Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические особенности личностного роста младших подростков в условиях разновозрастного коллектива: На примере групп семейной логопсихотерапии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ феномена личностного роста в междисциплинарном контексте с исторических, онтологических, социокультурных, акмеологических и возрастных позиций позволил рассмотреть его многогранность в контексте гуманитарной психологической практики: как способ достижения самоактуализации и гармонии с самим собой (Маслоу А., Роджерс К., Сатир В., Перлз Ф.), как общечеловеческую ценность и часть субкультуры… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические подходы к понятию личностного роста как психологического феномен
    • 1. 1. Концепции личностного роста в зарубежных теориях личности и психологической практике
    • 1. 2. Подходы к исследованию личностного роста в отечественной психологии
    • 1. 3. Личностный рост как акмеологический феномен
    • 1. 4. Социореабилитация как пространство личностного роста при невротически нарушенном общении
  • Глава II. Фасилитация личностного роста младших подростков в процессе логопсихотерапии
    • 2. 1. Особенности личностного роста в младшем подростковом возрасте
    • 2. 2. Специфика разновозрастного коллектива как фактора развития личности младшего подростка
    • 2. 3. Психологическая характеристика заикающихся младших подростков и их семей
    • 2. 4. Семейная групповая логопсихотерапия как модель организации пространства личностного роста заикающихся младших подростков
  • Глава III. Эмпирическое исследование личностного роста заикающихся младших подростков в процессе семейной групповой логопсихотерапии
    • 3. 1. Этапы и методы исследования личностного роста подростков
    • 3. 2. Описание выборки испытуемых и их семей
    • 3. 3. Анализ условий и механизмов личностного роста младших подростков в процессе семейной групповой логопсихотерапии
    • 3. 4. Результаты эмпирического исследования личностного роста младших подростков в условиях разновозрастного логопсихотерапевтического коллектива

Психологические особенности личностного роста младших подростков в условиях разновозрастного коллектива: На примере групп семейной логопсихотерапии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вторая половина XX века ознаменована появлением нового подхода к проблеме личности. Достижения зарубежной гуманистической и экзистенциальной психологии (Бьюдженталь Д., Маслоу А., Олпорт Г., Роджерс К., Франкл В. и др.), а также исследования отечественной психологии (Ананьев Б.Г., Ломов Б. Ф., Рубинштейн C. JL, Абульханова-Славская К.А., Петровский А. В., Асмолов А. Г., Братусь Б. С., Петровский В. А., Слободчиков В. И. и др.) способствовали утверждению в науке антропоцентрического эталона, задающего систему координат и ценностных ориентиров в познании человека как саморазвивающейся личности в его взаимодействии с окружающей действительностью.

Актуальность исследования феномена личностного роста обусловлена, с одной стороны, активным вовлечением и использованием данного понятия в сфере гуманистической и гуманитарной психологической практики, с другой стороны, — отрывом ее от глубокой теоретической разработки. Анализ зарубежной и отечественной литературы свидетельствует о том, что личностный рост может быть рассмотрен как общечеловеческая ценность и часть субкультуры «человеческой потенциальности» (Фейдимен Дж., Фрейгер Р.), как способность к решению экзистенциальных проблем (Бьюдженталь Д., Франкл В., Ялом И.), смысложизненная ориентация (Рубинштейн C. JL, Абульханова-Славская К.А., Слободчиков В. И., Франкл В., Карпова H.JI.,), показатель качества жизни, психологического благополучия и здоровья (Ананьев В.А., Васильева О. С., Рифф К.), как процесс непрерывного саморазвития, «самостроительства» (Битянова Н.Р., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А.), цель и результат развивающих, психотерапевтических и реабилитационных программ (Братченко C. JL, Лидере А. Г., Немиринский О. В., Прутченков А.С.).

В общем контексте отечественных исследований личностный рост выступает интегральной характеристикой становления важнейших сфер личности и отражает процесс осуществления человеком отношения к себе и своему способу существования в мире в качестве субъекта деятельности и жизнедеятельности (Рубинштейн C. J1., Ананьев Б. Г., Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А. В., Мясищев В. Н., Слободчиков В. И. и др.). В современной парадигме субъектности акцент делается на активно-преобразующей функции личности, а в центре внимания оказывается изучение главной способности человека — производить взаимообусловливающие изменения в мире, в других людях и в самом себе, превращая собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.

Особый интерес представляет рассмотрение понятия личностного роста в контексте психологии развития и акмеологии с ее устремленностью к достижению высшего уровня, что определяет возможность фиксировать внимание на изучении тех возрастных периодов, которые предшествуют возрасту зрелости человека. Исследование возможности личностного роста на границе детства и ранней взрослости актуализирует поиск соответствующих условий и стратегий для осуществления человеком высших достижений в будущем, способов эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса взросления детей и подростков для оказания им помощи по утверждению себя в роли субъекта собственной жизни и формированию позитивной установки на постоянный личностный рост.

Пристального внимания заслуживает рассмотрение возможностей личностного роста в области социальной реабилитации — восстановления нарушенного физического, психического и социального здоровья не только отдельных индивидов, но и целых социальных групп, начиная с ранних возрастов (Беличева С.А., Карпова Н. Л., Овчарова Р. В., Суворов А. В. и др.). Эта большая и все возрастающая научно-практическая область является до сих пор малоисследованной. Психологическая практика нуждается в разработке комплексных психолого-педагогических программ исцеления и «лечебного перевоспитания» (Мясищев В.Н.), а также развивающих программ, направленных на обеспечение максимально полноценной жизнедеятельности детей и взрослых в обществе, на профилактику целого ряда невротических расстройств, различных форм дезадаптации и отклоняющегося поведения.

Одним из сложнейших невротических расстройств личности является логоневроз (особая форма заикания), следствием которого выступает нарушение полноценного общения с окружающими людьми, с социумом. В практике лечения заикания с 60-х годов XX века успешно применяется оригинальная методика групповой логопсихотерапии Некрасовой Ю. Б. для социальной реабилитации подростков и взрослых 14−40 лет, страдающих логоневрозом. С конца 80-х годов XX века данная методика развивается Карповой H.JI. в направлении семейной групповой логопсихотерапии, где при активном участии родителей и родственников пациентов возможно включение в группу детей 8−13 лет. Вследствие психологического своеобразия младших подростков процесс их социального и личностного роста наиболее эффективно разворачивается в со-бытийной общности с людьми более старшего возрастаносителями взрослых образцов поведения (Макаренко А.С., Сухомлинский В. А., Лидере А. Г., Слободчиков В.И.). В связи с этим возникает проблемаисследование адаптации младших подростков с нарушенным речевым общением к условиям логопсихотерапевтического процесса, специфика их вовлечения (совместно с семьей) в социореабилитационную работу.

Процесс восстановления полноценного общения по методике семейной групповой логопсихотерапии у данной категории подростков может быть рассмотрен как модель актуализации и фасилитации способности субъекта к осознанному личностному росту в условиях интенсивной, напряженной работы над собой с использованием собственных внутренних ресурсов и психологической поддержки семьи и группы. Социореабилитация заикающихся младших подростков в разновозрастной группе семейной логопсихотерапии позволяет рассмотреть многогранный феномен личностного роста в следующих аспектах: структура, условия развития, механизмы актуализации, возрастные и индивидуальные закономерности проявления, необходимые психолого-педагогические и психотерапевтические средства.

Цель исследования — изучение психологических особенностей личностного роста у младших подростков, условий и механизмов его актуализации и фасилитации в разновозрастном логопсихотерапевтическом коллективе.

Объект исследования — младшие подростки (10−13 лет) с нарушенным речевым общением (логоневроз), включенные в разновозрастный коллектив социореабилитации.

Предмет исследования — психологические особенности и динамика личностного роста младших подростков в разновозрастном коллективе (на примере семейной групповой логопсихотерапии).

Гипотезы исследования:

1. Личностный рост как осознаваемый и управляемый процесс саморазвития актуализируется в младшем подростковом возрасте, что обусловлено становлением субъектных характеристик личности и изменениями в ее ценностно-смысловой сфере.

2. Личностный рост младших подростков в разновозрастном коллективе имеет позитивную динамику при его активной фасилитации через создание комплекса психолого-педагогических условий и действие психологических механизмов, определяемых содержанием каждого этапа социореабилитационного процесса.

Задачи исследования:

1). Проанализировать состояние проблемы изучения личностного роста в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.

2). Обосновать возможность личностного роста младших подростков в условиях разновозрастного коллектива. Для этого: а) изучить психологическое своеобразие указанного возрастного периодаб) адаптировать содержание, методы и приемы семейной групповой логопсихотерапии к особенностям младшего подросткового возрастав) выявить психологические особенности, механизмы и условия, способствующие личностному росту младших подростков в разновозрастном коллективег) разработать диагностику и критерии личностного роста младших подростков в условиях логопсихотерапевтического процесса.

3). Осуществить формирующий психолого-педагогический эксперименторганизовать работу групп семейной логопсихотерапии с участием младших подростков, их родителей и родственников.

4). Провести сравнительный анализ результатов исследования и дать оценку эффективности семейной групповой логопсихотерапии в плане организации личностного роста младших подростков.

Теоретические и методологические источники исследования: Культурно-историческая концепция развития в онтогенезе Выготского JI.C.- теория единства развития, воспитания-обучения и психологического познания человека Ананьева Б.Г.- концепция жизненного пути Рубинштейна C. JLконцепция периодизации психического развития Эльконина Д. Б. и Фельдштейна Д.И.- субъектно-деятельностный подход Рубинштейна C. JL, Ананьева Б. Г., Абульхановой-Славской К.А., Анцыферовой Л. И., Брушлинского А.В.- теория отношения и «лечебного перевоспитания» личности Мясищева В.Н.- теория общения Ананьева Б. Г. — Бодалева А.А.- теория развивающего обучения, интеграции процессов обучения и воспитания Давыдова В. В. и Эльконина Д.Б.- концепция персонализации и отраженной субъектности Петровского А. В. — Петровского В.А.- теория и практика творческой педагогики Дубровского К. М., Макаренко А. С., Сухомлинского В.А.- теория и практика групповой логопсихотерапии Некрасовой Ю. Б., семейной групповой логопсихотерапии Карповой Н.Л.

Методы исследования. Основным методом исследования является формирующий психолого-педагогический эксперимент в условиях разновозрастной группы семейной логопсихотерапии.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись следующие методы: организационные: сравнительный, лонгитюдный, биографическийпсиходиагностические: блок динамической психотерапевтической диагностики Ю. Б. Некрасовой, в составе которого библиотерапия и традиционные тесты, опросникиблок психологической диагностики родителей и родственников пациентов H.JI. Карповойавторский (А.Ю. Кругликовой) диагностический блок на выявление личностного роста испытуемыхинтервьюирование: беседа-диалог, видеоинтервьюобсервационные: прямое, косвенное и включенное наблюдение, самонаблюдениепраксиметрические: анализ продуктов деятельности (дневниковых записей пациентов и их родственников), изучение и обобщение опыта психических состояний по самоотчетамметод экспертных оценок и математические методы обработки полученных данных. ф Достоверность полученных результатов обеспечивалась достаточным объемом выборки обследуемых, применением комплекса апробированных методик (объективных и проективных), адекватных возрасту испытуемых, а также использованием в их обработке стандартных методов математической «статистики. Достоверность средних значений проверялась при помощи параметрического t-критерия Стьюдента. Статистическая обработка данных проводилась с помощью программного обеспечения «Statistica» vers. 6.0.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

Феномен личностного роста изучен с позиции исторического, онтологического, социокультурного, акмеологического и возрастного подходов. Выявлены возможности актуализации и фасилитации личностного роста и его психологические особенности в младшем подростковом возрасте, который рассматривается в качестве низшей границы возникновения феномена личностного роста, отражающего процесс осознаваемого и управляемого саморазвития. Впервые рассмотрена социокультурная, психологическая и терапевтическая значимость разновозрастного коллектива, включающего детей и взрослых, как особого пространства, в котором совершается личностный рост младшего подростка. Динамика личностного роста младших подростков с нарушенным речевым общением впервые прослежена и проанализирована в условиях специально организованной логопсихотерапевтической деятельности. Понятие личностного роста операционализировано посредством разработки системы характеризующих его критериев относительно проблемы затрудненного речевого общения. Определены психологические механизмы, объективные и субъективные условия актуализации и фасилитации проявлений личностного роста младших подростков в разновозрастном коллективе.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что впервые с акмеологических позиций рассмотрено качественное своеобразие возраста 10−13 лет: а) как переходного к зрелому подростковому возрастуб) возраста становления субъектного отношения к себе и к мирув) возраста личных достижений, первых «малых акме» (А.А.Бодалев) и первых «пиковых переживаний» (А.Маслоу), подлежащих осознаванию и рефлексии. Подтвержден факт динамики личностного роста у младших подростков и определено качественное его своеобразие. Выявлена специфика психолого-педагогической работы с детьми младшего подросткового возраста в плане фасилитации их личностного роста, что позволяет осуществлять превентивные меры к угашению остроты проблем зрелого подросткового возраста: инфантилизм, конфликтность отношений, отсутствие образа личных целей, девиации поведения и пр.

Проведена адаптация методики семейной групповой логопсихотерапии к младшему подростковому возрасту: а) подбор специального библиотерапевтического и психодиагностического материалаб) модификация активных групповых форм логопсихотерапиив) разработка новых приемов работы с родителями и родственниками младших подростков. Впервые дан полный анализ деятельности младших подростков в составе разновозрастного коллектива, функционирующего как культурно-обусловленная модель семьи с четко определенными социальными ролями.

Разработанная стратегия фасилитации личностного роста младших подростков как система психолого-педагогических и психотерапевтических приемов может использоваться для оптимизации и гармонизации отношений детей и взрослых (в том числе педагогов и родителей) в семейном и групповом общении, в процессе совместного творчества и сотрудничества, а также в консультативной и реабилитационной практике как технология работы с актуальными проблемами развития личности в подростковом возрасте.

Данные исследования могут быть использованы в лекционных курсах по возрастной, педагогической и социальной психологии, психологии личности, специальной педагогике и психологии, а также в обучающих социально-психологических программах для психологов-практиков, педагогов, психотерапевтов, логопедов, дефектологов и социальных работников.

Эмпирической базой исследования были 5 групп семейной логопсихотерапии в г. Таганроге, работавших в 1999;2005 гг. на базе МДОУ Центра развития ребенка «Здоровый ребенок». Обобщение результатов работы также осуществлялось с привлечением материалов 7 логопсихотерапевтических групп, работавших в Москве, Самаре и Самарской области, Владивостоке.

Положения, выносимые на защиту:

1. Феномен личностного роста имеет сложную психологическую структуру и как акмеологически направленный процесс самоизменения человека, совершаемый в его активно-преобразующей деятельности посредством использования проблемных ситуаций индивидуального опыта для собственного развития, проявляется на разных уровнях и в зависимости от возрастных психологических особенностей.

2. Личностный рост становится предметом осознавания и управления в младшем подростковом возрасте и под влиянием его фасилитации посредством психологических условий и механизмов обнаруживает позитивную динамику, определяемую по критериям: самопринятие, целостность, субъектность, открытость к новому опыту переживаний, коммуникативная компетентность, творческая адаптивность.

3. Психологические механизмы фасилитации личностного роста младших подростков в разновозрастном коллективе: а) механизм социальной фасилитации, б) механизм «инициации взрослого поведения», в) механизм влияния образа литературного героя, г) механизм «магических действий и слов».

4. Каждый этап семейной групповой логопсихотерапии создает для личностного роста специфические условия: I — посредством библиотерапииIIчерез моделирование коммуникативного успеха в эмоционально напряженной ситуации значимого общенияIII-IV — через организацию активной субъектной деятельности подростка в разновозрастном детско-взрослом коллективе.

Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования обсуждались на секции 3-го Всероссийского съезда психологов (Санкт-Петербург, 2003), на международной конференции «Психология общения: социокультурный анализ» (Ростов н/Д., РГУ, 2003), 3-й Международной практической конференции «Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании».

Таганрог, ТИУиЭ, 2003), Всероссийской научно-практической конференции «Развивающаяся личность в системе высшего образования России» (Ростов н/Д., ИУБиП, 2002), научно-практической конференции памяти Ю. Б. Некрасовой «Психологические, логопедические и психотерапевтические аспекты восстановления нарушенного речевого общения (заикание)» (Москва, ПИ РАО, 2004), на 6-й, 7-й научно-практических конференциях «Пространство Гештальта» (Ростов н/Д., ЮРГИ, 2004, 2005), 1-й Всероссийской конференции «Проблемы гуманитарной психологии» (Таганрог, 2005), на заседаниях группы «Психология общения и реабилитации личности» ПИ РАО (Москва, 2004, 2005) и кафедры психологии развития РГУ (Ростов н/Д., 2006). О работе Таганрогских групп семейной логопсихотерапии снят научно-методический фильм «Нам 5 лет» (Таганрог, 2004).

Материалы исследования используются в курсе спецпрактикума для студентов-психологов Таганрогского института управления и экономики и в работе городских методических объединений психологов, логопедов, дефектологов, а также в обучающей программе по методике семейной групповой логопсихотерапии.

Публикации. Основные положения диссертации нашли отражение в 20 работах общим объемом в 4,48 п.л.

Структура и объем диссертации

: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (216 наименований, из них 7 на английском языке) и приложений. Объем основного текста составляет 174 страницы, содержит 16 таблиц и 32 рисунка.

Выводы по третьей главе:

1. Анализ результатов проведенного формирующего психолого-педагогического эксперимента убеждает в том, что процесс личностного роста # становится предметом осознавания, управления и проектирования уже в младшем подростковом возрасте, и имеет возрастные особенности.

2. Фасилитирующие воздействия имеют свою специфику на каждом этапе социореабилитационного курса, определяемую комплексом психолого-педагогических, психотерапевтических условий и действием психологических механизмов и особыми отношениями в разновозрастном коллективе, что представляют собой определенную технологию личностного роста (Рисунок 4 в Приложении 4).

3. Динамика личностного роста обусловлена развитием субъектных качеств, изменениями в мотивационной и ценностно-смысловой сфере личности младших подростков и выступает интегральным показателем эффективности их «лечебного преобразования» в социореабилитационном процессе и восстановления при этом способности к полноценному и конструктивному общению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, в рамках темы диссертационного исследования были изучены Ф психологические особенности личностного роста младших подростков в условиях разновозрастного коллектива в контексте восстановления у них нарушенного речевого общения посредством «лечебного преобразования" — выделены основные психологические условия и механизмы фасилитации if личностного роста. Проведено комплексное экспериментальное изучение динамики личностного роста младших подростков в процессе социореабилитации, обоснована ее зависимость от развития субъектных характеристик личности и изменений в ценностно-смысловой сфере. Были • достигнуты основная цель и задачи теоретического, методического и практического плана, выдвинутые гипотезы нашли свое подтверждение, обобщены результаты, полученные в ходе эксперимента, сформулированы следующие выводы:

1. Анализ феномена личностного роста в междисциплинарном контексте с исторических, онтологических, социокультурных, акмеологических и возрастных позиций позволил рассмотреть его многогранность в контексте гуманитарной психологической практики: как способ достижения самоактуализации и гармонии с самим собой (Маслоу А., Роджерс К., Сатир В., Перлз Ф.), как общечеловеческую ценность и часть субкультуры «человеческой потенциальности» (Фейдимен Дж., Фрейгер Р.), как способность к решению экзистенциальных проблем (Бьюдженталь Д., Франкл В., Ялом И.), смысложизненную ориентацию (Абульханова-Славская К.А., Рубинштейн С. Л., Слободчиков В. И., Франкл В., Карпова Н. Л.,), показатель качества жизни, психологического благополучия и здоровья (Ананьев В.А., Васильева О. С., Рифф К.), как процесс непрерывного саморазвития, «самостроительства» (Битянова Н.Р., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А.), как цель и результат развивающих, психотерапевтических и реабилитационных программ (Братченко С.Л., Лидере А. Г., Немиринский О. В., Прутченков А.С.).

2. С указанных позиций стало возможным определить личностный рост как акмеологически направленный процесс самоизменения человека, совершаемый в его активно-преобразующей деятельности посредством использования проблемных ситуаций индивидуального опыта для собственного развития, что обеспечивает ему достижение своего акме на ступени взрослости через микроакме на каждом возрастном этапе.

3. Предложенная в исследовании психологическая структура личностного роста позволяет описывать его в пространстве социореабилитационного, психолого-педагогического процесса при помощи анализа ценностно-смысловых, целевых, инструментальных, деятельностных и результирующих параметров (процессуальный аспект), а также на уровне конкретных личностных достижений, исходя из проблематики нарушения (содержательный аспект).

4. Теоретическое исследование психологического своеобразия Л • возраста 10−13 лет с позиций культурно-исторической концепции развития в онтогенезе (Выготский J1.C., Эльконин Д. Б., Божович Л. И., Фельдштейн Д. И., Слободчиков В.И.), а также влияния на психологические особенности личности заикающихся подростков имеющегося у них речевого нарушения (Буянов М.И., Захаров А. И., Некрасова Ю. Б., Карпова Н. Л., Миссуловин Л. Я., Романенко O.K., Селиверстов В. И. и др.), дало возможность определить младший подростковый возраст в качестве низшей границы проявлений акмеологически направленного личностного роста, когда процесс самоизменения становится предметом осознавания и управления, и уточнить его психологические особенности.

5. Теоретически и эмпирически установлен факт, что личностный рост как акмеологически направленный процесс самоизменения становится предметом осознавания и управления в младшем подростковом возрасте, имеет возрастные психологические особенности, определяющие степень и характер его динамики. Основной стратегией, запускающей процесс «лечебного преобразования» младших подростков с невротически нарушенным общением, является фасилитация их личностного роста на основе пробуждения.

Ф субъектности в ответственных коммуникативно-личностных поступках.

6. Понятие личностного роста операционализировано, исходя из разработанных в психологии интрапсихических и интерпсихических критериев (Братченко С.Л. и Миронова М. Р., Битянова Н. Р., Овчарова Р.В.), конкретизированных относительно проблематики невротически нарушенного общения (Некрасова Ю.Б., Карпова Н. Л., Кругликова А.Ю.), а именно: по критериям самопринятия, целостности, субъектности, открытости к новому опыту переживаний, коммуникативной компетентности, творческой • адаптивности. Доказано, что указанные критерии позволяют отслеживать динамику личностного роста участников логопсихотерапевтического процесса и его эффективность в целом.

7. Экспериментально подтвердилось, что методика семейной групповой логопсихотерапии Карповой H. JL, адаптированная в исследовании к использованию с младшими подростками, является эффективной психологической практикой формирования субъектности младших подростков и развития их мотивационно-потребностной сферы. Разновозрастная группа семейной логопсихотерапии предстает как пространство развертывания личностного роста младших подростков в направлении их социально-личностного развития, как значимое «место взросления» и как фактор фасилитации личностного роста младших подростков в условиях специально организованной учебно-лечебной, творчески-игровой совместно-разделенной со взрослым деятельности. Организация процесса личностного роста младших подростков в логопсихотерапии выступает важнейшим инструментом их «лечебного преобразования», а его результатом — восстановление нарушенного общения и максимально возможное раскрытие субъектно-личностного потенциала.

8. Проведенная адаптация методики семейной групповой логопсихотерапии к младшему подростковому возрасту и полный анализ специфики деятельности младших подростков в составе разновозрастной группы, данный на основе интеграции логопсихотерапевтических (Некрасова Ю.Б., Карпова H.JI.) и возрастно-специфических психотерапевтических подходов к работе с подростками (Лидере А.Г., Эйдемиллер Э. Г., Кэрелл С.) позволила осуществить формирующий психолого-педагогический эксперимент.

9. Предложенный для решения экспериментальных задач модифицированный комплекс психодиагностических методик, соответствующий возможностям детей младшего подросткового возраста, основанный на принципах динамической психотерапевтической диагностики (Некрасова Ю.Б.) и психодиагностического блока для пациентов и родственников (Карпова H. JL), в эксперименте получил подтверждение статистической значимости в сопоставлении с комплексом разработанных критериев личностного роста в методике экспертных оценок диссертанта.

10. Разработанная стратегия фасилитации личностного роста младших подростков как система психолого-педагогических и психотерапевтических условий, специфических для каждого этапа семейной групповой логопсихотерапии (библиотерапия — на первом, моделирование коммуникативного успеха в сложной значимой ситуации — на втором, организация активной субъектной деятельности — на третьем и четвертом этапах) может быть использована как технология работы с актуальными проблемами развития личности в младшем подростковом возрасте и как способ превенции негативной проблематики развития в зрелом подростковом возрасте (инфантилизм, акцентуации характера, девиации поведения, невротические расстройства).

11. Выделены и описаны психологические механизмы личностного роста младших подростков, действие которых определяется общепсихологическими закономерностями преобразования личности (гиперкомпенсация, по Адлеру А., фасилитирующее влияние взрослого, по Роджерсу К., инкантация как условие решения «задач развития», по Хеймансу П.), а также разработанными в логопсихотерапии принципами и общими механизмами процесса социореабилитации (Карпова H. JL, Некрасова Ю.Б.). Возможно их использование в разработке содержания психологических и социореабилитационных программ для работы с младшими подростками.

12. Полученные в экспериментальном исследовании результаты позволяют считать, что процесс личностного роста младших подростков успешно фасилитируется в разновозрастном коллективе при поддержке развития у них субъектных качеств личности и активном воздействии на ценностно-смысловую сферу за счет расширения «зоны ближайшего развития» посредством методологии и технологии семейной групповой логопсихотерапии. Наиболее сензитивным к фасилитирующим воздействиям в направлении личностного роста оказался возраст 11−12 лет, в то время как к 14-ти годам сензитивность снижается, усиливается ригидность в отношении к позитивной лечебно-учебной информации, что нивелирует динамику личностного роста и требует изменения психолого-педагогических подходов в фасилитации личностного роста.

Анализ сопоставления динамики личностного роста младших подростков с другими показателями сравнительного психодиагностического обследования выявил ее зависимость от уровня речевой и личностной тревоги и личностных изменений, происходящих в области мотивационно-смысловой сферы. После прохождения курса социореабилитации у младших подростков отмечается более адекватное восприятие своего нарушения и активное, ответственное отношение к своему лечебному преобразованию, а также адекватное отношение к себе как личности и субъекту. В ситуациях затрудненного общения у них начинает преобладать мотивация достижения личностно значимых целей, а мотивация избегания речевой неудачи сменяется мотивацией достижения успеха, в связи с чем повышается уровень коммуникативной активности и степень реализации потребности в общении. В личности младшего подростка по окончании курса социореабилитации отмечается устойчивость черт субъектной и гуманистической направленности при снижении доли черт эгоистической и формально-динамической направленности. В ценностно-смысловой сфере приоритетными становятся ценности субъекта, ценности отношений и, что самое главное, появляются ценности роста — это создает основу для формирования устойчивой направленности на личностный рост в ближайшей и далекой перспективе.

Проведенное научно-практическое исследование психологических особенностей личностного роста младших подростков в условиях разновозрастного коллектива позволяет наметить новые подходы к эффективной психолого-педагогической и социореабилитационной практике в системе образования с детьми 10−13 лет гармоничного развития, а также имеющими различные проявления нарушенного общения посредством активного включения всей семьи как в учебно-воспитательный, так и в лечебно-реабилитационный процесс.

К перспективам дальнейшего исследования следует отнести создание краткосрочных и долгосрочных психологических программ акмеологической направленности по фасилитации личностного роста младших подростков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Ю. Психологический аспект заикания: (на материале взрослых больных): Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1976. 16 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. 299 с.
  3. А. Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов, учителей. М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. 214 с.
  4. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.380 с.
  5. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т., Т. 1. М.: Педагогика, 1980.232 с.
  6. В.А. Психология здоровья: синтез знаний о личностном росте // Вестник психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы. 1995. № 3. С. 54−67.
  7. В.А. Внутренняя картина здоровья // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов: Т. С. 106−111.
  8. Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 264 с.
  9. Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. С. 426−433.
  10. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1991, Т.6, № 3, с. 54−72.
  11. Н.М. Заикание у взрослых /Заикание под ред. Н. А. Власовой, К.-П. Беккера. М., 1983. С.78−97.
  12. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. 364 с.
  13. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. 416 с.
  14. А.Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. В. и др. О некоторых # перспективах исследования смысловых образований личности // Вопр. психол.1979. № 4. С. 35−46.
  15. М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб, 2000. 327 с.
  16. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 424 с.
  17. Л.И., Дъякова Е. А. Заикание: Учеб. пособие для студ. пед. институтов. М.: В. Секачев, 1998. 304 с.
  18. Библиопсихология и библиотерапия / Ред. Н. С. Лейтес, Н. Л. Карпова, О. П. Кабачек. М.: Школьная библиотека, 2005. 480 с.
  19. Н.Р. Психология личностного роста. Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагоговсоциальных работников. М.: МПА, 1995. 64 с.
  20. А.А. Личность и общение. М., 1995. 328 с.
  21. А.А. Психология личности. М.: изд. МГУ, 1988. 158 с.
  22. А.А., Рудкевич Л. А. Как становятся великими или выдающимися? М., 2003. 287 с.
  23. А.А. О предмете акмеологии // Психологический журнал. -ф 1993. М.14, № 5. С. 73−79.
  24. А.А. Смысл жизни и акме человека: соотношение «будничного» и «высшего Я» Н Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни (Материалы I-II симпозиумов). М.: Пи РАО, 1997. С. 29−32.
  25. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  26. Большой толковый психологический словарь: Пер. с англ. В 2-х т./ • Сост. Ребер А., М.: Вече, Аст, 2000. Т. 2. 592 с.
  27. .С. Аномалии личности. М., 1988. 304 с.
  28. C.JI. Межличностный диалог и его атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 201−221.
  29. С.Л., Миронова М. Р. Личностный рост и его критерии, http: // www.psycheya.ru/lib/ppsll.html
  30. А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психол. журнал. 1991. Т.12. № 6. С. 6−10.
  31. М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.
  32. Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж, 1993.128 с.
  33. А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб: Речь, 2001. 144 с.
  34. О.С., Демченко Е. А. Изучение основных характеристик жизненных стратегий человека // Вопр. психол. 2001, № 2. С. 74−85.
  35. Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984. 200 с.
  36. Ф.Д. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ- Смысл, 2003. 240 с.
  37. Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. Учеб. пособие. М.: МПА, 2001. 160 с.
  38. Е.Е. Психологические особенности самоактуализации подростков с отклоняющимся поведением: Автореф. дисс.. канд. психол. наук М., 2003.24 с.
  39. А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: Владос-Пресс, 2003. 160 с.
  40. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М., 1967. 383 с.
  41. JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1983.
  42. В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. СПб.: «Сфера», 1994. 158 с.
  43. Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая JI.A. Когда книга учит. М., 1991. 180 с.
  44. Групповая психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. М., 1990.380 с.
  45. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  46. В.В., Зинченко В. П. Принцип развития в психологии // Вопр. философии. 1980. № 12. С.47−60.
  47. А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М., Воронеж, 2004. 752 с.
  48. Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д. Лэйна, Э. Миллера. СПб.: Питер, 2001. 448 с.
  49. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под ред. С. А. Беличевой. М.: «Социальное здоровье России», 1999. 182 с.
  50. Н.Б. Диагностика эффективности футуропрактики (на материале детских и взрослых групп) // Гештальт и психодрама в работе с детьми и родителями. М.: МИГИП, 1997. С. 25−35.
  51. К.М. Методика директивного группового внушения. В кн.: Психотерапия в курортологии. Киев, 1966. С. 233−235.
  52. Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов: В 8 т. СПб.: Изд. С.-Петерб. ун-та, 2003.
  53. Н.И. Механизмы речи. М., 1956. 370 с.
  54. Заикание / Под ред. Н. А. Власовой, К.-П. Беккера. М., 1983. 288 с.
  55. Заикание у подростков. Кн. для логопеда / Сост. М. И. Буянов. М., 1989. 175 с.
  56. А.И. Неврозы у детей. СПб.: Дельта, 1996. 480 с.
  57. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е. А. Проективная диагностика в сказкотерапии. СПб: Речь, 2003. 208 с.
  58. В.В. Психология субъекта новая методология понимания ^ • человеческого бытия // Ежегодник Российского психологического общества:
  59. Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов: Т. 3. С. 467−470.
  60. Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Гуманитарные проблемы современной психологии». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. № 7 (51). 207 с.
  61. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / Под ред. Б. А. Вяткина. М., 1999. 284 с.
  62. В.В. Если ребенок заикается. СПб.: Питер, 1998. 124 с.
  63. А.П. О подростках (Содержание возрастного, полового и типологического). М.: Педагогика, 1970. 272 с.
  64. Карпова H. J1. Мотивационная включенность в деятельность: структура, механизмы, условия формирования (на материале социореабилитационного процесса): Дисс.. докт. психол. наук. М., 1998. 352 с.
  65. H.JI. Основы личностно-направленной логопсихотерапии: Учебное пособие. 2-е изд. М.: МПСИ: Флинта, 2003. 200 с.
  66. Н.Л. Общение как деятельность, стимулирующая сотворчество в процессе социореабилитации // Психология общения:
  67. Ф социокультурный анализ: Материалы конференции / Под ред. А. А. Бодалева,
  68. П.Н. Ермакова, В. А. Лабунской. Ростов н/Д., 2003. С. 153−155.
  69. Н.Л. Смысл жизни и акме в процессе социореабилитации // Современные проблемы смысла жизни и акме (Материалы VI-VII симпозиумов• ПИ РАО) / Под ред. А. А. Бодалева, В. Э. Чудновского, Н. Л. Карповой, Г. А.
  70. . М. Самара, 2002. С. 363−370.
  71. Н.Л. Смысложизненный и акмеологический потенциал семейной групповой логопсихотерапии // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска:
  72. В 2 ч. / Под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Вайзер, H.JI. Карповой, В. Э. Чудновского. М.: Смысл, 2004. С. 15−35.
  73. Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопр. психол. 1993. № 1, С. 13−23.
  74. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976. 350 с.
  75. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978. 367 с.
  76. В.Т. и др. Общая психотерапия: Рук. Для врачей / В. Т. Кондрашенко, Д. И. Донской, С. А. Игумнов. Мн.: Выш. шк., 1999. 524 с.
  77. Коррекция личности заикающихся в процессе логопедических занятия / Метод, рекомендации подгот. Л. З. Арутюнян, О. Д. Ждановой. Куйбышев, 1990. 12 с.
  78. Р. Психотерапевтические группы: Теория и практика / Пер. с лит. М., 2000. 240 с.
  79. Г. психология развития. СПб.: Питер, 2000. 992 с.
  80. Л.М., Михайлова Е. Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. М., 1993. 154 с.
  81. Л.М. Клинико-психологический анализ групповой психотерапии при заикании: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1987. 22с.
  82. А.Ю. Логопсихотерапевтический процесс как фактор саморазвития личности // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. СПб.: 2003. Т. 4. С. 469 472.
  83. А.Ю. Личностный рост как психологический феномен // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Гуманитарные проблемы современной психологии». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. № 7 (51). С. 188 189.
  84. В.Т., Уразалиева Г. К. Субъект деятельности в онтогенезе . • // Вопр. психол. 2001. № 4. С. 14−29.
  85. Т.И. Психолого-педагогические стратегии развития субъектности современного подростка. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 2004. 23 с.
  86. С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., Просвещение, 1989. 163 с.
  87. С. Групповая психотерапия подростков. СПб.: Питер, 2002.224 с.
  88. В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. 608 с.
  89. В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М., 1994. 192 с.
  90. Р.Е. Заикание у детей. М., 1975. 157 с.
  91. Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: «Академия», 2000. 320 с.
  92. А.А. Психология общения. 3-е изд. М.: Смысл, 1999. 365с.
  93. А.Н. Избр. психолог, произв.: В 2-х т. М., 1983.
  94. А.Н. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 604 с.
  95. Д.А. Гуманистическая психология как социокультурное явление // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 19−29.
  96. А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: «Академия», 2003. 256 с.
  97. М.Е. Если хочешь быть счастливым. Ростов н/Д.: Феникс, 1995. 640 с.
  98. Ш. Психологический тренинг умений. Школа Вирджинии Сатир. СПб.: Питер, 2001. 160 с.
  99. .Ф. Проблема общения в психологии // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. С. 3−22.
  100. А.С. О воспитании / Сост. и авт. вступит, статьи• В. С. Хелемендик. 2-е изд., М.: Политиздат, 1990. 415 с.
  101. А.С. Избр. педагогич. произвед.: В 2-х т. М., 1988.
  102. Р., Кэйдис Л. «Шоколадный пудинг» и другие методики интенсивной многосемейной терапии: Пер. с англ. / Общ. ред. Н. А. Цветковой. М.: МПСИ: Флинта, 1998. 304 с.
  103. А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997. 178с.
  104. А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб: Питер, 2003. 352 с.
  105. B.C. Психология индивидуальности: Избр. психол. труды. М.: Логос, 1996. 340 с.
  106. Л.Я. Лечение заикания. Л., 1988. 184 с. к
  107. Н.Г. Психологические предпосылки понимания прочитанного младшими школьниками // Основы методики начального обучения русскому языку / Под ред. Н. С. Рождественского. М., 1965. С. 318 321.
  108. В.Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд. МПСИ- Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2003. 398 с.
  109. Ф 110. Некрасова Ю. Б. Особенности диагностики при реабилитации людейс нарушением речевого общения //Вопр. психол. 1991. № 5. С. 123−129.
  110. Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся. Автореф. дисс. в форме научн. докл.. докт.психол. наук. М., 1992. 42 с.
  111. Ю.Б. О психических состояниях, их диагностике, управлении и направленном формировании (в процессе социореабилитации заикающихся) // Вопр. психол. 1994, № 6. С. 37−45.
  112. О.В. Личностный рост в терапевтической группе. М.: Смысл, 1999. 112 с.
  113. О.В. Терапевтическая динамика группы как развертывание процесса личностного роста. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1995. 26 с.
  114. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.374 с.
  115. Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ Сфера, 2002. 479 с.
  116. С.И. Словарь русского языка. М., 1990. 917 с.
  117. В. Окна в мир ребенка. М., 2000. 336 с.
  118. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутренне Я человека // Психология личности: Сборник статей / Сост. А. Б. Орлов. 2-е изд., доп. М.: ООО «Вопросы психологии», 2003. С. 189−202.
  119. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. 287с.
  120. С.И. О психологических особенностях заикающихся детей и подростков / В кн. Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1975. С. 65−76.
  121. Е.Л., Успенская Л. П. Как помочь заикающимся школьникам. М., 1995. 176 с.
  122. Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. под ред. B.C. Магуна. М.: Аспект-пресс, 2000.607 с.
  123. М.Ю. Динамика личностных изменений в процессе социально-ориентированного обучения студентов в вузе. Дисс.. канд. психол. наук. Ростов н/Д., 1997. 187 с.
  124. Ф. Внутри и вне помойного ведра // Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальттерапии. СПб., 1995. 224 с.
  125. Jl.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982. 168 с.
  126. А.В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопр. философии. 1982. № 3. С. 57−63.
  127. А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии: В 2-х т. Т. 2. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 413 с.
  128. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 512 с.
  129. И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. 348 с.
  130. К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. М.: «Академия», 2000. 184 с.
  131. Т.Д., Полозова Т. А. Всем лучшим во мне я обязан книгам. М., 1990. 256 с.
  132. Популярная психология для родителей / Под ред. А. А. Бодалева, А. С. Спиваковской, Н. Л. Карповой. М.: Флинта, 1998. 398 с.
  133. О.Ф., Потемкина Е. В. Психологический анализ рисунка и текста. СПб: Речь, 2005. 524 с.
  134. A.M. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект): Автореф. дисс.. докт. психол. наук. М., 1996. 46 с.
  135. A.M. Программа развития способности к самопознанию и уверенности в себе у детей 10−12 лет // Психол. программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 2002. С. 12−48.
  136. А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М., 1992. 84 с.
  137. А.С. Тренинг личностного роста // Детский психолог под ред. Е. И. Рогова. Ростов н/Д, изд. РГПУ, 1995, № 7 С.50−65. № 8. С. 57−67.
  138. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Академический проект, 2002. 128 с.
  139. Психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. 476 с.
  140. Психология личности: Сборник статей / Сост. А. Б. Орлов, 2-е изд. М.: ООО «Вопросы психологии», 2003. 223 с.
  141. Психология личности / Под ред. А. Л. Райгородского. Хрестоматия: Т. 2. Самара, 2000. 544 с.
  142. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. 480 с.
  143. Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. А. А. Реан. СПб.: Питер, 2000. 475 с.
  144. Психология общения: социокультурный анализ: Материалы конференции / Под ред. А. А. Бодалева, П. Н. Ермакова, В. А. Лабунской. — Ростов н/Д., 2003. 360 с.
  145. Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений / Под ред. Т. Д. Марцинковской. М.: Академия, 2001. 350 с.
  146. Психология современного подростка / Под ред. проф. Л. А. Регуш. СПб: Речь, 2005. 400 с.
  147. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Шур. М.: Смысл, 1997. 336 с.
  148. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер Ком, 1999. 752 с.
  149. Т.А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. Учеб. пособие. Б-ка шк. психолога. М.: Флинта, 1998. 263с.
  150. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. / Обл. ред. A.M. Фонарева. М.: Прогресс, 1987. 272 с.
  151. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ./ Под ред. Исениной Е. И. М., 2001. 416 с.
  152. К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография / Пер. с англ. О. Кондрашовой и др.М., изд. ЭКСМО-Пресс, 2000. 464 с.
  153. К. Фрейберг Д. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. 527 с.
  154. O.K. Практическая гештальттерапия. М.: Фолиум, 1995.112 с.
  155. С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. 704 с.
  156. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. 416 с.
  157. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1997. 384 с.
  158. Е.В., Абдразякова A.M., Ениколопов С. Н. Личностные Ф факторы в оценке качества жизни и психологического благополучия. //
  159. Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов: Т. 7. С. 15−19.
  160. Е.Н. Отрицание как одна из личных реакций родителей на болезнь ребенка-инвалида // Психологический вестник. Выпуск 1 (ч. 1), Ростов н/Д: изд. РГУ, 1996. С. 170−177.
  161. В.И. Заикание у детей: Психокоррекц. и дидактич. основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн.• пед. учеб. заведений. М.: Владос, 2001. 208 с.
  162. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2004. 350 с.
  163. Т.П. Психология доверия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. «Академия», 2000. 264 с.
  164. Н.Н. Психические состояния успеха и их роль в восстановлении нарушенной коммуникации. Дисс.. канд. психол. наук. М., 1993. 186 с.
  165. В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопр. психол. 1991, № 2. С.37−49.
  166. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. М., 2000. 416 с.
  167. В.И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопр. психол. 1996. № 5. С. 38−50.
  168. Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: В 2 ч. / Под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Вайзер, Н. Л. Карповой, В. Э. Чудновского. М.: Смысл, 2004.
  169. А.Е. Проблема здоровья с позиций гуманистической психологии // Вопр. психол. 2003. № 3. С. 92−101.
  170. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1983. 215 с.
  171. Е.Т. Психотерапия: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 360 с.
  172. Социальная работа / Под общ. ред. В. И. Курбатовой: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 576 с.
  173. А.С. Психотерапия: игра, детство, семья: В 2-х т. ЭКСМО-Пресс, 1999. Т. 2. 464 с.
  174. А.С. Комплексная психологическая коррекция в ^ # профилактике детских неврозов: Автореф. дисс.. докт. психол. наук. М., 1989. 50 с.
  175. В.А. Избранные произведения: В 5-ти т. / Под ред. А. Г. Дзеверина и др. Киев.: Рад. Школа, 1979.
  176. Н.У. Психологические особенности развития взимоотношений со взрослыми как необходимое условие личностного роста подростка. Дисс.. канд. психол. наук. М., 1997. 167 с.
  177. Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост: В 4-х вып. Ростов н/Д.: Рос. открытый университет, 1994.
  178. Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избр. Труды. М.: МПСИ: Флинта, 1999. 672 с.
  179. Т.А. Диалог в практической психологии: Автореф. дисс.. докт. психол. наук. М., 1993. 52 с.
  180. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  181. А. Психология Я и защитные механизмы: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1993. 144 с.
  182. Ф 185. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 2001. 528 с.
  183. А. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. 384 с.
  184. И.Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство развития («школа взросления») // Вопр. психол. 1993. № 1 С. 24−32.f 188. Хватцев М. Е. Недостатки речи у школьников. М., 1958. 156 с.
  185. К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию: Пер. с англ. / Под ред. проф. М. М. Решетникова. СПб: Б.С.К., 1997. 218 с.
  186. Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, • исследования и применение. СПб.: Питер Пресс, 1997. 608 с.
  187. Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» возрастной психологии //Вопр. психол. 1998. № 3. С. 17−31.
  188. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995. 218 с.
  189. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.146 с.
  190. И.В. Тренинг личностного роста. СПб.: Речь, 2003. 144 с.
  191. Ю.С., Добридень В. П. Радостное взросление: личностный рост ребенка. СПб.: Речь, 2004. 202 с.
  192. В.М. Заикание: Монография. М., 1994.
  193. А.И. Антропологический принцип в психологии здоровья // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Гуманитарные проблемы современной психологии». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. № 7 (51). С. 55−64.
  194. Е.Н. Развитие самосознания личности подростка в процессе психодрамы: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1999. 22 с.
  195. Т.Н. Субъективный контроль как фактор личностного роста учителя: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Ростов н/Д., 1994. 26 с.
  196. Э.Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учеб. пособие для врачей и психологов. СПб.: Речь, 2003. 336 с.
  197. Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999. 656 с.
  198. .Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопр. психол. 1992. № 3−4. С. 7−13.
  199. Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте // Психология подростка / Под ред. Ю. И. Фролова. М.: Роспедагентство, 1997.
  200. Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте: Избранные психологические труды / Под ред. Фельдштейна Д. И. М.: МПСИ: НПО МОДЭК, 2001.416 с.
  201. Э. Детство и общество / Под общ. ред. А. Г. Лидерса и В. Г. Колесникова. Пер. с англ. С. Ю. Бильчугова. Обнинск, «Принтер», 1993. 55 с.
  202. Юнг К. Г. Психологические типы / Пер. с нем. С. Лория. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 480 с.
  203. П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности // Психол. журнал, 1981, № 4, С. 142−147.
  204. И. Экзистенциальная психотерапия / Пер. с англ. Т. С. Драбкиной. М.: «Класс», 1999. 576 с.
  205. А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы. М., 1980.
  206. Damon W., Hart D. Self-understanding in childhood and adolescence. Cambridge: Cambr. Univ. Press. 1988.
  207. Derlega V.G., Wisstead B.A., Gones Personality: Contemporary Theory and Research. Nelson-Hall Publishers / Chicago, 1991. 127 p.
  208. Elkind D. Recent research on cognitive development in adolescence // S. Dragastin, G. Elder (eds.). Adolescence in the life cycle: Psychological change and social context. N.Y.: Halsted Press. 1975, P. 49−61.
  209. Fraser M. Self-therapy for the stutterer. Speech Foundation of America. [email protected] 1997.
  210. M. (ed.)/ Toward adolescence: The middle school years. Chicago: Chicago Univ. Press. 1980.
  211. Kagan J. A conception of early adolescence // J.Kagan. R. Cole (eds.). Twelve to sixteen. Early adolescence. N.Y. Norton and Сотр., 1972/ P. 90−105.
  212. Selman R.L. The growth of interpersonal understanding: Developmental and clinical analysis. N.Y.: Acad. Press. 1980.
Заполнить форму текущей работой