Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, страдающих церебральным параличом
Диссертация
Основные результаты диссертации докладывали и обсуждали на федеральных и областных медико-педагогических, научно-практических конференциях в г. Липецке, г. Москве, Санкт — Петербурге. Результаты исследования апробировали в ходе их обсуждения на Педагогических Советах и методических объединениях психологов специальных дошкольных и медицинских учреждений г. Липецка, использованы при чтении лекций… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Развитие общения у детей дошкольного возраста
- 1. 1. Влияние общения на психическое развитие ребенка
- 1. 2. Формирование мотивов общения у детей
- 1. 3. Развитие коммуникативной потребности у детей
- 1. 4. Виды и формы общения
- Глава 2. Современные представления о развитии психических функций у детей с церебральным параличом
- 2. 1. Этиологические и патогенетические механизмы нарушения психической деятельности у детей с ДЦП
- 2. 2. Особенности развития психических функций у детей с церебральным параличом
- Глава 3. Объект и методы исследования
- 3. 1. Описание проблемной области
- 3. 2. Характеристика обследуемых детей
- 3. 3. Методы исследования
- 3. 4. Методы статистической обработки результатов
- Глава 4. Особенности развития межличностных отношений у детей с различными формами ДЦП
- 4. 1. Исследование форм общения (по М.И. Лисиной)
- 4. 2. Исследование межличностных отношений (по Р. Жилю)
- 4. 3. Исследование личностного поведения (по методике Т.В. Сенько)
- Глава 5. Динамика развития межличностных отношений у детей с различными формами ДЦП в процессе коррекционно -развивающего обучения
- 5. 1. Динамика развития форм общения (по М.И. Лисиной)
- 5. 2. Динамика развития межличностных отношений в процессе коррекционно-развивающего обучения (по Р. Жилю)
- 5. 3. Динамика изменения личностного поведения (по Т.В. Сенько) в процессе коррекционно — развивающего обучения
- Глава 6. Сравнительный анализ развития межличностных отношений у детей с ДЦП и нормальным развитием до и после работы по программе «Азбука общения»
- 6. 1. Сравнительный анализ форм общения (по М.И. Лисиной)
- 6. 2. Сравнительный анализ показателей межличностных отношений (по Р. Жилю)
- 6. 3. Сравнительный анализ особенностей личностного поведения (по Т.В. Сенько)
- Обсуждение результатов
- Выводы
Список литературы
- Авдеева H.H., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец: у истоков общения. -М.: Педагогика, 1991.
- Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. М: 1980. С. 5 — 8.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. ЛГУ.: 1968.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: 1980.
- Антонова Т. В. Воспитание приветливости в общении со сверстниками// Дошкольное воспитание, № 5, 1975.
- Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М.: 1968.
- Бабенкова Р.Д., Ипполитова М. В., Мастюкова Е. М. Дети с церебральными параличами: Пути обучения и коррекции нарушенных функций. М. НИИОП, 1981.-48 с.
- Бадалян Л.О. Детская неврология. М.: Медицина, 1975. — 416 с.
- Бадалян Л.О. Невропатогия. М.: Просвещение, 1987. — 350 с.
- Бадалян Л.О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. Детские церебральные параличи. Киев: Здоровья, 1988.-327 с.
- Баранов А. Реальная угроза будущему нации // Народное образование, 1996, № 6.-С. 18−21.
- Бариленко Н.В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности // Вопросы психологии. 1996 — № 4 —1. С. 24−31
- Белова Г. И., Семенова К. А., Шамарин Т. Г. Восстановительное лечение детей, больных церебральным параличом, в условиях санотория. Киев: Здоровья, 1984.- 103 с.
- Бельский П.Г. Исследование эмоциональной сферы несовершеннолетних, отклоняющих от нормы в своем поведении. М.: Юрид. изд., 1924.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Болбочану А.В. Значение общения со взрослыми для умственного развития дошкольников/ Дошкольное воспитание, № 11, 1982.
- Брейтман М.Я. О клинической картине детского головного мозгового паралича. (Paralysis cerebralis infantilis): Дис. д-ра медицины. — СПб., 1902. -180, XLVIII с.
- Брудный A.A. Экспериментальный анализ процесса понима-ния//Тезисы докладов к XX Международному психологическому конгрессу. -М: 1972.-С. 36−37.
- Вавилова B.C. Методические рекомендации для родителей по ортопедическому лечению, Челябинск, 1994.
- Ветрова В.В., Годовикова Д. Б., Елагина М. Г. и др. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. М.: Педагогика, 1985. -207 с.
- Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6-ти т.т. Т. 5: Основы дефектологии.- М.: Педагогика, 1983.-С. 257−321.
- Выготский J1.C. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. М.: Изд — во АПН РСФСР, 1956.-51 с.
- Выготский J1.C. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6-ти тт. Т. З: Проблемы развития психики.- М.: Педагогика, 1983.-С. 5−328.
- Выготский J1.C. Развитие высших психических функций: Из неопубл. тр. М.: Изд — во АПН РСФСР, 1960. — 500 с.
- Выготский J1.C. Трудное детство // Собр. соч.: В 6-ти тт. Т.5: Основы дефектологии.- М.: Педагогика, 1983. С. 137−149.
- Галигузова JI.H., Землянухина Т. М. Зарождение общения между детьми в раннем возрасте// Генетические проблемы социальной психологии.-Минск: Университетское, 1985.- С. 57−71.
- Галигузова Л.Н. К вопросу о происхождении и специфике потребности общения со сверстниками у детей раннего возраста // Новые исследования в психологии 1980. — № 2 (23) — С. 31 — 36.
- Галигузова Л.Н. Развитие потребности в общении со сверстниками в раннем возрасте // Новые исследования в психологии. 1978 — № 2 (19) -С. 60 — 64.
- Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: 1983.-21 с.
- Галлямова Ю.С. Особенности формирования межличностных отношений со взрослыми и сверстниками у детей 5−7 лет с задержкой психического развития: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 2000. — 24 с.
- Годовикова Д.Б. Влияние общения с взрослыми на общение детей со сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии.- М.: НИИОП АМН СССР, 1980.- С. 78−98.
- Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации».- М: 2000.
- Давидчук А.Н. Воспитание и обучение детей пятого года жизни: Кн. для воспитателя дет. сада/ Под ред. В. В. Холмовской.- М.: Просвещение, 1986,143 с.
- Данилова J1.A. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. Д.: Медицина, 1977. — 95 с.
- Данилова J1.A., Стока К., Казицына Г. Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. СПб.: 1997.
- Деревянко Р.И. Особенности мотивов общения со взрослыми и сверстниками у дошкольников: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М.: 1983, -22 с.
- Дмитриева Е.Е. Особенности формирования коммуникативной деятельности у шестилетних детей с задержкой психического развития// Шестилетние дети: проблемы и исследования.- Н. Новгород: НГПУ, 1983.1. С. 73−82.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.: Книга для учителей и родителей. -М.: Просвещение, 1987. 206 с.
- Елагина М.Г. Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии: Сб. научн. тр. М.: НИИОП, 1979.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. -М.: Медицина, 1993. 112 с.
- Запорожец А.В., Лисина М. И. Общие вопросы исследования и его методика // Развитие общения у дошкольников: (Характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет). М.: Педагогика, 1974.- С. 3—17.
- Захаров А.И. Отклонения в поведении ребенка.- М.: Просвещение, 1993.
- Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка 3-е изд., испр. СПб.: Союз, 1997. — 222 с.
- Землянухина Т.М. Особенности общения и познавательной активности у воспитанников яслей и домов ребенка: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М.: 1982.-21 с.
- Иванов С.И. Одинокие дети.: Записки дет. врача. М.: Мол. гвардия, 1991.-320 с.
- Изард К.Е. Эмоции человека. М.: Изд — во МГУ, 1980. — 439 с.
- Ипполитова М.В. К вопросу о преодолении пространственно временных нарушений у детей с церебральным параличом // Спец. школа.-1967-Вып.З.- С.102−105.
- Ипполитова М.В. Коррекционно воспитательная работа с детьми дошкольного возраста, страдающими церебральными параличами // Очерки, по патологии речи и голоса.- М.: Просвещение, 1967.- Вып. 3.1. С. 214−222.
- Ипполитова М.В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1993. 52 с.
- Исаев Д.Н. Психологические расстройства у детей: Руководство для врачей. СПб. и др.: Питер, 2000. — 508 с.
- Каган В.Е. Аутизм у детей. Д.: Медицина, 1981. — 206 с.
- Каган В.Е., Кемпински А. Психология неврозов. Варшава, 1975.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: 1974.
- Каган В.Е., Корнев А. Н., Журавлева И. П. и др. Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии. СПб.: ПМИ., 1991. — 74 с.
- Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. Киев: Вища шк., 1987. — 271 с.
- Каппелле Б., Фарричелли М., Соре В. Лица с физическими аномалиями // Основы ортопедагогики / Под ред. Э. Брукарт Lonven, Yarant, 1999.-С. 101—174.
- Кемпински А. Психология неврозов. Варшава: Пол. мед. изд — во, 1975.-400 с.
- Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков.- М.: Медицина, 1985. 286 с.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общ. и возраст, особенности. 2-е изд., доп. — Минск: ТетраСистемс, 2000. -431 с.
- Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников: Автореф. док. дисс. М.: 1981. — 54 с.
- Кон И. С. Общение и самосознание // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми. М.: 1971. — С. 85 — 108.
- Кон И. С. Открытие «Я» М.: 1978.
- Кон И. С. Психология ранней юности М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
- Корницкая C.B. Влияние содержания общения на отношение детей раннего возраста к взрослым // Вопросы психологии. 1973 — № 41. С. 65—70.
- Корницкая C.B. Влияние содержания общения со взрослым на отношение к нему ребенка: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М.: 1975. — 23 с.
- Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада./ Под ред. А. Д. Кошелевой, М.: Просвещение, 1985. -175 с.
- Кошонова М.Р. Роль общения с детьми разного возраста в формировании представлений о себе у дошкольников// Развитие психики ребенка в общении со взрослыми и сверсниками.- М.: Изд-во АПН СССР, 1990.1. С. 70−76.
- Лебединский B.B. Нарушения психического развития у детей. — М.: Изд-во МГУ, 1985.- 167 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность и общение // Вопросы филисофии. 1979 -№ 1 — С. 121−132.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
- Леонтьев А.Н. Психология общения 2-е изд.- испр. и доп. — М.: Смысл, 1997−365 с.
- Лисина М. И и A.B. Запорожец. Развитие общения у дошкольников. М., 1974.
- Лисина М. И и Царегородцева Л. М. Психологическое содержание контактов между младенцами// Генетические проблемы социальной психологии. Минск, 1985.
- Лисина М. И Проблема онтогенеза в общении. М.: Педагогика, 1986.- 145 с.
- Лисина М.И. Генезис форм общения у детей// Принцип развития в психологии.- М.: Наука, 1978.- С. 268−294.
- Лисина М.И. и Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверсниками// Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии.- М.: НИИОП, 1980. АПН СССР.-С.55−78.
- Лисина М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / В. В. Ветрова, Д. Б. Годовикова, М. Г. Елагина и др.// Под ред. М. И. Лисиной М.: Педагогика, 1985, 207 с.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -383 с.
- Лисина М.И. Формирование личности в общении. М.: 1980.
- Лисина М.И., Галигузова Л. Н. Изучение становления потребности в общении со взрослыми и сверстниками у детей раннего возраста. Психолого-педагогические проблемы общения. М.: 1979.
- Лисина М.И., Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. Кишинев: Штиинца, 1987. — 136 с.
- Лисина М.И., Рузская А. Г., Авдеева Н. Н. и др. Развитие общения дошкольников со сверстниками. -М.: Педагогика, 1989. -215 с.
- Лисина М.И., Шерьязданова Х. Т. Специфика восприятия и общения у дошкольников. Алма — Ата: Мектеп, 1989. — 78 с.
- Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение // Методологические проблемы социальной психологии. М.: 1975 — С. 151−164.
- Лурье Н.Б. Коррекционно воспитательная работа с умственно отсталыми детьми. — М.: Изд — во АПН РСФСР, 1962. — 160 с.
- Мамайчук И.И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности у дошкольников с церебральным параличом // Дефектология.- 1976.-№ 3.- С.29−35.
- Мамайчук И.И. Нейропсихологические исследования гностических процессов у детей с различными формами детского церебрального паралича.// Журн. невропатологии и психиатрии.- 1992.-Т.92.- Вып. 4.1. С. 42−47.
- Мамайчук И.И. Психологическая служба в детской ортопедической клинике // Психол. журн.- 1988, Т. 9, N 2.-С.63−69.
- Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун -та, 2000. — 168 с.
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития цереброорганиче-ского генеза: (Клинико- психол. корреляция): Автореф. дис.. канд. мед. наук.-Л.: 1982.- 17 с.
- Марковская И.Ф., Лебединский В. В., Никольская О. С. Нейропсихоло-гическая характеристика детей с задержкой психического развития// Журн. невропатологии и психиатрии.- 1977.- Т.Н.- Вып. 12.- С. 1858−1862.
- Мастюкова Е.М. Коррекционно-воспитательная работа с церебральным параличом преддошкольного возраста. (Развитие речи)// Дефектология.-1988.-№ 1.- С. 64−68.
- Мастюкова Е.М. О развитии познавательной деятельности у детей с церебральным параличом // Дефектология.- 1973.- № 6.-С. 24−29.
- Мастюкова Е.М. Особенности личности учащихся с церебральным параличом // Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно двигательного аппарата.- М.: Педагогика, 1985.- С. 70−89.
- Мастюкова Е.М. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе// Логопедия/ Под ред. Л. С. Волковой.- М.: Просвещение, 1989.- С. 419−436.
- Мастюкова Е.М. Речевые нарушения у учащихся с гиперкинетической формой церебрального паралича и медицинское обследование логопедических мероприятий // Дефектология, 1973, № 6.
- Мастюкова Е.М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. -М.: Просвещение, 1985. 191 с.
- Материалы XII научно-практической конференции врачей Липецкой Области. Липецк, Б. и., 2000, С. 300.
- Мендоса Х.Р. Психологические особенности у детей с вялыми параличами верхних конечностей: Автореф. дис. канд психол. наук. Л.: 1990. -23 с.
- Мещерякова С.Ю. Особенности «комплекса оживления» у младенцев при взаимодействии предметов и общения со взрослыми// Вопр. психологии, № 5, 1975.
- Микадзе Ю.В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе. М.: Интел Тех, 1994. — 64 с.
- Мнухина B.C. Детская психология. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.- С. 162−176, С.213−224.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд — во Ленинград, ун-та, 1960.-426 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений/ Под ред. A.A. Бадалева. М.: Изд — во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995-с. 356.
- Наенко Н.И. Психическая напряженность.- М.: Изд во Моск. ун -та, 1976.-112 с.
- Никитина М.Н. Детский церебральный паралич. М.: Медицина, 1979.-118 с.
- Новикова Е.В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков. М.: 1984.
- Осорина М.В. О некоторых традиционных формах коммуникативного поведения детей // Этнические стереотипы поведения. Л.: Наука, 1985.1. С. 47−64.
- Отношение между сверстниками в группе детского сада // Под ред. Репиной Т.А.-М.:1978.
- Пантина Н.С. Становление интеллекта в дошкольном детстве. М.: Росспен, 1996.-272 с.
- Парыгин Б.Д. Основы социально психологической теории. — М.: 1971.
- Пашина А.Х. Опыт исследования эмоциональной сферы у сотрудников детского дома // Психол. жур. 1995.- Т.6, № 2.- С. 42−50.
- Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история М., 1966.
- Приходько О.Г. Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата/ Специальная педагогика. -М.: Академия, 2000.-С. 31−32.
- Прихожан A.M., Толстых H.H. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытом детском учреждении// Лишенные родительского попечительства.-М.: Просвещение, 1991.1. С. 77−80.
- Психолого медико — педагогическая консультация. Методические рекомендации. Под ред. Л. М. Шипицыной. — СПб.: ИСПиП, 1999.
- Развитие общения у дошкольников: (Характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет)/ Под ред. A.B. Запорожца и М. И. Лисиной.- М.: Педагогика, 1974.- С. 288.
- Репина Т.А., Антонова Т. В., Гостюхина О. М. и др. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. М.: Педагогика, 1987.- С. 192.
- Репина Т.А., Стеркина Р. Б., Антонова Т. В. и др. Общение детей в детском саду, в семье. М.: Педагогика, 1990. — 151 с.
- Рояк A.A. Психологическая характеристика трудностей в отношениях со сверстниками у детей дошкольного возраста// Вопр. психологии, — 1974.-№ 4-С. 71−83.
- Рояк A.A. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М.: Педагогика, 1988. — 119 с.
- Рузская А.Г. Развитие общения ребенка с взрослыми и сверстниками// Дошкольное воспитание. 1988. — № 3 — С. 37 — 45.
- Сагдулаев A.A. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии // Дефектология.- 1990.- № 4.- С. 75−79.
- Семенова К.А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича. -М.: Атидор, 1999, 384 с.
- Семенова К.А. и др. Клиника и реабилитационная терапия детского церебрального паралича. М.: Медицина, 1972.
- Семенова К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей.- М.: Медицина, 1975.
- Семенова К.А. Лечение двигательных расстройств при детском церебральном параличе. М: Медицина, 1976. — 184 с.
- Семенова К.А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М.: Медицина, 1972. -328 с.
- Семенова К.А., Махмудова Н. М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом: (Руководство для врачей). Ташкент: Медицина, 1979. — 488 с.
- Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Изд — во МГУ, 1985.- 190 с.
- Симонова Н.В. Формирование пространственно-временных представлений у детей с церебральным параличом // Дефектология.- 1981.- № 4.-С. 82−87.
- Слепович Е.С. Некоторые особенности общения дошкольников с задержкой психического развития. Минск, 1985.
- Смирнова A.B. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье. -М., 1967.
- Смирнова Е.О. и Калягина Е.В. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам // Вопр. психологии. -1998. № 3 -С. 50−59.
- Смирнова Е.О. и Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопр. психологии. 1996. — № 3.- С. 5 — 14.
- Смирнова Е.О. Психология дошкольника: Учеб. пособие для студентов психол. пед. специальностей. Ч.З.: Ранний возраст (от года до трех). -Абакан: Изд-во Хакас. Гос. ун-та, 1997, 80 с.
- Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопр. Психологии.- 1994.- № 6.- С. 5 -15.
- Смирнова Е.О. Формирование избирательных привязанностей у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М.: 1981. 19 с.
- Смирнова P.A. Представление о сверстнике у дошкольников как основа взаимодействий детей // Новые исследования в психологии.- № 2, 1987.
- Смирнова P.A. Формирование избирательных привязанностей у детей дошкольного возраста. М.: 1981.
- Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1975.-С. 175 .
- Сорокина Т.М. Исследование феномена «амбивалентного поведения» у детей раннего возраста // Вопросы обучения и воспитания. Горький, 1978.
- Сорокина Т.М. О некоторых индивидуально-возрастных особенностях общения детей раннего возраста// Вопросы обучения и воспитания. -Горький, 1978.
- Спок Б. Ребенок и уход за ним. Первые три года жизни: Пер. с анг. Ростов н / д: Феникс, 2001. — 511 с.
- Субботский Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. -М.: Изд-во Моск. ун -та, 1976. 144 с.
- Терещук Р.К. Показатели популярности детей по результатам социометрии и наблюдения реального общения дошкольников со сверстниками// Новые исследования в психологии.- М.: 1986.
- Флейвел Д. Генетическая психология Жана Пиаже.- М.: 1976
- Футер Д.С. Заболевания нервной системы у детей.- 2-е изд., испр. и доп. М.: Медицина, 1965. — 555 с.
- Царегородцева Jl.M. Контакты между детьми первого года жизни// Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания.-М.: Ротапринт, 1979.
- Цукер М.Б. Основы невропатологии детского возраста. М.: Медгиз, 1947.-458 с.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.-144 с.
- Шамарин Т.Г., Белова Г. И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. Элиста: АПП «Джангар», 1999.- С. 168.
- Шипицына Л.М. Нейропсихологическое исследование детей с проблемами в развитии // Дефектология, 1999, № 1.
- Шипицына Л.М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками: (Для детей от 3 до 6 лет). 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Детство — Пресс, 1998. — 380 с.
- Шипицына Л.М., Иванов Е. С., Данилова Л. А., Смирнова И. А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. -СПб.: Образование, 1995. 80 с.
- Шипицына Л.М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. -СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. 272 с.
- Щелованов Н.М., Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1955.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. M., 1978.
- Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника: (Психол. очерк). -М.: Просвещение, 1966. 291 с.
- Bowlby I. Maternal Care and Mental Health. Geneva.-1951 — 166 p.
- Botta N., Botta P. L’education therapentigue des enfants moteurs cerebraux. Paris, 1958.
- Dechesne B.H.H. Zichamelijk gehandicapte jongeren. Sexualiteit, relaties, zelfbeeld. Rotterdam, Leminicaat, 1979.
- Doman g. Kinderen men hersenletsel. Haarlem, De Toorts, 1976.
- Freud A., Dunn S. An Experiment in Group Upbringing // Psychoanalitic Study of the child.-New York.-1946.-Vol. 1. P. 53 74.
- Freud A. The Age and the Mechanisms of Defence. New York., 1946. -252 p.
- Freud S. Die infantile cerebrallhamung. Handbuch d. spez. Pathology und Therapie. Henderson I.I. Cerebral palsy in childhood and and adolescence (A medical, psychological and social study). Edinburgt-London, 1961.
- Frank L.K. Tacticle communication // Genetic Psychology Monographs. -1957.-Vol. 56.-P.38 -46.
- Janousek J. Socialni Komunikace. Praha, 1968.
- Little W.V. On the influence of abnormal parturition difficult laboure, prematurition a physical condition of the chill, especialle in relation to deformities// Transaction of the obsterical society of London.-1862.Vol.VIII.
- Nelson K., Ellenberg J.H. Antecedents of cerebral palsy. Multivariate analysis. N.Enge. J.Med., 1986, 315, 81−86.
- Parry J. The Psychology of Human Communication. N. Y. — 1967.
- Saran M. Assessment of intellectual Functioning Across the lifespan in Severe Cerebral Palsy Developmental Medicine and Child Neurology, 1986, vol.28.
- Schaffer R. Mothering. Fontana. — 1977. — 127 p.
- Spitz R. Hospitalism: an Inguiry into the Genesis of Psychiatric conditions in Early Childhood // Psychoanal. Study of Child. N.Y. — 1945. — Vol. l.-P. 53−74.
- Spitz R. Hospitalism: a Follow up Report on Investigation. Described in Vol. 1., 1945//Psychoanal. Study of Child.-N.Y. 1946.-Vol. 2.-P. 11−31.
- Schoneil F.F. Erziehung und Bilding des spastisch gelahmten Kindes. Berlin-Charlottenburg. Carl Marhold, 1969.
- Stanley F., Alberman E. The Epidemiology of the Cerebral palsies. Clinics in Development. Medicine series. 87. Philadelphia, PA, Lippincott, 1984.
- Suzuki H., Iso A., Ichikawa M. Incidence rates of cerebral palsy, severe mental and motor retardation and Down syndrome in the city of Kokubnuit in Subaran Tokio. Noto-Hetatsu, 1993, 25 (1), 16−20.
- Volpe I. Neurology of the newborn. Philadelphia, 1981, 648.
- Westlahe H. and Rutherford D. Speech therapy for the Cerebral Palsied. Chicago: Nat. Sve. for crippled Children and adults, Zuc. 1961.
- Wiener M., Devoe Sh., Rubinow Sh., Geller J. Nonverbal behavior and nonverbal communication // Psychological Review. 1972. — Vol. 79., № 3. — P. 207−212.
- Wolfe W.F. A comprehensive evolution of fifty cases of Cerebral palsy. J.S.H.D., 1950.