Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Цели, содержание и формы социально-психологического обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Н. В. Матяш и Т. А. Павлова предлагают различать две группы целей активного социально-психологического обучения — цели, связанные с совершенствованием коммуникативных умений, и цели, связанные с развитием личности. Овладение социально-психологическими и психолого-педагогическими знаниями в сфере межличностного общения, формирование навыков их практического применения. 2] См.: Матяш II. В. Методы… Читать ещё >

Цели, содержание и формы социально-психологического обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В данной главе обозначается место социально-психологического обучения в общей системе обучения взрослых. Раскрывается содержание коммуникативной компетентности личности и ее составляющих. Дается общая характеристика социально-психологического тренинга. Специальное внимание уделяется проблеме эффективности социально-психологического тренинга и организационным факторам, способствующим се повышению.

В результате освоения данной темы студенты должны:

  • знать цели, содержание и формы социально-психологического обучения;
  • уметь ставить цели и определять содержание учебных занятий по социальной психологии;
  • владеть навыками проведения учебных занятий с использованием методов активного социально-психологического обучения.

Место социально-психологического обучения в общей системе обучения взрослых

Для того чтобы отчетливо представить себе место социально-психологического обучения в общей системе обучения взрослых, следует развести понятия «обучение социальной психологии» и «социально-психологическое обучение взрослых»[1]. Если первое подразумевает сообщение сведений о данной науке в целом, исходя из ее общетеоретических положений, и предоставляет обучаемому свободу практического приложения усвоенных знаний, то второе предполагает учет особенностей деятельности специалиста при отборе социально-психологического учебного материала, необходимого для оптимизации этой деятельности в рамках конкретной профессии. При условии обязательного взаимодействия обучаемых между собой сама учебная группа становится естественной моделью для изучения социально-психологических закономерностей и практической лабораторией для формирования коммуникативных умений, наиболее важных в том или ином виде профессиональной деятельности.

Н. В. Матяш и Т. А. Павлова предлагают различать две группы целей активного социально-психологического обучения — цели, связанные с совершенствованием коммуникативных умений, и цели, связанные с развитием личности[2].

Цели активного социально-психологического обучения, связанные с совершенствованием коммуникативных умений:

  • — развитие способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми;
  • — преодоление профессиональных, социальных и возрастных стереотипов в восприятии окружающих людей;
  • — овладение социально-психологическими и психолого-педагогическими знаниями в сфере межличностного общения, формирование навыков их практического применения.

Цели активного социально-психологического обучения, связанные с развитием личности:

  • — развитие способности к адекватному познанию себя и других людей;
  • — преодоление неверия в свои силы, заниженной самооценки;
  • — поиск путей самоактуализации через усвоение подходящих средств самовыражения в общении.

Наиболее полно эти требования реализуются в особой форме социально-психологической подготовки, получившей название социально-психологический тренинг (СПТ). В нашей стране это понятие охватывает довольно широкую область практики психологического воздействия, основанной на методах активной групповой работы[3].

Цели, содержание и формы социально-психологического обучения.

Курт Левин Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности.

К. Левин

Конечной прямой обучающей целью СПТ, по мнению многих отечественных специалистов, является повышение коммуникативной компетентности личности участников, а косвенной целью — общее развитие личности. Будучи же включенным в социально-психологическое обучение взрослых, СПТ направлен на оптимизацию и повышение эффективности профессиональной деятельности специалистов, а средством достижения этой цели как раз и становится совершенствование их коммуникативной компетентности.

  • [1] См.: Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-воЛенингр. ун-та, 1985.
  • [2] См.: Матяш II. В. Методы активного социально-психологического обучения: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений /II. В. Матяш, Т. А. Павлова. М.: Академия, 2010.
  • [3] См.: Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во Моек, ун-та, 1989.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой