Научная психология о системе явлений
Иногда эти процессы активности, напротив, очень открыты. Например, в темноте найти, взять со стола предмет, человек должен провести рукой по контуру этого предмета, обнаружить его, как бы «снять слепок» с этого предмета. Иногда нужно припомнить, найти у себя в памяти что-то, и здесь тоже нужна какая-то особая форма активности, нужны какие-то жизненные процессы, чтобы данное отражение произошло… Читать ещё >
Содержание
- План
- Введение
- 1. Классификация явлений в психологии
- 2. Научная психология о системе явлений
- Заключение
- Литература
Психология наука, обладающая особыми качествами, отличающими ее от других дисциплин. Систематизация явлений в психологии сложна и своеобразна, труднодоступна для изучения.
Анализируя и обобщая различного рода жизненные факторы, собрав их воедино, положили начало для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических явлений и человеческого поведения. Между психическими и другими явлениями, вместе с тем и из-за чрезмерно выраженного теоретизирования психология была фактически оторвана от практики.
Задачи психологии, как науки, заключаются в том, чтобы исследовать, познать природу, сущность тех явлений, которые описываются как явления психические или психологические. Для того, чтобы проникнуть в эту сущность, понадобится исходить из каких-то первоначальных общих научных представлений. Чтобы иметь конкретное исследование природы и законов психических явлений, нужно отказаться от общих теоретических положений, представлений и, даже философского понимания того, что же такое система явлений в психологии, по своей сути психические явления представляют собой не что иное, как особое отражение того, что существует в мире, что существует в действительности независимо от самого факта отражения. Выражая суть, системы явлений в психологии, скажем, что это отражение независимо существующего в действительности, в реальности. Это общее теоретическое положение, которое бесспорно потому, что оно свидетельствует обо всем опыте жизни отдельного человека и, особенно, об опыте всего человечества.
1. Классификация явлений в психологии
Мир психических явлений — это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология как специфическая отрасль знаний.
Явления, изучаемые в психологии составляют 12 классов:
1) Процессы: индивидуальные, внутренние (психические) — Воображение, воспоминание, восприятие, забывание, запоминание, идеомоторика, ин-сайт, интроспекция, мотивация, мышление, научение, обобщение, ощущение, память, персонализация, повторение, представление, привыкание, принятие решений, рефлексия, речь, самоактуализация, самовнушение, самонаблюдение, самоконтроль, самоопределение, творчество, узнавание, умозаключение, усвоение;
2) Процессы: индивидуальные, внешние (поведенческие) — Действие, деятельность, жест, игра, импринтинг, мимика, навык, подражание, поступок, реакция, упражнение.;
3) Состояния: индивидуальные, внутренние (психические) — Адаптация, аффект, влечение, внимание, возбуждение, галлюцинация, гипноз, деперсонализация, диспозиция, желание, интерес, любовь, меланхолия, мотивация, намерение, напряженность, настроение, образ, отчуждение, переживание, понимание, потребность, рассеянность, самоактуализация, самообладание, склонность, страсть, стремление, стресс, стыл, темперамент, тревожность, убежденность, уровень притязаний, усталость, установка, утомление, фрустракция, чувство, эйфория, эмоция.;
4) Состояния: индивидуальные, внешние (поведенческие) готовность, интерес, установка и др.;
5) Свойства: индивидуальные, внутренние (психические) — Иллюзии, константность, воля, задатки, индивидуальность, комплекс неполноценности, личность, одаренность, предрассудок, работоспособность, решительность, ригидность, совесть, упрямство, флегматичность, характер, эгоцентризм;
6) Свойства: индивидуальные, внешние (поведенческие) Авторитетность, внушаемость, гениальность, настойчивость, обучаемость, одаренность, организованность, темперамент, трудолюбие, фанатизм, характер, честолюбие;
7) Процессы: групповые, внутренние — идентификация, коммуникация, конформность, общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм;
8) Процессы: групповые, внешние — межгрупповые отношения;
9) Состояния: групповые, внутренние — конфликт, психологический климат, сплоченность и др.;
10) Состояния: групповые, внешние — паника, открытость группы, закрытость группы;
11) Свойства: групповые, внешние и внутренние — совместимость, соперничество и др.;
Система явлений — настолько сложна и своеобразна, тяжела для изучения, что со временем в ней оказались, интегрированы методы самых разных наук, таких как: философия и социология, математика и многих других наук. И только благодаря использованию методов естественных и точных наук, эта наука выделилась в самостоятельную став активно развиваться. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она по-прежнему фактически оторвана от практики.
Отражение важнейшая философская категория, важнейшая категория человекознания. Но вместе с тем это понятие, эта категория стала действительно исходной и в современной психологии, исходной еще и потому, что когда мы говорим об отражении, то мы имеем в виду не только познавательные процессы, восприятие или мышление. Эта категория должна быть распространена на весь круг психических явлений. В пример, сошлюсь на такое простое явление, как, например, ощущение, скажем движения — это не отражение внешне происходящего перед нашими глазами процесса. Тем не менее, это отражение состояния процесса, который связан с действием. C точки зрения психологии, ощущение представляет собой осознаваемый, в мозге человека, или неосознаваемый, но действующий на поведение, сигнал исходящий от центральной нервной системы, возникающий во внутренней или внешней среде. Утверждение, что ощущения есть практически у всех живых существ базируется на том, что при сознательном торможении деятельности высших отделов ЦНС, например, человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность иметь ощущения, т. е. чувствовать, осознанно воспринимать мир, а это возможно, например, во время сна или при наркозе.
Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из: а) рецепторов, воспринимающих раздражение нервных аппаратов и находящихся на периферии центральной нервной системы;
б) проводящих, центростремительных (афферентных) нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга человека;
в) центральных корковых отделов анализаторов, где происходит «обработка» нервных сигналов, поступающих от рецепторов. Действуя на воспринимающий орган (рецептор), различные раздражения (цвет, звук, прикосновение, движение и др.) вызывают возбуждение в рецепторе.
Это возбуждение от рецептора по центростремительным нервам передается в центральню часть анализатора, в кору головного мозга человека. Здесь у каждого анализатора есть центральная часть, вокруг которой располагается масса нервных клеток. Ядро каждого анализатора выполняет, анализирует и синтезирует поступающие с периферии сигналы.
Нервные клетки каждого анализатора, входящие в его ядро, располагаются в той части головного мозга, где есть «входы» центростремительных нервов, идущих от рецепторов.
В коре головного мозга каждому анализатору отведена отдельная область. Область зрительного анализатора, например, находится в затылочных долях коры головного мозга; область слухового анализатора локализуется в средней части верхней височной извилины; двигательная чувствительность — в центральной извилине.
Постоянная ориентировка человека в окружающей среде осуществляется по физиологическому механизму «рефлекторного кольца», обеспечивающего постоянную обратную связь человека с окружающим его миром.
Список литературы
- Валлерстайн И. Прошлое и настоящее европейского расизма// Интеллектуальный форум. № 7., 2001.
- Леви-Строс К., Структурная антропология. М.: ЭКСМО-пресс, 2001, 522 с.
- Чалдини Дж. Психология влияния. СПб.: Питер, /Серия Мастера психологии. 2006, — 288 с.
- Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. — М., 2000
- Губанов В.А., Захаров В. В., Коваленко А.Н. Введение в системный анализ. Ленинград: Издательство ЛГУ, 1988, — 416 с.
- Крысько В. Г. К 85 Психология и педагогика в схемах и таблицах. Мн.: Харвест, 1999. 384 с.