Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Мотивационные факторы выбора места работы

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями, как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание. При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т. п. именно с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой»; К… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы мотивации выбора места работы в студенческой среде
    • 1. 1. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности
    • 1. 2. Особенности профессионального самоопределения в студенческой среде
    • 1. 3. Современные проблемы профессионального самоопределения студенчества
  • Список использованной литературы

Мотивационные факторы выбора места работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глава 1. Теоретические основы мотивации выбора места работы в студенческой среде

1.1. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности

В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (профотбор, профподбор) и профконсультация. Профориентация — очень объемное понятие, например, можно сказать, что современное западное общество по сути своей профориентационно, т.к. с самого рождения ориентирует ребенка на «жизненный успех», на «успешную карьеру». Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении.

И профориентация и профконсультация — это «ориентирование» школьника (оптанта), тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с «самоориентированием» учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения .

Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Если же попытаться развести их, то можно выделить два принципиальных отличия между профессиональным и личностным самоопределением :

1. Профессиональное самоопределение — более конкретное, его проще оформить официально (получить диплом и т. п.); личностное самоопределение — это более сложное понятие (диплом «на личностность», по крайней мере психически здоровым людям, пока еще не выдают).

2. Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение — от самого человека, более того, часто именно плохие условия позволяют кому-то проявить себя по-настоящему (герои появляются в переломные эпохи). Правда, и в благополучные эпохи, полные «соблазнов» и так называемого «счастья» с застывшими улыбками (когда всем «положено» быть счастливыми), все-таки находятся люди, которые ищут для себя смыслы в решении каких-то особых, непонятных для обывателя проблем, для которых самое страшное — это радость «чавкающей от счастья» массы. Для таких людей благополучная эпоха превращается в самую страшную пытку, и они сами создают для себя дополнительные сложности, т. е. условия для подлинно личностного саморазвития.

При этом у таких людей (истинных героев) появляется возможность ставить сложные проблемы все-таки при относительно обеспеченных «тылах», когда не надо думать о выживании, об элементарном пропитании и т. п., поэтому личностное самоопределение в благополучные эпохи, с одной стороны, все-таки предпочтительнее, но, с другой стороны, и намного сложнее, чем в трудные, «героические» периоды развития общества, поскольку в эпоху относительного благополучия подлинное личностное самоопределение часто обрекает человека на настоящее одиночество, непонимание и даже осуждение со стороны окружающих. Именно поэтому призывать или как-то «формализовать» психологическую помощь в личностном самоопределении нежелательно. Лучше осторожно проводить ее на фоне более привычной и понятной для большинства людей работы по профориентации (профессиональному самоопределению).

Понятие «карьера» широко распространено на Западе (например, в США профориентация часто вообще называется «психологией карьеры»). В России существует своя традиция употребления слова «карьера» — это успех в какой-либо деятельности, но с некоторым негативным оттенком (типа «карьеризм»). В американской традиции карьера (по Дж. Сьюперу) — это «определенная последовательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение своей жизни» (ребенок, учащийся, отдыхающий, работник, гражданин, супруг, хозяин дома, родитель)". Такое понимание близко к жизненному самоопределению в русской традиции.

Правда, и в западной традиции понятие «карьера» все больше связывается с иронией и осуждением. Например, В. Берг в своей книге «Карьера-суперигра» пишет: «Успешная карьера — это не счастливая случайность. Постарайтесь не попадаться „на зуб“ сумевшим сделать блестящую карьеру „волкам“ экономики и политики, а научитесь выть и охотиться вместе с ними. Почему бы вам самому не начать травить окружающих вас коллег? Станьте убийцей, пока не стали жертвой. Но при этом всегда следует помнить, что это вам слегка подпортит совесть. Однако ваши враги, ваши конкуренты, ваши завистники — коллеги… ведь они-то поступают точно так же. Травля, интриги, зависть более не вызывают чувства стыда» .

Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения (по Е.И. Головахе), — «это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника», который может быть осуществлен «как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения» и «в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями». Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов (сама карьера рассматривается как «чередующиеся выборы»).

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями, как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание. При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т. п. именно с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой»; К. Ясперс связывает самореализацию с «делом», которое делает человек. И. С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П. Г. Щедровицкий отмечает, что «смысл самоопределения — в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность» .

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. А., под ред. Реана А. А. Психология человека от рождения до смерти: младенчество, детство, юность, взрослость, старость: полный курс психологии развития. — 3-е изд. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005; М.: Олма-пресс, 2005. — 411с.
  2. А. В., Лукьянов А. О. Психология управления персоналом. — М., 2005. — 634с.
  3. В. Карьера — суперигра. М.: АО Интерэксперт, 1998. 272 с.
  4. Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Мысль, 1990. 220 с.
  5. А.Г. Социологическое исследование: методика опроса. Учеб. Пособие / ВолгГТУ, Волгоград, 2006.
  6. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.1999 -С.189
  7. И. И. Менеджмент: Учебник, М.: «Банки и биржи», ЮНИТИ, 1995.-С. 280
  8. М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. 1995. № 3. С. 21−27.
  9. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. 144 с.
  10. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой. М.: Просвещение, 1998. 112 с.
  11. ЯВ. Самоопределение молодежи в образовании влияние социального окружения личности на профессиональный выбор (Связи с общественностьк) в России: Уральский вариант. Екатеринбург, 1999 -с. 83−87;
  12. С. Психология мотивации. — К.: Эльга — Н; Ника-Центр, 2001. — 352с.
  13. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. 224 с.
  14. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание. Сер. «Педагогика и психология», 1983. № 2. 95 с.
  15. Ю.И. Исследование социальных проблем высшего образования в Литве. // Преемственность поколений: диалог культур. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, .2001.-С.90−101
  16. . А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1998 .- С. 240
  17. Я. О бедном студенте замолвите слово. //Cosmopolitan, июнь, 1996 г. -С. 45−48
  18. К., Энгельс Ф., Ленин В. И. О коммунистическом труде. М.: Политиздат, 1984. 158 с.
  19. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 4-е изд., перераб. И доп. — М.: Экономистъ, 2006.
  20. Молодежь Германии и России. М.: Социум, 2000. Нежиховская Е.М.К вопросу о формировании мотивов выбора вуза и факультета //Мотивация жизнедеятельности студента. Каунас, 2001. -С.145−159
  21. Молодежь России: тенденции, перспективы. /Под ред. Ильинского И. М., Шаронова А. В. М.: Молодая гвардия, 1993.-С.98
  22. Р.С. Психология, — М., 1990. — 301с.
  23. Организационное поведение: учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова — М.: Экономистъ, 2006.
  24. Т.Э. Институт высшей школы в социальной системе общества. Автореферат. СПб., 1993. -С.46
  25. А. В., Ярошевский М. Г. Психология. Словарь. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494с.
  26. В.А. Технология карьеры. М.: Дело ЛТД, 1995. 128 с.
  27. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 246 с.
  28. Н.С. Психологический смысл труда. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
  29. Н.С. Психология элитарности. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 512 с.
  30. Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. М.: МГППИ, 1999. 108 с.
  31. Психологический словарь. Под ред Зинченко М., 2000-С.598
  32. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л. М. Митиной. М.: МПСИ, Флинта, 1998. 184 с.
  33. В.М. Нетворческое время // Завтра. 1996. № 28 (136).
  34. Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новисибирского ун-та, 1995. 536 с.
  35. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  36. Э. Человек для себя. Мн.: Коллегиум, 1992. 253 с.
  37. Ф.Г. Некоторые проблемы формирования профессиональных интересов молодежи. //Мотивация жизнедеятельности студента. Таллин: 2000. -С.69
  38. Человек и его работа. /Под ред. Здравомыслова А. Г. М., 1999. -С.240
Заполнить форму текущей работой