Профессионально-личностные особенности будущего учителя: На примере специальности: «Технология и предпринимательство»
Диссертация
В результате экспериментальной проверки гипотезы о существовании у будущих педагогов динамичной идеальной модели учителя нами были получены одномерные модели «идеального учителя технологии» по представлениям студентов и преподавателей. По мере профессиональной подготовки студентов их субъективное представление о личности «идеального учителя технологии» имеет тенденцию приближения к представлениям… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1.
- ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
- 1. 1. Теоретические трактовки личности и методов ее изучения
- 1. 1. 1. Теория личностных черт
- 1. 1. 2. Теория индивидуальных конструктов
- 1. 1. 3. Системно — стилевая концепция личности
- 1. 2. Профессионально — личностные особенности учителя. Гипотезы и задачи исследования
- 1. 1. Теоретические трактовки личности и методов ее изучения
- ГЛАВА 2.
- ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО — ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ — ТЕХНОЛОГОВ
- 2. 1. Представления об идеале личности учителя технологии
- 2. 1. 1. Представления об идеале у студентов и преподавателей
- 2. 1. 2. Диагностичность индивидуальных оценок личности идеального педагога
- 2. 2. Сравнительный анализ личностных особенностей студентов разного уровня подготовки
- 2. 2. 1. Анализ иерархических структур личностных свойств студентов разного уровня подготовки
- 2. 2. 2. Анализ иерархических структур видов активности студентов разного уровня подготовки
- 2. 2. 3. Анализ личностных особенностей студентов разного уровня эффективности и общительности
- 2. 2. 4. Проверка валидности системно — стилевого метода исследования
- 2. 2. 5. Факторный анализ комплексных данных 97 2.3. Закономерности развития личности студентов по результатам их экспертных оценок и самооценок
- 2. 1. Представления об идеале личности учителя технологии
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности, -М&bdquo- 1980. -335с.
- Акмеологические проблемы подготовки преподавателей. Сб. науч. тр. Вып. 2. / Ответственный редактор Кузьмина Н. В., Гуртовой Е. С. М., Шуя, 1999.
- Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.
- Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей. // Вопросы психологии. 1988, № 5.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 339с.
- Андронов В.П. Психологические основы формирования профессионального мышления: Пособие к спецкурсу. Саранск: Издательство Мордов. университета, 1991. — 84с.
- Артемьева Т.И. Методологические проблемы способностей. М., 1977.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: МГУ, 1984.
- Асмолов А.Г. О предмете психологии личности. // Вопросы психологии, 1983, № 3, с. 118 130.
- Бабушкин Г. Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. Омск, 1991.11 .Бакешкина И. Э. Структура личности: (методологический анализ). / АН УССР, ин-т философии. Киев: Наук. Думка, 1986.
- Бодалев А. А. Психология о личности. М.: Изд. Московского университета, 1988. — 188с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
- Выханду Л.К. Архитектура СОИД // Опыт использования ЭВМ в исследованиях культуры. М., 1976.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.
- Гоноболин Ф.Н. Очерки психологии советского учителя. М.: Издательство Акад. пед. наук РСФСР, 1951. — 156с.
- Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя. // Вопросы психологии. 1975, № 1, с. 100 -111.
- Демин М.В. Проблемы теории личности, М., 1977.
- Деркач А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993. — 31с.
- Додонов Б.И. О системе «личность». // Вопросы психологии. 1985, № 5, с. 36−45.21.3авалишина Д. Н. Психологический анализ оперативного мышления. -М&bdquo- 1985.22.3имняя И. А. Педагогическая психология. Учебное пособие. Ростов -на — Дону: Феникс, 1997. — 480с.
- Иванов К.А. Все начинается с учителя: Учебное пособие для студ. -М.: Просвещение, 1983.
- Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. М., 1992.
- Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. // Избранные педагогические сочинения. М., 1982.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов на — Дону. Издательство «Феникс», 1996. — 512с.
- Ковалев А.Г. Психология личности. М: Просвещение, 1970.
- Корнилова Т.В. Психологический эксперимент в системе исследовательских методов в высшей школе. М., 1993.
- Коссов Б.Б. Разработка методик определения типологических особенностей соотношения 1 и 2 сигнальных систем. // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. / Под ред. Б. М. Теплова. АПН РСФСР, М., 1956. с. 348 — 374.
- Коссов Б.Б. Исследование темпо-ритмической деятельности конькобежцев. // Познавательные процессы у спортсменов. / Под ред. Б. Б. Коссова. ВНИИФК, М., 1973. с. 54 — 92.
- Коссов Б.Б. Тестирование профессиональных склонностей и творческих способностей молодежи (прогноз развития сельских и городских школьников и студентов). НИИ высшего образования. М., 1995.
- Коссов Б.Б. Психологические проблемы трудового воспитания и профориентации. // Вопросы психологии. 1984, № 6, с 16−25.
- Коссов Б.Б. Актуальные проблемы и перспективы развития психодиагностики. // Психологический журнал, 1985, т.6, № 5, с. 12 -24.
- Коссов Б.Б. Психологическая поддержка преподавателей вуза как фактор повышения их эффективности и конкурентноспособности. // Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы. Сб. Науч. тр. -М.: НИИВО. 1994. с. 138 — 149.
- Коссов Б.Б. Тестирование склонностей и творческих способностей молодежи. Психологическая служба в вузе: обзор информ. / НИИВО- Вып. 2.-М., 1995.-48с.
- Коссов Б.Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода. // Вопросы психологии. 1997. № 6, с 58 68.
- Коссов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. М.: Изд. «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.
- Коссов Б.Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод. -М.: Изд. «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1998. 128с.
- Коссов Б.Б. Личность: Теория, диагностика и развитие: Учебно -методическое пособие для высших учебных заведений. М.: Академический Проект, 2000. — 240с.
- Коссов Б.Б., Мульдаров В. К. Психологические предпосылкипрофессионального самоопределения школьников («Круглый стол» журнала). // Вопросы психологии, 1985, № 5, с. 80 82.
- Коссов Б.Б., Крупнов А. И. Гуманизация системообразующий фактор. / Высшее образование в России. — 1999, № 3, с. 73 — 77.
- Коссов Б.Б. Закономерности развития личности будущих учителей (психолого акмеологический аспект). Инновации в психолого педагогической теории и практике. Материалы международной научной конференции. — Шуя: ШГПУ, 2001. с. 60 — 62.
- Коссов Б.Б. Закономерности развития личности студентов. Личность ^ студента 2001 года. Научно — методический сборник. — Шуя: ШГПУ, 2001. с. 56−69.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога исследователя. Самара: Издательство СамГАИ, 1994. — 165с.
- Краткий психологический словарь. / Сост. Л.А. Карпенко- Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. -431с.
- Кудрявцев Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983, № 2, с. 51 59.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности, 1967, -184с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1989. — 167с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. — 119с.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. JL: Знание, 1985. — 32с.
- Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. СПб акмеологическая академия, 1995.-24с.
- Кузьмина Н.В. Создание в человеке продуктивного профессионала -предмет акмеологии. / Акмеология 2000. Методические и методологические проблемы. Выпуск 5. СПб., 2000. с. 184 — 186.
- Кузьмина Н. В. Данилов Н.А. Образовательная акмеология пути повышения качества подготовки специалистов образования. Инновации в психолого — педагогической теории и практике. Материалы международной научной конференции. — Шуя: ШГГТУ, 2001. с. 62−66.
- Кузьмина Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель, 1976.
- Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984.-216с.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985.
- Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 159с.
- Кэмпбелл Д. Модели эксперимента в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960.
- Леонов А.Г., Русакова О. В., Алексеева М. Н. Исследование субъективных представлений об идеале личности специалиста. Личность и образование: психологическая поддержка развития. Межвузовский научно методический сборник. — Шуя: ШГПУ, 1999. с. 158−165.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.-304с.
- Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке. // Вопросы психологии. 1989. № 3. с. 11 -21.
- Личность и образование: психологическая поддержка развития. / Под ред. Е. С. Гуртового, Б. Б. Коссова. Шуя: ШГПУ, 1999.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: 1996.
- Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192с.
- Маркова А.К., Никонова А. Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя. // Вопросы психологии. 1987. № 5. с. 40−48.
- Марищук В. Л. Блудов Ю.М. и др. Методы психодиагностики в спорте. М., 1984.
- Мельников В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256с.
- Методика обучения технологии. Книга для учителя. / Под ред. В. Д. Симоненко. Брянск — Ишим, 1998. — 296с.
- Методы исследования в психологии. Квазиэксперимент. Учебное пособие для вузов. / Под редакцией Т. В. Корниловой. М.: Форум -Инфра-М, 1998. -296с.
- Методы системного педагогического исследования. / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1972.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. -216с.
- Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально экономических условиях. // Вопросы психологии. 1997. № 4.
- Муравьев Е.М. Общие основы методики преподавания технологии в общеобразовательных учреждениях. Учебное пособие для студентов педвузов по специальности «Технология и предпринимательство». -Шуя: Изд-во Шуйского пединститута, 1996. 156с.
- Муравьев Е.М., Симоненко В. Д. Общие основы методики преподавания технологии. Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета им. акад. И. Г. Петровского, НМЦ «Технология», 2000. — 235с.
- Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат. / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Суховой. М: Педагогика, 1990.
- Мясищев В.Н. О связи склонностей и способностей. // Склонности и способности. Л., 1962.
- Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. В 3 книгах. Кн. 1. Общие основы психологии. 2-е изд. -М.: Просвещение: В ЛАД ОС, 1995. — 576с.
- Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности. Тбилиси., 1975.82.0бщая психодиагностика. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Стопина. -М.: Изд. Московского университета, 1987.
- Орлов Ю.М., Шкуркин В. И., Орлова Л. П. Построение теста -опросника для измерения потребности в достижениях. // Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. М.: МГПИ, 1974.
- Первин Л., Джон О. Психология личности. М.: Аспект Пресс, 2000.
- Перепелкина К.Е. Развитие креативного потенциала студентов, будущих учителей технологии. / Акмеология 2000. Методические и методологические проблемы. Выпуск 5. СПб., 2000. с. 228 — 236.
- Перепелкина К.Е. Акмеологические стратегии креативного развития личности будущего учителя технологии. Инновации в психолого -педагогической теории и практике. Материалы международной научной конференции. Шуя: ШГПУ, 2001. с. 94 — 97.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. 255с.91 .Петровский А. В. Возможности и пути построенияобщепсихологической теории личности // Вопросы психологии. 1987. № 4, с. 30−44.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1997.
- Петровский В.А. К пониманию психологии личности // Вопросы психологии. 1981, № 2, с. 40 46.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. / Отв. Ред. А.Д. Глоточкин- АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1986.
- Пости Е.Е. Психологические основы профессионального становления личности учителя начальных классов. Автореферат кандидатской диссертации. Владимир, 2000.
- Похилько В.И., Федотова Е. О. Техника репертуальных решеток в экспериментальной психологии личности. // Вопросы психологии, 1984. № 3. с. 26−36.
- Практикум пор общей психологии: учебное пособие для студентов пед. институтов. / А. И. Абраменко, А. А. Алексеев, В. В. Богословский и др.- Под ред. А. И Щербакова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990.-288с.
- Проблемы психологии личности: Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А Пузырея. М.: МГУ, 1982.
- Проблемы совершенствования системы психолого педагогической подготовки учителя: Межвуз. сб. науч. тр. — JL: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1980. — 166с.
- Профессионально педагогические аспекты психологической культуры учителя: Межвуз. сб. науч. тр. — Псков, 1990. — 98с.
- Психологические вопросы формирования личности бедующего учителя: Межвуз. сб. науч. тр. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1986. -175с.
- Психологические и психофизиологические особенности студентов. / Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань: КГУ, 1977.
- Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. / Под ред. А. Коссаковского и др., пер. с нем. М.: Педагогика, 1981.
- Психолого педагогические проблемы эффективности профессиональной подготовки учителя в высшей школе: Межвуз. Сб. науч. тр. — А.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1988. — 168с.
- Психолого педагогические проблемы подготовки специалиста: Межвуз темат. сб., 1983.
- Психологические тесты. / Составитель Э. Р. Ахмеджанов. М.: Лист, 1996.-320с.
- Психология профессиональной подготовки в вузе: Сб. статей, 1982.
- Психология личности. Зарубежная психология. Хрестоматия. / Под ред. Д. Я. Райгородского, Т. 1. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999.-448с.
- Психология личности. Отечественная психология. Хрестоматия. / Под ред. Д. Я. Райгородского, Т. 2. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999.-544с.
- Пяти братова С. И. Анализ сущностных сторон профессионализма на основе акмеологического подхода. // Вестник балтийской педагогической академии. Вып 36. Акмеологический подход в теории и практике образования. СПб, 2000. с. 51 — 57.
- Реан А.А. Психология педагогической деятельности (Проблемный анализ): Учеб. пособие. Ижевск: Издательство Удм. университета, 1994.-83с.
- Рейнвальд Н.И. Психология личности. М., 1987.
- Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М., 1985.
- Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов — на -Дону, 1994.
- Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и пед. коллективом. М.: Гуманит. изд. Центр В ЛАД ОС, 1998. -496с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
- Русакова О.В. Личностные особенности коммуникативных лидеров и аутсайдеров. Личность и образование: психологическая поддержка развития. Межвузовский научно методический сборник — Шуя: ШГПУ, 1999. с. 124−127.
- Русакова О.В. Сравнительный анализ структур личностных свойств студентов разного уровня подготовки. Проблемы повышения качества подготовки учителей (материалы международной научной конференции). Шуя: ШГПУ, 1999. с. 208−209.
- Русакова О.В. Использование современных компьютерных технологий в изучении личностных свойств студентов. Современные информационные технологии в образовательном процессе и научных исследованиях: Сб. статей к конференции. Шуя: Весть, 2000. с. 62 -64.
- Русакова О.В. Анализ иерархических структур видов деятельности и активности студентов разного уровня подготовки. Инновации в психолого педагогической теории и практике. Материалы международной научной конференции. — Шуя: ШГПУ, 2001. с. 106 — 109.
- Сержантов В.Ф. Теория личности. Л., 1982.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. -160с.
- Сластенин В.А., Мищенко А. И. Профессионально педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика, 1991. № 10, с. 79 — 84.
- Сонин В. А. Психолого педагогические проблемы профессионального менталитета учителя. Автореферат докторской диссертации. — М., 1998.
- Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. Учебное пособие. М.: Московский психолого — социальный институт- Флинта, 1998. — 368с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие. М., 1995.
- Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М.: Знание, 1986.
- Толмачев А. А. Исследование продуктивности индивидуальной педагогической деятельности по развитию технологического творчества у учащихся профтехучилищ // Творчество и педагогика. М., 1988. ТЗ.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: Издательство АН Груз. ССР, 1961. -210с.
- Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности.
- Перевод с английского. М.: Прогресс, 1987.
- Холл К., Линдсей Г. Теория личности. Перевод с английского И. Б. Гриншпун. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО — Пресс, 1999. — 592с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Серия: Мастера психологии. -СПб: Питер, 2001. -608с.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. М., 1995.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
- Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. М., Ростов — на — Дону: Феникс, 1996.-544с.
- Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя. JI., 1967.
- Якиманская И.С. Принцип активности в педагогической психологии. // Вопросы психологии. 1989. № 6. с. 5 13.
- Allport, G.W. Pattern and growth in personality. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1% 1.
- Cattell, R.B. Personality: a systematic, theoretical, and factualstudy. New York: Mc Graw — Hill, 1950.
- Kelli, G.A. The Psychology of Personal Constructs. Vol. 1 and 2. New York, 1955.
- Kossakowski A. Handlungspsuchologische Aspekte der Personlichkeitsentwicklung. Beitrage zur Psychologie. Band 5. Berlin: Yolk und Wissen Volkseigener Verlag, 1980.