Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профессионально-личностные особенности будущего учителя: На примере специальности: «Технология и предпринимательство»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате экспериментальной проверки гипотезы о существовании у будущих педагогов динамичной идеальной модели учителя нами были получены одномерные модели «идеального учителя технологии» по представлениям студентов и преподавателей. По мере профессиональной подготовки студентов их субъективное представление о личности «идеального учителя технологии» имеет тенденцию приближения к представлениям… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1.
  • ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Теоретические трактовки личности и методов ее изучения
      • 1. 1. 1. Теория личностных черт
      • 1. 1. 2. Теория индивидуальных конструктов
      • 1. 1. 3. Системно — стилевая концепция личности
    • 1. 2. Профессионально — личностные особенности учителя. Гипотезы и задачи исследования
  • ГЛАВА 2.
  • ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО — ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ — ТЕХНОЛОГОВ
    • 2. 1. Представления об идеале личности учителя технологии
      • 2. 1. 1. Представления об идеале у студентов и преподавателей
      • 2. 1. 2. Диагностичность индивидуальных оценок личности идеального педагога
    • 2. 2. Сравнительный анализ личностных особенностей студентов разного уровня подготовки
      • 2. 2. 1. Анализ иерархических структур личностных свойств студентов разного уровня подготовки
      • 2. 2. 2. Анализ иерархических структур видов активности студентов разного уровня подготовки
      • 2. 2. 3. Анализ личностных особенностей студентов разного уровня эффективности и общительности
      • 2. 2. 4. Проверка валидности системно — стилевого метода исследования
      • 2. 2. 5. Факторный анализ комплексных данных 97 2.3. Закономерности развития личности студентов по результатам их экспертных оценок и самооценок

Профессионально-личностные особенности будущего учителя: На примере специальности: «Технология и предпринимательство» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальностьисследования. Проблема подготовки квалифицированных учительских кадров — одна из центральных проблем образования. Решение этой проблемы оказывается более эффективным, если строится с учетом механизмов формирования личности. В психологическом исследовании учителя одной из первых возникает задача определения характеристик, которые фиксируют профессионально значимые особенности личности педагога, проявляющиеся в его деятельности. Личностные особенности специалиста являются одним из ведущих факторов в процессе становления личности профессионала.

Основные исследования по проблеме педагогических способностей и профессионально значимых свойств личности учителя были проведены Ф. Н. Гоноболиным, Ю. Н. Кулюткиным, Н.В. {Сухаревым, Н. В. Кузьминой, Н. Д. Левитовым, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, В. А. Сластениным и другими.

Однако уровень системности в изучении личности, чаще всего, остается недостаточным, поскольку не учитываются такие важные системные особенности личности, как специфика взаимосвязей личностных свойств и их динамика в процессе развития, не говоря уже о специфических особенностях актуализации (проявления) этих свойств как в видах деятельности, так и более широкой сфере жизнедеятельности (поведения), в целом.

Поэтому теоретической основой нашего исследования является системно — стилевая теория личности и соответствующий метод ее изучения Б. Б. Коссова, в которых сделана принципиально новая попытка преодоления указанных недостатков. Без повышения уровня системности трудно ожидать прогресса не только в исследованиях личности и выявлении закономерностей ее развития, но и в профессиональноличностном становлении специалиста (психолого — акмеологический аспект).

Каждая профессия, в том числе и профессия педагога, предъявляет свои требования к личности специалиста. В настоящее время еще недостаточно изучены профессионально — личностные особенности будущего учителя — предметника, в частности будущего учителя технологии. Каждая педагогическая специальность заслуживает особого самостоятельного изучения.

В связи с этим актуальным является изучение изменений, происходящих в личности студентов на разных этапах их профессиональной подготовки в вузе по специальности — учитель технологии с точки зрения системно — стилевого подхода к личности.

Основная цель исследования. Выявление системных личностных особенностей и закономерностей динамики личности студентовбудущих учителей технологии на разных этапах их профессиональной подготовки в вузе.

Объект исследования: студенты 2, 3 и 5 курсов матемагико-технологического факультета физико-технологического отделения Шуйского государственного педагогического университета.

Предметом исследования являются структурные модели личностных особенностей студентов физико-технологического отделения на разных этапах их профессиональной подготовки по специальностиучитель технологии и соответствующие закономерности развития личности.

Гипотезы исследования. Анализ психолого-педагогической литературы и изучение личности и личностных особенностей студентов позволили выдвинуть следующие гипотезы:

У Существует модель перспективных личностных особенностей, характерных для студентов физико-технологического отделения и учителей технологии (перспективные личностные особенности рассматриваются с точки зрения эффективного развития будущих учителей технологии).

Структурные модели личности студентов — технологов на разных этапах их профессионально — личностного становления имеют свои специфические особенности.

Динамика соотношения личностных свойств студентов — технологов по оцениванию других людей и себя имеет закономерный характер.

Задачи исследования. Цель и гипотезы исследования определили постановку следующих задач:

1. Построение одномерной модели личности «идеального» учителя технологии по данным оценок студентами разных курсов физико-технологического отделения и учителями технологии.

2. Проверка диагностичности индивидуальных оценок студентами личности идеального педагога.

3. Сопоставление многомерных личностных моделей студентов физико-технологического отделения разных курсов. Выявление особенностей развития профессионально — личностных свойств личности студентов на младших и старших курсах.

4. Сопоставление моделей личности подгрупп студентов — технологов (лидеры и аутсайдеры) по показателям учебной успешности и общительности.

5. Выявление динамических закономерностей соотношения личностных свойств студентов — технологов по оцениванию себя и других людей.

Теоретико-методологическая основа исследования. Основой исследования являются: системно — стилевая теория личности и методы ее изучения Б. Б. Коссоватеория профессионализма личности и положения, связанные с профессионально значимыми личностными свойствами учителя (Н.В. Кузьмина, В. А. Сластенин, JI.M. Митина, Н. В. Кухарев и др.).

Методы исследования: системно — стилевой метод изучения личности, методика «Идеал личности специалиста», тест оперативного мышления (ТОМ), тест интересов и склонностей школьников (ТИСШ), анкета абитуриента, тест темпо — ритмической чувствительности, тест соотношения сигнальных систем (автор всех вышеперечисленных методик Б.Б. Коссов), корректурный тест Бурдона — Анфимова, тесты потребности достижения и потребности общения (автор Ю.М. Орлов), тест тревожности Ж. Тейлор.

Методы статистической обработки данных: корреляционный и интеркорреляционный анализ, факторный анализ, метод максимального корреляционного пути по JI.K. Выханду.

Научная новизна В работе впервые, с точки зрения системностилевого подхода к личности, изучаются изменения, которые происходят в личности студентов на разных этапах их профессиональной подготовки в вузе по специальности — учитель технологии.

Теоретическая значимость данной работы состоит в обосновании применения более системных и валидных методов психологического исследования и психодиагностики для решения задач психологической поддержки развитиявыявлении закономерных особенностей личностных структур в процессе подготовки студентов от младших курсов к старшим (в частности, к выпускному) на более высоком уровне системного изучения личности в сравнении с традиционным.

Практическая значимость работы заключается в том, что с помощью полученных результатов можно будет делать прогноз развития личности абитуриентов и студентов в процессе их профессиональной подготовки, в частности, по специальности учитель технологии. Полученные в процессе исследования сведения могут быть использованы для создания банта индивидуальных данных с целью психологической поддержки развития студентов.

Положения, выносимые на защиту:

— имеются закономерные соотношения моделей перспективных личностных особенностей (моделей идеала личности педагога, характерных для студентов разных курсов физико-технологического отделения и учителей технологии;

— своеобразие структурных моделей личности студентов — технологов на разных этапах их профессионально — личностного становления;

— динамика соотношения личностных свойств студентов — технологов по оцениванию других людей и себя имеет закономерный характер.

Достоверность полученных в диссертационной работе результатов и выводов обеспечивается за счет эффективности используемых методов исследования, применением разнообразных методов статистической обработки данных и статистической значимости результатов. Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты проведенного исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии ШГГТУиспользовались при проведении занятий в группе слушателей — кадровый менеджмент ФГОУ Ивановского института переподготовки кадров и агробизнеса, а также со студентами социально-гуманитарного факультета ШГПУ, обучающихся по специальности — социальный педагог, психолог. Структура работы.

Диссертационная работа включает введение, две главы, заключение, список литературы (142 наименования, из них 4 на иностранных языках), приложения. Работа содержит 35 таблиц, 19 рисунков и 2 диаграммы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Профессии педагога в психологии посвящено довольно много исследований. Нами был выбран недостаточно изученный аспектпрофессионально — личностные особенности будущего учителя, а конкретно — учителя технологии.

Благодаря более широкому распространению системного подхода в отечественной психологии важный вклад в этом направлении был сделан и в области изучения психологических особенностей деятельности учителя (Н.В. Кузьмина [48, 73], А. К. Маркова [66], JI.M. Митина [74] другие), психологических особенностей познавательной деятельности и умственного развития в системе высшего и среднего образования (Н.Ф.Талызина [128], И. И. Ильясов [24], Н. И. Чуприкова [134], И. С. Якиманская [138] и другие). Включение в область системных исследований профессионально — личностных особенностей педагога и студента — будущего учителя потребовало использования новых теоретических подходов к личности и разнообразия методов ее системного изучения в педагогическом университете ([38], [39], [42], [43] и другие).

В результате экспериментальной проверки гипотезы о существовании у будущих педагогов динамичной идеальной модели учителя нами были получены одномерные модели «идеального учителя технологии» по представлениям студентов и преподавателей. По мере профессиональной подготовки студентов их субъективное представление о личности «идеального учителя технологии» имеет тенденцию приближения к представлениям об «идеальном учителе» у преподавателей. Степень приближения к идеалу может служить показателем профессионального развития личности. Представления студентов об идеале педагога связаны, в частности, с уровнем развития у них творческого мышления и общительности, как важнейших профессионально значимых свойств личности. При этом одномерная модель идеального педагога, построенная студентом, оказалась перспективной для диагностики уровня развитости его творческости и общительности. Отсюда следует, что в период профессионального становления личности будущего учителя технологии, то есть в процессе обучения в педагогическом вузе, необходимо обращать большое внимание на формирование профессионально — личностных идеалов студентов.

При проверке остальных гипотез с помощью системно — стилевого метода исследования нами были получены многомерные структурные модели (деревья) личностных свойств (по экспертным оценкам других и самооценкам) и видов активности студентов второго, третьего и пятого курсов физико-технологического отделения математико-технологического факультета.

Сравнение структур личностных свойств студентов 2, 3 и 5 курсов по «Карте экспертных оценок студентов» (КЭОС) позволило выявить закономерную тенденцию развития для гуманитарных, технических и научно — исследовательских способностей, которая состоит в повышении их уровня в модели на все более старших курсах. Особая динамика характерна для педагогических способностей как профессионально важных для студентов педагогического университета: занимая достаточно высокое положение в модели в начале и конце обучения, педагогические способности несколько снижают свой уровень на третьем курсе. В структурных моделях личностных свойств наблюдается преемственность отдельных блоков и пар показателей. Так, анализ моделей, построенных по «Карте самооценок личности» (КСЛ), показал, что у студентов 2, 3 и 5 курсов содержательно сохраняется преемственность взаимосвязи блока свойств: «потребность достижения <-> умение выделять главное склонность к планированию». Эти показатели могут только менять свое взаимное положение в иерархической структуре личностных свойств, в зависимости от их значимости для студентов разных курсов. Похожая картина имеет место на 3 и 5 курсах с блоками взаимосвязи: «интерес к личности людей (эмпатия) <-> общительность», «выносливость <-> волевые качества». При изучении иерархических структур моделей активности (занятий) было выявлено, что системообразующими видами активности студентов являются общение, различного рода учебные деятельности, а к 5 курсу повышается уровень научно-исследовательской деятельности. Изменение взгляда на педагогическую деятельность и подготовку к ней к 5 курсу является следствием того, что к этому времени студенты уже неоднократно побывали на педагогической практике и попробовали себя в качестве учителя технологии.

В процессе подготовки студентов по данной специальности изменяются структурные модели их личности, а точнее — изменяются взаимосвязи и местоположение личностных свойств в сторону увеличения или уменьшения их значимости в модели личности студентов. Очень важным является то, что от второго курса к пятому происходит сближение структурных моделей личностных особенностей и видов активности студентов. При чем взаимосвязь моделей третьего и пятого курса больше, чем взаимосвязи моделей второго и третьего, а тем более второго и пятого курсов. Данный факт, возможно, является следствием того, что с третьего курса студенты, кроме дисциплин общекультурной и психолого — педагогической подготовки, начинают изучать дисциплины предметной подготовки для завершающего овладения специальностью учителя технологии.

Сопоставление моделей личностных особенностей и видов активности подгрупп студентов (лидеров и аутсайдеров) по таким показателям, как учебная успешность (эффективность) и общительность (коммуникативность) показало, что личностные модели коммуникативных лидеров и аутсайдеров значительно отличаются друг от друга. Более коммуникативные студенты являются таковыми за счет более высокого уровня в модели их личности эмоциональности и интереса к личности людей, инициативности, творческости, а менее коммуникативные — за счет организованности, выносливости, умения выделять главное. Но, в свою очередь, склонность к планированию и умение выделять главное в большей степени свойственны успешным в учебе студентам. При анализе видов активности студентов наиболее важным является то, что педагогическая деятельность у успешных в учебе студентов 2 и 5 курсов занимает значительно более высокое место в структурных моделях видов активности (второе, третье), чем у менее успешных, у которых она находится на последнем месте (восьмом, шестом).

По результатам, полученным с помощью системно — стилевого метода, были выявлены в новых условиях, по сравнению с ранее полученными данными Б. Б. Коссова [39] на студентах — математиках, некоторые закономерности личностного развития студентов. Так, от младшего курса (второго) к выпускному (пятому) у студентов при экспертном оценивании личностных свойств других студентов повышается уровень взаимосвязи этих свойств, а также от младшего курса к выпускному повышается уровень взаимосвязи личностных свойств при оценивании студентами собственной личности. В процессе профессионального становления будущих учителей технологии происходит сближение понимания сущности одних и тех же личностных свойств у себя и других людей. Развитие представлений о свойствах личности других студентов опережает развитие представлений о собственных личностных свойствах. Это экспериментально подтверждает верность общей позиции отечественной психологии о роли социума в развитии личности (А.В. Петровский [90] и другие).

Проверка валидностн системно — стилевого метода исследования личности позволила выяснить, что: интегральная валидность при использовании разностных эталонов другого курса достигает высокого уровня и мало отличается от таковой для курса со своими эталонами. Уровень валидностн на основании «чужих эталонов» зависит от характера применения эталона: на разных группах одного курса (Б.Б. Коссов [39]), на разных курсах одного факультета (наши данные). В обоих случаях валидность высокая.

Для изучения личности студентов 2 и 5 курсов, кроме системностилевого метода нами использовался комплекс специально подобранных экспериментальных диагностических методик. Результаты интеркорреляционного и факторного анализа обнаружили, что показатели по методике КЭОС взаимосвязаны с показателями учебной успешности студентов и вносят наибольший вклад в выделенные факторы. У остальных показателей вклад в факторы значительно меньше. Самый содержательный и информативный (как у второго, так и у пятого курса) -первый фактор, обобщенный смысл которого можно выразить как профессионально-педагогические способности.

Системно — стилевой метод диагностики дает целостное представление о структуре личности студентов, что трудно получить на основе остальных методик, по-видимому, по причине их взаимо обособленности (как показал интеркорреляционный и факторный анализ) и построенных на более низком уровне системности.

При рассмотрении проблемы становления будущего учителя следует связывать педагогическую направленность с развитием профессионально значимых личностных свойств и, прежде всего, педагогических способностей. Знание о степени развития у студента тех или иных профессионально важных свойств, дает возможность индивидуально прогнозировать развитие личности будущего специалиста, делать акценты на таких видах активности, которые в наибольшей степени могут способствовать развитою необходимых свойств.

В заключение остановимся кратко на возможных перспективах исследования и практическом внедрении результатов. По нашему мнению, системно — стилевой метод изучения личности (с некоторыми изменениями, например, уменьшением числа оцениваемых показателей (свойств личности и видов активности)) целесообразно использовать на всех этапах профессионального становления личности будущего специалиста (на индивидуальном уровне). На этапе поступления в вуз по данной специальности — для ознакомления абитуриента (будущего студента) со своей личностной моделью, определения иерархии личностных свойств в зависимости от видов активности. Абитуриенту это позволит сопоставить свои личностные свойства с требованиями, предъявляемыми данной профессией к человеку, и, следовательно, определить возможные пути коррекции профессионально — личностного развития. Использование системно — стилевого метода (в виде срезов) во время дальнейшего обучения студента, на каждом курсе, даст возможность индивидуально оценивать процесс его профессиональноличностного становления как специалиста. Все полученные в результате исследований сведения могут быть использованы для создания в вузах банков индивидуальных психолого-педагогических и акмеологических данных.

Таким образом, кратко выводы исследования сводятся к следующему:

1. Имеются закономерные соотношения моделей перспективных личностных особенностей, характерных для студентов — технологов разных курсов и учителей технологии. Между моделями студентов и преподавателей существуют высокозначимые связи с тенденцией к повышению от второго курса к пятому. Методика оценки идеала личности педагога по показателям общительности и творческости значимо коррелирует с внешним критерием экспертных оценок.

2. Многомерные модели личности и жизнедеятельности студентов разных курсов статистически значимо связаны друг с другом и отличаются определенным своеобразием. Последнее проявляется в явных тенденциях развития личностных и деятельностных характеристик.

3. Своеобразие развития профессионально — личностных особенностей будущих учителей технологии проявилось в связи этих особенностей с успешностью в учебной деятельности.

4. Закономерный характер динамики соотношения личностных свойств студентов — технологов по оцениванию других людей и себя проявился в следующем:

— от младшего курса (второго) к выпускному (пятому) у студентов повышается уровень взаимосвязи личностных свойств при экспертном оценивании данных свойств других студентов;

— от младшего курса к выпускному повышается уровень взаимосвязи личностных свойств при оценивании студентами собственной личности;

— в процессе профессионального становления будущих учителей технологии происходит сближение понимания сущности одних и тех же личностных свойств у себя и других людей;

— развитие представлений о свойствах личности других студентов опережает развитие представлений о собственных личностных свойствах.

5. Специальная проверка валидности с варьированием разностных эталонов (своей и чужой группы) дополнительно доказывает достоверность результатов полученных по системно — стилевой методике.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности, -М&bdquo- 1980. -335с.
  2. Акмеологические проблемы подготовки преподавателей. Сб. науч. тр. Вып. 2. / Ответственный редактор Кузьмина Н. В., Гуртовой Е. С. М., Шуя, 1999.
  3. Н.А. Диагностика педагогических способностей. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.
  4. Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей. // Вопросы психологии. 1988, № 5.
  5. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 339с.
  6. В.П. Психологические основы формирования профессионального мышления: Пособие к спецкурсу. Саранск: Издательство Мордов. университета, 1991. — 84с.
  7. Т.И. Методологические проблемы способностей. М., 1977.
  8. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: МГУ, 1984.
  9. А.Г. О предмете психологии личности. // Вопросы психологии, 1983, № 3, с. 118 130.
  10. Г. Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. Омск, 1991.11 .Бакешкина И. Э. Структура личности: (методологический анализ). / АН УССР, ин-т философии. Киев: Наук. Думка, 1986.
  11. А. А. Психология о личности. М.: Изд. Московского университета, 1988. — 188с.
  12. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
  13. Л.К. Архитектура СОИД // Опыт использования ЭВМ в исследованиях культуры. М., 1976.
  14. Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.
  15. Ф.Н. Очерки психологии советского учителя. М.: Издательство Акад. пед. наук РСФСР, 1951. — 156с.
  16. Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя. // Вопросы психологии. 1975, № 1, с. 100 -111.
  17. М.В. Проблемы теории личности, М., 1977.
  18. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993. — 31с.
  19. .И. О системе «личность». // Вопросы психологии. 1985, № 5, с. 36−45.21.3авалишина Д. Н. Психологический анализ оперативного мышления. -М&bdquo- 1985.22.3имняя И. А. Педагогическая психология. Учебное пособие. Ростов -на — Дону: Феникс, 1997. — 480с.
  20. К.А. Все начинается с учителя: Учебное пособие для студ. -М.: Просвещение, 1983.
  21. И.И. Система эвристических приемов решения задач. М., 1992.
  22. П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. // Избранные педагогические сочинения. М., 1982.
  23. Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов на — Дону. Издательство «Феникс», 1996. — 512с.
  24. А.Г. Психология личности. М: Просвещение, 1970.
  25. Т.В. Психологический эксперимент в системе исследовательских методов в высшей школе. М., 1993.
  26. .Б. Разработка методик определения типологических особенностей соотношения 1 и 2 сигнальных систем. // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. / Под ред. Б. М. Теплова. АПН РСФСР, М., 1956. с. 348 — 374.
  27. .Б. Исследование темпо-ритмической деятельности конькобежцев. // Познавательные процессы у спортсменов. / Под ред. Б. Б. Коссова. ВНИИФК, М., 1973. с. 54 — 92.
  28. .Б. Тестирование профессиональных склонностей и творческих способностей молодежи (прогноз развития сельских и городских школьников и студентов). НИИ высшего образования. М., 1995.
  29. .Б. Психологические проблемы трудового воспитания и профориентации. // Вопросы психологии. 1984, № 6, с 16−25.
  30. .Б. Актуальные проблемы и перспективы развития психодиагностики. // Психологический журнал, 1985, т.6, № 5, с. 12 -24.
  31. .Б. Психологическая поддержка преподавателей вуза как фактор повышения их эффективности и конкурентноспособности. // Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы. Сб. Науч. тр. -М.: НИИВО. 1994. с. 138 — 149.
  32. .Б. Тестирование склонностей и творческих способностей молодежи. Психологическая служба в вузе: обзор информ. / НИИВО- Вып. 2.-М., 1995.-48с.
  33. .Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода. // Вопросы психологии. 1997. № 6, с 58 68.
  34. .Б. Творческое мышление, восприятие и личность. М.: Изд. «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.
  35. .Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод. -М.: Изд. «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1998. 128с.
  36. .Б. Личность: Теория, диагностика и развитие: Учебно -методическое пособие для высших учебных заведений. М.: Академический Проект, 2000. — 240с.
  37. .Б., Мульдаров В. К. Психологические предпосылкипрофессионального самоопределения школьников («Круглый стол» журнала). // Вопросы психологии, 1985, № 5, с. 80 82.
  38. .Б., Крупнов А. И. Гуманизация системообразующий фактор. / Высшее образование в России. — 1999, № 3, с. 73 — 77.
  39. .Б. Закономерности развития личности будущих учителей (психолого акмеологический аспект). Инновации в психолого педагогической теории и практике. Материалы международной научной конференции. — Шуя: ШГПУ, 2001. с. 60 — 62.
  40. .Б. Закономерности развития личности студентов. Личность ^ студента 2001 года. Научно — методический сборник. — Шуя: ШГПУ, 2001. с. 56−69.
  41. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога исследователя. Самара: Издательство СамГАИ, 1994. — 165с.
  42. Краткий психологический словарь. / Сост. Л.А. Карпенко- Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. -431с.
  43. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983, № 2, с. 51 59.
  44. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности, 1967, -184с.
  45. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1989. — 167с.
  46. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. — 119с.
  47. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. JL: Знание, 1985. — 32с.
  48. Н.В. Предмет акмеологии. СПб акмеологическая академия, 1995.-24с.
  49. Н.В. Создание в человеке продуктивного профессионала -предмет акмеологии. / Акмеология 2000. Методические и методологические проблемы. Выпуск 5. СПб., 2000. с. 184 — 186.
  50. Н. В. Данилов Н.А. Образовательная акмеология пути повышения качества подготовки специалистов образования. Инновации в психолого — педагогической теории и практике. Материалы международной научной конференции. — Шуя: ШГГТУ, 2001. с. 62−66.
  51. Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель, 1976.
  52. .В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984.-216с.
  53. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985.
  54. Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 159с.
  55. Д. Модели эксперимента в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980.
  56. Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960.
  57. А.Г., Русакова О. В., Алексеева М. Н. Исследование субъективных представлений об идеале личности специалиста. Личность и образование: психологическая поддержка развития. Межвузовский научно методический сборник. — Шуя: ШГПУ, 1999. с. 158−165.
  58. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.-304с.
  59. Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке. // Вопросы психологии. 1989. № 3. с. 11 -21.
  60. Личность и образование: психологическая поддержка развития. / Под ред. Е. С. Гуртового, Б. Б. Коссова. Шуя: ШГПУ, 1999.
  61. А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973.
  62. А.К. Психология профессионализма. М.: 1996.
  63. А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192с.
  64. А.К., Никонова А. Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя. // Вопросы психологии. 1987. № 5. с. 40−48.
  65. В. Л. Блудов Ю.М. и др. Методы психодиагностики в спорте. М., 1984.
  66. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985.
  67. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256с.
  68. Методика обучения технологии. Книга для учителя. / Под ред. В. Д. Симоненко. Брянск — Ишим, 1998. — 296с.
  69. Методы исследования в психологии. Квазиэксперимент. Учебное пособие для вузов. / Под редакцией Т. В. Корниловой. М.: Форум -Инфра-М, 1998. -296с.
  70. Методы системного педагогического исследования. / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1972.
  71. Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. -216с.
  72. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально экономических условиях. // Вопросы психологии. 1997. № 4.
  73. Е.М. Общие основы методики преподавания технологии в общеобразовательных учреждениях. Учебное пособие для студентов педвузов по специальности «Технология и предпринимательство». -Шуя: Изд-во Шуйского пединститута, 1996. 156с.
  74. Е.М., Симоненко В. Д. Общие основы методики преподавания технологии. Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета им. акад. И. Г. Петровского, НМЦ «Технология», 2000. — 235с.
  75. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат. / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Суховой. М: Педагогика, 1990.
  76. В.Н. О связи склонностей и способностей. // Склонности и способности. Л., 1962.
  77. Р.С. Психология. Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. В 3 книгах. Кн. 1. Общие основы психологии. 2-е изд. -М.: Просвещение: В ЛАД ОС, 1995. — 576с.
  78. В.Г. Методы исследования характера личности. Тбилиси., 1975.82.0бщая психодиагностика. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Стопина. -М.: Изд. Московского университета, 1987.
  79. Ю.М., Шкуркин В. И., Орлова Л. П. Построение теста -опросника для измерения потребности в достижениях. // Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. М.: МГПИ, 1974.
  80. Л., Джон О. Психология личности. М.: Аспект Пресс, 2000.
  81. К.Е. Развитие креативного потенциала студентов, будущих учителей технологии. / Акмеология 2000. Методические и методологические проблемы. Выпуск 5. СПб., 2000. с. 228 — 236.
  82. К.Е. Акмеологические стратегии креативного развития личности будущего учителя технологии. Инновации в психолого -педагогической теории и практике. Материалы международной научной конференции. Шуя: ШГПУ, 2001. с. 94 — 97.
  83. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. 255с.91 .Петровский А. В. Возможности и пути построенияобщепсихологической теории личности // Вопросы психологии. 1987. № 4, с. 30−44.
  84. А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1997.
  85. В.А. К пониманию психологии личности // Вопросы психологии. 1981, № 2, с. 40 46.
  86. К.К. Структура и развитие личности. / Отв. Ред. А.Д. Глоточкин- АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1986.
  87. Е.Е. Психологические основы профессионального становления личности учителя начальных классов. Автореферат кандидатской диссертации. Владимир, 2000.
  88. В.И., Федотова Е. О. Техника репертуальных решеток в экспериментальной психологии личности. // Вопросы психологии, 1984. № 3. с. 26−36.
  89. Практикум пор общей психологии: учебное пособие для студентов пед. институтов. / А. И. Абраменко, А. А. Алексеев, В. В. Богословский и др.- Под ред. А. И Щербакова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990.-288с.
  90. Проблемы психологии личности: Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А Пузырея. М.: МГУ, 1982.
  91. Проблемы совершенствования системы психолого педагогической подготовки учителя: Межвуз. сб. науч. тр. — JL: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1980. — 166с.
  92. Профессионально педагогические аспекты психологической культуры учителя: Межвуз. сб. науч. тр. — Псков, 1990. — 98с.
  93. Психологические вопросы формирования личности бедующего учителя: Межвуз. сб. науч. тр. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1986. -175с.
  94. Психологические и психофизиологические особенности студентов. / Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань: КГУ, 1977.
  95. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. / Под ред. А. Коссаковского и др., пер. с нем. М.: Педагогика, 1981.
  96. Психолого педагогические проблемы эффективности профессиональной подготовки учителя в высшей школе: Межвуз. Сб. науч. тр. — А.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1988. — 168с.
  97. Психолого педагогические проблемы подготовки специалиста: Межвуз темат. сб., 1983.
  98. Психологические тесты. / Составитель Э. Р. Ахмеджанов. М.: Лист, 1996.-320с.
  99. Психология профессиональной подготовки в вузе: Сб. статей, 1982.
  100. Психология личности. Зарубежная психология. Хрестоматия. / Под ред. Д. Я. Райгородского, Т. 1. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999.-448с.
  101. Психология личности. Отечественная психология. Хрестоматия. / Под ред. Д. Я. Райгородского, Т. 2. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999.-544с.
  102. Пяти братова С. И. Анализ сущностных сторон профессионализма на основе акмеологического подхода. // Вестник балтийской педагогической академии. Вып 36. Акмеологический подход в теории и практике образования. СПб, 2000. с. 51 — 57.
  103. А.А. Психология педагогической деятельности (Проблемный анализ): Учеб. пособие. Ижевск: Издательство Удм. университета, 1994.-83с.
  104. Н.И. Психология личности. М., 1987.
  105. З.А. Психологические основы профессионального обучения. М., 1985.
  106. Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов — на -Дону, 1994.
  107. Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и пед. коллективом. М.: Гуманит. изд. Центр В ЛАД ОС, 1998. -496с.
  108. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  109. О.В. Личностные особенности коммуникативных лидеров и аутсайдеров. Личность и образование: психологическая поддержка развития. Межвузовский научно методический сборник — Шуя: ШГПУ, 1999. с. 124−127.
  110. О.В. Сравнительный анализ структур личностных свойств студентов разного уровня подготовки. Проблемы повышения качества подготовки учителей (материалы международной научной конференции). Шуя: ШГПУ, 1999. с. 208−209.
  111. О.В. Использование современных компьютерных технологий в изучении личностных свойств студентов. Современные информационные технологии в образовательном процессе и научных исследованиях: Сб. статей к конференции. Шуя: Весть, 2000. с. 62 -64.
  112. О.В. Анализ иерархических структур видов деятельности и активности студентов разного уровня подготовки. Инновации в психолого педагогической теории и практике. Материалы международной научной конференции. — Шуя: ШГПУ, 2001. с. 106 — 109.
  113. В.Ф. Теория личности. Л., 1982.
  114. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. -160с.
  115. В.А., Мищенко А. И. Профессионально педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика, 1991. № 10, с. 79 — 84.
  116. В. А. Психолого педагогические проблемы профессионального менталитета учителя. Автореферат докторской диссертации. — М., 1998.
  117. М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. Учебное пособие. М.: Московский психолого — социальный институт- Флинта, 1998. — 368с.
  118. Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие. М., 1995.
  119. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М.: Знание, 1986.
  120. А. А. Исследование продуктивности индивидуальной педагогической деятельности по развитию технологического творчества у учащихся профтехучилищ // Творчество и педагогика. М., 1988. ТЗ.
  121. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: Издательство АН Груз. ССР, 1961. -210с.
  122. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности.
  123. Перевод с английского. М.: Прогресс, 1987.
  124. К., Линдсей Г. Теория личности. Перевод с английского И. Б. Гриншпун. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО — Пресс, 1999. — 592с.
  125. Л., Зиглер Д. Теории личности. Серия: Мастера психологии. -СПб: Питер, 2001. -608с.
  126. Н.И. Умственное развитие и обучение. М., 1995.
  127. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
  128. А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. М., Ростов — на — Дону: Феникс, 1996.-544с.
  129. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя. JI., 1967.
  130. И.С. Принцип активности в педагогической психологии. // Вопросы психологии. 1989. № 6. с. 5 13.
  131. Allport, G.W. Pattern and growth in personality. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1% 1.
  132. Cattell, R.B. Personality: a systematic, theoretical, and factualstudy. New York: Mc Graw — Hill, 1950.
  133. Kelli, G.A. The Psychology of Personal Constructs. Vol. 1 and 2. New York, 1955.
  134. Kossakowski A. Handlungspsuchologische Aspekte der Personlichkeitsentwicklung. Beitrage zur Psychologie. Band 5. Berlin: Yolk und Wissen Volkseigener Verlag, 1980.
Заполнить форму текущей работой