Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Исследование процесса построения проблемной ситуации в практическом мышлении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость. Разработан практический метод исследования процесса построения проблемной ситуации, который используется в качестве диагностического инструментария применительно к профессиональной, в том числе, к психолого-педагогической практике. Методика успешно применяется в рамках тренингов творческого мышления как с учащимися, так и со специалистами различных профессийиспользуется… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ПРОБЛЕМА ВОССОЗДАНИЯ ОБЪЕКТА В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ
    • 1. 1. Проблема воссоздания объективного содержания задачи в общей теории мышления
    • 1. 2. Проблемные ситуации в практическом мышлении
    • 1. 3. Роль вопроса в процессе формирования и развития проблемы. т
    • 1. 4. Практическое мышление в сфере решения повседневных проблем
    • 1. 5. Проблема ситуации в практическом мышлении
      • 1. 5. 1. Ситуация как объект и как субъект
      • 1. 5. 2. Проблема ситуационного обобщения
      • 1. 5. 3. Проблема обобщения в практическом мышлении
      • 1. 5. 4. Ситуация и обыденное сознание
      • 1. 5. 5. Образ ситуации в структуре деятельности
      • 1. 5. 6. Ситуация как единица психической жизни
      • 1. 5. 7. Ситуация как контекст
      • 1. 5. 8. Ситуация как объект и как процесс
      • 1. 5. 9. Проблема ситуации в психолингвистике
      • 1. 5. 10. Ситуация в когнитивной психологии
  • Глава 2. ПРОБЛЕМА МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Глава 3. АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ
    • 3. 1. Отношение к задачам
    • 3. 2. Функции вопросов в структуре ситуации
    • 3. 3. Зоны поиска
    • 3. 4. Характеристики ситуаций
    • 3. 5. Обобщённые структуры ситуации
    • 3. 6. Предполагаемые и гипотетические характеристики ситуации
    • 3. 7. Успешность решения задач и академическая успешность

Исследование процесса построения проблемной ситуации в практическом мышлении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Кардинальные преобразования, происходящие в настоящее время в обществе, всё больше нарушают существующее долгое время «неравновесие» между ценностью теоретического, идеологического и практического освоения действительности. Когда сама жизнь диктует каждому в большой мере быть практиком и когда становится очевидным, что решение практических (профессиональных или просто житейских) проблем требует подчас большого напряжения интеллектуальных сил для организации и управления определённой ситуацией (будь то управление предприятием, частный бизнес или проблемы с работой), то возрастает и интерес к «неакадемическому» интеллекту. Проблема практического мышления, на протяжении многих лет развивается в рамках психологии мышления, и все же остаётся ещё довольно большой простор для теоретических и экспериментальных исследований. Весьма актуальными являются исследования, проливающие хотя бы слабый свет на функционирование собственных познавательных средств практического интеллекта.

Вне поля рассмотрения до сих пор остаётся тот вид практического мышления, который развивается и функционирует не в сугубо производственной ситуации (на заводе, в учреждении), а — в повседневной практике любого человека и являющейся по своему сложной и многогранной [184, 185]. Важность этой стороны проблемы высока и потому, что всё большее место в производственной жизни общества занимает частная практика.

В рамках данной проблематики нас интересует с одной стороны, проблемная ситуация как необходимое условие процесса мышления, с другой, — «ситуация» как психологический феномен, постоянно фигурирующий в научном языке психологии, но недостаточно исследуемый. При этом особый интерес представляет для нас возникающая на стыке проблема перехода стимульной ситуации в проблемную.

Ситуация" довольно часто встречается в самых разных контекстах: проблемная, неопределённая, конфликтная, производственная., но чаще всего выступает, как способ описания специфической системы обстоятельств, в которую попадает субъект. Ряд авторов указывает на тесную связь ситуации и структур практического опыта. В частности Д. Н. Завалишина отмечает, что обобщение, характерное для практического мышления, является синтезом, «сращиванием» в единое понятие различных существенных характеристик, присущих разным сторонам, аспектам ситуации деятельности [49, с. 20], однако каких-либо исследований, углубляющих эту идею «ситуационных понятий» до сих пор не предпринято. Поскольку практика немыслима вне ситуации, изучение последней как элемента субъективного опыта представляет большой интерес для проблемы практического мышления в целом. В частности отмечается, что чаще в реальной деятельности объектом воздействия и познания выступают не отдельные предметы, группы предметов или собственные действия, а целостная ситуация [65, 96, 129].

Известно, что в практической деятельности и в повседневной жизни решение тех или иных задач требует активного исследования ситуации с целью выделения условий для ее решения, что само по себе уже выходит за рамки тех задач, где условия решения даются вместе с требованиями [55, 56, 71, 72, 80−83, 99.]. Таким образом, задачи, с которыми чаще всего приходится сталкиваться в реальной жизни, обладают большой степенью неопределённости в отношении цели и средств. С другой стороны, известно, что в рамках общей практической задачи в зависимости от того, каким является объект деятельности, различными будут ситуации, воспринимаемые как проблемные и различными будут направления поиска проблемности [108, 109]. Однако процесс перехода от неопределённой или стимульной ситуации к проблемной остаётся по большей части «неуловимым» как в рамках решения «академических» задач, так и практических. В первом случае речь идет о процессе понимания условий, «принятия» задачи, достаточно свёрнутом и скрытом, во втором — отмечается также сложность, с которой сталкивается экспериментатор, некомпетентный в той ситуации, в которой субъект сталкивается с теми или иными проблемами. Какие свойства ситуации являются важными для решения проблемы профессионалом, часто остаётся неясным.

В рамках исследования практического мышления проблемная ситуация, таким образом, выступает как бы на стыке двух проблемных областей — порождение «проблемности» некоторой ситуации и строение, движение самой субъективной ситуации, в рамках которой только и имеют смысл возникающие проблемы. В. Н. Пушкин ввёл понятие ситуативного концепта, не совпадающего с содержанием задачи и отражающего субъективное представление об её объективном содержании. Развитие данного ситуативного концепта представляет особый интерес в нашем исследовании.

Таким образом, объект исследования — процесс практического мышления при решении повседневных задач.

Предмет исследования — процесс построения ситуативного концепта при решении задач неформального типа, связанных с повседневной практикой.

В соответствии с целью исследования — выявить специфику процесса построения и развития проблемной ситуации в практическом мышлении — формулируются следующие задачи исследования:

1. Определить основные подходы к анализу проблемы возникновения и развития проблемной ситуации.

2. Определить психологическое содержание понятия «ситуация» применительно проблеме практического мышления.

3. Разработать метод исследования мышления, моделирующий процесс построения ситуативного концепта, возникновения и развития проблемной ситуации при решении практических задач.

4. Выявить специфику процесса построения ситуационного концепта, возникновения и развития проблемной ситуации в ходе экспериментального исследования.

5. Показать различия в построении и реализации обобщений в рамках теоретического и практического мышления.

Гипотезы исследования.

Основные гипотезы нашего исследования.

1. Процесс построения ситуативного концепта и развития проблемной ситуации при решении задач неформального типа, построенных на основе актуализации событийного опыта субъекта, имеет ряд особенностей, отличающих их от традиционно используемых формальных заданий.

2. Ситуационные модели являются специфическими единицами обобщения практического опыта и используются в процессе построения ситуативного концепта проблемной ситуации.

Рабочие гипотезы:

1. Предлагаемый метод позволяет моделировать в лабораторных условиях процессы возникновения и развития проблемной ситуации при решении практических задач.

2. Предлагаемый метод позволяет дифференцировать испытуемых по ряду содержательных и стилевых особенностей мышления.

Методологической основой исследования являются ведущие философские и психолого-педагогические идеи, представленные в следующих теориях:

Концепции системогенеза деятельности (В.Д.Шадриков, А. В. Карпов, Ю. П. Поварёнков, Н.В. Нижегородцева).

Общей теории мышления (А.В.Брушлинский, Ю. Н. Кулюткин, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарёв, С. Л. Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская).

Теории профессионального практического мышления (Д.Н.Завалишина, Е. В. Конева, Ю. К. Корнилов, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Мехтиханова, В. Н. Пушкин, А. А. Смирнов, Б.М.Теплов).

Теории ситуации (С.В.Ковалёв, Ю. К. Корнилов, А.В.Филлипов).

Философская концепция обыденного мышления и практического разума М. Хайдеггер, К. И. Алексеев, Е. К. Быстрицкий, М.А.Розов).

Методы исследования. На разных этапах исследования использовались следующие методы: метод наблюдения, метод интервьюирования, метод беседы, метод контент-анализа, метод мышления вслух, метод подсказок, метод переформулирования задания, метод содержательного анализа протоколов. Основным является разработанный автором на основе загадок-головоломок метод, названный нами «Проективный вопросный метод».

Надёжность и достоверность полученных результатов обеспечивалась последовательной и логически непротиворечивой реализацией методологической основы исследования на всех этапах, применением совокупности методов, адекватных целям и задачам исследования, сочетанием количественного и качественного анализа результатов, сопоставлением полученных эмпирических данных с литературными, проведением статистической обработки данных с помощью современных статистических пакетов Excel, Statistica 5.5 for Windows.

Научная новизна и теоретическое значение работы заключается в разработке метода, позволяющего изучить ряд особенностей процесса построения ситуации при решении практических задач, связанных с повседневной практикой.

Большое внимание уделено исследованию ситуации как субъективного феномена, который недостаточно глубоко исследовался в рамках психологии мышления. Проведено исследование процесса построения ситуативного концепта (понятие введено В. Н. Пушкиным, исследовалось рядом авторов (Д.Н.Завалишина, Ю. К. Корнилов, А.В.Варёнов), но специально не исследовалось в рамках проблем практического мышления.

Предлагаемый метод позволяет моделировать развитие проблемной ситуации в условиях развития самой ситуации, что является определённым шагом вперёд в разработке лабораторных методов исследования мышления.

Практическая значимость. Разработан практический метод исследования процесса построения проблемной ситуации, который используется в качестве диагностического инструментария применительно к профессиональной, в том числе, к психолого-педагогической практике. Методика успешно применяется в рамках тренингов творческого мышления как с учащимися, так и со специалистами различных профессийиспользуется с целью воссоздания специфики профессиональной либо другой «особой» ситуации (например, среды осуждённых), поиска её релевантных признаков.

На защиту выносятся следующие положения:

1. При решении практических задач в ходе непрерывного процесса переформулирования задачи проблемная ситуация у разных испытуемых приобретает разное содержание.

2. В структуре опыта субъекта формируются специфические обобщения, которые обеспечивают организацию элементов ситуации в единое целое, не являясь «понятиями» в традиционном смысле.

3. Метод исследования процесса мышления при решении практических задач должен удовлетворять ряду требований: самостоятельное определение условий и постановка целей, постоянное переопределение требований, развитие событий, многоплановость, многозадачность, необозримость, влияние контекста.

4. В основе решения практических задач лежит актуализация ситуационных моделей, а в основе решения академических — актуализация системы теоретических понятий, необходимых для построения теоретических концептов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы и результаты исследования были представлены и обсуждены на заседании кафедры общей психологии ЯрГУ (1997), на методологическом семинаре Ярославского регионального отделения РПО (2001), на теоретическом семинаре кафедры общей психологии ЯрГУ, на международном симпозиуме «Социальная психология в XXI веке» (Ярославль, 1998) — на международном симпозиуме «Социальная психология: Практика, Теория, Эксперимент. Практика» (Ярославль, 1999). На всероссийских конференциях психологов УИС (Курган, 2000, Владимир, 2001, Самара, 2002, Ярославль, 2002).

Внедрение результатов исследования осуществлялось на практических семинарских занятиях, проходящих на базе Дзержинского учебно-производственного комбината, на базе управления исполнений наказаний Минюста России по Ярославской области в рамках профессиональной подготовки сотрудников оперативных служб.

Заключение

.

Данное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Предлагаемый метод исследования процесса построения ситуативного концепта моделирует процесс решения практических задач по основным параметрам (переопределение требований, динамическое определение условий и постановка целей, развитие событий, многоплановость, многозадачность, необозримость, влияние контекста.). Методика направлена на изучение структуры опыта и индивидуальных представлений испытуемого о содержании проблемной ситуации.

2. Предлагаемый метод дифференцирует испытуемых по ряду содержательных (значимость различных аспектов ситуации) и стилевых особенностей мышления (внешний или внутренней фильтр, выраженность мыслительных циклов, экспериментирование, точечный-комбинированный поиск.).

3. Процесс построения проблемной ситуации при решении ситуационных задач имеет ряд особенностей, отличающий их от традиционно используемых формальных заданий. В результате формирования различных ситуативных концептов, определяющих характер неизвестного, испытуемые выделяют в качестве существенных разные признаки ситуации. В ходе непрерывного процесса переформулирования задачи проблемная ситуация у разных испытуемых приобретает разное содержание.

4. При решении практических задач особую значимость в процессе построения ситуативного концепта и соответственно развития проблемной ситуации имеют: избирательность — существенное для одних не существенно для других, процессуальная обусловленность — признаки, значимые на начальных стадиях решения теряют значимость на последующих, контекстная обусловленность — значимость признаков непрерывно меняется в зависимости от контекста и развития ситуации.

5. Ситуационные модели, являясь специфическими единицами обобщения практического опыта, позволяют организовывать элементы условий в единое целое. Такого рода обобщения могут быть определены не только посредством понятия, но и описания или сравнения, либо плохо поддаются вербализации. Установлено, что ситуационные модели могут использоваться при решении, но не осознаваться. Ситуационные модели обладают различной степенью абстрактности и необходимы для построения ситуативного концепта. Содержание, характер взаимосвязи и динамика последних в структуре ситуативного концепта определяет характер проблемной ситуации и её развития.

6. Ситуационная модель, характеризуясь системой признаков: 1) набором элементов и их признаков- 2) отношениями (системными, конфликтными) — 3) системой целей- 4) последовательностью событий- 5) взаимосвязанными планами- 6) функциями и ролями участников- 7) нормами, правилами развития- 8) контекстом- 9) ценностной окрашенностью, значимостью, имеет также внешнюю и внутреннюю структуру, фиксированные и ситуативные значения. Ситуационный концепт включает систему предполагаемых и гипотетических признаков.

7. Субъект взаимодействует не столько с отдельными аспектами проблемной ситуации, сколько с ситуацией в целом как с системой взаимосвязанных, взаимозависимых элементов, составляющих единое целое, поэтому незначительные изменения в отдельных её аспектах могут приводить к значительным изменениям в общей модели ситуации.

8. Успешность решения предлагаемых задач имеет низкий уровень корреляции (г=0,108) с академической успеваемостью студентов. Успешность решения практических задач в повседневной жизни требует актуализации ситуационных моделей. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. М., 1989.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
  3. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 4. М., 1984.
  4. Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.
  5. Е.Ю., Урунтаева Г. А. Изучение структуры субъективного опыта в условиях неопределённых инструкций // Мышление, общение, опыт. Ярославль, 1983. С. 108−118.
  6. Е.Ю., Стрелков Ю. К. Серкин В.П. Описание структуры субъективного опыта: контекст и задачи. В сб. Мышление, общение, опыт. Ярославль, 1983. С. 99−108.
  7. Е.Ю., Сорокина Т. И. Рефлексия ситуаций разной субъективной сложности // Мышление и общение в конкретных видах практической деятельности. Ярославль, 1984. С.4−6.
  8. Е.Ю. Профессиональная составляющая образа мира // Мышление и общение: активное взаимодействие с миром. Ярославль, 1988. С. 52−66.
  9. Е.Ю., Стрелков Ю. К., Серкин В. П. Структура субъективного опыта: семантические и другие слои // Мышление и субъективный мир. Ярославль, 1991. С.9−14.
  10. А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.
  11. В.Ф. Логика. М., 1947.
  12. В.А. Понятие психического отражения в трудах Б.Ф.Ломова // Психический образ: строение, механизмы, функционирование и развитие. Т.1. М., 1994. С. 25−28.
  13. Ф.Б. К проблеме осознаваемости психологических установок // Проблема установки. Психологические исследования, посвященные 85-летию Д. Н. Узнадзе / Под ред. Прангишвили. Тбилиси, 1979.
  14. М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: ежегодник 84−85. М., 1986. С. 106−107.
  15. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психологии. М., 1979. № 2. С. 47−56.
  16. БрунерД. Психология познания. М., 1977.
  17. А.В. Психология мышления и кибернетика. М., 1970.
  18. А.В. Психологический анализ мышления как прогнозирования. Автореф. докт. дис. М., 1977.
  19. А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
  20. А.В. Проблема деятельности и психология мышления // Мышления и общение в производственной деятельности. Ярославль, 1981. С. 310.
  21. Е.К. Практическое знание в мире человека // Заблуждающийся разум: многообразие вненаучного знания. М., 1990.
  22. А. От действия к мысли. М., 1956.
  23. Ван Дейк Т. А. Язык, познание, коммуникация. М.: Изд-во «Прогресс», 1989.
  24. В.Л. Мышление в структуре деятельности следователя // Мышление. Общение. Практика. Ярославль, 1986. С. 92−96.
  25. В.Л. Юридическая психология. М., 1991.
  26. Л.М. Психические процессы. Т. 2. Л., 1976, 339 с.
  27. М. Продуктивное мышление. М., 1987.
  28. Л. Логико-философский трактат. М.: Изд-во «Гнозис», 1994.
  29. М.И. К проблеме общения испытуемого и экспериментатора в ходе психологических опытов по изучению мышления // Новые исследования в психологии. М., 1979, 2, с. 12−15.
  30. Л.С. Собрание сочинений. М.: Изд-во «Педагогика», 1983. Т. 1,2,3.
  31. Н.Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. с. 29.
  32. Год фру, а Ж. Что такое психология. М., 1992. Т.1.
  33. Н.Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. М., 1982.
  34. E.JI., Смирнов C.JI. Исследование процесса выдвижения и проверки гипотез при решении задач с неопределенными условиями / Вестник МГУ, 1988. Серия 14. № 1. с.61−68.
  35. JI.JI. Осознаваемость мыслительных операций при решении пространственных задач // Мышление и речь. М,. 1963. С. 66−90.
  36. JI.JI. Исследования мышления как решения задач: Автореф. докт. дис. М., 1976.
  37. JI.JI. Процессы понимания в мышлении, общении и практической деятельности // Мышление. Общение. Практика. Ярославль., 1986. С. 97−108.
  38. В.В. Виды обобщений в обучении. М., 1972.
  39. В.А., Богданов В. М. К исследованию мышления инспектора уголовного розыска // Мышление и общение в производственной деятельности. Ярославль., 1981. С. 68−73.
  40. Р. Соч. М., 1989. Т.1.
  41. Д. Несоизмеримость и логические традиции. // Концептуализация и смыл. Новосибирск., 1990.
  42. Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблема его понимания. М., 1982.
  43. Е.В. Изучение индивидуальной специфики мышления как мышления практического: Канд. дис. Ярославль, 1994.
  44. К. Психология продуктивного мышления. Качественное исследование продуктивного мышления. // Психология мышления. / Под ред. А. М. Матюшкина. М., 1965.
  45. В.А. Осознаваемые и неосознаваемые компоненты творческого мышления // Исследование проблем психологии творчества. М., 1983.
  46. Ю.Н. Исследование и проецирование личностных ситуаций как теоретико-прикладное направление социальной психологии. // Вестник ЛГУ. Сер.6. Вып.1. 1986.
  47. Ю.Н. Эффект трансситуационного научения. // Вестник ЛГУ, 1987. № 3. с.27−33.
  48. Д.Н. Психологические механизмы решения оперативных задач: Автореф. канд. дис. М., 1968.
  49. Д.Н. Обобщение в практическом мышлении // Общение и мышление в конкретных видах практической деятельности. Ярославль, 1984. С.19−20.
  50. Д.Н. Функционально-генетический анализ оперативного мышления: Автореф. докт. дис. М., 1985.
  51. Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления. М., 1985.
  52. А.Н. Об использовании информации в задачах, решаемых с помощью проб // Мышление и речь. М., 1963. С. 47−65.
  53. В.А. К вопросу о природе языка // Вопросы философии. 1979. № 11. с. 75.
  54. В.П. От генезиса ощущений к образу мира // А. Н. Леонтьев и современная психология. М. 1983. С.140−149.
  55. А.Н. О методах психологического изучения содержания деятельности руководителя (на базе изучения деятельности сменного мастера текстильного производства) // Проблемы индустриальной психологии. Вып.2. Ярославль, 1975. С. 106−117
  56. А.Н. О возможных причинах принятия неэффективных решений руководителем // Проблемы мышления в производственной деятельности. Ярославль, 1980. С. 117−119.
  57. П.Н. Ретроспективное интервью как метод изучения мышления // Проблемы мышления в производственной деятельности. Ярославль, 1980. С. 117−119.
  58. Э.В. Диалектическая логика. М., 1984
  59. Исследование проблем психологии творчества. / Под ред. Я. А. Пономарева. М., 1983.
  60. Инженерная психология. Теория, методология, практическое применение. М., 1977.
  61. А.В. К проблеме психических процессов // Психологический журнал. М., 1986. Т. 7. № 6. С. 27−38.
  62. А.В. Психологический деятельности и проблема психических процессов // Психологические проблемы рационализации трудовой деятельности. Ярославль, 1986. С. 4−29.
  63. А.В. Психологический анализ деятельности. Ярославль, 1988.
  64. А.В. Закономерности организации познавательных и регулятивных процессов в структуре операторской деятельности // Познавательные процессы: теория, эксперимент, практика. Ярославль, 1990. С.29−35.
  65. С.М. Разработка методики исследования процесса решения педагогической ситуации // Методы исследования мышления и общения в производственной деятельности. Ярославль, 1989. С. 99 -104.
  66. Д. Психология персональных конструктов. М., 1999.
  67. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  68. Когнитивные стили: Тезисы докладов научно-практической конференции. Таллин, 1986.
  69. В.Е. Целеобразование и динамика оценок в ходе решения мыслительных задач // Психологические исследования мыслительной деятельности.
  70. М.: Изд-во МГУ, 1979. С.87−95.
  71. Ю. Психологическая теория решений. М., 1979.
  72. Е.В. Сравнительная характеристика процесса решения производственных и учебных мыслительных задач // Мышление и общение в конкретных видах практической деятельности. Ярославль, 1984. С.64−66.
  73. Е.В. Психологический анализ репродуктивных компонентов мышления профессионала в реальной деятельности: Автореф. канд. дис. Киев, 1987.
  74. Е.В. Исследование мышления в рабочих профессиях // Методы исследования мышления и общения в производственной деятельности. Ярославль, 1989. С.63−74.
  75. Ю.К. О развитии мышления учащихся при решении физических задач // Проблемы мышления. Ярославль, 1968.
  76. Ю.К. Об организации мыслительной деятельности учащихся в процессе анализа физической задачи // Вопросы психологии и педагогики труда, трудового обучения и воспитания. Ярославль, 1969. Часть 1. С.75−79.
  77. Ю.К. Процесс понимания и формирование навыков решения мыслительных задач // Педагогическая психология и школьная практика. Ярославль, 1972. С. 39−51.
  78. Ю.К. Психологические проблемы понимания. Ярославль, 1979.
  79. Ю.К. Некоторые проблемы изучения мышления руководителя. // Проблемы мышления в производственной деятельности. Ярославль, 1980. С. 73−85.
  80. Ю.К., Ерастов Н. П. К вопросу о развитии мышления в производственном обучении. // Проблемы мышления в производственной деятельности. Ярославль, 1980.
  81. Ю.К. О мышлении в производственной деятельности // Мышление и общение в производственной деятельности. Ярославль, 1981. С. 10−34.
  82. Ю.К. Мышление руководителя и методы его изучения. Ярославль, 1982.
  83. Ю.К. Мышление в производственной деятельности. Ярославль, 1984.
  84. Ю.К. О проблеме практического мышления // Мышления, общение, практика. Ярославль, 1986. С. 3−7.
  85. Ю.К. Исследования С.Л.Рубинштейна и новые подходы к изучению мышления // Методы исследования мышления и общения в производственной деятельности. Ярославль, 1989. С. 3−7.
  86. Ю.К. Проблема практического мышления в трудах С.Л.Рубинштейна // Сергей Леонидович Рубинштейн: очерки, воспоминания, материалы. М., 1989. С. 159−168.
  87. Ю.К., Мехтиханова Н. Н. Процесс изучения мышления как объект психологического анализа // Методы исследования мышления и общения впроизводственной деятельности. Ярославль, 1989. С. 18−31.
  88. Ю.К., Некрасова Е. В. К проблеме диагностики мышления в производственной деятельности // Познавательные процессы: теория, эксперимент, практика. Ярославль, 1990. С. 44−50.
  89. А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования, диагностики и коррекции. Автореф. докт. дис. М. 1994.
  90. Е.И. Познание, язык, культура. М., 1984.
  91. Ю.Н. Эвристические процессы в структуре решений. М., 1970.
  92. Г., (УДоннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М., 1981.
  93. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
  94. А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. М.: Изд-во «Педагогика», 1983. С. 251−261.
  95. .Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980.
  96. .Ф. Об исследовании законов психики // Психологический журнал. Т.З. № 1. 1982. С.18−30.
  97. .Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М. 1980.
  98. Т. Конституирование языка в повседневной жизни. // Концептуализация и смысл. Новосибирск, 1990.
  99. Е.А. Преодоление ситуации неопределённости в процессе мышления и воображения // Вопросы психологии. М., 1982. № 3. С. 22.
  100. Г. Б. Оценивание в мыслительной деятельности руководителя // Проблемы мышления в производственной деятельности. Ярославль, 1980. С.143−149.
  101. Д. Ситуационный анализ: эмпирические исследования соотношений выходов и ситуаций // Психологический журнал. М., 1983. Т.4. № 2. С. 28−33.
  102. В.А. О природе «латентных» свойств проблемной ситуации // Психологические проблемы рационализации деятельности. Ярославль, 1978. Вып.2. С.74−79.
  103. В.А. Структуры субъективного опыта и решения задач // Психологические проблемы рационализации деятельности. Ярославль, 1979. Вып.4.
  104. В.А. О деятельностной обусловленности локации ограничений в решении мыслительных задач // Проблемы мышления в производственной деятельности. Ярославль, 1980. С.49−64.
  105. Г. Б. О процессе оценивания при решении неопределённых задач // Мышление и субъективный мир. Ярославль, 1991. С. 81−84.
  106. Н. Мышление человека. Об одном аспекте мышления человека // Психология мышления. М., 1965.
  107. С.П. Понимание и противоречие. Красноярск, 1990.
  108. В.И. Поиск решения в ситуации непосредственного общения //Вестник МГУ. Психология. Серия 14. 1979. С.41−50.
  109. М.В. К вопросу об исследовании мышления в процессе усвоения деятельности по управлению // Мышление и общение: активное взаимодействие с миром. Ярославль, 1988. С. 124−131.
  110. М.В. Особенности мышления руководителя в процессе освоения управленческой деятельности: Автореф. канд. дис. Ярославль, 1990.
  111. Н.С. Зависимость решения от формулировки и наглядного оформления задачи // Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. М., 1960. С. 153−167.
  112. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Изд-во «Педагогика», 1972.
  113. A.M. К проблеме порождения ситуативных познавательных потребностей. М.: Изд-во МГУ, 1979.
  114. Методы исследования мышления и общения в производственной деятельности / Под ред. Ю. К. Корнилова. Ярославль, 1989.
  115. Н.Н. Учёт деятельностной детерминации мышления в процессе его исследования: Автореф. канд. дис. Киев, 1988.
  116. Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структуры поведения. М., 1965.
  117. Мышление и обучение в производственной деятельности / Под ред. Ю. К. Корнилова. Ярославль, 1981.
  118. Н.В. Истина и социально-исторический процесс познания. М., 1977.
  119. М.М. Психологическое исследование рассудка в историко-этническом аспекте: Автореф. канд. дис. М., 1980.
  120. Мышление: процесс, деятельность, общение / Под ред. А. В. Брушлинского. М., 1982.
  121. Мышление и субъективный мир / Под ред. Ю. К. Корнилова. Ярославль, 1991.
  122. Мышление и общение: активное взаимодействие с миром. Ярославль, 1986.
  123. У. Познание и реальность. М., 1981.
  124. Е.В. Влияние образа производственной ситуации на эффективность деятельности руководителей // Мышление и общение: активное взаимодействие с миром. Ярославль, 1988. С. 131−136.
  125. Никифоров A. J1. Проблемы объяснения и понимания. М., 1982.
  126. В.В. Некоторые «правила игры» в общении руководителя производственной организации // Мышление и общение в конкретных видах практической деятельности. Ярославль, 1984. С.211−212.
  127. Д.А. Концепция оперативности отражения в инженерной и общей психологии // Инженерная психология. Теория, методология, практическое применение. М., 1977.
  128. Познавательные процессы: теория, эксперимент, практика. Ярославль, 1990.
  129. А.В. Групповая деятельность и решение управленческих задач // Проблемы мышления в производственной деятельности. Ярославль, 1980. С. 109−116.
  130. А.В. Использование интервью при изучении мышления в профессиональной деятельности // Методы исследования мышления и общения в производственной деятельности. Ярославль, 1989. С. 55−63.
  131. Ю.П. Психологический анализ закономерностей познания производственной ситуации // Познавательные процессы: теория, эксперимент, практика. Ярославль, 1990. С. 125−136.
  132. Я.А. Психология творческого мышления. М., 1960.
  133. Я.А. Психология творчества. М., 1976.
  134. Попов J1.M. Поиск новых способов действия // Исследование проблем психологии творчества. М., 1983.
  135. А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии 19−20 веков. Иваново, 1994.
  136. Проблема установки. Психологические исследования, посвящённые 85-летию Д. Н. Узнадзе / Под ред. Прангишвили. Тбилиси, 1979.
  137. А.О. Отражающая функция психических состояний // Психический образ: строение, механизмы, функционирование и развитие. М., 1994. Т.2. С.75−77.
  138. Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкина. М., 1965.
  139. Психологические исследования творческой деятельности. М., 1975.
  140. В.Н. Оперативное мышление в больших системах. М.- Л., 1965.
  141. В.Н. Построение ситуативных концептов в структуре мыслительной деятельности // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978. С. 106−120.
  142. У.Р. Познание и мышление, моделирование на уровне информационных процессов. М.: Изд-во «Мир», 1986.
  143. М.С., Соловьёв А. В., Урванцев Л. П., Шапиро Б. Л. Психологическая природа неопределённости // Проблемы экспериментальной психологии и её истории. М., 1973.
  144. М.С. Основные направления анализа диагностического мышления в психологии. Ярославль., 1989.
  145. С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
  146. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958.
  147. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. М., 1989.
  148. С.Л. Очередные задачи психологического исследования мышления // Исследования мышления в советской психологии. М.: Изд-во «Наука», 1966. С. 225−235.
  149. Н.А. Метафора и ее роль в построении субъективной картины мира // Мышление и субъективный мир. Ярославль, 1991. С. 29−33.
  150. Л. Знание и мышление // Психология мышления. М., 1965.
  151. С.Л. Понятие образа мира и его значение для психологии познавательных процессов // А. Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983.
  152. А.Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968.
  153. С.Ю. Проблема Концептуально-методологического отображения процесса мышления // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 38.
  154. Ю.К. Перцептивный мир, Действие и структуры профессионального опыта // Мышление и субъективный мир. Ярославль, 1991. С. 14−19.
  155. Теплов .М. Ум полководца // Проблемы индивидуальных различий. М., 1961, С.252−344.
  156. O.K. Принцип избирательности в мышлении // Вопросы психологии. 1965. № 6.
  157. O.K. Актуальные проблемы развития психологической теории мышления // Психологические исследования творческой деятельности. М., 1975.
  158. O.K. Психология мышления. М., 1984.
  159. O.K., Знаков В. В. Мышление, знание и понимание // Вестник МГУ. Психология. 1989. № 2. С. 6−16.
  160. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961.
  161. Л.П., Толочко Н. Л. Экспериментальное исследование диагностического мышления. // Психологические проблемы рационализации деятельности. Ярославль, 1979. Вып. 4. С. 127−136.
  162. В.Г. Истина и правда повседневности // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990. С. 175−209.
  163. И.М. Проблемные ситуации и развитие личности. М., 1981.
  164. В.П. К типологии ситуаций понимания // Вопросы философии. № 1. 1990.
  165. А.В., Ковалёв С. В. Ситуация как элемент психологического тезауруса // Психологический журнал. 1986. № 1. С. 14−22.
  166. И.Г. Сочинения. Т.2. С.-П., 1993.
  167. М. Бытие и время // Сочинения. М., 1993. С. 3−45.
  168. X. Мотивация и деятельность. М., 1986.
  169. М.А. Структурная организация индивидуального интеллекта:
  170. Автореф. докт. дис. М., 1990.
  171. В.В. Психология трудового обучения. М., 1969.
  172. Ш. Н. Установка и мышление // Проблема установки. Психологические исследования, посвященные 85-летию Д. Н. Узнадзе. Тбилиси, 1979.
  173. В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль, 1979.
  174. B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978.
  175. Н.Б. Роль вопроса в структуре мышления // Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 91−95.
  176. С.П. Практическое познание как философско-методологическая проблема: Автореф. докт. дис. С.-П., 1994.
  177. С.П. Практическое познание. Философско-методологические очерки. Воронеж, 1994.
  178. А.Ф. Целеобразование в решении задач // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979. С. 101−105.
  179. Aebli Н. Denken: das Ordnen des Tuns. Klett-Cotta Verlag Stuttgart, 1980. Vol. 1,2.
  180. Argyle M.A. The experimental study of basic features of situations // Toward a psychology of situations: an interactional perspective. Ed. by D.Magnusson. 1981. P. 63−84.
  181. Berry G.W., Irvine S.H. Bricollage: sarages do it daily // Practical intelligence. Ed. R.G. Sternberg and R.K.Wagner. Cambridge Un. Press. 1986.
  182. Dorner D. Die Logik des Mi (s)lingens Strategisches Denken in komplexen Situationen. Hamburg, 1995.
  183. Hoffman I. Die Welt Der Begriffe: Psychologische Untersuchungen zur Organisation des Menschliche Wissens. Berlin, VEB Deutcher Verlag der Wissenschaftler, 1986.
  184. Hussy W. Denken und Problemlosen. Verlag W. Kohlhammer Stuttgart Berlin Koln, 1993
  185. Mishel W. Personality and assessment. N.Y. 1969
  186. Scribner S. Thinking in action: some characteristics of practical thought // Practical though. N. Y, 1984. P. 13−29.
  187. Sesit G, Liker G. Academic and nonacademic intelligence: an experimental separation // Practical intelligence. Ed. R.G. Sternberg and R.K.Wagner. Cambridge Un. Press. 1986.
  188. Sternberg R.G. The nature and scope of practical intelligence // Practical intelligence. Ed. R.G. Sternberg and R.K.Wagner. Cambridge Un. Press. 1986.
  189. Wagner R. K, Sternberg R.G. Tacit knoledge and intelligence in the everyday World // Practical intelligence. Ed. R.G. Sternberg and R.K.Wagner. Cambridge Un. Press. 1986.
Заполнить форму текущей работой