Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Технология формирования установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения: на примере будущих педагогов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Технология формирования установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения, представляет собой этико-философский, культурологический и психолого-педагогический феномен, который выступает в роли важного элемента психолого-педагогического образования, показателями его являются: содержание личностного, когнитивно-установочного, эмоционально-апперцептивного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретический анализ проблемы
    • 1. 1. Восприятие окружающего мира и формирование образа мира как общественно-исторический феномен
    • 1. 2. Теоретические основы формирования установки па всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения
  • Глава 2. Формирование установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения в образовательном процессе
    • 2. 1. Формирование установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения через развитие осознания своего восприятия
    • 2. 2. Определение психолого-педагогических условий и разработка программы по формированию установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения у будущих педагогов
  • Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения у будущих педагогов
    • 3. 1. Проведение занятий по формированию установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения у будущих педагогов
    • 3. 2. Результаты опытно-экспериментальной работы

Технология формирования установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения: на примере будущих педагогов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Сегодня общество развивается с высокой степенью динамичности и интенсивности. Изменившееся экономико-политическое положение государства по-новому определяет социальный статус каждого конкретного гражданина — делая его одновременно и более свободным и менее защищенным. От субъекта требуются знания, умения и навыки, обеспечивающие его эффективное поведение в быстро меняющихся условиях. Не обладая таковыми, субъект нового социального устройства, сталкиваясь с проблемой, не может ее эффективно разрешить, потому что не знает, как! Это несправедливо лишает его возможности выстраивать жизнь в желаемых им характеристиках, формирует негативное отношение к жизни, лишает его удовлетворенности жизнью и даже желания жить. В то время как специальные знания, давали бы возможность найти пути разрешения проблемы, не усугубляя ее, реализовывать себя, формируя желаемые установки.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», главная задача российской образовательной политики определена как обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Поэтому в последние годы одним из приоритетных направлений образовательной политики, как это определено в «Стратегии Российской Федерации в области науки и инноваций до 2010 года» является: «повышение уровня „человеческого капитала“ — одного из основных конкурентных преимуществ России».

Таким образом, актуальность проблем, исследуемых в диссертационной работе, определена реалиями сегодняшнего дня, конкретизированными в государственных образовательных программах.

Представление субъекта о мире, основой которого является его индивидуальный социокультурный опыт, в значительной степени детерминирует эффективность жизнедеятельности субъекта, определяет ощущение им собственного благополучия. Установки, которые передаются из поколения в поколение, не всегда способны обеспечить эффективность социальной адаптации. Это обусловлено с одной стороны их несоответствием новым реалиям, а с другой стороны, их неосознанностью, отсутствием понимания их возможной субъективности, их неадекватности изменившимся условиям, а значит и не возможностью их изменения. Это делает субъекта менее гибким в плане приспособления к окружающей действительности и ее освоения.

В то время как умение всесторонне воспринимать ситуацию, видеть различные стороны ситуации, осознавать наличие выбора и принимать на себя ответственность за осуществленный выбор, за принятое решение, умение взаимодействовать с ситуацией, а не зависеть от нее давало бы возможность разрешения проблем подобного рода (А. Адлер, Р. Ассаджиоли, А. Бек, Б. Д. Карвасарский, А. Н. Леонтьев, Р. Мэй, В. Н. Мясищев, Ф. Перлз, C. JL Рубинштейн, В. Сатир и др.) Таким образом, проблема заключается в отсутствии у субъекта специальных знаний, умений и навыков и, как следствие этого, его неспособности всесторонне воспринимать ситуацию и гибко реагировать на изменяющиеся условия.

Гуманистическая психология (А.Г. Асмолов, А. В Запорожец, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, А. Маслоу, Р. Мэй и др.) проблему способности человека быть субъектом жизни рассматривают через призму образа жизни субъекта, его представлений о мире.

Педагоги (В.Г. Белинский, К. А. Гельвеций, П. Ф. Каптерев, Я. А. Коменский, Д. Локк, А. С. Макаренко, И. Г. Песталоцци, Н. И. Пирогов, Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, К.Д. Ушинский), исходя из своих представлений о той жизни, которую должен вести человек, создавали собственную педагогическую теорию и выстраивали свою педагогическую систему, опираясь на социально-историческое представление о жизни.

Работы К. А. Абульхановой, Г. А. Берулава, А. А. Деркач, В. Н. Дружинина, Е. А. Климова представляют попытку решить вопрос о влиянии представлений субъекта о мире на характер взаимодействия индивида с окружающей действительностью, на успешность его профессиональной деятельности.

Процесс формирования установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения не может развиваться в рамках лишь чисто психологических. Играя роль жизнеопределяющего фактора, этот процесс должен рассматриваться на стыке таких наук, как философия, социология, психология и педагогика.

Формирование установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения целесообразно осуществлять в условиях планомерно-организованного учебно-воспитательного процесса в школе и ВУЗе, но отсутствуют соответствующие разработки, специализированные программы и не подготовлены кадры для проведения данной работы.

Поэтому акцент следует сделать на обучение студентов педагогических специальностей, поскольку им в скором будущем предстоит осуществлять целенаправленный воспитательный процесс в средних, средне-специальных и высших учебных заведениях.

Обучить специальным знаниям школьников и студентов педагоги смогут, как в процессе межличностного взаимодействия, предлагая-проецируя соответствующие паттерны мыследействия для разрешения возникших противоречий, так и целенаправленно через организацию специализированного курса со своими воспитанниками — при условии первоначального прохождения данного курса самими педагогами. Это, по нашему мнению, будет способствовать более широкому охвату возможностей разрешения вышеназванных проблем и быстрому приобретению субъектом необходимых знаний, умений и навыков.

Таким образом, актуальность выбранной темы исследования обусловлена следующими существующими противоречиями:

— между имеющимися стереотипами восприятия окружающего, оценки ситуаций, действий и необходимостью по-новому оценивать ситуации для адекватного поведения;

— между необходимостью обучения умению по-новому оценивать ситуации, принимать решения и отсутствием специализированных учебных программ в школах и ВУЗах;

— между необходимостью обучения необходимым знаниям, умениям, навыкам в школах, в ВУЗах и неподготовленностью педагогов к этой деятельности.

Технология формирования установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения у будущих педагогов предполагает оптимальное сочетание психолого-педагогических условий (подбор упражнений, их количество, сочетание, формы организации учебного процесса: лекции, практикумы), приводящее к желаемому результату.

В связи с этим, проблема исследования заключается в поиске психолого-педагогических условий формирования установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения у будущих педагогов. Выделение проблемы определило тему исследования -«Технология формирования установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения (на примере будущих педагогов)».

Цель: определить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения у будущих педагогов.

Объект исследования — процесс формирования установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения у будущих педагогов в курсе образовательного процесса в ВУЗе.

Предмет исследования — психолого-педагогические условия формирования установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения.

Гипотеза исследования. Формирование установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения у будущих педагогов будет осуществляться если:

— формировать установки на восприятие ситуаций и действий с осознанием субъективности восприятия;

— развивать осознание субъективности восприятия ситуаций и действий;

— развивать умение изменять восприятие ситуаций, действий и формировать новое восприятие и действие с учетом актуальной ситуации.

Задачи исследования:

1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую, философскую, социально-экономическую, историческую литературу по проблеме формирования установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения, влияния всестороннего восприятия ситуации на поведение субъекта и его социальное самоопределение;

2) раскрыть понятие «установка на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения» для построения процесса ее формирования у будущих педагогов в условиях образовательного процесса в ВУЗе;

3) определить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения у будущих педагогов;

4) определить критерии и показатели, позволяющие оценить эффективность формирования установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения у будущих педагогов.

Методологию исследования составляют важнейшие философские положения об общественной сущности человека, о социальной детерминации процесса развития личности, о человеке как субъекте собственной жизниоб установках как жизнеформирующем факторе. В теоретическом плане исследование базируется на теории восприятия, обобщения, установки и социальной перцепции /А.А. Бодалев, Б. М. Величковский, В. В. Давыдов, В. Г1.

Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. В. Мудрик, В. Н. Мясищев, Ш. А. Надирашвили, Г. Олпорт, С. Л. Рубинштейн Д.Н. Узнадзе, А.Г. Шмелев/- на положениях, касающихся формирования установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения /А. Адлер, Р. Ассаджиоли, А. Бек, Б. Д. Карвасарский, Р. Мэй, Ф. Перлз, В. Сатир/- на теории педагогического образования и формирования личности педагога / С. И. Архангельский, МЛ. Вилепский, И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, Т. Н. Левашова, А. И. Мищенко, П. И. Пидкасистый, В. А. Сластенин, Е.Н. Шиянов/- на теории гуманизации воспитания /Ш.А. Амонашвили, О. С. Газман, И. Д. Демакова, В. М. Коротов, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, В.А. Ситаров/.

Для решения задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

— изучение и теоретический анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы с целью определения исходных положений, понятийного аппарата и основных направлений в разработке исследования;

— обобщение и анализ результатов психолого-педагогической практики по данной проблеме через изучение концепций, программ, методических разработок отечественных и зарубежных авторов;

— опытно-экспериментальная работа (пилотажный, констатирующий, формирующий эксперименты);

— моделирование учебного процесса;

— эмпирические методики: эксперимент, тестирование, наблюдение, беседа, анкетирование;

— математическая обработка результатов исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились: Северо-Казахстапский государственный университет им. М. Козыбаева, филиал Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова, Экономико-технический образовательный комплекс г. Петропавловска, средние школы №№ 8, 24 г. Петропавловска. В мониторинговом исследовании участвовали студенты — 321 человек и педагоги школ — 416 человек. Непосредственное участие в разработке, апробации и внедрении концептуальных идей диссертационного исследования приняли участие 190 студентов.

Исследование выполнялось в несколько этапов:

Первый этап (2000;2001): анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы по проблеме формирования установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения, изучение влияния всестороннего восприятия ситуации на поведение субъекта и его социальное самоопределение.

Второй этап (2001;2002): формулирование темы, цели, задач, гипотезы исследования, подбор методов исследования, разработка опытно-экспериментального этапа исследования.

Третий этап (2002;2005): формирование и описание методических приемов работы по формированию установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения у будущих педагогов, проведение работы по внедрению результатов исследования в практику, т. е. формирующий этап эксперимента.

Четвертый этап (2005;2006): анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, уточнение и корректировка основных теоретических положений, оформление материалов диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— определены структурные компоненты установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения: личностный, когнитивно-установочный, эмоционально-апперцептивный, конструктивно-организационный, и коммуникативно-деятельностный;

— определены психолого-педагогические условия и разработана технология формирования установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения у будущих педагогов;

— разработаны критерии и показатели, позволяющие оценить эффективность формирования установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения у будущих педагогов;

— выявлены положительные изменения в структуре личности будущих педагогов, обусловленные формированием у них установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения.

Теоретическая значимость исследования:

— в систему научно — теоретического инструментария психолого-педагогической науки введена категория «установка на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения» как содержательный элемент профессиональной подготовки будущих педагогов;

— выявлена определяющая роль личностного компонента в формировании установки па всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения, основным методом формирования которого является развитие осознания субъективности восприятия ситуаций и действий;

— выявлены и экспериментально обоснованы психолого-педагогические условия формирования установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения у будущих педагогов: последовательность соответствующих психолого-педагогических упражнений, первоочередное формирование личностного компонента, обретение опыта осознания субъективности восприятия ситуаций и действий, опыта изменения восприятия ситуаций и действий и формирования нового восприятия и действия.

Практическая значимость исследования:

— составлен и апробирован соответствующий комплекс теоретических положений, практических методов и приемов, способствующих изменению в сторону позитивного отношения к различным сторонам жизнедеятельности субъекта, улучшению самочувствия и настроения, увеличению активности субъекта, снижению его уровня тревожности и эффективному разрешению конфликтов;

— разработана технология формирования установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения у будущих педагогов в условиях образовательного процесса в ВУЗе;

— разработана методика для выявления уровня информированности субъекта о специфике всестороннего восприятия ситуации и принятия ответственного решения;

— материалы диссертационного исследования могут быть использованы для формирования установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения у будущих педагогов, в практике учебно-воспитательной деятельности педагогов-практиков, в профессиональной подготовке педагогов и психологов.

Достоверность и надежность полученных научных результатов исследования определяются его методологической базой, совокупностью избранных методов изучения проблемы, взаимодополняющих друг друга, адекватных предмету, цели, задачам исследования, оптимальной количественной базой эксперимента, использованием математико-статистических методов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) Технология формирования установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения, представляет собой этико-философский, культурологический и психолого-педагогический феномен, который выступает в роли важного элемента психолого-педагогического образования, показателями его являются: содержание личностного, когнитивно-установочного, эмоционально-апперцептивного, конструктивно-организационного и коммуникативно-деятельностного компонентов. Проследить процесс формирования установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения у студентов педагогических специальностей можно по критериям рационального, эмоционального и поведенческого уровней.

2) Технология состоит из отдельных этапов: а) формирование установки на восприятие ситуаций и действий с осознанием субъективности восприятияб) развитие осознания субъективности восприятия ситуаций и действийв) развитие умения изменять восприятие ситуаций, действий и формировать новое восприятие и действие с учетом актуальной ситуации. Последующий этап зависит от успешного прохождения предыдущего этапа.

3) Эффективность технологии формирования установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения у будущих педагогов обеспечивается следующими психолого-педагогическими условиями: последовательностью соответствующих психолого-педагогических упражнений, первоочередным формированием личностного компонента, обретением опыта осознания субъективности восприятия ситуаций и действий, опыта изменения восприятия ситуаций и действий и формирования нового восприятия и действия.

4) Технология формирования установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения у будущих педагогов обеспечивает качественные изменения в их личностных характеристиках: способствует изменению в положительную сторону отношения субъекта к жизни, улучшает самочувствие и настроение, увеличивает активность в жизнедеятельности, снижает тревожность, способствует эффективному разрешению конфликтов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе практических занятий с педагогическими коллективами Петропавловского экономико-технического образовательного комплекса, средней школы № 8 г. Петропавловска, филиала Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова в г. Петропавловске, со студентами Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева и филиала КарГУ им. Е. А. Букетова в г. Петропавловске, на заседании кафедры педагогики и психологии начального обучения Омского государственного педагогического университета, на заседании кафедры педагогики и психологии Северо-Казахстанского государственного университета, на юбилейной международной научно-практической конференции «Валихановские чтения — 10» (г. Кокшетау, 2005), на республиканской научно-практической конференции молодых ученых «Сейфулинские чтения — 1» (г. Астана, 2005), на научно-практической конференции «Проблемы психологии и педагогики обучения и воспитания» (г. Омск, май 2005) — на международной научно-практической конференции «Университеты и современная политика» (г. Курган, декабрь 2005), на международной научно-практической конференции «Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов» (г. Омск, ноябрь 2006). Основные положения диссертации отражены в десяти публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Список литературы

насчитывает 240 источников.

Результаты исследования степени информированности студентов и педагогов о специфике всестороннего восприятия ситуации и принятия ответственного решения отображены в таблице 2.

Как видно из результатов анкетирования, у работающих педагогов, информированность все же выше, чем у студентов. По нашему мнению, это обусловлено не только профессиональной педагогической деятельностью, но и жизненным опытом, когда психологические и педагогические знания, приобретенные в ходе обучения в вузе, получали свое подкрепление и дальнейшее развитие в жизненной практике. Но в целом отличия между работающими педагогами и будущими педагогами не столь велики.

Полную информированность" имеют минимальный процент, как студентов, так и педагогов. «Отсутствие информированности» составляет половину от возможного: 50,5% и 47,3% у студентов и педагогов, соответственно. Степень информированности в уровнях ниже среднего составляет в сумме 86,4% и 85,7% у студентов и педагогов, соответственно.

Таким образом, мы видим, что и студенты и педагоги, действительно, слабо информированы о специфике всестороннего восприятия ситуации и принятии ответственного решения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Установка на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения — это готовность и умение воспринимать ситуацию с разных точек зрения, с разных стороносознавать наличие выбора в восприятии ситуации и действиях, умение изменить собственное восприятие ситуаций и действий, изменить собственное поведение, принимать на себя ответственность за осуществленный выбор, за принятое решение.

2. Теоретический анализ литературы по проблеме формирования установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения позволил определить его как процесс изменений на рациональном, эмоциональном и поведенческом уровнях.

3. Проследить процесс формирования установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения у студентов педагогических специальностей можно по критериям вышеназванных уровней, а также по их показателям — содержанию компонентов: личностного, когнитивно-установочного, эмоционально-апперцептивного, конструктивно-организационного и коммуникативно-деятельностного.

Личностный компонент: является фундаментом для образования остальных компонентов и представляет собой процесс и результат осознания индивидом своего восприятия ситуации и действий, специфики всестороннего восприятия ситуации и принятия ответственного решения, осознание особенностей своего поведения и эмоционального реагирования в различных ситуациях, их повторяемость, степень адекватности и конструктивностиосознание последствия своего восприятия ситуации, влияния своего восприятия ситуации на эмоциональные реакции, виденье собственных неадекватных эмоциональных реакций и поведенческих стереотипововладение знаниями изменения и формирования восприятия ситуации и принятия решенияформирование данного компонента будет способствовать изменению привычного восприятия ситуации, пересмотру ситуаций и отношений с окружающими и принятию решения на основе всестороннего восприятия. Данный компонент предполагает передачу соответствующих знаний, умений и навыков субъекту общения. Без наличия данного компонента остальные компоненты не могут быть реализованы.

Когнитивно-установочный компонент: готовность пересмотреть свое восприятие ситуации и принятие решения на основе знания о специфике всестороннего восприятии ситуации, готовность воспринимать и реагировать на ситуацию через осознание собственной роли, своего участия в восприятии и реагировании на ситуацию, в возникновении и развитии тех или иных эмоциональных и поведенческих реакций.

Эмоционально-апперцептивный компонент: переживание положительных эмоций, снижение тревожности, связанные с осознанием собственной роли, своего участия в восприятии и реагировании на ситуацию, с умением производить коррекцию своего восприятия ситуации и действийпонимание и вербализация своих чувств, приобретение искренности в отношении к себе и с окружающими.

Конструктивно-организационный компонент: увеличение активности субъекта, на основе умения изменить восприятие ситуации, модифицировать способ переживаний эмоционального реагирования, восприятия себя самого и своих отношений с другими, вырабатывать и закреплять формы поведения и реагирования на основе достижений в познавательной и эмоциональной сферах.

Коммуникативно-деятельностный компонент: осуществление более искреннего, свободного общения на основе предпочтения форм поведения сотрудничества и компромиссаданный компонент получает развитие в принятии решения при освоении субъектом способов реагирования на ситуацию, указывает на то, каким образом реализуется установка на всестороннее восприятие ситуации.

4. Формирование установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения у будущих педагогов будет осуществляться если:

— формировать установки на восприятие ситуаций и действий с осознанием субъективности восприятия;

— развивать осознание субъективности восприятия ситуаций и действий;

— развивать умение изменять восприятие ситуаций и действий и формировать новое восприятие и действие с учетом актуальной ситуации.

Данная последовательность этапов составляет основу технологии. Последующий этап зависит от успешного прохождения предыдущего этапа.

5. Технология формирования установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения у студентов педагогических специальностей показала необходимость использования следующих психолого-педагогических условий:

— последовательность соответствующих психолого-педагогических упражнений;

— первоочередное формирование личностного компонента;

— обретение опыта осознания субъективности восприятия ситуаций и действий;

— обретение опыта изменения восприятия ситуаций и действий;

— обретение опыта формирования нового восприятия и действия в актуальной ситуации.

6. Формирование установки на всестороннее восприятие ситуации и принятие ответственного решения у будущих педагогов способствует:

— росту информированности о специфике всестороннего восприятия ситуации и принятии ответственного решения;

— изменению восприятия ситуации на более позитивное отношения к различным сторонам жизнедеятельности;

— улучшению самочувствия и настроения;

— уменьшению тревожностиувеличению активностиизменению поведения с предпочтением выбора стратегий поведения сотрудничества и компромисса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.П. Формирование здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа-вуз»: Дис. докт. пед. наук Текст. / Н. П. Абаскалова. — Барнаул, 2000. — 340 с.
  2. Абульханова Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К. А. Абульханова — Славская. — М.: Наука, 1980. — 335 с.
  3. Абульханова Славская, К. А. Психология и сознание личности: Избр. психол. труды Текст. / К. А. Абульханова — Славская. — М.: Мое. психол,-соц. ин-т- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. — 216 с.
  4. Абульханова Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К. А. Абульханова — Славская.-М.: Мысль, 1991.-299 с.
  5. , А. Практика и теория индивидуальной психологии: лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей Текст. / А. Адлер. М.: Изд-во института психотерапии, 2002. — 214 с.
  6. , Ш. А. Почему не прожить нам жизнь героями духа: мысли у учительской. Уроки Шалвы Амонашвили Текст. / Ш. А. Амонашвили. М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили: Лаб. гуман. педагогики МГПУ, 2004. — 62 с.
  7. , Ш. А. Вся земля ждет нас.Путь Ильи Шалва Амонашвили Текст. / Ш. А. Амонашвили. М.: Беловодье, 2004. — 308 с.
  8. , X. НЛП: современные психотехнологии Текст. / X. Алдер. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 160 с.
  9. , П.В., Панин, А.В. Философия: Учебник Текст. / П. В. Алексеев, А. В. Панин. М.: ПБОЮЛ Грачев С. М., 2000. — 608 с.
  10. , П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности: Избранные труды Текст. / П. К. Анохин. М.: Наука, 1979. — 445 с.
  11. Аристотель. Никомахова этика: Сочинения: В 4 т. Т. 4. Текст. / Аристотель, — М., 1984. Т.4. С.66−67.
  12. , Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики Текст. / ЕЛО. Артемьева / Под ред. И. Б. Ханиной. М.: Наука: Смысл, 1999. — 349 с.
  13. , С.И. Лекции по научной организации процесса в высшей школе Текст. / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1976. — 200 с.
  14. , А.Г. Психология личности: Учебник Текст. / А. Г. Асмолов. -М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
  15. , В.Ф. Логика Текст. / В. Ф. Асмус. М.: Гос. изд. полит, лит., 1947. -386 с.
  16. , Р. Типология психосинтеза: семь основных типов личности. Духовное развитие и нервные расстройства Текст. / Р. Ассаджиоли. М.: Мир Урании, 2003.- 150 с.
  17. , Р. Психосинтез. Принципы и техники Текст. / Р. Ассаджиоли. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.-413 с.
  18. , Р. Психосинтез: теория и практика. От душевного кризиса к высшему «Я» Текст. / Р. Ассаджиоли. М.: РЕФЛ-бук, 1994. — 311 с.
  19. , В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога: Дис. д-ра пед. наук Текст. / В. П. Бедерханова. Краснодар, 2002. -413 с.
  20. , В.Г. Избранные статьи Текст. / В. Г. Белинский. М.: Сов. Россия, 1979.-384 с.
  21. , Т.В. Педагогическая технология формирования рефлексии школьников в процессе обучения: Автореф. дис. .канд. пед. наук Текст. / Белозерцева Т. В. Челябинск, 2000. — 20 с.
  22. , Н.А. Философия свободы Текст. / Н. А. Бердяев. М.: ACT, 2005.-333 с.
  23. , Н.А. Самопознание Текст. / Н. А. Бердяев. М.: ЭКСМО, 2005. -638 с.
  24. , Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческойсудьбы Текст. / Э. Берн. Пер. с англ. / Под общ. ред. М. С. Мацковского. -СПб.: Лениздат, 1992 400 с.
  25. , Г. А. Образ мира как мифологический символ: Учебное пособие для Вузов Текст. / Г. А. Берулава. М.: Педагогическое общество России, 2001 -46 с.
  26. , Г. А. Стиль и индивидуальности: теория и практика: Учебное пособие Текст. / Г. А. Берулава. М.: Педагогическое общество России, 2001 -236 с.
  27. , А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды Текст. / А. А. Бодалев. М.: Междунар. пед. акад., 1995. 324 с.
  28. Бом, Д. Роль инвариантов в восприятии Текст. / Д. Бом // Хрестоматия по ощущениям и восприятию. М., 1975.
  29. , В.А. Психологическая помощь при социально-проблемном поведении: Автореф, дис. канд. псих, наук Текст. / В. А. Бондаренко. Краснодар, 2000. 21 с.
  30. , В. П. STATISTICA Искусство анализа данных на компьютере Текст. / В.П. Боровиков. — СПб.: Питер, 2003. — 668 с.
  31. , В.П. Популярное введение в программу statistika Текст. / В. П. Боровиков. М.: Компьютер Пресс, 1998. -265 с.
  32. , М. Духовность и личностно-центрированный подход Текст. / М. Боуэн // Вопросы психологии. 1992, № 3−4.
  33. , Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии Текст. / Б. С. Братусь // Вопросы психологии. 1990, № 6,
  34. , А.В. Мышление Текст. / А. В. Брушлинский // Общая психология. М., 1986, № 2.
  35. Буддизм. Четыре благородные истины Текст. / Сост. Я. Боцман. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс- Харьков: Изд-во Фолио, 2000. — 992 с.
  36. , Л.П. Кризис образования и проблемы философии образования Текст. / Л. П. Буева // Вопросы философии. 1999. № 3. — С. 17−20.
  37. , А.П. Социалистический образ жизни и формирование нового человека Текст. / А. П. Бутенко. М.: Знание, 1975. — 192 с.
  38. , Г. П. Развитие интегральной индивидуальности у лиц с дезадаптивным поведением средствами формирующих психолого-педагогических технологий: Дис. канд. псих, наук Текст. / Г. П. Былим. Ставрополь, 2000. 186 с.
  39. , Д. Искусство психотерапевта Текст. / Д. Быодженталь. -СПб.: Питер, 2001.-294 с.
  40. , Р. Магия в действии Текст. / Р. Бэндлер. М.: Олма-Пресс, 2004.-183 с.
  41. , Р. Наведение транса Текст. / Р. Бэндлер. М.: Прозерпина, 1994.-300 с.
  42. , Б.М. Современная когнитивная психология Текст. / Б. М. Величковский. М.: Прогресс, 1987. — 357 с.
  43. , М.Я., Горшков А. Г. Образ жизни студента и его здоровье: Учебное пособие Текст. / М. Я. Виленский. -М.: СГИ, 2002. 108с.
  44. , А. А. Образ жизни: концепция, сущность, динамика: Дис.. д-ра социол. наук в форме науч. доклада Текст. / А. А. Возмитель. М., 2000. -74 с.
  45. , Е.К. Понятие как форма мышления. Логико-гносеологический анализ Текст. / Е. К. Войшвилло. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 239с.
  46. Вольтер. Метафизический трактат Текст. / Вольтер // Философские сочинения.-М., 1988. С.219−231
  47. Всемирная энциклопедия: Философия Текст. / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. М.: ACT, Мы: Харвест, Современный литератор, 2001 — 1312 с.
  48. , Э.А. Основы статистического анализа: практикум по статистическим методам и исследованию операций с использованием пакетов STATISTICA и EXCEL Текст. / Э. А. Вуколов. М.: Форум, 2004. — 462 с.
  49. , Э.А. Лабораторный практикум по теории вероятностей и статистическим методам с использованием пакета Statistica Текст. / Э. А. Вуколов. М.: МИЭТ, 2005. — 208 с.
  50. Выготский, J1.C. Восприятие и его развитие в детском возрасте: Собрание сочинений: В 6 т. Т.2 Текст. / Л. С. Выготский. — М., 1982.
  51. , О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы Текст. / О. С. Газман. М.: МИРОС, 2002. — 294 с.
  52. , П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов Текст. / П. Я. Гальперин. М.: Ун-т: Московский психолого-социальный институт, 2005 399 с.
  53. , Г. В. Философия права: Сочинения Текст. / Г. В. Гегель. М.- Л., 1934.-Т.7-С.81−83.
  54. , К. А. О человеке: Сочинения Текст. / Гельвеций К. А. М., 1974.-С.87−101.
  55. Гештальттерапия. Теория и практика / Под общ. ред. М. Папуша. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 320 с.
  56. Гоббс, Т. Человеческая природа: Избранные произведения: В 2 т. Т.1 Текст. / Т. Гоббс. М., 1964.- С.430−452
  57. , Д.П. Определение Текст. / Д. П. Горский. М.: Мысль, 1974. -311с.
  58. Государственные общеобразовательные стандарты Республики Казахстан. Астана, КазНПУ им. Абая, 2004.
  59. , Д. Шепот на ветру. Новый код в НЛП Текст. / Д. Гриндер. М.: ОЛМА-Пресс, 2005. — 347 с.
  60. Гуманистическая и трансперсональная психология: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. — 592 с.
  61. , Р.Г. Выпускник средней школы Текст. / Р. Г. Гурова. М.: Педагогика, 1977. — 158 с.
  62. , В. В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов Текст. / В. В. Давыдов. М.: Педагогическое общество России, 2000 — 480 с.
  63. , ИД. Должность или призвание: Беседы организатора внеурочной воспитательной работы. Книга для учителя Текст. / И. Д. Демакова. -М.: Просвещение, 1991. 159 с.
  64. , А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1−5. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн.2. Текст. / А. А. Деркач. М.: РАГС, 2000. — 536 с.
  65. , Р. Коучинг с помощью НЛП Текст. / Р. Дилтс. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.-252 с.
  66. , Е.Л. Семантика межличностного общения: Автореф. диссерт.. докт. психол. наук Текст. / Е. Л. Доценко. М., 2000. — 41 с.
  67. , В. Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии Текст. / В. Н. Дружинин. М.: ПЕРСЭ- СПб.: ИМАТОН — М, 2000 — 135 с.
  68. , В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов Текст. / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2004. — 319 с.
  69. , В.И. Понятие психологической защиты в концепциях 3. Фрейда и К. Роджерса Текст. / В. И. Журбин // Вопросы психологии, 1990, № 4.
  70. , А. В. Избранные психологические труды Текст. / А. В. Запорожец. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2000. — 731 с.
  71. , А.Г. Потребности. Интересы. Ценности Текст. / А.Г. здравомыслов. М.: Политиздат, 1986.-221 с.
  72. , Б.В. Теория личности К. Левина Текст. / Б. В. Зейгарник. М.: МГУ, 1981.- 114 с.
  73. , В.П. Образ и деятельность Текст. / В. П. Зинченко. М.: Институт практической психологии, 1997. — 608 с.
  74. , В.Г. История этики Древнего мира Текст. / Иванов В. Г. СПб.: Лань, 1997.-256 с.
  75. , М.С. Философская теория ценности Текст. / М. С. Каган. СПб., ТОО ТК «Петрополис», 1997. — 205 с.
  76. , П.Ф. История русской педагогики: Учебное пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений Текст. / П. Ф. Каптерев. -СПб.: Алетейя, 2004. 559 с.
  77. , В.А., Новикова, Л.И., Селиванова, H. J1. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем Текст. / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. М.: Новая школа, 1996 — 160 с.
  78. , Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учебное пособие Текст. / Е. А. Климов. М.: Изд-во МГУ, 1995 — 224 с.
  79. Когнитивная терапия депрессии / Текст. А. Бек, А. Раш, Б. Шо, Г. Эмери. 83. М.: Питер, 2003.-298 с.
  80. , Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах Текст. / Г. М. Коджаспирова. М.: Айрис-пресс, 2006. — 256 с.
  81. Когнитивная психотерапия расстройств личности / Под ред. А. Бека, А. Фримена. СПб.: Питер, 2002. — 542 с.
  82. , Я.А. Сочинения Текст. /Я.А. Коменский. М.: Наука, 1997. -476 с.
  83. , В.М. Развитие гуманистических взглядов и убеждений: Книга для учителя Текст. / П. Ф. Каптерев. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1994- 103 с.
  84. Краткий психологический словарь Текст. / Ред.- сост. Карпенко J1.A.- Под общ. ред. Петровского А. В., Ярошевского М.Г.- Ростов на Дону: Феникс, 1999.-512 с.
  85. , A.M. Место чувственного отражения в научном познании Текст. / A.M. Коршунов // Марксистско-ленинская диалектика процесса познания. М., 1985.
  86. , Н.В. Психологическая структура деятельности учителя Текст. / Н. В. Кузьмина. Гомель, 1976. — 57 с.
  87. , Т.Н. Общая культура учителя Текст. / Т. Н. Левашова. Л.: ЛГУ, 1977.- 168 с.
  88. , А.Н. Избранные психологические произведения Текст. / A.M. Леонтьев. М., 1993. Т. 2.
  89. , А.Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Мысль, 1965.-508 с.
  90. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл, 2004. — 345 с.
  91. , А.Н. Становление психологии деятельности Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл, 2003. — 439 с.
  92. , Д.А. Психология смысла: Природа, строение и динамика смысловой реальности Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл, 2003.-486 с.
  93. , М.Е. Как узнать и изменить свою судьбу: способности, темперамент, характер Текст. / М. Е. Литвак. Ростов н/Д: Феникс, 2005. -384 с.
  94. , А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков Текст. / А. Е. Личко. М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-пресс, 1999. — 406 с.
  95. , Д. Сочинения Текст. / Д. Локк. М.: Мысль, 1988. — 668 с.
  96. , Я. Интенсивный курс НЛП: современное руководство по стимулированию персонального роста и достижению успеха в бизнесе Текст. / Я. Макдермотт. М.: ЭКСМО-пресс, 2004. — 475 с.
  97. , Я. Введение в НЛП: современное руководство по инициированию персонального роста и достижению профессионального успеха Текст. / Я. Макдермотт. М.: ЭКСМО-пресс, 2003. — 475 с.
  98. , П.И. Мудрость жизни Текст. / П. И. Мариковский. -Алма-ата: КО «Паритет», 1992. 133 с.
  99. , К., Энгельс, Ф. Соч. Текст. / К. Макркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. Т. 20.
  100. , К., Энгельс, Ф. Соч. Текст. / К. Макркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. Т. 42.
  101. , К., Энгельс, Ф. Немецкая идеология Текст. / К. Макркс, Ф. Энгельс // Собр. сочинений. Т. З-М., 1955 С. 5−57.
  102. , А. Мотивация и личность Текст. / А. Маслоу. СПб.: Евразия, 2001.-479 с.
  103. , А. Новые рубежи человеческой природы Текст. / А. Маслоу. -М.: Смысл, 1999.-423 с.
  104. , А. Дальние пределы человеческой психики Текст. / А. Маслоу. М.: Евразия, 1997. — 430 с.
  105. , Дж. Сила вашего подсознания Текст. / Дж. Мерфи. Ростов на Дону.: Феникс, 2000. — 352 с.
  106. , И. Представление Текст. / И. Михайлова // Философская энциклопедия. М., 1967. Т. 4.
  107. , А.И. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие Текст. / А. И. Мищенко. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1991. — 148 с.
  108. , Э.И. Задачи и основные пути формирования коммунистического мировоззрения учащихся Текст. / Э. И. Моносзон. М.: Педагогика, 1977. — 25 с.
  109. , Э. И. Теоретические основы коммунистического воспитания школьников Текст. / Э. И. Моносзон. М.: Педагогика, 1983 — 320 с.
  110. , М. Опыты Текст. / М. Монтень. М.- JI. Изд-во АН СССР, 1960.-кн.1.
  111. Мор, Т. Утопия Текст. / Т. Мор. Киев: Днипро, 1988. — 206 с.
  112. Моральные ценности и личность Текст. / Под ред. А. И. Титаренко, Б. О. Николаичева М.: Изд-во МГУ, 1994. — 176 с.
  113. , А.В. Введение в социальную педагогику Текст. / А. В. Мудрик. -М., 1997.-365 с.
  114. Мудрость столетий Текст. // Энциклопедия афоризмов. АО Столетие, 1997.-450с.
  115. , К. Психология ответственности Текст. / К. Муздыбаев. Л.: Наука, 1983.-240 с.
  116. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования: как давать и обретать душевное здоровье Текст. / Р. Мэй. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. -252 с.
  117. Мэй, Р. Проблема тревоги Текст. / Р. Мэй. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. -430 с.
  118. Мэй, Р. Смысл тревоги Текст. / Р. Мэй. М.: Класс, 2001. — 379 с.
  119. , В.Н. Психология отношений Текст. / В. Н. Мясищев /Под ред. А. А. Бодалева. -М.: Институт практической психологии, 1998.-368 с.
  120. , Ш. А. Установка и деятельность Текст. / Ш. А. Надирашвили. Тбилиси: Мецниереба, 1987.-361 с.
  121. , Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения Текст. / Т. Нельсон. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. -384 с.
  122. , Г. С. Самоконтроль как механизм надежности человека-оператора Текст. / Г. С. Никифоров. -J1.: ЛГУ, 1977. 112 с.
  123. , Ф. Человеческое, слишком человеческое- Веселая наука- Злая мудрость: Сборник Текст. / Ф. Ницше / Пер. с нем. Мн.: ООО «Попурри», 1997.-704 с.
  124. Нравственная жизнь человека: искания, позиции, поступки Текст. / Ред. кол. А. И. Титаренко и др. -М.: Мысль, 1982 295 с.
  125. Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики Текст. / Акад. Обществ. Наук при ЦК КПСС, каф. иделог. работы и каф. социальной психологии и педагогики- отв. редактор А. К. Уледов. М.: Мысль, 1979 -303с.
  126. , С.И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов. М.: Русский язык, 1986. — 797 с.
  127. О’Коннор, Дж. НЛП: практическое руководство для достижения желаемых результатов Текст. / Дж. О’Коннор. М.: Фаир-Пресс, 2005. — 440 с.
  128. , Г. Личность в психологии Текст. / Г. Олпорт. СПб.: ЮВЕНТА, 1998.-345 с.
  129. , JJ.M. Образ жизни школьника как объект гуманистического воспитания в системе профессиональной подготовки педагога: Дис. канд. пед. наук Текст. / Осиновская Л. М. М., 2003. — 225 с.
  130. Основы психотерапии: Учебное пособие для студентов вузов, которые обучаются по спец. «Психология», «Соц. педагогика» Текст. / Л. Ф. Бурлачук, И. А. Грабская, А. С. Кочарян. К.: Ника-Центр- М.: Алетейа, 1999. -320 с.
  131. , Е.П. Профессиональная подготовка педагога к формированию у школьников гуманистического представления о счастье. Автореф. диссерт. .канд. педагог, наук Текст. / Е. П. Павлова.-М., 2001.- 17 с.
  132. Павлова, Е. П, Щуркова, Н. Е. Как воспитать счастливого: феликсология воспитания Текст. / Е. П. Павлова, Н. Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 80 с.
  133. , Б. Из «Мыслей» Текст. / Б. Паскаль // Размышления и афоризмы французских моралистов XVI—XVIII вв.еков. Л., 1987. С. 230 — 278.
  134. Педагогика. Курс лекций Текст. / Под общ. ред. Щукиной Г. И. (отв. ред.), Голанта Е, Я., Радиной К. Д. М.: «Просвещение», 1966. — 648 с.
  135. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов М.: Школа — Пресс, 1997 — 512 с.
  136. Педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей Текст. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 608 с.
  137. Педагогика: Большая современная энциклопедия Текст. / Сост. Е. С. Рапацевич. Мн.: Современное слово, 2005. — 720 с.
  138. , Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт Текст. / Н. Пезешкиан / Пер. с англ., нем. М.: Культура, 1994. — 332 с.
  139. , Н. Новая модель лечения психосоматических нарушений: позитивная психотерапия во врачебной практике Текст. / Н. Пезешкиан // Психологический журнал, том 12, 1991, № 6.
  140. , Н. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия Текст. / Н. Пезешкиан. -М.: Генезис, 2004. 155 с.
  141. , В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления Текст. / Петухов В.В.// Вест. Моск. Университета. Серия 14. Психология. -1984.-№ 21.
  142. , Ф. Эго, голод и агрессия Текст. / Ф. перлз / Пер. с англ., М.: Смысл, 2000.-358 с.
  143. , Ф. Внутри и вне помойного ведра: радость, печаль, хаос, мудрость Текст. / Ф. Перлз / Пер. с англ., М.: Изд. Института психотерапии, 2005. — 224 с.
  144. , Ф. Практика гештальттерапии Текст. / Ф. Перлз. М.: Институт общегуманитарных исследований, 1998. — 325 с.
  145. , Ф. Гештальт-семинары Текст. / Ф. Перлз. М.: Институт общегуманитарных исследований, 1998. — 325 с.
  146. , И.Г. Педагогические сочинения Текст. / И. Г. Песталоцци [Перевод]. Каунас: Швиеса, 1989. — 436 с.
  147. , Ж. Интеллект и восприятие./ Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология Текст. / Ж. Пиаже. М., 1969. — С. 109−142.
  148. , Н.И. Избранные педагогические сочинения Текст. / Н. И. Пирогов / Составители: Алексюк А. Н., Савенок Г. Г. М.: Педагогика, 1985. -496 с.
  149. , Г. В. Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в ВУЗе: Автореф. дис. канд. пед. наук Текст. / Г. В. Позизейко. Брянск, 2002. — 21 с.
  150. Практикум по экспериментальной психосемантике Текст. / А. Г. Шмелев, В. И. Похилько, А. Ю. Козловская-Тельнова. М.: Изд-во МГУ, 1988. 207 с.
  151. Проблемы формирования гуманистического мировоззрения учащихся: Сб. Мат-лы сес. науч. совета Текст. / Под ред. В. М. Коротова, P.M. Роговой.-М.:Б.и., 1997−45с.
  152. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других Текст. / Сост. Р. Римская, С. Римский. М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. — 376 с.
  153. Программа ориентир психолого-педагогической подготовки будущего учителя (базовый компонент) Текст. / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Прометей, 1992.
  154. Психологический словарь Текст. / Под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1997. — 440 с.
  155. Психотерапевтическая энциклопедия Текст. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер. 2006. — 994 с.
  156. Рабле, Франсуа. Гагантюа и Пантагрюэль Текст. / Франсуа Рабле.- М.: ГИХЛ, 1961.- 128 с.
  157. , Б.Ш. Когда туфли на жмут Текст. / Б. Ш. Радшниш М., 1993, с. 5−28.
  158. , А.А. Психология личности: Социализация, поведение, общение Текст. / А. А. Реан. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. — 407 с.
  159. , P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентации личности Текст. / P.M. Рогова / Рос. Акад. Образования, Ин-т развития личности. М.: Ин-т разв. лич-сти, 1996. — 144 с.
  160. , К. Становление личности. Взгляд на психотерапию Текст. / К. Роджерс / Пер. с англ. М. Злотник. М.: ЭКСМО-пресс, 2001.- 416 с.
  161. Роджерс, К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография Текст. / К. Роджерс / Пер. с англ. О. Кондрашовой, Р. Кучкаровой. -М.: ЭКСМО-пресс, 1999.-462 с.
  162. , К. Искусство консультирования и терапии Текст. / К. Роджерс. М.: ЭКСМО-пресс, 2002. — 965 с.
  163. , К. Клиент-центрированная психотерапия. Теория, современная практика и применение Текст. / К. Роджерс. М.: ЭКСМО-пресс, 2002. — 506 с.
  164. , С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003. — 508 с.
  165. , С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1 Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 488 с.
  166. , С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.2 Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 328с.
  167. Рубинштейн, C. J7. Проблемы общей психологии Текст. / C. J1. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1976.-416 с.
  168. , С. Л. Человек и мир / Проблемы общей психологии Текст. / СЛ. Рубинштейн. -М: Педагогика, 1976.-416 с.
  169. , Ж.Ж. Рассуждения о науках и искусствах: Избранные сочинения: В 3 т. Т.1 Текст. / Ж. Ж, Руссо. М., 1961.-С.39−52.
  170. , Ж.П. Бытие и ничто (Извлечения) Текст. / Ж. П. Сартр // Человек и его ценности. Ч. 1 М., 1988. — С.91 -102.
  171. , В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту Текст. / В. Сатир / Пер. с англ. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-пресс, 2000. — 320 с.
  172. , В.И. Волевая регуляция активности личности Текст. / В. И. Селиванов. Психологический журнал, 1982, т. 3, № 4, с. 14−25.
  173. , Е.В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2004. — 350 с.
  174. , П.В. Лекции о работе головного мозга: Потребност.-информ. теория высшей нервной деятельности Текст. / П. В. Симонов. М.: Ин-т психологии РАН, 1998 — 94 с.
  175. , П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии Текст. / П. В. Симонов. М.: Наука, 1987.-266 с.
  176. , В.А., Маралов, В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / В. А. Ситаров, В. Г. Маралов / Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Изд. центр «Академия», 2000. 216 с.
  177. , В.А., Мищенко, А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя: Учебное пособие Текст. / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко. М.: Прометей, 1997. — 200 с.
  178. , В.А., Шиянов, Е.Н. Гуманистическая концепция педагогического образования Текст. / В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов // Современная высшая школа. 1991. — № 4. — С.83−96.
  179. , В.И., Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная Пресса, 2000. — 416 с.
  180. Словарь психолога практика Текст. / Сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. -Мн.: Харвест, 2001.-976 с.
  181. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии Текст. / С. Д. Смирнов. М.: Academia, 2001. 302 с.
  182. Советский энциклопедический словарь Текст. / Под ред. A.M. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1989. — 1630 с.
  183. Современный словарь по педагогике Текст. / Сост. Рапацевич Е. С. -Мн.: «Современное слово», 2001. 928 с.
  184. , Е. Т. Злоба дня и вечные ценности Текст. / Е. Т. Соколова // Нар. образование. 1994. — № 5. — С.73−76.
  185. , В. С. Чтение о богочеловечестве: Сочинения: В 2 т. Текст. / B.C. Соловьев. М., 1989. Т. 2 — С. 27−32.
  186. , B.C. Несколько слов о настоящей задаче философии: Сочинения в двух томах Текст. / B.C. Соловьев. М., 1989.
  187. , В.Л., Малкина-Пых, И.Г. Справочник практического психолога Текст. / В. Л. Таланов, И.Г. Малкина-Пых. СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. -928 с.
  188. , Л.Н. Понятие жизни: Полное собрание сочинений Текст. / Л. Н. Толстой. Т.26. М., 1936. — С.880−887.
  189. , Д.Н. Теория установки Текст. / Д. Н. Узнадзе / Под ред. Ш. А. Надирашвили и В. К. Цаава. -М.: Институт практической психологии, 1997. -448с.
  190. , Д.Н. Психология установки Текст. / Д. Н. Узнадзе. СПб.: Питер, 2001.-414 с.
  191. , Д.Н. Общая психология Текст. / Д. Н. Узнадзе. М.: Смысл, 2004.-412 с.
  192. , К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии Текст. / К. Д. Ушинский. М.: Фаир-Пресс, 2004. — 574 с.
  193. , К.Д. Избранные труды Текст. / К. Д. Ушинский М.: Дрофа, 2005.
  194. Философский энциклопедический словарь Текст. / Под. ред. Е. Ф. Губского, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: ИНФРА-М, 2005. — 576 с.
  195. Философский словарь Текст. / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991.-559 с.
  196. Философский энциклопедический словарь Текст. / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов М.: Сов. энциклопедия, 1983.-840 с.
  197. Философский энциклопедический словарь Текст. / Под ред. С. С. Аверинцева. М.: Сов. Энциклопедия, 1989. — 815с.
  198. , В. Человек в поисках смысла Текст. / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990.-336 с.
  199. , В. Психотерапия на практике Текст. / В. Франкл. СПб.: Ювента, 1999.-250 с.
  200. Фрейд, 3. Психоаналитические этюды Текст. / 3. Фрейд / Сост. Донской Д. И., Круглянский В. Ф. Мн.: ООО «Попури», 1997. — 608 с.
  201. Фрейд, 3. Остроумие и его отношение к бессознательному Текст. / 3. Фрейд / Пер с нем. Когана Я. М., Вульфа М. В. Мн.: ООО «Попури», 1998. -496 с.
  202. , Э. Бегство от свободы- человек для себя Текст. / Э. Фромм / Пер. с англ. Д. Ы. Дудинский. Мн.: ООО «Попурри», 1998 — 672 с.
  203. , Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу Текст. / Э. Фромм // Человек и его ценности. М., 1988. С. 51−72.
  204. , Э. Пути из больного общества Текст. / Э. Фромм // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 443 -480.
  205. , Л. Рои. Дианетика. Современная наука душевного здоровья Текст. / J1. Рон Хаббард. М.: Издательская группа Нью эра, 1999. — 530 с.
  206. , М. Письмо о гуманизме Текст. / М. Хайдеггер // Проблема человека в западной философии. М., 1988. — С.319−325.
  207. Человек в культуре Возрождения Текст. / Ред. коллегия J1.M. Брагина и др. М.: Наука, 2001 — 262 с.
  208. , К.А., Коновалова, Л.В, Крутова, О. Н. Воспитание: новые подходы к вечной теме (философия и этика воспитания) Текст. / К. А. Шварцман, Л. В. Коновалова, О. Н. Крутова. -М.: Изд-во «Луч», 1993. -303 с.
  209. , А. Мировоззрение индийских мыслителей Текст. / А. Швейцер. М.: Алетейа, 2002. — 286 с.
  210. , Ф. В. Философские письма о догматизме и критицизме: сочинения: В 2 т. Т. 1 Текст. / Ф. В. Шеллинг. М., 1987 — С. 73−95.
  211. , Ф. Развитие философии в двенадцати книгах Текст. / Ф. Шлегель // Эстетика. Философия. Критика. Т.2 М., 1983. -С. 180−190.
  212. , А.Г. Психосемантика и психодиагнотика личности : Автореф. дис. .д-ра псих, наук Текст. / А. Г. Шмелев. М., 1994.-40 с.
  213. , Е.П. Функциональная структура воли Текст. / Е. П. Щербаков. Омск, 1990. — 255 с.
  214. , Н. Е. Практикум по педагогической технологии Текст. / Н. Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 1998 — 250 с.
  215. , Н.Е. Образ жизни, достойной Человека, и формирование его у школьников: Методическое пособие для педагогов школы Текст. / Н. Е. Щуркова. Смоленск: Смоленский областной Институт усовершенствования учителей, 1995 -63 с.
  216. Экзистенциальная психология. Экзистенция Текст. / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-пресс, 2001. -624 с.
  217. , Э. Детство и общество Текст. / Э. Эриксон. СПб.: Летний сад, 2000.-415 с.
  218. Юнг, К. Г. Очерки по психологии бессознательного Текст. / К. Г. Юнг. -М.: Cogito-centre, 2006. 350 с.
  219. Юнг, К. Г. Психика: структура и динамика Текст. / К. Г. Юнг. М.: ACT, 2005.-414 с.
  220. , П.М. Общая психология, учебник для пед. институтов Текст. / П. М. Якобсон / Под ред. А. В. Петровского. Изд. 2. М.: Просвещение, 1977, с. 389−404.
  221. , К. Общая психопатология Текст. / К. Ясперс. М.: Практика, 1997.-1053 с.
  222. , К. Ницше: Введение в понимание его философствования Текст. / К. Ясперс. СПб.: Фонд Университет: Владимир Даль, 2004. — 626 с.
  223. Allpo rt, G.W. The nature of prejudice. Reading, M.A.: Addison-Wesley, 1954.- 156 p.
  224. Beck, A. Prisoners of hate: The cognitive basis of anger, hostility, a. violence. New York: Perennial, 2000. — 354 p.
  225. Eagly, A.H., Chaiken, S. The psihology of attitudes. New York: Harcourt Brace Javonovich, 1993. — 256 p.
  226. Eiske, S.T., Taylor, S. E. Social cognition. New York: McGraw-Hill, 1991.
  227. Frank!, V. The unheard cry for meaning. Psychotherapy and humanism. -New York: Simon and Schuster, 1978. 191 p.
  228. Fromm, E. On disobedience and other essays. New York: Seabury press, 1981.- 135 p.
  229. Goldstein, K. The smiling of the intant and the problem of understanding the other. J. Psychol., 1957.- 187 p.
  230. Jones, J.M. Prejudice and racism. New York: McGraw-Hill, 1997.
  231. Lipp, L., Kolsol, R., James, W., Randall, H. Denial of disability and internal control of reinforcement // Journ. Of Consalting and Clinical Psychology. 1986. Vol. 32.-P. 72−75.
  232. Mackie, D.M., Hamilton, D.L. (Eds.) Affect, cognition and stereotyping: interactive processes in group perception. New York: Academic Press, 1993. 2181. P
  233. May, R. Politics and innocence. A humanistic debate Rollo May, Carl Rogers, Abraham Maslow and other humanistic psychologists. Dallas: Saybrook, 1986. -223 p.
  234. Стратегия российской федерации в области развития науки и инноваций до 2010 г. от 30.03.2002 г. № Пр-576 -http://www.qovernment.ru/govemment/
  235. Концепция модернизации российского образования На период до 2010 года от 11.02.2002 Москва N Пр- 393 -http://www.dvgu.ru/umu/MO RF/concept/con 1 02. htm
Заполнить форму текущей работой