Тревожность школьников в условиях социально-экономического кризиса: от подросткового к юношескому возрасту
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные положения работы докладывались и обсуждались на региональной научно-практической конференции «Психология на службе Республики Башкортостан» (г.Стерлитамак, 1998 г.) — на Башкирской Республиканской научной конференции «Психологическая подготовка студентов Педвуза» (г.Уфа, 1999 г.) — на III Всероссийской научно-практической конференции «Формирование гуманитарной среды… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В
- ПСИХОЛОГИИ
- 1. 1. Понятие тревожности в отечественной и зарубежной литературе
- 1. 2. Сходство и различия тревожности с близкими понятиями
- 1. 3. Тревожность и свойства личности
- 1. 4. Причины и особенности проявления тревожности подростков и старших школьников
- 1. 5. Постановка проблемы и задачи исследования
- ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Организация исследования и общая характеристика испытуемых
- 2. 2. Обоснование выбора методик исследования
- 2. 3. Методика исследования социометрического статуса
- ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
- 3. 1. Результаты факторного анализа
- 3. 2. Результаты корреляционного анализа
3.3 Результаты однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) и анализ различий в средних значениях физиологических, психологических и деятельностных переменных по t-критерию Стьюдента для зависимых выборок.89
3.4 Тревожность и ее динамика в подростковом и старшем школьном возрастах.99
3.5 Объекты тревожности подростков, старших школьников и их возрастное своеобразие.109
3.6 Половые различия.117
3.7 Социометрический статус.126
3.8 Физическое развитие.132
3.9 Успешность учебной деятельности. 143
3.10 Состав семьи.152
Список литературы
- Адаптация организма подростков к учебной нагрузке. /Под ред. Колесова Д. В. -М.: Педагогика, 1987. 152 е., с. 18.
- Александровский Ю.А. Познай и преодолей себя.-М., 1992.-223с., с.148−159.
- Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика. //Психологический журнал. 1985.-N 6. — с. 107−116.
- Ананьев В.А. Психологические характеристики тревоги у больных с предъязвенными состояниями и язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки: дис. канд. псих. наук. Л., 1988.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. //Хрестоматия по психологии / Под ред. Петровского А. В. М.: Просвещение, 1977. — 527 е., с. 156.
- Антонян Ю.М., Гульдан В. В. Криминальная патопсихология. М.: Наука, 1991.-244 с.
- Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита. // Психологический журнал. 1994. — N 1 — с. 3−19.
- Бакеев В.А. О соотношении внушаемости и тревожности. // Материалы IV Всесоюзного с' общества психологов. Тбилиси. 1971.
- Барабанщиков В.А., Мамкова Т. Н. Зависимость точности идентификации экспрессии лица от локализации мимических проявлений. // Вопросы психологии. 1988.-N 5.-с. 131 — 140.
- Ю.Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности: структура, основы интерпретации, некоторые области применения. -М.: Фолиум, 1994.
- П.Богданова Д. Я. Занимательная психология спорта. Кн. 1. М.: Физкультура и спорт, 1993. — 239 е., с. 170, 173 — 202.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности //Избранные психологические труды /Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Институт практич. психологии — Воронеж: НПО МОДЭК. — 1995. — 352 с.
- З.Бороздина JI.B., Залученова Е. А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровня самооценки и притязаний. // Вопросы психологии. -1993.-N 1. — с. 104−114.
- М.Бурлачук Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии. Киев: В ища школа. — 1979. — 175 е., с. 12 — 18, 157 — 160.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психодиагностике. — С.-Петербург, 1999. — 528 е., с. 309 — 311.
- Буянов М. Тайны детской психотерапии. М ., 1990, — 217 с., с. 49.
- Былкина Н.Д. Соотношение самооценки и уровня притязания в норме и при психосоматической патологии (на материале язвенной болезни двенадцатиперстной кишки): дис. канд. псих. наук. М., 1995.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. С.-Петербург, 1997 — 330 е., с. 193 — 195
- Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.: Педагогика, 1991.
- Васильев В.Л. Юридическая психология. -М., 1991.-464 е., с. 55 -56,143−181.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ, 1976.-142 с.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонением в развитии. // Хрестоматия по психологии. /Под ред. Петровского А. В. М.: Просвещение, 1977.-527 с., с. 395 -403.
- Возрастная и педагогическая психология. /Матюхина М.В., Михальчик Т. С., Прокина Н. Ф. и др.- под ред. Гамезо М. В. и др. М.: Просвещение, 1984.-С.223, 225 -226.
- Возрастные особенности эмоционального состояния подростков в зонах радиоактивной загрязненности: материалы исследования /отв. ред. Л. Н. Рожина. Минск, 1992.
- Волкова Е. Трудные дети или трудные родители? М., 1992.- 94 е., с.128−144.
- Вульфов Б.З., Иванов В. Д. Время взрослых поступков: Диалоги о школьной юности и ее проблемы: М.: Новая школа, 1993. — 160с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.:Педагогика, 1991- е., с. 128- 144.
- Выготский JI.C. Педология подростка. / Собрание сочинений в 6- ти т., т. 4. Детская психология М.: Педагогика, 1984 — 480 е., с. 5 — 242.
- Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности М.: Физкультура и спорт, 1978. — с. 110, 125 —126.
- Вяткин Б.А. Темперамент, стресс и успешность деятельности спортсмена в соревнованиях // Стресс и тревога в спорте: Международный сб. научных статей / Сост. Ханин Ю. Л. М.: Физкультура и спорт, 1983 — с. 78 — 92.
- Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях М.: Физкультура и спорт, 1981 — с. 55 — 56.
- Габдреева Г. Ш. Формирование способности к самоуправлению психическим состоянием у студентов с повышенным уровнем тревожности: автореф. дис. канд. псих, наук М., 1972. — 26с.
- Гаврилова Т.А. Новые исследования особенностей подросткового и юношеского возраста // Вопросы психологии. 1984. -N 1. — с. 152 — 157.
- Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. -М.: Мысль, 1979.-288с.
- Гамезо М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии М.: Просвещение, 1986 .-с. 196−202.
- Гарбузов В.И. Неврозы у детей и их лечение Л.: Медицина, 1977.-272 с.
- Гарбузов В.И. Нервные дети М.: Медицина, 1990.-173с., с.73−89,157 — 166.
- Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. СПб.: АО Сфера, 1994.
- Гинзбург М. Р. Эмоциональное отношение к будущему у подростков // Реферативный журнал. Психология М., 1993 — № 11 — с. 76.
- Глассер У. Школы без неудачников. М.: Прогресс, 1991.
- Годфруа Ж. Что такое психология, т. 1,2.-М.: Мир, 1992 -т. I.e. 261 263, 284 — 287, т. 2. с. 124 — 125.
- Голубкова О.А., Самойлова О. Д. Исследования взаимосвязи характерологических особенностей подростка и его социальной адаптации. //Актуальные проблемы практической психологии. СПб: СПб гос. ун-та, 1992. — с.11−17.
- Голушко А.А. Соотношение результативности деятельности и уровня тревожности (на примере экзаменационной ситуации) //Вопросы прикладной психологии. -Новокузнецк, 1995.
- Гордецова Н.М. Взаимосвязь тревожности ожиданий, психодинамической тревожности и социометрического статуса у старших дошкольников //Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Вып.2.Пермь, 1978.
- Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992.
- Дезорцев В.В. Эмоции, стресс, неврозы, здоровье. Уфа, 1998. — 64 с.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба : вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991. — 232 с, с. 25, 29, 35, 42, 43, 49, 94, 96.
- Енин В.И. Развитие психических свойств личности подростков в процессе занятий спортом (на материале спортивной гимнастики и дзю-до): дис. канд. псих. наук. Л., 1986.
- Забродин Ю.М., Бороздина Л. В., Мусина И. А. К методике оценки уровня тревожности по характеристикам временной перцепции. // Психологический журнал. 1989. -N 5. — с. 87 — 95.
- Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб: Гиппократ, 1995.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка М.: Просвещение, 1993. — 191 с.
- Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков Л.: Медицина, 1982.-214 с.
- Захарова Л.Н., Сергиюк П. И., Кузьминова М. П. Тревога, эмоциональная напряженность и стресс в профессиональной деятельности учителя. //Психология человека в условиях социальной нестабильности. М., 1994.
- Игры. Обучение. Тренинг. Досуг. / Под редакцией Петрусинского В. В. М.: Новая школа, 1994 — 368 с., с. 279−303.
- Изард Е. Эмоции человека М.: МГУ, 1980 — с. 13 — 28, 31 — 49, 87, 89, 99- 115, 313 -336.
- Имедадзе Н.В. К методу исследования уровня тревожности // Материалы IV всесоюзного с’общества психологов. Тбилиси, 1971.
- Калитеевская Е.Р.Клинико-психологические особенности подростков и юношей с хроническими соматическими заболеваниями: дис. канд. псих, наук.-Л., 1986 г.
- Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. С.-Петербург: Питер, 1994. -224 с., с. 124- 127.
- Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. Л.: Медицина, 1982.-с.36−37.
- Карвасарский Б.Д. Неврозы. М.: Медицина, 1980. — 448 с.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление характера у детей и подростков. М.: Просвещение, 1994. — с. 61 — 62.
- Кисловская В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении : автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1972. — 26 с.
- Китаев-Смык Л. А. Психология и концепция стресса // Хрестоматия по психологии / Под ред. Петровского А.В.-М.: Просвещение, 1987 159 е., с. 250−260.
- Ковалев С.В. Психология семейных отношений М.: Педагогика, 1 987 159 е., с. 22−30.
- Кон И. С. Психология ранней юности М.: Просвещение, 1989−254 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника М.: Просвещение, 1982. — с.51- 57.
- Копина О.С., Суслова Е. А., Заикин Е. В. Экспресс диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников // Вопросы психологии. — 1995. — N3. — с. 119 — 133.
- Королев В.В. Психические отклонения у подростков -правонарушителей М.: Медицина, 1992. — с. 32, 39, 179, 180.
- Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. -М.: Знание, 1988.
- Кле М. Психология подростка М.: Педагогика, 1991. — 176 с., с. 42 -58, 61 -83, 86−87, 90−94, 109- 131.
- Краковский А.П. Трудный возраст. -М.: Просвещение, 1966.—160с., с. 8 -48.
- Крутецкий В. А, Лукин Н. С. Психология подростка. М., 1959.- с. 33−68, 83, 129 — 195.
- Кузнецов О.Н., Розова Л. П. Проективно-ассоциативно-логический тест и его место в прогнозировании приспособления к условиям ситуации неопределенности // Вопросы психологии. 1972. — N 6. — с. 152−168.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) М.: Изд-во УРАО, 1998. — 176с.
- Кухарчук A.M., Широкова А. Б. Взрослый мир детства. Минск, 1981.128 е., с. 115 — 121.
- Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Хрестоматия по психологии / Под ред. Петровского А. В. М.: Просвещение, 1977 — с. 179, 187- 189, 191.
- Леви Л. Некоторые принципы психофизиологических исследований и источники ошибок // Эмоциональный стресс / Под ред. Мясищева В. Н. Л.: Медицина, 1970. — с. 88 — 89.
- Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964 — 344 с.
- Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: Вища школа, 1981. -с. 131 — 133, 316−320.
- Леонова А.Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. — 121с.
- Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1979.- 335 с.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. — с. 80, 103 117- 118, 124, 170.
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. / Под ред. Кудряшова А. Ф. Петрозаводск, 1992 — 318 е., с. 41 — 45, 67 — 70.
- Лишин О.В. Психологические условия развития личности подростка и юноши в обстановке социального кризиса. //Мир психологии и психология в мире. 1994. — № 0. — с.47−57.
- Марищук В.Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А., Серова Л. К. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1984. — 191 е., с. 170.
- Маркова А.К. Психология обучения подростка. М., 1975. — с. 4.
- Масгутова С.К. Основные проблемы подросткового возраста в контексте школьной психологической службы.: дис.канд.псих.наук. М., 1988.
- Матейчик 3. Родители и дети. М.: Просвещение, 1992. — 320с.
- Махнач А.В., Бушов Ю. В. Зависимость динамики состояний эмоциональной напряженности от индивидуальных свойств личности. // Вопросы психологии. 1988. — N 6. — с. 130 — 134.
- Менделеевич В.Д. Как предупредить невроз. Казань, 1988. — с. 13 — 32.
- Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека // Хрестоматия по психологии / Под ред. Петровского А. В. М.: Просвещение, 1977. -с. 298 — 305.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. с. 69, 74−76, 84, 85, 90, 97, 98, 100, 102, 106, 108, 127- 131, 134, 136, 138, 186, 187, 190- 193, 211, 212.
- Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. // Хрестоматия по психологии / Под ред. Петровского А. В М.: Просвещение, 1977. — с. 182 — 192.
- Методы социальной психологии. / Под ред. Кузьмина Е. С., Семенова В. Е. -Л. ЛГУ, 1977.- 175с&bdquo- с. 93.
- Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности. // Стресс и тревога в спорте: Международный сб. научных статей / Сост. Ханин Ю. Л. М.: Физкультура и спорт, 1983. — с. 27−29.
- Морган У.П., Элликсон К. А. Ситуативная тревога и результативность деятельности // Вопросы психологии. 1990. — N3. — с. 155−161.
- Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991. — 78с.
- Мусина И.А. Диагностика уровня тревожности по характеристикам восприятия времени: дис.канд.псих.наук М., 1993.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.:Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. 426 с.
- Наенко Н.И. Напряженность. М.: МГУ, 1976. — 111с.
- Наенко Н.И. О некоторых вопросах изучения психической напряженности // Психологические исследования / Под ред. Леонтьева А. Н., Лурия А. Р., Хомской Е. Д. Вып. 4. — М.: МГУ, 1973. — с. 28 -35.
- Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. // Хрестоматия по психологии / Под ред. Петровского А. В. М.: Просвещение, 1977. — с. 282−287.
- Натаров В.И., Немчин Т. А. Нервно психическое напряжение и психопрофилактика состояния здоровья студентов // Психологический журнал. — 1988. — N3. — с. 87−92.
- Николаева В.В. Личность в условиях хронического соматического заболевания: дис. канд.псих.наук. -М., 1992.
- Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. М.: Знание, 1983.- 80 с.
- Ольшанникова А.Е., Пацявичус И. В. Роль эмоциональности в саморегуляции деятельности. // Психологический журнал. 1981. — N 1. -с. 70−82.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991. — с. 130−131.
- Осколова С.Н. Депрессивные состояния. М., 1994. — 187 с.
- Павлов И.П. Полное собрание сочинение, т. III, книга вторая.-М.: Наука, 1969. с. 69.
- Палей А.И. Модальностная структура эмоциональности и когнитивный стиль // Вопросы психологии. 1982. — N 1. — с. 118 — 127.
- Панасюк А.Ю. Личностный опросник для детей. /Адаптированный вариант опросника. С. Айзенк/. Ярославль- Дебют, 1991. — 12с.
- Пашина А.Х., Рязанова Е. П. Особенности эмоциональной сферы воспитанников и сотрудников детского дома. // Психологический журнал. 1993. — N 1.-е. 44−53.
- Первова И. JI. Диагностика и лечение детской и подростковой депрессии. // Психологический журнал. 1999. — № 3. — с. 107 — 116.
- Переверзева И.А. Проявление индивидуальных различий по эмоциональности в функции контроля за эмоциональной экспрессией. // Вопросы психологии. 1989. — N 1. — с. 113−117.
- Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. М., 1992. — 223 с., с. 148- 159.
- Петровская JI.A. Теоретические и методические проблемы социально психологического тренинга. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 168 с.
- Петровский. Психология развивающейся личности.
- Пищева И.С. Реакция тревожности как следствие рассогласования между требованиями учебного процесса и особенностями мышления студентов-психологов: дис.канд.псих.наук. -Бийск, 1997. -210с.
- Подросток на перекрестке эпох / под ред. Кривцовой С.В. М. Генезис, 1997. — 288с., 54, 55, 62, 73−75, 82.
- Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии 1989.- N 1.-е. 20−33.
- Популярная психология для родителей. / Под ред. Бодалева А. А. М.: Педагогика, 1989. — 253 с., с. 197.
- Приборы и устройства для психологических и психофизиологических исследований человека.//Психологический журнал. 1986. -N 2.-е.164 — 166.
- Прихожан A.M. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков : Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1977. — 18 с.
- Прихожан A.M. Игры и задания для занятий с подростками: Личностное развитие.//Психологическая реабилитация детей и подростков Калуга. 1994.
- Прихожан A.M. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. // Активные методы в работе школьного психолога. М., 1990.
- Прихожан A.M. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности: дис.докт.псих.наук. М., 1996 — 307с.
- Прихожан A.M. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10−12 лет. Программа курса занятий. // Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками. Москва- Тула, 1993.
- Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000 — 304с
- Прихожан A.M. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте. // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. М.: Академия пед. Наук СССР, 1984. — с. 76−88.
- Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990. — 80 с., с. 6−9, 18, 19,27, 77.
- Проблемы экспериментальной психологии личности / отв. ред. Мерлин B.C. т. 59. — вып. 5. — Пермь, 1968. — с. 212−213.
- Психологическая диагностика / Под ред. Гуревича К. М., Борисовой Е. М. М., 1997. — с. 36.
- Психологическая диагностика и коррекция личности школьника /. Отв. ред. И. Ф. Мягков. Воронеж: ВГПИ, 1991.
- Психологическая помощь в меняющемся мире: материалы II Международной конференции психологических служб и телефонов доверия. Пермь: Пермский центр социально-психологической адаптации и терапии «Доверие», 1995.
- Психологические особенности самосознания подростка. / Под ред. Боришевского М. И. Киев: Вища школа, 1980. — 168 с. — с. 38 — 46, 48, 53, 55, 60−65.
- Психология личности в условиях социальных изменений. / Под ред. К. А. Абульхановой Славской, М. И. Воловикова. — М.:ИПАН, 1993. — 103с.
- Психология современного подростка / Под ред. Фельдштейна Д.И.- М.: Педагогика, 1987. 240 с., с. 10, 17, 28−36, 40, 43, 45, 83, 103 107, 164- 165, 211, 212, 216, 226, 230.
- Психология травматического стресса сегодня, Киев, 1992.
- Реан А.А. Напряженность и привлекательность как параметры способов совместной деятельности в обучении // Вопросы психологии. 1984. — N6. — с. 102- 105.
- Рогалева JT.H. Влияние спорта и установок тренера на личность юного спортсмена: дис.канд.псих.наук. М. 1999.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995. — с. 126−131.
- Рубинштейн C.JT. Основы общей психологии, т. 2. М.- 1989. — с. 147- 178.
- Сандомирский М. Как справиться со стрессом. М., 1995. — 147 с.
- Сафин В.Ф. Методы диагностики личности школьника. Уфа, 1991.- с. 36- 57.
- Сафин В.Ф. Психические отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции. Уфа, 1994. — с. 4−10, 14−16.
- Сафин В.Ф. Самооценка и тревожность личности // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга (тезисы докладов). Краснодар, 1975. — с. 222 — 224.
- Селье Г. Когда стресс не приносит горя. М., 1991.- 159 е., с. 103 — 159.
- Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе. // Хрестоматия по психологии / Под ред. Петровского А. В. М.: Просвещение, 1977. — с. 305 -31 1.
- Симонов П.В. Что такое эмоция? М.: Наука, 1961. — 93 с.
- Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. — с. 10−56.
- Сирота Н.А., Ялтонский В. М. Преодоление эмоционального стресса подростками, воспитывающимися в семье и в детском доме // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В. М. Бехтерева 1993. — № 4 — с.134−137.
- Слуцкий В.М. Формирование жизненных планов детей в условиях резких социальных изменений // Психологический журнал. 1995. — № 2. — с.60−69.
- Соловьева C.JI. Эмоциональные состояния больных психосоматическими заболеваниями: дис.канд.псих.наук. Л., 1991.
- Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция). М.: МГУ, 1988 — 200 с.
- Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте: Международный сб. научных статей / сост. Ханин Ю. Л. М.: Физкультура и спорт, 1983. — с. 12−22.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983.-286 с.
- Стресс жизни. Понять, противостоять и управлять им. / Сост. Попова Л. М., Соколов ИВ. С.-Петербург, 1994. — 384 е., с. 18 — 48, 233 -248.
- Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982. — с. 130- 133.
- Суворова В.В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1975. — 208 с.
- Тавит А., Кутсар Д. Оценка отчего дома вступающими в брак. -Тарту, 1978. с. 87.
- Тарабрина Н.В., Лазебная Е. О., Зеленова М. Е. Психологические особенности посттравматических стрессовых состояний у ликвидаторовпоследствий аварии на ЧАЭС// Психологический журнал. 1994. — N 5.- с. 67 — 78.
- Таран Л.Н., Петрунек В. П. Радости и тревоги : родителям о нервно психическом здоровье ребенка. — М.: Педагогика, 1978. — 159 е., с. 119−121.
- Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987. — 351 е., с. 19−64, 210.
- Тих Н. А. Предыстория общества // Хрестоматия по психологии / Под ред. Петровского А. В. М.: Просвещение, 1977. — с. 104−113.
- Толстых А.В. Подросток в неформальной группе. М.: Знание, 1991.
- Умарова Л.Х. Проблемы и переживания подростков, находящихся в экстремальных условиях: дис.канд.психол.наук. -СПб., 1997. 154с.
- Учителю и родителю о психологии подростка / Под ред. Аракелова Г. Г. М.: Высшая школа, 1990. — 304 с., с. 35, 36, 42, 46, 63, 70−73, 80, 220, 222−225, 239−240.
- Фельдштейн Д.И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально экономического кризиса. // Мир психологии и психология в мире. — 1994. — № 0 — с.38−46.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы развития личности в современных условиях. // Мир психологтт и психология в мире. 1995. — № 3 — с.5−11.
- Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1988. — N6. — с. 3141.
- Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте. / Под ред. Богоутдинова A.M. Душанбе, 1969. — 100 с., с. 31−48.
- Филякова Е.Г. Образ Я подростков с хроническими соматическими заболеваниями: дис.канд.псих.наук. — М., 1997.
- Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания «как показатель профессиональной дезадаптации учителя. // Вопросы психологии. 1994. — N 6. — с. 59 — 60.
- Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. Дубровиной И. В. М.: Педагогика, 1987. — 184 с., с. 7−26, 60−63, 73 -75, 78−95.
- Фрейд 3. О клиническом психоанализе. М.: Медицина, 1991. -с.227 — 275.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. -447 с.
- Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология, т. 5. М.: Прогресс, 1975. с. 1 13, 127, 133 — 144.
- Фромм А. Азбука для родителей. Л.: Лениздат, 1991. — с. 270 -276, 289−291.
- Фромм Э. Душа человека. М., 1992. — 415 с., с. 395 -403.
- Ханин Ю. Л. Исследование тревоги в спорте // Вопросы психологии. 1978. — № 6. — с.94−106.
- Ханин Ю.Л. Русский вариант шкалы соревновательной личностной тревожности // Стресс и тревога в спорте: Международный сб. научных статей / Сост. Ханин Ю. Л. М.: Физкультура и спорт, 1983. — с. 146.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность, т. 1 / Под ред. Величковского Б. М. М.: Педагогика, 1986. — с. 244 — 245, 247 — 248, 251.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс, 1993. — 479 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. С.-Петербург.: Питер, 1997. — с. 72−73.
- Человек, производство, управление / Под ред. Крылова А. А. Л., 1982 — с. 147.
- Черепанова Е.М. Психологический стресс. М.: Академия, 1996. -95 с.
- Шабанова Т.Л. Тревожность и способы ее регуляции в профессиональной деятельности учителя : дис.канд.псих.наук. Н. Новгород, 1998. 209с.
- Шкала явной тревожности для детей 8−12 лет (CMAS) / Пер. и адаптация A.M. Прихожан М., 1994.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации // Вопросы психологии. -1971. N4. — с. 17.
- Эндрю Р. Хорнблоу. Применение зрительно аналоговой шкалы для оценки тревоги // Стресс и тревога в спорте: Международный сб. научных статей / Сост. Ханин Ю. Л. — М.: Физкультура и спорт, 1983. — с. 165 — 166.
- Эткинд А.И. Социально психологические исследования эмоций в США // Социально — психологические исследования в психоневрологии / Под ред. Бажина Е. Ф. — Л., 80. — с. 151.
- Юнг К. Г. Конфликты детской души. М.: Канон, 1994. — с. 73 — 76, 80, 82.
- Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка. // Вопросы психологии. 1999. — № 6.-с.54−58.
- Яценко Т.С. Психологические основы активной подготовки будущего педагога к общению с учащимися : Автореф. дис. докт. псих. наук. Киев, 1989. — 20 с.
- Atkinson J.W. Some Jeneral Implications of Conceptual Development in the Study of Achivement Oriented Behavior. Jn. — Jones M.R. (ed) Human Moti -vation., Lincoln Univ. Of Nebraska Press, 1965, p.3−29
- Beck A.T. Cognition, anxiety and psychophisiological disorders // Anxiety, Current trends in Theory and Reslach. V. 2. N. Y., 1972
- Borkovec T.D. Physiological and Congitive Progress in the Regulation of Anxiety. Jn Schwartz G.E. and Shapiro D. Consciousness and Self — Reculation: Advances in Research., V. l, New York. Plenum Press, 1976, p.261−312.
- Carron, A.V. Reactions to «anxiety and motor behavior. «» Journal of Motor Behavior », 1971. — p. 2, 181−188.
- Cattell R.B. Personality and Motivation: structure and measurment. New Your: Jonkers, 1957.
- Cattel, R.B. & Scheier, J.H. Handbook for the IPS tanxiety scale (second edition). Champain, Illinois: Institute for Personality and Ability Testing, 1963.
- Cattell R.B., Scheier Y. H. The meaning and measurment of neuroticism and anxiety. New York, Ronald Press, 1961, 535p.
- Cattell R.B. The nature and genesis of mood states: a theoretical model with experimental measurements concerning anxiety, depression, arousal and other mood states // Anxiety, Current trends in Theory and Research, v. 1. N.Y., 1972.
- Cofer, C.N. & Appley, M.H. Motivation: Theory and research. -New York: Wiley, 1964.
- Endler N.S. and Parker J.D. The analysis of construct that does not exist: Misundes tanding the Multidimensional nature of trait anxiety. Educational and Phychological Measurment, 1990 (Sum), v.50, 2, p.265−271.
- Epstein S. The Measurment of Drive and Conflict in Humans. Theory and Experiment Jn — Jons. M. (ed). Nebraska symposium on Motivation. Lincoln University of Nebraska Press, 1962, p.127−206.
- Epstein S. The nature of anxiety with emphasis upon its relationship to expectancy. In Ch. Spielberger (Ed) Anxiety: Current trends in theory and research. V. 1, New York: Academical Press, 1972, p.56−72.
- Kandel D. В., Davis M. Epidemiology of depressive mood in adolescents // Arch. General. 1982. № 39. p. 1205 1212.
- Kaplan S. L., Hong G. K., Weinhold C. Epidemiology of depressive symptomatology in adolescents //1. Am. Acad, of Child Psychiat. 1984. № 23. p. 91 98.
- Kashani I. N. et al. Depression in a sample of nine year old children: Prevalence and associated characteristics // Arch. General Psychiat. 1983. № 40. p. 1217 1227.
- Kashani I. N., Rosenberg Т. K., Reid I. C. Developmental perspectives in child and adolescent depressive symptoms in a community sample // Am. I. Psychiat. 1989. № 146. p. 871−875.
- Reinherz H. Z., Frost A. K., Bigle P. Changing faces: Correlates of depressive symptoms in late adolescents // Family and Community Health. 1991. № 14. p. 52 63.
- Lazarus, R.S. Psychological stress and the coping process. New York: McGraw-Hill, 1966.
- Lazarus, R.S., Averill J.R. Emotion and cognition with special reference to anxiety // Anxiety, Current Trends in Theory and Research. N.Y.: Academic Press, 1972, v.l.
- Lazarus, R.S. & Opton, E.M., Jr. The study of psychological stress. Jn C.D. Spielberger (Ed), Anxiety and Behavior. New York: Academic Press, 1966. — p. p. 225 -262.
- Liebert R.M., Morris L.W. Cognitive and emotional components of test anxiety: a distinction and some initial data, Journal Psychological Reports, 1967, 20, p.975−978.
- Lindgren H.C. Educational psychology in the classroom. New York- Willy: London Chapman and Hall, 1959, 521p.
- Mandler G. Helplessness: Theory and research in anxiety // Anxiety, Current Trends in Theory and Research. N.Y., 1972. V.II.
- Mandler G., Sarason S.B. A study of anxiety and learning Journal of Abnor -maland Social Psychology, 1952, V.47, p. 1166−1173.
- Mc.Reynolds P. Assimiliation and anxiety. Jn Emotions and Anxiety new concepts, met hods and applications. Ed by M. Zuckerman, Ch.D. Spielberger, Hillsdale, New Jersey, 1976, -p.35−86.
- Mc.Reynolds P. et al Relation of object curiosity to psychological adjustemnt in children // Child Development. 1961. V.XXXII.
- Martens R. Anxiety amd motor behavior: a revew. Journal of Motor Behavior, 1971, 2, p. l51−179.
- May R. The meaning of anxiety. New York- Roland, 1950. 376p
- Peterson A. C., Craighead W. E. Emotional and personality development in normal adolescents and young adults // Klerman G. L. (ed.). Suicide and depression among adolescents and young adults. Washington: Am. Psychiatric Press, 1986. p. 19−52.
- Sarason J.G. Experimental approaches to test anxiety: attention and the uses of information // Anxiety, Current Trends in Theory and Research. N.Y., 1972. V.I.
- Sarason J.G. Test anxiety, attention and the General Problem of Anxiety. Jn Ch.D. Spielberger, J.G. Sarason (Eds.) Sress and anxiety. New York -London- A. Hasted Press Book, 1975, p. 165−187.
- SchachterS., Singer J.E. Cognitive, social and physiological determinats of emotional state Phychological Revew, 1962, 69, p.379−399.
- Spielberger, C.D. (Ed) Anxiety and Behavior. New York, 1966.
- Spielberger, Ch.D. The nature and measurment of anxiety. Jn Ch.D. Spielberger, R. Diaz-Guerrero (Eds.), Cross cultural anxiety, W-L, Hemisphere Publisching corporation, 1976. p.3−12
- Spielberger, C.D. Theory and research on anxiety. Jn C.D. Sielberger (Ed), Anxiety and behavior. New York: Academic Press, 1966 — p. p. 3−20.
- Spielberger, C.D. Trait state anxiety and motor behavior «Journal at Motor Behavior «, 1971, p. 3, 265 -279.
- Spielberger, Gorsuch, R.L. & Luschene, R.E. Manual for the State -Trait Anxiety Inventory. Palo Alto, California: Consulting Psychologist Press, 1970.
- Schwartz G.E., Davidson R.J., Goleman D.J. Patterning of cognitive and somatic processes in the self regulation of anxiety: effects of meditation versus exercise. — Psychosomatic medicine, 1978., v.40., 4., p.321−328
- Taylor Y.A. Apersonality scale of manifert anxiety. «Yournal of Abnormal and Social psychology», 1953, 48, p. 285 — 290.
- Taylor Y.A. The relationship of anxiety to the conditioned eyelid response. -«Yournal of Experimental Psychology», 1951, v.41, 2, p.81−93
- Wolff H.G. Lirt Dituaticns, Dmetino and Bedily. Jn Reymert M.L. (ed.), Fealings and emotions. The Mooseheart symposium in coop with vniv of Chicago (Facsimile of 1950 ed.), New York — London, Hafner, 1950 — 603 p.