Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психология детской мифологии и фольклора: На материале исслед. 
детей и подростков на территории Респ. 
Беларусь в условиях посткатастроф. 
ситуации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования определяется тем, что детская мифология — реально существующая и недостаточно изученная сторона детской субкультуры. Феномен детской мифологии требует психологического анализа специфики бытования. Психология мифологии детей и подростков определяется возрастными особенностями их психики: спецификой восприятия, развития мышления и воображения (Л.С.Выготский, 1967, О. И… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ДЕТСКОЙ МИФОЛОГИИ В
  • ПСИХОЛОГИИ
    • 1. 1. Зарубежные исследования детской и подростковой мифологии
    • 1. 2. Отечественные исследования детской и подростковой мифологии
    • 1. 3. Культурно-исторические и психологические основы детской и подростковой мифологии
    • 1. 4. Особенности посткатастрофической ситуации для детей и подростков на территории республики Беларусь
  • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ ДЕТСКОЙ МИФОЛОГИИ
    • 2. 1. Описание традиционных методов исследования детской и подростковой мифологии
    • 2. 2. Методы изучения мифологии, рисунков, сочинений детей и подростков в данном исследовании
  • ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МИФОЛОГИИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
    • 3. 1. Психологическое исследование детской и подростковой мифологии на территории республики Беларусь
    • 3. 2. Анализ результатов исследования представлений об аварии на ЧАЭС и ее последствиях в рисунках подростков
    • 3. 3. Анализ результатов исследования представлений об аварии на ЧАЭС и ее последствиях в тематических сочинениях подростков

Психология детской мифологии и фольклора: На материале исслед. детей и подростков на территории Респ. Беларусь в условиях посткатастроф. ситуации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется тем, что детская мифология — реально существующая и недостаточно изученная сторона детской субкультуры. Феномен детской мифологии требует психологического анализа специфики бытования. Психология мифологии детей и подростков определяется возрастными особенностями их психики: спецификой восприятия, развития мышления и воображения (Л.С.Выготский, 1967, О. И. Капица, 1930; Г. С. Виноградов, 1925; А. В. Запорожец, 1986; В. С. Мухина, 1969;1975; М. Е. Гудмен, 1970). Существование мифологии в субкультуре современных детей и подростков обусловлено особенностями развития личности, видами деятельности (Л.И.Божович, 1978; М. В. Осорина, 1981; П. и А.Опи, 1959; М. и Г. Кнапп, 1976). На основе анализа мифологического контекста мы получаем возможность диагностировать феноменологию самосознания детей на разных этапах онтогенеза (В.С.Мухина, 1985;1997). Мифология детей и подростков отражает социокультурные традиции, накопленные поколениями (Дж.Фрэзер, 1928; Р.БенедиктЭ.Б.Тэйлор, 1939; М. Мид, 1988; Э. Эриксон, 1962; А. М. Лобок, 1997) — является средством вхождения в мир взрослых и сверстников (М.О.Косвен- 1946; И.С.Кон) — осуществляет психотерапевтическую роль посредством эмоционального отреагирования (З.Фрейд, А. Фрейд, 1936; А. И. Захаров, 1988; А. Ф. Шадура, 1991).

Изучение мифологии, рисунков, игр представляет особый интерес в настоящий момент и соотносится с перспективой исследования в будущем в связи с изменением социальной ситуации в республике Беларусь. Значимые исторические, социально-экономические, политические события (войны, революции, социальные перестройки) — экологические катастрофы (в том. числе и авария на ЧАЭС), могут оказывать влияние на появление соответствующих мифологем у детей и подростков.

Исследование детской мифологии дает основание лучше понять особенности самосознания детей и подростков, построения ими картины мира. Тем самым детская и подростковая мифология может помочь взаимодействию психолога, воспитателя, педагога, родителей с детьми и подростками.

Цель исследования: выявить психологические особенности бытования мифологии, фольклора через анализ быличек, страшилок, магии, игр, а также сочинений, рисунков в субкультуре детей и подростков 7−15 лет на территории республики Беларусь.

Предметом исследования явились: психологические особенности мифологических представлений в детской и подростковой субкультуре.

Объект исследования — дети и подростки в количестве 1142 человек в возрасте от 7 до 15 лет, проживающие в г. Могилеве и районах области. Из них: 571 девочка и 571 мальчик. Мифология в условиях игры и реальных взаимодействий изучалась у 342 детей и подростков 7−13 лет. Из них: 171 девочка и 171 мальчик. Анализировались продукты деятельности: 1200 рисунков и 1200 сочинений у 800 подростков 12−15 лет. Из них: 400 девочек и 400 мальчиков.

Теоретическая основа исследования — теории зарождения мифологических представлений и их развитие в общественно-историческом контексте (А.Н.Афанасьев, А. Н. Лосев, З. Б. Тэйлор, Дж. Фрэзер, Б.А.Рыбаков) — концепция становления самосознания личности на разных этапах онтогенеза и филогенеза В. С. Мухиной.

Под самосознанием понимается психологическая структура, представляющая единство развивающихся по определенным закономерностям звеньев. Структура самосознания строится через: идентификацию человека со своим именем, телесной и духовной сущностьюпритязание на признаниеполовую идентификациюпсихологическое время личности (индивидуальное прошлое, настоящее и будущее) — социальное пространство личности посредством овладения правами и обязанностями (В.С.Мухина, 1985;1998).

Основная гипотеза исследования. Содержание мифологических представлений детей и подростков определяется как традиционной мифологией, отражающей древние магические воззрения, так и специфически детскими видами мифологии, функционирующими на уровне возрастной субкультуры.

Вторая гипотеза исследования. Причиной появления новых мифологем в субкультуре детей и подростков могут являться события, характеризующие изменения, происходящие в конкретном геоисторическом пространстве. В контексте этой идеи предполагается, что у детей и подростков могут сохраняться эмоции и переживания, связанные с последствиями аварии на ЧАЭС, которые могут актуализироваться в изустно передаваемой мифологии.

Цели и гипотеза исследования определили следующие задачи:

1. Исследовать психологические особенности бытования мифологии в быличках, страшилках, магии, в мифологических играх, рисунках, сочинениях детей и подростков в контексте возраста, пола, места проживания в конкретном геоисторическом пространстве.

2. Выявить влияние глобальных событий (на примере аварии на ЧАЭС) на образование соответствующих мифологических представлений в детской и подростковой субкультуре.

Методы исследования: 1 — метод включенного полевого наблюдения- — метод свободной беседы для сбора изустно передаваемой мифологии- 3 — авторский опросник «Мифология, игры и устное творчество" — 4 — анализ продуктов деятельности (рисунков и сочинений) подростков на свободную тему и тему, связанную с аварией на ЧАЭС.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается системой взаимоудостоверяющих методов, проведением содержательного анализа результатов, полученных на репрезентативной выборке испытуемых, использованием количественного и качественного анализа данных, применением методов математической статистики.

Научная новизна исследования и теоретическое значение исследования состоит: 1 — в рассмотрении основных направлений и тенденций в развитии мифологии в контексте возрастной психологии- — в выявлении особенностей бытования мифологии в современной субкультуре детей и подростков в возрастном аспекте- 3 — в изучении специфики наполненности мифологическим контекстом структуры самосознания (в русле концепции онтогенеза самосознания личности В.С.Мухиной) — 4 — в выявлении влияния катастрофических событий для зарождения мифологем в детской и подростковой субкультуре.

Практическое значение исследования связано с возможностью учета психологических особенностей мифологических представлений в детской и подростковой субкультуре и использования полученных данных для диагностики и психологического сопровождения детей и подростков в процессе обучения и воспитания, в работе педагогов, при консультировании родителей с целью улучшения их взаимодействия с детьми и подростками.

На защиту выносятся следующие положения:

1. При свободном самовыражении в условиях игры и реальных взаимодействий, детей и подростков обнаруживается их психологическая включенность в освоение и использование традиционной мифологии: в общении они используют древние мифы, былички, страшилки, заговоры, мифологические игры и другие виды магиизаинтересованно заимствуют мифологемы друг у друга.

2. Функционирование мифологических представлений в детской и подростковой субкультуре обусловлено возрастными особенностями их психического развития (онтогенез).

3. События, связанные с изменением условий жизни в конкретном геоисторическом регионесобытия эпохального характера могут оказывать влияние на появление соответствующих мифологических представлений в современной детской и подростковой субкультуре.

Апробация работы. Основные положения исследования нашли отражение в 5 публикациях автора, в выступлениях на конференциях молодых ученых и специалистов ИРЛ РАО, обсуждались на заседании кафедры психологии Могилевского государственного университета и лаборатории феноменологии развития личности ИРЛ РАО.

Внедрение в практику. Результаты исследования развития мифологии в субкультуре современных детей и подростков используются в работе практических психологов, педагогов школ г. Могилева, воспитателей реабилитационного центра детей и подростковв спецкурсе, семинарских занятиях, лекциях по возрастной и педагогической психологии Могилевского государственного университета. В ИРЛ РАО была организована выставка рисунков подростков на тему, связанную с последствиями аварии на ЧАЭС. Она экспонировалась: 1- в 1996 г.- в связи с 10-летием со дня аварии и проведением круглого стола по проблемам Чернобыля- — в 1997 г. на Международной конференции «Проблемы воспитания и развития личности» 13−14 мая в ИРЛ РАО.

Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, библиографии и приложения. Прилагаются таблицы, образцы сочинений и рисунков подростков. Библиография включает 378 наименований, в том числе 72 — на иностранном языке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, в проведенном исследовании выявлены психологические особенности бытования мифологии, фольклора, магии, игр, рисунков, сочинений в субкультуре современных детей и подростков 7−15 лет на территории республики Беларусь.

В исследовании представлены теоретические подходы в изучении детской мифологии в зарубежной и отечественной науке, тезаурус, основные методы исследования. Определяются культурно-исторические и психологические основы фольклора, магии, игр современных детей и подростков. Рассматривается мифологизация в детском и подростковом творчестве социально-значимых событий, событий мирового масштаба (революции, войны, социальные перестройки), экологических катастроф (на примере аварии на ЧАЭС). Выявлена значимость данных событий для восприятия детей и подростков и их отражение в соответствующих мифологемах. Соотнесены этапы развития мифологии в культурно-историческом аспекте с возрастными этапами развития мифологии в субкультуре современных детей и подростков.

В работе дан анализ результатов исследования мифологии, игр, рисунков, сочинений в контексте возрастной психологии в соответствии с. факторами возраста, пола, места проживания детей и подростков (городской и сельский регионы), воздействия средств массовой коммуникации. Выявлены особенности представлений подростков об аварии на ЧАЭС и ее последствиях при наличии заданной темы в рисунках и сочинениях. Проанализирована специфика наполненности психологического времени личности: индивидуального прошлого, настоящего и будущего у детей и подростков (в русле онтогенетической концепции структуры самосознания личности В.С.Мухиной).

Подводя итоги работы, отметим, что нами в результате теоретического анализа литературы по проблеме психологии детской мифологии было выделено несколько основных направлений:

1. Традиционный и современный психоанализ (З.Фрейд, Э. Фромм, А. Фрейд, М. Клейн) расшифровывает символические значения фольклора с позиций «эдипова комплекса». В основу интерпретации явлений детской мифологии положен механизм проекции: перенесение страхов и проблем во внешний план и их воплощение в мифологических образах.

2. Аналитическая психология этапы «архетипической биографии» и анализ мифологических образов соотносит со стадиями индивидуального развития ребенка (К.Г.Юнг, Дж. Кемпбелл, Н. Фрай, А.И.Захаров).

3. Историко-географическое и структуралистское направление выделяет в фольклоре сюжеты и мотивы на основе различия в пространственном и временном восприятиях мифа в различных культурах (А.Аарне, К. Леви-Стросс, В. Я. Пропп, А.-Л.Сийкала, Ю. Пентикяйнен).

4. Ритуально-мифическое и социологическое направление проводит аналогию между особенностями развития мышления ребенка и первобытным мышлением, выделяя общие черты — анимизм, «дологизм», магический строй (Э.Б.Тэйлор, Л. Леви-Брюль, Дж. Фрэзер, М. Джекобс). .

5. Современные этнопсихологические исследования кросскультурного характера ставят акценты на социокультурные и психологические аспекты детской мифологии (М.Мид, М и.Г.Кнапп, Г. И. Мамонтова, О. Н. Гречина, И. С. Кон, В. С. Мухина, Л. Виртанен, М.В.Осорина).

Современные исследования мифологии детей и подростков представлены как традиционными методами (включенное полевое наблюдениебеседаопросанкетированиеанализ продуктов деятельности — рисунков и сочинений), так и методами исследования этнического самосознания (метод анализа рефлексивных самоотчетов с анализом частотного словаря, ТАТ, метод чернильных пятен Роршаха, метод ретроспективной и субъективной рефлексии — в русле онтогенетической концепции структурных звеньев самосознания В.С.Мухиной).

В данном исследовании использовались следующие методы: 1- метод включенного полевого наблюдения- 2- метод свободной беседы для сбора изустно передаваемой мифологии- 3- авторский опросник «Мифология, игры и устное творчество" — 4 — анализ продуктов деятельности (рисунков и сочинений) подростков на свободную тему и тему, связанную с аварией на ЧАЭС.

Проведенное исследование психологических особенностей мифологии, рисунков, сочинений детей и подростков 7−15 лет на территории республики Беларусь позволило сделать следующие основные выводы:

1. При свободном самовыражении в условиях игры и реальных взаимодействий детей и подростков обнаруживается психологическая включенность в освоение и использование традиционной мифологии: в общении они используют древние мифы, былички, страшилки, заговоры, гадания, вызовы мифологических персонажей, мифологические игрыони заинтересованно заимствуют мифологемы друг у друга.

2. Обнаружены различия в возрастных предпочтениях мифологем. В субкультуре подростков больше представлена традиционная мифология (былички, поверья, заговоры), у детей — страшилки, детская магия и игровая ворожба, мифологические игры.

3. Обнаружены различия в предпочтениях мифологем у девочек и мальчиков: девочки больше проявляют интерес к вербальному фольклору, поверьям, гаданиям, заговораммальчики — к мифологическим играм и вызовам мифологических существ.

4. Выявлено различие в предпочтениях мифологии у сельских и городских детей и подростков: у сельских — обнаружено больше знаний традиционной мифологии — заговоров, гаданий, быличек.

5. Выявлено, что современные средства массовой коммуникации в значительной мере воздействуют на детскую и подростковую мифологию (традиционный фольклор, новые мифы и символы) и символические отображения сегодняшнего мира.

6. На появление в детской и подростковой субкультуре новых мифологем оказывают влияние значимые исторические, социально-экономические и политические события, события мирового масштаба (природные катаклизмы, революции, войны, социальные перестройки).

7. Событие на ЧАЭС сегодня не доминирует в мифологии детей и подростков: в свободных (спонтанных) играх, рисунках, мифологии не обнаружены мифы и сюжеты, связанные с аварией на ЧАЭС и ее последствиями (исследование проводилось спустя 7 лет после аварии). При выполнении тематических заданий (рисование и сочинение на заданную тему) обнаружены выраженные фиксации на событии, связанном с аварией на ЧАЭС. Рисунки и сочинения подростков на заданную тему отражают представления о негативных изменениях природы и здоровья людей и несут в себе изобразительные символы катастрофы, заимствованные из средств массовой информации.

Анализ результатов психологического обследования специфики мифологии детей и подростков дает основание приблизиться к самосознанию и эмоциональному глубинному самочувствию юного поколения. Используемые детьми и подростками традиционные и новые мифологемы помогают практическому психологу в работе с детьми и педагогами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Образ ядерной энергетики в детской картине мира 1. Вопросы психологии. — 1990. — N 5.
  2. В.Н., Матвеенко Е. Г. Социально- психологическая работа с населением регионов по профилактике развития радиофобий и снижению психоэмоционального напряжения // Проблемы смягчения последствий Чернобыльской катастрофы. —
  3. Брянск, 1993. — С. 145−150.
  4. Ю.П. О некоторых этнопсихологических исследованиях в США //. современная американская этнография. Теоретические направления и тенденции. — М., Изд-во АН СССР, — 1963, — С.64−98.
  5. С.Б. Волшебная сказка в контексте традиционной фольклорной культуры. Дис. канд. филол. наук.- JL, 1989. — 204 С.
  6. А. Психологическое тестирование. — М.: Педагогика, 1982. Кн. 1 — 318 С. Кн.2 — 295 С.
  7. В.П. Русская народная сказка. — М.: Просвещение, 1977. — 208 с.
  8. В.П. Уроки Чернобыля: радиация, жизнь, здоровье. — Киев, 1989.- 126с.
  9. Д.М. Понимание сказки детьми дошкольного возраста в зависимости от ее композиции. Дис. канд. психол. наук. М., 1944.
  10. С.А., Королев С. В. Этнопсихология как наука. Современная зарубежная этнопсихология // Реферативный сборник. — М.: Наука, 1979. — С. 5- 22.
  11. Г. В., Лев М.Я., Усольцев В. И. Об эффективности различных форм пропаганды радиационно-гигиенических знаний среди населения и врачей II Радиационная гигиена: Сб. науч. трудов.- J1., 1990.- 53с.
  12. Г. В., Лнберман А. Н., Иванов В. В. и др. Социально-психологические последствия аварии на ЧАЭС и пути смягчения их влияния на здоровье населения // Проблемы смягчения последствий Чернобыльской катастрофы, — Брянск, 1993.-С. 142−144.
  13. А.Н. Русские детские сказки. М.: Детгиз, 1961. — 223 С.
  14. А.К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения II Этнические стереотипы поведения . — Л.: Наука, 1985. — С. 7−21.
  15. О.Э. Финская фольклористика: традиции и современные тенденции. Дис. канд. филол. наук. — М., 1992. — 141 С.
  16. О.Э. Опыт изучения «новой повествовательной традиции»(работы Леи Виртанен)//Фольклор в современном мире. — М., 1991. — С. 179−183.
  17. А.И. Мифологическая школа в русской фольклористике. — М.: Наука, 1988, —222 С.
  18. Л.Г. Сказочная фантастика и народные верования // Сов. этнография. — 1966, —N5, —С. 15−27.
  19. Г. А. Белорусский детский фольклор (стихотворные жанры). — Дис. канд. филол. наук. — Минск, 1974. — 212 С.
  20. М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. — М.: Худ. лит, 1965. — 527 С.
  21. М.М. Фрейдизм: Критический очерк. — М., Л.: Госиздат, 1927. — 163. С.
  22. Л.И. Ребенок и книга. О читателе восьми-девяти лет. — М., 1968. — 1761. С.
  23. А.Ф. Детский фольклор // Лекция для студентов-заочников. — Таллинн, 1989. —25 С.
  24. Т.А. Орнитоморфная символика у восточных славян // Сов. этнография. — 1982. — N 1. — С. 22−34.
  25. П.А. Детские песни. М., 1868.
  26. Ф. Ум первобытного человека. М., Л., 1926. — 153 С.
  27. П.Г. Верования великорусов Шенкурского уезда // Этнографическое обозрение. — Кн. CXI- CXII. — N 3−4. — С.42−80.
  28. П.Г. Вопросы теории народного искусства. — М.: Искусство, 1971. — С.297−366.
  29. А.А., Столин В. В. Основы психодиагностики. — М.: МГУ, 1987. — 303 С.
  30. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.- 1978.- N 2, — С.47−50.
  31. Г. М. Эмоциональные основы онтогенеза личности.-—Автореф. на соискание ученой степени доктора психол. наук. — М., 1991.- 30с.
  32. Ю.В. К вопросу об особенностях этнографического изучения современности//Сов. этнография.— 1977. — N 12. -С. 16.
  33. Ю.В. Этнос и этнография. — М.: Наука, 1973.
  34. Ю.В. К вопросу о влиянии особенностей культурной среды на психику //Сов. этнография. — 1983. — N 3. -С. 67−75.
  35. У. Два мира детства.- М., 1976, — 174с.
  36. Л.Ф. Психодиагностика личности.-Киев, 1989.- 168с.
  37. Л.Ф. О проекции как принципе построения методов исследования личности.- В кн.: Вопросы диагностики психического развития: Тезисы симпозиума. Таллин, 1974.- С.33−34.
  38. Л.Ф. Проблема исследования бессознательного психического проективными методами // Бессознательное: природа, функции, методы исследования: В 4-х т. — Тбилиси: Мецниереба, 1978. — Т.З. — С. 638−642.
  39. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев: Наукова думка. — 1989. — 197 С.
  40. Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. — СПб., 1861. — Т. 1. — С.308−390.
  41. К. Духовное развитие ребенка. Пер. с нем.- М., 1924,-558 с.
  42. А. От действия к мысли: Очерк сравнительной психологии: Пер. с фр. — М.: Изд-во иностр. лит., 1956. — 237 С.
  43. В.А. Об изучении современного детского фольклора // Современный русский фольклор. — М.: Наука, 1966. — С. 187−199.
  44. Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).- М&bdquo- 1984.- 200 С.
  45. Великоросс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. п.: Материалы, собранные и приведенные в порядок П. В. Шейном. Т.1. — Вып.1. — СПб., 1900, —835 С.
  46. Л.А., Мухина B.C. Психология. — М., 1988. — 336 С.
  47. А.Н. Статьи о сказках. — Собр. соч. в 8 т. — M.-JL: Изд-во АН СССР, 1938. — Т. 16. — 376 С.
  48. Г. С. Детский фольклор и быт. Программа наблюдений. — Иркутск, 1925. —84 С.
  49. Г. С. Русский детский фольклор. — Иркутск, 1930. — 234 С.
  50. Г. С. Детский фольклор. — В сб.: Из истории русской фольклористики. — Л.: Наука, 1978. — Вып. 1. — С. 158−189.
  51. Г. С. Детский народный календарь // Сиб. жив.старина. — Иркутск, 1924. —Вып.Н, —С.55−97.
  52. Г. И. Детская волшебная сказка в современных записях: традиционная поэтика. Дис. канд. филол. наук. — М., 1990.
  53. Т.В. Особенности ценностных ориентаций лиц, проживающих в регионах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС /Возрастной аспект/. Дис. канд. психол. наук. — М., 1995.
  54. Возможность возникновения комплекса «жертвы» у пострадавших от аварии на ЧАЭС // Чернобыльская катастрофа: диагностика и медико-психологическая реабилитация пострадавших.- Минск, 1993. — С.34−38.
  55. Возрастные особенности эмоциональных состояний подростков в зонах радиоактивной загрязненности: Материалы исследования. — Минск, 1992.- 77с.
  56. В.Ф., Пергаменщик Л. А. Основные результаты научно-исследовательских работ по программе «Социально психологическая реабилитация и социально-правовая защита детей и подростков, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС» //
  57. Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф / Междунар. конф. Программа. Тезисы. — Гомель, 1994. — С. 17.
  58. Всеволодский-Гернгросс В. Н. Игры народов СССР. — М.-Л., 1933. — XIII. — 5631. С.
  59. В. Проблемы психологии народов /Пер. Н.Самсонова. —М.: Космос, 1912. — 132 С.
  60. JI.C. Проблемы возрастной периодизации детского развития //Вопросы психологии.— 1972. — N 2, — С. 117−123.
  61. JI.C. Психология искусства. — 3-е изд. — М.: Искусство, 1986. — 5731. С.
  62. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1967.
  63. JI.C., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитивный ребенок. — М.-Л.: Госиздат, 1930. — 232 С.
  64. В.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. — Л., 1977.
  65. О., Шаранов А. «Дети Чернобыля»: радиация, эмоциональный стресс и проблемы здоровья // Врач, 1992.- N 11.-С.24−26.
  66. Е.И., Кроник А. Л. Психологическое время личности. — Киев: Наукова думка, 1984. —207 С.
  67. С.С. Ценностно-ориентационный портрет старшеклассника// Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф / Междунар. конф. Тез.выст. — Гомель, 1994. — С. 19.
  68. О.Н., Осорина М. В. Современная фольклорная проза детей //Русский фольклор. Фольклор и историческая действительность. —Т.ХХ. — М.-Л., 1981. — С.96−106.
  69. Е.В., Генкин А. А. Применение непарам.етрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях. — М., 1973. — 140 С.
  70. В.Ё. Эстетика фольклора. — Л.: Наука, 1967.- 319 С.
  71. В.Н. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. 2-е изд. — СПб., 1980, —148 С.
  72. Дети в посткатастрофической ситуации. Социальная напряженность в семьях /У Социологический мониторинг.-М., 1993.- С. 4
  73. Детский быт и фольклор /Сб. под ред. О. И. Капицы. — Д.: Прибой, 1930.
  74. В.Н. Смоленский этнографический сборник. —М.:тип. А. В. Васильева, 1903. — 4.4. — XYI. — 720 С. — Т.27.
  75. JI.H. Детский фольклор. Дис. канд. филол. наук. — Ижевск, 1990. —180 С.
  76. А.Н. Образ мира и образ тела у лиц, пострадавших от аварии на ЧАЭС // Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф / Междунар. конф. Тез. выст. — Гомель, 1994. -С.24.
  77. О.М., Веракса Н. Е. Элементы карнавальной культуры в развитии ребенка-дошкольника //Вопросы психологии. — 1994.- N 2. — С.77−87.
  78. Г., Новлянская 3. Почему дети фантазируют II Хрестоматия по популярной психологии / сост. В. В. Мироненко. — М.: Просвещение, 1990. — С.275−279.
  79. В.П. О диагностике мотивационно-потребностной сферы подростков // Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф / Междунар.конф. Тез. выст. — Гомель, 1994. — С.27.
  80. А.В. Особенности развития процесса восприятия II Избран, психол. труды: В 2-х т. — М., 1986. — Т. 1. Психическое развитие ребенка. — С.52−65.
  81. А.И. Неврозы у детей и подростков. — JI: Медицина, 1988. — 248 С.
  82. А.И. Как преодолеть страхи у детей, — М., 1986. — 112с., ил.
  83. А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. — JI., 1982.- 216с., ил.
  84. Д.К. Древнерусский языческий культ «заложных» покойников. — М.: Известия Акад. наук, 1917. — Серия VI. — T.XI. — N 7. — С. 399−414.
  85. Д.К. Религиозно-магическая функция фольклорных сказок // С. Ф. Ольденбургу к пятидесятилетию научно-общественной деятельности, 1882−1932. —JL, 1934. — С.215−240.
  86. Л.М. Современная американская фольклористика: теоретические направления и тенденции. Дис. д-ра филол. наук. — М., 1973. — 419 С.
  87. Л.М. Современная американская фольклористика: теоретические направления и тенденции. — М.: Наука, 1975.
  88. П. Этнографические материалы, собранные в Купянском уезде Харьковской губернии II Этнографическое обозрение. — 1897. — N 1. — Кн.32.
  89. А.А. Особенности этнического самосознания подростков-казаков в контексте межнационального общения. Дис. канд. психол. наук. — М., 1995.
  90. К. Эмоции человека.- М., 1980, — 439с,
  91. Изучение эмоциональной сферы детей и подростков, затронутых аварией на ЧАЭС и психолого-педагогические рекомендации // Чернобыльский след: психологические последствия Чернобыльской катастрофы.- М., 1992.- С.221−225.
  92. В.Н. Заговоры и историческая действительность // Русский фольклор. — Т. 16. — Л.: Наука, 1976. — С.200−207.
  93. Имя-этнос-история / Сб. ст. — М.: Б.И., 1989. — 200 С.
  94. Каган В. Е. Об использовании Тематического Апперцепционного теста (ТАТ) в клинике детской психиатрии: В кн.: Резидуальные нервно-психические расстройства у детей. Труды (Ленингр. педиатрический мед. ин-т), Т.51.- Л., 1968.- С.141−150.
  95. И.В. Этническое сознание белорусов и этнопсихология: (на материале семейных обрядов и обрядовой поэзии могилевщины). Дис. канд. филол. наук. — Минск, 1993. —215 С.
  96. О.И. Детский фольклор, песни, потешки, дразнилки, сказки, игры, изучение, собирание, обзор материала. — Л.: Прибой, 1928. — 222 С.
  97. Е.Ф. Белорусы. — Т.З. — Народная поэзия. — М., 1916. — С.225−235.
  98. В. Как жить после психической травмы.- М., 1992. — 95 с.
  99. Я.Л., Пергаменщик Л. А. Симптоматика психических расстройств у пострадавших от Чернобыльской катастрофы // Чернобыльская катастрофа: диагностика и медико-психологическая реабилитация пострадавших.- Минск, 1993.- С.43−44.
  100. Г. В. Этнография детства II Советская этнография. — 1985. — N 2. — С.158−161.
  101. Комплексные клинико-психологические и психолого-возрастные обследования детей, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС // Чернобыльский след: психологические проблемы Чернобыльской катастрофы.- М., 1992.- С.208−215.
  102. Кон И.С. К проблеме возрастного символизма //Советская этнография. — 1981. — N6. —С.98−106.
  103. Кон И. С. Нужна помощь психологов // Советская этнография. — 1983. — N 3. —1. С.75−78.
  104. Кон И. С. Проблема детства в современной американской этнопсихологии (об исследованиях Беатрисы и Джона Уайтинг) И Советская этнография. — 1977. —N 5. —1. С. 148−3 58.
  105. Кон И. С. Этнография детства // Этнография детства: Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. — М., 1983. — С.9−50.
  106. К он И. С. Ребенок и общество: / Историко-этнографическая перспектива. — М.: Наука, 1988. —269 С.
  107. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. — М.: Политиздат. — 1984, —355 С.
  108. В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия.- Минск, 1993.- 478с.
  109. О.С., Суслова Е. А., Заикин Е. В. Психоэмоциональное напряжение и его источники у населения г.Клинцы Брянской области II Проблемы смягчения последствий Чернобыльской катастрофы. — Брянск, 1993.- С.378−390. ¦
  110. М.О. Проблемы воспитания и психологии ребенка в свете этнографического материала (работы М. Мид) // Советская этнография. — 1946. — N 2. — 227−232.
  111. М., Скрибнер С. Культура и мышление. — М.: Прогресс. — 1977. — 261 С.
  112. М.А., Морозов В. Е. Информация как средство изменения психических состояний // Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф / II Междунар. конф. Тез. выст. — Могилев, 1995. — С.46.
  113. В.Ф. Детские игры и песенки в Нижегородской губернии. Этнографические материалы. — Нижегородский сб-к. — Т.4. — 1871.
  114. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. Первобытная мифология: мифический мир австралийцев и папуасов. — М.: ГАИЗ, 1937. — 518 С.
  115. В.П. Социально-психологические аспекты этнического сознания // Советская этнография. — 1983. —N4. — С.75−78.
  116. В.П. Обычай и ритуал как способы регуляции поведения // Психод. проблемы социальной регуляции поведения. — М., 1976. — С.212−236,
  117. А.Н. Человек и культура.- М.: Наука, 1961.-115 С.
  118. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции.- М.1971.-38 С.
  119. М.Н. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. — М.: НИИОП, 1980. — С.3−32.
  120. Э.С. К вопросу о детском фольклоре // Русский фольклор. Материалы и исследования, — T.III. — М.-Л., 1958. —С.92−102.
  121. А.Е. Психотерапия и акцентуации характера у подростков.- Л., 1977.
  122. А.Ф. Знак. Символ. Миф: труды по языкознанию. — М.: МГУ, 1982. —480 С.
  123. В.Ф. Рисуночная методика «Четыре персонажа» и ее использование в целях психодиагностики личности //Экспериментальные методы исследования личности в коллективе. — Даугавпклс, 1986.
  124. Ю.М., Успенский Б. А. Миф-имя-культура //Труды по знаковым системам. — Тарту, 1973. — Вып.6.
  125. А.Р. Язык и сознание.- М.: Изд-во МГУ, 1979. — 319 С.
  126. С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. — Кемерово: Кн. изд-во, 1991. —349 С.
  127. С.А. Восприятие радиационной опасности как источник психологического стресса II Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф / II Междунар. конф. Тез. выст. — Могилев, 1995. —С.53.
  128. Г. И. Культурно-психологические и исторические основы страшилок II Сб. науч. тр. /Сибирский фольклор. — Новосибирск: НГПИ, 1981. — С.55−62.
  129. Международный Чернобыльский проект. Оценка радиологических последствий и защитных мер. Доклад Международного консультативного комитета.- М., 1991.- 72с.
  130. Е.М. Клод Леви-Стросс и его структурная типология мифа // Вопр. философии. — 1970. — N 7.
  131. М.Н. Русский детский фольклор.- М., 1987.- 240 С.
  132. М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики // Сибирский фольклор. — Новосибирск, 1971. — Вып.2. —С.78−99.
  133. М.Н. Русский детский фольклор Сибири. — Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1970, —218 С.
  134. Мифологические рассказы русского населения Сибири / сост. В. П. Зиновьев. — Новосибирск: Наука!, 1987. — С.50−70.
  135. А. Из жизни крестьянских детей Казанской гу — бернии. — Казань, 1892.
  136. B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее// Психол. журнал. — Т. 15. — N3.— 1994. —С.42−49.
  137. B.C. Программа по курсу этнопсихологии. — М., 1994.
  138. B.C. Генезис изобразительной деятельности ребенка. Автореф. дис. на соиск. уч. степ, д-ра психол. наук.- М., 1972. — 40 С.
  139. B.C. К проблеме социального развития ребенка//Псих. журнал.- 1980.-Т.1.- С.46−53.
  140. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.- М., 1981.- 240с., ил.
  141. B.C. Детская психология.- М., 1985.- 272с.
  142. B.C. Проблемы генезиса личности.- М., 1985.- 103 С.
  143. B.C. Психологическая помощь пострадавшим от землетрясения в Армении II Псих, журнал.- i989.-T.10,N 5.-С.44−54.
  144. B.C. Использование детского рисунка в целях диагностики умственного развития //Материалы симпозиума по вопросам разработки диагностических методов определения уровня умственного развития детей. — Рига, 1970.
  145. М.А. Формально-содержательные особенности оригинальных жанров прозаического детского фольклора // Проблемы современной филологии. Тез. докл. на межвуз. конференции молодых ученых. — Пермь, 1982.
  146. Н.И. Психическая напряженность.- М., 1976.-112с.
  147. А.И. Народная детская сказка драматического жанра // Сказочная комиссия в 1929 г. Обзор работ. — Л., 1928. — С.49−62.
  148. Е.С. Система персонажей русской волшебной сказки // Типологич. исслед. по фольклору. — М., 1975. — С.214−246.
  149. Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. —Л.: Наука, 1974, — 255 С.
  150. Е.В. Некоторые вопросы психологической диагностики и коррекции нарушений общения у младших подростков //Общение и развитие психики. — М., 1986.
  151. Н.В. Диагностика и коррекция структурных звеньев самосознания в дошкольном возрасте. Автореф. канд. психол. наук.- М., 1994, — 17с.
  152. М. Особенности структуры самосознания этнических групп Бенина в современных условиях. Дис. канд. психол. наук. — М., 1995. — 176 С.
  153. Н.Е. Северные сказки. — СПб., 1909. — 646 С.
  154. Особенности психической адаптации и поведения лиц, длительно проживающих в условиях радиационного загрязнения среды//Чернобыльский след: психологические последствия Чернобыльской катастрофы.- М., 1992.- С. 154−157.
  155. М.В. Детский фольклор: зачем он нужен //Знание-сила. — 1985. — N 4. — С.28−31.
  156. М.В. «Черная простыня летит по городу» или зачем дети рассказывают страшные истории // Хрестоматия по популярной психологии / Сост. В. В. Мироненко. — М.: Просвещение. — 1990. — С.280−289.
  157. М.В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований / К проблемам этнографии детства II Сов. этнография. — 1983. — N 3. — С. 3445.
  158. М.В. Отражение особенностей детского мышления в детском фольклоре // Вопросы общей и прикладной психологии. Тезисы докладов. — Л., 1971. — С.53.
  159. М.В. Рецензия на книгу Л.Виртанен «Детский фольклор» II Советская этнография. — 1979. — N 5. — С. 175−177.
  160. М.В. О некоторых традиционных формах коммуникативного поведения детей II Этнические стереотипы поведения / Сб. ст. под ред. А. К. Байбурина. — Л.: Наука, 1985.
  161. М.В. О роли рисования в развитии мышления ребенка/ЛТсихология — производству и воспитанию. — Л., 1977.
  162. А.Б. Анализ мифов КЛеви-Стросса. Первобытное мышление и этнографический контекст И Сов. этнография. — 1984.- N 5. — С.48−59.
  163. С.В. Курс психокоррекции в ходе реабилитации детей // Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф /Междунар. конф. Тез. выст. — Гомель, 1994. — С.44.
  164. Л.А. Изучение психологических механизмов адаптации детей к новым условиям жизни и деятельности //Чернобыльская катастрофа и медико-психологическая реабилитация пострадавших. — Мнм 1992. — С.7−10.
  165. Л.А., Гончарова С. С. Ценностные ориентации и возможность их реализации в будущем у мигрантов Чернобыльской зоны //Чернобыльская катастрофа и. медико-психологическая реабилитация пострадавших. — Мн., 1992. -25−27.
  166. Н.А. Математические методы в биологии.- М., 1978.- 265 с.
  167. Е.А. Детские игры, преимущественно русские (в связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной // Крестьянское хозяйство СССР. —Т.2. — Л., 1928. — С.202−234.
  168. Э.В. О русском фольклоре. — М.:Наука, 1975. — 110 С.
  169. .Ф. Социальная психология и история. — М.: Наука, 1966. — 212 С.
  170. А.А. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. — М., 1865.
  171. А.С. Фольклор и психология // Проблемы фольклора. — М.: Наука, 1975. —С.40−44.
  172. Проблемы смягчения последствий Чернобыльской катастрофы, Брянск, 1993.-С. 179−182.
  173. Программа для собирания детского фольклора / под ред. О. И. Капицы. — Л.: Прибой, 1930.
  174. В.Я. Морфология сказки. — 2-е изд. — М.: Наука, 1969. — 168 С. — (Исследование по фольклору и мифологии Востока).
  175. В.Я. Фольклор и действительность: Избр. ст. — М.: Наука, 1976. -325 С. -(Исследование по фольклору и мифологии Востока).
  176. В.Я. Исторические корни волшебной сказки.- JI., 1946. — 340 с.
  177. Психодиагностика развивающейся личности: прожективный метод депривации структурных звеньев самосознания В. С. Мухиной и К. А. Хвостова (дети 5−8 лет). — М., 1992.
  178. Психологический мониторинг. Научное обеспечение работ по Федеральной целевой программе «Дети Чернобыля».- Вып.Н.- М., 1993.- 86с.
  179. Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция. Межвузовский сб. науч. трудов.- М., 1993.- 199с.
  180. Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция //Межвуз. сб. науч. тр./под ред. докт. психол. наук, академика В. С. Мухиной. — М.: Прометей, 1992. — 191 С.
  181. .Н. Фольклор и народная культура. — СПб.: Наука, 1994.
  182. Т.И. Психологическая работа с детьми, проходящими мед. обследование и лечение II Чернобыльский след: психологические последствия Чернобыльской катастрофы.1. М., 1992. — С.209−214.
  183. Радиация. Дозы, эффекты, риск. Пер. с англ. Ю. А. Банникова.- М., 1990.- 135с.
  184. Разработка мер и механизма помощи детям районов радиационного загрязнения, — М., 1993.- 141с.
  185. П.В. Радиационно-гигиеническая политика реабилитации территорий, пострадавших от аварии на ЧАЭС II Проблемы смягчения последствий Чернобыльской катастрофы, — Брянск, 1993.- С.22−26.
  186. A.M. Этнопсихология и смежные науки II Сов. этнография. — 1983. — N 3. — С.78−85.
  187. Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй.1. М.: Просвещение, 1985.
  188. И.М. Психология фантазии: Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. — Минск: Университетское, 1991. — 339 С.
  189. Е.С., Потемкина С. Ф. Графические методы в психологической диагностике.-М., 1992.-256с., ил.
  190. Ю.Г. Детский фольклор Коми. Дис. канд. филол. наук. — Сыктывкар, 1972.— 178 С.
  191. СЛ. Проблемы общей психологии, — М., 1976. — 416 с.
  192. К. Групповая психотерапия, — М., 1993, — 368с.
  193. Русские суеверия / Ольга Р.Ионайтис. — М.:Благовест, ТОО, 1992.
  194. Ю.С. Проективные методы в исследовании бессознательного.- В кн.: Бессознательное: природа, функции, методы исследования.- Тбилиси, 1978.- С.632−637.
  195. Д.Н. Сказки и предания Самарского края. — СПб., 1884. — Т.12. — 388 С. — (Зап. Рус. Геог. о-ва по отделению этнографии).
  196. Сказки и песни Белозерского края / зап. Б. и Ю.Соколовых. — М., 1915. — 666 С.
  197. JI.B. Культура самосознания. — М.: Политиздат, 1989. — 98 С.
  198. В.И. Представления подростков о Чернобыльской аварии и ее последствиях // Чернобыльская катастрофа и медико-психологическая реабилитация пострадавших.- Минск, 1992, — С. 28−30.
  199. Современная зарубежная этнопсихология. — М.: Наука, 1979.
  200. Соколовы Б. и Ю. Поэзия деревни. — М., 1926. — 166 С.
  201. Э.В. Культура и личность. — JI., 1972. — С.145−147.
  202. Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.
  203. В.В. Рисунок — средство диагностики и коррекции личности //Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция. — М.: Прометей, 1992. С. 120−130.
  204. .А. Лабораторный практикум по общей психологии. — М., 1979. — 156 С.
  205. Социально-психологическая реабилитация детей и подростков, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС // Сб. науч. трудов.- Минск, 1993.- 112 с.
  206. Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф // Международная конференция /Тезисы докл. — Гомель, 1994, —67 С.
  207. Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф ПII Международная конференция /Тезисы докл. — Могилев, 1995. — 107 С.
  208. Социально-психологические процессы адаптации: установки и ожидания населения при взаимодействии с органами исполнительной власти // Чернобыльский след: Психологические последствия Чернобыльской катастрофы.- М., 1992.- С.53−60.
  209. Социальное самочувствие населения районов, пострадавших от аварии на ЧАЭС // Чернобыльский след: Психологические последствия Чернобыльской катастрофы, — М., 1992.-С.97−110.
  210. А.С. Профилактика неврозов у детей и подростков.- М., 1986.112с.
  211. Г. В. О предметной области этнопсихологии II Сов. этнография. — 1983. —N3. —С.78−85.
  212. Стеблин-Камекский М. И. Миф. — Л.: Наука, 1976. — 104 С. (Из истории мировой культуры).
  213. Т.Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. — М.: МГУ, 1993. — 78 С.
  214. В.В. Самосознание личности. — М.: МГУ, 1983, — 288 С.
  215. Г. В. Основы математической статистики для психологов.-М., 1972,-429 с.
  216. Е.П. Психологическое время в структуре самосознания шестилетнего ребенка. Автореф. канд. психол. наук.- М., 1989.- 16с.
  217. С.А. Что такое мифология // Вопросы истории религии и атеизма. — М.: АН СССР, 1962. — Вып. 10. — С.338−375.
  218. Н.Б. Детский фольклор в русском народном творчестве Казахстана. Автореф. дис. канд. филол. наук. — Алма-Ата. Каз. гос. ун-т. — 1989. •— 28 С.
  219. Н.И. Мифологические аспекты древнеславянской духовной культуры и последующей народной традиции // Международная науч. конф. «Славянские культуры и мировой культурный процесс. Минск, 1982. — С.49−451.
  220. Ф.С., Чинкина О. В. Психологические последствия аварии на Чернобыльской АЭС // Клиническая медицина., 1991. — N 11.- С. 24−28.
  221. Э.Б. Первобытная культура. Пер. с англ./ под ред. и с примеч.
  222. B.К.Никольского. — М.: Соцэкгиз, 1939. — XXX. — 570 С.
  223. В. Символ и ритуал / Пер. с англ. — М.: Наука, 1983. — 277 С. — (Исследования по фольклору и мифологии Востока).
  224. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. — Тбилиси, 1961, —210С.
  225. Э. «Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы.» — М.: Экономика, 1992. — 287 С.
  226. Филипченко В. В, Поведенческий субсиндром хронического радиационного стресса // Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф/II Междунар. конф. Тез. выст. — Могилев, 1995. —1. C.79.
  227. Фольклор и этнография: связи фольклора с древнейшими представлениями и обрядами. — Л.: Наука, 1977. — 200 С.
  228. Фольклор и этнография: Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры: Сб. науч. тр. / отв. ррд. Б. Н. Путилов. — Л.: Наука, 1990. — 231 С.
  229. Фольклор и этнографическая действительность. — СПб.: Наука, 1992. — 201 С.
  230. В. Человек в поисках смысла.- М., 1990.- 368 с.
  231. А. Введение в технику детского психоанализа.- М., 1991.- 92 с.
  232. А. Психология «Я» и защитные механизмы. -М., 1993. — 143 С.
  233. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции.- М., 1990.-456с.
  234. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. — М., 1989.- С. 39 202.
  235. Фрейд 3. Психоанализ детских неврозов. — М.-Л.: Госиздат, 1925. — Вып. 23.
  236. Фрейд 3. Психоанализ детского страха. — М.: Наука, 1913. —Вып.9.
  237. Фрейд 3. ToicM и табу: Психология культуры и религии / Пер. М. В. Вульфа. — М.: Госиздат, 1923. — 172 С. — Вып.6.
  238. П. Эмоции.- В кн.:Экспериментальная психология эмоций / Под ред. П. Фресс, Ж.Пиаже.- М., 1975.- вып.У.- С. 111−195.
  239. Э. Иметь или быть?-М., 1990.-345 с.
  240. Дж.Дж. Золотая ветвь. — 2-е изд. — JL: Атеист, 1928. — В 4-х т. Вып. 1. Магия и религия. Вып. 2. Табу- Запреты.
  241. И.А. Групповая психотерапия агрессивного поведения детей // Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф /II Междунар.конф. Тез. выст. — Могилев, 1995. — С.81.
  242. В. Об участии детей в религиозной обрядовой жизни // Этнографическое обозрение. — 1911. — N 1−2. — С.1−78.
  243. Г. Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений //Вопросы психологии, 1986, N1.
  244. Т.В. К семантике пространственно-временных показателей в фольклоре //Сб. ст. по вторичным моделирующим системам. —Тарту, 1973. — С.13−17
  245. Т.В. Мифологическое программирование повседневной жизни // Этнические стереотипы поведения. — Л.: Наука, 1985. —С.154−173.
  246. Е.М. К определению понятия «травматический стресс» II Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф /Междунар. конф. Тез. выст. — Гомель, 1994. — С.59.
  247. Чернобыльская катастрофа и медико-психологическая реабилитация пострадавших.-Минск,!992,-320с.
  248. Чернобыльская катастрофа: Диагностика и медико-психологическая реабилитация пострадавших.- Минск, 1993.- 312с.
  249. Чернобыльский след: психологические последствия Чернобыльской катастрофы.- М., 1992.- 253с.
  250. И.И. Проблема самосознания в психологии. — М., 1977. — 144 С.
  251. И.С. Психологические особенности развития потребности в признании в дошкольном и младшем школьном возрасте. Автореф. дис. канд. психол. наук.1. М&bdquo- 1981. — 16 С.
  252. К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. —Д.: Наука, 1986.303 С.
  253. К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры // Сов.этнография. — 1972. — N 3. — С.74−75.
  254. А.Ф. Психологическая коррекция отклонений в самосознании личности в подростковом и раннем юношеском возрасте. Дис. канд. психол. наук.- М., 1991, — 148с.
  255. Е.И. Методы диагностики этнических установок // Экспериментальные методы личности в коллективе. /Тез. Всес. научно-метод. конф. — В 3-х ч. — Даугавпилс. — 4.2. — 127 С.
  256. С.А. Ее величество игра. — М.: МИП NB Магистр. -160
  257. Г. Г. Введение в этническую психологию.
  258. Г. Страхи здоровых детей: Пер. с нем. Ю.Лукоянова. — М., 1981.- 192с.
  259. П. Почему дети лгут / Пер. с анг. С. С. Степанова. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 270 С.
  260. Н.М. К вопросу о детской сказке II Детский быт и фольклор / под ред. О. И. Капицы. —Д.: Прибой, 1930.
  261. Д.Б. Психология игры.- М., 1987.
  262. Э. Детство и общество / Пер. с анг. С.Ю.Билючугова//под общ. ред. А. ГЛидерса, В. Г. Колесникова. — Обнинск: Изд-во «Принтер», 1993. — Вып. 1. -54 С.
  263. Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. — М.: Наука, 1991.— 187 С.
  264. Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. — М., 1994. — Вып.1. — 127с.
  265. Этническая психология: этнические процессы и образ жизни людей // Сб.науч.тр./ Отв.ред.Н. Н. Андреева. — М.:УДН, 1984.- 77 С.
  266. Этнические стереотипы поведения / под. ред. А. К. Байбурина. — Л.: Наука, 1985. — 325 С.
  267. Этнические стереотипы мужского и женского поведения / Сб. ст. Отв. ред. А. К. Байбурин, И. С. Кон. — СПб.: Наука, 1991. — 318 С.
  268. Этнознаковые функции культуры / Сб. ст. Отв. ред. Ю. В. Бромлей. -М.: Наука, 1991.
  269. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. М., 1994.- 336с.
  270. Юнг К. Г. Архетип и символ. — М.: Ренессанс СП «ИВО СиД», 1991. — 367 С.
  271. Юнг К.Г. О современных мифах / Сб. тр. Пер. с нем. — М.: Практика, 1994. -2521. С.
  272. A.M. Мифологические корни фольклорного мышления: пространство, время, существование. — Вестник Моск. ун-та. — 1981. — Серия 7. Философия. — N 6. — С.56−65.
  273. П.В. Семантика проективного рисунка в контексте языка невербальных значений. Вестник МГУ, сер. 14, психология, 1989, N 1.
  274. Abrahams R.D. Introductory Remarks to a Rhetorical The rbal art and culture // JAF. — 1955. —N269.
  275. Bayard S.P. The Materials of folklore//JAF.-1953.-N 259.
  276. Ben-Amos D. Toward of definition of folklore in context//JAF.— 1971. — N 331.
  277. Benedict R. Patterns of culture. — Boston- New York, 1937. — 290 p.
  278. Boas F. KwakiUtle ethnography. — Chicago- London, 1966.
  279. Bronfenbrenner U. The Ecology of Human Development Experiments by Nature and Decing. — Cambridge, 1979, p. 19−295.
  280. Buck I.N. The N-T-P technuique. Aqualitative and quantative scoring manual. — J.Clin. Psychol., Monograph Supplement. — N 5. — 1948.
  281. Campbell J. The Masks of God: Primitive Mythology, v. 1,1.N.Y. The Viking Press, 1959, p.3,42−71, 61−62.
  282. Campbell J. Bios and Mythos: Prolegomena to a Scince of Mythology // Myth and Literature. Contemporary Theory and Practice / Ed. by J. Vickery, univ. of Nebraska press, 1966, р.20−5б.
  283. Cross-Cultural Samples and Codes /Ed. by H. Barry III, A.Schlegel. — Pittsburg, 1980.
  284. Demause L. The Evolution of Childhood. Ed. by Demause. — N.Y., 1974, p.50−56.
  285. Dresser N. Telefone pranks. — New York folklore quarterly, 1973. N 29, p.121−130.
  286. Dorson R.M. Theories of Myth and the Folklore.-«Daedalus», 1959, v.88, p.283−286.
  287. Dundes A. The Number Three in American Culture // Every Man His Way. Redings in Cultural Antropology. — New Jersy, Prentice-Hall, Inc. Englewood Cliffs, 1968, p.420−421.
  288. Dundus A. Interpreting folklore.-Bloomington-London, 1980.
  289. Edmonson M. Lore. An introduction tj the Science of Folklore and Literature. — N.Y., Chicago, San-Francisco, Atlanta, Dallas, Montreal, Toronto, London, Sydney, Holt, Renehalt and Winston, Inc. 1970, p.48−203.
  290. Eggan D. The Personal Use of Myth in Dreams. — JAF, 1955, v.68, N 270, p.452−455.
  291. Erikson E.H. Childhood and Society. — N.Y., 1963.
  292. Erny P. L’Enfant et son mikien en Afrique Noiu Essai sur Ledication traditionaelle. —1. P., 1972
  293. Explorations in the psychology of stress and anxiety/Ed.by Byron P. Rourke.- Don Mills: Longmans, cop. 1969.
  294. Fine G.A. Children and their culture. Exploring newell’s paradox. — «Western folklore», 1980, vol.39, N 3, p. 170−183.
  295. Ficher J.L. A Ponapean Oedipus Tale: Structural and sociolodical Analysis. — JAF, 1966, v.779,N 311, p.121−129.
  296. Frank L.K. Projective methods for the study of personality // J.Psychol., 1938. —N 8, p.389−414.
  297. Freud S. The Occurence in Dreams of materia from Fairy-Tales. The Uncunny. //On Creativity and the Unconscious. Papers on the Psychology of Art, Literature, Love, Religion. — 1958, p. 81−151.
  298. Friendship an social relations in children (Eds. H.C.Foot, A.J.Chapman, T.R.Smith. Chichester exc., 1980.
  299. Fromm E. The Forgotten Languge. An Introduction to the Understanding of Dreams, Fairy Tales and Myths. — N.Y., Chicago, San-Francisco, Holt, Renehart and Winston, 1965, p.6−10.
  300. Frye N. Anatomy of Criticism. Four Essays. — Prinston, New Jersey, univ. press, 1956−1957, p.105−365.
  301. Folklore: Perfomance and communication / Ed. by D. Ben-Amos and K.S. Goldstein.1. Monton Press, 1975.
  302. Gray, Jeffrey A. The psychology of fear and stress / J.A. Gray.- New-York, 1971. —256 p.
  303. Georges B. Toward an Understanding of Story-Telling Events. — JAF, 1969, v.782, N 326, p.317−326.
  304. Goodman M.E. The Culture of Childhood. Child’s Eye Views of Society and Culture.1. N.Y., 1970.
  305. S.A. (Ed). Children’s Folklore. — XXXIX, N 3,1980. (Special Issue). Vol.39,1. N 1−3.
  306. Hakamies P. Finnish Folklorism from 1985 to 1989. The Kalevala jubilee of 1985' //Problems of Uralistics. — Moscow, 1990, p. 179 — 183.
  307. Handbook of Cross-Cultural Human Development / Ed. by R.H. Munroe, R.L.Munroe, B.B. Whiting. — New-York — London, 1981.
  308. Hart R. Children’s Experience of place: A Developmental Study. — N.Y.: Irvington press, 1978.
  309. Hertskovits MJ. Folklore after a hundred years: A Problem in redefinition //JAF, 1946, N232.
  310. Honko’L. The formation of ecotypes //Folklore on two continents. — Bloomington, 1980.
  311. Honko L. Four forms of adaptation of tradition //Studia Fennica. — Helsinki, 1981.1. Vol.26.
  312. Hunt D. Parent’s and Children in History. The Pschology of Family Life in Early Modern France.—New York — London, 1970.
  313. Hymes D. The Contribution of Folklore to Sociolinguistic Research //JAF, 1971, v.84, N 333, p.45−48.
  314. Hyman E. The Ritual View of Myth and Mythic //Myth and Literature. Contemporary Theory and practice / Ed. by J. Vickery Lincoln, univ. of Nebrasska press, 1965, p.52−57.
  315. Jung C. G The Phenomenology of the Spirit in Fairy Tales. //The Archetypes and the Collective Unconscious. — Lnd. Routledge and Paul Kegan, 1959, p. 79,222−270.
  316. Knapp M., Knapp H. One potato: secret education of American children. — New York: Norton press, 1976. V.XII.
  317. Levi-Strauss C. The Structural Study of Myth //JAF, 1955, v.68, N 270, p.243−244.
  318. Machover K. Personality projection in the drawing of the human figure. — Springfield, III, 1949.
  319. Malinovski B. Magic, science and religion and other essays. — Boston, 1948.
  320. McCoch S. Children’s Humor. — London, etc.: Granada, Publishing, 1979.
  321. Mcluhan M. Myth and Mass Media. — «Daedalus», 1959, v.88, p.339−345.
  322. Mcluhan M. The Mechanical Bride. Folklore of Industrial Man. Lnd., Routlledge and Paul Kegan Limited, 1967, p.5−10.
  323. Marcus C.C. Children’s Play Behavior in a Rise Inner-City Housing Development. — In: Man Environment Interactions: Evaluations and Applications / Ed. by Carson D. / V.12. Childhood City. —Milwaukee, 1974.
  324. Moore D., Young D. Chiianood Outdoors: Toward a Social Ecologe of the Landscape. — In: Children and Environment, 1979, v.3, p.83−130.
  325. Murdock G.P., White D.R. Standard Cross-Cultural Sample //Ethnology, 1969, v.8, N 3, p.328−369.
  326. Murdock G.P. Ethnographic Atlas. — Pittsburg, 1964.
  327. Opie I., Opie P. The lore and Eanguge of schoolchildren. — Oxford, Clarendon press, 1959. —417p.
  328. Opie I., Opie P. The classic fairy tales. — London, etc.: Granada, Paladin book, 1980.366 p.
  329. Parke R.D. Children’s Home Environment. — In.: Children and Environment, 1979, v.3, p.33−81.
  330. Pentikainen J. The Nordic Dead-Child Tradicion. Nordic Dead-Child Beings: A Study in Comparative Religion //FFG 202. — Helsinki, 1968.
  331. Sarmela M. Folklore, Ecology and Super-Structures. — Helsinki, 1976, SF 18.
  332. Schwartzman H.B. Transformations: the Antropology of hildren’s play. — New- ork1. ndon: Plenum Press, 1978.
  333. Sibeok T. Computer as a tool of Folklore Research //Using of Computers in Antropology. -Z.- P., 1968.
  334. Siikala A.-L. Interpreting Oral Narrative. — «Folklore Fellows Communication» IFFCI245, 1990.
  335. SiikalaA.-L. Variation in the incantation mythical thinking: the scope of comparative research //Journal of Folklore Research. — Bloomington, 1986. Vol.23, N 2−3.
  336. Sutton-Smith B. Pschology of childlore: The triviality barrier//Western folklore. — California folklore querterly, 1970. Vol. 29, p. l-8.
  337. The Luscher Color Test. Tr. and ed. by I.Scotf. — N.Y., 1971. Ch. 6.
  338. Thompson S. Narrative motif-analysis as a folklore method//FFC, 1955, N 161.
  339. Virtanen L. Boys and Girls in a Game-Starting Situation//Studia Fennica 18. —. Helsinki, 1974.
  340. Virtanen L. Children’s lore //Stadia Fennica. — Helsinki, 1978. Vol. 22. — 100 p.
  341. Weart S.R. Nuclear fear: A history of images.- Cambridge, 1988.- 535 p.
  342. Zal, H. Michael. Panic disorder: The great pretender / H. Michael Zal, Forew by Rarl Rickels.- New-York, London: Plenum Press, cop. 1990. — 232 p.
Заполнить форму текущей работой