Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психогенные факторы нарушения здоровья у старших дошкольников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования свидетельствуют о взаимозависимости факторов биологического и психосоциального уровней в развитии нарушений здоровья в детском возрасте, в том числе расстройств пищеварения. Общепризнанной является роль психогенных факторов, как в развитии соматической патологии, так и в формировании условий и предпосылок для нарушения здоровья детей (Исаев Д.Н., 1988, 1989, 1990, 1991, 1996, 2000… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Общие закономерности психофизического развития и факторы нарушения здоровья в детском возрасте
    • 1. 1. Психофизическое развитие детей в дошкольном возрасте
    • 1. 2. Особенности психического развития детей с ослабленным здоровьем
    • 1. 3. Значение биологических и психосоциальных факторов в развитии нарушений здоровья у детей
  • Глава 2. Организация и методы исследования психогенных факторов нарушения здоровья у детей старшего дошкольного возраста
    • 2. 1. Характеристика выборки
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Методики математико-статистического анализа результатов
  • Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
    • 3. 1. Клинико-психологическая характеристика эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем здоровья
    • 3. 2. Семейные взаимоотношения и стили воспитания в семьях детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем здоровья
    • 3. 3. Факторы риска нарушений здоровья у детей старшего дошкольного возраста
  • Глава 4. Направления психологической коррекции в системе профилактики нарушений здоровья у детей старшего дошкольного возраста. 112?
  • Заключение
  • Выводы

Психогенные факторы нарушения здоровья у старших дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

Значение психологических факторов в этиологии и патогенезе хронических неинфекционных соматических заболеваний является одним из ключевых вопросов психосоматики как области междисциплинарных исследований и клинической практики. Исследования свидетельствуют о возможности влияния острого и хронического эмоционального стресса, а также определенных индивидуально-психологических особенностей человека в комплексе с другими предрасполагающими условиями на риск развития соматической патологии (Губачев Ю.М., Стабровский Е. М., 1981; Тополянский В. Д., Стру-ковская М.В., 1986; Исаев Д. Н., 2000; Сидоров П. И. с соавт., 2006).

Особое значение данная проблема приобретает в связи с задачами профилактики нарушений здоровья в детском возрасте, что определяется, с одной стороны, растущей заболеваемостью среди детей и подростков, общим снижением уровня их здоровья, а с другой стороны — негативным влиянием соматических расстройств на их психическое развитие и социальную адаптацию. Согласно данным Министерства Здравоохранения РФ только за период с 1992 по 2002 годы заболеваемость детей в возрасте до 14 лет возросла на 42,5%. С 2001 года ведущие места в структуре заболеваемости стали занимать травмы, отравления, болезни органов пищеварения, кожи и подкожной клетчатки, костно-мышечной системы (Минздрав: Основные характеристики и тенденции состояния здоровья детей (1992;2002 годы)).

Центральное место в структуре хронических соматических расстройств детского возраста занимают нарушения пищеварения: по эпидемиологическим данным каждый седьмой ребенок в РФ (то есть 150 детей из 1000) имеет то или иное заболевание системы пищеварения, причем реальная заболеваемость, по оценкам специалистов, значительно превышает официальные показатели (Материалы 9-го Международного Славяно-Балтийского научного форума «Санкт-Петербург-Гастро — 2007»). Предшкольный возраст рассматривается как наиболее сенситивный в плане развития первых симптомов и нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта (Баранов А.А., Гринина О. В., 1981; Исаев Д. Н., 1996).

Исследования свидетельствуют о взаимозависимости факторов биологического и психосоциального уровней в развитии нарушений здоровья в детском возрасте, в том числе расстройств пищеварения. Общепризнанной является роль психогенных факторов, как в развитии соматической патологии, так и в формировании условий и предпосылок для нарушения здоровья детей (Исаев Д.Н., 1988, 1989, 1990, 1991, 1996, 2000, 2003; Ананьев В. А., 1996, 1998, 2001, 2002; Кулаков С. А., 2003, 2007; Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С., 2000, 2002; Скумин В. А., 1988 и др.). Особая роль в этом плане отводится психогенным факторам, связанным с особенностями семейного функционирования и условиями воспитания ребенка. Нарушение семейных взаимоотношений, низкий уровень педагогической компетентности родителей, блокирование социально-эмоциональных потребностей ребенка в семье повышает риск дисгармоничного развития его личности. На фоне хронической психической травматизации ребенка в семье типично развитие не только невротических, но и психосоматических расстройств (Захаров А.И., 2000; Исаев Д. Н., 2000; Спиваковская А. С., 1988).

Известно, что в детском возрасте симптоматика зачастую неспецифична, чаще всего она является результатом не органических, а функциональных нарушений. Но и эти нарушения изменяют реактивность детского организма, создают условия для дисгармонического развития. Задолго до появления явных соматических расстройств, у детей обнаруживается стойкое эмоциональное напряжение (Исаев Д.Н., 2000, 2003). Это обстоятельство определяет высокую актуальность раннего выявления признаков психоэмоционального неблагополучия и предболезненных состояний у детей, распознавания психосоциальных факторов риска развития нарушений здоровья. Такая диагностика является необходимым условием своевременного осуществления целенаправленных психокоррекционных мероприятий в комплексе мер по предупреждению психосоматических заболеваний у ребенка. Решение данной задачи представляется тем более значимым, что работа по оказанию медико-психологической помощи детям, как правило, начинает проводиться при выраженных патологических симптомах, когда заболевание уже доставляет страдания ребенку и оказывает негативное влияние на его социально-психологическую адаптацию.

Определение ранних диагностических признаков неблагополучия в психосоматическом развитии ребенка, оценка роли психогенных (прежде всего, семейных) факторов в развитии у него нарушений здоровья является необходимым условием научно обоснованного психологического вмешательства в системе профилактических и лечебных мероприятий. Изучению данной проблемы в связи с задачами обоснования направлений профилактики нарушений здоровья у детей старшего дошкольного возраста посвящено настоящее исследование.

Цель исследования: выявление психогенных факторов риска нарушений здоровья у детей старшего дошкольного возраста в связи с задачами первичной и вторичной профилактики.

Объект исследования: 74 ребенка с нарушениями пищеварения, 139 условно здоровых детей, 196 родителей (113 матерей и 83 отца).

Предмет исследования: эмоциональная сфера и особенности микросоциальной среды у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями здоровья.

Гипотеза исследования: специфические особенности семейного воспитания и семейных взаимоотношений повышают риск развития нарушений здоровья у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1) Провести клинико-психологическое и экспериментально-психологическое исследование особенностей эмоционально-волевой сферы и поведения детей с расстройствами пищеварения разной степени выраженности в сравнении с практически здоровыми детьми.

2) Провести клинико-психологическое и экспериментально-психологическое исследование семейных взаимоотношений, родительских установок и преобладающих воспитательных стратегий в семьях детей старшего дошкольного возраста с расстройствами пищеварения в сравнении с семьями детей без нарушений здоровья.

3) Проанализировать соотношение особенностей воспитания, родительских установок и семейных взаимоотношений с характеристиками эмоционально-волевой сферы и клиническими характеристиками детей старшего дошкольного возраста с нарушениями здоровья.

4) Определить психодиагностические критерии для определения группы риска в отношении развития нарушений здоровья среди детей старшего дошкольного возраста.

5) Обосновать направления психологической коррекции в системе профилактики нарушений здоровья у детей старшего дошкольного возраста.

Методологическую основу исследования составили: теоретические положения онтогенетической концепции структурного аттрактора болезни (Ананьев В.А.) — принципы диагностики, профилактики и лечения психосоматических нарушений у детей (Исаев Д.Н., Захаров А.И.) — концепция нарушения семейного функционирования (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.). Методы исследования:

• теоретический анализ научной литературы.

• клинико-психологический метод клинико-биографический метод психодиагностическая беседа.

• экспериментально-психологический метод методика для оценки особенностей реагирования в фрустрирующих ситуациях С. Розенцвейга (детский вариант) методика «Лесенка» для определения самооценки.

Цветовой тест М. Люшера" методика «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки для оценки детской тревожности опросник PARI (Parental Attitude Research Instrument) для исследования родительских установок опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) для изучения индивидуального опыта родителя в воспитании ребенка, выявления ошибок в родительском воспитании.

Организация исследования. Работа проводилась в несколько этапов на протяжении 2000 — 2008 г. г. На первом этапе (2000;2002г.г.) изучалась литература по теме, разработана программа исследования. На втором этапе (2003;2005 г. г.) в соответствии с целью и задачами диссертационной работы было проведено исследование особенностей эмоционально-волевой сферы и поведения детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем здоровья, осуществлен анализ условий их семейного воспитания. Третий этап (2006 — 2008 г.г.) включал статистическую обработку, описание и обобщение полученных материалов по теме исследования, оформление диссертации.

Научная новизна исследования.

В диссертационной работе впервые проведено системное медико-психологическое исследование психосоматических соотношений в процессе развития нарушений здоровья у детей старшего дошкольного возраста.

Разработаны психодиагностические критерии для выделения групп риска среди детей старшего дошкольного возраста в отношении развития нарушений здоровья.

На модели нарушений пищеварения выявлены особенности эмоционально-волевой сферы детей с предболезненными состояниями и клинически выраженными нарушениями здоровья, определены характеристики микросоциальной среды, способствующие развитию психосоматических расстройств в детском возрасте.

На основании полученных результатов обоснованы направления и содержание психопрофилактической и психокоррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями для предупреждения развития нарушений здоровья.

Теоретическая значимость работы заключается в экспериментальном обосновании научных представлений о значении определенных аспектов семейного воспитания в развитии нарушений здоровья у детей старшего дошкольного возраста.

Результаты исследования позволяют уточнить научно-теоретические представления об особенностях психического развития детей старшего дошкольного возраста с различным уровнем здоровья.

Использование принципов системного подхода в исследовании психогенных факторов нарушений здоровья у детей старшего дошкольного возраста позволяет расширить представления о специфике психосоматических соотношений в данной возрастной группе.

Практическая значимость работы.

Результаты анализа особенностей эмоционально-волевой сферы и семейного воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями здоровья позволили обосновать направления и содержание психопрофилактической и психокоррекционной работы с данным контингентом.

В ходе исследования была разработана и внедрена в систему санаторно-курортного лечения программа психодиагностических и психокоррекци-онных мероприятий для раннего выявления и снижения риска нарушений здоровья у детей старшего дошкольного возраста.

Приведенные в диссертации теоретические обобщения и эмпирические данные могут быть использованы в системах дошкольного образования и здравоохранения для организации программ комплексной первичной и вторичной профилактики нарушений здоровья в детском возрасте.

Положения, выносимые на защиту:

1. Дети старшего дошкольного возраста с нарушениями здоровья характеризуются специфическими особенностями эмоционально-волевой сферы, заключающимися в повышенной по сравнению со здоровыми сверстниками эмоциональной лабильности и подверженности страхам, в наличии нехарактерных для данного возраста страхов, пониженной самооценке, преобладании неконструктивных способов преодоления фрустрирующих ситуаций.

2. Специфические условия семейного воспитания: конфликтность в семейных взаимоотношениях, воспитательная неуверенность и гиперпротекция со стороны матери, недостаточная вовлеченность отца в процесс воспитания, оказывая влияние на эмоционально-волевую сферу детей старшего дошкольного возраста, способствуют развитию у них нарушений здоровья.

3. Примененный в исследовании комплекс психодиагностических методов позволяет выделять среди детей старшего дошкольного группы риска в отношении развития нарушений здоровья и индивидуализировать методы психологической коррекции и психопрофилактики.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования апробированы на VI Всероссийской конференции «Психология в школе: практический психолог — профессия нового века» в 2003 г. (Санкт-Петербург). Результаты диссертационного исследования отражены в научных сборниках статей под редакцией академика РАЕН, доктора педагогических наук, профессора Г. П. Корнева «Проблемы интеграции учебных заведений в системе непрерывного образования», Самара: СГПУ, 2000; «Теоретико-методические аспекты профессионального образования» Самара: СГПУ, 2002; в научном журнале «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена»: СПб., 2007.

Материалы диссертации отражены в 6 публикациях общим объемом 1,2 п.л.

ВЫВОДЫ.

Результаты настоящего комплексного медико-психологического исследования позволяют сделать следующие обобщающие выводы:

1. Для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями здоровья характерны специфические особенности эмоционально-волевой сферы: повышенно ная по сравнению со здоровыми сверстниками эмоциональная лабильность и подверженность страхамналичие страхов, нехарактерных для данного возраста (страх ровесников, боли) — преимущественно пониженная самооценка и преобладание неконструктивных способов преодоления фрустрирующих ситуаций. В наибольшей мере данные особенности выражены на стадии пред-болезни.

2. У детей с эпизодическими нарушениями пищеварения при отсутствии клинически выраженных расстройств желудочно-кишечного тракта на фоне сомато-вегетативной неустойчивости, отмечаются эмоциональная лабильность, повышенная тревожность, сниженная самооценка, склонность к неконструктивным реакциям на фрустрацию в форме пассивного ухода либо обвинения других и самообвинения при повышенном уровне агрессивностиа также трудности в общении со сверстниками. Эти особенности эмоционально-поведенческой сферы сопряжены с повышенным психоэмоциональным напряжением и способствует развитию психосоматических расстройств.

3. При переходе предболезненного состояния в клинически выраженные функциональные расстройства пищеварения на фоне сохранения общей эмоциональной неустойчивости у детей старшего дошкольного возраста отмечается стабилизация самооценки, повышение уровня активированности, смещение баланса агрессивности на окружающих людей, повышение потребности в общении с родителями.

4. Условия воспитания детей с нарушениями здоровья характеризуются специфическими особенностями: недостаточной удовлетворенностью и повышенной конфликтностью во взаимоотношениях родителей, гиперпротекцией и воспитательной неуверенностью со стороны матери, недостаточной вовлеченностью отца в процесс воспитания. Наиболее выражены нарушения семейных взаимоотношений и социальная неудовлетворенность родителей в семьях детей с признаками предболезненного состояния (неустойчивыми жалобами на соматические недомогания).

5. Примененный в ходе исследования психодиагностический комплекс позволяет на основании данных об особенностях эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста и условий их воспитания определять группы риска в отношении развития нарушений пищеварения. Выделенные психодиагностические критерии предболезненного состояния у детей позволяют индивидуализировать стратегию психологической коррекции в системе мер по профилактике психосоматических заболеваний.

6. Психокоррекция в системе мер по профилактике нарушений здоровья в старшем дошкольном возрасте должна осуществляться при появлении первых признаков соматического неблагополучия у детей и должна быть направлена, с одной стороны, на снижение у детей общего эмоционального напряжения, преодоление социальных страхов и формирование навыков адаптивного реагирования во фрустрирующих ситуациях, а с другой стороны — на формирование благоприятных условий воспитания в их семьях: развитие воспитательной компетентности у родителей, коррекцию нарушенных родительских взаимоотношений и дезадаптивных родительских установок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ проведённых теоретических и экспериментальных исследований показал, что проблема значения психологических факторов в этиологии и патогенезе хронических неинфекционных соматических заболеваний является актуальной и интенсивно исследуется в отечественной и зарубежной науке. В научной литературе указывается, что в детском возрасте симптоматика зачастую неспецифична и чаще всего является результатом не органических, а функциональных нарушений. Исследователи обращают внимание на значимость и взаимозависимость таких факторов в развитии заболевания ребенка как генетическая предрасположенность, личностные особенности детей, различные психотравмирующие события, социальное окружение.

По результатам эпидемиологических исследований последних лет одно из ведущих мест в структуре детской заболеваемости занимает то или иное заболевание желудочно-кишечного тракта. Старший дошкольный возраст рассматривается как сенситивный период в отношении развития нарушений пищеварения, прежде всего функционального характера, что связано с особенностями психосоматического развития детей на этапе возрастного кризиса.

Анализ научной литературы и практический опыт послужили основой для формирования гипотезы исследования: специфические особенности семейного воспитания и семейных взаимоотношений могут повышать риск развития нарушений здоровья у детей старшего дошкольного возраста.

Цель настоящего исследования заключалась в выявлении психологических факторов нарушения здоровья у детей старшего дошкольного возраста в связи с задачами первичной и вторичной профилактики.

Исследование проводилось поэтапно на протяжении 2000 — 2008 г. г. На первом этапе (2000;2002г.г.) проводились анализ и обобщение научной литературы по теме, была определена программа исследования. На втором этапе (2002;2005 г. г.) в соответствии с целью и задачами исследования была проведена комплексная медико-психологическая оценка особенностей эмоционально-волевой сферы здоровых детей, детей с жалобами на соматические недомогания, ослабленных соматическим заболеванием и условий их семейного воспитания. Третий этап (2006 — 2008 г.г.) включал анализ и обобщение эмпирических материалов по теме исследования, подготовка текста и оформление диссертации.

Полученные результаты диссертационного исследования позволили уточнить научно-теоретические представления об особенностях психического развития детей старшего дошкольного возраста с различным уровнем состояния здоровья. На модели нарушений пищеварения выявлены особенности эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями здоровья и определены характеристики микросоциальной среды, способствующие развитию психосоматических расстройств в детском возрасте.

Наиболее значимыми прогностическими характеристиками в отношении развития нарушений здоровья по результатам проведенного исследования оказались специфические особенности семейных взаимоотношений, условия воспитания, а также некоторые особенности эмоционально-поведенческой сферы детей: гиперпротекция и воспитательная неуверенность матери, недостаточная вовлеченность отца в процесс воспитания, неудовлетворенность родителей взаимоотношениями в семье, наличие у родителей личностных неразрешенных проблемповышенная подверженность страхам, эмоциональная лабильность и преобладание неконструктивных стратегий поведения во фрустрирующих ситуациях у детей.

Следует подчеркнуть, что выявленные особенности эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями здоровья могут являться важными индикаторами предболезненных состояний. Соответственно, при целенаправленном психологическом обследовании детей старшего дошкольного возраста могут быть выделены группы риска в отношении развития психосоматических расстройств.

Результаты настоящего исследования подтвердили известные ранее данные и расширили научное представление о взаимозависимости семейных взаимоотношений, условий семейного воспитания и психофизического развития детей. Полученные нами результаты сходны с результатами исследования В. А. Ананьева, полученными при обследовании взрослых пациентов, страдающих заболеваниями ЖКТ. Подобное сходство может свидетельствовать об общности психогенных механизмов симптомообразования при психосоматических расстройствах в разных возрастных группах (см. параграф 3.1).

Результаты нашего исследования позволили уточнить и расширить представления Д. Н. Исаева и А. И. Захарова об особенностях развития детей с нарушением здоровья, влиянии семейных взаимоотношений и условий воспитания на психическое развитие и психосоматическое здоровье детей старшего дошкольного возраста (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 2000), что предполагалось в гипотезе исследования.

Полученные результаты исследования расходятся с точкой зрения А. И. Захарова о патогенном влиянии доминирующей гиперсоциальной матери на психологическое благополучие ребенка. Необходимо принимать во внимание тот факт, что утверждения ученого в большей степени касаются детских неврозов, а в нашем исследовании принимали участие дети с нарушением пищеварения, что, по сути, является также следствием неблагоприятного психогенного влияния. Однако, одним из наиболее патогенным психосоциальным фактором для развития нарушения пищеварения, который определился в ходе исследования, является гиперпротекция и воспитательная неуверенность матери при отсутствии доминирующей позиции. То есть, «патогенная мать», по результатам нашего исследования, скорее испытывает тревогу в воспитательном процессе, ощущает недостаток педагогической компетентности, испытывает неудовлетворенность супружескими взаимоотношениями, которые зачастую носят конфликтный характер.

Интересным оказался тот факт, что возраст обследуемых детей (кризис 6−7 лет) совпал с кризисным этапом их родителей (30 — 40 лет). Согласно современным подходам в возрастной психологии в этот период нарастает психологическая напряженность, обусловленная проблемами самоопределения и взаимоотношений в браке, и сопровождается чувством внутренней неудовлетворенности. Это позволяет объяснить полученные нами результаты о повышенной конфликтности в обследуемых семьях и значительном количестве проблем во внутрисемейных взаимоотношениях. Таким образом, можно предположить, что риск развития нарушений здоровья у детей 6−7 лет повышается при переживании родителями на данном этапе собственных личностных изменений, связанных с кризисом зрелого возраста.

В ходе нашего исследования была выявлена следующая тенденция: у детей с ранними признаками нарушения здоровья ярко выражена неудовлетворенность родителей собственными взаимоотношениями в семье и именно в этот период происходят значительные изменения в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка, которые в свою очередь также могут усугублять супружеские конфликты родителей. К особенностям эмоционально-поведенческой сферы детей с жалобами на соматические недомоганиям по результатам настоящего исследования можно отнести: повышенную подверженность страхам, в том числе нетипичным для старшего дошкольного возраста (ровесников, боли, высоты) — склонность к реакциям ухода или игнорирования в ситуации фрустрации, а также к обвинению других и самообвинению при повышенном уровне агрессивностисниженную самооценкутенденцию к повышению тревожности и эмоциональную лабильность, которая выражается в повышенной возбудимости, капризности, плаксивоститрудности в общении со сверстниками и недостаточность потребности в общении с членами семьиотставание от ровесников при усвоении нового материала на развивающих занятиях в дошкольных учреждениях при отсутствии устойчивой мотивации к обучению.

Таким образом, образуется замкнутый круг, который сложно «разорвать», когда уже имеются выраженные нарушения в психосоматическом здоровье детей и в семейных взаимоотношениях.

На основании результатов настоящего исследования, которые свидетельствуют о специфических особенностях эмоционально-поведенческой сферы детей на этапе развития нарушения здоровья, можно сделать вывод о высокой значимости раннего выявления признаков эмоционального неблагополучия ребенка с целью проведения профилактических мероприятий и коррекции психогенных факторов нарушения здоровья. В настоящее время, как показывает практика, работа по оказанию помощи детям начинает проводиться тогда, когда заболевание имеет уже выраженные симптомы, доставляет страдания ребенку и оказывает негативное влияние на его социально-психологическую адаптацию. Для предупреждения развития нарушений здоровья и нарушений в эмоционально-волевой сфере у детей старшего дошкольного возраста в ходе исследования была разработана и внедрена в систему санаторно-курортного лечения программа психодиагностических и психо-коррекционных мероприятий. Разработаны практические рекомендации психопрофилактической и психокоррекционной работы с детьми и их родителями.

Приведенные в диссертации теоретические обобщения и эмпирические данные могут быть использованы в системах дошкольного образования и здравоохранения для организации программ комплексной первичной и вторичной профилактики нарушений здоровья в детском возрасте.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб: Речь, 2004. -166 с.
  2. Д.С. Отцовская любовь. М.: Профиздат, 1989. — С. 26−42.
  3. Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей // Семейная психотерапия. СПб.: Издательство «Питер», 2000.
  4. Актуальные проблемы соматопсихиатрии и психосоматики/Под ред. Н. М. Жарикова. -М., 1990.-306 с.
  5. Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение, М., 2002.
  6. Ю.А. Социально-стрессовые расстройства // Русский мед. журн.-1996, Т. 3, № 11.- С. 689−694.
  7. И.А., Новосельский И. Г. Физическое насилие// http:// www.psy.su/profsociety/articles/2129/
  8. .Г. Человек как предмет познания.- Л.: Изд. ЛГУ, 1968. 338 с.
  9. В.А. Практикум по психологии здоровья. Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике. — Спб.: Речь, 2007.-320 с.
  10. Ю.Ананьев В. А. Психологическая адаптация и компенсация при заболеваниях внутренних органов. Автореф.докт.дисс. СПб, 1998. П. Ананьев В. А. Психология здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. — Спб.: Речь, 2006. — 384 с.
  11. В.А., Симаненков В. И. Психосоматическая медицина. Введение. /Пермь. 1994. С. 25.
  12. В.А., Симаненков В. И. Концептуальные основы онтогенетической психосоматики. /Сб. Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. / К 100-летию со дня рождения В.Н.Мясищева/. СПб., ин-т им. В. М. Бехтерева. 1994. С. 180−188.
  13. Н.Ананьев В. А. Основные принципы взаимодействия адаптационно-компенсаторных механизмов при формировании и динамике психосоматической и пограничной нервно-психической патологии. // Вестник Балтийской Академии. Вып.20. СПб., 1998. С.50−73.
  14. В.А., Кириянова М. Ю. Динамическая оценка психосоматического состояния детей 3-х классов, (в соавт. С. 15−17. //1 Всероссийская научно-практическая конференция «Образование и здоровье»: Тезисы докладов. -Калуга: КГПУ, 1998.
  15. Ананьев В. А Психологическая адаптация больных бронхиальной астмой в семье. /Ежегодник. Психология сегодня./ Материалы 1 Всероссийской научной конференции по психологии./ М. 1996. Т. 2., Вып. 1. С.98−99.
  16. Ананьев В. А Социальная детерминация болезней адаптации.// Вестник Балтийской Академии. Вып.21. СПб., 1998. С.73−81.
  17. Ананьев В. А, Никифоров Г. С., Гурвич И. Н. Психология здоровья. СПб, 2000. СПбГУ. — 500 с.
  18. В.А., Малыхина Я. В., Васильев М.А Социально-психологический мониторинг школьной среды как элемент первичной профилактики аддик-тивного поведения (монография)// СПб., 2002. 177с.
  19. Ананьев В. А Особенности дискретного типа личности в этиопатогенезе психосоматических расстройств //журн. Вестник психотерапии. СПб, 2003. -№ 10 (15) С.45−55.
  20. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968. — 547 с.
  21. Ю.Ф., Шевченко Ю. С. Коррекция детей с психосоматическими расстройствами. СПб., 2002. 560 с.
  22. Ю.Ф., Шевченко Ю. С. Психосоматические расстройства у детей. М., 2000.-314 с.
  23. И.А. Основы возрастной периодизации. В кн.: Возрастная физиология. JL: Наука, 1975. — С. 60.
  24. JI. JI. Психологические особенности межличностных отношений и индивидуальные характеристики младших школьников из многодетных семей//Сб. научных трудов: Психологическое сопровождение личности в педагогическим процессе. 4.2, Курган, 2002
  25. А.А., Гринина О. В. Болезни органов пищеварения у детей. — Горький, 1981.- 150 с.
  26. А.И. Динамика функциональных параметров при адаптации детей к школьному учреждению, школе и больнице: Автореф. дисс. .докт. мед. наук. — М., 1988.- 45 с.
  27. Ф.В. О так называемом психосоматическом подходе к проблеме развития и преодоления болезни. — Клиническая медицина. 1970. № 9
  28. Ф.В. О современном подходе к проблеме психологических факторов болезни//Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней. Тезисы докладов. — М., 1972.
  29. А.И. Психосоматические эффекты гормонов и ситуа-ция//Клиническая психоэндокринология. -М., 1985. — С. 5−16
  30. Ю.В., Скумин В. А. Психотерапевтические аспекты реабилитации детей с хроническими заболеваниями пищеварительной систе-мы//Педиатрия. 1986. — № 8. — С. 46−49.
  31. Ф.Б., Барлас Т. В. Социально-психологическая адаптация при невротических и психосоматических расстройствах,'// Журн. невропат, и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1994, т. 94, № 6, С. 3813.
  32. Бермант-Полякова О. В. Посттравма: диагностика и терапия. СПб.: Речь, 2006. — 248 с.
  33. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  34. М.П. Краткосрочная «ромбовидная» векторная семейная психотерапия (при психосоматических заболеваниях желудочно-кишечного тракта у детей). Учебно-методическое пособие. СПб., 2006. — 40 с.
  35. Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995.
  36. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1986, 464 с.
  37. Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе//Вопросы психологии. 1976. № 6.
  38. Дж. Привязанность: Пер. с англ. / Дж. Боулби.- Под ред. Г. В. Бур-менской. М.: Гардарики, 2003. — 462 с. — ISBN 5−8297−0138−3 (в пер.)
  39. .С. Аномалии личности. М., 1988.
  40. Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции : дис.. канд. психол. наук / Брель Е. Ю. — Ин-т образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО. Томск, 1996. — 120 с.
  41. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  42. М.И. Беседы о детской психиатрии: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986.-208 с.
  43. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. — М.: Просвещение, 1988.-207 с.
  44. Вагнер К.-Д., Эггерс X. Влияние различных отягощающих факторов на психофизическое развитие детей в раннем возрасте//Журн. невропатол. и психиатр. 1980. — Т.80. — Вып. 10. — С. 1471−1475.
  45. А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
  46. А. Истоки характера у детей// Вопросы психологии, № 5, 1990. — С. 129−140
  47. А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции Вестник МГУ. Серия «Психология». 1985. № 4
  48. А.Я. Структура и типы родительского отношения: Авто-реф.канд.дисс. М., 1986.
  49. Ф. Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984. -С. 16, 31—58.
  50. A.M., Дюкова Г. М., Ступа М. В. Психосоциальные факторы и болезни/Сов. Мед. 1988. — № 3. — С. 46−51.
  51. Вейтиа Мора. Особенности психологической саморегуляции у больных язвенной болезнью и гипертонической болезнью: Автореф.канд.дисс. М., 1989.
  52. JI.A. Психологические основы диагностики умственного развития дошкольников. М., 1978.
  53. JI.A. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования//Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. — М., 1986.
  54. О.П. Психосоматические расстройства и депрессия//8-й Всесоюзный съезд психиатров, 1988. С. 226.
  55. О.П., Садычко В. Психосоматические взаимоотношения при гастродуоденальных заболеваниях//Психогенные и психосоматические расстройства. Тарту, 1988.-С. 183−184.
  56. В.А., Ивонин А. А. Психофизиологические характеристики алекситимии и тревоги у больных соматоформными вегетативными дисфункциями. Вестник Клинической психологии. — т. 1, № 2, 2003.
  57. В.М., Коновалова H.JI. О профилактике и терапии нарушений психической адаптации // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1993. № 1. — С. 71−72.
  58. .В., Александрова Н. В., Бельская Л. А., Тульчина Л. И. О роли психосоциальных влияний в возникновении заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей//8-й Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров.-М., 1988.-Т. 2.-С. 181−183.
  59. И.М., Маталыгнна О. А. Болезни, связанные с пищевой сенсибилизацией у детей. Л.: Медицина, 1986. — 272с.
  60. Е.М. Несчастливые дети трудные дети. — М.: Семья и школа, 1997.- 126 с.
  61. JI.C. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1999. 224 с.
  62. JI.C. Избранные психологические исследования. — М., 1956.
  63. JI.C. Кризис 7 лет//Собр.соч.: в 6 т. -Т.4. -М.: «Педагогика», 1982.
  64. JI.C. Проблема возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии. 1972, N 2.
  65. JI.C. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. М., 1984.
  66. Г. С., Быстров В. Н. Психовегетативно-соматические соотношения и их клиническое значение у больных хроническим гастрит//Тер. Арх. — 1987.-№ 2.-С. 69−72.
  67. В.И. К проблеме этиопатогенеза, клиники, психопрофилактики и лечения психосоматических состояний у детей и подрост-ков//Психиатрические аспекты педиатрии. JL, 1985. — С. 62−68.
  68. В.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. — JL: Медицина, 1977. 272 с.
  69. Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Издание 3-е, стереотипное. — М.: ЧеРо, с участием в данном тираже ООО «Творческий центр Сфера», 2000.-240 е.: ил.
  70. В., Александрович Ю. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) новый инструмент оценки развития детей. — СПб: Речь, 2001.-200 с.
  71. Ю.М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии. JI.: Медицина, 1976. — 224 с.
  72. Ю.М., Стабровский Е. М. Клинико-физиологические основы психосоматических соотношений. JL: Медицина, 1981.-216.
  73. В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. 208 с.
  74. О.М. Психическое развитие дошкольника. — М., 1984.
  75. Ю.Ю. Психосоматические заболевания//Справочник: Глава 4//Психосоматические расстройства у детей.
  76. Ю.А. Диагностика предболезненных явлений психосоматических расстройств у детей: Дисс., 1994.
  77. Ю.А. О предрасположенности к психосоматическим заболеваниям у детей//Неврозы у детей и подростков. М., 1986. — С. 51−52.84.3аззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды. Вопросы психологии. 1967. № 2.
  78. Е.И. Особенности нейровегетативных реакций у детей с перинатальной патологией//перинатальная патология. — М.: медицина, 1984. — С.254−259.
  79. Н.М. Детско-подростковые психические расстройства. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. 80 с. — (Коррекционная школа).
  80. Д.Н., Воронков Б. В., Бельская Л. А., Тульчина Л. И. О факторах риска при психосоматических заболеваниях ЖКТ у детей//Психогенные и психосоматические расстройства. Тарту, 1988. — Т.2. — С. 324−326.
  81. Д.Н. Организация помощи детям с психосоматическими расстрой-ствами//Всес. научно-практическая конференция по детской неврологии и психиатрии. Вильнюс, 1989. — С. 138−139.
  82. Д.Н. Психосоматические расстройства у детей// Психосоматические и соматические расстройства у детей. Л., 1990. — С. 15−21.
  83. Д.Н. Роль современных психогенных и неблагоприятных социальных факторов в генезе психосоматических расстройств у детей/Юбозр. пси-хиат. и мед. психол. им. В. М. Бехтерева. 1991. — № 1. — С. 59−67.
  84. Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. Руководство для врачей, СПб., 2000. 512 с.
  85. Д.Н. Психосоматический подход и модель психосоматических расстройств у детей и подростков// Вестник клинической психологии, 2003, -Том 1, № 2.
  86. М.М. Роль психических факторов в современной клинической медицине//Сов. мед. 1982. — № 12. — С. 91−98.
  87. В.Е. Внутренняя картина здоровья и соматические заболевания у детей//Неврозы у детей и подростков. М., 1986. — С.74−75.
  88. Е.Р. Психологические факторы в развитии гипертонической и язвенной болезни в подростковом и юношеском возрас-те//Психологическая диагностика при нервно-психических и психосоматических заболеваниях. JL, 1985. — С. 137−141.
  89. Г. И., Сэдок Дж.Б. Клиническая психиатрия: Пер. с англ. М.: Медицина, 1994. — Т. 1 — 672 с.
  90. .Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985. — 304 с.
  91. .Д. Неврозы. 2 изд. — М.: Медицина, 1990. — 572 с.
  92. .Д. Медицинская психология. JL: Медицина, 1982. 272.
  93. .Д., Простомолов В. Ф. Невротические расстройства внутренних органов. Кишинев: «Штиинца», 1988.
  94. ПЗ.Квасенко А. В., Зубарев Ю. Г. Психология больного. JL: Медицина, 1980.-182.
  95. О.В. Избранные труды М.: Медицина, 1971.
  96. Китаев-Смык JI.A. Психология стресса. JL: Наука, 1983. — 368 с.
  97. В.А. Развитие личности соматического больного дошкольника, младшего школьника и подростка: Учебное пособие. Красноярск: Изд-воКГПУ, 1997.-124 с.
  98. В.В. Личность и ее нарушения при соматической болезни//Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней.-М., 1972.
  99. В.В. Сомато-психические расстройства в детском возрас-те//Нервно-психические расстройства в школьном возрасте. — София, 1976. — С. 20−35.
  100. В.В. Психиатрия детского возраста. М., Медицина, 1995. — 600 с.
  101. Н.М., Фельдблюм И. В., Сергевнин В. И. и др. Социально-экономическая эффективность комплексной программы защиты детей, посещающих дошкольные учреждения, от острых респираторных инфекций. — Материнство и детство. 1992. № 6−7.
  102. Я.Л. Человек: психология, — М.: Просвещение, 1986 223 с.
  103. Я.Л., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Питер, 2004. — 480 е.: ил.
  104. С.Л. Детская агрессия. СПб.: Питер, 2004. — 224 е.: ил. — (Серия «Детскому психологу»).
  105. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979 -175 с.
  106. Кон И. С. Этнография родительства. М., 2000.
  107. Н.В., Мягер В. К. Профилактика эмоционального стрес-са//Эмоциональный стресс и пограничные нервно-психические расстройства. -Л., 1977.-С. 140−146.
  108. М.В., Марилов В. В. Особенности формирования т течения психосоматических заболеваний желудочно-кишечного тракта//Журн. невропа-тол. и психиатр.-1987.-Вып. 11.-С. 1697−1700.
  109. М.В., Марилов В. В. Роль психосоматических циклов в генезе психосоматических заболеваний // Журнал неврологии и психиатрии. 1998. Т. 98. № 11. С.30−32.
  110. А. Психическое развитие личности в онтогенезе. — В кн.: Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. -М.: Наука, 1989 183 с. — С. 37−67.
  111. К. Основы психического развития. М. — Д., 1934.
  112. Е.К. О сознании и чувстве болезни при соматических бо-лезнях//Избр. тр. М., 1960. — С. 189−196.
  113. С.А. Основы психосоматики. СПб.: Речь, 2003. — 288 с.
  114. С.А. Практикум по психотерапии психосоматических расстройств. СПб.: Речь, 2007. — 294с.
  115. JI.B. Психогигиена личности. Основные понятия и проблемы: Учебное пособие. СПбГУ, 2000. — 68 с.
  116. А. В., Аверьянов Г. Г. Психосоматическая проблема // II Клинические Павловские чтения: Сборник работ. Выпуск второй. «Психосоматика». — СПб.: Изд-во «Петрополис». 2001. — С.9−14.
  117. А.В., Алехин А. Н. Развитие личности: Психология и психотерапия. -М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. 448с.
  118. И.Т. Теоретические основы психосоматической медицины. — Л.: Наука, 1973.-336 с.
  119. Р. Теория стресса и психофизиологические исследования// Эмоциональный стресс. М., 1970, — С. 178 — 209.
  120. Н.Д., Ушаков Г. К. Медицинская психология. М., 1984.
  121. Н.Д., Беззубова Е. И. Общие закономерности развития невротических и психосоматических расстройств//Психогенные и психосоматические расстройства. Тарту, 1988. — С. 237−239.
  122. И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: «Авицениум», 1984. 335 с.
  123. Ю.Е. Клинико-социальные аспекты язвенной болезни и гастроду-денитов у детей. Здравоохранение РСФСР, 1979. — № 8. — С.17−19.
  124. М. С., Мясищев, В. Н. Введение в медицинскую психологию. Л., Медицина, 1966. — 453 с.
  125. Ш., Левис Ш. К. Ребенок и стресс. СПб: Питер Пресс, 1996. — 208 с.
  126. А.Н. Актуальные проблемы развития психики ребен-ка//Известия АПН РСФСР. М., 1948. — Вып. 14.
  127. М.И., Галигузова Л. Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками//Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии (Под редакцией Лисиной М.И.) М, 1980 г.
  128. С.Е., Суворов А. В. Тест рисуночной ассоциации С.Розенцвейга (руководство по использованию). ИМАТОН, 2 изд-е. — СПб., 1993. — 64 с.
  129. Е.М., Белоусов Ю. В., Филатов А. Т. и др. Использование психотерапии в комплексном лечении хронических заболеваний пищеварительной системы у детей. Киев, 1986. — 18 с.
  130. Р.А. Внутренняя картина болезни и интрогенные заболевания. -М.: Медицина, 1977. 103 с.
  131. Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф. Психосоматический больной на приеме у врача. Психоневрологический институт имени
  132. B.М.Бехтерева. СПб., 1996. — 256 с.
  133. А.В. Болезни органов пищеварения. М.: Медицина, 1984.
  134. А.В., Запруднов A.M., Цветкова Л. Н. Итоги и перспективы развития детской гастроэнтерологии//Педиатрия. 1989. — № 4. — С. 66−69.
  135. Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Новейший справочник. — М.: Изд-во Эксмо. СПб.: Сова., 2003. — 928 с.
  136. В.Х. Математическое обеспечение психологических исследований. СПб., 2004, 95 с.
  137. Т.Д. Детская практическая психология: учебник. Москва: Гардарики, — 2000. — 255 с.
  138. Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. -М.:ЛИНКА- ПРЕСС, 1997. 176 с. илл.
  139. Матейчек 3. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье//Воспитание детей в неполной семье. М.: Прогресс, 1980.1. C.71−98.
  140. Материалы 9-го Международного Славяно-Балтийского научного форума «Санкт-Петербург-Гастро 2007//www.gastro.spb.ru
  141. Ф.З. Адаптация к стрессу: механизмы и защитные перекрестные эффекты // Hyp. Med. J. 1993. — № 4. — С. 23−30.
  142. В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. М., 2001. — 592 с.
  143. В.Д., Соловьева C.JI. Неврозология и психосоматическая медицина. М., 2002.
  144. Ю.Л., Каганов С. Ю., Царегородцев А. Д., Корсунский А. А. Детский научно-практический центр Министерства здравоохранения Российской Федерации: состояние и ближайшие перспективы.// Рос. вестник пери-натологии и педиатрии. 2002. № 5.- С.59−62.
  145. В.М. Диагностика и коррекция характерологических свойств личности: Учебное пособие. АО «Корпорация «Федоров», 1997. 120 с.
  146. В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 18с.
  147. А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, методы, стратегии). Ереван: Изд. АН Арм. ССР, 1988. — 263 с.
  148. А. Д., Тарасов. С. Г. Применение математических методов в психологии. СПб.: СПбГУ, 2001.-208 с.
  149. Неврозы/Под ред. В. Б. Захаржевского и Н. Ф. Суворова. Л.: Наука, 1989. -224 с.
  150. Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 3-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 632 с.
  151. Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет//Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Академия пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1992. 160 с.
  152. А.Ф. Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профи-лaктикa.http://www.nedug.rll/lib/lit/child/01nov/child80/child.htm
  153. В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.: МГУ, 1987.- 168 с.
  154. В.В., Арина Г. А., Коваленко Н. А. Детско-родительские отношения в семьях детей с бронхиальной астмой. 6 национальный конгресс по болезням органов дыхания. Новосибирск, 1−4 июля 1996 г.
  155. И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2001.-507 с.
  156. А.В. Предъязвенное состояние у детей: Автореф. дисс. докт. мед. наук. Л., 1985. — 324 с.
  157. А.А., Матвеев С. А., Ионова Т. Н. и др. Оценка качества жизни больного в медицине. Клиническая медицина, 2000. 78(2).
  158. А.А., Ионова Т. И. Исследование качества жизни в медицине. Учебное пособие для вузов. М., 2004.
  159. Общение, личность и психика ребенка./Под редакцией Рузской А. Г. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-384 с.
  160. Р. В. Психология родительства. М.:Изд. Академия, Серия: Высшее профессиональное образование — 2005. — 368 стр.
  161. Р.В., Токарева Ю. А. Научные предпосылки к анализу проблемы отцовства как воспитательной деятельности// Наука и образование Зауралья. -Курган, 2005. № 1.
  162. Ю.В. Этиология и патогенез/ТПервичная артериальная гипертен-зия у детей и подростков. -Киев:Здоров'я, 1980. С.3−27.
  163. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста/Под ред. Д. Б. Эльконина, А.Л.Венгера- науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1988. — 136 с.
  164. Опыт системного исследования психики ребенка/Под ред. Н. И. Непомнящей. М., 1975.
  165. Д.Н. Детская и подростковая психиатрия. М., 1993, 319 с.
  166. И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека// Психология индивидуальных различий: Тексты/Под ред. Гиппенрей-тер Ю.Б., Романова В. Я., М., 1980, с. 21−23
  167. Л.Е., Соколов В. П. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении. Новосибирск, 1981. — 172 с.
  168. А.В. Дети и тактика семейного воспитания. — М.: Знание, 1981,95 с.
  169. . Теория Пиаже. В кн.: История зарубежной психологии. Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. — М.: Изд. МГУ, 1986. — 344 с. — С. 232−292.
  170. Потребность ребенка в отцовской защите http://adalin. mospsy.ru/l0300/10 016.shtml
  171. Практикум по возрастной психологии (под ред. Головей Л. А., Рыбалко Е.Ф.), Спб., 2002.
  172. Протокол Российского совещания специалистов здравоохранения в области гигиенического обучения и воспитания, профилактики заболеваний населения 25−27 мая 1999 г. г Москва.
  173. Психологическое обследование детей дошкольного младшего школьного возраста: Тексты и методическое пособие, М.2003
  174. Психогенные и психосоматические расстройства/Под ред. Л.Михелане. — Тарту: Тартуск. гос. унив., 1988. -Ч. 1. 1988.-309, (1) с.
  175. Психосоматика: Взаимосвязь психики и здоровья. Хрестоматия/Сост. К. В. Сельченок. М.:АСТ, Мн.: Харвест, 2001. — 640 с.
  176. Психосоматические и соматические расстройства у детей/Под ред. Д. Н. Исаева и Б. Е. Микиртумова. Л., 1990. — 140 с.
  177. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. — Сборник научных трудов под ред. Проф. Д. Н. Исаева и проф. Б. Е. Микиртумова. Ленинградский педиатрический медицинский институт, 1990, 212 с.
  178. Психотерапия детей и подростков. 2-е изд./ Под. ред. Ф.Кендалла. -Спб.: Питер, 2002. 432 е.: ил. — (Серия «Золотой фонд психотерапии»).
  179. Развитие общения дошкольников со сверстниками // Под редакцией А. Г. Рузской.-М., 1989.
  180. М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. Е. Алексеевой, С.Нуровой.- М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. 432 с. (Серия «Мир психологии»).
  181. Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 -Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. 384 е.: ил.
  182. Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 -Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. — 480 е.: ил.
  183. Ребенок и подросток в обществе/Отчет о конференции ВОЗ. Копенгаген, 1980.-84 с.
  184. Л.Л. Психический фактор в клинике внутренних заболеваний. Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней. Тезисы докладов. М., 1972.
  185. Руководство по инфекционным болезням у детей/Под ред. С. Д. Носова.— М.: Медицина, 1980. 600 с.
  186. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/ под.ред. И. В. Дубровиной.-М.: «Академия», 1995.
  187. Ю. С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология // Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний. -М., 1974. С. 95−112.
  188. В. Как строить себя и свою семью. — М.: Педагогика-пресс, 1992, -190 с.
  189. A.M. Неврозы (руководство для врачей). Спб.: Питер Ком. 1998.-448 с.
  190. Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1982. 123 с.
  191. Семья в психологической консультации. Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М., 1989.
  192. К.М., Успенская Е. П. Бронхиальная астма у детей. —Л.: Медицина, 1984. -264 с.
  193. Г. Н. //Психогигиена детей и подростков. М., 1985, С. 716.
  194. Е.А. Методы математической обработки в психологии -СПб., 2001.
  195. П.И., Соловьев А. Г., Новикова И. А. Психосоматическая медицина. Руководство для врачей. М., 2006.
  196. М.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М., 2001.
  197. Системная семейная психотерапия/Под ред. Э. Г. Эйдемиллера. СПб.: Питер, 2002.- 368 с.
  198. В.А. Пограничные психические расстройства у детей и подростков с хроническими болезнями пищеварительной системы: Автореф. дисс. Докт. мед. наук. М., 1988. — 48 с.
  199. Н.М. Хронические гастриты у детей. Минск: Беларусь, 1967.
  200. Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе/Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 5−16.
  201. Е.О., Быкова М. В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения/Вопросы психологии. № 3. 2000. С.3−14.
  202. Е. Д., Березин Ф. Б., Барлас Т. В. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия // Materia Medica. 1996. № 1(9). С. 5−25
  203. С.Л. Психологические особенности «психосоматической» личностной структуры. Вестник Клинической Психологии т. 1, № 2, 2003.
  204. Т.Т., Евсегнеев Р. А. О психосоматическом балансирование/Жури. невропатол. и психиатр. 1986. — № 11. — С. 1730−1732.
  205. А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.
  206. Г. В. Психосоматика и психотерапия: Исцеление души и тела. М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. — 496 с.
  207. К.В. Системные механизмы эмоционального стресса// Механизмы развития стресса, Кишинев. 1987, с. 52−79
  208. К.В. Стресс: постулаты, анализ с позиций общей теории функциональных систем // Патол. физиология и эксперим. терапия. 1992. Вып. 4. С.86−93
  209. Р.А. Стресс и его значение для организма. М.: Наука, 1988. — 178 с.
  210. С.Б. Социальные и медико-биологические проблемы здоровья. В кн. под ред. Сизова С. С., Ершова Г. Г. «Методология и социология педиатрии». Спб, 1991. С.27−42.
  211. В.И., Филимоненко Ю. И. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М.Люшера. ИМАТОН, 3 изд-е.-Спб, 1999.-24 с.
  212. В.Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства. М.: Медицина, 1986. — 384 с.
  213. Г. П. Наследственные дерматозы у детей. 1982.
  214. А.Ш., Арина Г. А. Теоретические проблемы исследования внутренней картины болезни. Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психической и соматической патологии. Л., 1990, с.32−38.
  215. У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. -М.: Педагогика, 1990. 184 с.
  216. Г. Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений. Вопросы психологии, № 1, 1986, с. 165—171.
  217. Г. И., Антропов Ю. Ф. Особенности диагностической структуры психосоматического контингента детей и подростков г.Москвы //Актуальные проблемы соматопсихиатрии и психосоматики. М., 1990, С.275−277. 2000, с.
  218. Е. А. Советская психоневрология. 1936- 4: 19−33.
  219. К. Значение аутогенной тренировки и биоуправления с обратной связью электрической активностью мозга в терапии неврозов. Авто-реф.канд.дисс. — JI., 1980.
  220. Ч., Расселл К. «Рисунок семьи» как метод изучения детско-родительских взаимоотношений. Проективная психология. Пер. с англ. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 345−354.
  221. Г. А., Жадько Е. Г. Практикум детского психолога (2-е изд.)/Серия «Психологический практикум». — Ростов н/Д: Феникс, 2005. -320 с.
  222. Э.Г., Юстицкис В. Методы семейной диагностики и психотерапии, М., СПб., 1996.
  223. Э.Г., Юстицкис В. Семейная психотерапия. 1990. 190 с.
  224. Э.Г., Юстицкий В. Психология и психотерапия семьи. — 2-е изд., расшир. и доп. СПб.: Питер, 2000. — 656 е.- ил. — (Серия «Мастера психологии»)
  225. Эмоциональное здоровье вашего ребенка. Перевод с англ. М., Авиценна, ЮНИТИ, 1996. — 400 с.
  226. Э. Детство и общество. СПб.: JIEHATO, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. — 592 с.
  227. Alexander F. French T. Studies in Psychosomatic Medicin. New York The Ronald Press. 1948.
  228. Ammon G. Handbuch der dynamischen Psychiatrie/Hrsg. G.Ammon. MHnchen: Reinhardt, 1982.
  229. Apley J. Psychosomatic disorders in childhood: Who? When? and How?//Pediatrician. — 1979. -Vol. 8. Suppl. 1. — P. 104 -113.
  230. Basquin M. I/enfant, symptome de ses parents//Sem. Hop. Paris. 1982/ -Vol. 58, № 42. — P. 2450 — 2453.
  231. Brautigam W., Christian P. Psychosomatische Medizin. Theime. Stuttgart. 1973.
  232. Cass L. Discipline from the psychoanalitic viewpoint // Dorr D., Zax M., Bonner J. W. III. The psychology of discipline.- New York: International Universities Press, Inc., 1988, p. 15−64.
  233. Dunbar F.N. Psychosomatic diagnosis. New York. L 1948.
  234. Ekman P. Basic emotion. In: T. Dalgleish and M. Power (Eds.). Handbook of Cognition and Emotion. Sussex, U.K.: John Wiley & Sons, Ltd., 1999.
  235. Engel G.L., Schmale AJr. Psychoanalitic theory of somatic disorder: Conversion, specificity, and disease onset situation. J. Am. Psychoanal. Assoc.> 1967- 15, 344.
  236. Freyberger H. et al. Psychotherpeutic interventions in alexithymic patient. With special regard to ulcerative colitis and Crohn patients. Psychother. Psychosom. 1985- 44: 2: 72−81.
  237. Freyberger H. Psychosoziale Probleme bei erzinfarktpatienten. Therapie-woche. 1976- 26, 5510−5514.
  238. Frotscher M. Die postmatale Entwicklung corticaler Neurone und ihre Beechl-lussung durch ein Trauma bei Rottus norvegicus B.-J. Hirnforsch., 1975, Bd. 16, H. 3.
  239. Goldscheider A. Therapie innerer Krankheiten. Berlin, 1929. 413.
  240. Groen J.J. Clinical Research in Psychosomatic Medicine. Assen. 1982.
  241. Heim E. Coping und Adaptivitat: Gibt es geeignetes oder ungeeignetes Coping., Pschyth. Psychosom. Medizinische Psychologic, 1988, Helft 1- S. 8−282.Henker F.O. Psychosomatic illness// Psychosomatics. — 1984. — Vol. 25, № 1. -P.19−24.
  242. Human Emotions. New York: Plenum Press. Пер. Изард K.E. Эмоции человека M.1980, 20 е.
  243. Jaklewicz Н. Emotional and psychosomatic disorders in children inrelation to family functioning//Dyn. Psychiatr. 1988. — Vol. 21, № 3−4. — P. 301−303.
  244. Jersild A.T. Emotional development. In: L. Carmichael (ed.). Manual of Child Psychology, 2nd edn, Chapman and Hall. 1954.
  245. Jores A. Praktische Psychosomatik. Huber, Bern, Stuttgart, Wien, 1976.
  246. Kuiper N.A., Olinger L.J., Air P.A., Stressful events, dysfunctional attitudes, coping styles, and depression Pers. and Indiv. Diff. 1989. — 10, № 2. C. 229−237.
  247. Lasarus R. S. A laboratory approach to the dynamic of psychological stress //Contemporary research in personality/ Ed. by L. G. Sarason. Princeton, 1969, p. 94—105.
  248. Marmot M.G. Stress, social and cultured variations in heart dis-ease//J.Psychosoma. Res. 1983. — Vol. 27, № 5 — P. 377−384.
  249. Melamed B.G. Psychological preparation of families for hospitalisation//!. Dev. Behav. Pediatr. -1988. Vol. 9, № 2. — P. 96−102.
  250. Miller E. Psychiatric Aspects of Psychosomatic research//Psychosomatic aspects Paediatrics Perg Press Oxf, Lon, NY, Par, 1961- 137−143.
  251. Mitscherlich A. Krankheit als Konflikt, Bd. 1−2 Suhrkamp, Frankfurt am Main, 1956.
  252. Morena V. et al Recien nadidos de madres adictas a heroina//An. Esp. Pediatr. 1988. -Vol. 28, № 1. — P. 9−14.
  253. Nemiah J.C. Denial Revisited: Reflections on Psychosomatic Theories. Psy-chother. Psychosom., 1975- Vol. 26, p. 140−147.
  254. Nemiah J.C., Sifneos P.E. Affect and Phantasy in Patients with Psychosomatic Disorders, in Modern Trends in Psychosomatic Medicine, Hill (ed), Butterworth, London, 1970.
  255. Sarajlic N., Persic- Brida M., Gregurek R. Psychosomatic subdecompensa-tion.- Acta med. Jug. 1989- Vol.43, p. 295−302.
  256. Schur M. Zur Metapsycologie der Somatisierung//Brede K. (hrsg.) Einfuhrung in die psychosomatische Medizin. Fisher Athenaum, Frankfurt am Main, 1974.
  257. Sifneos P.E. The prevalence of «alexithymic» characteristics in psychosomatic patients. J. Psychother. Psychosom. 1973- Vol.22, p.255- 262.
  258. Spitz R. A. Hospitalism: A follow-up report. PSOC, 2., 1946.
  259. Spitz R. A. The smiling response. Genet. Psychol. Monagr. 34, 1946.
  260. Uexkull Th. Von: Psychosomatische Medizin 3 Aufl — Baltimore 1986- 1274 — 1300.
  261. Verny T. edds. Pre- and Perinatal Psychology: an Introduction. N.J., Hum. Scien.Press., 1987.
  262. Weizsacker V. Psychosomatische Medizin. Verb. Dtsch. Ges. Inn. Med., 1949- 55,13.
  263. Wesiack W. Grandzuge der psychosomatishen Medizin 2 Aufl. — Berlin: Springer Perlag.- 1984. — 155 s.
  264. Zimprich H. Kinderpsychosomatik. — Stuttgart: Thieme, 1984. 185 S.
Заполнить форму текущей работой