Психологические условия эффективной деятельности командира подразделения по формированию дисциплинированности у курсантов ввузов
Диссертация
Задача укрепления дисциплины и порядка поставлена и перед военными кадрами, так как воинская дисциплина — неотъемлемая составная часть боевого потенциала ВС СССР Состояние воинской дисциплины в войсках во многом зависит от дисциплинированности офицерских кадров. «Наихудшим образом на дисциплинированность рядового состава действуют мельчайшие случаи недисциплинированного, поведения начальствующих… Читать ещё >
Содержание
- t ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМАНДИРА ПОДРАЗДЕ-t ЛЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ У КУР
- САНТОВ
- I. Дисциплинированность курсанта как цель деятельности командира подразделения
- 2. Содержание и структура деятельности командира по формированию дисциплинированности у курсантов
- 3. Критерии эффективной деятельности командира по дисциплинированию курсанта
- Выводы по I главе
- ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ У КУРСАНТОВ
- I. Влияние личностных качеств командира на эффективность деятельности по дисциплинированию курсантов
- 2. Зависимость эффективности от индивидуального стиля деятельности командира подразделения
- 3. Особенности деятельности командира на различных, этапах процесса дисциплинирования курсантов
- Выводы по П главе
- ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ у КУРСАНТОВ
- I. Психологическая модель эффективной деятельности командира по формированию дисциплинированности у курсантов
- 2. Управление деятельностью командира подразделения по дисциплинированию курсантов в целях повышения ее эффективности
- 3. Психологическая подготовка командира подразделения к деятельности по формированию дисциплинированности у курсантов
- Выводы по Ш главе.,"
Список литературы
- Маркс К. Капитал//Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд.- Т.23.-С. 10.
- Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология//Соч.- 2-е изд.-Т.З.-C.I9, 24−26, 440.
- Энгельс Ф. Падение Меца//Маркс К Энгельс Ф. Соч. -2-е изд.-Т.17.-С.155.
- Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве//Полн.собр.соч.-Т.I.-С.423−424.
- Ленин В.И. Падение Порт-Артура//Полн.собр.соч.-Т.9.-С.151−159.
- Ленин В.И. Революционная армия и революционное правительство// П ол н.собр.с оч.-т.10.-С.335−344.
- Ленин В.й.^иНе нужно глядеть, а книзум//Еолн.собр.соч.
- Ленин В.И. Кризис меныиевизма//Нолн.собр.соч.-Т.14.-С.142−172.
- Ленин В.И. Военная программа пролетарской революции//Полн.собр. соч.— Т.ЗО.— C. I3I-I43.
- Ленин В.И. На деловую почву//Полн.собр.соч.-Т.35.-С.408−409.
- Ленин В.М. Как организовать соревнование?//Полн.собр.соч.-Т.35.-С.195−205.
- Ленин В.М. Тезисы ЦК РКП(б) в связи с положением Восточного фронта//Полн.собр.соч.-Т.38, с.271−274.
- Ленин В.И. Обращение к Красной Армии//Полн.собр.соч.-Т.38.-С.234.
- Ленин В.И. Великий почин//Полн.собр.соч.-Т.39,-С.1−29.
- Ленин В.И. Все на борьбу с Деннкиным!//Полн.еобр.соч.-Т.39.-С.44−63.
- Ленин В.М. Письмо к рабочим и крестьянам по поводу победы над Колчаком//Полн.собр.соч.-Т.39.-С.151−159.
- Ленин В.И. Речь на 1У конференции губернских чрезвычайных комиссий 6 февраля 1920 г.//Полн.собр.соч.-Т.40*- C. II8.
- Ленин В.й. Постановление Политбюро Щ РКЛ(б) в связи с нарушением партийной дисциплины членами фракции В1ШЦ/7Полн. собр.соч.- Т.40. С.226−227.
- Ленин В.й. О трудовой дисциплине//Полн.собр.соч.-Т.40.-С.232.
- Ленин В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме//Полн.собр.соч.-Т.41. C. I-I04.
- Ленин В.И. Задачи союзов молодежи//Полн.собр.соч.-Т.41.-С.298−318.
- Ленин В.И. Речь на широкой рабоче-красноармейской конференции в Р ог ожск о-Сим о, но век ом р, а йо н е//П од н. с обр. с оч. -Т. 41. -С. 120−121.
- Ленин В.И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках т.т. Троцкого и Бухарина//Полн.собр.соч.-Т.42.-С. 264−304.
- Ленин В.И. Проект тезисов о роли и задачах профсоюзов в условиях новой экономической политики//Полн.собр.соч.-Т.44.-С.341−353.
- Ленин В.И. Письмо в Политбюро ЦК РКП(б)//Полн.собр.соч.-Т.45.-С.53.
- Ленин В.И. Лучше меньше, да лучше//Полн.собр.соч.-Т.45.-С.390.
- Ленин В. И. Письмо A.M. Горькому//Полн.собр.соч.-Т.4?.-С.221.
- Ленин В.И. Письмо к съезду//Полн.собр.соч.-Т.50.-С.62−63.
- Ленин В.И. Телеграмма начальникам реквизиционных отрядов по всем линиям железных дорог. I июля 1918 г.//Полн.собр.соч.-Т.50.-С.НО.
- Ленин В. И. Телеграмма Н.Ф. Виноградову//Полн.собр.соч.-Т.50.-С.62—63.
- Ленин В.И. Коменданту Кремля//Полн.собр.соч.-Т.54.-С.26, 35−36.
- Программа Коммунистической партии Советского Союза: Новая редакция. Принята ХХУП съездом КПСС.-М.: Политиздат, 1986.-80с.
- Устав Коммунистической партии Советского Союза: Утвержден ХХУП съездом КПСС.-М.: Политиздат, 1986. 31с.
- Материалы ХХУП съезда Коммунистической партии Советского Союза.-М.: Политиздат, 1986. 352с.
- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 23 апр.1985 г.-М.: Политиздат, 1985. 31с.
- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 15 окт. 1985 г.-М.: Политиздат, 1985. 32с.
- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 16 июн.1986 г.-М.: Политиздат, 1986. 32с.
- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 27−28 янв. 1987 г.-М.: Политиздат, 1987. 94с.
- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 26−2? июня 1987 г,-М.: Политиздат, 1987. П2с.
- О мерах по улучшению партийно-политической работы в Советской Армии и Военно-Морском Флоте: Постановление ЦК КПСС от 21 янв. 1967 г.//КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза.-М.: Воениздат, 1981. С.446−451.
- О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной >аботы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. -I.: Политиздат, 1979. 16с.
- Об усилении работы по укреплению социалистической дисциплины да: Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и В от 28 июля 1983 г.//Сб.Постановлений СССР. 1983.
- О журнале «Коммунист»: Постановление ЦК КПСС//Коммунист.- 1986. -№ 12. — С.3—10.
- О перестройке системы политической и экономической учебы трудящихся: Постановление ЦК КПСС от 15 сент.1987 г. М.: Политиздат, 1987. — 32с.
- Основные направления перестройки системы политической и экономической учебы трудящихся: Утв. Постановлением ЦК КПСС от 15 сент. 1987 г. М.: Политиздат, 1987. — 32с.
- Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране.-М.: Высш.шн., 1987. 77с.
- Социалистическая дисциплина труда: Сб. документов КПСС/Соет.В. А. Фомин. М.: Политиздат, 1984. — 400с.
- Конституция (Основной закон) СССР. -М.: Политиздат, 1977. -Ст.30−31, 62−63.
- О дополнительных мерах по укреплению трудовой дисциплины: Постановление Совета министров СССР и ВЦСПС от 28 июля 1983 г.//Сб. Постановлений СССР.- 1983. 21.-Ст.116.
- Закон СССР о всеобщей воинской обязанности. М.:Воениздат, 1986.-32с.
- Закон СССР о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями и организациями: Принят на 8 сессии Верховного Совета СССР 10-го созыва, 17 июня 1983 г. М.: Юрид.лит., 1987. — 32с.
- Закон СССР о народном контроле в СССР.-М.:Юрид.лит., 1986.-32с.
- Закон СССР о государственном предприятии (объединении):Принят на 7 сессии Верховного совета СССР 11-го созыва 30 июня 1987 г. М.: Юрид.лит., 1987. — 62 с.
- Общевоинские Уставы Вооруженных Сил СССР: Утверждены Указом Президиума Верховного Совета СССР 30 июля 1975 г. М.: Воениздат, 1986.
- Документы и материалы XX съезда ВЛКСМ. 15−18 апреля 1987 г. -М.: Мол, гвардия, 1987. 192с.
- Горбачев М. С. Политический доклад Центрального Комитета КПСС
- ХХУП съезду Коммунистической партии Советского Союза, 25 февраля 1986 г. М.: Политиздат, 1986. — 184е.
- Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. -М.: Политиздат, 1987. 271с.
- Горбачев М.С. Избранные речи и статьи.-М.: Политиздат, 1985.-383с.
- Горбачев М.С. Избранные речи и статьи.- Т.2.-М. Шолитиздат, 1987.-510с.
- Горбачев М.С. Избранные речи и статьи.-Т.3.-М.: Политиздат, 1987.-511с.
- Язов Д.Т. На страже социализма и мира.-М.:Воениздат, 1987.-96 с,-(Курсом ХХУП съезда КПСС).
- Язов Д.Т. Продолжить славу в делах нынешних//Красная звезда.-1987. 13 дек.
- Язов Д.Т. Учиться с полной отдачей/Дравная звезда.-1987. I сент.
- Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во КГУ, 1987. — 262с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.:Наука, 1980. 336с.
- Авторитет дисциплины: Опыт, мнения, практика психологов/Сост. Н. В. Гришина.-Л.: Лениздат, 1985. 222с.
- Ананьев Б.Т. Избранные психологические труды: в 2-х т.-М.: Педагогика, 1980.
- Арисов Н.Н. Основные принципы советской воинской дисциплины.-М.: ВПА, 1973. 42с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности.-М.: Мысль, 1976. 158с.
- Асмолов A.F. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979.-151с.
- Атватер И. «Я вас слушаю.(Советы руководителю, как правильно слушать собеседника)/Пер.с англ.-М.:Шономика, 1984. И2с.
- Барабанщиков А.В., Муцынов С. С. Педагогическая культура офицера.-М.: Воениздат, 1985. 159с.
- Базанов А.Г. Воспитательная работа с молодыми солдатами.-Л.: ВВПЙ, 1956. 107с.
- Базанов А.Г. Воспитание дисциплинированности у советских воинов.-М.:ВПА, 1967. 56 с.
- Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения.-М.:Наука, 1978 304с.
- Бобровский В.И. Анализ состояния воинской дисциплины политотдела соединения, заместителем командира полка по политчасти. -М.: ВПА, 1982. 43с.
- Бурлаков -В.И. Личность преступника и назначение наказания.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. 87 с.
- Василевский A.M. О дисциплине и воинском воспитании: Сб. статей/ Сост, 8.П.Маслов, М.:Воениздат, 1987. — 102 е.
- Варваров В.И., Мерзляк Л. Е. Командир и подчиненные.-М.: Воениздат, 1986. 186 с.
- Вдовюк В.И., Давыдов Г1.П. Педагогические основы правового воспитания курсантов высших военно-учебных заведений.-М.: ВПА, 1980. 44 с.
- Вероятностное прогнозирование в деятельности человеке/Под ред.
- И.М. Файгенберга и Г. Е. Журавлева.-М.:Наука, 1977. -391 с.
- Виссак В., Тарве В. Пособие по профессиональному общению для юристов. Таллин: Волгус, 1986. — 179 с.
- Вицлак Г. Оценка поведения и характеристика учащегося: Кн. для учителя/Пер. с нем.-М.: Просвещение, 1986. 71 с.
- Волков A.M., Микадзе Ю. В., Солнцева Т. Н. Деятельность: структура и регуляция (психол.анализ).-М.: Изд-во МГУ, 1987.-216с.
- Вопросы практической психодиагностики и консультирования в ву-зе^Под ред. Н. Н. Обозова.-Л.: й3д-во ЛГУ, 1984.
- Выбор профессии: мотивы и их реализация: Сб.статей. М.: Знание, 1986. — 61с.
- Выготский Л.С., Собрание сочинений: в 6-ти т./Гл.ред. А. В. Запорожец.-М.: Педагогика, 1982.
- Гавриленко Д.А. Дисциплина труда и средства ее обеспечения.-Мн: Наука и техника, 1985. 120 с.
- Генов Ф. Психология управления/Пер. с болг.-М.: Прогресс, 1982.-422с.
- Городов П.Н. Педагогические основы воспитания коммунистической убежденности и высоких морально-боевых качеств у курсантов военных училищ. М.: ВПА, 1977. — 39с.
- Городов П.Н. Оптимизация процесса воспитания в высшей военной школе.-М.: ВПА, 1983. 125с.
- Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970. — 272с.
- Давыдов В.П., Майоров В. В. Психолого-педагогические вопросы воспитания дисциплинированности у молодых офицеров.-М.: ВПА, 1982а 41 с.
- Давыдов В.П., Мороз М. И. Особенности воспитания курсантов различных курсов обучения.-М.: ВПА, 1983. 72с.
- Давыдов Г. А. Профессиональная предрасположенность и ее формирование у курсантов военных училищ.-М.: ВПА, 1976. 39с.
- ХХУП съезд КПСС об обучении и воспитании подрастающего поколения/ Иод. ред. Ф. Г. Паначина, В. Т. Петрова.-М.: Мысль, 1986.-140с.
- ХХУП съезд КПСС и задачи кафедр общественных наук Материалы
- Всесоюзн.совещ.зав.кафедр.обществ.наук. Москва, 1−3 окт. 1986 г./Сост. В.н. Донченко и др.'Политиздат, 1987. -269с.
- Дворецкий М.И. Методика дисциплинарной практики в подразделении.-Новосибирск: НВВПОУ, 1987. 58с.
- Демин М.В. Природа деятельности.-М.:МГУ, 1984.-167с.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.-М.: Просвещение, 1987. 206с.
- Донцов А.И. Психология коллектива- Методологические проблемы исследования. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 208с.
- Дьяченко М.И., Осипенков Е. Ф., Мерзляк Л. Е. Психолого-педагоги-чеокие основы деятельности командира/Под ред. И. Г. Павловского. -М.: Воениздат, 1978. с.121−144, 189−218.
- Дьяченко М.И. Дисциплина нак внутренняя потребность воина//Важный фактор боеготовности.-М.:Воениздат, I972.-C.I09-II4.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Мн.: Изд-во БГУ, 1976. — 175с.
- Емельянов Ю.И. Активное социально-психологическое обучение.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 167с.
- Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы.» Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. П2с.
- Железняк Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера.-М.: ВПА, 1979. 141с.
- Залесский Г. Е. Психологические вопросы формирования убевдений.-М.: Изд-во МГУ, 1982. 120с.
- Закон об уголовной ответственности за воинские преступления/Под ред. А. Г. Горного. -М.: Юрид.лит., 1986. 160с.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т.-М.: Педагогика, 1986.
- Захаров С.В. Этика партийного работника.-М.: Политиздат, 1986.-142с.
- Звягинцев В.г. Коллектив слушателей высшего военно-учебного заведения как воспитатель. М.: ША, 1982. — 121 с.
- Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности.-М.: Политиз-* дат, 1986. 223с.
- Зелинский А.Ф. Осознаваемое и неосознаваемое в преступном поведении.- Харьнов: Вища шк., 1986. 167с.
- Зотов В.П. Деятельность политорганов и партийных организаций поукреплению партийной дисциплины в современных условиях.-М.: ВПА, 1985. 50с.
- Иванов в.п. Формирование личности офицера.-М.: Воениздат, 1986.-160с.
- Иванов й.я. Ответственность офицера.-М.:Воениздат, 1983.-118с.
- Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности.-М.: Изд-во МГУ, 1987. 208с.
- Иванчук Н.В. Потребности социалистической личности.-М.:Мысль, 1986. 192с.
- Изучение вопросов социалистической дисциплины в курсах системыпартийной учебы/Сост.В. Ф. Сорока.-М.Политиздат, 1985.-159с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа.-М.- Политиздат, 1974. 328с.
- Калинин М.И. О коммунистическом воспитании и воинском долге: Сб. речей, докл., статей/Сост.М. В. Кабанов.-М.: Воениздат, 1967. 726 с.
- Каширин В.II. Самоутверждение курсантов: Социально-психологический анализ.-М.: ВПА, 1983. 76с.
- Каширин В.П., Очеретянный А. А. Психолого-педагогические основы укрепления воинской дисциплины.- Севастополь: ЧВВМУ, 1984. 46с.
- Кемеров В.Е. Проблема личности: Методология исследований и личностный смысл.-М.: Политиздат, 1977. 150с.
- Кемеров В.Е. Взаимопонимание: Некоторые философские и психологические проблемы.-М.: Политиздат, 1984. 109с.
- Кирятов Н.И. Педагогика командирской требовательности.-М.: Воениздат, 1973. 93с. юн А. Психология общения. Таллин: Валгус, 1986. — 167с.
- Китов А.И. Психология воинской дисциплины.-М.:ВПА, 1969.-64с.
- Китов А.И. Методика психологического исследования проблемы предупреждения нарушений воинской диеципливы//Труды академии. № 58.- 1. :ВПА, 1967. С. Ш-214.
- Китвель Т.А. Психология и отношение к труду. Таллин: Валгус, — 22с.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости оттипологических свойств нервной системы.-Казань, 1969.-278с.
- Климов В.Н. Психологические проблемы повышения эффективности вое питания молодых офицеров//Сб.научн.статей. № 20.-М.: ВПА, 1981. — С.270−287.
- Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности.-М.: Наука, 1980. 256с.
- Конщхов Н.И. Психологические проблемы повышения эффективностивоспитательной работы с недисциплинированными курсантами. Ульяновск: УВВКУС, 1979. — 64с.
- Котик М.А., Емельянов A.M. Ошибки управления Психологические при чины/Метод автоматизированного анализа.-Таллин: Валгус, 1985. 391с.
- Король Н.М. ^акон и дисциплина. Киев: Политиздат Украины, 1985 77с.
- Ковалев В.Н. Дисциплина фактор победы.-М.:Воениздат, 1974.-112с
- Ковалев С.М. Формирование социалистической личности.-М.: Мысль, 1980. 228с.
- Костенко А.Н. Принцип отражения в криминологии: Психол. механизм криминального поведения.-Яиев: Наукова думка, 1986.-126с.
- Козлов С.Н. Самовоспитание молодого коммуниста.-М.:Моск.рабочий, 1987. 168с.
- Криминальная мотивация/Под ред. В. Н. Кудрявцева.-М.:Наука, 1986.-304 с.
- Крейцберг Р. О формировании благоприятной учебной мотивации.-Таллин: Знание, 1986. 27с.
- Кудряшова Л.Д. Каким быть руководителю: Психология управленческой деятельности. -Л.: Лениздат, 1986. 160с.
- Кузьмин Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив: Социально-психологический очерк.-Л.:Лениздат, 1974. 167с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.-Л., ЛГУ, 1970. И4с.
- Кулаков В.Д. Воспитание дисциплинированности у советских воинов: М.: Воениздат, 1977. 248 с.
- Лазарев В.П., Федотов А. А. Педагогические основы формированияуставных взаимоотношений личного состава полка (корабля) М.: ВПА, 1987. — 35с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т.-М.: Педагогика, 1983.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии/ Отв.ред. Ю. М. Забродин и Е. В. Шорохова.-М.:Наука, 1984. 444с.
- Личностный потенциал работника: Проблемы формирования и развития Отв.ред. в.Г. Нестеров, Л. И. Иванько.-М.: Наука, 198 227с.
- Матвеенко И.Н. Формы и методы индивидуально-воспитательной работы с личным составом в полку (на корабле) по укрепле нию воинской дисциплины.-М.: ВПА, 1982 35с.
- Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности/Под ред. В. А. Ядова.-Л.: Наука/Лен.отд., 1983.-176с.
- Макаренко А.С. Избранные произведения.-М.:йзд-во АПН СССР, 1958.
- Манешин B.C. Дисциплина и общество: Социально-философский аспект М.: МГУ, 1984. 304с.
- Майоров В.В. Психолого-педагогические вопросы воспитания дисциплинированности у молодых офицеров//Сб.научн.статей.-№ 21. М.: ВПА, 1982. — C. I32-ISI.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности.-М.- Педагогика, 1986. 256 с.
- Методика руководства воспитательной работой в полку: Учебное пособие/Рук. авт.колл. д.П. Познанский.-М.: ВПА, 1985. Ш с.
- Методологические проблемы укрепления воинской дисциплины в Советских вооруженных Силах/Под ред. А. В. Барабанщикова.-М.- ВПА, 1985. — 259с.
- Мелибуда Е. «Я Ты — Мы»: Психологические возможности улучшения общения/Пер, с польск.-М.: Прогресс, 1986. — 256с.
- Микора В.й., Муцынов С.С, Пути активизации усвоения военнослужащими уставных норм жизни и деятельности в воинском коллективе: Методич. пособие офицерам подг М.: йн-т воен. истории МО СССР, 1985. 78с.
- Миронов Г. Н. Воинская честь: сущность и пути формирования.- Рига: РВВПКУ, 1983. 51с.
- Моделированиедеятельности специалиста на основе комплексного исследования/Под ред. Е. Э. Смирновой.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. 177с.
- Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика (Опыт экспериментального исследования).-М.: Педагогика, 1981. 144с.
- Мороз И.И., Павличенко В. К. Социально-психологические особенности курсантов первого курса и их учет в учебно-воспитательной работе. Симферополь: СВВПСУ, 1985. — 30с.
- Муздыбаев К. Психология ответственности.-Л.:Наука/Лен.отд., 1983.-240с.
- Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив* Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1984. 96с.
- Научные основы руководства формированием нового человека/Е.Л.Василенко и др.- Киев: Политиздат Украины, 1985. 278с.
- Нельга А.В. Формирование потребности в труде. Киев: Вища школа, 1986. — 169с.
- Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива.-М.: Педагогика, 1984. 200с.
- Нечаев B.C. Стиль работы: новые подходы.-М.:Воениздат, 1987.-144с. (Курсом ХХУП съезда КПСС).
- Никишов С.й. ХХУП съезд КПСС и вопросы коммунистического воспитания студентов.-М.:Высш.школа, 1987. 87с.
- Новое оружие и дисциплина воина/Рук.авт.колл. М. И. Дьяченко.-М.: Воениздат, 1966. 264с.
- Нурпеисов Е.К. Психология правомерного поведения. Алма-Ата: Наука, 1984. — 127с.
- Обозов Н.Н. Психологическая культура взаимных отношений.-М.: Знание, 1986. 48с.
- Общение и оптимизация совместной деятельности/Под ред. Г. М. Андреевой.- М.: МГУ, 1987. 302с.
- Оськин В.И. Дисциплинарная практика в Советских Вооруженных Силах. М.: Воениздат, 1961. — 167с.
- Ответчиков А.В., Сапрыкин И. Д. Вопросы психологии и педагогики в работе с недисциплинированными воинами химических войск. Тамбов: ТВВШХЗ, 1982. — 47с.
- Петелин Б^.Направленность личности и мотивы преступного поведения: Уч.пособие.-М.: ВПА, 1973. 54с.
- Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избр.труды.-М.: Педагогика, 1984. 272с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.-М.: Политиздат, 1982. 255с.
- Планкетт Л., Хайл Г. Выработка и принятие управленческих решений/ Сокр.пер. с англ.- М.:Зкономика, 1984. 187 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности.-М.: Наука, 1986.-255с.1. оз на некий Д. П. Характеристика качеств офицера-политработника как руководителя воспитания воинов. М.: ВПА, 1972. -36с.
- Познанский Д.П. Педагогические основы совершенствования у офицеров-политработников качеств руководителя воспитательной работы в части.- М.: ВПА, 1974.-51с.
- Познанский Д.П. Педагогические проблемы управления системой воспитания в полку/Под ред.А. В. Барабанщикова.-М.:ЕПА, 1980.-155с.
- Подоляк Я.В. Психолого-педагогические основы формирования дисциплинированности у советского воина. Харьков: ХВКИУ. 1978. — 54с.
- Понятийно-категориальный аппарат военной психологии/Под ред. А. В. Барабанщикова.-М.:ВПА, 1986. 67с.
- Проблема общения в психологии/Отв.ред. Б. Ф. Ломов. -М.:Наука, 1981. 279с.
- Проблемы методологии и теории психологии/Отв.ред. Е.В. Шорохо-ва. М.: Наука, 1985. — 175с.
- Проблемы воинского воспитания/Под ред. С. К. Ильина.-М.: Воениздат, 1979. 303с.
- Психология в управлении: Сб. статей/Сост. А. М. Зимичев.- Л.: Лен-издат, 1983. 192с.
- Психология межличностного познания/Под ред. А. А. Бодалева.- М.: Педагогика, 1981. 224с.
- Психологические механизмы регуляции социального поведения.-М.: Наука, 1979.-335с.
- Психолого-педагогические основы укрепления воинской дисциплины/ред. А. А. Кобенко. Рига: РВВИКУ, 1983. — 97с.
- Психологические вопросы регуляции деятельности.-М.Педагогика, 1973. —207с.
- Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе/Под ред. А. Коссаковски и др.- Пер. с нем.-М.: Педагогика, 1981. 224с.
- Психологические механизмы целеобразования/Под ред. О. К. Тихомирова.- М. Наука, 1977. 260с.
- Психологическое обеспечение трудовой деятельности/Под ред. А. А. Крылова.-I.: йзд-во ЛГУ, 1987.- 159с.
- Райх В. Как я добиваюсь дисциплины на уроке/Пер. с нем.- М.: Просвещение, 1986. 77с.
- Рахимов О.Х.-А. Эффективность воинсной деятельности: Нравственный аспект. М.: ВПА, 1983. — 43с.
- Ростунов А.Т., Кандыбович Л. А., Блях Г. В. Психологическая подготовка к службе в армии. Мн.: Нар, асвета, 1986. -183с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд.- М.: Учпедгиз, 1946. — 703с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: 0 месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира.-М.:йзд-во АПН СССР, 1957. 328с.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии.-М.: йзд-во АН СССР, 1959. 354с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии/Отв. ред. Е. В. Шорохова. 2-е изд.- М.: Педагогика, 1976. 416с.
- Ружичка й. Некоторые проблемы социальной психологии: Психология и работа с людьми- Пер. с чешек.-М.: Прогресс, 1981.-215с.
- Рябчук В.Д., Ковалев В. И. Психология решения командира. -М.: Воениздат, 1976. 206с.
- Садригайло В.л. Политика и молодежь: Некоторые аспекты воспитания политической культуры (Содиол.очерк), Мн4 .'Наука и техника, 1986. — 126с.
- Свенцидкий А.Л. Социальная психология управления: Уч.пособие.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. 176с.
- Свенцицкий А.Л. Руководитель: слово и дело (Социально-психологические аспекты).-М.: Политиздат, 1983. 159с.
- Смолин Г. В. Кириченко В.П. Дисциплина в трудовом коллективе.-Киев: Техника, 1986. 137с.
- Сознательность. Дисциплина. Ответственность/Сост.В. Г. Сошнев.-М.: Воениздат, 1985. 183с.
- Соколов В.А. Психологический анализ нарушений военнослужащими порядка подчиненности. М.: ВПА, 1967. — 54с.
- Соколов В.А. Психология проступка. М.: ВПА, 1970. — 38с.
- Соколов В.А. Воспитание дисциплинированности у советских воинов// Труды академии. И? 46.- Ш. :ВПА, 1964. — С.297−323.
- Социально-психологические проблемы нравственного воспитания личности/Под ред. В. В. Семенова.-Л.: Изд-во ЛГУ, I98S.-159с.
- Средин Г. В. Партийно-**олитическая работа по укреплению воинской дисциплины.-И.: BOA, 1984. 26с.
- Стрежнев В.В. Индивидуальный подход в воспитании воинов. М.- Воениздат, 1978. — 159с.
- Стрижов Е.Ю. Психолого-педагогические основы работы командиров и летчиков-инструкторов по воспитанию дисциплинированности у курсантов летного училища. Сызрань: СВВАУЛ, 1984. — 112с.
- Стрижов Е.Ю. Психологические условия эффективной деятельностикомандира подразделения по формированию дисциплинированности у курсантов ВВУЗов//Сб.научн.статей. -I 33.-М.:БПА, 1987. С.164−183.
- Стрижов Е. Ю* Формированию дисциплинированности у курсантов -высокую эффективность: Учебно-методическое пособие для командиров курсантских подразделений. Тамбов: ТВВАИУ, 1987. — 54с.
- Стиль работы и образ жизни руководителя: Анализ проблемы, рекомендации/К .Ладензак и др.-Сокр.пер.с нем.-М.:Эконо-мика, 1985. 279с.
- Старостин М.П. Воспитание дисциплинированности у учащихся средних профтехучилищ. М.: Высш. школа, 1987. -72с.
- Сухомлинский В. А* Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. — 196с.
- Таловеров Н.Т. Заместитель командира полка (корабля) по политчасти организатор партийно-политической работы по укреплению воинской дисциплины.-М.: ВПА, 1982. -52с.
- Толмачев Г. И. Перестройка психологическая: в чем ее суть? Алма-Ата: Казахстан, 1986. — 67с.
- Утлик Э.П. Психологические факторы в организаторской деятельности заместителя командира полка по политчасти.-М.: ВПА, 1977. 42с.
- Утлик Э.П. Психологические основы руководства курсантским коллективом. М.: ВПА, 1976. — 42с.
- Учебный материал и учебные ситуации: 11 сихол. аспекты/Под ред.
- Г. С.Костюка, Г. А. Балла. Киев: Рад. школа, 1986.-143с.
- Файзуллаев А.А. Мотивационная саморегуляция личности. Ташкент: ФАН, 1987. — 136с.
- Феденко Н.Ф. Предмет психологии и ее задачи в области воинской деятельности. М.: ВПА, I960. — 36с.
- Феденко Н.Ф. Мышление и речь в воинской деятельности.-М.:ВПА, 1961. 46с.
- Феденко Н.Ф. Темперамент и характер. Воспитание характера у советских воинов. М.: ВПА, 1961. — 44с.
- Феденко Н.Ф. Очерки по психологии личности советского воина.-М.: ВПА, 1966. 228с.
- Феденко Н.Ф. Лекции по военной психологии.-М.:ВПА, 1963.-220с.
- Феденко Н.Ф., Варваров В. М. Общие вопросы советской военной психологии/Отв.ред. Ю. Г. Сулимов.-М.:ВПА, 1973.- 58с.
- Феденко Н.Ф., Сергеюк П.й. Психология и педагогика в индивидуально-воспитательной работе с личным составом пограничных застав и подразделений.-М.: Пограничник, 1979.-С.9−50.
- Феденко Н.Ф., Галицний В. П. Психологические аспекты преодоления конфликтных ситуаций в воинских коллективах.- М.: ВПА, 198I. С.21−25, 42−74.
- Феденко Н.Ф. Психолого-педагогические основы воспитания дисциплинированности у советских воинов/ДХУП съезд КПСС и актуальные вопросы укрепления воинской дисциплины в ВС СССР.-М.: ВПА, 1983. С.52−57.
- Федотов А.В. Моделирование в управлении вузом.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. Н8с.
- Физиология поведения: Нейрофизиал. закономерности/Ред. А. С. Батуев Л.: Науна, 1986. 767с.
- Филиппов А.В. Психолог советует наставнику-.М.: Профиздат, 1986. 127с.
- Формирование модели деятельности специалиста с высшим образованием: Сб. типовых методик /Ред.Ё. Э. Смирнова.-Томск: Изд-во ТГУ, 1984. 198с.
- Формирование профессиональных качеств у слушателей академии: Учебно-методическое пособие.-М.:ВПА, 1976.- 92с.
- Формирование профессиональной пригодности будущих офицеров:
- Учеон.пособие для вузов ПВО.-М.:Воениздат, 1982.-246с.
- Фролов В.ф. Нравственные основы социалистической воинской дисциплины. М.:ВПА: 1979. — 40с.
- Фрунзе М.В. Избранные произведения.-М.:Воениздат, 1977. 480с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: в 2-х т./flep. с нем.-М.: Педагогика, 1986.
- Хмельницкая А.П. Морально-ясихологический климат в трудовом коллективе.- М.: Моек. рабочий, 1986. 96с.
- Хробостов В.П. Героизм высшее проявление дисциплинированности воина.-М.: Изд-во ДОСААФ, 1978. — 62с.
- Хусаинова Н.Ю., Фиганов И. С. Педагогические основы руководства трудовым коллективом: Учебно-методич.пособие.-Казань: Изд-во КГУ, 1986. 208с.
- Цуканова Е.В. Психологические трудности межличностного общения.-Киев: Вища шк., 1985. 159с.
- Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологичес кое исследование.-М.: Педагогика, 1980. 208с.
- Черкасов Л.В. Воспитание воина: в коллективе и через коллектив.-М.: Воениздат, 1984. П8с.
- Чирков В.И. Мотивация трудовой деятельности. Ярославль: Изд-во ЯГУ, 1985. — 89с.
- Шадриков В.Д. Проблема системогенеза в профессиональной деятельности. М.: Наука, 1983. — 185с.
- Шевченко Г. С. Применение в партийно-политической работе положе ний и выводов военной педагогики и психологии.-М.: ВПА, 1978. 34с.
- Шепель В.М. Управленческая психология.- 3-е изд.- М.: Экономика, 1984. 248с.
- Юрченко Я.Я. Воспитание дисциплинированности у советских воинов. -М.: Воениздат, I960. 88с.
- Юркевич B.C. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых при вычек.-М.: Знание, 1986. 77с.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969.- 317с.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. 2-е изд.- М.: Наука, 1987. — 248с.1. ПРОГРАММАизучения деятельности командира подразделения по формированию дисциплинированности у курсантов1. ВВУЗбв
- Имеются ли ошибки в порядке (алгоритме) работы командира под-¦ разделения при воздействии на курсантов совершивших грубые нарушения воинской дисциплины.
- Направленность и мотивы поведения курсанта
- Как мотивирует свое поступление в училище. Кто оказал решающее влияние на курсанта при выборе им жизненного пути: родители, бывшие одноклассники-курсанты училища, преподаватель ИБП в школе, офицеры училища, средства массовой информации.
- Ведущий мотив поступления в училище: любовь к Советской Армии, желание уклониться от срочной службы- достичь материального благополучия- подражание другим людям- желание получить высшее образование- семейные традиции.
- Каков идеал курсанта, с кого берет пример в службе. Какие цели ставит перед собой после окончания училища.
- П. Характер курсанта. Его отношение к требованиямуставов
- Как относится к недостаткам товарищей: терпимо или непримирим': к ним. Способен ли критиковать товарищей на собраниях, в присутствии командиров, или критикует только «за глаза». Как относится к фактам нарушения воинской дисциплины другими курсантами.
- Как воспринимает критику товарищей: ищет оправдание или признает критику правильной. Избегает или нет публичных выступлений.
- Откровенен, стремится поделиться с товарищами и командирами своими мыслями, переживаниями или скрытен.
- Отзывчив, проявляет заботу о товарищах, помогает им. Корректен в общении с младшими командирами.
- Как держит себя в присутствии командира. Стремится ли привлечь его внимание и расположить к себе. Одинаково ли относится ко всем командирам иди нет. Пытается ли заслужить льготы за счет хорошего к себе отношения командира.
- Противопоставляет или нет личные интересы задачам коллектива курсантского подразделения.
- Как оценивает свои успехи в учебе и летной подготовке, есть ли элементы самоуверенности, высокомерия, зазнайства.
- Кто из командиров пользуется у него авторитетом и почему. Чьи требования и приказы курсант выполняет с большей охотой и желанием.
- Вывод: Типичные отношения курсанта к требованиям уставов, приказам командиров и преподавателей, к своим обязанностям, к профессии офицера. Их влияние на поведение курсанта.
- Ш. Развитие навыков и привычек поведения курсанта и их влияние на исполнение требований уставов
- Влияние способностей курсанта на овладение им своей специальности. Уровень развития способностей. Общие и специальные способности курсанта.
- Вывод: Развитие внешних элементов дисциплинированности (навыков и привычек поведения) у курсанта. Вредные привычки и их влияние на поведение.1У. Темперамент и эмоциональные особенностикурсанта
- Особенности работоспособности. Быстро ли утомляются на занятиях, восстанавливает силы после длительных занятий и несения службы. Типичное эмоциональное состояние после учебного дня.
- Стремится ли подавлять у себя раздражение и плохое настроение или не считает это необходимым.
- Уравновешенность в поведении, в речи, в проявлении чувств. Как реагирует на взыскания и требования со стороны командиров. Быстро ли успокаивается после воздействия на него. Способен ли сдерживать свои эмоции.
- Как быстро вырабатываются навыки и привычки уставного поведения. Развитие впечатлительности и импульсивности.
- Преобладающее эмоциональное состояние.
- Выводы: Тип темперамента курсанта, его эмоциональная устойчивость, характерные реакции курсанта на требования командиров, удовлетворенность службой и учебой в училище.
- У. Общие выгоды о дисциплинированности курсанта
- Уровень дисциплинированности курсанта. Развитие идейно-нравственной мотивации, навыког и привычек дисциплинированного поведения.
- Собираемая по предложенной программе с использованием перечисленных методог информация о курсанте должна накапливаться в педагогическом дневнике командира. осуществлению контроля за поведением курсантах
- Уровни дисциплинированности-1—1. Высокий1. Средний1. Низкий
- Определение мотивов поведения курсанта
- Наиболее нежелательные взыскания1.0бсрдение на общем собрании подразделения
- Лишение очередного увольнения.3.Выговор
- Лишение очередного увольнения2.Выговор.1.Арест
- ЛИШ6НИ6 очередного увольнения
- Обсуждение проступ- 3. Наряд вне очереди, ка на общем собрании5. Отношение к командирам
- Положительное от- Положительное. Орион-ношение к команди- тация на общение с рам независимо от командиром их служебного статуса и требовательности.
- Ориентация на совместную деятельность с командиром
- Характер совершенных проступков
- Незначительное количество нарушений (1−2 в год).Отсутствие грубых на просжупков.
- Совершает в среднем до 4-х проступков. Возможны грубые нарушения дисциплины
- Н ейтр ал ьно -л ол ожит ел ь-ное, пассивно-отрицательное. Стремление завоевать расположение того командира, который обладает большей властью. Избирательность в определении своего отношения к командирам, в зависимости от их требовательности
- Совершение до 6−8 грубых проступков (с учетом скрытых от командира).- 193
- Вывод о реальных мотивах поведения курсанта
- Полученные результаты следует тщательно проанализировать и выявить настоящие мотивы поведения курсанта. При этом необходимо отличить их от «защитных», которыми курсант может маскировать свое поведение.
- Для решения этой задачи можно предложить методику, которая предлагает постановку шести последовательных вопросов*.
- Как курсант обосновывает выбор именно такой программы поведения, которая вытекает из мотива? Ответ на этот вопрос помо жет лучше понять выбор мотива.
- Привела ли реализация этого поведения к цели, которую назвал военнослужащий?
- Прекратил ли курсант такое поведение после достиженияцели?
- Могут ли (или могли ли) использованные курсантом поступки привести к цели, которую он Вам сообщил?
- Стрижов Е.Ю. Нсихолого-педагогические основы работы командиров и летчиков-инструкторов по воспитанию дисциплинированности у курсантов летного училища.-Сызрань- СВВАУЛ, 1984.-С.39−40- 194
- Каковы будут иди были последствия такого поведения? Понимает ли это курсант?
- П. Определение развития навыков и привычек дисциплинированного поведения
- Исследованием установлены статистически значимые различияв развитии привычек поведения у курсантов с различными уровнямидисциплинированности (см. £абл.)
- Уровень развития jРаспределение курсантов по уровнямпривычек поведения дисциплинированности (1 высокий { средний i низкий1. Высокий: преобладаниеположительных привычек 45 15 51. Средний 50 70 50
- Низкий:преоблздание негативных привычек 5 15 45
- Определение замысла деятельности по формированию дисциплинированности у курсантов
- При определении замысла командир планирует ситуацию общения с курсантом и свое поведение в ней.1У. Выбор целесообразного приема воздействия на курсанта
- Приемы психологического воздействия можно свести в несколько групп.
- У. Преодоление негативных эмоций, предупреждение конфликтов при предъявлении требований к курсанту
- Эффективность деятельности 0.582 0.6II 0,001 0,001 0.649 0,001 0,396 0,05 0.794 0,001 0.460 0,01 0,611. 0,001 0,427 0,01 0,355 0,05 0,611 0,001
- Личные качества 0.559 0.649 0.44 0.626 0.373 0,399 0,517 -0,252 0,598командира 0,02 0,001 0,02 0,001 0,05 0,05 0,01 0,001
- Знание подчиненных 0.567 0,002 0,305 0,534 0,01 0,017 0,612 0,001 0,367 0,05 -0,063 -0,334
- Мотивация 0,^47 0,229 0.612 0.547 0.354 0.35"0,002 0,001 0,001 0,002 0,05 0,05
- Активность 0,577 0,001 0,141 0,408 0,05 0,577 0,001 0.436 0,02 0,79? 0,001б. ЙСД 0.367 0,05 0,431 0,02 0,410 0,05 0,534 0,01 0,582 0,001
- Опыт 0,466 0,01 -0,367 0,05 0,043 0,310
- Представления о путях формирования 0,533 -0,102 0,427дисциплинированности Направления в работе 0,01 0,029. 0,635 0,001 ф olo
- Отношение кур- 0,598сайтов к ОУВС 0,0011. Тематический планзанятий по психологической подготовке командиров подразделений к деятельности по формированию дисциплинированности у курсантов
- Всего в т. ч.по видам часов учебных занятийjлекция’прэк-!психол. — !тикум!тренажпп. j I
- Психологические условия аффективной деятельности командира взвода (роты) по формированию дисциплинированности у курсантов училища (по результатам психологического исследования в училище)
- Методы изучения дисциплинированности курсантов взвода
- Определение места деятельности по формированию дисциплинированности у курсантов и ее воспитательных возможностей в совокупной служебной деятельности командира взвода
- Социально-психологические особенности курсантов и методы их изучения
- Методика проведения беседы с курсантом, совершившим дисциплинарный проступок
- Правила общения командира с курсантами в целях развития у них идейно-нравственной мотивации дисциплинированного поведения
- Приемы психологического воздействия на курсанта по формированию у него сознательной дисциплинированности
- Преодоление отрицательных эмоций и качеств командира при работе с недисциплинированными курсантами
- Советы молодому офицеру о сплочении коллектива подразделения.-М.: Воениздат, 1985. 30с.
- Офицер в коллективе подразделения: Рекомендации молодым офицерам по формированию и сплочению воинских коллективов.-М., 1980/ Ин-т воен. истории МО СССР.
- Ваши взаимоотношения с подчиненными: Рекомендации молодым офицерам по формированию уставных взаимоотношений.-М., 1980/ Ин-т воен. истории МО СССР.
- Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости. Казань: КГУ, 1987. — 262с.
- Атватер И. *'Я вас слушаю."/Советы руководителю как правильно слушать собеседника- Пер. с англ.-М.: Экономика, 1984.-112 с.
- Барабанщиков А.В., Муцынов С. С. Педагогическая культура офицера.- М.: Воениздат, 1985. 159 с.
- Богомолова Н.И. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки/Деоретические и методические проблемы социальной психологии.-М., 1977. С.183−204.
- Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Социально-психологический тре нинг-предпосылка развития общения//Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся.-М.: МГУ, 1980. -С.65−76.
- Бодалев А.А. Личность и общение: Избр.труды.-М.: Педагогика, 1983. 272с.
- Варваров В.И., Мерзляк Л. Е. Командир и подчиненные.- М. воениздат, 1986. 186с.
- Вицлак Г. Оценка поведения и характеристика учащегося/ Пер. с нем. М.: Просвещение, 1986. — 71с.
- Виссак, Тарве В. Пособие по профессиональному общению для юрис тов. Таллин: Валгус, 1986. — 179 с.
- Вопросы практической психодиагностики и консультирование в вузе/Под ред. Н. Н. Обозова.- Л.: йзд-во ЛГУ, 1984. 153с.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. -М.: МГУ, 1987.-176с.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.-М.: Просвещение, 1987. 206с.
- Дьяченко М.И. и др. Психолого-педагогические основы деятельности командира.-М.: Воениздат, 1977. 295с.-Деловые игры в учебном процессе. -М. :Высш.шк., 1985. -П5с.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение.-Л.: ЛГУ, 1985. 167с.
- Его же. Обучение общению в УТГ//Психол.журн.-1987.- te 2.-C.8I-87.
- Егидес А.П. Психологическая коррекция конфликтного общения// Психол.журн.- 1984. № 5. — С.52−62.
- Иванов В.П. Формирование личности офицера.-М.: Воениздат, 1986.-160с.
- Козин А.П. Умей владеть собой. Киев: Здоровье.- 1987.-119с.
- Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения.-Грозный, 1979. 138с.
- Конюхов Н.И. Психологические проблемы повышения эффективности воспитательной работы с недисциплинированными курсантами. -Ульяновск: УВВКУС, 1979. 64с.
- Каширин В.П. Самоутверждение курсантов- Социально-психологичес-кий анализ. М.: ВПА, 1983. — 78с.
- Кишов Л.И. Методика психологического исследования проблемы предупреждения нарушений воинской дисциплины//Труды академии. 58.-М.: ВПА, 1967. — С.187−214.
- Методические основы активного социально-психологического обучения будущих учителей.-М.: МГУ, 1982. 176с.
- Микора В.И., Муцынов С. С. Пути активизации усвоения военнослужащими уставных норм жизни и деятельности в воинском коллективе: Метод. пособие командирам подразд.-М., 1985/Инт-т воен, истории МО СССР. 78с.
- Мороз й.И., Павличенко В. К. Социально-психологические особенности курсантов первого курса и их учет в учебно-воспитатель-ной работе. Симферополь: СВВПСУ, 1985.- 30с.
- Ответчиков А.В., Сапрыкин И. Д. Вопросы психологии и педагогики в работе с недисциплинированными воинами подразделений химичес к их войск. Тамбов: ТВВВККУХЗ, 1982. — 47с.
- Общение и оптимизация совместной деятельности/Под ред. Г. М.Ан-дреевой.-М.: МГУ, 1987. 302с.
- Обозов Н.Н. Психологическая культура взаимных отношений.-М.: Знание, 1986. 48с.
- Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социаль-но-психологичаекого тренинга.-М.:МГУ, 1982. 176с.
- Психолого-педагогические основы укрепления воинской дисциплины. Рига: РВВПКУ, 1983. — 78с.
- Психофизиологические основы профилактики перенапряжения.-М.: Медицина, 1987. 256с.
- Стрежнев В.В. Индивидуальный подход в воспитании воинов.-М.: Воениздат, 1978. 159.
- Феденко Н.Ф., Галицкий в.п. Психологические аспекты преодоления конфликтных ситуаций в воинских коллективах, М.:ВПА, 1981 с. 21.
- Филиппов А.В. Психолог советует наставнику. М.: Профиздат, 1986. — 127с.
- Цуканова Е.£. Психологические трудности межличностного общения. Киев: Вища шк., 1985. — 159с.
- Филатова Г. Е. Практические занятия по психологии с использованием деловых игр и групповых дискуссий.- 1? остов-на-Донуj РГУ, 1985. 22с.