Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование психолого-педагогической направленности учителя на успешность учебной деятельности младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической основой исследования являются положения педагогической психологии об ориентации на гармоничное развитие личности в образовательном пространстве в условиях личностно-ориентированного обучения (Л.И. Божович, А. А. Бодалев, J1.C. Выготский, А. А. Деркач, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Д. И. Фельдштейн, И. С. Якиманская и другие), где развитие личности рассматривается… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблема психолого-педагогаческой направленности учителя на успешность учебной деятельности учащихся начальных классов
    • 1. 1. Влияние направленности учителя на успешность учащихся начальных классов как предмет психолого-педагогического исследования
    • 1. 2. Успеваемость учащихся начальных классов как составляющая успешности учебной деятельности
    • 1. 3. Педагогическая направленность учителя в условиях личностно-ориентированного обучения учащихся начальной школы
    • 1. 4. Постановка проблемы. Гипотезы, задачи, методы и этапы исследования
  • Глава II. Экспериментальное исследование влияния психолого-педагогаческой направленности учителя на успешность учебной деятельности учащихся начальных классов
    • 2. 1. Организация и этапы экспериментального исследования
    • 2. 2. Анализ результатов экспериментального исследования
  • Выводы по главе
  • Глава III. Формирование психолого-педагогической направленности учителя на успешность учебной деятельности учащихся начальных классов
    • 3. 1. Разработка и апробация программы формирования психолого-педагогической направленности учителя на успешность учебной деятельности учащихся начальных классов
    • 3. 2. Обсуждение и анализ результатов экспериментального исследования
  • Выводы по главе

Формирование психолого-педагогической направленности учителя на успешность учебной деятельности младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Модернизация системы образования характеризуется переходом на личностно-ориентированную модель взаимодействия ее субъектов в целостном педагогическом процессе, что актуализирует проблему влияния обучения и воспитания на становление личности обучаемого. В учебно-воспитательном процессе взаимодействуют учитель и учащиеся, и прочность такого взаимодействия зависит от учителя как «организатора социальной воспитательной среды, регулятором и контролером ее взаимодействия с каждым учеником» (JI.C. Выготский). Одной из составляющих такого взаимодействия является психолого-педагогическая направленность деятельности учителя на успешность учащихся.

Направленность составляет важнейшую сторону личности, определяет ее социальную и нравственную ценность, жизненную позицию человека.

Большое влияние на теоретико-методологическое осмысление проблемы направленности личности оказали А. В. Иващенко, А. Г. Ковалев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и другие.

Анализ работ по данной проблеме позволяет выделить некоторые точки сочетаемости направленности с другими психологическими характеристиками личности: потребностями и мотивами (В.Г. Асеев, Л. И. Божович, Б. И. Додонов, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, М. С. Неймарк, С. Л. Рубинштейн, В. Э. Чудновский и другие), установками (LLI.A. Надирашвили, А. С. Прангишвили, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Узнадзе и другие), феноменом «значимости» (Н.Ф. Добрынин), структурами «личностного смысла и субъективного пространства значений» (А.Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Б. В. Зейгарник, А. В. Петровский и другие).

Для данного исследования особо актуальным является изучение профессионально-педагогической направленности личности педагога. Профессиональная направленность понимается как совокупность мотивационных образований (интересов, потребностей, склонностей, стремлений и др.), связанных с деятельностью человека и влияющих, в частности, на выбор профессии и удовлетворенность ею.

В работе исследуется вопрос о том, каким образом и на каких основаниях может выстраиваться педагогическая направленность учителей начальных классов, ориентированная на создание условий для успешного обучения и развития ребенка в школе.

Эта тема актуальна в условиях личностно-ориентированного обучения, построенного на межличностном взаимодействии учителя и учащихся при решении продуктивных и творческих задач (В .Я. Ляудис), на использовании возможностей ребенка как активного носителя субъектного опыта, складывающегося задолго до влияния организованного обучения в школе, где ученик изначально является субъектом познания (И.С. Якиманская).

Однако исследователи специально не рассматривали проблему психолого-педагогической направленности учителя на успешность младших школьников. В последние годы научно-исследовательская и практическая деятельность в образовании характеризуется системным подходом, внедрением целостных образовательных и управленческих технологий. В связи с этим меняется взгляд на проблемы, существующие в образовании. Проблемы, связанные с успешностью ребенка в образовательном процессе, несомненно, относятся к числу системных. Успешность вообще, и у детей, в частности, зависит от взаимосвязанной совокупности факторов, имеющих психологическую, социальную, педагогическую и управленческую природу. Успешность рассматривается как целостная характеристика деятельности, общения и внутреннего состояния ребенка.

Достижение ребенком успешности связано как с его собственной внутренней активностью (которую в нем нужно пробудить и научить поддерживать), так и с системно построенной деятельностью взрослыхсубъектов образовательного процесса.

В связи с этим научная задача исследования заключается в психологическом обосновании необходимости формирования психолого-педагогической направленности учителя на успешность младших школьников и выявления её психологических особенностей у педагогов начальной школы.

В теоретическом плане — это проблема исследования направленности личности учителя начальной школы на успеваемость младших школьников как составляющей успешности обучающихся в условиях личностно-ориентированного обучения.

В практическом плане — это проблема разработки программы формирования педагогической направленности учителя на успешность учащихся начальных классов, способствующей изменению личностных качеств педагога.

Цель исследования: выявление психологических составляющих личностной направленности учителя начальных классов на успешность учащихся и разработка программы формирования психолого-педагогической направленности учителя на повышение уровня успеваемости учащихся начальных классов в условиях личностно-ориентированного обучения.

Объект исследования: особенности мотивационной составляющей педагогической деятельности учителей начальных классов.

Предмет исследования: психолого-педагогическая направленность как личностная составляющая профессиональной деятельности учителя начальной школы и ее влияние на успешность младших школьников.

Гипотеза исследования: формирование личностных качеств учителя, являющихся одним из компонентов психолого-педагогической направленности, будет позитивно влиять на успешность учащихся младшего школьного возраста в условиях личностно-ориентированного обучения.

В соответствии с целью и гипотезой ставились и решались следующие задачи исследования:

1. Определение теоретико-методологических подходов к пониманию психолого-педагогической направленности учителя, имеющихся в различных зарубежных и отечественных психологических школах и направлениях.

2. Изучение психологических составляющих личностной направленности учителя, влияющих на успешность учащихся начальной школы.

3. Разработка и апробация программы формирования психолого-педагогической направленности учителя на повышение уровня успешности учащихся начальных классов и определение условий ее реализации.

4. Выявление уровня мотивации учащихся начальных классов на учебную деятельность и их успеваемости до и после внедрения психолого-педагогической программы.

5. Анализ динамики личностной направленности учителя по этапам формирующего эксперимента.

Методологической основой исследования являются положения педагогической психологии об ориентации на гармоничное развитие личности в образовательном пространстве в условиях личностно-ориентированного обучения (Л.И. Божович, А. А. Бодалев, J1.C. Выготский, А. А. Деркач, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Д. И. Фельдштейн, И. С. Якиманская и другие), где развитие личности рассматривается в условиях взаимодействия и общения с другими людьмиположения теории социального развития в пространстве-времени детства (Д.И. Фельдштейн) — основные выводы теории учебного взаимодействия и сотрудничества в учебно-воспитательном процессе (Е.В. Бондаревская, Л. С. Выготский, В. Я. Ляудис, А. К. Маркова, Е. А. Сорокоумова, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и другие).

Методы исследования: анализ теоретических и прикладных исследований в области возрастной, педагогической и социальной психологиипсихолого-педагогический эксперименткачественный, количественный и сравнительный анализ данных экспериментального исследованияметоды математической статистики.

Специально подобранный психодиагностический инструментарий: методика оценки профессиональной направленности личности учителя (Е.И. Рогов) — методика изучения ценностных ориентаций (М. Рокича в модификации Д.А. Леонтьева) — диагностика уровня развития эмпатии (И.М. Юсупов) — шкала оценки потребности в достижении (Ю.М. Орлов) — методика оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов (Н.Г. Лускановой).

Экспериментальная база, организация и этапы исследования.

Исследование осуществлялось на базе пятнадцати государственных образовательных учреждений средних общеобразовательных школ г. Москвы (ГОУ СОШ). В эксперименте участвовали 72 педагога начальной школы, а также учащиеся 3-х и 4-х классов — в количестве 1428 человек.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (2003;2004 гг.) изучалось состояние проблемы профессиональной направленности педагогов, работающих в начальной школе как в условиях традиционного, так и личностно-ориентированного обучения. Анализ научной литературы, исследований, посвященных изучению профессиональной направленности педагогов, позволил обосновать исходные позиции, определить проблему, объект и цель исследования, сформулировать гипотезу и задачи.

На втором этапе (2004;2006 гг.) выполнялась эмпирическая часть исследования, в ходе которой была обоснована необходимость разработки психолого-педагогической программы формирования педагогической направленности учителя на успеваемость учащихся начальной школы. Разрабатывалась психолого-педагогическая программа.

На третьем этапе (2006;2008 гг.) проводился психолого-педагогический эксперимент, направленный на апробацию эффективности психолого-педагогической программы, анализировались результаты исследования, а также осуществлялось оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования:

— конкретизировано понятие «психолого-педагогическая направленность» (под психолого-педагогической направленностью в данном исследовании понимается качественная динамическая характеристика субъекта педагогического труда, включающая в себя совокупность профессиональных и личностных качеств учителя);

— выявлены психологические особенности (широта знаний, высокая общая культура, умение организовать собственную деятельность и деятельность учащегося, воспитанность, чувство долга, самоконтроль, эмпатия, мотивация на достижение успеха) и определена структура педагогической направленности (мотивационный, когнитивный и поведенческий компоненты) учителей начальных классов на успешность учебной деятельности младших школьников;

— определены психологические условия эффективного формирования личностных составляющих педагогической направленности учителя на успешность учащихся начальной школы;

— разработана психолого-педагогическая программа, направленная на оптимизацию профессионального труда учителя, способствующая повышению успеваемости учащихся начальной школы.

Теоретическая значимость исследования заключается:

— в расширении научного представления о психологических составляющих направленности личности педагога на успешность учащихся начальной школы в условиях личностно-ориентированного обучения;

— в обогащении психолого-педагогических исследований разработкой решения одной из актуальных проблем, связанных со школьной успеваемостью учащихся начальных классов;

— в разработке и апробации диагностической системы, направленной на изучение профессионально-личностных особенностей деятельности учителя начальной школы;

— в исследовании принципов создания содержания программы оптимизации профессионального труда учителя начальной школы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты способствовали решению проблемы успешности обучения детей младшего школьного возрастаполученные данные позволили обновить содержание работы школьной психологической службы с целью повышения уровня педагогического мастерстваразработанная программа психолого-педагогического тренинга может быть применена для формирования личностно значимых профессиональных качеств учителя.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования освещены в докладах, сделанных на заседаниях кафедры педагогической психологии и кафедры практической психологии Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолоховазаслушаны на научно-практических конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых, а также на XIII и XIV Международных Дашковских чтениях в 2006;2008 годах.

Результаты исследования используются в лекционных и семинарских занятиях по педагогической психологии со студентами Московского гуманитарного института им. Е. Р. Дашковой при подготовке психологов и педагогов.

Основные положения диссертации нашли отражение в 11 публикациях автора: Психологические представления о готовности ребенка к обучению в школе, 2003., Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста с проблемами в обучении, 2005., Профессиональнопсихологическая направленность педагога как предмет исследования, 2007., Изучение педагогической направленности учителя на успеваемость учащихся, 2008. и другие.

Достоверность исследования обеспечивалась применением апробированного инструментария, вариативностью констатирующего эксперимента, адекватного предмету, цели и задачам исследованиякачественным и количественным анализом эмпирического материала, подтвержденного статистическими расчетамизначительной количественной выборкой испытуемых (педагогов и младших школьников).

Для определения достоверности и обработки полученных данных на персональной ЭВМ типа IBM PC/AMD/2500 использовалась программа Microsoft Excel for Windows. С ее помощью проводились автоматизированные табличные расчеты.

Положения, выносимые на защиту:

1. Психолого-педагогическая направленность является одной из составляющей профессиональной деятельности педагога, которая включает в себя два компонента — профессиональный и личностный — позволяющие учителю эффективно организовывать свою педагогическую деятельность в условиях личностно-ориентированного обучения.

2. Эффективным средством формирования основных компонентов структуры психолого-педагогической направленности (мотивационного, когнитивного и поведенческого) является разработанная психолого-педагогическая программа для учителей начальной школы.

3. Для совершенствования профессионального потенциала учителей в плане развития позитивной психолого-педагогической направленности их профессиональной деятельности, необходимо создание специальных психолого-педагогических условий, способствующих повышению психологических компетенций, совершенствованию их знаний, умений и практических навыков взаимодействия и сотрудничества с детьми, основанных на субъект — субъектной позиции.

4. Позитивная психолого-педагогическая направленность благоприятно влияет на развитие основных компонентов учебной деятельности младших школьников.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка. Текст иллюстрирован таблицами, диаграммами, схемами и рисунками.

Выводы по главе

Проведенное исследование раскрывают картину изменения необходимых личностных качеств учителя в условиях личностно-ориентированного обучения и их позитивного влияния на успеваемость учащихся начальной школы. Так рассмотрение личностных качеств педагогов показало, что благодаря их сформированности по всем изучаемым параметрам, усвоенное содержание реализуется в субъект-субъектных отношениях с учащимися.

В результате реализации формирующей программы явно прослеживается статистически значимая тенденция, связанная с осознанным переходом на более высокие уровни профессиональной направленности в параметрах «Общительность», «Организованность» и «Направленность на предмет».

Такая выраженность интерпретируется нами как результат полинаправленности педагогов. Испытуемые демонстрируют высокий процент своих качеств в педагогической деятельности. Тем не менее, остается немногочисленная группа педагогов, которая недостаточно заинтересована результатами своей деятельности. Все же реализация этих профессиональных качеств оказывается им доступной.

Анализируя динамику иерархию инструментальных ценностей педагогов по результатам реализации методики изучения ценностных ориентаций М. Рокича в модификации Д. А. Леонтьева мы, заключаем, что они являются предпочтительными в любой жизненной ситуации и являются типичными для исследуемой выборки.

Ведущими ценностями у педагогов оказались «Воспитанность» (хорошие манеры) — 40,0%, «Образованность, заключающаяся в широте знаний, высокой общей культуре» — 15,0%, испытуемые стали больше обращать внимание на такие качества как «Терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения» — 15,0%,

Чуткость и заботливость" - 12,5% и «Эффективность в делах, трактующаяся как трудолюбие, продуктивность в работе» — 10,0%. Основная тенденция изменений — переход от отвергаемых к более предпочитаемым ценностям. Такие показатели как «Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)», «Чуткость — заботливость широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)» и стали играть большую роль в иерархии предложенных ценностей.

Это подтверждает и реализация методики И. М. Юсупова. Подводя итоги результатов самоотчетов педагогов, после формирующей программы, мы наблюдаем существенную и статистически значимую динамику. Сохранилась тенденция положительного роста по очень высокому уровню эмпатии (с 63−81 балла до 82−90 баллов). Несколько повысился высокий уровень эмпатии у участников ЭГ (20,0%). Наиболее типичным уровнем развития эмпатической способности у интересующей нас группы испытуемых явился нормальный уровень (62,5%, в то время как контрольная группа продемонстрировала меньший потенциал в развитии данного качества).

Низкий уровень эмпатии не был характерен ни одному участнику исследования.

Произошла положительная динамика в развитии эмпатийности у педагогов экспериментальной группы по сравнению с педагогами не прошедших специального формирования. Динамика показателей у испытуемых контрольной группы оказалась положительной, но статистически незначимой.

Существенные различия мы получили по всем трем уровням мотивации достижения успешности педагогов в деятельности. Значительно уменьшились показатели по низкому уровню (5,0%), что заключалось в традиционном подходе по отношению к детям, характеризовалось нежеланием изменять свою личностную позицию, пассивностью и стабильностью в деятельности. Однако для большинства педагогов типичным оказался средний уровень мотивации достижения (67,5%). Что можно охарактеризовать настойчивостью в реализации своих целей, неудовлетворенностью достигнутым, стремлением добиться желаемого положения, уважения и признания своих заслуг. Динамика высокого уровня мотивации достижения была свойственна испытуемых экспериментальной группы (27,5%) по сравнению с испытуемыми контрольной группы (15,6%). Что характеризовало опрашиваемых как людей настойчивых в достижении собственных целей, они стремились добиться все лучших и более качественных результатов в своей работе. Такая заинтересованность означала постоянный поиск новых путей и личности в педагогической деятельности, направленных на активизацию его личностного потенциала и потенциала ребенка — это стремление работать по-новому с полной отдачей. При такой мотивации педагогическая деятельность приносит огромное удовлетворение от высоких результатов совместной деятельности с собственными воспитанниками.

Реализация методики оценки школьной мотивации в конце учебного года показала, что большинство детей испытывают благополучие в школе, общаются с одноклассниками и учителями. Им нравится учиться, однако познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

Третья часть детей стала проявлять высокий и хороший уровень мотивации. Испытуемые отличались наличием высоких познавательных мотивов, положительным отношением к учителю и успехами в учебной деятельности.

Существенно снизился процент детей с низким уровнем школьной мотивации (18,7% / 10,0%). Эти дети отличались индифферентным или негативным отношением к учебе, испытывали трудности в общении со сверстниками и с учителем. Школа воспринималась ими как враждебная среда, они тяжело справлялись с учебной деятельностью.

Как показала работа, проведенная с педагогами, у младших школьников ЭГ улучшились результаты в течение учебного года. Так мы получили положительные изменения по дисциплинам: «Чтение» (3,9% / 4,2%), «Математика» (4,2% / 4,4%) и «Русский язык» (3,8% / 4,0%). Динамика исследуемых показателей в КГ оказалась не значимой с точки зрения статистических критериев.

Таким образом, результаты формирующего эксперимента, подтвердили нашу исходную гипотезу о том, что формирование необходимых личностных качеств учителя, являющихся одним из компонентов успешной педагогической деятельности будет позитивно влиять на успеваемость учащихся младшего школьного возраста в условиях личностно-ориентированного обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполненное нами теоретико-прикладное исследование, посвященное изучению актуальной проблемы в педагогической психологии, посвященной формированию психолого-педагогической направленности на успешность младших школьников в условиях личностно-ориентированного обучения, позволило сделать следующие выводы:

1. Теоретические аспекты направленности представляет высшую структуру личности, на уровне которой и происходит регуляция поведения и взаимоотношений с другими людьми, построение программы деятельности. Осуществление этого возможно при наличии личностных идеалов, моральных представлений, норм, ценностей, убеждений. Субъективное отношение к обществу, к другим людям, деятельности, самому себе, постоянно реализующаяся в общественном поведении и закрепленная в образе жизни.

2. Идеалы, убеждения, ценностные ориентации — все это в совокупности отражает систему взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение его к окружающей действительности и самому себе, а также обуславливает основные жизненные позиции людей и представляет собственное мировоззрение.

3. В исследовании конкретизировано понятие «педагогическая направленность» (под педагогической направленностью понимается качественная динамическая характеристика субъекта педагогического труда, включающая в себя совокупность профессиональных и личностных качеств учителя);

4. По итогам констатирующего эксперимента получены и систематизированы фактические данные, выявляющие психологические особенности педагогической направленности учителей начальных классов на успешность учащихся (широта знаний, высокая общая культура, умение организовать собственную деятельность и деятельность учащегося, воспитанность, чувство долга, самоконтроль, эмпатия, мотивация на достижение успеха).

3. Результаты формирующего эксперимента подтвердили нашу исходную гипотезу о формировании личностных качеств учителя, являющихся одним из компонентов педагогической направленности будут позитивно влиять на успешность учащихся младшего школьного возраста в условиях личностно-ориентированного обучения. В связи с этим нами определены психологические условия эффективного формирования личностных составляющих педагогической направленности на успешность учащихся начальной школы (специально разработанная психолого-педагогическая программа, направленная на оптимизацию профессионального труда учителя, способствующая повышению успеваемости учащихся начальной школы).

4. Сконструированный и использованный психодиагностический инструментарий, направленный на выявление индивидуальных потенциальных психологических составляющих педагогической направленности, а также мотивационного компонента и успеваемость учащихся младшего школьного возраста в условиях личностноориентированного обучения, оказались достаточно информативными, чтобы рекомендовать их в практику работы в начальной школе.

5. В процессе учебной деятельности происходит позитивная амплификация субъект-субъектного взаимодействия учителя и ученика.

6. Проведенное исследование не исчерпывает всей глубины и сложности обозначенной проблемы. Перспективы изучения в психологическом аспекте образования связаны с исследованием особенностей учащихся и педагогов, взаимодействующих в различных типах школ, с другими образовательными стандартами и формами обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Т.Д. (в соавт.). Подготовка детей к школе // Пособие для родителей, воспитателей, педагогов-психологов детских садов и школ. 4.1−2. — Чарджоу, 1998−1999.
  2. , В.В. Методический аппарат // Общая психология: Учебник / Под ред. А. В. Петровского. М., 1976.
  3. , В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре: Учебное пособие. М. Воронеж, 2000.
  4. , В.В. Социально-экологическая ситуация региона глазами детей: к построению визуальной социопсихологии детства // Учителю об экологии детства / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. -М., 1996.
  5. , Н.Н. Психологические рекомендации по воспитанию детей в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах (методические разработки) / Авдеев, Н.Н., Вереникина И. М., Прихожан A.M., Толстых (Власова) Н.Н. (в соавт.) М., 1986
  6. , И.С. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС-6−7): Методическое руководство. М., 1994
  7. , И.С., Щебланова Е. И. Вербальный тест творческого мышления: Пособие для школьных психологов. М., 1996
  8. , И.С., Щебланова, Е.И., Задорина, Е. Н. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей: Пособие для школьных психологов. Обнинск, 1995
  9. , М.К., Борисова, Е.М. (в соавт.). Основы психодиагностики: Учебное пособие для педвузов / Под ред. А. Г. Шмелева. Ростов-н/Д., 1996.
  10. , М.К., Гуревич, К.М., (ред.), Абдурасулова Т. Д., Козлова В. Т., Ференс Н. А. Основы психологической диагностики: Учебное пособие для вузов. М., 2003.
  11. , М.К., Гуревич, К.М., (ред.), Абдурасулова Т. Д., Козлова В. Т., Раевский A.M., Ференс Н. А. Психологическая диагностика: Учебное пособие для вузов. СПб., 2003.
  12. , М.К., Раевский, A.M. Социальные и этические аспекты психологической диагностики. Этический кодекс психолога-диагноста // Основы психологической диагностики: Учебное пособие для вузов. Бийск, 1993.
  13. , Н.А. (в соавт.). Методическое руководство по психодиагностике школьного коллектива. М., 1997.
  14. , Н.А. (в соавт.). Технология оценивания эффективности функционирования общеобразовательного учреждения: Учебное пособие. Якутск, 1997.
  15. , Н.А. Диагностика педагогических способностей: Учебное пособие. -М.-Воронеж, 1997.
  16. , Н.А. Дифференциальная психодиагностика педагогических стилей: Учебное пособие. М., 1997.
  17. , Н.А. Психодиагностический профотбор на педагогические специальности: Учебное пособие. Курск, 1994.
  18. , Н.А. Технология оценивания эффективности функционирования общеобразовательного учреждения: Учебное пособие. Якутск, 1997.
  19. , Б. Г. О развитии детей в процессе обучения // Советская педагогика, 1957. № 7.
  20. , Б.Г. Человек как предмет познания.-JI., 1969.- 339с.
  21. , А.А. (ред.). Основы социально-психологической теории: Учебное пособие. Рязань, 1995.
  22. , А.А. (соред.). Психология и педагогика: Учебное пособие. -М., 2002.
  23. , А.А. Психология и педагогика: Учебное пособие. М., 2002.
  24. , А.А. Социально-психологические теории личности и их характеристики // Основы социально-психологической теории: Учебное пособие. Рязань, 1995.
  25. , Е.Д. Обучение и психическое развитие школьников // Учителю о психологии / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М. Черноголовка, 1996
  26. , Е.Д. Рекомендации по содержанию и организации контроля за процессом усвоения учебного материала школьниками (предмет «Родной язык») // Базовый компонент и пути перестройки курса обучения предмета «Родной язык». М., 1989
  27. Божович, Е. Д. Обучение и психическое развитие школьников // Учителю о психологии / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М.-ерноголовка, 1996
  28. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М., 1968.-464с.
  29. , С.М. Как обыграть скучный урок? // Первое сентября. -1999.-№ 8.
  30. , С.М. Урок творчество учителя. — М., 1974.
  31. , С.М. Цикл материалов о психическом развитии школьника // Управление школой. 1997. — № 38. № 2. 1988. — № 2. № 4. № 8. 1997. — № 37. 1998. — № 1. № 6. № 25.
  32. , С.М. Цикл статей о методике преподавания русского языка в школе // Русский язык. 1999. — № 6. 2000. — № 9. № 39. № 40. 2001. — № 8. № 10. № 11. № 13. № м. № 25. № 27. 2002. — № 33. 2003. -№ 12.
  33. , С.М. Цикл статей о методике преподавания русского языка в школе // Русская словесность. 2000. — № 2. № 6. 2001. — № 5. № 7. 2002. -№ 1.
  34. , С.М. Цикл статей о методике преподавания русского языка в школе // Русский язык в школе. 2001. — № 5. 2002. — № 4.
  35. , Н.А. В начальную школу приходит новый тип учебника по русскому языку // Русская филология разработка содержания и методов обучения / Сост. Г. Г. Граник, Ю. Ю. Балашова. — М, 2001.
  36. , Н.А. Возможности интеграции // Школа-Пресс. 2001. -№ 2/41.
  37. , Н.А. Школьный курс русского языка: новый учебник // Народное образование. 2001. — № 2.
  38. , Е.М., Логинова Г. П. Профессиональное самоопределение учащихся // Психологическая служба школы: Учебное пособие. М., 1995.
  39. , М.Э. Взаимосвязь разных форм деятельности в процессе всестороннего и гармоничного развития школьников: Методические рекомендации. М., 1979.
  40. , Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). Как нам договориться? Практическое руководство по ненасильственному разрешению конфликтов. / Пер. с нем. Р. С. Эйвадиса. СПб.: «Светоячок" — „Речь“, 2001. — 128с.
  41. , A.JI. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста: Для психологов-консультантов. М., 1989.
  42. , А.Л., Мелик-Пашаев, А.А., Михайлова Н. Н., Улановская И. М., Цукерман Г. А. (в соавт.). Образовательный процесс в начальной школе: Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. // Начальная школа: плюс- минус. 2001. -№ 9−10.
  43. , М.Н., Размыслов, П.И. Возрастные особенности школьника // Педагогика: Учебник / Под ред. И. А. Каирова и др. М., 1956.
  44. Вопросы психологии способностей школьников. / Под ред. В. А. Крутецкого. М., 1964.
  45. , Т.В. Психокоррекция и развивающая работа с детьми // Хрестоматия: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан и др. М., 1998.
  46. , Л.Н., Смирнова, Е.О. Ступени общения: Книга для воспитателей и родителей. М., 1992. 1996.
  47. , Э.А., Крупное А. И. (отв. ред.) Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности: Учебное пособие. Свердловск, 1983.
  48. Голубева, Э. А. Психофизиология индивидуальных различий: Программа спецкурса // Психофизиология: Сборник программ / Отв. ред. Е. Н. Соколов, Л. К. Хлудова. М., 2001.
  49. , Ф.Н. Психология. Под. ред. проф. Н. Ф. Добрынина. Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2001, М., „Просвещение“, 1973.- 240с. с
  50. , М.Н. К проблеме взаимосвязи направленности личности и асоциального поведения. // ВЕСТНИК ОГУ№ 1 О/Октябрь. 2006. Часть 1
  51. , В.В. Проблемы развивающего обучения.- М., 1988.-е 78−79.
  52. , В.В. Психологические вопросы учебной деятельности и современных методов обучения- Взаимосвязь обучения и психического развития детей // Психология обучения: Учебное пособие. -М., 1978.
  53. , Е.Е. Психология младшего школьника // Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1999. 2002.
  54. , Е.Е. Ценность младшего школьного возраста // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. М., 1998.
  55. И.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие. — Ростов н/Д: изд-во Феникс», 2003. С.124−141, 151- 169.
  56. , А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987
  57. , Б.И. Потребности, отношения и направленность личности. // Вопросы психологии, 1973.- № 5.- С18−28.
  58. , И.В. (ред.). Практикум по возрастной и педагогической психологии. М., 1998. 1999. 2000. 2001.
  59. , И.В. (ред., сост.). Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений. М., 1998.
  60. , И.В. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М., 1998.
  61. , И.В., (ред.), Данилова Е. Е., Прихожан A.M. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. -М., 1999. 2002.
  62. , И.В., Прихожан A.M. (соред.-сост.). Возрастная и педагогическая психология: Школьный возраст. Хрестоматия. М., 2001.
  63. , И.М., Юферева Т. И. Методические рекомендации для учителей по составлению психологической характеристики школьника. М., 1987.
  64. , Т.З. Элементы возрастной психологии (Психологическое развитие детей раннего возраста) // Учебник для сестер-воспитательниц. М., 1963.
  65. , А.Б. Трудные дети и методы работы с ними. //Детская беспризорность и детский дом.- М., 1976.- С.71−104.
  66. , И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.
  67. Зубова, JL В. Психологические особенности ценностных ориентации подростков с различной направленностью личности, Оренбург, 2002, 175с.
  68. , А.В. Фролова, Н.В. Нравственные ценности и особенности их усвоения школьной молодежью в современных условиях. М., 1996, 157с.
  69. , Е. П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев, 1998.
  70. , М.К. Введение в профессию: практическая психология в системе образования: Методическое пособие. М., 2000. 2001.
  71. , З.И. Обучаемость и принцип построения методики ее диагностики // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М., 1975.
  72. , З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.
  73. Кирьякова, А. В. Ориентация школьников на социально значимые ценности (Теория и диагностика).- Л., 1991.
  74. , А.Г. Психология личности.- М., 1970- 319с.
  75. , В. Л. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.
  76. Кон, И.С.В поисках себя. Личность и самосознание.- М., 1984.- 335с.
  77. , М.Ю. Межличностные отношения: педагог ученик // Социальная психология: Учебное пособие для педвузов. — М., 1987.
  78. , Ю.А. Развитие и коррекция педагогической направленности личности и творческого потенциала учителя // Коррекционно-обучающие программы повышения уровня профессиоеального развития учителя: Учебное пособие. М. Воронеж, 2001.
  79. , Ю.А. Средства экспресс-диагностики направленности личности в структуре определения уровня ее профессионального развития. // Журнал прикладной психологии, 2000 № 5. С.26−31
  80. , Ю.А. Средства экспресс-диагростики направленности личности в структуре определения уровня ее профессионального развития. // Прикладная психология, 2000 № 5. С.25−32
  81. , Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников: Методические разработки. М., 1989.
  82. , С.В., Мухаматулина, Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М. Генезис, 1997. — 192с.
  83. , Э., Смит, Л. Тренинг лидерства. СПб.: Питер, 2002. -320с.
  84. , Н.Ф. Диагностика индивидуально-типологических особенностей учащихся, определяющих успешность учебы: Пособие для учителей. М., 2002.
  85. , Н.Ф. Эксперсс-диагностика регуляторно-когнитивной структуры учебной деятельности у младших школьников: Пособие. -М., 2003.
  86. , В.А. Психология обучения и воспитания школьников: Книга для учителей и классных руководителей. М., 1976.
  87. , И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. М., 1996. 1997 (2-е Изд. и 3-е изд). 1998. 1999.
  88. , И.Ю., Фридман, JI.M. Психологический справочник учителя. -М., 1991. 1998
  89. , И.Ю., Фридман, JI.M. Формирование у учащихся общеучебных умений: Методические рекомендации. М., 1993 Кемерово, 1993. Минск, 1995
  90. , Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1984
  91. , Н.Д. Направленность подростков.- М., 1969.- С.5−21.
  92. , О.В. Педагогическая психология воспитания: Учебное пособие для школьных психологов и педагогов, для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. М., 1997. 2003
  93. , Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников: Книга для учителя начальных классов. М., 1995
  94. , Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике: Книга для учителя начальных классов. М., 2001
  95. , Н.П. Методики изучения мотивации учения и отношения детей к школе // М. В. Зверева. Изучение результативности обучения в начальных классах (система Л.В.Занкова): Методические рекомендации для учителей. М., 2000.
  96. , Н.П. Психодиагностика трудностей в обучении и их преодоление // Программы высших учебных заведений. Для специальности «Практическая психология». М., 1993. 1998.
  97. .Ф. Теория, эксперименты и практика в психологии.// Психол. журнал, 1980, т.2.- № 1.- с.4−10.
  98. , Д.В. Профессиональная деятельность // Психология: Учебное пособие для 8 Кл. / Под ред. И. В. Дубровиной. М.-Воронеж, 2002.
  99. , Е.К., Монина, Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000. — 190с.
  100. , А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
  101. , А.К., Матис, Т.А., Орлов, А. Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М., 1990.
  102. , Т.Д., Смирнова, Е.О. (в соавт.). Детская практическая психология: Учебник для высших учебных заведений. М., 2000. 2002.
  103. , Т.М. (в соавт.). Математическая статистика для психологов: Учебник. М., 2003.
  104. , Т.А., Полуянов, Ю.А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности // Вопросы теории и практики развивающего образования: Методическое пособие-хрестоматия к спецкурсу теории учебной деятельности. М., 2001.
  105. , А. М. Исследование интеллектуальной активности детей в условиях учебного и игрового общения // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся М., 1980.
  106. , В.А., Ермоленко, М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов пед. завед. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 288с.
  107. Мир профессий том «Человек — человек». Под редакцией Кавериновой, Р.Д., Зюбина, Л.М. М., 1986 г.
  108. , Л.М. Адаптация или развитие: выбор психологической стратегии профессионализации личности- Введ.- ЗаКл. //
  109. Психологическое сопровождение выбора профессии: Научно-методическое пособие. М., 1998.
  110. , JI.M. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя: Учебное пособие. Кемерово, 1996.
  111. , JI.M. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя: Учебное пособие. М., 1992.
  112. , JI.M. Психологические условия профессионального развития учителя //Учителю о психологии. М., 1996.
  113. , JI.M. Психология профессионального развития учителя // Коррекционно-обучающие программы повышения уровня профессионального развития учителя. М.-Воронеж, 2001.
  114. , JI.M. Психология профессионального развития учителя: Учебно-методическое пособие. М., 1998.
  115. , JI.M. Удовлетворенность школьника состоянием своей учебной деятельности // Методы изучения мотивации учебной деятельности: Учебное пособие. М., 1988. Деп. в ОЦНИ «Школа и педагогика» № 100−88.
  116. , JI.M. Формирование у учителя умений анализа своей педагогической деятельности // О путях повышения эффективности труда учителя: Психологические рекомендации. М., 1987.
  117. , JI.M., Асмаковец А. С., Кондаков И. М. Развитие и коррекция эмоциональной и поведенческой гибкости учителя // Коррекционно-обучающие программы повышения уровня профессионального развития учителя. М.-Воронеж, 2001.
  118. Митина, J1.M., Кореляков Ю. А., Шавырина Г. В. Развитие и коррекция педагогической направленности и творческого потенциала учителя // Коррекционно-обучающие программы повышения уровня профессионального развития учителя. М.-Воронеж, 2000.
  119. , Н.Л., Данилова Е. Е. Психологическая помощь детям, недостаточно готовым к школьному обучению // Готовность к школе: Руководство практического психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1995.
  120. , В.Н. Личность и отношения человека. //Проблемы личности./Под ред. Л. И. Анцифировой.- М., 1969,-С.63−73.
  121. , Н.И. Обучение и развитие // Учебник возрастной и педагогической психологии / Под ред. А. В. Петровского. М., 1972. 1979. Берлин, 1979. Будапешт, 1979. Варшава, 1979. Прага, 1979.
  122. , Н.В. Формирование мотива и мотивации достижения успехов у детей 4−5 летнего возраста. Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 2007.-21с.
  123. , Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
  124. , А.К. Особенности эмоциональной регуляции у младших школьников // Кабинет психоэмоциональной регуляции для младших школьников. Комплект документации и учебно-методические материалы. М., 1993.
  125. , В.И. Ред., Вступл. // Е. Л. Яковлева. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. М., 1997.
  126. Г., Кропп Р. Формирование команды: Сборник упражнений для тренеров. СПб Питер, 2002. — 160с.
  127. , А.В. Введение в психологию.- М., 1995.-С.404−405.
  128. , К.К. Структура и развитие личности.- М., 1986.-256с.
  129. , И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — Кн. 1 Общие основы. Процесс обучения. — 576с.
  130. , И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- Кн.2: Процесс воспитания. — 256с.: ил.
  131. , A.M. Возрастная психология // Сб. учебных программ по специальности «Психология». Второй курс. М., 2000.
  132. , А.И. (в соавт.). Особенности ролевого общения в процессе управленческой деятельности: Учебное пособие. Рига, 1975.
  133. Психогимнастика в тренинге. / Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. -СПб.: «Речь», Институт Тренинга, 2000. 256с.
  134. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н. А. Менчинской. М., 1971.
  135. , Л.А. Психологические методы изучения личности школьника: Методические разработки. М., 1985.
  136. , A.M. Психодиагностические изучение некоторых параметров личности детей дошкольного и младшего школьного возраста // Введение в психологическую диагностику: Учебное пособие для студентов педагогических училищ. М, 1997.
  137. , A.M. Психодиагностическое изучение некоторых параметров личности // Основы психологической диагностики: Учебное пособие для вузов. Бийск, 1993.
  138. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения / Под ред. Т. В. Розановой. М., 1991.
  139. , А. А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.
  140. , А. А. Рефлексивно перцептивный анализ в деятельности педагога // Вопросы психологии 1990. № 2.
  141. , C.JI. Основы общей психологии.- Питер, 2002.-720с.
  142. , С.Л. Человек и мир (отрывки из рукописи)// Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1969
  143. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения школьников разного возраста / Под ред. В. А. Ядова.- Л., 1979.-264 с.
  144. , Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании // Методические рекомендации для учителей, школьных психологов, преподавателей и учащихся педагогических классов. М., 1992.
  145. , Н.В. Психология профессиональной деятельности: Учебное пособие. 2-е Изд. СПб., 2003.
  146. , Е.В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2001. — 234с.
  147. , Л.С. Дети с аффективным поведением. М., 1966.
  148. , Е.О. Детская психология: Учебник для педвузов и педучилищ. М., 2002.
  149. , Б.А. Мотивационно-смысловые образования в психологической структуре личности. Автореф. дисс. .д-ра псих, наук.- М., 1992, — 30 с.
  150. , Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 34с.
  151. , Л.Ф. Профессиограмма общепедагогкческая. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 34 с.
  152. , Б.И. Избранные труды.- М., 1985.-360 с.
  153. , Э.А. Развивающее обучение. Труд в начальной школе: Методические рекомендации. Красноярск, 1990.
  154. , Л.М., Пушкина, Т.А., Каплунович, И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Учебное пособие. М., 1988.
  155. , Э. Психоанализ и этика.- М., 1993. 362 с.
  156. , X. Мотивация и деятельность: В 2 т. Пер. с нем. М., 1986.
  157. , Г. А. (в соавт.). Аспекты модернизации российской школы: Научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. М., 2001.
  158. , Г. В. Развитие и коррекция творческого потенциала учителя // Коррекционно-обучающие программы повышения уровня профессионального развития учителя: Учебное пособие / Под ред. Л. М. Митиной. М.-Воронеж, 2001.
  159. , Б.Д. Психология развития: Учебное пособие. М., 2001.
  160. , Д.Б. Общая характеристика психического развития детей- Психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу- Психическое развитие школьников // Психология: Учебник. М., 1956.
  161. , Е.Г. Позиция педагогов: авторитаризм и партнерство. С. 132 136
  162. И.С. Принципы активности в педагогической психологии //Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 5−13.
  163. И.С. Разработка технологии личностно-ориентироанного обучения/ЯТедагогика. 1995. № 2. — С.31−41
  164. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие//Вопросы психологии. 1994. № 2.- С. 67 77.
  165. И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся //Вопр. Психологии. -1999.-№ 3.- С.39−47
  166. И.С. Психолого-педагогические требования к разработке школьной документации инновационных образовательных институтов//Инновационные процессы в школах России. Сб. научн. Тр. РИПКРО МО РФ — ИЛИ РАО. — М., 1996. — С. 40−50.
  167. И.С. Личностно-ориентированная модель построения школы-гимназии как инновационного образовательного учреждения. (Материалы научно-практической конференции)., под ред. Докт. Псих.наук., проф. И. С. Якиманской. Петрозаводск, 1996.
  168. И.С. Проектирование личностно-ориентированного процесса в средней школе.//Воспитание и развитие личности. Тезисы международной научно-практической конференции. М., 1997. Т.2. с.66−68.
  169. , В. А. Психология учебной деятельности студентов. М. 1994.
  170. , Ю.В., Петровский А. В., Абраменкова В. В. Психологические закономерности развития личности и учет их в воспитательной работе: — Методические рекомендации // Формирование всесторонне и гармонически развитой личности. М., 1989.
  171. М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. — 204 с.
  172. Anastazi A. Psychological testing .- NY., 1982. Vol.2. — 296 p.
  173. Asch S.E. Social psychology. Englewood Cliffs. N.Y., Prentice Hall, 1952. -646c.
  174. Barett-Leonard Godfrey. The phases and focus of empath British //Journal of Medical Psychology. 1993. — Vol. 66. — № 1. — P. 3−14.
  175. Hart L.E., King G.D. Selection versus training in the development of professionals // Journal of Counseling Psychology. 1979. — Vol. 26. — P. 235−241.
  176. Maslow A. Motivation and Personality. NY. 1951.
  177. Measurement of Social Psychological Attitudes. Edt. by John P. Robinson, Phillip R. Shaver. Institute for Social Research. 1973.
  178. Richardson D., Hammok G., Smith S., Gardner W., Signo M. Empathy as a cognitive inhibitor of interpersonal aggression //Aggressive Behavior, 1994. Vol. 20. — № 4. — P. 275−289.
  179. Roders C.R. Client-centered theory. Boston. 1951.
  180. Rogers C. Client-centred therapy. Boston. 1965. — 560p.
  181. Rokeach M. The nature of human values. N.Y., Free Press. 1973.
  182. Schaffer S. Altruistic behavior in children as a function of differential characteristics of the object of heip. «Diss. Abstr.», 1969. vol. 30 (5A).
  183. Vallon A. Les origins du caracere l’enfant. Paris. 1976.193. http://www.psygomel.com/test/napravlenost.php
Заполнить форму текущей работой