Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Норма и отклонения в психическом развитии. 
Социально-психологические причины отставания ребенка в развитии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопрос о необходимости контроля за ходом «нормального» психического развития ребенка берет свою историю с начала 1930;х гг. Когда речь заходит об отклонениях в психическом развитии, предполагается наличие понятия «норма» развития. В контексте этой темы будем рассматривать норму и отклонения по темпу развития. Отклонениями в направленности развития занимаются другие науки, такие как клиническая… Читать ещё >

Норма и отклонения в психическом развитии. Социально-психологические причины отставания ребенка в развитии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Представления о норме в психическом развитии

Психическое развитие как процесс, развертывающийся во времени на протяжении всей жизни человека, имеет временную структуру и включает в себя темп развития, его длительность и направленность. Знание структуры важно для понимания потенциальных возможностей развития, выявления типичного хода индивидуального развития, составления представления о средней норме возрастной динамики. На основе этого можно судить о вариациях возрастной эволюции в зависимости от различных факторов.

Вопрос о необходимости контроля за ходом «нормального» психического развития ребенка берет свою историю с начала 1930;х гг. Когда речь заходит об отклонениях в психическом развитии, предполагается наличие понятия «норма» развития. В контексте этой темы будем рассматривать норму и отклонения по темпу развития. Отклонениями в направленности развития занимаются другие науки, такие как клиническая психология, психология аномального развития, дефектология и др.

Понятие «норма» условно, каждая наука определяет свои критерии развития. Например, в тестологии «норма» определяется через стандартизацию теста путем предложения его большой группе лиц определенного возраста. Вычисляется среднее по каждой возрастной группе, что и принимается за норму. Относительно средней нормы интерпретируются результаты каждого ребенка: находится ли он ниже или выше, насколько? В психологии развития понятие «норма» связано с понятием «психологический возраст». Критерии развития на каждой возрастной ступени определены «идеальным» уровнем развития центрального возрастного новообразования возраста. Это идеальная норма, на которую ориентируется система контроля за развитием ребенка. Эту норму задает психолог («Я знаю, что здесь должно быть»), а педагог через организацию обучения и воспитания создает условия для достижения каждым ребенком заданной нормы личностного развития («Я знаю, как это сделать») (Слободчиков, 2001).

Принципиальное значение понятие «норма» имеет для педагогической психологии и, в целом, для всей системы образования. Современная психология развития одной из главных проблем видит разработку возрастных норм развития, относительно которых должно определяться содержание образования на разных уровнях.

Напомним, что понятие «норма» условно, так как зависит от теории развития, которая задает его критерии. Обычно границы «реальной» нормы размыты, поэтому целесообразнее рассматривать закономерности и вариативности развития в детском возрасте.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой