Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологическое благополучие и родительские установки женщин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Адаптирована. и стандартизирована- ! методика «Шкала психологического благополучия К. Рифф», а также ее экспресс-вариант. Теоретическая значимость результатов состоит в углублении понимания феномена психологического благополучия и раскрытии его структуры. Важным результатом является рассмотрение взаимосвязей между феноменами ' психологического? благополучия'. и родительских установок. Полученные… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Проблема взаимосвязи психологического благополучия и родительских установок женщин
    • 1. 1. Психологическое благополучие как характеристика позитивного функционирования человека
    • 1. 2. Родительские установки как фактор формирования психологического благополучия ребенка
    • 1. 3. Соотношение психологического благополучия и родительских установок женщин
  • ГЛАВА 2. Организация и методы исследования
    • 2. 1. Характеристика выборки и процедура исследования
    • 2. 2. Используемые методики
    • 2. 3. Адаптация «Шкалы психологического благополучия К. Рифф «
  • ГЛАВА 3. Взаимосвязи психологического благополучия и родительских установок женщин
    • 3. 1. Общая характеристика психологического благополучия женщин
    • 3. 2. Психологическое благополучие женщин разного возраста
    • 3. 3. Общая характеристика родительских установок женщин
    • 3. 4. Родительские установки женщин разного возраста
    • 3. 5. Взаимосвязи родительских установок и психологического благополучия женщин
    • 3. 6. Взаимосвязи родительских установок и психологического благополучия женщин разного возраста
    • 3. 7. Взаимосвязи родительских установок и психологического благополучия женщин в парах «мать-дочь»
  • Обсуждение результатов
  • Выводы

Психологическое благополучие и родительские установки женщин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Изучение позитивного функционирования человека является характерной чертой современной психологии. Многочисленные исследования посвящены углублению понимания таких психологических феноменов, как индивидуация К. Г. Юнга, идентичность Э. Эриксона, осмысленность жизни В. Франкла, жизнестойкость С. Мадди, поток М. Чиксентмихайи, экзистенция А. Лэнгле.

К числу наиболее важных понятий, характеризующих позитивное функционирование человека, можно отнести понятие психологического благополучия. Попытки осмысления данного понятия привели к появлению конструктов субъективного, психологического, эвдемоническогои онтологического благополучия, теоретическое разграничение которых в настоящее время недостоточно определено. Вопросы углубленнного анализа сущности феномена психологического благополучиятакже остаются открытыми. Ощущается недостаток исследований его особенностей и поиска факторов, оказывающих на него влияние.

Важным фактором формированияполноценно функционирующей-личности и, следовательно, психологического благополучия являются детско-родительские отношения в семье.

Таким образом, возникает необходимость исследования гармоничного отношения родителей к своему ребенку, в частности, необходимость изучения гармоничных родительских установок как готовности к определенному типу взаимодействия с ребенком.

Поиск факторов, оказывающих влияние на изменение родительских установок был осуществен рядом исследователей. .1. Ве^ку рассматривает психологическое благополучие родителя как наиболее значимый фактор, влияющий на детско-родительские отношения и обладающий буферной ролью по отношению к остальным актуально действующим факторам (7. Ве^ку, 1984). В работах по исследованию готовности к материнству соотносятся личностные характеристики матери и ее отношение к будущему ребенку (Г.Г. Филиппова, 2002, С. Ю. Мещерякова, 2000 и др.). Изучаются процессы межпоколенной трансляции ценностей и паттернов поведения, в том числе и особенностей детско-родительских отношений (R.D. Conger, 2003, G.R. Patterson, 1989, Chen Z-Y et al., 2001 и др.). Изучается динамика и изменчивость родительских установок (O.E. Смирнова, М. В. Быкова, 2000).

Следует отметить ограниченность существующих исследований. Положения J. Belsky носят преимущественно, теоретический характер и касаются* реально — осуществляемого поведения, а не факта формирования готовности к взаимодействию. Работы, осуществляемые в русле исследований психологической' готовности к. материнству, как правило, ограничены периодом беременности и подготовки к родам. Работы по межпоколенной трансляции паттернов поведения большей частью связаны с исследованием негативных паттернов.

Все это не позволяет достаточно полно описать взаимосвязи психологического благополучия и родительских установок женщин, что, в свою очередь, затрудняет разработку профилактических и коррекционных программ, направленных на повышение уровня психологического! благополучия личности.

Настоящая работа направлена на исследование уровневых и структурных характеристик психологического благополучия и родительских установок женщин, на понимание взаимосвязей психологического благополучия и родительских установок женщин в широком возрастном диапазоне, а также на разработку качественного психометрического инструмента для диагностики психологического благополучия.

Целью данной работы является исследование взаимосвязей психологического благополучия и родительских установок женщин с учетом возрастного и межпоколенного аспекта.

Объект: психологическое благополучие и родительские установки женщин разного возраста.

Предмет: особенности взаимосвязей психологического благополучия и родительских установок женщин разного возраста.

Основные задачи исследования:

1. Определить уровневые и структурные характеристики психологического благополучия женщин разного возраста.

2. Выявить характеристики родительских установок женщин в связи с возрастом.

3. Проанализировать взаимосвязи психологического благополучия и родительских установок женщин в возрастном аспекте.

4. Изучить межпоколенную взаимосвязь психологического благополучия и родительских установок на примере матерей и дочерей.

5. Адаптировать методику для измерения индивидуальной выраженности и структуры психологического благополучия к условиям российской выборки.

Гипотезы исследования:

1. Предполагается, что психологическое благополучие является интегральным субъективным феноменом личности, имеющим сложную структуру, включающую компоненты: автономность, компетентность, личностный рост, позитивные отношения, жизненные цели, самопринятие.

2. Полагаем, что родительские установки женщин связаны с их психологическим благополучием. Родительская позиция психологически благополучных женщин является более гармоничной.

3. Допускается, что существует межпоколенная трансляция психологического благополучия и родительских установок, а именно: психологически благополучные матери, вероятно, будут иметь психологически благополучных дочерей, а женщины с определенными родительскими установками, вероятно, будут иметь дочерей с подобными родительскими установками.

Методологическая база исследования:

Теории о сущности и характеристиках позитивного функционирования человека: гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс), психоаналитическая психология (К.Г. Юнг, Э. Эриксон), позитивная психология (Е. Diener, М. Seligman), экзистенциальная психология (В. Франкл, А. Лэнгле), теория самодетерминации (E.L. Deci, R.M. Rain), теория психологического благополучия К. Рифф, субъектно-деятельностный подход (C.JI. Рубинштейн, A.B. Брушлинский, Л.И. Анциферова), исследования потенциала человека (Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко). Концепции возрастного развития (Ш. Бюлер, Э. Эриксон, Д. Левинсон, В. И. Слободчиков, Е.И. Исаев).

Теории о сущности и характеристиках родительских установок: теория установки (Д.Н. Узнадзе, А. Г. Асмолов, В.А. Ядов), теория привязанности (Дж. Боулби), теория родительства (J. Belsky), работы по исследованию стилей воспитания (D. Baumrind, E.S. Shaefer, N. Darling L. Steinberg, B.B. Столин,). Исследования межпоколенной трансляции (М. Боуэн, R.D. Conger, G.R. Patterson). Работы по психологической готовности к материнству (Г.Г. Филиппова, С. Ю. Мещерякова, В.И. Брутман). • ,.

Методы и методики: анализ литературы, адаптация и стандартизация психодиагностической методики, статистический анализ данных, стандартизированные методики, анкеты.

Эмпирической базой являются результаты исследований, проведённых в 2008;2010 годах. Выборка включает девушек и женщин, проживающих г. Санкт-Петербурге и г. Сосновый Бор Ленинградской области. Объем основной выборки составил 510 человек, 170 человек участвовали на этапе адаптации методики, 90 — в дополнительном исследовании взаимосвязи родительских установок в парах «мать — дочь». Общий объём выборки составил 770 человек.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Проведен теоретический анализ, понятий психологического благополучия и родительских установок, а также анализ их взаимосвязей. Дополненыимеющиеся представления о феномене психологического благополучия.

2. На основе эмпирических исследований выявлены уровневые и структурные характеристики психологического благополучия женщин в соответствии с их возрастом-, получены новые данные о родительских установках женщин в различньіЄ-возрастньіе периоды.

3. Выявленыособенности взаимосвязей психологического благополучия и родительских установок женщин разного возраста.

4. Показан факт межпоколеннойтрансляции психологического благополучия и. родительских установок женщин.

5. Адаптирована. и стандартизирована- ! методика «Шкала психологического благополучия К. Рифф», а также ее экспресс-вариант. Теоретическая значимость результатов состоит в углублении понимания феномена психологического благополучия и раскрытии его структуры. Важным результатом является рассмотрение взаимосвязей между феноменами ' психологического? благополучия'. и родительских установок. Полученные данные о возрастных аспектах психологического благополучия и родительских установок женщин вносят существенный вклад в психологию развития. Результаты проведенной работы дают теоретические основания для продолжения исследования родительских установок как. механизма трансляции ¦ психологического благополучияа психологического благополучия как источника гармоничных родительских установок.

Практическая значимость результатов состоит в том, что адаптация надежного психометрического средства позволяет проводить эмпирические исследования психологического благополучия и выявлять факторы, способствующие его формированию. Полученные данные могут служить основой лекционных курсов, а также могут быть использованы для разработки эффективных технологий психологической поддержки, направленных на раскрытие человеческого потенциала и, следовательно, обеспечивающих рост психологического благополучия.

Достоверность результатов обеспечивается методологической обоснованностью исследования, достаточным объемом выборки, использованием комплекса методик, адекватных задачам исследования и применением при обработке статистических методов анализа данных.

Апробация работы. Основные результаты были представлены на XIV международной конференции «Психология XXI века» (Спб, СПбГУ, 2007), IV межвузовской конференции «Психология здоровья» (Спб, ЛОИРО, 2007), Всероссийской конференции «Психология человека в современноммире» (Москва, ИП РАН, 2009), симпозиуме. «Насилие и пренебрежение по отношениюк детям: профилактика, выявление, вмешательство» (СПб, СПбГУ, 2009), конференции «Интеллект и творчество» (Москва, ИП РАН, 2010), международной конференции «Ананьевские чтения — 2010» (Спб, СПбГУ, 2010), на заседаниях кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. По материалам диссертации опубликовано 7 работ.

Положения, выносимые на защиту:

Г. Психологическое благополучие является интегральным субъективным феноменом и имеет шестифакторную структуру. Ведущими компонентами психологического5 благополучия у женщин являются самопринятие и жизненные цели. Пик психологического благополучия приходится на раннюю взрослость.

2. Родительские установки женщин имеют трехфакторную структуру, описываемую факторами «зависимость — свобода», «отвержение — принятие» и «иерархия — равноправие». Для девушек характерно сочетание установок на свободу и отвержение ребенка, и на иерархические отношения. В ранней взрослости сочетаются установки на свободу и принятие ребенка и на иерархические отношения. В период средней взрослости преобладает установка на равноправные отношения, сочетающаяся с установками на принятие и зависимость ребенка.

3. Родительские установки женщины связаны с ее психологическим благополучием. Психологически благополучные женщины имеют гармоничные родительские установки, направленные на свободу, принятие и равноправие ребенка.

4. Для каждого типа родительских установок женщин выявлены специфичные связи с компонентами психологического благополучия. Установка женщины на свободу ребенка связана с собственным развитием и с опытом близких отношений, установка на принятие ребенка — с удовлетворенностью жизнью и с принятием мира, установка на равноправные отношения связана с личностным ростом и нравственными ценностями.

5. Для психологического благополучия и родительских установок женщин характерна межпоколенная трансляция: психологическое благополучие дочери прямо связано с психологическим благополучием ее матери, родительские установки дочерей взаимосвязаны с соответствующими родительскими установками их матерей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой