Развитие мотивов контрольно-оценочной деятельности в структуре учения младших школьников
![Диссертация: Развитие мотивов контрольно-оценочной деятельности в структуре учения младших школьников](https://westud.ru/work/2518531/cover.png)
Диссертация
В педагогической психологии по преимуществу изучается влияние контрольно-оценочной деятельности учащегося на общую эффективность учебной деятельности, но совсем недостаточно исследована мотивация самой контрольно-оценочной деятельности младшего школьника. Знание особенностей мотивации контрольно-оценочной деятельности учащегося необходимы учителю для организации управления учением через… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Исследование мотивации учебной деятельности младших школьников как проблема педагогической психологии
- 1. 1. Психология контрольно-оценочной деятельности
- 1. 2. Проблемы мотивации учения в совместной деятельности
- Глава 2. Методы исследования, диагностика контрольно-оценочной деятельности (КОД) учащегося, организация естественного эксперимента
- 2. 1. Контрольно-оценочное поведение как функция в учебной деятельности
- 2. 2. Идентификация и обнаружение мотивов
- 2. 3. Измерение эффективности учебной деятельности учащегося
- 2. 4. Обучение контрольно-оценочной деятельности
- Глава 3. Развитие мотивации контрольно-оценочной деятельности и ее влияние на эффективность учебной деятельности и I личность младшего школьника
- 3. 1. Мотивационное значение видов контрольно-оценочной деятельности младших школьников
- 3. 2. Мотивационное значение источников и объектов оценивания
- 3. 3. Влияние мотивов контрольно-оценочной деятельности (КОД) на эффективность учения
- 3. 4. Влияние мотивации достижения на личность школьника
- 3. 5. Влияние мотивации аффилиации на эффективность учебной деятельности и личность учащегося
- 3. 6. Влияние мотива приобретения авторитета среди окружающих на эффективность учения и личность учащегося
- 3. 7. Влияние мотивации доминирования на эффективность учения и
- 1. личность школьника
Список литературы
- Алексеева М. И. Влияние оценки результата учебной деятельности школьников на их отношение к ней. Материалы 3-его всесоюзного съезда психологов. М., 1968, — т. П.
- Амонашвили Ш. А. Обучение, оценка, отметка. М., 1980.
- Амонашвили Ш. А. Психолого-дидактические особенности оценки как компонента учебной деятельности Вопросы психологии, 1975, — № 4.
- Ананьев Б. Г. Некоторые черты психологической структуры личности // Психология личности, Тексты. М., 1982.
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1975
- Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки. // В кн. Избранные психологические труды. М., 1980.- Т. II
- Ананьев Б. Г. Строение характера // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Анастази А. Дифференциальная психология // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Андрущенко Т.Ю. Психология условий формирования самооценки в младшем школьном возрасте. Автореф. дис. канд. психол. наук.- М., 1978, — 18 с.
- Ю.Анохин П. К. Избранные труды Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978.
- П.Аристотель. Никомаховаэтика.- М., 1977.- Т. 4.
- Аристотель. Соч. в 4 т. Т.1.- М., 1975.
- Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности.- М., 1976
- Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком, — М., 1983,
- Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком.- М., 1983.270 с.
- Божович JI. И. Изучение личности школьника и проблемы воспитания // Психологическая наука в СССР.- М., i960.- Т.2.
- Божович Л. И. Мотивы учения у детей младшего школьного возраста. // В кн.: Очерки психологии детей.- М., 1950.
- Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. // В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков.- М., 1972.
- Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников. Изв. АПН -РСФСР,-1951, — Вып. 36.
- Божович Л. И., Морозова Н Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников. // Изв. АПН РСФСР.-1951.- Вып 16.
- Винокуров Л.Н. Роль нервно-психических нарушений в возникновении неуспеваемости у младших школьников. Автореф. дис. канд. психол. наук.- 1981.- 23 с. 23 .Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр.соч.: В 6 т. Т.З.М., 1983.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М., 1986.25 .Голу П. Проблема внутренней мотивации учения и типы ориентировки в предмете: Автореф. дис. канд. психол. наук.- М., 965
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М., 1996.
- Давыдов В. В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельностишкольников. // Вопросы психологии,-1981.- № 6.
- Доронова Т.Н. Формирование учебных действий контроля на занятиях рисования у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис. канд. психол. наук, — М., 1978.- 21 с.
- Журбин Б.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К.Роджерса.// Вопросы психологии.- 1990.-№ 4.- С.83−91.
- Захарова А. В Шакенова JI.X. Учебное сотрудничество как фактор формирования самооценки школьника. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М.- 1990.-№ 2.
- Захарова A.B., Андрущенко Т. Ю. Особенности формирования оценки и самооценки качеств личности в младшем школьном возрасте./ Новые исследования в психологии.-М., 1981№ 1. С. 43−44.
- Захарова A.B., Мамажанов М. Роль самооценки в формировании познавательной активности младшего школьника.// Новые исследования в психологии, — М., 1983.- № 1.
- Золотых JI.K. Мотивация учебной деятельности как условиевоспитывающего обучения, // в кн.: Коммунистическое воспитание учащихся в процессе овладения основами наук: тез.докл.науч.конф,-Алма-Ата, 1979.
- Изард К. Эмоции человека.- М., 1980.
- Ильин В. С. Проблемы формирования мотивации учения у школьников. // в Кн: Формирование стремлений к знаниям, мотивации учения у школьников, — Ростов н/Д, 1975.
- Каталин Д. Роль оценки учителя и самоконтроля школьников в формировании учебно-познавательных мотивов. Автореф. дис. канд. психол. наук.-М., 1981.-21 с.
- Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии.// Вопросы психологии.- 1972,-№ 6, — С. 168−173.
- Леонтьев А.Н. Проблемы деятельности в психологии Вопросы философии.-1972.- № 9.
- Леонтьев Л. Н. Деятельность. Сознание, Личность. М., 1975. 40.
- Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке.- М., 1975.- 64 с.
- Липкина А.И. Психология самооценки школьника. Автореф. дис. д-р. психол. наук.- 1974.- 35 с. 45 .Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками. Вопросы психологии, — 1982.- № 4. .
- Максимов Л. К. Развитие оценочной деятельности младших школьников в различных условиях обучения математике // Деятельностный подход в обучении и формировании творческой личности.- Уфа, 1990.- С. 17−19.
- Максимов Л. К. Развитие рефлексии у младших школьников в процессе решения математических задач // Формирование творческого мышления в учебной деятельности.- Уфа, 1985.- С. 48−156,
- Максимов Л. К. Роль учебной деятельности в развитии мышления младших школьников при обучении математике.// Развитие моотивационно-познавательной сферы личности школьников в условиях учебной деятельности.- Волгоград.- 1985.- С. 3−20.
- Максимова Г. П. Психологические особенности формирования действий контроля в совместной деятельности младших школьников. Автореф. дис. канд. психол. наук.-М., 1989.
- Маркова А.К. Мотивация учебной деятельности школьника. // Вопросы психологии.-М., 1978.- № 3.
- Маркова А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников. // Вопросы психологии.- М., 1980, — № 5.
- Маркова А. К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. // Мотиваиия учения и ее воспитание у школьников, — М.Д983.
- Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.-М., 1983.
- Маркова А.К., Дусавицкий Л. А. О структуре мотивов учебной деятельности. -Вестник Харьковского ун-та.-1978.-Вып. 11.- С. 171.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения, — М., 1990.
- Маталина Т.А. Исследования оценки и самооценки в связи с типами совместной деятельности. Автореф. дис. канд. психол. наук.-М., 1983.
- Матис Т. А., Буристина Н. Е., Любавина Р. Н. Пути повышения воспитывающего влияния учебной деятельности .//В кн.: Коммунистическое воспитание учащихся в процессе овладения основами наук: тез.докл.науч.конф. Алма-Ата, 1979.
- Матюхина М. В. О динамике мотивации учения первоклассников. //В кн.: Учение и развитие школьников.- Волгоград, 1980.
- Матюхина М. В., Бондаренко В. К. Формирование интереса к содержанию и процессу усвоения знаний.//В кн.: Учение и развитие школьников.- Волгоград, 1980.
- Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. -М., 1984.144 с.
- Матюхина М.В. Мотивы учения учащихся с разным уровнем успеваемости.//В кн.: Мотивация учения. -Волгоград.- 1976.
- Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. // Вопросы психологии.- 1982, — № 4.
- Махновская В.И. Влияние мотива приобретения авторитета на механизмы психической защиты проекции и возбуждения вины в других в ситуации контрольно-оценочной деятельности./ В сб.: Прикладная психология и педагогика.- М., 1999.- С.23−25.
- Махновская В.И. Влияние на личность школьника мотивации аффилиации в ситуации контрольно-оценочной деятельности./ В сб.: Прикладная психология и педагогика.- М., 1999, — С.16−18.
- Махновская В.И. Влияние на личность школьника мотивации приобретения авторитета среди окружающих в ситуации контрольно-оценочной деятельности. // В сб.: Прикладная психология и педагогика.-М.Д999.-С.26−28.
- Махновская В.И. Личность школьника и мотивации доминирования в ситуации контрольно-оценочной деятельности // В сб.: Прикладная психология и педагогика.- М., 1999.-С. 43−45.
- Моргун В. Ф., Кулагина И. Ю. Некоторые проблемы полимотивации в учебной деятельности. // Вопросы психологии, — М., 1976, — Вып. 2.
- Мотивация познавательной деятельности/ Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. Д.- 1972.
- Муздыбаев К. Психология зависти./Шсихологический журнал.-М., 1997.-№ 6.
- Мясшцев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
- Нюттен Ж. Мотивация. // В кн.: Экспериментальная психология. М.: «Прогресс».- 1970.
- Орлов Ю. М Потребность в достижениях в учебной деятельности в кн .: Потребности и мотивы учебной деятельности студентов медвуза. М., 1976.- С. 26−46.
- Обухова Л. Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1976.77.0буховский К. Н. Психология влечений человека. М., 1972.
- Орлов Ю. М. Основания научной риторики.- М., 1997(д).
- Орлов Ю. М. Фрустрация потребности в достижениях и тревога в учебной ситуации.//В кн: Роль эмоционального стресса в генезе нервно-психических и соматическик заболеваний. М., 1977.- С. 99−100.
- Орлов Ю. М., Шкуркин В. И., Орлова Л. П. Измерение потребности в общении с помощью вопросника.// В кн.: Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. М., 1974, — С. 96−104.
- Орлов Ю.М. Зависть. М., 1999 (б).- 40 с.
- Орлов Ю.М. Когнитивно-эмотивный тест (КЭТ). М., 1997(г).
- Орлов Ю.М. Компоненты педагогического мастерства как фактора эффективности учебной деятельности, М., 1984.88.0рловЮ.М. Мотивация поведения. М.: «Импринт-Гольфстрим».-1997(а).
- Орлов Ю.М. Обида. М.: «Импринт-Гольфстрим».- 1998 (б). 38 с.
- Орлов Ю.М. Поведение, функции и структура. М.:"Импринт-Гольфстрим", 1998 г.1999(а).- 38 с.
- Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов. Автореф. дис. д-р. психол. наук.-М., 1984.92,Орлов Ю. М. Эмоциональный стресс и его психологическая структура. М.: «Импринт-Гольфстрим», 1998(в).
- Павлюк О.И. Формирование эмоциональных компонентов мотивации в учебной деятельности школьников. Автореф. дис. канд. психол. наук.- М., 1984, — 24 с.
- Плотникова Ю.Е. Формирование действия оказания помощи у младших школьников. М.: «МГУ», — 1998.
- Поливанова Н.И. Психологические условия формирования действий контроля у младших школьников. Автореф.дис.канд.психол.наук.-М., 1983.- 23с.
- Поливанова Н.И., Ривина И. В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности.// Психологическая наука и образование, — 1996.- № 2.- С.43−53.
- Репкин В. В., Дусавицкий А. К. О потребностной основе учебной деятельности.// в кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей. Материалы 1 всесоюз.науч.конф.- Тбилиси, 1974.
- Романова Е. С. Гребенников Л.П. Механизмы психологической защиты . Генезис, функционирование, диагностика.-Мытищи, 1996, — 194с.
- Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и оценку другими людьми. // Изучение мотивации поведения детей и подростков.- М., 1972.
- ЮО.Сосновский Б .А. Как и зачем человек учится. //Журнал Химия в школе, — 1995, — № 1.- С. 19−22.
- Сосновский Б.А. Психолого-педагогические проблемы современного образования. // Сб. Проблемы качества и гуманизации столичного и зарубежного образования. М., 1996.- С. 13−16.
- Сосновский Б.А.Мотивационно-смысловой подход к исследованию психологической феноменологии. // Сб.: Психолого-педагогические проблемы образования. Кемерово, 1998.- С. 168−175.
- ЮЗ.Сосновский Б. А. Психолого-педагогические проблемы современного образования. // Сб.: Психолого-педагогические проблемы образования. Кемерово, 1998.
- Сосновский Б.А. Мотив и смысл М.:"Прометей", 1993.
- Цукерман Г. А. От умения сотрудничать к умению учить себя // Психологическая наука и образование. 1996 № 2.- С.27−42.
- Юб.Чхартишвили Ш. Н. Роль и место социогенных потребностей в учебно-воспитательной деятельности в кн.: Некоторые вопросы психологии и педагогики социогенных потребностей. Тбилиси, 1974.
- Шакенова Л.Х. Совместные формы учебной деятельности иформирование ее у младших школьников. Автореф. дис. канд. психол. наук.-М., 1986,23 с.
- Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
- Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека,-М., 1969.
- Allport G.W. Personality: A psychological interpretation. New York, Holt, 1937.
- Arnold M. B. Emotion and personality. Vol. I, Psychological aspects. New York, 1948,55,329−335.
- Atkinson J. W. An introduction to motivation. Princeton, New Jersey, Vol 192, 1955, 74 80.
- Atkinson, J. W., 1957. Motivational determinants of risk — taking behavior. Psychological Review, 64, 359 — 372.
- Averill J. R. Grief: Its nature and significance.— Psychological Bulletin, 1968.
- Bandura, A., Gmsek, J. E. and Menlove, F. L., 1966. Observational learning as a function of symbolyzation and incentive set. Child Development, 37, 499 -506.
- Bartlett E. S. A dimensional and discrete emotions investigation оГ the subjective experience of emotion.— In С. E, Izard (Ed.). Patterns of emotions: A new analysis of anxiety and depression. New York, Academic Press, 1972.
- Berkowitz L. Roots of aggression. New York, Atherton 1969.
- Buss A. H. The psychology of aggression. New York, Wiley, 1961.
- Carlsmith J. M. & Ross A. E. Some effects of guilt on compliance.-Jowrwa/ of personality and Social Psychology, 1969,4. 321 —322.
- Edwards, A. L., Techniques of Attitude Scale Construction. New York: Appleton. 1957.
- Epstein S. The nature of anxiety with emphasis upon its relationship to expectancy.— In: C. D. Speilberger (Ed.). Anxiety: Contemporary theory and research. New York, Academic Press, 1972.
- Festinger L. A theory of cognitive dissonance. Evanston, Row-Peterson, 1953.125 .Freud A. The Ego and the mechanisms of defence // The writings of Anna Freud, Vol.2, London, 1977.
- G ray J. A. The psychology of fear and stress. New York, McGraw-Hill, 1971.127 .Heckhausen, H., Anatomy of Achievement Motivation. New York Academic Press. 1967.
- Henning W. Lemmotive bei Schulern. psychologische Beitrage. Heft 23, Berlin, 1978.
- Jackson M.H. Самооценка и математические успехи учащихся // J. Instr. PsychoL- 1995- 22, 3, p. 234−237 .
- Likert R., 1932. A technique for the measurement of attitudes. Archives of Psychology, 140,44 53.
- Mc Dougall W. An introduction to social psychology/-London 1923.
- Mosher D. L. The interaction of fear and guilt in inhibiting unacceptable behavior.— Journal of Consulting Psychology, 1965,29,161 — 167.
- Mosher D.L. Measurement of guilt, in females by self-report inventories.— Journal, of Consulting and Clinical Psgchologg, 1968, 32, 690 — 695.
- Murray H. A. Explorations in personality: A clinical and experimental study of fifty men of college age. New York, Oxford, 1938.
- Rosenfeld G. Theorie und Praxis Lemmotvation. Berlin, 1973/ -л
- Rotter J. B, (1954). Social learning and clinical psychology. Englewood Cliffs.
- Rotter J. В. (1966). Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcen
- Seifert T.L. Потребности и мотивы, связанные с успеваемостью, целями и эмоциями. J. Psychol.- 1995-N9 5, р.543−542.
- Silverman I. W. Incidence of guilt reactions in children.— Journal of Personality and Social Psychology, 1967, 338 340.
- Tolman E. C. Purposive behavior in animals and men. New York, Appleton-Century-Crofts, 1932.