Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методы развития личности и общения ребенка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опыт, приобретаемый в специально организованных группах коррекции поведения, помогает решению проблем, возникающих при межличностном взаимодействии ребенка в семье и школе. Такие скрытые факторы, как социальное давление, манипулирование партнером, взаимовлияния, повседневно существующие в школе, в компании друзей, семье, осознаются, становятся очевидными в психокоррекционной группе, воздействуют… Читать ещё >

Методы развития личности и общения ребенка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как уже отмечалось выше, нарушения общения, несформированность коммуникативных умений — один из существенных механизмов неготовности к школьному обучению и (или) неуспешное™ ребенка в школе (Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., 2001; Глозман Ж. М., 2002). Нередко родители приводят своих детей в психологические центры с жалобами не только на трудности в учебе, но и на проблемы эмоционального характера, нарушения поведения в семье и школе. Чаще всего это жалобы на повышенную тревожность, агрессивность, гиперактивность ребенка. В результате дети без выраженных когнитивных нарушений, без диагносцированной отчетливой неврологической или психиатрической патологии вынуждены многократно менять школу или даже переходить на домашнее обучение. Основные проблемы, на которые жалуются родители, заключаются в неумении детей организовать и контролировать собственное поведение для эффективного взаимодействия с окружающими, т. е. в конечном счете — в нарушениях общения, представляющих реальную опасность для их здоровья и полноценного развития. Развитие коммуникативных навыков и повышение самооценки — важный фактор преодоления школьной дизадаптации, т. е. неспособности ребенка полноценно (в меру своих способностей и развития и не в ущерб своему физическому и психическому здоровью) отвечать требованиям, предъявляемым массовой школой.

Так как подобные умения формируются у ребенка только в социальной среде, являются продуктом общения со взрослыми и сверстниками, эффективная коррекция нарушений социального взаимодействия возможна только в группе. Преимущество группы заключается в том, что она представляет собой своеобразный островок мира, в котором ребенок с помощью педагога и других членов группы может проанализировать собственное поведение и опробовать его новые формы и средства. Это достигается благодаря особой организации общения в таких группах, в процессе активного социального обучения, главной характеристикой которого является соответствие самой процедуры обучения тем процессам и явлениям, которые создаются в ходе его реализации, т. е. отношения участников группы строятся в полном соответствии со всеми требованиями общения.

Группа — идеальная обстановка для детей, нуждающихся в освоении навыков социальных контактов. Стремление ребенка к обществу других детей естественно, для подростков межличностное общение становится ведущей деятельностью, но далеко не всегда коммуникативные умения оказываются достаточно сформированными к подростковому, не говоря уже о младшем школьном возрасте. И представляя условия для общения таким детям, можно помочь им раскрыть и преодолеть препятствия, блокирующие этот естественный процесс. В поддерживающей и контролируемой обстановке ребенок может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений. Наблюдая происходящие в группе взаимодействия, участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения, у них развивается умение фиксировать и делать предметом рассмотрения актуально переживаемые эмоции, формируются навыки социальной перцепции.

Потенциальное преимущество условий группы — это возможность получения обратной связи и поддержки от других детей. Это достигается благодаря обязательному групповому обсуждению каждого занятия в целом и всех его фрагментов. Обратная связь не только позволяет членам группы контролировать и исправлять свое неадекватное поведение, но и повышает коммуникативную компетентность детей.

Опыт, приобретаемый в специально организованных группах коррекции поведения, помогает решению проблем, возникающих при межличностном взаимодействии ребенка в семье и школе. Такие скрытые факторы, как социальное давление, манипулирование партнером, взаимовлияния, повседневно существующие в школе, в компании друзей, семье, осознаются, становятся очевидными в психокоррекционной группе, воздействуют на индивидуальные жизненные установки и способствуют изменению поведения. В результате аффективные переживания, происходящие в искусственно создаваемой обстановке, могут естественно переноситься во внешний мир, способствовать личностному росту ребенка и коррекции его поведения.

В соответствии с этими теоретическими положениями программа групповой коррекции несформированности общения и личностных проблем ребенка (Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., 2001; Баркова Ю. А., Глозман Ж. М., 2002) призвана решать следующие задачи.

  • 1. Развитие адекватной самооценки.
  • 2. Совершенствование социальных умений посредством группового опыта у тех детей, которые нуждаются в тренинге элементарных социальных навыков.
  • 3. Развитие групповой сплоченности.

Коррекционная программа включает четыре составляющие.

  • 1. Обеспечение контакта между детьми и психологом благодаря созданию ситуации успеха от правильно выполненного задания.
  • 2. Психологическая разгрузка и уменьшение стресса от школьного обучения с помощью построения физических упражнений посредством ассоциаций с животными и явлениями природы.
  • 3. Создание обстановки принятия детей друг другом (доброжелательности, взаимопонимания, взаимопомощи и т. д.) благодаря смене ролевых позиций в группе.
  • 4. Стимуляция активности ребенка в развитии адекватной самооценки, дружеских отношений, творческих способностей и в подавлении аффективных реакций и застенчивости.

Организация групповых занятий с детьми во многом определяется их возрастом, от которого, в частности, зависит и уровень общения ребенка, и, соответственно, характер нарушений поведения в случае недосформированности этого уровня. Возрастные различия проявляются, например, в реакции детей разного возраста на фактор открытости (закрытости) группы. В младшей группе дети не воспринимают болезненно или вообще не замечают факта введения в группу нового члена. Возможно, причина заключается в том, что у младших детей еще не сформирован контекст общения.

В средней группе (10—12 лет) дети реагируют на это более болезненно. Как правило, детям, приходящим вновь, сложно войти в круг, другие дети их не принимают и не отталкивают, но держатся обособленно. Если же случается конфликтная ситуация, то новичок оказывается один. Но ситуация сглаживается в случае введения в группу еще одного нового члена: стоит появиться второму новичку, как первый новичок становится своим.

Что касается старших детей, то им, наоборот, нравится, когда в группе появляется новый товарищ. Возможно, причина этого в большей направленности на общение и лучшем развитии навыков общения у подростков.

Рассмотрим теперь некоторые методы групповой коррекции общения. Как и все другие методы коррекционной работы, групповые занятия включают в себя игровые формы коррекции. Так, например, для развития сензитивности используется игра «Рисунки на спине». Она похожа на всеми любимый испорченный телефон, но только здесь загадываемое слово рисуется на спине. Дети сидят в кругу спиной друг к другу и рисуют то, что, как они поняли, нарисовали им на спине. Когда круг замыкается, становится понятным, отгадали они или нет. Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли начинающего. Эту игру очень любят дети младшего возраста.

Важная составляющая групповой работы — обучение способам выражения своих чувств адекватным образом (особенно актуально это для агрессивных детей). Здесь эффективно использовать психодраму, ролевую игру. Большое внимание необходимо уделять также тренировке невербальных средств общения, таких, как жесты, мимика, пантомима и др. Это способствует развитию социальной перцепции.

Большое внимание в групповой работе уделяется развитию позитивных качеств взаимодействия в группе (эмпатия, доверие и др.), а также развитию дефицитарных регуляторных функций, таких, как внимание, контроль поведения, двигательный контроль (особенно актуально это для детей младшего возраста). Здесь очень хорошо подходят всем известные игры «Поводырь и слепой», «Зеркало», а также более сложный вариант «Зеркала» — «Тень»: один играющий ходит по помещению, а второй встает сзади и как тень повторяет все его движения. Дети любого возраста любят игру «Восковая палочка». Все участники группы становятся плотно друг к другу и образуют круг. В центр крута входит один из участников, это — восковая палочка, он закрывает глаза и максимально расслабляется; его раскачивают остальные участники группы. Желательно, чтобы на месте восковой палочки побывал каждый ребенок в группе.

Групповая коррекция общения эффективно использует методы двигательной арттерапии (искусство танца и пантомимы) (Рудестам К.,.

1990). Представление о танце как коммуникации было развито экспрессивной танцовщицей М. Вигман. Она считала, что «танец — это живой язык, которым говорит человек, это — художественное обобщение, парящее над реальной основой, для того чтобы высказаться на более высоком уровне, в образах и аллегориях сокровенных человеческих эмоций. Танец прежде всего требует общения прямого, потому что его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения — человеческое тело, естественные движения которого создают материал для танца, единственный материал, являющийся его собственным и самостоятельно им используемым»1.

Как язык коммуникаций, телесные движения наиболее полно раскрывают представления о себе и о других, а это, как отмечалось выше, — важный составляющий элемент общения. Танец-импровизация способствует самовыражению, высвобождению подавленных эмоций, выявлению и преодолению скрытых конфликтов, снятию напряженности. Положительный образ собственного тела способствует самопринятию ребенка. Танцы, физические упражнения в группе дают уникальную возможность безопасной и эффективной обратной связи, что способствует самопринятию, а также принятию другими детьми.

Развитие адекватной самооценки достигается благодаря тому, что дети в конце занятия ставят оценки себе и другим за поведение и понимание заданий, причем эти оценки коллективно обсуждаются. Здесь порой вскрываются антипатии и симпатии, но мнение коллектива позволяет объективно оценить поведение каждого школьника. Очень полезны такие упражнения, в которых дети подчеркивают положительные стороны друг друга, например в конце занятия можно проводить «Похвалилки», где дети хвалят друг друга и отмечают, что у каждого сегодня хорошо получилось.

Преодоление застенчивости происходит с помощью метода «Сочини свой танец»: ребенок выходит в середину зала, вокруг сидят дети (как правило, на полу), и он выполняет «танец-импровизацию» под любую музыку. Все остальные копируют его танец. Причем сначала танцуют и оказываются в центре внимания дети более раскрепощенные, а потом, как бы невзначай, подходит очередь и «застенчивых». Более старшие дети любят импровизированные концерты, где один или несколько ребят играют роль звезды или популярной группы.

Развитые дружеских отношений: детей разделяют на несколько групп, каждая из которых после обсуждения должна показать заданную психологом ситуацию, а другие должны отгадать, что это за ситуация (например, ситуация в школе, магазине, транспорте, больнице и т. д.). Развитие дружеских отношений и групповой сплоченности происходит в тот момент, когда малые группы обсуждают ситуацию, которую будут демонстрировать другим группам. Причем целесообразно менять[1]

состав групп, чтобы тренировать внутрии межгрупповые взаимодействия.

Для тренировки способности к дружескому взаимодействию плодотворно проведение в группе рисуночных техник. Этими упражнениями можно стимулировать также осознание собственных чувств и эмоций (индивидуальное рисование), многие упражнения очень полезны для анализа межличностных взаимоотношений и конфликтов (рисование с партнером), можно исследовать также ролевые взаимоотношения в группе и влияние членов группы на индивидуальное творчество (групповое рисование).

В коррекционных группах детей появляется (или выбирается группой) лидер. Между группой и ее лидером возникают и развиваются специфические динамические отношения. Так, по нашим наблюдениям (Баркова Ю. А., Глозман Ж. М., 2002), выделяются два преимущественных типа отношений между группой и лидером. 1. Группа, «воспитывающая» лидера, например: гиперактивная девочка — лидер группы после групповых занятий стала менее агрессивной, более спокойной, она научилась слышать окружающих и у нее появилась плавность в движениях. Такие изменения наблюдались не только в группе: родители отмечали также улучшения в ее поведении. 2. Лидер, трансформирующийся в результате осознания своего влияния на группу. Например, в одной группе лидер пользовался большим уважением у других детей. Если у лидера не было настроя на работу, то и группа не проявляла желания работать. Характерно, что этот мальчик вне группы был менее инициативным и никогда не являлся лидером. После коррекции в группе его родители отметили, что он стал центром внимания своих одноклассников и значительно легче находит контакты с детьми и учителями в школе. Борьба за лидерство также несет воспитательный потенциал. В ходе борьбы за лидерство дети активнее проявляют свои желания и интересы, чего не было в начале цикла групповых занятий. Это говорит также о появлении ответственности, уверенности в себе, снижении тревожности. При неудачах в выполнении заданий дети не бросают, отчаиваясь, как было раньше, а стараются найти другой путь.

Родители всех детей, прошедших курс групповой коррекции, отмечали, что дети стали более спокойными, они лучше ведут себя дома и в школе, уменьшились страхи, появились инициативность, терпение, старание. После того как дети стали более адекватными и стабильными эмоционально, менее агрессивными, у них улучшилась успеваемость, существенно уменьшились трудности взаимодействия с учителями и сверстниками, т. е. сократились конфликты со взрослыми и сверстниками, дети стали более ответственными, инициативными, внимательными к окружающим, более уверенными в себе.

Можно вычленить три компонента эффективной групповой коррекционной работы с детьми: когнитивный (знания об общении, о себе и других), поведенческий (развитие коммуникативных навыков и решение своих проблем) и эмоциональный (самопринятие и толчок к саморазвитию).

В заключение отметим, что специфика групповой коррекции коммуникативных способностей и связанных с ними особенностей личности ребенка заключается в том, что в группе ребенок чувствует себя принятым и принимающим, он пользуется доверием и доверяет, окружен заботой и заботится, получает помощь и помогает.

  • [1] Wigman М. Language of the dance. Middletown. — Wesleyan Univ. Press, 1963. —P. 10.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой