Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Концептуальные выводы. 
Психология детей младшего школьного возраста. 
Самопознание в процессе обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для настоящего исследования актуально положение, что речь является первой натуральной практикой сознания на пути движения к самосознанию. С помощью речи взрослый выделяет круг действий ребенка, которые становятся содержанием одной из первых структур самосознания «Я» как субъекта действия. Речь и действия ребенка, ориентированные на взрослого, создают и закрепляют многочисленные точки… Читать ещё >

Концептуальные выводы. Психология детей младшего школьного возраста. Самопознание в процессе обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К рассмотрению сущности понимания как психологического механизма самопознания и проблемы становления самосознания человека избран подход с позиции категории субъекта, который привлекает заслуженное внимание в современной психологической науке. Субъект в философско-психологической литературе определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. В более широком контексте субъект понимается как творец собственной жизни, распорядитель душевных и телесных способностей. Достижение человеком уровня субъектности предполагает овладение им совокупностью родовых психологических способностей: мышления, сознания, желания, чувства, воли и т. д.

Исходя из того, что быть личностью значит быть субъектом самосознания, которое включает самооценку, открытие собственного «Я» и другие собственноличностные конституанты, мы рассматриваем учителя и младшего школьника как субъектов собственной деятельности по самопознанию. При этом понимание как психологический механизм мы определяем те активизирующие понимание моменты, которые помогают продвижению человека от низкого уровня самопознания (Я-физическое) к более высокому уровню (Я-социальное) и к высшему уровню (Я-духовное) при участии всех сфер жизни и деятельности человека, при работе всех психических процессов, направленных на предмет познания.

Как показал анализ работ понимание физического Я недостаточно исследовано в отечественной психологической науке. Большая часть работ в этой области принадлежит зарубежным исследователям, хотя именно с осознания своего тела и начинается процесс самопознания человека. Понимание и осознание человеком своей телесной сущности включает осознание схемы тела, своей внешности и половой принадлежности. Представители самых разных психологических школ в отечественной и зарубежной психологии выделяли и развивали точку зрения, согласно которой процесс познания своего физического Я всегда опосредован потребностями, сложным динамическим единством знания и отношения, интеллектуального и аффективного. Результаты проводимых исследований показали, что существует высокая положительная корреляция между удовлетворенностью своим телом и удовлетворенностью собой, с ощущением личностью защищенности, а также между успешностью самореализации и оценкой собственного тела. В результате анализа работ по данному вопросу был выявлен целый ряд подходов к его изучению.

В настоящем исследовании особое внимание уделяется формированию и пониманию концепции своего тела у детей младшего школьного возраста в процессе обучения, который играет большую роль в самопознании человека и существенную роль в становлении Я-концепции.

Понимание социального Я и духовного Я, которые выделяются как более высокие уровни самопознания, начинает формироваться почти одновременно, поскольку свои социальные качества ребенок приобретает только в процессе взаимодействия с другими людьми — сначала в общении, затем в игре, позднее в учебной и трудовой деятельности. Становление духовного мира человека или его духовного Я, также проходит в процессе освоения мира, в процессе становления человека как субъекта.

В отечественной психологии внутренний мир, духовное Я рассматривается как категория субъективной реальности. В современных психологических исследованиях выделяются три основные модели генезиса субъективности: биогенетическая модель, социогенетическая модель и персонологическая модель. Каждая из этих трех моделей отражает реальные стороны развития целостного человека. Эти модели взаимосвязаны и имеют общую цель. В качестве механизмов становления субъектности выделяют подражание и рефлексию.

Для настоящего исследования актуально положение, что речь является первой натуральной практикой сознания на пути движения к самосознанию. С помощью речи взрослый выделяет круг действий ребенка, которые становятся содержанием одной из первых структур самосознания «Я» как субъекта действия. Речь и действия ребенка, ориентированные на взрослого, создают и закрепляют многочисленные точки идентификации, точки самотождественности и самодостоверности. Весь процесс духовности непосредственно связан с самопознанием, где психологическим механизмом выступает понимание.

Одним из путей к самопознанию является работа с текстом, поскольку наибольшее количество научной и учебной информации учащийся получает именно в текстовой форме.

Исходя из того, что учебная деятельность для младшего школьника является ведущей деятельностью и условием его самопознания, мы исследуем ее взаимосвязь с индивидуально-типическими особенностями общей обучаемости, структура которой включает как компоненты качества ума, так и положительноэмоционального отношения к интеллектуальной деятельности. При этом учитывается и другой подход к определению обучаемости как общим умственным способностям, а также экономичности, быстроте абстрагирования и обобщения существенных признаков, осознанности мыслительной деятельности, гибкости мышления, устойчивости мышления, самостоятельности ума и способности к творчеству как компонентов и показателей обучаемости. Неотъемлемым компонентом принятой здесь концепции является изучение индивидуальных особенностей детей и учет этих особенностей в сочетании с индивидуальным подходом; применение методов активизации обучения оказывает влияние на становление всей учебной деятельности, а также понимания себя в учебной деятельности.

Отечественные психологи выявили фазы в становлении ребенка как субъекта социальной среды (адаптация, индивидуализация, интеграция) и направления развития самосознания ученика начальной школы.

Констатируя, что в отечественной психологии проблема самопознания остается пока еще вопросом теоретической науки, и, соответственно, большинство учебных предметов и курсов направлены на познание окружающего мира, но не человека в этом мире, мы уделили особое внимание практике самопознания в учебной деятельности с помощью психологического механизма понимания. Уроки экологии были избраны с учетом того, что сформировать экологические ценности, так же как и общечеловеческие ценности, традиционными педагогическими методами чрезвычайно сложно.

Особое внимание в исследовании уделяется роли учителя в развитии самопознания младшего школьника. Мы исходим из того, что от условий сотрудничества двух субъектов учебного процесса — ученика и учителя будет зависеть весь процесс становления самосознания ученика начальной школы. Особенно, чтобы учитель нравственно проявлял свое индивидуальное сознание в процессе педагогического взаимодействия с учеником, так как сознание учителя оказывает на сознание ученика огромное воздействие.

Учитель проявляет себя при этом как личность. Для сознания учителя важна система внутренних отношений его личности, которая формируется в результате опыта взаимодействия с людьми и в первую очередь с учащимися, а также высоконравственный чувственный мир сознания и система социальных установок. В учебной деятельности, специально организованной нами, происходит обогащение сознания, как ученика, так и учителя, так как сотрудничество — это гуманистическая идея совместной развивающейся действительности детей и взрослых. В результате проведенных исследований было выявлено, что функции учителя меняются в процессе продвижения ребенка на пути самопознания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой