Формирование психолого-педагогической направленности учителя на успешность учебной деятельности младших школьников
Диссертация
Методологической основой исследования являются положения педагогической психологии об ориентации на гармоничное развитие личности в образовательном пространстве в условиях личностно-ориентированного обучения (Л.И. Божович, А. А. Бодалев, J1.C. Выготский, А. А. Деркач, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Д. И. Фельдштейн, И. С. Якиманская и другие), где развитие личности рассматривается… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Проблема психолого-педагогаческой направленности учителя на успешность учебной деятельности учащихся начальных классов
- 1. 1. Влияние направленности учителя на успешность учащихся начальных классов как предмет психолого-педагогического исследования
- 1. 2. Успеваемость учащихся начальных классов как составляющая успешности учебной деятельности
- 1. 3. Педагогическая направленность учителя в условиях личностно-ориентированного обучения учащихся начальной школы
- 1. 4. Постановка проблемы. Гипотезы, задачи, методы и этапы исследования
- Глава II. Экспериментальное исследование влияния психолого-педагогаческой направленности учителя на успешность учебной деятельности учащихся начальных классов
- 2. 1. Организация и этапы экспериментального исследования
- 2. 2. Анализ результатов экспериментального исследования
- Выводы по главе
- Глава III. Формирование психолого-педагогической направленности учителя на успешность учебной деятельности учащихся начальных классов
- 3. 1. Разработка и апробация программы формирования психолого-педагогической направленности учителя на успешность учебной деятельности учащихся начальных классов
- 3. 2. Обсуждение и анализ результатов экспериментального исследования
- Выводы по главе
Список литературы
- Абдурасулова, Т.Д. (в соавт.). Подготовка детей к школе // Пособие для родителей, воспитателей, педагогов-психологов детских садов и школ. 4.1−2. — Чарджоу, 1998−1999.
- Абраменкова, В.В. Методический аппарат // Общая психология: Учебник / Под ред. А. В. Петровского. М., 1976.
- Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре: Учебное пособие. М. Воронеж, 2000.
- Абраменкова, В.В. Социально-экологическая ситуация региона глазами детей: к построению визуальной социопсихологии детства // Учителю об экологии детства / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. -М., 1996.
- Авдеев, Н.Н. Психологические рекомендации по воспитанию детей в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах (методические разработки) / Авдеев, Н.Н., Вереникина И. М., Прихожан A.M., Толстых (Власова) Н.Н. (в соавт.) М., 1986
- Аверина, И.С. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС-6−7): Методическое руководство. М., 1994
- Аверина, И.С., Щебланова Е. И. Вербальный тест творческого мышления: Пособие для школьных психологов. М., 1996
- Аверина, И.С., Щебланова, Е.И., Задорина, Е. Н. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей: Пособие для школьных психологов. Обнинск, 1995
- Акимова, М.К., Борисова, Е.М. (в соавт.). Основы психодиагностики: Учебное пособие для педвузов / Под ред. А. Г. Шмелева. Ростов-н/Д., 1996.
- Акимова, М.К., Гуревич, К.М., (ред.), Абдурасулова Т. Д., Козлова В. Т., Ференс Н. А. Основы психологической диагностики: Учебное пособие для вузов. М., 2003.
- Акимова, М.К., Гуревич, К.М., (ред.), Абдурасулова Т. Д., Козлова В. Т., Раевский A.M., Ференс Н. А. Психологическая диагностика: Учебное пособие для вузов. СПб., 2003.
- Акимова, М.К., Раевский, A.M. Социальные и этические аспекты психологической диагностики. Этический кодекс психолога-диагноста // Основы психологической диагностики: Учебное пособие для вузов. Бийск, 1993.
- Аминов, Н.А. (в соавт.). Методическое руководство по психодиагностике школьного коллектива. М., 1997.
- Аминов, Н.А. (в соавт.). Технология оценивания эффективности функционирования общеобразовательного учреждения: Учебное пособие. Якутск, 1997.
- Аминов, Н.А. Диагностика педагогических способностей: Учебное пособие. -М.-Воронеж, 1997.
- Аминов, Н.А. Дифференциальная психодиагностика педагогических стилей: Учебное пособие. М., 1997.
- Аминов, Н.А. Психодиагностический профотбор на педагогические специальности: Учебное пособие. Курск, 1994.
- Аминов, Н.А. Технология оценивания эффективности функционирования общеобразовательного учреждения: Учебное пособие. Якутск, 1997.
- Ананьев, Б. Г. О развитии детей в процессе обучения // Советская педагогика, 1957. № 7.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания.-JI., 1969.- 339с.
- Бодалев, А.А. (ред.). Основы социально-психологической теории: Учебное пособие. Рязань, 1995.
- Бодалев, А.А. (соред.). Психология и педагогика: Учебное пособие. -М., 2002.
- Бодалев, А.А. Психология и педагогика: Учебное пособие. М., 2002.
- Бодалев, А.А. Социально-психологические теории личности и их характеристики // Основы социально-психологической теории: Учебное пособие. Рязань, 1995.
- Божович, Е.Д. Обучение и психическое развитие школьников // Учителю о психологии / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М. Черноголовка, 1996
- Божович, Е.Д. Рекомендации по содержанию и организации контроля за процессом усвоения учебного материала школьниками (предмет «Родной язык») // Базовый компонент и пути перестройки курса обучения предмета «Родной язык». М., 1989
- Божович, Е. Д. Обучение и психическое развитие школьников // Учителю о психологии / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М.-ерноголовка, 1996
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М., 1968.-464с.
- Бондаренко, С.М. Как обыграть скучный урок? // Первое сентября. -1999.-№ 8.
- Бондаренко, С.М. Урок творчество учителя. — М., 1974.
- Бондаренко, С.М. Цикл материалов о психическом развитии школьника // Управление школой. 1997. — № 38. № 2. 1988. — № 2. № 4. № 8. 1997. — № 37. 1998. — № 1. № 6. № 25.
- Бондаренко, С.М. Цикл статей о методике преподавания русского языка в школе // Русский язык. 1999. — № 6. 2000. — № 9. № 39. № 40. 2001. — № 8. № 10. № 11. № 13. № м. № 25. № 27. 2002. — № 33. 2003. -№ 12.
- Бондаренко, С.М. Цикл статей о методике преподавания русского языка в школе // Русская словесность. 2000. — № 2. № 6. 2001. — № 5. № 7. 2002. -№ 1.
- Бондаренко, С.М. Цикл статей о методике преподавания русского языка в школе // Русский язык в школе. 2001. — № 5. 2002. — № 4.
- Борисенко, Н.А. В начальную школу приходит новый тип учебника по русскому языку // Русская филология разработка содержания и методов обучения / Сост. Г. Г. Граник, Ю. Ю. Балашова. — М, 2001.
- Борисенко, Н.А. Возможности интеграции // Школа-Пресс. 2001. -№ 2/41.
- Борисенко, Н.А. Школьный курс русского языка: новый учебник // Народное образование. 2001. — № 2.
- Борисова, Е.М., Логинова Г. П. Профессиональное самоопределение учащихся // Психологическая служба школы: Учебное пособие. М., 1995.
- Боцманова, М.Э. Взаимосвязь разных форм деятельности в процессе всестороннего и гармоничного развития школьников: Методические рекомендации. М., 1979.
- Валкер, Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). Как нам договориться? Практическое руководство по ненасильственному разрешению конфликтов. / Пер. с нем. Р. С. Эйвадиса. СПб.: «Светоячок" — „Речь“, 2001. — 128с.
- Венгер, A.JI. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста: Для психологов-консультантов. М., 1989.
- Венгер, А.Л., Мелик-Пашаев, А.А., Михайлова Н. Н., Улановская И. М., Цукерман Г. А. (в соавт.). Образовательный процесс в начальной школе: Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. // Начальная школа: плюс- минус. 2001. -№ 9−10.
- Волокитина, М.Н., Размыслов, П.И. Возрастные особенности школьника // Педагогика: Учебник / Под ред. И. А. Каирова и др. М., 1956.
- Вопросы психологии способностей школьников. / Под ред. В. А. Крутецкого. М., 1964.
- Вохмянина, Т.В. Психокоррекция и развивающая работа с детьми // Хрестоматия: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан и др. М., 1998.
- Галигузова, Л.Н., Смирнова, Е.О. Ступени общения: Книга для воспитателей и родителей. М., 1992. 1996.
- Голубева, Э.А., Крупное А. И. (отв. ред.) Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности: Учебное пособие. Свердловск, 1983.
- Голубева, Э. А. Психофизиология индивидуальных различий: Программа спецкурса // Психофизиология: Сборник программ / Отв. ред. Е. Н. Соколов, Л. К. Хлудова. М., 2001.
- Гоноболин, Ф.Н. Психология. Под. ред. проф. Н. Ф. Добрынина. Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2001, М., „Просвещение“, 1973.- 240с. с
- Григорьева, М.Н. К проблеме взаимосвязи направленности личности и асоциального поведения. // ВЕСТНИК ОГУ№ 1 О/Октябрь. 2006. Часть 1
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения.- М., 1988.-е 78−79.
- Давыдов, В.В. Психологические вопросы учебной деятельности и современных методов обучения- Взаимосвязь обучения и психического развития детей // Психология обучения: Учебное пособие. -М., 1978.
- Данилова, Е.Е. Психология младшего школьника // Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1999. 2002.
- Данилова, Е.Е. Ценность младшего школьного возраста // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. М., 1998.
- Демидова И.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие. — Ростов н/Д: изд-во Феникс», 2003. С.124−141, 151- 169.
- Добрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987
- Додонов, Б.И. Потребности, отношения и направленность личности. // Вопросы психологии, 1973.- № 5.- С18−28.
- Дубровина, И.В. (ред.). Практикум по возрастной и педагогической психологии. М., 1998. 1999. 2000. 2001.
- Дубровина, И.В. (ред., сост.). Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений. М., 1998.
- Дубровина, И.В. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М., 1998.
- Дубровина, И.В., (ред.), Данилова Е. Е., Прихожан A.M. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. -М., 1999. 2002.
- Дубровина, И.В., Прихожан A.M. (соред.-сост.). Возрастная и педагогическая психология: Школьный возраст. Хрестоматия. М., 2001.
- Дубровина, И.М., Юферева Т. И. Методические рекомендации для учителей по составлению психологической характеристики школьника. М., 1987.
- Ендовицкая, Т.З. Элементы возрастной психологии (Психологическое развитие детей раннего возраста) // Учебник для сестер-воспитательниц. М., 1963.
- Залкинд, А.Б. Трудные дети и методы работы с ними. //Детская беспризорность и детский дом.- М., 1976.- С.71−104.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.
- Зубова, JL В. Психологические особенности ценностных ориентации подростков с различной направленностью личности, Оренбург, 2002, 175с.
- Иващенко, А.В. Фролова, Н.В. Нравственные ценности и особенности их усвоения школьной молодежью в современных условиях. М., 1996, 157с.
- Ильин, Е. П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев, 1998.
- Кабардов, М.К. Введение в профессию: практическая психология в системе образования: Методическое пособие. М., 2000. 2001.
- Калмыкова, З.И. Обучаемость и принцип построения методики ее диагностики // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М., 1975.
- Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.
- Кирьякова, А. В. Ориентация школьников на социально значимые ценности (Теория и диагностика).- Л., 1991.
- Ковалев, А.Г. Психология личности.- М., 1970- 319с.
- Ковалев, В. Л. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.
- Кон, И.С.В поисках себя. Личность и самосознание.- М., 1984.- 335с.
- Кондратьев, М.Ю. Межличностные отношения: педагог ученик // Социальная психология: Учебное пособие для педвузов. — М., 1987.
- Кореляков, Ю.А. Развитие и коррекция педагогической направленности личности и творческого потенциала учителя // Коррекционно-обучающие программы повышения уровня профессиоеального развития учителя: Учебное пособие. М. Воронеж, 2001.
- Кореляков, Ю.А. Средства экспресс-диагностики направленности личности в структуре определения уровня ее профессионального развития. // Журнал прикладной психологии, 2000 № 5. С.26−31
- Кореляков, Ю.А. Средства экспресс-диагростики направленности личности в структуре определения уровня ее профессионального развития. // Прикладная психология, 2000 № 5. С.25−32
- Косов, Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников: Методические разработки. М., 1989.
- Кривцова, С.В., Мухаматулина, Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М. Генезис, 1997. — 192с.
- Кристофер, Э., Смит, Л. Тренинг лидерства. СПб.: Питер, 2002. -320с.
- Круглова, Н.Ф. Диагностика индивидуально-типологических особенностей учащихся, определяющих успешность учебы: Пособие для учителей. М., 2002.
- Круглова, Н.Ф. Эксперсс-диагностика регуляторно-когнитивной структуры учебной деятельности у младших школьников: Пособие. -М., 2003.
- Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников: Книга для учителей и классных руководителей. М., 1976.
- Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. М., 1996. 1997 (2-е Изд. и 3-е изд). 1998. 1999.
- Кулагина, И.Ю., Фридман, JI.M. Психологический справочник учителя. -М., 1991. 1998
- Кулагина, И.Ю., Фридман, JI.M. Формирование у учащихся общеучебных умений: Методические рекомендации. М., 1993 Кемерово, 1993. Минск, 1995
- Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1984
- Левитов, Н.Д. Направленность подростков.- М., 1969.- С.5−21.
- Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания: Учебное пособие для школьных психологов и педагогов, для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. М., 1997. 2003
- Локалова, Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников: Книга для учителя начальных классов. М., 1995
- Локалова, Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике: Книга для учителя начальных классов. М., 2001
- Локалова, Н.П. Методики изучения мотивации учения и отношения детей к школе // М. В. Зверева. Изучение результативности обучения в начальных классах (система Л.В.Занкова): Методические рекомендации для учителей. М., 2000.
- Локалова, Н.П. Психодиагностика трудностей в обучении и их преодоление // Программы высших учебных заведений. Для специальности «Практическая психология». М., 1993. 1998.
- Ломов Б.Ф. Теория, эксперименты и практика в психологии.// Психол. журнал, 1980, т.2.- № 1.- с.4−10.
- Лубовский, Д.В. Профессиональная деятельность // Психология: Учебное пособие для 8 Кл. / Под ред. И. В. Дубровиной. М.-Воронеж, 2002.
- Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000. — 190с.
- Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
- Маркова, А.К., Матис, Т.А., Орлов, А. Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М., 1990.
- Марцинковская, Т.Д., Смирнова, Е.О. (в соавт.). Детская практическая психология: Учебник для высших учебных заведений. М., 2000. 2002.
- Марютина, Т.М. (в соавт.). Математическая статистика для психологов: Учебник. М., 2003.
- Матис, Т.А., Полуянов, Ю.А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности // Вопросы теории и практики развивающего образования: Методическое пособие-хрестоматия к спецкурсу теории учебной деятельности. М., 2001.
- Матюшкин, А. М. Исследование интеллектуальной активности детей в условиях учебного и игрового общения // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся М., 1980.
- Мижериков, В.А., Ермоленко, М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов пед. завед. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 288с.
- Мир профессий том «Человек — человек». Под редакцией Кавериновой, Р.Д., Зюбина, Л.М. М., 1986 г.
- Митина, Л.М. Адаптация или развитие: выбор психологической стратегии профессионализации личности- Введ.- ЗаКл. //
- Психологическое сопровождение выбора профессии: Научно-методическое пособие. М., 1998.
- Митина, JI.M. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя: Учебное пособие. Кемерово, 1996.
- Митина, JI.M. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя: Учебное пособие. М., 1992.
- Митина, JI.M. Психологические условия профессионального развития учителя //Учителю о психологии. М., 1996.
- Митина, JI.M. Психология профессионального развития учителя // Коррекционно-обучающие программы повышения уровня профессионального развития учителя. М.-Воронеж, 2001.
- Митина, JI.M. Психология профессионального развития учителя: Учебно-методическое пособие. М., 1998.
- Митина, JI.M. Удовлетворенность школьника состоянием своей учебной деятельности // Методы изучения мотивации учебной деятельности: Учебное пособие. М., 1988. Деп. в ОЦНИ «Школа и педагогика» № 100−88.
- Митина, JI.M. Формирование у учителя умений анализа своей педагогической деятельности // О путях повышения эффективности труда учителя: Психологические рекомендации. М., 1987.
- Митина, JI.M., Асмаковец А. С., Кондаков И. М. Развитие и коррекция эмоциональной и поведенческой гибкости учителя // Коррекционно-обучающие программы повышения уровня профессионального развития учителя. М.-Воронеж, 2001.
- Митина, J1.M., Кореляков Ю. А., Шавырина Г. В. Развитие и коррекция педагогической направленности и творческого потенциала учителя // Коррекционно-обучающие программы повышения уровня профессионального развития учителя. М.-Воронеж, 2000.
- Морина, Н.Л., Данилова Е. Е. Психологическая помощь детям, недостаточно готовым к школьному обучению // Готовность к школе: Руководство практического психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1995.
- Мясищев, В.Н. Личность и отношения человека. //Проблемы личности./Под ред. Л. И. Анцифировой.- М., 1969,-С.63−73.
- Непомнящая, Н.И. Обучение и развитие // Учебник возрастной и педагогической психологии / Под ред. А. В. Петровского. М., 1972. 1979. Берлин, 1979. Будапешт, 1979. Варшава, 1979. Прага, 1979.
- Олесюк, Н.В. Формирование мотива и мотивации достижения успехов у детей 4−5 летнего возраста. Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 2007.-21с.
- Орлов, Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
- Осницкий, А.К. Особенности эмоциональной регуляции у младших школьников // Кабинет психоэмоциональной регуляции для младших школьников. Комплект документации и учебно-методические материалы. М., 1993.
- Панов, В.И. Ред., Вступл. // Е. Л. Яковлева. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. М., 1997.
- Паркер Г., Кропп Р. Формирование команды: Сборник упражнений для тренеров. СПб Питер, 2002. — 160с.
- Петровский, А.В. Введение в психологию.- М., 1995.-С.404−405.
- Платонов, К.К. Структура и развитие личности.- М., 1986.-256с.
- Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — Кн. 1 Общие основы. Процесс обучения. — 576с.
- Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- Кн.2: Процесс воспитания. — 256с.: ил.
- Прихожан, A.M. Возрастная психология // Сб. учебных программ по специальности «Психология». Второй курс. М., 2000.
- Прохоров, А.И. (в соавт.). Особенности ролевого общения в процессе управленческой деятельности: Учебное пособие. Рига, 1975.
- Психогимнастика в тренинге. / Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. -СПб.: «Речь», Институт Тренинга, 2000. 256с.
- Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н. А. Менчинской. М., 1971.
- Радзиховский, Л.А. Психологические методы изучения личности школьника: Методические разработки. М., 1985.
- Раевский, A.M. Психодиагностические изучение некоторых параметров личности детей дошкольного и младшего школьного возраста // Введение в психологическую диагностику: Учебное пособие для студентов педагогических училищ. М, 1997.
- Раевский, A.M. Психодиагностическое изучение некоторых параметров личности // Основы психологической диагностики: Учебное пособие для вузов. Бийск, 1993.
- Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения / Под ред. Т. В. Розановой. М., 1991.
- Реан, А. А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.
- Реан, А. А. Рефлексивно перцептивный анализ в деятельности педагога // Вопросы психологии 1990. № 2.
- Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии.- Питер, 2002.-720с.
- Рубинштейн, С.Л. Человек и мир (отрывки из рукописи)// Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1969
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения школьников разного возраста / Под ред. В. А. Ядова.- Л., 1979.-264 с.
- Самоукина, Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании // Методические рекомендации для учителей, школьных психологов, преподавателей и учащихся педагогических классов. М., 1992.
- Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности: Учебное пособие. 2-е Изд. СПб., 2003.
- Сидоренко, Е.В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2001. — 234с.
- Славина, Л.С. Дети с аффективным поведением. М., 1966.
- Смирнова, Е.О. Детская психология: Учебник для педвузов и педучилищ. М., 2002.
- Сосновский, Б.А. Мотивационно-смысловые образования в психологической структуре личности. Автореф. дисс. .д-ра псих, наук.- М., 1992, — 30 с.
- Спирин, Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 34с.
- Спирин, Л.Ф. Профессиограмма общепедагогкческая. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 34 с.
- Теплов, Б.И. Избранные труды.- М., 1985.-360 с.
- Фарапонова, Э.А. Развивающее обучение. Труд в начальной школе: Методические рекомендации. Красноярск, 1990.
- Фридман, Л.М., Пушкина, Т.А., Каплунович, И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Учебное пособие. М., 1988.
- Фромм, Э. Психоанализ и этика.- М., 1993. 362 с.
- Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность: В 2 т. Пер. с нем. М., 1986.
- Цукерман, Г. А. (в соавт.). Аспекты модернизации российской школы: Научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. М., 2001.
- Шавырина, Г. В. Развитие и коррекция творческого потенциала учителя // Коррекционно-обучающие программы повышения уровня профессионального развития учителя: Учебное пособие / Под ред. Л. М. Митиной. М.-Воронеж, 2001.
- Эльконин, Б.Д. Психология развития: Учебное пособие. М., 2001.
- Эльконин, Д.Б. Общая характеристика психического развития детей- Психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу- Психическое развитие школьников // Психология: Учебник. М., 1956.
- Юдина, Е.Г. Позиция педагогов: авторитаризм и партнерство. С. 132 136
- Якиманская И.С. Принципы активности в педагогической психологии //Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 5−13.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентироанного обучения/ЯТедагогика. 1995. № 2. — С.31−41
- Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие//Вопросы психологии. 1994. № 2.- С. 67 77.
- Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся //Вопр. Психологии. -1999.-№ 3.- С.39−47
- Якиманская И.С. Психолого-педагогические требования к разработке школьной документации инновационных образовательных институтов//Инновационные процессы в школах России. Сб. научн. Тр. РИПКРО МО РФ — ИЛИ РАО. — М., 1996. — С. 40−50.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированная модель построения школы-гимназии как инновационного образовательного учреждения. (Материалы научно-практической конференции)., под ред. Докт. Псих.наук., проф. И. С. Якиманской. Петрозаводск, 1996.
- Якиманская И.С. Проектирование личностно-ориентированного процесса в средней школе.//Воспитание и развитие личности. Тезисы международной научно-практической конференции. М., 1997. Т.2. с.66−68.
- Якунин, В. А. Психология учебной деятельности студентов. М. 1994.
- Янотовская, Ю.В., Петровский А. В., Абраменкова В. В. Психологические закономерности развития личности и учет их в воспитательной работе: — Методические рекомендации // Формирование всесторонне и гармонически развитой личности. М., 1989.
- Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. — 204 с.
- Anastazi A. Psychological testing .- NY., 1982. Vol.2. — 296 p.
- Asch S.E. Social psychology. Englewood Cliffs. N.Y., Prentice Hall, 1952. -646c.
- Barett-Leonard Godfrey. The phases and focus of empath British //Journal of Medical Psychology. 1993. — Vol. 66. — № 1. — P. 3−14.
- Hart L.E., King G.D. Selection versus training in the development of professionals // Journal of Counseling Psychology. 1979. — Vol. 26. — P. 235−241.
- Maslow A. Motivation and Personality. NY. 1951.
- Measurement of Social Psychological Attitudes. Edt. by John P. Robinson, Phillip R. Shaver. Institute for Social Research. 1973.
- Richardson D., Hammok G., Smith S., Gardner W., Signo M. Empathy as a cognitive inhibitor of interpersonal aggression //Aggressive Behavior, 1994. Vol. 20. — № 4. — P. 275−289.
- Roders C.R. Client-centered theory. Boston. 1951.
- Rogers C. Client-centred therapy. Boston. 1965. — 560p.
- Rokeach M. The nature of human values. N.Y., Free Press. 1973.
- Schaffer S. Altruistic behavior in children as a function of differential characteristics of the object of heip. «Diss. Abstr.», 1969. vol. 30 (5A).
- Vallon A. Les origins du caracere l’enfant. Paris. 1976.193. http://www.psygomel.com/test/napravlenost.php