Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические условия развития коммуникативной креативности у студентов технического вуза: На материалах спецкурса «Психология общения»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ осуществлялась в процессе экспериментальной работы в Кузбасском государственном техническом университете (г. Кемерово). Результаты исследования обсуждались на заседаниях: кафедры психологии и педагогики КузГТУ, межвузовской кафедры психологии КГУ, Отдела психологических проблем образования Института Образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • С
  • ГЛАВА 1. КОММУНИКАТИВНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЕЁ РАЗВИТИЕ -КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ФЛЕКСИБИЛЬНОСТЬ С
    • 1. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КРЕАТИВНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ НАУКЕ С
    • 1. 2. КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ФЛЕКСИБИЛЬНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КРЕАТИВНОСТИ С
    • 1. 3. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КРЕАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА С
  • ГЛАВА 11. ОБЪЕКТ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ С
  • ГЛАВА 111. ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА И ОБСУЖДЕНИЕ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ С
    • 3. 1. ОБСУЖДЕНИЕ ИТОГОВ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ С
    • 3. 2. ХОД И РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА С

Психологические условия развития коммуникативной креативности у студентов технического вуза: На материалах спецкурса «Психология общения» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Задача активного воспитания творческих способностей учащихся поставлена отечественной педагогикой ещё в 70-е годы. Однако сегодня она стала ещё более актуальной в связи с реформированием высшей в целом, и технической школы России, в частности.

Гуманизация и гуманитаризация — стержневые направления реформы. Их содержание состоит в «повороте к человеку,.отказе от технократического и формировании культуры гуманистического мышления, творческих способностей студентов.» (С.И. Самыгин, 1998, с. 20−21). Результатом преобразований стало введение в технических вузах гуманитарных дисциплин, в т. ч. психолого-педагогического направления, создание (восстановление) кафедр и факультетов, но творческая личность ст удента все же пока не заняла центрального места в образовательном процессе.

Понятие «креативность» используется для обозначения творческих способностей личности. Выделяют ряд направлений в изучении феномена: 1) когнитивное (Дж. П. Гилфорд, Де Боно, С. Медник, М. Рорбах, Е. П. Торранс, В. Н. Дунчев, Т. И. Ронгинская и мн. др.) — 2) личностное (К. Кокс, А. Маслоу, К. и Н. Роджерс, Э. Роу, E.JI. Яковлева и мн. др.) — 3) синтезирующее (Д. Перкинс, Ф. Дж. Раштон, Дж. Рензулли, А. Танненбаум, Д. Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, A.M. Пертайтите, Н. В. Хазратова и др.). В последние годы в отечественной науке возобладал обобщающий подход, представители которого рассматривают креативную личность широко, целостно и в развитии (Л.Б. Ермолаева-Томина, В. Н. Козленко и др.). Активно изучаются природа, структура, барьеры на пути творческих способностей. При этом отдельные аспекты феномена (напр., коммуникативная креативность) недостаточно изучены.

Наибольший вклад в изучение коммуникативной креативности (КрК) внесён педагогической наукой (У.В. Кала, В.А. Кан-Калик, Н. А. Ложникова, а.

А.В. Мудрик и др.). В психологии изучение до начала 90 -х годов ограничивалось в основном декларативно-описательным подходом и теоретическими заключениями. Поэтому до сих пор не достаточно четко определено содержание явления, слабо изучена связь с другими свойствами личности и аспектами (например, в мышлении, эмоциональной сфере), виды, уровни, особенности генезиса, практически отсутствуют надежные и валидные методы диагностики.

Рядом авторов (А.А. Бодалёв, У. В. Кала, Н. Е. Кузьмина, Е.В. Цуканова) был проведен теоретический анализ экстра — и интраличностных определяющих развития КрК. В качестве таковых отмечены: опыт общения (имеющийся у индивида репертуар поведения), личностные особенности, позволяющие изменять шаблоны поведения (какие именно, не уточняется) и особенности мотивации.

Проблема развития КрК (в более широком аспекте — формирования творческого отношения к общению) у подростков изучалась У. В. Кала (1973, 1976, 1982) и Н. Е. Кузьминой (1996). В отношении студенческой возрастной группы проблема развития креативности не ставилась.

Между тем, как показал обзор источников (Я.Л. Морено, А. А. Бодалев,.

A.А. Кидрон, А. В. Мудрик, JI. А. Петровская и др.), наличие у субъекта коммуникативной креативности — есть необходимое условие компетентности и успешности его общения.

Совершенствованию коммуникативной компетентности (КК) студентов профессий типа «Человек-Человек» (Е.А. Климов, 1990) в психолого-педагогической литературе уделяется значительное внимание (Л.И. Берестова,.

B.JI. Зливков, В.А. Кан-Калик, А. В. Мудрик, JI.A. Поварницына, П. В. Соломка, Н. Д. Творогова, Г. С. Трофимова и др.). Напротив, возможности развития КрК в ходе учебно-образовательного процесса в техническом вузе практически не обсуждаются, хотя подготовленность выпускника к успешному межличностному и ролевому общению является элементом психологической культуры личности и профессионально важным умением специалиста нового, гуманистически ориентированного типа.

Кроме того, выбор темы исследования также определили и результаты опросов, проведенных нами в Кузбасском государственном техническом университете. Студенты неоднократно отмечали у себя наличие трудностей и проблем в межличностном общении в академической группе, с родителями и противоположным полом и т. п. (не менее 65%) и желание совершенствовать свои знания, навыки и умения в общении (не менее 74%).

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучить возможности спецкурса «Психология общения» в создании психологических условий развития коммуникативной креативности у студентов технического вуза, а именно коммуникативной компетентности и флексибильности.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: предполагаем, что положительная динамика в развитии коммуникативной креативности будет достигнута при условии получения положительной динамики коммуникативной компетентности и флексибильности в ходе усвоения студентами спецкурса «Психология общения».

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Опираясь на теоретический анализ психолого-педагогической литературы, уточнить содержание понятия «комм уникативная креативность» и своеобразие проявлений креативности в межличностном общении, а также обосновать, что психологическими условиями её развития являются коммуникативные компетентность и флексибильность.

2. Разработать диагностическую программу для измерения коммуникативной креативности, компетентности и флексибильности, а также программу формирующего эксперимента. ч.

3. Разработать и реализовать в учебно-образовательном процессе технического вуза спецкурс «Психология общения" — цели, задачи, принципы, методы и содержание которого, значимо влияют на повышение уровня коммуникативной компетентности и флексибильности у студентовмладшекурсников.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: коммуникативная креативность и психологические условия её развития.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: эффективность спецкурса «Психология общения» в повышении коммуникативной компетентности и совершенствовании коммуникативной флексибильности как психологических условий развития коммуникативной креативности.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Методологической основой исследования являются: на философском уровнесистемный подход, на общенаучном уровне — деятельностный подход к изучению психики (Г.М. Андреева, 1997; А. Н. Леонтьев, 1963 и др.), на уровне конкретно научной методологии — деятельностный принцип (А.Н. Леонтьев, 1975 и др.), принцип интериоризации внешней деятельности во внутреннюю (С.Л. Рубинштейн, 1946 и др.), а также отечественные и зарубежные теории личности (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, В. Я. Ядов, А Маслоу, Я. Л. Морено, К. Роджерс и др.).

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Использованы следующие группы методов:

1. Для теоретического анализа проблемы: анализ психолого-педагогической литературы, теорий личности и общения отечественных и зарубежных авторов.

2. Для сбора эмпирических данных: формирующий эксперимент, а также нижеследующие диагностические методики: S.

— Томский опросник ригидности (Г.В.Залевский, 199Э): шкалы Актуальной ригидности (АР), Преморбидной ригидности (ПМР), Шкала реальности (ШР), и созданная на основе шкалы АР шкала Флексибильность в общении (ФО);

— Опросник «Техника общения» (на основе шкалы «ТО» Н. Д. Твороговой, 1992) в вариантах для самооценки и групповой оценки личности;

— Полупроективная методика «Конфликтные ситуации» (на основе стимульного материала «Методики рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга, 1944);

— Авторский тест «КРК» (креативность коммуникативная);

— Опросник «Креативность в общении» в вариантах для самооценки и групповой оценки;

— Шкала «Ценности общения» на основе методики «Ценностные ориентации» М. Рокича;

— Опросник саморазвития (модифицированный вариант теста «Готовность к саморазвитию» В. Павлова, 1989).

3. Методы статистической обработки данных: при корреляционном анализе использованы программы EXCEL 7.0 и CORNрасчет статистических показателей достоверности различий основан на G-знаков критерии, угловом критерии Фишера и t-критерии Стьюдента.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования состоит в:

1. рассмотрении единства коммуникативной флексибильности и коммуникативной компетентности как условий развития коммуникативной креативности- 2. создании методики по определению уровней развития креативности в межличностном общении- 3. получении новых данных по связям между уровнями коммуникативной креативности и вторичной коммуникативной компетентностью, а также флексибильностью у студентов младших курсов технического вуза.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы состоит в: 1. уточнении содержания понятий «коммуникативная креативность», «коммуникативная флексибилыюсть» и «коммуникативная компетентность». 2. изучении структуры и разведении понятий «первичной» и «вторичной» коммуникативной компетентности. 3. исследовании роли коммуникативной компетентности и коммуникативной флексибильности как условий, определяющих уровни развития креативности.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы состоит в:

1. разработке спецкурса «Психология общения», способствующего развитию креативности студентов в межличностном общении- 2. создании методических указаний для преподавателей по спецкурсу, которые могут быть использованы для совершенствования преподавания дисциплин психологопедагогического цикла- 3. внедрении спецкурса в учебный процесс КузГТУ- 4. разработке, валидизации и применении опросника для измерения коммуникативной креативности (тест «КРК»).

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ: коммуникативная компетентность и коммуникативная флексибильность являются психологическими условиями, определяющими развитие коммуникативной креативностивозможности, предоставляемые традиционным воспитательнообразовательным процессом в техническом вузе по созданию психологических условий для развития коммуникативной креативности, мало соответствуют практической потребности студентов в нем, поэтому необходима разработка специальных курсов, разрешающих данное противоречие;

— спецкурс «Психология общения» существенно повышает уровень коммуникативной креативности у студентов младших курсов технического вуза, посредством совершенствования их коммуникативной компетентности и флексибильности.

НАДЕЖНОСТЬ И ДОСТОВЕРНОСТЬ данных, полученных в работе, обеспечивается репрезентативной выборкой испытуемых и применением комплекса апробированных и валидизированных методик.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ осуществлялась в процессе экспериментальной работы в Кузбасском государственном техническом университете (г. Кемерово). Результаты исследования обсуждались на заседаниях: кафедры психологии и педагогики КузГТУ, межвузовской кафедры психологии КГУ, Отдела психологических проблем образования Института Образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО (г. Томск) и межкафедральном заседании факультета психологии ТГУ (г. Томск), а также на Межрегиональной научно-методической конференции «Проблемы развития различных систем подготовки специалистов» (г. Кемерово, 1996) и «Ассамблее народной дипломатии» (г. Кемерово, 1999).

Основные идеи и научные результаты отражены в 8 публикациях по теме исследования.

СТРУКТУРА И ОБЪЁМ ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы (274 наименования) и приложений (в т.ч. Глоссарий). Общий объем диссертации (без приложений) 167 стр., в т. ч., 11 таблиц, 1 рисунок, гистограммы.

На основе проведенного экспериментального исследования, считаем возможным сделать следующие ВЫВОДЫ:

1. Спецкурс «Психология общения» эффективен в создании психологических условий развития коммуникативной креативности студентов, а именно коммуникативной компетентности и флексибильности.

2. Спецкурс позволяет значимо повысить уровень коммуникативной компетентности студентов технического вуза (р <0,05) и достичь положительной динамики в изменении коммуникативной флексибильности.

3. Наиболее тесной и устойчивой зависимость между КК и креативностью становится при уровне первой не ниже среднего (р <0,05). Средний уровнь креативности определяется умеренными показателями актуальной ли чностной флексибильности вообще и, преморбидной флексибильности, в частности. Высокий уровень творчества в общении обуславливается только высокими значениями актуальной коммуникативной флексибильности. Высокий уровень КрК на уровне тенденции определяется преобладанием ориентации личности на ценности-цели общения, по сравнению с ценностями-средствами.

4. Особенностью мотивационной сферы среднекреативных личностей является предпочтение ценностей «развития» и «образованности». Высококреативные испытуемые выбирают «жизненную мудрость», «активную деятельную жизнь» и «честность», а отвергают «высокие запросы» в жизни.

5. Наличие креативности среднего уровня достаточно точно определяется как самой личностью, так и партнерами по взаимодействию. Определение КрК высокого уровня представляет сложность для неподготовленных экспертоводногруппников, т.к. такая оценка связана с уровнем креативности самого эксперта. Т.о., для оценки высоко развитой КрК необходимо привлечение компетентных экспертов и средств видеозаписи.

6. Высококреативные личности способны находить больше способов разрешения проблемной ситуации, нежели среднекреативные. Основным качественным отличием в выборе решений в первой группе является большая инициативность и смелость в контактах, а также стремление учесть в своем поведении особенности партнеров и своеобразие ситуации (действовать по обстоятельствам).

7. Курс оказывает влияние на компетентность, флексибильность и креативность в общении как состояния личности. Чтобы произошло закрепление на уровне свойств, необходимо продолжение психологопедагогического воздействия, как в рамках учебных курсов, так и иных форм организации учебно-воспитательного процесса в вузе (тренинги для низкокреативных и пр.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения. В кн. Проблема общения в психологии. Отв. ред. Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 1981. -С.218−241
  2. B.C. Стереотипизация как механизм социального восприятия / Монография: Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М: Изд-во Москов. ун-та, 1987. — С. 177−188
  3. Т.М. Социально-психологические особенности личности мастера и стиль руководства производственным коллективом: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1986
  4. Э. Ч-о Развитие коммуникативных способностей политических лидеров: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1995
  5. Г. Ю. Проверьте свои способности. М.: Педагогика, 1992. — 173 с.
  6. Активное социально-психологическое обучение // Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. Л.: Лениздат, 1987. — С. 7
  7. Ю.Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. Учеб. пособие. Спецпрактикум по социальной психологии. -М.: Изд-во Москов. Ун-та, 1987. 120 с
  8. Г. С. Творчество как точная наука. М.: Советское радио, 1979. -175 с
  9. Тот же. Алгоритм изобретения.-М.: Московский рабочий, 1973.-296 с Ю. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.380 с.
  10. Н.Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х кн. Пер. с англ. / Под ред.
  11. К.М. Гуревича, В. И. Лубовского. Кн 1. -М.: Педагогика, 1982. 320 е., ил. 12. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. — Изд-во Казанского университета, 1988. -237с
  12. Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 1997.-376 с.
  13. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М.: Изд-во Москов. Унта, 1978.-271 с.
  14. Д.А. Проблема адаптации студента // Сб-к «Молодежь и образование"-М.: Молодая гвардия, 1972. С. 194−203
  15. Т.Е. Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности: Дисс. канд. психолог, наук. М., 1984. — 182 с
  16. А.В., Цветкова Л. А., Яничева Т. Г. Изучение креативности младших школьников// Ананьевские чтения 97 (90 лет со дня рождения Б.Г. Ананьева). Тезисы научно-практической конференции 28−30 октября 1997 года. — С-Пб, 1997. — С.56−58
  17. Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М, 1994
  18. Э. Трансакционный анализ и психотерапия. Пер. с англ. СПб.: Издательство „Братство“, 1992. — 224 с.
  19. Н.Н., Петровская Л. А. О методах активной социально-психологической подготовки\ Вестн. МГУ сер. 14 Психология. 1977. — № 1. -С. 53−61
  20. Н.Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки Теоретические и практические проблемы социальной психологии. Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1977. — С. 183−204
  21. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  22. Тот же. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества// Сб-к Исследование проблем психологии творчества. Отв. ред. Я. А. Пономарев. М.: „Наука“, 1983 — С. 182−194
  23. Тот же. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 96 с (Новое в жизни, науке, технике. Сер. „Педагогика и психология“ № 10)
  24. Д.Б., Сусоколова И. А. Генезис интеллектуальной активности// Сб-к Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990. — С.159−171
  25. А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-328 с.
  26. В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Игры. Упражнения. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 380 с.
  27. Ф.М., КорякН.М. Внимание: конфликт! -Новосибирск, 1989. 190 с
  28. С. Полноценность межличностного общения и критерии её оценки//Б.Г. Ананьев и Ленинградская школа в развитии современной психологии. Тезисы научно-практической конференции 5−6 декабря 1995 года. -С-Пб, 1995. С.40−41
  29. Буш Г. Я Аналогия и техническое творчество. Рига: Лиесма, 1981
  30. Тот же. Методологические основы научного управления изобретательством. -Рига: Лиесма, 1974. 167 с
  31. Тот же. Творчество как диалогическое взаимодействие: Дисс. докт. философ, наук. Минск, 1989. — 383 с
  32. П. Искусство менеджмента. М.: Новости, 1993
  33. М.И. Психическое состояние личности при решении трудных задач. Автореф. дисс канд. пед. наук (по психологии). М, 1968
  34. А.И. Влияние социальных установок учителя на межличностные отношения участников педагогического взаимодействия (учителей и учащихся средних и старших классов). Дисс. канд. психолог, наук. М, 1995. — 164 с
  35. С.М. Особенности адаптации студентов первого курса в академической группе. // Сб-к „Комплексный подход к совершенствованию учебно-воспитательного процесса в вузе“. Новосибирск, 1985. — С.26−34
  36. Т.В., Алексеева Л. Г. Диагностика и развитие креативности// Коллективная, монография „Развитие и диагностика способностей"/ Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1991. -С. 170−178
  37. Т.В. Психологический механизм решения задач на оценку и самооценку // -Сб-к Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990. — С. 149−159
  38. Н.М. Преобразование потенциальной креативности в актуальную в ходе овладения шахматной игрой. Дисс. канд. психолог, наук. М, 1993. 255 с.
  39. . Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц. — М.: Мир, 1992. — 496 е., ил.
  40. . Что такое психология: В 2-х т. Т. 2: Пер. с франц. М.: Мир, 1992. -376 с.
  41. Е.И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. К.: Политиздат Украины, 1989. — 189 с.:ил.
  42. С.С. Творчество как философская проблема// Сб-к ст. Творчество и социальное познание. Под ред. A.M. Коршунова, С. С. Гольдентрихта. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — С.39−56
  43. А.И. Стиль общения военного руководителя: его развитие и формирование у курсантов (социально-психологическое исследование на материалах военнных училищ МВД СССР): Дисс. канд. психолог, наук. М., 1991.-282 с
  44. Д.К. Новые соображения о развитии способности к творчеству// Р. Ж. Общественные науки за рубежом. Серия 8. Науковедение. -1978. № 4. — С.97−100
  45. Р. М. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984. — 392 с.
  46. Дж., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. Воронеж: НПО „Модек“, 1993.-208 с
  47. Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. Л.: Лениздат, 1990. -174 с
  48. Н.В. Если возникает конфликт. .\ Сб-к Психология в управлении. Сост. A.M. Зимичев. Л.: Лениздат, 1983. — С.37−55
  49. Л.Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности // Психологический журнал. -1991. № 6. — Т. 12. -С.
  50. В.В. Социально-психологический тренинг как средство повышения компетентности молодых офицеров в общении с подчиненными : Дисс. канд. психол. наук. М, 1990. — 241с
  51. Деятельность: теории, методология, проблемы (Над чем работают, о чем спорят философы). М.: Политиздат, 1990. — 366 с
  52. Е.А. Разработка и валидизация методов изучения межличностных отношений у больных перенесших инфаркт миокарда. Дисс. канд. психолог, наук. М, 1988.-138 с
  53. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей. М.: Просвещение, 1987. — 207 с
  54. А.А. Общение как способ развития творческого потенциала личности: Дисс. канд. философ, наук. Киев, 1985. — 169 с
  55. В.Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность// Психологический журнал 1994. — Т. 14. — № 4. — С.83−93
  56. В.Н. Психодиагностика общих способностей. -М.: Изд. центр „Академия“, 1996. -224 с
  57. И.Г. Влияние личности учителя на личностные проявления учащихся. Дисс. канд. психол. наук. -М., 1985. 191 с
  58. В.Н. Исследование когнитивных стилей в связи с проблемой креативности: Дисс. канд. психол. наук Л, 1985. — 123 с
  59. М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы. Особенности деятельности студентов и преподавателей ВУЗа. Минск: Изд-во БГУ, 1978. -319 с.
  60. Ю.Н. Учиться мастерству общения. Социально-психологический тренинг руководителей и специалистов: Сб-к Психология в управлений Сост. A.M. Зимичев. Л, 1983. — С.55−72
  61. Тот же. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1985. — 167 с.
  62. Тот же. Теория и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Автореф. дис. докт. псих. наук. Л., 1991. — 38 с.
  63. Тот же. Теория и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Дис.докт.психол.наук. Л., 1991. -403 с.
  64. Тот же. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1987.-167 с.
  65. Тот же. Обучение общению в учебно-тренировочной группе. \ Психологический журнал.-1987. Т.8. — № 2. — С.81−87
  66. Тот же. Активные групповые методы социально-психологической подготовки специалистов. \ Вопросы психологии. -1985. № 6. — С.88−95
  67. Ермолаева-Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей (по материалам зарубежных исследований).// Вопросы психологии. -1975. № 5. -С. 166−176
  68. Ермолаева-Томина Л. Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности// Сб-к Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. Под ред. Я. А. Пономарева. М., 1990. — С. 117−130
  69. Л.В. Исследование динамических характеристик общительности в юношеском возрасте. Автореф. дисс. канд. психолог, наук. М, 1987.- 18 с.
  70. Жук Т. Творческая одаренность и личность. // Р. Ж. Общественные науки за рубежом. Серия 8. Науковедение. 1987. — № 6. — С. 71−73
  71. Ю.М., Петровская JI.A., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Спец. практикум по социальной психологии. -М.:МГУ, 1990.-104 с
  72. Е.В., Арцишевская Е. В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции. \ Вопросы психологии. -1996. № 1. — С.34−49
  73. В.И. Транскоммуникация и личностное развитие: Психология коммуникативного развития человека как личности. Томск: Изд-во Томск, унта, 1992.-256
  74. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 319 с. — (Над чем работают, о чем спорят философы).
  75. М.С., Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество \ Вопросы психологии. 1988. — № 4. — С.25−34
  76. У.В. Формирование у старшеклассников творческого отношения к общению. Дисс. канд. педаг. наук. Тарту, 1982. — 281 с
  77. Тот же. О креативности в сфере общения\ Проблемы детской и педагогической психологии. Обзорная информация НИИ ОП АПН СССР. Вып. IX.—Москва, 1976. С.35−38
  78. Тот же. Роль креативного элемента в системе готовности к общению\ Проблемы подготовки к общению. Материалы симпозиума. Таллин.: Таллинск. Педаг. ин-т им. Э. Вильде. — С.97−99
  79. Тот же. О креативности в области общения\ Сб-к Измерения в исследовании проблем воспитания. Тарту, 1973. — С. 171−181
  80. О.В. Уровень притязаний студентов педвуза и его взаимосвязь с ригидностью личности. Дисс. канд. психолог, наук. М, 1986. — 130 с
  81. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход). -М.: Изд-во Москов. ун-та, 1983. 168 с
  82. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 190 с
  83. А.А. Умение общаться как фактор взаимодействия\ Сб. тез. Взаимодействие коллектива и личности в коммунистическом воспитании. -Таллин, 1979. 276 с.
  84. Е.А. Как выбирать профессию: Кн. для уч-ся. -2-е изд. доп. и перераб. М.: Просвещение, 1990. — 159 с. (О профессиях, производстве и людях труда)
  85. Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 1997. — 240 с, ил.
  86. Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1995.-21 с. Кондратенко В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия: Учеб. пособие. — 2-е изд., доп. и перераб. -Мн.: Выш. шк., 1997. — 464 с.
  87. В.Н. Проблема креативности личности// Сб-к Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. Под ред. Я. А. Пономарева. -М., 1990. С.131−148
  88. Коммуникативная компетентность. \ Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятийД Под. ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. Л.: Лениздат, 1987. — 144 с.
  89. Компетентность социально-психологическая \ Словарь практического психолога Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1997.- С. 226
  90. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 255 е.: ил. — (Психолог, наука — школе).
  91. А.С. Связь когнитивной компетенции с проявлением внушаемости и ригидности в социальной перцепции. // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология.-1979.- № 2.- С.24−35
  92. Конфликтные ситуации в библиотечном общении и их разрешение. Методика, тесты, тренинги: Методич. рекомендацииД Рос. гос. б-ка- Сост. О. В. Решетникова. М, 1993. — 99с.
  93. А.П. Саморегуляция человека в условиях социального перелома \ Вопр. психологии. 1995. — № 5. — С.73 — 79
  94. Н.М. Формирование коммуникативной активности будущего учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1989
  95. Г. М. Тип личности и предпочитаемый стиль руководства: Дисс. канд. психол. наук. М., 1993. — 106 с
  96. Л.И. Философо-методологические проблемы творчества// Развитие творческой активности студентов в учебной, научно-исследовательской и социально-политической деятельности: Сб-к научных трудов. М.:НИИ ВШ, 1990. — С.5−14
  97. Ю. Н. Мышление и личность. СПб.: Крисмас, 1995. — 23 с
  98. В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение. // В Кн. Теоретические и прикладные вопросы психологии. 4.1 Теоретические проблемы психологии./ Под общ. ред. проф. Крылова А. А. С-Пб, 1995.- С. 48−60
  99. Тот же. Трудности межличностного общения: Дисс. докт. психол. наук. СПб, 1991.-358 с
  100. Тот же. Межличностное общение, процесс и функции. Сб-к Современные проблемы прикладной социологии и социальной психологии в трудовых коллективах. Тезисы докладов. Л.: ЛГУ, 1984. — С. 157−158
  101. В.Л. Искусство быть другим. М.: Знание, 1980. — 208 с
  102. Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. Пер. с нем. Общ. ред. и предисл. Е. В. Лопухиной и А. Б. Холмогоровой. М.: Издательская группа „Прогресс“, „Универс“, 1994. — 352 е.: ил.
  103. А.А. Общение как объект психологического исследования. \ Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. — С. 106−123
  104. А.А. Педагогическое общение. М.:3нание, 1979. — 48 с.
  105. Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу// Вопросы психологии. -1987. № 3. — С. 150−158
  106. А.В. Стилевые и темпераментальные свойства в структуре индивидуальности человека: Дисс. канд. психолог, наук. М., 1993. — 198 с
  107. Х.И. Подготовка к общению в системе воспитательных устремлений общеобразовательной школы/ Проблемы подготовки к общению.
  108. Материалы симпозиума. Таллинский педагогический институт им. Э. Вильде. Таллин, 1979. — С. 5−8
  109. Н.А. Психолого-педагогические основы сотрудничества педагогов и школьников в учебно-воспитательном процессе. Учебное пособие. Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 1994. — - 173 с
  110. Лук А. Н. Психология творчества. М.: „Наука“, 1978. — 127 с. (АН СССР Сер. „Наука и технический прогресс“)
  111. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. — 144 с
  112. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. Пер. с англ./ Предисл. А. Я. Варга. М.: Международная педагогическая академия, 1994. -368 с.
  113. Майер Дж. Д, Карузо Д. Р. и др. Интеллект и черты личности с ним связанные// Р. Ж. Общественные науки за рубежом. Серия 8. Науковедение. -1990. № 6. — С.97−101
  114. А.Г. Дальние пределы человеческой психики/ Пер. с англ. A.M. Татлыдаевой- Научн. ред., вступ. статья и коммент. Н. Н. Акулиной. СПб.: Издат. группа „Евразия“, 1997. — 430 с
  115. A.M. Концепция творческой одаренности// Вопросы психологии. -1985. № 6. — С.29−33
  116. Тот же. Актуальные проблемы психологии в высшей школе (Материалы лекций). М.: „Знание“, 1977. — 43 с.
  117. Тот же. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.-168 с
  118. И.А. Социально-психологические основы библиотечного обслуживания. Учеб. Пособие. Николаев, 1994. — 192 с.
  119. Е. Я-ТЫ-МЫ: Психологические возможности улучшения общения: Пер. с польск. /Вступит, ст. и общ. ред. А. А. Бодалева и А. Б. Добровича. М.: Прогресс, 1986. — 256 е.: ил.
  120. Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблема образа я в ситуации социального перелома. // Вопросы психологии.-1995.-№ 5.- С. 61−68
  121. В.В., Ямпольский JI.T. Введение в экспериментальную психологию личности: Учеб. пособие для слушателей ИПК преподавателей пед. дисциплин ун-тов и пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1985. — 319 е., ил.
  122. B.C. Индивидуальный стиль общения \ Психолог, журнал. -1982. Т.З. — № 4. — С.26−36
  123. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992
  124. Е.С. Коммуникативный и рефлексивный компоненты и их соотношение в структуре педагогических способностей: Автореф. канд. психолог, наук. -Л. 1990
  125. В.Г. Влияние активности и ригидности на процесс формирования мотивов у больных шизофренией с различными типами адаптации (экспериментально-психологическое исследование). Автореф. дисс. канд. психолог, наук. М, 1991
  126. А.В. Обучение персонала эвристическим методам решения проблем// В кн. Теоретические и прикладные вопросы психологии. 4.2. Прикладные проблемы психологии. Под общ. ред. проф. А. А. Крылова. С.-Пб, 1995. — С.69−78
  127. О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие. -М.:, 1993.-97
  128. А.В. Педагогические возможности общения: В Сб-ке Проблемы теории воспитания. 4.1 Воспитание как предмет исследования. Под ред. Буевой Л. П. и др. М.: „Педагогика“, 1974. — С.71−87
  129. Тот же. О подготовке школьников к общению\ Проблемы подготовки к общению: Материалы симпоз. Таллинский педаг. ин-т им. Э. Вильде. -Таллин, 1979.-С. 9−17
  130. Тот же. Подготовка школьников к коммуникативной деятельности \ Психолого-педагогические проблемы коллектива и личности: Сб-к науч. трудов. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1978. — С.88−94
  131. Тот же. Общение как педагогическая проблема: Сб-к Психолого-педагогические проблемы общения. Под ред. А. А. Бодалева. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1979. — С.8−16
  132. Тот же. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984.- 112 с.
  133. Тот же. Учитель: мастерство и вдохновение: Кн. для старшеклассников. -М.: Просвещение, 1986. 160 с.
  134. Т.В. Основы проектирования курса психологии для технического вуза. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Новосибирск, 1995. — 22 с.
  135. Дж. Психология и психиатрия в США. М.: Прогресс, 1984. — 299 с.
  136. Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш.пед.учеб.заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. М.: Просвещение: Владос, 1994. — 496 с.
  137. Г. А. Влияние мотивационных факторов на ригидное поведение. Дисс. канд. психолог, наук. Тбилиси, 1985. — 131 с
  138. Л.И. Ролевая игра как метод преодоления барьеров коммуникации. Дисс. канд. психолог, наук. МД985.
  139. Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев: Изд-во „Лыбидь“ при Киев. Ун-те, 1990. — 192 с
  140. Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования: Учеб. пособие под ред. А. А. Бодалёва, В. В. Столина. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1987. — 303 с.
  141. Общая психологии. Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов. / Под ред. В. В. Богословского и др. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981. — 383 е., ил.
  142. Одаренные дети. Пер. с англ. Общ. ред. Г. В. Бурменской и др. Предисл.
  143. B.М. Слуцкого-М.: Прогресс, 1991 380 с.
  144. А. Творческий потенциал и личностные переменные // Р. Ж. Общественные науки за рубежом. Сер. Науковедение 1968. — № 4. — С.69−73
  145. Р.А. Формирование коммуникативности у старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Красноярск, 1991
  146. К. Личностные характеристики, предсказывающие творческий профиль // Р. Ж. Общественные науки за рубежом. Серия 8. Науковедение, 1978. -№ 4. -С.93−94
  147. Г. Дж. Изучение „оригинального гении“ Уильямом Даффом XY111 в. и его связь с современными работами по креативности// Р. Ж. Общественные науки за рубежом, сер. 8 Науковедение. 1992. — № 3. — С. 56−59
  148. Педагогика и психология высшей школы. Учеб. пособие. Под ред. докт. социолог, наук С. И. Самыгина. Ростов -на-Дону: „Феникс“, 1998. — 554 с.
  149. М.Ю. Динамика личностных изменений в процессе социально ориентированного обучении студентов в вузе. Автореф. дисс. канд. психолог, наук. Ростов-на-Дону, 1997. — 19 с.
  150. Д.Н. Творческая одаренность как психологическое понятие.// Р. Ж. Общественные науки за рубежом. Серия 8. Науковедение. -1988. № 4.1. C.88−91
  151. Ф., Хефферлин Р., Гудмэн П. Опыты психологии самопознания (практикум по гештальттерапии). Пер с англ. М.: Гиль-Эстель, 1993. — 239 с. (Сер. „Современная психология: теория и практика“).
  152. A.M. Связь интеллектуальных творческих способностей с экстраверсией-интроверсией // Вопросы психологии -1981. № 6. — С. 111−115
  153. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 168 с.
  154. JI.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во Москов. Ун-та, 1989. — 216 с
  155. Л.А. Активные методы социально- психологического воздействия на коммуникативные процессы : Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд-во Москов. ун-та. — 1987. — С.74−85
  156. Л.А. Психологический анализ трудностей общения студентов: Автореф. дисс. канд. психолог, наук М., 1987
  157. Повышение творческой продуктивности организации ИР: Проблемы и рекомендации (сводный реферат).// Р. Ж. Общественные науки за рубежом. Серия 8. Науковедение. 1990. — № 1. — С.91−103
  158. Тот же. Фазы творчества и структурные уровни его организации// Вопросы психологии. 1982. — № 2. — С.5−13
  159. Тот же. К теории психологического механизма творчества // Сб-к Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. Под ред. Я. А. Пономарева. М., 1990. — С. 13−37
  160. Тот же. Исследование творческого потенциала человека// Психологический журнал. 1991. — Т.12. — № 1. — С.3−11
  161. Тот же. Психология творчества и педагогика. М.: „Педагогика“, 1976. -280 с. с ил.
  162. Тот же. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода. // Кн. Проблема общения в психологии. Отв. ред. Б. Ф. Ломов. М.: „Наука“, 1981. — С.79−91
  163. Практикум по психодиагностике. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1989. — 237 с.
  164. Практическая психология для преподавателей. Под ред. акад. М. К. Тутушкиной. М.: Информационно-издательский дом „Филинъ“, 1997. — 328 с.
  165. М.М. О творческом поведении. М.:"Советская Россия“, 1969. -159 с (библиотечка „Писатели о творчестве“)
  166. Психологический контакт библиотекаря с читателями: Практическое пособие для библиотекаря Рос. гос б-ка -Сост. О. В. Решетникова. М, 1994. -С.36−41
  167. Психология личности: тесты, опросники, методики. Сост. Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова. М: Геликон, 1995. — С.52−56
  168. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. -М.: Политиздат, 1967. ~ 272 с. („Над чем работают, о чем спорят философы“).
  169. Развитие творческой активности студентов: опыт, проблемы, перспективы. А. П. Дьяков, Г. В. Горченко и др. Науч. ред. B.C. Рахманин. Воронеж: Изд-во1. ВГУ, 1991.-160 с.
  170. В.А. Быть в гармонии с собой и другими. Методич. пособие по овладению техникой синтонического общения. Астрахань: Изд-во Астраханского педаг. ин-та, 1993. — 64 с
  171. Ф. Дж. Творческие способности, интеллект и психотизм. // Р. Ж. Общественные науки за рубежом. Серия 8. Науковедение. 1991. — № 6. -С.79−82
  172. М.С., Залевский Г. В. Теоретические основы психологического и психопатологического исследования. Томск, 1988. — 232 с
  173. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англД Общ. ред. и предисл. Исениной Е. И. М.: Издательская группа
  174. Прогресс», «Универс», 1994. 480 с
  175. Н. Творчество как усиление себя. // Вопросы психологии -1990 -№ 1 С.164−168
  176. .Л. Каким образом преуспевающие технические специалисты добиваются высоких результатов// Р. Ж. Общественные науки за рубежом. Серия 8. Науковедение. 1991. — № 2. — С. 194−196
  177. Т.И. Изменение системы личностных характеристик в процессе адаптации студентов. Дисс. канд. психолог, наук.: Л, 1987. 136 с
  178. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1940. — 596 с
  179. И.Л. Стиль общения и его детерминанты: Дисс. канд. психолог, наук. М, 1988. 324 с.
  180. Е.В. Игровое тестирование коммуникативных качеств личности. Кемерово.: Без издательства, 1991. — 60 с.
  181. Рудеста м К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англД Общ. ред. и вступ. ст. Л. П. Петровской. 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993. — 368 с. с ил.
  182. В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека \ Психологический, журнал. -1989 Т. 10. — № 1.—С. 10−21
  183. С.А. Психологические детерминанты авторитарного и диалогического стилей педагогического общения: Дисс. канд. психолог, наук. -С-Пб., 1994.-157 с
  184. Л.А. Диалектика стереотипного и импровизационного в творческой деятельности: Автореф. дис. канд. философ, наук. Свердловск, 1988
  185. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Под ред. В. А. Ядова. Ленинград: «Наука», 1979. — 264 с
  186. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 349 с.
  187. Словарь справочник по психологической диагностике. Сост. Бурлачук А. Ф., Морозов С. М. — Киев.: Наукова думка, 1989. -200 с
  188. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271 с.
  189. Современная зарубежная социальная психология. Тексты Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М.: Изд-во Москов. Ун-та, 1984.-255 с.
  190. П.В. Развитие коммуникативных способностей политических лидеров средствами СПТ: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1992
  191. Социально-психологическая компетентность. \Психология. Словарь Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М., 1990. С. 375
  192. Социальная психология. Крат. Очерк. Под общ. ред. Г. П. Предвечного, Ю. А. Шерковина.- М.:ИПЛ, 1975. 318 с.
  193. М.И. Если мы хотим сотрудничать. Кн. для преподавателя и воспитателя. -М.: Издат. центр «Академия», 1996.- 384 с
  194. Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях. М.: Наука, 1979. — 319 с.
  195. И.В. Проблемы и методы психологии творчества// Сб-к Вопросы психологии творчества. Саратов, 1968. — С.3−61
  196. Г. В. Основы математической статистики для психологов. -Л.: Издат-во Ленингр. ун-та, 1972. 429 с.
  197. Р.Е. Анализ исследований творческих способностей в американской психологии. Вопросы психологии. — 1972. — № 4. — С. 166−174
  198. Н.Д. Психология управления общением личности : Дисс. докт. психол. наук. М., 1991. — 374 с.
  199. Г. С. Формирование коммуникативной компетентности у будущих учителей в условиях педагогической практики в университете: Автореф. канд. дисс. пед. наук. Л, 1990
  200. Ю.И. Обучение технике общения как средство повышения готовности студентов педвуза к профессиональной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989
  201. Ф.Е. Творчество и нововведения в организациях: две модели и их использование в управлении.// Р. Ж. Общественные науки за рубежом. Серия 8. Науковедение. -1991. № 3. — С.95−99
  202. М., Альберг Т. Характеристика социально-психологического тренинга поведения // Психологический журнал -1984. Т. 5. — № 4. — С.57−64
  203. М.А. Исследование факторов, способствующих успешности общения // Сб-к науч. трудов Психолого-педагогические проблемы коллектива и личности.- М.: НИИ ОП АПН СССР, 1978. -С.82−87
  204. Н.В. Формирование креативности под влиянием социальной микросреды: Дисс. канд. психолог, наук. -МД994. 155 с
  205. Ю.Л. К вопросу об оценке коммуникативности личности\ Общение как предмет теоретических и прикладных исследований: Тез.Всесоюз. симпоз. 29−31 марта 1973 г.-Л., 1973.- 200 с.
  206. А.У. Личность в общении// Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. -М.:Изд-во Москов. унта, 1987. С.30−41
  207. Тот же. Социально-психологические механизмы коммуникативного воздействия. Дисс. докт. психолог. наук (в форме научного доклада): МД983. -33 с
  208. Тот же Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий//В сб-ке Психолого-педагогические проблемы общения. Под ред. А. А. Бодалева. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1979. — С.17−35
  209. Тот же. Основные типы «коммуникативных установок» и эффект убеждающей коммуникации Проблемы социальной психологии. Тбилиси, 1976. — С.286−300
  210. Тот же. Гибкость и ригидность реципиента в смысловом восприятии.\ Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). М: Наука, 1976. — С. 192−198
  211. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. — 400 с.
  212. Н.Ю. Креативность как фактор адаптации в изменчивом мире//Психология: итоги и перспективы (30 лет факультету СПбГУ). Тезисы научно-практической конференции 28−31 октября 1996 года. С-Пб, 1996. -С.49−50
  213. Н.Ю., С.И. Макшанов. Тренинг креативности: основания, задачи, содержание// Б. Г. Ананьев и Ленинградская школа в развитии современной психологии. Тезисы научно-практической конференции 5−6 декабря 1995 года. -С-Пб, 1995.-С.110−111
  214. Ю.П. Личность и способности к деятельности. \ Проблемы психологии лич- ности. Мат-лы советско-финского симпозиума в мае 1979 г. -М.: Наука, 1982. С.99−103
  215. Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с. — (Серия «Мастера психологии»).
  216. В.А. Творчество (философский аспект проблемы). Кишинев: «Штиинца», 1989. — 150 с
  217. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 272 е., ил.
  218. Е.В. Деструктивные параметры взаимодействия в ситуации временного дефицита\ Психологические исследования общения. Отв. ред. Б. Ф. Ломов и др. М.: Наука, 1985. — С.285−299
  219. А.В. Технология творческого решения проблем (эвристический подход) или книга для тех, кто хочет думать своей головой. В 2-х книгах. Книга 1. Мышление и проблема. Психология творчества. Белгород: «Крестьянское дело», 1995. — 210 с.
  220. Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: ВЛАДОС, 1995. — 544 е.: ил.
  221. Т. Социальная психология. Сокращ. пер. с англ. В. Б. Ольшанского. Общ. ред. и послеслов. проф. Г. В. Осипова. М.: Прогресс, 1969. — 535 с
  222. П.Н. Современная социальная психология США. М.: Наука, 1979.-228 с.
  223. П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. Проблемы методологии и теории. М.: Наука, 1985. — 175 с.
  224. Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. -1996. -№ 3. -С.28−34
  225. E.JI. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития// Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С.20−27
  226. М.С. Типы ценностных ориентаций студентов вуза.\ Ананьевские чтения 97 (90 лет со дня рожд. Б.Г. Ананьева). Тезисы научно-практической конференции. 28−30 октября 1997 г. Под общ. ред. А. А. Крылова. -СПб, 1997.-С.112−113
  227. М.Г. На путях к общей теории творчества. // Художественное и научное творчество. Под ред. Б. С. Мейлаха. -Л.: «Наука», 1972. С. 19−36
  228. Al-ajmi, Maha М. Teachers' attitudes towards creativity and their instructional behaviors in the classroom// Dissertation Abstracts International, vol. 55, no. 10, April 1995. P. 3071 — A
  229. Argyle M. The natural of social skill\ Social skills and health. N.Y., 1981
  230. Averill J.R., Thomas-Knowls C. Emotional CreativityW Strongman K.T. (ed.) International review of studies on emotion. V.l. Chichester: Wiley, 1991
  231. Bennis W., Shepard A. A theory of group development. Human Relations, 1956, № 9. P 415−437
  232. Brianas J. High teach Executiv Skills. What New Research Shows \ Journal of European Education and Industrial Training, Vol. 11, 1987. № 4. P. 12−25
  233. Chuwattanakul, Pongsin. Perceived leadership style, style flexibility, and style effectiveness of government hospital administrators in Thailand. W Dissertation Abstracts International, vol. 54, no. 11, May 1994. P.3938- A
  234. Connell, Timothy James. The social basis of implicit theories of creativity among high-ability high school students and their teachers// Dissertation Abstracts International, vol. 55, no. 1, July 1994. P. 62 — A
  235. Dollard J., Miller N. Personality and psychoterapy. N.Y., 1950
  236. Goffman E. The presentation of self in everyday life. N.Y., 1959 N.Y., 1950
  237. Golembiewski, Gae Anderson. The effects of mentoring on the creatively gifted: A study of the Torrance Creative Sholars Program// Dissertation Abstracts International, vol. 54, no. 3, September 1993. P. 794-A
  238. Haber A., Runyon R. Psychology of adjustment.- Homewood, Illinois, 1984.
  239. Hunt J.W. Managing People at Work. Second edition, 1992
  240. Kanas, Elaine Barbara. Echoes from the classroom: Teacher influence on student autonomy, social interaction and creativity// Dissertation Abstracts International, vol. 55, no. 7, January 1995. P. 1811 -1812 — A
  241. Keller, Susan Dawn. The relationship of task structuring variables to scientists' work creativity ratings: Test of a model.// Dissertation Abstracts International, vol. 54, no. 12, June 1994. P.4393- A
  242. Kleiman D. Recruitment: What to Look foreing Tomorrow’s Employer\ Productivity Digest, 1988. February. P. 8−17
  243. Lennon, Kathleen Hickey. A formative evaluation of the effectiveness of instruction in creative problem-solving skills for practicum students in human development// Dissertation Abstracts International, vol. 55, no. 6, December 1994. -P. 1508-A
  244. Lesser, Maury Anton. Teachers' implicit theories of creativity.// Dissertation Abstracts International, vol. 55, no. 11, May 1995. P.3454 — A
  245. Miller S. Experimental Design and Statistics. London, 1975. 147 p.
  246. Rothschadl, Anne M. The meaning and nature of creativity in the everyday lives of older women.// Dissertation Abstracts International, vol. 54, no. 9, March 1994. -P. 3590−3591-A
  247. Russell, Robert Stephen. Effect of creativity training upon concept map complexity: SLD, gifted, and regular education 5th, 6th, and 7th grade students// Dissertation Abstracts International, vol. 54, no. 11, May 1994. P. 4062 — A
  248. Schutz W. The Ego, FIRO theory and the leader as completer. In.: Samavar L. et al (eds). Leadershipand interpersonal behavior. N.Y., 1961
  249. Sozialpsychologisches. Training. Hrsg. M. Vorwerg. Jena, 1971
  250. Straube, Christian Eric. Career and identity development of creative persons// Dissertation Abstracts International, vol. 51, no. 12, June 1991. P. 4072 -A
  251. Tajfel H., Turner J.C. An integrative theory of intergroup conflict // The social psychology of intergroup relations. Monterey (Cal.), 1979. P. 33−47
  252. Taylor, Jesse. Cognitive modules, creativity and choice: Mysteries in Chomsky’s solution to the problem of creativity// Dissertation Abstracts International, vol. 54, no 10, April 1994 P 3777 — A
  253. Warner, Beth S. Childrens' psychosocial competence and the relationship of peer sociometric status to social, emotional, and academic competence in the home and school. Dissertation Abstracts International, vol.56 no.6 December 1995. P 2178-A — 2179-A
  254. Wilts, Commerford M. Parent and child attributional style: Correlates of academic achievement and psychosocial competence among African-American inner-city children. Dissertation Abstracts International, vol. 55 no. 2 August 1994. P 248-A
  255. Wood, Marie Wiseman. Personality traits and behavior characteristics related to creativity in highly intellectually able students// Dissertation Abstracts International, vol. 54, no. 11, May 1994. P.4045−4046-A
  256. Wu, Ming-hsiung. The influence of the brainstorming process on the creativity of vocational industrial education students in Taiwan the R.O.C// Dissertation Abstracts International, vol. 54, no 3, September 1993. P. 842- A
Заполнить форму текущей работой