Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Многие психологи считают, что лишь тот сознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта, умения решать жизненные проблемы. С потребностью познания и с потребностью в ощущении собственной ценности связана потребность в достижении, которая является важным фактором не только эффективности учебной или иной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАК
  • ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.1Q
    • 1. 1. Категория адаптации в психологии. j j
      • 1. 1. 1. Социализация в контексте феномена адаптации личности. j g
      • 1. 1. 2. Индивидуализация в контексте феномена адаптации личности
      • 1. 1. 3. Ценностные ориентации в контексте адаптации
      • 1. 1. 4. Самооценка в контексте адаптации личности
      • 1. 1. 5. Итог
    • 1. 2. Категория самоопределения личности
      • 1. 2. 1. Самоопределение как социально-психологическое понятие
      • 1. 2. 2. Итог
    • 1. 3. Гипотеза эмпирического исследования
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методика исследования
  • ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ, ПОЛУЧЕННЫХ В
  • ИССЛЕДОВАНИИ
    • 3. 1. Анализ данных по выборке в целом
    • 3. 2. Уточнение методики
    • 3. 3. Особенности адаптации мальчиков (в целом по выборке)
    • 3. 4. Особенности адаптации девочек (в целом по выборке)
    • 3. 5. Сравнительный анализ адаптации подростков, воспитывающихся в различных социо-культурных и образовательных условиях
      • 3. 5. 1. Особенности адаптации московских и петрозаводских подростков ^g
      • 3. 5. 2. Поло-ролевые особенности адаптации московских и петрозаводских подростков. g^
        • 3. 5. 2. 1. Особенности адаптации мальчиков. g^
        • 3. 5. 2. 2. Особенности адаптации девочек
        • 3. 5. 2. 3. Особенности адаптации московских мальчиков и девочек и петрозаводских мальчиков и девочек
      • 3. 5. 3. Особенности адаптации подростков, обучающихся в различных образовательных системах
        • 3. 5. 3. 1. Сравнительный анализ адаптации девочек из школ разного типа ^
        • 3. 5. 3. 2. Сравнительный анализ адаптации мальчиков их школ разного типа

Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Принципиально новые условия жизни нашей страны, сложившиеся в настоящее время, кардинальным образом изменили содержание активности людей, представления о профессиональном и личностном самоопределении и самореализации в обществе. Эти условия характеризуются тем, что изменились экономические, политические и социальные координаты существования человека. Все большее значение в самоопределении человека приобретают его личностные свойства. В самом общем виде самоопределение представляет собой поиск и утверждение своего пути в мире, своих ценностей и смысла существования. В связи с этим весьма актуальной является проблема психологической готовности к личностному самоопределению современных старших подростков.

Старший подростковый возраст — важнейший этап становления личности, он сензитивен для осознания самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, и на этой основе — для определения жизненных перспектив, выработки ценностных ориентаций и жизненных смыслов, формирования психологической готовности к личностному самоопределению. Этому способствуют и условия современного образования. Девятый класс насыщен эмоциональными переживаниями. Именно в девятом классе современные школьники сдают свои первые экзамены, именно в девятом классе ученики должны сделать свой первый ответственный выбор по поводу своего дальнейшего образования: остаться в своей общеобразовательной школе в своем классе или перейти в какой-либо профильный класс, или поступить в специализированную школу? гимназию? колледж? училище? Подросток все в большей степени начинает осознавать те чувства и эмоции, которые он испытывает по отношению к миру, социальным явлениям, людям, к самому себе. У него появляется потребность к обретению индивидуальных стратегий взаимодействия с изменяющейся и усложняющейся окружающей реальностью в соответствии с собственным видением и этой реальности, и своего места в ней.

Иными словами, подросток все активнее становится субъектом психологической адаптации, которая представляет собой единство и взаимодействие социальной и личностной адаптации.

Научный интерес к проблеме психологической адаптации — дезадаптации в последнее время возрастает. Подчеркивается (например, исследования С.Т. Посоховой), что один из ведущих компонентов личностного адаптационного синдрома — переживание эмоционального и соматического комфортадискомфорта — отражает активизацию процессов самосознания и самоопределения. Однако отечественные исследования, посвященные изучению особенностей психологической адаптации современных подростков в контексте их личностного самоопределения, очень немногочисленны. Это и определило тему настоящего исследования.

Объект исследования — психологическая адаптация личности.

Предмет исследования — особенности психологической адаптации старших подростков.

Цель исследования — изучение особенностей социального и личностного аспектов психологической адаптации современных старших подростков в контексте их личностного самоопределения.

Гипотеза исследования.

Психологическая адаптация к современной жизни в единстве своих социального и личностного аспектов является значимым условием развития психологической готовности старших подростков к личностному самоопределению. Адекватная самооценка является одним из важных показателей их психологической адаптации.

Современное школьное образование и семейное воспитание больше внимания уделяют социальному аспекту адаптации подростков, чем нарушают необходимый баланс условий развития их личностного самоопределения.

Для проверки сформированной гипотезы были определены следующие задачи исследования:

1. Теоретически обосновать роль и значение психологической адаптации в развитии психологической готовности старших подростков к личностному самоопределению.

2. Определить содержательные особенности социальной и личностной адаптации современных подростков.

3. Провести сравнительное изучение психологической адаптации школьников, проживающих в разных регионах (Москва, Петрозаводск) и обучающихся в образовательных учреждениях различного типа.

4. Выявить половые различия в психологической адаптации старших подростков.

5. Разработать принципы оказания психологической поддержки подростков в их личностном самоопределении.

Методы и организация исследования.

Основным методом исследования явилась методика «Анкета адаптивности», разработанная Х. М. Беллом, переработанная и апробированная на отечественной выборке А. А. Рукавишниковым и М. В. Соколовой (1993, Ярославль). Для определения особенностей самооценки учащихся использовалась методика Дембо-Рубинштейн (в модификации A.M. Прихожан). В качестве дополнительных методов проводились беседы — интервью с испытуемыми, их одноклассниками, родителями, учителями, а также наблюдения за поведением учеников во время занятий и в неурочное время.

В исследовании приняли участие московские и петрозаводские (Республика Карелия) подростки, обучающиеся в 9 классе школ с разными образовательными программами. Общее количество испытуемых — 157 человек, из них 69 мальчиков, девочек — 88.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключаются в том, что в ней готовность подростков к личностному самоопределению рассматривается в контексте развития их психологической адаптации.

На основании теоретического анализа предложена структурная модель — схема формирования психологической готовности к личностному самоопределению, которая показывает, что соотношение процессов социализации и индивидуализации определяет характер психологической готовности к самоопределению через исследование ее фундаментальных компонентов — социальной и личностной адаптации. Это позволяет изучать уровни и основания развития готовности к личностному самоопределению через исследование структуры и особенностей индивидуальной психологической адаптации. Анализ предложенной модели показывает, что чем выше и чем более сбалансированы компоненты психологической адаптации, тем выше уровень и более структурирована готовность к личностному самоопределению.

В ходе эмпирического исследования найдены содержательные психологические характеристики личности подростков, социальная и личностная адаптация которых проходит в современных условиях образования и семейного воспитания. Определены уровни развития психологической адаптиро-ванности подростков, показаны половые различия в адаптации к различным сторонам жизни. Выявлены определенные отличия в психологической адаптации московских и петрозаводских подростков. Обнаружены особенности психологической адаптации к жизни девятиклассников, обучающихся по разным образовательным моделям.

Практическая значимость.

Проведенное исследование направленно на научно — методическое обеспечение школьной психологической службы. Полученные в нем данные обогащают научно — методическую базу исследовательской и диагностической деятельности психологов. Психологи получают реальный материал для консультирования по проблемам психологической адаптации школьников в современных условиях их жизни и деятельности, для оказания психологической помощи тем подросткам, кто сталкивается с проблемами в своем личностном самоопределении.

Результаты выполненного исследования имеют практическое значение для организации процесса воспитания, позволяют разработать психолого-педагогические программы, направленные на оптимизацию процессов социализации — индивидуализации как порождающих психологическую адаптацию, разработать приемы коррекции личностной и межличностной дезадаптации.

Основные положения выносимые на защиту.

1. Согласно разработанной теоретической модели (структурной схемы) развития личностного самоопределения, психологическая готовность к личностному самоопределению формируется в пространстве двух взаимообусловленных процессов развития личности — социализации (результатом которой выступает социальная адаптация) и индивидуализация (результат которой — личностная адаптация). Гармоничное соотношение социальной и личностной адаптации подростка порождает базовую систему ценностных ориентаций и тем самым создает основу личностного самоопределения.

2. Характерным для большого числа старших подростков является не достаточно высокий общий уровень психологической адаптации. При этом наибольшие проблемы сосредоточены в сфере личностной адаптации: ограниченный круг общения, неуверенность в межличностных отношениях, слабая саморегуляция в проявлениях и контроле эмоций, отсутствие навыков адекватного поведения в различных социальных ситуациях, яркое проявление склонности к враждебности и критичности в социальных контактах, недоверие к окружающим, агрессивные реакции. Все это свидетельствует о психологической дезадаптированности подростков.

3. Центрообразующим фактором в психологической адаптации подростков выступает эмоциональность. Переживание, эмоциональное отношение подростка к миру, к социальным ценностям, которые существуют в обществе, к окружающим людям и самому себе являются главными в многоаспектном содержании психологической готовности к личностному самоопределению.

4. Особенности психологической адаптации в значительной степени зависят от характера семейных отношений, в которые включен подросток. Высокая адаптация к жизни коррелирует с высоким уровнем удовлетворенности системой отношений в семье. Низкий уровень адаптации, соответственно, связан с неудовлетворенностью семейными отношениями. Плохая адаптивность к семейным отношениям самым тесным образом связана с повышенной негативной эмоциональностью, что затрудняет позитивное развитие личностного самоопределения. Удовлетворенность отношениями в семье коррелирует положительно с уровнем личностного самоопределения подростка.

5. Значимым фактором психологической адаптации, наряду с семейными отношениями, является социо — культурная среда общеобразовательной школы.

Апробация результатов исследования.

Материалы и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии МГПУ, на первом съезде практических психологов образования России (Москва 1994), на 1У международной конференции, посвященной социально — психологическим проблемам современной молодежи (Финляндия, 2003), на научно — практической конференции «Право на детство: профилактика насилия и правонарушений среди детей и подростков» (Нижний Новгород, 2003).

ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Анализ результатов исследования и апробация его данных позволяют сделать следующие выводы:

1. Теоретический анализ проблемы личностного самоопределения позволил раскрыть ее сущность: личностное самоопределение представляет собой интегративный психологический феномен, который формируется в процессе двух равноценных и взаимообусловленных процессов развития личности — социализации и индивидуализации, и имеет в своей основе ценностные ориентации личности как производные от социальной и эмоционально — личностной адаптации.

2. Исследование показало, что характерным для старших подростков является недостаточно высокий уровень психологической адаптации к жизни, речь, скорее, может идти о социальной и личностной дезадаптации. Так обнаружено, что лишь небольшой части подростков (16,9% всей выборки) присущи социальная активность, инициатива, уверенность в себе в различных социальных ситуациях. Чувство робости, застенчивости, отсутствие навыков адекватного поведения в различных социальных ситуациях характерны для более трети учащихся (34%).

3. Наибольшие проблемы у старших подростков сосредоточены, в первую очередь, в сфере эмоционально — личностной адаптации: яркое проявление склонности к враждебности и критичности в социальных контактах, недоверие по отношению к окружающим, агрессивные реакции характерны почти для половины подростков (более 40%). Лишь 12,4% в целом от выборки чувствую! себя уверенно в межличностных отношениях и имеют широкий круг общения. Для большинства подростков характерна слабая саморегуляция в эмоциональной сфере — в выражении своих чувств и контроле эмоций. Лишь около трети школьников обладают эмоциональной стабильностью, уверенностью в себе, способностью контролировать свои субъективные переживания.

4. Существенным фактором психологической адаптации старших подростков в жизни выступает семья. Выявлено, что большинство подростков не в полной мере удовлетворены отношениями в семье. У них отсутствует ощущение гармонии в семейных отношениях. Обнаружена жесткая зависимость личностной адаптации в семье с показателями общей психологической адап-тированности к жизни. Эмоционально — личностная напряженность, которую испытывает подросток в семье, переносится и в сферу широких социальных отношений и убеждений, что может вести к социальной и личностной дезадаптации.

5. Обнаружено, что у большинства старших подростков процесс поло-ролевой идентификации не является завершенным, что может привести к психологической дезадаптации личности, к нарушению позитивного развития личностного самоопределения.

6. Тендерные различия выражаются в более ярких проявлениях показателей психологической адаптации — дезадаптации у девочек: девочки более агрессивны, социально активны, эмоционально стабильныпроявляют склонность к выбору мужских видов деятельностимальчики менее агрессивны, менее социально активны, более эмоциональны.

7. Исследование показало, что характер самооценки может рассматриваться как один из показателей уровня психологической адаптации подростка.

8. Особенности образовательных учреждений и социо — культурные условия жизни влияют на качественное своеобразие как социальных, так и личностных аспектов психологической адаптации — дезадаптации подростков.

9. Психологическая адаптивность старших подростков может быть оптимизирована путем организации специально разработанного комплекса психологических условий деятельности и общения учащихся в школе, основанных не только на возрастном, но и индивидуальном подходе к пониманию внутреннего мира подростка, мира его переживаний. Развитие эмпатии, толерантности, навыков общения и саморегуляции способствует преодолению психологической дезадаптации и создает позитивные условия для формирования личностного самоопределения.

Данные, полученные в исследовании, позволили определить специфику и сформулировать принципы разработки психологической программы, ориентированной на развитие и поддержку личностного самоопределения подростков.

Практическими психологами накоплен довольно значительный опыт групповой работы с подростками (А.Г. Лидере, 1996; A.M. Прихожан, 1995; Д. В. Лубовский, 1995, Б. М. Мастеров, 1995; и др.). Активно развиваются методы психологической работы по оказанию подросткам помощи в развитии их самоопределения. Однако до сих пор отсутствуют программы групповой и индивидуальной работы с подростками, направленные на поддержку и формирование их психологической адаптации в жизни, представляющей собой единство и взаимодействие социальной и личностной адаптации. А именно психологическая адаптация в единстве своих социальных и личностных аспектов позволяет подростку становиться психологически готовым к самоопределению.

С нашей точки зрения, существует несколько причин такого положения дел, отметим некоторые из них. Прежде всего, существует неточное толкование в психолого-педагогической практике термина «адаптация». Взросление и развитие человека обусловлено взаимодействием процессов социализации — индивидуализации, в недрах которого у него формируется психологическая адаптация в единстве ее социальных и личностных аспектов. Именно процессы социализации — индивидуализации создают в своем единстве условия (внешние и внутренние) для развития индивидуальности личности. Таким образом, только гармоничное сочетание этих двух процессов на всех предыдущих этапах детства порождает достаточно высокий уровень психологической адаптации старших подростков, что является благоприятным условием для их самоопределения.

Кроме того, наблюдается недооценка практическими психологами и педагогами того факта, что чувства, пристрастия подростка имеют очень большое значение для развития его позитивного самоопределения.

Психологическую готовность к самоопределению старшего подростка в процессе воспитания можно рассматривать как интериоризацию общественных ценностей, превращение их в систему личностных ценностей и смыслов, на которые подросток начинает самостоятельно ориентироваться во всех жизненных ситуациях. Однако этот процесс весьма осложняется ценностной и социокультурной неопределенностью в современном изменяющемся обществе.

Формирование психологической готовности к самоопределению в старшем подростковом возрасте требует серьезной психологической поддержки со стороны школьных психологов и учителей. Однако само понятие «психологическая поддержка» весьма широкое и не очень точно определенное, каждый из исследователей вкладывает в него свои нюансы, представления. Поэтому важно более точно определить само понятие «психологическая поддержка» в контексте развития личностного самоопределения старшего подростка, выделить те составляющие ее компоненты, работа с которыми в контексте психологической службы является наиболее актуальной и эффективной в настоящее время.

В словарях понятие поддержка трактуется как помощь, содействие, одобрение, подкрепление. Таким образом, «психологическая поддержка» близка по значению термину «психологическая помощь», однако к ней полностью не сводится.

Психологическая поддержка является одним из важнейших факторов, способствующих полноценному и благоприятному развитию личности ребенка любого возраста, улучшению его взаимоотношений с окружающим миром и окружающими его людьми.

При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок любого возраста испытывает разочарование и склонен к различным поступкам, о которых сам потом жалеет, но которые могут стать со временем привычкой, чертой характера.

Большой интерес для понимания сути психологической поддержки имеет направление, разрабатываемое чешскими психологами И. Лангмейером и 3. Матейчеком, о психической депривации в детском возрасте (И. Лангмей-ер, 3. Матейчек, 1984). Психическая депривация, по их определению, является психическим состоянием, возникающим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течении достаточно длительного времени.

Поэтому важно установить, какие психические потребности являются в определенный период развития, на определенной возрастной ступени развития ребенка особенно сильными и каковы те потребности, недостаточное удовлетворение которых является для данного конкретного ребенка особенно вредным. И именно на этой основе только и возможно строить программу психологической поддержки.

Старший подростковый возраст — один из самых сложных и наиболее важных и ответственных в плане формирования личности возрастных периодов. Именно здесь происходит переход от детства к взрослости, приобретают особую актуальность и значимость проблемы самоопределения. Программа психологической поддержки в данном случае должна опираться на возрастные и индивидуальные потребности старших подростков. Эти потребности связаны с самоопределением. При этом программа должна учитывать: что поддерживать подростка психологически — это, прежде всего, дать ему возможность познать самого себя, помочь получить знания о себе как личности, помочь ему осознать свои сильные и слабые стороныподдерживать школьника (подростка, юношу) — значит верить в него, вербально и не вербально сообщать ему, что верят в его силы и способности.

Взрослый, стремящийся поддержать ребенка, рассматривает не только событие (поступок) в целом, но и обязательно старается выделить отдельные позитивные для подростка стороны.

Необходимо расположить подростка к себе, дать ему почувствовать заинтересованность в нем, неслучайно психологи подчеркивают важность в поддержке не только словесных выражений, обращенных к ребенку и его деятельности, но и невербальных контактов.

Психологи отмечают, что взрослые, воспитывающие ребенка или работающие с ним, часто смешивают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Хвалят обычно за хорошо выполненную работу, поддержку же оказывают и тогда, когда задание выполнено плохо, или недостаточно хорошо, когда хотят, чтобы ребенок продолжил выполнение задания, когда он допустил нетактичность в отношениях, проявил себя в чем-то не лучшим образом и пр. Поддержка, в отличие от похвалы, оказывается при любой попытке что-то сделать, изменить к чему-либо отношение в позитивном направлении или небольшом прогрессе.

Чтобы научиться поддерживать подростка при неудачах, взрослым следует изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы в центре своего внимания держать ошибки и плохое поведение школьника, взрослым придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает с интересом, желанием, даже если он это делает неумело, неловко. Вообще требования к ребенку должны быть очень осторожны и индивидуальны. Завышенные требования делают успех невозможным для него.

К сожалению слишком много учащихся не получают своевременно психологической поддержки и страдают в школе от неудач. Английский ученый У. Глассер справедливо пишет о том, что если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни. В случае неудачи на каком-либо этапе обучения — в начальных, средних, старших классах или институте — вероятность того, что он преуспеет в жизни, резко падает. Глассер отмечает, что независимо от количества прошлых неудач, происхождения, культуры, уровня материального благосостояния человека он никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном. Поэтому психологическая поддержка должна быть направлена на пробуждение у ребенка чувства уверенности, желания успеха в деятельности, в частности, учебной деятельности. Побудительной силой для достижения успеха является любовь. Именно успех способствует ощущению собственной значимости, обретению уверенности в себе, без которых трудно любить других и быть любимым (У. Глассер, 1991).

Многие психологи считают, что лишь тот сознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта, умения решать жизненные проблемы. С потребностью познания и с потребностью в ощущении собственной ценности связана потребность в достижении, которая является важным фактором не только эффективности учебной или иной любой деятельности, но и развития личности, формирования процесса самоопределения в жизни. Однако, как известно, потребность человека в достижениях состоит из двух основных компонентов: стремления к успеху и стремления избежать неудачи (Ю.М. Орлов и др., 1988, с. 35). В результате неблагоприятного опыта желание избежать неудачу может превратиться в самостоятельное стремление, которое характеризуется тем, что любая ситуация, ориентированная на достижения, порождает у человека /ребенка, школьника/ ожидание неудачи. Такое ожидание предвосхищает отрицательные переживания, что отрицательно влияет на выполнение деятельности. При усилении этой потребности активность, деятельность, в том числе учебная, становится не конструктивной, а защитной, что значительно снижает эффективность любой деятельности и негативно влияет на развитие личности ребенка. Поэтому так важно вовремя оказать ребенку психологическую поддержку в значимой для него деятельности, помочь ему достигнуть успеха в ней, и тем самым предупредить возможное накопление отрицательного опыта.

Для развития потребности в достижении необходимо, пишет Ю. М. Орлов (1988, с. 89 — 90), стремиться к тому, чтобы в учебно—воспитательной работе с детьми чаще создавались ситуации, ориентирующие школьника не на рутинное исполнение обязанностей, а вызывающие возбуждение мотива достижения: своевременная и систематическая оценка результатов в точном соответствии с реальными достижениями школьника, постановка задач умеренной трудности, преодоление которых дает максимальное удовлетворение и тем способствует развитию потребности в достижениях и др.

Иными словами, психологическая поддержка старших подростков в их личностном самоопределении — процесс творческий. Это всегда совместная деятельность подрастающего человека и более старшего, более опытного взрослого, который вводит это взаимодействие в социально-исторический, культурный контекст современной жизни.

Такое взаимодействие может осуществляться как с классом, с группой учащихся, так и индивидуально. Эта работа предъявляет весьма серьезные требования к уровню психолого-педагогических знаний, общему личностному и социальному развитию взрослых, которым эту работу доверяют. Для руководства личностным самоопределением подрастающего человека необходимо ориентироваться в таких областях знания, как возрастная, дифференциальная психология, психология профессиоведения, методика индивидуальной и групповой работы с учащимися по активизации их самовоспитания как будущих членов общества. Необходимо разбираться в особенностях и тенденциях развития мира современных профессий, обладать знаниями о закономерностях формирования способностей и склонностей, владеть методиками психодиагностики, беседы и др.

Так, в работе по развитию личностного самоопределения педагог психолог должен проявлять: уважение к внутреннему миру подрастающего человека, понимание специфики его умственной активности, умение считаться с уже сложившимися у него, имеющимися особенностями, личностными качествами, опытом — что хочет, что может, каков он в его конкретной жизненной ситуацииформирующий и развивающий, а не оценивающий подход к подросткам как потенциальным субъектам жизни и труда. Акцентировать внимание на идее и практике отыскания, развития ценных качеств человекатерпение: не спешить, постепенно подводить ребенка к самостоятельным шагам в направлении личностного самоопределения. Не решать вопрос за выбирающего, каким ему быть. Только сознательный и самостоятельный выбор смысла своей собственной жизни молодым человеком, сознательно и самостоятельно продуманный и выстроенный жизненный план являются необходимым условием успешности его труда и удовлетворенности жизнью в будущем.

Профессиональное взаимодействие всех взрослых субъектов образовательного пространства, в котором обучается и личностно развивается подросток, лежит в основе психологической поддержки личностного становления школьника. По — существу, речь идет о «зоне ближайшего развития» — взрослые в своем взаимодействии, центрированном на развивающейся личности подростка как главной ценности, создают условия, превышающие сиюминутные возможности подростка в области становления и укрепления его личности.

Психолого-педагогическая программа, разработанная автором на основе вышеуказанных принципов, прошла апробацию в ряде школ Москвы и Нижнего Новгорода и в настоящее время готовится к изданию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Развитие гуманных отношений ребенка и социальная психология детства // Вопросы психологии. — 1986. № 4.- с. 27−36.
  2. Абульханова Славская К. А. Жизненные перспективы личности. — М: Наука, 1987.
  3. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. -М., 1991.
  4. Ф.Н. Сравнительное исследование устойчивости моральных суждений школьников. Автореф. дис. канд. психол наук. М., 1999.
  5. Е.П. Особенности ценностно- нормативной социализации в юношеском возрасте в ситуации социальной нестабильности.// Ценностно -нормативные ориентации современного старшеклассника. -М., 1993.
  6. В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности. //Психологический журнал. 1984. с .63.
  7. В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов. Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1985.
  8. .Г. Человек как субъект познания. СПб., 2000.
  9. .Г. Избранные психологические труды : В 2-х томах. Т.2. М.: Педагогика, 1980.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд. Ленингр. Унта, 1969.
  11. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998.
  12. Л.И. Психология формирования и развития личности. -М.- Наука, 1982.
  13. А.Г. Психология индивидуальности. М., 1986.
  14. А.Г. Психология личности. М., 1990.
  15. С.А. Я концепция и ценностно — нормативные ориентации подростка в условиях быстрых социальных изменений: Автореф. дис. канд. психол. наук.- М., 1996.
  16. Г. А. Нормы деятельности и творческая активность личности //Вопросы психологии. 1990, -№ 6.
  17. Е.П. Я концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений. // Вестник Моск. Унта. Серия 14. Психология. — 1997. — № 4.
  18. А.А. Самопознание (опыт философскойавтобиографии). -М., 1990.
  19. Р. Развитие Я концепции и воспитание — М.: Прогресс, 1986. — 420 с.
  20. Л.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное образование критических периодов: Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 1999.
  21. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.
  22. А.А. Личность и общение. М., 1983.
  23. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Педагогика, 1968.
  24. Л.И. Особенности самосознания у подростков. // Вопросы психологии. — 1955.-№ 1
  25. Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психология формирования и развития личности. М., 1981. -С.257−284.
  26. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979, № 4.
  27. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М., 2003.
  28. С.К. Психолого педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства. — М., 2003.
  29. С.К., Колесов Д. В. Толерантность. М., 2002.
  30. E.B. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания //Педагогика. 1995. — № 4. -С.29−36.
  31. Е.М. Профессиональное самоопределение учащихся //Рабочая книга школьного психолога. М., 1991.- С. 250 -272.
  32. .С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. — № 5. — С. 3−20.
  33. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. — М., 1990.
  34. С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система.// Психологический журнал. 1999. — Том 20. — № 5. — С. 38−45.
  35. Л.П., Ковальзон М. Я. Социальная среда и формирование личности // Социология и идеология. М., 1969.
  36. Е.А. Ценностные ориентации в юношеском возрасте: Авто-реф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1993.
  37. И. Теорема личности. М., 1988.
  38. Е.Б. Психологические закономерности и механизмы процесса социализации индивидуализации в онтогенезе: Автореф. дисс. докт. психол. наук. — М., 2000.
  39. В.К. Психология эмоциональных явлений. -М., 1976.
  40. Н.А. Динамика ценностных ориентаций в структуре личностных характеристик у школьников: Автореф. дис. канд. психол наук. Л, 1983.
  41. Л.С. Педология подростка: Проблема возраста \Собр. соч.: В 6 т. М., 1984, Т.4.
  42. Л.С. К вопросу о динамике детского характера //Собр. соч.: В 6 т.-М., 1983,-Т.5.
  43. О.С. педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: Десять концепций и эссе. -М., 1995. -№ 3. с. 90−112.
  44. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема / Вопросы психологии, 1988, № 2.
  45. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения. / Вопросы психологии, 1994, № 3.
  46. Т.П. Представления старшеклассников о ценностях.// Педагогика. 1995. — № 4.
  47. В.В. Личности надо «выделаться» // С чего начинается личность. М., 1979.
  48. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. М., 2000.
  49. А.А. Проблемы смысла жизни.// Вопросы психологии. № 1. — 1999.
  50. У. Психология. М.: Педагогика. 1991. Динамика ценностей населения реформируемой России. / Под ред. Н. И. Лапина, Л. А. Беляевой. -М., 1996.
  51. .И. Эмоция как ценность. М., 1978.
  52. А.И. Психология коллектива. М.- Изд-во МГУ, 1984.
  53. Д.Н. Профессиональная ориентация современных старшеклассников /Практическая психология образования. Материалы 1 съезда практических психологов образования России. М.1994. С. 322 327.
  54. Д.Н. Психологические аспекты социализации / Сб. «Право на детство: профилактика насилия и правонарушений среди детей и подростков», Нижний Новгород, 2003.
  55. Д.Н. Психологическая поддержка детей школьного возраста./ Детский практический психолог. М., 1996, № 4.
  56. Д.Н. Профессиональное самоопределение в подростковом и раннем юношеском возрасте как психологический феномен и психолого-педагогическая проблема / Журнал прикладной психологии. М., 2004, № 5.
  57. Д.Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения в юношеском возрасте /
  58. И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. -М., 1975.
  59. И.В. Школьная психологическая служба: теория и практика.-М., 1991.
  60. Г. Г. Управление ценностной адаптацией подростков в специализированной физико — математической школе: Автореф. дис. канд. психол. наук.- Новосибирск, 2000. 23с.
  61. Т.В. Проблема конфликта в подростковом периоде.// Вопросы психологии. 1972. — № 2. — с.25−38.
  62. В.Д. Психологические особенности развития ценностных ориентаций детей в периоды перехода в младший школьный и подростковый возраст: Автореф. дисс. канд. психол. накук. М., 1984.
  63. Ю.М. «Модель личности» в психодиагностике. Кн.1. -М., 1994.
  64. Ю.М. Методологические проблемы исследования и моделирования функциональных состояний. В книге «Психические состояния и эффективность деятельности», М., 1989.
  65. Ю.М. Проблемы разработки практической психологии (о научных основах психологической службы) //Психологический журнал. -1980. Т. 1. — № 2.
  66. Ю.М., Попова М. В. Психология. Программа курса для учащихся 7 8 (8 — 9) классов общеобразовательной средней школы. — М., 1990.
  67. А.С. Образование: Философия. Культурология. Политика. М. — 2002, — 454с.
  68. JI.A. Психологические особенности развития у подростков объективного отношения к себе и другим как компонента нравственного поведения: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1989.
  69. А.В. Генезис самооценки. Автореф. дисс. канд. психол. наук.-М. 1980.
  70. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат. — 1986. — 223с.
  71. .В., Холмогорова А. Б., Мазур Е. С. Саморегуляция в норме и патологии.// Психологический журнал. 1989. — т.10. — № 2. — с.122−132.
  72. В.В. Психология детства. Екатеринбург: «Деловая книга», 1995.-347с.
  73. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М., 1994.
  74. В.П. Как построить свое Я. М., 1991.
  75. В.П. Проблема внешнего и внутреннего и становление образа себя и мира как реализация сознания. // Мир психологии. 1999. -№ 1(17). — с.97−104.
  76. О.И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения /Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975.
  77. Л.И. Психологические особенности ценностных ориентаций подростков с различной направленностью личности- Дисс. канд. психол. наук. М., 1997. — 205с.
  78. JI.C. Эмоционально личностная дезадаптация, проблемы диагностики и коррекции / Проблемы психологии здоровья: сб. научных статей под ред. Парфеновой Н. Б. — Псков, 2002. — С. 167−179.
  79. Э.В. Что же такое лчность? //С чего начинается личность. -М., 1979.
  80. М.С. Человеческая деятельность. М., 1974
  81. М. Позиция в социальной ситуации и психическое развитие ребенка: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1981.
  82. Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников.// Вопросы психологии. — 2000. -№ 4.- с.29−38.
  83. Кле М. Психология подростка. Психосоциальное развитие. М., 1991.
  84. Е.А. Как выбирать профессию. М., 1990.
  85. Ю. А. Динамика процесса социализации при переходе от младшего к старшему подростковому возрасту. Дисс. канд. псих. н. — М., 2000.- 157с.
  86. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. — М.: Политиздат. 1984.- 335с.
  87. Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. т.2.- 1981. -№ 3.
  88. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение. — 1989.192с.
  89. Л.Б. Динамика ценностных ориентаций: анализ результатов эмпирического исследования. // Социологические исследования. № 2. -1994.
  90. Коч Л. А. Креативная этика. Психология усвоения подростками этических норм и понятий. М.: Московский психолого — педагогический институт, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. — 192с.
  91. Г. Психология развития. СПб.: Изд. «Питер», 2000. — 992с.
  92. .С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника.// Психологические особенности формирования личности школьника. Сб. научных трудов. М., 1983. с.4−11.
  93. Ф. Сущность эмоционального переживания /Психология эмоций. Тексты. -М., 1984.
  94. Т.В., Щегурова В. Ю. Психологический анализ профессионального самоопределения личности. / Вопросы психологии. № 2, 1983.
  95. Г. И. Специфика усвоения личностью нравственных ценностей и процесс воспитания.// Вестник МГУ. Серия Философия. 1976. — № 6.
  96. Н.И. Ценности как компоненты социо-культурной эволюции современной России.// Социологические исследования. № 5. — 1994
  97. В.П. Моральная регуляция поведения и активности личности. //Социальная психология личности./ Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1979. — с.63−84.
  98. Н.С. Умственные способности и возраст. М. 1971.
  99. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:1977. 304с.
  100. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции.//Вопросы философии. 1996. — № 4.
  101. М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., 1997.
  102. А.И. Самооценка школьника. М., 1976.
  103. В.Н. Особенности развития самосознания // Мир психологии и психология в мире. 1995. № 3.
  104. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  105. И.Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентаций личности / Психологический журнал. № 4, 1994.
  106. А.Ф. Философия образования: Человек в предлагаемых обстоятельствах культуры. Детство. СПб., 2001.
  107. Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988.
  108. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  109. А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999.
  110. Ф.Г., Меерсон Ф. З. Адаптация, стресс и профилактика. -М., 1981.
  111. B.C. Психология индивидуальности. /Под ред.
  112. B.C. Личность и общество. Пермь, изд. ПГПИ, 1990.
  113. Ю.А. Саморегуляция и акивность личности в юношеском возрасте. -М.: Педагогика, 1991.
  114. А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. М.: Знание, 1977. — 64с.
  115. А.В. Социализация человека. М., 2004.
  116. B.C. Психология детства и отрочества. М.: Институт практической психологии. — 1998. — 488с.
  117. В.Н. Психология отношений /Под ред. А. А. Бодалева. -М.: Изд-во Институт практической психологии, 1996. 448с.
  118. А.Е., Пацявичюс И. В. Роль эмоциональности в саморегуляции деятельности //Психологический журнал. 1981. — № 1.
  119. А.Е. Эмоции и воспитание. М., 1983.
  120. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1989.-224с.
  121. О.М. Мотивационная обусловленность Я концепции личности в юношеском возрасте: Дис. канд. психол. наук. — СПб, 1995. — 223с.
  122. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255с.
  123. А.В. Проблемы развития личности с позиции социальной психологии //Вопросы психологии. 1984, № 4.
  124. В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  125. С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъектный подход. Автореф. докт. психол. наук. — СПб., 2001.
  126. С.Т. Адаптация уникальная форма взаимодействия человека с окружающей средой. //Актуальные проблемы человекознания в сфере образовательной деятельности. / Под ред. И. П. Волкова. — СПб., 2001.
  127. Практическая психология образования. / Под ред. И. В. Дубровиной. -г М., 2004.- 420 с.
  128. A.M. Развитие эмоциональной стороны самосознания. //Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.
  129. A.M. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте //Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. М., 1984.
  130. П.С. Профессиональное и личностное самоопределение.-М., 1996.
  131. Психология самосознания. Хрестоматия по социальной психологии личности./ Ред.-составитель Д. Я. Райгородский. Самара: Изд. Дом «Бах-рам-М», — 2000, 672с.
  132. Психологические аспекты смысла жизни и акме. //Вопросы психологии. 2000. — № 4. — с. 136−140.
  133. Пулкинен J1. Лонгитюдное исследование ориентации на будущее у подростков. //Психология личности и образ жизни. М., 1987.
  134. Рабочая книга школьного психолога. /Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1991.
  135. Н.К. Об использовании тендерного анализа в психологических исследованиях. //Вопросы психологии. 1999. — № 2. — с.22−28.
  136. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
  137. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
  138. Е.Б. Влияние особенностей мотивации формирования мировоззрения на уровень его развития у учащихся: Дисс. канд. психол. наук -М., 1992.-237с.
  139. Г. П. Влияние характера социальной ориентировки на развитие самосознания учащихся: Дисс. канд. психол. наук М., 1993. — 205с.
  140. X. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994.
  141. И.В. Развитие половой идентичности в подростковом возрасте: Дисс. канд. психол. наук М., 1996. -162 с. 142 .Романова Е. С. Психологический справочник популярных профессий. М., 2000.
  142. Е.С. Психология профессионального становления личности: Автореф. дисс. д-ра психол. наук. М., 1992.
  143. Е.С., Суворова Г. А. Психологические основы профессио-графии. М., 1990.
  144. Н.А. Психологические условия развития социальной компетентности в юношеском возрасте: Автореф. дисс. канд. психол. наук -М., 2002.
  145. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998.-688с.
  146. C.JI. Проблемы общей психологии . М. Педагогика.- 1973.-424с.
  147. В.Д. Психологические особенности развития ценностных ориентаций детей в периоды перехода в младший школьный и подростковый возраста. //Мир психологии и психология в мире. 1995. — № 3(4). — с.36−44.
  148. Э.В. Социализация и индивидуализация. //Мир психологии.- 1988. № 1.
  149. Сапожникова J1.C. Воспитание нравственного поведения подростков. //Вопросы психологии. 1985. — № 1
  150. И.А. Психологические условия формирования адекватного «Я-образа» в подростковом возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук-Киев, 1989.
  151. Т.В. Особенности личностного развития школьников в условиях обучения в специальных общеобразовательных школах. //Результаты психологических исследований в практику обучения и воспитания. Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. — М., 1985.
  152. Т.В. Процесс социально психологической адаптации подростков в условиях специализации учебной деятельности (на материале физико — математических школ): Дисс. канд. психол. наук. М., 1978. 146с.
  153. B.C. Особенности социализации в старшем школьном возрасте: социокультурные траектории ценностных трансформаций //Мир психологии. 1998. — № 1.
  154. B.C. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте. М., 1997.
  155. Э.Б. Формирование социальной ответственности подростков и юношества в современных условиях. //Мир психологии и психология в мире. 1995. — № 3(4). — с.123−132.
  156. А.Г. Сознание и самосознание. — М., 1972.
  157. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.-284с.
  158. В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Автореф.дис. докт. психол.наук. М., 1985. — 37с.
  159. В.В. Исследование эмоционально-ценностного отношения к себе с помощью методики управляемой проекции. //Психологический журнал. 1981. — № 3. — с.104−107.
  160. И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования.- М., 1996.
  161. С чего начинается личность. /Под ред. Р. И. Косолапова. М., 1979.
  162. С.В. Психологический анализ категориальных структур мировосприятия школьников. //Вопросы психологии. 1998. — № 4. — с. 14−21.
  163. О.С., Дубовская Е. М. Особенности социально -психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотива-ционно потребностной сферы. (Методические аспекты.) //Мир психологии. — 1999.-№ 3.-с.80−90.
  164. Н.Е. Зависимость взглядов и поведения от ценностных ориентаций. //Куда идет Россия. Альтернативы общественного развития./ Междисциплинарный академический центр социал. наук. М., 1994.
  165. А.А. Квалификационный анализ поведения человека (на примере юношеского возраста) /Вопросы психологии, 1993, № 3.
  166. А.А. Фундаментальные законы образования человека. Рига, 1998.
  167. Д.Н. Основные положения теории установки. М., 1961. IIМир образования — образование в мире. — М., № 3. 2003.
  168. Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства. — М., 1997.
  169. Д.И. Психология становления личности. М., 1994.
  170. Д.И. Психология взросления: структурно -содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. М.: МПСИ: Флинта, 1999. — 672с.
  171. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. /Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987.
  172. В. Человек в поисках смысла. М., 1990. — с.364.
  173. Э. Человек для себя. Минск, 1992.
  174. Хайкин B. J1. Ценностный компонент в характеристике активности субъекта //Субъект действия, взаимодействия и познания. М., 2000.
  175. .И., Тюменева Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола. //Вопросы психологии. 1997. — № 3.
  176. Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997. С. 608.- (Серия «Мастера психологии»).
  177. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. — 143с.
  178. О.М. Особенности отношения младших, средних и старших подростков к себе и другим людям как показатель уровня развития нравственного поведения. //Мир психологии. 1996. — № 4(9). — С. 152−158.
  179. В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии //Психологический журнал. 1993. — Т. 14. — № 5.
  180. В.Э. Смысл жизни и судьба. М., 1997.
  181. В.Д. Введение в психологию: Мир внутренней жизни человека. -М., 2002.
  182. Ю.Ж. Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков подросткового возраста: Дисс. канд. псих, наук.-М., 1998.
  183. А.С. Взаимосвязь ценностных ориентаций и мотивов общения со сверстниками у подростков и старших школьников.: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1986.
  184. Д.Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960. — 328с.
  185. Э. Детство и общество. СПб., 1996.
  186. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. -М., 1994.
  187. В.А. Диспозиционная регуляция социальной деятельности. // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
  188. О.В. Особенности гуманистических черт характера у подростков: Дисс. канд. психол. наук.- М., 1997.
  189. П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М., 1976.
  190. С.Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. -М.:Наука, 1981.
  191. Е.Ш. Школа для всех: адаптивная модель. (Теоретические основы и практическая реализация). М., 1996.
  192. Д.В. Особенности социализации современного подрост-ка.//Вопросы психологии. 1999. — № 6. — с.54−59.
  193. Allport G.W. The Person in Psychology. Boston, 1969.
  194. Blasi A. Bridging Moral Cognition and Moral Action: A. Critical Review of the Literature. //Psychological Bulletin. 1980. V. 88.7.
  195. Cibbs L.Y. Kohlberg’s. Moral Stage Theory: A Piagetian Revision. //Human development, 1979. V. 22. P.89−112.
  196. Haan N., Smith В., Block I. The Moral reasoning of Young Adult. //Journal of Personality and Social Psychology. 1968. V. 10. P. 183.
  197. Kolhbelg L. Essays on Moral Development, vol. II. Then Psychology of Moral Development. New York: Harper & Row. Toronto: Fizhenry & Whiitesicle. 1984.
  198. Kohlberg L. Moral stages and moralisation: The cognitive developmental approach. //Moral development and behavior: Theory, research and Social issues.-N.Y., 1976.-p. 31−53
  199. McNamee S. Moral Behavior, Moral Development and Motivation //Journal of Moral Education. 1978. v.7. p.27−31.
  200. Milgram S. Behavioral, Study of Obedience. //Journal of Abnormal and Social Psychology. 1963. v. 67. p. 371−3
  201. K. // Journal of Humanistic Psychology. 1985. № 4.
  202. Rokeach M. Beliefs, Attitudes and Values. San-Francisco, 1968.
  203. Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a Universal Psychological Structure of Human Values. // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 53.N. 3. p. 550−562.
  204. Schwartz S.H. Universals in the content and structure of values: Theoretical advances and empirical test in 20 countries. In M.P. Zanna (Ed.): Advances in Experimental Social Psychology. Vol. 25. Orlando, FL: Academic.
Заполнить форму текущей работой