Влияние личностных факторов на эмоциональное выгорание менеджеров в условиях коммерческой организации
Диссертация
Данные, полученные в ходе настоящего эмпирического исследования, позволили наметить направления профилактической, консультативной и психокоррекционной работы и предложить научно-обоснованные рекомендации по психологической помощи менеджерам, подверженным риску эмоционального выгорания. Результаты исследования могут использоваться в практической деятельности служб персонала коммерческих… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ, СТРУКТУРЕ И ГЕНЕЗИСУ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
- 1. 1. Содержание и структура эмоционального выгорания
- 1. 1. 1. Теоретические направления исследования эмоционального выгорания и его структуры в зарубежной психологии
- 1. 1. 2. Представления о содержании и структуре эмоционального выгорания в отечественной психологии
- 1. 2. Психологические подходы к изучению причин возникновения эмоционального выгорания
- 1. 2. 1. Организационный подход
- 1. 2. 2. Интерперсональный подход
- 1. 2. 3. Индивидуально-психологический подход
- 1. 2. 4. Интегративные модели детерминант эмоционального выгорания
- 1. 1. Содержание и структура эмоционального выгорания
- 2. 1. Определение понятия «менеджер» в современных социально-экономических условиях
- 2. 2. Основные содержательные компоненты профессиональной деятельности менеджера коммерческой организации
- 2. 3. Особенности личности современного менеджера
- 2. 4. Эмоциональное выгорание как проявление профессиональной дезадаптации менеджеров в условиях коммерческой организации
- 2. 4. 1. Организационные факторы эмоционального выгорания менеджеров
- 2. 4. 2. Личностные факторы эмоционального выгорания менеджеров
- 2. 4. 3. Обобщенная модель факторов эмоционального выгорания менеджеров коммерческих организаций
- 3. 1. Методы и процедура исследования
- 3. 2. Описание результатов исследования
- 3. 2. 1. Структура эмоционального выгорания менеджеров коммерческих организаций
- 3. 2. 2. Соотношение индивидуально-типологических особенностей менеджеров и признаков их эмоционального выгорания
- 3. 2. 3. Взаимосвязь особенностей самосознания и мотивационно-ценностной сферы менеджеров с уровнем их эмоционального выгорания
- 3. 3. Анализ и обсуждение результатов исследования
- 3. 3. 1. Роль типологических личностных особенностей в формировании эмоционального выгорания у менеджеров
- 3. 3. 2. Особенности самосознания и мотивационно-ценностной сферы менеджеров как факторы, влияющие на их эмоциональное выгорание
- 3. 3. 3. Рекомендации по психологической профилактике и коррекции эмоционального выгорания у менеджеров коммерческих организаций
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. — 299 с.
- Агапов B.C. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителя: Дис.. доктора психол. наук. М., 1999. — 495 с.
- Агапова М.В. Социально-психологические аспекты эмоционального выгорания и самоактуализация личности: Дис.. канд. психол. наук. -Ярославль, 2004.- 184 с.
- Айсина P.M. Мотивация при внутриличностном конфликте: о разработке и применении модели анализа ТАТ-историй в диагностике мотивационно-личностных особенностей руководителей // Ученые записки РГСУ. М., 2005.-№ 2.-С. 37−45.
- Айсина P.M. Неконгруэнтный имидж менеджера как фактор риска его эмоционального выгорания // Материалы Четвертого международного симпозиума по имиджеологии. М., 2006. — С. 24 — 25.
- Аминов Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 71 — 77.
- Аминов Н. А. Дифференциальный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей // Вопросы психологии. 1995. № 5. С. 5−19.
- Аминов Н.А., Молоканов М. В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психол. журнал. 1992. -Т. 13. — № 5. -С. 104−110.
- Аминов И.А., Шпитальный Д. В. Синдром «эмоционального выгорания» как вид профессиональной дезадаптации // Профессиональный потенциал. 2002. — № 1. — С. 37−43.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 339 с.
- Антоненко И.В. Личностный аспект деятельности предпринимателя: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1995. 186 с.
- Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал, — Т. 15. 1994, — № 1. — С. 3 — 18.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности.- М., 1976.158 с.
- Базарова Г. Т. Социально-психологические факторы профессиональной социализации менеджеров: Дис.. канд. психол. наук. М., 2001. -176 с.
- Базаров Т.Ю., Беков Х. А., Аксенова Е. А. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур. М., 1995. — 112 с.
- Банников Г. С. Роль личностных особенностей в формировании структуры депрессии и реакций дезадаптации: Автореф. дис.. канд. мед. наук. -М., 1998.-22 с.
- Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания. Хрестоматия / Под редакцией Д. Я. Райгородского Самара, 2003. — С. 333 — 392.
- Биллсберри Д. Эффективный менеджер: Взгляды и иллюстрации: Хрестоматия. М., 1997.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. 192 с.
- Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / РАН, Институт психологии, — М., 1995. 136 с.
- Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб., 1999. — 105 с.
- Бойко В.В. Энергия эмоций. СПб., 2004. — 480 с.
- Большакова Т.В. Личностные детерминанты и организационные факторы возникновения психического выгорания у медицинских работников // Ярославский психологический вестник. Вып.11,2004. — С.96−99.
- Борисова Е.М., Логинова Г. П., Мдивани М. О. Диагностика управленческих способностей // Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С. 112−121.
- Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. — № 3. — С. 96−104.
- Борисов Ю. А. Особенности мотивационно-смысловой сферы и самосознания менеджеров среднего звена производственно-коммерческой фирмы в период перехода к рыночным отношениям: Дис.. канд. психол. наук. Ставрополь, 2003. — 250 с.
- Бороздина Л.В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вестник МГУ Сер. 14. Психология.- 1986.- № 3.- С.21−30.
- Бороздина Л.В., Молчанова О. Н. Самооценка в возрасте первой зрелости // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1990. — № 2. — С. 24 -37.
- Бороздина Л.В., Молчанова О. Н. Самооценка в возрасте второй зрелости // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1997. — № 1. — С. 27 — 42.
- Бороздина Л.В., Залученова Е. А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии. -1993. -№ 1.-104−113.
- Брушлинский А.В. Психология субъекта. М., 2003. — 272 с.
- Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998.-263 с.
- Былкина Н. Д. Соотношение самооценки и уровня притязаний в норме и при психосоматической патологии: на материале язвенной болезни 12-перстной кишки: Дис.. канд. психол. наук. М., 1995. — 195 с.
- Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984. — 200 с.
- Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. М., 2002. — 528 с.
- Водопьянова Н.Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек-человек» // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Никифорова Г. С., М. А. Дмитриевой. СПб., 2001. -448 с.
- Водопьянова Н.Е., Серебрякова А. Б., Старченкова Е. С. Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности // Вестник СПбГУ. Сер.6. — 1997. — Вып. 2. — № 13. — С. 18 — 24.
- Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2005. — 336 с.
- Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1994. — 320 с.
- Выготский JI. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. М., 1983. — 368 с.
- Выявление групп риска развития социально-психологической дезадаптации при расстройствах депрессивно-тревожного спектра. Пособие для врачей. / Под ред. проф. О. П. Вертоградовой. М., 1996. -18 с.
- Гаранин С. А. Самооценка профессионального мастерства как отражение уровня развития профессионального самосознания учителя физической культуры. Дис. канд. пед. наук. СПб., 1993 — 217 с.
- Гаранян Н.Г., Холмогорова А. Б. Замысловатый танец современной пары // Семейная психология и семейная терапия. 2000. — № 2. — С. 3−11.
- Годунов А.А. Социально-экономические проблемы управления социалистическим производством. М., 1975. -133 с.
- Гончарук В.А. Алгоритмы преобразования в бизнесе: Практика консультирования. Маркетинговый подход. М., 2001. — 296 с.
- Грешнев Д.В. Психологические особенности внутриличностного конфликта: Дис. канд. психол. наук. Тамбов, 2002. — 173 с.
- Гримак JI. П. Резервы человеческой психики: введение в психологию активности. М., 1989−319 с.
- Гринберг Дж. Управление стрессом. Спб., 2002. — 496 с.
- Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997. -С. 143−156.
- Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. Спб., 2001.-352 с.
- Гурьева Л. С, Заргаров В. А., Скобеев К. М. Профессионал и специалист: Руководитель в современных организационных условиях. Томск, 1989. -131 с.
- Деркач А.А., Секач М. Ф., Михайлов Г. С. Акмеологические основы саморегуляции психической устойчивости руководителя. М., 1991. -366 с.
- Джемс У. Личность // Психология самосознания. Хрестоматия / Под редакцией Д. Я. Райгородского Самара, 2003. — С. 7 — 44.
- Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб., 2001. -720 с.
- Дикая Л. Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности: Дис. доктора психол. наук. М., 2002 — 342 с.
- Донченко Е. А., Титаренко Т. М. Личность: конфликт, гармония. Киев, 1989.- 173 с.
- Иоголевич Н.И. Особенности индивидуальности студентов-менеджеров // Вопросы психологии. 2005 — № 3. — С. 97 — 106.
- Кадыров И.М. Взаимодействие когнитивных и аффективных компонентов в структуре самосознания: на модели невротических расстройств: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1990. — 24 с.
- Карлофф Б., Седерберг С. Вызов лидеров / Пер. со швед. М., 1996. -237 с.
- Карпов А.В. Психология менеджмента. М., 1999. — 583 с.
- Карпов А.В., Орел В. Е., Тернопол В. Я. Психология профессиональной адаптации. Ярославль, 2003. — 199 с.
- Качина А.А. Психологическая структура профессионального стресса менеджеров разного должностного статуса: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2006. — 24 с.
- Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности / Пер. с англ. М., 1998.-368 с.
- Кернберг О.Ф. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии / Пер. с англ. М., 2001. — 464 с.
- Кернберг О.Ф. Отношения любви: норма и патология / Пер. с англ. М., 2000. — 256 с.
- Киселева М.А. Психосоциальная идентификация современного Российского менеджера-предпринимателя: Дис.. канд. психол. наук. -М, 1997.- 148 с.
- Киршбаум Э., Еремеева А. Психологическая защита. М., 2000. — 179 с.
- Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983. 368 с.
- Китов А.И. Психология хозяйственного управления. М., 1984. — 247 с.
- Климов Е.А. О феномене профессиональной относительности образа мира // Вестник МГУ, 1995.- Серия 14.- Психология.- № 1.- С. 3−11.
- Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996.- 203 с.
- Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М., 1978. — 270 с.
- Когнитивная психотерапия расстройств личности / Под ред. А. Бека, А. Фримана. СПб., 2002. — 544 с.
- Козина Н.В. Исследование эмпатии и ее влияния на формирование «синдрома эмоционального сгорания» у медицинских работников: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1998. — 30 с.
- Кон И. С. Проблема «Я» в психологии // Психология самосознания. Хрестоматия / Под редакцией Д. Я. Райгородского Самара, 2003. — С. 45 -96/
- Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс курс / Пер. с англ. СПб., 1998.-559 с.
- Кохут X. Восстановление самости / Пер. с англ. М., 2002. — 316 с.
- Крапивина О.В. Эмоциональное выгорание как форма профессиональной деформации у пенитенциарных служащих: Дис.. канд. психол. наук. -Тамбов, 2004. 200 с.
- Кричевский P.JI. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М., 1998. — 400 с.
- Крогиус Н.В. Личность в конфликте. Саратов, 1976. — 144 с.
- Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами. Преобразующее лидерство. М., 1997. — 288 с.
- Ларенцова Л.И. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов // Клиническая стоматология. 2003. — № 4. — С.82−86.
- Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., 1984.- 199 с.
- Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса. // Вестн. Московск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. — № 3. С. 4−20.
- Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. 2004. — Том 25. — № 2. — С. 75 — 85.
- Леонтьев А.П. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005. — 246 с.
- Ломов Б.Ф., Журавлев А. Л. Психология управления. М., 1978. — 64 с.
- Мангутов И.С., Уманский Л. И. Организатор и организаторская деятельность. Л., 1975. 312 с.
- Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе / Пер. с англ. М., 1998. — 480 с.
- МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии / Пер. с англ. СПб, 2001.-560 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.- 308 с.
- Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются // Вопросы психологии. -1978. № 4. — с. 45−87.
- Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. СПб., 2006. — 352 с.
- Мелия М. И. Бизнес это психология: Психологические координаты жизни современного делового человека. — М., 2005. — 352 с.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ.-М., 1995.-704 с.
- Мизес Л. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапикатилистическая ментальность / Пер. с англ. М., 1993. — 200 с.
- Михайлов Г. С., Секач М. Ф., Привалова О. Д. О роли психической устойчивости в работе менеджера // Журнал прикладной психологии.2003.-№ 3.-С. 2−7.
- Мокин Ю.Н. Психологические факторы профессиональной успешности менеджеров по персоналу: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 2004.- 17 с.
- Моховиков А.Н. Телефонное консультирование: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Психология. М., 2001 -494 с.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960. — 426 с.
- Нальчаджан А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, методы, стратегии). Ереван, 1988. — 263 с.
- Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. СПб., 2006. — 392 с.
- Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб., 2000. — 464 с.
- Олдхэм Дж., Моррис Л. Б. Автопортрет вашей личности. М., 1996. -544 с.
- Орёл В.Е., Рукавишников А. А. Исследование влияния факторов рабочей среды на феномен психического выгорания в профессиях социальной сферы // Социальная психология XXI век. Ярославль, 1999. Т.2. С. 164−167.
- Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа -2001. № 9 — с. 57−78.
- Орел В.Е., Большакова Т. В. Личностные детерминанты возникновения синдрома психического выгорания у медицинских работников // Экология человека. 2005. — № 3. — С. 40 -44.
- Орел В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: Дис.. доктора психол. наук. Ярославль, 2005.-449 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. — 256 с.
- Постылякова Ю.В. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности // Психологический журнал. 2005. -Том 26.-№ 6.-С. 35−43.
- Психологическая диагностика индекса жизненного стиля / Под ред. Л. И. Вассермана. СПб.: ПНИ им. В. М. Бехтерева. — 1999. — 49 с.
- Психология менеджмента: Учебник / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб, 2000. — 639 с.
- Практическая психодиагностика: методики и тесты / Под редакцией Д. Я. Райгородского Самара, 1999. — 672 с.
- Привалова О.Д. Психическая устойчивость как фактор успешности профессиональной деятельности менеджеров малого бизнеса: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 2004. 160 с.
- Пригожий А.И. Современная социология организаций. М., 1995. — 296 с.
- Радаев В.В. Становление нового российского предпринимательства. -М., 1993.-214 с.
- Роберте Г. А. Профилактика выгорания // Обзор современной психиатрии -1998.- № 1.- С. 39−46
- Роджерс К. Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы / Пер. с англ. М., 2000. — 464 с.
- Розанова В.А. Психология управления: Учеб. пособие. М., 2000. -416 с.
- Ромазан И.В. Психологические особенности менеджера как субъекта деятельности: Дис.. канд. психол. наук. СПб., 1996. — 126 с.
- Романова Е.С., Гребенников Л. Р. Механизмы защиты как специфические средства решения универсальных проблем адаптации // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара, 2003.-С. 566−593.
- Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002 — Т. 23. — № 3. — с. 85−95.
- Рощин С.К. Психология успешного предпринимательства в США // Психологический журнал. Том 14. — 1993. — № 5. — С. 98 — 109.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. СПб., 2003. — 512 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. — М., 1989. -488 с.
- Рукавишников А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиза психического выгорания у педагогов: Дис.. канд. психол. наук. Ярославль, 2000.- 169 с.
- Самоукина Н.В. Карьера без стресса. СПб., 2003. — 256 с.
- Самоукина Н.В. Управление персоналом: Российский опыт. СПб, 2003.-236 с.
- Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М., 2003. — 336 с.
- Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979. — 98 с.
- Сечко А.В. Предупреждение профессионального выгорания у летного состава ВВС // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Социальное партнерство психологии, культуры, бизнеса и духовное возрождение России» М., 2006. — С. 161−162.
- Синдром сгорания / Первичная профилактика психических, неврологических и психосоциальных расстройств.- М., 2002, — С. 104−124.
- Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. М., 1996. — 428 с.
- Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания: личностные особенности у работников сферы психического здоровья // Белорусский медицинский журнал. 2002. — № 2. — С. 14−19.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989. — 215 с.
- Соколова Е.Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М., 1995. -359 с.
- Соколова Е.Т., Чечельницкая Е. П. Психология нарциссизма. М., 2001. -198 с.
- Соколова Е.Т. Психотерапия: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2002. — 368 с.
- Сотникова Ю.А. Защитные механизмы в личностной организации пациентов с расстройствами адаптации и суицидальными попытками: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 2005 30 с.
- Социально психологическая динамика в условиях экономических изменений // Под ред. A.JI. Журавлева и Е. В. Шороховой. — М., 1999. -295 с.
- Социально психологические исследования руководства и предпринимательства // Под ред. A.JI. Журавлева и Е. В. Шороховой. — М., 1999.-276 с.
- Старченкова Е.С. Психологические факторы профессионального «выгорания»: На примере деятельности торгового агента: Дис.. канд. психол. наук. СПб., 2002. — 203 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983 — 388 с.
- Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития / Пер. с англ. Екатеринбург, 1998. — 528 с.
- Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и психосоматическими расстройствами. СПб., 1992.-48 с.
- Тобиас JI. Психологическое консультирование и менеджмент: взгляд клинициста / Пер. с англ. М., 1997. — 160 с.
- Умняшкина С.В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий): Дис.. канд. психол. наук. Томск, 2001. — 162 с.
- Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. М., 2002. — 560 с.
- Факторный, дискриминантный и кластерный анализ / Под ред. И. С. Енюкова. М., 1989.-211 с.
- Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. -Самара, 2001.- 128 с.
- Филиппченкова С. И. Особенности преодоления стресса в профессиональной деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы: Автореф. дис. канд. психол. наук. Тверь, 2002. — 28 с.
- Фонарев А.Р. Психология личностного становления профессионала. -М., 1998.-247 с.
- Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя // Вопросы психологии. 1994. — № 6. — С.54−67.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. — 368 с.
- Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993. — 144 с.
- Фрейд 3. Печаль и меланхолия // Психология эмоций. М, 1984. — С. 203 -211.
- Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост. М. Г. Ярошевский. М., 1990. — 448 с.
- Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет / Пер. с нем. Тбилиси, 1991.-Книга 1.-397 с.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М. — Минск, 2005. — 384 с.
- Харди И. Врач, сестра, больной: психология работы с больными / Под. ред. М. В. Коркиной. Будапешт, 1988. — 388 с.
- Хилл Н. Думай и богатей / Пер. с англ. М., 2003. — 640 с.
- Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Интегративная психотерапия тревожных и депрессивных расстройств на основе когнитивной модели // Моск. психотерапевт, журнал. 1996. — № 3. — С. 112 — 140.
- Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Эмоциональные расстройства и современная культура на примере соматоформных, депрессивных и тревожных расстройств // Моск. психотерапевт, журнал. 1999. — № 2. -С. 61−90.
- Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Соматизация: история понятия- культуральные и семейные аспекты, объяснительные и психотерапевтические модели // Моск. психотерапевт, журнал. 2000. -№ 2.-С. 5−46.
- Хорни К. Наши внутренние конфликты / Пер. с англ. М., 2000. -560 с.
- Цуканов Н.Н. Цели и мотивы менеджера как факторы, влияющие на его эмоциональное выгорание: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Казань, 2002. — 20 с.
- Чередниченко И.П., Тельных Н. В. Психология управления. Ростов н / Д., 2004. — 608 с.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. -145 с.
- Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. 78 с.
- Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе: Проблемы методологии и теории.- М., 1985. 175 с.
- Юдина Е.В. Соотношение личностных качеств практического психолога и эффективности диагностической деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2001. — 24 с.
- Юнг. К. Г. Практика психотерапии / Пер. с нем. М., 1998. 416 с.
- Якокка Ли. Карьера менеджера. М., 2005. — 544 с.
- Ясюкова Л.А. Социально-психологическое прогнозирование профессионального развития руководителя: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1988. — 16 с.
- American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (4nd edn, revised) (DSM-IV). Washington, DC, APA.-1993 -303 p.
- Brill P.L. The need for an operational definition of burnout // Family and Community Health, 1984.-V. 6, -P. 12−24.
- Brondolo E., Masheb R., Stores J., Stockhammer T. Anger-related traits and response to interpersonal conflict among New York City traffic agents // J. of Applied Social Psychology. 1998. Vol. 28 (22). P. 2089−2118.
- Burish M. In search of theory: some ruminations on the nature and etiologyof burnout // Professional burnout: Recent developments in the theory andresearch / Ed. W. B. Shaufeli, C. Maslach, T. Marek. Washington: Taylor &Francis, 1993. P. 75−93.
- Burke R.J., Greengalass E. A longitudinal stydy of psychological burnout in teachers // Human Relations. 1995.- V. 48 (2). -P. 187−202.
- Burke R.J., Deszca G. Correlates of psychological burnout phases among police officers // Human Relations, 1986.- V.39.- P. 487−501.
- Burke R.J., Greenglass E.R. Sex differences in psychological burnout in teachers // Psychological Reports. 1989. Vol. 65 (1). P. 55−63.
- Burnout in the nursing profession: Coping strategies, causes, a. costs / Ed. E.A. McConnell. St. Louis etc.: Mosby. — 1982.- XIV.- 299 p.
- Buunk B.P., Schaufeli W.B. Burnout: A perspective from social comparison theory // Professional burnout: Recent developments in the theory and research / Ed. W.B. Shaufeli, С Maslach, T. Marek, Washington DC: Taylor & Francis, 1993. P. 53−69.
- Byrne B.M. Burnout: testing for the validity, replication, and invariance of causal structure across elementary, intermediate, and secondary teachers // American Educational Research Journal, 1994. Vol. 31 (3). P. 645−673.
- Caron C., Corcoran K.J., Simcoe F. Intrapersonal correlates of burnout: The role of locus of control and self-esteem // The Clinical Supervisor, 1983. V.14. — P. 53−62.
- Chemiss C. Professional bumout in human service organizations. New York: Praeger, 1980. 233 p.
- Cherniss С. The role of professional self efficacy in the etiology and amelioration of burn-out. In Professional of Burn-out: Recent Developments in Theory and Research. London: Taylor and Francis, 1993. — P.135−149.
- Cordes S. L., Dougherty T.W., Blum M. Patterns of bumout among managers and professionals: A comparison of models // Journal of Organizational Behavior. 1997. Vol. 18 (6). — P. 685−701.
- Costa P.T., McCrae R.R. NEO-PI-R. Professional Manual. Florida: Psychological Assessment Resources Inc., 1992. 101 p.
- Covey S.R. Principle-centered leadership. N. Y.: Summit, 1991. — 214 p.
- Covey S.R. The seven habits of highly effective people: Powerful lessons in personal change. -N. Y.: Fireside, 1990. 339 p.
- Daniel J., Shabo I. Physchological burnout in professional with permanent communication// Studia-Phy-schologica. 1993. V. 35 (4−5). — P. 412−414.
- De Jonge J., Schaufeli W.B. Job characteristics and employee well-being: A test of Warr’s Vitamin Model in health care workers using structural equation modeling // Journal of Organizational Behavior. 1998. — Vol. 19 (4). P. 387 407.
- De-Mercato R., Cantello G., Celentano U., Romano A. at all. Burnout syndrome in medical and non medical staff // New Trend in Experimental and Clinical Psychiatry. 1995. — V. 11(1). — P. 43−45.
- DePree M. Leadership jazz: The art of conducting business through leadership, follows M teamwork, touch, voice. N. Y.: Dell, 1993. — 179 p.
- Dion G. Le burnout chez les educatrices en garderie: proposition d’un modele theorique // Apprentissage et Socialisation. 1989. — Vol. 12 (4). P. 205 215.
- Doby V. J., Caplan R. D. Organizational Stress as Threat to Reputation: Effects on Anxiety at Work and at Home // The Academy of Management Journal. Vol. 38. — No. 4 (Aug., 1995).-P. 1105−1123.
- Dolan S. L., Renaude S. Individual, organizational and social determinants of managerial burnout: A multivariate approach // Journal Of Social Behavior and Personality. 1992. — Vol. 7(1).- P. 95−110.
- Edelwich J., Brodsky A. Burn-out: Stages of Disillusionment in the Helping Profession. New York: Human Scinces Press, 1980. 218 p.
- Farber B.A., Heifetz L.K.J. The process and dimension of burnout in psychotherapists // Professional psychology. 1982. — V. 13. -P. 293—301.
- Fisher H.J. A psychoanalytic view of burnout // Stress and Burnout in the Human Service Professions / ed. B.A. Farber. New York: Pergamon, 1983. — P. 40−45.
- Forney D.S., Wallase-Schutzman F., & Wiggers T.T. Burnout among career development professionals: Preliminary findings and implications // Personal & Guidance Journal. 1982. — V. 60. — P. 435−439.
- Freudenberger H.J. Staff Burnout // Journal off Social Issues. 1994. — V. 30.-P. 159−165.
- Friedman I.A. Student behavior patterns contributiong to teacher burnout // J. of Educational Research. 1995. — V. 88 (5). — P. 281−289.
- Fuqua R., Couture K. Burnout and locus of control in child day care staff // Child Care Quarterly. 1986. — V. 15 (2). — P.98−109.
- Garden A.-M. Depersonalization: A valid dimension of burnout? // Human Relations. 1987. — Vol. 40 (9). — P. 545−560.
- Gardner J. On leadership. -N. Y.: Free Press, 1990.-P. 319.
- Gerengaiss E.R., Burke R.J., Konarski R. The impact of social support on the development of burnout in teachers: Examination of a model // Work and Stress. 1997. — V. 11(3). -P. 267−278.
- Gibson F., McGrath A., Reid N. Occupational stress in social work // British J. of Social Work. V. 19 (1). — P. 1−18.
- Golembiewski R.T., Boss R.W. Shelving levels of burnout for individuals in organizations: A note on the stability of phases // Journal of Health and Human Resources. -1991. Vol. 13. — P. 409- 420.
- Golembiewski R.T. Burnout has also gone global, it seems: Mounting worldwide evidence based on the phase model // Current topics in management / Ed. M. A. Rahim, R.T. Golembiewski et al. Jai Press, Inc, Greenwich, CT, USA. — 1997.-Vol. 2.-P. 45−60.
- Greif A. Cultural Beliefs and the Organization of the Societies // Journal of Political Economy. 1994. — Vol. 102 (5). — P. 912−950.
- Green D.E., Walkey F.H., Taylor A.J. The three-factor structure of the Maslach Burnout Inventory: A multicultural, multinational confirmatory study // Journal of Social Behavior and Personality. -1991. Vol. 6 (3). — P. 453−472.
- Grenglass E.R., Burke R.J., Konarsi R. Components of burnout, resources, and gender-related differences // J. of Applies Social physchology. 1998. — V. 28 (12).-P. 1088−1106.
- Gross G.R., Larson SJ., Urban G.D., Zupan L.L. Gender differences in occupational stress among correctional officers. Special issue: Personnel issues in criminal justice // Americal J. of Criminal Justice. 1994. V. 18 (2). -P.219−234.
- Haddad A. Sources of social support among school counselors in Jordan and its relationship to burnout // International J. for the Advancement of Counceling.- 1998.-V.20 (2).-P. 113−121.
- Hallsten L. Burning out: A framework // Professional burnout: recent developments in theory and research / Ed. W.B. Schaufeli, C. Maslach and T. Marek. Washigton, DC: Taylor & Francis, 1993. — P. 95−113.
- Hardy S. E., Dodd D.K. Burnout among university resident assistants as a function of gender and floor assignment // Journal of College Student Development. 1998. — Vol. 39 (5). — P. 499−501.
- Hellesoy О., Gronhaug К., Kvitastein О. Burnout: Conceptual issues and empirical findings from a new research setting // Scandinavian Journal of Management. 2000. — Vol. 16 (3). P. 233−247.
- Hillhouse J.J., Adler CM. Investigating stress effect patterns in hospital staff nurses: Results of a cluster analysis // Social Science & Medicine. 1997. — Vol. 45(12). P. 1781−1788.
- Hyler S.E., Rieder R.O., Williams J.B., Spitzer R.L., Hendler J., Lyons M. The Personality Diagnostic Questionnaire: Development and preliminary results // Journal of Personality Disorders. 1988. — N 2. — P. 229−237.
- Hyler SE, Skodol AE, Kellman HD, Oldham J and Rosnick L. The validity of the Personality Diagnostic Questionnaire: A comparison with two structured interviews. // American Journal of Psychiatry.- I990.-Vol 147.-P. 1043−1048.
- Idemudia S.E., Jegede A.S., Madu N.S., Arowolo F. Type A behavior and burnout among bank managers in Nigeria // Journal of Psychology in Africa- South of the Sahara, the Caribbean & Afro-Latin America. 2000. — Vol. 10 (2). -P. 189−196.
- Iskra-Golec L, Folkard S., Marek Т., Novorol C. Health, well-being and burnout of ICU nurses on 12-and 8-shifts // Work & Stress. 1996. — Vol. 10 (3).-P. 251−256.
- Janssen P.P.M., Schaufeli W.B., Houkes I. Work-related and individual determinants of three burnout dimensions // Work & Stress. 1999. — Vol. 13(1). — P. 74−86.
- Jones J.W. Preliminaiy manual: The staff burnout scale for health professional. Park Ridge, IL: London House, 1980. — 36 p.
- Jounson J.G., Bornstein R.F. Utility of the Personality Diagnostic Questionnaire: Revised in a non-clinical population. Journal of Personality Disorders. — 1992. — Vol. 6. — P. 450−457.
- Kirk S.A., Koeske G.F. The fate of optimism: A longitudinal study of case managers' hopefulness and subsequent morale // Research of Social Work Practice. 1995. — Vol. — 5. P. 47−61.
- Kondo K. Burnout syndrome // Asian Medical Journal. 1991. — Vol. 34 (II).-P. 49−57.
- Leithwood K., Menzies Т., Jantzi D., Leithwood J. School restructuring, transformational leadership and amelioration of teacher burnout // Anxiety, Stress and Coping: An International J. 1996. -V. 9 (3). -P. 199−215.
- Linenburg F.C. Locus of control, pupil control ideology, and dimensions of teacher burnout // Journal of Instructional Psychology. 1992. — Vol. 19 (2). — P. 13−22.
- Lipovsky J. Somatisation: its Definition and Concept // American Journal of Psychiatry. 1989. 147, 7. — P. 521 — 527.
- Maher E.L. Burnout and commitment: A theoretical alternative // Personnel and Guidance Journal. 1983. — Vol. 61. — P. 390−393.
- Marquis S. Death of the nursed: Burnout of the provider // Omega Journal of Death and Dying. 1993. — Vol. 27 (1). — P. 17−33.
- Maslach C. Burned-out // Human Behavior. 1976. Vol. 5 (9). — P. 16−22.
- Maslach C, Pines A. Burnout: The loss of human caring // Experiencing Social Psychology / Ed. A. Pines, C. Maslach. N.Y.: Knopf, 1979. — P.246−252.
- Maslach C. Understanding burnout: Definition issues in analyzing a complex phenomenon // Job stress and burnout: Research, theory, and intervention perspectives / Ed. W.S. Pain. Beverly Hills- London- New Dehli, 1982. — P. 2940.
- Maslach C, Jackson S.E. Patterns of burnout among a national sample of public contact workers // Journal of Health and Human Resources Administration. 1984. — Vol. 7. — P. 189−212.
- Maslach С. Bumout: A multidimensional perspective // Professional bumout: Recent developments in the theory and research / Ed. W.B. Shaufeli, Cr. Maslach and T.Marek. Washington D. C: Taylor & Trancis, 1993. -P. 1932.
- Maslach C., Jackson S.E., Leiter M.P. Maslach Bumout Inventory Manual (Third Edition). Palo Alto, California: Consulting Psychological Press, Inc., 1996.-52 p.
- Maslach C, Leiter M.P. The truth about burnout: How organization cause personal stress and what to do about it. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1997. -186 p.
- Maslach C., Schaufeli W.B., Leiter M. P. Job Burnout // Annual Review of Psychology. 2001.- Vol.52.- P. 397−422.
- Maslach C., Goldberg J. Prevention of bumout: New perspectives // applied and Preventive Psychology. 1998. -V. 7. -P. 63−74.
- Mazur P.J., Lynch M.D. Differential impact of administrative, organizational and personality factors on teacher bumout // Teaching and Teacher Education. 1989. — V. 5 (4). — P. 337−353.
- Millon T. On the genesis and prevalence of the borderline personality disorder: A social learning thesis // Journal of Personality Disorders. 1987. V. 1.-P. 354−372.
- Naisberg F.S., Fennig S., Keinan G., Elizur A. Personality characteristics and proneness to burnout: A study among psychiatrists // Stress Medicine. -1991.-Vol. 7(4). P. 201−205.
- Nanus B. The leader’s edge: The seven keys to leadership in turbulent world. -N.Y.: Contemporary Books, 1989. 197 p.
- Nowack KM. Type A, hardiness, and phychological distress //J. of behavioral Medicine. 1986. — V. 9 (6). -P. 537−548.
- Nowack K.M., Hanson A.L. The relationship between stress, job performance, and bumout in college student resident assistants // Journal of College Student Personnel. 1983. — Vol. 24 (6). P. 545−550.
- Ogus E.D., Grenglass E.R., Burke R.J. Gender-role differences, work stress and depersonalization // J. of Social Behavior and Personality. 1990. — V. 5 (5). — P. 387−398.
- O’Connell M. Stress and the professional: some recent naval engagements // J. Soc. Health. -1991. Vol. 111, № 2. — P. 64 — 66.
- Oktay J.S. Burnout in hospital social workers who work wigh AIDS patients // Social-Work. 1992. -V. 37 (5). — P. 432−439.
- Onyett S., Pillinger Т., Muijen M. Job satisfaction and burnout among members of community mental health teams // Journal of Mental Health (UK). -1997.-Vol. 6(1).-P. 55−66.
- O’Tool J. Leading change: The argument for values-based leadership. -N.Y.: Ballantine, 1996. 293 p.
- Paris J. Is depression rooted in personality structure? //Canadian Journal of Psychiatry.- 1997.- Apr 42:3.- p. 249−50.
- Phillips, K.A., Gunderson, J.G., Hirchfeld, R.M.A., et al. A review of the depreesive personality. //American Journal of Psychiatry. 1990. — vol. 147. -P. 830−837.
- Pines A.M., Aronson E. Burnout: from tedium to personal growth. N.Y., 1981.-229 p.
- Pines A.M. Burnout: An existential perspective.// Professional burnout: Recent developments in the theory and research / Ed. W. B. Shaufeli, C. Maslach, T. Marek. Washington DC: Taylor & Francis, 1993. P.33−51.
- Pines A.M. A psychoanalytic-existential approach to burnout demonstrated in the cases of a nurse, a teacher, and a manager // Psychotherapy: Theory/Research/Practice/Training. 2002. — V. 39 (1). P. 103−113.
- Schaufeli W.B., Dierendonck D., Gorp K. Burnout and reciprocity: Towards a dual level social exchange model // Work and Stress, 1996. V. 10 (n 3).-P.225−237.
- Schaufeli W.B., Enzmann D. The burnout companion to study and practice: A critical analysis. Washington DC: Taylor & France, 1998. — 220 p.
- Shirom A. Burnout in work organizations // International review of industrial and organizational psychology. / Ed. C.L. Cooper & I. Robertson. -Chichester: John Wiley and Sons, 1989. P. 25 — 48.
- Singx J. Behavioral and psychological consequences of boundary spanning burnout for customer service representalives // Journal of marketing research. -1994. -vol. 31.- Issue 4. P. 134 — 149.
- Soderfeldt M., Soderfeldt В., Wag L.E. Bunout in social work // Social Work. 1995.- V. 40 (5).- P. 638−646.
- Tang C. S-K., Lau B. H-B. Gender role stress and burnout in Chinese human service professionals in Hong Kong // Anxiety, Stress & Coping: An International Journal. 1996. — Vol. 9 (3). — P. 217−227.
- Thornton P. The relation of coping, appraisal, and burnout in mental health workers // J. Psychol. 1992. — Vol. 126. — № 3. — P. 261−271.
- Van der Ploeg H.M. Van Leeuwen J.J., Kwee M.G. Burnout among Dutch psychotherapists // Psychological Reports. 1990. Vol. 67 (1). P. 107−112.
- Van Wijk C. Factors influencing burnout and job stress among military nurses // Military Medicine. 1997. — V. 162 (10). — P. 707−710.
- Van Yperen N.W. Informational support, equity and burnout: The moderating effect of self-efficacy // J. of Occupational Psychology. 1998. — V. 71 (l).-P. 29−33.
- Vealey R. S., Udry E.M., Zimmerman V., Soliday J. Intrapersonal and situational predictors of coaching burnout // Journal of Sport and Exercise Psychology. 1992. Vol. 14 (1). — P. 40−58.
- Verbeke W. Individual differences in emotional contagion of salespersons: Its effect on performance and burnout // Psychology & Marketing. 1997. Vol. 14 (6).-P. 617−636.
- Virginia S.G. Burnout and depression among Roman Catholic secular, religious, and monastic clergy // Pastoral Psychology. 1998. — V. 47 (1).- P. 49−67.
- Von Emster G.R., Harrison A.A. Role ambiguity, spheres of control, burnout, and work-related attitudes of teleservice professionals // J. of Social Behavior and Personality, 1998. V. 13 (2).- P. 375−385.
- Weber A., Jaekel-Reinhard A. Burnout syndrome: a disease of modern societies? // Occupational medicine. 2000. -V. 50. — P.512−517.
- Winefield H.R., Anstey T.J. Job stress in general practice: practitioner age, sex and attitudes as predictors // Family practice. 1991. — V.8. -P. 140—144.
- Winnubst J.A.M., Buunk B.P., Marcelissen F.H.G. Social support and stress: Perspectives and processes // Handbook of life stress, cognition and health / Ed. S. Fisher & J. Reason. Chichester: John Wiley and Sons, 1988. — P. 511−530.
- World Health Organization. The ICD-10 Classification of Mental and Behavioral Disorders: clinical descriptions and diagnostic guidelines. Geneva: WHO, 1992.-P. 25 — 167.1. Текст опросника PDQ-IV1.Я избегаю работать с теми, кто меня критикует.1.
- Я с трудом принимаю решения без поддержки или совета со стороны других. 2.
- Я часто теряюсь в деталях и перестаю видеть картину в целом. 3.
- Я хочу быть в центре внимания4.
- Я лучше, чем обо мне думают окружающие. 5.
- Я пойду на крайние меры, чтобы не допустить ухода любимого человека 6.
- Другие жаловались, что я недостаточно хорошо справляюсь с моей работой. 7.
- Несколько раз у меня были проблемы с законом 8.
- Мне не интересно проводить время с семьей или друзьями 9.
- Я получаю особые сообщения или сигналы от людей и предметов, которые меня окружают. 10.1. .Я уверен, что люди воспользуются моими недостатками в своих интересах или попытаются меня 11. обмануть, если я им позволю.
- Иногда я чувствую себя расстроенным12.
- Я завожу дружбу только с теми людьми, в симпатии которых ко мне я не сомневаюсь. 13.
- Обычно у меня подавленное настроение.14.
- Я предпочитаю., чтобы другие брали на себя ответственность за мое поведение. 15.
- Я часто трачу очень много времени пытаясь все довести до совершенства. 16.
- Я намного сексуальнее, чем большинство людей. 17.
- Я часто думаю о том, каким великим человеком я являюсь сейчас или стану в будущем. 18.
- Я отношусь к другим только с любовью или с ненавистью.19.20. Часто я дерусь20.
- Я чувствую, что другие не понимают или не ценят меня. 21.
- Я предпочитаю все делать сам без посторонней помощи. 22.
- Я обладаю способностью заранее предвидеть некоторые события, до того, как они произойдут. 23.
- Я часто задумываюсь, можно ли действительно доверять людям, которых я знаю. 24.
- Иногда я говорю о людях за их спиной.25.
- Я сдержан в проявлении своих чувств с близкими людьми, так как боюсь выглядеть смешным. 26.
- Я боюсь потерять поддержку других, если не соглашусь с ними. 27.
- У меня много недостатков.28.
- Для меня работа важнее, чем семья, друзья или развлечения 29.
- Я легко выражаю свои чувства30.
- Только очень немногие люди могут действительно оценить и понять меня. 31.
- Я часто задаюсь вопросом, кто я на самом деле. 32.
- Мне трудно платить долги, потому что я не задерживаюсь долго на одной работе. 33.34.Секс мне безразличен34.
- Многие считают меня своенравным и горячим 35.
- Я могу часто ощущать то, что другие не могут. 36.
- Возможно окружающие используют против меня то, что я им говорю. 37.
- Некоторые люди мне не нравятся.38.
- Я очень чувствителен к критике и отказам в свой адрес. 39.
- Мне трудно начать что-либо делать без посторонней помощи. 40.
- Мои нравственные нормы выше, чем у других людей. 41.
- Я свой самый строгий критик42.
- Я использую свой внешний вид, чтобы привлечь внимание 43.
- Я очень хочу, чтобы другие люди обращали на меня внимание или хвалили меня 44.
- Бывало, что я наносил себе вред или пытался убить себя. 45.
- Я многое делаю не считаясь с последствиями. 46.
- Существует немного вещей, которые меня действительно интересуют. 47.
- Люди часто с трудом понимают, что я говорю 48.
- Я не люблю, когда начальник говорит мне, как я должен выполнять свою работу. 49.
- Я всегда пытаюсь выяснить истинный смысл того, что говорят люди 50.51 .Я никогда не лгу.51.
- Я опасаюсь встреч с новыми людьми, так как чувствую себя при этом как-то неловко. 52.
- Если бы люди относились ко мне лучше, то я стал бы вести себя по-другому. 53.
- У меня есть много вещей, которые мне не нужны, но, с которыми я не в силах расстаться. 54.
- Даже если я говорю много, другие говорят, что я не сказал самого главного. 55.
- Я очень много беспокоюсь.56.
- Я хочу чтобы люди были ко мне благосклонны, даже если я отношусь к ним недостаточно 57. доброжелательно.58. Я человек настроения.58.
- Я с легкостью говорю неправду.59.
- Мне не нужны близкие друзья.60.61 .Я всегда начеку, чтобы никто не обошел меня.61.
- Я никогда не забываю и не прощаю обид.62.
- Я плохо отношусь к людям, которые более удачливы, чем я. 63.
- А ядерная война, может быть, вовсе и не такая плохая идея. 64.
- Когда я один, я чувствую себя беспомощным и неспособным позаботиться о себе. 65.
- Если другие не могут делать вещи нормально, я предпочитаю делать их сам. 66.
- Я склонен все драматизировать.67.
- Некоторые думают, что я имею преимущества над другими людьми 68.
- Я порой чувствую, что жизнь моя уныла и бессмысленна. 69.
- Я часто критикую других.70.
- Мне все равно, что люди обо мне говорят. 71.
- Мне трудно общаться с кем-нибудь один на один. 72.
- Люди часто жалуются на то, что я не понимаю, когда им плохо. 73.
- Люди думают, что я необычный, оригинальный или странный. 74.75. Я люблю риск.75.
- Я много лгу, отвечая на эти вопросы. 76.
- Я часто жалуюсь на свою жизнь.11.
- Мне трудно сдерживать свой гнев и проявления моего характера. 78.
- Многие люди завидуют мне.79.
- Я легко поддаюсь влиянию других. 80.
- Мне кажется, что я бережливый, хотя некоторые считают меня жадным. 81.
- Когда моим близким отношениям с кем-либо угрожает разрыв, я начинаю искать другого человека, 82 с которым я мог бы быть близок.
- Я страдаю из-за низкой самооценки. 83.84. Я пессимист. 84.
- Для меня, отвечать на оскорбления — напрасная трата времени. 85.
- Я чувствую себя плохо в обществе других людей. 86.
- Я боюсь смутиться в незнакомой обстановке. 87.
- Я боюсь остаться без поддержки. 88.
- Люди говорят, что я очень упрямый. 89.
- Взаимоотношения с людьми я воспринимаю глубже, чем они. 90.
- Я могу поругаться с кем-нибудь, а через некоторое время начинаю извиняться. 91.
- Другие считают меня высокомерным. 92.
- В момент сильного стресса я веду себя как ненормальный или просто не помню потом, что 93.происходило.
- Я не обращаю внимания на чувства других, если получаю то, чего хотел. 94.
- С другими людьми я всегда сохраняю дистанцию. 95.
- Я подозреваю, что моя жена или девушка (муж или любовник) мне изменяют. 96.
- Я часто чувствую себя виноватым. 97.
- Я часто, не задумываясь, делал вещи (подобные перечисленным ниже), которые могли кончиться 98. для меня плохо:1. А. Жил не по средствам А.
- В. Имел сексуальные отношения с человеком, которого едва знал в.
- С. Злоупотреблял алкоголем. С. 1. D. Принимал наркотики. D.
- Е. Был неумеренным в еде. Е.
- F. Безрассудно рисковал F.
- B детстве (до 15 лет) я был «трудным» ребенком и делал кое-что из вещей перечисленных ниже 99
- G. Меня считали хулиганом. G.
- Н. Как правило, я начинал драться первым. Н.
- Я использовал в драках все средства, которые попадались мне под руку. I.
- J. Я грабил или нападал на прохожих. J.
- К. Я применял физическое насилие по отношению к людям К.
- Я жестоко относился к животным L.
- M. Я принуждал кого-либо заниматься со мной сексом. м.1. N. Я много врал N.
- О. Я не приходил домой ночевать без разрешения родителей О.1. Р. Я воровал вещи. Р.1. Q. Я устраивал поджоги о.
- R. Я бил окна или портил чье-либо имущество. R.
- S. Я более одного раза убегал из дома. S.
- Т. До 13 лет я часто прогуливал школу. Т.
- U. Я забирался в чужие дома, автомобили или рабочие помещения и.1. Ключи к опроснику PDQ-IV
- Параноидное расстройство личности («настороженный» тип): 11, 24,37, 50, 62, 85, 96 (наличие расстройства можно предполагать при совпадении с ключом четырех и более ответов испытуемого).
- Шизоидное расстройство личности («отстраненный» тип): 9, 22, 34, 47, 60, 71, 95 (наличие расстройства можно предполагать при совпадении с ключом четырех и более ответов испытуемого).
- Шизотипическое расстройство личности («эксцентрический» тип): 10, 23, 36, 48, 60, 61, 72, 74, 86 (наличие расстройства можно предполагать при совпадении с ключом пяти и более ответов испытуемого).
- Истерическое расстройство личности («демонстративный» тип): 4, 17,30, 43, 55, 67, 80, 90 (наличие расстройства можно предполагать при совпадении с ключом пяти и более ответов испытуемого).
- Нарциссическое расстройство личности («самоуверенный» тип): 5, 18,31, 44, 57, 68, 73, 79, 92 (наличие расстройства можно предполагать при совпадении с ключом пяти и более ответов испытуемого).
- Пограничное расстройство личности («нестабильный» тип): 6, 19, 32, 98 (минимум два пункта), 45, 58, 69, 78, 93 (наличие расстройства можно предполагать при совпадении с ключом пяти и более ответов испытуемого).
- Асоциальное расстройство личности («авантюрный» тип): 8, 20, 33, 46, 59, 75, 94, 99 (наличие расстройства можно предполагать при совпадении с ключом трех и более ответов п. 99 плюс три и более совпадения по остальным пунктам).
- Тревожно уклоняющееся расстройство личности («тревожный» тип): 1, 13, 26, 39, 52, 83, 87 (наличие расстройства можно предполагать при совпадении с ключом четырех и более ответов испытуемого).
- Зависимое расстройство личности («зависимый» тип): 2, 15, 27, 40, 53, 65, 82, 88 (наличие расстройства можно предполагать при совпадении с ключом пяти и более ответов испытуемого).
- Обсессивно-компулъсивное расстройство личности («педантический» тип): 3, 16, 29, 41, 54, 66, 81, 89 (наличие расстройства можно предполагать при совпадении с ключом четырех и более ответов испытуемого).
- И. Негативистическое расстройство личности («пассивно-агрессивный» тип): 7, 21, 35, 49, 63, 77, 91 (наличие расстройства можно предполагать при совпадении с ключом четырех и более ответов испытуемого).
- Депрессивное расстройство личности («пессимистический» тип): 14, 28, 42, 56, 70, 84, 97 (наличие расстройства можно предполагать при совпадении с ключом пяти и более ответов испытуемого).
- Шкала лжи: 12, 25, 38, 51 (допустимо два совпадения- более двух совпадений говорит о социальной желательности).
- А. Шкала подозрительности: 64, 76 (допустимо одно совпадение- два совпадения говорит о негативной установке на работу с опросником).
- Опросник «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index) Plutchik R., 1. Kellermann H., Conte H.R.
- Co мной очень легко договориться.
- Я сплю больше, чем другие мои знакомые.
- Я всегда нахожу человека, на которого хочу походить.
- Если меня лечат, я стараюсь узнать, почему мне это все делают.
- Если я чего-нибудь захочу, не могу дождаться, пока не получу.6. Я часто краснею.
- Одно из самых больших моих достоинств сдержанность.
- Иногда у меня появляется побуждение пробить стену кулаком.9. Я несдержанный.
- Если меня кто-нибудь затянет в толпу людей, я готов его убить.
- Я редко запоминаю свои сны.
- Меня злят люди, которые командуют другими.13. Мне часто бывает плохо.
- Я высоконравственный человек, как мало кто другой.
- Чем больше приобретаю имущества, тем счастливее себя чувствую.
- Я всегда нахожусь в центре своих мечтаний.
- Мне делается неловко даже от мысли, что члены моей семьи ходили бы голыми.
- Люди уже мне говорили, что я часто хвастаюсь.
- Если меня кто-нибудь отвергает, у меня иногда даже возникает желание покончить с жизнью.20. Люди мною часто любуются.
- Я иногда бывал так ожесточен, что даже ломал вещи.
- Меня очень раздражают люди, сочиняющие всякие сплетни.
- Я всегда вижу лучшую сторону жизни.
- Я хочу и все время стараюсь с помощью физзарядки изменить свой внешний облик.
- Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба разрушила бы окружающий мир.26. Я не суеверен.
- Мне уже говорили, что я бываю слишком импульсивным.
- Меню раздражают люди, которые рисуются перед другими.29. Ненавижу недружелюбных.
- Я очень стараюсь никого не обидеть.
- Я из тех людей, которые не плачут.32. Я очень много курю.
- Мне очень трудно расстаться с тем, что мне принадлежит.34. Я плохо запоминаю лица.
- Я много занимаюсь онанизмом.
- Я с трудом запоминаю фамилии.
- Если мне кто-то мешает, я ему ничего не говорю, а сразу же жалуюсь кому-нибудь.
- Люблю выслушивать различные мнения по обсуждаемому вопросу, даже если знаю, как его надо решать.
- Мне никогда люди не надоедают.
- Я не могу спокойно усидеть на месте.
- Я мало, что помню из своего детства.
- Я долго не замечаю отрицательные стороны своих знакомых.
- Прежде чем сердиться, надо все хорошо обдумать.
- Обо мне говорят, что я доверчив.
- Мне неприятны люди, которые одним прыжком достигают своей цели.
- Неприятные мысли я стараюсь выбросить из головы.
- Я никогда не теряю оптимизма.
- Перед путешествием я обдумываю каждую мелочь.
- Иногда я сам вижу, что сержусь на кого-то больше, чем следовало бы.
- Если дела идут не так, как мне хочется, я иногда становлюсь угрюмым.
- Во время спора я люблю указывать другим на ошибки в их рассуждениях.
- Если мне бросают вызов, у меня появляется сильное желание его принять.
- Неприятные фильмы меня бесят.
- Я раздражаюсь, если на меня не обращают внимания.
- Люди говорят про меня, что я не эмоционален.
- Приняв какое-то решение, я даже после этого обдумываю его.
- Если кто-нибудь говорит, что моих способностей недостаточно, чтобы сделать что-либо, то я обязательно стараюсь сделать это.
- Когда я вожу автомобиль, мне иногда хочется разбить другую машину.
- Многие люди меня раздражают потому, что они эгоисты.
- Уезжая в отпуск, я всегда беру с собой какую-то работу.
- Я брезгую некоторыми пищевыми продуктами.62. Я иногда грызу ногти.
- Говорят, что я склонен обходить острые вопросы.64. Я любитель выпить.
- Я возмущаюсь, когда слышу вульгарные шутки.
- Мне иногда снятся вещи, вызывающие неприязнь.
- Карьеристы меня раздражают.68. Я много вру.69. Я брезгую порнографией.
- Из-за своего характера я имел неприятности по работе.71. больше всего я ненавижу несчастных людей.
- Разочарование в чем-либо приводит меня в плохое настроение.
- Если я слышу или читаю о какой-нибудь трагедии, это не меняет моего настроения.
- Прикосновение к чему-то слизистому вызывает у меня отвращение.
- Когда я в приподнятом настроении, то начинаю вести себя как ребенок.
- Я все-таки много спорю с людьми.
- Я никогда не испытываю неприятных ощущений на похоронах от того, что нахожусь в одном помещении с покойником.
- Не люблю людей, которые стараются быть в центре внимания.
- Многие люди меня раздражают.
- Мыться не в своей ванне для меня настоящее мучение.
- Мне неловко произносить нецензурные слова.
- Я раздражаюсь, когда чувствую, что нельзя доверять людям.
- Мне нужно, чтобы обо мне говорили, что я сексуально привлекателен.
- Что бы я ни начинал, я никогда не заканчиваю начатого дела.
- Я стараюсь одеваться так, чтобы выглядеть более привлекательным.
- Я придерживаюсь более строгих моральных принципов, чем мои знакомые.
- В споре мои аргументы, как правило, бывают более логичными, чем у других.
- Люди безнравственные мне неприятны.
- Когда кто-то меня толкает, я способен взбеситься.90. Я часто влюбляюсь.
- Говорят, что я человек объективный.
- Вид крови не вызывает у меня никакого волнения.
- Ключи к методике «Индекс жизненного стиля»
- Полученные ответы сверяются с ключом по каждому механизму защиты. Напряженность психологических защит подсчитывается по формуле (число «+"/п)х100%, где п число утверждений, направленных на выявление конкретного механизма защиты.
- Реактивное образование: 17, 53,61, 65,66, 69, 74, 80, 81, 86. (10)
- Отрицание: 1,20,23,26,39,42,44,46,47, 63,90. (11)
- Замещение: 8,10,19,21,25,37,49,58,76,89. (10)
- Регрессия: 2, 5,9, 13,27,32, 35,40,50, 54, 62, 64, 68, 70, 72, 75,84 (17)
- Компенсация: 3,15, 16,18,24,33, 52, 57, 83, 85. (10)
- Проекция: 12,22,28,29,45,59,67,71,78, 82, 88. (12)
- Вытеснение: 6,11,31,34,36,41,55,73,77,92.(10)
- Рационализация: 4,7,14,30,38,43,48,51,56,60,87,91.(12)