Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Классификация методов. 
Психология развития и возрастная психология. 
Онтогенез и дизонтогенез

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В силу этого научное наблюдение приобретает принципиальную повторяемость результатов. Те данные, которые получил исследователь в определенных условиях, с большой вероятностью будут подтверждены другим исследователем, если он работает в тех же условиях и объект наблюдений не изменился, ибо итоги научного наблюдения, сохраняя известную субъективность, меньше зависят от личности воспринимающего, чем… Читать ещё >

Классификация методов. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организационные:

  • • лонгитюдный;
  • • «поперечных» срезов;
  • • комплексный.

Эмпирические:

  • • обсервационные (наблюдение, самонаблюдение);
  • • эксперимент (лабораторный, полевой, естественный, констатирующий, формирующий);
  • • биографические методы (дневники, анализ деятельности и т. п.);
  • • анкетирование, интервью, беседы;
  • • психодиагностические (тесты, опросники, проективные методики и т. д.);
  • • изучение рисунка и других продуктов деятельности.

Обрабатывающие:

  • • количественные (определение среднеарифметического, коэффициента вариации, критерия Стьюдента и т. д.; регрессионный анализ, корреляционный, факторный анализ, дисперсионный анализ и другие методы математической статистики);
  • • качественные (психологическая казуистика, дифференциация по типам, группам, вариантам развития).

Интерпретационные:

  • • генетические (описание и интерпретация генетических связей между фазами и уровнями развития);
  • • структурные (описание и интерпретация взаимосвязей между отдельными параметрами развития).

Рассмотрим организационные и эмпирические методы подробнее. Обрабатывающие методы являются предметом изучения математической статистики.

Организационные методы.

Метод продольных срезов (лонгитюдный). Группы испытуемых исследуются неоднократно на протяжении установленного отрезка времени; повторные измерения проводятся в разных возрастах. Преимущества: обнаруживает связи между поведением на разных этапах жизни. Недостатки: возможность неправильной интерпретации наблюдаемых в определенном возрасте изменений вследствие направленного уменьшения выборки испытуемых, их знакомства с методиками исследования и эффектов когорты.

Метод поперечных срезов. Преимущества: группы испытуемых разного возраста исследуются одновременно, требует меньше времени и затрат, чем лонгитюдное исследование. Недостатки: группы могут отличаться не только по возрасту; не позволяет изучать тенденции роста; эффекты когорты могут сказываться на наблюдаемых возрастных различиях.

Комбинированный (когортно-последовательный) метод. Две или более группы индивидуумов, родившихся в разное время, неоднократно исследуются на протяжении установленного периода времени. Преимущества: допускает продольные и поперечные сравнения характеристик детей; позволяет измерять эффекты когорты. Недостатки: на проведении данного исследования могут сказаться недостатки, присущие методам продольных и / или поперечных срезов, хотя сам по себе этот план способствует их преодолению; его реализация требует больше средств и времени.

Эмпирические методы — методы сбора данных.

Наблюдение основано на двух основных принципах:

пассивности субъекта познания, что выражается в отказе от вмешательства в изучаемые процессы для сохранения естественности и их течения;

непосредственности восприятия, подразумевающей ограничение возможности получения данных пределами наглядно представленной ситуации настоящего времени (наблюдается обычно то, что происходит «здесь и теперь»).

В психологии под наблюдением понимают метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения.

Научное наблюдение следующими свойствами:

  • • целенаправленностью, — наблюдатель должен отчетливо понимать, что он собирается воспринимать и для чего, иначе его деятельность превратится в регистрацию отдельных ярких и отчетливых второстепенных раздражителей, а существенный материал останется неучтенным;
  • • систематичностью, — которая позволит достоверно отличить случайное от типичного, закономерного;
  • • планомерностью, — так как следование плану, программе способствует повышению эффективности исследования, определяя, каким образом будет произведено наблюдение: когда, где, при каких условиях;
  • • аналитичностью, — ведь оно предполагает не только констатацию наблюдаемых фактов, но и их объяснение, выявление психологической природы;
  • • регистрацией результатов, — что позволяет исключить ошибки памяти, уменьшить тем самым субъективизм выводов и обобщений;
  • • оперированием системой однозначных понятий, специальных терминов, способствующих четкому и недвусмысленному обозначению наблюдаемого материала, а также единообразию возможных интерпретаций.

В силу этого научное наблюдение приобретает принципиальную повторяемость результатов. Те данные, которые получил исследователь в определенных условиях, с большой вероятностью будут подтверждены другим исследователем, если он работает в тех же условиях и объект наблюдений не изменился, ибо итоги научного наблюдения, сохраняя известную субъективность, меньше зависят от личности воспринимающего, чем итоги наблюдения житейского. Ограничения метода наблюдения усложняет его использование. Слабые стороны метода наблюдения:

  • • субъективно (результаты во многом зависят от опыта, научных взглядов, квалификации, интересов, пристрастий, работоспособности исследователя);
  • • невозможно контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажений;
  • • вследствие пассивности наблюдателя требует значительных затрат времени.

Сильные стороны наблюдения:

  • • богатство собираемых сведений (обеспечивает анализ как вербальной, так и невербальной информации: действий, движений, поступков);
  • • сохранена естественность условий деятельности;
  • • допустимо использование разнообразных технических средств;
  • • не обязательно получение предварительного согласия испытуемых.

Эксперимент (от лат. «проба, опыт») — ведущий метод научного познания, в том числе и психологических исследований. Направлен на выявление причинно-следственных зависимостей. Характеризуется созданием оптимальных условий для изучения определенных явлений, а также целенаправленным и контролируемым изменением этих условий.

В отличие от наблюдения, эксперимент — активный способ познания реальности, он предполагает планомерное вмешательство ученого в исследуемую ситуацию, управление ею. Если пассивное наблюдение позволяет нам ответить на вопросы «Как? Каким образом нечто происходит?», то эксперимент дает возможность найти ответ на вопрос другого рода — «Почему это происходит?».

Одно из основных понятий при описании эксперимента — переменная. Так называют любое реальное условие ситуации, которое может быть изменено. Экспериментатор манипулирует переменными, тогда как наблюдатель ждёт, пока возникнет то изменение, которое экспериментатор производит по своему усмотрению.

Виды переменных:

  • • независимая — это та, которую изменяет экспериментатор;
  • • зависимая — фактор, изменяющийся в ответ на ввод независимой переменной.

Промежуточные переменные — неподдающиеся строгому контролю, но непременно учитываемые факторы, на практике находящиеся между независимыми и зависимыми переменными, опосредующие их влияние друг на друга.

Контролируемые переменные — те условия, которые в ходе эксперимента не должны меняться.

Экспериментировать — это значит изучать влияние независимых переменных на зависимые при константных характеристиках контролируемых переменных и учитываемых промежуточных.

Принято различать два плана проведения экспериментов:

• традиционный, где меняется только одна независимая переменная;

• факторный, где меняется одновременно несколько независимых переменных.

Естественно-научный констатирующий эксперимент позволяет установить наличие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание.

Основные особенности (сильные стороны):

  • • исследователь сам вызывает изучаемое им явление;
  • • может варьировать, изменять условия вместо того, чтобы позволять решать случаю;
  • • изменяя отдельные условия и сохраняя неизменными остальные, экспериментатор выявляет значение отдельных условий;
  • • выявляя закономерные связи, могут варьировать не только условия, но и их количественные соотношения.

В результате можно установить количественные закономерности, допускающие математическую формулировку.

Лабораторный эксперимент (с помощью этого метода получено большое количество данных в изучении восприятия, памяти, темпераментных особенностей и т. д.). Особенности лабораторного эксперимента:

  • • искусственность (включаются некоторые осложняющие условия, которые широко распространены в жизненной ситуации);
  • • аналитичность и абстрактность (экспериментатор обычно берет изучаемый им процесс изолированно, внутри одной определенной системы условий. Но какова вероятность что в других условиях проявятся те же закономерности?);
  • • осложняющая роль воздействия экспериментатора (инструкция, само присутствие и т. п. непосредственное или опосредованное воздействие). Очевидно, решение не в том, чтобы исключить это воздействие, а в том, чтобы правильно учесть его.

Основная тенденция здесь — сочетать экспериментальность исследования с естественностью условий. Это реализуется следующим образом: экспериментальному воздействию подвергаются условия, в которых протекает деятельность, сама же деятельность изучается наблюдением в естественных условиях. Пример: экспериментально устанавливается, в какой игре у детей проявляется ярче та или иная черта, затем дети вовлекаются в игру и далее проводится наблюдение.

Развивающий эксперимент был введен Л. С. Выготским. Особенность его заключается в том, что вводится педагогическое воздействие и происходит объективное изучение изменяющихся явлений.

Обучая ребенка, экспериментатор не стремится зафиксировать стадию или уровень, на котором находится ребенок, здесь цель — помочь ему продвинуться с этой стадии на более высшую. В этом продвижении и изучаются закономерности развития детской психики.

Метод, названный Л. С. Выготским экспериментально-генетическим, позволяет выявить качественные особенности развития высших психических функций. Стратегия формирования психических процессов приобрела в конце концов большое распространение в советской психологии. Сегодня существует несколько идей осуществления этой стратегии.

В настоящее время интенсивно разрабатывается эта стратегия исследования — стратегия формирования психических процессов, активного вмешательства, построения процесса с заданными свойствами. Именно потому, что стратегия формирования психических процессов приводит к намеченному результату, можно судить о его причине. Таким образом, критерием для выделения причины развития может служить успешность формирующего эксперимента.

Метод тестов. Первые опыты дифференциального изучения психики были вызваны необходимостью различать душевнобольных, умственно отсталых и психически нормальных людей. Такое различение требовало уточнения понятия нормы. В XX в. впервые заговорили о гуманном отношении к умственно отсталым и душевнобольным. Методом тестирования в США и некоторых других странах в 20-е гг. были охвачены десятки миллионов людей, но эти тесты не были похожи на современные.

На развитие тестирования оказала влияние экспериментальная психология XIX в., которая требовала соблюдать строгий контроль условий эксперимента, нужны были стандартные условия: четкая формулировка инструкций, стандартные стимулы, фиксация времени, одинаковая освещенность и т. д.

Английский биолог Ф. Гальтон был одним из родоначальников тестирования. Он изучал наследственность человека. Гальтон проводил тесты на остроту зрения (зрительное различение), на определение предмета, восприятие звука и т. п. Гальтон считал, что тесты сенсорного различения могут служить средством оценки интеллекта.

Термин «умственный уровень» или «умственный возраст» ввел французский ученый А. Вине. Им была составлена шкала развития ребенка от трех до 11 лет, где фиксировался широкий диапазон функций, среди которых фигурировала способность к суждению, пониманию и рассуждению. Затем шкала Вине была модифицирована Терменом и стала называться Стэнфорд-Бине. IQ — коэффициент интеллекта — определялся как отношение между умственным возрастом и фактическим.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой