Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большинство ВУЗов страны в настоящее время использует информа-ционную модель обучения, которая ориентирует деятельность студентов на следующие направления: принять информацию, переработать её, продемонстрировать степень её освоения. Подобная модель способствует развитию пассивной роли студента и формированию мотивов «избегания неудачи», направлена главным образом на приобретение необходимых… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования педагогической готовности к профессиональной деятельности
    • 1. 1. Понятие и сущность психологической готовности к профессиональной деятельности
    • 1. 2. Теоретическая база формирования психологической готовности к профессиональной деятельности на примере студентов педагогов — психологов
    • 1. 3. Приемы, способы, методология формирования психологической готовности к профессиональной деятельности
  • Глава 2. Исследование психолого -педагогических условий формирования психологической готовности к профессиональной деятельности на примере студентов педагогов-психологов
    • 2. 1. Методологическое обоснование экспериментальной части исследования
    • 2. 2. Анализ результатов формирующего и констатирующего эксперимента
  • Заключение
  • Список литературы

Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность настоящего дипломного исследования в первую очередь определяется социальными условиями: в современных условиях происходят существенные изменения в области подготовки специалистов в высших учебных заведениях. Парадигмальные перестройки в образовании, инноватика и смена моделей обучения — переход от трансляционной педагогики к смысловой, педагогическому сотрудничеству — объективно требуют новых подходов к подготовке специалистов в ВУЗе. Вопросы личностного развития студента и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного ВУЗа. Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа пер-вичного «освоения» профессии, который как раз и приходится на время обучения в ВУЗе, осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности, поведения и общения. При этом одной из ведущих проблем является построение такой системы учебно-образовательного процесса, ко-торая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только личностного развития студента, но и его профессионального становления как специалиста. Ориентация общества на грамотного и компетентного специалиста выражается в разработке систем мониторинга качества подготовки выпускника ВУЗа, направленности на изучение процесса профессионализации в целях оптимизации управления образовательной системой.

Степень научной изученности исследуемой проблемы является теоре-тическим аспектом обоснования актуальности настоящего исследования. В большей степени вопросам формирования профессиональных качеств личности у студентов уделяется внимание в работах, посвященных вопросам профессиональной готовности. Профессиональная готовность рассматривается с точки зрения объективных критериев и требований к подготовке специалистов в ВУЗе; в аспекте теории и практики подготовки специалистов в ВУЗе (О.А. Абдуллина, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков, И. Ф. Исаев, С. Я. Ромашина, М. П. Боброва, Н. Г. Руденко и др.). Также проблема профессиональной готовности изучается в аспекте аттестации, оценке качества профессиональной подготовки (С.Г. Молчанов, В. И. Зверева, И. К. Шалаев, М. П. Боброва, А. А. Миролюбов, Н.А. Янковская). Профессиональная готовность рассматривается в ряду других характеристик профессионализации Е. И. Роговым, Е. И. Пассовым, В. П. Ворошиловой, Н. В. Кухаревым, Н. В. Кузьминой, Л. М. Митиной, И. А. Зимней как этап, уровень профессионализма. Структура и уровни профессиональной, методической культуры и мастерства, их содержание представлено в работах Е. И. Рогова, Е. И. Пассова, Л. Ф. Спирина и др. Таким образом, в психолого-педагогической литературе достаточно полно представлен процесс профессионализации и овладения педагогическим мастерством, однако его изучение носит отрывочный и несистематизированный характер в общеметодологическом и педагогическом плане в целом и относительно формирования профессионально -важных качеств будущих педагоговпсихологов в частности.

Между тем, этого с необходимостью требуют теория и практика, ориентированные на разработку и реализацию концепций подготовки специалистов в области психолого-педагогических специальностей. Несмотря на различные точки зрения на профессионализацию, в психологических исследованиях всегда подчеркивается значение этого процесса для личностного развития и социализации. «Психологическая помощь в профессиональном самоопределении и психологическое сопровождение начальных этапов профессионализации — одно из актуальных и перспективных направлений развития современной практической психологии» .

Актуальность темы

с практической позиции может быть проиллюстрирована результатами проведенного проблемного анализа, по результатам которого выделен ряд противоречий:

— в области социального заказа на специализацию: противоречие между объективной потребностью в педагогах -психологах, востребованностью данной образовательной услуги и отсутствием четких ориентиров профессиональной подготовки специалистов в ВУЗе по данному направлению;

— в реальном состоянии процесса подготовки специалистов в ВУЗе: с одной стороны — оформленность теоретической и методической базы в формировании профессионально — педагогической подготовленности и готовности специалиста, с другой стороны — отсутствие модели личности и деятельности выпускника как базисных характеристик готовности, что затрудняет процесс подготовки в ВУЗе;

— между объективными требованиями к личности и деятельности педагога-психолога, и их неполнотой как зафиксированных критериев в квалификационных, профессиографических характеристиках.

С учетом того, что понятие «профессиональная готовность» очень широкое в настоящей работе большая часть базовых определений рассматривается на примере студентов педагогов-психологов.

Таким образом, весь ход развития педагогической науки и практики с настоятельностью требует разрешения подобных противоречий. Так противоречие между уровнем развития научного знания, объективными критериями профессионализма и существующими ориентирами профессиональной подготовки в ВУЗе с одной стороны, необходимостью выработки подобных ориентиров и возможностью их выделения через изучение психолого-педагогических особенностей личности будущего педагогапсихолога с другой стороны, обусловило выбор темы настоящей работы.

Большинство ВУЗов страны в настоящее время использует информа-ционную модель обучения, которая ориентирует деятельность студентов на следующие направления: принять информацию, переработать её, продемонстрировать степень её освоения. Подобная модель способствует развитию пассивной роли студента и формированию мотивов «избегания неудачи», направлена главным образом на приобретение необходимых знаний и слабо нацелена на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности.

В науке сложились серьезные теоретические предпосылки решения выделенной проблемы. Учёные, занимающиеся её разработкой (О.С. Анисимов, А. А. Бодалёв, В. Г. Зазыкин, А. А. Деркач, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. А. Сластенин и др.), указывают на то, что подготовка специалистов учебных заведений, являющаяся этапом профессионального становления, имеет немаловажное значение для того, как быстро и успешно человек достигнет своего «акме» (вершины) в профессиональной деятельности, и насколько высокой будет эта вершина.

На сегодняшний день специалисты-психологи востребованы во многих областях деятельности человека (образование, производство и т. д.). Появляется много новых специальностей, близких к психологии или напрямую с нею связанных (менеджмент работы с персоналом, коучинг, HR и т. д.). При этом психологи играют в этом отношении достаточно важную роль.

Таким образом, на сегодняшний день ресурсы психологической готовности не достаточно задействованы в профессиональной подготовке специалистов. Следовательно, есть основание утверждать, что существующая практика и состояние науки показывают неразработанность технологических основ психологической готовности специалистов-психологов к профессиональной деятельности, что понимается нами как проблема исследования.

Цель настоящей работы: выявить психолого-педагогические особенности формирования педагогической готовности к профессиональной деятельности. Задачи исследования, направленные на достижение цели исследования:

1. Провести анализ теоретических, экспериментальных исследований в психолого-педагогической литературе с целью описания и обоснования феномена педагогической готовности к профессиональной деятельности.

2. На основе проведенного анализа выявить специфику педагогической готовности к профессиональной деятельности как объекта теоретического исследования, определить современную методологию её формирования.

3. Определить психолого-педагогические условия развития педагогической готовности к профессиональной деятельности на примере студентов педагогов-психологов.

Объект исследования: личностные особенности студентов. Предмет исследования: психолого-педагогические особенности формирования педагогической готовности к профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования: автором настоящей работы выдвинуто предположение, что с помощью психолого-педагогических воздействий, в частности, деловой игры, можно развить педагогическую готовность к профессиональной деятельности.

Методы исследования. В работе использовались следующие теоретические методы: анализ, аналогия, моделирование, метод морфологического анализа в теоретической части исследование. В качестве диагностических методов использовались самоотчеты студентов, для математической обработки результатов — критерий Стьюдента.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 2009. № 2
  2. А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект // Вопросы психологии. — 2006. — №.2. — С.116 — 126.
  3. Г. П. Основные параметры наполнения образовательной среды стимулами для развития личности будущего специалиста // Библиотека вуза как информационное поле культурной коммуникации: материалы научно-практической конференции.-Воронеж: ГОУВПО, Воронежский государственный технический университет, 2006
  4. З.Н. Индивидуальный стиль деятельности в педагогическом мастерстве учителя. — Пермь, 1979
  5. Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. — 1975. — № 1
  6. , С.С. Образ идеального профессионала у студентов-психологов / С. С. Григорович // Психология XXI века: методологические основы работы психолога. XII международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых специалистов, СПбГУ, 2009
  7. И.А. Сущность готовностного подхода в процессе формирования профессиональной мотивации И.А.Дельгас // Готовностный подход в подготовке современного специалиста: опыт, проблемы, перспективы: Материалы региональной научно-практической конференции (Чайковский, 15 декабря 2006 г.).-Чайковский: Изд-во ПГПУ, 2006
  8. А.А. Акмеология: учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2004
  9. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266−1 (ред. от 08.12.2010) «Об образовании» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011)// Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 150
  10. , М.Д. Формирование инвариантов профессиональной готовности в ситуационных контекстах / М. Д. Ильязова // «Совершенствование качества профессионального образования в университете»: материалы Всерос. научн.-методич. конф. 2009 г., Братск. — Братск: Изд-во Братского гос. ун-та, 2009
  11. Л.А. Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. — М.: МГППУ, 2006. — 320с.
  12. Е.А. Профориентация и психология // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1985 № 1. С. 3−6.
  13. Е.А. Формирование индивидуального стиля деятельности в труде, учении, спорте — важнейшая задача программированного обучения // Первая Казанская городская конференция по программированному обучению. Тезисы. — Казань, 2006. (0,1 п.л.).
  14. Е.А., Основы психологии. Учебник для вузов по непсихологическим специальностям. — М.: ЮНИТИ, 2007. —295 с.
  15. А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологческие исследования, 2003, № 1
  16. А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М.: 1996
  17. , И.В. Образ будущей профессиональной деятельности как психолого-педагогическая категория / И. В. Ковкина // Наука и молодежь: Сборник трудов VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. — Н. Новгород: ВГИПУ, 2007
  18. Т.А. Роль довузовской подготовки в системе социально-педагогической поддержки учащихся / Т. А. Кондратьева // Вестник социальной работы: международный научно-методический журнал. Выпуск № 7 / Под. ред. Ю. А. Клейберга. — Ульяновск: УлГУ, 2006
  19. Г. Психология развития. — СПб., 2002.
  20. В.А. Педагогические способности как профессионально значимые качества личности в системе формирования социально активной личности учителя. — В кн. Формирование социально активной личности учителя. — М., 1983
  21. В.Н. Психология. — М., 1980
  22. Н.В. Очерки психологии труда учителя. — Л., 1967
  23. , Л.В. Технология кейсов в подготовке психологов образования: отечественные традиции и западные инновации / Л. В. Лежнина // Психолог образова-ния: опыт работы и проблемы подготовки: материалы международной научно-практической конференции 27−28 июня 2007 г. / под ред. Л. М. Дубового, В.В. Конс-тантинова. Том. 1. — Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2007
  24. И.В. Психология. — М.: ЮРАЙТ, 2004
  25. С. И., Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. СпБ, 2003
  26. О.Г. Соотношение между структурно-вариационными характеристиками уровня притязаний и интеллекта в зависимости от свойств личности : Автореф. дис. …канд.псих.наук.-Ленинград., Гос. университет им. Жданова, 2006
  27. .Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. — М., 2000.
  28. В.С. Возрастная психология. — М., 1999
  29. Г. В. Личность в психологии. — СПб., 1998.
  30. Опросник профессиональных предпочтений (ОПП): модифицированная методика Дж. Холланда //Электронный режим доступа http://www.azps.ru/tests/h1.htm
  31. К.К. О системе психологии. — М., 1972
  32. К.К. Структура и развитие личности. — М., 1986
  33. М.М. Как развивать педагогическое творчество. — М., 1987
  34. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. — М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006.
  35. Психологический словарь //Электронный режим доступа http://psy.webzone.ru/abc/abc1.htm
  36. Психология человека от рождения до смерти: младенчество, детство, юность, взрослость, старость: полный курс психологии развития / Под ред. А. А. Реана. — СПб., 2005
  37. А.А. Психология и педагогика: Учеб. пособ. для вузов. — СПб., 2004
  38. Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. — М., 2006.
  39. Е.Г. Практическая психология в системе образования: рабочая тетрадь дидактических материалов /Ф.Н. Апиш /Е.Г. Ромицына. — Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2007
  40. С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 1999
  41. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М., 1976
  42. Н.С. Формирование коммуникативной компетенции иностранных учащихся на основе межпредметных связей // Образование через науку. Тезисы докладов Международной конференции. Москва, 2005 г.- М.:МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2005
  43. В.И. К вопросу о роли педагогической практики в развитии профессионально-педагогического самосознания студентов — психологов// Материалы круглого стола посвященному 10-летию БГУ и 5 — летию СПФ (17 октября 2005). Улан-Удэ, 2004
  44. , Г. Г. Условия эффективной подготовки будущих педагогов-психологов к работе с родителями учащихся общеобразовательной школы / Г. Г. Хасанова // Южно-Уральский педагогический журнал. — 2009. — № 2
  45. , С. В. Структурно-функциональная модель развития профессиональной готовности студентов психологов / С. В. Чеботарева // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. Д. Ф. Ильясов. — М.; Челябинск, 2009. — Ч. 1
  46. В.Б. Словарь практического психолога. — М.:АСТ; Харьков: Торсинг, 2005
  47. Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагога// Хрестоматия по педагогике: уч. пособие для уч-ся пед. ун-в, инст-в и колледжей. В 2 ч. Ч. I. 2 изд., дополненное и переработанное. Сост. Морозова О.П.-Б.: БГПУ, 1999
  48. А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя. — В кн.: Психология труда и личности учителя. Вып. 1. — Л., 1976
  49. П.А. Современные теории личности. — М.: Олма-пресс, 2009
Заполнить форму текущей работой