Доверие в системе «учитель-ученик» при разных стилях педагогического руководства
Диссертация
Не осталась в стороне от этих изменений и педагогическая психология. Перед педагогической психологией всегда стояла проблема поиска ответа на вопрос «что развивать» и «как развивать», чтобы результатом этого развития была личность социально-зрелая, активная, творческая. A В отечественной педагогической психологии можно выделить несколько основных подходов к решению данной проблемы. Первый подход… Читать ещё >
Содержание
- 1. МЕСТО И РОЛЬ ДОВЕРИЯ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ СИСТЕМЫ УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК"
- 1. 1. Проблема доверия в отечественнной и зарубежной социальной и педагогической психологии
- 1. 2. Стили педагогического руководства. Классификация, основные критерии
- 1. 3. " Доверительное пространство" системы «учитель-ученик» и его основные элементы
- 1. 4. Авансированное доверие как одно из условий саморазвития личности школьника
- 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ МЕРЫ ВЫРАЖЕННОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ «ДОВЕРИТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА» ПРИ РАЗНЫХ СТИЛЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА
- 2. 1. Постановка проблемы обоснования гипотез
- 2. 2. Динамика элементов «доверительного пространства» системы «учитель-ученик» для учеников с разной мерой выраженности доверия к себе
- 2. 3. Динамика элементов «доверительного пространства» системы «учитель-ученик» при разных стилях педагогического руководства
- 2. 4. Сравнительный анализ интегрированности «доверительного пространства» как системы при разных стилях педагогического руководства
Список литературы
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети. М., 1983.
- Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении //Личность. Общение, групповые процессы. М., 1991 С.37−73.
- Амяга Н.В. Самораскрытие педагога в общении со старшеклассниками: автореф. дис. канд. психол. н. М., 1989.
- Андреева Г. Н. Социальная психология. М., 1998.
- Балл Г. А., Бургин М. С. Анализ педагогических воздействий и его педагогическое значение // Вопросы психологии № 4 1994, С.56−67.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., Социальное здоровье России. 1993.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. Прогресс 1986.
- Блауберг И.В. Целостность и системность. // Системные исследования: Ежегодник, 1977, С.5−28.
- Бодалев A.A. Личность и общение. М., 1983.
- Божович Л. И Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Божович Л. И Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии. 1976 № 6, С.45−53.
- Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы. Ростов-на-Дону, 1997
- Брушлинский A.B. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал 1991 т. 12 № 6 СЗ-1 1.
- Вилюнас В. К Психологические механизмы мотиваций человека. МГУ, 1990.
- Вичев В. Мораль и социальная психика. М., 1978.
- Волкова А.И. Психологическая поддержка развития личности ребенка как стратегия личностно-развивающего взаимодействия: ав-тореф. дис. канд. психол. н. Ростов-на-Дону, 1998.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1993.
- Геодакян В.А. Организация систем живых и неживых // Системные исследования. М., 1970.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
- Гозман Л.Я., Лосенков В.А Влияние пола испытуемых на диффе-ренцированность контактов со значимыми другими. // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. 1973
- Гордон В.М., Зинченко В. П. Структурно-функциональный анализ психологической деятельности // Системные исследования Ежегодник 1978 М., 1978.
- Горянина В.А. Психокоррекция стиля взаимодействия: автореф. дис. докт. психол. н. М., 1996.
- Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивности межличностного взаимодействия // Психологический журнал т. 18 № 6 1997.
- Грановская Л.Н. Возрастные преобразования межфункциональных структур взрослых от 18 до 25 лет // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы Л., 1974 Вып.2.
- Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984.
- Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1996
- Драгунова Т.В. Подросток Знание. М., 1976.
- Журавлев А.Г., Рубахин В. Ф. Проблема «человеческого фактора» в управлении // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., Наука, 1976.
- Запорожец A.B. Избр.психологические труды в 2 т. М., 1986.
- Знмняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, Феникс, 1997.
- Зинченко В.П. Системный анализ в психологии // Психологический журнал 1991 т. 12 № 4.
- Исаев Е.И. Основы проектирования психологического образования педагога: автореф. дис.докт. психол.н. Тула, 1998.
- Калиничев В.К. Природа авторитета личности в социалистическом обществе: автореф. дис.канд.филос.н. Л., 1971.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
- Ковалев А.Г., Хараш А. У. Восприятие человека как воздействие на его поведение (к разработке интерсубъектного подхода в исследованиях познания людьми друг друга). // Психология межличностного познания М., 1981.
- Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии И Вопросы психологии № 3 1987.
- Ковалев Г. А. О системе психологического воздействия. // Психология воздействия (проблемы теории и практики) М., 1989.
- Кон И. С. Дружба (историко-психологический этюд) М., 1973
- Кон И.С., Лосенков В. А. Проблемы исследования юношеской дружбы. //Сов. педагогика 1974 № 10.
- Кон И.С., Фельдштвйн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста //В мире подростка //Под ред. А. А. Бодалева М., 1980 С16−28.
- Кондратьев М.Ю. Авторитет педагога как результат его персона-лизации // Психология развивающейся личности // Под ред. А. В. Петровского М., 1987 С.191−21!
- Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета. М., Знание 1988.
- АА.Коноикин O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности М., 1980 С. 25 445. Котова И. Б., Шиянов
- Контентный анализ: Методика и организация // Информац. бюллетень № 15 (30). Серия методич. пособий М., 1969, Вып.5.
- Кравков B.C. Внушение: психология и педагогика внушения М., 1984.
- Кузьмина Н.В., Реан A.A. Профессионализм педагогической деятельности. СПб, 1993.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1979.
- Куликов В.Н. Контрсуггестия и воспитание // Взаимосвязь убеждения внушения в педагогическом процессе. Пермь, 1976 С. 50−58.
- Куликов В.Н. Психология внушения. Иваново, 1978.52Леонтьев А. Н Деятельность, сознание, личность .М., 1975.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.
- Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии М., 1984,
- Лосенков В.А. О юношеской дружбе // Социальная психология личности. Л. 1974 С.114−124.
- Макаренко А.С. Соч. в 7 т. М., 1958 т5.
- Мальковская Т.Н. Учитель-ученик". М., 1977.
- Маркова А.К. Исследование мотиваций учебной деятельности и идеи Л.С. Выготского // Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология М., 1981
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М, Просвещение 1993.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
- Матюнин Б. Личность или индивидуальность? // Педагогика 19 933.
- Методы социальной психологии / Под ред. Кузьмина В. Е., Семенова Л. 1977.
- Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии 1987 № 5.
- Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. «Педагогика» 1991.
- Мудрим Б. А. Обучение как фактор воспитания школьников: авто-реф. дис. д-ра пед.н. Л. 1981.
- Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал 1980 т.1 № 5.
- Мухина B.C. Проблема генезиса личности. Учебн. пособие по спецкурсу М., МГПИ им. Ленина 1985.
- Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1997.
- Мяснищев В.Н. Дружба и вражда в их социально-психологической значимости //Социальная психология личности Л. 1974 С13−19.
- О путях повышения эффективности труда учителя. // Под ред. А. К. Марковой. М., 1987.
- Обозов H.H. Межличностные отношения. Л., 1979.
- Обозов H.H. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.
- Орлов Л.Б. Карл Роджерс и современный гуманизм // Вестник МГУ. Сер. 14 Психология 1990, № 2.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики М., 1995.
- Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я» человека. // Вопросы психологии № 2, 1995, С., 5−19.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
- Орлов Ю.М. Проблема ненасилия в педагогике // Педагогика 1993, № 4.
- Основы педагогического мастерства // Под ред. Зазюна И. А. М., 1990.
- Пейсахов Н.М. Психолого-педагогические проблемы высшей школы и психодиагностика // Психологические и психофизиологические особенности студентов. Казань, 1977.
- Петровский A.B. Личность в психологии с позиций системного подхода //Вопросы психологии 1981, № 1 С.57−66.
- Петровский В. А. Активность субъекта в условиях риска: автореф. дис. канд. психол. н. М., 1977.
- Петровский В.Л. К психологии активности личности // Вопросы психологии 1975, № 3 С. 26−38.
- Петровский В.Л., Калиненко В. К., Котова И. Б., Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов-на-Дону, 1995.
- Поливанова К.П. Психологическое содержание подросткового возраста. //Вопросы психологии 1996, № 1 С. 20−34.
- Поршнев Б.Ф. Контрсуггестия и история: элементарное социально-психологическое явление и его трансформация в развитии человечества. // История психологии М., 1971 С.7−35.
- Поршнев Б.Ф. Понятие «пара» и «чужие» в социальной психологии. // Тезисы 2-го Международного коллоквиума по социальной психологии. Тбилиси, 1970 С. 15−18.
- Праворотов Т.А. Недоверие как практическая проблема. // Социология, 1997, № 3, С.94−98.
- Психология и педагогика. // Под ред. К. А. Абульхановой. М., Совершенство, 1998.
- Рахматшаева В.А. Влияние стиля руководства учителя на нормативное поведение школьников: автореф. дис. канд. психол. н. М., 1987.
- Рахматшаева В.А. Грамматика общения. М. «семья и школа» 1995.
- Рогинский В. М Азбука педагогического труда. М., 1990.
- Ромек В.Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности: автореф. дис. канд. психол. н. Ростов-на-Дону, 1997.
- Руденко И.Л. Стиль общения и его детерминанты: автореф. дис. канд. психол. н. М., 1988.
- Рюмина Л.И. Диалог игра — манипуляция И Психол. вестн. № 141 Ростов-на-Дону, 1996 С.206−222.
- Сафонов B.C. О психологии доверительного общения // Проблема общения в психологии М. 1981 С.264−272.
- Сафонов B.C. Особенности доверительного общения автореф. дис.канд.психол. н. 1978.
- Скрипкина Т.П. Доверие как социально-психологическое явление: дис. доктора психол.н. Ростов-на-Дону, 1998.
- Скрипкина Т.П. Доверие людей в процессе общения // Эмоциональные и познавательные характеристики общения. Ростов-на-Дону, 1990, С.33−52.
- Скрипкина Т.П. Доверительность в отношениях с окружающими как специфическая характеристика общения в ранней юности // Общение и формирование личности школьника. М., 1987.
- Скрипкина Т.П. Психологические особенности доверия к людям в старшем школьном возрасте: автореф дис. канд. психол. н. М., 1984.
- Скрипкина Т.П. Психологические особенности проявления доверия на основе интеграции внутренних ценностей на этапе ранней юности // Проблема формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. М., 1984.
- Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования): автореф. в форме научного доклада на соискание степени доктора психол. н. М., 1994.
- Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа // Человек, 1994, № 5 С. 21−39.
- Слободчиков В. К, Исаев E.H. Феномен человека М., 1996.
- Социальная психология. // Под ред. А. В. Петровского, М., 1989.
- Статистические методы анализа экспертных оценок. /Под ред. Ребушкина и др. М., 1977.
- Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов J1.1972.
- Трипольский B.C. Психологический анализ сопротивления убеждающему воздействию: автореф. дис. канд. психол. н. М., 1989.
- Урбах В.Ю. Математическая статистика для биологов и медиков. М., 1963
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М., Инт практ. психол., 1996.
- Фельдштейн Д.И. Детство как феномен и особое состояние // Вопросы психологии № 1, 1998.1 12. Фрумин И. Д., Элъконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития («школа взросления»). // Вопросы психологии, 1993.
- Хараш А. У. «Другой» и его функции в развитии «Я». //Общение и развитие психики. М., 1998 С.31−46.
- Хараш А. У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъектного подхода в исследовании коммуникативных воздействий // Психолого-педагогические проблемы общения М., 1979.
- Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М., 1989.
- Шкопоров Н.Б. Феноменология, динамика и психологические механизмы субъективной значимости другого человека для старших подростков в условиях школы-интерната: автореф. дис. канд. пси-хол. н. М., 1980.
- Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности М., 1983.
- Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. М., 1992.
- Черепанов В С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М., 1989.
- Щуркова Н.Е., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательногопроцесса. М., 1998.
- Эмерсон Р. У. Доверие к себе С пб, 1992 С.21 -48.
- Эшби, Росс У. Введение в кибернетику М., 1959.
- Jjbrarcl S.M., Lasakow P. Some factor in self-disclosure // J. of abnormal A. Social psychology, 1956 V56 P.91−98.
- Allen G.A. When does Exchanging personal information constitute self-discbosure // Psychological Reports, 1974 35 (1) P. 197−203.
- Homans G.C. Social behavior as exchange. // American J. of Sociology, 1956 V 63 (6) P.597−606.
- Giffink, Patton B. R Personal communication of human relations // Columbus Ohio, 1974.
- Coo h К. S., Emerson R., Gillmore M Xamagislii T. The Distribution of Power in Exchange Networhs: Theory and Empirical Results // American J. of Sociology, 1983 (89) P.275−305.m
- Совмещенный график оценочных средних значений для учеников с высоким уровнем доверия к себе при авторитарном, демократическом и попустительском стилях руководстваX