Цели, содержание и формы социально-психологического обучения
Н. В. Матяш и Т. А. Павлова предлагают различать две группы целей активного социально-психологического обучения — цели, связанные с совершенствованием коммуникативных умений, и цели, связанные с развитием личности. Овладение социально-психологическими и психолого-педагогическими знаниями в сфере межличностного общения, формирование навыков их практического применения. 2] См.: Матяш II. В. Методы… Читать ещё >
Цели, содержание и формы социально-психологического обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В данной главе обозначается место социально-психологического обучения в общей системе обучения взрослых. Раскрывается содержание коммуникативной компетентности личности и ее составляющих. Дается общая характеристика социально-психологического тренинга. Специальное внимание уделяется проблеме эффективности социально-психологического тренинга и организационным факторам, способствующим се повышению.
В результате освоения данной темы студенты должны:
- • знать цели, содержание и формы социально-психологического обучения;
- • уметь ставить цели и определять содержание учебных занятий по социальной психологии;
- • владеть навыками проведения учебных занятий с использованием методов активного социально-психологического обучения.
Место социально-психологического обучения в общей системе обучения взрослых
Для того чтобы отчетливо представить себе место социально-психологического обучения в общей системе обучения взрослых, следует развести понятия «обучение социальной психологии» и «социально-психологическое обучение взрослых»[1]. Если первое подразумевает сообщение сведений о данной науке в целом, исходя из ее общетеоретических положений, и предоставляет обучаемому свободу практического приложения усвоенных знаний, то второе предполагает учет особенностей деятельности специалиста при отборе социально-психологического учебного материала, необходимого для оптимизации этой деятельности в рамках конкретной профессии. При условии обязательного взаимодействия обучаемых между собой сама учебная группа становится естественной моделью для изучения социально-психологических закономерностей и практической лабораторией для формирования коммуникативных умений, наиболее важных в том или ином виде профессиональной деятельности.
Н. В. Матяш и Т. А. Павлова предлагают различать две группы целей активного социально-психологического обучения — цели, связанные с совершенствованием коммуникативных умений, и цели, связанные с развитием личности[2].
Цели активного социально-психологического обучения, связанные с совершенствованием коммуникативных умений:
- — развитие способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми;
- — преодоление профессиональных, социальных и возрастных стереотипов в восприятии окружающих людей;
- — овладение социально-психологическими и психолого-педагогическими знаниями в сфере межличностного общения, формирование навыков их практического применения.
Цели активного социально-психологического обучения, связанные с развитием личности:
- — развитие способности к адекватному познанию себя и других людей;
- — преодоление неверия в свои силы, заниженной самооценки;
- — поиск путей самоактуализации через усвоение подходящих средств самовыражения в общении.
Наиболее полно эти требования реализуются в особой форме социально-психологической подготовки, получившей название социально-психологический тренинг (СПТ). В нашей стране это понятие охватывает довольно широкую область практики психологического воздействия, основанной на методах активной групповой работы[3].
Курт Левин Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности.
К. Левин
Конечной прямой обучающей целью СПТ, по мнению многих отечественных специалистов, является повышение коммуникативной компетентности личности участников, а косвенной целью — общее развитие личности. Будучи же включенным в социально-психологическое обучение взрослых, СПТ направлен на оптимизацию и повышение эффективности профессиональной деятельности специалистов, а средством достижения этой цели как раз и становится совершенствование их коммуникативной компетентности.
- [1] См.: Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-воЛенингр. ун-та, 1985.
- [2] См.: Матяш II. В. Методы активного социально-психологического обучения: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений /II. В. Матяш, Т. А. Павлова. М.: Академия, 2010.
- [3] См.: Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во Моек, ун-та, 1989.