Психологические особенности личностного роста младших подростков в условиях разновозрастного коллектива: На примере групп семейной логопсихотерапии
Диссертация
Анализ феномена личностного роста в междисциплинарном контексте с исторических, онтологических, социокультурных, акмеологических и возрастных позиций позволил рассмотреть его многогранность в контексте гуманитарной психологической практики: как способ достижения самоактуализации и гармонии с самим собой (Маслоу А., Роджерс К., Сатир В., Перлз Ф.), как общечеловеческую ценность и часть субкультуры… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретико-методологические подходы к понятию личностного роста как психологического феномен
- 1. 1. Концепции личностного роста в зарубежных теориях личности и психологической практике
- 1. 2. Подходы к исследованию личностного роста в отечественной психологии
- 1. 3. Личностный рост как акмеологический феномен
- 1. 4. Социореабилитация как пространство личностного роста при невротически нарушенном общении
- Глава II. Фасилитация личностного роста младших подростков в процессе логопсихотерапии
- 2. 1. Особенности личностного роста в младшем подростковом возрасте
- 2. 2. Специфика разновозрастного коллектива как фактора развития личности младшего подростка
- 2. 3. Психологическая характеристика заикающихся младших подростков и их семей
- 2. 4. Семейная групповая логопсихотерапия как модель организации пространства личностного роста заикающихся младших подростков
- Глава III. Эмпирическое исследование личностного роста заикающихся младших подростков в процессе семейной групповой логопсихотерапии
- 3. 1. Этапы и методы исследования личностного роста подростков
- 3. 2. Описание выборки испытуемых и их семей
- 3. 3. Анализ условий и механизмов личностного роста младших подростков в процессе семейной групповой логопсихотерапии
- 3. 4. Результаты эмпирического исследования личностного роста младших подростков в условиях разновозрастного логопсихотерапевтического коллектива
Список литературы
- Абелева И.Ю. Психологический аспект заикания: (на материале взрослых больных): Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1976. 16 с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. 299 с.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов, учителей. М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. 214 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.380 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т., Т. 1. М.: Педагогика, 1980.232 с.
- Ананьев В.А. Психология здоровья: синтез знаний о личностном росте // Вестник психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы. 1995. № 3. С. 54−67.
- Ананьев В.А. Внутренняя картина здоровья // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов: Т. С. 106−111.
- Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 264 с.
- Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. С. 426−433.
- Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1991, Т.6, № 3, с. 54−72.
- Асатиани Н.М. Заикание у взрослых /Заикание под ред. Н. А. Власовой, К.-П. Беккера. М., 1983. С.78−97.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. 364 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. 416 с.
- Асмолов А.Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. В. и др. О некоторых # перспективах исследования смысловых образований личности // Вопр. психол.1979. № 4. С. 35−46.
- Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб, 2000. 327 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 424 с.
- Белякова Л.И., Дъякова Е. А. Заикание: Учеб. пособие для студ. пед. институтов. М.: В. Секачев, 1998. 304 с.
- Библиопсихология и библиотерапия / Ред. Н. С. Лейтес, Н. Л. Карпова, О. П. Кабачек. М.: Школьная библиотека, 2005. 480 с.
- Битянова Н.Р. Психология личностного роста. Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагоговсоциальных работников. М.: МПА, 1995. 64 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995. 328 с.
- Бодалев А.А. Психология личности. М.: изд. МГУ, 1988. 158 с.
- Бодалев А.А., Рудкевич Л. А. Как становятся великими или выдающимися? М., 2003. 287 с.
- Бодалев А.А. О предмете акмеологии // Психологический журнал. -ф 1993. М.14, № 5. С. 73−79.
- Бодалев А.А. Смысл жизни и акме человека: соотношение «будничного» и «высшего Я» Н Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни (Материалы I-II симпозиумов). М.: Пи РАО, 1997. С. 29−32.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
- Большой толковый психологический словарь: Пер. с англ. В 2-х т./ • Сост. Ребер А., М.: Вече, Аст, 2000. Т. 2. 592 с.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988. 304 с.
- Братченко C.JI. Межличностный диалог и его атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 201−221.
- Братченко С.Л., Миронова М. Р. Личностный рост и его критерии, http: // www.psycheya.ru/lib/ppsll.html
- Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психол. журнал. 1991. Т.12. № 6. С. 6−10.
- Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.
- Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж, 1993.128 с.
- Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб: Речь, 2001. 144 с.
- Васильева О.С., Демченко Е. А. Изучение основных характеристик жизненных стратегий человека // Вопр. психол. 2001, № 2. С. 74−85.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984. 200 с.
- Василюк Ф.Д. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ- Смысл, 2003. 240 с.
- Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. Учеб. пособие. М.: МПА, 2001. 160 с.
- Вахромов Е.Е. Психологические особенности самоактуализации подростков с отклоняющимся поведением: Автореф. дисс.. канд. психол. наук М., 2003.24 с.
- Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: Владос-Пресс, 2003. 160 с.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М., 1967. 383 с.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1983.
- Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. СПб.: «Сфера», 1994. 158 с.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая JI.A. Когда книга учит. М., 1991. 180 с.
- Групповая психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. М., 1990.380 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
- Давыдов В.В., Зинченко В. П. Принцип развития в психологии // Вопр. философии. 1980. № 12. С.47−60.
- Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М., Воронеж, 2004. 752 с.
- Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д. Лэйна, Э. Миллера. СПб.: Питер, 2001. 448 с.
- Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под ред. С. А. Беличевой. М.: «Социальное здоровье России», 1999. 182 с.
- Долгополов Н.Б. Диагностика эффективности футуропрактики (на материале детских и взрослых групп) // Гештальт и психодрама в работе с детьми и родителями. М.: МИГИП, 1997. С. 25−35.
- Дубровский К.М. Методика директивного группового внушения. В кн.: Психотерапия в курортологии. Киев, 1966. С. 233−235.
- Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов: В 8 т. СПб.: Изд. С.-Петерб. ун-та, 2003.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1956. 370 с.
- Заикание / Под ред. Н. А. Власовой, К.-П. Беккера. М., 1983. 288 с.
- Заикание у подростков. Кн. для логопеда / Сост. М. И. Буянов. М., 1989. 175 с.
- Захаров А.И. Неврозы у детей. СПб.: Дельта, 1996. 480 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е. А. Проективная диагностика в сказкотерапии. СПб: Речь, 2003. 208 с.
- Знаков В.В. Психология субъекта новая методология понимания ^ • человеческого бытия // Ежегодник Российского психологического общества:
- Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов: Т. 3. С. 467−470.
- Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Гуманитарные проблемы современной психологии». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. № 7 (51). 207 с.
- Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / Под ред. Б. А. Вяткина. М., 1999. 284 с.
- Калягин В.В. Если ребенок заикается. СПб.: Питер, 1998. 124 с.
- Краковский А.П. О подростках (Содержание возрастного, полового и типологического). М.: Педагогика, 1970. 272 с.
- Карпова H. J1. Мотивационная включенность в деятельность: структура, механизмы, условия формирования (на материале социореабилитационного процесса): Дисс.. докт. психол. наук. М., 1998. 352 с.
- Карпова H.JI. Основы личностно-направленной логопсихотерапии: Учебное пособие. 2-е изд. М.: МПСИ: Флинта, 2003. 200 с.
- Карпова Н.Л. Общение как деятельность, стимулирующая сотворчество в процессе социореабилитации // Психология общения:
- Ф социокультурный анализ: Материалы конференции / Под ред. А. А. Бодалева,
- П.Н. Ермакова, В. А. Лабунской. Ростов н/Д., 2003. С. 153−155.
- Карпова Н.Л. Смысл жизни и акме в процессе социореабилитации // Современные проблемы смысла жизни и акме (Материалы VI-VII симпозиумов• ПИ РАО) / Под ред. А. А. Бодалева, В. Э. Чудновского, Н. Л. Карповой, Г. А.
- Вайзер. М. Самара, 2002. С. 363−370.
- Карпова Н.Л. Смысложизненный и акмеологический потенциал семейной групповой логопсихотерапии // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска:
- В 2 ч. / Под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Вайзер, H.JI. Карповой, В. Э. Чудновского. М.: Смысл, 2004. С. 15−35.
- Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопр. психол. 1993. № 1, С. 13−23.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976. 350 с.
- Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978. 367 с.
- Кондрашенко В.Т. и др. Общая психотерапия: Рук. Для врачей / В. Т. Кондрашенко, Д. И. Донской, С. А. Игумнов. Мн.: Выш. шк., 1999. 524 с.
- Коррекция личности заикающихся в процессе логопедических занятия / Метод, рекомендации подгот. Л. З. Арутюнян, О. Д. Ждановой. Куйбышев, 1990. 12 с.
- Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: Теория и практика / Пер. с лит. М., 2000. 240 с.
- Крайг Г. психология развития. СПб.: Питер, 2000. 992 с.
- Кроль Л.М., Михайлова Е. Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. М., 1993. 154 с.
- Кроль Л.М. Клинико-психологический анализ групповой психотерапии при заикании: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1987. 22с.
- Кругликова А.Ю. Логопсихотерапевтический процесс как фактор саморазвития личности // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. СПб.: 2003. Т. 4. С. 469 472.
- Кругликова А.Ю. Личностный рост как психологический феномен // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Гуманитарные проблемы современной психологии». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. № 7 (51). С. 188 189.
- Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г. К. Субъект деятельности в онтогенезе . • // Вопр. психол. 2001. № 4. С. 14−29.
- Куликова Т.И. Психолого-педагогические стратегии развития субъектности современного подростка. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 2004. 23 с.
- Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., Просвещение, 1989. 163 с.
- Кэрелл С. Групповая психотерапия подростков. СПб.: Питер, 2002.224 с.
- Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. 608 с.
- Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М., 1994. 192 с.
- Левина Р.Е. Заикание у детей. М., 1975. 157 с.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: «Академия», 2000. 320 с.
- Леонтьев А.А. Психология общения. 3-е изд. М.: Смысл, 1999. 365с.
- Леонтьев А.Н. Избр. психолог, произв.: В 2-х т. М., 1983.
- Леонтьев А.Н. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 604 с.
- Леонтьев Д.А. Гуманистическая психология как социокультурное явление // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 19−29.
- Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: «Академия», 2003. 256 с.
- Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. Ростов н/Д.: Феникс, 1995. 640 с.
- Лойшен Ш. Психологический тренинг умений. Школа Вирджинии Сатир. СПб.: Питер, 2001. 160 с.
- Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. С. 3−22.
- Макаренко А.С. О воспитании / Сост. и авт. вступит, статьи• В. С. Хелемендик. 2-е изд., М.: Политиздат, 1990. 415 с.
- Макаренко А.С. Избр. педагогич. произвед.: В 2-х т. М., 1988.
- Макклендон Р., Кэйдис Л. «Шоколадный пудинг» и другие методики интенсивной многосемейной терапии: Пер. с англ. / Общ. ред. Н. А. Цветковой. М.: МПСИ: Флинта, 1998. 304 с.
- Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997. 178с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб: Питер, 2003. 352 с.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности: Избр. психол. труды. М.: Логос, 1996. 340 с.
- Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. Л., 1988. 184 с. к
- Морозова Н.Г. Психологические предпосылки понимания прочитанного младшими школьниками // Основы методики начального обучения русскому языку / Под ред. Н. С. Рождественского. М., 1965. С. 318 321.
- Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд. МПСИ- Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2003. 398 с.
- Ф 110. Некрасова Ю. Б. Особенности диагностики при реабилитации людейс нарушением речевого общения //Вопр. психол. 1991. № 5. С. 123−129.
- Некрасова Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся. Автореф. дисс. в форме научн. докл.. докт.психол. наук. М., 1992. 42 с.
- Некрасова Ю.Б. О психических состояниях, их диагностике, управлении и направленном формировании (в процессе социореабилитации заикающихся) // Вопр. психол. 1994, № 6. С. 37−45.
- Немиринский О.В. Личностный рост в терапевтической группе. М.: Смысл, 1999. 112 с.
- Немиринский О.В. Терапевтическая динамика группы как развертывание процесса личностного роста. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1995. 26 с.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.374 с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ Сфера, 2002. 479 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990. 917 с.
- Оклендер В. Окна в мир ребенка. М., 2000. 336 с.
- Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутренне Я человека // Психология личности: Сборник статей / Сост. А. Б. Орлов. 2-е изд., доп. М.: ООО «Вопросы психологии», 2003. С. 189−202.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. 287с.
- Павлова С.И. О психологических особенностях заикающихся детей и подростков / В кн. Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1975. С. 65−76.
- Пеллингер Е.Л., Успенская Л. П. Как помочь заикающимся школьникам. М., 1995. 176 с.
- Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. под ред. B.C. Магуна. М.: Аспект-пресс, 2000.607 с.
- Перепелицына М.Ю. Динамика личностных изменений в процессе социально-ориентированного обучения студентов в вузе. Дисс.. канд. психол. наук. Ростов н/Д., 1997. 187 с.
- Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра // Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальттерапии. СПб., 1995. 224 с.
- Петровская Jl.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982. 168 с.
- Петровский А.В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопр. философии. 1982. № 3. С. 57−63.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии: В 2-х т. Т. 2. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 413 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 512 с.
- Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. 348 с.
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. М.: «Академия», 2000. 184 с.
- Полозова Т.Д., Полозова Т. А. Всем лучшим во мне я обязан книгам. М., 1990. 256 с.
- Популярная психология для родителей / Под ред. А. А. Бодалева, А. С. Спиваковской, Н. Л. Карповой. М.: Флинта, 1998. 398 с.
- Потемкина О.Ф., Потемкина Е. В. Психологический анализ рисунка и текста. СПб: Речь, 2005. 524 с.
- Прихожан A.M. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект): Автореф. дисс.. докт. психол. наук. М., 1996. 46 с.
- Прихожан A.M. Программа развития способности к самопознанию и уверенности в себе у детей 10−12 лет // Психол. программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 2002. С. 12−48.
- Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М., 1992. 84 с.
- Прутченков А.С. Тренинг личностного роста // Детский психолог под ред. Е. И. Рогова. Ростов н/Д, изд. РГПУ, 1995, № 7 С.50−65. № 8. С. 57−67.
- Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Академический проект, 2002. 128 с.
- Психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. 476 с.
- Психология личности: Сборник статей / Сост. А. Б. Орлов, 2-е изд. М.: ООО «Вопросы психологии», 2003. 223 с.
- Психология личности / Под ред. А. Л. Райгородского. Хрестоматия: Т. 2. Самара, 2000. 544 с.
- Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. 480 с.
- Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. А. А. Реан. СПб.: Питер, 2000. 475 с.
- Психология общения: социокультурный анализ: Материалы конференции / Под ред. А. А. Бодалева, П. Н. Ермакова, В. А. Лабунской. — Ростов н/Д., 2003. 360 с.
- Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений / Под ред. Т. Д. Марцинковской. М.: Академия, 2001. 350 с.
- Психология современного подростка / Под ред. проф. Л. А. Регуш. СПб: Речь, 2005. 400 с.
- Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Шур. М.: Смысл, 1997. 336 с.
- Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер Ком, 1999. 752 с.
- Ратанова Т.А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. Учеб. пособие. Б-ка шк. психолога. М.: Флинта, 1998. 263с.
- Развитие личности ребенка: Пер. с англ. / Обл. ред. A.M. Фонарева. М.: Прогресс, 1987. 272 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ./ Под ред. Исениной Е. И. М., 2001. 416 с.
- Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография / Пер. с англ. О. Кондрашовой и др.М., изд. ЭКСМО-Пресс, 2000. 464 с.
- Роджерс К. Фрейберг Д. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. 527 с.
- Романенко O.K. Практическая гештальттерапия. М.: Фолиум, 1995.112 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. 704 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. 416 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1997. 384 с.
- Садальская Е.В., Абдразякова A.M., Ениколопов С. Н. Личностные Ф факторы в оценке качества жизни и психологического благополучия. //
- Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов: Т. 7. С. 15−19.
- Самсонова Е.Н. Отрицание как одна из личных реакций родителей на болезнь ребенка-инвалида // Психологический вестник. Выпуск 1 (ч. 1), Ростов н/Д: изд. РГУ, 1996. С. 170−177.
- Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекц. и дидактич. основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн.• пед. учеб. заведений. М.: Владос, 2001. 208 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2004. 350 с.
- Скрипкина Т.П. Психология доверия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. «Академия», 2000. 264 с.
- Скуратовская Н.Н. Психические состояния успеха и их роль в восстановлении нарушенной коммуникации. Дисс.. канд. психол. наук. М., 1993. 186 с.
- Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопр. психол. 1991, № 2. С.37−49.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. М., 2000. 416 с.
- Слободчиков В.И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопр. психол. 1996. № 5. С. 38−50.
- Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: В 2 ч. / Под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Вайзер, Н. Л. Карповой, В. Э. Чудновского. М.: Смысл, 2004.
- Созонтов А.Е. Проблема здоровья с позиций гуманистической психологии // Вопр. психол. 2003. № 3. С. 92−101.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1983. 215 с.
- Соколова Е.Т. Психотерапия: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 360 с.
- Социальная работа / Под общ. ред. В. И. Курбатовой: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 576 с.
- Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья: В 2-х т. ЭКСМО-Пресс, 1999. Т. 2. 464 с.
- Спиваковская А.С. Комплексная психологическая коррекция в ^ # профилактике детских неврозов: Автореф. дисс.. докт. психол. наук. М., 1989. 50 с.
- Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5-ти т. / Под ред. А. Г. Дзеверина и др. Киев.: Рад. Школа, 1979.
- Токомбаева Н.У. Психологические особенности развития взимоотношений со взрослыми как необходимое условие личностного роста подростка. Дисс.. канд. психол. наук. М., 1997. 167 с.
- Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост: В 4-х вып. Ростов н/Д.: Рос. открытый университет, 1994.
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избр. Труды. М.: МПСИ: Флинта, 1999. 672 с.
- Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: Автореф. дисс.. докт. психол. наук. М., 1993. 52 с.
- Франки В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
- Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1993. 144 с.
- Ф 185. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 2001. 528 с.
- Фромм А. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. 384 с.
- Фрумин И.Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство развития («школа взросления») // Вопр. психол. 1993. № 1 С. 24−32.f 188. Хватцев М. Е. Недостатки речи у школьников. М., 1958. 156 с.
- Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию: Пер. с англ. / Под ред. проф. М. М. Решетникова. СПб: Б.С.К., 1997. 218 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, • исследования и применение. СПб.: Питер Пресс, 1997. 608 с.
- Цукерман Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» возрастной психологии //Вопр. психол. 1998. № 3. С. 17−31.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995. 218 с.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.146 с.
- Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. СПб.: Речь, 2003. 144 с.
- Шевченко Ю.С., Добридень В. П. Радостное взросление: личностный рост ребенка. СПб.: Речь, 2004. 202 с.
- Шкловский В.М. Заикание: Монография. М., 1994.
- Шувалов А.И. Антропологический принцип в психологии здоровья // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Гуманитарные проблемы современной психологии». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. № 7 (51). С. 55−64.
- Шутенко Е.Н. Развитие самосознания личности подростка в процессе психодрамы: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1999. 22 с.
- Щербакова Т.Н. Субъективный контроль как фактор личностного роста учителя: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Ростов н/Д., 1994. 26 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учеб. пособие для врачей и психологов. СПб.: Речь, 2003. 336 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999. 656 с.
- Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопр. психол. 1992. № 3−4. С. 7−13.
- Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте // Психология подростка / Под ред. Ю. И. Фролова. М.: Роспедагентство, 1997.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте: Избранные психологические труды / Под ред. Фельдштейна Д. И. М.: МПСИ: НПО МОДЭК, 2001.416 с.
- Эриксон Э. Детство и общество / Под общ. ред. А. Г. Лидерса и В. Г. Колесникова. Пер. с англ. С. Ю. Бильчугова. Обнинск, «Принтер», 1993. 55 с.
- Юнг К. Г. Психологические типы / Пер. с нем. С. Лория. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 480 с.
- Якобсон П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности // Психол. журнал, 1981, № 4, С. 142−147.
- Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / Пер. с англ. Т. С. Драбкиной. М.: «Класс», 1999. 576 с.
- Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы. М., 1980.
- Damon W., Hart D. Self-understanding in childhood and adolescence. Cambridge: Cambr. Univ. Press. 1988.
- Derlega V.G., Wisstead B.A., Gones Personality: Contemporary Theory and Research. Nelson-Hall Publishers / Chicago, 1991. 127 p.
- Elkind D. Recent research on cognitive development in adolescence // S. Dragastin, G. Elder (eds.). Adolescence in the life cycle: Psychological change and social context. N.Y.: Halsted Press. 1975, P. 49−61.
- Fraser M. Self-therapy for the stutterer. Speech Foundation of America. [email protected] 1997.
- Johnson M. (ed.)/ Toward adolescence: The middle school years. Chicago: Chicago Univ. Press. 1980.
- Kagan J. A conception of early adolescence // J.Kagan. R. Cole (eds.). Twelve to sixteen. Early adolescence. N.Y. Norton and Сотр., 1972/ P. 90−105.
- Selman R.L. The growth of interpersonal understanding: Developmental and clinical analysis. N.Y.: Acad. Press. 1980.