Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Первичная адаптация персонала как процесс усвоения организационной культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первичная адаптация сотрудника признается наиболее сложным этапом вхождения в организацию из-за развивающегося конфликта между сложившимися моделями поведения и новыми требованиями окружающей действительности. Зарубежные исследователи для облегчения вхождения человека в компанию в процессе организационной социализации отдельно выделяют ориентацию персонала, которая включает в себя ряд… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЕРВИЧНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА КАК ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 1. 1. Истоки понятия «Адаптация персонала»
    • 1. 2. Организационная социализация
    • 1. 3. Первичная адаптация персонала к организации
    • 1. 4. Виды первичной адаптации персонала
    • 1. 5. Организационная культура как фактор адаптации работника к организации
      • 1. 5. 1. Понятие организационной культуры
      • 1. 5. 2. Структура и элементы организационной культуры
    • 1. 6. Адаптация как процесс усвоения организационной культуры
  • Выводы и ключевые понятия по главе
  • ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРВИЧНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА ПРИ УСВОЕНИИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 2. 1. Этапы эмпирического исследования особенностей первичной адаптации персонала как процесса усвоения организационной культуры
    • 2. 2. Программа исследования особенностей первичной адаптации персонала как процесса усвоения организационной культуры
    • 2. 3. Определение плана исследования и характеристика исследуемых организаций
      • 2. 3. 1. Характеристика коммерческой организации
      • 2. 3. 2. Характеристика государственной организации
    • 2. 4. Методы исследования
    • 2. 5. Методы статистической обработки результатов
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРВИЧНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА КАК ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 3. 1. Социально-психологические особенности первичной адаптации персонала
      • 3. 1. 1. Анализ социально — демографических характеристик кадрового состава и результатов первичной адаптации персонала
      • 3. 1. 2. Усвоение типов и элементов организационной культуры сотрудниками в процессе первичной адаптации персонала
      • 3. 1. 3. Анализ психологических характеристик сотрудников, проходящих процесс первичной адаптации персонала
      • 3. 1. 4. Анализ уровня лояльности сотрудников, прошедших этап первичной адаптации
    • 3. 2. Результаты корреляционного анализа оценок организационной культуры с социально-психологическими показателями первичной адаптации персонала
    • 3. 3. Факторный анализ психологических показателей первичной адаптации персонала к организационной культуре
    • 3. 4. Прогнозирование результатов первичной адаптации персонала на основе дискриминантного анализа
  • Выводы по главе
  • ВЫВОДЫ

Первичная адаптация персонала как процесс усвоения организационной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных экономических условиях внутренний потенциал организации определяется качеством и конкурентоспособностью ее персонала. Поэтому в последние десятилетия на практике и в теории социальной психологии наблюдается значительный рост интереса к проблеме изучения человека в организации на различных этапах их взаимодействия (А.Я. Кибанов, 2007; E.H. Кобцева, 2009; Н. Г. Панферова, 2004; Л. Г. Почебут 2010; А. Л. Свенцицкий, 2003; A.B. Чечкова, 2001, В. А. Чикер, 2000 и др.).

Первичная адаптация персонала как вхождение в организацию — это многоуровневый процесс, включенный в систему управления человеческими ресурсами и имеющий специфические особенности и закономерности. Если сотрудник в этот период не ощущает поддержки со стороны организации, у него появляются сомнения в правильности выбора нового места работы, происходят сбои в рабочем процессе, причины которых кроются в психологически некомфортном, неуверенном состоянии человека, эффективность работы снижается. Становится возможным нежелательный для организации, но вполне вероятный исход — увольнение работника. Поэтому в современных условиях реализация программ первичной адаптации персонала является стратегически важным компонентом управления человеческими ресурсами. В результате их внедрения организации получают следующий экономический и социальный эффект:

— снижение материальных издержек на подбор персонала;

— снижение материальных издержек на обучение вновь принятых сотрудников;

— сокращение текучести персонала;

— сохранение квалифицированных сотрудников;

— формирование устойчивой и управляемой социальной структуры организации;

— повышение удовлетворенности трудом, лояльности персонала и др.

Актуальность темы

исследования. Современная экономическая ситуация кардинально изменила подход к управлению человеческими ресурсами. Ряд причин, таких, как появление новых технологий, расширение бизнеса и др., подводят компании к необходимости постоянного найма персонала. Появление новых сотрудников, как правило, замедляет темпы деятельности организации, поскольку на рабочие места приходят люди с различным профессиональным опытом, определенным взглядом на результаты работы, а также имеющие индивидуальные цели и ценности, которые могут расходиться с принятыми на предприятии. Вышеперечисленные аспекты обуславливают актуальность исследования процесса введения новичков в компанию. Человек должен понять свою роль в организационной структуре, усвоить ценности предприятия и сформировать ожидаемые навыки поведения, которые считаются приемлемыми как на предприятии, так и в том подразделении, где ему предстоит работать. Задача руководства и служб персонала организации — найти способы, позволяющие привести ценности и профессиональные цели человека в соответствие с принятыми в ней нормами и правилами. Таким образом, при введении новичка в компанию актуализируется процесс, направленный на установление взаимодействия и интеграции интересов его участников — сотрудника и предприятия, в основе которого лежит усвоение социокультурных ценностей, поведенческих паттернов и знаний, необходимых для того, чтобы стать полноправным членом коллектива. В зарубежной литературе исследователи этот процесс рассматривают как одну из стадий организационной социализации, а для отечественных ученых более характерно использовать в этом случае термин «Адаптация персонала».

Таким образом, в научной литературе можно выделить несколько групп источников по проблеме первичной адаптации персонала к организационной культуре. В первую очередь отметим теоретические и практические разработки по вопросам организационной социализации как основополагающего процесса адаптации персонала, в трудах следующих зарубежных авторов М. Армстронг, 2004; Г. Десслер, 1997; В. Ashforth, A. Saks, 1997; J. Bratton, 2003; Н. Cooper-Thomas, N. Anderson, 2002; S. Dailey, 2009; F. Jablin, 2001; E. Gallagher, 2007; J. Van Maanen, E. Schein, 1979; J. Wanous, 2000 et al. В них освещены проблемы установления взаимодействия и интеграции интересов сотрудников и предприятия, в результате которого личностью усваиваются соответствующие социальные знания и навыки, необходимые для принятия определенной социальной и профессиональной роли на предприятии. Отечественные исследования в этой области появились в начале XXI века. Они посвящены трудовой социализации, которая, по сути, является аналогом организационной, и в различных подходах представлены в работах Р. А. Березовской, 2010; Б. З. Мильнера, 2008; Н. Г. Панферовой, 2004; С. И. Розума, 2007; A. J1. Свенцицкого, 2003; С. А. Суркова, 2005 и др.

В трудах вышеперечисленных исследователей разработан понятийный аппарат по проблеме организационной социализации, рассмотрены этапы и методы её реализации на индивидуальном и организационном уровнях, а также связь этого процесса с организационной культурой.

Адаптация персонала изучалась отечественными учеными и представлена в научных трудах Т. Ю. Базарова, 2003; М. П. Будякиной, А. А. Русалиновой, 1972; Н. В. Володиной, 2009; Т. С. Кабаченко, 2003; А. Я. Кибанова, 2007; Р. А. Кузьминой, 1977; М. О. Латуха, 2003; Е. А. Луцко, 2008; Н. Г. Панферовой, 2004; Л. Г. Почебут, А. А. Бородко, 1982; А. Л. Свенцицкого, В. В. Цалобанова, 1980; В. А. Спивака, 2000; В. А. Чикер, 1997 и др. В них феномен рассматривается как многоуровневый, динамичный процесс, имеющий свою структуру, последовательность и особенности протекания, которые связанны с определенной перестройкой личности в рамках включения в новые организационные отношения. В итоге, этот процесс нацелен, во-первых, на получение определенного экономического и социального результата, и, во-вторых, ограничен временным интервалом, по истечении которого ожидаемый эффект должен быть достигнут.

В трудах названных выше исследователей для целей адаптации персонала представлены различные алгоритмы их реализации как для вновь принятых сотрудников, так и для тех, кто изменил свой статус внутри предприятия. В соответствии с этим, большинство отечественных авторов особо выделяют первичную адаптацию персонала, которая начинается для новичков после оформления на работу и заканчивается, как правило, по истечении испытательного срока. При радикальном изменении для сотрудника профессиональных задач, социального окружения или других характеристик среды в рамках предприятия говорят об организации процесса вторичной адаптации персонала, временные интервалы которой зависят от статуса новой должности или сложности функциональных обязанностей.

Первичная адаптация сотрудника признается наиболее сложным этапом вхождения в организацию из-за развивающегося конфликта между сложившимися моделями поведения и новыми требованиями окружающей действительности. Зарубежные исследователи для облегчения вхождения человека в компанию в процессе организационной социализации отдельно выделяют ориентацию персонала, которая включает в себя ряд мероприятий, посредством которых новички получают информацию об организации. По нашему мнению, процесс ориентации несет такую же функциональную нагрузку, как и первичная адаптация персонала, которая изучается отечественными исследователями. В течение этого периода человек должен понять и принять (или отклонить) отведенную ему организационную роль. Таким образом, первичная адаптация персонала, по сути, становится решающим и базовым этапом организационной социализации общей адаптации новичка, в результате которой личностью усваиваются соответствующие знания и навыки, необходимые для принятия (или отклонения) определенной модели поведения на предприятии. При успешной подготовке этого процесса поведение человека в сложной многофункциональной динамичной системе (которую представляет собой организация) будет определяться правилами, соответствующим её культуре.

Организационная культура подчеркивает уникальность каждого предприятия и рассматривается как система групповых символических представлений о нормах, ценностях, способах поведения, принимаемых и разделяемых членами организации в трудах следующих ученых: Т. Ю. Базаров, 2003; Р. Гоффи, Г. Джонс, 2006; Р. Дафт, 2002; Т. С. Кабаченко, 2003; К. Камерон, Р. Куинн, 2001; Д. Коул, 2004; А. А. Максименко, 2003; Д. Мацумото, 2002; Н. Г. Панферова, 2004; Р. Рюттингер, 1992; Т. О. Соломанидина, 2003; В. А. Спивак, 2001; А. Д. Чанько, 2005; С. В. Шекшня, 1997; Д. Шульц, С. Шульц, 2003; В. Gerhart, 2009; G. Hofstede, 1983; A. Francesco, В. Gold, 1998; К. Levine, S. Allard, A. Kushniryk, C. Tenopir, 2008; E. Schein, 2002 и др.

Интерес к взаимосвязи организационной культуры и адаптации персонала начал появляться сравнительно недавно, когда для исследователей стало очевидно, что традиционные методы регуляции вхождения человека в организацию перестали себя оправдывать. Оказалось, что однотипные управленческие воздействия на процесс первичной адаптации персонала в различной организационной среде приводят к разным результатам, а способы и методы управления во много определяются традициями и культурными особенностями коллектива. За последние десятилетия зарубежной наукой обоснована связь культуры с организационной социализацией (S. Dailey 2009; F. Jablin, 2001; Е. Gallagher, 2007; S. Malvini, 2008; J. Wanous, A. Reichers, 2000) и подчеркнута высокая значимость её для теории и практики. Таким образом, важным аспектом первичной адаптации персонала к условиям организационной среды является интериоризация культурных норм и ценностей предприятия, где сотруднику предстоит работать. Однако, несмотря на очевидную значимость этой проблемы, теоретических и практических современных отечественных разработок в данной области крайне мало (Е.Н. Кобцева, 2009; Н. Г. Панферова, 2004; J1.M. Патрушева, 2003; А. В. Чечкова, 2001). Советские исследования, в основном, были посвящены адаптации нового сотрудника к производственному коллективу на основе интериоризации официальных и неофициальных социальных и профессиональных ролей. Влияние таких элементов организационной культуры как ценности и цели организации, кодексы и нормы поведения, традиции и ритуалы на процесс первичной адаптации человека практически не анализировались, исключение составляет лишь стиль лидерства. В настоящее время актуальность исследования обусловлена необходимостью обобщения накопленных данных, более широкого рассмотрения процесса введения новичка в компанию с учетом особенностей не только организационной среды, но и психологических ресурсов человека. Поэтому, основная проблема нашего исследования состоит, прежде всего, в необходимости изучения психологических ресурсов адаптации сотрудников различных организаций в условиях сложившейся организационной культуры, а также в выделении тех социально-психологических характеристик персонала, которые связаны с успешностью протекания начального этапа организационной социализации.

Целью работы является определение особенностей первичной адаптации персонала как процесса усвоения организационной культуры.

Объект исследования — вновь принятые сотрудники двух организаций: государственной — научно-исследовательского института и коммерческойзарубежной розничной сети гипермаркетов. Обе организации территориально расположены в г. Санкт-Петербург и г. Москва. Основную выборку исследования составили 111 работающих сотрудников. Контрольная группа -31 человек, которые уволились из вышеуказанных организаций в течение шести месяцев после оформления на работу. Таким образом, всего в исследовании приняли участие 142 респондента.

Предметом исследования была выбрана первичная адаптация персонала как процесс усвоения организационной культуры.

Основная гипотеза исследования звучит следующим образом: успешная первичная адаптация персонала, как определяющий и базовый этап организационной социализации, основывается на интериоризации основных культурных ценностей и норм предприятия, а также социально-психологических ресурсах сотрудника.

Эмпирическая проверка основной гипотезы потребовала ее конкретизации в виде частных гипотез. Предполагалось, что:

1) Специфику первичной адаптации персонала определяет субкультура предприятия, которая связана с формой собственности, региональными особенностями, и, соответственно, с социально-демографическими характеристиками кадрового состава.

2) Успешную первичную адаптацию персонала прогнозируют показатели карьерных ориентаций и уровень самомониторинга, которые можно рассматривать в качестве связующего звена между психологическими ресурсами личности и организационными условиями.

3) Усвоение таких элементов организационной культуры как «Сплоченность» и «Традиции и ритуалы» можно отнести к процессу вхождения в организационное пространство и считать социально-психологическими показателями адаптированности сотрудника, проходящего первичный этап организационной социализации.

4) Для каждой организации могут быть выделены специфические психологические характеристики претендентов, необходимые для успешного усвоения организационной культуры и, соответственно, быстрой организационной социализации.

Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутых гипотез были сформулированы следующие задачи исследования:

1) Провести теоретический анализ исследований в отечественной и зарубежной психологии по проблемам адаптации персонала, организационной социализации и культуре предприятия.

2) Выбрать и обосновать методический инструментарий по изучению особенностей первичной адаптации персонала при усвоении организационной культуры.

3) Провести анализ социально-демографических характеристик кадрового состава организаций и результатов первичной адаптации.

4) Провести сравнительный анализ результатов исследования по усвоению типов и элементов организационной культуры работающими сотрудниками, прошедшими первичную адаптацию в государственной и коммерческой организации.

5) Выявить тендерные различия в особенностях усвоения организационной культуры в процессе первичной адаптации персонала.

6) Выявить структуру психологических характеристик вновь принятых сотрудников, успешно проходящих процесс первичной адаптации персонала и имеющих потенциальную возможность развиваться в рамках определенной организационной культуры, провести их сравнительный анализ в основной и контрольной группе (работающие и уволившиеся).

7) Провести сравнительный анализ психологических характеристик сотрудников, успешно проходящих процесс первичной адаптации, в гипермаркетах разных регионов (г. Москва и Санкт-Петербург).

8) Провести анализ уровня лояльности сотрудников, прошедших этап первичной адаптации.

9) Изучить взаимосвязи оценок организационной культуры с социально-психологическими показателями первичной адаптации персонала (карьерные ориентации, уровень самомониторинга и др.).

10) Выявить наиболее существенные психологические факторы сотрудников на стадии предварительной социализации и по истечении периода первичной адаптации персонала, провести их сравнительный анализ.

11) Определить социально-психологические особенности персонала, на основе которых можно прогнозировать результаты первичной адаптации и сформировать портрет сотрудника, принимающего организационную культуру, нормы и ценности предприятия. и.

12) Разработать технологию подбора персонала для оценки и прогнозирования результатов первичной адаптации к условиям организационной среды.

Теоретической основой исследования выступили положения: -организационной социальной психологии: М. Армстронг, Н. Е. Водопьянова, В. И. Доминяк, А. Н. Занковский, Д. Коул, Е. С. Кузьмин, И. А. Мейжис, С. Московичи, Б. Д. Парыгин, Л. Г. Почебут, A.A. Русалинова, А. Л. Свенцицкий, В. А. Чикер, В. Ashforth, D. Feldman, А. Saks, Е. Schein и др.;

— психологии адаптирующейся личности: Ф. Б. Березин, В. А. Бодров, Л. Г. Дикая, А. Б. Георгиевский, Е. К. Завьялова, В. В. Константинов, A.A. Крылов, Е. А. Луцко, А. Г. Маклаков, Г. Матулене, В. Н. Мясищев, A.A. Налчаджян, С. Т. Посохова, A.A. Реан, С. И. Розум, и др.;

— научные представления о социализации личности: Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, Е. П. Белинская, П. Бергер, Т. Лукман, Б. З. Мильнер,.

A.A. Налчаджян, A.B. Петровский, A.A. Реан, С. И. Розум, А. Л. Свенцицкий, Т. Шибутани, В. Ashforth, Н. Baker, D. Feldman, М. Jokisaari, А. Saks и др.;

— научные представления об организационной культуре, её структурных компонентах: Т. Ю. Базаров, Н. Е. Водопьянова, Р. Гоффи, Р. Дафт, Г. Джонс, Т. С. Кабаченко, Д. Коул, А. Б. Купрейченко, A.A. Максименко, Д. Мацумото, М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, В. А. Спивак, Т. О. Соломанидина, Е. С. Старченкова, А. Д. Чанько, С. В. Шекшня, Д. Шульц, С. Шульц, S. Allard, В. Gerhart, G. Hofstede, К. Levine, А. Kushniryk, C. Tenopir, Е. Schein и др.- исследования по проблеме организационной социализации: М. Армстронг, P.A. Березовская, Г. Десслер, Б. З. Мильнер, Н. Г. Панферова,.

B. Ashforth, N. Anderson, Н. Cooper-Thomas, S. Dailey, F. Jablin, M. Jokisaari, E. Gallagher, J-E. Nurmi, A. Saks, E. Schein, J. Van Maanen, J. Wanous и др.;

— исследования по проблеме адаптации персонала: Ю. Е. Антоненков, Т. Ю. Базаров, A.A. Бородко, М. П. Будякина, Н. В. Володина, В. А. Зозуль, А. Я. Кибанов, E.H. Кобцева, P.A. Кузьмина, М. О. Латуха, A.A. Русалинова,.

Н.Г. Панферова, Л. Г. Почебут, А. Л. Свенцицкий, В. В. Цалобанов и др.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

Данные диссертационного исследования позволили выявить социально-психологические особенности персонала и связать результаты первичной адаптации персонала с усвоением организационной культуры. Доказана взаимосвязь между спецификой первичной адаптации персонала и субкультурой предприятия, которая определяется формой собственности, региональными особенностями и социально-демографическими характеристиками кадрового состава. В работе эмпирически обосновано, что усвоение таких элементов организационной культуры как «Сплоченность» и «Традиции и ритуалы» можно считать социально-психологическим показателями адаптированности сотрудника, проходящего первичный этап организационной социализации. Теоретически и эмпирически обосновано, что такая личностная характеристика, как уровень самомониторинга, характеризующая направленность человека на социальные отношения, связана с результатами первичной адаптации персонала и отражает её социально-психологический аспект. Активность социального взаимодействия можно рассматривать в качестве связующего звена между личностными и организационными характеристиками. Выявлена устойчивая связь таких карьерных ориентаций как стабильность места работы и служение, а также менеджмент, предпринимательство и вызов. Это говорит о том, что одной из особенностей людей, ориентированных на долгосрочные трудовые отношения, является их ответственность, предприимчивость, находчивость и смелость, что в целом можно рассматривать как форму проявления инициативности и социальной активности.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут способствовать решению прикладных задач в области профессионального и управленческого консультирования. В ходе работы над диссертацией разработана и апробирована технология подбора персонала, основанная на концепции соответствия психологических ресурсов человека особенностям организационной культуры. Она представляет собой комплекс социально-психологических методов, ориентированных на диагностику соответствия установок и ценностей соискателя базовым элементам организационной культуры. Полученные данные о том, какими социально-психологическими характеристиками должен обладать человек, претендующий на работу в определенной организационной культуре, облегчит принятие решения для специалистов по подбору персонала при выборе кандидатов на рабочее место.

Результаты исследования могут быть использованы консультантами в области управления организациями при изучении механизмов поддержания культуры предприятия, а также при формировании стратегии по её изменению.

Данные исследования могут быть применены при подготовке лекционных курсов и практических занятий по организационной социальной психологии, психологии управления, в менеджменте и управлении персоналом.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в исследовании уточнено современное содержание и предметное поле понятия «Первичная адаптация персонала». Соотнесены термины «Организационная социализация» и «Адаптация персонала», выделены области их пересечения, определена специфичность. Показана необходимость изучения особенностей первичной адаптации персонала в контексте организационной культуры и с учетом социально-психологических ресурсов кандидата на работу. Результаты исследования расширяют научные представления об использовании социально-психологических ресурсов человека для формирования стабильных коллективов в организациях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Первичная адаптация персонала представляет собой определяющий этап организационной социализации, в результате которой за установленный промежуток времени личностью усваиваются стабильные и значимые знания, навыки и отношения, а также культурные ценности и нормы, которые составляют «ядро» стабильной организационной культуры и необходимы для принятия новыми сотрудниками определенных социальных и профессиональных ролей.

2. Успешная первичная адаптация может быть спрогнозирована на основе устойчивых психологических и социальных характеристик, сформировавшихся в процессе социализации. У стабильного кадрового состава можно выявить своеобразные социально-психологические ресурсы, которые отражают особенности организационной субкультуры и могут быть определены исходя из структуры карьерных ориентаций и уровня самомониторинга сотрудников, прошедших первичную адаптацию. Основой усвоения базовых норм и ценностей организационной культуры является совокупность демографических характеристик соискателей и их социально-психологических ресурсов.

3. Специфика первичной адаптации персонала определяется региональной субкультурой предприятия. В качестве социально-психологических показателей адаптированности сотрудника, проходящего первичный этап организационной социализации, могут рассматриваться такие элементы организационной культуры как «Сплоченность» и «Традиции и ритуалы». В ходе первичной адаптации эти показатели подвергаются изменению и, соответственно, отражают наиболее значимые для сотрудников сферы социального взаимодействия, по которым можно судить об успешности процесса первичной адаптации персонала. Выявлены тендерные различия в усвоении этих элементов организационной культуры.

4. Для каждой региональной субкультуры могут быть выделены специфические психологические и социальные характеристики сотрудников, необходимые для успешного усвоения организационной культуры и, соответственно, быстрой организационной социализации. Направление профессиональной деятельности организации, её форма собственности, а также социально-демографические показатели связаны с этими характеристиками.

ВЫВОДЫ.

По результатам настоящего исследования можно сделать следующие выводы:

1. Первичная адаптация персонала — это определяющий и базовый этап организационной социализации, в результате которого за установленный промежуток времени, как правило, ограниченный испытательным сроком, личностью усваиваются наиболее стабильные и значимые знания и навыки, необходимые для принятия (или отклонения) профессиональной и социальной роли на предприятии.

2. Термин «Организационная социализация» отражает собой длительный процесс, направленный на достижение долгосрочных целей компании посредством установления взаимодействия и интеграции интересов его участников — сотрудника и предприятия, в результате которого личностью усваиваются соответствующие социальные знания и навыки, необходимые для выполнения профессиональной и социальной роли на предприятии. Можно выделить три критерия различий между организационной социализацией и адаптацией персонала: 1) степень воздействия на' человека, 2) продолжительность во времени, 3) достижение целей предприятия.

3. В качестве интегрирующих показателей первичной адаптации персонала, ориентированных на усвоение организационной культуры, можно рассматривать:

— вхождение в организационное пространство (насколько ожидания человека относительно организационной среды совпали с реальной картиной жизни предприятия);

— совместимость психологических ресурсов человека, особенностей организационной среды и должностных обязанностей (насколько человек психологически совместим с ценностями и целями организации);

— приверженность сотрудника организации (насколько человека устраивает компания и готов ли он принимать ее и действовать в соответствии с ее интересами).

4. Стабильный кадровый состав формируется из сотрудников, чьи представления об организационной культуре в процессе первичной адаптации значительно не изменяются. Соответственно, текучесть персонала будет меньше в той организации, где у вновь принятых сотрудников есть большая согласованность представлений между ожидаемой и реальной картиной жизни предприятия.

5. Усвоение таких элементов организационной культуры как «Сплоченность» и «Традиции и ритуалы» можно считать социально-психологическим показателями адаптированности сотрудника, проходящего первичный этап организационной социализации. В ходе первичной адаптации эти показатели организационной культуры подвергаются изменению и, соответственно, отражают наиболее значимые для сотрудников сферы социального взаимодействия, по которым можно судить об успешности процесса первичной адаптации персонала.

6. Выявлены тендерные различия в оценках организационной культуры. Мужчины менее чувствительны к характеристикам социальной и профессиональной среды, а женщины демонстрируют сдвиги в оценках межличностных отношений и содержания символики организации. Наибольшие различия в восприятии и усвоении организационной культуры у женщин коснулись иерархического типа.

7. Сфера деятельности организации предъявляет требования к уровню развития такой личностной характеристики как самомониторинг, характеризующей направленность человека на социальные отношения, что отражает социально-психологический аспект адаптации персонала. У мужчин характеристики самомониторинга в большей степени, чем у женщин связаны с процессом первичной адаптации и организационной социализации. Активность социального взаимодействия можно рассматривать в качестве связующего звена между личностными и организационными характеристиками.

8. В каждой изученной организационной субкультуре у стабильного кадрового состава выявлены своеобразные психологические характеристики, раскрывающие профессиональные установки и личностные особенности новичков, которые могут быть определены исходя из структуры карьерных ориентаций и уровня самомониторинга сотрудников, прошедших первичную адаптацию. В совокупности с социально-демографическими характеристиками соискателей (прежде всего, возрастом и образованием сотрудников) их можно рассматривать как основу усвоения базовых норм и ценностей организации, организационной культуры.

9. Сочетание ведущих карьерных ориентаций (занимающих первые три ранга) у всех, кто устраивается на работу, совпадают, т. е. эти люди имеют сходные установки относительно трудовой деятельности и ожидаемой от них отдачи. Различия между прошедшими первичную адаптацию сотрудниками и теми, кто уволился из организаций, показывают значимые карьерные ориентации (занимающие 4−6 ранги).

10. Для стабильных кадровых составов всех организаций выявлена устойчивая связь таких карьерных ориентаций как стабильность места работы и служение, а также менеджмент, предпринимательство и вызов. Это говорит о том, что одной из особенностей людей, ориентированных на долгосрочные трудовые отношения, является их ответственность, предприимчивость, находчивость и смелость, что в целом можно рассматривать как форму проявления инициативности и социальной активности.

11. Сформированная в ходе исследования факторная структура психологических показателей первичной адаптации персонала отражает основные особенности организационной культуры, которые во многом определены формой собственности и характером сферы деятельности организации. Выявлена специфика усвоения организационных ценностей в период первичной адаптации персонала в зависимости от формы собственности и направленности деятельности организации. Для государственного предприятия характерна стабильность ожиданий сотрудников относительно трудовой деятельности в организации и элементов организационной культуры, а для коммерческой организации зафиксирована корректировка этих представлений, что, вероятно, отражается на нестабильности коллектива.

12. Представленная в работе статистическая модель, сформированная в ходе дискриминантного анализа, позволяет описать различия между группами стабильного кадрового состава и уволенных сотрудников в регионах. Для каждой региональной субкультуры коммерческой организации были выделены свои социально-психологические показатели, положительно взаимосвязанных с результатами первичной адаптации персонала, которые характеризуют сотрудников, предпочитающих осуществлять свою профессиональную деятельность в рамках определенной организационной среды.

13. Проведенное исследование подтвердило нашу основную гипотезу о том, что успешная первичная адаптация персонала как определяющий и базовый этап организационной социализации основывается на интериоризации основных культурных ценностей и норм предприятия, а также социально-психологических ресурсах сотрудника. Установлено, что, прежде всего, это касается ценностей социально-психологического содержания — сплоченности группы и устойчивого транслирования организационных традиций и ритуалов. В качестве желательных элементов организационной культуры сотрудниками российских организаций, вне зависимости от формы собственности, рассматривается сочетание элементов иерархической и клановой культуры, что имеет свои истоки в социальном развитии общества.

14. Полученные научно-практические данные позволяют выстроить технологию подбора и первичной социализации персонала в организациях различной направленности с учетом региональных и индивидуальных особенностей претендентов на работу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящей работе на основе анализа существующих подходов к организационной социализации и адаптации персонала нам удалось уточнить современное содержание и предметное поле понятия «Первичная адаптация персонала». Анализ научной литературы позволил предложить собственный взгляд на соотнесение терминов «Организационная социализация» и «Адаптация персонала» и выделить три критерия различий между этими процессами: 1) степень воздействия на человека, 2) продолжительность во времени, 3) достижение целей предприятия.

В работе показана необходимость изучения особенностей первичной адаптации персонала в контексте организационной культуры и с учетом социально-психологических ресурсов кандидата на работу. Представление о том, какими психологическими характеристиками должен обладать человек, претендующий на ту или иную должность в определенной организационной культуре, облегчит принятие решения при выборе из нескольких кандидатов на рабочее место, обладающих одинаковым квалификационным уровнем и, соответственно, будет служить дополнительным ориентиром для специалистов по подбору персонала. Для этой цели в качестве интегрирующих показателей первичной адаптации, ориентированных на потенциальные возможности человека максимально быстро стать полноправным членом организации, мы выделяем: 1) вхождение в организационное пространство- 2) совместимость психологических ресурсов человека, особенностей организационной среды и должностных обязанностей- 3) приверженность сотрудника организации. На основе этих критериев установлены устойчивые психологические и социальные характеристики (социально-демографические показатели, карьерные ориентации и уровень самомониторинга), которые можно рассматривать как основу усвоения базовых норм и ценностей организации, организационной культуры. В свою очередь, эта информация дала возможность установить тендерные различия в оценках организационной культуры. Так, мужчины менее чувствительны к характеристикам социальной и профессиональной среды, а женщины, наоборот, реагируют на нее более определенно, демонстрируя сдвиги в оценках межличностных отношений и истинного содержания символики организации.

В процессе первичной адаптации персонала до новичка необходимо довести не только видимые элементы организационной культуры (артефакты) и провозглашаемые ценности, но базовые представления доминирующей культуры и субкультуры группы, где ему предстоит работать. Выявлено, что ожидания сотрудников работать в структурированных управленческих отношениях плохо сочетаются с реальным местом работы, основанным на доверии и преданности организации, и наоборот, что, вероятно, может оказывать влияние на результаты первичной адаптации персонала. Установленное рассогласование необходимо учитывать в практической работе при организации процесса первичной адаптации персонала.

Важно отметить, что представления новичков о предприятии изменяются в процессе трудовой деятельности и это связано с субъективной интерпретацией организационной культуры в период предварительной социализации. Соответственно, процесс первичной адаптации персонала протекает более успешно там, где есть большая согласованность представлений сотрудников между ожидаемой и реальной картиной жизни предприятия. Так, для государственного предприятия характерна стабильность ожиданий сотрудников относительно трудовой деятельности в организации и элементов организационной культуры, а для коммерческой организации зафиксирована в процессе первичной адаптации персонала корректировки этих представлений, что, вероятно, отражается на нестабильности коллектива.

В ходе исследования выявлено, что успешнее проходят первичную адаптацию люди с более высоким уровнем образования. Таким образом, можно предположить, что чем выше уровень подготовки, тем более взвешенно люди подходят к работе и из них формируется стабильный кадровый состав организаций, а образование можно считать одним из факторов стабильности персонала.

Итогом настоящего исследования стала апробированная технология подбора и адаптации персонала, основанная на концепции соответствия психологических ресурсов человека особенностям организационной культуры. Тем не менее, остается актуальной необходимость её применения в различных сферах деятельности, а также разработки на основе этой технологии программ адаптации для рабочих мест различного статуса.

Отдельным направлением дальнейших исследований (и практического применения результатов настоящей работы) является целенаправленное изучение элементов организационной культуры «Сплоченность» и «Традиции и ритуалы», которые можно считать социально-психологическим показателями адаптированное&tradeсотрудника, проходящего первичный этап организационной социализации.

Понимая ограничения настоящей работы (не учтены статус должности, динамика изменения организационной культуры и др.) мы рассматриваем полученные результаты как шаг в создании комплексного метода для оптимизации системы подбора кадров и организации процесса первичной адаптации персонала на предприятиях различной формы собственности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О.Г. Методика адаптации: быстро и качественно Текст. / О. Г. Аксенова // Справочник по управлению персоналом: № 6, 2004. — С. 10−19.
  2. , Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 288 с.
  3. , Г. М. Социальная психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и спец. «Психология» Текст. / Г. М. Андреева. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2010.-363 с.
  4. , Ю.Е. Адаптация персонала в организации: Из опыта работы Калужского гарнизон, воен. госпиталя Текст. / Ю. Е. Антоненков, В. А. Зозуль. Калуга: Гриф, 2004 (ГП Облиздат). — 80 с.
  5. Армстронг-Смит, М. Практика управления человеческими ресурсами Текст. / М. Армстронг- пер. с англ. 8-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 831 с.
  6. , Д.А. Управление персоналом: учебное пособие: по спец. «Управление персоналом» Текст. / Д. А. Аширов. М.: Проспект, 2005. -432 с.
  7. , Н.Г. Управление персоналом в сфере наукоемкого бизнеса: учебное пособие Текст. / Н.Г. Базадзе- М-во образования РФ, Моск. авиац. ин-т (гос. техн. ун-т). М.: Изд-во МАИ, 2002. — 240 с.
  8. , Т.Ю. Управление персоналом: учеб. пособие для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования Текст. / Т. Ю. Базаров. 2-е изд., стер. — М.: ACADEMIA, 2003. — 218 с.
  9. , С.А. Управление персоналом: учеб. пособие Текст. / С. А. Барков. М.: РГОТУПС, 2005. — 201 с.
  10. , Е.П. Понятие социализации Текст. / Е. П. Белинская // Социальная психология: хрестоматия / сост. Е. П. Белинская, O.A. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2008. С. 333−343.
  11. , П. Социальное конструирование реальности: Трактат по социол. знания Текст. / П. Л. Бергер, Т. Лукман. М.: Моск. филос. фонд, 1995. -322 с.
  12. , Т.А. Социально-психологические факторы преодоления критических жизненных ситуаций женщинами-предпринимателями: дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 Текст. / Т.А. Бергис- СПбГУ. СПб., 2012. — 193 с.
  13. , Ф.Б. Представление об адаптации Электронный ресурс. / Ф. Б. Березин. URL: http://berezin-fb.su. Дата обращения: 01.03.2012.
  14. , P.A. Диагностика организационной социализации / P.A. Березовская Текст. // Психология менеджмента: практикум / под ред. проф. Г. С. Никифорова. СПб.: Речь, 2010. С. 103−110.
  15. , Л.В. Адаптация работников в новых условиях Текст. / Л. В. Бершова // Справочник кадровика: № 6, 2001. С. 105−110.
  16. , Г. П. Дискриминантный анализ для отбора информативных переменных Текст. / Г. П. Бессокирная // Социология: методология, методы, математические модели: № 16, 2003. С. 25 — 35.
  17. , В.А. Психологические механизмы адаптации человека Текст. / В. А. Бодров // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. М.: Институт психологии РАН, 2007. С. 42−61.
  18. , A.C. Адаптация: помоги и не навреди Текст. / A.C. Боровиков // Справочник по управлению персоналом: № 10, 2004. С. 78−83.
  19. , Р.Р. Социальная адаптация работника к трудовой деятельности: автореф. дис.. канд. социол. наук: 22.00.04 Текст. / Р.Р. Виньков- Саратовский гос. технич. ун-т. Саратов, 1998. — 18 с.
  20. , О.С. Менеджмент: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. направлениям и спец. Текст. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. 3-е изд. — М.: Экономистъ, 2004. — 528 с.
  21. , Н.Е. Субъективные репрезентации организационной культуры и динамика развития психологического стресса Текст. / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова // Вестник Санкт-Петербургского Университета: Вып.4, 2008. Сер. 12. — С.356−363.
  22. Волкова, E. J1. Мотивационная структура личности руководителя с различной успешностью социально-психологической адаптации / E. JL Волкова Текст. // Вестник Санкт-Петербургского Университета: Вып. 3, ч. II, 2009. Сер. 12. — С. 79−87.
  23. , Н.В. Адаптация персонала: российский опыт построения комплексной системы Текст. / Н. В. Володина. М.: Эксмо, 2009. — 240 с.
  24. , А.Б. Эволюция адаптаций: ист.-методол. исслед. Текст. / Отв. ред. К. В. Манойленко. JL: Наука, 1989. — 189 с.
  25. , Р. Что объединяет современную компанию Текст. / Р. Гоффи, Г. Джонс // Управ, персоналом: пер. с англ. [Сб. статей]. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. С. 9−54.
  26. , Р. Организации: Учеб. для психологов и экономистов Текст. / Р. Дафт- перевод. 3-е межд. изд.- СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 352 с.
  27. , О.С. Экономическая психология: Учеб. пособие по экон. спец. Текст. / О. С. Дейнека. СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2000. — 160 с.
  28. , Г. Управление персоналом Текст. / Г. Десслер- пер. с англ. под общ. ред. Ю. В. Шленова. М.: Изд-во БИНОМ, 1997. — 432 с.
  29. , М.С. О мере своеобразия национальных культур Текст. / М. С. Джунусов // СОЦИС: № 5 (217), 2002. С. 125−128.
  30. , В.И. Организационная лояльность: модель реализации ожиданий работника от своей организации: дис.. канд. психология, наук: 19.00.05 Текст. / В.И. Доминяк- СПбГУ. СПб., 2006. — 280 с.
  31. , С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития Текст. / С. А. Дружилов. -Новокузнецк: Ин-т повышнния квалификации, 2002. 242 с.
  32. , Т.И. Социокультурные особенности организационного поведения (на примере татарских и русских руководителей): автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 Текст. / Т.И. Дрынкина- РТУ им. А. И. Герцена. СПб., 2008. — 22 с.
  33. , А.П. Управление персоналом Текст. / А. П. Егоршин. 7-е изд. -Н. Новгород: Новгородский ин-т менеджмента и бизнеса, 2010. — 1100 с.
  34. , М.М. Психологические особенности восприятия организационной культуры сотрудниками образовательного учреждения (ВУЗа) и индустриальн. организации: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.05 / М.М. Елфимова- СамГПУ. Самара, 2007. — 24 с.
  35. , A.A. Реадаптация опросника «Карьерные ориентации» и его стандартизация на студенческой выборке Текст. / A.A. Жданович // Психологический журнал. Минск, № 4, 2007. — С. 4- 22.
  36. , Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами Текст. / Ю. М. Забродин. М.: Финстатинформ, 2002. — 360 с.
  37. , Е.К. Психологические механизмы социальной адаптации человека Электронный ресурс. / Е. К. Завьялова // Вестник Балтийской педагогич. академии: Вып.40, 2001. С.55−60. — URL: http://consult.pu.ru/content/view/103/23 Дата обращения 15.03.2010.
  38. , Е.К. Социально-психологическая адаптация женщин в современных условиях: Профессионально-личностный аспект: дис. .д-ра психол. наук: 19.00.05 Текст. /Е.К. Завьялова- СПбГУ. СПб, 1998. -294с.
  39. , Т.В., Управление персоналом: учеб. для студентов учреждений сред. проф. образования, обучающихся по группе специальностей 0600 «Экономика и упр.» Текст. / Т. В. Зайцева, А. Т. Зуб. М.: ИНФРА-М, 2006. — 336 с.
  40. , А.Н. Организационная психология: Учеб. пособие для вузов Текст. / А. Н. Занковский. М.: Флинта, 2000. — 648 с.
  41. , Д.И. Адаптация, мотивация и развитие персонала отдела продаж Текст. / Д. И. Занько. М.: Вершина, 2006. — 240 с.
  42. , В.П. Удовлетворенность трудом / В. П. Захаров // Личность и деятельность: Сб. статей. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. — С.47−52.
  43. , И.В. Влияние мотивов социального успеха на трудовую адаптацию личности в новой организации: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 Текст. /И.В. Зейвальд- Рос. гос. социал. ун-т М., 2008- 24с.
  44. , О.И. Содержание и показатели адаптации личности Текст./ О. И. Зотова, И. К. Кряжева // Организационная психология / сост. Л. В. Винокуров, И. И. Скрипюк СПб.: Питер, 2000. — С. 248−256.
  45. , P.C. Методологические основы подбора, адаптации и аттестацииперсонала в организации: автореф. дис.канд. социол. наук: 22.00.08
  46. Текст. / P.C. Иванов- МГУ им. М. В. Ломоносова. Москва, 2002. — 25 с.
  47. , H.H. Адаптация Текст. / H.H. Иорданский // БРЭ. М.: Большая Российская энциклопедия, 2010. — Т. 1. — С. 209−210.
  48. , О.Н. Справочник психолога-консультанта организации / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 638 с.
  49. , Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами: Учеб. пособие для студентов и преподавателей вузов Текст. / Т. С. Кабаченко. СПб.: Питер, 2003. — 400 с.
  50. , Э. Почему новички уходят, или как построить эффективную систему адаптации Текст. / Э. Кайдас // Управление персоналом: № 23 (129), 2005. С. 56−57.
  51. , А. Адаптация работников в составе команд: вариант управления процедурой Текст. / А. Каланчин // Кадровик. Кадровый менеджмент: № 5, 2010.- С. 22−29.
  52. , А. Управление процедурой адаптации работника в организации Текст. /А. Каланчин // Кадровик. Кадровый менеджмент: № 11, 2009.- С. 21−28.
  53. , К.С. Диагностика и изменение организационной культуры Текст. / К. С. Камерон, Р. Куинн- пер. с англ. А. Токарев. СПб.: Питер, 2001.-311 с.
  54. , И.М. Профессиональная адаптация работников Текст. / И. М. Карелина // Организационная психология / под ред. Г. В. Суходольского. -Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2008. С. 359−373.
  55. , JI.B. Организационное поведение: учебное пособие: для слушателей образовательных учреждений, обучающихся по программе МВА и другим программам подготовки управленческих кадров Текст. / JI.B. Карташова. М.: Инфра-М, 2008. — 157 с.
  56. , В.В. Управление персоналом: Учеб. пособие по спец. «Менеджмент» Текст. / В. В. Кафидов. М.: Академ, проект, 2003. — 144 с.
  57. Кибанов, А. Я Основы управления персоналом: учеб.: для студентов вузов Текст. / А. Я. Кибанов. -2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. -447 с.
  58. , В.В. Изучение организационной культуры Текст. / В. В. Киракозова, В. А. Чикер // Психология менеджмента: практикум / под ред. проф. Г. С. Никифорова. СПб.: Речь, 2010. — С. 25−38.
  59. , Е.А. Психология профессионала: избранные психологические труды Текст. / Е. А. Климов. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 456 с.
  60. , E.H. Адаптация нового персонала к организационной культуре Текст. / E.H. Кобцева // Кадровик. Кадровый менеджмент: № 5, 2009. С. 12.16.
  61. , E.H. Адаптация персонала: классификация видов и показатели Текст. / E.H. Кобцева // Вестник Воронежского государственного ун-та: № 1, 2008. С. 100−104. (Экономика и управление).
  62. Коллектив. Личность. Общение: Слов. Социал.-психол. понятий Текст. / под. ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Лениздат, 1987. — 143 с.
  63. , Т.А. Управление человеческими ресурсами: Учеб. пособие для студентов упр. и экон. специальностей вузов Текст. / Т. А. Комиссарова. М.: Дело, 2002. — 312 с.
  64. , A.B. Культура Текст. / A.B. Константинов // БРЭ. М.: Большая Российская энциклопедия, 2010. — Т. 16. — С. 308−311.
  65. , В.В. К вопросу о понятии «адаптация» Электронный ресурс. /В.В. Константинов //Проблемы соц. психологии: электрон, сб. науч. статей. -URL: http://psyjournals.ru/sgusocialpsy/issue/30306full.shtml. Дата обращения: 20.04.2011.
  66. , Л.В. Социология адаптаций: вопросы теории, методологии и методики Текст. / Л. В. Корель. Новосибирск: Наука, 2005. — 415 с.
  67. Корпоративная культура: психология и технология разработки и внедрения: учебное пособие Текст. / науч. ред. А. Д. Карнышев. -Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. 321 с.
  68. , Д. Управление персоналом в современных организациях Текст. / Д. Коул- пер. с англ. Н. Г. Владимирова. М.: Вершина, 2004. — 352 с.
  69. , Е. Успешная адаптация: свой среди своих Текст. / Е. Красова // Справочник по управлению персоналом: № 2, 2008. С. 36−44.
  70. , A.A. Культура организационного поведения: учебное пособие Текст. / A.A. Крупанин. СПб.: СПбГИЭУ, 2006. — 93 с.
  71. , A.A. Адаптация к трудовой деятельности: внутренние и внешние условия Текст. / A.A. Крылов // Вестник Санкт-Петербургского Университета: Вып. 4, 2009. Сер. 12. — С. 136−141.
  72. , В.Г. Социальная психология: Словарь-справочник Текст. / В. Г. Крысько. Минск: Харвест, 2001. — 688 с.
  73. , Е.С. Основы социальной психологии Текст. / Е. С. Кузьмин. Д.: Изд. Ленингр. ун-та, 1967. — 173 с.
  74. , М.О. Управление адаптацией персонала как фактор конкурентоспособности организации: дис.. канд. экономии, наук: 08.00.05 Текст. / М.О. Латуха- СПбГУ. СПб., 2003. — 196 с.
  75. , Э.Н. Карьерные ориентации как ценностный компонент профессиональной направленности будущего инженера Текст. / Э. Н. Ломакина // Научно-теоретич. журнал «Ученые записки»: № 7(77), 2011. -С. 104−110.
  76. , В.В. Основы управления персоналом: учеб. пособие по спец. «Управление персоналом» Текст. / В. В. Лукашевич. М.: Кнорус, 2007. -232 с.
  77. , Е.А. К вопросу об определении критериев и факторов эффективности адаптации Текст. / Е. А. Луцко // Вестник Санкт-Петербургского Университета: Вып. 1, 2008. Сер. 12. — С. 205−209.
  78. , Е.И. Адаптация в коллективе или Как грамотно себя зарекомендовать Текст. / Е. И. Мазилкина, Г. Г. Паничкина. М.: Альфа1. Пресс, 2006. 244 с.
  79. , М.А. Исследование организационной культуры Санкт-Петербургских предприятий Текст. / М. А. Макарченко // Вестник Санкт-Петербургского Университета: Вып. 3, 2004. Сер. 8. — С. 53−77.
  80. , А.Г. Общая психология: Учеб. для вузов Текст. / А. Г. Маклаков. СПб.: Питер, 2003. — 592 с.
  81. , A.A. Организационная культура: системно-психологические описания: Учеб. пособие Текст. / A.A. Максименко. Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 2003. — 168 с.
  82. Д. Психология и культура Текст. / Д. Мацумото- пер. с англ. -3-е междунар. изд. М.: OJIMA-ПРЕСС, 2002.- -414 с.
  83. , В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов Текст. / В. И. Медведев. Л.: Наука, 1982. — 104 с.
  84. , М.Х. Основы менеджмента Текст. / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури- перевод с англ. М.: Дело ЛТД, 1994. — 702 с.
  85. , Б.З. Теория организаций: учеб. Текст. / Б. З. Мильнер. 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2008 — 864 с.
  86. , О.В., Факторный анализ для психологов: Учеб. пособие Текст. / О. В. Митина, И. Б. Михайловская. — М.: «Психология», 2001. — 169 с.
  87. , З.С. Социальная адаптация как общественное явление исоциологическая категория Текст. / З. С. Морозова // Социально-гуманитарные знания: № 1, 2009. С. 362−368.
  88. , В.Н. Психология отношений : избр. психол. тр. Текст. / В.Н. Мясищев- под ред. A.A. Бодалева. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. -400 с.
  89. , A.A. Психологическая адаптация: механизмы и стратегия Текст. / A.A. Налчаджян. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2010. -368 с.
  90. , A.A. Я-концепция Текст. / A.A. Налчаджян // Психология самосознания. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2003. — С. 270−332.
  91. , А.Д., Применение математических методов в психологии: Учеб. пособие Текст. / А. Д. Наследов, С. Г. Тарасов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.-208с.
  92. , Г. С. Надежность профессиональной деятельности Текст. / Г. С. Никифоров. СПб.: Изд-во С.-Петербург. Ун-та, 1996. — 176 с.
  93. , С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологич. выражений Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 4-е изд., доп. — M.: А ТЕМП, 2008. — 944 с.
  94. Организационная психология: конспект лекций Текст. / подгот. Кошелева C.B. СПб.: Сова, 2005. — 125 с.
  95. , Н.Г. Организационная культура как фактор социально-психологической адаптации работников промышленного предприятия: дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 Текст. / Н.Г. Панферова- Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М., 2004. — 159 с.
  96. , Т.О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека Текст. / Т. О. Паршина // СОЦИС: № 8, 2008. С. 100−106.
  97. , Б.Д. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов по психологии Текст. / Б. Д. Парыгин. СПб.: СПбГУП, 2003. — 616 с.
  98. , JI.M. Адаптационная система: практика внедрения Текст. / Л. М. Патрушева // Справочник по управлению персоналом. 2003. № 1. С.30−41.
  99. , A.B. Психология: Учеб. для вузов по педагогич. спец. Текст. / A.B. Петровский, М. Г. Ярошевский. -2-е изд., стер.- М.: Академия, 2001. -512с.
  100. Портфель кадровика: сб. док. с дискетой Текст. / сост. A.A. Парамонов, Т. В. Чиркова. 2-е изд. — М.: МЦФЭР, 2005. — 368 с.
  101. , С.Т. Индивидуальные стратегии личностной адаптации Текст. / С. Т. Посохова // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. -М.: Ин-т психол. РАН, 2007. С. 276−289.
  102. , С.Т. Психология адаптирующейся личности Текст. / С. Т. Посохова. СПб.: Изд-во РГПУ, 2001. — 240 с.
  103. , С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъективный подход: автореф. дис.. д-ра психол. наук: 19.00.01 Текст. / С.Т. Посохова- Рос. Гос. пед. Ун-т им. А. И. Герцена. СПб, 2001. — 38 с.
  104. , В.К. Управление персоналом инновационное развитие, экономическая и социальная ответственность, социально-трудовые отношения Текст. / В. К. Потемкин. СПб.: Питер, 2010. — 432 с.
  105. , Л.Г. Индустриальная социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. «Психология» Текст. / Л. Г. Почебут, В. А. Чикер. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. — 181 с.
  106. , Л.Г. Показатели адаптации личности в производственном коллективе Текст. / Л. Г. Почебут, A.A. Бородко. // Личность и деятельность: Межвуз. Сб. статей. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. — С. 146−151.
  107. , Л.Г. Организационная социальная психология Текст. / Л. Г. Почебут, В. А. Чикер. СПб.: Речь, 2000. — 298 с.
  108. , Л.Г. Социальная психология промышленности: Учеб. пособие
  109. Текст. / Л. Г. Почебут. СПб.: Б.и., 1995. — 126 с.
  110. , Л.Г. Социальная психология: учебное пособие Текст. / Л. Г. Почебут, И. А. Мейжис. СПб.: Питер, 2010. — 672 с.
  111. Промышленная социальная психология Текст. / под ред. Е. С. Кузьмина, А. Л. Свенцицкого. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. — 205 с.
  112. Психология управления персоналом: пособие для специалистов, работающих с персоналом Текст. / под ред. A.B. Батаршева, А. О. Лукьянова. М.: Психотерапия, 2007. — 624 с.
  113. Психология: Словарь Текст. / под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  114. , А. А. Психология и педагогика: Учеб. для вузов Текст. / A.A. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. СПб.: Питер, 2000.- 431 с.
  115. , A.A. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособие Текст. / A.A. Реан. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. — 224 с.
  116. , A.A. Психология адаптации личности Текст. / A.A. Реан, А. Р. Кудашев, A.A. Баранов. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. — 479 с.
  117. , A.A. Что такое «социализация»? Текст. / A.A. Реан // Психология: Учебник / под ред. Крылова A.A. М.: Проспект, 2001. — С .241−243.
  118. , С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека Текст. / С. И. Розум. СПб.: Речь, 2007. — 365 с.
  119. , С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2010.-713 с.
  120. , A.A. Формирование оптимального социально-психологического климата в трудовом коллективе (Метод, рекомендации) Текст. / A.A. Русалинова. М.: ЦНИИ «Электроника», 1984. — 30 с.
  121. , Р. Культура предпринимательства Текст. / Р. Рюттингер- пер с англ. М.: ЭКОМ, 1992. — 240 с.
  122. , С.И. Менеджмент персонала Текст. / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 480 с.
  123. , А.Л. Социальная психология: Учеб. для студентов вузов Текст. / А. Л. Свенцицкий. М.: ТК Велби, 2003. — 336 с.
  124. , А.Л. Социально-психологические проблемы научного управления трудовым коллективом: Метод. Пособие Текст. / А. Л. Свенцицкий, В. В. Цалобанов. М.: Знание, 1980. — 48 с.
  125. , В.В. Особенности совершенствования системы адаптации персонала на промышленном предприятии Текст. /В.В. Смирнов // Аудит и финансовый анализ: № 1, 2009. С. 309−320.
  126. , A.M. Менеджмент: основы организации: Учеб. для студентов вузов Текст. / A.M. Смолкин. М.: ИНФРА-М: Высш. шк. приватизации и предпринимательства, 1999. — 248 с.
  127. , Т.О. Организационная культура компании Текст. / Т. О. Соломанидина. М.: Упр. персоналом, 2003. — 455 с.
  128. Социальная психология Текст. /под ред. С. Московичи. СПб.: Питер, 2007.-592С.
  129. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов Текст. / подред. А. Н. Сухова, A.A. Деркача. М.: Академия, 2008. — 600 с.
  130. Социальная психология: словарь Текст. / под общ. ред. A.B. Петровского М.: Per Se, 2005. — 175 с. (Психологический лексикон. Том 2).
  131. , В.А. Корпоративная культура теория и практика Текст. / В. А. Спивак. СПб.: Питер, 2001. — 352 с.
  132. , В.А. Организационное поведение и управление персоналом: Учеб. пособие для вузов Текст. / В. А. Спивак. СПб.: Питер, 2000. — 416 с.
  133. , JI. Управление персоналом: настольная книга менеджера Текст. / Л.У. Стаут- пер. с англ. М.: Добрая книга, 2006. — 536 с.
  134. , A.M. Психология менеджмента: Учеб. пособие для студентов вузов Текст. / A.M. Столяренко, Н. Д. Амаглобели. М.: ЮНИТИ, 2005. -608 с.
  135. , H.H. Социально-психологические особенности формирования организационной культуры предприятия: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 Текст. / Н. Н Сулим- Курский гос. ун-т. Курск, 2009. — 23 с.
  136. , С.А. Люди на работе: учебник по организационному поведению Текст. / С. А. Сурков. М.: Дело и сервис, 2005. — 304 с.
  137. Технологии кадрового менеджмента: Учебно-практическое пособие Текст. / под ред. И. В. Мишуровой М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2004. — 368 с.
  138. , В.А. Современная психология труда Текст. / В. А. Толочек. -СПб.: Питер, 2006. 478 с.
  139. , В.В. Менеджмент персонала предприятия Текст. / В. В. Травин, В. А. Дятлов. М.: Дело, 2000. — 272 с.
  140. , М.К. Современная практическая психология Текст. / М. К. Тутушкиной. М.: Академия, 2005. — 432 с.
  141. , Ю.С. Комплексный экономический анализ результатов адаптации персонала в организации Текст. / Ю. С. Тюлькина // Вестник Воронежского государственного ун-та: № 2, 2010. Серия: «Экономика иуправление». С. 55−60.
  142. Управление персоналом: учеб. пособие по спец. «Менеджмент организации» Текст. / под ред. Г. И. Михайлиной, М.: Дашков и Ко, 2008. — 284с.
  143. , Э.А. Этика бизнеса Текст. /Э.А. Уткин. М.: Зерцало, 1998. — 254с.
  144. , А.Д. Опыт диагностики организационной культуры российских компаний Текст. / А. Д. Чанько // Российский журнал менеджмента. 2005. Т. З, № 4. С. 29−54.
  145. , A.B. Социально-психологическая адаптация персонала к организационной культуре исправительных учреждений: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.06 Текст. / A.B. Чечкова- Акад. права и упр. -Рязань, 2001.-23 с.
  146. , В.А. Методология и методы социально-психологических исследований: Учеб. пособие Текст. / В. А. Чикер. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. — 135 с.
  147. , В.А. Психологическая диагностика организации и персонала Текст. / В. А. Чикер. СПб.: Речь, 2004. — 176 с.
  148. , Е.В. Взаимосвязь профессиональной и коммуникативной культуры личности будущего специалиста. Текст. / Е. В. Шевцова // Сб. науч. трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». Ставрополь, № 10, 2003. — С. 18−25.
  149. , Э. Организационная культура и лидерство : Построение, эволюция, совершенствование Текст. / Э. Шейн. СПб.: Питер, 2002. — 335 с.
  150. , C.B. Управление персоналом современной организации Текст. / C.B. Шекшня. М.: Бизнес-шк. «Интел-Синтез», 1997. — 336 с.
  151. , Т. Социальная психология Текст. / Т. Шибутани- пер. с англ. -Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 544 с.
  152. , Д. Психология и работа Текст. / Д. Шульц, С. Шульц- пер. с нем. -СПб.: Питер, 2003. 560с.
  153. , А.Г. Почему они уходят? Факторы, влияющие на намерения российских работников сменить место работы / А. Г. Эфендиев, Е. С. Балабанова, Е.О. Ярыгина// Экономич. социол.: № 4, 2012. Т. 13,. С. 48−80.
  154. , И. Мониторинг адаптивности промышленных рабочих Текст. / И. Юрасов // Управление персоналом. 2006. № 14 (144). С. 62−65.
  155. Ashforth, В. Organizational Socialization: Making Sense of the Past and Present as a Prologue for the Future / B. Ashforth, A. Saks // Journal of Vocational Behavior. 1997. Vol. 51. P. 234−279.
  156. Baker, H. Linking organizational socialization tactics with corporate human resource management strategies / H. Baker, D. Feldman // Human Resource Management Review. 1991. Vol. 1, № 3. P. 193−202.
  157. Bratton J. Human Resource Management / J. Bratton, J. Gold. London: PALGRAVE MACMILLAN, 2003. — 540 p.
  158. Cooper-Thomas, H. Organizational Socialization: A field study into socialization success and rate / H. Cooper-Thomas, N. Anderson // International Journal of Selection and Assessment. 2005. Vol. 13. P. 116−128.
  159. Francesco, A. International organizational behavior / A. Francesco, B. Gold. -Prentice-Hall, 1998 654 p.
  160. Gerhart, В. How much does national culture constrain organizational culture? / B. Gerhart // Management and Organization Review. 2009. Vol. 5. P. 241−259.
  161. Griffin, A. Newcomer and organizational socialization tactics: an interactionist perspective / A. Griffin, A. Colella, S. Goparaju // Human Resource Management Review. 2000. Vol. 10, № 4. P. 453−474.
  162. Hofstede, G. Cultures and Organizations: Software of the Mind / G. Hofstede, G. J. Hofstede, M. Minkov. 3d ed., revised and expanded. — New York: McGraw-Hill, 2010. — 550 p.
  163. Jokisaari, M. Change in newcomers' supervisor support and socialization outcomes after organizational entry / M. Jokisaari, J-E. Nurmi // Academy of Management Journal. 2009. Vol. 52, № 3. P. 527−544.
  164. Malvini, S. You’re Right Where You Belong: Communicating and Constructing Organizational Identity and Culture through Narrative Электронный ресурс. /
  165. S. Malvini // paper presented at the annual meeting of the NC A 94th Annual Convention. San Diego, 2008. URL: http://www.allacademic.com. Дата обращения 27.09.2010.
  166. Many globalizations: Cultural diversity in the contemporary world / ed. by P. L Berger, S.P. Huntington. New York: Oxford univ. press, 2003. -374 p.
  167. Meier, Т. Beyond orientation: assimilating new employees / T. Meier, S. Hough // Human Resource Management. 1982. Vol. 21, № i. p. 27−29.
  168. Organizational behavior: The state of the science / ed. by J. Greenberg. 2nd ed. — Mahwah (N.J.) — London: Lawrence Erlbaum associates, 2003. — 470 p.
  169. Van Maanen, J. Toward a Theory of Organizational Socialization / J. Van Maanen, E. Schein // Research in Organiz. Behavior. 1979. Vol. 1. P.209−264.
  170. Wanous, J. New employee orientation programs / J. Wanous, A. Reichers // Human Resource Management Review. 2000. Vol. 10, № 4. P. 435−451.
  171. Wyer, R. Social comprehension and judgment: the role of situation models, narratives, and implicit theories / R.S. Wyer. London: Lawrence Erlbaum Associates, 2004.- 421 p.
Заполнить форму текущей работой