Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Самосознание. 
Психология и педагогика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Расщепление ядра личности. Оно как бы раздваивается, больные жалуются на постоянное присутствие двух чуждых начал, конфликтующих между собой. Каждое из этих начал «Я» обладало памятью, индивидуальностью, утверждало собственную жизненную целостность, но не признавало саму мысль о возможном существовании других начал; Когда человек думает: «Я знаю себя», «Я чувствую, что я устал», «Я ненавижу… Читать ещё >

Самосознание. Психология и педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция — защитная — стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования.

Для человека с развитым самосознанием наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), сохранить свою индивидуальность (невзирая на мешающие помехи) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для того чтобы самоактуализироваться, стать лучшим из возможных вариантов, надо осмелиться полностью погрузиться во что-либо без остатка, забыв себя, преодолев желание защиты и свою застенчивость, и пережить это нечто без самокритики; решиться сделать выбор, принять решение и взять на себя ответственность, прислушаться к самому себе, дать возможность проявиться своей индивидуальности.

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает в себя четыре компонента (по В. С. Мерлину):

  • — сознание отличия себя от остального мира;
  • — сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;
  • — сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;
  • — социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется па основе накопленного опыта общения и деятельности.

В современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания. Традиционным является понимание самосознания как исходной, генетически первичной формы человеческого сознания, основывающейся на самоощущениях, самовосприятии человека, когда еще в раннем детстве формируется у ребенка целостное представление о своем физическом теле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концепции «первичности» указывается, что способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной самосознания, которая его порождает.

Существует и противоположная точка зрения (С. Л. Рубинштейн), согласно которой самосознание — высший вид сознания, возникший как результат его развития. «Не сознание рождается из самосознания, из „Я“, а самосознание возникает в ходе развития сознания личности…» .

Впоследствии по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек может осмысливать свое отличие в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается внутренне связанным с аффективным самопереживанием (В. П. Зинченко). Исследования показали, что самоощущение контролируется правым полушарием мозга, а рефлексивные механизмы самосознания — левым полушарием.

Критерии самосознания:

  • 1) выделение себя из среды, осознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);
  • 2) осознание своей активности — «Я управляю собой» ;
  • 3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);
  • 4) моральная оценка себя, наличие рефлексии — осознание своего внутреннего опыта.

При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: «текущее Я» и «личностное Я». «Текущее Я» обозначает конкретные формы осознания себя в текущем настоящем, т. е. непосредственные процессы деятельности самосознания. «Личностное Я» — это устойчивая структурная схема самоотношения. В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.

Поскольку самоотражаются все процессы сознания, постольку человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и сознавать себя сознающим, самооценивающим.

В структуре самосознания можно выделить:

  • 1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»);
  • 2) осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);
  • 3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);
  • 4) эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя:
    • — самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);
    • — самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

Когда человек думает: «Я знаю себя», «Я чувствую, что я устал», «Я ненавижу себя», то в этом случае он является одновременно и субъектом, и объектом. Несмотря на идентичность «Я» -субъекта и «Я» -объекта, все же необходимо их различать: принято называть первую сторону личности «Я», а вторую — «самостью» .

Различие между «Я» и самостью относительно. «Я» является наблюдающим началом, самость — наблюдаемым. «Я» современного человека научилось наблюдать за его самостью и чувствами, как если бы те были чем-то отличным от него. Однако «Я» может контролировать и свою склонность наблюдать — и в этом случае то, что сначала было «Я», становится самостью.

Гуманистические психологи рассматривают самость как целенаправленность всей личности на осуществление максимума потенциальных возможностей индивида.

В структуре самосознания можно выделить четыре уровня:

  • — непосредственно-чувственный уровень — самоощущение, самопереживание психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики. В результате достигается простейшая самоидентификация личности;
  • — целостно-образный, личностный уровень — осознание себя как деятельного начала. Проявляется как самопереживание, самоактуализация, поддержание аутоидентичности своего «Я» ;
  • — рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень — осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности, в результате чего возможны самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;
  • — целенаправленно-деятельный уровень — своеобразный синтез трех рассмотренных уровней, в результате чего выполняются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания, самовыражения.

Информационное наполнение структур самосознания связано с двумя механизмами его деятельности: уподоблением, отождествлением себя с кем-то или чем-то («самоидентификация») и интеллектуальным анализом своего «Я» (рефлексия и саморефлексия). В целом можно выделить три пласта сознания человека:

  • 1) отношение к себе;
  • 2) отношение к другим людям;
  • 3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция). Отношение к другим людям бывает качественно различным:
  • 1) эгоцентрический уровень отношений — восприятие себя как самоценности влияет па отношение к другим людям («Если мне помогают, то это — хорошие люди»);
  • 2) группоцентрический уровень отношений («Если другой человек принадлежит к моей группе, он — хороший»);
  • 3) просоциальный уровень («Другой человек — это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть», «Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой»);
  • 4) эстохолический уровень — уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с Богом. Милосердие, совесть, духовность — главные качества в отношении к другому человеку»).

Нарушения самосознания

При всех психических заболеваниях самосознание поражается раньше, чем предметное сознание. Существуют специфические расстройства самосознания:

  • — деперсонализация, когда происходит утрата своего «Я», все происходящее в своей психике люди воспринимают как бы со стороны, как что-то внешнее или чужое.
  • — расщепление ядра личности. Оно как бы раздваивается, больные жалуются на постоянное присутствие двух чуждых начал, конфликтующих между собой. Каждое из этих начал «Я» обладало памятью, индивидуальностью, утверждало собственную жизненную целостность, но не признавало саму мысль о возможном существовании других начал;
  • — нарушение телесной идентификации, когда люди жалуются, что части своего тела воспринимают как что-то от них отдельное;
  • — крайние формы нарушения самосознания (дереализация), когда утрачивается чувство реальности не только своего бытия, но появляются сомнения в подлинности существования всего окружающего мира.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой