3. 2. Исследование динамики содержания образа животного 118 ф 3.2.1. Описание образа животного психосемантическим методом
- 3. 2. 2. Описание образа животного проективными методами
Список литературы
- Абрамова, Г. С. Практикум по возрастной психологии Текст. / Г. С. Абрамова. М.: Academia, 1998. — 320 с. L Абрамова, Ю. Г. Психология среды: источники и направления развития
- Артемьева, ЕЛО. Психология субъективной семантики Текст. / Е. Ю. Артемьева. М.: МГУ, 1980. — 128 с.
- Артемьева, Е.Ю., Стрелков, Ю.К., Серкин, В. П. Структура субъективного опыта: семантический слой и другие Текст. / E.IO. Артемьева, Ю. К. Стрелков, В. П. Серкин. // Мышление и субъективный мир. -Ярославль: Изд-во Ярославск. Ун-та, 1991. С. 14−19.
- Балли, Ш. Французкая стилистика Текст. / Ш. Балли. М.: Эдиториал УРСС, 2003. — 272с.
- Барт, Р. Основы семиологии // Структурализм: за и против Текст. / Сост. и вступит, ст. Г. С. Косикова. М.: Прогресс, 2000, — 356с.
- Батов, В.И. Другому как понять тебя: пробл. спорного авторства Текст. / В. И. Батов.- М.: Знание, 1991.- 45 с.
- Берлизон, С.Б. Специфика семантики фразеологических единиц и роль структурных компонентов в ее определении // Семантическая структура слова и фразеологизма Текст. / С. Б. Берлизон. Рязань: Мысль, 1980−254с.
- Бремон, К. Логика повествовательных возможностей // Семиотика и искусствометрия Текст. / Под ред. Ю. М. Лотмана. М.: Мир, 1972. -С. 108−136.
- Бурлакова, Н.С., Олешкевич, В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка Текст. / Н. С. Бурлакова, В. И. Олешкевич. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.-352с.
- Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психодиагностике Текст. / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб.: Питер Ком., 1999. 574с.
- Буслаев, Ф.Н. Историческая грамматика русского языка Текст. / Ф. Н. Буслаев. М.: Высш. шк., 1959. с. 258.
- Буякас, Т.М., Зевина, О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей культурных символов — в индивидуальном сознании Текст. / Т. М. Буякас, О. Г. Зевина. // Вопр. психол. 1997. — № 5. — С. 44−56.
- Вернадский, В.И. Живое вещество и биосфера Текст. / В. И. Вернадский. М.: Наука, 1994. — 654с.
- Всемирная энциклопедия: Философия Текст. / Под ред. А.А. Грица-нова. — М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератир, 2001. 1312с.
- Вундт, В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа Текст. / В. Вундт. М.: институт психологии РАН- Издательство «КСП+», 1998. 256с.
- Выготский, JI.C. Мышление и речь Текст. / JI.C. Выготский. М.: Лабиринт, 2005. — 352с.
- Выготский, JI.C. Психология искусства Текст. / JI.C. Выготский. М.: Совр. Гуманит. Университетет. 2001. 212с.
- Гачев, Г. Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке Текст. / Г. Д. Гачев. М.: ACADEMIA, 1998 -216 с.
- Глас, Д., Стенли, Д. Статистические методы в педагогике и психологии Текст. / Под ред. Ю. Д. Адлера. М.: Прогресс, 1976. 496с.
- Голд, Дж. Психология и география. Основы поведенческой географии Текст. / Дж. Голд. -М.: Прогресс, 1990. 304 с.
- Гофман, В., Фольклорный сказ Даля Текст. / В. Гофман. // Воронежский историко-географический вестник. — 1921. №* 1 — С.9−12.
- Даль, В.И. Пословицы русского народа. Сб. в Зт. Текст. / В. И. Даль. -М.: изд. Русская книга. Полиграфресурс, 1998. Т 1. — 736 е., Т 2. -742с., Т 3. — 738с.
- Дерябо, С.Д. Антропоморфизация природных объектов Текст. / С. Д. Дерябо. // Психологический журнал. 1995. Т. 16. — № 3. — С. 61−69.
- Дерябо, С.Д., Левин, В.А. Культурно-историческая обусловленность кризиса европейского экологического сознания Текст. / С. Д. Дерябо, В. А. Левин. Рига: Kultura un vards, novembris, 1994. — С. 1—2.
- Дерябо, С.Д., Левин, В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе Текст. / С. Д. Дерябо, В. А. Левин. М.: Педагогика, 1995.-234с.
- Дерябо, С.Д., Ясвин, В.А. Природа: объект или субъект отношений личности Текст. / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. // Школа здоровья. 1995. Т. 2, — № 1. С. 81−92.
- Дерябо, С.Д., Ясвин, В.А. Экологическая педагогика и психология Текст. / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. — 480с.
- Дерябо, С.Д., Ясвин, В.А. Экологический кризис как кризис антропоцентрического сознания Текст. / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. // Человек. 1998. № I.e. 34−41.
- Донцов, А.И., Стефаненко, Т.Г., Уталиева, Ж. Т. Язык как фактор этнической идентичности Текст. / А. И. Донцов, Т. Г. Стефаненко, Ж. Т. Уталиева // Вопр. психол. 1997. № 4. С. 75−86.
- Дридзе, Т. М. Информативно-целевой анализ содержания текстовых источников // Методы сбора информации в социологических исследованиях. — Кн.2. Текст. / Т. Дридзе. — М.: Наука, 1990.-С. 85 102.
- Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие Текст. / В. Н. Дружинин. -М., Инфра-М, 1997, 370 с.
- Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника Текст. / О. М. Дьяченко. М.: Знание, 1986. -96с.
- Ермаков, Д.С. Экологические проблемы в детских рисунках Текст. / Д. С. Ермаков. // Вопр. психол. 2003. № 1. С. 12−16.
- Есперсен, О. Философия грамматики Текст. / О. Есперсен. М.: Ком-Книга, 2006. 408с.
- Жанкина, Ю.С. Процессуальные фразеологизмы субкатегории деятельности : Дис.. канд. филол. наук: дисциплина: 10.02.01: Курган, 2003 276 с.
- Захаров, А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков Текст. / А. И. Захаров. JL: Медицина, 1982. — 274с.
- Зверев, И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования Текст. / И. Д. Зверев. М., 1980. — 346с.
- Зеленкова, Т.В. Функционально-статистический анализ сказок, сочиненных детьми Текст. / Т. В. Зеленкова / Вопр. психол. 2001. № 6. С. 17−27.
- Иберла, К. Факторный анализ. Текст. / Пер. с нем. М. В. Ивановой. Предисловие А. М. Дуброва. М.: Статистика, 1980. — 398 с.
- Иванов, М.В. и др. Математическая статистика Текст. / М. В. Иванова. М.: Высшая школа, 1975. — 400с.
- Иванова, Т.В. Изучение этнических стереотипов с помощью проективных рисунков Текст. / Т. В. Иванова // Вопр. психол. 1998 № 2. — С. 71−82.
- Иванова, Т.В. Экологические ценности в общественном сознании. Текст. / Т. В. Иванова //Вопр. психол. 1999. № 3. — С.83−88.
- Кавтарадзе, Д.Н., Брудный, А.А. Основы экологического мировоззрения как задача народного образования Текст. / Д. Н. Кавтарадзе, А. А. Брудный. // Вестник образования. 1993. N7. С. 2−40.
- Калита, В.В. Анализ экологичности профессионала Текст. В. В. Калита. // Региональная научно-практическая конференция Экологическое образование в школах и Вузах Дальневосточного региона. Тезисы докладов. Хабаровск, 1992. С. 106 -108.
- Калмыков, А.А. Введение в экологическую психологию Текст. / А.А.
- Калмыков. М.- Изд-во МНЭПУ, 1999. 324с.
- Клайн, JI. Справочное руководство по конструированию тестов. Введение в психометрическое проектирование Текст. / JI. Клайн. Пер. с англ. Под ред. Л. Ф. Бурлачука. Киев: ПЛН Лтд. 1994. с. 368.
- Ковалёв, Г. А. Психическое развитие ребёнка и жизненная среда Текст. / Г. А. Ковалев. // Вопр. психол. 1993. № 1. С. 13−24.
- Комов, С. В. Экология, развитие человеческого общества, образование Текст. / С. В. Комов // Известия Уральского государственного университета. 2002. № 23. С. 79−83
- Комсомольская правда. Краснокнижного грифа выхаживают всем миром Электронный ресурс. / Комсомольская правда: Дальний Восток, 12.01.2005. http://www.dv.kp.ru
- Коптюг, В. А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г. Тезисы. / В. А. Коптюг // Информ. обзор. Новосибирск, 1992.
- Краснощекое, Г. П., Розенберг, Г.С. Экология в афоризмах и цитатах Электронный ресурс. / Российская академия наук Институт экологии Волжского бассейна Тольятти 2001, http://www.tolcom.ru/kiri 1/Rozenberg
- Кряж, И.В. Психосемантическое исследование обыденных экологических представлений Текст. / И. В. Кряж. // Вопр. психол. 1998. № 1. С.65−75.
- Кэдьюсон, X., Шеффер, Ч. Практикум по игровой психотерапии Текст. / X. Кэдьюсон, Ч. Шефер.- СПб.: Питер, 2001. 416с.
- Кэлликотт, Б. Природоохранные ценности и этика Текст. / Б. Кэлли-котт. // Гуманитарный экологический журнал. 1999. T. I, Вып. 2. С. 4658.
- Лагутин, А.О. Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества Текст.: Автореф. Дис.. канд. культурол. наук: 24.00.01 / А. О. Лагутин. Краснодар, 2001. -23с.
- Лазурский, А.Ф. Очерк науки о характерах Текст. / А. Ф. Лазурский. -М.: Наука, 1995.-е. 352.
- Лазурский, А.Ф. Программа исследования личности в ее отношениях к среде Текст. / А. Ф. Лазурский. Пг., 1912.
- Лебедева, Н.М. Психологические аспекты этнической экологии Текст. / Н. М. Лебедева. // Этническая экология: теория и практика / Под ред. В. П. Терехова. М.: Наука, 1991. С. 100 — 124.
- Лебедева, Н.М. Социальная психология этнических миграций Текст. / Н. М. Лебедева. / РАН, Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: ИЭиА, 1993. — 196 с.
- Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении Текст. / Люсьен Леви-Брюль. М.: Педагогика-Пресс, 1994. — 608 с.
- Леви-Стросс, К. Из книги «Мифологичные. 1. Сырое и вареное» // Семиотика и искусствометрия Текст. / Под ред. Ю. М. Лотмана. М.: Мир, 1972. С. 25−50.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность Сознание Личность Текст. / А. Н. Леонтьев.- М.: Academia, 2004. 352с.
- Леопольд, О. Календарь песчаного графства Текст. / О. Леопольд. -М.: Смысл, 1983. 200с.
- Лихачев, Б.Т. Экология личности Текст. / Б. Т. Лихачев. // Педагогика. 1993. N2. С. 19−23.
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. 444с.
- Лотман, 10. М. История и типология русской культуры. Текст. / Ю. М. Лотман. СПб., 2002. — 447с.
- Лурия, А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов Текст. / А. Р. Лурия. М. Наука, 1974. — 171с.
- Лурия, А.Р. Язык и сознание Текст. / А. Р. Лурия. М., Изд-во МГУ, 1998. — 336с.
- Лурье, С.В. Метаморфозы традиционного сознания: опыт разработкатеоретических основ этнопсихологии и их применение к анализу исто-рико-этнографического материала Текст. / С. В. Лурье. СПб.: Типография им. Котлякова, 1994. — 286 с.
- Лушин, П.В. О сущности экопсихологического кризиса (или о Ежиках, которые «безразличны» к своей судьбе) Текст. / П. В. Лущин. // Практична психолопя та сощальна робота. 2000. N 5. С. 32−34.
- Мазиев, Ю.М. К вопросу о понятии мифа в применении к языковой семантике Текст. / Ю. М. Мазиев. // Теоретическая и прикладная лингвистика. Выпуск 2. Язык и социальная среда. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. С. 51−59.
- Малый энциклопедический словарь в 4 т. Т. З Текст. / Репринтное воспроизведение издания Брокгауза и Ефрона. М.: «Терра», 1997. -560с.
- Мартынов, А.С. Природа в сознании Россиян Текст. / А. С. Мартынов // Гуманитарный экологический журнал. 1999. Т. I, Вып. 1. С.81−84.
- Марютина, Т. Психофизиологические аспекты развития ребёнка Текст. / Т. Марютина. // Школа здоровья. 1994.№ 1. С. 105 — 116.
- Медведев, В.И., Алдашева, А.А. Экологическое сознание. Текст. / В. И. Медведева, А. А. Алдашева. // М.: Логос, 2001. 384 с.
- Михайлов, Д. Средовое взаимодействие поколений в процессе социализации (к исследованию детоцентризма городских семей) Текст. / Д. Медведева. // Воспроизведенные процессы города. Таллинн, 1986.
- Моль, А. Теория информации и эстетическое восприятие. Текст. / А. Моль. М.: Мир, 1966 — 352с.
- Моляко, В.А. Образ экологической катастрофы на примере Чернобыльской атомной аварии Текст. / В. А. Моляко. // Вопр. психол. 1992. N5−6. С. 16 22.
- Муканов, М.М. Исследование когнитивной эмпатии и рефлексии у представителей традиционных культур Текст. / М. М. Муканов. // Исследование рече-мысли и рефлексии. Алма-Ата, 1979. с. 54—74.
- Мухина, B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. Текст. / B.C. Мухина. М.: Педагогика, 1981. — 354с.
- Мясищев, В.Н. Личность и неврозы. Текст. / В. Н. Мясищев. Л.: Наука, 1960.-356с.
- Мясищев, В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека. Текст. / В. Н. Мясищев. // Психологическая наука в СССР. М., 1960. с. 110−125.
- Мясищев, В.Н. Проблемы личности и отношений человека Текст. / В. Н. Мясищев. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1996. № 1. с. 8−14.
- Нестерук, Т.К. Динамика значимого другого в восприятии школьников различных возрастов Текст. / Т. К. Нестерук. // Работа. маг. психол. Рига: Даугавпилс, 1994. 94с.
- Окунь, Я. Факторный анализ. Текст. / Я. Окунь. М.: Наука, 1974. -192 с.
- Панов, В.И. Актуальные проблемы экологической психологии Текст. / В. И. Панов. // I Всероссийская конференция по психологии Российского психологического общества «Психология сегодня». Тезисы докладов. М., 1996. С. 102 — 103.
- Панов, В.И. Экология и психология. Вступ. Статья. Текст. / В. И. Панов. // С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М.: РАО, Психол. институт, ЦКФЛ, 1995. С. З 10.
- Пермяков, Г. Л. От поговорки до сказки (Заметки по общей теории клише). Текст. / Г. Л. Пермяков. М.: Наука, 1970. — 322.
- Петренко, В.Ф. Основы психосемантики. Текст. / В. Ф. Петренко. -СПб.: Питер, 2005. 480с.
- Петренко, В. Ф., Нистратов, А. А. Посторение вербального семантического дифференциала на базе русской лексики Текст. / В. Ф. Петренко, А. А. Нистратов. // Исследование проблем речевого общения. М., 1979.-346с.
- Петренко, В.Ф., Сурманндзе, Л.Д. Исследование стереотипов обыденного сознания методами психосемантики Текст. / В. Ф. Петренко, Л. Д. Сурманидзе. // Этнографическое обозрение. 1994. — № 6. — С. 50−61.
- Петренко, В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. Текст. / В. Ф. Петренко. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1983.-177 с.
- Петренко, В.Ф. Психосемантика сознания. Текст. / В. Ф. Петренко. -М: Изд-во МГУ, 1988. 208с.
- Петренко, В.Ф. Экспериментальная психосемантика : исследование индивидуального сознания Текст. / В. Ф. Петренко. // Вопр. психол. 1982. N5. С.23−35.
- Петяева, Д.Ф. Развитие представлений о живой природе у дошкольников: Текст. / Автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.03 / Д. Ф. Петяева. М., 1991. — 25с.
- Пиаже, Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. Текст. / Ж. Пиаже. М.: Международная педагогическая академия, 1994.-680 с.
- Похилько, В. И., Федотова, Е. О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности Текст. / В. И. Похилько, Е. О. Федотова. // Вопр. психол. 1984. № 3. С.151−157.
- Похилько, В.И. Когнитивная дифференцированность / Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 238−240.
- Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Текст. / В. Я. Пропп. СПБ, Изд-во СПБ ун-та, 1966. — 366 с.
- Пропп, В.Я. Морфология сказки. Текст. / В. Я. Пропп. М.: Наука, 1969. 118с.
- Пухова, Т.И. Образ радиации в рисунках школьников, проживающихна загрязненных территориях Электронный ресурс. / http://www.library.by/portalus/modules/psychology/
- Пыпин, А.А. История русской этнографии, т. I. Текст. / А. А. Пыпин. -СПБ, Изд-во СПБ ун-та, 1890 432с.
- ИЗ. Реймерс, Н. Ф. Природопользование. Словарь справочник. Текст. / Н. Ф. Реймерс. — М.: Мысль, 1990. 638 с.
- Романова, Г. Е. Проективная методика «Чужие рисунки» Текст. / Г. Е. Романова. // Психол. журн. 1993. Т. 14, № 5. С. 90 97.
- Романова, Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. Текст. / Г. Е. Романова, О. Ф. Потемкина. М.: Де-дакт, 1992. С. 256.
- Рубинштейн, C.JI. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений. Текст. / C.JI. Рубинштейн. М., 1957. 280 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. Текст. / C.JI. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. — 720 с.
- Семенов, А.В. Гипербола в пословицах русского языка. Электронный ресурс. / А. В. Семенов http://www.unk.org.ru/extra/results
- Серкин, В.П. О возможностях метода семантических универсалий Е.Ю. Артемьевой Текст. / В. П. Серкин. // Вестник Московского университета, Сер. 14. Психология. -2000. № 2. — С. 74−79.
- Серкин, В.П. Методы психосемантики: Учебное пособие для студентов вузов Текст. / В. П. Серкин. -М.: Аспект Пресс, 2004.- 207 с.
- Серкин, В.П. Функциональный генез значения в практической деятельности. Текст. / дис.. канд. психол. наук: 19.00.03 / В. П. Серкин. МГУ.-М., 1988.- 141 с.
- Сидельников, А.П. Психологические основы отношения школьников к природе: Учебное пособие. Текст. / А. П. Сидельников. М.: Изд-во Мин. просвещения РСФСР, Московский пед. институт им. В. И. Ленина, 1987.- 88 с.
- Сидельников, А.П. Критерии, методы и методики изучения и формирования отношений школьников к природе. Текст. / А.П. Сидельни-ков. Ставрополь, 1988 г. — 46 с.
- Собчик, J1.H. Методы психологической диагностики. Текст. / JI.H. Собчик. М.: Медицина. 1990. Вып.2−346с.
- Соволева, О.В. О понимании мини-текста, или пословица век не сломится // Вопр психол. 1995. № 1. С. 46−53.
- Соколова, Е.Т. Проективные методы исследования личности Текст. / Е. Т. Соколова. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 176с.
- Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия «Мир искусств»). Текст. / Сост. Р. Г. Григорьева, Пред С. М. Даниэля СПб.: Академический проект, 2002.- 544с.
- Субботина, JI. 10. Развитие воображения детей. Текст. / JI.IO. Субботина. Ярославль: Академия развития, 1996. -430с.
- Сухарев, А.В. Теоретическое и экспериментальное исследование этнической функции культуры в возникновении спихических расстройств Текст. / А. В. Сухарев. // Психол. журн. 1996. Т. 17, № 2. С. 129−137.
- Сухарев, А.В. этнофункциональный подход к проблемам психопрофилактики и воспитания Текст. / А. В. Сухарев. // Вопр. психол. 1996. № 4. с. 81−93.
- Телия, В.Н. Русская фразеология. Текст. / В. Н. Телия. М., 1996. С. 215.
- Тульвисте, П. Культурно-историческое развитие вербального мышления. Текст. / П. Тульвисте. Таллинн, 1988. 310с.
- Тюрин, 10. Н., Макаров, А. А. Статистический анализ данных на компьютере. Текст. / Ю. Н. Тюрин, А. А. Макаров. -М.: ИНФРА-М 1998.528с.
- Уруптаева, Г. А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии. Текст. / Г. А. Уруптаева, Ю. А. Афонькина. М.: Просвещение, 1995. -422с.
- Филмор, Ч. Дело о падеже Текст. / Ч. Филмор. // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1981. Вып. 10. С. 46−53.
- Фоломеева, Т.В., Бартенева, О.М. Опыт применения проективной методики «Психологический рисунок» в исследовании восприятия социальных объектов. Текст. / Т. В. Фоломеева, О. М. Бартенева // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. С.27−39.
- Фонд Феникс (коллективная программа по сохранению биологического разнообразия) Электронный ресурс. http://www.phoenix.vl.ru
- Франселла, Ф., Баннистер, Д. Новый метод исследования личности. Текст. / Ф. Франселла, Д. Баннистер. М: Прогресс, 1987, 157с.
- Фрумкина, P.M. Культурно-историческая психология Выготского-Лурия Текст. / P.M. Фрумкина. // Человек. 1999. № 3. С. 21−34.
- Харман, Г. Современный факторный анализ. Текст. / Г. Харман. М.: Статистика, 1972. — 246 с.
- Хейдметс, М., Круусвалл, Ю. Два пути оптимизации среды жизнедеятельности в городе Текст. / М. Хейдметс, Ю. Круусвалл. //Антропоэкологическая оценка и формирование оптимальной городской среды. Л., 1988. С. 84−98.
- Хесле, В. Философия и экология. Текст. / В. Хесле. М., 1993. — 368с.
- Холтон, Дж. Что такое «антинаука»? Текст. / Дж. Холтон. // Вопр. фи-лос. 1992. N2. С. 26−58.
- Хоментаускас, Г. Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений Текст. / Г. Т. Хоментаускас. // Вопр. психол. 1986. № 1. С. 165−171.
- Хомская, Е.Д. Анализ последствий Чернобыльской катастрофы с позиции экологической нейропсихологии Текст. / Е. Д. Хомская. //Психол.
- Журнал. 1997. Т. 18, № 6, С. 84−95.
- Черешнев, В. А. Экологическая доктрина России: от замысла к пилотным проектам Текст. / В. А. Черешнев // Известия Уральского государственного университета. 2002. — № 23. — С. 6−22.
- Черноушек, М. Психология жизненной среды. Текст. / Пер. с чешского к.ист.н. И. И. Попа. М.: Мысль, 1989.- 174 с.
- Шагун, Г. А., Павлов, В.И., Рыженков, П. Е. Исследование экологического сознания детей и подростков Текст. / Г. А. Шагун, В. И. Павлов, П. Е. Рыженков // Психол. журнал. 1994. Т. 15, № 1. С. 41 49.
- Шанский, Н.М. Лексикология современного русского языка Текст. / Н. М. Шанский. М.: Просвещение, 1972. — 328 с.
- Шейнис, Г. В. Развитие отношений подростков с природой как условие нравственного становления личности Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Г. В. Шейнис. Психол. ин-т.- М., 1993.-24с.
- Шенк, Р. Обработка концептуальной информации. Текст. / Р. Шенк. -М.: Энергия, 1980.— 360 с.
- Шепелева, С.Н., Батов, В.И., Петров, В. М. Психолингвистический анализ поэтического творчества Текст. / С. Н. Шепелева, В.И. Батов, В.М. Петров. //Вопр. психол. 1996. № 1, С. 83−89.
- Широкогоров, С.М. Этнографические исследования: кн.2. Этнос. Исследование принципов изменения этнических и этнографических явлений. Текст. / под ред. A.M. Кузнецова, A.M. Решетова: В 2-х кн. Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 2002 148 с.
- Шкловский, В. Теория прозы. Текст. / В. Шкловский. JL: М.: Советский писатель, 1983. — 384 с.
- Шмелев, А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности Текст. / А. Г. Шмелев. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 158 с.
- Шмелев, А.Г. Концепция систем значений в экспериментальной психосемантике Текст. / А. Г. Шмелев. // Вопр. Психол. 1983. N4. С. 1628.
- Шмелев, А.Г., Похилько, В.И., Козловская-Тельнова А. Ю. Практикум по экспериментальной психосемантике (тезаурус личностных черт) Текст. / А. Г. Шмелев, В. И. Похилько, А.Ю. Козловская-Тельнова. -М.: Изд-во МГУ, 1988. 207 с.
- Шумейко, А.А. Становление экологического менталитета у школьников Дальнего Востока России (Теоретико-методологические и прикладные аспекты) Текст.: Автореферат дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / А. А. Шумейко. Брянск, 2000. 47с.
- Штильмарк, Ф.Р. Эволюция представлений об охране природы Текст. / Ф. Р. Штильмарк. // Гуманитарный экологический журнал 1999. Т. I, Вып. 2. С. 15−21.
- Экологическая антология. Текст. / Москва-Бостон: Голубка, 1992. -268 с.
- Юнг, К. Г. Архетип и символ. Текст. /К.Г. Юнг. М., 1991. С. 121.
- Юнг, К. Г. Проблемы души нашего времени. Текст. / К. Г. Юнг. М.: Прогресс, 1993.-336с.
- Якобсон, Р. Выступление на первом международном симпозиуме «Знак и система языка» Текст. / Р. Якобсон. // История языкознания XIX—XX вв. в очерках и извлечениях.Ч. 2. М., 1965.
- Ясвин, В.А. Исследование структурных характеристик личностного отношения к природе Текст. / В. А. Ясвин. // Психол. журнал. 1995. Т. 16, N3. С. 70- 73.
- Ясвин, В.А. Особенности личностного отношения к природе в подростковом и юношеском возрасте Текст. / В. А. Ясвин. // Вопр. психол. 1995. № 4. С. 19−28.
- Ясвин, В.А., Дерябо, С.Д. Методика проведения эколого-психологического тренинга. Текст. / В. А. Ясвин, С. Д. Дерябо. // Школа здоровья. 1995. № 2. с. 114−121.
- Ясвин, В.А., Дерябо, С.Д. Экологическая психодиагностика. Тесты по изучению экологичности личности. Текст. / В. А. Ясвин, С. Д. Дерябо. -М.: Наука, 1994. 187 с.
- Adams-Webber, J. R. Elicited versus provided constructs in repertory grid technique: A review. Текст. / J. R. Adams-Webber. Brit. J. Psychol., v. 43. P. 349−354.
- Adams-Webber, J. R. Personal construct theory: Concepts and applications. Текст. / J. R. Adams-Webber. Chiche-ster: Wiley, 1979.-XII — 239 p.
- Altman, L. The Environment and Social Behavior. Текст. / L. Altman. -Monterey, 1975.-354 p.
- Barker, R. G. Ecological psychology: concepts and methods for studying the environment of human behavior. Текст. / R. Barker. Stanford, 1968. -428 p.
- Barker, R. G. On the nature of the environment. Текст. / R.G.Barker. -Journal of Social Issues. 1963. № 19. P. 45−53.
- Barker, R. G., Wright H. P. Midwest and its children: They Psichological ecology of American Town. Текст. / R. G. Barker, H. P. Wright, Evans-ton. 1954.-248 p.
- Bettelheim, B. The Uses of Enchantment: The Meaning and Importance of Fairy Tales. Текст. / В. Bettelheim. New York: Knopf. 1975. — 432 p.
- Boas, F. Kultur und Rasse. Текст. / F. Boas. Berlin: Walter de Gruyter, 1922.-256 p.
- Cole, M., Gay, J., Glick, J.A., Sharp, D.W. et al. The Cultural Context of Learning and Thinking: an Exploration in Experimental Anthropology. Текст. / M. Cole, J. Gay, J.A. Glick, D.W. Sharp. N.Y., 1971. 642 p.
- Craic, K. Environmental psychology. Текст. / К. Craic. //Ann. Rev. of psychol. 1973. V.24. P. 403−422.
- Field, S. P., Landfield, A. E. Personal construct consistency. Текст. / S. P. Field. Psychol. Rep., 1961, v. 8, p. 127−129.
- Kelly, G. A theory of personality: The psychology of personal constructs Текст. / G. Kelly. New York: Norton. 1963. -432 p.
- Kelly, G. A. The psychology of personal constructs. V. 1: A theory of personality. Текст. / G. Kelly. N. Y.: Norton, 1955. — 556 p.
- Landfield, A. W., Stern M., Field S. P. Social conceptual processes and change in students undergoing psychotherapy. Текст. / A. W. Landfield, M. Stern, S. P. Field. Psychol. Rep, 1961, v. 8, p. 63−68.
- Marcell, J.C. Implicit dimension of idiography and nomothesis: a reformulation. Текст. / J.C. Marcell. — Americ. psychol., 1977, v. 32, 12, p. 10 461 056.
- Mitsos, S. B. Personal constructs and semantic differential. Текст. / S. B. Mitsos. J. Abnorm. Soc. Psychol, 1961, v. 62, p. 433−434.
- Murray, H. Exploration and assessment. Текст. / H. Murray. N.Y., 1938. -538 p.
- Osgood, C.E. The nature and measurement of meaning. Текст. / С. E. Osgood. Psychol. Bull., 1952, 49, 197−237.
- Osgood, C.E., Suci, G.J. Factor analysis of meaning Текст. / С. E. Osgood, J.S. Suci. //Journal of experimental Psychology. Vol.50, No 5, 1955.
- Osgood, C.E., Suci J.S. Semantic differencial technique. Origin and Nature of the Semantic Differencial Technique. Part 2: Factor analysis of meaning. Текст. / С. E. Osgood, J.S. Suci. Chicago: Aldine publishing company, 1969.-472 p.
- Pelicier, T. La psychologie des peuples et la psychiatrie Текст. / Т. Pelicier. // Rev. De Psych. Des Peuples. 1968. № 3. P. 288−302.
- Peseschkian, N. Oriental Stories as Tools in Psychotherapy Текст. / N. Peseschkian Berlin: Springer Verlag. 1986. 482 p.
- Stagner, R., Osgood, C.E. An experimental analysis of a nationalistic frame of reference. Текст. / R. Stagner, С. E. Osgood. J. soc. Psychol., 1941, 14, 389-p. 401.
- The wilderness reader. Текст. / Ed. F. Bergon. Reno Las Vegas — London: University of Nevada Press, 1994. 372 p.
- Whorf, B. L. Language, Thought and Reality. Текст. / В. L. Whorf.- Boston -N.Y., 1956.-p. 356.
- Yasvin, V. The fundamentals of ecological psychopedagogics for pre-school pupils. Текст. / V. Yasvin. //A teacher at a pre-school. What does it mean? Daugavpils, 1995.
- Zeig, J. A. Teaching Seminar with Milton H. Erickson. Текст. / J. A. Zeig. New York: Brunner / Mazel. 1980.