Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения
Диссертация
Многие психологи считают, что лишь тот сознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта, умения решать жизненные проблемы. С потребностью познания и с потребностью в ощущении собственной ценности связана потребность в достижении, которая является важным фактором не только эффективности учебной или иной… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАК
- ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.1Q
- 1. 1. Категория адаптации в психологии. j j
- 1. 1. 1. Социализация в контексте феномена адаптации личности. j g
- 1. 1. 2. Индивидуализация в контексте феномена адаптации личности
- 1. 1. 3. Ценностные ориентации в контексте адаптации
- 1. 1. 4. Самооценка в контексте адаптации личности
- 1. 1. 5. Итог
- 1. 2. Категория самоопределения личности
- 1. 2. 1. Самоопределение как социально-психологическое понятие
- 1. 2. 2. Итог
- 1. 3. Гипотеза эмпирического исследования
- 1. 1. Категория адаптации в психологии. j j
- ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Организация исследования
- 2. 2. Методика исследования
- ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ, ПОЛУЧЕННЫХ В
- ИССЛЕДОВАНИИ
- 3. 1. Анализ данных по выборке в целом
- 3. 2. Уточнение методики
- 3. 3. Особенности адаптации мальчиков (в целом по выборке)
- 3. 4. Особенности адаптации девочек (в целом по выборке)
- 3. 5. Сравнительный анализ адаптации подростков, воспитывающихся в различных социо-культурных и образовательных условиях
- 3. 5. 1. Особенности адаптации московских и петрозаводских подростков ^g
- 3. 5. 2. Поло-ролевые особенности адаптации московских и петрозаводских подростков. g^
- 3. 5. 2. 1. Особенности адаптации мальчиков. g^
- 3. 5. 2. 2. Особенности адаптации девочек
- 3. 5. 2. 3. Особенности адаптации московских мальчиков и девочек и петрозаводских мальчиков и девочек
- 3. 5. 3. Особенности адаптации подростков, обучающихся в различных образовательных системах
- 3. 5. 3. 1. Сравнительный анализ адаптации девочек из школ разного типа ^
- 3. 5. 3. 2. Сравнительный анализ адаптации мальчиков их школ разного типа
Список литературы
- Абраменкова В.В. Развитие гуманных отношений ребенка и социальная психология детства // Вопросы психологии. — 1986. № 4.- с. 27−36.
- Абульханова Славская К. А. Жизненные перспективы личности. — М: Наука, 1987.
- Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. -М., 1991.
- Аванессова Ф.Н. Сравнительное исследование устойчивости моральных суждений школьников. Автореф. дис. канд. психол наук. М., 1999.
- Авдуевская Е.П. Особенности ценностно- нормативной социализации в юношеском возрасте в ситуации социальной нестабильности.// Ценностно -нормативные ориентации современного старшеклассника. -М., 1993.
- Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности. //Психологический журнал. 1984. с .63.
- Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов. Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1985.
- Ананьев Б.Г. Человек как субъект познания. СПб., 2000.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды : В 2-х томах. Т.2. М.: Педагогика, 1980.
- Ю.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд. Ленингр. Унта, 1969.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998.
- Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности. -М.- Наука, 1982.
- Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М., 1986.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
- Баклушинский С.А. Я концепция и ценностно — нормативные ориентации подростка в условиях быстрых социальных изменений: Автореф. дис. канд. психол. наук.- М., 1996.
- Балл Г. А. Нормы деятельности и творческая активность личности //Вопросы психологии. 1990, -№ 6.
- Белинская Е.П. Я концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений. // Вестник Моск. Унта. Серия 14. Психология. — 1997. — № 4.
- Бердяев А.А. Самопознание (опыт философскойавтобиографии). -М., 1990.
- Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание — М.: Прогресс, 1986. — 420 с.
- Бершедова Л.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное образование критических периодов: Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 1999.
- Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Педагогика, 1968.
- Божович Л.И. Особенности самосознания у подростков. // Вопросы психологии. — 1955.-№ 1
- Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психология формирования и развития личности. М., 1981. -С.257−284.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979, № 4.
- Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М., 2003.
- Бондарева С.К. Психолого педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства. — М., 2003.
- Бондарева С.К., Колесов Д. В. Толерантность. М., 2002.
- Бондаревская E.B. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания //Педагогика. 1995. — № 4. -С.29−36.
- Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение учащихся //Рабочая книга школьного психолога. М., 1991.- С. 250 -272.
- Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. — № 5. — С. 3−20.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. — М., 1990.
- Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система.// Психологический журнал. 1999. — Том 20. — № 5. — С. 38−45.
- Буева Л.П., Ковальзон М. Я. Социальная среда и формирование личности // Социология и идеология. М., 1969.
- Васина Е.А. Ценностные ориентации в юношеском возрасте: Авто-реф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1993.
- Ведин И. Теорема личности. М., 1988.
- Весна Е.Б. Психологические закономерности и механизмы процесса социализации индивидуализации в онтогенезе: Автореф. дисс. докт. психол. наук. — М., 2000.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. -М., 1976.
- Волкова Н.А. Динамика ценностных ориентаций в структуре личностных характеристик у школьников: Автореф. дис. канд. психол наук. Л, 1983.
- Выготский Л.С. Педология подростка: Проблема возраста \Собр. соч.: В 6 т. М., 1984, Т.4.
- Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера //Собр. соч.: В 6 т.-М., 1983,-Т.5.
- Газман О.С. педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: Десять концепций и эссе. -М., 1995. -№ 3. с. 90−112.
- Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема / Вопросы психологии, 1988, № 2.
- Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения. / Вопросы психологии, 1994, № 3.
- Турина Т.П. Представления старшеклассников о ценностях.// Педагогика. 1995. — № 4.
- Давыдов В.В. Личности надо «выделаться» // С чего начинается личность. М., 1979.
- Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. М., 2000.
- Деркач А.А. Проблемы смысла жизни.// Вопросы психологии. № 1. — 1999.
- Джеймс У. Психология. М.: Педагогика. 1991. Динамика ценностей населения реформируемой России. / Под ред. Н. И. Лапина, Л. А. Беляевой. -М., 1996.
- Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978.
- Донцов А.И. Психология коллектива. М.- Изд-во МГУ, 1984.
- Дубровин Д.Н. Профессиональная ориентация современных старшеклассников /Практическая психология образования. Материалы 1 съезда практических психологов образования России. М.1994. С. 322 327.
- Дубровин Д.Н. Психологические аспекты социализации / Сб. «Право на детство: профилактика насилия и правонарушений среди детей и подростков», Нижний Новгород, 2003.
- Дубровин Д.Н. Психологическая поддержка детей школьного возраста./ Детский практический психолог. М., 1996, № 4.
- Дубровин Д.Н. Профессиональное самоопределение в подростковом и раннем юношеском возрасте как психологический феномен и психолого-педагогическая проблема / Журнал прикладной психологии. М., 2004, № 5.
- Дубровин Д.Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения в юношеском возрасте /
- Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. -М., 1975.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: теория и практика.-М., 1991.
- Дубровина Г. Г. Управление ценностной адаптацией подростков в специализированной физико — математической школе: Автореф. дис. канд. психол. наук.- Новосибирск, 2000. 23с.
- Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом периоде.// Вопросы психологии. 1972. — № 2. — с.25−38.
- Ермоленко В.Д. Психологические особенности развития ценностных ориентаций детей в периоды перехода в младший школьный и подростковый возраст: Автореф. дисс. канд. психол. накук. М., 1984.
- Забродин Ю.М. «Модель личности» в психодиагностике. Кн.1. -М., 1994.
- Забродин Ю.М. Методологические проблемы исследования и моделирования функциональных состояний. В книге «Психические состояния и эффективность деятельности», М., 1989.
- Забродин Ю.М. Проблемы разработки практической психологии (о научных основах психологической службы) //Психологический журнал. -1980. Т. 1. — № 2.
- Забродин Ю.М., Попова М. В. Психология. Программа курса для учащихся 7 8 (8 — 9) классов общеобразовательной средней школы. — М., 1990.
- Запесоцкий А.С. Образование: Философия. Культурология. Политика. М. — 2002, — 454с.
- Запорожец JI.A. Психологические особенности развития у подростков объективного отношения к себе и другим как компонента нравственного поведения: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1989.
- Захарова А.В. Генезис самооценки. Автореф. дисс. канд. психол. наук.-М. 1980.
- Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат. — 1986. — 223с.
- Зейгарник Б.В., Холмогорова А. Б., Мазур Е. С. Саморегуляция в норме и патологии.// Психологический журнал. 1989. — т.10. — № 2. — с.122−132.
- Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург: «Деловая книга», 1995.-347с.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М., 1994.
- Зинченко В.П. Как построить свое Я. М., 1991.
- Зинченко В.П. Проблема внешнего и внутреннего и становление образа себя и мира как реализация сознания. // Мир психологии. 1999. -№ 1(17). — с.97−104.
- Зотова О.И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения /Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975.
- Зубова Л.И. Психологические особенности ценностных ориентаций подростков с различной направленностью личности- Дисс. канд. психол. наук. М., 1997. — 205с.
- Иванова JI.C. Эмоционально личностная дезадаптация, проблемы диагностики и коррекции / Проблемы психологии здоровья: сб. научных статей под ред. Парфеновой Н. Б. — Псков, 2002. — С. 167−179.
- Ильенков Э.В. Что же такое лчность? //С чего начинается личность. -М., 1979.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974
- Кечкин М. Позиция в социальной ситуации и психическое развитие ребенка: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1981.
- Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников.// Вопросы психологии. — 2000. -№ 4.- с.29−38.
- Кле М. Психология подростка. Психосоциальное развитие. М., 1991.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию. М., 1990.
- Кобазева Ю. А. Динамика процесса социализации при переходе от младшего к старшему подростковому возрасту. Дисс. канд. псих. н. — М., 2000.- 157с.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. — М.: Политиздат. 1984.- 335с.
- Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. т.2.- 1981. -№ 3.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение. — 1989.192с.
- Косова Л.Б. Динамика ценностных ориентаций: анализ результатов эмпирического исследования. // Социологические исследования. № 2. -1994.
- Коч Л. А. Креативная этика. Психология усвоения подростками этических норм и понятий. М.: Московский психолого — педагогический институт, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. — 192с.
- Крайг Г. Психология развития. СПб.: Изд. «Питер», 2000. — 992с.
- Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника.// Психологические особенности формирования личности школьника. Сб. научных трудов. М., 1983. с.4−11.
- Крюгер Ф. Сущность эмоционального переживания /Психология эмоций. Тексты. -М., 1984.
- Кудрявцев Т.В., Щегурова В. Ю. Психологический анализ профессионального самоопределения личности. / Вопросы психологии. № 2, 1983.
- Курган Г. И. Специфика усвоения личностью нравственных ценностей и процесс воспитания.// Вестник МГУ. Серия Философия. 1976. — № 6.
- Лапин Н.И. Ценности как компоненты социо-культурной эволюции современной России.// Социологические исследования. № 5. — 1994
- Левкович В.П. Моральная регуляция поведения и активности личности. //Социальная психология личности./ Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1979. — с.63−84.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М. 1971.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:1977. 304с.
- Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции.//Вопросы философии. 1996. — № 4.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., 1997.
- Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976.
- Лозоцева В.Н. Особенности развития самосознания // Мир психологии и психология в мире. 1995. № 3.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
- Малисова И.Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентаций личности / Психологический журнал. № 4, 1994.
- Малышевский А.Ф. Философия образования: Человек в предлагаемых обстоятельствах культуры. Детство. СПб., 2001.
- Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
- Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999.
- Меерсон Ф.Г., Меерсон Ф. З. Адаптация, стресс и профилактика. -М., 1981.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности. /Под ред.
- Мерлин B.C. Личность и общество. Пермь, изд. ПГПИ, 1990.
- Миславский Ю.А. Саморегуляция и акивность личности в юношеском возрасте. -М.: Педагогика, 1991.
- Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. М.: Знание, 1977. — 64с.
- Мудрик А.В. Социализация человека. М., 2004.
- Мухина B.C. Психология детства и отрочества. М.: Институт практической психологии. — 1998. — 488с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений /Под ред. А. А. Бодалева. -М.: Изд-во Институт практической психологии, 1996. 448с.
- Олынанникова А.Е., Пацявичюс И. В. Роль эмоциональности в саморегуляции деятельности //Психологический журнал. 1981. — № 1.
- Олынанникова А.Е. Эмоции и воспитание. М., 1983.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1989.-224с.
- Петрова О.М. Мотивационная обусловленность Я концепции личности в юношеском возрасте: Дис. канд. психол. наук. — СПб, 1995. — 223с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255с.
- Петровский А.В. Проблемы развития личности с позиции социальной психологии //Вопросы психологии. 1984, № 4.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
- Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъектный подход. Автореф. докт. психол. наук. — СПб., 2001.
- Посохова С.Т. Адаптация уникальная форма взаимодействия человека с окружающей средой. //Актуальные проблемы человекознания в сфере образовательной деятельности. / Под ред. И. П. Волкова. — СПб., 2001.
- Практическая психология образования. / Под ред. И. В. Дубровиной. -г М., 2004.- 420 с.
- Прихожан A.M. Развитие эмоциональной стороны самосознания. //Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.
- Прихожан A.M. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте //Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. М., 1984.
- Пряжников П.С. Профессиональное и личностное самоопределение.-М., 1996.
- Психология самосознания. Хрестоматия по социальной психологии личности./ Ред.-составитель Д. Я. Райгородский. Самара: Изд. Дом «Бах-рам-М», — 2000, 672с.
- Психологические аспекты смысла жизни и акме. //Вопросы психологии. 2000. — № 4. — с. 136−140.
- Пулкинен J1. Лонгитюдное исследование ориентации на будущее у подростков. //Психология личности и образ жизни. М., 1987.
- Рабочая книга школьного психолога. /Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1991.
- Радина Н.К. Об использовании тендерного анализа в психологических исследованиях. //Вопросы психологии. 1999. — № 2. — с.22−28.
- Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
- Реан А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
- Редькина Е.Б. Влияние особенностей мотивации формирования мировоззрения на уровень его развития у учащихся: Дисс. канд. психол. наук -М., 1992.-237с.
- Редя Г. П. Влияние характера социальной ориентировки на развитие самосознания учащихся: Дисс. канд. психол. наук М., 1993. — 205с.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994.
- Романов И.В. Развитие половой идентичности в подростковом возрасте: Дисс. канд. психол. наук М., 1996. -162 с. 142 .Романова Е. С. Психологический справочник популярных профессий. М., 2000.
- Романова Е.С. Психология профессионального становления личности: Автореф. дисс. д-ра психол. наук. М., 1992.
- Романова Е.С., Суворова Г. А. Психологические основы профессио-графии. М., 1990.
- Рототаева Н.А. Психологические условия развития социальной компетентности в юношеском возрасте: Автореф. дисс. канд. психол. наук -М., 2002.
- Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998.-688с.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии . М. Педагогика.- 1973.-424с.
- Сайко В.Д. Психологические особенности развития ценностных ориентаций детей в периоды перехода в младший школьный и подростковый возраста. //Мир психологии и психология в мире. 1995. — № 3(4). — с.36−44.
- Сайко Э.В. Социализация и индивидуализация. //Мир психологии.- 1988. № 1.
- Сапожникова J1.C. Воспитание нравственного поведения подростков. //Вопросы психологии. 1985. — № 1
- Слободянюк И.А. Психологические условия формирования адекватного «Я-образа» в подростковом возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук-Киев, 1989.
- Снегирева Т.В. Особенности личностного развития школьников в условиях обучения в специальных общеобразовательных школах. //Результаты психологических исследований в практику обучения и воспитания. Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. — М., 1985.
- Снегирева Т.В. Процесс социально психологической адаптации подростков в условиях специализации учебной деятельности (на материале физико — математических школ): Дисс. канд. психол. наук. М., 1978. 146с.
- Собкин B.C. Особенности социализации в старшем школьном возрасте: социокультурные траектории ценностных трансформаций //Мир психологии. 1998. — № 1.
- Собкин B.C. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте. М., 1997.
- Соковикова Э.Б. Формирование социальной ответственности подростков и юношества в современных условиях. //Мир психологии и психология в мире. 1995. — № 3(4). — с.123−132.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. — М., 1972.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.-284с.
- Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Автореф.дис. докт. психол.наук. М., 1985. — 37с.
- Столин В.В. Исследование эмоционально-ценностного отношения к себе с помощью методики управляемой проекции. //Психологический журнал. 1981. — № 3. — с.104−107.
- Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования.- М., 1996.
- С чего начинается личность. /Под ред. Р. И. Косолапова. М., 1979.
- Тарасов С.В. Психологический анализ категориальных структур мировосприятия школьников. //Вопросы психологии. 1998. — № 4. — с. 14−21.
- Тихомандрицкая О.С., Дубовская Е. М. Особенности социально -психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотива-ционно потребностной сферы. (Методические аспекты.) //Мир психологии. — 1999.-№ 3.-с.80−90.
- Тихонова Н.Е. Зависимость взглядов и поведения от ценностных ориентаций. //Куда идет Россия. Альтернативы общественного развития./ Междисциплинарный академический центр социал. наук. М., 1994.
- Тюков А.А. Квалификационный анализ поведения человека (на примере юношеского возраста) /Вопросы психологии, 1993, № 3.
- Тюков А.А. Фундаментальные законы образования человека. Рига, 1998.
- Узнадзе Д.Н. Основные положения теории установки. М., 1961. IIМир образования — образование в мире. — М., № 3. 2003.
- Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства. — М., 1997.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994.
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно -содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. М.: МПСИ: Флинта, 1999. — 672с.
- Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. /Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. — с.364.
- Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992.
- Хайкин B. J1. Ценностный компонент в характеристике активности субъекта //Субъект действия, взаимодействия и познания. М., 2000.
- Хасан Б.И., Тюменева Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола. //Вопросы психологии. 1997. — № 3.
- Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997. С. 608.- (Серия «Мастера психологии»).
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. — 143с.
- Чоросова О.М. Особенности отношения младших, средних и старших подростков к себе и другим людям как показатель уровня развития нравственного поведения. //Мир психологии. 1996. — № 4(9). — С. 152−158.
- Чудновский В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии //Психологический журнал. 1993. — Т. 14. — № 5.
- Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. М., 1997.
- Шадриков В.Д. Введение в психологию: Мир внутренней жизни человека. -М., 2002.
- Шайгородский Ю.Ж. Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков подросткового возраста: Дисс. канд. псих, наук.-М., 1998.
- Шаров А.С. Взаимосвязь ценностных ориентаций и мотивов общения со сверстниками у подростков и старших школьников.: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1986.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960. — 328с.
- Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
- Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. -М., 1994.
- Ядов В.А. Диспозиционная регуляция социальной деятельности. // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
- Якимович О.В. Особенности гуманистических черт характера у подростков: Дисс. канд. психол. наук.- М., 1997.
- Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М., 1976.
- Якобсон С.Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. -М.:Наука, 1981.
- Ямбург Е.Ш. Школа для всех: адаптивная модель. (Теоретические основы и практическая реализация). М., 1996.
- Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подрост-ка.//Вопросы психологии. 1999. — № 6. — с.54−59.
- Allport G.W. The Person in Psychology. Boston, 1969.
- Blasi A. Bridging Moral Cognition and Moral Action: A. Critical Review of the Literature. //Psychological Bulletin. 1980. V. 88.7.
- Cibbs L.Y. Kohlberg’s. Moral Stage Theory: A Piagetian Revision. //Human development, 1979. V. 22. P.89−112.
- Haan N., Smith В., Block I. The Moral reasoning of Young Adult. //Journal of Personality and Social Psychology. 1968. V. 10. P. 183.
- Kolhbelg L. Essays on Moral Development, vol. II. Then Psychology of Moral Development. New York: Harper & Row. Toronto: Fizhenry & Whiitesicle. 1984.
- Kohlberg L. Moral stages and moralisation: The cognitive developmental approach. //Moral development and behavior: Theory, research and Social issues.-N.Y., 1976.-p. 31−53
- McNamee S. Moral Behavior, Moral Development and Motivation //Journal of Moral Education. 1978. v.7. p.27−31.
- Milgram S. Behavioral, Study of Obedience. //Journal of Abnormal and Social Psychology. 1963. v. 67. p. 371−3
- Rogers K. // Journal of Humanistic Psychology. 1985. № 4.
- Rokeach M. Beliefs, Attitudes and Values. San-Francisco, 1968.
- Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a Universal Psychological Structure of Human Values. // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 53.N. 3. p. 550−562.
- Schwartz S.H. Universals in the content and structure of values: Theoretical advances and empirical test in 20 countries. In M.P. Zanna (Ed.): Advances in Experimental Social Psychology. Vol. 25. Orlando, FL: Academic.