Особенности волевого действия часто болеющих детей старшего дошкольного возраста
Анализ корреляционных связей компонентов волевого действия и таких социальных факторов, как тип материнского отношения, возраст и образовательный статус родителей, соблюдение здорового образа жизни показал, что развитие волевого действия часто болеющих детей связано с теми же социально — психологическими факторами, что развитие волевого действия здорового ребенка. А именно, прямая связь… Читать ещё >
Содержание
Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязей волевого действия старших дошкольников, их соматического здоровья, родительского (материнского) отношения, соблюдения в семье здорового образа жизни.
1.1. Основные подходы к исследованию сущности, структуры, функций и механизмов волевой регуляции.
1.2. Развитие волевой регуляции и волевого действия в период дошкольного детства.
1.3. Влияние соматических заболеваний на развитие личности часто болеющего ребенка.
1.4. Влияние родительского (материнского) отношения и соблюдения в семье здорового образа жизни на развитие личности часто болеющего ребенка.
1.5. Постановка проблемы и задач исследования.
Глава 2. Теоретико-методологическое основание, методы и материалы исследования.
2.1. Теоретико-методологическое основание исследования.
2.2. Описание экспериментальной выборки и методик исследования.
Глава 3. Экспериментально-психологическое исследование особенностей волевого действия часто болеющих детей старшего дошкольного возраста, его взаимосвязи с материнским отношением и соблюдением в семье здорового образа жизни.
3.1. Особенности взаимосвязи уровня развития основных компонентов волевого действия и соматического здоровья детей старшего дошкольного возраста.
3.1.1.Диагностика уровня развития умения выбирать и осуществлять цель.
3.1.2. Диагностика уровня развития умения принимать решение.
3.1.3.Диагностика уровня развития умения планировать деятельность.
3.1.4. Диагностика уровня развития умения исполнять намеченное
3.1.5. Диагностика уровня развития умения совершать усилия.
3.1.6. Диагностика уровня развития умения оценивать результат.
3.1.7. Сравнительный анализ уровня развития основных компонентов волевого действия часто болеющих и здоровых детей старшего дошкольного возраста.
3.2. Особенности взаимосвязи уровня развития основных компонентов волевого действия, соматического здоровья детей старшего дошкольного возраста и материнского отношения.
3.3. Особенности взаимосвязи уровня развития основных компонентов волевого действия, соматического здоровья детей старшего дошкольного возраста и соблюдения здорового образа жизни.
3.4. Корреляционный и факторный анализ социально-психологических факторов, детерминирующих особенности развития волевого действия часто болеющих и здоровых детей старшего дошкольного возраста.
Выводы.
Глава 4. Развивающая программа, направленная на повышение уровня развития волевого действия часто болеющих детей старшего дошкольного возраста.
4.1. Принципы и направления развития волевого действия часто болеющих детей старшего дошкольного возраста.
4.2. Эффективность развивающей программы, направленной на повышение уровня развития волевого действия часто болеющих детей старшего дошкольного возраста (описание результатов контрольного эксперимента и их обсуждение).
Список литературы
- Абдурасулова Т. Д. Нормативная диагностика психологических предпосылок готовности к обучению в школе у детей 4−5 лет / Т. Д. Абдурасулова// Вопросы психологии. — 1997.- № 2. — С. 134−146.
- Абульханова — Славская К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова Славская. — М., 1980. — 336 с.
- Авдеева Н. Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве / Н. Н. Авдеева // Дошкольное воспитание. 2005. — № 3. — С. 101−106.
- Аверин В. А. Основные теории развития / В. А. Аверин // Психология человека от рождения до смерти / под ред. А. А. Реана. СПб.- М., 2001. — 652 с.
- Адамский А. И. Образование до школы, или Путешествие в игру / А. И. Адамский, В. А. Гуржапов. М.: Эврика, 2004. — Кн. 30 — 336 с.
- Александер Ф. Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней / Ф. Александер, Ш. Селесник- пер. с англ. М., 1995. — 605 с.
- Альбицкий В. Ю. Часто болеющие дети: клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления. / В. Ю. Альбицкий, А. А. Баранов. Саратов, 1986. — 183 с.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. JL: ЛГУ, 1969.-339 с.
- Андреева Е. И. Патогенетические основы врачебной тактики оздоровления часто болеющих детей, посещающих дошкольные учреждения / Е. И. Андреева, Б. К. Мусина // Педиатрия. 1990. — № 9. — С. 63 — 67.
- Аратюнян М. Легко ли быть родителями? (Взрослые и дети: союз, конфликт, компромисс) / М. Аратюнян, М. Земнов. — М., 1991.-191 с.
- Арина Г. А. Часто болеющие дети. Какие они? / Г. А. Арина, Н. А. Коваленко // Школа здоровья. 1995. — Т.2, № 3. — С. 116 — 125.
- Архин Е. А. Влияние семейного воспитания на развитие ребенка / Е. А. Архин // Семья и школа. 1976. — № 8. — С.24−26.
- Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. — М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. — 416с.
- Асмолов А. Г. Движущие силы и условия развития личности / А. Г. Асмолов // Психология личности: в 2-х томах. — Т. 2 — Самара: Издательский дом «Бахрах», 1999. С. 345 — 384.
- Баранов А. А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения / А. А. Баранов // Рос. педиатр, журнал. 1998. — № 1. — С. 5−8.
- Баранов А. А. Организация оздоровления часто болеющих детей в яслях-садах. / А. А. Баранов, В. Ю. Альбицкий, И. И. Пуртов // Вопросы охраны материнства и детства. — 1986. № 8. — С. 65−67.
- Басов М. Я. Избранные психологические произведения / М. Я Басов. — М., 1975.-432 с.
- Бассин Ф. В. О современном подходе к проблеме психологических факторов болезни / Ф. В. Бассин // Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней: Тез. докл. науч. практ. конф- М., 1972. — С. 25−33.
- Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия / Э. Берн- пер. с англ. — СПб.: Братство, 1992. 224 с.
- Блонский П. П. Избранные психологические произведения / П. П. Блонский. М., 1964. — 547 с.
- Богуславская 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада. / 3. М. Богуславская,
- Е. О. Смирнова. — М.: Просвещение, 1991. — 207 с.
- Бодалев А. А. Психология межличностных отношений / А. А. Бодалев. — М., 1979.
- Божович JI. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. / J1. И. Божович. М: Междунар.пед.акад., 1995.- 209 с.
- Божович Л.И. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка: уч. пособие / Л. И. Божович. М: Московский психолого-социальный институт, 1999- 224 с.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко- М.: Просвещение, 1991. 160 с.
- Бордовский Г. А. Социально-эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде: материалы международного семинара / Г. А. Бордовский, Н. В. Гороховатская, О. Г. Роговая. СПб.: Изд-во РГПУ имени А. И. Герцена, 1999. — 154 с.
- Борисовская О. Б. Психотерапевтическая работа с семьями тяжело больных детей / О. Б. Борисовская. // Конгресс по детской психиатрии. Материалы конгресса. 25−28 сентября 2001 г. М.: РОСИНЭКС., 2001. -С. 130−133.
- Братусь Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. М, 1988. 304 с.
- Бройтигам В. Психосоматическая медицина / В. Бройтигам, П. Кристиан, М. Рад- пер. с англ. М., 1999. — 373 с.
- Буренкова Е. В. Исследование взаимосвязи стиля семейного воспитания, личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого: Дис. канд. психол. наук: Спец.: 19.00.01/ Е. В. Буренкова. Пенза, 2000. — 205 с.
- Бурменская Г. В. В озрастно-психо логический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 416 с.
- Бутенко Н. И. От формирования гигиенической и физической культуры к формированию здорового образа жизни / Н. И. Бутенко, Т. Г. Олешкевич, Н. А. Палиева // Здоровый ребенок — в здоровом социуме. — М., Ставрополь, 1999.-320 с.
- Бюлер К. Духовное развитие ребенка / К. Бюлер- пер. с 3-го нем. изд. под ред. и предисл. В. Е. Смирнова: с рис. и табл. в тексте. — М.: «Новая Москва», 1924.-556 с.
- Валлон А.В. Психическое развитие ребенка / А. В. Валлон. — СПб.: Питер, 2001.-208 с.
- Варга А. Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции / А. Я. Варга // Вестник МГУ. Серия «Психология». 1985. — № 4. — С.32−37.
- Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. дис. канд.психол.наук: Спец. 19.00.01/ А. Я. Варга- МГУ. М., 1987. -25 с.
- Вемир J1. А. Развитие воли дошкольника / J1. А. Вемир, В. С. Мухина // Дошкольное воспитание. М. — 1974. — № 1. — С. 45−50.
- Венгер A. JI. Развитие и коррекция неблагоприятных психологических особенностей ребенка / А. Л. Венгер. // Конгресс по детской психиатрии. Материалы конгресса. 25−28 сентября 2001 г. М.: РОСИНЭКС. — 2001. — С. 134−134.
- Ветрова В. А. Ладушки: игры для детей и родителей / В. А. Ветрова. М.: Просвещение, 1994. — 256 с.
- Веселое Н. Г. Социальная педиатрия / Н. Г. Веселое. — СПб.: Ривьера, 1996.-396 с.
- Веселое Н. Г. Принципы организации и система оздоровления часто болеющих детей в условиях детских дошкольных учреждений / Н. Г. Веселое, Е. Ю. Кузнецова, Г. К. Ермакова, Н. Н. Яременко с соавт. -Л.: 1990.-55 с.
- Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека /
- В. К. Вилюнас. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 283 с.
- Виноградова A. JI. Применение нейропсихологического подхода к обучению детей с эмоционально-волевыми проблемами /
- A.JI. Виноградова, И. Ю. Захарова, Ю. Е. Садовская. // Конгресс по детской психиатрии. Материалы конгресса. 25−28 сентября 2001 г. — М.: РОСИНЭКС. 2001. — С. 309−310.
- Вишневский В. А. О динамике психогенных депрессивных расстройств, вызванных рождением в семье больного ребенка /
- B. А. Вишневский // Журнал невропатологии и психиатрии им.
- C.С. Корсакова. 1984.-№ 4. — С. 13−21.
- Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И. В. Дубровина, A.M. Прихожан, В. В. Зацепин. М.: Издательский центр «Академия», 1999.-320 с.
- Воспитание детей и псхоанализ: сборник: пер. с англ. / Сост. Н. Ф. Калина (содерж. авт.: М. Кляйн, К. Абрахам, Е. Сокольницкая, Ш. Ференци, Дж. Грин, X. фон Геттинберг, В. Тауск, Э. Джонс). М.: Рефлбук- Киев: Ваклер, 2000. — 302 с.
- Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребёнка / Л. С. Выготский // Психология личности. Тексты. — М.: Педагогика, 1982. -Т. 5.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4. / Л. С. Выготский. М., 1984.-432 с.
- Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств / Т. П. Гаврилова. —1. М., 1984.-80 с.
- Гаврилова Т.П. Психология семьи: Сборник статей / Сост. Т. П. Гаврилова. М., 2002. — 165 с.
- Галигузова Jl. Н. Ступени общения: от года до семи лет / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. М., 1992. — 142 с.
- Гальперин П. Я. Четыре лекций по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. / П. Я. Гальперин. — М.: Книжный дом «Университет», 2000.- 112с.
- Гарбузов В. И. От младенчества до отрочества / В. И. Гарбузов. Л., 1991.- 188 с.
- Гребенников И. В. Основы семейной жизни / И. В. Гребенников. М.: Просвещение, 1991. — 156 с.
- Гребенникова О. В. Роль сверстников в формировании произвольного поведения дошкольников: Дис.канд. психол. наук: Спец.: 19.00.01/ О. В. Гребенникова. М., 2000. — 183 с.
- Давыдова И. В. Здоровье новых поколений / И. В. Давыдова // Экология и жизнь. 1999. — № 2(10). — С. 80−82.
- Дембо А. Г. От формирования гигиенической и физической культуры к формированию здорового образа жизни. Здоровый ребенок — в здоровом социуме. / А. Г. Дембо, Л. Г. Татарникова. М.- Ставрополь, 1999.-320 с.
- Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова. М., 2002. — 120 с.
- Дружинин В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. — М.: «КСП», 1996.- 160 с.
- Ефимов Ю. А. О возможности выявления детей группы риска по психосоматическим заболеваниям / Ю. А. Ефимов // Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. — М., 1990.- 128 с.
- Ершова Т. И. Формирование биосоциальной системы «мать-дитя» и ее функционирование в раннем детстве / Т. И. Ершова, Б. Е. Микиртумов // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. — СПб, 1995/1.-С. 55−63.
- Журков Е. Г. Состояние здоровья детей, посещающих дошкольные учреждения / Е. Г. Журков. — М., 1991. 158 с.
- Залевский Г. В. Личность и фиксированные формы поведения / Г. В. Залевский // Серия: Достижения в психологии. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2007. — 336 с.
- Заморев С. И. Игровая психокоррекция отклонений в развитии часто болеющих детей дошкольного возраста: Дисс. канд. псих, наук: Спец.: 19.00.04 / С. И. Заморев. СПб., 2004. — 198 с.
- Запорожец А. В. Избранные психологические труды / А. В. Запорожец // Т. 1.: Психическое развитие ребенка. М., 1986. — 316 с.
- Запруднов А. М. Клинико-патогенетические аспекты заболеваний органов дыхания у часто болеющих детей / А. М. Запруднов. М., 1996. -213 с.
- Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А. И. Захаров // Серия: Психология ребенка. СПб.: «Издательство Союз», «Лениздат». — 2000. — 224 с.
- Захарова Р. А. О некоторых препятствиях на пути формирования здорового образа жизни ортобиоза / Р. А. Захарова // Здоровый ребенок- в здоровом социуме. М.- Ставрополь, 1999. — 320 с.
- Захарова Р. А. Методика изучения социально-валеологическогосостояния семей / Р. А. Захарова // Здоровый ребенок — в здоровом социуме. -М.- Ставрополь, 1999. 320 с.
- Зейгарник Б. В. Опосредствование и саморегуляция в норме и патологии / Б. В. Зейгарник // Вестник МГУ: Серия Психология. — 1981. — № 2.-С. 9−15.
- Зейгарник Б. В. Психология личности: норма и патология / Б. В. Зейгарник. М.- Воронеж, 1998. — 347 с.
- Зелинская Д. И. Задачи органов здравоохранения / Д. И. Зелинская // Педиатрия. 2000. — № 1. — С. 22−26.
- Иванова В. И. Смысл болезни в контексте семейных взаимоотношений / В. И. Иванов // Вестник МГУ. — 1993. — № 1. -С.31−38.
- Игнатова JI. Ф. Состояние здоровья детей как критерий готовности к обучению в школе / Л. Ф. Игнатова // Школа здоровья. 1996. — № 4. — С. 84−85.
- Исаев Д. Н. Принципы оценки психического развития. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. / Д. Н. Исаев. Сост. и общая редакция В. М. Астаповой, Ю. В. Микадзе. — СПб., 2001.-256 с.
- Исаев Д. Н. Психология больного ребенка / Д. Н. Исаев. СПб., 1993. -75 с.
- Ибука М. После трех уже поздно / М. Ибука. М.: РУСС ЛИТ, 1991. -96 с.
- Калижнюк Э. С. Роль личностных реакций в патологии формирования характера при ДЦП / Э. С. Калижнюк, Ю. С. Шевченко //
- Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1983. — № 10.-С. 15−21.
- Калмыкова 3. И. Педагогика гуманизма / 3. И. Калмыкова. — М., 1990. -90 с.
- Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда / Г. А. Ковалев // Вопросы психологии. 1993. — № 1. — С. 93.
- Ковалев С. В. Психология современной семьи / С. В. Ковалев. — М.: Просвещение, 1988. 208 с.
- Ковалевский В. А. Развитие личности соматически больного дошкольника, младшего школьника и подростка / В. А. Ковалевский. -Красноярск, 1997. 122с.
- Ковалевский В. А. Особенности личности ребенка при нарушении здоровья: Автореф. дис .докт. мед. наук: Спец.: 14.00.00 / В. А. Ковалевский. Томск, 1998. — 38 с.
- Колесник Н. Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Дис. .канд. психол. наук: Спец.:10.00.01, 19.00.05 / Н. Т. Колесник. М., 1999. — 188 с.
- Кононенко К. М. Особенности ролевого поведения у детей с отставанием в развитии / К. М. Кононенко // науч.-пр. конф. молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднегообразования городского подчинения. М.: МГППУ, 2006. — С. 320.
- Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности/ О. А. Конопкин. М.: Наука, 1980. — 255 с.
- Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация / И. А. Коробейников. М.: Изд-во «ПЭР СЭ», 2002. — 192 с.
- Костикова М. И. Психологическая готовность ребенка к школе / М. И. Костикова // Дошкольное воспитание. — 1998. № 8. — С. 14- 19.
- Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников / В. К. Котырло. Киев, 1971. — 199 с.
- Кравцов Г. Г. Психологические' проблемы начального образования / Г. Г. Кравцов. — Красноярск: Изд-во Красноярского гос. университета, 1994.- 142 с.
- Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. М., 1991. — 129 с.
- Крайг Г. Психология развития / Грэйс Крайг. СПб.: Питер, 2001. — 992 с.
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464 с.
- Куницына В. Н. Проблема отношений личности в трудах В. Н. Мясищева / В. Н. Куницына, В. Н. Панферов // Психологический журнал. 1992. Т. 13. — № 3. — С. 140.
- Курганская JI. О. Влияние семьи на взаимодействие дошкольника со сверстниками: Дис .канд. психол. наук: Спец.: 19.00.13/ Л. О. Курганская. М., 1989. — 151 с.
- Курносова И. М. Формирование метакогнетивной саморегуляции у старших дошкольников: Дис. .канд. психол. наук: Спец.: 19.00.07/ И. М. Курносова. Тамбов, 2003. — 211 с.
- Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии иприкладных исследованиях / Д. Кэмпбелл- пер. с англ.- под общ. ред. М. И. Бобневой. СПб.: Изд-во «Социально-психологический центр», 1996.-392 с.
- Лазурский А. Ф. Естественный эксперимент и его школьное применение / А. Ф. Лазурский. СПб., 1918. — 191 с.
- Лебединский В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский и др. М.: Изд-во МГУ, 1990.-196 с.
- Леонтьев А. А. Деятельный ум (Деятельность. Знак. Личность) / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 2001.-380 с.
- Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина- под ред. А. Г. Рузской- акад. пед. и соц. наук, Моск. психол. соц. ин-т. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 383 с.
- Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания / О. В. Лишин. — М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. 332с.
- Лоренц К. Агрессия (Так называемое «зло») / К. Лоренц- пер. с нем. — СПб.: Амфора, 2001. 349 с.
- Лосский Н. О. Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма / Н. О. Лосский. СПб., 1903. — 243 с.
- Лэндрет Г. Игровая терапия как способ решения проблем ребенка / Г. Лэндред, Л. Хоумер, Дж. Гловер, Д. Свини- пер. с англ. Л. Р. Мошинской. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. — 320 с.
- Лурия А. Р. Психологическое наследие: избранные труды по общей психологии / А. Р. Лурия- под ред. Ж. М. Глозман, Д. А. Леонтьева, Е. Г. Радковской. М.: Смысл, 2003. — 431 с.
- Любан Плоцца Б. Психосоматический больной на приёме у врача / Б. Любан — Плоцца, В. Пельдингер, Ф. Крегер- пер. с нем. — СПб.: Изд. СПб научно — иссл. психоневрологич. ин-та им. В. М. Бехтерева, 1996. — 255 с.
- Макаренко А. С. Книга для родителей / А. С. Макаренко. — М.: Правда, 1986.-510 с.
- Макарова 3. С. Особенности состояния здоровья часто болеющих детей / 3. С. Макарова, Т. Я. Черток, Р. В. Тонкова Ямпольская // Педиатрия. — 1990.-№ 5.-С. 59−64.
- Менегетти А. Онтопсихологическая педагогика / А. Менегетти. — Херсон, 1993.- 180 с.
- Михайлова Н. В. Клинико-физиологические и психологические особенности часто болеющих детей: Дис.канд. мед. наук: Спец.: 14.00.09/ Н. В. Михайлова. М., 1998. — 161с.
- Михайленко Н. Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. М.: Академический Проект, 2002. — 160 с.
- Михеева А. А. Психологическая помощь часто болеющим детям / А. А. Михеева, Е. О. Смирнова // Школа здоровья. 1999. — № 1. — С. 55−73.
- Михеева А. А. Психологические особенности часто болеющих детей дошкольного возраста: Автореф. дис.канд. психол. наук: Спец.: 19.00.04, 19.00.13 / А. А. Михеева. М., 1999. — 21 с.
- Моргун H. JL Подготовка к обучению в школе детей с особенностями эмоционально-волевой сферы / H.JI. Моргун. // Научно-практический сборник. М.: Теревинф, 2006. — с. 91−107.
- Муравьева В. Н. Проблемы здоровья детей России / В. Н. Муравьева // Здоровый ребенок в здоровом социуме. — М.- Ставрополь, 1999. — 320 с.
- Мухина В. С. Детская психология / В. С. Мухина. М.: ООО Апрель-Пресс, ЗАО Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 1999. — 209 с.
- Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека / В. Н. Мясищев // Психологическая наука в СССР. М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1960. — Т.2. -256 с.
- Насруллаева Г. М. Тактика реабилитации часто болеющих детей сповторными респираторными инфекциями / Г. М. Насруллаева // Педиатрия. 1999. — № 4. — С. 108−111.
- Наков А. Н. Психоаналитический подход к оценке психотических взаимоотношений между родителями и ребенком /
- A. Наков // Мать, дитя, клиницист. М., 1994. — С. 146−154.
- Немов Р. С. Психология: В 3 книгах / Р. С. Немов. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 1532 с.
- Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6−7 лет / Н. И. Непомнящая. М.: Педагогика, 1992. — 160 с.
- Нещерет Т. В. Влияние взаимоотношений в семье на межличностные связи ребенка: Автореф. дис.канд.психол.наук: Спец.: 19.00.01, 19.00.13 / Т. В. Нещерет. Л., 1980. — 14 с.
- Николаева В. В. Тяжелобольной ребенок. Штрихи к психологическому портрету. / В. В. Николаева, Г. А. Арина // Школа здоровья. 1995. — № 2. — С. 86−96.
- Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику /
- B. В. Николаева. М., 1987. — 166 с.
- Николаева В. В. Личность в условиях хронического соматического заболевания: Автореф. дис.докт. психол. наук: Спец.: 19.00.04 / В. В. Николаева. М., 1992. — 44 с.
- Орлов А.Б. Психология личности: Сборник статей / Сост. А. Б. Орлов. -М., 2001.-192 с.
- Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М. В. Осорина. СПб.: Питер, 1999. — 278 с.
- Патопсихология: учеб. для студентов / Б. В. Зейгарник. — М.: Апрель-Пресс, 2000. 576 с.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Сост. новая ред. пер. с фр., коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. — М: Педагогика-Пресс, 1999. — 527 с.
- Пезешкиан Н. В. Психосоматика и позитивная психотерапия /
- Н.В. Пезешкиан. М., 1996. — 463 с.
- Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания / А. В. Петровский. М.: Знание, 1981. — 95 с.
- Петровский А. В. Теоретическая психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М, 2001. — 495 с.
- Подготовка ребенка к школе: учебник / Р. И. Айзман, Г. Н. Исарова и др.- 2-е изд. Томск, 1994. — 206 с.
- Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / К. Н. Поливанова — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 184 с.
- Попова М. Н. Взаимодействие родителей и детей на физкультурных занятиях как средство коррекции их отношений: Дис.канд. пед. наук: Спец.: 13.00.04 / М. Н. Попова. СПб., 2000. — 245 с.
- Пороцкая E.JI. Выявление представлений родителей о развитии дошкольника / E.JI. Пороцкая, В. Ф. Спиридонов. // Вопросы психологии.- 2004. -№ 4. — С.31 39.
- Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / под ред. А. В. Лаврентьевой. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002. — 144 с.
- Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности / Л. И. Акатов и др. — М., 2002.- 189 с.
- Проблемы психологии / под ред. Б. Г. Ананьева. Л.: ЛГУ, 1948. — 228 с.
- Реан А. А. Психология изучения личности / А. А. Реан. СПб., 1999. -288 с.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е. И. Рогов. М., 1996. — С.322−374.
- Роджерс К. Консультирование и психотерапия: новейшие подходы в области практической работы / К. Роджерс. М.: Апрель-Пресс:1. ЭКСМО-Пресс, 1999. 462 с.
- Рожнов В. Е. Руководство по психотерапии / под ред. В. Е. Рожнова. — Ташкент: Медицина, 1985. 719 с.
- Романова Е. С. Графические методы в практической психологии / Е. С. Романова. СПб.: Речь, 2001. — 416 с.
- Росс К. Как на самом деле любить детей / К. Росс. М.: Знание, 1990. -112 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб., 2001.-705 с.
- Румянцев А. Г. Часто болеющие дети. Традиционный взгляд. / А. Г. Румянцев, А. Г. Касаткин // Школа здоровья. 1996. — № 2. — С. 4147.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / К. Рудестам. / под ред. Л. А. Петровской. — ML, 1990.-368 с.
- Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Изд. центр «Академия», 1995. — 170 с.
- Рыбочкина О.С. Влияние образа родителей на формирование уровня творчества детей / О. С. Рыбочкина. // Тезисы науч. конф. «Психологические проблемы современной российской семьи» / Под общ. ред. В. К. Шабельникова, А. Г. Лидерса. — М., 2005. — 560 с.
- Рыскина В.Я. Заговор равнодушных. Рабочие материалы к публикации Рыскина В. Я. Особое равнодушие к особым детям. / В. Я. Рыскина // Защити меня. 2005. — № 4. — С. 15−19, 23.
- Рычкова Н. А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика / Н. А. Рычкова. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. -96 с.
- Самоукина Н. В. Родители и дети / Н. В. Самоукина // Прикладная психология. 2000. — № 2. — С. 15−19.
- Сартан Г. Н. Тренинг самостоятельности у детей / Г. Н. Сартан. М.: ТЦ «Сфера», 1999. — 128 с.
- Семья в психологическом консультировании: Опыт и проблемы психологического консультирования / НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР- под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Педагогика, 1989. — 206с.
- Сергеева К. И. Острые респираторные заболевания у детей / К. И. Сергеева, Е. И. Граничева, Е. А. Сиротенко. М., 1979. — 183 с.
- Сеченов И. М. Избранные философские и психологические труды / И. М. Сеченов. М.: Госиздат, 1947. — 387 с.
- Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб., 1996. — 349 с.
- Сикорский И. А. Душа ребенка СПб., 2000. — 104 с.
- Слободчиков В. С. Частота острых заболеваний у детей дошкольного возраста / В. С. Слободчиков, В. И. Ветков // Региональные проблемы здоровья населения: Сб. науч. тр. — Новокузнецк, 1991. С. 81−82.
- Слободян М. М. Часто болеющие дети (медико-социальные аспекты, состояние иммунитета, пути оздоровления) / М. М. Слободян, Н. С. Воронцова и др. // Педиатрия. 1993. — № 1. — С. 45−48.
- Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест- М.: ООО «Издательство ACT», 2001. 800 с.
- Смирнова Е. О. Влияние общения со взрослым на эффективность обучения дошкольников: Автореф. дис.канд. психол. наук: Спец.: 19.00.01, 19.00.13 /Е. О. Смирнова. М., 1977. — 22 с.
- Смирнова Е. О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е. О. Смирнова, М. В. Быков // Вопросы психологии. 2000. — № 3. — С. 35−41.
- Смирнова Е. О. Соотношение непосредственных и опосредствованных побудителей нравственного поведения детей / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. // Вопросы психологии. М., 2001. — № 1. — с.26−37
- Смирнова Е. О. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Е. О. Смирнова, С. Ю. Мещерякова, JI.H. Галигузова. — Воронеж: Изд. НПО «Модек», 2001. 240с.
- Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 160 с.
- Смирнова Е. О. Игры и игрушки для детей раннего возраста / Е. О. Смирнова, С. Ю. Мещерякова, Т. В. Ермолова. М.: МГППУ, 2004. -72 с.
- Смирнова Е.О. Диагностика в образовании: средство или цель? / Е. О. Смирнова // Вопросы психического здоровья детей и подростков (Научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин). — 2003.— № 2.- С. 69−71.
- Скиннер Р. Семья и как в ней уцелеть / Р. Скиннер, Д. Клииз. М.: Независимая фирма «Класс», 1995. — 260 с.
- Скоблик О. Н. Влияние эмоционального отношения к родителям на развитие общих способностей ребенка: Дис. .канд. психол. наук: Спец.: 19.00.01 / О. Н. Скоблик. М., 1996. — 187 с.
- Соколова Е. Т. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях / Е. Т. Соколова, В. В. Николаева. — М.: SvR-Аргус, 1995.-360 с.
- Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е. Т. Соколова. М., 1989. — 321 с.
- Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция) / А. С. Спиваковская. — М.: Изд. МГУ, 1988. — 200 с.
- Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. / А. С. Спиваковская. М.: ООО Апрель-Пресс, ЗАО Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2000. — 464 с.
- Стеганцева Т. А. Методы организации и проведения психолого-педагогического исследования / Т. А. Стеганцев, И. А. Аликин,
- A. А. Толмачева. Красноярск, 2001. — 92 с.
- Степанов С. С. Популярная психологическая энциклопедия / С. С. Степанов. М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 640 с.
- Столин В. В. Семья как объект психологической диагностики /
- B. В. Столин// Семья и формирование личности. — М., 1981. — С.26−38.
- Субботский Е. В. Стиль общения как способ формирования личности ребенка / Е. В. Субботский // Психолого-педагогические проблемы общения.-М.:НИИОП, 1979. С.78−95.
- Субботский Е. В. Ребёнок открывает мир / Е. В. Субботский. — М: Просвещение, 1991. 207 с.
- Сушков И. Р. Психология взаимоотношений / И. Р. Сушков. М., 1999. -448 с.
- Счастная А. М. По ступенькам нравственности: о воспитании старших дошкольников в семье / А. М. Счастная. — Минск: Нар. Асвета, 1990. — 63 с.
- Таточенко В. К. Острые заболевания органов дыхания у детей / В. К. Таточенко и др. М., 1981. — 207 с.
- Титаренко В. Я. Семья и формирование личности / В. Я. Титаренко. — М., 1987.- 138 с.
- Ткачева Т. С. Методы сбора, обработки и предоставления информации в педагогическом исследовании: методическое пособие для студентов и аспирантов / Т. С. Ткачева, А. А. Толмачева. Красноярск: изд-во КГПУ, 1996. — 84 с.
- Тхостов А. Ш. Теоретические проблемы исследования внутренней картины болезни / А. Ш. Тхостов, Г. А. Арина // Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психической и соматической патологии. — Д., 1991. С. 18−22.
- Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки / Д. Н. Узнадзе. Тбилиси: Изд-во Акад. наук Груз. ССР, 1961. — 210 с.
- Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. М., 1995. — 289 с.
- У саков В. И. Программно методическое обеспечение оздоровительного воздействия физической культуры в условиях семьи, детского сада, школы: Дисс.докт. пед. наук: Спец.: 13.00.04 /
- B. И. Усаков. Омск, 2000. — 87 с.
- Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства / Г. К. Ушаков. 2-е изд. — М.: Медицина, 1987. — 304 с.
- Ференци Ш. Теория и практика психоанализа / Ш. Ференци- пер. с нем. И. В. Стефанович- науч. ред. Э. В. Соколов. М.: Per Se- Спб.: Унив. кн., 2000.-317 с.
- Филиппова Г. Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии / Г. Г. Филиппова // Вопросы психологии. 2001. — № 2.1. C. 34−37.
- Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие / Г. Г. Филиппова. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с.
- Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды / Д. И. Фельдштейн. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.-672 с.
- Флоринская Ю. Ф. Здоровье населения российских регионов / Ю. Ф. Флоринская // Проблемы прогнозирования. — 1999. — № 5. — С. 141−158.
- Форман Ю. От чего зависит активность родителей / Ю. Форман. // в сб. Особый ребенок. Исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. М.: Теревинф, 2006. — Вып. 5. — с. 65−88
- Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа / А. Фрейд. М.- 1999.- 189 с.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ / 3. Фрейд- пер. с нем. — СПб.: Азбука: Книжный клуб «Терра», 1997. 479 с.
- Фромм Э. Азбука для родителей / Э. Фромм- пер. с нем. М., 1991. -314 с.
- Фуряева Т. В. Сотрудничество детского сада и семьи в отечественной и зарубежной практике / Т. В. Фуряева. — Красноярск, 1994.-58 с.
- Харрис М. Принципы психологии развития / М. Харрис, Дж. Баттерворт. / Пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 2000. — 350 с.
- Харчев А. Г. Нравственность и семья / А. Г. Харчев. — М.: Знание, 1981. — 48 с.
- Хейзинга Й. Человек играющий / Й. Хейзинга- пер. с нидерл. — М: ЭКСМО Пресс, 2001. — 351 с.
- Холмогорова А. Б. Соматизация: история понятия, культуральные и семейные аспекты, объяснительные и психотерапевтические модели / А. Б. Холмогорова, Н. Гаранян // Московский психотерапевтический журнал. 2000. — № 2. — С.5−50.
- Хоментаускас Г. Семья глазами ребенка / Г. Хоментаускас. М, 1989.59 с.
- Хорни К. Собрание сочинений: В 3 т. / К. Хорни. М.: Смысл, 1997. -448 с.
- Хусаинова С. В. Типологические особенности и развитие саморегуляции поведения старших дошкольников: Дис.канд. психол. наук: Спец.: 19.00.07 / С. В. Хусаинова. Набережные Челны., 2002. — 185 с.
- Хьелл JI.A. Теории личности / JI.A. Хьелл, Д. Д. Зиглер. СПб.: Питер, 2001.-608 с.
- Цыркун Н. А. Развитие воли у дошкольников / Н. А. Цыркун. Мн.: Нар. Асвета, 1991.- 112 с.
- Чередникова Т. В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы: рекомендации практического психолога / Т. В. Чередникова. СПб.: фирма «Стройлеспечать», 1996. — 64 с.
- Чернобровкина С. В. Саморегуляция поведения у дошкольников и ее формирование в сюжетно-ролевой игре: Дис.канд.психол.наук: Спец.: 19.00.07 / С. В. Чернобровкина. Омск., 2001. — 220 с.
- Чистякова М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. —М., 1990.—127 с.
- Чумакова Е. В. Психологическая защита личности в системе детско -родительского взаимодействия: Дис. канд. психол. наук: Спец.: 19.00.07 / Е. В. Чумакова. СПб, 1996. — 184 с.
- Шарманова С. Б. Физическое состояние выпускников подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений / С. Б. Шарманова, О. А. Новоселова, А. И. Федорова // Современные проблемы физической культуры и спорта. СПБ.: НИИ ФК, 1998. — С. 72 — 77.
- Шершик Н. Н. Роль дидактических игр в развитии саморегуляции поведения старших дошкольников: Дис.канд.психол.наук: Спец.: 19.00.07 / Н. Н. Шершик. Омск., 2005. — 260 с.
- Шеффер Ч. Игровая семейная психотерапия / Ч. Шеффер, Л. Кэрри. -СПб.: Питер, 2001.-384 с.
- Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития / Д. Шеффер. 6-е изд. тер, М., 2003. — 976 с.
- Штейигарт К. М. Формирование вегетативных и двигательных рефлексов у детей / К. М. Штейнгарт. — Л.: Наука, 1976. — 111 с.
- Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста /
- B. Штерн- пер. с нем. Пг.: 1922. — 342 с.
- Шумнов С. А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков /
- C. А. Шумнов. М.: Изд. института психотерапии, 2000. — 108 с.
- Щедрина А. Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты / А. Г. Щедрина. Новосибирск, 1989. — 135 с.
- Эльконин Д. Б. Введение в детскую психологию / Д. Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах. М.- Воронеж, 1997. — 414 с.
- Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин Д.Б. — 2-е изд. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. 360 с.
- Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: методическое пособие / Э. Г. Эйдемиллер. М.: Фолиум, 1996. — 256 с.
- Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 656 с.
- Эрик Г. Детство и общество / Г. Эрик, Э. Эриксон. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. / Пер. с англ. СПб.: ИТД «Летний сад», 2000. — 416 с.
- Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. — 2-е изд., перераб. и доп.- пер. с англ. — СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университете, книга», 1996. — 592 с.
- Эфендиев Д. И. Некоторые этнопсихологические особенности отношений к родителям: Опыт кросскультурного исследования: Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / Д. И. Эфендиев- Санкт-Петербургский ун-т. СПб., 1996. — 18 с.
- Юнг К. Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души. / К. Г. Юнг- пер. с нем. М.: Канон, 1994. — 336 с.
- Alexander Franz G. Psychosomatic Medicine / F. G. Alexander. New York, 1980.- 138 p.
- Ackermann N.W. Exploring the base for family therapy. Family Service Association. /N. W. Ackermann. New York, 1961. — 303 p.
- Andolfy. M. Family therapy. An international approach. / M. Andolfy. — London, 1979. 126 p.
- Apley S. A common denominator in recipient pains of childhood / S. Apley // Proc.Roy.Soc.Med. 1958, V.51. — P. 123.
- Bandura A. Regulation of cognitive processes through perceived self-efficacy. / A. Bandura. // Developmental Psychology. 1989, 25. — p. 729−735.
- Bandura A. Analysis of self-efficacy theory of behavioral change. / A. Bandura, N. E. Adams. // Cognitive Therapy and Research. 1977, 1. — p. 287−310.
- Barrios F. X. A comparison of global and specific estimates of self-control. / F. X. Barrios.// Cognitive Therapy and Research. 1985, 9. — p. 455−469.
- Bateson G. Mind and nature: A necessary unity / G. Bateson. New York: Dutton, cop.1979.-238 p.
- Becker N. Consequences of different kinds of parental discipline / N. Becker // Review of Child Development Research. / Eds.: Hoffman L., N.Y. 1964. -P. 47.
- Blumenfeld S. C. The retreat from motherhood / S. C. Blumenfeld. New Rochelle: Arlington House, 1975. — 222 p.
- Blass J. Social psychology and personality: Toward a convergence. / J. Blass. // Journal of Personality and Social Psychology. 1984, 47. — p. 1013−1027.
- Breiner S. J. Slaughter of the innocents: child abuse through the ages today / S. J. Breiner New York- London: Plenum press, 1990. — 314 p.
- Brody S. Mothers, fathers, and children: Explorations in the first seven years /
- S. Brody, S. Axelrad. New York, 1978. — 669 p.
- Buhler C. Basic theoretical concepts of humanistic psychology. / C. Buhler // American Psychologist. 1971, 26. — p. 378−386.
- Buss D. M. Evolutionary biology and personality psychology: Toward a conception of human nature and individual differences. / D. M. Buss. // American Psychologist. 1984, 39. — p. 361−377.
- Clyne M. B. Absent. School refusal as an expression of disturbed family relationships / M. B. Clyne. London, 1966. — 269 p.
- Dangel R. F. Teaching child management skills / R. F. Dangel, R. A. Polster. -New York, 1988.- 161 p.
- Elkind D. The hurried child: Growing up too fast too soon / D. Elkind. -Reading (Mass.), 1981. 210 p.
- Falbo T. Only children and interpersonal behavior: An experimental and survey study. / T. Falbo // Journal of Applied Social Psychology. 1978, 8. -p. 244−253.
- Forer L. K. Birth order and life roles / L. K. Forer. Springfield, 1969. — 168p.
- Heinicke C. Brief separations / C. Heinicke, J. Westheimer. New York, 1965.-355 p.
- Genevie L. The motherhood report: How women feel about being mothers / L. Genevie, E. Margolies. New York, 1989. — 482 p.
- Gould M. Estimating the prevalence of childhood psychopathology. / M. Gould, R. Wunsch-Hitzig, B. S. Dohrenwend// Journal of the American Academy of Child Psychiatry/ 1981, 20. — p. 462−476.
- Hammer J. Preference for gender of child as a function of sex of adult respondents. / J. Hammer// Journal of Individual Psychology. 1970, 31. — p. 54−56.
- Lipowski Z. J. Psychosomatic medicine and liaison psychiatry / Z. J. Lipowski. -New York, 1985.-453 p.
- Maslow A. H. A theory of metamotivation: The biological rooting of the value-life. / A. H. Maslow.// Journal of Humanistic Psychology. 1967, 7. — p. 93 127.
- Melillo D. Birth order, perceived birth order, and family position of academic women. / D. Melillo // Individual Psychology. 1983, 39. — p. 57−62.
- Milton G. A. A factor analytic study of child rearing behaviors / G. A. Milton. — Child Development, 1958. — V.29. — № 3. — P. 37.
- Minuchin S. Families and family therapy / S. Minuchin. Cambridge, 1974. — 268 p.
- Phillips G. M. Interpersonal dynamics the small group / G. M. Phillips, E. C. Erickson. — New York: Random house, 1970. 242 p.
- Robertson J. Separation and the very young / J. Robertson. — London, 1989. -242 p.
- Roff M. A. A factorial study of the falls parent behavior scales / M. A. Roff. -Child Development, 1949. V.20. — 243 p.
- Rolling N. Some roles children play in their families / N. Rolling, M. Lord. -N.Y., 1964.- 127 p.
- Skinner B. F. The origins of cognitive thought. / B. F. Skinner // American Psychologist. 1989, 44. — p. 13−18.
- Siegel B. What about me? Growing up with a developmentally disabled sibling. / B. Siegel, S. Silverstein. — New York- London: Insight books, 1994. -296 p.
- Schaefer E. Development of a parental attitude research instrument / E. Schaefer, R. Bell. Child Development, 1959. — Vol.29, № 3.-156 p.
- Suls J. Life events, perceived control, and illness: The role of uncertainty. / J. Suls, B. Mullen. // Journal of Human Stress. 1981, 7. — p. 30−34.
- Waterman A. S. Identity development from adolescence to adulthood: An extension of theory and a review of research. / A. S. Waterman // Developmental Psychology. 1982, 18. — p. 341−358.