Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие мотивов контрольно-оценочной деятельности в структуре учения младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В педагогической психологии по преимуществу изучается влияние контрольно-оценочной деятельности учащегося на общую эффективность учебной деятельности, но совсем недостаточно исследована мотивация самой контрольно-оценочной деятельности младшего школьника. Знание особенностей мотивации контрольно-оценочной деятельности учащегося необходимы учителю для организации управления учением через… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Исследование мотивации учебной деятельности младших школьников как проблема педагогической психологии
    • 1. 1. Психология контрольно-оценочной деятельности
    • 1. 2. Проблемы мотивации учения в совместной деятельности
  • Глава 2. Методы исследования, диагностика контрольно-оценочной деятельности (КОД) учащегося, организация естественного эксперимента
    • 2. 1. Контрольно-оценочное поведение как функция в учебной деятельности
    • 2. 2. Идентификация и обнаружение мотивов
    • 2. 3. Измерение эффективности учебной деятельности учащегося
    • 2. 4. Обучение контрольно-оценочной деятельности
  • Глава 3. Развитие мотивации контрольно-оценочной деятельности и ее влияние на эффективность учебной деятельности и I личность младшего школьника
    • 3. 1. Мотивационное значение видов контрольно-оценочной деятельности младших школьников
    • 3. 2. Мотивационное значение источников и объектов оценивания
    • 3. 3. Влияние мотивов контрольно-оценочной деятельности (КОД) на эффективность учения
    • 3. 4. Влияние мотивации достижения на личность школьника
    • 3. 5. Влияние мотивации аффилиации на эффективность учебной деятельности и личность учащегося
    • 3. 6. Влияние мотива приобретения авторитета среди окружающих на эффективность учения и личность учащегося
    • 3. 7. Влияние мотивации доминирования на эффективность учения и
    • 1. личность школьника

Развитие мотивов контрольно-оценочной деятельности в структуре учения младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мотивация является главным внутренним фактором управления поведением, поэтому формирование и качество управления педагогом учебной деятельностью учащегося во многом зависит от грамотного воздействия на мотивацию учения школьника.

Актуальность исследования.

В педагогической психологии по преимуществу изучается влияние контрольно-оценочной деятельности учащегося на общую эффективность учебной деятельности, но совсем недостаточно исследована мотивация самой контрольно-оценочной деятельности младшего школьника. Знание особенностей мотивации контрольно-оценочной деятельности учащегося необходимы учителю для организации управления учением через активизацию соответствующей мотивации. Важно также изучение влияния изменений мотивации на контрольно-оценочную деятельность. В психологии мотивации традиционно исследуется воздействие преобладающей мотивации на конкретные виды учебной деятельности, но недостаточно изучено влияние этой мотивации на личность в целом, на динамику эмоциональной сферы ученика и других психологических образований, таких как, в частности, механизмы психической защиты у ученика младшего школьного возраста.

Цель исследования состоит в изучении развития мотивации контрольно-оценочной деятельности в структуре учения младших школьников, в изучении влияния мотивации на эффективность учебной деятельности и на личность младшего школьника.

Предметом исследования являются мотивы контрольно-оценочной деятельности младших школьников, формируемые в результате обучения их контрольно-оценочной деятельности;

Объектом исследования выступает учебная деятельность детей младшего школьного возраста.

База исследования: школа-гимназия № 15, НШ № 27 города Нижневартовска и средняя школа № 9 г. Крымска. 338 учащихся 1−3 классов, контрольная группа 64 чел.

Лонгитюдное исследование проводилось в течение 3 лет с сентября 1994 года по январь 1998 г.

Задачи исследования:

1 .Разработать методики для выявления и идентификации мотивов и определенных видов мотиваций контрольно-оценочной деятельности младших школьников с 1 по 3 классы.

2.Проследить изменение мотивов контрольно-оценочной деятельности младших школьников с 1 по 3 классы.

3.Изучить влияние конкретных мотиваций контрольно-оценочной деятельности на эффективность учения младшего школьника в целом и на его отдельные показатели, такие как достижение учебной цели, облегчение учения, затраты времени на достижение учебной цели.

4.Изучить влияние отдельных видов мотивации контрольно-оценочной деятельности на личность учащегося, в частности на эмоции (страх неудачи, обида, вина, зависть), на некоторые механизмы психической защиты при неудаче (рационализации, проекции, умственную агрессию против других и против себя, возбуждение вины в других).

Основные гипотезы.

1 .Контрольно-оценочная деятельность представляет собой важную составляющую процесса учения и имеет специфическую мотивацию, определяющуюся конкретным содержанием контрольно-оценочной деятельности школьника, а также ролью, исполняемой в ней учеником.

Поэтому мотивация контрольно-оценочной деятельности изменяется под влиянием времени обучения (1−3 классы), а также от изменения источника оценивания.

2.Мотивация контрольно-оценочной деятельности оказывает влияние на эффективность учения и его основные показатели, на личность учащегося в целом, на ее эмоции и механизмы психической защиты. Положения, выносимые на защиту:

1.Развитие мотивации контрольно-оценочной деятельности повышает эффективность учения в целом и такие его основные показатели, как успеваемость, облегчение учения, удовлетворенность учением и уменьшает время, затрачиваемое учеником на исполнение задания.

2.Мотивация контрольно оценочной деятельности младших школьников меняется по мере ее формирования в обучении. Предпочтение «Работать в паре и исполнять роль контролера» преобладает в 1 классе и постепенно снижается к 3-ему классу, что свидетельствует об уменьшении мотивации доминирования. Мотивация авторитета и престижа возрастает. Ученики 3 класса в большей степени предпочитают вид контрольно оценочной деятельности «Контролировать и оценивать работу ученика у доски». Мотивация достижения возрастает, что проявляется в увеличении у третьеклассников предпочтения вида КОД «Выполнять задание самостоятельно» по сравнению с первоклассниками.

3.Аффилиативная мотивация контрольно-оценочной деятельности существенно изменяет содержание и динамику механизмов психической защиты (рационализация обесцениванием объекта, рационализация обстоятельствами, проекция и возбуждение вины в других) в сторону снижения. Мотивация достижения повышает эффективность учения в целом, снижает страх неудачи и повышает чувствительность к вине. Мотив приобретения авторитета способствует облегчению учения, повышает чувство стыда при неудаче, умственную агрессию, направленную против себя и других. Данный мотив также усиливает склонность к рационализации обстоятельствами и обесцениванием объекта.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые систематически исследованы и выявлены специфические мотивации контрольно-оценочной деятельности, направление их развития и характер воздействия на конкретные показатели эффективности учения (успеваемость, облегчение, удовлетворенность учением). Впервые исследовано воздействие мотивации контрольно-оценочной деятельности на эмоции обиды, вины, стыда, зависти, возникающие в учебной ситуации. Новым является изучение изменений уровня активности механизмов психической защиты, в частности, рационализации обесцениванием объекта, рационализации обстоятельствами, возбуждение чувства вины в других под влиянием мотивации контрольно-оценочной деятельности. Выявлен и описан феномен латентного научения контрольно-оценочной деятельности, имеющий место в обучении младшего школьника.

Теоретическая значимость работы состоит в развитии и конкретизации представлений о психологической структуре и содержании мотивации учебной деятельности учащегося, в частности операционном описании специфического содержания мотивации контрольно-оценочной деятельности и в разработке модели исследования влияния мотивации контрольно-оценочной деятельности на эффективность учения и на личность учащегося.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для повышения эффективности учебной деятельности учащегося. Результаты, характеризующие влияние исследованной мотивации на эффективность учебной деятельности, на личность учащегося, на его эмоции и механизмы психической защиты могут быть использованы не только учителем, но и школьным психологом и психотерапевтом в консультировании детей и родителей по вопросам адаптации учащегося к школе и развития его личности.

Достоверность полученных данных обеспечена применением комплекса взаимно дополняющих методов и методик, адекватных целям и задачам исследования, репрезентативностью выборочной совокупности испытуемых, соответствия статистических методов принятия использованным шкалам измерений, принятых в исследовании.

Апробация результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования сообщались на научно-практических конференциях: региональной научно-практической конференции (Нижневартовск,!994), международной конференции Отделения психологии Международной академии информатизации по валеологии и психогигиены (Москва, 1999), на заседании кафедры психологии Московского педагогического государственного университета (1999), в пяти публикациях.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (140 наименований из них 27 иностранных) и двух приложений. Текст диссертации содержит 168 страниц и 56 таблиц.

Результаты исследования представлены в нижеследующих таблицах. Мы сочли необходимым рядом привести данные и по отрицательному отношению, так как соотношения «нравится» и «не нравится» нельзя рассматривать по схеме дополнительности. Например нельзя считать, что если некоторый вид контрольно-оценочной деятельности нравится 20% учащихся, то число тех, кому этот вид деятельности не нравится будет равно 80 процентам. Чтобы убедиться в этом достаточно сравнить соответствующие данные в приведенных ниже таблицах. «Нравится» и «не нравится» нами рассматриваются как самостоятельные отношения. Они зависят от содержания действия и от ее мотивации, которые имеют разную мотивацию. Например, контролировать другого ученик может или из желания доминировать, или из желания оказать помощь. Это совершенно разные мотивации и это мы принимали во внимание как при беседе с ребенком, когда он обосновывал свой выбор, так и при анализе результатов.

Заключение

.

1 .Продуктивность учебной деятельности зависит от умения учителя воздействовать не только на общую мотивацию учения у школьника, но и, в частности, на мотивацию его контрольно-оценочной деятельности. Преобладающей мотивацией контрольно-оценочной деятельности является мотивация достижения, аффилиации, доминирования, престижа, приобретения авторитета.

2.В исследовании доказано, что контрольно-оценочная деятельность имеет специфическую мотивацию, определяющуюся конкретным содержанием контрольно-оценочной деятельности школьника, а также ролью, исполняемой учеником.

3.Мотивация контрольно-оценочной деятельности изменяется в зависимости от ее содержания, объектов оценивания, от источников оценивания (родители, ученики, учитель, партнер), от времени учения. Имеется тенденция возрастания мотивов быть самостоятельным и самому осуществлять контрольно-оценочную деятельность со временем обучения в школе.

4.При переходе из класса в класс происходит изменение мотивации предпочтения учениками основных видов учебных работ. Происходит возрастание мотивации достижения, в частности стремление достигать цели уникальным способом.

5.Мотивация достижения способствует повышению успеваемости, облегчению учения, уменьшает страх неудачи в ситуации оценивания, усиливает уверенность в успехе. Вместе с тем эта мотивация усиливает чувство вины. Поэтому учителю нужно рекомендовать обратить особое внимание на необходимость смягчения у таких учащихся переживания вины в случае неудачи.

6.Мотивация аффилиации существенно облегчает учение, снижает чувство вины при неудаче. Несмотря на то, что аффилиация снижает успеваемость, она оказывает благотворное влияние на личность ученика: снижает в случае неудачи чувство обиды, агрессию против других и против самого себя, а также ослабляет механизмы психической защиты в виде рационализации обесцениванием объекта и рационализации обстоятельствами.

7.Влияние мотива приобретения авторитета среди окружающих существенно снижает трудность учения и повышает облегчение учения, побуждает экономить время, но снижает удовлетворенность учением тем, что отвлекает внимание ученика от содержания учебной деятельности и способствует тому, что учение рассматривается не как самоцель, а как средство получения авторитета. Данная мотивация существенно повышает чувство вины, снижает зависть, повышает чувство стыда, повышает умственную агрессию, направленную против других и агрессию против самого себя. Она оказывает влияние на психические защиты: усиливает рационализацию обстоятельствами, рационализацию обесцениванием объекта, проекцию и возбуждение чувства вины в других при собственной неудаче.

8.В управлении учением и в обучении контрольно-оценочной деятельности учителю следует учитывать те направления, в которых влияют отдельные мотивации на эффективность учебной деятельности и на личность учащегося, так как их воздействия, как показано в исследовании, может быть благоприятным и неблагоприятным. Учителю не следует поддерживать проявления мотива доминирования в контрольно-оценочной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. И. Влияние оценки результата учебной деятельности школьников на их отношение к ней. Материалы 3-его всесоюзного съезда психологов. М., 1968, — т. П.
  2. Ш. А. Обучение, оценка, отметка. М., 1980.
  3. Ш. А. Психолого-дидактические особенности оценки как компонента учебной деятельности Вопросы психологии, 1975, — № 4.
  4. . Г. Некоторые черты психологической структуры личности // Психология личности, Тексты. М., 1982.
  5. . Г. О проблемах современного человекознания. М., 1975
  6. . Г. Психология педагогической оценки. // В кн. Избранные психологические труды. М., 1980.- Т. II
  7. . Г. Строение характера // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
  8. А. Дифференциальная психология // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
  9. Т.Ю. Психология условий формирования самооценки в младшем школьном возрасте. Автореф. дис. канд. психол. наук.- М., 1978, — 18 с.
  10. Ю.Анохин П. К. Избранные труды Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978.
  11. П.Аристотель. Никомаховаэтика.- М., 1977.- Т. 4.
  12. Аристотель. Соч. в 4 т. Т.1.- М., 1975.
  13. В. Г. Мотивация поведения и формирование личности.- М., 1976
  14. A.A. Восприятие и понимание человека человеком, — М., 1983,
  15. A.A. Восприятие и понимание человека человеком.- М., 1983.270 с.
  16. JI. И. Изучение личности школьника и проблемы воспитания // Психологическая наука в СССР.- М., i960.- Т.2.
  17. Л. И. Мотивы учения у детей младшего школьного возраста. // В кн.: Очерки психологии детей.- М., 1950.
  18. Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. // В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков.- М., 1972.
  19. Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников. Изв. АПН -РСФСР,-1951, — Вып. 36.
  20. Л. И., Морозова Н Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников. // Изв. АПН РСФСР.-1951.- Вып 16.
  21. Л.Н. Роль нервно-психических нарушений в возникновении неуспеваемости у младших школьников. Автореф. дис. канд. психол. наук.- 1981.- 23 с. 23 .Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр.соч.: В 6 т. Т.З.М., 1983.
  22. Л.С. Педагогическая психология.- М., 1986.25 .Голу П. Проблема внутренней мотивации учения и типы ориентировки в предмете: Автореф. дис. канд. психол. наук.- М., 965
  23. В.В. Теория развивающего обучения.- М., 1996.
  24. В. В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельностишкольников. // Вопросы психологии,-1981.- № 6.
  25. Т.Н. Формирование учебных действий контроля на занятиях рисования у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис. канд. психол. наук, — М., 1978.- 21 с.
  26. .И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К.Роджерса.// Вопросы психологии.- 1990.-№ 4.- С.83−91.
  27. Захарова А. В Шакенова JI.X. Учебное сотрудничество как фактор формирования самооценки школьника. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М.- 1990.-№ 2.
  28. A.B., Андрущенко Т. Ю. Особенности формирования оценки и самооценки качеств личности в младшем школьном возрасте./ Новые исследования в психологии.-М., 1981№ 1. С. 43−44.
  29. A.B., Мамажанов М. Роль самооценки в формировании познавательной активности младшего школьника.// Новые исследования в психологии, — М., 1983.- № 1.
  30. JI.K. Мотивация учебной деятельности как условиевоспитывающего обучения, // в кн.: Коммунистическое воспитание учащихся в процессе овладения основами наук: тез.докл.науч.конф,-Алма-Ата, 1979.
  31. К. Эмоции человека.- М., 1980.
  32. В. С. Проблемы формирования мотивации учения у школьников. // в Кн: Формирование стремлений к знаниям, мотивации учения у школьников, — Ростов н/Д, 1975.
  33. Д. Роль оценки учителя и самоконтроля школьников в формировании учебно-познавательных мотивов. Автореф. дис. канд. психол. наук.-М., 1981.-21 с.
  34. Н.Д. Психическое состояние агрессии.// Вопросы психологии.- 1972,-№ 6, — С. 168−173.
  35. А.Н. Проблемы деятельности в психологии Вопросы философии.-1972.- № 9.
  36. Л. Н. Деятельность. Сознание, Личность. М., 1975. 40.
  37. Х.Й. Групповая работа на уроке.- М., 1975.- 64 с.
  38. А.И. Психология самооценки школьника. Автореф. дис. д-р. психол. наук.- 1974.- 35 с. 45 .Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками. Вопросы психологии, — 1982.- № 4. .
  39. Л. К. Развитие оценочной деятельности младших школьников в различных условиях обучения математике // Деятельностный подход в обучении и формировании творческой личности.- Уфа, 1990.- С. 17−19.
  40. Л. К. Развитие рефлексии у младших школьников в процессе решения математических задач // Формирование творческого мышления в учебной деятельности.- Уфа, 1985.- С. 48−156,
  41. Л. К. Роль учебной деятельности в развитии мышления младших школьников при обучении математике.// Развитие моотивационно-познавательной сферы личности школьников в условиях учебной деятельности.- Волгоград.- 1985.- С. 3−20.
  42. Г. П. Психологические особенности формирования действий контроля в совместной деятельности младших школьников. Автореф. дис. канд. психол. наук.-М., 1989.
  43. А.К. Мотивация учебной деятельности школьника. // Вопросы психологии.-М., 1978.- № 3.
  44. А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников. // Вопросы психологии.- М., 1980, — № 5.
  45. А. К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. // Мотиваиия учения и ее воспитание у школьников, — М.Д983.
  46. А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.-М., 1983.
  47. А.К., Дусавицкий Л. А. О структуре мотивов учебной деятельности. -Вестник Харьковского ун-та.-1978.-Вып. 11.- С. 171.
  48. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения, — М., 1990.
  49. Т.А. Исследования оценки и самооценки в связи с типами совместной деятельности. Автореф. дис. канд. психол. наук.-М., 1983.
  50. Т. А., Буристина Н. Е., Любавина Р. Н. Пути повышения воспитывающего влияния учебной деятельности .//В кн.: Коммунистическое воспитание учащихся в процессе овладения основами наук: тез.докл.науч.конф. Алма-Ата, 1979.
  51. М. В. О динамике мотивации учения первоклассников. //В кн.: Учение и развитие школьников.- Волгоград, 1980.
  52. М. В., Бондаренко В. К. Формирование интереса к содержанию и процессу усвоения знаний.//В кн.: Учение и развитие школьников.- Волгоград, 1980.
  53. М.В. Мотивация учения младших школьников. -М., 1984.144 с.
  54. М.В. Мотивы учения учащихся с разным уровнем успеваемости.//В кн.: Мотивация учения. -Волгоград.- 1976.
  55. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. // Вопросы психологии.- 1982, — № 4.
  56. В.И. Влияние мотива приобретения авторитета на механизмы психической защиты проекции и возбуждения вины в других в ситуации контрольно-оценочной деятельности./ В сб.: Прикладная психология и педагогика.- М., 1999.- С.23−25.
  57. В.И. Влияние на личность школьника мотивации аффилиации в ситуации контрольно-оценочной деятельности./ В сб.: Прикладная психология и педагогика.- М., 1999, — С.16−18.
  58. В.И. Влияние на личность школьника мотивации приобретения авторитета среди окружающих в ситуации контрольно-оценочной деятельности. // В сб.: Прикладная психология и педагогика.-М.Д999.-С.26−28.
  59. В.И. Личность школьника и мотивации доминирования в ситуации контрольно-оценочной деятельности // В сб.: Прикладная психология и педагогика.- М., 1999.-С. 43−45.
  60. В. Ф., Кулагина И. Ю. Некоторые проблемы полимотивации в учебной деятельности. // Вопросы психологии, — М., 1976, — Вып. 2.
  61. Мотивация познавательной деятельности/ Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. Д.- 1972.
  62. К. Психология зависти./Шсихологический журнал.-М., 1997.-№ 6.
  63. В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
  64. . Мотивация. // В кн.: Экспериментальная психология. М.: «Прогресс».- 1970.
  65. Орлов Ю. М Потребность в достижениях в учебной деятельности в кн .: Потребности и мотивы учебной деятельности студентов медвуза. М., 1976.- С. 26−46.
  66. Л. Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1976.77.0буховский К. Н. Психология влечений человека. М., 1972.
  67. Ю. М. Основания научной риторики.- М., 1997(д).
  68. Ю. М. Фрустрация потребности в достижениях и тревога в учебной ситуации.//В кн: Роль эмоционального стресса в генезе нервно-психических и соматическик заболеваний. М., 1977.- С. 99−100.
  69. Ю. М., Шкуркин В. И., Орлова Л. П. Измерение потребности в общении с помощью вопросника.// В кн.: Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. М., 1974, — С. 96−104.
  70. Ю.М. Зависть. М., 1999 (б).- 40 с.
  71. Ю.М. Когнитивно-эмотивный тест (КЭТ). М., 1997(г).
  72. Ю.М. Компоненты педагогического мастерства как фактора эффективности учебной деятельности, М., 1984.88.0рловЮ.М. Мотивация поведения. М.: «Импринт-Гольфстрим».-1997(а).
  73. Ю.М. Обида. М.: «Импринт-Гольфстрим».- 1998 (б). 38 с.
  74. Ю.М. Поведение, функции и структура. М.:"Импринт-Гольфстрим", 1998 г.1999(а).- 38 с.
  75. Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов. Автореф. дис. д-р. психол. наук.-М., 1984.92,Орлов Ю. М. Эмоциональный стресс и его психологическая структура. М.: «Импринт-Гольфстрим», 1998(в).
  76. О.И. Формирование эмоциональных компонентов мотивации в учебной деятельности школьников. Автореф. дис. канд. психол. наук.- М., 1984, — 24 с.
  77. Ю.Е. Формирование действия оказания помощи у младших школьников. М.: «МГУ», — 1998.
  78. Н.И. Психологические условия формирования действий контроля у младших школьников. Автореф.дис.канд.психол.наук.-М., 1983.- 23с.
  79. Н.И., Ривина И. В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности.// Психологическая наука и образование, — 1996.- № 2.- С.43−53.
  80. В. В., Дусавицкий А. К. О потребностной основе учебной деятельности.// в кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей. Материалы 1 всесоюз.науч.конф.- Тбилиси, 1974.
  81. Е. С. Гребенников Л.П. Механизмы психологической защиты . Генезис, функционирование, диагностика.-Мытищи, 1996, — 194с.
  82. Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и оценку другими людьми. // Изучение мотивации поведения детей и подростков.- М., 1972.
  83. ЮО.Сосновский Б .А. Как и зачем человек учится. //Журнал Химия в школе, — 1995, — № 1.- С. 19−22.
  84. .А. Психолого-педагогические проблемы современного образования. // Сб. Проблемы качества и гуманизации столичного и зарубежного образования. М., 1996.- С. 13−16.
  85. Сосновский Б.А.Мотивационно-смысловой подход к исследованию психологической феноменологии. // Сб.: Психолого-педагогические проблемы образования. Кемерово, 1998.- С. 168−175.
  86. ЮЗ.Сосновский Б. А. Психолого-педагогические проблемы современного образования. // Сб.: Психолого-педагогические проблемы образования. Кемерово, 1998.
  87. .А. Мотив и смысл М.:"Прометей", 1993.
  88. Г. А. От умения сотрудничать к умению учить себя // Психологическая наука и образование. 1996 № 2.- С.27−42.
  89. Юб.Чхартишвили Ш. Н. Роль и место социогенных потребностей в учебно-воспитательной деятельности в кн.: Некоторые вопросы психологии и педагогики социогенных потребностей. Тбилиси, 1974.
  90. Л.Х. Совместные формы учебной деятельности иформирование ее у младших школьников. Автореф. дис. канд. психол. наук.-М., 1986,23 с.
  91. Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
  92. П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека,-М., 1969.
  93. Allport G.W. Personality: A psychological interpretation. New York, Holt, 1937.
  94. Arnold M. B. Emotion and personality. Vol. I, Psychological aspects. New York, 1948,55,329−335.
  95. Atkinson J. W. An introduction to motivation. Princeton, New Jersey, Vol 192, 1955, 74 80.
  96. , J. W., 1957. Motivational determinants of risk — taking behavior. Psychological Review, 64, 359 — 372.
  97. Averill J. R. Grief: Its nature and significance.— Psychological Bulletin, 1968.
  98. Bandura, A., Gmsek, J. E. and Menlove, F. L., 1966. Observational learning as a function of symbolyzation and incentive set. Child Development, 37, 499 -506.
  99. Bartlett E. S. A dimensional and discrete emotions investigation оГ the subjective experience of emotion.— In С. E, Izard (Ed.). Patterns of emotions: A new analysis of anxiety and depression. New York, Academic Press, 1972.
  100. Berkowitz L. Roots of aggression. New York, Atherton 1969.
  101. Buss A. H. The psychology of aggression. New York, Wiley, 1961.
  102. J. M. & Ross A. E. Some effects of guilt on compliance.-Jowrwa/ of personality and Social Psychology, 1969,4. 321 —322.
  103. Edwards, A. L., Techniques of Attitude Scale Construction. New York: Appleton. 1957.
  104. Epstein S. The nature of anxiety with emphasis upon its relationship to expectancy.— In: C. D. Speilberger (Ed.). Anxiety: Contemporary theory and research. New York, Academic Press, 1972.
  105. Festinger L. A theory of cognitive dissonance. Evanston, Row-Peterson, 1953.125 .Freud A. The Ego and the mechanisms of defence // The writings of Anna Freud, Vol.2, London, 1977.
  106. G ray J. A. The psychology of fear and stress. New York, McGraw-Hill, 1971.127 .Heckhausen, H., Anatomy of Achievement Motivation. New York Academic Press. 1967.
  107. Henning W. Lemmotive bei Schulern. psychologische Beitrage. Heft 23, Berlin, 1978.
  108. M.H. Самооценка и математические успехи учащихся // J. Instr. PsychoL- 1995- 22, 3, p. 234−237 .
  109. R., 1932. A technique for the measurement of attitudes. Archives of Psychology, 140,44 53.
  110. Mc Dougall W. An introduction to social psychology/-London 1923.
  111. Mosher D. L. The interaction of fear and guilt in inhibiting unacceptable behavior.— Journal of Consulting Psychology, 1965,29,161 — 167.
  112. Mosher D.L. Measurement of guilt, in females by self-report inventories.— Journal, of Consulting and Clinical Psgchologg, 1968, 32, 690 — 695.
  113. Murray H. A. Explorations in personality: A clinical and experimental study of fifty men of college age. New York, Oxford, 1938.
  114. Rosenfeld G. Theorie und Praxis Lemmotvation. Berlin, 1973/ -л
  115. Rotter J. B, (1954). Social learning and clinical psychology. Englewood Cliffs.
  116. J. В. (1966). Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcen
  117. T.L. Потребности и мотивы, связанные с успеваемостью, целями и эмоциями. J. Psychol.- 1995-N9 5, р.543−542.
  118. Silverman I. W. Incidence of guilt reactions in children.— Journal of Personality and Social Psychology, 1967, 338 340.
  119. Tolman E. C. Purposive behavior in animals and men. New York, Appleton-Century-Crofts, 1932.
Заполнить форму текущей работой