Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка электронного учебного пособия по курсу педагогическая психология

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Электронное учебное пособие представляет собой завершенный, как правило, мультимедийный материал, разработанный с помощью инструментальной авторской системы, одного из языков программирования или языка гипертекстовой разметки — html. Электронное учебное пособие может быть разработано для двух вариантов использования — on-line и off-line. Вариант on-line предполагает наличие возможности… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретическое обоснование структуры и содержания электронного учебного пособия по курсу «Педагогическая психология»
    • 1. 1. Основные подходы к разработке структуры современного учебника и/или учебного пособия по курсу «Педагогическая психология»
    • 1. 2. Основные подходы к разработке структуры и содержательному наполнению электронного учебного пособия по курсу «Педагогическая психология»
    • 1. 3. Требования к электронным образовательным ресурсам
    • 1. 4. Выбор средств проектирования электронного учебного пособия по курсу «Педагогическая психология»
  • Глава 2. Разработка и обоснование содержания электронного учебного пособия по курсу «Педагогическая психология»
    • 2. 1. Структура электронного учебного пособия
    • 2. 2. Содержательное наполнение электронного учебного пособия
  • Заключение
  • Литература

Разработка электронного учебного пособия по курсу педагогическая психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящий период развития информационных технологий в образовании (49) является актуальной разработка программных средств и приложений, реализующих те или иные методологические идеи, связанные с полуавтоматическим или автоматическим доступом к учебной информации, работой с известными математическими пакетами, проверкой правильности полученных результатов, оценкой начальной и текущей подготовки и пр. В своем большинстве эти идеи воплощаются в виде интерактивных программ и электронных учебников (40).

В простейшем случае такие учебники представляют собой гипертекстовые файлы, подготавливаемые в редакторе Word, загружаемые с сервера при помощи стандартного браузера сети Интернет или локальной сети. Иллюстрации подготавливаются в одном из графических редакторов и вставляются в текст непосредственно. Гипертекстовые ссылки используются в основном для организации навигации по главам (оглавление) и для предъявления контекстной подсказки (термины, комментарии). Достоинство такой методологии разработки электронного учебника состоит в том, что минимизируются усилия по погружению методического материала в стандартную ра-ботоспособную электронную форму. Недостатком является отсутствие обратной связи (контроль качества подготовки или усвоения), статичность иллюстраций, пассивность учащегося.

Электронное учебное пособие представляет собой завершенный, как правило, мультимедийный материал, разработанный с помощью инструментальной авторской системы, одного из языков программирования или языка гипертекстовой разметки — html. Электронное учебное пособие может быть разработано для двух вариантов использования — on-line и off-line. Вариант on-line предполагает наличие возможности длительного «присутствия» обучаемого в сети (глобальной или локальной). Вариант off-line предполагает эпизодическое вхождение в сеть. В этом случае Электронное учебное пособие, как правило, записывается на CD и рассылается (выдаётся) обучаемым.

Очевидно, электронные учебные пособия и любые другие образовательные технологии не являются альтернативой преподавателю, хотя и предполагают альтернативные формы презентации учебной информации, выполнения упражнений и контроля знаний.

Это, конечно же, расширение возможностей выбора для преподавателя при организации учебного процесса и способов презентации учебной информации, не исключая использования технологий совместно с традиционными учебниками, а также в условиях обеспечения педагогического общения.

Однако, вместе с тем, это не просто автоматизация деятельности учителя и освобождение его от механического, рутинного труда, а поиск и реализация тех форм и методов применения компьютеров, когда компьютерная система становится партнером учителя в достижении учебных целей.

Практически все развитые страны активно разрабатывают и поддерживают компьютерные технологии обучения. Это вызвано, во-первых, тем, что компьютер стал средством повышения производительности труда во всех сферах деятельности человека, во-вторых, резко возрос объем необходимых знаний и с помощью традиционных способов и методик преподавания уже невозможно подготовить требуемое количество высокопрофессиональных специалистов.

Необходимость активного использования обучающих программ сегодня диктуется не только тем, что персональный компьютер стал уже не экзотической технической новинкой, но инструментом в технологической образовательной цепочке в виде средства обучения, а также тем, что без его активного использования невозможно повысить интенсивность процесса получения знаний, закрепления навыков и умений.

В настоящее время, методика построения электронных учебных пособий достаточно хорошо изучена. Однако, как показывает анализ электронных средств поддержки обучения, несмотря на наличие большого количество обучающее — тестирующих программ, информация в существующих программах, как правило, представлена в виде обычных текстов, чтение которых с экрана не только утомительно, но и в известной степени наносит вред здоровью, кроме того, тестовые программы однообразны и непривлекательны для учащихся и не содержат должного уровня интерактивности.

Перспективы и проблемы использования компьютеров в образовании в качестве средства обучения рассматривались многими авторами, такими как Е. И. Машбиц (24), И. В. Роберт (34), В. М. Монахов, Е. С. Полат (31) и др (35, 26, 28, 50). Наряду с этим можно отметить, что в отечественной методике разработок и исследований, касающихся использования средств ЭВМ в качестве основных средств обучения на предметах, находящихся за рамками специализированных курсов информатики и информационных технологий не так много, хотя перспективность их разработки и внедрения отмечается часто.

Актуальность проблемы исследования, однако, обоснована не только недостаточным количеством электронных учебных пособий, отвечающих современным информационным требованиям, но и современным состоянием учебно-методического сопровождения изучения студентами курса «Педагогическая психология». Современные учебники и учебные пособия по данной общепрофессиональной дисциплине характеризуются разноплановостью представления ее структуры и содержания. Ряд учебных пособий раскрывает содержание данной дисциплины в рамках отдельных психолого-педагогических теорий (иногда в рамках единственной теории), не отражая при этом всей полноты системы научного психолого-педагогического знания. Учебники по данной дисциплине также не вполне равномерно раскрывают становление и современное состояние соответствующей данной учебной дисциплине научной области. Кроме того, количество опубликованных к настоящему времени и используемых в учебном процессе учебников и учебных пособий, сравнительно мало. Изучение студентами данного курса с необходимостью предполагает работу с достаточно широким перечнем дополнительной литературы. Вместе с тем, курс педагогической психологии является обязательным для изучения студентами всех психологических направлений и специальностей. И хотя разработанное нами учебное пособие не исключает полностью необходимости работы студентов с научной литературой по данному курсу, но ряд тем, традиционно кратко представленных в современных учебниках, в нем раскрыто в несколько более подробном виде. С учетом актуальности проблемы исследования, сформулируем аппарат исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А., Горюхова Т. В., Кондратьева И. Н., Рубашкин Д. Д. Электронные образовательные издания. Учебно-методическое пособие. СПб.: ЛОИРО, 2003.
  2. В.Н. Электронная книга: Новое средство соц. коммуникации. М.: 1997
  3. Е.В., Монастырев В. П. Электронный учебник (проблемы создания и оценки качества)// Высшее образования в России. — 2001. — № 1
  4. И.В. Новые информационные технологии в обучении. — М.: Изд. МГПУ, 2006. — 318 с
  5. Анищенко Ю. WWW-редактор: больше, чем просто HTML. // Подводная лодка. 2002. № 4. C.84−90
  6. Н.Б., Буняев М. М., Матросов В. Л. Некоторые возможности использования электронно-вычислительной техники в учебном процессе М.: Прометей 1989. — 135 с.
  7. Ю.С. Введение в педагогическую информатику. — Ставрополь: СГПУ, 1995
  8. Вигерс Карл. Разработка требований к программному обеспечению. /Пер, с англ. — М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2004. -576с
  9. Т.А., Хорошевский В. Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. — СПб.: Питер, 2001. — 384 с.: ил.
  10. А.А., Древс Ю. Г. Вузовская учебная книга: Типология, стандартизация, компьютеризация. М.: Логос, 2000
  11. А. Разработка мультимедийных учебных курсов. СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт., 2002
  12. В.П., Руденко Т. В., Серкова Н. В. Психолого-педагогические особенности ДО // Высшее образование в России. — 2000. № 3. с.124−128
  13. Э.В., Каймин В. А. Информатика и дистанционное образование. М.: ВАК, 1998. — 88 с.
  14. В. М. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация. М.: Издат. центр «Академия», 2004. — 256с.
  15. Л.Х. Создание и применение электронных учебников: Монография. — Астрахань: Изд-во «ЦНТЭП», 1999. — 364с.
  16. О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика.- М.: Изд-во МЭИ, 2008
  17. Д.В. Краткая история HTML. http://www.kirsanov.com/
  18. К.К. Фундаментальные соновы информатики: социальная информатика/Учебное пособие для вузов. — М.:Академический проект, 2009 -350 с.
  19. Концепция УМК «Перспективная начальная школа» (Электронный ресурс). — Режим доступа: http://akademkniga.ru/cgi-bin/page.cgi?node=10
  20. В.А. Становление и развитие компьютерных технологий обучения: Монография. — М.: ИИО РАО, 2002
  21. А. А. Сергеева Т.А. Компьютерная программа и дидактика // Информатика и образование. — 1986. — № 2.
  22. М.П., «Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования», монография научное издание. — Омск, 1999. — 295 с
  23. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука — реформе школы). — М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  24. А.Э. Издательский словарь-справочник. М.: Юристъ, 1998
  25. , О. В. Компьютерные средства как педагогический феномен / О. В. Насс // Наука и школа. — М. 2009. № 3. — С. 57−58
  26. , О. В. Формирование структуры компьютерного средства на примере занятий с активными формами и методами обучения / О. В. Насс // Преподаватель XXI век. — М. 2009. № 3. — С. 92−98
  27. М.В. Исследование образовательного медиапространства. — М.:Литера, 2009
  28. Основы компьютерной грамотности Е. И. Машбиц, Л. П. Бабенко, Л. В. Верник и др.; Под редакцией А. А. Стогния и др., Киев, Выща школа, Головное издательство, 1988. — 215 с.
  29. Петюшкин, А.В. HTML. Экспресс-курс. — СПб.: БХВ-Петербург, 2003. — 256 с.
  30. B.C., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е., «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
  31. Е. В., Бауман М. Л. Методические рекомендации по составлению учебно-методических комплексов. (Электронный ресурс). — Режим доступа: http://www.ozo.nspu.ru/sotrud/umk/normdoc/metodnmo.html
  32. И.В. Информационные технологии в науке и образовании. Учебно-методическое пособие. // М.: Школа педагогического мастерства, — 1999.
  33. И.В. Современные информационные технологии в обучении: дидактические проблемы; перспективы использования. // М.: ШколаПресс, — 1994.
  34. В.В., Автоматизированная система разработки электронных учебников Материалы конференции «Новые информационные технологии в образовании». — Томск, 2000
  35. Российские электронные издания: Каталог.—Вып. 4: Новые поступления в гос. Депозитарий / Авторы-составители: Вигурский К. В., Глушкова О. Л., Негадова В. И. (под общ. ред. Антопольского А.Б.) — М.: НТЦ Информрегистр, 2000.
  36. В.В., Мульдаров В. К., Нежнов П. Г. Логико-психологические основы использования компьютера в процессе формирования учебной деятельности. Вопросы психологии. 1986. № 6
  37. С.С. Современные информационные технологии. — М.: Радио и связь, 1989
  38. Селевко Г. К. Технологии учебников и учебно-методических комплексов «Школа 200−2100». Проект Национального Фонда Подготовки Кадров. Региональный информационный центр учебного книгоиздания № 5(9). Май 2003 г. Ежемесячное информационное издание (Электронный ресурс). — Режим доступа:
  39. http://ric.iro.yar.ru:8101/our_development/vestnik/vestnik9/vestnik9.shtml
  40. Ю.А. Образовательные технологии компании «Кирилл и Мефодий» как основа совершенствования качества подготовки студентов и школьников//Информационные технологии и телекоммуникации в обеспечении творческой профессиональной подготовки студентов и учащихся. Сборник докладов Всероссийской школы-семинара «Информационные технологии в управлении качеством образования и развития образовательного пространства». Ч.3 — М., 2001, С.34−36
  41. В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом. Учебное пособие. М., 1997. — 264 с.
  42. С.В., Мураховский В. И., Интернет у вас дома, ООО «АСТ-Пресс Книга», Москва 2002
  43. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е. С. — Мн.: «Современное слово», 2001. 928 с.
  44. М.М. Новая информационная технология: Создание и обработка гипертекстов. М., 1992
  45. Терминологический словарь по основам информатики и вычислительной техники / А. П. Ершов, Н. М. Шанский, А. П. Окунева, Н. В. Баско. — М.: Просвещение, 1991
  46. А.К. Электронный учебник: структура, принципы содержательного наполнения. — М.: ПРИОР, 2009
  47. С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии// Информатика и образование. — 2000. — № 2. — 70 — 78с.
  48. М.С. ЦОР к УМК как средство расширения его образовательных возможностей. «Бином. Лаборатория знаний» (БИНОМ), г. Москва (Электронный ресурс). — Режим доступа: http://ito.edu.ru/2006/Moscow/I/1/I-1−6621.html
  49. В.Н. Информационные технологии и развитие инженерного образования// Информационные технологии и телекоммуникации в обеспечении творческой профессиональной подготовки студентов и учащихся. Сборник докладов Всероссийской школы-семинара «Информационные технологии в управлении качеством образования и развития образовательного пространства». Ч.1 — М., 2001, С.39−46
  50. П.А. Информатизация педагогического процесса. — М.: Олма-пресс, 2010
Заполнить форму текущей работой