Развитие управленческой компетентности руководителей среднего звена коммерческого банка
Диссертация
Методологической основой исследования выступили: общенаучный системный подход (В.А. Барабанщиков, Б. Ф. Ломов и др.) — концептуальные положения акмеологической науки, базирующиеся на идее целостного подхода к исследованию личности профессионала (О.С. Анисимов, A.A. Деркач, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.) — психолого-акмеологические принципы: комплексности (Б. Г. Ананьев… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Психолого — акмеологический анализ проблемы управленческой компетентности руководителей среднего звена коммерческого банка
- 1. 1. Управленческая компетентность как проблема современной психологии и акмеологии
- 1. 2. Психологическая характеристика управленческой компетентности
- 1. 3. Психолого — акмеологические условия и факторы развития управленческой компетентности руководителей среднего звена коммерческого банка
- Выводы по главе
- Глава II. Эмпирические исследования по развитию управленческой компетентности руководителей среднего звена коммерческого банка
- 2. 1. Стратегии реализации управленческих компетенций руководителей среднего звена коммерческого банка
- 2. 2. Организация психологического тренинга для развития стратегий реализации управленческих компетенций руководителей среднего звена коммерческого банка
- 2. 3. Анализ результатов опытно — экспериментальной работы по развитию стратегий реализации управленческих компетенций руководителей среднего звена коммерческого банка
- Выводы по главе
Список литературы
- Абдалина JIlB. Психолого-акмеологическая модель развития профессионализма педагога: Автореферат дисс.. док. психол. наук. -Тамбов, 2008. 487 с.
- Абульханова К.А. Проблема определения субъекта в психологии// Субъект действия, взаимодействия, познания (психологический и философский анализ) /Под ред. Э. В. Сайко. М., 2001.
- Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности / К.А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни. М.: Аспект-Пресс, 1998. С.8−17.
- Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова -Славская. — М.: Мысль, 1991. — 299 с.
- Адлер А. Наука жить/ А. Адлер. Киев: Port -Royal, 1997.
- Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственного служащего: Учебное пособие/ Под общ. Ред. A.A. Деркача. М., 2007.
- Акмеологический словарь. Изд.2 / под общ. ред. A.A. Деркача. М., 2008.
- Акмеология: Учебн. пособие / А. Деркач, В. Зазыкин.- Спб.: Питер, 2003. -256 с.
- Ананьев Б. Г. / Б.Г. Ананьев // Избранные психологические труды в 2-х томах/ под ред. A.A. Бодалева. Т. I. М.: Педагогика, 1980.
- Анисимов О.С., Деркач, A.A. Основы общей и управленческой акмеологии. М., 1995.
- Анисимов О.С. Принятие управленческих решений: методология и технология. М., 2002.
- Анциферова Л.И. Принцип связи сознания и деятельности и методологии психологии // Методологические и теоретические проблемы нсихологии.-М.: Наука, 1969.
- Асадулин Р., Амирова Л. Проблема подготовки педагогических кадров В! условиях модернизации образования.
- Атласова О.М. Развитие профессиональной компетентности руководителей школы в’процессе повышения квалификации: дис.. канд. пед. наук СПб, 1995. — 187 с.
- Бабынина Л.С. Формы стимулирования персонала / Л.С. Бабынина// Справочник по управлению персоналом. 2004. № 8. — С. 98−109.
- Базаров Т.Ю. Социально-психологическая ориентировка непосредственного руководителя трудового коллектива. Дис.. канд. психол. наук.-М., 1980.-171 с.
- Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО> нового поколения: Метод, пособие. М., 2006.
- Бакли Р., Кейпл Дж. Теория и практика тренинга. СПб: Питер, 2002.
- Барабанщиков В.А., Рубинштейн С. Л., Ломов Б.Ф.: преемственность научных традиций // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. A.B. Брушлинского, М. И. Волоконниковой, В. Н. Дружинина. М., 2000, С. 27−42.
- Бедина В. Ю. Развитие целедостигающих стратегий личности в условиях политико-экономического альянса. Дисс. .канд. психол. наук. -Тамбов, 2007.- 202 с.
- Белкин A.C. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. -Челябинск: О АО «Юж.-Урал. Кн. Изд-во», 2004.
- Берестова Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя. Дис. .канд. психол. наук. М., 1994. -208 с.
- Бобиенко О.М. Ключевые компетенции личности как образовательный результат системы профессионального образования. М., 2003.
- Бодал ев A.A. Акмеология как учебная дисциплина. М: ВЛАДОС, 1999.-332с.
- Бодалев A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. — М.: Флинта: наука, 1998.
- Бодалев A.A. Как становятся великими или выдающимися? М.: РАГС, 1997.
- Бодалев А. А. О предмете акмеологии // Психологический журнал. 1993. — № 5. — С. 12−13.
- Богданов E.H. Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию (изд. 2-е, переработанное и дополненное). Калуга: КГПУ, 2001.
- Богданов E.H., Зазыкин В. Г. Психологические основы «паблик рилейшиз». СПб.: ПИТЕР, 2003.
- Богословский В.В. Общая психология, — М, «Просвещение», 1981.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологические исследования).- М.: Просвещение, 1968.- 464 с.
- Бойко В.В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983. — 207 с.
- Болонский процесс: середина пути / Под науч. ред. В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов/ Российский Новый Университет, 2005. — 379 с.
- Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. Спб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.- 672 с.
- Бояцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы. М., 2008.
- Брукинг Э. Интеллектуальный капитал / Пер. с англ. Под ред. Л. Н. Ковалик. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
- Брушлинский A.B. Исходные основания психологии субъекта и его деятельности // Психологическая наука в России XX столетия. М., 1997. С. 208−268.
- Брушлинский А. В: Психология субъекта и его деятельности / A.B. Брушлинский // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина.- М.: ИНФРА-М, 1999.- С. 330−346
- Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта.- М., 1994.
- Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 51−55.
- Волгин H.A., Николаев C.B. Доходы работника и результативность производства: (Проблемы, реалии, перспективы). — М.: Универсум, 2002. 274с.
- Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя практика. — М.: Дело, 1991.
- Выготский JL С. Развитие высших психических функций / JI.C. Выготский.- М.: АПН РСФСР, 1960.
- Головаха Е.И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. К.: Политиздат Украины, 1989. -189 с.
- Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии развития/ Под ред. C.B. Пирогова. М., 1998.
- Гоулмен Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управлять людьми на основе эмоционального интеллекта.- М., 2007.
- Грейсон Дж. Младший О. Делл К. «Американский менеджмент на пороге XXI века» пер. с англ. М., 1991.
- Гришина Н.В. Психология конфликта.- Спб: Питер, 2000.
- Гришина Н.В. Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе // Социальнопсихологические проблемы производственного коллектива / Под ред. Шороховой Е.В.- М., 1983.
- Гусева A.C. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: Автореферат дисс. доктора психол. наук. 1997.
- Дайл Д., Канджеми, Дж. Ковальски К. Трансформирующее действительность лидерство // Психология. Изд. Высшая Школа Экономики, 2004, № 1,с.98−109.
- Денисов О.И. Проблема конфликтологической компетентности руководителей. М.: МААН, 2000.
- Деркач A.A. Акмеологические основы развития профессионала. -М.: Изд-во Моск. психол.- социальн. ин-та- Воронеж: МОДЭК, 2004.
- Деркач A.A. Акмеологические основы управленческой деятельности. -М.: РАГС, 2000.
- Деркач A.A., Зазыкин В .Г. Акмеология. СПб.: ПИТЕР, 2003.
- Деркач A.A., Зазыкин В. Г. Акмеология управления: учебное пособие. A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин. Казань: Центр инновационных технологий, 2008. -320 с.
- Деркач A.A. и др. Психология развития профессионала/ Деркач A.A., Зазыкин В. Г., Маркова A.K. М., 2000.
- Деркач A.A., Зазыкин В. Г. Психологические факторы эффективности профессиональной деятельности- кадров государственной службы // Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. М., 1996.
- Деркач A.A., Исаев A.A. Педагогическое мастерство тренера в процессе формирования личности спортсмена. М., 1981.
- Деркач A.A. Теоретические проблемы акмеологии // Психология личности: новые исследования. — М., 1998. С. 14−24.
- Дьячков В.М. Оптимизация личностно-профессионального развития госслужащих регионального управления: Автореферат дисс. канд. психол. наук. М. Д997.
- Елина И.Е. Компетентность как интегральная характеристика профессиональной деятельности государственных служащих. Автореф. дисс.. канд. психол. Наук. М., 1999. -34 с.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.
- Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Дисс.. д-ра психол. наук.-Л. 1991.-403 с.
- Журавлёв А. Л. Стиль и эффективность руководства производственным коллективом: Дис. .канд. психол. наук. М., 1976. 196 с.
- Журавлев А. Л. Коммуникативные качества личности руководителя и эффективность руководства коллективом // Психол. журнал. 1983. -T.-N 1.-С.57−67.
- Журавлёв А.Л. Роль личности руководителя в организации совместной деятельности коллектива. // Совместная деятельность: Методология, теория, практика. М.: Наука, 1988. — С. 109 -115.
- Зазыкин В.Г. Основы акмеологической теории профессионализма в управлении. М.: МААН, 2004.
- Зазыкин В.Г., Карпенко, A.C. Психологическая компетентность руководителя: Учебное пособие. М., 2008.
- Зазыкин В.Г., Чернышев, А.П. Менеджер: психологические секреты профессии. М.:ЦИПТ, 1992.
- Зеер Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты, качества! профессионального образования // Образование и наука. — 2002. — № 2 (4).Е1. С. 31−50.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. для вузов / Э.Ф. Зеер-М.: Акад. проект- Екатеринбург: Дел. кн., 2003 — 336 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования// Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5.
- Исмагилова А.Г. Индивидуальный стиль педагогического общения воспитателя детского сада: Автореф. канд. дис. М., 1989.
- Исмагилова А.Г. Стиль общения // Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / Под ред. Б. А. Вяткина. М., 1999.
- Исмагилова Ф.С. К проблеме психологического анализа профессионального опыта. // Вестн. МГУ.- Сер. 14. Психология.- 2000.-№ 2. -С. 16−27.
- Карпов A.B. Психология менеджмента. Учебное пособие. М.: Гарадарики, 2005.
- Карпов A.B. Психология принятия управленческих решений/ Под ред. Докт. Псих. Наук, акад. РАО, проф. В. Д. Шадрикова.-М:Юристь, 1998.
- Килба А.Р. Акмеологические особенности индивидуальной стратегии карьерного развития государственных служащих : дис.. канд. психол. наук: М, 2007.- 197 с.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань: КГУ, 1966.
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — Москва -Воронеж: МПСИ, 1995.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону. «Феникс», 1996.
- Климов E.A. Пути- в профессионализм (Психологинеский взгляд): Учеб. пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта-, 2003.
- Краткий психологический словарь / Под ред. A.B. Петровского.-М.: Политиздат, 1985. -431 с.
- Красовский Ю. Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы (на материалах 120 российских компаний): Практ. пособие. М.: ИНФРА-М, 1997.-361 с.
- Кричевский P.JI. Психология лидерства. М., 2007.
- Кричевский P.JI. Самоэффективность и акмеологический подход к исследованию личности // Акмеология. № 1 — 2001.
- Кузьмина Н.В. Акмеология наука о факторах достижения вершин в профессиональной деятельности. В сб. Проблемы повышения профессионализма и продуктивности педагогической деятельности. Усть -Каменогорск-Ленинград, 1989.
- Кузьмина Н.В., Деркач A.A. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: Изд-во РАУ, 1993. 293с.
- Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. Шуя, 1995.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1998.
- Кулагин O.A. Принятие решений- в организациях. СПб: Из. Дом «Сентябрь», 2001.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. -М.:. Педагогика, 1970.
- Кяэрст М. Рассмотрение компетентности в- психологической? концепции совершенствования управления производственной организацией // Актуальные проблемы психологии труда. Тарту, 1980. — С. 45−67.
- Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» //
- Перспективы: вопросы образования. -1998. № 1. — С. 31−34.
- Леонтьев* А. Н. Деятельность. Сознание, Личность / А. Н. Леонтьев. М.: ПолитИзд. ат, 1975.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А. Н. Леонтьев // Психология мотивации и эмоций. М.: ЧеРо, 2002. — С.52−59.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984.
- Ломов Б.Ф. Системный подход и система детерминизма в психологии / Б. Ф. Ломов // Психологический журнал, 1989 № 4- С. 19−33.
- Магура М.И., Курбатова М. Б. Современные персонал-технологии. М.: Управление персоналом, 2003. — 298 с.
- Майсурадзе Ю.Ф. Роль образования в повышении компетентности руководящих кадров // Научное управление обществом. М., 1976, Вып. 10.- С. 277−298.
- Макшанов С.И. Психология тренинга. М., 1982.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. Учебник/ Отв.ред. П. Д. Павлов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 395с.
- Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. М: Инфра-М, 2002.-312 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. // Вестник Московского университета. Сер.7. Философия. 2001, № 3. -с.17−28.
- Мельников Г. П. Ситемология и языковые аспекты кибернетики. — М., 1973.
- Менеджеру о менеджменте / Отв. ред. Лаптев В. Г. М., 1997.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивида. М., Педагогика, 1986.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности /Под ред. Е. А. Климова. М., Мысль, 1996. — 418 с.
- Мескон М., Хедоури Ф., Альберт М. Основы менеджмента. М: Дело, 2004.-681 с.
- Миллс Р. Компетенции: Карман, справ. М., 2004.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. -М.: Флинта, 1998.- 234 с.
- Мясищев В. Н: Основные проблемы, и современное состояние психологии отношений человека. М., Просвещение, 1960. — 426 с.
- Назаретян А.П., Дроздов И. Н. Компетентность руководителя как условие оптимизации управления кадрами//Материалы межкафедральной научно-практической конференции. М., 1998.
- Никифоров А.Г. Компетентность и её значение в управлении производством.// Вестник МГУ, сер. 13. Теория научного коммунизма, N3. -С. 3−9.
- Огнев A.C. Организационное консультирование в стиле коучинг.-СПб.: Издательство «Речь», 2003.- 192 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка -4-е изд., дополненное.- М., 1999.
- Омаров A.M. Руководитель: размышления о стиле управления. М.: Политиздат, 1987. 365 с.
- Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива как одно из условий его жизнедеятельности // Регуляция социально-психологического климате трудового коллектива / Под ред. Парыгина Б. Д. -Л., 1986.-С. 65−89.
- Панасюк А.Ю. Я — Ваш имиджмейкер и готов помочь сформировать Ваш профессиональный имидж. М.: Дело, 2003.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально -психологический тренинг. М., 1989. -216 с.
- Петровская Л.А. Теоретические и методологические вопросы социально-психологического тренинга. М., 1982.
- Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
- Полищук O.A. Развитие рефлексивной компетентности кадровгосударственной службы: Дисс. .канд. псих, наук, М., 1995.
- Полосина Т.И. Психологическая структура управленческой компетентности руководителя среднего звена (на примере банка) // XV Державинские чтения. Академия психологии и управления: мат — лы Общерос. науч. конф. Февр. 2010 г. / Тамбов, 2010. С. 103−107.
- Полосина Т.И. Психологический тренинг — одна из технологий развития управленческой компетентности // Личность в современном мире: мат-лы Междунар. Семинара молодых ученых и аспирантов. 12 марта 2010 г. /Тамбов, 2010. -С.105−111.
- Полосина Т.И. Социокультурная специфика управленческой компетентности // Развитие личности в межкультурном социуме: мат — лы Междунар. науч. практ. конф. молодых ученых и аспирантов. 20−21 ноября 2009 г. / Тамбов — Москва, 2010. — С. 129−139.
- Полосина Т.И. Специфика отбора управленческих кадров банка // Вестн. Тамб. ун та. Сер. Гуманитарные науки. — Тамбов, 2009. — Вып. 9 (77). — С. 363−366.
- Полосина Т.И. Управленческая компетентность и управленческий потенциал: соотношение понятий // Потенциал личности: комплексная проблема: мат-лы Восьмой Междунар. Конф. Июнь 2009 г./Тамбов, 2009: С. 157−160.
- Практическая психодиагностика/ Под ред. Д. Я. Райгородского.
- Самара: Бахрах-м, 2000. 665 с.
- Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособ для студ. Высш. учеб. заведений- 2-е Изд., стер / Н. С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова-М.: Изд.ат. центр «Академия», 2004 — 480 с.
- Психогимнастика в тренинге / под редакцией Н. Ю. Хрящевой. -СПб.: «Ювента», Институт тренинга, 1999. 256 с.
- Психологический словарь. / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, В. И. Лубовского, др. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 440 с.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности государственных служащих/ под ред. A.A. Деркача. М.:РАГС, 2003.
- Психология: Словарь. / Под ред. А. А. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация: пер. с англ.- М., 2002.
- Райзберг Б. А., Лозовский Л. Iii., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007.
- Развитие управленческой компетенции / Под ред. Г. Салимана, Дж. Батслера. — М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, МИМ ЛИНК, 1998.
- Реан А. А. К проблеме социальной адаптации личности / A.A. Реан // Вестник СПбГУ. Сер. Экономики, философии, Психологии, права, 1995.-№ 3.-С. 74−79.
- Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов A.A. Психология адаптации личности / A.A. Реан, А. Р. Кудашев, A.A. Баранов. — Санкт-Петербург, «ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК», 2006.- 480 с.
- Ревенко Н.В. Психолого-педагогические особенности конфликтов дошкольников с родителями в семье и способы их разрешения : Дис. канд. психол. наук.- Калуга, 1999.- 160 с.
- Резник Ю.М., Смирнов Е. А. Жизненные стратегии личностиопыт комплексного анализа). М.: Институт человека РАН, 2002.
- Роджерс К. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии, 1990, № 3.-С. 165.
- Розанова В.А. Психология управления: учебное пособие — Изд. 2-е М.: ЗАО «Бизнес-школа». — 2000:
- Розенберг Д.Н. Бизнес менеджмент: терминологический словарь. — М.: ИНФРА-М, 1997. — 464 с.
- Рубинштейн C. JL Основы общей психологии, 4-изд. СПб.: Питер, 2003. — 641 с.
- Руденский Е.В., Социальная психология: Курс лекций.- М.: НФРА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.
- Рудестам М.К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы теория и практика / М. К. Рудестам М.: Прогресс, 1990 — 368 с.
- Селезнева Е.В. Общая акмеология: учебное пособие/ Е.В. Селезнева- под общ. Ред. A.A. Деркача. М: Изд-во РАГС, 2009.
- Семененко C.B. Акмеологический подход в изучении профессионализма кадров управления в особых условиях деятельности. М.: МААН, 2001.
- Семененко СВ. Психолого акмеологические модели профессионализма личности управленческих кадров в особых условиях деятельности. — М.: МААН, 2001.
- Сериков Г. Н. Управление образованием: системная интерпретация. Челябинск, 1998.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко Спб.: ООО «Речь», 2002 — 350 с.
- Ситников А.П. Теоретические и прикладные основы акмеологического тренинга программно-целевой направленности. Автореф. дис. .докт. психол. наук.- М. 1995.- 56 с.
- Ситников А.П. Акмеологический тренинг. Теория, методика, психотехнологии. М. 1996 г. — 428 стр.
- Словарь иностранных слов. М.: русский язык, 1989. -247 с.
- Советский энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова-М.: «Советскаяэнциклопедия», 1983 1599 с.
- Современный психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В.П. Зинченко- Санкт-Петербург: «ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК», 2007.- 635 с.
- Солнышкина М.Г. Профессиональные стратегии личности в условиях трансформации российского общества: дис.. д-ра социол. наук.-М., 2006.- 398 с.
- Соловьева Н.В. Структура и качество акмеологической среды// Акмеология: личностное и профессиональное развитие. Материалы научной конференции 7−8 октября 2004. М.: РАГС и др., 2004.
- Спенсер JI. М., Спенсер С. М. Компетенции на работе. М., 2005.
- Степанов С.Ю., Маслов С. Н., Яблокова Е. А. Управленческая инноватика: рефлепрактические методы. Вып. 1., М., 1993.
- Степнова JI.A. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих: Дис.. д-ра психол. наук: М., 2003.- 565 с.
- Стоф А., Мартине Р., Мерринбоер Дж. Что есть компетенция? Конструктивистский подход как выход из замешательства. М., 2004.
- Субетто А. И. Концептуально-теоретические основы решения проблемы качества образования в России // Сибир. пед. журн. 2008. № 1.
- Тимошков A.B. Индивидуальные особенности стратегиипринятия управленческих решений: Дисс. канд. псих наук., Красноярск, t2006.
- Тихомиров Ю.А. Теория компетенции / Ю. А. Тихомиров. — М.: 2001. —355,е.,
- Толочек В. А. Организационная психология и стили профессиональной деятельности государственных служащих. М.: РАГС, 2003.
- Толочек В. А. Стили профессиональной деятельности. М.: Смысл, 2000.
- Тонконогая Е.П. Дидактические основы обучения руководителей общеобразовательных школ в системе повышения квалификации: Дис.. д-ра пед. наук: СПб 1992. — 118 с.
- Турчинов А.И. Профессиональная и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. — М., 1998.
- Тугушев Р.Х. К вопросу системной психодиагностики психологической компетентности субъектов профессиональной деятельности
- Урбанович A.A. Психология управления: учебное пособие. Мн. Харвест, 2003 г. 640с.
- Ушаков Д.Н. Большой Толковый словарь современного русского языка. М., 2006.
- Филиппов A.B. Признаки управленческой деятельности: Организационная психология / Под ред. JT.B. Винокурова, И. С. Скрипюка. — СПб.: Питер, 2000! — 512 с.
- Философский энциклопедический словарь. М: Советская энциклопедия, 1989. 815 с.
- Халперн Д., Психология критического мышления. СПб., 2000. С. 179−202.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 1986. Т. 1,2.
- Хуторской A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народноеобразование. 2003. № 2. С.58−64.
- ШадриковВ'. Д. Деятельность и способности. М., 1994.
- Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный" подход // Высшее образование сегодня. -2004. № 8. — с.26−31.
- Шалаков Ю.А. Влияние профессионального самообразования на эффективность деятельности офицера налоговой полиции: Автореферат дисс. канд. психол. наук. М., 2000.
- Шамова Т.Н. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991. — 192 с.
- Шамова Т.И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 320 с.
- Шейн Э., Организационная культура и лидерство — С-Пб.: «Питер», 2002.
- Шишов С. Е, Агапов, И. Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость?- М, 2000.
- Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования. -М, 1998.
- Щедровицкий Г. П. Избранные труды.-М., 1995.
- Энциклопедия психологических тестов. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
- Bass В.М. (1999) Two decades of research and development in transformational leadership. European Journal of Work and Organizational Psychology. 8. 1, 9−26.
- Blake R.R. & Mouton J.S. Comparative Analysis of Situationalism and 9,9 Management by Principle 1982. — P. 20−43.
- Boyatzis Richard E (1982), The competent manager: a model for effective performance, John Wiley & Sons.
- Cenin M. Podstawy teqretyczne stosownych metod treningu psychologicznego// Acta Bratisl. Pr. Psychol. 1990. № 22. P. 35−64.
- Covey S.R. (1992) Principle-Centered Leadership. New York: Simon&Shuster.
- Durand T. Strategizing innovation: competence analysis in assessing strategic change // Heene A. & Sanchez R. Competence-Based Strategic Management. Chichester, 1997.
- Erpenbeck J. Handbuch Kompetenzmessung. Erkennen, verstehen und bewerten von Kompetenzen in der betrieblichen, pedagogischen und psychologischen Praxis Stuttgart: Schaeffer Poeschel, 2004.
- Goleman D. What makes a leader? // Harvard Business Review. 1998. Vol. 76.
- Kandola R. And Pearn M. (1992) «Identifying competencies» in R. Boam and P. Sparrow (eds), Designing and Achieving Competency: a competency-based approach to managing people and organizations, McGraw-Hill, London.
- Lyle M. Spencer, Signe M. Spencer (2003). Competence At Work. Models for Superior Performance, John Wiley & Sons, Inc.
- Landi F.G. Psychology of work behavior. Dorsey Press, 1985.
- Lyusin D. Emotional Intelligence as Mixed Construct: Its Relations to Personality and Gender // Jornal of Russian and East European Psychology.2006.44.6. November December. P. 54−68.
- Schein E. Organizational Culture / American Psychologist/45 (2). 1990 / E. Staudt, B. Kriegesmann, M. Kottmann // Know-How. 1999 — 2000. -N. 4 (Dez. — Jan.). — S. 4 — 10.
- Whiddet Steve and Hollyforde, Sarah (2003), A practical guide to competencies: how to enhance individual and organisational performance, Chartered Institute of Personnel and Development, second edition.
- White R. W. Motivation reconsidered: the concept of competence / R. W. White // Psychological Review. 1959. — H. 66. — S. 297 — 333.1. АНКЕТА1. Т.И. Полосина)
- Анкета заполняется следующим образом: внимательно прочтите вопрос и поставьте любой знак (галочку, крестик) в графе того варианта, который совпадает с Вашим мнением.
- Как часто Вы реализуете в своей деятельности следующие функции? п/п Функция руководителя +3 +2 +1 0часто регулярно редко никогда
- Информационно-аналитическая функция
- Анализируете оценку деятельности подразделения в целом
- Анализируете фактически достигнутые результаты с прогнозными, результатами истекших периодов и т. п.
- Анализируете экономические показатели банковской деятельности
- Планово-прогностическая функция
- Осуществляете прогнозирование выбора способов, средств и путей достижения целей
- Осуществляете оптимальное текущее и перспективное планирование деятельности коллектива
- Планируете четкие цели и задачи перед коллективом, привлекая к этому сотрудников
- Предлагаете оптимальные решения производственных проблем, советуясь с сотрудниками3. Координирующая функция
- Координируете действия сотрудников, организуя слаженную работу коллектива
- Организовываете взаимодействие с другими подразделениями
- Оптимально распределяете рабочую нагрузку между сотрудниками4. Организационная функция
- Г. Делегируете подчиненным в необходимой степени ответственность и* власть, даете им свободу действий в выполнении заданий-
- Обеспечиваете сотрудников необходимыми средствами (информационными, техническими, санитарно-гигиеническими и др.) для выполнения поставленных задач
- Занимаетесь самоменеджментом (организацией собственной деятельности)5. Мотивационная функция
- Умеете влиять на людей, заинтересовывать делом, находить индивидуальный подход
- Применяете различные виды стимулирования труда подчиненных (экономические, психологические)
- Используете поощрение как средство мотивации подчиненных
- Контрольно дисциплинарная функция
- Осуществляете контроль над ключевыми вопросами, не упуская из виду мелочей, вовремя реагируете на любое отклонение
- Тщательно контролируете действия подчиненных по соблюдению нормативных документов, инструкций, правил и распоряжений
- Требовательны к подчиненным, строго регулируете соблюдение трудовой дисциплины7. Инновационная функция
- Стремитесь совершенствовать методы работы, умеете внедрять инновации
- Поддерживаете рациональные предложения сотрудников
- Выдвигаете плодотворные идеи, восприимчивы к новому, гибко адаптируетесь к изменениям8. Представительская функция
- Представляете интересы своего коллектива для других структурных подразделений и внешних организаций
- Активно отстаиваете интересы своего коллектива
- Уверены в себе, способны высказатьсвою точку зрения на возникающие проблемы
- Экспертно-консультативная функция
- Объективно оцениваете результаты работы своих сотрудников
- При решении профессиональных и управленческих задач не пренебрегаете советами коллег, терпимы к чужому мнению10. Коучинговая функция
- Держите подчиненных в курсе дел компании
- Содействуете профессиональному развитию своих сотрудников, передаете свой опыт другим
- Поощряете отношения сотрудничества между подчиненными и являетесь членом их команды
- Интересуетесь личными проблемами сотрудников, их успехами и карьерой
- Социально-психологическая функция
- Используете индивидуальный подход к каждому сотруднику, гибко и корректно строите деловые отношения
- Допускаете критику в свой адрес, адекватно реагируете на нее
- Ко всем сотрудникам относитесь беспристрастно, ровно, лояльно
- Способствуете созданию благоприятного климата в коллективе, при возникновении конфликтных ситуаций содействуете их конструктивному разрешению
- В сложных производственных ситуациях берете ответственность на себя и не ищите виноватых
- Доступны для сотрудников, открыты и естественны в общении с ними
- Эмоционально сдержанны, способны к взаимопомощи1. Благодарим за работу.
- Контролирует соблюдение сотрудниками трудового распорядка, трудовой дисциплины, стандартов поведения с внутренними и внешними клиентами
- Контролирует выполнение плановых показателей с помощью системы отчетов, запрашивает информацию о проделанной работе за неделю, месяц
- Наблюдает за работой сотрудников с целью изучения затрат рабочего времени
- Проводит коллективные планерки с целью оценки состояния дел, уяснения сути возможных проблем и поиска их решений
- Устанавливает и поддерживает традиции
- Формирует и культивирует общие ценности, информирует, подает пример
- Поддерживает корпоративную культуру организации •
- Устанавливает и уверенно удерживает авторитетную позицию
- Поддерживает хороший личностный контакт (взаимосвязь) с сотрудниками. Держится уважительно, уверенно
- Четко и ясно выражает свои мысли, слушает собеседников, использует цивилизованные способы влияния, демонстрирует адекватное ситуации невербальное поведение
- Обеспечивает бесперебойность работы технических средств, необходимыми для работы сотрудников ресурсами1. Развивающие стратегии п/п Индикаторы поведения Оценка Комментарии (проявления-руководителя, дата)1 2 3 4 5 6 7
- Создает условия формирования потребностей в самореализации, мобилизации внутренних ресурсов, поощрения стремлений личностного и профессионального роста сотрудников
- Организует и обеспечивает повышение квалификации сотрудников (семинар-совещание, круглый стол, техническая учеба, проблемный семинар, стажировка) з. Дает полезную обратную связь, выдерживает оптимальный для развития баланс критики и поддержки
- Использует «горизонтальную» и «вертикальную» ротацшо сотрудников
- Организует профессиональные конкурсы, обеспечивает участие сотрудников в профессиональных конференциях
- Организует наставничество опытных специалистов над молодыми
- Создает условия для продуцирования инноваций сотрудников
- В поведении отсутствует формализм, предвзятость мнений, оцеиочность, чрезмерная приверженность принципам, ориентация на общепринятые правила, нормы.
- Поощряет инновации сотрудников, творческую активность, рационализаторские предложения путем признания, благодарности, бонусов, премий и т. п.
- Поддерживает творческие креативные решения сотрудников, проблематизирует привычные производственные ситуации5: Направляет деятельность подразделения на решение сложных деловых задач, выполнение амбициозных целей
- Устанавливает партнерские отношения, принимает многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения
- Владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информации, аргументирует свою точку зрения, используя логичные доводы и представления собеседника
- Южнокалифонийский тест легкости и гибкости мышления (АКР)1. Дж. Гилфорд)
- Напишите как можно больше слов. Содержащих букву «и». Буква может находиться в начале слова, в середине, в конце.
- Время выполнения — 1 минута.
- Перечислите как можно больше жидкостей, которые горят.
- Время выполнения — 1 минута.
- Напишите как можно больше слов, сходных по значению со словом «аккуратно».
- Время выполнения — 1 минута.
- Напишите как можно больше вариантов предложений из 4-х слов. Каждое слово должно начинаться с определенной буквы, это: Б, У, Ж, Б соответственно. Порядок слов остается постоянным.1. Время выполнения 7 минут.
- Напишите как можно больше вариантов окончания предложения, начинающегося со сравнения: «Мысль подобна бабочке.».1. Время выполнения 7 минут.
- Перечислите как можно больше вариантов использования металлической вешалки (предъявляется стимульный вариант).1. Время выполнения 5 минут.
- Напишите как можно больше заглавий для следующего стихотворения: О, светлая луна!
- Я шла и шла к тебе, А ты все далеко.
- Время выполнения 2 минуты.
- Перечислите максимальное количество последствий, которые могут возникнуть из факта исчезновения птиц.
- Время выполнения 3 минуты.
- Перечислите как можно больше профессий или занятий, которые может символизировать лампочка.
- Время выполнения 3 минуты.
- Нарисуйте лицо, клоуна, настольную лампу, используя круг, квадрат, треугольник и полукруг. Каждая фигура может использоваться несколько раз в разных размерах. Использовать другие фигуры нельзя.
- Время выполнения не ограничено.