Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические условия эффективной деятельности командира подразделения по формированию дисциплинированности у курсантов ввузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Задача укрепления дисциплины и порядка поставлена и перед военными кадрами, так как воинская дисциплина — неотъемлемая составная часть боевого потенциала ВС СССР Состояние воинской дисциплины в войсках во многом зависит от дисциплинированности офицерских кадров. «Наихудшим образом на дисциплинированность рядового состава действуют мельчайшие случаи недисциплинированного, поведения начальствующих… Читать ещё >

Содержание

  • t ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМАНДИРА ПОДРАЗДЕ-t ЛЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ У КУР
  • САНТОВ
    • I. Дисциплинированность курсанта как цель деятельности командира подразделения
    • 2. Содержание и структура деятельности командира по формированию дисциплинированности у курсантов
    • 3. Критерии эффективной деятельности командира по дисциплинированию курсанта
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ У КУРСАНТОВ
    • I. Влияние личностных качеств командира на эффективность деятельности по дисциплинированию курсантов
    • 2. Зависимость эффективности от индивидуального стиля деятельности командира подразделения
    • 3. Особенности деятельности командира на различных, этапах процесса дисциплинирования курсантов
  • Выводы по П главе
  • ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ у КУРСАНТОВ
    • I. Психологическая модель эффективной деятельности командира по формированию дисциплинированности у курсантов
    • 2. Управление деятельностью командира подразделения по дисциплинированию курсантов в целях повышения ее эффективности
    • 3. Психологическая подготовка командира подразделения к деятельности по формированию дисциплинированности у курсантов
  • Выводы по Ш главе.,"

Психологические условия эффективной деятельности командира подразделения по формированию дисциплинированности у курсантов ввузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Одним из важнейших условий перестройки, которую ЦК КПСС оценивает ksk поворот революционного характ 2 тера1, является повсеместное укрепление дисциплины и порядка .

Это условие вытекает из понимания ведущей роли человеческого фактора в решении задач ускорения социально-экономического развития страны**.

Задача укрепления дисциплины и порядка поставлена и перед военными кадрами, так как воинская дисциплина — неотъемлемая составная часть боевого потенциала ВС СССР Состояние воинской дисциплины в войсках во многом зависит от дисциплинированности офицерских кадров. «Наихудшим образом на дисциплинированность рядового состава действуют мельчайшие случаи недисциплинированного, поведения начальствующих лици^, — говорил М. В. Фрунзе. Поэтому совершенствование деятельности должностных лиц военно-учебных заведений по дисциплинированно будущих офицеров является актуальной проблемой. Будучи личностной основой дисциплины части, дисциплинированность военнослужащих выступает в качестве цели политико-воспитательной работы, проводимой с курсантами в ВВУЗе. Выступая перед личным составом Московского ВОКУ имени Верховного Совета РСФСР, кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, Министр обороны СССР генерал армии Д. Т. Язов охарактеризовал дисциплинированность курсанта как базовое личностное качество, определяющее эффективность деятельности выпускника училища в войсках и состояние воинской.

1. Материалы Пленума ЦК КПСС, 27−28 января 1987 г.- М. Политиздат, 1987. — C. I4.

2. Там же. — С.15.

3. Программа КПСС: Новая редакция. Принята ХХУП съездом КПСС// Материалы ХХУП съезде КПСС. — М. Политиздат, 1986. — С.Ш.

4. Там же. — С.Ш.

5. Фрунзе М. В. Избр.произв.-М.:Воениздат, 1977. — С.234. дисциплины в подразделении1.

Дисциплинированность — это морально-политическое качество личности курсанта, которое проявляется в устойчивом и организованном в строгом соответствии с уставными требованиями поведении, их поддержке и принятии в качестве ориентировочной основы для подготовки к деятельности офицера.

Решающим в работе по укреплению дисциплины является формирование дисциплинированности у курсантов. Результаты исследований свидетельствуют, что более 60^ нарушений совершаются по причине недисциплинированности военнослужащих2. Вместе с тем в деятельности командиров курсантских подразделений ВВУЭов имеется много ошибок и упущений" Некоторые из них не учитывают, что успех в деле дисциплинирования курсантов «приходит к тому командиру, политработнику, который каждодневно, без перерывов, целeyeтравленно воздействует словом и делом на подчиненных*^' Вооружение командиров курсантских подразделений рекомендациями позволит повысить эффективность их деятельности по формированию дисциплинированности у курсантов-будущих офицеров. Эти обстоятельства явились основаниями для выбора в качестве темы исследования проблемы повышения эффективности работы командиров курсантских подразделений по формированию дисциплинированности у будущих офицеров.

Актуальность диссертации заключается в следующем;

Во-первых, она направлена на выполнение требований ШСС, Министра обороны СССР, Начальника Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота о коренном укреп.

1. Продолжить славу в делах нынешних//Кр.звезда.-1987. — 13 дек.- Учиться с полной отдачей/Др. звезда. — 1987. — I сент.

2. Дерюгин Ю. И. Дисциплина — категория политическая, нравствен-ная/Драсная звезда. — 1982. — 8 июня.

3. Лизичев А. Д. Защита Отечества: Человеческий фактор.-М.: Воен-издат, 1986. — С, 91. лении воинской дисциплины и превращении ВВУЗов в образец организованности и порядка.

Во-вторых, в диссертации углублено понимание сущности работы по формированию дисциплинированности у курсантов.

В-третьих, она служит развитию понятия дисциплинированности и этим вносит вклад в военную психологию.

В-четвертых, это исследование помогает офицерам училищ в работе по формированию дисциплинированности у курсантов.

Объектом исследования является деятельность командира подразделения по формированию дисциплинированности у будущих офицеров. Предметом — психологические зависимости, определяющие эффективность деятельности по дисциплинированию курсантов ВВУЗов.

Цель исследования: на основе анализа зависимостей формирования дисциплинированности у курсантов выявить и обосновать психологические условия повышения эффективности деятельности командира подразделения по дисциплинированию будущих офицеров.

Задачи исследования:

1. Выявить психологические особенности дисциплинированности как личностного качества и содержание деятельности командира по ее развитию у курсантов.

2. Определить психологические условия эффективности индивидуального стиля деятельности (ИСД) командира по дисциплинированно курсантов.

3. Обосновать пути повышения эффективности деятельности командира курсантского подразделения по формированию дисциплинированности у будущих офицеров.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение, что процесс дисциплинирования курсантов может быть более эффективным, если командиры будут исходить в этой работе из четко сформулированных и осознанных целей, действовать по конкретной программе, активизировать идейно-нравственные мотивы у курсантов и опираться на свои профессионально важные личностные качества и адаптивный индивидуальный стиль деятельности.

Опираясь на методологию марксизма-ленинизма, психологическую теорию деятельности, автор исходил из требований КПСС, Министра обороны СССР, начальника Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота к деятельности командиров и политработников по укреплению воинской дисциплины в войсках. Разработка теоретических аспектов проблемы проходила на основе исследований, проведенных на кафедрах социальной и военной психологии, военной педагогики ВНА имени В. И. Ленина, и в первую очередь на основе трудов А. В. Барабанщикова, В. И. Ддовюка, В. Г. Демина, М. И. Дьяченко, А. И. Китова, В. Д. Кулакова, В.в. Майорова, Г .Д. Лукова, В. П. Лазарева, Н. И. Конюхова, П. И. Сергеюка, В. А. Соколова, Л. Ф. Железняка, Э. П. Утлика, Н. Ф. Феденко, Я. Я. Юрченко, а также сотрудников группы психологических проблем Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота*.

I. Давыдов Б. П., Майоров В. В. Психолого-педагогические вопросы воспитания дисциплинированности у молодых офицеров.-М.:ВПА, 1982; Конюхов Н. И. Психологические проблемы повышения эффективности воспитательной работы с недисциплинированными курсантами.-Ульяновск: У ВШУ С, 19 79- Китов А. И. Психологические основы предупреждения нарушений воинской дисциплины: Автореф.дис. .канд.психол. наук.-М., 1967; Майоров В. В. Воспитание дисциплинированности у молодых офицеров в части: Автореф.дис. .канд.пед.наук.-М., 1988; Методологические проблемы укрепления воинской дисциплины в Советских Вооруженных Силах/Под ред. А. В. Барабанщикова.-М.-ВПА, 1985; Новое оружие и дисциплина воина/Рук.авт.колл.М. И. Дьяченко.-М.:Воениздат, 1966; Психолого-седагогические основы укрепления воинской дисциплины.-Рига:РВВПКУ, 1984;Сергеюк П. И. Устранение нарушений военнослужащими порядка подчиненностиодно из важнейших путей укрепления воинской дисциплины.-М.: Пограничник, 1972; Соколов В. А. Психологический анализ нарушений воинской дисциплины: Автореф.дис. .канд.психол.наук.-М., 1970; Утлик Э. П. Психологические основы воинской дисциплины//Вестн. ПВО.-1984.ЧЁ4.-С.48−52- Феденко Н. Ф. Очерки по психологии личности советского воина.-М.:ВПА, 1966;Его же. Психолого-педагогические основы воспитания дисциплинированности у советских вои-нов/ДХУ1 съезд КПСС и актуальные вопросы укрепления воинской дисциплины в ВС СССР.-М.:ВПА, 1983;Феденко Й. Ф., Сергеюк П.Й.Пси-хология и педагогика в индивидуально-воспитательной работе с личным составом пограничных застав и подразделений.-м.:Пограничник, 19 г9.

Исследование проводилось о 1982 по 1987 гг. на базе 5-ти высших училищ (Военно-политического, авиационного инженерного, летного, общевойскового, командного химической защиты) в 3 этапа Первый этап включал разработку концепции, гипотезы и методического замысла на основе изучения работ классиков марксизма-ленинизма, обобщение передового опыта ВВУЗов, ранее проведенных исследований. Второй этап включал проведение формирующего эксперимента (1985;1986 гг.) на основе специально разработанной программы в пяти училищах, сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп. Методическое обеспечение экспериментального исследования составили: наблюдения, опросы, обобщение эксперт ных оценок, анализ результатов деятельности, хронометрирование, тестирование. Полученные данные подвергались обработке на ЭВМ «Электроника ДЭ-28М, ийскра-226и методами корреляционного, факторного и регрессионного анализа. Было обследовано более 900 кур сайтов и 120 командиров подразделений. На третьем этапе проводился теоретический анализ результатов, апробация выводов и рекомендаций, оформление диссертации.

Новизна исследований состоит в следующем:

1. Углублено понимание дисциплинированности как личностного качества офицера, определены ее критерии, дана классификация уровней развития дисциплинированности.

2. Раскрыто содержание деятельности командира подразделения по формированию дисциплинированности у курсантов, определены психологические условия эффективности этой деятельности.

3. Выявлены особенности этой деятельности на каждом этапе обучения курсантов и их дисциплинирования, разработана программа эффективной деятельности командира курсантского подразделения.

На защиту выносятся следующие положения:

— повышение эффективности работы по формированию дисциплини рованности у курсантов возможно при сознательной направленности усилий командира на создание у воспитуемых мотивадионной основы этого личностного качества;

— работа командира будет тем эффективнее, чем полнее она соответствует психологической модели и проходит по рекомендованной программе;

— эффективность деятельности командира по дисциплинированию курсантов может быть повышена путем активизации у него мотивации достижения успеха, коррекцией его МСД, применяемых приемов воздействия на курсантов, а также специальной психологической подго товкой к этой деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в возможности повышения качества подготовки офицерских кадров в ВВУЗах на основе предлагаемых рекомендаций. Материалы исследования позволяют более конкретно оценивать деятельность командиров подразделений по дисциплинировав®курсантов и руководить ею. Выявленные особенности процесса дисциплинирования курсантов помогут командиру правильно строить свою деятельность на каждом этапе. Разработанная и экспериментально обоснованная программа деятельности помогает командиру правильно организовать свою работу по дисциплинированию будущих офицеров.

Апробация результатов проводилась в ВВУЗах трех военных округов. Результаты исследования обсуждались на межвузовских семинарах по военной педагогике и психологии. Проведены научно-практические конференции с командирами курсантских подразделений трех училищ, организован семинар для командиров и летчиков-инструкторов. Результаты исследования доложены и обсуждены на заседаниях и методологических семинарах кафедры социальной и военной психологии BQA имени В. И. Ленина. Основные положения, выводы и рекомендации опубликованы в следующих работах:

1. Психологические условия эффективной деятельности командира подразделения по формированию дисциплинированности у курсантов ВВУЗов//Сб.научных статей. — № 33. М.: ВПА, 1987.

С.164−183.

2. Психолого-педагогические основы работы командиров и летчиков-инструкторов по воспитанию дисциплинированности у курсантов летного училища: Учебн.пособие. — Сызрань: СВВАУЛ, 1984. -112 с.

3. Формированию дисциплинированности у курсантов училищавысокую эффективность: Учебнонветодическое пособие для командиров подразделений. — Тамбов: ТВВАИУ, 1987. — 53с.

Общий объем публикаций по теме — 10,5 п.л.

Выводы по Ш главе.

1. Деятельность командира подразделения по формированию дисциплинированности у курсантов имеет свою психологическую структуру и носит поэтапный характер. Для обеспечения ее эффективности необходимо привести кк в соответствие с психологической моделью. Реализация психологической модели эффективной деятельности командира подразделения по формированию дисциплинированности у курсантов означает: правильное определение командиром объекта и предмета деятельностиобеспечение оптимальных социально-ясихо-логических условий и обстоятельств деятельностиразвитие мотивации и профессионально важных личностных качествовладение индивидуальным стилем деятельности, основанным на правильных представлениях командира о путях достижения сознательной дисциплинированности и на творческом использовании им психологических средств воздействия на курсантова также правильное решение командиром типовых задач своей деятельности.

2. Деятельность командира по дисциплинированию курсантов будет эффективной, если она проходит по определенной программе, которая основана на психологической модели. Программа эффективной деятельности включает следующие этапы: уяснение командиром подразделения роли, места и особенностей деятельности по формированию дисциплинированности у курсантов в своей совокупной служебной деятельностиизучение и прогнозирование поведения курсанта, определение целесообразного содержания и формы предъявления тре.

I. Смирнов А. А. О психологической подготовке к труду//Избр.психологические труды.-T.I.-M.: Педагогика, 1987. — С.238. бований к курсантам в зависимости от их индивидуально-психологических особенностей и курса обученияпреодоление у себя отрицательных эмоций и коррекция своего поведения при предъявлении требований к курсантуанализ результатов работы, уточнение целей, задач и средств воздействия на курсантов.

3. Эффективность деятельности командира подразделения по дисциплинированию куроантов повышается при правильном руководстве ею со стороны командования училища, политического отдела, партийных организаций. Управление деятельностью командира подразделения должно проходить по следующим направлениям: развитие всеми средствами идейно-воспитательной работы социально значимой мотивации деятельности у командиров рот и взводоворганизация их деятельности по рекомендованной программеконтроль за их деятельностью и коррекция применяемых ими средств воздействия на курсантовсоздание единой системы деятельности командиров, полит работников, преподавателей, инструкторов, партийных и комсомольских организаций по формированию дисциплинированности у курсантовподдержание в офицерских коллективах здорового морально-психологического климатапрогнозирование эффективности деятельности командира.

4. Эффективность деятельности командиров курсантских подразделений достигается также путем их специальной психологической подготовки к работе по формированию дисциплинированности у курсантов. В ходе психологической подготовки у командиров устраняется операциональный и мотивационный дефицит, формируется психологическая готовность к деятельности, развивается эмоциональная устойчивость к действию дезорганизующих факторов. Процесс психологической подготовки включает 5 этапов: диагностический, установочный, ориентирующий, тренирующий, контрольный. Психологическую подготовку командиров к деятельности по формированию дисциплинированности у курсантов целесообразно проводить методами социально-психологического тренинга и ролевых игр. Для проведения занятий следует привлекать преподавателей кафедры марксизмаленинизм, офицеров группы профессионального психологического отбора, командиров батальонов и заместителей по политчасти.

Ерактические рекомендации.

I. Сознательная дисциплинированность курсанта как результат деятельности командира имеет характерные поведенческие признаки. Для определения уровня дисциплинированности курсанта командиру рекомендуется уяснить: каковы мотивы поступления курсанта в училищечто побуждает его к дисциплинированному поведениюкаковы мотивы нарушения им воинской дисципливычто побуждает его к недисциплинированному поведениюкаково отношение курсанта к своим обязанностям, к командирам, к профессии офицера. Следует учесть также уровень развития исполнительных элементов дисциплинированности, типичные реакции курсанта на требования, особенности адаптации к условиям воинской службы.

В ходе своей деятельности командиру следует применять предложенную в приложении 2 программу изучения дисциплинированности курсантов. Основные усилия при этом сосредоточить на выявлении у них истинных мотивов поведения. Для этого использовать методы анализа результатов деятельности курсанта, наблюдения, опросы, обобщения асспертных оценок личности курсанта со стороны преподавателей, других командиров, инструкторов, курсантов. Тщательно фиксировать полученные результаты. Особое внимание обращать на отношение курсанта к своим обязанностям, к требованиям военной присяги и уставов, к командирам, к профессии офицера, на знание уставов, ва развитие у него навыков и привычек поведения* Не реже одного раза в семестр обобщать результаты изучения курсантов и определять уровень их дисциплинированности. При необходимости прогнозировать развитие дисциплинированности, используя предложенную методику.

2. Предметом особой заботы командира должны стать курсанты, чье внешне дисциплинированное поведение детерминируется мотивами боязни наказания и корысти. Для их выявления использовать предложенные поведенческие признаки, экспертные оценки со стороны других курсантов. Обращать пристальное внимание на курсантов, поступивших в училище по прагматическим мотивам или по протекциипроживавших до поступления в пункте постоянной дислокации ВВУЗа;

— 160 женатых курсантовимеющих слаборазвитые навыки дисциплинированного поведениянизкую адаптивность и проявляющих повышенную раздражительность к требованиям командира.

При оценке дисциплинированности курсанта рекомендуется исходить из результатов анализа его мотивации, которая играет ведущую роль в развитии этого качества. Особую тревогу у командиров должны вызывать курсанты с прагматической и критической мотивацией.

3. Изменить существующую систему оценки деятельности командира по дисциплинированию курсантов. Эффективность рекомендуется оценивать по отношению офицера к своим обязанностям, развитию у него добросовестности, дисциплинированности, требовательности и компетентности, какие направления в деятельности использует, какие средства и как часто применяет при воздействии на курсантов, сколько высокодисциплинированных курсантов он воспитал.

При анализе опыта лучших командиров подразделений по дисцип линированию курсантов оценивать особенности их мотивации, разви-тие личностных качеств, индивидуальный стиль деятельности, орга-низацию этой работы. Распространять передовой опыт в тесной связи с развитием у командиров социально значимых мотивов и профессионально важных качеств. Простое копирование приемов работы дру гих командиров не приводит к повышению эффективности деятельности по дисциплинированию курсантов.

4. Шире использовать профессиональный психологический отбор офицеров на должность командиров курсантских подразделений. При выдвижении на вышестоящую должность проводить переподготовку командиров силами кафедры марксизма-ленинизма, и аттестацию их педагогических качеств. Предусмотреть испытательный срок вновь назначенным командирам подразделений.

5. Перестроить управление деятельностью командира подразделения по формированию дисциплинированности у курсантов. Вести борьбу с уравниловкой, взаимопрощением, попустительством, с технократическими подходами в работе с курсантами, ориентацией на средний уровень состояния дисциплины и оценкой результатов работы командиров иот достигнутого". Рекомендуется предоставлять командиру подразделения не менее 20 часов служебного времени в месяц для проведения индивидуально-воспитательной работы с курсантами. Наилучший эффект в дисциплинировании курсантов получается при еженедельном проведении индивидуальных бесед с курсантами продолжительностью не менее 15 минут. Компенсация недостающей частоты воздействия за счет увеличения длительности воздействия приводит к обратному результату.

6. Командиру подразделения рекомендуется использовать психологические приемы воздействия в единстве с дисциплинарными мерами, обеспечивать содержательное влияние на мотивацию курсанта, находить пути установления взаимопонимания с ним, избегать угроз и оскорблений, проявлять выдержку при общении с недисциплинированными курсантами.

7.Стабилизировать командный состав курсантских подразделений. Добиться, чтобы командир подразделения находился в этой должности не менее одного срока обучения курсантов в ВВУЗе. Оценку деятельности командиров по дисциплинированию курсантов проводить по отзывам из войск не ранее чем через I год после окончания ими училища.

8. Ввести систему психологической подготовки командиров к деятельности по дисциплинированию курсантов с использованием практических занятий, психологических тренажей, других активных форм обучения. Вариант программы психологической подготовки приведен в приложении 5.

9. Актуальными направлениями дальнейших исследований по данной проблеме являются: а) совершенствование путей развития идейно-нравственной мотивации у курсантовб) формирование у командиров индивидуального стиля деятельности, обеспечивающего эффективную работу по укреплению воинской дисциплиныв) разработка методик психологической подготовки командиров подразделений к деятельности по укреплению воинской дисциплиныг) исследование эффективности дисциплинарной практики командиров курсантских подразделений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Капитал//Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд.- Т.23.-С. 10.
  2. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология//Соч.- 2-е изд.-Т.З.-C.I9, 24−26, 440.
  3. Ф. Падение Меца//Маркс К Энгельс Ф. Соч. -2-е изд.-Т.17.-С.155.
  4. В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве//Полн.собр.соч.-Т.I.-С.423−424.
  5. В.И. Падение Порт-Артура//Полн.собр.соч.-Т.9.-С.151−159.
  6. В.И. Революционная армия и революционное правительство// П ол н.собр.с оч.-т.10.-С.335−344.
  7. Ленин В.й.^иНе нужно глядеть, а книзум//Еолн.собр.соч.
  8. В.И. Кризис меныиевизма//Нолн.собр.соч.-Т.14.-С.142−172.
  9. В.И. Военная программа пролетарской революции//Полн.собр. соч.— Т.ЗО.— C. I3I-I43.
  10. В.И. На деловую почву//Полн.собр.соч.-Т.35.-С.408−409.
  11. В.М. Как организовать соревнование?//Полн.собр.соч.-Т.35.-С.195−205.
  12. В.М. Тезисы ЦК РКП(б) в связи с положением Восточного фронта//Полн.собр.соч.-Т.38, с.271−274.
  13. В.И. Обращение к Красной Армии//Полн.собр.соч.-Т.38.-С.234.
  14. В.И. Великий почин//Полн.собр.соч.-Т.39,-С.1−29.
  15. В.И. Все на борьбу с Деннкиным!//Полн.еобр.соч.-Т.39.-С.44−63.
  16. В.М. Письмо к рабочим и крестьянам по поводу победы над Колчаком//Полн.собр.соч.-Т.39.-С.151−159.
  17. В.И. Речь на 1У конференции губернских чрезвычайных комиссий 6 февраля 1920 г.//Полн.собр.соч.-Т.40*- C. II8.
  18. В.й. Постановление Политбюро Щ РКЛ(б) в связи с нарушением партийной дисциплины членами фракции В1ШЦ/7Полн. собр.соч.- Т.40. С.226−227.
  19. В.й. О трудовой дисциплине//Полн.собр.соч.-Т.40.-С.232.
  20. В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме//Полн.собр.соч.-Т.41. C. I-I04.
  21. В.И. Задачи союзов молодежи//Полн.собр.соч.-Т.41.-С.298−318.
  22. В.И. Речь на широкой рабоче-красноармейской конференции в Р ог ожск о-Сим о, но век ом р, а йо н е//П од н. с обр. с оч. -Т. 41. -С. 120−121.
  23. В.И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках т.т. Троцкого и Бухарина//Полн.собр.соч.-Т.42.-С. 264−304.
  24. В.И. Проект тезисов о роли и задачах профсоюзов в условиях новой экономической политики//Полн.собр.соч.-Т.44.-С.341−353.
  25. В.И. Письмо в Политбюро ЦК РКП(б)//Полн.собр.соч.-Т.45.-С.53.
  26. В.И. Лучше меньше, да лучше//Полн.собр.соч.-Т.45.-С.390.
  27. В. И. Письмо A.M. Горькому//Полн.собр.соч.-Т.4?.-С.221.
  28. В.И. Письмо к съезду//Полн.собр.соч.-Т.50.-С.62−63.
  29. В.И. Телеграмма начальникам реквизиционных отрядов по всем линиям железных дорог. I июля 1918 г.//Полн.собр.соч.-Т.50.-С.НО.
  30. В. И. Телеграмма Н.Ф. Виноградову//Полн.собр.соч.-Т.50.-С.62—63.
  31. В.И. Коменданту Кремля//Полн.собр.соч.-Т.54.-С.26, 35−36.
  32. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Новая редакция. Принята ХХУП съездом КПСС.-М.: Политиздат, 1986.-80с.
  33. Устав Коммунистической партии Советского Союза: Утвержден ХХУП съездом КПСС.-М.: Политиздат, 1986. 31с.
  34. Материалы ХХУП съезда Коммунистической партии Советского Союза.-М.: Политиздат, 1986. 352с.
  35. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 23 апр.1985 г.-М.: Политиздат, 1985. 31с.
  36. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 15 окт. 1985 г.-М.: Политиздат, 1985. 32с.
  37. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 16 июн.1986 г.-М.: Политиздат, 1986. 32с.
  38. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 27−28 янв. 1987 г.-М.: Политиздат, 1987. 94с.
  39. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 26−2? июня 1987 г,-М.: Политиздат, 1987. П2с.
  40. О мерах по улучшению партийно-политической работы в Советской Армии и Военно-Морском Флоте: Постановление ЦК КПСС от 21 янв. 1967 г.//КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза.-М.: Воениздат, 1981. С.446−451.
  41. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной >аботы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. -I.: Политиздат, 1979. 16с.
  42. Об усилении работы по укреплению социалистической дисциплины да: Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и В от 28 июля 1983 г.//Сб.Постановлений СССР. 1983.
  43. О журнале «Коммунист»: Постановление ЦК КПСС//Коммунист.- 1986. -№ 12. — С.3—10.
  44. О перестройке системы политической и экономической учебы трудящихся: Постановление ЦК КПСС от 15 сент.1987 г. М.: Политиздат, 1987. — 32с.
  45. Основные направления перестройки системы политической и экономической учебы трудящихся: Утв. Постановлением ЦК КПСС от 15 сент. 1987 г. М.: Политиздат, 1987. — 32с.
  46. Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране.-М.: Высш.шн., 1987. 77с.
  47. Социалистическая дисциплина труда: Сб. документов КПСС/Соет.В. А. Фомин. М.: Политиздат, 1984. — 400с.
  48. Конституция (Основной закон) СССР. -М.: Политиздат, 1977. -Ст.30−31, 62−63.
  49. О дополнительных мерах по укреплению трудовой дисциплины: Постановление Совета министров СССР и ВЦСПС от 28 июля 1983 г.//Сб. Постановлений СССР.- 1983. 21.-Ст.116.
  50. Закон СССР о всеобщей воинской обязанности. М.:Воениздат, 1986.-32с.
  51. Закон СССР о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями и организациями: Принят на 8 сессии Верховного Совета СССР 10-го созыва, 17 июня 1983 г. М.: Юрид.лит., 1987. — 32с.
  52. Закон СССР о народном контроле в СССР.-М.:Юрид.лит., 1986.-32с.
  53. Закон СССР о государственном предприятии (объединении):Принят на 7 сессии Верховного совета СССР 11-го созыва 30 июня 1987 г. М.: Юрид.лит., 1987. — 62 с.
  54. Общевоинские Уставы Вооруженных Сил СССР: Утверждены Указом Президиума Верховного Совета СССР 30 июля 1975 г. М.: Воениздат, 1986.
  55. Документы и материалы XX съезда ВЛКСМ. 15−18 апреля 1987 г. -М.: Мол, гвардия, 1987. 192с.
  56. Горбачев М. С. Политический доклад Центрального Комитета КПСС
  57. ХХУП съезду Коммунистической партии Советского Союза, 25 февраля 1986 г. М.: Политиздат, 1986. — 184е.
  58. М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. -М.: Политиздат, 1987. 271с.
  59. М.С. Избранные речи и статьи.-М.: Политиздат, 1985.-383с.
  60. М.С. Избранные речи и статьи.- Т.2.-М. Шолитиздат, 1987.-510с.
  61. М.С. Избранные речи и статьи.-Т.3.-М.: Политиздат, 1987.-511с.
  62. Д.Т. На страже социализма и мира.-М.:Воениздат, 1987.-96 с,-(Курсом ХХУП съезда КПСС).
  63. Д.Т. Продолжить славу в делах нынешних//Красная звезда.-1987. 13 дек.
  64. Д.Т. Учиться с полной отдачей/Дравная звезда.-1987. I сент.
  65. Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во КГУ, 1987. — 262с.
  66. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.:Наука, 1980. 336с.
  67. Авторитет дисциплины: Опыт, мнения, практика психологов/Сост. Н. В. Гришина.-Л.: Лениздат, 1985. 222с.
  68. .Т. Избранные психологические труды: в 2-х т.-М.: Педагогика, 1980.
  69. Н.Н. Основные принципы советской воинской дисциплины.-М.: ВПА, 1973. 42с.
  70. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности.-М.: Мысль, 1976. 158с.
  71. A.F. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979.-151с.
  72. И. «Я вас слушаю.(Советы руководителю, как правильно слушать собеседника)/Пер.с англ.-М.:Шономика, 1984. И2с.
  73. А.В., Муцынов С. С. Педагогическая культура офицера.-М.: Воениздат, 1985. 159с.
  74. А.Г. Воспитательная работа с молодыми солдатами.-Л.: ВВПЙ, 1956. 107с.
  75. А.Г. Воспитание дисциплинированности у советских воинов.-М.:ВПА, 1967. 56 с.
  76. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения.-М.:Наука, 1978 304с.
  77. В.И. Анализ состояния воинской дисциплины политотдела соединения, заместителем командира полка по политчасти. -М.: ВПА, 1982. 43с.
  78. Бурлаков -В.И. Личность преступника и назначение наказания.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. 87 с.
  79. A.M. О дисциплине и воинском воспитании: Сб. статей/ Сост, 8.П.Маслов, М.:Воениздат, 1987. — 102 е.
  80. В.И., Мерзляк Л. Е. Командир и подчиненные.-М.: Воениздат, 1986. 186 с.
  81. В.И., Давыдов Г1.П. Педагогические основы правового воспитания курсантов высших военно-учебных заведений.-М.: ВПА, 1980. 44 с.
  82. Вероятностное прогнозирование в деятельности человеке/Под ред.
  83. И.М. Файгенберга и Г. Е. Журавлева.-М.:Наука, 1977. -391 с.
  84. В., Тарве В. Пособие по профессиональному общению для юристов. Таллин: Волгус, 1986. — 179 с.
  85. Г. Оценка поведения и характеристика учащегося: Кн. для учителя/Пер. с нем.-М.: Просвещение, 1986. 71 с.
  86. A.M., Микадзе Ю. В., Солнцева Т. Н. Деятельность: структура и регуляция (психол.анализ).-М.: Изд-во МГУ, 1987.-216с.
  87. Вопросы практической психодиагностики и консультирования в ву-зе^Под ред. Н. Н. Обозова.-Л.: й3д-во ЛГУ, 1984.
  88. Выбор профессии: мотивы и их реализация: Сб.статей. М.: Знание, 1986. — 61с.
  89. Л.С., Собрание сочинений: в 6-ти т./Гл.ред. А. В. Запорожец.-М.: Педагогика, 1982.
  90. Д.А. Дисциплина труда и средства ее обеспечения.-Мн: Наука и техника, 1985. 120 с.
  91. Ф. Психология управления/Пер. с болг.-М.: Прогресс, 1982.-422с.
  92. П.Н. Педагогические основы воспитания коммунистической убежденности и высоких морально-боевых качеств у курсантов военных училищ. М.: ВПА, 1977. — 39с.
  93. П.Н. Оптимизация процесса воспитания в высшей военной школе.-М.: ВПА, 1983. 125с.
  94. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970. — 272с.
  95. В.П., Майоров В. В. Психолого-педагогические вопросы воспитания дисциплинированности у молодых офицеров.-М.: ВПА, 1982а 41 с.
  96. В.П., Мороз М. И. Особенности воспитания курсантов различных курсов обучения.-М.: ВПА, 1983. 72с.
  97. Г. А. Профессиональная предрасположенность и ее формирование у курсантов военных училищ.-М.: ВПА, 1976. 39с.
  98. ХХУП съезд КПСС об обучении и воспитании подрастающего поколения/ Иод. ред. Ф. Г. Паначина, В. Т. Петрова.-М.: Мысль, 1986.-140с.
  99. ХХУП съезд КПСС и задачи кафедр общественных наук Материалы
  100. Всесоюзн.совещ.зав.кафедр.обществ.наук. Москва, 1−3 окт. 1986 г./Сост. В.н. Донченко и др.'Политиздат, 1987. -269с.
  101. М.И. Методика дисциплинарной практики в подразделении.-Новосибирск: НВВПОУ, 1987. 58с.
  102. М.В. Природа деятельности.-М.:МГУ, 1984.-167с.
  103. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.-М.: Просвещение, 1987. 206с.
  104. А.И. Психология коллектива- Методологические проблемы исследования. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 208с.
  105. М.И., Осипенков Е. Ф., Мерзляк Л. Е. Психолого-педагоги-чеокие основы деятельности командира/Под ред. И. Г. Павловского. -М.: Воениздат, 1978. с.121−144, 189−218.
  106. М.И. Дисциплина нак внутренняя потребность воина//Важный фактор боеготовности.-М.:Воениздат, I972.-C.I09-II4.
  107. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Мн.: Изд-во БГУ, 1976. — 175с.
  108. Ю.И. Активное социально-психологическое обучение.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 167с.
  109. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы.» Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. П2с.
  110. Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера.-М.: ВПА, 1979. 141с.
  111. Г. Е. Психологические вопросы формирования убевдений.-М.: Изд-во МГУ, 1982. 120с.
  112. Закон об уголовной ответственности за воинские преступления/Под ред. А. Г. Горного. -М.: Юрид.лит., 1986. 160с.
  113. А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т.-М.: Педагогика, 1986.
  114. С.В. Этика партийного работника.-М.: Политиздат, 1986.-142с.
  115. В.г. Коллектив слушателей высшего военно-учебного заведения как воспитатель. М.: ША, 1982. — 121 с.
  116. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности.-М.: Политиз-* дат, 1986. 223с.
  117. А.Ф. Осознаваемое и неосознаваемое в преступном поведении.- Харьнов: Вища шк., 1986. 167с.
  118. В.П. Деятельность политорганов и партийных организаций поукреплению партийной дисциплины в современных условиях.-М.: ВПА, 1985. 50с.
  119. в.п. Формирование личности офицера.-М.: Воениздат, 1986.-160с.
  120. й.я. Ответственность офицера.-М.:Воениздат, 1983.-118с.
  121. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности.-М.: Изд-во МГУ, 1987. 208с.
  122. Н.В. Потребности социалистической личности.-М.:Мысль, 1986. 192с.
  123. Изучение вопросов социалистической дисциплины в курсах системыпартийной учебы/Сост.В. Ф. Сорока.-М.Политиздат, 1985.-159с.
  124. М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа.-М.- Политиздат, 1974. 328с.
  125. М.И. О коммунистическом воспитании и воинском долге: Сб. речей, докл., статей/Сост.М. В. Кабанов.-М.: Воениздат, 1967. 726 с.
  126. В.II. Самоутверждение курсантов: Социально-психологический анализ.-М.: ВПА, 1983. 76с.
  127. В.П., Очеретянный А. А. Психолого-педагогические основы укрепления воинской дисциплины.- Севастополь: ЧВВМУ, 1984. 46с.
  128. В.Е. Проблема личности: Методология исследований и личностный смысл.-М.: Политиздат, 1977. 150с.
  129. В.Е. Взаимопонимание: Некоторые философские и психологические проблемы.-М.: Политиздат, 1984. 109с.
  130. Н.И. Педагогика командирской требовательности.-М.: Воениздат, 1973. 93с. юн А. Психология общения. Таллин: Валгус, 1986. — 167с.
  131. А.И. Психология воинской дисциплины.-М.:ВПА, 1969.-64с.
  132. А.И. Методика психологического исследования проблемы предупреждения нарушений воинской диеципливы//Труды академии. № 58.- 1. :ВПА, 1967. С. Ш-214.
  133. Т.А. Психология и отношение к труду. Таллин: Валгус, — 22с.
  134. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости оттипологических свойств нервной системы.-Казань, 1969.-278с.
  135. В.Н. Психологические проблемы повышения эффективности вое питания молодых офицеров//Сб.научн.статей. № 20.-М.: ВПА, 1981. — С.270−287.
  136. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности.-М.: Наука, 1980. 256с.
  137. Н.И. Психологические проблемы повышения эффективностивоспитательной работы с недисциплинированными курсантами. Ульяновск: УВВКУС, 1979. — 64с.
  138. М.А., Емельянов A.M. Ошибки управления Психологические при чины/Метод автоматизированного анализа.-Таллин: Валгус, 1985. 391с.
  139. Н.М. ^акон и дисциплина. Киев: Политиздат Украины, 1985 77с.
  140. В.Н. Дисциплина фактор победы.-М.:Воениздат, 1974.-112с
  141. С.М. Формирование социалистической личности.-М.: Мысль, 1980. 228с.
  142. А.Н. Принцип отражения в криминологии: Психол. механизм криминального поведения.-Яиев: Наукова думка, 1986.-126с.
  143. С.Н. Самовоспитание молодого коммуниста.-М.:Моск.рабочий, 1987. 168с.
  144. Криминальная мотивация/Под ред. В. Н. Кудрявцева.-М.:Наука, 1986.-304 с.
  145. Р. О формировании благоприятной учебной мотивации.-Таллин: Знание, 1986. 27с.
  146. Л.Д. Каким быть руководителю: Психология управленческой деятельности. -Л.: Лениздат, 1986. 160с.
  147. Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив: Социально-психологический очерк.-Л.:Лениздат, 1974. 167с.
  148. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.-Л., ЛГУ, 1970. И4с.
  149. В.Д. Воспитание дисциплинированности у советских воинов: М.: Воениздат, 1977. 248 с.
  150. В.П., Федотов А. А. Педагогические основы формированияуставных взаимоотношений личного состава полка (корабля) М.: ВПА, 1987. — 35с.
  151. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т.-М.: Педагогика, 1983.
  152. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии/ Отв.ред. Ю. М. Забродин и Е. В. Шорохова.-М.:Наука, 1984. 444с.
  153. Личностный потенциал работника: Проблемы формирования и развития Отв.ред. в.Г. Нестеров, Л. И. Иванько.-М.: Наука, 198 227с.
  154. И.Н. Формы и методы индивидуально-воспитательной работы с личным составом в полку (на корабле) по укрепле нию воинской дисциплины.-М.: ВПА, 1982 35с.
  155. B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности/Под ред. В. А. Ядова.-Л.: Наука/Лен.отд., 1983.-176с.
  156. А.С. Избранные произведения.-М.:йзд-во АПН СССР, 1958.
  157. B.C. Дисциплина и общество: Социально-философский аспект М.: МГУ, 1984. 304с.
  158. В.В. Психолого-педагогические вопросы воспитания дисциплинированности у молодых офицеров//Сб.научн.статей.-№ 21. М.: ВПА, 1982. — C. I32-ISI.
  159. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности.-М.- Педагогика, 1986. 256 с.
  160. Методика руководства воспитательной работой в полку: Учебное пособие/Рук. авт.колл. д.П. Познанский.-М.: ВПА, 1985. Ш с.
  161. Методологические проблемы укрепления воинской дисциплины в Советских вооруженных Силах/Под ред. А. В. Барабанщикова.-М.- ВПА, 1985. — 259с.
  162. Е. «Я Ты — Мы»: Психологические возможности улучшения общения/Пер, с польск.-М.: Прогресс, 1986. — 256с.
  163. В.й., Муцынов С.С, Пути активизации усвоения военнослужащими уставных норм жизни и деятельности в воинском коллективе: Методич. пособие офицерам подг М.: йн-т воен. истории МО СССР, 1985. 78с.
  164. Г. Н. Воинская честь: сущность и пути формирования.- Рига: РВВПКУ, 1983. 51с.
  165. Моделированиедеятельности специалиста на основе комплексного исследования/Под ред. Е. Э. Смирновой.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. 177с.
  166. Н.И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика (Опыт экспериментального исследования).-М.: Педагогика, 1981. 144с.
  167. И.И., Павличенко В. К. Социально-психологические особенности курсантов первого курса и их учет в учебно-воспитательной работе. Симферополь: СВВПСУ, 1985. — 30с.
  168. К. Психология ответственности.-Л.:Наука/Лен.отд., 1983.-240с.
  169. Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив* Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1984. 96с.
  170. Научные основы руководства формированием нового человека/Е.Л.Василенко и др.- Киев: Политиздат Украины, 1985. 278с.
  171. А.В. Формирование потребности в труде. Киев: Вища школа, 1986. — 169с.
  172. Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива.-М.: Педагогика, 1984. 200с.
  173. B.C. Стиль работы: новые подходы.-М.:Воениздат, 1987.-144с. (Курсом ХХУП съезда КПСС).
  174. С.й. ХХУП съезд КПСС и вопросы коммунистического воспитания студентов.-М.:Высш.школа, 1987. 87с.
  175. Новое оружие и дисциплина воина/Рук.авт.колл. М. И. Дьяченко.-М.: Воениздат, 1966. 264с.
  176. Е.К. Психология правомерного поведения. Алма-Ата: Наука, 1984. — 127с.
  177. Н.Н. Психологическая культура взаимных отношений.-М.: Знание, 1986. 48с.
  178. Общение и оптимизация совместной деятельности/Под ред. Г. М. Андреевой.- М.: МГУ, 1987. 302с.
  179. В.И. Дисциплинарная практика в Советских Вооруженных Силах. М.: Воениздат, 1961. — 167с.
  180. А.В., Сапрыкин И. Д. Вопросы психологии и педагогики в работе с недисциплинированными воинами химических войск. Тамбов: ТВВШХЗ, 1982. — 47с.
  181. Петелин Б^.Направленность личности и мотивы преступного поведения: Уч.пособие.-М.: ВПА, 1973. 54с.
  182. А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избр.труды.-М.: Педагогика, 1984. 272с.
  183. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.-М.: Политиздат, 1982. 255с.
  184. Л., Хайл Г. Выработка и принятие управленческих решений/ Сокр.пер. с англ.- М.:Зкономика, 1984. 187 с.
  185. К.К. Структура и развитие личности.-М.: Наука, 1986.-255с.1. оз на некий Д. П. Характеристика качеств офицера-политработника как руководителя воспитания воинов. М.: ВПА, 1972. -36с.
  186. Д.П. Педагогические основы совершенствования у офицеров-политработников качеств руководителя воспитательной работы в части.- М.: ВПА, 1974.-51с.
  187. Д.П. Педагогические проблемы управления системой воспитания в полку/Под ред.А. В. Барабанщикова.-М.:ЕПА, 1980.-155с.
  188. Я.В. Психолого-педагогические основы формирования дисциплинированности у советского воина. Харьков: ХВКИУ. 1978. — 54с.
  189. Понятийно-категориальный аппарат военной психологии/Под ред. А. В. Барабанщикова.-М.:ВПА, 1986. 67с.
  190. Проблема общения в психологии/Отв.ред. Б. Ф. Ломов. -М.:Наука, 1981. 279с.
  191. Проблемы методологии и теории психологии/Отв.ред. Е.В. Шорохо-ва. М.: Наука, 1985. — 175с.
  192. Проблемы воинского воспитания/Под ред. С. К. Ильина.-М.: Воениздат, 1979. 303с.
  193. Психология в управлении: Сб. статей/Сост. А. М. Зимичев.- Л.: Лен-издат, 1983. 192с.
  194. Психология межличностного познания/Под ред. А. А. Бодалева.- М.: Педагогика, 1981. 224с.
  195. Психологические механизмы регуляции социального поведения.-М.: Наука, 1979.-335с.
  196. Психолого-педагогические основы укрепления воинской дисциплины/ред. А. А. Кобенко. Рига: РВВИКУ, 1983. — 97с.
  197. Психологические вопросы регуляции деятельности.-М.Педагогика, 1973. —207с.
  198. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе/Под ред. А. Коссаковски и др.- Пер. с нем.-М.: Педагогика, 1981. 224с.
  199. Психологические механизмы целеобразования/Под ред. О. К. Тихомирова.- М. Наука, 1977. 260с.
  200. Психологическое обеспечение трудовой деятельности/Под ред. А. А. Крылова.-I.: йзд-во ЛГУ, 1987.- 159с.
  201. В. Как я добиваюсь дисциплины на уроке/Пер. с нем.- М.: Просвещение, 1986. 77с.
  202. Рахимов О.Х.-А. Эффективность воинсной деятельности: Нравственный аспект. М.: ВПА, 1983. — 43с.
  203. А.Т., Кандыбович Л. А., Блях Г. В. Психологическая подготовка к службе в армии. Мн.: Нар, асвета, 1986. -183с.
  204. С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд.- М.: Учпедгиз, 1946. — 703с.
  205. С.Л. Бытие и сознание: 0 месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира.-М.:йзд-во АПН СССР, 1957. 328с.
  206. С.Л. Принципы и пути развития психологии.-М.: йзд-во АН СССР, 1959. 354с.
  207. С.Л. Проблемы общей психологии/Отв. ред. Е. В. Шорохова. 2-е изд.- М.: Педагогика, 1976. 416с.
  208. й. Некоторые проблемы социальной психологии: Психология и работа с людьми- Пер. с чешек.-М.: Прогресс, 1981.-215с.
  209. В.Д., Ковалев В. И. Психология решения командира. -М.: Воениздат, 1976. 206с.
  210. В.л. Политика и молодежь: Некоторые аспекты воспитания политической культуры (Содиол.очерк), Мн4 .'Наука и техника, 1986. — 126с.
  211. А.Л. Социальная психология управления: Уч.пособие.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. 176с.
  212. А.Л. Руководитель: слово и дело (Социально-психологические аспекты).-М.: Политиздат, 1983. 159с.
  213. Г. В. Кириченко В.П. Дисциплина в трудовом коллективе.-Киев: Техника, 1986. 137с.
  214. Сознательность. Дисциплина. Ответственность/Сост.В. Г. Сошнев.-М.: Воениздат, 1985. 183с.
  215. В.А. Психологический анализ нарушений военнослужащими порядка подчиненности. М.: ВПА, 1967. — 54с.
  216. В.А. Психология проступка. М.: ВПА, 1970. — 38с.
  217. В.А. Воспитание дисциплинированности у советских воинов// Труды академии. И? 46.- Ш. :ВПА, 1964. — С.297−323.
  218. Социально-психологические проблемы нравственного воспитания личности/Под ред. В. В. Семенова.-Л.: Изд-во ЛГУ, I98S.-159с.
  219. Г. В. Партийно-**олитическая работа по укреплению воинской дисциплины.-И.: BOA, 1984. 26с.
  220. В.В. Индивидуальный подход в воспитании воинов. М.- Воениздат, 1978. — 159с.
  221. Е.Ю. Психолого-педагогические основы работы командиров и летчиков-инструкторов по воспитанию дисциплинированности у курсантов летного училища. Сызрань: СВВАУЛ, 1984. — 112с.
  222. Е.Ю. Психологические условия эффективной деятельностикомандира подразделения по формированию дисциплинированности у курсантов ВВУЗов//Сб.научн.статей. -I 33.-М.:БПА, 1987. С.164−183.
  223. Стрижов Е. Ю* Формированию дисциплинированности у курсантов -высокую эффективность: Учебно-методическое пособие для командиров курсантских подразделений. Тамбов: ТВВАИУ, 1987. — 54с.
  224. Стиль работы и образ жизни руководителя: Анализ проблемы, рекомендации/К .Ладензак и др.-Сокр.пер.с нем.-М.:Эконо-мика, 1985. 279с.
  225. М.П. Воспитание дисциплинированности у учащихся средних профтехучилищ. М.: Высш. школа, 1987. -72с.
  226. Сухомлинский В. А* Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. — 196с.
  227. Н.Т. Заместитель командира полка (корабля) по политчасти организатор партийно-политической работы по укреплению воинской дисциплины.-М.: ВПА, 1982. -52с.
  228. Г. И. Перестройка психологическая: в чем ее суть? Алма-Ата: Казахстан, 1986. — 67с.
  229. Э.П. Психологические факторы в организаторской деятельности заместителя командира полка по политчасти.-М.: ВПА, 1977. 42с.
  230. Э.П. Психологические основы руководства курсантским коллективом. М.: ВПА, 1976. — 42с.
  231. Учебный материал и учебные ситуации: 11 сихол. аспекты/Под ред.
  232. Г. С.Костюка, Г. А. Балла. Киев: Рад. школа, 1986.-143с.
  233. А.А. Мотивационная саморегуляция личности. Ташкент: ФАН, 1987. — 136с.
  234. Н.Ф. Предмет психологии и ее задачи в области воинской деятельности. М.: ВПА, I960. — 36с.
  235. Н.Ф. Мышление и речь в воинской деятельности.-М.:ВПА, 1961. 46с.
  236. Н.Ф. Темперамент и характер. Воспитание характера у советских воинов. М.: ВПА, 1961. — 44с.
  237. Н.Ф. Очерки по психологии личности советского воина.-М.: ВПА, 1966. 228с.
  238. Н.Ф. Лекции по военной психологии.-М.:ВПА, 1963.-220с.
  239. Н.Ф., Варваров В. М. Общие вопросы советской военной психологии/Отв.ред. Ю. Г. Сулимов.-М.:ВПА, 1973.- 58с.
  240. Н.Ф., Сергеюк П.й. Психология и педагогика в индивидуально-воспитательной работе с личным составом пограничных застав и подразделений.-М.: Пограничник, 1979.-С.9−50.
  241. Н.Ф., Галицний В. П. Психологические аспекты преодоления конфликтных ситуаций в воинских коллективах.- М.: ВПА, 198I. С.21−25, 42−74.
  242. Н.Ф. Психолого-педагогические основы воспитания дисциплинированности у советских воинов/ДХУП съезд КПСС и актуальные вопросы укрепления воинской дисциплины в ВС СССР.-М.: ВПА, 1983. С.52−57.
  243. А.В. Моделирование в управлении вузом.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. Н8с.
  244. Физиология поведения: Нейрофизиал. закономерности/Ред. А. С. Батуев Л.: Науна, 1986. 767с.
  245. А.В. Психолог советует наставнику-.М.: Профиздат, 1986. 127с.
  246. Формирование модели деятельности специалиста с высшим образованием: Сб. типовых методик /Ред.Ё. Э. Смирнова.-Томск: Изд-во ТГУ, 1984. 198с.
  247. Формирование профессиональных качеств у слушателей академии: Учебно-методическое пособие.-М.:ВПА, 1976.- 92с.
  248. Формирование профессиональной пригодности будущих офицеров:
  249. Учеон.пособие для вузов ПВО.-М.:Воениздат, 1982.-246с.
  250. В.ф. Нравственные основы социалистической воинской дисциплины. М.:ВПА: 1979. — 40с.
  251. М.В. Избранные произведения.-М.:Воениздат, 1977. 480с.
  252. X. Мотивация и деятельность: в 2-х т./flep. с нем.-М.: Педагогика, 1986.
  253. А.П. Морально-ясихологический климат в трудовом коллективе.- М.: Моек. рабочий, 1986. 96с.
  254. В.П. Героизм высшее проявление дисциплинированности воина.-М.: Изд-во ДОСААФ, 1978. — 62с.
  255. Н.Ю., Фиганов И. С. Педагогические основы руководства трудовым коллективом: Учебно-методич.пособие.-Казань: Изд-во КГУ, 1986. 208с.
  256. Е.В. Психологические трудности межличностного общения.-Киев: Вища шк., 1985. 159с.
  257. В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологичес кое исследование.-М.: Педагогика, 1980. 208с.
  258. Л.В. Воспитание воина: в коллективе и через коллектив.-М.: Воениздат, 1984. П8с.
  259. В.И. Мотивация трудовой деятельности. Ярославль: Изд-во ЯГУ, 1985. — 89с.
  260. В.Д. Проблема системогенеза в профессиональной деятельности. М.: Наука, 1983. — 185с.
  261. Г. С. Применение в партийно-политической работе положе ний и выводов военной педагогики и психологии.-М.: ВПА, 1978. 34с.
  262. В.М. Управленческая психология.- 3-е изд.- М.: Экономика, 1984. 248с.
  263. Я.Я. Воспитание дисциплинированности у советских воинов. -М.: Воениздат, I960. 88с.
  264. B.C. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых при вычек.-М.: Знание, 1986. 77с.
  265. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969.- 317с.
  266. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. 2-е изд.- М.: Наука, 1987. — 248с.1. ПРОГРАММАизучения деятельности командира подразделения по формированию дисциплинированности у курсантов1. ВВУЗбв
  267. Имеются ли ошибки в порядке (алгоритме) работы командира под-¦ разделения при воздействии на курсантов совершивших грубые нарушения воинской дисциплины.
  268. Направленность и мотивы поведения курсанта
  269. Как мотивирует свое поступление в училище. Кто оказал решающее влияние на курсанта при выборе им жизненного пути: родители, бывшие одноклассники-курсанты училища, преподаватель ИБП в школе, офицеры училища, средства массовой информации.
  270. Ведущий мотив поступления в училище: любовь к Советской Армии, желание уклониться от срочной службы- достичь материального благополучия- подражание другим людям- желание получить высшее образование- семейные традиции.
  271. Каков идеал курсанта, с кого берет пример в службе. Какие цели ставит перед собой после окончания училища.
  272. П. Характер курсанта. Его отношение к требованиямуставов
  273. Как относится к недостаткам товарищей: терпимо или непримирим': к ним. Способен ли критиковать товарищей на собраниях, в присутствии командиров, или критикует только «за глаза». Как относится к фактам нарушения воинской дисциплины другими курсантами.
  274. Как воспринимает критику товарищей: ищет оправдание или признает критику правильной. Избегает или нет публичных выступлений.
  275. Откровенен, стремится поделиться с товарищами и командирами своими мыслями, переживаниями или скрытен.
  276. Отзывчив, проявляет заботу о товарищах, помогает им. Корректен в общении с младшими командирами.
  277. Как держит себя в присутствии командира. Стремится ли привлечь его внимание и расположить к себе. Одинаково ли относится ко всем командирам иди нет. Пытается ли заслужить льготы за счет хорошего к себе отношения командира.
  278. Противопоставляет или нет личные интересы задачам коллектива курсантского подразделения.
  279. Как оценивает свои успехи в учебе и летной подготовке, есть ли элементы самоуверенности, высокомерия, зазнайства.
  280. Кто из командиров пользуется у него авторитетом и почему. Чьи требования и приказы курсант выполняет с большей охотой и желанием.
  281. Вывод: Типичные отношения курсанта к требованиям уставов, приказам командиров и преподавателей, к своим обязанностям, к профессии офицера. Их влияние на поведение курсанта.
  282. Ш. Развитие навыков и привычек поведения курсанта и их влияние на исполнение требований уставов
  283. Влияние способностей курсанта на овладение им своей специальности. Уровень развития способностей. Общие и специальные способности курсанта.
  284. Вывод: Развитие внешних элементов дисциплинированности (навыков и привычек поведения) у курсанта. Вредные привычки и их влияние на поведение.1У. Темперамент и эмоциональные особенностикурсанта
  285. Особенности работоспособности. Быстро ли утомляются на занятиях, восстанавливает силы после длительных занятий и несения службы. Типичное эмоциональное состояние после учебного дня.
  286. Стремится ли подавлять у себя раздражение и плохое настроение или не считает это необходимым.
  287. Уравновешенность в поведении, в речи, в проявлении чувств. Как реагирует на взыскания и требования со стороны командиров. Быстро ли успокаивается после воздействия на него. Способен ли сдерживать свои эмоции.
  288. Как быстро вырабатываются навыки и привычки уставного поведения. Развитие впечатлительности и импульсивности.
  289. Преобладающее эмоциональное состояние.
  290. Выводы: Тип темперамента курсанта, его эмоциональная устойчивость, характерные реакции курсанта на требования командиров, удовлетворенность службой и учебой в училище.
  291. У. Общие выгоды о дисциплинированности курсанта
  292. Уровень дисциплинированности курсанта. Развитие идейно-нравственной мотивации, навыког и привычек дисциплинированного поведения.
  293. Собираемая по предложенной программе с использованием перечисленных методог информация о курсанте должна накапливаться в педагогическом дневнике командира. осуществлению контроля за поведением курсантах
  294. Уровни дисциплинированности-1—1. Высокий1. Средний1. Низкий
  295. Определение мотивов поведения курсанта
  296. Наиболее нежелательные взыскания1.0бсрдение на общем собрании подразделения
  297. Лишение очередного увольнения.3.Выговор
  298. Лишение очередного увольнения2.Выговор.1.Арест
  299. ЛИШ6НИ6 очередного увольнения
  300. Обсуждение проступ- 3. Наряд вне очереди, ка на общем собрании5. Отношение к командирам
  301. Положительное от- Положительное. Орион-ношение к команди- тация на общение с рам независимо от командиром их служебного статуса и требовательности.
  302. Ориентация на совместную деятельность с командиром
  303. Характер совершенных проступков
  304. Незначительное количество нарушений (1−2 в год).Отсутствие грубых на просжупков.
  305. Совершает в среднем до 4-х проступков. Возможны грубые нарушения дисциплины
  306. Н ейтр ал ьно -л ол ожит ел ь-ное, пассивно-отрицательное. Стремление завоевать расположение того командира, который обладает большей властью. Избирательность в определении своего отношения к командирам, в зависимости от их требовательности
  307. Совершение до 6−8 грубых проступков (с учетом скрытых от командира).- 193
  308. Вывод о реальных мотивах поведения курсанта
  309. Полученные результаты следует тщательно проанализировать и выявить настоящие мотивы поведения курсанта. При этом необходимо отличить их от «защитных», которыми курсант может маскировать свое поведение.
  310. Для решения этой задачи можно предложить методику, которая предлагает постановку шести последовательных вопросов*.
  311. Как курсант обосновывает выбор именно такой программы поведения, которая вытекает из мотива? Ответ на этот вопрос помо жет лучше понять выбор мотива.
  312. Привела ли реализация этого поведения к цели, которую назвал военнослужащий?
  313. Прекратил ли курсант такое поведение после достиженияцели?
  314. Могут ли (или могли ли) использованные курсантом поступки привести к цели, которую он Вам сообщил?
  315. Е.Ю. Нсихолого-педагогические основы работы командиров и летчиков-инструкторов по воспитанию дисциплинированности у курсантов летного училища.-Сызрань- СВВАУЛ, 1984.-С.39−40- 194
  316. Каковы будут иди были последствия такого поведения? Понимает ли это курсант?
  317. П. Определение развития навыков и привычек дисциплинированного поведения
  318. Исследованием установлены статистически значимые различияв развитии привычек поведения у курсантов с различными уровнямидисциплинированности (см. £абл.)
  319. Уровень развития jРаспределение курсантов по уровнямпривычек поведения дисциплинированности (1 высокий { средний i низкий1. Высокий: преобладаниеположительных привычек 45 15 51. Средний 50 70 50
  320. Низкий:преоблздание негативных привычек 5 15 45
  321. Определение замысла деятельности по формированию дисциплинированности у курсантов
  322. При определении замысла командир планирует ситуацию общения с курсантом и свое поведение в ней.1У. Выбор целесообразного приема воздействия на курсанта
  323. Приемы психологического воздействия можно свести в несколько групп.
  324. У. Преодоление негативных эмоций, предупреждение конфликтов при предъявлении требований к курсанту
  325. Эффективность деятельности 0.582 0.6II 0,001 0,001 0.649 0,001 0,396 0,05 0.794 0,001 0.460 0,01 0,611. 0,001 0,427 0,01 0,355 0,05 0,611 0,001
  326. Личные качества 0.559 0.649 0.44 0.626 0.373 0,399 0,517 -0,252 0,598командира 0,02 0,001 0,02 0,001 0,05 0,05 0,01 0,001
  327. Знание подчиненных 0.567 0,002 0,305 0,534 0,01 0,017 0,612 0,001 0,367 0,05 -0,063 -0,334
  328. Мотивация 0,^47 0,229 0.612 0.547 0.354 0.35"0,002 0,001 0,001 0,002 0,05 0,05
  329. Активность 0,577 0,001 0,141 0,408 0,05 0,577 0,001 0.436 0,02 0,79? 0,001б. ЙСД 0.367 0,05 0,431 0,02 0,410 0,05 0,534 0,01 0,582 0,001
  330. Опыт 0,466 0,01 -0,367 0,05 0,043 0,310
  331. Представления о путях формирования 0,533 -0,102 0,427дисциплинированности Направления в работе 0,01 0,029. 0,635 0,001 ф olo
  332. Отношение кур- 0,598сайтов к ОУВС 0,0011. Тематический планзанятий по психологической подготовке командиров подразделений к деятельности по формированию дисциплинированности у курсантов
  333. Всего в т. ч.по видам часов учебных занятийjлекция’прэк-!психол. — !тикум!тренажпп. j I
  334. Психологические условия аффективной деятельности командира взвода (роты) по формированию дисциплинированности у курсантов училища (по результатам психологического исследования в училище)
  335. Методы изучения дисциплинированности курсантов взвода
  336. Определение места деятельности по формированию дисциплинированности у курсантов и ее воспитательных возможностей в совокупной служебной деятельности командира взвода
  337. Социально-психологические особенности курсантов и методы их изучения
  338. Методика проведения беседы с курсантом, совершившим дисциплинарный проступок
  339. Правила общения командира с курсантами в целях развития у них идейно-нравственной мотивации дисциплинированного поведения
  340. Приемы психологического воздействия на курсанта по формированию у него сознательной дисциплинированности
  341. Преодоление отрицательных эмоций и качеств командира при работе с недисциплинированными курсантами
  342. Советы молодому офицеру о сплочении коллектива подразделения.-М.: Воениздат, 1985. 30с.
  343. Офицер в коллективе подразделения: Рекомендации молодым офицерам по формированию и сплочению воинских коллективов.-М., 1980/ Ин-т воен. истории МО СССР.
  344. Ваши взаимоотношения с подчиненными: Рекомендации молодым офицерам по формированию уставных взаимоотношений.-М., 1980/ Ин-т воен. истории МО СССР.
  345. Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости. Казань: КГУ, 1987. — 262с.
  346. И. *'Я вас слушаю."/Советы руководителю как правильно слушать собеседника- Пер. с англ.-М.: Экономика, 1984.-112 с.
  347. А.В., Муцынов С. С. Педагогическая культура офицера.- М.: Воениздат, 1985. 159 с.
  348. Н.И. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки/Деоретические и методические проблемы социальной психологии.-М., 1977. С.183−204.
  349. Н.Н., Петровская Л. А. Социально-психологический тре нинг-предпосылка развития общения//Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся.-М.: МГУ, 1980. -С.65−76.
  350. А.А. Личность и общение: Избр.труды.-М.: Педагогика, 1983. 272с.
  351. В.И., Мерзляк Л. Е. Командир и подчиненные.- М. воениздат, 1986. 186с.
  352. Г. Оценка поведения и характеристика учащегося/ Пер. с нем. М.: Просвещение, 1986. — 71с.
  353. Виссак, Тарве В. Пособие по профессиональному общению для юрис тов. Таллин: Валгус, 1986. — 179 с.
  354. Вопросы практической психодиагностики и консультирование в вузе/Под ред. Н. Н. Обозова.- Л.: йзд-во ЛГУ, 1984. 153с.
  355. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. -М.: МГУ, 1987.-176с.
  356. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.-М.: Просвещение, 1987. 206с.
  357. М.И. и др. Психолого-педагогические основы деятельности командира.-М.: Воениздат, 1977. 295с.-Деловые игры в учебном процессе. -М. :Высш.шк., 1985. -П5с.
  358. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение.-Л.: ЛГУ, 1985. 167с.
  359. Его же. Обучение общению в УТГ//Психол.журн.-1987.- te 2.-C.8I-87.
  360. А.П. Психологическая коррекция конфликтного общения// Психол.журн.- 1984. № 5. — С.52−62.
  361. В.П. Формирование личности офицера.-М.: Воениздат, 1986.-160с.
  362. А.П. Умей владеть собой. Киев: Здоровье.- 1987.-119с.
  363. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения.-Грозный, 1979. 138с.
  364. Н.И. Психологические проблемы повышения эффективности воспитательной работы с недисциплинированными курсантами. -Ульяновск: УВВКУС, 1979. 64с.
  365. В.П. Самоутверждение курсантов- Социально-психологичес-кий анализ. М.: ВПА, 1983. — 78с.
  366. Л.И. Методика психологического исследования проблемы предупреждения нарушений воинской дисциплины//Труды академии. 58.-М.: ВПА, 1967. — С.187−214.
  367. Методические основы активного социально-психологического обучения будущих учителей.-М.: МГУ, 1982. 176с.
  368. В.И., Муцынов С. С. Пути активизации усвоения военнослужащими уставных норм жизни и деятельности в воинском коллективе: Метод. пособие командирам подразд.-М., 1985/Инт-т воен, истории МО СССР. 78с.
  369. й.И., Павличенко В. К. Социально-психологические особенности курсантов первого курса и их учет в учебно-воспитатель-ной работе. Симферополь: СВВПСУ, 1985.- 30с.
  370. А.В., Сапрыкин И. Д. Вопросы психологии и педагогики в работе с недисциплинированными воинами подразделений химичес к их войск. Тамбов: ТВВВККУХЗ, 1982. — 47с.
  371. Общение и оптимизация совместной деятельности/Под ред. Г. М.Ан-дреевой.-М.: МГУ, 1987. 302с.
  372. Н.Н. Психологическая культура взаимных отношений.-М.: Знание, 1986. 48с.
  373. Л.А. Теоретические и методические проблемы социаль-но-психологичаекого тренинга.-М.:МГУ, 1982. 176с.
  374. Психолого-педагогические основы укрепления воинской дисциплины. Рига: РВВПКУ, 1983. — 78с.
  375. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения.-М.: Медицина, 1987. 256с.
  376. В.В. Индивидуальный подход в воспитании воинов.-М.: Воениздат, 1978. 159.
  377. Н.Ф., Галицкий в.п. Психологические аспекты преодоления конфликтных ситуаций в воинских коллективах, М.:ВПА, 1981 с. 21.
  378. А.В. Психолог советует наставнику. М.: Профиздат, 1986. — 127с.
  379. Цуканова Е.£. Психологические трудности межличностного общения. Киев: Вища шк., 1985. — 159с.
  380. Г. Е. Практические занятия по психологии с использованием деловых игр и групповых дискуссий.- 1? остов-на-Донуj РГУ, 1985. 22с.
Заполнить форму текущей работой